Анализ главы максим максимыч: герой нашего времени — роман лермонтова

Михаил Лермонтов сочетал в себе редкие дарования: виртуозное стихосложение и мастерство прозаика.

Его роман известен ничуть не меньше, чем его лирика и драма, а может и больше, ведь в «Герое нашего времени» автор отразил болезнь целого поколения, исторические особенности своей эпохи и психологизм героя-романтика, ставшего голосом своего времени и самобытным проявлением русского романтизма.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

История создания

Создание романа «Герой нашего времени» покрыто тайной. Нет ни одного документального подтверждения точной даты начала написания этого произведения. В своих записках и письмах писатель умалчивает об этом. Принято считать, что окончание работы над книгой датируется 1838 годом.

Первыми были «Бэла» и «Тамань». Дата выпуска этих глав приходится на 1839 год. Они, как самостоятельные повести, публиковались в литературном журнале «Отечественные записки» и имели огромный спрос у читателей.

В феврале 1840 появляется «Фаталист», в конце которой редакторы обещают скорый выход целой книги Лермонтова. Автор дописал главы «Максим Максимыч» и «Княжна Мэри» и в мае того же года выпустил роман «Герой нашего времени».

Позднее он еще раз издал свой труд, но уже с «предисловием», в котором дал своеобразный отпор критике.

Изначально М.Ю. Лермонтов не задумывал данный текст как что-то целостное. Это были своего рода путевые заметки, со своей историей, на которые его вдохновил Кавказ.

Только после успеха повестей в «Отечественных записках» писатель дописал еще 2 главы и соединил все части общим сюжетом.

Следует отметить, что писатель очень часто бывал на Кавказе, поскольку с детства здоровье его было слабым, и бабушка, опасаясь смерти внука, часто привозила его в горы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  У войны не женское лицо сочинение по повести а зори здесь тихие

Оценим за полчаса!

Смысл названия

Заглавие уже вводит читателя в курс дела, открывая истинные замыслы художника. Лермонтов с самого начала предвидел, что критики сочтут его произведение личным откровением или же банальной беллетристикой. Поэтому он решил сразу же обозначить суть книги.

Смысл названия романа «Герой нашего времени» заключается в том, чтобы заявить тему произведения – изображение типичного представителя 30-х годов 19 века. Произведение посвящено не личной драме какого-то выдуманного персонажа, а тому, что чувствовало целое поколение.

Григорий Печорин вобрал в себя все тонкие, но аутентичные для молодых людей той эпохи, характеристики, позволяющие понять атмосферу и трагедию личности того времени.

О чем книга

В романе М.Ю. Лермонтова ведется повествование о жизни Григория Печорина. Он – дворянин и офицер, о нем мы впервые узнаем «из уст» Максима Максимыча в главе «Бэла».

Старый солдат поведал читателю об эксцентричности своего молодого приятеля: всегда добивается своих целей, чего бы ему это не стоило, при этом не боится общественного осуждения и даже боле серьезных последствий. Выкрав прекрасную горянку, он жаждал ее любви, которая со временем зародилось в сердце Бэлы, другой вопрос, что Григорию это стало уже не надо.

Своим безрассудным поступком он в один миг подписал смертный приговор девушке, ведь позднее Казбич в порыве ревности, решает увезти красавицу от похитителя, а когда поймет, что с женщиной в руках ему не уйти – смертельно ранит ее.

В главе «Максим максимыч» раскрывается холодность и чувственный барьер Григория, которые он не готов переступить. Печорин очень сдержанно приветствует старого друга — штабс-капитана – чем очень сильно огорчает старика.

Глава «Тамань» приоткрывает завесу совести героя. Григорий искренне раскаивается, что влез в дела «честных контрабандистов».

Волевая сила характера так же показана в этом фрагменте в момент борьбы в лодке с Ундиной.

Наш герой любознателен и не хочет оставаться в неведение дел, происходящих вокруг него, именно поэтому он следует за слепым мальчиком посередине ночи, допрашивает девушку на предмет ночных деяний ее бадны.

По-настоящему таинства души Печорина открываются в части «Княжна Мэри». Здесь он подобно Онегину, что от скуки «волочился» за дамами, принимается разыгрывать пылкого влюбленного.

Смекалка и чувство справедливости героя в момент дуэли с Грушницким поражают читателя, ведь в холодной душе живет и жалость, Григорий давал шанс товарищу на раскаяние, но тот его упустил. Главная линия в этой главе — любовная. Мы видим героя любящим, все-таки он умеет чувствовать.

Вера растопила все «льды», заставив старые чувства загореться еще ярче в сердце избранника. Но жизнь его не создана для семьи, его образ мыслей и свободолюбие косвенно влияют на исход отношений с возлюбленной.

Всю жизнь Печорин разбивал сердца молоденьких дам, а теперь он получает от судьбы «бумеранг». Она не уготовила для светского франта семейного счастья и тепла домашнего очага.

В главе «Фаталист» ведутся рассуждения о предначертании человеческой жизни. Печорин вновь проявляет мужество, проникая в дом к казаку, зарубившему шашкой Вулича. Здесь нам представлены размышления Григория о судьбе, о предопределении и о смерти.

Основные темы

Лишний человек. Григорий Печорин — умный, интеллигентный юноша. Он не показывает эмоциональности, как бы сильно сам не захотел этого. Холодность, расчетливость, циничность, умение анализировать все свои поступки – эти качества выделяют молодого офицера из всех персонажей романа. Он всегда в окружении какого-либо общества, но всегда там «чужой».

И дело не в том, что героя не принимает высший свет, отнюдь, он становится объектом внимания каждого. Но он сам себя отодвигает от окружения, и причина кроется в его развитии, которое ушло дальше «века сего». Склонность к анализу и трезвому рассуждению – вот, что поистине выдает в Григории личность, а, значит, и объяснение его неудач в «социальной» сфере.

Люди, которые видят больше, чем мы хотим показывать, нам никогда не понравятся.

