Анализ «узник» лермонтова 9 класс

1001student.ru > Литература > Сочинения > История создания и анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник»

Некоторые писатели создавали произведения в заточении или других неподходящих условиях. Из-за этого свои литературные творения они посвящали подобной тематике.

В период нахождения в тюрьме было написано произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Узник». Анализ стихотворения поможет определить, что чувствовал автор, какие мысли его посещали в тот период.

С этим образцом лермонтовской поэзии дети знакомятся на уроках русской литературы в 8 классе.

Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс

История создания

Поэт долгое время находился в заключении, прежде чем создал «Узника». Стихотворение было написано в 1837 году. Если говорить кратко, то его главной темой является потеря свободы.

Писателя посадили в тюрьму по приказу государя. Он, казалось бы, не совершал опасных преступлений, не грабил, не воровал.

Михаил Юрьевич попал под стражу за публикацию стихотворения «На смерть поэта», посвященному А. С. Пушкину.

Лермонтов чувствовал себя одиноким, так как навещать его мог только камердинер. Хоть автор находился в тюрьме, он продолжал писать на грязных листах бумаги, в которой ему приносили еду.

Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс

Основная идея для написания произведения пришла ему, когда заточение казалось невыносимым. Поэт говорил, что свобода для узника — это мечта, которую достичь практически невозможно.

Он прекрасно понимал, что сидеть ему придется еще долго, от этого строки стихотворения пронизаны унынием и безысходностью.

Заточение становится невыносимым от мысли, что нет возможности поговорить с кем-либо, поделиться переживаниями.

Стих состоит из трех строф. В первой части стихотворения читатели могут наблюдать оптимизм главного героя, но уже во второй строфе можно увидеть, что настроение писателя меняется. Заключительная часть завершает мысли автора, он понимает, что обречен. В строках прослеживается глубокая грусть.

Произведение пропитано трагизмом и разочарованием. Именно по этим характеристикам можно определить жанр лирического рассказа. Чтобы передать читателям свое настроение, писатель использует несколько литературных приемов:

  1. Метафоры — «стены голые», «добрый конь».
  2. Эпитеты — «младая», «пышный».
  3. Олицетворение — «тускло светит луч лампады».

В литературном сочинении можно встретить и такие средства выразительности, как сравнения. Стихотворение «Узник» после выхода было принято неоднозначно. Его критиковал даже В. Белинский.

Несмотря на отрицательные отзывы, произведение опубликовали в газете «Одесский альманах» в 1840 году.

Краткое содержание и анализ

Начало стихотворения имеет общие черты с народной песней на уровне ритмики. Слова, которые использовал автор, легко складываются в песенный ритм.

Во второй половине произведения заметны перемены в настроении автора. Это связано с мрачным описанием тюремных стен. Последние восемь строк противоположны началу стихотворения.

В завязке произведения можно ощутить надежду и уверенность в том, что исход будет благополучным. Но финал приводит к неизбежности и обреченности. Такое настроение чувствуется благодаря тонко подобранным выражениям.

Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс

Возникновение часового в последней строфе рассматривается как олицетворение смерти. Автор пытается своими строками сказать, что неизбежность конца наступает всегда. Финал земного пути — это встреча с часовым один на один в своей темнице.

Писатель, находясь за закрытыми дверями, мечтал увидеть солнечный свет, встретить свою любимую и стать счастливым. Но он осознает всю картину происходящего, а также понимает, что никогда ему не встретить «красавицу младую» и не вскочить на «черногривого коня».

Смысл стихотворения «Узник» Лермонтова — это испытание жизнелюбия. План произведения дети составляют на уроках после его анализа.

Построение произведения

Произведение состоит из монолога главного героя. Оно относится к лирическим творениям автора с нотками романтизма. Композиционная структура текста построена на принципах антитезы. Писатель создает сравнительные нотки свободы и одиночества. Слова из первых строк он наполняет позитивным настроением и активной жизнью, которая, как он понимает впоследствии, быстротечна.

Поэт сливается с образом узника и сравнивает себя с сильным ветром, гуляющим по степи. Но следующие строки возвращают лирического героя к реальности. Несмотря на небольшой размер стихотворения, можно полностью понять, чего не хватало автору в тяжелый для него период. Ему хотелось свободы и общения.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/istoriya-sozdaniya-i-analiz-stihotvoreniya-m-yu-lermontova-uznik.html

Анализ стихотворения Лермонтова "Узник". Тяжелые переживания поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов – это один из тех поэтов, произведения которого очень эмоциональны, проникновенны и заслуживают самой высокой оценки литературных критиков. Но более 150-ти лет тому назад за смелость и упорство высказанных мыслей Михаил был на время помещен под стражу.

Этот период был одним из сложных в жизни великого поэта, поэтому в тюремных стенах им было написано несколько особенно проникновенных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» поможет нам раскрыть душевные переживания автора.

Для начала давайте ознакомимся с его кратким содержанием.

Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс

Текст стихотворения «Узник»

Данное рифмованное произведение написано с помощью техники четырехстопного хорея. Логически его можно разбить на три части, каждая которой из которых является завершением предыдущей и носит определенный характер.

Начинается стихотворение «Узник» Лермонтова с просьбы автора отворить ему темницу и показать сияние нового дня, что вполне предсказуемо, ведь тюрьмы того времени действительно напоминали темницы из сказок о Кощее Бессмертном.

Кроме желания выйти на свободу, Михаил рассказывает и о своей тоске по черноокой девице и смелому коню, но во второй части произведения прослеживаются панические строки о том, что темница высоко, а возлюбленная очень далеко.

Анализ стихотворения Лермонтова «Узник» приводит к пониманию психологизма таких резких переходов от одного настроения к другому. Третья часть произведения повествует о полной безысходности.

Анализ стихотворения Лермонтова «Узник»

Политическая цензура 18-го века не позволяла найти развитие многим авторам. Сложный период был и тогда, когда писал стихотворение «Узник» Лермонтов. Анализ данного произведения позволит нам рассмотреть состояние автора в тот момент, когда он находился в тюремных стенах из-за своего творчества.

Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс

Первая часть показывает нам Лермонтова волевым и смелым человеком. Его желание вскочить на ретивого коня и умчаться к возлюбленной говорит о том, что пыл поэта не усмирят даже несправедливые оковы. Михаил Лермонтов был известен обществу, в котором вращался, в качестве бунтаря со свободной идеей, именно поэтому многие люди уважали его.

