История создания произведения горе от ума грибоедова

История создания произведения Горе от ума Грибоедова
В основу произведения Грибоедов положил реальный случай, который произошел с ним на одном из вечеров. Он был возмущен всеобщим преклонением перед одним из иностранных гостей и высказался по этому поводу. За это Грибоедов был клеймен сумасшедшим и помешанным. История создания произведения Горе от ума Грибоедова Рис. 1. Чацкий. Художник Н. Кузьмин Многие персонажи комедии списаны с реальных людей, которых во время написания своего произведения Грибоедов встречал на многочисленных балах и приемах. Важно! Впервые пьесу опубликовали в 1833 году. По понятным причинам первоначальное издание было подвергнуто многочисленным правкам и изменениям со стороны цензуры. Книга с полным текстом была выпущена в России только в 1875 году.   Жанр “Горе от ума” — комедия. Сам автор назвал свое произведение комедией в стихах. Во времена Грибоедова с умом связывали и интеллигентность, и образованность, но главное — вольнодумие, приверженность новым идеям. Обладателем такого “ума” и явился Чацкий. Такой смысл и несет название пьесы: герой пострадал от своих прогрессивных взглядов и идей. В 1977 году по пьесе вышел фильм-спектакль. Роль Фамусова в нем исполнил Михаил Царев, он же выступил и режиссером. Роль Чацкого досталась Виталию Соломину.

  • Александр Андреевич Чацкий — молодой, остроумный, прогрессивный дворянин. Он возвратился в Москву после трех лет странствий по миру.
  • Павел Афанасьевич Фамусов — московский чиновник, вдовец. Он льстив и жаден, в приоритете у него деньги и чины.
  • Софья Павловна — семнадцатилетняя дочь Фамусова. Романтичная и чувствительная девушка.
  • Алексей Степанович Молчалин — секретарь в доме Фамусовых.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб — полковник, метит в генералы.
  • Лиза — проворная и осторожная служанка в доме Фамусовых.