Печорин сам признается, что избалован высшим светом, в нем же и причина пресыщения. После освобождения от опеки родителей Григорий, как и многие молодые люди любого времени, начинает изучать удовольствия жизни, доступные за деньги. Но нашему герою быстро наскучивают эти развлечения, разум гложет скука.

Ведь и княжну Мэри он влюбляет в себя ради потехи, ему это было не нужно. От скуки Печорин начинает играть в крупные «игры», невольно разрушая судьбы людей вокруг себя.

Так, Мэри остается с разбитым сердцем, Грушницкий убит, Бэла стала жертвой Казбича, Максим Максимыч «обезоружен» холодностью героя, «честным» контрабандистам приходится покинуть любимый берег и оставить слепого мальчика на волю судьбы.

Судьба поколения

Роман был написан в период «безвременья». Тогда потеряли смысл светлые идеалы деятельных и активных людей, которые мечтали изменить страну к лучшему.

Государство в ответ надругалось над этими благами намерениями и показательно наказало декабристов, поэтому вслед за ними пришло потерянное поколение, разочаровавшееся в служении родине и пресыщенное светскими увеселениями. Их не могли удовлетворить врожденные привилегии, они же прекрасно видели, что все остальные сословия прозябают в невежестве и нищете.

Но помочь им дворяне не могли, с их мнением не считались. И в лице своего героя Григория Печорина М.Ю. Лермонтов собирает пороки той апатичной и праздной эпохи, не случайно роман назван «Герой нашего времени».

Юноши и девушки получали должное воспитание и образование, но реализовать свои возможности было невозможно. Из-за этого молодость их проходит не за удовлетворением амбиций путем достижения целей, а за постоянными весельями, отсюда и берет начало пресыщение.

Но Лермонтов не корит своего героя за его действия, задача произведения состоит в другом – писатель старается показать, как Григорий пришел к такому положению дел, он старается показать психологические мотивы, по которым персонаж действует тем или иным образом.

Конечно, ответом на вопрос является эпоха. После неудач декабристов, казней лучших представителей общества молодые люди, на глазах которых вершилось подобное, никому не верили. Их приучили к хладности разума и чувств, сомнению во всем.

Люди живут, оглядываясь по сторонам, но при этом, не выказывая виду. Эти качества и вобрал в себя герой романа М.Ю. Лермонтова — Печорин.

В чем смысл?

Когда читатель впервые знакомится с Печориным, у него появляется антипатия к герою. В дальнейшем эта неприязнь уменьшается, нам раскрываются новые грани души Григория.

Его действия оценивает не автор, а рассказчики, но и они не судят юного офицера. Почему? В ответе на этот вопрос и кроется смысл романа «Герой нашего времени». М.Ю.

Лермонтов своим произведением дает отпор николаевскому времени, а через образ лишнего человека показывает, к чему человека приводит «страна рабов, страна господ».

Кроме того, в произведении автор в подробностях описал романтического героя в российских реалиях. Тогда это направление было популярно в нашей стране, поэтому многие художники слова пытались воплотить свежие тенденции в искусстве и философские веяния в литературе.

Отличительной чертой новаторского мотива был психологизм, которым как раз и прославился роман. Для Лермонтова образ Печорина и глубина его изображения стали необыкновенной творческой удачей.

Можно сказать, что идеей книги является психоанализ его поколения, завороженного и вдохновленного романтизмом (статья «Что такое романтизм» подробнее расскажет вам об этом).

Характеристика главных героев

  1. Княжна Мэри – не обделенная красотой девушка, завидная невеста, любит мужское внимание, хоть и не выдает этого желания, в меру горда. Прибывает с матерью в Пятигорске, где и знакомится с Печориным. Влюбляется в Григория, но безответно.
  2. Бэла – черкешенка, дочь князя. Ее красота не похожа на красоту девушек высшего света, это что-то необузданное и дикое.

    Печорин замечает прекрасную Бэлу на свадьбе у князя и тайком крадет ее из дома. Она горда, но после долгих ухаживаний Григория ее сердце оттаяло, позволив любви овладеть им. Но ему она уже стала не интересна, ведь только запретный плод действительно сладок. Погибает от руки Казбича. Женские образы в романе «Герой нашего времени» мы описали в сочинении.

  3. Вера – единственный человек, который любит Печорина таким, какой он есть, со всеми недостатками и странностями. Когда-то Григорий любил ее в Петербурге, и, встретив снова в Пятигорске, вновь испытывает к Вере теплые и сильные чувства. Она же имеет сына и была дважды замужем.

    Второму мужу в порыве переживаний на фоне дуэли Печорина с Грушницким она рассказывает о ее связи с Григорием. Супруг увозит Веру, а любовник сгорает в бесплодных попытках догнать возлюбленную.

  4. Печорин – молодой офицер, дворянин. Григорию было дано блестящее образование и воспитание.

    Он эгоистичен, холоден сердцем и разумом, анализирует каждое действие, умен, красив и богат. Доверяет только себе, он разочарован в дружбе и браке. Несчастен. Подробнее его образ Печорина разобран в сочинении на эту тему.

  5. Грушницкий –  молодой юнкер; эмоционален, страстен, обидчив, глуп, тщеславен.

    Его знакомство с Печориным происходит на Кавказе, подробности этого в романе умалчиваются. В Пятигорске вновь сталкивается со старым приятелем, на этот раз у молодых людей одна узкая дорога, с которой кому-то придется сойти. Причиной ненависти Грушницкого к Григорию стала княжна Мэри.

    Даже подлый план с незаряженным пистолетом не помогает юнкеру избавиться от соперника, и он погибает сам.

  6. Максим Максимыч – штабс-капитан; очень добрый, открытый и умный. Знакомится с Печориным во время службы на Кавказе и искренне полюбил Григория, хотя и не понимал его странностей. Ему 50 лет, холостяк.

Герои-двойники в романе

В романе «Герой нашего времени» представлено 3 двойника главного героя – Григория Печорина – Вулич, Вернер, Грушницкий.

