Чтение литературного произведения — труд или отдых? — сочинение (11 класс)

2 декабря российские выпускники написали итоговое сочинение, которое с прошлого учебного года является допуском к ЕГЭ. После экзамена они рассказали «Учёбе.ру», как это было.

Обратите внимание, этот материал устарел. Смотрите более свежий материал на эту тему:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Сочинение (для выпускников с ограниченными возможностями здоровья оно может быть заменено на изложение) введено в экзаменационную программу по распоряжению президента. Экзамен длился 3 часа 55 минут, можно было принести с собой орфографический словарь. Рекомендуемый объем работы − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, ученик получает отрицательную оценку.

  • «Когда хочется остановить мгновение?»
  • «Что дом может рассказать о своем хозяине?»
  • «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»
  • «Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?»
  • «Чтение литературного произведения — труд или отдых?»

Оценивается сочинение как учителями, так и независимыми экспертами, по системе «зачет/незачет». Разработаны пять критериев оценки: соблюдение темы, умение аргументировать и пользоваться дополнительным литературным материалом, выдерживание композиции, качественный слог и, наконец, общая орфографическая и пунктуационная грамотность.

Для получения общей оценки «зачет» важно, чтобы экзаменатор положительно оценил работу как минимум по трем критериям. При этом первостепенными являются два первых критерия, то есть выпускник не должен уходить от темы и не «плавать» по части владения материалом. Третий пункт может быть любым из оставшихся.

Учащиеся, получившие «не зачет», могут пройти это испытание еще дважды — в феврале и в мае.

Чтение литературного произведения - труд или отдых? - сочинение (11 класс)

Дополнительные экзамены, да еще и посередине года — это, естественно, большой стресс, но также хорошая подготовка к главному «старту». Ведь к 11 классу уже забываешь, как нервничал в 9 классе перед ОГЭ.

К тому же, все выпускники жалуются на то, что им не дают свободы в написании сочинения на ЕГЭ по русскому, а здесь ее предостаточно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение-описание по картине явление христа марии магдалине после воскресения иванова

Оценим за полчаса!

Я писала тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?», поскольку ее можно раскрыть с точки зрения разных аспектов.

Во время экзамена больше было нервов, чем трудностей. Писали в знакомой обстановке, любимые учителя подбадривали и говорили полезные напутственные слова, поэтому, как только зашла в лицей, нервозность сразу же и пропала. За полтора часа до конца сочинения многие стали сдавать работы и, выходя из лицея, кричали: «Свобода!» так громко, что было отчетливо слышно на 5 этаже здания.

Чтение литературного произведения - труд или отдых? - сочинение (11 класс)

Я вовсе не уверена, что сочинение действительно нужно всем школьникам. Некоторые недостаточно хорошо знают русскую литературу, но отлично разбираются в других предметах, — и всё же их могут не допустить до ЕГЭ по этим дисциплинам.

С другой стороны, возможно, введение сочинения повысит грамотность учащихся и мотивирует их к прочтению школьной программы по литературе. Я писала тему «Какие качества раскрывает в человеке любовь?». Я выбрала ее, потому что она показалась самой легкой, и по ней я смогла вспомнить больше всего примеров.

В работе опиралась на «Грозу», «Грозовой перевал» и «Преступление и наказание».

Было довольно трудно не уйти от темы и не начать писать о чем-то другом. Также, как мне показалось, четыре часа прошли очень быстро и под конец нужно было ощутимо поторапливаться, чтобы успеть переписать всё с черновика на чистовик.

В какой-то момент я решила, что скоро время заканчивается, так что я ничего не успею, стала быстро писать, а потом обнаружила, что сдала на час раньше. Готовилась я не особенно тщательно.

В школе нам рассказывали о том, какие темы могут быть и как их подать, но наизусть я ничего к ним не заучивала. Только писала пробные сочинения.

Чтение литературного произведения - труд или отдых? - сочинение (11 класс)

Я не считаю введение сочинения хорошей идеей, хотя бы потому, что если это итоговое сочинение, то его нужно писать, когда вся школьная программа пройдена. Конечно, многие читают произведения заранее, но не всем удается правильно проанализировать прочитанное.

Более того, это сочинение только ухудшает эмоциональное состояние выпускников, это лишний стресс для них.

Если от старшеклассников хотят получить творческие работы, то не должно быть строгих рамок в виде критериев оценки и определения сочинения как допуска к ЕГЭ, потому что вместо творчества ученики скорее выдадут то, в чём точно уверены и что не раз было сказано до них.

Я писала тему «Какие качества раскрывает в человеке любовь?», поскольку готовилась к блоку тем о любви и могла привести примеры на эту тему.

Перед сочинением я заучивала некоторые цитаты и выражения, которые могла бы использовать, и читала статьи некоторых критиков. Для меня трудно было заполнять бланки, я чувствовала себя секретарем.

Из-за страха ошибиться в бланке и переписывать всё заново я только еще больше нервничала.

Чтение литературного произведения - труд или отдых? - сочинение (11 класс)

Отношение к сочинению у меня крайне неоднозначное. С одной стороны, это не так уж и сложно, так как оцениваются работы достаточно лояльно. Написать на «не зачет» действительно нелегко. Но, с другой стороны, я не вижу особого смысла во введении этого этапа экзаменации.

Любви к литературе школьникам это сочинение точно не прибавляет. Мне больше нравятся гуманитарные науки, поэтому я не могу судить о ребятах, увлекающихся физикой и математикой.

Однако мне кажется, что для них это был ненужный и довольно проблематичный этап, сочинение «для галочки», лишь бы допустили к ЕГЭ.

Я писала тему «Чтение — труд или отдых?» по разделу года литературы в России. Мне показался этот вопрос довольно интересным, можно сказать, дискуссионным. Мой профиль — история, право и обществознание, поэтому формат литературного эссе мне кажется наиболее удобным.

В начале года мы проходили Нобелевскую лекцию Иосифа Бродского, которая меня очень впечатлила и заставила задуматься над многими вопросами. В том числе и над вопросом места читателя в литературе, его взаимодействия с писателем, целях автора. На выбор повлиял также тот факт, что накануне я повторяла мотив поэта и поэзии в лирике Пушкина и Лермонтова.

Мне кажется, именно эта тема предполагает выражение собственного мнения в большей степени, чем другие, предложенные на экзамене.

Чтение литературного произведения - труд или отдых? - сочинение (11 класс)

На мой взгляд, это единственное сочинение, где действительно можно высказать свои мысли по той или иной проблеме.

Обычные школьные сочинения этого не позволяют, они направлены на анализ произведений, все мысли и выводы проговариваются на уроках в классе, а на самом сочинении об этом надо просто вспомнить и написать, свое мнение там трудно выразить.

Здесь же можно рассуждать по теме, которую ты выбрал. Так что могу сказать, что мне даже понравилось работать над сочинением.

Я писала тему «Чтение литературного произведения — труд или отдых?», поскольку смогла придумать к ней хорошие аргументы. Кроме того, мне очень хотелось аргументировать тему не только русской классикой, но и произведениями, которые я читала самостоятельно. В работе опиралась на пьесу Горького «На дне» и роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

Во время подготовки к экзамену надо было вспомнить всё, что я когда-то читала, и из школьной программы, и самостоятельно. Я просматривала только краткие содержания произведений, и такая тактика на самом деле помогла мне всё вспомнить.

Чтение литературного произведения - труд или отдых? - сочинение (11 класс)

Сначала я не до конца понимала, зачем же нужно такое итоговое сочинение по литературе, ведь есть сочинение в ЕГЭ по русскому языку.

Но потом поняла, что всё-таки это хорошая идея, и этот экзамен показывает, насколько школьник умеет логически выстраивать свои мысли, анализировать не только литературу, но и художественные фильмы, социологические книги.

Например, у нас дают дополнительный балл за сочинение, если мы привели метапредметный аргумент. А сочинение в ЕГЭ по русскому всё же не так хорошо показывает умение анализировать, там больше важен определенный план и конкретные фразы.

Я писала работу на тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?». Изначально готовилась к двум направлениям: «Время» и «Дом». Но тема, предложенная по направлению «Время» мне не очень понравилась, так как я не могла придумать аргументы.

А вот по теме «Дом» я сразу знала, какие литературные произведения я могу привести в качестве аргументов, и один из них был по роману Булгакова «Белая гвардия», который, кстати, мне очень понравился. Не могу сказать, что усердно готовилась к сочинению всё время.

Нет, это не так. Мы писали «пробник» в конце октября, который помог мне выявить проблемы в структуре сочинения. А дальше преподаватель давал нам темы, я тренировалась и пыталась улучшить качество моих работ.

Последние сочинения у меня уже получались достаточно неплохо, и я была уверена, что на «зачет» я смогу написать.

Чтение литературного произведения - труд или отдых? - сочинение (11 класс)

С одной стороны, сочинение поможет понять уровень знаний школьников, а также оценить ход их мыслей. С другой стороны, по одному сочинению сложно судить, ведь есть ученики, которые не особо сильны в литературе, но хорошо разбираются в других областях. На экзамене я выбрала тему любви, потому что она мне показалась наиболее интересной.

Главным было просто справиться со своим волнением, собрать все мысли воедино и настроиться. К экзамену мы упорно готовились в школе, писали очень много сочинений, разбирали допущенные ошибки, учили авторов и подбирали произведения к темам, всем классом дружно рассуждали на интересные темы, спорили, это было самым веселым и интересным.

В целом, я осталась довольна экзаменом, теперь жду результатов и надеюсь, всё будет отлично.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/1901

Образцы итогового сочинения 2015 — 2016 учебного года

5 сочинений по темам «Итогового сочинения 2015/16».

 Москва, Санкт-Петербург,
Тула, Воронеж, Краснодар, Ростов, Нижний Новгород, Киров, Уфа, Крым и другие.

106. Когда хочется остановить мгновение?

202. Что дом может рассказать о своём хозяине?

301. Какие качества раскрывает в человеке любовь?

406. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это
постоянный выбор?

503. Чтение литературного произведения – труд или отдых?

Когда хочется остановить мгновение?

Обычно люди желают остановить мгновенье
в тот момент, когда они с ужасом понимают, что его, как и миллиарды следующих,
уже никогда не вернуть.

Заморозить реальность хочется и в миг, когда удается
увидеть что-то очень красивое и завораживающее: горный пейзаж, к примеру, или
закат солнца.

Однако мне кажется, что чаще всего желание остановить мгновение
появляется тогда, когда это самое мгновение является самым счастливым за долгое
время.

Например, когда находишься рядом с
человеком, которого любишь. Героиня романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита»,
обретя в лице Мастера свою любовь и свой смысл жизни, наслаждалась каждым мгновением,
проведенным с ним. Однако в те дни, когда в их отношениях наступил сложный
период, когда Мастера начала охватывать душевная болезнь, Маргарита перестала
ценить эти минуты и стала чаще проводить время вне дома. После того как любимый
пропал, у девушки было время подумать над своими чувствами, и позже, следуя по
нити событий, мы видим, через какие трудности готова была пройти Маргарита,
чтобы вновь вернуть любимого. За то, чтобы снова увидеть Мастера, девушка
продала душу дьяволу, побывала на балу у сатаны и перетерпела ужасные муки, а
тот момент, когда герой вновь оказался в её объятиях, был, наверное, самым
долгожданным за всю её жизнь. Я думаю, что тот миг, в котором девушка вновь
встретила любимого и поняла, что никто и никогда больше не сможет их разлучить,
героиня хотела бы остановить навечно. И, кажется, Воланд дал ей такую
возможность.

Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой
нашего времени», судя по всем признакам, не был способен на любовь.

Но я
склоняюсь к тому, что Григорий Александрович просто подавлял в себе это
чувство, и на самом деле готов был навсегда остановить время, чтобы остаться с
девушкой, чью жизнь успел изрядно искалечить.

Судя по образу мышления героя и
циничному отношению к жизни, трудно сказать, что в его разум могла попасть подобная
мысль, однако из эпизода с погоней на коне мы узнаем истинные чувства героя.

Его волнение, заставляющее Печорина бешено гнать коня, резкие, судорожные и в
какой-то степени отчаянные движения показывают, что если бы он все-таки догнал
карету с Верой и успел бы хоть на миг увидеть эту девушку, он пожелал бы
растянуть этот миг на всю свою оставшуюся жизнь. Но, к сожалению, этого мига не
наступило, и герой предпочел заглушить в себе былое желание и больше никогда
ничего подобного не чувствовал.

Остановить мгновение невозможно — время
уходит бесследно, это подтверждают и примеры, приведенные выше, и простой
жизненный опыт. Однако приблизить какой-то миг и постараться выжать из него
самый максимум может каждый из нас. Поэтому важно ценить данное нам время и
пользоваться каждым мгновением своей жизни, ведь это все, что у нас есть.

ЧТО
ДОМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ О СВОЁМ ХОЗЯИНЕ?

Издревле известно, что дом еще с момента
постройки начинает накапливать энергетику своего хозяина и со временем будто бы
образовывает слепок его души.

По размеру жилья, по его внешнему и внутреннему
облику, по мелким и крупным говорящим деталям быта можно определить характер
хозяина, его склад ума, уклад жизни и даже душевное состояние.

Неслучайно дом
является одной из ключевых деталей, с помощью которых писатели раскрывают образ
персонажа.

Например, в романе И.А. Гончарова
«Обломов» образ комнаты Ильи Ильича не просто идентичен по своей сути главному
герою. Квартира со всеми многоговорящими деталями очень ярко дополняет образ
своего хозяина.

В её описании автор употребляет словосочетание «с первого
взгляда» — «…с первого взгляда казалась прекрасно убранною…», и позже, следу по
сюжету, мы понимаем, что и сам Обломов лишь с первого взгляда деятелен – все
его существование, описанное в самом начале произведения, лишь имитация жизни.

О лени хозяина и его слуги говорит множество деталей: паутина и пыль повсюду,
осевший диван, отклеивающееся с мебели дерево, пятна и залежалые остатки еды и
многое другое. О его бездеятельности – пыльные страницы книг, прошлогодние
газеты и засохшая чернильница.

Все это прекрасно характеризует образ Ильи
Ильича Обломова и как ничто другое описывает его внутреннее состояние, его
характер и образ жизни в целом.

Н.В. Гоголь в романе «Мертвые души»
очень точно использует прием художественной детали для полной передачи образов
помещиков. Так, с помощью описания дома Собакевича, автор познакомил нас с
героем еще до его появления в сюжете. Читая описание поместья, мы видим
ошарашивающую своей величиной деревню и крепкие, добротные, сделанные на
совесть постройки.

Сам дом сделан «для удобства», а его стены Н.В. Гоголь даже
характеризует как «дикие». Все постройки, включая и сам дом, кажутся
неказистыми и кривыми, однако очень грубыми, прочными и полновесными. То же
самое автор описывает и внутри дома: каждый элемент декора своими размерами,
своим видом и прочностью напоминает хозяина дома, и позже, знакомясь с самим
Собакевичем, мы в этом убеждаемся. Н.В.

Гоголь делает акцент на том, что герой
похож «на средней величины медведя» и во всех своих качествах не уступает
своему поместью. И даже в том, как Собакевич ведет дело, герой проявляет себя
как крепкий хозяин, «человек – кулак»: он знает все имена и достоинства своих
крепостных, не упускает ни единой возможности обмануть и даже вводит в список
продаваемых душ свою жену.

Поместье и дом Собакевича являются деталью,
полностью выражающей и дополняющей образ Собакевича как человека тучного,
грубого, прочного, незыблемого, неказистого и больше похожего на животного,
нежели на человека. Таким образом, легко сделать вывод, что жилище, как
изнутри, так и снаружи, может полностью раскрыть образ своего хозяина: как с
хорошей, так и с плохой стороны.

Дом раскрывает все черты нашего характера, и
даже те, что мы тщательно пытались скрыть.

Читайте также:  Анализ произведения отцы и дети тургенева

КАКИЕ
КАЧЕСТВА РАСКРЫВАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ЛЮБОВЬ?

Любовь – это то чувство, которое,
подобно лакмусовой бумажке, выводит наружу все качества человека и все грани
его характера.

В художественной литературе даже существует такой прием как
«проверка любовью» — один из признаков достойного персонажа с чистой,
неиспорченной противоречиями душой.

Именно в ходе такой «проверки» зачастую
выявляются многие качества, с первого взгляда не заметные читателю.

Например, в произведении М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита» автор показывает нам, какую градацию перемен проходит
главная героиня.

Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она одиноко
прогуливается по городу с желтыми цветами в руках — уже из этого факта сам по
себе возникает вывод о том, что женщина не была особо привязана к своему
супругу, к тому же, и самого Мастера поразило её «необыкновенное, никем не
виданное одиночество в ее глазах».

Затем, следуя по сюжету романа, обращая
внимание на предысторию каждого персонажа, мы понимаем, что Маргарита не
испытывала особой страсти в браке, в ней не было привязанности и трепета по
отношению к супругу, в её поведении даже можно было заметить оттенки гордости,
в свободное время она предпочитала находиться одной.

Но с приходом в её жизнь
Мастера, с приходом настоящей, искренней, страстной, глубокой любви все
предыдущие предрассудки Маргариты словно улетучились – не стало ни одиночества
в глазах, ни оттенков гордости, девушка абсолютно все свое время проводит с
любимым, сочувствуя и сопереживая ему, она буквально живет его творчеством, а
позже даже продает душу дьяволу за то, чтобы вечно находиться рядом с Мастером.
Любовь раскрыла в главной героине преданность и жертвенность, степень которых,
наверное, даже самая героиня без любви к Мастеру не могла себе представить.

Иногда любовь кардинально меняет
характер человека и даже способствует взрослению личности. Так произошло с
героем романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым. Мы знакомимся с
ним, когда тот только переходит порог взросления, но все еще остается слегка
избалованным птенцом, только что вылетевшим из-под уютного крыла любящей матери
и слегка безразличного отца.

Затем, встретив Марию, герой влюбляется и это
сначала заставляет его действовать опрометчиво, растрачивая время на
бесполезные дуэли, подвергая тем самым риску собственную жизнь. Однако и этот
поступок уже был достоин уважения, ведь тем самым Петр защищал честь
возлюбленной, что уже является подвигом, о каком ранее Гринев даже не помышлял.

И с течением времени чувства героя все больше и больше усиливаются, в нем
появляется твердый героизм и чувство собственного достоинства, поэтому герой не
боится ни Пугачева, ни смерти и даже жалеет когда-то ненавистного, а теперь до
ужаса жалкого Швабрина. Любовь окрыляла его и поддерживала в трудные минуты,
каких было немало, давая толчок к действиям.

Она раскрыла в нем невероятную
храбрость и героизм, а также чувство собственного достоинства.

Однажды почувствовав любовь, человек
запускает в себе механизм изменения характера, который начинает работать
усерднее с усилением чувств. Благодаря этому зачастую человек раскрывает в себе
новые качества, доселе ему неизвестные.

СОГЛАСНЫ
ЛИ ВЫ С МЫСЛЬЮ, ЧТО ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ – ЭТО ПОСТОЯННЫЙ ВЫБОР?
Невозможно отрицать тот факт, что жизнь
– это череда событий и всевозможных решений. Все, что происходит в нашей
судьбе, является следствием наших поступков, поэтому важно осознанно подходить
к любому выбору и уметь вовремя отказать от своих убеждений, либо вовремя
убедиться в их исключительной верности.

Жизненный путь Григория, главного героя
романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», был полон ситуаций, в которых нужно
было делать серьезные решения. Говоря о нравственном выборе героя, сказать
однозначно, во всех ли ситуациях его решения были правильными и верными,
нельзя.

Но Григорий на протяжении всего романа руководствуется только своими
собственными убеждениями и принципами, всегда думает о своих близких и всеми
силами пытается угодить всем, при этом иной раз сам оказываясь ни с чем.

Сначала Герой метается от Натальи к Аксинье, позже, на войне, его душу терзают
противоречия – его добрая натура против кровопролитий, однако убийство
австрийца совершилось, и кровь его навсегда останется на руках Григория.

Герой
также несколько раз пытается сделать выбор, быть на стороне красных или на
стороне белых, но что бы он не совершал, каким бы метаниям не подвергался и
какой бы выбор ни делал – Григорий всегда возвращался домой, ведь сердце его
желало лишь семейного счастья и спокойствия. Зачастую жизнь предоставляет
человеку выбор с целью так называемой «проверки»: проверки любовью, дружбой,
семьей.

Герою романа А.С. Пушкина «Евгений
Онегин» приходилось ни раз проходить такую «проверку», приходилось ни раз
делать выбор, несущий за собой логичные последствия. Евгений метался между
городским обществом и деревенским, попутно выражая пренебрежение к обоим
категориям.

Изначально он сделал выбор в пользу одиночества и отказал Татьяне в
чувствах, попутно проведя с ней нравоучительный разговор. Но противоречивость
героя сыграла с ним злую шутку: в тот момент, когда нужно было выбирать в
пользу дружбы, герой испугался общественного мнения.

Мнения того самого
светского общества, к которому, казалось бы, испытывал неприязнь. Евгений
согласился на дуэль и убил прекрасного поэта, позже получив по заслугам.

Судить
нельзя, однако, мне кажется, что есть бы герой попробовал сделать выбор,
опираясь на свою совесть, то история приобрела бы совершенно иное направление.

Безусловно, жизнь – это постоянный
выбор. И всегда важно помнить, что каждое наше действие, любой наш выбор может
повлиять на будущее и изменить его. И насколько верным будет решение, насколько
правильным с точки зрения нравственности будет посыл– настолько светлым будет
наше будущее.

ЧТЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ТРУД ИЛИ ОТДЫХ?

Ни для кого уже не является секретом тот
факт, что чтение способствует умственному, духовному и физическому развитию
человека и существенной градации его способностей и мироощущения в целом.
Однако даже при наличии всех этих плюсов, чтение не пользуется у людей таким
спросом, как, к примеру, телевидение или компьютерные игры.

Существует особый
пласт людей, принципиально не читающих книги, есть и те, кто просто не может
заниматься этим по каким-либо причинам. Остальные же читают либо для повышения
умственных способностей, либо для устранения стресса или легкой отрешенности от
реальности – другими словами, для отдыха.

И нельзя точно сказать, что есть для
человека чтение: ситуации могут быть разными, и вариации их использования тоже
многочисленны.

Например, для героя из романа Дэниела
Киза «Цветы для Элджернона» с самого детства чтение было лишь глаголом, не
имеющим за собой какого-либо смысла, а книга — предметом, о котором он мог
случайно услышать от родителей. В свои 30 лет Чарли имел уровень развития
ребенка, и лишь после операции и долгой и мучительной терапии он смог взять в
руки книгу и попытаться её прочесть.

Это, совершенно точно, нельзя было назвать
отдыхом. Чтобы связать вместе буквы, и, тем более, слова, Чарли пришлось очень
сильно постараться, и первое время он не заходил дальше одной страницы. Однако
упорство героя помогало ему перебарывать свою боль и с течением времени
наращивать количество и качество прочтенного текста.

Поистине, чтение было для
Чарли частью работы – долгой и мучительной работы над собой.

Совсем по-другому занималась чтением
художественной литературы героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Татьяна, в отличие от её сестер и других членов семьи, сплетням предпочитала
чтение художественных произведений. Она действительно наслаждалась книгами и
буквально жила ими.

Девушка представляла себя одной из героинь любимых романов
и, погружаясь в этот мир «обольстительного обмана», создавала в своем сознании
идеальные образы.

Татьяна, будучи личностью незаурядной, пыталась отгородиться
от обывательства и пошлости окружающей её реальности, и в этом ей помогали
книги: они стали её отдушиной.

Для кого-то книги могут быть причиной
нервных расстройств, для кого-то ежедневным стимулятором мозга. Кому-то они мог
приносить счастье и расслабленность, а для кого-то служить наказанием. Единого
мнения не существует: читать или не читать – выбор каждого. Однако это ни в
коем случае не может умалять заслуг художественных произведений. Все темы
Итогового сочинения этого года.

Читать
далее: http://sochinenie11.ru/primeri/461-sochineniya-po-temam-centralnogo-regiona.html

Источник: https://qwertyui11.blogspot.com/2016/01/2015-2016.html

Чтение литературного произведения — труд или отдых?

Литература — это не просто текст, который лежит перед вами. Это душа писателя, его мысли и чувства. Читая книгу, вы познаёте автора так, как не познаете, услы­шав его историю. Вы не сможете понять, что сподвигло его написать книгу и какие он испытывал чувства. Есть множество авторов и миллионы книг, написанных ими или про них (1).

Нельзя сказать, что чтение — это отдых или труд. Для многих это происходит одно­временно. Читая роман Булгакова «Мастер и Маргарита» (2) я испытывал неопису­емые чувства. Местами книга давалась тяжело, к примеру (3) описание поведения Прокуратора, всадника золотоё копьё, Понтия Пилата.

Меня мучил вопрос: что спод- вигло его совершить все его деяния. В других моментах книга читалась с лёгкостью, словно я её читал тысячу раз. (4) Из современной литературы я читал книгу Дмитрия Чернобая «Прототип-1». Она далась очень тяжело.

Мне приходилось помногу раз пе­речитывать одно и тоже (5) предложение для понимания мысли автора.

Я могу согласиться с людьми, говорящими, что книги читать легко. Читаякнигу поверхностно (6) не вчитываясь, действительно любое произведение читается легко (7).

Но стоит углубиться (8)и вы понимаете, что оказались в совершенно ином мире, где вам придётся заново учиться ходить, думать, чувствовать. Читая книгу, вы позна­ёте не только автора, но себя и персонажей.

Погрузившись в чтение, вы не можете остановиться и переживаете тоже (9), что и герои. Но стоит вам остановиться (10), вас не покидает чувство «жажды».

Вы думаете лишь о том, как снова усесться за книгу и погрузиться в «нирвану», снова (11) ощутить себя частью истории. Такое рвение нам навязывает душа автора. Он хочет поделиться этой историей с тобой, открыть все тайны своего произведения.

Я часто сталкиваюсь с выражением «жизнь трудна», а ведь книга — это целая жизнь — значит трудна (12). Меня не покидает мысль, что литература своего рода религия. Молиться по настоящему (13) большой труд, но потом вам становится лег­ко и вы ощущаете покой.

Чтение литературы — это одновременно и труд, и отдых. Труд заключается в по­нимании автора, но (14) когда ты проникся текстом (15)вы становитесь единым целым. Ты попадаешь в тот мир, где тебе хорошо. Твоя душа ощущает покой (16) и это можно назвать отдыхом.

Я не могуответить (17)труд или отдых является чтением, но могу (18) сказать, что они взаимосвязаны.

Нельзя сидеть целыми днями на одном месте, непременно захочется чемнибудь (19) заняться. Но и после долгой работы хочется отдохнуть. Также и с литературой.

Одни находят в ней работу, цель которой надо достичь. Другие ищут в ней спокойствие и душевный отдых.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_396816_chtenie-literaturnogo-proizvedeniya—trud-ili-otdih.html

Итоговое сочинение по литературе 2 декабря пишут российские 11-классники. Темы и примеры работ появились в Сети

Итоговое сочинение по литературе 2 декабря предстоит написать школьникам России. В этом году можно будет выбрать тему для своей работы из пяти блоков. Уже второй год одиннадцатиклассники проходят такую проверку в середине года, чтобы их допустили к ЕГЭ по окончании последнего класса.

Итоговое сочинение по литературе в середине учебного года теперь обязательная часть выпускного класса. Прежде чем сдавать ЕГЭ в конце года, каждый ученик должен пройти творческий тест на знание русского языка и литературы.

В этом году школьникам предложили пять тематических блоков для сочинений. Интересно, что темы достаточно пространные, а значит, каждый ребенок может показать не только свои школьные знания, но и уровень развития личности.

«Год литературы в России»

Эта тема для тех ребят, которые не любят или просто не хотят философствовать на темы, затрагивающие личное. Здесь можно дать волю фантазии, например, рассказав о какой-то книге, которая изменила вашу жизнь.

Или просто порассуждать о том, как важна для людей литература.

Ведь любое произведение русской или зарубежной классики всегда содержит в себе какую-то важную идею, способную открыть человеку глаза на события, происходящие в его жизни, а порой даже изменить мировоззрение.

«Время»

Несмотря на внешнюю простоту темы, пожалуй, именно она самая сложная. Здесь нужно осмысление понятия времени, умение философски рассуждать, глобальный взгляд. За основу можно взять произведение «Отцы и дети», где в разнящихся взглядах Николая Петровича и его сына очень ярко отражено влияние времени.

«Дом»

В этой теме можно поразмышлять о доме как важнейшей ценности бытия. Родной дом для человека всегда остается надежным причалом, куда он постоянно возвращается, где в него были заложены ценностные понятия, где поймут и примут. Поэтому дом всегда опора для любого человека.

«Любовь»

Здесь не обязательно затрагивать отношения мужчины и женщины. На любовь можно посмотреть с разных сторон. Например, чувства между родственниками или между друзьями. Кроме того, люди могут любить окружающий мир или животных. Можно порассуждать о любви, как об эмоции, которая делает человека лучше.

«Путь»

Тема, в которой можно пуститься в рассуждения о чем-то земном, например, пути из одного города в другой, некое путешествие. А можно посмотреть глобально и вспомнить о том, что каждый человек проходит свой жизненный путь. Какие цели для прохождения этого пути ставят себе люди, как складываются судьбы, каков бывает образ жизни — все эти вопросы достойны стать темой сочинения.

Темы итоговых сочинений по литературе: 

1. Когда хочется остановить мгновение? 2. Что дом может рассказать о своём хозяине? 3. Какие качества раскрывает в человеке любовь? 4. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? 5. Чтение литературного произведения – труд или отдых?Пример работ можно найти здесь

Источник: https://piter.tv/event/itogovoe_sochinenie_po_literature_2_dekabrya_temi_primeri_sochinenij_2016/

Чтение литературного произведения труд или отдых? Ответы репетиторов

Здорово совмещать приятное с полезным. Для меня чтение -отдых . Ведь можно окунуться в прекрасный и удивительный мир, созданный автором. Прожить и прочувствовать вместе с главным героем его чувства и мысли, переживая вместе трудности и радости.

2

Труд. Труд души, сердца, ума. Но приятный и полезный.

1

На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Для одних чтение — услада, удовольствие, а для кого-то тяжелая повинность, наказание (к сожалению, последних становится все больше). Лично для меня книга не только милый друг,отдушина, источник знаний и опыта, но и радость.

Читайте также:  Сочинение борис в пьесе гроза (образ и характеристика)

1

Труд. Ведь надо непросто пробегать строчки глазами, а вчитываться, думать, запоминать, переживать…

1

отдых

И труд, и отдых.

Одновременно и труд и отдых

Отдых.

Огромный труд

Отдых.

и то и другое

С одной стороны, конечно труд. Ведь нужно прилагать максимум сосредоточенности и внимательности, чтобы понять книгу, ее сюжет, проблематику. Но с другой стороны, это большое удовольствие, приносящее не только пользу, но и удовлетворение от прочитанного. Чтение развивает воображение, память, а также активизирует умственную деятельность.

Всё зависит от книги, которую ты читаешь. Хотя сам по себе процесс чтения — это уже труд. Хорошая литература всегда нашу душу заставляет трудиться.

Труд и отдых

Литература -это прежде всего духовный труд, а только в последнюю очередь отдых. Русская литература всегда отличалась дидактической направленностью и высочайшей духовностью, поэтому чтение такой литературы-это разговор с умным и духовно развитым собеседником, внутренний спор с собой, трудный процесс самопознания и самосовершенствования

Чтение литературного произведения — это труд и отдых одновременно. Читая книги, мы постоянно работаем над собой, самосовершенствуемся, учимся жизни. Часто мы пытаемся встать на место того или иного персонажа, проанализировать его поступи и действия. Да, литература — это учебник жизни! Чтобы постараться создать свою достойную жизнь, необходимо потрудиться, не так ли?