Душа поэта

Проводя анализ стихотворения Лермонтова «Узник», необходимо остановиться и на второй части.

Она представлена читателю словами, в которых прослеживается сомнение в собственных силах и медленное осознание безысходности сложившейся ситуации.

Таким подавленным и обезоруженным окружение Михаила совсем не привыкло видеть своего товарища, именно поэтому все свои истинные чувства поэт мог передать только в стихах, в жизни по-прежнему оставаясь непреступным.

Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс

Подбираясь к третьей части стихотворения, мы медленно подходим и к его основному смыслу. Упаднический дух повествования говорит нам о том, что поэт устал бороться за независимость с обществом и уже готов признать поражение. Период заключения был для Лермонтова неким осознанием суровой действительности, с которой творец боролся на протяжении всей своей короткой жизни.

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/publikacii-i-napisanie-statej/analiz-stihotvoreniya-lermontova-uznik-tyazhelie-perezhivaniya-poeta/

Анализ стихотворения михаила лермонтова "узник"

Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс

«Смерть поэта» — пожалуй, самое известное произведение Лермонтова. Написано оно в 1837 году и посвящено трагической гибели Пушкина в результате дуэли с Дантесом. В свое время стихотворение вызвало недовольство властей. Михаил Юрьевич попал под арест. За расследованием следил лично Николай I. За молодого поэта вступились друзья Александра Сергеевича и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, пустившая в ход все свои связи. В итоге Лермонтов оказался в Нижегородском драгунском полку, действовавшем на Кавказе. В высшем обществе к ссылке отнеслись по-разному. Кто-то искренне сочувствовал Михаилу Юрьевичу, кто-то испытывал по отношению к нему враждебные чувства.

Согласно воспоминаниям троюродного брата Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея, стихотворение «Узник» сочинено в феврале 1837 года. В это время Михаил Юрьевич как раз находился под арестом за «Смерть поэта». В тюрьме писать приходилось при помощи спичек, печной сажи и вина на клочках, сделанных из завернутых в серую бумагу кусочков хлеба.

«Узник» представляет собой переработку стихотворения «Желанье», датируемого 1832 годом. От оригинала неизменными остались только начальные четыре строки. В «Желанье» тюремная тема раскрывается довольно абстрактно. Здесь преобладает условно-символическое изображение тягот жизни арестанта. «Узник» отличается большей конкретностью.

В нем ощущается влияние автобиографического опыта. Изменения, которым подверглось стихотворение «Желанье» при превращении в «Узника», характерны для развития тюремной тематики в русской литературе девятнадцатого столетия. Романтического героя – абстрактного «пленника» или «узника» – постепенно вытеснил более конкретный образ «арестанта».

На смену романтической «темнице» пришла вполне реальная тюрьма.

Первая строфа «Узника» демонстрирует читателям оптимизм, желание жить. Лирический герой бодр, дерзок, ему кажется, что близка благословенная воля. В мечтах он целует молодую красавицу, мчится прочь от места заключения на черногривом скакуне. Далее настроение начинает меняться. Герой вспоминает о высоких окнах тюрьмы, о тяжелой двери с замком.

Он осознает – черноокая девица находится далеко, а полная воля доступна сейчас лишь доброму коню, без узды резвящемуся в зеленом поле. Если во второй строфе надежда утрачивается, то в третьей констатируется пришедшее ей на смену ощущение безысходности. От начала к финалу сужается пространство, существующее в сознании лирического героя.

В конце первого восьмистишия упоминается степь. Завершается стихотворение строками о голых стенах, со всех сторон окружающих арестанта. Кроме того, показано погружение мира во мрак. Начинается произведение с радостного пейзажа, где главное – сияние дня.

В финале перед читателями предстает диаметрально противоположная картина: ночь, «тускло светит луч лампады умирающим огнем».

Критика девятнадцатого века к «Узнику» отнеслась неоднозначно. Например, Белинский отзывался о нем неодобрительно. Стихотворение это он считал недостойным имени Лермонтова.

   

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/863/lermontov-m-yu

Анализ стихотворения Лермонтова Узник

Лирическое стихотворение “Узник” написано М. Ю. Лермонтовым зимой в 1837 году, когда автор находился в тюрьме. Дело в том, что после смерти А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое не одобрили высокопоставленные чиновники. За свое творчество автор попал под арест.

Так как писать в тюре было не на чем, то Лермонтову приходилось икать подручные средства: спички, вино, сажа, кусочки серой бумаги от хлеба.

Стихотворение “Узник” написано четырехстопным хореем. Сюжет произведения условно можно

разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой оптимистичный, желает жить, он уверен, что воля близка.

В душе арестанта есть надежда на спасение. Он представляет себя ветром в степи. И в то же время герой тоскует по черноокой девушке и смелому коню.

Во второй части стихотворения все надежды героя рухнут. Он начинает осознавать, что свобода далеко от него, на воле только его конь, который разгуливает по широким полям. В завершающей части говорится о безвыходности героя.

Узник чувствует себя одиноким и никому не нужным. Кругом голые стены, лампа, которая скоро потухнет. А видит он только часового, который гуляет за его дверями. Часовой будто смерть поджидает узника.

Сюжет произведения можно трактовать иначе: в юности человек строит планы и возлагает надежды на лучшее будущее, с годами начинает осознавать, что жизнь пролетела и финал уже близок, а в конце – каждый остается один на один со смертью.

Тема произведения – свобода и воля. Для узника она кажется неосуществимой мечтой.

В начале стихотворения М. Ю. Лермонтов использует перекрестную рифму, а в конце – парную. В произведении автор использует средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры.

Таким образом, узник стремится к свободе, но осознает, что это желание неосуществимо. У него не осталось сил бороться с несправедливостью, и он готов сдаться.

