Анализ произведения обломов (гончаров)

Одним из самых поучительных классических русских романов по праву считается «Обломов». Анализ произведения Гончарова часто делают на уроках литературы в школе, по нему пишут сочинения. В книге содержатся ценные идеи и мудрые мысли. Полученные знания сильно пригодятся подрастающему поколению, эта информация заставляет задуматься о настоящих жизненных ценностях.

Творческая история и жанр

Иван Гончаров написал три романа о русской жизни, которые часто называют трилогией «Три О». В нее вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

История создания произведения тесно переплетается с жизнью автора:

Анализ произведения Обломов (Гончаров)

  1. Писатель неоднократно говорил, что Обломов во многом похож на него самого. Автор был весьма ленивым человеком, любил пребывать в раздумьях и находиться дома.
  2. Личность Ольги Ильиных создана на основе образов сразу нескольких реальных женщин — знакомых Гончарова.
  3. Прототип Андрея Штольца — отец супруги брата автора.

Гончаров долго писал этот роман. Книга вышла в 1859 году, через 12 лет после того, как автор начал работу над произведением. Роман относится к направлению — реализм. Писатель старался рассказать историю, в которую поверят читатели, создать реалистичные образы с учетом жанрового своеобразия.

Критики определяют жанр произведения «Обломов», как социально-философский роман. Книга описывает долгую историю, в ней фигурирует множество героев.

Гончаров не только поднимает социальную тему, но и рассуждает о философских вопросах, в том числе о смысле человеческой жизни.

Композиция и смысл произведения

Интересно, что композиция произведения связана с природными циклами. Ее особенности:

Анализ произведения Обломов (Гончаров)

  1. Действия начинают разворачиваться зимой, когда Обломов полностью погружен во внутренний мир и оторван от окружающей реальности.
  2. Пробуждение главного героя происходит весной, когда природа просыпается.
  3. Кульминация сюжета случается летом.
  4. Финал наступает в начале осени. Обломов возвращается в состояние замкнутости.

В романе повествуется обо многих конфликтах. Можно выделить следующие ключевые моменты:

  1. Главный герой противопоставляет себя обществу и отказывается принимать свое окружение.
  2. Он не может совладать со своей природой.
  3. Холодный и равнодушный город противопоставлен теплой и добродушной деревне.
  4. Важно также отметить любовный конфликт. Главному герою приходится выбирать между двумя женщинами с абсолютно разными характерами.

Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает.

Анализ произведения Обломов (Гончаров)

Неожиданно к Обломову приходит его давний приятель — предприниматель Андрей Штольц. Он старается вернуть друга к жизни, представив ему привлекательную девушку — Ольгу Ильинскую. Молодые люди понравились друг другу и у них начался роман. Лень и апатия покидают главного героя, он по-настоящему влюбляется.

Однако через какое-то время чувства Обломова начинают остывать и он возвращается в прежнее состояние. Илья переезжает со своей старой квартиры и попадает в лапы к мошенникам, он чуть не потерял свои деньги, но на помощь приходит Штольц. Старый друг начинает присматривать за делами Обломова.

Проходит еще немного времени и у Ильи происходит интрижка с мещанкой Пшеницыной, после чего у пары рождается мальчик. Главный герой окончательно уходит в себя, а затем погибает от сердечного приступа. Штольц женится на Ольге и они берут опеку над сыном Обломова.

Характеристика героев

Гончаров придумал образы главных героев таким образом, что практически каждый ключевой персонаж имеет свой антипод. Например, апатичному и ленивому Илье противопоставляется хваткий и деятельный Андрей, а сильной и образованной Ольге — покорная, простая Агафья. Подробная характеристика главных героев:

Анализ произведения Обломов (Гончаров)

Анализ произведения Обломов (Гончаров)

  1. Обломов Илья Ильич — дворянин, помещик, в прошлом чиновник. Мужчина полного телосложения, апатичный и ленивый, но в то же время добрый и чувствительный, любит пофилософствовать. Вырос в семейном имении, его баловали, безумно любили, о нем чрезмерно заботились, поэтому Обломов вырос несамостоятельным. Он немного поработал на госслужбе, но вскоре уволился. Илья снимал квартиру, где проводил все время, лежа на диване и думая о жизни.
  2. Штольц Андрей Иванович — целеустремленный предприниматель, вырос в строгости, рано начал самостоятельную жизнь. Его мать — русская дворянка, а отец немецкий иммигрант. Андрей сам добился высокого статуса и материального положения. С Обломовым дружил с детства, искренне стремился ему помочь.
  3. Ильинская Ольга Сергеевна — дворянка, молодая, красивая, прекрасно образованная девушка. Согласилась помочь Штольцу вернуть Илью в реальность, но сама же влюбилась в апатичного помещика. Они были помолвлены, но бракосочетания так и не произошло. Ольга стала женой Штольца и у них были неплохие отношения, однако, ни о какой любви даже речи ни шло.
  4. Пшеницына Агафья Матвеевна — простая, недалекая женщина, которую интересует только уборка дома и приготовление пищи. Так же как и Обломов любит сидеть дома, не стремится контактировать с общественностью. Однако у Агафьи есть и хорошие качества — доброта, скромность, трудолюбие, заботливость. После смерти Ильи она сильно скучала по нему.
  5. Захар — слуга Обломова, вредный, ленивый, иногда любит говорить гадости о помещике. Но в то же время он по-настоящему предан хозяину, терпеть не может, когда Илью кто-то оскорбляет. После смерти Обломова превращается в нищего попрошайку и искреннее тоскует по Обломову.