С Грушницким нас знакомит автор в начале главы «княжна Мэри». Данный персонаж всегда находится в игре «трагического спектакля». На каждый вопрос он всегда имеет заготовленную красивую речь, сопровождающуюся жестами и жизнеутверждающей позой. Как ни странно, именно это и делает его двойником Печорина. Но поведение юнкера, скорее, пародия на поведение Григория, нежели его точная копия.

В этом же эпизоде читатель знакомится с Вернером. Он врач, его взгляды на жизни весьма циничны, но основаны они не на внутренней философии, как у Печорина, а на врачебной практике, которая явственно говорит о смертности любого человека. Мысли молодого офицера и врача похожи, что и зарождает дружбу между ними. Доктор, как и Григорий, скептик, причем его скепсис гораздо сильнее Печоринского.

Чего не скажешь о его цинизме, который только «на словах». Герой достаточно холодно относится к людям, он живет по принципу «а вдруг завтра умрешь», в общении с окружением выступает в роли покровителя. В руках у него зачастую оказываются «карты» человека, расклад которых делать ему, ведь он отвечает за жизнь пациента. Так же и Григорий играет судьбами людей, но ставит на кон и свою жизнь.

В главе «Фаталист» появляется Вулич, который верит в предрешенность судьбы, играя с заряженным пистолетом. Печорин пророчит ему смерть, но оружие дает осечку, что очень удивляет Григория, ведь печать смерти была так явственна на челе офицера. Ночью последнего зарубит шашкой пьяный казак.

Знаток предопределения является двойником Печорина потому, что юный офицер так же позднее испытает свою судьбу и так же останется жив после выстрела, но умрет позднее в дороге. Складывается впечатление, что он пошел по следам смерти, оставленным Вуличем.

Подробнее об этом мы написали в сочинении «Двойники Печорина».

Проблемы

  • Проблема поиска смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на вопросы бытия. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но вот вопрос, чего? Он старается заполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, испытать весь спектр своих возможностей, и в этих стремлениях к самопознанию губит других людей, поэтому теряет ценность собственного существования и бездарно тратит отведенное время.
  • Проблема счастья. Печорин в своем журнале напишет, что удовольствие и настоящее чувство счастья – насыщенная гордость. Он не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что он имеет все аспекты для насыщения своей гордости – он несчастен, поэтому герой и пускается во всякие авантюры, надеясь хоть в этот раз достаточно потешить свое самолюбие, чтобы стать счастливым. Но становится лишь удовлетворенным, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий отрезан обстоятельствами от созидательной деятельности и не видит ценности в жизни, как и возможности проявить себя, принести обществу пользу.
  • Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком рьяным циником и эгоистом, чтобы остановить себя в игре с человеческими жизнями. Мы видим постоянные размышления героя, он анализирует каждое действие. Но находит, что ни к любовному счастью, ни к крепкой долговременной дружбе не способен. Его душа наполнена недоверчивостью, нигилизмом и  усталостью.
  • Социальная проблематика. Например, очевидна проблема несправедливого политического строя. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важный посыл: личность в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотичной власти не развивается. Писатель не судит Печорина, его цель показать, что таковым он стал под влиянием времени, в котором родился. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов такие явления – не редкость.

Композиция

Повести в романе «Герой нашего времени» расположены не в хронологическом порядке. Сделано это для того, чтобы более глубоко раскрыть образ Григория Печорина.

Так, в «Бэле» рассказ ведется от лица Максим Максимыча, штабс-капитан дает свою оценку молодому офицеру, описывает их взаимоотношения, события на Кавказе, приоткрывая одну часть души приятеля. В «Максим Максимыче» повествователем выступает офицер, в разговоре с которым старый солдат и вспоминал Бэлу.

Здесь мы получаем описания внешности героя, поскольку видим его глазами чужого человека, который, естественно, сначала сталкивается с «оболочкой». В «Тамани», «Княжне Мэри» и «Фаталисте» о себе рассказывает сам Григорий – это его путевые заметки.

В этих главах подробно описаны его душевные перевороты, его мысли, чувства и желания, мы видим, почему и как он приходит к тем или иным поступкам.

Интересно, что роман начинается с рассказа о событиях на Кавказе и заканчивается там же – кольцевая композиция. Автор сначала демонстрирует нам оценку героя чужими глазами, а потом уже раскрывает особенности устройства души и разума, найденные в результате самоанализа. Повести выстроены не в хронологическом, а в психологическом порядке.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие души человека, мастерски анализируя личность.

Необычной композицией, сменой повествователя, героями-двойниками автор раскрывает таинства сокровенного внутреннего мира героя.

Это и называется психологизмом: повествование направлено на то, чтобы изобразить личность, а не события или явление. Акцент смещается с действия на того, кто его выполняет и на то, зачем и почему он это делает.

Лермонтов считал бедой начала 19 века робкое молчание людей, напуганных последствиями декабристского восстания. Многие были недовольны, но снесли обиду и не одну. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях.

В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: отсутствие реализации своих амбиций и нежелание за нее бороться. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но даже не попробовало что-то изменить к лучшему.

Анастасия Фёдорова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-geroya-nashego-vremeni-lermontova/

Анализ главы “Максим Максимыч” – сочинение по повести “Героя нашего времени” — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Наша статья содержит подробный анализ главы “Максим Максимыч” из повести М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Это заключительная глава произведения, в ней главный герой опустошён предчувствием скорой смерти: усталость от жизни достигла своего пика, неприкаянный молодой человек подсознательно стремится навстречу смерти.

Встреча со старым товарищем

В этой главе автор повествует о последней встрече Максима Максимыча и Печорина. Жизнь развела их на долгие годы после происшествий с Бэлой и Казбеком.

Встретив Печорина во Владикавказе, штабс-капитан отменил все дела (чего он никогда раньше не делал) и целые сутки прождал своего друга.

Пожилой офицер предчувствовал тёплую встречу, ему не терпелось узнать о жизни Печорина, обнять старого товарища.

Но Печорин показал своё истинное отношение к дружбе – он холодно и отрешённо поздоровался с бывшим сослуживцем, уделил ему совсем немного времени и уехал.

Дневник, который Максим Максимыч бережно хранил все годы, Печорин забирать отказался: ему не были дороги воспоминания тех дней. Он старался забыть те события, когда по его вине погибли невинные люди, видимо совесть всё же мучила героя.

Ворошить прошлое, вспоминать о своих ошибках, ещё раз переживать далёкие трагические события Печорин не желал.

Реакция Максима Максимыча

Уже немолодой сослуживец Печорина заслуженно считает их дружбу частью своей жизни, он любил молодого человека, как сына.

Холодный приём Григория настолько расстроил старого офицера, что тот не удержал слёз:” Да, – сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, – конечно, мы были приятели, – ну, да что приятели в нынешнем веке!..

Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…”. Максим Максимыч – живое напоминание о той роковой ошибке, которую когда-то сделал Печорин: смерть Бэлы, её отца, месть Казбича.

Именно поэтому Печорин постарался поскорее расстаться с Максимом Максимычем. Старик не понял истинной причины спешки Григория Александровича, он списал его поведение на тот факт, что Печорин после посещения Петербурга стал надменным и гордым “франтом”.

В этот момент старик сказал важную фразу: “А, право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!.. Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..”. Эти слова, сорвавшиеся с языка всегда добродушного, сердечного человека, говорят о том, как сильно обидел его старый товарищ.

Они стали пророческими в судьбе главного героя: он действительно погиб в Персии.

Печорин глазами автора

В этой главе автор уделяет особое внимание внешнему образу персонажа. Только в конце повествования мы узнаём о внешности Печорина, его манерах, впечатлении, которое он производил на людей.

Печорин имел аристократическую внешность, в нём чувствовалась “порода”, “воспитание”.

Он был щёголем, но скорее не из-за желания помодничать, а благодаря привычке иметь всё лучшее, быть аккуратным, ухоженным.

О многом говорил взгляд персонажа: когда он улыбался, глаза оставались безучастными. Это говорит о том, что Печорин – либо злой, скрытный человек, либо – это отпечаток грусти, безграничной тоски, боли.

Какой-то надлом был в его осанке, в том, как герой сидел, двигался, говорил. Безучастность и безразличие, отсутствие жажды жизни – всё это читалось в образе Печорина.

Он понимал, что его путь подходит к концу и торопил события, чувствуя развязку.

Анализ главы “Максим Максимыч” “Герой нашего времени” будет полезен при подготовке к уроку литературы, тесту, сочинению и другим видам работ по повести М. Ю. Лермонтова.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20281-analiz-glavy-maksim-maksimych-sochinenie-po-povesti-geroia-nashego-vremeni.html

Анализ повести "Максим Максимыч" Лермонтова ("Герой нашего времени")

Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане.

Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки.

Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».

Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения.

В ней показана встреча странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле. Максима Максимыча и самого Печорина.

Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча.

Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании о Персии, куда направляется герой.

И наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

Между тем все странности имеют объяснение. Прежде всего Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст:

Едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

— А помните наше житьё-бытьё в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять… А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув…

Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова.

Таким образом, Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию — и дальше…» — можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти.

А лёгкость, с которой Печорин оставляет свои записки, свидетельствует о том, что герой отчуждён от жизни, от людей и самого себя, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/lermontov_m_ju/analiz_povesti_maksim_maksimych_lermontova_geroj_nashego_vremeni/54-1-0-1966

Встреча Печорина с Максимом Максимычем (анализ эпизода из главы «Максим Максимыч» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

    Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе неординарно. Во-вторых, они расположены не по хронологии, как традиционно принято.

Все повести разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно.

Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя. 

    В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина.

То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни.

Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности. 

    В повести «Максим Максимыч» описывается финал событий, изображенных в «Герое нашего времени». В последний раз показывается фигура мятущегося, не находящего себе пристанища героя. Особенный смысл в этой повести имеет противопоставление Печорина и Максима Максимыча. Здесь нет развернутого действия. Эта повесть построена как дорожный эпизод. 

    Максим Максимыч и рассказчик узнают, что во двор их гостиницы приехала коляска Печорина. Пожилой штабс-капитан очень взволнован этим и жаждет увидеть старого товарища. Он уверен, что как только Печорин узнает, кто ожидает его, сразу же прибежит и будет очень рад встрече.

Максим Максимыч даже выбегает за ворота встречать его. Но Печорин не торопится возвращаться из гостей. Появляется он лишь на следующий день, чтобы тут же отбыть в Персию. Таков сюжет этого эпизода. Но с помощью таких незамысловатых событий автор раскрывает характеры своих героев.

 

    Печорин появляется после разнообразных жизненных событий, описанных в остальных частях романа. Позади остались Петербург, Пятигорск, Тамань, Кавказ. Читатель уже узнал, кто такой Печорин, но он был показан глазами Максима Максимыча. Теперь мы видим героя глазами рассказчика.

Тонкое наблюдение за внешностью Григория Александровича позволяет набросать его внутренний портрет. В характере Печорина, передаваемом через его портрет, есть несколько особенностей. Автор подчеркивает через внешность сложность и противоречивость личности Печорина.

Его «крепкое сложение», «широкие плечи» противоречат «чему-то детскому» в улыбке, «женской нежности» кожи, небрежности и ленивости в походке. 

    Особенность походки Печорина заключалась еще и в том, что «он не размахивал руками». Автор отмечает, что это «верный признак скрытности характера». Лермонтов уделяет внимание передаче жизненной усталости своего героя: «Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость…». Говоря о глазах, зеркале души каждого человека, автор отмечает: «… они не смеялись, когда он смеялся!… Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».     Перед нами — уставший от жизни молодой человек, обладающий яркой индивидуальностью и сложным внутренним миром.

    В противовес ему дается Максим Максимыч. Это открытый человек, полностью обращенный к своему ближнему. Старый штабс-капитан всей душой верен прошлой дружбе с Печориным.

Узнав о том, что Григорий Александрович наконец появился во дворе гостиницы, он бросил все свои дела и побежал навстречу старому товарищу: «Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос… приклеились ко лбу; колена его дрожали…». 

    Увидев долгожданного друга, Максим Максимыч хотел броситься ему на шею, но Печорин лишь дружественно протянул руку. И это неудивительно, ведь он не считал штабс-капитана своим другом или товарищем. Для Печорина это был очередной человек, с которым его на время свела судьба, и ничего больше.     Можно сказать, что Максим Максимыч был случайным свидетелем его очередной душевной драмы. При краткой беседе штабс-капитан напоминает Печорину о Бэле. Становится понятно, что молодой человек не желал бы вспоминать об этом: «Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся». Это еще один тяжкий груз на его душе, который ему не хотелось бы показывать. Поэтому он говорит о юной черкешенке, «принужденно зевнув».     Этот человек никому не позволяет проникнуть в свою душу, понять, какие чувства он испытывает. Печорин настолько замкнут в себе, что теряет способность проникнуться хотя бы ненадолго волнением, тревогами, запросами души другого человека. Он не желает уделить Максиму Максимычу ни одной дополнительной минуты, чем сильно обижает старика. И нахмуренный штабс-капитан говорит Печорину: «Не так я думал с вами встретиться…». Тут в герое на секунду просыпаются дружеские чувства, и он обнимает Максима Максимыча. И тут же уезжает, давая понять штабс-капитану, что они навряд ли еще когда-нибудь встретятся. Максим Максимыч обижен в своих лучших чувствах. 

    Благодаря этому эпизоду и сопоставлению с пожилым штабс-капитаном можно ярче увидеть фигуру Печорина. Он не может думать о других людях: Печорин для этого слишком закрыт и сконцентрирован на себе.

Доброта и искренние дружеские чувства Максима Максимыча не вызывают в нем никакого отклика. Читатель видит, что за прошедшее время Печорин окончательно заболел неизлечимой скукой и безразличным отношением не только к другим, но и к своей судьбе.

Поэтому после эпизода последней встречи автору ничего не оставалось, кроме как «умертвить» своего героя.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4369-geroj-nashego-vremeni

«Максим Максимыч» – анализ повести (главы) из «Героя нашего времени» Лермонтова — Русская историческая библиотека

Две повести (главы) из числа составляющих роман «Герой нашего времени» – «Максим Максимыч» (см. полный текст и краткое содержание) и «Княжна Мери» (см. полный текст и краткое содержание) – Лермонтов не печатал в журнале, а обнародовал впервые в отдельном издании своего романа в 1840 г.

Повесть «Максим Максимыч», написанная в 1839 г., составляет прямое – сюжетное и хронологическое – продолжение первой – «Бэлы» (см. полный текст и краткое содержание).

Но в общей системе сложного повествования о Печорине «Максим Максимыч» занимает особое место: это предпоследний этап «беспокойств» лишнего человека: его бегство из опостылевшей России. В дальнейшем, нам остается узнать из предисловия к «Журналу Печорина» только о его смерти.

В противоположность «Княжне Мери», «Максим Максимыч» имеет значение дополнения, необходимого для законченной вырисовки главного героя.

В «Максиме Максимыче» Печорин показан извне: описание его наружности, необходимое для романа, не могло найти места в его собственных записках («Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери») и не поручено такому простодушному рассказчику, как Максим Максимыч. Единственное лицо, которому это могло быть поручено без нарушения правдоподобия, был человек того же общественного круга, как и сам Печорин, – офицер-путешественник.

Читайте статьи: Печорин и Максим Максимыч, Характеристика Печорина с цитатами, Образ Печорина, Внешность Печорина. См. также полный текст, краткое содержание и анализ «Героя нашего времени».

Печорин в повести едет Персию неизвестно зачем – и именно эта эпизодичность, случайность, мгновенность встречи придает рассказу особую достоверность: Печорин здесь сфотографирован, тогда как в других повестях или он сам рисовал себя, или его рисовали. Лермонтов исчерпывающе дополнил этой повестью свой цикл повестей о нем, стремясь к беспристрастности показа своего героя.

С другой стороны, повесть дает образ Максима Максимыча в соотношении с образом Печорина; от этого контрастного сопоставления выигрывают в правдивости обе фигуры: и разочарованного гвардейца-аристократа, и простодушного старого служаки.

На путях Лермонтова к реализму «Максим Максимыч» – последний этап: в повести нет ни одного романтического штриха. Именно на опыте «Максима Максимыча» Гоголь мог утверждать, что в Лермонтове «готовился будущий великий живописец русского быта».

Многие новые вариации на сюжет Максима Максимыча появились в военных повестях Льва Толстого.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/6846-maksim-maksimych-analiz-povesti-glavy-iz-geroya-nashego-vremeni-lermontova

Краткое содержание Максим Максимыч Лермонтова (глава из рассказа Герой нашего времени) для читательского дневника

Максим Максимыч снова встречается со своим недавним путником, с которым общался до этого в поездке. Они встречаются вновь на одной станции. Когда порадовавшись, что снова встретились, вместе хорошенько пообедали.

После этого они стояли у окна, и тут вдруг видят, как во двор станции въезжает красивая, и очень видно дорогая карета. Она выглядит особенно щегольски.

Это удивляет Максима Максимыча, так как он понимает, что из этой кареты только что вышел его знакомый, о котором он совсем недавно рассказывал своему попутчику.

Штабс-капитан очень радуется, и уже в предвкушении от встречи. Он живо зовет слугу, и узнает, что только что новый приезжий останавливается здесь на ночь. Тогда он велит передать Печорину, так как он это и есть, чтобы тот прибыл к нему в комнату, чтобы поговорить, ведь давно уже не виделись.

Максим Максимыч, душа открытая, ждет своего знакомого и приятеля возле ворот, думая, что тот сразу же прибежит. Но приходит вечер, а тот так и не появляется. Тогда Максим Максимыч очень разочарованно идет спать и не может всю ночью заснуть.

Утром Печорин собирается уезжать, потому слуга зовет штабс-капитана.