6, 7, 8, 9 класс

(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Лермонтова Узник« Жан-Кристоф характеристика образа Жана КристофаПОИСКИ СМЫСЛА ЖИЗНИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ НАЧАЛА XIX ВЕКА (Чацкий и Онегин) »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-lermontova-uznik/

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Узник" и М.Ю Лермонтова "Узник"

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Узник»

  • Сижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,
  • Кровавую пищу клюет под окном,
  • Клюет, и бросает, и смотрит в окно,Как будто со мною задумал одно;Зовет меня взглядом и криком своим
  • И вымолвить хочет: “Давай улетим!
  • Мы вольные птицы; пора, брат, пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”

(А.С. Пушкин)

  1. Отворите мне темницу,Дайте мне сиянье дня,Черноглазую девицу,Черногривого коня.Я красавицу младуюПрежде сладко поцелую,На коня потом вскочу,
  2. В степь, как ветер, улечу.
  3. Но окно тюрьмы высоко,Дверь тяжелая с замком;Черноокая далеко,В пышном тереме своем;Добрый конь в зеленом полеБез узды, один, по волеСкачет, весел и игрив,
  4. Хвост по ветру распустив…
  5. Одинок я – нет отрады:Стены голые кругом,Тускло светит луч лампадыУмирающим огнем;Только слышно: за дверямиЗвучно-мерными шагамиХодит в тишине ночной
  6. Безответный часовой.
Читайте также:  Сочинение петербург достоевского

(М.Ю. Лермонтов)

Два гениальных поэта – Пушкин и Лермонтов – певцы свободы, вольности. Они отстаивали право на честь и достоинство во враждебном мире самовластия, зависти и злобы. Оба страдали за правду, за смелые, граничащие с дерзостью поступки, в первую очередь, за творчество. Пушкин был отправлен в южную ссылку за оду «Вольность», в которой поэт гневно обличает самодержавие и деспотизм.

Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию за стихотворение «Смерть поэта», где обвиняет царя и его окружение за травлю Пушкина, что и привело к трагической развязке. Пушкину не пришлось сидеть в тюрьме, Лермонтов же дважды находился в полицейском участке.

Однако в стихах этих поэтов отражён не столько личный опыт, сколько даётся аллегория несвободы в её крайнем проявлении – заключение в тюрьму.

И Пушкина, и Лермонтова можно назвать «невольниками», «узниками» чести. Поэтому неслучайно оба стихотворения носят общее название.

Узник – это человек, связанный узами, невозможностью распоряжаться собственной судьбой, зависящий от чужой воли.

Страшен и невыносим произвол тех, кто отнимает свободу у не совершивших преступления, а только позволивших себе не согласиться с существующими порядками.

Лирические герои оказались в темнице, их угнетает неволя, но отношение к заточению разное. Герой Пушкина хочет совершить побег на волю вместе с орлом, так как они «вольные птицы»: орёл называет человека братом: «Пора, брат, пора!», а человек птицу – товарищем: «Мой грустный товарищ». Орёл – гордая, сильная, свободная, как ветер, птица.

Для обоих узников тюрьма мучительна, потому что они не выносят границ, решёток, пределов. Вот почему орёл зовёт товарища по несчастью в сторону гор, моря, степи, ведь они безбрежны и безграничны. А лирический герой лермонтовского стихотворения, мечтая о свободе, не решается на побег, он только просит людей: «Отворите мне темницу».

Герой Пушкина не может находиться в оковах, он протестует против заключения. Герою Лермонтова нужна свобода, чтобы в полной мере насладиться жизнью, он молод, одержим жаждой деятельности, любви, счастья: «Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня».

Бесплодно и тягостно идут дни, а ему хочется ощутить свою молодость, ловкость, силу, когда свобода пьянит, и ветер в лицо. Однако герой одинок и не в силах что-либо изменить в своей судьбе. Уйдя от сладких грёз, он видит суровую реальность и с болью понимает, что мечтам не суждено сбыться.

Сбежать невозможно – «дверь тяжёлая с замком», и девица, и конь, и вольная степь так и останутся в его воображении. Эту нестерпимую мысль подчёркивает композиция: сначала мечты избавиться от заточения, затем тяжёлое отрезвление, а в последней строфе сквозит безнадёжность.

Такому построению, постепенной смене настроения соответствует лексика: первая строфа пронизана оптимизмом и радостью: «сиянье дня», «красавицу сладко поцелую», сравнение «в степь, как ветер, улечу». Глаголы употреблены в будущем времени, это может и сбыться, и не сбыться. А во второй строфе рисуется суровое настоящее, а будущее высоко и далеко, оно недостижимо.

  • Но окно тюрьмы высоко,
  • Дверь тяжёлая с замком;
  • Черноокая далёко,
  • В пышном тереме своём…

В третьей строфе ощущается неизбывная тоска, героя мучает одиночество: «одинок я – нет отрады», «тускло светит луч лампады умирающим огнём», «в тишине ночной».

Свет лампады гаснет, так гаснет луч надежды заключённого, это он умирает без желанной свободы. Кажется, герой сломлен и более не смеет мечтать, ведь от этого ещё тяжелее.

Ему на его жалобы не ответит «безответный часовой», олицетворяющий суровый и беспощадный закон.

Стихотворение Пушкина также состоит из трёх частей, но их содержание отличается от лермонтовского. Первая строфа заключает в себе общность участи человека и птицы – заключение в «темнице сырой».

А вторая и третья строфы – это вынашивание замысла о побеге вдвоём и затем воображаемый полёт над горами и морем тоже вдвоём. Герой не одинок, как у Лермонтова, ему легче. Повтор «пора, брат, пора», анафора «туда» придают строкам силу и энергию.

«Туда» – это мир, открытый всем ветрам, он противопоставлен тоскливому «здесь» — в темнице, без света, воли и безудержного полёта. Герой – человек действия, он совершит побег даже ценой собственной жизни, которая не мила без свободы.

Герой стихотворения Лермонтова – мечтатель, воображаемое освобождение лишает его силы и желания сопротивления. Он гаснет, подобно свету умирающей лампады.

В этих стихотворениях выражен протест против угнетения человека человеком, против злой воли, отнимающей не только свободу, но и смысл жизни и саму жизнь.

Источник: https://infourok.ru/sopostavitelniy-analiz-stihotvoreniy-as-pushkina-uznik-i-myu-lermontova-uznik-3209785.html

Анализ «Узник» Лермонтова 9 класс

Произведение создается в период тюремного заключения автора после опубликования стихотворения, посвященного гибели Пушкина А.С.

  • Основной темой стихотворения являются размышления на тему человеческой свободы, являющейся для отчаявшегося узника несбыточной мечтой.
  • Жанровая направленность произведения представляется лирическим сочинением, написанным с использованием четырехстопного хорея, точно подчеркивающего трагичность повествовательного сюжета, в сочетании перекрестной и парной рифмой.
  • Повествование в стихотворении ведется от имени лирического героя, понимающего тщетность своей мечты и испытывающего настроение уныния и безысходности.