История создания произведения Горе от ума Грибоедова Рис. 2. Фамусов. Художник Н. Кузьмин В списке действующих лиц автор приводит также многочисленных гостей, что появляются на вечере у Фамусова. Пьеса начинается со сцены, в которой Лиза причитает о том, что ей всю ночь пришлось сторожить под дверью хозяйки. Уже светало, а Молчалин и София все никак не могли наговориться. Вдруг в гостиную входит Фамусов, и Лизонька всеми силами под разными предлогами пытается выпроводить его подальше. Упрямый Фамусов не хочет уходить, начинает приставать к девушке. Но Лизе удается убедить его в том, что София только уснула, и любой шум может потревожить тонкий девичий сон. Фамусов на цыпочках уходит. София и Молчалин наконец покидают комнату девушки. Молчалин уже направлялся к себе, когда столкнулся в дверях с Фамусовым. Отец Софии, недовольный тем, что застал их вместе, начал обоих допрашивать. София в напускном испуге рассказала отцу выдуманный сон про своего любимого и разгневанного отца. Во сне том, по словам самого Фамусова, были  “и черти, и любовь, и страхи, и цветы”. Молчалин же оправдался тем, что только вернулся с прогулки и шел с бумагами к Фамусову на доклад. Отец успокоился и вместе с секретарем удалился разбирать бумаги. София и Лиза остались в гостиной. Девушки принялись обсуждать дела сердечные. София, влюбленная в Молчалина, не видела в нем ни одного недостатка. Его молчание и проникновенные взгляды девушка принимала за романтичность и глубокие чувства. Лиза же напомнила своей хозяйке, что Фамусов никогда не отдаст дочь за безродного и бедного человека. А вот полковник Скалозуб, которого София терпеть не могла, стал бы для него прекрасным зятем. История создания произведения Горе от ума Грибоедова Рис. 3. Молчалин. Художник Н. Кузьмин Вспомнила Лиза и о нежных чувствах, которые София раньше испытывала к Александру Андреевичу Чацкому. Он с детства воспитывался в доме Фамусовых. Но, по словам Софии, те чувства давно прошли. Чацкий давно уже находился в разъездах по стране, а Молчалин был всегда рядом. И резкий, язвительный характер Александра отталкивал девушку. Входит Чацкий. В завязавшемся разговоре Чацкий высмеивает многочисленных московских персонажей. София холодно, отстраненно и коротко отвечает на его вопросы. Снова появляется Фамусов, а София и Лиза удаляются. В коротком разговоре Чацкий замечает, как похорошела девушка, а у Фамусова не выходит из головы Софьин “сон в руку”. Чацкий обещает снова приехать через час и удаляется. Второе действие начинается с монолога Фамусова, в котором он отдает указания слуге Петрушке. Далее входит Чацкий. В диалоге Фамусов выспрашивает, не намеревается ли молодой человек свататься. Чацкий уклончиво отвечает. Фамусов объясняет, что перед тем, как свататься, нужно послужить и заработать денег и уважение. В пример он ставит своего покойного дядю, Максима Петровича, который ради того, чтобы выслужиться перед вышестоящими чинами, готов был унижаться и играть роль шута. По словам самого Чацкого, он готов служить, но “прислуживаться тошно”. Его вольные, бунтарские реплики возмущают Фамусова, про себя он клеймит его вольнодумцем. Слуга докладывает о приезде полковника Скалозуба, и Фамусов просит Чацкого в разговоре с военным держать свои бунтарские мнения при себе. История создания произведения Горе от ума Грибоедова Рис. 4. София Фамусова. Художник Н. Кузьмин Входит Скалозуб, и у них с Фамусовым заводится разговор о службе и чинах. Скалозуб спокойно рассуждает о том, что его цель — стать генералом, а потом можно и жениться. Далее следует монолог Фамусова о нравах Москвы, о традициях и обществе столицы. За этим рассуждением следует высказывание Чацкого, в котором он осуждает и высмеивает многочисленные предрассудки московского общества. Не вынеся вольнодумных суждений своего гостя и боясь попасть из-за него в беду, Фамусов уходит, пригласив Скалозуба к себе в кабинет для продолжения беседы. В следующем явлении София лишается чувств, увидев в окно, как Молчалин падает с лошади. Лиза Хлопочет вокруг барышни, а Скалозуб выходит посмотреть, как Молчалин себя чувствует. Чацкий и Лиза приводят Софью в чувство. Молчалин и Скалозуб входят, рука Молчалина перевязана. София, все еще взволнованная, не поблагодарив Чацкого и Лизу за помощь, объясняет, что всегда очень беспокоится, когда с другими происходят несчастья. Чацкий недовольный неблагодарностью девушки, выходит. София приглашает Скалозуба вечером на небольшой прием. Скалозуб откланивается. Лиза предостерегает молодых влюбленных об опасности быть раскрытыми. Софии до этого нет дела, а вот Молчалин не хочет огласки и пересудов. В итоге — Лиза убедила Софию ради приличия пойти любезничать с Чацким. Барышня уходит, а Молчалин пристает к Лизе, объясняет, что горничная очень ему нравится, зовет ее к себе. Лизе это неинтересно, неприятности ей не нужны. История создания произведения Горе от ума Грибоедова Рис. 5. Репетилов. Художник Н. Кузьмин Действие начинается с небольшого рассуждения Чацкого о том, кто более мил Софии — Молчалин или Скалозуб. Входит сама девушка, и герой снова расспрашивает ее о сердечных делах. София уклончиво отвечает, указывает Чацкому на его слишком уж резкий характер. Ей не нравится привычка молодого человека всех высмеивать и язвить. Девушка защищает Молчалина перед Чацким, перечисляя его многочисленные, по ее мнению, достоинства. Но Чацкий делает неправильный вывод из слов девушки, решив, что она насмехается над секретарем. Потом Лиза зовет барышню к парикмахеру. Далее входит Молчалин, они разговаривают с Чацким. В диалоге Молчалин говорит о том, что его главные идеалы — это “умеренность и аккуратность”. Из разговора с секретарем Чацкий делает окончательный вывод, что София не могла полюбить глупого и прислужливого Молчалина. Вечер. Множество знатных гостей прибывает на прием в дом Фамусова. Чацкий встречает Платона Михайловича, старого друга, который недавно женился на Наталии Дмитриевне. Платон Михайлович, отставной военный, очень сильно переменился после свадьбы. Бравый военный скучает в Москве, но не смеет отойти от жены. Чацкий поражен такой перемене. Дом наполняется гостями, которые ведут бессмысленные светские разговоры. К гостям выходит София, тут как тут уж Загорецкий. Он услужливо предоставляет девушке билет на спектакль, а потом отходит к мужчинам. Платон Михайлович представляет его Чацкому как плута и мошенника. Входит Хлестова. В беседе она хвастается Софии новой служанкой-арапкой, которую ей подарил Загорецкий. Появляется Фамусов, за ним Скалозуб и Молчалин. Фамусов представляет Скалозуба Хлестовой, потом оба уходят играть в карты, а Молчалин остается прислуживать Хлестовой. Чацкий снова высмеивает секретаря перед Софией, и она, разозлившись, пускает слух о сумасшествии Александра. Слух быстро распространяется в обществе, дойдя и до Загорецкого. Тот продолжает рассказывать эту небылицу всем, кто готов слушать. С его легкой руки слух обрастает все большими и большими подробностями. История создания произведения Горе от ума Грибоедова Рис. 6. Загорецкий. Художник Н. Кузьмин Слух доходит до Хлестовой и Фамусова. Они приходят к выводу, что главная причина помешательства Чацкого — учение и книги. Появляется сам главный герой, растерянный и грустный. Софья спрашивает о причине такого его состояния, и Чацкий пускается в очередное пространное рассуждение о порочных нравах общества. Герой недоволен раболепным поклонением перед всем западным, бессмысленным копированием всего французского и немецкого. Под конец монолога его уже никто не слушает, все гости, свято уверовавшие в сумасшествие, сторонятся его. Действие начинается с разъезда гостей. Кареты по одной подходят к крыльцу, слуга объявляет, чья подана. Появляется Чацкий, ожидающий свою карету. Рассуждает сам с собой о неискренности здешнего общества. Появляется Репетилов, старый приятель Чацкого. Он только вернулся из Аглицкого клуба — с тайного молодежного собрания, куда зовет и главного героя. Но Чацкий видит больше вреда, чем пользы в таких собраниях. Главному герою удается отвязаться от Репетилова и спрятаться в швейцарской. В переднюю спускаются многие гости, в том числе Загорецкий, Хлестова, Старая княгиня. Они убеждают и Репетилова в том, что Чацкий сошел с ума. История создания произведения Горе от ума Грибоедова Рис. 7. Хлестова. Художник Н. Кузьмин Все гости разъехались. Чацкий выходит из швейцарской, удивленный таким слухам о самом себе. Но снова прячется, когда слышит шум из комнаты Софии. Лиза зовет Молчалина к барышне. Тот снова пристает к Лизоньке, объясняя, что он оказывает Софии знаки внимания лишь из услужливости. Весь разговор слышат и София, и Чацкий. Девушка выгоняет Молчалина. Возмущенный Чацкий выходит на свет и винит Софию в неверности и глупости. Софья, в слезах, понимает, как была обманута. На шум прибегает Фамусов, окруженный толпою слуг. Он зол на дочь, которая смеет в тайне встречаться с мужчиной, зол на Чацкого, которому угрожает разбирательствами и общественным осуждением. Фамусов грозит дочери, что отправит ее в деревню. От него Чацкий узнает и о том, что слухи о его помешательстве пошли от Софии. Полностью осознав обман и предательство Софии, Чацкий понимает, что ему не место больше в Москве. Он обещает Фамусову больше не появляться в его доме, еще раз корит Софию за предательство их прежней дружбы и уезжает. В своем гениальном произведении Грибоедов высмеивает многочисленные пороки современного тому времени общества. Характеристика, данная писателем обществу, не устарела и по сей день. Заискивание перед чинами, слепое подражание всему иностранному, кумовство, к сожалению, все еще остаются актуальными проблемами. Аудио-версия краткого изложения пьесы “Горе от ума” из видео поможет вам еще лучше запомнить сюжет этого произведения. Статьи по теме 

Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 

Образ Софьи Фамусовой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума 

Бал в доме Фамусова — анализ и роль эпизода в комедии «Горе от ума» 

«Мильон терзаний» — краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии «Горе от ума» 

Тема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Лиза — характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему: «Чацкий: победитель или побежденный»

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/gore-ot-uma.html

Комедия “Горе от ума” Грибоедова: анализ произведения, материалы для сочинения

Меню статьи:

Деятели пера – одни из самых уникальных людей на планете, они умеют на основании короткой ситуации создать многогранный шедевр. Почти такая же судьба постигла комедию Грибоедова «Горе от ума».