Их встреча все же происходит, но очень холодно со стороны Печорина. Максим Максимыч ужасно разочарован и огорчен. Печорин уезжает.

Читать краткое содержание главы Максим Максимыч

Повесть начинается с рассказа автора о том, как ему пришлось ждать в гостинице во Владикавказе оказии. Гостиница была простая, обслуживало её три человека, и автор приготовился провести в скуке время в ожидании.

Но на следующий день приехала повозка с его знакомым, Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Как оказалось, Максим Максимыч понимал толк в поваренном искусстве и смог приготовить вкусного фазана.

Позже, знакомые сидели за бутылкой вина и молча смотрели на улицу, потому что говорить им было особо не о чем.

Вдруг мимо проезжает несколько повозок с армянами, а позади них едет красивая карета, сделанная по последней моде и явно не предназначенная для тех дорог. Позади этой коляски шёл балованный лакей, у которого автор поинтересовался, не оказия ли пришла. Лакей презрительно посмотрел и ничего не ответил, на заданный вопрос ответил армянин, что, да, приехала оказия.

Барский лакей стал выгружать вещи в гостинице и Максим Максимыч поинтересовался, чья эта коляска. Узнав, что её владельцем является Григорий Александрович Печорин, штабс-капитан сильно обрадовался, потому что считал его своим близким другом.

Узнав, что Печорин остался в гостях у одного полковника, старик попросил лакея доложить о нём, и, с радостью и надеждой в сердце, он сел на скамейку за воротами и стал ждать приезда своего товарища.

Прождав его весь день, но, так и не дождавшись, расстроенный Максим Максимыч вернулся в гостиницу поздно ночью.

На следующий штабс-капитан встал очень рано, сказав, что ему нужно сходить к коменданту, он попросил своего знакомого, послать за ним, если приедет Печорин. Через какое-то время, автор увидев Печорина, послал слугу за Максим Максимычем. Печорин велел лакею собирать вещи, а сам он уселся на скамейку.

Автор внимательно рассматривал пришедшего, и сделал вывод, что он как раз той наружности, которая привлекает женщин. Он подошёл к нему и сказал, что его хотел видеть штабс-капитан. И в этот момент они увидели бегущего к ним старика. Он был очень рад Печорину, хотел было кинуться ему на шею, но тот лишь равнодушно протянул ему руку.

Обида и досада захлестнули бедного Максим Максимыча. Немного поговорив, Печорин. Старик был разочарован, зол и обижен, отдал автору все заметки своего друга. Когда его знакомый стал собираться, старик ехать отказался, сказав, что ему надо закончить дела, потому что, торопясь встретить Печорина, он их не успел сделать.

Знакомый уехал один, взяв с собой заметки.

В этой повести главная мысль заключается в том, что нельзя пренебрегать чувствами других людей, особенно старшего поколения, потому что им просто нечем их заменить, надо относиться к ним с уважением.

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/lermontov/maksim-maksimych

Герой нашего времени. Анализ романа | Инфошкола

  1. История создания романа
  2. Композиция и сюжет
  3. Основные образы: Печорин, Максим Максимыч, Бэла, Вера, Грушницкий, Вулич
  4. Идейно-тематическое содержание
  5. Жанровое своеобразие
  6. Художественные особенности
  7. Художественные средства
  8. Сопоставление с другими произведениями

«Герой нашего времени» — первый в русской литературе реалистический социально-психологический, нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в России 1830-х гг.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

⦁ 1836 г. — возникновение замысла романа. Героем должен был стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни. ⦁ 1838-1840 гг. работа над романом.

После первой ссылки Лермонтова на Кавказ замысел романа изменился — в основу легли впечатления автора от поездки в Пятигорск, Кисловодск, казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.

В этот же период в журнале «Отечественные записки» опубликованы отдельные повести. ⦁ 1840 г. — объединение повестей в роман. Порядок размещения их в романе отличался от последовательности публикации.

⦁ 1841 г. — написание Лермонтовым предисловия ко всему роману как ответ на критические отзывы.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Цель композиции — глубже и полнее раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его внутренней жизни. В романе пять рассказов и повестей, объединённых одним героем и идеей.

Для объективности и достоверности сначала повествование ведётся от лица двух рассказчиков (Максима Макси мыча и автора-  повествователя) оценка героя другими персонажами в повестях «Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловии» к «Журналу». Затем в дневнике Печорин проводит самоанализ.

  • Нарушена реальная хронология событий, что позволяет автору: ⦁ постепенно раскрыть противоречивый характер главного героя — каждая часть дополняет и в чём-то изменяет представление о Печорине;
  • ⦁ подчеркнуть «несвязанность»- жизни главного героя — вся жизнь Печорина проходит на перепутье, он нигде не задерживается надолго.
  • Фабула «Тамань» (высылка Печорина из Петербурга на Кавказ; встреча с контрабандистами)
  • «Княжна Мери» (пребывание Печорина в кавказском санатории, знакомство с Грушницким и княжной)
  • «Бэла» (ссылка Печорина в военную крепость под начало Максима Максимыча из-за дуэли с Грушницким)
  • «Фаталист» (пребывание Печорина в течение двух недель в казацкой станице; история гибели Вулича)
  • Конец повести «Бэла» (похищение и гибель Бэлы)
  • «Максим Максимыч- (случайная встреча Максима Максимыча и Печорина через пять лет, встреча автора-повествователя с главным героем, который едет в Персию)
  • «Предисловие» к «Журналу Печерина» (известие о гибели Печорина в Персии).
  • Сюжет «Бэла» ———— «Максим Максимыч» ———— «Предисловие» к «Журналу Печорина» ——- «Тамань» ———-«Княжна Мери» ———«Фаталист».
  • ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ
  • Характер героев романа раскрывается через взаимоотношения с Григорием Печориным, поэтому основные образы произведения рассматриваются автором через призму взаимодействий с ключевой фигурой романа.
  • Максим Максимыч 
  • ⦁ Максим Максимыч о Печорине: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»; «Славный был малый, только немножко странен»;
  • ⦁ Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливым и замкнутым о Печорине: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»; «Славный был малый, только немножко странен»;
  • ⦁ Печорин ведёт себя сдержанно-холодно с Максимом Максимычем после пяти лет разлуки; это обидело штабс-капитана, что-то с тех пор в его душе надломилось, он стал ворчливым и замкнутым
  • Княжна Мери

⦁ Печорин решает «волочиться» за княжной Мери ради забавы, добивается её любви по своей «системе», которую знает наизусть: « … Но я вас отгадал, милая княжна, берегитесь!»; « … она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение»

⦁ Мери возненавидела Печорина за то, что он играл с её чувствами

Образы Взаимоотношения с Печориным
Бэла
  1. ⦁ из жажды новых впечатлений Печорин похищает княжну Бэлу: «А коли она мне нравится?»;
  2. ⦁ гордая, независимая княжна горячо полюбила Печорина;
  3. ⦁ Бэла — первая невинная жертва Печорина — надоедает ему и погибает;
  4. ⦁ в ответ на слова утешения Печорин «поднял голову и засмеялся» (либо безразличен, либо умеет скрывать страдания)
Вера
  • ⦁ символично имя Веры в отношении к Печорину — вера в то, что с ней он мог стать лучше;
  • ⦁ Вера о Печорине: « … ты любил меня как собственность», «Ты знаешь, что я твоя раба … »;
  • ⦁ Вера занимала в жизни Печорина особое место: «воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей»
  • ⦁ утрата Веры — самая большая потеря для Печорина: «При возможности потерять её навеки Вера стала для меня… дороже жизни, чести, счастья!»
Грушницкий
  1. ⦁ Грушницкий — кривое зеркало Печорина, поэтому между ними возникло противостояние;
  2. ⦁ Грушницкий — очередной эксперимент Печорина. Григорий видит его неискренность и позёрство и хочет раскрыть притворство его натуры;
  3. ⦁ Грушницкий считает Печорина странным и недостойным себя;
  4. ⦁ несмотря на то что Печорин — манипулятор и провокатор, его сильные качества проявились на фоне поступков Грушницкого (Печорин выступил в защиту Мери, честен на дуэли, готов был простить противника); Печорин убил Грушницкого на дуэли.
Вулич ⦁ офицер Вулич — фаталист, человек, верящий в предопределение судьбы;
⦁ Вулич и Печорин схожи, они не дорожат своими жизнями, испытывают судьбу Вулич: «я вам предлагаю испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута».
Печорин: «Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не миновать!», но Печорин испытывает судьбу, взвешивая обстоятельства:  «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?»                                  
Автор-повествователь ⦁ у автора и Печорина есть нечто общее как у людей своего времени: они офицеры, участвовали в дуэли, были любовниками замужних женщин, щепетильны в вопросах чести, разочарованные меланхолики;
⦁ отношение автора к Печорину неоднозначно и неопределённо, сам он намеренно воздерживается от оценки личности героя
Печорин ⦁ о себе: «Я был скромен — меня обвинили в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло — никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен… я был готов любить весь мир — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть … Лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли»

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: «лишний человек»: незаурядная личность с её достоинствами и пороками в эпоху безвременья, потеря жизненных ориентиров, отсутствие идеалов и устремлений у молодого поколения.

Идея: в романе изображена общественная ситуация в период николаевской реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов.

Социально-философские идеалы декабристов должны были быть переосмыслены следующими поколениями.

Однако к тому времени, когда в активную общественную жизнь вступило поколение Лермонтова (по возрасту они были детьми или младшими братьями декабристов), русское общество ещё не выработало новых идеалов, из-за чего молодые люди чувствовали свою ненужность.

Ещё одна идея: любые замечательные личные качества ничтожны без нравственных идеалов. Пустая жизнь несёт разочарование и страдания главному герою, а также всем, кто оказывается с ним рядом.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать социальным, психологическим, философским романом, поскольку в нём раскрываются социальные, психологические, философские и нравственные проблемы российского общества 1830- 1840-х гг.

  • Роман «Герой нашего времени» сочетает черты романтизма и реализма.
  • Черты романтизма:
  • ⦁ в характере Печорина есть черты романтического героя: противопоставление себя обществу; страстность;
  • ⦁ внимание внутреннему миру героя
  • Черты реализма:
  • ⦁ Печорин наделён типичными чертами, присущими его времени и обществу; ⦁ объективность (автор сознательно отделяет себя от героя); ⦁ историзм (изображение обстоятельств, в которых сложился характер героя);
  • ⦁ психологизм (внутренний мир героя — объект художественного изучения)
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
  • ⦁ Пейзаж тесно связан с чувствами героев, помогает раскрыть их характеры, поэтому он эмоционален: беспокойная, капризная стихия моря — естественная среда для контрабандистов из главы «Тамань», природа в «Княжне Мери» становится психологическим средством раскрытия характера Печорина; в «Фаталисте» холодный свет сияющих звёзд на тёмном небе наводит Печорина на философские размышления о роке и предопределении.
  • ⦁ Психологический портрет связывает внешность героя с особенностями его внутреннего мира: «крепкое сложение» и «женская нежность» бледной кожи, «пыльный бархатный сюртучок» и «ослепительно чистое бельё- под ним, светлые волосы и чёрные брови — такие черты указывают на сложность и противоречивость натуры Печорина,
  • ⦁ Индивидуальные детали в портретах героев — знаки, по которым опознаётся персонаж (бархатные глаза княжны Меры, глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся»).
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
  • ⦁ Сравнения: как теперь гляжу на эту лошадь: вороная как смоль; бледный как смерть; все горы видны были как на блюдечке; воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; заснул сном Наполеона после Ватерлоо; сверкает, как змея своею чешуёю.
  • ⦁ Эпитеты: красноватые скалы, зелёным плющом, золотая бахрома снегов, жёлтые обрывы, серебряной нитью, голубоватый туман, отрадное чувство, измученный конь.
  • ⦁ Метафоры: Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы; снега горели румяным блеском так весело; мысль молотком ударяла мне в сердце; бешеные замыслы роились в голове моей; я думал, грудь моя разорвётся.
  • СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

Тема «лишнего человека» раскрывается в романе «Евгений Онегин» Пушкина. Однако между главными героями Лермонтова и Пушкина существуют кардинальные различия.