Композиционная структура стихотворения «Узник» представляет собой три строфы, основанные на художественном приеме в виде антитезы. В первой строфе автором демонстрируется оптимистический настрой лирического героя. Вторая строфа отличается изменением настроения героя, а третья часть характеризуется обреченным пониманием своей горькой участи.

Начало произведения имеет сходство с народными песнями, характеризующимися ритмикой. Выражения, использующиеся автором, отличаются легкостью использования в виде песенного ритма. Сначала автор описывает радостный пейзаж, представленный дневным сиянием, а к финалу изображается противоположная картина в виде ночи, тускло светящаяся умирающим огнем.

Произведение отличается использованием многочисленных и разнообразных средств художественной выразительности в виде метафор, эпитетов, олицетворений.

Лирический герой в начале произведения представляется в стихотворении бодрым, дерзким, стремящимся к благословенной воле, которая ассоциируется у него с черноокой красавицей. Однако к финалу он превращается в безысходного человека, понимающего собственную участь и горюющего по утерянному счастью.

С начала произведения и до его финала автор демонстрирует пространственное сужение, передавая сознание лирического героя, являющегося арестантом, подчеркнутое описанием окружающих его голых стен.

Главный смысл стихотворения «Узник» заключается в изображении испытаний жизнелюбия и человеческой надежды, заканчивающихся безверием и пессимизмом, выражая своеобразную литературную полемику с пушкинским произведения, отличаясь от него литературным художественным построением.

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/analiz-uznik

Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю. Лермонтова «Желание». методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Сравнительный анализ

стихотворений  А. Пушкина «Узник» и  М. Лермонтова  «Желание».

        Стихотворение «Узник» А. Пушкина и «Желание» М. Лермонтова относятся к одному жанру лирики – элегия. Оба они посвящены печальным раздумьям, проникнуты грустью, являются ярким образцом романтических произведений.

«Узник» написан Пушкиным в 1822 году в Южной ссылке, когда на его творчество оказывал большое влияние романтизм. Стихотворение «Желание» относится к ранней романтической лирике Лермонтова (было написано в 1831 году, поэту исполнилось всего 16 лет). Оба произведения написаны напевным стихом.

Их объединяет общий пафос звучания — мечта о свободе, а также главные персонажи. Повествование в них ведется от первого лица, лирического героя, который является выразителем чувств самих поэтов. Пушкин не был «узником темницы сырой», но, находясь в ссылке, он не чувствовал себя свободным.

Лермонтов в своем стихотворении высказывает мечту превратиться в степного ворона, который смог бы «одну лишь свободу любить».

     Композиция «Узника» трехчастная. Стихотворение состоит из трех строф, рифма парная.  Трехсложный амфибрахий очень точно передает нисходящую и восходящую интонации стиха.

     Стихотворение «Желание» имеет кольцевую композицию, которая выражает основную идею – замкнутость и обреченность жизни лирического героя: невозможность попасть в далекую страну Шотландию, на историческую родину, где, по убеждению поэта, он был бы по – настоящему счастлив. Рифма парная. Чередование строчек амфибрахия и анапеста придает стихотворению особую напевность.

       Стихотворение «Узник» по характеру звучания динамично. В первой строфе еще отсутствует движение, есть только один глагол клюёт. Существительные «решетка», «темница», «неволя» несут отрицательную окраску.

Грустное настроение создаётся эпитетом «в темнице сырой», сравнением «вскормленный в неволе орёл молодой», которое только усиливает противоречие между физическим заключением лирического героя и его рвущейся на волю душой.

       Но уже во второй строфе появляется динамика, поэт использует 9 глаголов. Это не меняет положение главных героев- орла и лирического героя, но меняется их настроение. Они сливаются в один образ, испытывая одинаковые чувства – желание свободы: «Давай улетим!»

        В третьей строфе торжествует чувство свободы. Эта строфа – полная антитеза первой (неволя – вольные). Интонация возвышенно-напевная достигается трехкратным повтором (анафорой) слова «туда», которая подчеркивает силу стремления героев к свободе. Преображается и пространство за счет ярких глаголов: белеют, синеют.

         В стихотворении Лермонтова отсутствует динамика. Оно пестрит глаголами сослагательного наклонения, которые указывают всего лишь на желание, но не на  действие лирического героя: «помчался бы», «стал бы летать», «полетел бы».

Основное средство выразительности стихотворения – эпитеты: «туманных горах», «забвенный прах», «тщетны мечты», «нездешний душой» и др. Они лишь нагнетают обстановку, но ничего не меняется в судьбе героя.

Стихотворение начинается и заканчивается риторическим вопросом: «зачем я не ворон степной?» Междометие О! только усиливает разочарование и смирение, тихо замирающее в конце.

           Таким образом, можно сделать вывод, эти стихотворения различаются. Для стихотворения Пушкина характерна победа светлого над темным, для лирики Лермонтова характерно трагическое мировосприятие.  При всей общности их философский пафос различен: оптимистичен он у Пушкина и трагичен у Лермонтова.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/05/22/sravnitelnyy-analiz-stihotvoreniy-a-s-pushkina-uznik-i-m-yu

Краткий анализ стихотворения «Узник» по плану

1. История создания

Стихотворение «Узник» было создано в 1822 году. Это непростое время, когда Пушкин находился в Южной ссылке.

Стихотворение передает стремление автора к свободе, его тоску по родине, переживания. Оно является художественно переосмысленным отражением реальной жизненной ситуации.

2. Литературное направление

Произведение относится к романтизму.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность «Узника» – лирическое стихотворение.

5. Проблематика

В произведении автор затрагивает проблему личной и творческой свободы, а точнее, – несвободы.

Через образ узника, сидящего за решеткой, и орла, зовущего его за собой, на волю, поэт передает собственные мысли, желания, устремления. Ничто и никто не может запретить человеку творить, если он хочет это делать.

6. Тематика

Пушкин затрагивает темы свободы творчества, свободы личности, борьбы за возможность жить и работать вольно, не оглядываясь на цензуру, критику, реакцию власти и публики. Все это передается в метафорических образах.

7. Идея

Идеей стихотворения становятся собственные взгляды поэта: никто и ничто не может запретить человеку творить так, как он считает нужным.

Стремление к свободе и воле останется в нем всегда, даже «за решеткой».

8. Пафос

В произведении отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточении, горячее стремление к свободе.