Читайте также:  Сочинение великодушие и доброта

История создания произведения «Горе от ума»

Однажды Грибоедову довелось побывать на одном из званых обедов в аристократических кругах. Там он оказался свидетелем необычной картины: одним из гостей был иностранный гражданин.

Аристократы очень ценили все заграничное, им хотелось как можно больше походить на них, поэтому любой контакт с заграничными гостями, особенно знатного происхождения был лестен для представителей высшего общества.

Поэтому все время обеда было посвящено благоговейному отношению к иностранному гостю – Грибоедов, который воспринимал враждебно попытки русской аристократии заполучить все иностранное, в том числе поведение, язык и особенности быта, не мог упустить момент и не высказаться по этому поводу.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Молчалина” в комедии “А. Грибоедова “Горе от ума”.

Естественно, что речь его не была услышана – аристократы посчитали Грибоедова выжившим из ума и тут же с радостью пустили слух о его психическом нездоровье. Возмущенный Александр Сергеевич после этого решил написать комедию, в которой бы обличил все пороки аристократического общества. Случилось это в 1816 году.

История публикации комедии

Однако приступил к созданию произведения Грибоедов спустя некоторое время. В 1823 году были готовы уже первые фрагменты комедии. Грибоедов время от времени презентовал их обществу сначала в Москве, затем в Тифлисе.

С публикацией также долгое время были затруднения – текст неоднократно поддавался цензуре и как следствие – доработке и переработке. Лишь в 1825 были опубликованы фрагменты произведения.

При жизни Грибоедова, его произведение никогда не было полностью опубликовано – в надежде, что его друг Булгарин поможет в этом, Александр Сергеевич отдает ему рукопись своей комедии, которая в то время называлась «Горе ума», но публикации не последовало.

Спустя четыре года после смерти Грибоедова (в 1833) «Горе» все же увидело свет. Однако текст комедии был искажен комиссией по редакции и цензуре – в тексте было слишком много недопустимых для публикации моментов. Только в 1875 году произведение было опубликовано без цензуры.

Герои комедии

Всех героев пьесы можно разделить на три категории – главные, второстепенные и третьестепенные.

К центральным образам комедии относятся Фамусов, Чацкий, Молчалин и Софья Павловна

  • Павел Афанасьевич Фамусов – аристократ по происхождению, управляющий в государственным учреждением. Он бесчестный и коррумпированный чиновник, в качестве представителя социума он также далек от идеала.
  • Софья Павловна Фамусова – юная дочка Фамусова, несмотря на свой юный возраст, она уже активно использует уловки, принятые в аристократических кругах – девушка любит играть чувствами других людей. Ей нравится быть в центре внимания.
  • Александр Чацкий – потомственный аристократ, сирота. Он взят на воспитание Фамусовым, после смерти родителей. Некоторое время Александр состоял на военной службе, но разочаровался в этом виде деятельности.
  • Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, человек неблагородного происхождения, который благодаря действиям Фамусова обретает дворянский чин. Молчалин – подлый и лицемерный человек, которым движет желание пробиться в аристократические круги любой ценой.

К второстепенным персонажам относятся образы Скалозуба, Лизы и Репетилова.

  • Сергей Сергеевич Скалозуб – дворянин, молодой офицер, которого интересует только повышение по службе.
  • Репетилов – давний друг Павла Афанасьевича, потомственный дворянин.
  • Лиза – служанка в доме Фамусовых, в которую влюблен Молчалин.

К действующим лицам третьестепенной значимости относятся образы Антона Антоновича Загорецкого, Анфисы Ниловны Хлестовой, Платона Михайловича Горича, Наталье Дмитриевны Горич, князя Петра Ильича Тугоуховского, графинь Хрюминых и Петрушки – все они кратковременно действуют в пьесе, но благодаря своей социальной позиции помогают обрисовать точную и неприглядную картину действительности.

Краткое содержание

Молодой помещик Чацкий после трехлетнего отсутствия в России возвращается домой. Он посещает дом своего воспитателя Фамусова с целью посвататься к его дочери, в которую он давно влюблен, Софью.

В доме Фамусова Чацкий замечает, что за время его отсутствия пороки аристократии только усугубились. Молодого человека удивляет корысть и расчет представителей высшего общества.

Аристократы вместо того, чтобы подать пример гуманизма и честности подают пример взяточничества и игры на публику – это обескураживает Чацкого. Идеалом поведения в высших кругах стало угодничество – для аристократов стало неважным служить – теперь в моде прислуживаться.

Обличение противоположной позиции Чацкого по отношению к Фамусовскому обществу становится основной причиной, по которой он не может претендовать на руку Сони.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой Фамусова” в комедии “Горе от ума” А. Грибоедова.

Александр все же не теряет надежды. Он думает, что благосклонность девушки сможет изменить ситуацию, но и здесь Чацкого ожидает разочарование – Соня на самом деле любит не его, а секретаря своего отца.

Однако ответить отказом Чацкому Соня не спешит – она скрывает от Чацкого истинное положение вещей и делает вид, что симпатия Александра ей приятна. Кроме того, девушка распускает слухи о том, что

Чацкий имеет разлады в психическом здоровье. Когда же Александр узнает правду, то осознает, что такая девушка не может быть его женой. Единственное, что остается Александру, – уехать за пределы Москвы.

Стихотворный размер и особенности стиха пьесы

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» написана ямбом. Количество стоп в поэзии неодинаковое ( в отличии от традиционного александрийского стиха, который предусматривал использование шестистопного ямба)– периодически Александр Сергеевич меняет количество стоп. Их количество варьируется от одного до шести.