Тематика романа

Произведение заставляет задуматься о множестве вещей. Автор подробно описывает жизнь дворян и предоставляет возможность поразмышлять на следующие темы:

Анализ произведения Обломов (Гончаров)

  1. Воспитание. Гончаров делает акцент на важности правильного воспитания. Он подробно показывает, насколько этот фактор влияет на дальнейшую жизнь человека. У Ильи были слишком мягкие родители, а у Андрея чрезмерно строгие. В результате первый вырос неприспособленным к жизни, а второй — несчастливым, из-за недостатка любви и душевности.
  2. Детство. Детские годы показаны как фундамент для создания личности. Будучи детьми, герои уже начали проявлять себя. Штольц набирался опыта, а Обломов проводил дни в мечтаниях.
  3. Любовь. Автор считал, что светлые, искренние чувства могут преобразить человека. Однако иногда любовь способна причинять боль. После неудачного романа Ильинская разочаровывается в отношениях, а Обломов еще больше погружается в себя.
  4. Мечта. Способность мечтать делает человека способным на подвиги, наделяет его душевностью. Однако жизнь одними фантазиями приведет к провалу в реальном мире. Илья совершенно несамостоятелен и нуждается в постоянной поддержке окружающих.
  5. Дружба. Настоящая дружба — большая редкость, но именно она присутствовала у Обломова и Штольца, несмотря на то, что товарищи были кардинально разными людьми.
  6. Счастье. Автор дает понять, что счастье у каждого свое. Для Ильи оно состояло в стабильности, безопасности и комфорте. Его идеальная жизнь заключается в том, чтобы отгородиться от внешнего мира, не работать и не думать о деньгах. А из действий и высказываний Штольца становятся понятны его ценности, для него подобное существование было бы невыносимо.
  7. Труд. Автор уважал людей, которые любят трудиться, но образ Штольца напоминает читателям, что во всем идеальна золотая середина. Андрей впал в крайность и считал, что жизнь нужна только для того, чтобы работать.

Проблематика и смысл

Не менее обширны и проблемы, которые автор поднимает в своем произведении. Актуальны следующие вопросы:

Анализ произведения Обломов (Гончаров)

  1. Лишний человек. Автор создал образ несамостоятельной личности, которая не может полноценно существовать в мире из-за своего воспитания. Гончаров считал, что дворянство деградировало и не смогло адаптироваться к изменениям в обществе.
  2. Обломовщина. Таким словом характеризуется образ мышления, при котором человек игнорирует настоящее и его полностью занимают мысли о прошлом. Личность ничего не создает, ничего не разрушает, она просто воспроизводит в голове приятные воспоминания. Как заметил Белинский, внимательно анализирующий все части произведения, обломовщина — это бездействие и пассивность, приводящие к гибели души.
  3. Образ жизни ключевого персонажа. Илья нравится Гончарову за свою душевность, но писатель отмечает, что образ жизни помещика причиняет вред не только ему самому, но и зависимым от него людям. Сын Обломова остался бедной сиротой из-за беспечности отца, хотя его жизнь могла строиться совсем по-другому.
  4. Смысл жизни. Автор показывает 2 крайности. Читали знакомятся с Ильей, который посвятил жизнь философским рассуждениям, и узнают Штольца, для которого работа — высший смысл жизни. Ни один, ни другой не были счастливы, так что оба подхода бесперспективны.
  5. Причина поведения Ильи. Автор считал, что такие люди появляются из-за неправильного подхода дворянства к воспитанию. Помещик проводил дни, лежа на диване, потому что никто и ничто не заставляло его трудиться. Он не имел необходимости заботиться о финансах и не стремился понять, каков его истинный путь. На самом деле, похожий склад ума был у большинства детей богатых дворян, просто им нравилось проводить время в обществе и тратить родительские деньги. Илья же был апатичным интровертом, поэтому такое поведение было просто не в жанре Обломова. Ему нравилось находиться в одиночестве, в тихом месте, погружаться в философские рассуждения, но помещик не стремился попытаться проанализировать свои монологи и определить основную личную проблему.
  6. Лень. Это качество автор считает одним из самых губительных для человека. Читатели могут сделать общий, краткий вывод, что она способна привести не только к моральной, но и к физической смерти.

В лице Обломова писатель изображает безразличное дворянство, в образе Штольца можно разглядеть поколение капиталистов, живущих ради денег. В своем романе автор выражает надежду на то, что Россия сможет взять из двух миров исключительно лучшие качества.

Произведение Гончарова учит читателей, что человеку жизненно необходимо трудиться, а не только думать о смысле жизни. Однако не нужно переставать мечтать, нельзя лишать себя человечности.