9. Система образов

Вообще, все стихотворение построено на противопоставлении, много противоположных друг другу образов:

  • заключенный – вольный орел,
  • темница – небесные просторы, ветер, синие морские края.

За счет этого читатель практически на себе ощущает тоску узника, его желание оказаться на свободе, выйти из темницы.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем в нем является узник, сидящий в темнице и наблюдающий за орлом за окном.

Орел – олицетворение свободы, вольной жизни. Лирический герой приравнивает его к своему товарищу, зовущему за собой, туда, в небесные просторы.

11. Лирический герой

Лирический герой здесь представлен в образе пленника, сидящего в «темнице сырой». Он рвется на волю, мечтает о свободе, но не может – это метафорическое изображение той несвободы, которую испытывал сам автор.

Вообще, образ узника в стихотворении исследователи считают собирательным. С одной стороны, в нем явно проступает личность самого Пушкина, находящегося вдали от родины, тоскующего, стремящегося назад. С другой стороны, это может быть образ любого сосланного или заключенного.

12. Сюжет

Стихотворение отличается незатейливым сюжетом. Некий узник сидит за решеткой и смотрит во двор. Там он видит орла, клюющего, но тут же швыряющего свою добычу.

Заключенному кажется, что птица понимает его состояние, что она ему верный товарищ. Он думает, что орел зовет его за собой, в небо, на волю. В конце он практически ощущает себя парящим рядом с птицей.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

«Узник» состоит всего из трех строф:

  • В первой нам представлена экспозиция и завязка.
    Узник сидит в темнице, смотрит в окно. Вдруг видит орла, который клюет пищу, бросает ее и поглядывает на заключенного.
  • Во второй строфе происходит развитие событий и кульминация.
    Узник наблюдает за орлом и начинает отождествлять себя с ним, воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что пернатый хищник – добрый и мудрый сообщник, полностью одобряющий желание лирического героя вырваться из заточения, оказаться на свободе. В этом четверостишии проступает главная мысль: «Давай улетим!».
  • Наконец, в третьей строфе читатель видит развязку.
    Узник представляет себя рядом с орлом, там, где гуляет «…лишь ветер да я». Они оба – вольные птицы, и полет их никто не может остановить.
Читайте также:  Сравнение «пророка» пушкина и «пророка» лермонтова

14. Стихотворный размер, рифмы, строфика

  • «Узник» написан классическими катренами (то есть четверостишиями).
  • Пушкин использует такой размер как амфибрахий.
  • Рифмы везде парные (ААВВ), мужские (то есть с ударением на последний слог).

15. Художественное своеобразие произведения

Все стихотворение – одна большая метафора несвободы и желания вырваться, оказаться на воле.

Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.

Автор буквально говорит: чтобы ни случилось, я буду писать так, как считаю нужным, и никто не сможет мне запретить делать это.

Язык стихотворения простой, основная мысль читается легко и подана очень ярко, понятно.

16. Средства художественной выразительности

  1. Антитеза: противопоставление воли и неволи.
  2. Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.
  3. Эпитеты:
  • сырой
  • молодой
  • грустный
  • вольные

Олицетворения:

  • орел – товарищ,
  • ветер гуляет.

Инверсии:

  • темнице сырой
  • орел молодой

17. Значение произведения

В произведении автор выразил собственные мысли о свободе творчества.

Потом эти идеи разовьются в других стихотворениях, и будут красной нитью проходить по всему творчеству поэта, которого постоянно притесняла, не одобряла или откровенно ругала цензура, правительство и публика.

18. Актуальность

Стихотворение отражает состояние автора на момент написания, хорошо передает через образы нюансы настроения. В этом смысле его можно назвать психологическим.

Оно актуально и на сегодняшний день, потому что жажда творчества и стремление выразить собственные переживания через художественные произведения свойственно человеку любой эпохи.

19. Моё отношение

Мне нравится этот стихотворение, потому что в нем автор сумел в иносказательной форме выразить собственные мысли о свободе и о том, что невозможно запретить творцу создавать.

Даже за решеткой он будет стремиться на волю, искать возможность вырваться.

20. Чему учит

Стихотворение учит вере в лучшее. Ведь, несмотря ни на что, внутренне мы всегда остаемся свободными, а это значит, что можем выбирать собственный путь и творить так, как считаем нужным. Оно очень смелое, красивое и глубокое.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pushkina-uznik-po-planu/

Презентация к уроку литературы (9 класс) по теме: Изображение поколения 3х годов в творчестве Лермонтова — презентация

  • 1
  • 2 Цели урока: Выяснение того, каким изображается Лермонтовым поколение 30-х годов в стихотворениях «Дума»и«Бородино ; Обучение анализу лирического произведения; Подойти к пониманию того, продолжает ли роман «Герой нашего времени» тему судьбы поколения 30-х годов.
  • 3 Лермонтов, по словам Белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
  • 4 Что характерно для эпохи Лермонтова? было подавление свободомыслия; было время тяжелейшей политической реакции; утверждения нового цензурного устава; расправы с освободительным движением в Европе
  • 5 Вспомним изученное Каковы основные мотивы лирики Лермонтова?
  • 6 Соедините стрелочками произведения и мотивы лирики Мотивы лермонтовской лирики Стихотворения «Смерть поэта» «Узник» «Прощай, немытая Россия» «Нищий» «И скучно, и грустно» «Родина» «Как часто пестрою толпою окружен» «Дума» «Бородино» «Поэт» «Нет, не тебя так пылко я люблю» жажда свободы, вольности, борьбы разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром любовь-страдание критика самодержавия и светского общества положение народа и Родины трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии осмысление судьбы своего поколения

7 Стихотворение «Дума» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты — его паденья час!

8 Каким почувствовали вы лирического героя «Думы»? Что делает поистине «железным» стих «Думы»? Почему? Какие строки особенно неумолимы, беспощадны?

9 Составьте цитатную характеристику поколения. «Богаты…ошибками отцов»; «К добру и злу постыдно равнодушны»; «Перед опасностью …малодушны»; «Перед властию… рабы»; «Иссушили ум наукою бесплодной» «И ненавидим мы и любим мы случайно»

10 БОРОДИНО — Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! — Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

11 Охарактеризуйте поколение 1812 года.

12 Подумайте! В чем идейная взаимосвязь этих двух стихотворений?

13 Общая мысль – упрек поколению 30-годов Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. В смертельной схватке с врагом – и позорное малодушие поколения 30-х гг. Единодушие и сплоченность героев 1812 г. – и полная разобщенность поколения 30-х гг. Герои войны 1812 г. навсегда останутся в памяти народа – поколение 30-х гг. «потомок оскорбит презрительным стихом»

14 Роман «Герой нашего времени» Прочитав «Предисловие» к роману, вы пришли к выводу: В романе «Герой нашего времени» продолжает развиваться тема поколения 30-х годов; Роман «Герой нашего времени» – это произведение на другую тему?

15 Глава «Тамань» Кто выступает рассказчиком в главе «Тамань» Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра».

Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов? Прочитайте портрет девушки-ундины.

Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого? Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере? Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

16 Сделайте вывод, каким предстает главный герой романа в этой главе. Симпатичен ли он вам? Что сближает его с лирическим героем стихотворения «Дума»? Захотелось ли вам узнать о нем побольше?

17 Домашнее задание Перечитать главы «Бэла»«Княжна Мери», «Максим Максимыч»;

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1002643/

Анализ стихотворения Пушкина «Узник» | Литерагуру

Проблема свободы является одной из центральных тем в литературе и поэзии в частности. Каждый творец раскрывает ее по-своему. Это важно не только понять, но и прочувствовать. Вы когда-нибудь наверняка тоже задумывались о несвободе и ограничениях, существующих в жизни. Но Пушкин смотрит на это по-своему, с высоты птичьего полета…

История создания

«Узник» — стихотворение Пушкина, написанное в 1822году. В это время поэт находился в южной ссылке в Кишиневе. Он был сослан за вольнодумство вдаль от своих друзей. Изначально Александр I хотел отправить Пушкина в Сибирь, но влиятельным знакомым удалось изменить это решение.

Считается, что история создания данного стихотворения началась с поездок поэта в острог, где он увидел жизнь заключенных. Также на него произвели впечатление живущие там орлы.

У них были обрезаны крылья. Птицы, олицетворяющие свободу, находились в таком же заключении, как и люди.

В сумме все эти впечатления дали начало развитию идеи, которая потом нашла свое воплощение в стихотворении «Узник».

Жанр, размер, направление

Это лирическое стихотворение, в котором раскрываются внутренние переживания героя. Для передачи настроения писатель использует амфибрахий, трехсложный размер с ударением на втором слоге. «Узника» можно с уверенностью отнести к романтической поэзии. Герой — романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру.

Стихотворение состоит из трех катренов. В первой строфе дается описание ситуации. Во втором четверостишии увеличивается количество глаголов, что создает сюжетную динамику. А в конце описан идеал существования для лирического героя.

Композиция

Постепенному раскрытию темы способствует композиция. Настроение изменятся от строфы к строфе. Ближе к концу тон становится более напряженным и эмоциональным. В то время как в начале стихотворения дается пространное описание ситуации. Эта перемена также  сопровождается сменой интонации.

Если первые строки написаны в описательной манере, то последующие переходят в глагольную форму.

Основные образы и их характеристики

В стихотворении два центральных образа: лирический герой и орел. Тема свободы связана с орлом. Птица обращается к герою и зовет его отправиться «туда», в далекие края, которые представляются идеалом. Орлу отождествлен образ лирического героя – узника, душа которого, несмотря на нахождение в неволе, не закрепощена. Он всеми силами рвется на волю.

Значимым также является наличие образов стихии: ветра и моря. В поэзии романтизма это традиционные образы, связанные со свободой и вольностью. Они появляются в последней строфе при описании идеального представления о независимости.

Темы и проблемы

Главной темой данного стихотворения является борьба свободы и заключения, раскрывающаяся при помощи образов и средств художественной выразительности. Орел, «вскормленный в неволе», находится в таком же заточении, как и герой. Но они стремятся к свободе. Это видно из яркого призыва, обращенного вольной птицей к человеку.

Также Пушкин поднимает проблему политического характера, ведь все происходящее в стихотворении – аллегория ситуации в царской России.

Гордые, способные, сильные люди томятся в клетках, им не дают развернуться абсолютистские порядки, при которых роль гражданина сводится до второстепенной.

Те, кто мог изменить страну к лучшему, не допускались до правления и становились жертвами режима, рассованными по ссылкам и каторгам. Так произошло и с поэтом, который примеряет на себя образ птицы с подрезанными крыльями и поднимает читателей на бунт против системы.

Идея

Идея стихотворения «Узник» напрямую связана с его темой. Лирический герой жаждет свободы. Сильнее всего этот настрой воплощается в словах: «Давай улетим!».

Это восклицание является кульминацией произведения.

Оно подчеркивает наивысшую степень необходимости свободы для лирического героя и определяет основную мысль стихотворения, которая довольно проста и логична: нет ничего лучше и дороже вольной жизни.

Независимость позволила бы вырваться из-под гнета творческой, интеллектуальной и деятельной силе народа, без которой страна чахнет. Но поэт хочет приблизить тот день, когда оковы спадут, и свободные люди наладят быт и нрав освобожденной России.

Средства художественной выразительности

Структура стихотворения призывает обратить внимание на организацию каждой строфы. Первой свойственна описательность, активно употребляются соответствующие тропы. Во второй строфе настроение изменяется, в тексте появляется довольно большое количество глаголов, создается динамичность. А в третьем катрене используется анафора, которая акцентирует внимание на идеале вольной жизни.

Всегда также при создании картины важную роль играют описательные конструкции. На удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе.

Полина Филиппович

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-uznik/

Анализ стихотворения «Узник» Лермонтова М.Ю

Удивительное по глубине и содержанию лермонтовское стихотворение «Узник», которое поэт написал под влиянием на него декабристского движения и того, что сделали дворяне, стремясь сделать свободным весь народ.

Известно, что молодой и очень талантливый поэт Михаил Лермонтов в своих произведениях затрагивал много тем.

Одна из них — это тема свободы, которой как раз и посвящен его стихотворный текст, который имеет такое глубокое название — «Узник».

Вольное лермонтовское стихотворение показывает читателю, что всегда стоит идти к своей мечте, быть вольными, ведь оказаться на свободе и узнать, что это такое.

Несмотря на то, что произведение это небольшое по — своему объему, но зато оно очень глубокое и емкое.

Молодой поэт в своем произведении попытался воплотить все мечты человека, который в некоторых жизненных ситуациях могут быть зависимы, и терять свою личную свободу. По сюжету он описывает человека, который оказывается за решеткой и мечтает о свободе.

Но лирический герой автора не просто сидит за решеткой. Он видит, что там, на свободе, прямо под его окном ходит орел, который так же, как и герой внутреннее свободен.

Он ходит вокруг темницы, словно чувствуя, что за решеткой находит его брат по мыслям, по взглядам. Поэтому он также готов клевать кровавую пищу.

Лишь бы быть независимым и свободным, но зато его мечты стремятся к далеким морям и горам, где дышится легко и где светло, так как люди там свободны.

Читайте также:  Сочинение бедные и богатые люди

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Поэт делает удачные попытки описать те чувства, мысли и желания человека, который вдруг оказался за решеткой. И совсем неважно, как он очутился в тюремных застенках, другое дело то, что, что он чувствует и к чему стремится.

Главное, что, находясь в тюрьме, человек остался верен себе и продолжает мечтать и стремиться к чему-то, к свободе.

А ведь известно, что пока он мечтает, ждет и надеется, то он будет счастливым человеком, так как знает и понимает, что он хочет в этой жизни.

Для молодого поэта Лермонтова тюрьма — это не просто сумрачное здание, где люди страдают и гибнут. Это не то место, где в каждой камере сидят узники.

Так для человека, по мнению автора, может стать даже комната в собственном доме, или ссылка в родное имение, где кажется таким близким и знакомым, но радости оно может и не приносить.

Но было у молодого поэта и другое сравнение, например он сравнивал тюрьму и неволю с жизнью в армии, где тоже страдали люди, и порой им приходилось еще хуже, чем в тюрьме.

Молодой и талантливый поэт Михаил Лермонтов пытается в своем стихотворении «Узник» дать объяснение того, что такое тюрьма. Но рассматривает его с разных сторон, поэтому и объяснений у него получается два.

Например, стены его комнаты или даже квартиры легко могли стать камерой для человека, чья душа проситься на свободу и волю. А те, кто находится за дверью этой комнаты, могут быть часовыми, которые не смогут дать ответы на все вопросы. А может быть, это даже сама смерть вдруг стала часовым.

Но вот смерти точно уже невозможно задать вопросы, так как она на них отвечать не сможет. И все тогда будет бесполезно!

А каковы же мечты узника, который томится в заточении? Поэт старается описать мгновение, когда будет стремление к свободе, стремление к мечте. А нужно такому узнику всего-то ничего — свободу, любовь, мечту.

На воле его постоянным спутником будет лишь только ветер, который будет знать все его мысли. И это не только мечты узника, но, наверное, и самого молодого поэта. Ведь каждый человек мечтает дышать свободно и без всяких условностей.

А ведь в мире человек постоянно от чего-то или кого-то зависит, и Лермонтов показывает, что эта зависимость тоже есть заточение.

Практически каждый человек мечтает быть свободным и независимым, но добиваются этого меньшинство. А когда человек вдруг неожиданно получает долгожданную свободу, то он даже не знает, что с ней потом делать. И тогда может возникнуть сомнение или вопрос о том, а зачем стремился к этой свободе, зачем она вообще-то нужна. И, узник, мечтает, но это не значит, что его мечты сбудутся.

Философская тема проходит через лермонтовское стихотворение, которое читается на одном дыхании.

Видно, что поэт и сам не раз задумывался над темой свободы и вольности, о том, нужна ли она человеку, как стать свободным человеком и что может принести свобода человеку, если он не подготовлен к ней.

Но самое интересное, что поэт искал и пути, которые помогут привести всю страну, и народ, который живет на его родной земле к свободе. Вольность может быть дана человеку, но он должен понимать, зачем она дана, иначе это уже будет не во благо человеческой жизни, а ей во вред.

Трогательное лермонтовское стихотворение, повествующее об узнике, интересно по своей композиции и по своей идеи. Узником своих желаний может стать любой человек, но нужно всегда стремиться к высоким нравственным идеалам.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/02/analiz-stihotvorenija-lermontova-uznik.html

Урок по литературе в 8 классе «Тема узничества в лирике М. Ю. Лермонтова»

МОУ «ООШ» с. ТрубетчиноОткрытый урок по литературе в 8 классе«Тема узничества в лирике М.Ю. Лермонтова»Подготовил учитель русского языкаи литературы Горин М.Н.

28.11.2006 г.

Цели урока:

  • Провести анализ стихотворений Лермонтова.
  • Дать представление о лирическом герое.
  • Выяснить, как отражена тема узничества в лирике Лермонтова.

Словарная работа:

  • Лирический герой – условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору, но не тождественен ему. Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но и содержит в себе обобщение.
  • Баллада – стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня.

М.Ю. Лермонтов «Узник»

  1. 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут умер от раны, полученной на дуэли, Александр Сергеевич Пушкин. Глубоко потрясенный печальным событием, Лермонтов написал стихотворение «Смерть Поэта», в котором с огромной силой и страстью выразил не только свою личную скорбь, но и то, что думал и чувствовал тогда каждый русский. Чтение отрывка Стихотворение сразу стало широко известным. Список стихотворения получил и Николай I.
  2. Из резолюции Николая 1: «Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся ещё другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону». 20 февраля 1837 года Лермонтов был арестован и посажен в одну из комнат Главного штаба.
  3. Из воспоминаний друга поэта Акима Шан-Гирея: «Под арестом к Мишелю пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завертывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес…». Лермонтов слышал, как за стеной холодного карцера, в котором он находился, кто-то вполголоса пел утром, после обхода и даже ночью. В песнях неизвестного соседа было так много грусти! Когда на другой день ему принесли из дому обед, он незаметно положил на дно пустой корзины бумагу, в которую накануне был завернут хлеб. А дома бабушка с помощью Акима Шан-Гирея разбирала полустершиеся слова:
  4. Чтение стихотворения «Сосед».
  5. Это стихотворение было написано в 1837 году, ещё раньше, в 1830 – 1831 гг., Лермонтов под тем же названием написал другое стихотворение:

Погаснул день на вышинах небесных,Звезда вечерняя лиёт свой тихий свет;Чем занят бедный мой сосед?Чрез садик небольшой, между ветвей древесных,Могу заметить я, в его окне Блестит огонь; его простая кельяЧужда забот и светского веселья,И этим нравится он мне.Прохожие об нем различно судят,И все его готовы порицать,Но их слова соседа не принудятЛампаду ранее иль позже зажигать.И только я увижу свет лампады – Сажусь тотчас у своего окна,И в этот миг таинственный отрадыДуша моя мятежная полна.И мнится мне, что мы друг друга понимает,Что я и бедный мой сосед,Под бременем одним, страдая, увядаем,Что мы знакомы с давних лет.