Система рифмовки также не стабильна. В пьесе можно увидеть фактически все варианты – парная, перекрестная, опоясанная. Кроме того, Грибоедов использует внутреннюю рифму.

Темы и проблемы пьесы

Основной конфликт пьесы определен рамками противостояния «века нынешнего» и «века минувшего». Такое понятие не ограничено исключительно отношением к службе и достатку человека – под этими фразами сокрыт большой массив проблем.

  • В первую очередь выделяется проблема вида деятельности человека и распределение их на благородные занятия (гражданская служба в государственных учреждениях и военная служба) и постыдные (писательство, научная деятельность).
  • История создания произведения Горе от ума Грибоедова
  • Второй проблемой пьесы стало прославление подлиз – авторитет и уважение в обществе заслуживаются не доблестной службой или примерно выполненной работой, а умением угодить вышестоящему руководству.

Следующая проблема – взяточничество и круговая порука. Все проблемы в обществе можно решить с помощью денег или связей.

Проблема искренности и честности также поднимается Грибоедовым – люди говорят то, что выгодно. Они готовы лукавить и обманывать ради обретения некоторых благ. Редко кто готов высказать истинное мнение, особенно, если оно не совпадает с мнением большинства.

  1. История создания произведения Горе от ума Грибоедова
  2. Большинство людей становятся зависимыми от мнения окружающих , они готовы строить свою жизнь, руководствуясь не удобством, а традиционностью, даже в том случае, когда она значительно затрудняет их жизнь.
  3. Проблема эгоизма стала причиной появления двуличности на любовном фронте – быть однолюбом стало не модно.

Жанр произведения “Горе от ума”

Особенности тем и проблематики пьесы стали причиной появления дискуссии в литературных кругах о жанре «Горе от ума». Мнения исследователей в этом вопросе разделились.

Одни считают, что правильно закрепить за произведением жанр комедии, другие же уверены, что такая проблематика характерна для произведений драматического характера.

История создания произведения Горе от ума Грибоедова

Основной причиной, которая позволяет определить пьесу как драму, является глобальность поднятой проблемы. Конфликт пьесы построен на глубоком чувстве разочарования, что не характерно для комедии. Элементы комического, которые присутствуют при описании характеров персонажей, минимальны и, по мнению исследователей, использованы с целью усиления драматической функции в тексте.

Исходя из такой позиции, наряду с предложениями определить жанр как комедию или драму стали появляться в ходе дискуссии и предложения о смешивании жанров. Так, например, Н.И.Надеждин обозначил ее как сатирическую картину.

Н.К. Писканов, анализируя особенности пьесы, пришел к выводу, что определить точно ее жанр невозможно – у литературоведов есть все основание обозначить ее как социальную драму, реалистичную бытовую пьесу, психологическую драму и даже, музыкальную драму (исходя из особенностей стиха пьесы).

Невзирая на все дискуссии, пьеса Грибоедова «Горе от ума» продолжает называться комедией. В первую очередь это связанно с тем, что сам Александр Сергеевич обозначил так жанр своего произведения. Хотя элементы комического не широко использованы в пьесе, а ее структура и особенности сюжета далеки от традиционных комических, все же влияние сатиры и юмора имело заметное место в пьесе.

Таким образом, пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» – многогранное и обширное произведение.

Разнообразие тематики и проблематики пьесы, а также способы изображения сути конфликта стали причиной дискуссии в жанровом плане пьесы.

Проблемы и темы, поднятые Грибоедовым, можно отнести к разряду «вечных» тем, которые никогда не утрачивают своей актуальности.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-analiz.html

«Горе от ума» история создания

История создания произведения Горе от ума Грибоедова

История создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» расскажет о том, что сподвигло автора написать сочинение.

«Горе от ума» история создания

«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова, сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века

Когда была написана комедия «Горе от ума»? 

Дата написания: 1822—1824

Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1861 году.

В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее (комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие).

Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия «Горе от ума», открывшая в 1825 году, вместе с трагедией «Борис Годунов» Пушкина, реалистический этап развития русской литературы.

Замысел комедии возник в 1820 году (по некоторым данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии.

К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных.

Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально — «Горе уму»).

Создавая «Горе от ума» как сатирическую комедию нравов, Грибоедов использовал в качестве образца для подражания классическую пьесу Мольера «Мизантроп». Главного героя этой пьесы, Альцеста, роднит с главным героем «Горя от ума» Чацким амплуа «злого умника»: оба персонажа открыто и яростно обличают лицемерие и другие пороки общества, в котором живут.

По приезде в Петербург Грибоедов был приглашён драматургом Н. И. Хмельницким прочесть свою новую пьесу в его доме, в узком кругу друзей, среди которых были актёры И. И. Сосницкий, В. А. и П. А. Каратыгины и драматург В. М. Фёдоров.

Перед самым началом чтения с последним у Грибоедова случилась перепалка: Фёдоров неосторожно позволил себе сравнить ещё не прочитанную комедию со своим произведением «Лиза, или Последствия гордости и обольщения».

Это задело автора, так что он заявил, что читать при Фёдорове не будет — хозяину дома не удалось замять ситуацию, и тот был вынужден оставить общество: «Драматургу из-за своей несчастной драмы пришлось сыграть комическую роль, а комик чуть не разыграл драмы из-за своей комедии».

В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии, но разрешение на её постановку получить не удалось. Это не помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках. Один из них декабрист И. И. Пущин, лицейский друг Пушкина, привез поэту в Михайловское.

Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде.

Источник: https://kratkoe.com/gore-ot-uma-istoriya-sozdaniya/

История создания комедии "Горе от ума" Грибоедова: замысел, постановка, публикация

История создания произведения Горе от ума Грибоедова
Фамусов и Петрушка.
Художник М. Башилов

Комедия «Горе от ума» — является выдающимся произведением русской классической литературы первой половины XIX века. В этой статье представлена история создания комедии «Горе от ума» Грибоедова: интересные факты об истории написания, постановке и публикации пьесы.
Смотрите: 
Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Читайте также:  Сочинение описание картины страшный суд васнецова

Начало работы над комедией
По мнению исследователей, работа над комедий началась в 1821-1822 гг. Известно, что Грибоедов наиболее интенсивно трудился над пьесой в Тифлисе, где служил с конца 1821 г. при генерале А. П. Ермолове.

