Человек — это звучит гордо! — сочинение по пьесе на дне

­Главная>Сочинения по произведению На дне

Человек — это звучит гордо

Максим Горький считается одним из лучших драматургов XX века. В своей пьесе «На дне» он затронул неизведанную ранее тему надежды и радости для людей, находящихся на дне.

Все герои произведения по тем или иным причинам оказались в бедной, убогой ночлежке, где спали на нарах, питались плохо, при этом много пили, ссорились и играли в карты.

На протяжении всей пьесы автор пытается провести своих героев через процесс очищения, осознания своей внутренней силы и как результат возрождения.

Однако «дно» оказывается сильнее. Оно напрочно затягивает каждого находящегося в ночлежке человека и не отпускает. Многие там так и погибают, а те, кто остаются живы, постепенно погибают изнутри. Хозяин ночлежки 54-летний М. И. Костылев — человек трусливый и лицемерный.

Его 26-летняя жена Василиса время от времени бегает на свидания к одному из постояльцев, Ваське Пеплу, и уговаривает его убить мужа. Васька по профессии вор, но он мечтает о лучшей жизни, всей душой желает измениться.

При этом любит он не Василису, а ее младшую сестру Наташу, которая гораздо порядочнее.

Когда в ночлежке появляется мудрый странник Лука, он дает влюбленному надежду, говорит, что тот мог бы уехать в Сибирь и начать там новую жизнь, но у судьбы свои планы. В конце произведения Васька все-таки убивает Костылева в случайно завязавшейся драке и идет под суд.

Василиса остается довольна. В свою очередь Лука старается дать надежду каждому, кто живет под крышей этого ночлежного дома. Тяжело больной Анне он обещает, что есть свет и в другой жизни.

Девице легкого поведения Насте, мечтающей о настоящей и чистой любви, он говорит, что все еще впереди.

Таким образом, он хочет донести до каждого, что жить — это здорово, только нужно работать над собой, чтобы выбраться из «дна». Однако слова мудрого Луки так и остаются словами. Единственный, кто казалось, понимает, как бороться с удручающими обстоятельствами, это Сатин.

Он когда-то работал телеграфистом, а затем сел в тюрьму за убийство человека, совершенное в защиту своей сестры. Несмотря на людскую несправедливость и жестокость, герой сумел не обозлиться, не потерять вкус к жизни.

В отличие от своего друга Актера, он с легкостью воспринимает окружающий его быт.

Сатин знает, что в человеке есть сила, которой он может либо погубить себя, либо спасти и умело этим пользуется. Ранимый душой Актер в конце пьесы погибает. Как показывает писатель, нужно жить в ладу с обществом и с самим собой.

Это была первая пьеса, в которой была подчеркнута ценность Человека. Свое мировоззрение о свободном человеке автор хотел донести до читателей через философский монолог Сатина и ему это неплохо удалось.

А фраза «Человек — это звучит гордо» со временем стала крылатой.

  • см. также:Другие сочинения по произведению На дне, Горький
  • Характеристики главных героев произведения На дне, Горький
  • Краткое содержание На дне, Горький
  • Краткая биография Максима Горького

Источник: https://www.sdamna5.ru/chelovek_gordo_na_dne

Драма «На дне» — этапное произведение в творчестве Горького. И написано оно было в переломное для страны время. В 90-х годах в России разразился жестокий экономический кризис.

После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян уходили из деревень в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи людей оказались без крова и средств к существованию.

Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество люмпенов — «босяков», которые опускаются на дно жизни.

Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где обретали приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие «бывшие люди».

Написанная в 1902 году пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей.

Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — неизлечимы». Но пьеса не только завершила тему о босяках, но и отвечала новым требованиям, которые выдвигала напряженная предреволюционная эпоха.

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары.

Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, несчастная падшая Настя, вор Васька.

У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.Все обитатели ночлежки вытолкнуты «хозяевами» на дно жизни, но в них не окончательно растоптано человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства.

Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится спрятаться от окружающей ее грязи, мечтая о чистой и преданной любви. Актер — безвольный алкоголик, потерявший не только место в жизни, но даже за ненужностью свое имя, в то же время — мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе.

Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается подняться со «дна». Татарина Асана отличает честность, Наташу — душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон представляют собой предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь.

Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению.Такова пестрая галерея персонажей пьесы, и все это жертвы.

Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из несчастных хоть несколько грошей.

Судьбы всех этих людей и самое существование «дна» доказывают неправомерность строя и служат разоблачением и грозным обвинением мира, где возможно такое «бытие» человека.В этой пьесе Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении.

Лука — сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука.

Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников.

Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хотя пути к ней неясны.

Горький в одном интервью 1903 года так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность.

Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить «дно», дает в своих речах Сатин, образ которого противопоставлен утешителю Луке. Горький не идеализирует этого героя: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями.

В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и способность мыслить. В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личную свободу и человеческое достоинство»: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Эти слова отразили самые высокие мечты предреволюционного периода. «Ложь — религия рабов и хозяев…Правда — бог свободного человека!» — такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как «сигнал к восстанию».Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Писатель понимал, что в устах спившегося босяка Сатина слова о гордом и свободном человеке звучат искусственно, но эти слова должны были звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора и отмечая, что эту речь, «кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может».

В пьесе «На дне» Горький опроверг все основные принципы идеализма: идеи непротивления, всепрощения, смирения, — давая понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека — гордого и сильного, не нуждающегося в жалости, сочувствии, прощении и потому немного обделенного человечностью.

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-gorkomu-m/3500-chelovek-eto-zvuchit-gordo-po-pese-m-gorkogo-na-dne

Сочинение Человек – это звучит гордо по пьесе Горького На дне

Горький написал пьесу “На дне” в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму. Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества.

Он первый ввел неизвестного героя – люмпена и босяка и показал обществу их сущность.

Пьеса рождалась нелегко. Горькому понадобилось двадцать лет наблюдений над миром “бывших людей”, чтобы изложить все на бумаге. Несколько раз менялось

название произведения. Чтобы вжиться в образы персонажей некоторые актеры и режиссер пьесы даже попытались пожить в ночлежке.

Это существенно обогатило образы героев пьесы.

Все действие пьесы происходит в ночлежке Коростелева, абсолютно безнравственного типа, который к своим постояльцам относится хуже, чем к тараканам. Саму ночлежку Горький сравнивает с пещерой и подземельем. Смрад, вонь, сырость превращает людей в неких существ, которые просто хотят выжить. При этом у каждого своего героя Горький видит человеческие лица.

Рабочий Клещ хочет честно трудиться, вор Васька Пепел устал от воровской

жизни и хочет жить правильно, Актер с умилением рассказывает о своей славе, Настя хочет большой любви. Горький специально не раскрывает их биографий, он показывает их в момент свершившегося факта, когда они уже на дне жизни. “Человек – это звучит гордо” – так и останется словами, потому что герои Горького только рассуждают, не совершая при этом поступков, чтобы изменить свою жизнь.

Читайте также:  Женщина на войне - сочинение

Странник Лука, придя в ночлежку, видит тяжелую участь постояльцев и невозможность что – либо изменить. Он хочет их исцелить и примирить с настоящей жизнью с помощью лжи.

Анне он рассказывает, как ей хорошо будет после смерти, Пеплу, как хорошо можно жить в Сибири, Актеру, что его болезнь можно исцелить.

В момент лживых обещаний Луки, все постояльцы обретают человеческие лица. Но ложь не лечит и не спасает.

Все о чем говорит Лука – фантазия.

В противовес Луке выступает Сатин. Он говорит: “Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!”. Каждая буква в его словах верна. Но сам Сатин не относится к положительным героям.

Говоря о правде и гордом имени человека, он не зовет на борьбу, не предлагает выхода из положения, в котором они все оказались. Сатин для Горького был своеобразным рупором. Через него он хотел донести и правду жизни босяков, и их безысходность, и то, что они тоже люди, хоть и на дне.

Беспросветная жизнь обитателей ночлежки становится еще страшнее. Находясь в одном месте, они грызутся и ненавидят друг друга. Это особенно страшно, когда каждый из них человек, и это должно звучать гордо.

Для жителей ночлежки все заканчивается плохо: Анна умирает, Актер повесился, Пепел возвращается в тюрьму, Коростелева убивают.

Пьесу “На дне” мало сказать встретили хорошо, она произвела фурор. Актерам рукоплескали и долго не отпускали со сцены. Так как пьесу показали в доступном театре, там были люди, близкие к героям пьесы Горького.

Они плакали и говорили: “Это мы!”.

“Человек – это звучит гордо!” – закрепилось в сознании многих людей. Сейчас эти слова звучат как побуждение к действию, только действуя, можно не оказаться на дне.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-chelovek-eto-zvuchit-gordo-po-pese-gorkogo-na-dne/

Сочинение на тему “Существует только человек (по пьесе М. Горького “На дне)”

Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше идти”. Много сходных черт можно найти у этих героев: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан Горьким.

В пьесе “На дне” зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения.

Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи.

Тем трагичнее их положение сейчас.

Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора.

В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, — говорит она.

— Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: “Работы нет… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо .. Вот правда!”

Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.

И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его безнравственная жена Василиса.

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек.

Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек — вот правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!” Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения людей, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…

Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел.

Эту неестественность чувствовал сам писатель и объяснял ее тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил автор, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще.

Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-sushhestvuet-tolko-chelovek-po-pese-m-gorkogo-na-dne/

Сочинение Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне

Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму.

Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя — люмпена и босяка и показал обществу их сущность.

Пьеса рождалась нелегко. Горькому понадобилось двадцать лет наблюдений над миром «бывших людей», чтобы изложить все на бумаге. Несколько раз менялось название произведения. Чтобы вжиться в образы персонажей некоторые актеры и режиссер пьесы даже попытались пожить в ночлежке.

Это существенно обогатило образы героев пьесы.

Все действие пьесы происходит в ночлежке Коростелева, абсолютно безнравственного типа, который к своим постояльцам относится хуже, чем к тараканам. Саму ночлежку Горький сравнивает с пещерой и подземельем. Смрад, вонь, сырость превращает людей в неких существ, которые просто хотят выжить. При этом у каждого своего героя Горький видит человеческие лица.

Рабочий Клещ хочет честно трудиться, вор Васька Пепел устал от воровской жизни и хочет жить правильно, Актер с умилением рассказывает о своей славе, Настя хочет большой любви.

Горький специально не раскрывает их биографий, он показывает их в момент свершившегося факта, когда они уже на дне жизни.

«Человек — это звучит гордо» — так и останется словами, потому что герои Горького только рассуждают, не совершая при этом поступков, чтобы изменить свою жизнь.

Странник Лука, придя в ночлежку, видит тяжелую участь постояльцев и невозможность что — либо изменить. Он хочет их исцелить и примирить с настоящей жизнью с помощью лжи. Анне он рассказывает, как ей хорошо будет после смерти, Пеплу, как хорошо можно жить в Сибири, Актеру, что его болезнь можно исцелить.

В момент лживых обещаний Луки, все постояльцы обретают человеческие лица. Но ложь не лечит и не спасает. Все о чем говорит Лука — фантазия.

В противовес Луке выступает Сатин. Он говорит: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!». Каждая буква в его словах верна. Но сам Сатин не относится к положительным героям.

Говоря о правде и гордом имени человека, он не зовет на борьбу, не предлагает выхода из положения, в котором они все оказались. Сатин для Горького был своеобразным рупором. Через него он хотел донести и правду жизни босяков, и их безысходность, и то, что они тоже люди, хоть и на дне.

Беспросветная жизнь обитателей ночлежки становится еще страшнее. Находясь в одном месте, они грызутся и ненавидят друг друга. Это особенно страшно, когда каждый из них человек, и это должно звучать гордо.

Для жителей ночлежки все заканчивается плохо: Анна умирает, Актер повесился, Пепел возвращается в тюрьму, Коростелева убивают.

Пьесу «На дне» мало сказать встретили хорошо, она произвела фурор. Актерам рукоплескали и долго не отпускали со сцены. Так как пьесу показали в доступном театре, там были люди, близкие к героям пьесы Горького.

Они плакали и говорили: «Это мы!».

«Человек — это звучит гордо!» — закрепилось в сознании многих людей. Сейчас эти слова звучат как побуждение к действию, только действуя, можно не оказаться на дне.

Сочинение Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне

  1. Человек — это звучит гордо! Надо уважать человека! М. Горький. На дне Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе…
  2. Темы сочинений по пьесе М. Горького «На дне» 1. Система персонажей пьесы М. Горького «На дне». 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького «На дне». 3. Что…
  3. СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое…
  4. Сочинение Проблема гуманизма в пьесе М. Горького На дне Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней. Ж. Ж. Руссо Россия конца 1890-х — начала 1900-х…
  5. Сочинение по пьесе Горького «Мещане» Интерес Горького к театру проявился еще в средине 90-х годов, о чем свидетельствует его режиссерская и актерская деятельность в Мануйловке….
  6. Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился…
  7. Социальная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Пьеса «На дне», написанная Горьким в течение 1902 года, принесла ему мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые…
  8. Немного о пьесе Горького «На дне» Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит…
  9. Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро…
  10. Правда о человеке в пьесе «На дне» М. Горького В пьесе показаны «униженные и оскорбленные», выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту….
  11. Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне» Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Горький вводит в русскую литературу…
  12. Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» — вершина драматургии М. Горького. Центральная идея пьесы — спор о человеке, о том, что такое человек,…
  13. Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Свою пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек….
  14. Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! А. М. Горький Пьеса М. Горького «На дне» создана сто…
  15. Человек в творчестве М. Горького Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и…
  16. Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя…
  17. Люди «дна»: характеры и судьбы. По пьесе М. Горького «На дне» В основе пьесы Максима Горького «На дне» (1902) — спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке…
  18. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» В начале XX века Максим Горький создает свои первые пьесы — «Мещане», «Дачники», «Дети солнца», среди них и пьеса «На…
  19. «Бывшие люди» в пьесе М. Горького «На дне» Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать «цикл драм» из четырех пьес,…
  20. Судьбы человеческие в пьесе М. Горького «На дне» На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты,…
Читайте также:  Сочинения по творчеству пришвина

Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-chelovek-eto-zvuchit-gordo-po-pese-gorkogo-na-dne/

Сочинение по пьесе М. Горького “На дне”

Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький — гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике — в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку.

И с полным правом это можно отнести к его пьесе «На дне», написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом.

Действительно, что лучше — истина или сострадание? Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе — правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда.

А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса — это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает:

«Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Ему противопоставлен Лука — добрый, сострадательный и «лукавый», сознательно навевающий «сон золотой» исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, — сам М. Горький.

Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: «Мы хуже!» Целовали и обнимали Горького.

Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.

Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой «подвал, похожий на пещеру», под «тяжелыми каменными сводами», где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие «на дно жизни», куда их безжалостно выбросило преступное общество.

Кто-то очень точно сказал: «На дне» — это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди». Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки.

Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: «Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…» Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, «ворова сына» Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку.

Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.

Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж; ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который «ничего не ждет», у него «все уже в прошлом»; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, «бывших людей», пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: «Работы нет… силы нет! Вот — правда1 Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она правда!..»

Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: «Доброго здоровья, народ честной!» Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!

К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: «И вся философия, вся проповедь таких людей — милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные».

И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?

Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель.

Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заро-нил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.

Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в
помощи, и вселяет в них надежду.

Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. «Все ищут люди, все хотят — как лучше… дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдет… Помогать только надо им…»

Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: «Вот — Лука… много он врет… и безо всякой пользы для себя…» Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: «Нет, ты скажи — зачем ты все это…» Наташа его спрашивает: «Отчего ты — такой добрый?» А Анна просто просит: «Говори со мной, милый… Тошно мне».

И становится понятно, что Лука — человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане.

Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что «не всегда правдой душу вылечить».

И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.

Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей — восторг. И слезы, и восторг — результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?

Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» То есть истина и сострадание — понятия, не исключающие друг друга.

От правды, которую осознает Клещ: «Жить — дьявол — жить нельзя… вот она — правда!..», уводит Лука, говоря: «Она, правда-то, может, обух для тебя…» Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: «…Жалеть людей надо!.. Я те скажу — вовремя человека пожалеть…

хорошо бывает!» И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей.

Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: «По-моему — дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: «Во что веришь, то и есть…»

Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: «Человек — вот правда!» Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…» Таким образом, не существует для Луки вопроса: «Что лучше — истина или сострадание?» Для него истинно то, что человечно.

Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: «Сам молись…» И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: «Эй, ты, сикамбр! Куда?». Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: «Эх… испортил песню… дуррак!»

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.

А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием.

Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. «Человек — вот правда!» И ему выбирать.

Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/sochinenie-po-pese-m-gorkogo-na-dne/

Человек – это звучит гордо (по пьесе М.Горького "На дне")

Текст

    Пьеса Горького «На дне», безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное «умирание» людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы.     Пьеса «На дне», написанная Горьким в 1902 году, принесла писателю мировую известность. Это произведение было откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.

    В пьесе обозначено много важных вопросов. Но, без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных проблем, поднятых в произведении, является раздумье о Человеке.

На самом деле, кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки имеет свою позицию относительно этой проблемы.

Горький в своем произведении показывает нам страшный мир полной нищеты, беспросветного страдания, мир людей, поставленных в предельно бесчеловечные условия. И именно в этом обществе поднимается вопрос: что есть Человек.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине аленушка васнецова

    Конечно же, свою точку зрения высказывают все персонажи, но особенно хотелось бы выделить троих из них: Бубнова, Луку и Сатина.

    Позиция Бубнова – это скепсис, фатализм, желание унизить человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В Бубнове нет ни капли сострадания.

С его точки зрения, именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: «…все слиняло, один голый человек остался». Видимо, тем самым герой хочет сказать о животной сущности человека.

Бубнов видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни.

    Что представляет собой гуманизм Луки? У него нет веры в человека.

Для этого героя все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь его отношение к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить с жизнью.

    Отличен от точек зрения Бубнова и Луки взгляд Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»

    Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!», «человек – вот правда!», «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»

    Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» — говорит он. Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале, пропивает и проигрывает свои возможности. Хотя от природы этот герой наделен живым умом, способностью мыслить. Хотелось бы верить, что встреча с Лукой может как-то изменить его жизнь, придать ему больше активности, но мы понимаем, что это будет не так. Этот человек продолжит сознательно губить свою жизнь, он может лишь философствовать и бездействовать.

    Крайне трудно рассуждать о верной и неверной позиции носителей философских мыслей о Человеке, да и нет в этом смысла.

И ложь, и правда хороши в свое время, ведь в различных ситуациях правдой можно как убить человека, так и дать ему стимул жить и бороться дальше.

Но выражение «Человек-это звучит гордо» со временем стала крылатой. Я считаю, что этот факт свидетельствует об истинности такой фразы.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/126433

"Человек — это звучит гордо!". Объясните на свой взгляд почему?

А вы помните, откуда эта фраза? Она из пьесы «На дне» Горького, и говорит её пьяный Сатин. Когда он пьян, он добрый, умный, ему всё нравится. Ему нормально, что он в ночлежном доме, среди известно кого, и что сам он карточный шулер. Ему нормально. А что? Если человек — это уже само по себе?

Он произносит это не то чтобы не целыми предложениями, а практически даже не целыми словами, и как-то скомкано, сбито, безо всякого вызова, который этой фразе, вырывая её из контекста, очень любят приписывать.

Просто Сатин пытается высказать мысль, которая больше него. Его не хватает на эту мысль.

Да и, чего уж, только в той ситуации, в которой она говорится — в яме и полубреду, когда хозяина их дома только что зарезали, и практически безо всякого повода, ведь речи о человеке перед этим не шло, что-то такое и может быть сказано. Да и воспринято, наверное, тоже.

Почему человек звучит гордо? Потому что иногда ничего больше нет. Кроме вот этого наименования, принадлежности — «че-ло-век».

Прав ли Сатин? Пожалуй что прав. Чего бы ему и не быть правым.

Во всяком случае, уж насколько понятие справедливости идеалистично и мало применимо к реальности, но тем не менее, понятия, основанные на вере в человека — справедливее, чем основанные на неверии в него, предположениях, что человеку нужно что-то ещё — электричество, свод законов, чистая рубашка, долгий брак, да даже гуманизм как таковой — чтобы быть ему чем-то, чем-либо, достойным. Как будто человеку что-то такое нужно доказывать.

Наверное, так.

Но когда в конце сцены выясняется, что после побега из ночлежки главного местного терпилы и гуманиста, вешается спившийся актёр — Сатин ничего не может на это сказать, кроме:

«Эх… испортил песню… дур-рак!»

Вот и вся гордость.

Эту фразу произносит Сатин, один из главных героев пьесы Горького «на дне». в его монологах проявляются ницшенаские взгляды на человека(сверхчеловека). Эти взгляды, с некоторыми изменениями, появившимся в ходе личного переосмысления теории, разделял и сам Горький.

В др его произведениях также появл «сверхлюди» (например, в «старухе изергиль: сама рассказчица и два героя ее историй)». но вернемся к «на дне». ситуация кажется абсурдной: такую фразу произносит падший человек. важно отметить основной философский конфликт пьесы, заключающийся в выборе между спасительной ложью и жестокой правдой.

Сатин, конечно же, выбирает второе. этот выбор основывается на, опять же, его ницшенских взглядах на сострадание. (ницше считал, что сострадание, унижает того к кому оно относится). Лука (оппонент Сатина) вызывает героя на монолог о человеке.

Сатин говорит о том, что человек, осознавший трагедию своего существования, не должен отчаиваться и терпеть эти унижения в виде жалости к нему др людей, а, напротив, осознать свою ценность. «Все в человеке, все для человека!»

И тут стоит вспомнить в какое время было написано произведение(1902 г). А это было такое страшно неприятное время, когда «старое» было сломано и выброшено, а новое еще не создано . Общество оказалось разломанным. и не надвое( как это было при крепостничестве), а на множество мелких осколков. люди просто не знали, что делать, что думать. 

Так человек, отсидевший в тюрьме, ночлежник и пьяница, произносит эти слова. и наверное, раз это говорит такой человек, значит, действительно… что-то в этом есть?

и конечно же, загребущие руки сталина «загребли» красивую фразу, которая помогала ему управлять народом. (вспомните идеологию ссср).

«Человек – это звучит гордо», сказал Сатин. Но так ли это? Человек давно перестал быть неким разумом в этом мире, более того в человеке не осталось разума.

Всё что мы делаем : кушаем, пьём, одеваемся и говорим это лишь общественное бессознательное и за этими действиями нет личности, нет «Человека». Даже те кто пытаются выделиться от толпы превращаются в другую толпу сменяя собой предыдущую и так постоянно.

Поколение за поколением люди пытаются пронести : религию, культуру, обычаи и даже случайно сказанные пьяные слова когда-то существовавшего мудреца. Боятся хаоса и придумывают правила и пренебрегают ими, лишь потому, что забывают или не понимают сути правил.

Делят людей на классы, религии, культуры и воспитание, при этом пытаются стереть стереотипы, боятся свободы потому, что привыкли к клетке. И действительно «Человек – это звучит гордо», но не мы и не сейчас.

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/72040/chelovek_eto_zvuchit_gordo_obiasnite_na_11137c34

Готовые школьные сочинения

июня
04 2015

Человек — это звучит гордо! (по пьесе М. Горького “На дне”)

Надо уважать человека! М. Горький. На дне Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии.

В пьесе “На дне” писатель все сочинения на a l l soch © 2005 открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, “бывших людей”, никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, “каменные своды… с обвалившейся штукатуркой”, “все некрашеное и грязное”.

На первых же страницах персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке — несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся “на дно” люди, недалекие, равнодушные друг к другу.

Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.

Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев — жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: “Разве доброту с деньгами можно равнять?” Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща.

Он здесь единственный человек, не потерявший надежду “вырваться”, у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает — он взял с собой инструменты.

Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.

Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей.

Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь.

Он обнадеживает Актера, помогает ему проверить в себя (”во что веришь, то и есть”), уговаривает его бросить пить лечиться.

Утешает умирающую Анну, защищает Настю: “Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!

” Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь. Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.

Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на “дно”. Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Ворь-кий дал ему возможность подняться над иллюзиями й rfo-жью: “Человек — вот правда! Понимаешь?

Это — огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит,., гордо!

” То есть, каким бы ни был “плохим” человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. “Надо уважать человека!” — говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это — человек!

В высшем понимании этого слова!

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Человек — это звучит гордо! (по пьесе М. Горького “На дне”) . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/chelovek-eto-zvuchit-gordo-po-pese-m-gorkogo-na-dne/

Ссылка на основную публикацию