Это то, что погружает человека в неповторимый и непредсказуемый мир, что завораживает нас! Это одновременно труд и отдых

Для маленького человека, постигающего азы чтения — это труд, который облагораживает души и возникает ум. Для человека зрелого — это отдых, плмогающий осмыслить себя и мир. Чтение становится источником жизни и памяти.

Чтение совмещает в себе труд и отдых

Всё зависит от произведения.

Источник: https://onlinerepetitor.net/article/chtenie-literaturnogo-proizvedeniya-trud-ili-otdyh

Проблема отношения к чтению — аргументы и сочинение

(1)Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе? (2)Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

(3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но все это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.

(6)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах.

(7)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

(8)Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. (9) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

(10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели.

(12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать.

(13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему.

(14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве.

(16)А дома отец и мать любили читать вечерами. (17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам. (19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

(20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь.

(22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

(24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты.

(28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть.

(31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (32)Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

(По Д.С. Лихачеву) 

Чтение – источник знаний. С помощью чтения мы можем получить информацию из далекого прошлого, почувствовать внутреннее состояние поэта или писателя, создающего высокохудожественные произведения.

В последнее время книгу сильно вытесняют новейшие технологии – все чаще можно увидеть людей с планшетами и телефонами. Но ощущение, когда ты полностью погружаешься в написанное, вдыхаешь запах бумаги, переживаешь вместе с героями все их горести и радости – не сравнимо ни с чем.

Проблема

Д.С. Лихачев заявляет проблему отношения к чтению, которое становится все менее значимым для современных людей. Речь идет именно о чтении художественных произведений.

Комментарий

Автор говорит, что нет ничего прекраснее, чем неторопливое чтение литературных произведений. Литература вбирает в себя невероятный опыт людей в различных ситуациях. Она помогает разобраться в людях, понять мотивации окружающих, душу человека, она делает нас мудрее.

Осознать всю пользу процесса можно только при внимательном чтении, дающем возможность присмотреться к деталям. Если не получилось правильно прочесть книгу, то стоит перечитать ее несколько раз.

В жизни каждого человека должна быть произведение, к которому он будет обращаться в периоды трудностей и сомнений, которое он будет цитировать, находясь в шумных компаниях для всеобщего увеселения или разряжения атмосферы.

Чтение стоит выбирать только по собственному вкусу, не опираясь на моду, чтобы не потерять ценное время.

Автор вспоминает своего учителя литературы, который научил своих учеников таинству чтения, подарил радость общения с книгой.

Это был особенно ценный опыт, так как обучение его происходило в годы войны, и учитель вынужден был часто отсутствовать на уроках из-за сооружения окопов или работе на фабрике.

Произведения, прочитанное на уроках Леонида Владимировича, стали любимыми для автора на всю жизнь.

Немалую роль в формировании любви к чтению играют родители, которые своим примером должны показывать ребенку отношение к книге, перечитывать интересные моменты вместе, обсуждать.

Для тех, кто совершенно не знает, что ему почитать, автор рекомендует обратиться к классике, которая выдержала испытание временем и не может быть бесполезной. Для осознания современной действительности стоит читать и современных авторов.

Авторская позиция

Д.С. Лихачев призывает быть внимательными при чтении, не растрачиваться на мнение толпы, не гнаться за модой. Главное – чтение должно вызывать приятные ощущения, поэтому важно принять удобную позу, выбрать время, когда никто не будет вас тревожить и вам некуда будет спешить. Только тогда вы сможете получить истинные знания и эмоции.

Своя позиция

Я разделяю точку зрения автора. Действительно, книги требуют внимания, чтение требует неторопливости. Когда читаешь неспеша, получаешь возможность заметить мелочи, которых не замечал ранее, особенно если читаешь вслух.

Аргумент №1

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главная героиня Татьяна увлечена чтением. Она читает романы, которые любила ее мать, увлекается сентиментальными произведениями. Не меньше ее интересуют философские труды. После знакомства с Евгением Онегиным, Татьяну начинают привлекать более серьезные произведения Руссо и Байрона.

Проводя долгие зимние вечера за неспешным чтением, девушка получает столько эмоций и впечатлений, сколько, наверное, не получаем мы после просмотра самого захватывающего фильма.

Аргумент №2

Еще одна героиня русской литературы – Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» тоже ставит чтение во главу своей жизни. Ее любимая книга – Библия. К ней она обращается в моменты сомнений и душевных переживаний.

Когда она читает легенду о воскрешении Лазаря для Раскольникова, она настолько вникает в чтение, что дрожь пронизывает всю ее плоть. После ее чтения и Раскольников начинает о многом задумываться.

Заключение

Чтение невозможно чем-то заменить. Ни просмотр фильмов, ни прослушивание аудиокниг, ни тем более пересказ произведения не смогут в полной мере дать представление о содержимом книги.

Источник: https://spadilo.ru/problema-otnosheniya-k-chteniyu/

Сочинение на тему: “Чтение литературного произведения – труд или отдых?”

Чтение литературного произведения – труд или отдых?

На протяжении развития цивилизации существуют люди, имеющие потребность свои мысли, впечатления и переживания обрекать в буквы и тексты. Другие же с удовольствием их читают. Сегодня человечеству доступны авторские литературные произведения разных жанров и многих столетий.

В последнее десятилетие обрело популярность мнение, что каждый человек за свою жизнь должен прочитать определенный набор книг. В сети выкладываются списки мировых авторов и названий, а также комментарии и рецензии.

Большая часть литературы из данных списков является обязательной для изучения в рамках образовательных программ ряда мировых держав.

Другая рекомендована к прочтению авторитетными деятелями или продиктована сложившемся спросом.

Большинство современных школьников воспринимают изучение литературных произведений как труд, причем, не всегда приятный и легкий. Для них, это нудная повинность, от которой хочется как можно быстрее освободиться. Поэтому книги прочитываются “по диагонали” или в кратком изложении, которые “заботливо” выкладываются в Интернет и быстро забываются.

Мудрые люди советуют возвратиться к этим, впопыхах или с ленцой прочитанным произведениям несколько позднее, обретя жизненный опыт и мировоззрение.

И, что интересно, в более зрелом возрасте многие читают знакомые книги по-новому, с интересом и удовольствием вникая в сюжет, пропуская судьбы героев через себя и проникаясь духом разных эпох.

Что было нудной обязанностью, по прошествии времени воспринимается как приятный и расслабляющий отдых.

В юном возрасте далеко не всегда бывает ясной литературная сюжетная линия, яркость образов и характеров. Зато, обретя житейский опыт, человек зачастую воспринимает прочитанные произведения иначе, для него становятся понятны многие переживания, философские размышления и моральные аспекты жизни героев.

Конечно, существует и другая литература: захватывающие вестерны, фантастические детективы и так называемое “бульварное чтиво”. Они не обладают излишней смысловой нагрузкой: прочитал на досуге и забыл.

Но такие книги тоже имеют право на существование.

Многие читают их, чтобы переключить внимание, уйти от житейских проблем и расслабиться, не каждому дано это сделать с томом гениального, но затянутого произведения.

И не стоит даже сомневаться: среди огромного количества томов мировой библиотеки каждая книга обретет своего читателя.

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://goldsoch.info/sochinenie-na-temu-chtenie-literaturnogo-proizvedeniya-trud-ili-otdyx/

Чтение литературного произведения – труд или отдых?

Нельзя однозначно причислить чтение литературных произведений к отдыху или труду. Мы наслаждаемся книгой, но одновременно получаем новые знания, развиваемся. Во многом определяющим критерием является жанр книги: развлекательная она или серьезная. В процессе чтения отдых и труд стоят рядом, попеременно занимая лидирующие позиции.

Чтение дает возможность отстраниться от внешнего мира, житейских проблем, погрузиться в описанный автором мир.

Развитие сюжета захватывает, мы упиваемся строками, воображение рисует картины происходящего,

а тело отдыхает. Можно удобно расположиться в кресле с чашкой чая, устроиться на диване или за столом… Читатель воспринимает информацию по собственному желанию, в непринужденной обстановке. Это дает организму и душе передышку, о которой мечтаешь весь день. Ради вечеров наедине с увлекательным повествованием стоит дожидаться заката солнца.

Почему же чтение нередко приравнивают к труду? Видимо, это связано с процессом познания. Каждая новая книга обогащает нас знаниями, мы овладеваем теорией, которая пригодится в дальнейшей жизни. Некоторые произведения сложны для восприятия, приходится перечитывать некоторые

моменты, чтобы не упустить чего-то важного. Далеко не все книги написаны для развлечения. Серьезные произведения заставляют читателя размышлять, оценивать моральные аспекты жизни героев. Именно такие книги дают ориентиры на будущее, развивают творческие способности, вдохновляют на свершения.

Этот приятный труд обязательно будет вознагражден, ведь в процессе чтения мы занимаемся самовоспитанием: узнаем в персонажах знакомых и даже самих себя. Это позволяет задуматься над собственным характером и поведением.

Нередко перечитанная спустя несколько лет книга воспринимается иначе. В юности сложно осознать глубину сюжета мирового бестселлера, но с приобретением жизненного опыта философские рассуждения автора становятся понятны.

Прелесть чтения – в совмещении полезного с приятным. Ты отдыхаешь душой, в то время как мозг получает важную информацию. В итоге начитанные люди эрудированны, общение с ними всегда интересно. Главное – осмыслять прочитанное, чтобы труд автора оставлял след в памяти.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/chtenie-literaturnogo-proizvedeniya-trud-ili-otdyx/

Региональное сочинение по литературе в 11 классе — Словом и делом

Памятка «Суммарный подсчёт грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок в итоговом сочинении» (Критерий №5)При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов»). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова) [Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года]. 

О проведении итогового сочинения
(изложения)

в 2015/2016 учебном году

Даты проведения:

2
декабря 2015 г.

3
февраля 2016 г.

4
мая 2016 г.

Документы
на уровне города:

Распоряжение Комитета по образованию от 28.10.2015
№5178-р «Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в
Санкт-Петербурге в 2015/2016 учебном году»

ВАЖНО (изменение этого года):

В случае
получения дважды неудовлетворительного результата – обучающийся вправе
направить заявление в независимую районную комиссию на перепроверку.  Данная комиссия создается на уровне района.

Источник: https://www.sites.google.com/a/shko.la/slovom-i-delom/meropriatia/dla-ucasihsa/socinenie-po-literature-v-10-klasse

Ссылка на основную публикацию