Печорин жил в эпоху общественного гнёта и бездействия, Онегин — в период общественно-политического оживления и мог быть декабристом.  У Печорина такой возможности не было. По- этому, как писал Белинский, «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает».

К теме дуэли (поединка) М. Ю. Лермонтов обращается в «Песне про купца Калашникова», эта тема звучит в романах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, повестях «Дуэль» А. П. Чехова, «Поединок» А. И. Куприна.

Источник: https://info-shkola.ru/geroj-nashego-vremeni-analiz-romana/

Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,»- писал М.Ю. Лермонтов.

Одним из интереснейших героев романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Максим Максимыч. Это чуткая натура, надолго сохраняющая свои привязанности (достаточ­но вспомнить, как Максим Максимыч встретил Печорина).

Он любил его, как родного, и был очень обижен холодной и натянутой встречей, но остался ему верен до конца. Он очень любил Бэлу, любил, как дочь. Он очень сожалел о том, что она умерла, и все-таки понимал, что Печорин бросил бы ее в конце концов, а для бедной горянки это было бы гораздо хуже смерти.

Любовь Максима Максимыча к Бэле — именно отцовская любовь с оттенком суровой жалости. И то, что он был способен на такие чувства, доказывает широту его души. Он мог понять, казалось бы, совсем чуждые его представлениям по­ступки, порядки и обычаи горцев.

Он говорил про убийство отца Бэлы Казбичем: «Конечно, по-ихнему, он был совершенно прав». Это был человек, способный горячо любить и прощать. Редкие качества!

Как и другие герои, он позволяет нам глубже понять образ главного героя романа – Печорина.

Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт.

Много времени Максим Максимыч провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор.

Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат.

Стоит упомянуть об отношении Максима Максимыча к своим врагам – черкесам. Несмотря на то, что он говорит о них с явным пренебрежением, он все же изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт.

Вся жизнь Максима Максимыча прошла среди простых людей. Он не испытал настоящей любви. Ему некого было даже полюбить. Все свое нерастраченное чувство любви он отдает Бэле. Будучи очень преданным Печорину, он все же не может простить ему гибель девушки.

Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Служение людям — смысл его жизни. Даже маленькие проявления привязанности к себе он очень ценит. Тем более нам становится понятно его огорчение тем, что перед смертью Бэла не вспомнила о нем. Хотя тут же оговаривается, что не такой уж он человек, чтобы думать о нем перед смертью.

Армейская жизнь приучила его к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он “в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности…” Максим Максимыч типичный лучший представитель своей среды. Несмотря на тяготы жизни, он сохранил прекрасную душу. Он добр, отзывчив, у него “золотое сердце”.

Максим Максимыч позволяет нам понять Печорина, так и Печорин высвечивает лучшие качества “человека из народа”. Этот человек верит в дружбу. Сравнивая этих героев, мы видим, насколько простой офицер морально выше пресыщенного жизнью аристократа Печорина. Особенно ярко это показано в эпизоде встречи Максима Максимыча и Печорина.

“Ведь сейчас прибежит!” – гордо заявляет он, узнав от лакея, что в городе Печорин. Максим Максимыч терпеливо ожидает того, кто когда-то принес ему немало тревог и огорчений. Но Печорин забыл бы о нем, и не прибеги штабс-капитан вовремя, он уехал бы, не вспомнив о Максиме Максимыче.

При встрече с Печориным Максим Максимыч не может сдержать слез, так он рад увидеть друга. Он смешон в своей сентиментальности, но его слабость стоит намного дороже холодного эгоизма Печорина.

Человек, который через многие годы разлуки пронес любовь к своему случайному товарищу, способен на многое ради дружбы. Такие люди осве­щают жизнь мягким, добрым, сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, осознать и исправить свои ошибки. Мало таких людей.

Они почти никогда не бывают известны, знатны, богаты, редко занимают высокие посты. Они все отдают друзьям, все, что имеют сами, и даже самих себя.

Когда их отталкивают, как это случилось при встрече Максима Максимы­ча с Печориным, они очень переживают это. Мне кажется, что таких лю­дей, как Максим Максимыч, нельзя обидеть сознательно.

Это может сде­лать только очень нечуткий или дурной человек. По-моему, человек, оби­девший такого «Максима Максимыча», должен глубоко переживать свою вину, стараться ее загладить, смягчить.

Поэтому иногда с такими людьми довольно трудно общаться.

И еще: такие люди редко обижаются. Это может показаться противоре­чивым, но здесь все именно так. Обидевший чувствует обиду больше оби­женного.

Это слабые люди. Слабые в отношении со своими друзьями. Люди, все прощающие. Они могут ругать своих друзей в глаза, но за глаза они всегда будут говорить о них хорошо. Да и когда будут ругать в глаза, будут пережи­вать это гораздо больше тех, кого они ругают.

Это сильные люди. Они не прощают себе своих слабостей. Даже когда Максим Максимыч говорит о том, что заплакал, глядя на Печорина с Бэлой, он поправляется: «Не то чтоб заплакал, а так — глупость!»

Такие люди редко рассказывают о себе. Да это бывает и не нужно. Видно, что это за человек, — с первых его слов.

Это те «первые встречные», посланные судьбой, которым обычно так легко высказывать свои тревоги и которые притчей, рассказом или просто словом могут тебе помочь!

Мне кажется, что по таким людям можно сверять свои поступки. Только надо думать не о том, что бы они сказали тебе на это, а о том, как бы они поступили в подобной ситуации.

Таких людей не может и не должно быть много.

Но если такой человек стал твоим другом — это прекрасно.

Источник: https://mirznanii.com/a/355334/obraz-maksima-maksimycha-v-romane-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni

Ссылка на основную публикацию