Мораль истории в том, что все относительно, не существует абсолютной истины и лжи, полностью хорошего и плохого. Кардинально разные личности могут быть настоящими друзьями, а искренняя любовь способна причинить вред.

Анализ произведения Обломов (Гончаров)

Вам также может понравиться

Источник: https://na5.club/literatura/sochineniya/oblomov/analiz-proizvedeniya-i-a-goncharova.html

Анализ романа «Обломов» И. А. Гончарова

«Обломов» — роман известного русского писателя И. А. Гончарова, впервые был опубликован в 1859 году.

Главным героем романа является помещик Илья Ильич Обломов, который живет в Петербурге. Обломов весьма ленив, он редко занят какими-то делами. Целыми днями Обломов вспоминает о своем родном поместье Обломовка, в котором он провел детство и занят рассуждениями о жизни.

Полной противоположностью Обломову является Андрей Штольц – его друг. Он прилагает всяческие усилия для того, чтобы побудить своего друга к решительным действия. Штольц знакомит Обломова с молодой девушкой Ольгой. Обломов решается сделать ей предложение. Но в итоге свадьба так и не состоялась из-за нерешительности Обломова.

Илья Ильич переезжает в другую квартиру где попадает под влияние Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Обломов становится все более бездейственным и безвольным. Пшеницына влюбляется в Обломова, и у них рождается ребенок. Ольга же выходит замуж за Штольца. Своего сына Обломов отдает на воспитание Штольцу и Ольге. Вскоре из-за малоподвижного образа жизни Обломов умирает.

Анализ произведения Обломов (Гончаров)

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Характеристика главных героев романа

  • Илья Ильич Обломов – главный герой романа, помещик 30-33 лет, достаточно тучный для своего возраста, отличается особой леностью, нерешителен, несмотря на свои недостатки он образован и пользуется популярностью у женщин. Обломов — это яркий образ краха силы дворянства.
  • Захар Трофимович – верный слуга Обломова, иногда немного подворовывает, чтит патриархальные традиции.
  • Андрей Иванович Штольц – близкий друг Обломова, деятельный, активный, добрый, честный. По замыслу автора он является идеальным героем, противопоставляется Обломову.
  • Михей Андреевич Тарантьев – грубый, хитрый мошенник, который хочет обобрать Обломова.
  • Ольга Сергеевна Ильинская – дворянка, была влюблена в Обломова, но поняв, что он не на что не способен, в последствии выходит замуж за Штольца. Ольга своим характером поднимает в произведении тему «второй любви для женщины», полюбить во второй раз в то время считалось безнравственным, но Гончаров оправдывает это право.
  • Агафья Матвеевна Пшеницына – хозяйка квартиры в которую затем переезжает жить Илья обломов. Затем она начинает питать к Обломову теплые чувства и становится его женой. Добрая, хозяйственная, заботливая, но не имеет образования. Пшеницына представлена как противоположность характеру Ольги.
  • Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной, занимает должность чиновника, подлый, безнравственный, желает поживится за счет Обломова.
Читайте также:  Сочинение характеристика лизы (образ героини повести бедная лиза)

Основная идея романа

После написания И. А. Гончаровым романа «Обломов» понятие «обломовщина» прочно вошло в жизнь людей. «Обломовщина» в романе Гончарова представлена как с положительной, так и с отрицательной стороны, что позволяет читателю самому принимать решение по какому пути двигаться.

В то время дворяне и помещики, этот важный, главенствующий социальный слой, который должен быть опорой для государства, погрязли в ужасной лени. Эта проблема волновала представителей мыслящей интеллигенции, к которой относился и сам И.А.

Гончаров, именно поэтому он поднимает эту тему в своем романе. Он показал Обломова и с хорошей стороны, как человека с достаточно богатым внутренним миром, доброго, образованного, интеллигентного, но в то же время крайне нерешительного и бездействующего.

Это бездействие по своей сути является губительным для государства.

В романе прослеживается и политическая линия. И. А. Гончаров намекает на то, что в условиях строгой цензуры человек с трудом может себя как-то реализовать, так как постоянно встречает на своем пути преграды. Писатель хочет сказать, что под жестким давлением наступает как государственный, так и нравственный упадок.

Проблематика романа

Среди основных проблем романа можно перечислить следующие:

  • проблема апатии и бездействия дворянского сословия
  • проблема любви
  • проблема дружбы
  • проблема воспитания

Замечание 1

Главной проблемой произведения является не желание элиты занимать активную позицию. Эти люди возможно и хотели бы что-то изменить в своём существовании, но лень попросту не дает им этого сделать, они способны лишь на мечты и размышления.

Помимо общественной проблемы Гончаров отдельной темой выделяет любовную проблему. Любовь – светлое и очень сильное чувство, которое толкает людей на совершение поступков. Любовь Ольги Ильинской должна была изменить Обломова. Заняв активную позицию Ольга вкладывает силы и душу в перевоспитание Обломова.

Но все эти действия Обломов не воспринимает, они мучительны для него, они не соответствуют его характеру. Обловом в этой ситуации делает выбор в пользу себя нежели своей возлюбленной.