  1. Сопоставление стихотворений.
  • Какое настроение объединяет эти стихотворения?
  • Чем по содержанию отличается более позднее стихотворение?
  1. Отказавшись от участия в общественной деятельности, лермонтовское поколение, поколение 30-х годов, оказалось пленником своей эпохи. Его гордиев узел – бездействие, духовная смерть. А слава побед, рыцарская доблесть отцов стали лишь далеким воспоминанием. Написанное в 1838 году стихотворение «Дума» отражает размышления поэта:
  2. Магнитофонная запись стиха «Дума».
  3. Впервые в русской литературе тема потерянного поколения была глубоко осмысленна именно Лермонтовым. Мысль об исторической судьбе России, судьбе современников связана в творчестве поэта с трагическим различием между прошлым и настоящим, «богатырями» и «нынешним поколением». Особенно скорбно звучат размышления в стихотворении «Пленный рыцарь».
  4. Чтение стиха «Пленный рыцарь».
  5. Образ темницы и томящегося в ней путника характерны для Лермонтова: так он осмысливает свою судьбу в стихотворениях «Желанье», «Сосед», «Соседка», «Узник», «Пленный рыцарь» и другие. Эти произведения можно объединить в так называемый «тюремный цикл», начатый в 1837 года. Стихотворения объединяет одно чувство:

Отворите мне темницу,Дайте мне сиянье дня.

  • Как вы думаете, о чем тоскует лирический герой? (Тоскует по воле)
  • Забрало – в старинном вооружении: часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов.
  • Рыцарь – 1. В феодальной Европе: лицо, принадлежащее к военно-земледельческому сословию. В переносном значении: рыцарь без страха и упрека (о деятельном, смелом, во всем безупречном человеке). Рыцарь печального образа (о Дон Кихоте). 2. Самоотверженный, благородный человек.
  • Бойница – отверстие для стрельбы (в оборонительном сооружении, в стене).
  1. Анализ стихотворения по строфам. Написанное в жанре рыцарской баллады, стихотворение лишено внешнего сюжета, все внимание автора сосредоточено на динамике духовной жизни лирического героя.
  2. Задание к 1 строфе. Основной прием, который использует поэт для выражения настроения лирического героя, — антитеза. Докажите это, выписав в тетрадь противопоставления:

Окошко темницы – синие небоПтицы играют – молча сижу

  • Каково настроение лирического героя? (пленник испытывает подавленное настроение, которое определяется двумя словами «больно» и «стыдно»)
  1. Задание ко 2 строфе. Прослушайте стихотворение «Молитва».
  • В каком случае человек обращается к молитве?
  • Что происходит с лирическим героем стихотворения «Молитва» в процессе молитвы? (уходят тяжелые мысли, приходят слезы облегчения и веры)
  • Почему же лирический герой «Пленного рыцаря» отвергает молитву, даже называя её «грешной»? (не желает примирения с действительностью, он вспоминает битвы, и надеется на смерть, о чем молиться – грех)
  • Рыцарь вспоминает «старинные битвы», это образ героя, попавшего в плен «чужого» времени, эпохи. Он – из древних рыцарских веков, сама современная жизнь для такого героя тесна. В этой эпохе он задыхается.
  • Какие противопоставления в них заложены?

Прежняя воля – тюрьмаРатное железо – тюремный камень

  • Определите, о каких доспехах прошлого и настоящего говорится в этих строфах? (в прошлом – тяжелый меч, железный панцирь – боевое снаряжение.) (В настоящем: панцирь – стены тюрьмы, забрало шлема – решетка на окне, щит – двери темницы, то есть все то, что отгородило рыцаря от мира «тревог и битв»)
  • Почему рыцарь призывает смерть? (смерть для него – обретение свободы, единственной ценности, к которой он стремится)
  • Вывод: лирический герой Лермонтова угнетен, но не сломлен. В финале стихотворения звучат торжественные, жизнеутверждающие ноты.
  1. чтение стихотворения «Узник»
  • Как меняется настроение лирического героя в течение всего стихотворения?
  • Первая редакция этого стихотворения имела другое название – «Желание». Что изменилось во второй редакции? Почему Лермонтов дал стихотворению другое название?
  • А.С. Пушкин гораздо раньше обратился к теме темницы, когда создал стихотворение «Узник». Прочитайте его и сравните с лермонтовским.
  • Каково настроение пушкинского лирического героя?
  • Ощущение лирического героя несоответствия своему времени наполняет многие произведения Лермонтова. Судьба целого поколения предстает как бесполезная, обреченная на забвение. Идея свободы – центральная в литературном течении «романтизм», она чрезвычайно важна для лермонтовского лирического героя.

ПРИЛОЖЕНИЕ Зимой 1839 года Лермонтов был сильно увлечен княгиней Щербатовой… Мне ни разу не случалось её видеть, знаю только, что она была молодая вдова, а от него слышал, что такая, что и ни в сказке сказать, ни пером описать. То же самое думал про неё и господин де Барант, сын тогдашнего французского посланника в Петербурге… Нас распустили из училища утром, и я, придя домой в девять, очень удивился, когда человек сказал мне, что Михаил Юрьевич изволили выехать в семь часов: погода была прескверная, шел мокрый снег с мелким дождем. Часа через два Лермонтов вернулся, весь мокрый, как мышь.

  • Откуда ты эдак?
  • Стрелялся.
  • Как, что, зачем, с кем?
  • С французиком.
  • Расскажи.

Он стал переодеваться и рассказывать:

  • Отправился я к Мунге, он взял отточенные рапиры и пару пистолетов, и поехали мы за Черную речку… Нас уже ждали. Французик выбрал рапиры, мы стали по колено в мокром снегу и начали… Дело не клеилось, француз нападал вяло, так продолжалось минут десять. Наконец он оцарапал мне руку ниже локтя, я попал в самую рукоятку, и моя рапира лопнула. Нам подали пистолеты, тот выстрелил и дал промах, я выстрелил на воздух, мы помирились и разъехались, вот и всё…

Лермонтов за поединок был предан военному суду с содержанием под арестом в течение двух недель на арсенальной гаупвахте…

Источник: http://5-bal.ru/literatura/33955/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector