Что делает базарова героем своего времени? — сочинение

Роман «Отцы и дети» был написан в 1861 году. В нем Иван Сергеевич Тургенев стремился показать особенности русского общества конца 50-х годов XIX столетия и конфликт того времени.

Произведение отражает эпоху, предшествующую отмене крепостного права в России, когда страна была уже расколота на два противоборствующих лагеря. Один состоял из либерально настроенных дворян, старых аристократов, второй – из молодежи, революционных демократов-разночинцев.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Представителем последнего течения в романе выступает Евгений Базаров, ярый нигилист. Это довольно противоречивый, но интересный персонаж, отрицающий все духовное, что нельзя «потрогать руками».

Что делает Базарова героем своего времени в романе Тургенева, и какого персонажа можно отнести к такой категории? Безусловно, здесь важно умение отражать в своем характере основные черты той эпохи. Насколько удалось писателю передать всю трагичность и важность личности Базарова, можно судить по следующим критериям.

Необходимость радикальных перемен не вызывала сомнений ни у кого из представителей общества того времени. Однако оба лагеря понимали их совершенно по-разному.

Демократические взгляды молодежи были несколько более радикальными, что отражалось во всех сферах жизни общества и вызывало главный конфликт.

В кризисной обстановке того далекого времени в России резко обострились отношения двух поколений, их споры о жизни, народе, религии, искусстве и общественном строе в целом. В то же время зародилось понятие нигилизма, отрицания всего, что не имело каких-либо конкретных доказательств или фактов.

Что делает Базарова героем своего времени? - сочинение

Образ Базарова занимает центральное место в романе и является наиболее интересным, сложным и противоречивым.

Сюжетная линия произведения выстроена таким образом, что главный герой постоянно находится в центре событий, а другие персонажи сгруппированы вокруг него и помогают более четко отразить особенности его характера.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение по произведению крыжовник чехова

Оценим за полчаса!

Тургенев показывает читателю Базарова как волевую, трудолюбивую, целеустремленную личность. Однако, будучи человеком в возрасте, сам писатель оценивает Евгения с позиции «отцов» и разделяет его взгляды и суждения не в полной мере.

Это можно утверждать исходя из того, что в романе главный персонаж постоянно попадает в довольно сложные ситуации. Автор словно дает возможность читателю составить собственное мнение о Базарове. Он подчеркивает его душевную силу, принципиальность, твердость характера, умение отстаивать свои убеждения и добиваться желаемого.

Следует сказать, что Евгений является наиболее демократичным персонажем всего романа. В отношении крестьян и слуг он чужд высокомерия и прямолинеен, в нем нет пафоса или гордыни. Тургенев описывает его как простого парня, далекого от аристократических замашек людей того времени. Об этом говорит и его незамысловатая манера одеваться, красная кожа рук, не знавшая модных перчаток.

Это человек, который, несмотря на свой молодой возраст, уже прошел школу лишений, сложностей и постоянной работы. Писатель показывает Базарова как активного, самостоятельно мыслящего и независимого малого: он много работает и всего в жизни привык добиваться своим трудом. Обучение в университете он оплачивал сам, не взяв у родителей ни копейки, да и сейчас содержит себя самостоятельно.

Негативной чертой героя является отрицание им всего того, что ему не дано понять. Он не признает искусство, поэзию, потому что не видит в них смысла, равнодушен к красоте природы, считая, что это всего лишь «мастерская», где человек может и должен работать.

Евгений не ценит талант и труд других людей, занимающихся духовным развитием, что нельзя считать правильным, поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все отрицающим, но главный смысл его жизни состоит в работе.

Он постоянно находится в поиске чего-то нового, экспериментирует, «режет лягушек» и проводит опыты, находится в поисках новых идей, ведь Евгений – врач и он лечит людей. Он признает только естественный жизненный опыт.

Ну и, конечно же, главный герой романа остается верен себе, у него слова не расходятся с действиями. Другие персонажи Ситников, Кирсанов и Кукшина противопоставлены автором образу Базарова. На фоне ярого нигилиста они выглядят жалкой пародией, что еще больше подчеркивает зрелость ума Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству.

Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть героя подчеркивает трагизм его жизни. Евгений осознает тщетность своего существования и задается вопросом, насколько важен и нужен он был России. В своем образе Базаров отразил основные черты, ошибки и заблуждения той эпохи, что дает право называть его героем своего времени.

Источник: https://TheDifference.ru/chto-delaet-bazarova-geroem-svoego-vremeni-v-romane-otcy-i-deti/

Что делает Базарова героем своего времени

Замечание 1

Русский нигилизм — это умонастроения российской интеллигенции, сформировавшееся в 50-60-е гг. XIX века.

Социальное положение героя романа Тургенева «Отцы и дети» Базарова крайне затруднительное, и это связано не с родом его деятельности, а с происхождением. Молодой человек родился в семье отставного «штабс-лекаря» и дворянки.

Для молодого человека этот факт оказался губительным, так как он находится между двумя мирами – миром аристократии и миром простых мужиков. Из-за незнатного происхождения отца Базарова не воспринимают в высшем свете, а простые люди считают его выше себя.

И несмотря на благосклонное отношение к нему мужиков, появление Базарова в их жизнь привносить меньше смущения, чем появление аристократа – мужики не ощущают привычной скованности, но и своим Базарова они не считают.

Отец Базарова рано заметил пристрастие сына к наукам и приложил все силы, чтобы развивать его знания в этой сфере. Позже Базаров, продолжая дело своего отца, поступает учиться на лекаря, несмотря на то, что особой любви к медицине не испытывает. Базаров постоянно проводит научные опыты и благодаря этому достигает больших успехов в учебе.

Что делает Базарова героем своего времени? - сочинение

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Базаров единственный ребенок в семье, к тому же весьма умный и талантливый, поэтому родители в сыне души не чают. Мать очень скучает по нему, однако сын не торопится отвечать взаимностью. Базаров любит своих родителей, однако его любовь мало напоминает общепринятую, в ней нет ласки нежности, она больше похожа на уважение.

Внешность Базарова весьма привлекательная, он молод, красив, обаятелен.

Что касается отношений с людьми, Базаров не отличается дружелюбием, однако и враждебного настроя по отношению к другим у него тоже нет. Базаров не привязывается к людям и легко расстается с ними.

С дядей своего друга, Павлом Петровичем Кирсановым, у Базарова складываются сложные отношения. Павел Кирсанов – классический представитель аристократии.

Для Базарова такое аристократическое существование кажется бесполезным и пустым, поэтому конфликт между ними был предсказуем.

Со своим другом Аркадием Кирсановым у Базарова тоже достаточно сложные отношения. Аркадий в начале романа восхищается своим знакомым.

Однако жизнь в поместье родителей открыла глаза Аркадию на многие отрицательные качества Базарова, который всегда готов подвергнуть резкой критике всех.

Однако, когда дело касается дяди и отца Аркадия, отношение Кирсанова к другу начинает меняться. Со стороны же Евгения такое поведения является проявлением невоспитанности.

Философия Евгения Базарова

Базаров является представителем уникального философского направления – нигилизма. Отличительные черты нигилизма:

  • Атеизм
  • Материализм
  • Позитивизм
  • Утилитаризм в отношении к чувствам и природе
  • Вера в возможность познания мира силой человеческого разума
  • Отрицание существующего общественного строя, стремление к его разрушению
  • Критика пассивности народа, невежества, темноты
  • Вера в человеческие возможности
  • Активная позиция
  • Демократизм
  • Стремление изменить жизнь.

Замечание 2

Как и все нигилисты, Базаров яро противостоит тому, что связано с высшим обществом и аристократией. Ключевым понятием мировоззрения героя становится отрицание: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем…».

Он отрицает абсолютно любые принципы, утверждая, что: «Принципов вообще нет… а есть ощущения. Все от них зависит».

Добропорядочность по мнению Базарова измеряется полезностью обществу. Он считает, что чем больше человек приносит пользы обществу, тем лучше. Позиция Базарова отвергает необходимость искусства, по его мнению, «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Для Базарова деятели науки гораздо важнее чем художники, литераторы и скульпторы.

На проблемы воспитания и нравственности взгляд Базарова также отличается необычностью. Негативные черты он сравнивает с болезнями и считает, что необходимо исправить общество, и тогда болезней не будет.

Базаров – герой своего времени

Произведение «Отцы и дети» И. С. Тургенева стало новаторским в плане разработки нового типа героя – демократа-разночинца. Тургенев сумел угадать веяние эпохи и отразить исторический процесс 60-х годов 19 века, а именно конфликт дворянства и демократов-разночинцев.

Замечание 3

Евгений Базаров, главный герой романа, является в произведении единственным представителем «детей».

Сюжетным центром произведения становится спор между Базаровым и Кирсановым. Именно в этом споре обнаруживается идейная непримиримость взглядов разночинцев и дворян.

Базаров в сцене спора с презрением говорит об аристократах, гордится свои нигилизмом и отрицает все традиционное –крепостничество, самодержавие, религию. Базаров преследует собственную цель, которая заключается в очищении места от старого во имя нового.

Несмотря на агрессивность и революционность своей позиции Евгений Базаров любит народ и гордится своим простым происхождением. Его позиция не является бездоказательной, наоборот, она основывается на фактах и логике, и это заставляет Аркадия признать поражение.

Еще более очевидным становится духовное превосходство нигилиста в сцене дуэли Евгения с Павлом Кирсановым. Это противостояние выходит за границы сюжетного элемента и приобретает идеологическое значение символизируя борьбу между демократизм и аристократизмом.

Несмотря на основательность и мощность, образ Евгения Базарова противоречив. Он отрицает совершенство и первозданность природы, идейное и эстетическое наследие искусства. Тургенев подчеркивает, что такие крайности были характерны демократическому движению, потому перенесены на героя небезосновательно.

Однако нигилизм Базарова на поверку оказывается искусственным и надуманным. Традиционное испытание любовью оказывается не по силам нигилисту. Любовь главного героя превращается в гордое, молчаливое страдание.

Мимо не проходит и настоящее дружеское чувство. В Базарове привлекательны и его нежная любовь к родителям, и мужество, сила духа перед лицом смерти.

Базаров стал героем своего времени – в его образе автор показал трагизм судеб людей, пролагающих новые пути.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/chto_delaet_bazarova_geroem_svoego_vremeni/

Что делает Базарова героем своего времени? ( по произведению «Отцы и Дети» )

Что делает Базарова героем своего времени? - сочинение

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году и заслуженно считается одним из самых известных и ярких произведений великого русского писателя.

Знаменитого романиста своей эпохи отличало уникальное умение распознавать героев своего времени, видеть их с первого взгляда, чувствовать отношение общества к этим героям и его настроение. Не исключением в этом отношении является и роман «Отцы и дети».

В тот период времени, когда писался роман, в России отмечалось ожесточенное общественно-политическое противостояние между либерально настроенными дворянами и разночинцами-демократами. И те и другие прекрасно понимали, что в стране назрела необходимость проведения реформ, но обе стороны совсем по-разному видели эти реформы.

Демократически настроенное молодое поколение выступало за коренные изменения в стране, в то время, как либералы видели решение проблем в проведении постепенных реформ. На почве этого в стране и произошел раскол, участниками которого стали демократично настроенная революционная молодежь и либеральная буржуазия. И. С.

Тургеневу удалось достаточно верно и подробно рассмотреть процессы, происходящие в обществе и отразить их в своем произведении. В романе «Отцы и дети» писатель решил обратить свое внимание на начало политического противостояния – конец 50-х годов XIX столетия. Если быть более точным, то действие романа происходит в 1859 году.

Главный герой этого выдающегося произведения русской литературы Базаров, вне всякого сомнения, является выдающейся личностью, которая вобрала в себя все лучшие черты прогрессивной молодежи.

Он был образованным и отличался широкими познаниями в различных науках, он привык трудиться не покладая рук и не представляет своей жизни без труда, который позволяет ему быть самостоятельным и независимым.

Несмотря на то, что иногда разговоры и поведение Базарова имели все признаки чрезмерного самолюбия и гордости, он является настоящим героем своего времени. В образе Базарова писатель объединил все наиболее значимые черты передовых людей середины XIX столетия, которые в большинстве своем были ярыми материалистами.

Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова достаточно ярко выражают их взгляды на жизнь и сложившуюся в современном обществе политическую ситуацию. Основное направление всех их споров – это характеристика дворянства и обсуждение принципов аристократизма, отношение к искусству и нигилизму.

По словам Павла Петровича, основная миссия в дальнейшем развитии страны возлагается на аристократов, в то время, как Базаров полностью отрицал те надежды, которые его оппонент возлагал на дворянство.

Как известно, именно в спорах рождается истина, и, расписывая их во всех подробностях, автор предоставляет читателям возможность составить свое собственное мнение и определиться со своим отношением к героям романа.

Уже с первых минут знакомства мы видим, что Базаров – достаточно сильная личность, что позволяет ему не отступать от своих принципов при любых обстоятельствах. Однако в дальнейшем автор подвергает героя своего времени серьезным испытаниям.

После того, как Базарова охватывает чувство любви, он начинает понимать, что реальные жизненные обстоятельства намного сложнее всех его теорий.

И поскольку герой все-таки не может потерпеть поражения даже в любви, чтобы избежать унижения, ему приходится оставить Анну Сергеевну в покое и уехать.

Утратив весь смысл своей жизни, потеряв уверенность в справедливости своей теории, потерпев крах в любви, Базаров в конце романа умирает. Но, умирая, он еще раз показывает нам недюжинную силу своей натуры.

Именно эта сила делает Базарова героем своего времени, человеком новой эпохи, о котором общество тогда и не помышляло, человеком, во многом нужным своей стране и своему народу.

Он и сегодня необходим России как сильная личность, как человек, в котором живы все человеческие ценности и вековая мораль.

Источник: https://online-urok.ru/chto-delaet-bazarova-geroem-svoego-vremeni-po-proizvedeniyu-ottsyi-i-deti/

Сочинение: Базаров — герой своего времени

(393 слова) Евгения Васильевича Базарова, одного из главных героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», можно с уверенностью назвать «героем своего времени», по примеру лермонтовского Печорина.

Читайте также:  Сочинение между жизнью и смертью для 11 класса

Он – яркий представитель общества, сформировавшегося в дореформенной России. Своё отношение к жизни Базаров выражает через принципы нигилизма, то есть отрицает любые общепринятые нормы и порядки.

В чём же Базаров проявляется как «герой своего времени»?

Если говорить об образе героя, то автор демонстрирует его в процессе конфликта Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Также немаловажную роль играет внешний вид Евгения. По «красной руке» мы можем определить его профессию – герой является врачом.

Одежда Базарова походит на одежду всякого разночинца: старенькая шляпа, балахон с кистями, поношенное пальто. Так автор уделяет особое внимание сословию героя, который упоминает, что его дед был крестьянином и пахал землю, а он уже ставит перед собой глобальные и высокие цели.

Сословную принадлежность тоже можно отнести к характеристике образа, ведь во время, описываемое в романе, именно разночинцы были основным социальным рычагом, общественной силой.

Мировоззрение Базарова категорично и недвусмысленно. Герой верит только в науку, по его мнению, любое, даже самое гениальное произведение искусства значит меньше, чем научное открытие, ведь картины, литература и музыка не способны принести человечеству практической пользы.

Он отрицает не только искусство, но и все чувства и эмоции, которые оно воспевает: любовь, дружбу, привязанность, мечтательность. При этом Базаров является не единственным нигилистом в романе. Среди молодых людей в «Отцах и детях» больше нигилистов, чем «обычных», что позволяет утверждать о популярности этой теории в обществе той эпохи.

Но все нигилисты, кроме Базарова, в романе представлены скорее с насмешкой: это и Кукшина, и Ситников, и даже Аркадий Кирсанов. Евдоксия Кукшина является пародией на так называемых «эмансипированных» женщин, которая вовсю старается показать, какая она независимая и образованная.

Ситников – просто человек без собственного мнения, каких много и в наши дни. Он готов становиться приверженцем любой популярной идеи, неважно, насколько она соотносится с его собственными ценностями.

Аркадий считает Базарова своим другом и первоначально кажется читателю истинным последователем нигилизма, но он слишком похож по характеру на своего мягкого и мечтательного отца. Пожив какое-то время вдали от Евгения, он почти полностью забывает о своих прежних убеждениях, предпочитая им спокойную семейную жизнь.

Евгения Базарова действительно можно считать «героем своего времени». Он отражает всё хорошее и плохое, что появилось в его время, провозглашает идеи нигилизма, господства разума и науки. Но даже сам Евгений не в силах бороться со своими чувствами, и все его убеждения рассыпаются от желания любить.

Елизавета Ватутина

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/517_bazarov-geroj-svoego-vremeni/

Базаров “Герой своего времени” сочинение. Что делает базарова героем своего времени сочинение

  • Хотел ли я обругать Базарова или превознести?
  • Я этого сам не знаю,
  • ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу

Знаменитый роман Ивана Сергеевича Тургенева написан в 1861 году, и о нем с уверенностью можно сказать: «…со времени «Мёртвых Душ» Гоголя ни один из русских романов не производил такого впечатления, какое произвели «Отцы и Дети» при их появлении» (Критик и публицист В. П. Буренин). Это произведение стало одним из самых обсуждаемых событий того времени благодаря удивительной особенности его автора. Он умел улавливать, что происходит или произойдёт в обществе, а также уделял большое внимание общественным, социальным вопросам. В шестидесятые годы в стране разгорелась общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами, что неизбежно вело к расколу: обе стороны понимали, что изменения в России нужны кардинальные, но хотели осуществлять их по-разному.

Тургенев показал это столкновение в самом его зарождении. Евгений Базаров – главный герой, является представителем нового поколения. Он, безусловно, рождён модой на все, что было в том веке, но можно ли его назвать героем своего времени?

При первом же знакомстве с Базаровым читатель понимает, что этот образ ему запомнится надолго.

Это высокий мужчина лет тридцати с «длинным и худым лицом, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…

» Все это даёт возможность ощутить, просто представив его, мощь, превосходство над другими и силу.

Большое внимание автор уделяет красным рукам Базарова, очень несвойственная для дворян деталь, но она говорит нам о том, что этот человек не сидит без дела, а занимается, как умственным, так и физическим трудом. Евгений не боится работы, потому что именно с помощью неё он желает получить независимость, которая предоставляет для него огромную ценность.

Главный герой был выходцем из семьи штабного лекаря, но по матери — дворянин, однако стеснялся этого факта и старался, как можно реже говорить на эту тему, восклицая: «Мой дед землю пахал!» Родители Базарова очень сильно любили своего сына, но не были богатыми людьми, не могли обеспечить его культурное воспитание, и потому Евгений сам старался зарабатывать себе на образование, отсюда и любовь к труду.

Базаров был цельной личностью и оттого имел ряд принципов – идей, которые лежали в основе его мировоззрения. В то время это было модное направление – нигилизм, ставившее под сомнение общепринятые вещи.

По мнению Базарова, аристократизм, либерализм и прогресс – это всего лишь ненужные иностранные слова, а люди признающие их не несут никакой пользы для общества. «природа – не храм, а мастерская; и человек в ней — работник», — утверждает Евгений.

Разве можно с этим согласиться, ведь люди – это не главное в окружающего мира, это всего лишь малая частичка. Природа не нуждается в нас, но мы нуждаемся в ней! И надо это уметь признавать и понимать.

Искусство также не оценено главным героем: «Рафаэль гроша медного не стоит!», он считает, что «теперь химик полезнее поэта». А любовь для него и вовсе – «белиберда, непростительная дурь!».

Евгений – это сильная, но несчастная и непонятая личность.

Он все старался делать ради народа, боролся за его права, искренне хотел ему помочь и обеспечить хорошую жизнь, но имел с ним сложные отношения, не принимался ими за своего и получал насмешки.

Все его отрицание природы, искусства и аристократизма было от того, что «не нужны никакие идеи, когда хочется есть», а есть простому народу хотелось и очень. Вот только нужно ли это было ему? Все эти жертвы оценены ли им по достоинству?

Трагедия Базарова состоит ещё и в том, что ему пришлось столкнуться с тем, что разрушило его идейные убеждения в пух и прах. Он влюбился причём так сильно, что не смог сдержать в себе романтизм, который отрицал во всех других.

Ведь на самом деле Евгений был очень добрым и чутким человеком, который сломал сам себя ради убеждений и ценностей, его можно уважать за верность принципам, также его можно и жалеть, в нем погиб замечательный человек, который смог бы принести счастье не только себе, но и другим.

Одинцова оказалась намного сильнее его, и ей нравилось, что она возвышается над этой титанической личностью, она хотела подавить его, вызвала на разговор, заставила раскрыться, а потом… отвергла! Базаров, не желая унижаться, уезжает из её дома, но стать таким, каким он был до встречи с возлюбленной уже невозможно, он стал человеком, которых презирал, «рассиропился». Эта любовь его преобразила и погубила одновременно, Евгений просто-напросто не смог пройти этого испытания.

Испытав неудачную любовь, поняв, что за ним никто не стоит, разочаровавшись во всех своих убеждениях, герой умирает. Но эта смерть ещё раз доказывает нам, что Базаров – был невероятно сильной личностью. Тургеневу пришлось расстаться со своим героем, потому что ему больше не было места, он стал лишним, отрицая общепринятые ценности, которые и дают нам возможность жить.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, мы видим, что Базаров несет в себе качества типичные для разночинцев того времени. Не он виноват во многих из них, а общество, сломавшее его. Но все это дает нам назвать Евгения — «героем своего времени».

  1. Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Источник: https://zvdom.ru/bazarov-geroi-svoego-vremeni-sochinenie-chto-delaet-bazarova-geroem-svoego/

Базаров «Герой своего времени» сочинение

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права.

Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер.

Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.

Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения — нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.

Главный герой романа Евгений Базаров — персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе.

Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно «напяливает» на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма.

Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует «романтизмом». Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока.

Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров — нигилист по духу, Аркадий — на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Базаров часто употребляет слово «мы», но кто эти мы — так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество.

Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге.

Евгений — человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.

Так что же? Неужели Базаров «Прошел над миром без шума и следа?» Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики.

Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим.

Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.

Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?

Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров — человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, «На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность — решительно надобно. Если базаровщина — болезнь, то она — БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. «

Источник: https://schoolessay.ru/bazarov-geroj-svoego-vremeni-sochinenie/

Базаров герой своего времени по роману Тургенева Отцы и дети

Сочинение на тему: Базаров герой своего времени по роману Тургенева Отцы и дети.

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением.

В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению.

Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.

Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость.

Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..

” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству .

В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы.

Его слова Исправьте общество, и болезней не будет или Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист.

“Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма.

Читайте также:  Сочинение григорий мелехов в поисках правды

Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: Аристократизм это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди. Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден.

Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения.

Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх.

После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой.

Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры.

Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения.

Но так как Базаров это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России.

Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

Источник: http://geum.ru/doc/work/15910/

Базаров — герой своего времени : сочинения – готовая работа, скачать бесплатно

БАЗАРОВ — ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.  Исторически сложилось так, что 50-е годы выдвигают новое течение — разночинство. После подав­ления восстания декабристов, николаевских репрессий, идеалисти­ческой эпохи 40-х годов наступает период действия. В 60-е годы происходит отмена крепостного права, обостряется борьба либера­лов с демократами. Не последнюю роль в обществе играет и подъем естественных наук, надежды на разумное устройство мира.

Базаров — разночинец. Разночинцы — люди из разных сосло­вий. Это студенты, земские врачи, журналисты, литераторы.

Ленин писал о том времени: «…Оживление демократического движения в Европе… требование политических реформ всей печатью и всем дворянством, распространение по всей России «Колокола», могучая проповедь Чернышевского… студенческие беспорядки — при таких условиях самый осторожный и трезвый политик должен был при­знать революционный взрыв вполне возможным и крестьянское восстание опасностью весьма серьезной».

Тургенев хотел создать образ человека нового типа, способного сменить пассивных дворян Рудина и Лаврецкого, время которых прошло. Писарев писал, что у Печориных есть воля без знания, у Рудиных знание без воли, а в Базарове есть и знание и воля.

База­ров критикует бездействие поколения 40-х годов. Он отрицает ста­рые принципы либералов-дворян, критикует аристократизм и бар­ство, «стремится расчистить место для новой будущей жизни». Тур­генев не верит в перспективность позиций Базарова.

Тургенев как бы относит себя к «отцам» и оценивает Базарова с точки зрения «отцов». Он специально ставит Базарова в сложные ситуации, чтобы читатель мог сам оценить Базарова.

Тургенев, выделяя ха­рактерные черты, пишет, что у Базарова есть воля, целеустремлен­ность, незаурядный ум, а главное — трудолюбие.

Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощуще­ний. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощу­щения — это все едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет; да и я в другой раз тебе этого не скажу». Базаров — нигилист, он отрицает искусство, красоту при­роды, любовь.

«— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отри­цаем.

Все? Все. Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымол­вить. Все, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров».

Базаров отрицает любовь, но, увидев Одинцову, он поступается своими принципами и поддается романтическому чувству. После неудачи с Одинцовой он начинает ухаживать за Фенечкой, чтобы компенсировать себе эту неудачу, но ведь Фенечка нравится и Павлу Петровичу, и Николаю Петровичу. И в этой ситуации Турге­нев противопоставляет поколения 40-х и 60-х годов.

Это чувство долга перед братом у Павла Петровича и противоположное чувству Базарова. Одна из главных линий романа — это отношение Базаро­ва к народу. Если Павел Петрович презирает народ, то Базаров счи­тает себя частицей народа. «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете».

Ба­заров гордится своим происхождением.

Так же интересно отношение Базарова к природе. Он говорит: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Турге­нев отрицает этот тезис Базарова и не случайно в эпилоге описыва­ет могилу Базарова, где цветут красивые деревья, зеленеют расте­ния. Тургенев пишет о красоте, о поэтичности, об искусстве.

Образ Базарова Тургеневу подсказала сама жизнь. В некоторых изречениях Базарова прослеживаются мысли Добролюбова, Черны­шевского, русских естествоиспытателей. Базаров говорит: «Мы дей­ствуем в силу того, что мы признаем полезным», а у Чернышевско­го — «…только то, что полезно для человека вообще, признается за истинное добро».

В эту эпоху было немало людей, подражавших Базарову. В ро­мане это Ситников и Кукшина. Они только поддаются модному те­чению, и поэтому все их действия и высказывания смешны. Писа­рев писал, что базаровщина — болезнь времени, подобно холере, и ее невозможно остановить.

Источник: https://sochinenya24.ru/bazarov-geroj-svoego-vremeni/

Что делает Базарова героем своего времени

Роман И. С. Тургенева 
“Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых 
известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением.

В то время, когда он создавался, в стране шла упорная 
общественно-политическая борьба между 
разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению.

Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения 
в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел 
раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.

  
  Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в 
естественных науках. Он привык трудиться 
и не мыслит своей жизни без 
труда, который дает ему самостоятельность 
и независимость.

Его поведение 
и речи иной раз перерастают в 
“безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который 
не спасовал бы передо мною, тогда я 
изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне 
нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..

” Базаров, подобно 
многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом. 

В спорах Павла Петровича 
Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей 
рождается истина. Основное направление 
их споров – это их отношение 
к дворянству, аристократическим 
принципам, природе, нигилизму, искусству .

В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится 
им, аристократам. В то время как 
Базаров полностью отрицал аристократические 
принципы.

Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место 
расчистить» дают нам понять, что 
Базарова не устраивает то общество, в 
котором он находится. 

Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний 
в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело 
название нигилизм, которое полностью 
невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь 
опять же существует такое понятие 
как нигилист.

“Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает 
на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и 
религии, и общественный порядок, а 
так же старые морали и нравственные категории аристократизма.

Со стороны 
же Павла Петровича отношение 
к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов 
в наше время могут они безнравственные 
или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без 
веры, но одновременно с этим он и 
осуждает русский народ, понимает, что 
он неоднороден.

Но дело в том, что 
в последствии и выяснится, что 
Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.  

Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это 
чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного 
не стоит”.

Мы видим, что 
Базаров — это сильная личность. При 
любых обстоятельствах он не отступает 
от своих принципов. Но в продолжение 
романа Тургенев решает преподнести 
своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто 
не может поколебать базаровские 
убеждения.

Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для 
него оказывается сложнее всех его 
теорий. Базарова охватывает чувство 
любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться 
и в нем. Его естество брало 
над ним верх.

После признания 
Анне Сергеевне в любви Евгений 
терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет 
ее в покое и уезжает.  

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения 
Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается 
стать таким, каким он был до встречи 
с Одинцовой.

Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой 
в конце романа умирает, но не как 
нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется 
до конца недюжинная сила этой натуры.

Писарев писал: “Умереть так, как 
умер Базаров — все равно, что сделать 
великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения.

Но так как Базаров – это 
человек нового времени, о котором 
общество 19 столетия еще не имеет 
понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России.

Он не нужен как нигилист, но необходим 
как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем 
сделать вывод, что все это 
делает Базарова героем своего времени.
  

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_09/chto-delaet-bazarova-geroem-svoego/176215.1985185.page1.html

Сочинение на тему «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением.

В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению.

Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.

    Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния — концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость.

Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..

” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.   

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству .

В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы.

Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист.

“Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма.

Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден.

Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

    Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения.

Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх.

После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

    Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой.

Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры.

Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения.

Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России.

Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-bazarov-geroy-svoego-vremeni-po-romanu-turgeneva-ottsi-i-deti

Ссылка на основную публикацию