В сентябре 1823 г, вернувшись в Москву, драматург продолжил свою работу над комедией. Готовое произведение он читал здесь в литературных кругах и получал восторженные отзывы.

Списки с рукописи

Еще до официальной публикации среди читающего населения пьеса разошлась в виде списков, то есть копий («список» от слова «списать»). 

Первые списки с рукописи «Горе от ума» появились в Москве зимой 1823-1824 гг. О популярности своей пьесы Грибоедов писал С. Н. Бегичеву 10 июня 1825 г.

:
«Все просят у меня манускрипта и надоедают»
Первая публикация
Первая публикация комедии состоялась уже после смерти автора. В 1831 г. вдова драматурга, Н. А. Грибоедова, и его сестра его, М. С.

Дурново, подали ходатайство о публикации пьесы, но цензура медлила с решением. Наконец 21 августа 1833 г. министр С. С. Уваров специально обратился к царю по этому вопросу и разрешение на печать было дано. В 1833 г.

пьеса «Горе от ума» была впервые напечатана (с цензурными купюрами) отдельным изданием в Москве в типографии Августа Семена при Императорской медико-хирургической академии. В 1839 г. вышло второе, петербургское издание, также с правками цензуры.

Первая постановка

Попытки Грибоедова поставить комедию на сцене не увенчались успехом. При жизни автора пьеса так и не была сыграна в театре. Премьера спектакля состоялась в Петербурге 26 января 1831 года уже после смерти Грибоедова. Первая полная публикация

Несмотря на то что в 1833 г. в печать вышло первое издание пьесы, спрос на книгу оказался выше тиража. В результате люди продолжали снимать друг у друга копии (списки) «Горе от ума», так как книгу было трудно купить. 

Кроме того, преимуществом копий являлось и то, что в них сохранялись «запрещенные» места, удаленные цензурой.

Пьеса «Горе от ума» распространялась в списках до 1862 г., когда император Александр II наконец разрешил печатать комедию в полном виде, в котором она известна нам сейчас. 

Исследования списков

Современным ученым не удалось обнаружить окончательную, авторскую рукопись «Горе от ума». До нас дошли лишь ее списки. 

Современный текст комедии «Горе от ума» — это результат работы исследователей по сверке многочисленных копий. В настоящее время комедия печатается на основе Булгаринского списка с исправлением описок и неточностей.

Исследователи до сих пор тщательно собирают и изучают списки комедии Грибоедова, особенно если эти списки — прижизненные, то ест датируются 20-ми годами XIX в.

В архивах Москвы насчитывается около 300 списков «Горя от ума».

В Санкт-Петербурге их не меньше. Немало списков и в других городах.

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/07/istorija-sozdanija-gore-ot-uma-griboedov.html

История создания комедии «Горе от ума»: причины, главная трагедия

Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатирический взгляд на жизнь, и мировоззрение аристократического общества Москвы начала XIX века. В чем же особенности этой комедии?

Комедия занимает достойное место среди наиболее выдающихся произведений русской литературы, благодаря своему непревзойденному афористическому стилю, блестящему тонкому высмеиванию устаревших идеалов и представлений консервативного русского дворянства. Автор умело сочетает в произведении элементы классицизма и нового для России первой половины XIX реализма.

Причины создания комедии «Горе от ума»

Что же толкнуло автора на создание столь смелого для тех лет произведения? В первую очередь – ограниченность аристократического общества, слепое подражание всему иностранному,  состояние своеобразного «застоя» мировоззрения, неприятие нового типа мышления, отсутствие самосовершенствования.

Так вернувшись в 1816 году из заграницы в Петербург, молодой Александр Грибоедов был поражен тем, как светская публика на одном из приемов поклоняется перед иностранным гостем. Судьба Грибоеда распорядилась так, что, будучи довольно образованным и умным, он был весьма прогрессивным в своих взглядах человеком.

Он позволил себе высказать пламенную речь с недовольством по этому поводу. Общество сразу сочло молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро разлетелась по Петербургу. Это и стало мотивом для написания сатирической комедии.

Над творческой историей произведения драматург работал несколько лет, он активно посещал балы и светские приемы в поисках прототипов для своей комедии.

В период создания комедии среди дворянства уже назревали протесты против существующей системы: в частности несогласие с крепостнической системой. Это привело к возникновению масонских лож, в одной из которых состоял и Грибоедов.

Первая редакция произведения была изменена из-за цензуры того времени: текст был наполнен тонкими намеками на политические заговоры, высмеивалась царская армия, выражался открытый протест против крепостного права и требования реформ.

 Первая публикация комедии без фальсифицированных вставок появилась уже после смерти автора в 1862 году.

Главный герой комедии Александр Чацкий является прототипом самого автора.

Чацкий обладает блестящей эрудицией и беспощадно относится к представителям московского «света», который живет в ленивой праздности и погряз в ностальгии о прошлых временах.

Чацкий смело бросает вызов врагам просвещения, для которых основными идеалами являются исключительно богатство и покорность вышестоящим лицам.

Трагедия произведения «Горе от ума»

Трагедия произведения заключается в том, что Чацкий, так же как и автор не смог, не смотря на все усилия, поменять мировоззрение общества, сделать его более открытым для новаторства.

  Но несмотря на открытое поражение, Чацкий все же был уверен в том, что он уже засеял в обществе зерна прогрессивного мышления и что в будущем их вырастят новые поколения, которые будут более честными перед собой, чем их отцы.

В конце концов, наш герой стал настоящим победителем, ведь он до самого конца оставался преданным своим взглядам и принципам.

Несмотря на то, что комедия была создана еще в  XIX веке, ее тема остается актуальной и сегодня. Ведь конфликт «старого» и «нового» мира присущ всем временам.

Нужна помощь в учебе?

История создания произведения Горе от ума Грибоедова Предыдущая тема: Личность и судьба Грибоедова в оценке современников
Следующая тема:   Ключевые сцены «Горе от ума»: комическое и сатирическое начала в пьесе

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/istoriya-sozdaniya-gore-ot-uma

"Горе от ума" история создания комедии

Самым известным произведением А. С. Грибоедова является знаменитая комедия «Горе от ума». История создания этой пьесы исключительно сложна. Драматург сочинял ее несколько лет. О том, как это происходило, пойдет речь в данной статье.

ПОДПИШИСЬ И УЗНАЕШЬ МНОГО НОВОГО!

Достаточно долго писалась пьеса «Горе от ума». История создания комедии получилась настолько длинной благодаря исключительной занятости А. С. Грибоедова. Ведь литературное творчество было далеко не основным его занятием. Александр Сергеевич являл собой пример исключительно одаренного человека. Уже в одиннадцать лет он стал учащимся Московского университета.

В 13 лет Грибоедов был кандидатом словесных наук, но не бросил учебу, а окончил еще два престижных отделения: нравственно-политическое и физико-математическое. Грибоедов прекрасно владел десятью языками. Он писал музыку и сам великолепно исполнял ее на фортепиано.

Александр Сергеевич был профессиональным дипломатом, он стал первым русским послом в Иране и погиб, отстаивая интересы своего Отечества.

Перфекционист по натуре, Грибоедов оттачивал свои литературные опыты до полного совершенства. Скрупулёзной стилистической правке подверглось и «Горе от ума». История создания произведения свидетельствует об этом. Подробный рассказ о написании книги будет изложен ниже. Сначала мы познакомимся с кратким содержанием знаменитой пьесы.

Сюжет произведения

Наверняка любой русский человек знает о существовании комедии «Горе от ума». История создания, сюжет произведения известны гораздо меньшему количеству наших соотечественников.

Так о чем же пишет в своей комедии Грибоедов? Молодой человек дворянского происхождения (Чацкий) после долгого отсутствия приезжает в Москву, чтобы увидеться со своей возлюбленной — Софией. Однако девушка принимает его очень холодно. Она влюблена в другого человека — секретаря Молчалина. Чацкий пытается разгадать причину равнодушия Софии.

В поисках ответа на свой вопрос он несколько раз посещает дом отца возлюбленной — высокопоставленного чиновника Фамусова. Здесь он сталкивается с представителями московского аристократического общества, большая часть которого придерживается консервативных взглядов. Раздосадованный холодностью Софии Чацкий начинает произносить обличительные монологи.

Достается буквально всем участникам комедии. Несколько пренебрежительных фраз, брошенных в адрес Молчалина, задевают Софию настолько, что она распускает слух о том, что Чацкий не в своем уме. Эта весть становится достоянием общественности. В конце комедии София узнает о подлости Молчалина, а Чацкий — о предательстве возлюбленной.

Фамусову открывается вся правда о свиданиях дочери с секретарем. Он впадает в беспокойство по поводу слухов, которые могут пойти в городе. София прогоняет Молчалина. Чацкий в отчаянии уезжает из Москвы. Таков сюжет знаменитой пьесы.

Замысел

История создания «Горя от ума» началась в далеком 1816 году. Именно тогда, по свидетельству С. Н. Бегичева, у Грибоедова сложился приблизительный план комедии.

Вернувшись из заграничного путешествия, Александр Сергеевич пришел на светский вечер и был поражен тем, как в России преклоняются перед всем иностранным. Он тут же произнес пламенную обличительную речь, чем навлек на себя подозрение в безумии.

Чтобы отомстить недалекому аристократическому обществу, Грибоедов решил написать комедию. Он часто бывал на светских раутах, балах и вечерах, где собирал материал для своего произведения.

ПОДПИШИСЬ И УЗНАЕШЬ МНОГО НОВОГО!

Первая редакция

Работа над текстом комедии началась, вероятно, в 1820-х годах. Находясь на службе в Тифлисе, Грибоедов написал два акта пьесы «Горе от ума». История создания произведения продолжилась в 1823 году, в Москве.

Автор находился в отпуске, посещал светские мероприятия и набирался свежих впечатлений. Это позволило ему развернуть некоторые сцены комедии, едва намеченные в Грузии. Именно в это время был создан пламенный монолог Чацкого «А судьи кто?». Летом 1823 года в имении С.Н.

Бегичева были закончены четвертый и третий акты произведения. Однако автор не считал свою комедию завершенной.

Продолжение работы

В конце 1823 и начале 1824 г. претерпела значительные изменения пьеса «Горе от ума». История создания произведения продолжилась. Грибоедов подвергал метаморфозам не только текст. Поменялась и фамилия главного действующего лица: из Чадского он стал Чацким.

А комедия, именовавшаяся «Горе уму», получила окончательное свое название. Летом 1824 года в Петербурге Грибоедов осуществил внушительную стилистическую правку первого варианта произведения.

Он частично изменил первый акт (монолог Чацкого, диалог Лизы и Софии, сон главной героини), а также поместил в заключительную часть комедии сцену объяснения между Молчалиным и Софией. Осенью 1824 года была написана окончательная редакция пьесы «Горе от ума».

История создания произведения на этом должна была закончиться. Однако этого не случилось.

Появление списков

У комедии сразу появились проблемы с публикацией. Цензура не хотела пропускать скандальное произведение. История создания «Горя от ума», а точнее распространения среди читающей публики, продолжилась. Надеясь на публикацию своего творения, Грибоедов поощрял появление рукописных вариантов.

Самым авторитетным из них считается так называемый жандровский список (принадлежащий А. А. Жандру), который был поправлен рукой самого Александра Сергеевича. Существовал и булгаринский — старательно выправленная рукописная копия пьесы, оставленная автором в 1828 году В. Ф. Булгарину.

На титульной странице этого списка есть надпись Грибоедова: «Горе мое поручаю Булгарину…» Литератор надеялся, что влиятельный и предприимчивый журналист сможет оказать содействие в публикации «Горе от ума». История создания комедии продолжилась в писарских копиях произведения.

Они порой изменялись в зависимости от предпочтений публики.

ПОДПИШИСЬ И УЗНАЕШЬ МНОГО НОВОГО!

Первые публикации

Еще летом 1924 года Грибоедов пытался напечатать свою комедию. Однако не так легко было получить разрешение на публикацию «Горе от ума». История создания пьесы продолжилась в кабинетах цензурного ведомства.

Читайте также:  Сочинение ахматова - мой любимый поэт серебряного века

В декабре 1924 года отрывки из третьей и первой частей комедии все же увидели свет. Они были напечатаны на страницах альманаха «Русская Талия». Однако текст был существенно сокращен и «смягчен» цензурой. Слишком смелые высказывания героев заменялись на «безвредные» и нейтральные.

Так, известная фраза «Ведь надобно зависеть от других» была исправлена на «Ведь надобно других иметь в виду». Были исключены из текста произведения упоминания о «правлениях» и «монаршем лице». Однако даже в таком виде публикация комедии произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Пушкин вспоминал, что пьеса «Горе от ума» сразу сделала Грибоедова одним из ведущих поэтов своего времени.

Дальнейшая судьба произведения

При жизни литератора так и не была напечатана полная версия пьесы. История создания «Горя от ума» завершилась, но цензура препятствовала распространению комедии среди читателей. Лишь в 1831 году увидела свет полная версия произведения. Она была издана на немецком языке в городе Ревеле.

В 1833 году в Москве с многочисленными цензурными купюрами комедия была напечатана на русском языке. Только в 1862 году в России была опубликована полная авторская версия произведения. Научное издание комедии осуществил известный исследователь Пиксанов Н. К. в 1913 году.

«Горе от ума» было опубликовано во втором томе Полного академического собрания сочинений Александра Сергеевича Грибоедова.

Театральные постановки

Исключительно дерзкой и злободневной получилась пьеса «Горе от ума». История создания произведения сложна, но не менее интересна судьба его постановок в театре. Длительное время цензура не пропускала его. В 1825 году была предпринята неудачная попытка сыграть пьесу в Петербурге, на сцене театрального училища.

Впервые пьеса «Горе от ума» была поставлена в городе Эривани в 1827 году. Ее исполнили актеры-любители — офицеры Кавказского корпуса. А. С. Грибоедов присутствовал на спектакле. В 1831 году со многими цензурными правками и купюрами комедия была сыграна на театральных подмостках Москвы и Петербурга.

Только в 1860 году постановки «Горя от ума» стали осуществляться без ограничений.

Заключение

Очень долго можно рассказывать о пьесе «Горе от ума». История создания, краткое содержание произведения не могут дать полного представления о гениальности этого творения. Грибоедов создал больше, чем театральную пьесу.

Он создал настоящий манифест, в котором выразил собственное отношение не только к социальным и нравственным проблемам в современном обществе, но и к вопросам о глупости и уме, «нормальности» и сумасшествии.

Кому, как не Александру Сергеевичу, было знать, сколько горя может принести умственное превосходство над другими людьми. Написанная им комедия повествует об одиночестве и отчаянии незаурядного человека, задыхающегося от непонимания окружающих.

В этом смысле содержит трагический подтекст «Горе от ума». История создания и место в творчестве этого произведения особые, подлежащие внимательному и скрупулезному изучению.

ПОДПИШИСЬ И УЗНАЕШЬ МНОГО НОВОГО!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c38abd17cfae500aa85b1cc/5c48537018125400b13e5c07

История создания комедии "Горе от ума", публикация произведения

Известно, что уже к 1816 году у Грибоедова был готов план комедии. По воспоминаниям друзей писателя мы можем частично реконструировать первоначальный замысел. Его близкий друг С.Н. Бегичев писал: «…

Грибоедов во многом изменил его [замысел] и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочим, жену Фамусова, сантиментальную модницу и аристократку московскую (тогда ещё поддельная чувствительность была несколько в ходу у московских дам) и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены».

Мало кто из известных вам литераторов начала XIX века не участвовал когда-либо в дуэли. Великими трагедиями для русской литературы оказались последние дуэли Пушкина и Лермонтова. Грибоедов участвовал в нашумевшей жестокой дуэли Шереметева с Завадовским. Это была так называемая четверная дуэль, то есть после основных дуэлянтов должны драться их секунданты.

Официально дуэли были запрещены, последовало наказание. Мать настояла, чтобы Александр на какое-то время покинул Петербург, пока не улягутся толки и не утихнет гнев начальства. Местом для убежища стала Персия: Грибоедов был определён на должность секретаря посольства. После долгого путешествия по России Грибоедов весной 1819 года прибыл в Тегеран, а затем был направлен в Тавриз.

То, с чем столкнулся Грибоедов в Тавризе (Тебризе), глубоко потрясло его. Оказалось, что в Персии томятся десятки русских военнопленных, которые никак не могут вернуться на родину. Ценой огромных дипломатических усилий Грибоедов вызволил их и привёз, голодных и полуоборванных, в Тифлис.

Генерал Ермолов был потрясён настойчивостью и милосердием Грибоедова. Он понял, что перед ним — не просто посольский чиновник, а человек, способный на неожиданные благородные поступки и чувствующий своё жизненное предназначение.

Генерал добился, чтобы Грибоедова назначили «секретарём по иностранной части при главнокомандующем на Кавказе».

Именно в Тавризе были написаны вчерне два первых акта комедии «Горе от ума», которые потом он переписал набело в Тифлисе.

Но дальнейшая работа шла нелегко: сказывалась оторванность Грибоедова от столицы, от литературных кругов, от московского света. На целых пять лет затянулась эта почётная ссылка.

Только в 1823 году Грибоедов вновь вернулся к своим друзьям. В имении своего друга Бегичева летом 1824 года он закончил «Горе от ума».

Хотя поначалу о рукописи знала лишь сестра поэта, надолго сохранить тайну оказалось невозможным. Упрёки и возмущение посыпались со всех сторон. Грибоедову пришлось переделывать любимую комедию, в которую он вложил весь талант.

Убедившись, что надежд на публикацию нет, Грибоедов поощряет распространение в списках. По некоторым оценкам, было распространено 40 000 рукописных копий.

Это огромное количество! В 1825 году была предпринята и первая попытка постановки комедии на учебной сцене театрального училища в Петербурге.

Грибоедову удалось опубликовать лишь несколько сцен из комедии — в альманахе Фаддея Булгарина «Русская Талия на 1825 год». По словам современников, Грибоедов стал раздражительным, желчным, задиристым, весёлость навсегда покинула его.

Он был дружен со многими офицерами, которые впоследствии стали декабристами. После ареста декабристов у многих был найден переписанный от руки текст «Горя от ума». После неудавшегося восстания специально посланный фельдъегерь увёз Грибоедова к следователям.

Поначалу Грибоедов заявил о своей моральной поддержке восставших, но затем сочувствовавшие ему следователи уговорили Грибоедова изменить показания. Он написал, что ничего не знал о готовившемся вооружённом выступлении. Наконец, в июне 1826 года Грибоедов вышел на свободу и вернулся на дипломатическую службу.

Он был подавлен жизненными неурядицами. Мать взяла с него клятву вернуться на службу, и Грибоедов вновь отправился на Кавказ.

Он участвовал в военных операциях, в сражениях Русско-персидской войны 1827-1828 годов, но более всего оказался полезен, как всегда, на дипломатическом поприще: добившись чрезвычайно выгодного для России Туркманчайского договора с Персией, он был послан в Россию с чрезвычайно почётной миссией — первым сообщить о заключении мирного соглашения.

Перед последним отъездом из Петербурга в 1828 году Грибоедов на булгаринском списке «Горя от ума» сделал надпись: «Горе моё поручаю Булгарину…» — в надежде, что тот сможет добиться опубликования комедии.

В это же время Грибоедов встретил юную княжну Нину Чавчавадзе, дочь своего приятеля, которую знал ещё ребёнком. Теперь перед ним была девушка, в которую он страстно влюбился и которой очень скоро сделал предложение.

Счастье длилось недолго. 30 января 1829 года произошло нападение на русскую миссию в Персии во время войны на Северном Кавказе (1818-1864). Лишь один из сотрудников случайно спасся.

Изуродованное тело Грибоедова с трудом опознали в груде трупов.

Он был похоронен юной вдовой в Тифлисе на территории древнего монастыря рядом с церковью Святого Давида, откуда прежде любовался открывавшимся видом на город и где пожелал однажды быть когда-нибудь похороненным.

Первое отдельное издание «Горя от ума» появилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 году, а полное, не искажённое цензурой издание вышло только в 1862-м.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/griboedov_a_s/istorija_sozdanija_komedii_gore_ot_uma_publikacija_proizvedenija/85-1-0-2165

Творческая история комедии «Горе от ума»

Творческая история комедии «Горе от ума»

Точно неизвестно, когда возникает у Грибоедова замысел «Горе от ума». Есть свидетельства, что первые проблески будущего творения появляются в 1816 г. и даже, что маловероятно, в 1812 г.

, но большинство биографов и исследователей творчества драматурга склоняются к двум датам – 1818 г. и 1820 г.

Точно можно лишь утверждать, что в эти годы общий план «Горе от ума» уже складывается в голове писателя.

В 1822 г. Грибоедов прибывает из Персии в Тифлис. Здесь он приступает к сочинению комедии и создает первые два акта. С ними в 1823 г. он уезжает в долгосрочный отпуск в Москву.

Поселившись в тульском имении своих ближайших друзей Бегичевых, Грибоедов переписывает начало комедии и сочиняет третий и четвертый акты. Эта рукопись сохранилась и находится в Историческом музее в Москве.

Она получила название «Музейный автограф».

В надежде поставить комедию на сцене и напечатать ее Грибоедов уехал в 1824 г. в Петербург. По дороге из Москвы в северную столицу, по его собственному признанию, его осенило, и он придумал «новую развязку» – сцену разоблачения Молчалина в глазах Софьи.

В Петербурге он продолжал совершенствовать комедию, и к осени она была закончена, но ни представить комедию на театре, ни напечатать ее не удалось. Однако комедия стала известна всей России: в департаменте друга Грибоедова, крупного чиновника, драматурга и переводчика А.А.

Жандра она была переписана во множестве экземпляров и разошлась по стране. Не было почти ни одной дворянской семьи, которая не имела бы списка или копии «Горе от ума».

Эта содержащая множество исправлений и помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, также сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».

Неожиданно удача все-таки улыбнулась Грибоедову. Дружески расположенный к нему Ф.В. Булгарин собирался издать театральный альманах «Русская Талия на 1825 год». В конце 1824 г. альманах вышел в свет, и в нем была помещена в урезанном и искаженном виде (опубликованы лишь часть первого действия и почти все третье действие) комедия «Горе от ума».

Критика, уже знакомая с комедией в целом, теперь воспользовалась опубликованными отрывками и открыто выступила с ее оценкой.

Видный критик и журналист Н.А. Полевой писал о комедии восторженно, а драматурги-водевилисты и литераторы М.А. Дмитриев и А.И. Писарев встретили ее злыми эпиграммами и нападками. Затем за «Горе от ума» вступились писатель и критик О.М. Сомов, А.А. Бестужев и В.Ф. Одоевский.

Пушкин, по его собственному признанию, «наслаждался», читая «Горе от ума», и особенно отметил меткость грибоедовского языка, сказав, что половина стихов комедии должна стать пословицами.

В то же время после размышления над комедией он высказал несколько прозорливых замечаний о нарушении правдоподобия характеров и о немотивированности комедийной интриги.

Перед отъездом полномочным посланником в Персию Грибоедов подарил список комедии «Горе от ума» Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов. 5 июня 1828 года». Эта рукопись с небольшими пометками автора получила название «Булгаринского списка».

Текст «Горе от ума» представляет собой уникальное явление, поэтому творческая история комедии получает особое значение. Дело в том, что драматург продолжал работать над комедией долгое время и не оставил окончательного текста.

Как правило, наиболее авторитетным считается текст последней авторской публикации. Однако комедия Грибоедова полностью при его жизни не была опубликована.

Знакомый всем текст составлен учеными-текстологами на основе сличения четырех источников: «Музейного автографа», «Жандровской рукописи», отрывков, опубликованных в альманахе «Русская Талия», и «Булгаринского списка».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/144706

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector