Анализ произведения отцы и дети тургенева

В шестидесятые годы 19-го столетия в свет вышел роман Ивана Тургенева «Отцы и дети». Эта книга стала знаковой для своего времени. Образ Базарова – главного героя – молодёжь восприняла как пример для подражания.

Прошло более 150 лет с момента первой публикации. Роман Тургенева всё так же популярен.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Какова главная идея книги? Почему она актуальна даже сегодня, в 21-м столетии? Подробный анализ произведения «Отцы и дети» поможет найти ответы на эти и другие вопросы.

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

Накануне Реформы

События, о которых поведал читателям Тургенев, происходят в июне 1859 года. Совсем скоро в России отменят крепостное право. Произойдет событие, которое кардинально изменит российское общество. Это свершится в 1861 году.

Однако особое настроение, жажда перемен уже витают в воздухе. Прежде всего ему подвержены просвещенные молодые люди. Старым помещикам подобные настроения чужды.

При анализе произведения «Отцы и дети» Тургенева непременно нужно сделать небольшое историческое отступление.

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

Проблема отцов и детей

Главный герой романа – Евгений Базаров. К своему приятелю – Аркадию Кирсанову – он относится с некоторым пренебрежением. Впрочем, при прочтении романа Тургенева создается впечатление, что главный герой на более глубокие чувства и не способен. Однако это обманчивое впечатление.

Анализ произведения «Отцы и дети» начинают обычно с расшифровки названия. Книга русского классика о столкновении двух поколений. Отцы не понимают сыновей.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Как я помогаю маме - сочинение 3, 6 класс

Оценим за полчаса!

Дети уверены в отсталости, неактуальности родительских взглядов. Так было, есть и будет. Но не в этом основная идея произведения «Отцы и дети».

Анализ романа Ивана Тургенева позволяет почувствовать, понять глубину душевных терзаний главного героя.

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

Сюжет

Базаров проводит несколько недель в родовом имении своего друга. Здесь происходит столкновение главного героя с одним из Кирсановых – Павлом Петровичем. Евгений – нигилист, то есть человек, не имеющий авторитетов. Он не принимает ни одного принципа, и ему совершенно безразлично, каким уважением этот принцип окружён. Такая точка зрения шокирует представителей старшего поколения.

Базаров презирает искусство, музыку, поэзию. А всё это он называет презрительно «романтизмом». Базаров изучает естественные науки. Уверен в том, что заниматься следует лишь тем, что принесёт пользу.

Он сын лекаря и сам планирует лечить мужиков. Однажды с гордостью говорит: «Мой дед землю пахал». В действительности, этот человек очень честолюбив.

И вряд ли его удовлетворил бы скромный труд сельского лекаря.

Базаров убеждён, что никогда не воспылает страстью к женщине. Ведь это слабость, которая может сбить с истинного пути. Но однажды он знакомится с Анной Одинцовой и понимает, как сильно заблуждался.

Вдова-аристократка не отвечает ему взаимностью. И тогда поселяется в душе главного героя страшная, всепоглощающая пустота. Неизвестно, к чему бы привели подобные переживания, если б не внезапная смерть.

Однажды, проводя опыты, главный герой получает заражение. Вскоре понимает, что дни его сочтены. Базаров умирает. О нем уже спустя полгода забывают. Правда, на сельское кладбище, к скромной могиле, очень часто приходят старики, которые безумно любили и гордились своим сыном. Это родители Евгения Базарова.

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

История написания

При анализе произведения «Отцы и дети» непременно нужно сказать хотя бы несколько слов о том, как создавался этот нетленный роман. Идея книги пришла в голову писателю в 1960 году. В это время он находился в Англии.

Конечно, автор в своей книге в первую очередь хотел поднять вопрос отмены крепостного права. Российское помещичье общество довольно жалко смотрелось на фоне прогрессивного европейского.

Незадолго до начала работы над романом Тургенев прекратил сотрудничество с журналом «Современник». Один из молодых критиков отозвался о произведении «Накануне» весьма нелестно. Тургенев впервые задумался об огромной пропасти между поколениями.

Многие в России не понимали разночинцев, этих странных молодых людей, твердящих о горькой участи русского мужика, о равноправии, о свободе. Даже при кратком анализе произведения «Отцы и дети» стоит подчеркнуть: писатель посвятил свою книгу не только проблемам непонимания отцов и детей. Тургенев затронул вопрос о конфликте новых взглядов с консерватизмом.

Возникает логичный вопрос. Крепостное право отменили в 1861 году, а книгу Тургенева и сегодня читают. Почему? Дело в том, что, помимо вышеназванной проблемы, Тургенев затронул тему любви, дружбы, одиночества.

Вопросы, которые всегда будут актуальны, поднял писатель в этом произведении. Анализ романа «Отцы и дети» – задание сложное, но интересное.

Ведь в книге говорится не так о политике, как о простых человеческих чувствах.

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

В чем трагедия базарова?

Это еще один важный вопрос, на который стоит ответить при кратком анализе произведения Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицает красоту природы, любовь, музыку, поэзию. Он не признаёт также философское мышление. Искусство для него всего лишь «чепуха».

Кирсановых-старших называет «старичками», «людьми отставными». Трагедия главного героя обусловлена его нигилистическими взглядами. Он убеждён, что все старое следует уничтожить, дабы на его месте построить новое.

К тому, что подлежит уничтожению, Евгений Базаров относит даже любовь – чувство, без которого человек не может существовать.

Трагедия Базарова, конечно, и в нереализованности. Перед смертью вдруг его посетили сомнения. Нужен ли он России? Базаров не находит ответа на этот вопрос. Отношение Тургенева к своему герою противоречиво. С одной стороны, он не разделяет взглядов Базарова. С другой – испытывает к нему симпатию и жалость, что особенно читается в последних строках романа.

Другие персонажи

Полный анализ произведения «Отцы и дети» включает характеристику каждого персонажа. Особое внимание стоит уделить, пожалуй, Николаю Петровичу – отцу Аркадия Кирсанова. Ведь этот герой противопоставлен Базарову.

Николай Петрович не придерживается строгих политических и общественных взглядов. Он отнюдь не честолюбив. Кирсанов не читает немецких философов, но читает Пушкина, чем вызывает у Базарова явное неодобрение. Кроме того, помещик либеральных взглядов любит музыку и даже играет изредка на виолончели.

Главное различие между ним и одиноким нигилистом, конечно, не в книжных пристрастиях. Николай Петрович умеет любить. А потом в конце этой истории он один из немногих, кто обретает счастье.

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

Анна Одинцова

В романе несколько женских образов. Но самый интересный из них, бесспорно, образ Анны Одинцовой. Богатую вдову заинтересовал молодой человек, произносящий довольно странные, но интересные речи. Но не более.

Разделить чувства Евгения Анна не смогла. Она, так же как и он, отвергает любовь. Но если Базаров ранее был убеждён, что любовь помешает ему достигнуть цели, которая, к слову, оказалась довольно туманной, то Одинцова отказывается от любви лишь ради спокойствия. Этой холодной женщине нравится ее размеренная, спокойная жизнь без чувств и треволнений.

Источник: https://www.syl.ru/article/357213/i-s-turgenev-ottsyi-i-deti-analiz-proizvedeniya

Отцы и дети краткое содержание романа Тургенева, характеристика главных героев, сюжет, история создания, анализ по главам для читательского дневника

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

В данной работе представлено краткое содержание произведения «Отцы и дети» и его анализ, дана характеристика героев.

Все это поможет понять суть, проблематику и тематику романа, но для того, чтобы качественно проанализировать произведение и составить самостоятельное мнение, необходимо прочесть роман в оригинале.

Ученики в школах проходят «Отцов и детей» в 10 классе. Краткий пересказ поможет вспомнить прочитанное, эту информацию школьники и студенты могут использовать для краткого конспекта произведения, при написании сочинения, изложения или для читательского дневника.

«Отцы и дети» И. С. Тургенев – история создания

В 1860 году И. С. Тургенев загорается идеей создать роман, а не повесть, основанный на конфликте двух поколений. Писатель составляет план произведения, желая увидеть главного героя прототипом Добролюбова, с которым у него постоянно были какие-либо разногласия.

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

Иван Сергеевич Тургенев ( 1818-1883)

Находясь за границей, писатель делает первые наброски романа. Базарова Тургенев изобразил, как лишнего человека со сложным, противоречивым характером. В процессе написания Иван Сергеевич начинает симпатизировать главному герою.

В 1861 году Тургенев возвращается на родину в Спасское и дополняет рукописи. Через год «Отцы и дети» публикуются в журнале «Русский вестник». Объем оригинального издания стандартного формата составил 204 страницы.

Главные герои романа и их характеристика

Ниже представлена таблица, содержащая список действующих лиц с характеристикой в сокращении.

Евгений Базаров Мужчина в возрасте 30 лет, простого происхождения, сын лекаря, сам заканчивает медицинский факультет. Считает себя нигилистом, т. к. относится скептически ко всему, кроме науки. В его образе заметно преобладание холодных, грубых, резких черт.
Аркадий Кирсанов Молодой человек, 23 года, поддался влиянию Базарова и решил тоже увлечься нигилизмом. По характеру Аркадий спокойный, чистый, наивный, сентиментальный. Кирсанов верит в настоящую любовь, наслаждается природой и искусством.
Николай Петрович Кирсанов Отец Аркадия, наделен в произведении образом доброго, романтического, спокойного, уравновешенного дворянина. Приверженец передовых идей.
Павел Петрович Кирсанов Брат Николая Петровича. В прошлом был гвардейским офицером, служба оставила душе Павла Петровича шрамы, что резко проявлялось в его характере. Павел самолюбив, заносчив, эгоистичен, верен своим принципам

Второстепенные персонажи

Василий Иванович – отец Евгения, старик, безропотно любящий своего единственного сына. Василий Иванович трудолюбивый, бескорыстный, продолжает заниматься врачебным делом и помогать крестьянам.

Арина Базарова – мать Евгения. Имеет образ набожной, суеверной старушки с доброй душой. Арина ласковая, тихая, опрятная. Нелепая смерть сына становится для нее сильным ударом.

Анна Сергеевна Одинцова – расчетливая вдова 28-ми лет. Анна Сергеевна никогда не испытывала настоящей любви, выходила замуж по расчету. Этой женщине нравится жить в уединенном, роскошном доме, вдали от городской суеты.

Катерина – младшая сестра Анны Сергеевны, полная ее противоположность. Девушка тихая, кроткая, скромная, боится тяжелого, крутого нрава сестры, воспитавшей ее. Катерина предпочитает проводить время в саду, слушать фортепиано и любоваться природой.

«Отцы и дети» краткий пересказ по главам

1

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

Будучи молодым, он пытался стать военным, но травма ноги испортила ему всю карьеру. Мужчине было очень сложно воспитывать сына одному, но он справился, поставил его на ноги, отправив учиться в Петербург.

2

Аркадий приезжает с другом, который учится на медицинском факультете. Это Евгений Базаров, у него вытянутое худое лицо, выражающее волю и самоуверенность. Герои отправляются в имение Кирсановых, которое называется Марьино. Происходит знакомство Евгения и Николая Петровича.

3

В течение пути Николай Петрович не может прийти в себя, находясь в приподнятом настроении после встречи с сыном. Николай Петрович рассказывает ему о последних новостях в имении, и смущенно упоминает о своем сожительстве с девушкой Феней. Возникает неловкая пауза, герои меняют тему.

4

Приехавших никто не встречает, кроме старого слуги. Николай Петрович Кирсанов ведет гостей в дом и просит слугу накрыть на стол. Навстречу им выходит красивый, ухоженный мужчина – Павел Петрович Кирсанов. Мужчина холодным взглядом осмотрел незваного гостя, а Аркадий поспешил представить дяде своего друга.

Обед для семейства Кирсановых и Базарова вышел неудачным: все происходило в тяжелом, угнетающем молчании, разговор никак не клеился. После обеда герои также молча разошлись по своим комнатам.

5

Семейство Кирсановых собралось на веранде, чтобы поговорить и выпить чаю. Аркадий же узнает, что Фенечка приболела, и отправляется к ней спросить о ее состоянии. Младший Кирсанов радуется, увидев брата, о существовании которого не знал до сих пор. Аркадий мягко укоряет отца за то, что тот ничего ему не рассказал. Николай Петрович растроган и одновременно счастлив.

Во время разговора возвращается с прогулки Базаров, который приносит с собой лягушек для своих опытов.

6

Евгений присоединяется к Кирсановым, пьет с ними чай и ведет беседу. Во время разговора между Базаровым и Павлом Петровичем разгорается спор. Мужчины не скрывают свою неприязнь друг к другу, один не стыдится насмехаться над стариком, а другой в ответ пытается задеть гостя за живое.

Николай пытается их успокоить, переводит разговор, попросив Евгения, как человека, мыслящего в науке, помочь ему с выбором удобрений. Базаров соглашается и забывает на время о Павле Петровиче.

7

Павел Кирсанов в 28 лет мог стать военным, построить великолепную карьеру, достичь невиданных высот, стать богатым и успешным, но, к сожалению, влюбился. Его любовью стала молодая княгиня, ветреная кокетка, которая уже была замужем за стариком. Павел Петрович полюбил эту княгиню, а после расставания впал в депрессию, бросил службу и отправился в путешествия по свету на целых 4 года.

8

Три года назад Фенечка познакомилась с Николаем Кирсановым в трактире своей матери. Трактир приносил небольшой доход, поэтому дела у них шли плохо. Николай Петрович пожалел девушку, и забрал ее с матерью к себе в поместье. Когда мать девушки умерла, Кирсанов и Феня стали жить вместе.

9

Базаров знакомится с Фенечкой и предлагает ей свои услуги врача. Когда молодой человек слышит игру Николая Кирсанова на виолончели, он начинает смеяться. Нигилист не признает искусство, в том числе и музыку, считая это пустой тратой времени. Аркадий тактично просит друга перестать смеяться над его отцом.

10

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

Во время вечернего чаепития Евгений вызывает недовольство и старших Кирсановых, назвав какого-то помещика «дрянным аристократишкой». Кирсановы упрекнули его в несоблюдении чужих принципов.

Базаров, разозлившись, в ответ обвинил Павла Петровича в бессмысленном прозябании своей жизни. Аркадий все это время молчал, боясь разочаровать своего друга.

11

Перед сном братья Кирсановы заняты размышлениями о жизни. Николай с грустью вспоминает о своей умершей жене. Павел, тоже задумавшись, смотрит в небо. А Базаров зовет друга в город.

12

Друзья уезжают. Аркадий знакомится с другом семьи Базаровых, Матвеем Ильиным. А Ситников, старый знакомый Евгения, предлагает им навестить Евдокию Кукшину.

13

Мужчинам не понравился неопрятный вид этой дамы, ее пустые, бессмысленные разговоры. Евдокия постоянно задавала друзьям вопросы, но не дожидалась на них ответа и начинала говорить о чем-то другом.

14

Базаров отказывается ехать на бал, потому что против большого общества, музыки и танцев. Однако Аркадию удается его уговорить.

На балу происходит знакомство друзей с Анной Одинцовой, которая показалась им милой, общительной, привлекательной. Новая знакомая обратила свое внимание на Аркадия, начав расспрашивать его обо всем. Евгений был поражен Одинцовой, раньше он не обращал внимания на женщин, но эта показалась ему другой, не похожей на остальных.

15

У Одинцовой сложилась непростая жизнь, ее отец проиграл свое состояние и умер, оставив разорившееся имение двум своим дочерям. На хрупкие плечи девушки легло все хозяйство, но она смогла достойно выдержать это испытание. Анна вышла замуж и прожила в браке 6 лет. После смерти муж оставил Одинцовой свое состояние.

Евгений, казалось, нашел себе собеседника по духу, разговаривая с женщиной о медицине, биологии, ботанике. Одинцова охотно шла на разговор и нисколько не уступала Базарову, не хуже него разбираясь в науке.

16

В Никольском – имении Одинцовой, друзья познакомились с младшей сестрой Анны – Катей. Она вела себя тихо, застенчиво, много молчала и играла на фортепиано.

Аркадий заинтересовался Анной Сергеевной, но женщина относилась к нему, как к младшему брату. Ее больше интересовал Базаров, они гуляли вместе в саду, разговаривали и смеялись. Аркадий, видя это, почувствовал укол ревности.

17

Базаров не верил в любовь, считал чувства между мужчиной и женщиной чушью. Но, проживая в имении Кирсановых и периодически встречаясь с Одинцовой, он ощущал, что что-то в нем меняется. Евгений влюбился, но скрывал это, представляя Анну Сергеевну в своих объятьях.

18

Евгений решает признаться Анне Сергеевне в любви. Женщина не отвечает ему взаимностью, говорит, что Базаров ее не правильно понял и просит его уехать. Мужчина чувствует себя очень неловко.

19

Базаров хочет остаться, но понимает, что Одинцова не любит его. Он впадает в отчаяние, перестает говорить и начинает вести себя холодно и отчужденно. Мужчина сообщает Анне Сергеевне о своем отъезде к родителям. Аркадий замечает изменения в своем друге.

20

Родители Базарова были очень рады видеть своего сына, они долго ждали его приезда, но старались сдерживать эмоции, зная, что Аркадий этого не любит.

Во время обеда мать не могла насмотреться на сына, а отец рассказывал ему о своем имении и хозяйстве. После ужина Евгений не стал говорить с отцом, объяснив это сильной усталостью.

Базаров не смог уснуть до самого утра, думая о неприятном инциденте с Одинцовой.

21

Дома Евгений заскучал, ему казалось, что родители обращают на него слишком много внимания и мешают его работе. Евгений решил вернуться в имение Кирсановых, чем очень расстроил своих родителей. Они не хотели, чтобы сын уезжал так скоро. Мать не смогла сдержать слез, а отец, скрепя сердце, отпустил Евгения, сделав вид, что все хорошо.

Читайте также:  Анализ произведения пушкина медный всадник

22

Базаров занялся опытами с лягушками. Аркадий, наконец-то, стал помогать отцу по хозяйству, но думал об Одинцовых, пытаясь найти повод заехать к ним снова.

23

Базаров чувствует неприязнь ко всем, кроме Фенечки. Однажды, они столкнулись в беседке, между ними завязался разговор, и Евгений поцеловал девушку. Случайным свидетелем этого стал Павел Кирсанов. Базаров почувствовал неловкость, стыд и угрызения совести.

24

Павел Петрович, оскорбленный поведением Евгения, вызывает его на дуэль. Они оба не говорят об истинных причинах битвы, чтобы не оскорбить все семейство Кирсановых.

Базаров стреляет в Павла Петровича и ранит его в ногу. Окончательно испортив отношения со всеми, Евгений уезжает обратно к родителям.

25

Младший Кирсанов все больше симпатизирует Кате Одинцовой, он чувствует, что увлекается ей. Девушка говорит ему, что Евгений оказывает на него плохое влияние, и что без него Аркадий становится совсем другим.

Базаров, встретившись с Анной Сергеевной, говорит, что был не прав и просит ее остаться друзьями.

26

Базаров возвращается к родителям. Аркадий признается Екатерине Сергеевне в своих чувствах и делает ей предложение. Катя соглашается.

27

Анализ произведения Отцы и дети Тургенева

Он бредит, просит Одинцову приехать, чтобы увидеться в последний раз. Женщина не узнает больного, перед ней совершенно другой человек. Умирая, Базаров признается Одинцовой в своих настоящих чувствах и умирает.

28

Произведение заканчивается свадьбой Аркадия и Екатерины. Павел Петрович уезжает за границу. Анна Сергеевна Одинцова тоже выходит замуж, но по расчету. Жизнь продолжается для всех, кроме двух старых людей, постоянно навещающих могилу единственного сына.

Анализ произведения «Отцы и дети»

Год написания произведения – 1861 год. Тургенев написал противоречивый роман, сюжет и центральная проблема которого заключается в сложных взаимоотношениях двух поколений.

Ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» становится для них неоднозначным. Новые люди видят свою жизнь в труде, а люди старой закалки видят ее в созерцании.

Из-за различных взглядов происходит столкновение между отцами и детьми.

Главные темы романа:

  1. Идейные противоречия отцов и детей.
  2. Тема «нового человека» в переломный момент двух эпох.
  3. Тема любви к родителям, женщине.
  4. Тема человека и природы. Природа храм или мастерская?

Источник: https://tvercult.ru/literatura/ottsyi-i-deti-kratkoe-soderzhanie-romana-turgeneva

Анализ романа Тургенева «Отцы и дети» | Литерагуру

Важнейшая черта удивительного таланта И.С. Тургенева – острое чувство своего времени, которое является лучшим испытанием для художника. Созданные им образы продолжают жить, но уже в ином мире, имя которому – благодарная память потомков, научившихся у писателя любви, мечте и мудрости.

История создания

Столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев, нашло художественное воплощение в новом произведении, которое создается в сложный период общественного противостояния.

Замысел «Отцов и детей» – результат общения с коллективом журнала  «Современник», где писатель долгое время работал. Писатель тяжело переживал уход из журнала, ведь с ним была связана память о Белинском.

Статьи Добролюбова, с которым постоянно спорил Иван Сергеевич и порой не соглашался, послужили реальной основой для изображения идеологических разногласий. Радикально настроенный молодой человек был не на стороне постепенных реформ, как автор «Отцов и детей», а свято верил в путь революционного преображения России.

Редактор журнала, Николай Некрасов, поддержал эту точку зрения, поэтому из редакции ушли классики художественной литературы — Толстой и Тургенев.

Первые наброски к будущему роману были сделаны в конце июля 1860 года на английском острове Уайт. Образ Базарова был определен автором, как характер человека самоуверенного, работящего, нигилиста, не признающего компромиссов и авторитетов. Работая над романом, Тургенев невольно проникается симпатией к своему персонажу. В этом ему помогает дневник главного героя, который ведет сам писатель.

В мае 1861 года писатель возвращается из Парижа в своё имение Спасское и делает последнюю запись в рукописях. В феврале 1862 года роман публикуется в «Русском вестнике».

Основные проблемы

Прочитав роман, понимаешь истинную его ценность, созданную «гением меры» (Д. Мережковский). Что Тургенев любил? В чём сомневался? О чём мечтал?

  1. Центральными в книге является нравственная проблема взаимоотношений поколений. «Отцы» или «дети»? Судьба каждого связана с поиском ответа на вопрос: в чём смысл жизни? Для новых людей он заключается в труде, но старая гвардия видит его в рассуждении и созерцании, ведь на них работают толпы крестьян. В этой принципиальной позиции и находится место непримиримому конфликту: отцы и дети живут по-разному. В этом расхождении мы усматриваем проблему недопонимания противоположностей. Антагонисты не могут и не хотят принимать друг друга, особенно этот тупик прослеживается во взаимоотношениях Павла Кирсанова и Евгения Базарова.
  2. Так же остро стоит проблема нравственного выбора: на чьей стороне правда? Тургенев полагал, что нельзя отрицать прошлое, ведь только благодаря ему строится будущее. В образе Базарова он выразил необходимость сохранения преемственности поколений. Герой несчастен, потому что одинок и понят, ведь сам ни к кому не стремился и не хотел понять. Однако изменения, нравится это людям прошлого или нет, все равно придут, и к ним надо быть готовым. Об этом говорит иронический образ Павла Кирсанова, который потерял чувство реальности, надевая в деревне парадные фраки. Писатель призывает чутко реагировать на перемены и пытаться понять их, а не огульно охаивать, как дядя Аркадия. Таким образом, решение проблемы – в толерантном отношении разных людей друг другу и попытке познания противоположной жизненной концепции. В этом смысле победила позиция Николая Кирсанова, который терпимо относился к новым веяниям и никогда не спешил их судить. Его сын тоже нашел компромиссное решение.
  3. Однако автор дал понять, что за трагедией Базарова стоит высокое предназначение. Именно такие отчаянные и самоуверенные первооткрыватели прокладывают миру дорогу вперед, поэтому проблема признания этой миссии в обществе тоже занимает важное место. Евгений кается на смертном одре, что чувствует себя ненужным, это осознание и губит его, а ведь он мог стать великим ученым или искусным врачом. Но жестокие нравы консервативного мира вытесняют его, так как чувствуют в нем угрозу.
  4. Проблемы «новых» людей, разночинной интеллигенции, непростых взаимоотношений в обществе, с родителями, в семье тоже очевидны. Разночинцы не обладают доходными имениями и положением в обществе, поэтому вынуждены трудиться и ожесточаются, видя социальную несправедливость: они ради куска хлеба упорно работают, а дворяне, глупые и бездарные, ничего не делают и занимают все верхние этажи общественной иерархии, куда лифт просто не доходит. Отсюда и революционные настроения, и нравственный кризис целого поколения.
  5. Проблемы вечных человеческих ценностей: любви, дружбы, искусства, отношения к природе. Тургенев умел раскрывать в любви глубины человеческого характера, проверять истинную сущность человека любовью. Но не все проходят эту проверку, пример тому Базаров, который ломается под натиском чувства.

Все интересы и замыслы писателя всецело были сосредоточены на важнейших задачах времени, шли навстречу самым жгучим проблемам повседневности.

Характеристика героев романа

Евгений Васильевич Базаров – выходец из народа. Сын полкового лекаря. Дед со стороны отца «землю пахал». Евгений сам пробивает себе дорогу в жизни, получает хорошее образование. Поэтому герой небрежен в одежде и манерах, его никто не воспитывал.

Базаров — представитель нового революционно-демократического поколения, задача которого — разрушить старый уклад жизни, бороться против тех, кто тормозит общественное развитие. Человек сложный, сомневающийся, но гордый и непреклонный. Как исправить общество, Евгений Васильевич представляет весьма неопределённо.

Отрицает старый мир, принимает только то, что подтверждено практикой.

  • Писатель отобразил в Базарове тип молодого человека, верящего исключительно в научную деятельность и отрицающего религию. Герой испытывает глубокий интерес к естественным наукам. С детства родители привили ему любовь к труду.
  • Осуждает народ за неграмотность и невежество, но гордится своим происхождением. Взгляды и убеждения Базарова не находят единомышленников. Ситников, болтун и фразёр, и «эмансипированная» Кукшина – никчёмные «последователи».
  • В Евгении Васильевиче мечется неведомая ему душа. Что делать с ней физиологу и анатому? Её же не видно под микроскопом. Но душа болит, хотя её – научный факт – нет!
  • Тургенев большую часть романа исследует «искушения» своего героя. Он терзает его любовью стариков — родителей – как же быть с ними? А любовь к Одинцовой? Принципы никак не совмещаются с жизнью, с живыми движениями людей. Что же остаётся Базарову? Только умереть. Смерть – его последнее испытание. Он принимает её героически, не утешает себя заклинаниями материалиста, а зовёт возлюбленную.
  • Дух побеждает взбесившийся разум, преодолевает заблуждения схем и постулатов нового учения.

Павел Петрович Кирсанов — носитель дворянской культуры. Базарову претят «накрахмаленные воротнички», «длинные ногти» Павла Петровича. Но аристократические манеры героя являются внутренней слабостью, тайным сознанием своей неполноценности.

  • Кирсанов считает, что уважать себя – значит следить за своей внешностью и никогда не терять своего достоинства, даже в деревне. Свой распорядок дня он составляет на английский манер.
  • Павел Петрович вышел в отставку, предавшись любовным переживаниям. Это его решение стало «отставкой» от жизни. Любовь не приносит человеку радости, если он живёт только её интересами и капризами.
  • Герой руководствуется принципами, принятыми «на веру», отвечающими его положению барина — крепостника. Чтит русский народ за патриархальность и за повиновение.
  • В отношении к женщине проявляются сила и страстность чувства, но он их не понимает.
  • Павел Петрович равнодушен к природе. Отрицание её красоты говорит о его духовной ограниченности.
  • Этот человек глубоко несчастен.

Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия и родной брат Павла Петровича. Сделать военную карьеру не удалось, но он не отчаялся и поступил в университет. После смерти жены посвятил себя сыну и благоустройству поместья.

  • Характерные черты персонажа — незлобивость, покорность. Интеллигентность героя вызывает симпатию и уважение. Николай Петрович — романтик в душе, любит музыку, декламирует стихи.
  • Он противник нигилизма, любые назревающие разногласия пытается сгладить. Живёт в согласии со своим сердцем и совестью.

Аркадий Николаевич Кирсанов  – человек несамостоятельный, лишен своих жизненных принципов. Он полностью подчиняется другу. Примкнул к Базарову только по молодому задору, так как не имел своих взглядов, поэтому в финале между ними произошёл разрыв.

  • Впоследствии стал рачительным хозяином и обзавёлся семьёй.
  • «Славный малый», но «мякенький, либеральный барич», — говорит о нём Базаров.
  • Все Кирсановы «больше дети событий, чем отцы собственных поступков».

Одинцова Анна Сергеевна — «родственный» личности Базарова «элемент». На основании чего можно сделать такой вывод? Твёрдость взгляда на жизнь, «гордое одиночество, ум – делают ее «близкой» главному герою романа. Она, как и Евгений, принесла в жертву личное счастье, поэтому сердце ее холодно и боязливо относится к чувствам. Она сама попрала их, выйдя замуж по расчету.

Конфликт «отцов» и «детей»

Конфликт – «столкновение», «серьёзное разногласие», «спор». Говорить о том, что эти понятия имеют только «негативный оттенок» — значит совершенно не понимать процессов развития общества. «Истина рождается в споре» — эту аксиому можно считать «ключиком», приоткрывающим завесу над проблемами, поставленными Тургеневым в романе.

Споры – основной композиционный приём, позволяющий читателю определить свою точку зрения и занять определённую позицию во взглядах на то или иное общественное явление, область развития, природу, искусство, нравственные понятия. Используя «приём споров» между «молодостью» и «старостью», автор утверждает мысль, что жизнь не стоит на месте, она многогранна и многолика.

Конфликт между «отцами» и «детьми» никогда не разрешится, его можно обозначить как «константу». Однако именно конфликт поколений является двигателем развития всего земного. На страницах романа ведётся жгучая полемика, вызванная борьбой революционно-демократических сил с либеральным дворянством.

Главные темы

Тургенев сумел насытить роман прогрессивной мыслью: протест против насилия, ненависть к узаконенному рабству, боль за страдание народа, желание основать его счастье.

Главные темы в романе «Отцы и дети»:

  1. Идейные противоречия интеллигенции в период подготовки реформы об отмене крепостного права;
  2. «Отцы» и «дети»: взаимоотношения поколений и тема семьи;
  3. «Новый» тип человека на переломе двух эпох;
  4. Безмерная любовь к родине, родителям, женщине;
  5. Человек и природа. Окружающий мир: мастерская или храм?

В чём смысл книги?

Произведение Тургенева звучит тревожным набатом над всей Россией, призывающим сограждан к объединению, здравомыслию, плодотворной деятельности во благо Родины.

Книга объясняет нам не только прошлое, но и день сегодняшний, напоминает о вечных ценностях. Название романа означает не старшее и младшее поколения, не семейные отношения, а людей новых и старых взглядов. «Отцы и дети» ценны не столько как иллюстрация к истории, в произведении затронуто много нравственных проблем.

Основой существования рода людского является семья, где у каждого – свои обязанности: старшие («отцы») опекают младших («детей»), передают им накопленный предками опыт, традиции, воспитывают в них нравственные чувства; младшие – чтят взрослых, перенимают у них всё важное и лучшее, что необходимо для формирования человека новой формации. Однако их задача – это еще и создание принципиальных новшеств, невозможное без некоторого отрицания прошлых заблуждений. Гармония миропорядка состоит в том, чтобы эти «связи» не рвались, но не в том, чтобы все оставалось по старинке.

Книга имеет большое воспитательное значение. Прочитать её в пору формирования своего характера — значит задуматься над важными жизненными проблемами. «Отцы и дети» учат серьёзному отношению к миру, активной позиции, патриотизму. Учат смолоду вырабатывать твёрдые принципы, занимаясь самовоспитанием, но при этом чтить память предков, даже если она не всегда оказывается правой.

Критика о романе

  • После опубликования «Отцов и детей» разгорелась ожесточённая полемика. М.А Антонович в журнале «Современник» истолковал роман как «беспощадную» и «разрушительную критику молодого поколения».
  • Д. Писарев в «Русском слове» высоко оценил произведение и созданный мастером образ нигилиста. Критик подчеркнул трагизм характера и отметил твердость человека, не отступающего перед испытаниями. Он соглашается с другими авторами критических статей в том, что «новые» люди могут вызывать негодование, но отказать им в «искренности» невозможно. Появление Базарова в русской литературе — это новый шаг в освещении социально — общественной жизни страны.

Во всём ли можно согласиться с критиком? Возможно, нет. Павла Петровича он называет «Печориным маленьких размеров». Но спор двух персонажей даёт повод в этом усомниться.

Писарев утверждает, что Тургенев ни одному из своих героев не сочувствует. Писатель же считает Базарова «любимым детищем».

Говоря о революционных демократах, автор статьи подчёркивает мысль, что им чуждо страдание, но они часто чувствуют своё одиночество. Весь роман подтверждает эту бесспорную мысль.

Что такое «нигилизм»?

Впервые слово «нигилист» звучит в романе из уст Аркадия и сразу притягивает к себе внимание. Однако понятие «нигилист» никоим образом с Кирсановым младшим не связано.

Слово «нигилист» было взято Тургеневым из рецензии Н. Добролюбова на книгу казанского философа, консервативно настроенного профессора В. Берви. Однако Добролюбов истолковал его в положительном смысле и закрепил за молодым поколением. В широкий обиход слово ввёл Иван Сергеевич, что стало синонимом слова «революционер».

«Нигилистом» в романе является Базаров, не признающий авторитетов и все отрицающий. Писатель не принимал крайностей нигилизма, окарикатурив Кукшину и Ситникова, но симпатизировал главному герою.

Евгений Васильевич Базаров и поныне учит нас своей судьбой. Любой человек имеет неповторимый духовный образ, будь он нигилист или простой обыватель. Уважение и почтение к другому человеку складывается из почтения к тому, что в нём есть то же тайное мерцание живой души, что и в тебе.

Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-turgeneva-ottsy-i-deti/

«Отцы и дети» (И. Тургенев)

Цитата: «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть».

История создания

Поводом для создания романа «Отцы и дети» послужило знакомство Ивана Сергеевича Тургенева с молодым врачом. В этом человеке Тургенев увидел воплощение того самого зарождавшегося течения, которое впоследствии получит название «нигилизм». В романе он постарался выразить принципы нигилистов и описать их.

Роман посвящён «неистовому отрицателю» — литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.

Проблематика:

  • взаимоотношения поколений (старший и младший Кирсановы; старший и младший Базаровы);
  • нигилизм (Евгений Базаров);
  • отношение к искусству (Павел Кирсанов и Евгений Базаров);
  • отношение к природе (Николай Кирсанов — Евгений Базаров);
  • старое и новое (Павел Кирсанов — Евгений Базаров);
  • проблема происхождения и воспитания (Кирсановы — Базаров).

Смысл названия: В названии романа отражено противоборство старого и нового — мира либерально настроенного дворянства и мира нигилистической прагматичной молодёжи. В то же время Тургенев указывает на вечную актуальность этой темы: всегда были и будут отцы и дети; одни идеи сменяются другими, а старшее и младшее поколения всегда противостоят друг другу.

  • Литературное направление: реализм.
  • Литературный жанр: роман.
  • Жанровые особенности: социально-психологический роман.

Время и место действия: Действие происходит в 1859-1860 гг. в усадьбах Марьино (имение Кирсановых) и Никольское (имение Одинцовой), а также в деревне, где живут родители Базарова.

Читайте также:  Тема патриотизма в романе война и мир толстого

Действующие лица

Евгений Васильевич Базаров — студент-медик, по убеждениям — нигилист (то есть отрицает общепринятые нормы, мораль, этику и вообще любые устоявшиеся представления).

Аркадий Николаевич Кирсанов — друг Евгения Базарова. Сначала разделяет нигилистические убеждения Евгения, потом отказывается от них.

Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, помещик. По убеждениям — либерал. Интересуется искусством и прогрессивными инновациями. Живёт в гражданском браке с женщиной из крестьян — Фенечкой, чего поначалу очень стесняется.

Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия Кирсанова, старший брат Николая Павловича. По убеждениям — ярый либерал. Аристократ. Яростный оппонент Евгения Базарова. Не женат.

Василий Иванович Базаров — отец Евгения Базарова. В прошлом хирург, во время действия романа — управляющий в имении жены. По убеждениям консерватор, за современными новшествами не следит. Религиозен.

Арина Власьевна Базарова — мать Евгения Базарова. Очень суеверная и религиозная.

Анна Сергеевна Одинцова — молодая женщина, вдова. Разделяет идеи нигилистов, но превыше всего ставит собственное спокойствие.

Екатерина Сергеевна Локтева — сестра Анны Одинцовой, тихая юная девушка.

Виктор Ситников — приятель Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. По убеждениям — нигилист, но его нигилизм скорее дань моде. Базаров крайне презрительно относится к Ситникову.

Евдокия Кукшина — приятельница Ситникова, также рьяная нигилистка в силу моды.

Фенечка (Федосья Николаевна) — дочь экономки Николая Кирсанова, его гражданская (а впоследствии и законная) жена.

Краткое содержание

Весна 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, помещик, на постоялом дворе ожидает приезда своего сына Аркадия, студента. Сын приезжает с другом — Евгением Базаровым.

Домой Аркадий едет с отцом в коляске, а Базаров — отдельно, в тарантасе. Николай Петрович очень рад сыну, всё время обнимает его. Аркадий несколько смущён и всё оглядывается на Базарова.

Николай Петрович рассказывает сыну о жизни имения, осторожно сообщает, что с ним живёт девушка Феня, но если Аркадий против, то она уедет.

Кирсанов-младший не протестует против Фени и размышляет про себя о необходимости преобразований в русской деревне.

Николай Петрович пытается декламировать Пушкина, но его прерывает Базаров (просит у Аркадия закурить). Кирсанов-старший замолкает и по дороге больше ничего не говорит.

В имении гостей встречает Павел Петрович Кирсанов, красивый и очень ухоженный мужчина (резкий контраст с Базаровым — неопрятным и равнодушным к собственной внешности). После знакомства студенты отправляются привести себя в порядок с дороги. Павел Петрович расспрашивает младшего брата о Базарове (заметно, что Евгений ему не понравился).

За обедом говорили мало. Потом все сразу же разошлись по своим комнатам. Базаров достаточно резко изложил Аркадию впечатления о семействе Кирсановых. Кирсановы-старшие долго не спали: Павел Петрович размышлял о жизни, глядя в огонь, а Николай Петрович думал об Аркадии.

На следующий день раньше всех проснулся Базаров. Он пошёл гулять, а потом с компанией мальчишек отправился ловить лягушек. Аркадий навещает заболевшую Фенечку и выясняет, что у него есть маленький брат.

Он радостно воспринимает эту новость и корит отца за то, что скрывал это от него. Николай Петрович и Павел Петрович расспрашивают Аркадия о Базарове. Младший Кирсанов рассказывает, что Евгений — нигилист, не принимает в жизни ничего, не проверив это на собственном опыте.

Тут возвращается Базаров. Он несёт лягушек, наловленных для опытов.

После утреннего чая препирательства между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым становятся совсем уж серьёзными. Николай Петрович хочет как-то снять напряжение и просит Евгения помочь ему собрать удобрения (Николай Кирсанов увлечён инновациями в сельском хозяйстве).

Аркадий пытается устранить неприязнь Базарова к Павлу Петровичу и рассказывает другу историю его жизни. Павел Кирсанов подавал огромные надежды: красавец, военный, молодой — по нему сохли женщины, а мужчины ему завидовали. Но Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню.

Княгиня была лёгкого нрава: легко сошлась с Кирсановым, легко его бросила. А Павел Петрович страдал и в течение четырёх лет ездил за ней по всему свету. Потом вернулся на родину. Пытался жить по-прежнему, но его настигла весть о смерти любимой.

Тогда он бросил всё и уехал в деревню к овдовевшему брату.

Николай Петрович навещает Фенечку и их ребёнка — маленького Митю. Рассказывается история их отношений: Феня и её мама жили очень бедно, и Николай Петрович забрал их в своё поместье. Он полюбил Фенечку, и после смерти её матери они стали жить как муж и жена.

Базаров также познакомился с Феней и ребёнком, сообщив, что он врач, и если его услуги нужны, то он всегда готов помочь. Евгений случайно слышит, как Николай Петрович играет на виолончели. Базаров смеётся (что сердит и раздражает Аркадия).

Крепостные любят Базарова, Павел Петрович испытывает к нему глубокую неприязнь, а Николай Петрович волнуется, как Евгений повлияет на Аркадия. Услышав, что Базаров называет его «отставным человеком», Николай Кирсанов обижается и даже обсуждает это с братом. Павел Кирсанов хочет утереть нос молодому наглецу.

Во время вечернего чаепития происходит скандал: Базаров говорит о «бессмысленности» аристократии, а Павел Петрович утверждает, что нигилизм только ухудшает и без того нестойкое положение в стране.

В результате Евгений уходит, назвав этот разговор бессмысленным. Николай Петрович вспоминает, как в юности ссорился с матерью, утверждая, что она его не понимает.

Теперь такое же непонимание — между ним и его сыном.

Перед сном Николай Петрович вспоминает покойную жену, Павел Петрович размышляет о своём, а Евгений Базаров предлагает Аркадию съездить в город и навестить давнего знакомого.

Молодые люди едут в город, навещают друга Базарова Ильина, встречают Ситникова — ещё одного знакомого Базарова. Виктор Ситников приглашает их в гости к Кукшиной.

У Кукшиной друзьям решительно не понравилось: неопрятная хозяйка и глупые разговоры ни о чём. В разговорах между прочим упоминается Анна Одинцова.

На балу Базаров и Кирсанов знакомятся с Анной Сергеевной Одинцовой — очень милой и приятной женщиной. Она приглашает друзей в гости. Базаров впечатлён тем, насколько Одинцова не похожа на других женщин.

Рассказывается история Одинцовой: её отец проигрался и оставил дочерям только долги. Анна стала решать проблемы сама. Она вышла замуж, прожила с мужем шесть лет и овдовела. С тех пор живёт замкнуто.

В гостях у Анны Сергеевны Базаров ведёт себя неожиданно: много говорит, с охотой рассказывает о медицине. Анна Одинцова проявляет знание предмета и живой интерес. Они с Базаровым много времени проводят вместе, гуляют в саду. Сестра Анны Сергеевны, Катя, несколько стесняется: позволяет себе лишь играть на фортепиано.

Тем временем Базаров понимает, что влюбился. Его это раздражает, так как он всегда считал любовь ерундой, обманом. Евгений встречает управляющего из их родового поместья, и тот говорит, что родители ждут сына, волнуются.

Вечером того же дня Базаров решает объясниться. Он признаётся Одинцовой в любви, но та отвечает: «Вы меня не поняли». Анна Сергеевна не хочет нарушать своего спокойствия.

Измучившись, Базаров уезжает к родителям, Аркадий сопровождает друга.

Родители очень радуются приезду Евгения, стараются во всём ему угождать, не демонстрировать своих чувств, чтобы его не раздражать.

У родителей Базаров побыл совсем недолго: Евгений сказал, что из-за их чрезмерного внимания он не может работать. Они почти поссорились с Аркадием: младший Кирсанов пытался доказать другу, что нельзя так относиться к семье. Родители ужасно огорчились, что Евгений уезжает, но стараются скрыть свои чувства.

По пути друзья решают навестить Анну Сергеевну. Одинцова холодно их встречает и даёт понять, что визиту не рада. Евгений и Аркадий возвращаются к Кирсановым.

Проходит время. Аркадия всё же тянет к Одинцовым. Он находит повод и отправляется к ним снова. Базаров занимается только опытами, ни с кем не бывает дружелюбен — только с Фенечкой. Однажды он, чтобы проверить свои догадки, целует Фенечку в губы. Это видит Павел Петрович. Старший Кирсанов уходит, не говоря ни слова, и Базарову совестно.

После этого Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Оба молчат о Фенечке: для всех причина их дуэли — в политических разногласиях. Евгений ранит Павла Петровича в ногу.

После этого оставаться у Кирсановых, конечно, нельзя, и Базаров едет к своим родителям, но по дороге заезжает к Одинцовой. Он беседует с Анной Сергеевной, признаёт свою неправоту и просит остаться другом.

За прошедшее время Аркадий и Катя успели полюбить друг друга, и младший Кирсанов сделал девушке предложение. Базаров недоволен: он говорит, что Аркадий не годится для настоящих дел. Кирсанов возвращается домой.

Базаров же не знает, чем заняться у родителей. Он начинает лечить больных крестьян, но, вскрывая труп тифозного больного, ранит руку и заражается тифом.

Перед смертью он хочет увидеть Одинцову. Анна Сергеевна приезжает. Измученный болезнью Евгений говорит о своих чувствах к ней, а после умирает.

Спустя полгода прогремели две свадьбы: Аркадий женился на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Анна Сергеевна также вышла замуж, но не по любви, а по общности мыслей. Павел Петрович уехал за границу. И только старички Базаровы неизменно ходят на кладбище на могилу сына.

Экранизации

«Отцы и дети» (Россия, 1915, немой фильм); «Отцы и дети» (СССР, 1958, режиссёры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская); «Отцы и дети» (СССР, 1974, фильм-спектакль); «Отцы и дети» (СССР, 1983); «Отцы и дети» (Россия, 2008).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Кому посвящён роман «Отцы и дети»?

Ответ. Литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.

Обозначьте основной конфликт романа «Отцы и дети».

Ответ. Основным конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт поколений. На это указывает даже название романа. Тема взаимопонимания между старшим и младшим поколениями всегда была актуальна. В романе противоречия эпох воплотились в образах Павла Кирсанова (представитель либерального дворянства) и Евгения Базарова (нигилист).

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquootcy_i_detiraquo_i_turgenev.html

«Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

Шестидесятые годы XIX века вошли в историю России надолго. Хождение в народ, «Народная воля», революционеры-демократы — всё эти приметы глобальных изменений, происходящих в обществе. Среди ведущих общественных сил больше всего выделялись либералы, выступающие за преобразование самодержавно-крепостнической системы, и демократы, ратующие за кардинальные изменения в обществе.

Эти противоборствующие силы и были обозначены в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанном в 1862 году.

Публикация романа пришлась на период сильнейшего обострения общественной борьбы.

В Петербурге происходили студенческие волнения, пожары, что повлекло массовые аресты и усиление реакции со стороны правительства. Появление произведения Тургенева вызвало ожесточенные споры.

Роман, написанный через год после отмены крепостного права, переносит читателей во времена кризиса крепостнической системы в России и обострения борьбы между «отцами» (либералами) и «детьми» (революционерами-демократами).

Не случайно Тургенев использует точные даты: события в романе начинаются 20 мая 1859 года, а завершается действие зимой 1860-го.

В этот период появляется новый тип общественного деятеля — разночинца-демократа, стремящего бороться за изменение политического строя России не на словах, а на деле.

Центральный герой романа, Евгений Васильевич Базаров, как раз таков. Из 28 глав романа он не появляется лишь в двух.

Он изначально противопоставлен всем героям романа, потому что человек иной среды — сын уездного лекаря. С гордостью скажет потом Базаров: «Мой дед землю пахал».

Демократическое происхождение героя проявится потом в его взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, даже в отношении к любимой женщине.

Уже первое появление героя подчеркивает резкое отличие Евгения Васильевича от окружающих его дворян-помещиков. Автор противопоставляет героев с помощью деталей. Красная обнаженная рука Базарова и ухоженные ногти Павла Петровича Кирсанова: «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай».

Рука человека дела и того, кто привык щеголять английскими нарядами и гордиться «принсипами», но сидеть сложа руки.

Отец Аркадия, Николай Петрович Кирсанов, гораздо деликатнее своего старшего брата: его шокирует нарочитая вульгарность слов и манер Базарова, но он делает вид, что не замечает демонстративно плебейского поведения гостя.

Когда между Базаровым и Кирсановым-старшим возникает спор, перешедший в открытое противостояние, Николай внутренне соглашается с молодым оппонентом, хотя тот уже давно окрестил его «отставным человеком» и безапелляционно заявил, что его песенка спета.

Что же тогда вызвало такую ненависть у Павла Петровича? Тот факт, что Базаров, по сути, перечеркнул всю жизнь старшего Кирсанова. Положив к ногам роковой красавицы княгини Р. блестящую карьеру и свое будущее, он лишился всего этого, так и не добившись в жизни ничего.

Младший же брат, вопреки воле родителей женившийся на девушке не дворянского происхождения, был счастлив в браке десять лет и вырастил сына.

Старший брат не сделал ровно ничего из того, что должен сделать мужчина: не построил дом, не посадил дерево и не вырастил сына. Сейчас он сродни приживалу в доме у Николая Петровича.

Павел Петрович считал, что он ведет благородную жизнь и заслуживает уважения в обществе за верность принципам.

С точки зрения Базарова, этот человек — «архаическое явление», потому что его существование — это распущенность и пустота, а принципы — всего лишь оправдание самого себя для того, кто сидит сложа руки.

Сам же герой бесконечно одинок. Вместо учеников — жалкие подражатели: Viktor Ситников и Eudoxie Кукшина больше напоминают пародию на шестидесятников. Они оценили в нигилизме лишь отрицание прежних нравственных норм и с восторгом отдают дань новой «моде». Казалось бы, истинный ученик — Аркадий, но и он легко переходит в лагерь «отцов».

Он «надумал жениться», поэтому и не создан для «горькой, терпкой, бобыльной жизни». Катерина Сергеевна сразу отметила эту явную разницу. Она сказала, что Базаров хищный, а они с Аркадием ручные. Это в некоторой степени задело молодого человека, ведь он тоже хотел быть сильным, энергичным.

Однако жизнь распорядилась иначе: вскоре женившись на Кате, он повторяет судьбу своего отца, найдя счастье в браке.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Его безответное чувство к Анне Сергеевне Одинцовой раскрывает страстную и глубокую натуру нигилиста.

Отвергая любовь в качестве романтического вздора, чепухи, он влюбляется по-настоящему. До встречи с этой богатой вдовой Базаров принимал любовь в ее физиологическом смысле, почти на уровне инстинкта продолжения рода.

Его первые слова об этой женщине были грубыми, тоже на уровне физиологии: «На других баб не похожа».

После он собирался выяснять, «к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа». Но эта грубость вызвана, скорее, отвращением к «красивым» словам. Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, достойно уважения.

Она не просто стала его компаньонкой и собеседницей (даже в вопросах химии!), она смогла заставить почувствовать сердцем и душой то, что он так упорно отвергал разумом. Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Но ярый материалист переродился, сохранив этот романтизм до самой смерти.

Недаром перед смертью он просит любимую женщину: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Отдельной темы заслуживает разговор о родителях Евгения Васильевича. Простые, недалекие и наивные, они со священным трепетом боготворят своего сына.

Он же довольно груб в разговоре с отцом, ведь боится лишний раз «рассыропиться», однако матери позволяет не только обнимать своего «Енюшу», но и сам ласков с ней.

Таким образом, композиционно автор проводит своего героя дважды по одному и тому же кругу: Марьино, Никольское, родной дом. И дважды героя постигает разочарование в дружбе, любви, своих убеждениях.

Но заканчивает свой жизненный путь герой в родительском доме.

Нелепой и надуманной кажется смерть героя от случайного заражения тифом: изнывая от неразделенной любви к Одинцовой, Базаров с головой уходит в работу и, помогая отцу лечить крестьян, ранит себя скальпелем в процессе вскрытия умершего крестьянина. Смерть героя у многих вызвала недоумение.

Тургенев понимал, что время таких людей еще не пришло. Лучшим выходом для него стала смерть, принятая достойно. Вот где на самом деле проявил характер герой. Однако завершается роман мыслью о примирении с вечной природой.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • Образ Евгения Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Образ Николая Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Образ Павла Петровича Кирсанова в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • По произведению: «Отцы и дети»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/657-otsy-i-deti-analiz

Ссылка на основную публикацию