На эту позицию можно смотреть двояко: с одной стороны, он не принял решения меняться ради любимой, что характеризует его как человека эгоистичного, с другой, он не стал притворятся и обманывать Ольгу, играть чужую роль, что характеризует его как человека честного.

В произведении И. А. Гончаров также поднимает проблему дружбы. Обломов и Штольц давние и близкие друзья, несмотря на то, что они полная противоположность друг другу между ними имели место быть теплые отношения.

Их дружба смога выдержать даже испытание любовью к одной женщине, но потом, будучи семейными людьми, именно время и бытовые заботы стали причиной охлаждения их отношений.

Но следует отметить, что Обломов называет своего сына, рожденного от Пшеницыной, Андрюшей в честь Штольца, а Штольц по просьбе Обломова заботится о ребёнке после его смерти. Все это свидетельствует о некой сохранившейся теплоте между ними.

Проблема воспитания также освещается автором в этом произведении. Обломов единственны ребенок в семье, родители баловали его, от родителей он перенял размеренный, неторопливый образ жизни.

Проблема состоит в том, что родители не научили своего ребенка главному – трудолюбию, самостоятельности – слуги постоянно помогали ему во всех даже незначительных делах. Родители оберегали его от проблем и не научили быть решительным и стойким.

Такое воспитание является скорее всего закономерным в помещичьих и дворянских семьях. Все это привело к упадку такого социального слоя как дворянство.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/analiz_romana_oblomov_i_a_goncharova/

«Обломов» (И. Гончаров)

Цитата: «Всё знаю, всё понимаю — но силы и воли нет».

История создания

Роман «Обломов» восходит к ранней повести Гончарова «Лихая болесть». В ней описывается очень странная эпидемия: физически люди остаются здоровыми, но на них находит странная хандра. Заражённые этой болезнью предпочитают всё своё время направлять на мечтания и возведение воздушных замков.

Конечно, впоследствии этот замысел многократно перерабатывался, ведь Гончаров работал над «Обломовым» 9 лет.

Проблематика:

  • «обломовщина» как культивирование идеала ленивой и праздной жизни;
  • противопоставление русского и европейского менталитета;
  • проблема лишнего человека (Обломов);
  • любовные перипетии (Ольга — Обломов; Агафья — Обломов; Ольга — Штольц);
  • проблема смысла жизни и счастья (Обломов).

Смысл названия

Роман назван по фамилии главного героя — Ильи Ильича Обломова. Исследователи отмечают, что в самой фамилии таится ряд подсказок для интерпретации романа:

  1. Обломов — от слова «обломок», что указывает на будущий распад личности героя;
  2. Обломов — от устаревшего слова «облый» (круглый). И впрямь, Илья Ильич округл и физически, и душевно (то есть избегает проблем, «острых углов»).
  • Литературное направление: реализм.
  • Литературный жанр: роман.
  • Жанровые особенности: уже в самом романе мы можем найти обобщённое понятие «обломовщина», которое позволяет типизировать главного героя и обозначить соответствующий тип в обществе.

Время и место действия: действие происходит в 1843 г. в Петербурге (в главе «Сон Обломова» действие переносится в деревню Обломовку).

Действующие лица

  1. Илья Ильич Обломов — дворянин тридцати двух лет, крайне ленивый, мечтательный.
  2. Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка, интересная и умная девушка.

  3. Андрей Иванович Штольц — друг Ильи Ильича, очень практичный и активный, полная противоположность Обломову.
  4. Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова чиновника, простая хозяйственная женщина.

    Сдаёт Обломову квартиру, впоследствии становится его женой.

  5. Иван Матвеевич Мухояров — чиновник, брат Агафьи Пшеницыной.
  6. Захар Трофимович — слуга Обломова, большой лентяй.
  7. Анисья — жена Захара.

  8. Михей Андреевич Тарантьев — приятель Ильи Обломова, хитрец и ловкач.

Краткое содержание

Часть 1

Илья Ильич Обломов живёт в Санкт-Петербурге на улице Гороховой. Жизнь его исполнена неги и лени: Илья Ильич только и делает, что лежит, предаваясь мечтаниям. В романе описывается один обычный день жизни Обломова: постель, халат, ленивая перебранка с Захаром.

В этот день Илью Обломова посещает сразу несколько знакомых, предлагающих ему встать и заняться делом: весёлый франт Волков, скучный карьерист Судьбинский, модный писатель Пенкин…

А Михей Тарантьев приходит с предложением решить все проблемы ленивого барина с Обломовкой, деревней, унаследованной им не так давно (сразу ясно, что Тарантьев аферист и хочет нажиться на этой работе, но лень Обломова пересиливает его разумность).

Илья Ильич ждёт своего друга Штольца — уж этот-то поможет ему разобраться с делами и решить все вопросы с Обломовкой. Трудна для Ильи Ильича столичная жизнь: не влился он в среду — он предпочитает спать. Вот и сейчас Обломов засыпает. И сон ему снится счастливый: родная Обломовка, никаких забот и хлопот, одна сплошная благодать. Но появление Штольца заставляет Илью Ильича проснуться.

Часть 2

Андрей Штольц и Илья Обломов дружили с детства, так как были ровесниками и жили в соседних сёлах. Но по характеру, темпераменту и мировоззрению они были полными противоположностями: Обломов романтический, мечтательный, мягкий, Штольц практичный, живой, подвижный.

Штольц решает вытащить Обломова из привычной жизни и заставить действовать. И во многом его затея успешна. Андрей Штольц возит друга в гости к разным людям. Он побуждает Илью Ильича вставать по утрам, читать книжки и газеты. Обломов оживает и даже проникается романтическими чувствами к Ольге Ильинской, его новой знакомой. И эта любовь вполне взаимна: дело идёт к свадьбе.

Часть 3

Активная Ольга в какой-то момент смущает Обломова (Штольц в это время в городе отсутствует): Илья Ильич стушёвывается и потихоньку отступает. Он попадает под разлагающее влияние Тарантьева и, столкнувшись с жизненными проблемами вроде необходимости управлять имением, отступает. Обломов меняет квартиру.

Новый дом очень напоминает ему родную Обломовку, а квартирная хозяйка Агафья Пшеницына, полная деловитая женщина, можно сказать, воплощает его мечту о сытости, спокойствии и всяческих приятностях. Встречи с Ольгой Ильинской становятся для Обломова нарушением гармонии. Свет наполнен слухами о том, что Обломов женится на Ильинской, но сам Илья Ильич возмущается: он ещё не созрел.

Ольга оскорблена его поведением, она отворачивается от Обломова.

Часть 4

В течение года Обломов болеет. Агафья Пшеницына заправляет хозяйством и принимает решения вместо Ильи Ильича. Они живут как супруги, и жизнь их спокойна и размеренна. Ольга Ильинская выходит замуж за Андрея Штольца.

Спустя несколько лет Штольц навещает старого друга. Ничего не изменилось: Илья Ильич всё так же лежит, как Илья Муромец. Единственная просьба, с которой Обломов обращается к другу, — позаботиться о его сыне Андрее, которого родила Пшеницына.

Когда Обломов умирает от второго инсульта (что является вполне логичным следствием его лежачего образа жизни), его сына берут на воспитание Штольц и Ольга.

Экранизации

«Обломов» (СССР, 1965, в роли Обломова — Олег Басилашвили); «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (СССР, 1979, режиссёр Никита Михалков, в роли Обломова — Олег Табаков).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое «обломовщина»?

Ответ. Представление о счастье как о безделии, стремление к такому образу жизни. Названо по фамилии Ильи Обломова, главного героя романа Ивана Гончарова «Обломов».

Назовите любимую одежду Обломова.

Ответ. Халат.

Эта любимая одежда главного героя романа описывается так: «Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него». Халат Обломова стал в русской литературе метафорой лени и сибаритства.

С каким былинным богатырём сравнивается Илья Обломов?

Ответ. С Ильёй Муромцем. На это указывает и имя героя — Илья, и упомянутые в романе истории об Илье Муромце, которые маленький Обломов слыхал от няни. Напомним, что былинный Илья Муромец пролежал на печи тридцать лет и три года — а потом поднялся и стал совершать подвиги. Илья Обломов же, к сожалению, так и не смог заставить себя подняться.

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquooblomovraquo_i_goncharov.html

«Обломов» анализ произведения Гончарова – тема, вывод, жанр, критика романа — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Роман Гончарова «Обломов» является второй частью трилогии, в которую входят его произведения «Обыкновенная история» и «Обрыв». Это роман о человеке, идеалисте и мечтателе, отрицающем деятельную жизнь. Предлагаем к изучению анализ произведения по плану, данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе и для подготовки к ЕГЭ.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.
  • Год написания – 1847 – 1859 гг.
  • История создания – Сам писатель считал, что на замысел романа большое влияние оказали идеи Белинского.
  • Тема – Произведение посвящено теме любви, дружбы, и поиска смысла жизни.

Композиция – Роман делится на три части, символизирующие четыре времени года, это четыре стадии жизни Обломова. Завязка – герой знакомится с Ильинской. Кульминация. Ленивый и спокойный герой готов совершить серьезный поступок, но лень перебарывает его благородные порывы, и он остается на своем месте.

Развязка произведения: Обломов женится на Пшеницыной, и вскоре умирает.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году, и работал над ним на протяжении 12 лет.

Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершен, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически, автор явился прообразом своего героя.

События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, переделана и дописана. Годы написания этого романа – 1847-1859.

Тема

Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающеюся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что все общество оказалось в состоянии спячки.

Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшего какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своем собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.

В «Обломове» анализ произведения показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идет деградация личности, всех его чувств и желаний.

Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной, показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.

Дружба Обломова с Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.

Композиция

В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, от которых и образовалась данная личность этого инфантильного героя.

Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью, и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.

В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстается с Ольгой.

В заключительной части романа, герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит ее обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.

Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к ее обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но счастье их было недолгим, Обломов умер.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Обломова».

Жанр

Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа, направление – реализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.

«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.

Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – все это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.

Роман-автобиография создавался в упрек своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки, и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы.

Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», вывод «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира.

Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведет к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21054-oblomov-analiz-proizvedeniia-goncharova-tema-vyvod-janr-kritika-romana.html

«Обломов», анализ романа Ивана Александровича Гончарова

Гончаров свой главный замысел вынашивал долгие годы.

В 1849 г. был опубликован «Сон Обломова» – глава неоконченного романа «Обломовщина».

Отправляясь в летний отпуск в родной Симбирск, Гончаров даже заранее договорился в одной из петербургских редакций о публикации полного текста романа, уверенно рассчитывая привезти его из отпуска.

Таким образом, можно предположить, что уже к лету 1849 г. первоначальный план « Обломова» сложился в творческом воображении писателя.

Но принадлежа к тому типу литератора, которому для создания произведения необходима сверхидея, Гончаров вновь обратился к своему замыслу лишь после возвращения из экспедиции на фрегате «Паллада», во время которой он имел возможность наблюдать нравы и обычаи, характеры и темпераменты самых разных народов, неизменно сравнивая их с русскими. «Обломов» увидел свет в 1859 г., и именно ему суждено было стать гончаровским ответом на вопрос о «корнях» и о «кроне» русской души.

Сюжет, проблематика и композиция

Помещик Илья Обломов живет в Петербурге на те средства, которые приносит ему его имение – деревня Обломовка. Службу он давно забросил, ни в какой другой деятельности себя не нашел. При этом он милый, добрый, образованный человек.

Андрей Штольц, друг детства Обломова, тщетно пытается «пробудить к жизни» дорогого ему человека. Причем сделать это он пытается с помощью своей юной «ученицы» Ольги Ильинской.

Он надеется таким образом внести «ровный свет, несколько градусов тепла» в беспросветную, мрачную и холодную жизнь Обломова.

Неторопливое развитие романа Ильи и Ольги составляет центральные – вторую и третью – части произведения. В конце концов вместо света в «несколько градусов тепла» – разгорелся огонь. Оказывается, в самом Обломове «был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму» . Свет натолкнулся на свет – и породил огонь.

Но Ольге не нужен такой человек, как Обломов, и она в конце концов становится женою Штольца.

А Илья в 4-й части романа находит пристанище у вдовы-мещанки Агафьи Пшеницыной, на которой в конце концов женится и с которой до самой своей смерти ведет «растительное» существование. « В ее имени, – замечает литературовед Е. А.

Краснощекова, – возможно, отозвался и мифологический мотив (Агафий – святой, защищающий людей от извержения Этны, то есть огня, ада) » .

Впрочем, защитить от внутреннего огня – не значит ли загнать его еще глубже внутрь? Можно ли (и нужно ли) спасти человека от такого огня? Этот вопрос был популярен во второй половине ХІХ века, и причиной тому, если попытаться уложить ее в некую схему, можно назвать обострение извечного конфликта европейской культуры Нового времени – конфликта языческих (огонь желаний) и христианских (любовь-агапэ – еще одно толкование имени Агафья) элементов культурной традиции.

Жанр

Современное литературоведение часто относит «Обломова» к жанру «романа-мифа», ибо в нем «выразилась самая сущность русской культуры». В то же время это один из первых «чистых» образцов русского психологического романа, не признающего однозначных, формальных характеристик.

Так, автор «Обломова» вряд ли был бы согласен со знаменитой первой фразой «Анны Карениной», ибо и о счастливой семье Андрея и Ольги Штольцев ему хочется знать не только то, что они в конце концов были счастливы, но и то, ценою каких усилий каждого из них давалось их семейное счастье.

Персонажи

Еще современная Гончарову критика сосредоточилась на антитезе «Обломов – Штольц» как главной символической оси романа.

Объехав по периметру всю Азию, автор «Фрегата “Паллада” » вынес о ней почти то же самое впечатление о полном и убежденном погружении в сон, какое у Обломова (еще в его раннем «Сне… » ) осталось от Обломовки.

Однако, находя много родственного на Востоке, русский человек в то же время никогда не переставал дивиться дивам Запада и молиться на «священные», по словам Достоевского, «камни Европы».

Автору «Обломова» и «Фрегата “Паллада” » быть может более других русских писателей свойственно это умиленное (но и достаточно отстраненное) восхищение Европой. «Все, начиная с человека, породисто и красиво в Англии», — замечает автор «Фрегата “Паллада” » .

И вновь настаивает: «Все породисто здесь: овцы, лошади, быки, собаки, как мужчины и женщины» . И в «Обломове» о Штольце он говорит: Штольц породист, «как английская кровная лошадь» .

Уважение, умиление, восхищение – вот чувства, которые вызывает Штольц: у Обломова и Ольги, у Захара («патриархального» слуги Обломова), у повествователя, у читателя… Вот только быть как Штольц или даже быть рядом с ним – тяжелый, непосильный труд.

И не на такой ли труд обрекла себя Ольга, выйдя за Штольца? … Не испытывая к нему – поначалу – влечения-эроса, не умея и любить «ни за что», любить любовью-агапэ, и, таким образом, лишенная одной из двух возможных надежд на счастье в браке, не будет ли она до конца жизни внутренне метаться, не находя никакого внешнего выхода? …

«У меня нет ни одного типа, а все идеалы», — утверждал сам автор, имея в виду двух главных героев и двух главных героинь «Обломова» . Каждый и каждая из них идеальны в чем-то одном и для кого-то одного.

Илья не готов быть главой семьи, быть не просто умным собеседником, нежным любовником (его « голубиную нежность» еще долго поминают между собою Ольга и Андрей), но мужем, берущим на себя ответственность и без колебаний предлагающим жене единственно верный (конечно, всего лишь для их семьи) ответ на любой вопрос.

Илье нужна Агафья: та ни в чем не усомнится, сама все решит и за все ответит. И Агафья идеал, и Ольга, и Илья идеал, и, конечно, Андрей – но в разном, для разного, для разных и по-разному.

«Ее замечание, совет, одобрение или неодобрение стали для него неизбежною поверкою: он увидел, что она понимает точно так же, как он, соображает, рассуждает не хуже его… Захар обижался такой способностью в своей жене, и многие обижаются – а Штольц был счастлив! … Андрей видел, что прежний идеал его женщины и жены недосягаем, но он был счастлив и бледным отражением его в Ольге: он не ожидал никогда и этого».

Направление

Итак, вот что такое идеал по Гончарову: нечто настолько прекрасное, что в жизни встретить его не ожидаешь – а вот встречаешь же… Это и есть реализм в его новом и полном проявлении.

Реализм ведь не в том, чтоб назвать идеал «положительным типом» и «подтягивать» к нему действительность, а в том, чтоб в познании самой действительности пройти глубже индивидуального и глубже типического – туда, где можно встретиться с идеальным.

По произведению: «Обломов»

По писателю: Гончаров Иван Александрович

Источник: https://goldlit.ru/goncharov/804-oblomov-analiz

Анализ романа И.А. Гончарова "Обломов"

В 1859 году в журнале «Отечественные записки» пуб­ликуется роман И.А.Гончарова «Обломов». По отчетливос­ти проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман — вершина творчества писателя.

Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, — чис­тосердечен, мягок, у него не потеряно драгоценное нрав­ственное качество — совесть. Уже на первой странице этого произведения автор посчитал необходимым обратить вни­мание читателя на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук его».

Истории этой живой души посвящен роман, в котором на примере жизни, от рожде­ния до смерти, одного из многих представителей русского дворянства автор пристально рассматривает современное общество в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования.

Не раз прозву­чат похвалы тому, что в Обломове «дороже всякого ума: честное, верное сердце!» Более того, окажется, что встреча с Обломовым дала «уроки жизни» Ольге Ильинской, что Штольц возвращался к нему, чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу…

», что, наконец, само существование Ильи Ильича выявило духовное богатство Агафьи Матвеевны Пшеницыной: «…навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно».

Но трагическое звучание и содержание романа тем и определяется, что сам герой, раздавленный гнетом всероссийской «обломовщины», «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существова­ния, сделанный собственными руками, как старцы пустын­ные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Всем неспешным ходом повествования читатель по­буждается к осознанию причин и сути совершившейся трагедии. Широкая сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Обломов не забывает о своем помещичьем положении и никак не может освободиться от сословного высокомерия.

Ничегонеделанье Обломова вовсе не невинно. Конеч­но, лежащий на диване Илья Ильич привлекательнее, чем надоедливые ничтожества, мелькающие перед Обломовым.

Но Добролюбов заметил: «Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затертый, Иван Матвее­вич — брр! такая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают… разоряют его именем мужиков… Он все терпит безмолвно».

Как бы предупреждая возможные восторги по поводу положитель­ных качеств Обломова, Добролюбов делает вывод: «Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не остав­ляла нас».

Обломову в романе противопоставлен Андрей Штольц. Первоначально он мыслился писателем как поло­жительный герой. Автор мечтал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами».

Он пытался соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с русской мечтательностью и мягкостью, с философскими раздумьями о высоком предназначении человека. Но это не получилось. Штольц — не положитель­ный герой романа.

Его деятельность иногда напоминает никчемную суету Петрова и Судьбинского из петербург­ского окружения Обломова. Его практицизм далек от вы­соких идеалов. В Штольце ум преобладает над сердцем. В отличие от Обломова, он энергичный, деятельный человек.

Но по мере развития романа читатель убеждается, что никаких широких идеалов у Штольца нет, что практика его направлена на личное благополучие и мещанский комфорт.

Главная сюжетная ситуация в романе — взаимоотно­шения  между Обломовым и  Ольгой  Ильинской.  Здесь Гончаров идет путем, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти.

В свое время Чернышевский писал о том, как через нравственную сла­бость человека, оказавшегося неспособным ответить  на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому вы­воду, а еще более закрепляет его. Ольге Ильинской свой­ственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра.

Невозможность для Обломова понять и принять эту высо­кую нравственную норму жизни оборачивается неумоли­мым приговором ему как личности. В романе так поэтизи­руется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обло­мов возродится как человек в полной мере.

Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нем свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть.

Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умст­венным запросам времени. Но Илье Ильичу далеко до естественности Ольги, свободной от многих житейских соображений, посторонних и враждебных любовному чув­ству.

Чувство любви Обломова к Ольге было кратковремен­ной вспышкой. Иллюзии на этот счет быстро развеиваются у Обломова. Разрыв между ними естествен: слишком не­схожи их натуры. Дороже романтических свиданий оказа­лись для Обломова жажда безмятежного, сонного состоя­ния.

«Спит безмятежно человек» — вот каким видится Илье Ильичу идеал существования.

Жизнь Ильи Ильича в доме Пшеницыной оказалась непродолжительной, ненормальной, нездоровой. Обломов стал быстро идти навстречу своему вечному сну — смерти. Так Гончаров произнес приговор обломовскому идеалу.

После выхода в свет роман стал предметом активного критического внимания. В статье «Что такое обломовщи­на?» Н.А.Добролюбов писал о том, что Илья Ильич Обло­мов — «коренной народный наш тип», символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений.

Он — последний в ряду «лишних людей» — Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. В Обломове типичный комплекс «лишнего человека» доведен до пара­докса, до логического конца, за которым — распад и гибель человека.

Гончаров, по мнению Добролюбова, глубже всех своих предшественников вскрывает корни обломовского бездействия.

«Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое со­стояние нравственного рабства.

Рабство это так переплета­ется с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу… Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого.

По крайней мере — чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится…»

Поэтому и слуга Захар в известном смысле «барин» над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежан­ке. Идеал существования Ильи Ильича — «праздность и покой» — является и мечтой Захара. Они оба — дети Обломовки.

Л.Н.Толстой писал: «Обломов» — капитальная вещь, какой давно, давно не было… Но что приятнее… это что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоро­вый, капитальный и невременный в настоящей публике».

В этом романе было нечто вечное, имеющее высокий духовный и общечеловеческий смысл.

Не случайно он сразу возбудил в читателях потребность говорить о таких понятиях, как народность, национальность, о проблемах добра и зла в их противоборстве, о традициях и об истоках, об «уме» и «сердце».

Прав был И.С.Тургенев, когда сказал: «… пока оста­нется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова».

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/419-roman-ia-goncharova-oblomov.html

Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»

  • Характеристика Обломова. Дом Обломова: Самый знаменитый гончаровский роман начинается словами: «В Гороховой улице, в одном из больших домов, населения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Задается тон повествования – неторопливый, эпически-плавный. Комната вполне отвечает своему хозяину: «лепилась в виде фестонов паутина», «ковры были в пятнах». Читать далее…
  • Сон Обломова: К концу первой части Обломов готов изменить прежнюю жизнь. Героя вынуждают внешние обстоятельства (необходимость переезда, снижение доходности имения). Однако важнее оказываются внутренние побуждения. Но прежде чем мы увидим результаты усилий Ильи Ильича подняться с дивана, Гончаров вводит особо озаглавленную новеллу о детстве героя – «Сон Обломова». Читать далее…
  • Образ Штольца: в оценках второго героя сразу после появления романа воцарилось единодушие. Он был истолкован как неудачный: «Образ Штольца бледен, не реален. Не живой, а просто идея…» Рецензенты указывали, что этот персонаж вводится лишь из идейно-композиционных причин. Чтобы углубить черты Обломова, необходимо было противопоставить ему контрастный характер современного деятеля. Читать далее…
  • Главное слово романа. Обломовщина: Слово «обломовщина» поистине многозначно или, вернее, многомерно. Штольц видит ее вокруг себя – в городе, в деревне. И знает, как ему кажется, рецепт. Стоит начать трудиться – и болезнь исчезнет. Обломову же, русскому человеку, важен итог, необходимо изначально знать перспективу будущих трудов. Кому они помогут? Кому принесут пользу? Читать далее…
  • Обломов и Ольга: Ольга не просто полюбила. Она выбрала великую цель и поставила перед собой грандиозную задачу: «Возвратить человека к жизни». Поначалу кажется, что у нее это получилось — Когда же необходимость собственных хлопот становится очевидной, Илья Ильич вновь безвольно склоняется в сторону дивана. Обломов желает действовать, но первый его поступок: найти человека, на которого можно было бы переложить свои дела и снова существовать бездумно. Читать далее…
  • Штольц и Ольга: Встретив за границей Ольгу с теткою, Штольц вновь принимает на себя миссию старшего друга и учителя, и вдруг с изумлением понимает, что скорее она может его научить, как «не позволять душе лениться». Зная историю временного воскрешения флегматичного Обломова, мы верим, что даже рациональный Штольц не устоял перед очарованием этой ищущей души и уязвлен ее дружеским равнодушием. Читать далее…
  • Ольга и Агафья: Агафья Матвеевна не пытается переделать любимого человека, принимает его таким, какой он есть. Но, как и Ольгу, эту героиню нельзя назвать идеальной. Доброта и наивность приводят к тому, что Агафья Матвеевна, сама не сознавая того, становится «злым гением» Обломова. Читать далее…
  • Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа: Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места, поскольку самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить «неугодливой» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит диалог о покойном Обломове. Читать далее…

Источник: https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/45-russkaya_klassika_xix_veka_ia_goncharov_is_turgenev/stages/2759-analiz_romana_oblomov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector