Ложный и истинный патриотизм в романе война и мир сочинение

Ложный и истинный патриотизм в романе Война и Мир сочинение

Всем известно, что главная тема романа «Война и мир» — изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Толстой в своем романе изображает как истинный патриотизм верных сынов отечества, так и показной, напускной патриотизм лжепатриотов, думающих только о своих корыстных интересах.

Об этом – в предложенном ниже сочинении по роману «Война и мир»

Сочинение «Противопоставление истинного и ложного патриотизма»

Лев Николаевич Толстой — великий художник, создавший исторический роман-эпопею «Война и мир». В этом романе наряду с историческими событиями ярко показаны представители различных слоев населения России.

При изображении своих героев Толстой в первую очередь уделяет внимание их нравственным поискам, диалектике их души. В этом он отводит важную роль вопросу о патриотизме и героизме русского народа (независимо от социальной принадлежности).

Тон повествования Толстого не содержит в себе ложно-патриотической возвышенности, автор смотрит на все события сурово и объективно, как писатель-реалист.

Мы видим в романе и верных сынов Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, и лжепатриотов, думающих только о своих корыстных интересах. Таким решением патриотической темы Толстой отразил подлинную историческую действительность.

Изображая войну 1812 г., писатель рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Когда над русской армией нависла угроза разгрома, Кутузов посылает Багратиона с четырьмя тысячами солдат через непроходимые Богемские горы навстречу французам.

Багратиону предстояло быстро совершить сложный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так автор подводит читателя к изображению первого великого сражения.

В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою:

«Он в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!».

Так же с готовностью он показывает запекшуюся кровь на одежде, говоря:

«Рана штыком, я остался на фронте. Помните, ваше превосходительство.”

Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе и все, что делает, делает для себя. Похоже ведет себя и Жирков. Когда в разгар боя его посылают с донесением на позиции левого фланга, он не ринулся смело в сторону военных действий, а стал искать генерала в стороне от боя.

В результате, из-за непереданного приказа, французы отрезали русских гусар, многие погибли, понесли поражения. Такие офицеры, казалось бы, не трусы и не глупцы, а не удостоились симпатии автора. Не могут они забыть ради общего дела свои интересы, себя и свою карьеру.

Такое отношение к долгу и делу чести Толстой не приемлет и, в противовес этому ложному патриотизму, рисует образы истинных героев и защитников Отечества в войне 1812 года.

Это была справедливая народная война против наполеоновского нашествия. Огромная армия обрушилась на русскую землю и вторглась в самое ее сердце. Русский народ грудью встал на защиту родной земли. Горячее чувство патриотизма охватило армию, народ и лучшую часть дворянства. Беззаветная вера в победу и любовь к Родине поднимали народ на борьбу против ненавистного врага.

Всеми дозволенными и недозволенными средствами истребляли французов русские мужики. Создавались партизанские отряды, кружки, всюду захватчиков ждала гибель. В этой войне проявились лучшие качества русского народа. Вся армия, переживая необыкновенный патриотический подъем, была полна веры в победу и желала ее любой ценой.

Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты надевали чистые рубашки и не пили водку, для них это был священный момент. Выиграв Бородинское сражение, Наполеон не достиг желаемого. Россия не покорилась ему. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались врагу.

Люди не думали о себе, все были подчинены одному стремлению — изгнать врага из родной земли. Большие и маленькие, мужицкие и помещичьи партизанские отряды нещадно терзали французскую армию. Вот где проявился подлинный патриотизм, беззаветная любовь к Родине.

Отряды, руководимые каким-нибудь дьячком, старостихой Василисой или поэтом-гусаром Денисом Давыдовым, наносили ощутимый вред наполеоновскому войску, всеми силами помогая своей действующей армии, руководимой любимым полководцем Кутузовым.

Толстой подчеркивает нравственную высоту Кутузова.

 «И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направил все свои силы не на то, чтобы истреблять людей и убивать, а на то, чтобы спасать и жалеть их. Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла вписаться в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».

Толстой подчеркивает достоинства Кутузова как полководца, деятельность которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное значение.

«Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа».

Толстой не раз в романе подчеркивает целеустремленность всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, руководит и поднимает дух войск.

Только воля народа, только подлинный народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе «Война и мир«.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-protivopostavlenie-istinnogo-i-lozhnogo-patriotizma-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir/

Чистый и ложный патриотизм в романе "Война и мир"

Настоящий и ложный патриотизм – это одна из основных идей романа «Война и мир».

Художественный прием сравнения в романе Толстого «Война и мир»

Несмотря на то, что система персонажей романа «Война и мир» довольно развернута, главным героем произведения является русский народ. Настоящие качества человека проявляются тогда, когда он оказывается в сложных ситуациях.

Нет ничего более ответственного, более страшного для каждого человека и для всего народа, чем война, которая, словно волшебное зеркало, способна отразить настоящее лицо каждого и сорвать маски псевдопатриотизма и притворства одних и подчеркнуть готовность к самопожертвованию, героизм других. В романе Л. Н.

Толстого «Война и мир» русский народ изображен в период преодоления тяжелого испытания в виде Отечественной войны 1812 года.

В процессе изображения войны Л. Н. Толстой использует прием сравнительного сопоставления поведения и настроений военных и светского общества. Он сравнивает 1805-1807 годы, когда бои шли за пределами Российской Империи, и 1812-й год, когда французы вторглись на территорию государства.

Ложный и истинный патриотизм в романе Война и Мир сочинение

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Главным художественным приемом, используемым автором в произведении, является антитеза.

Толстой использует этот метод и в оглавлении романа, и в создании персонажей, и в параллельном ведении сюжетных линий. В романе герои противопоставлены друг другу и своими поступками, и моральными качествами, отношением к гражданскому долгу, а также проявлением чистого и ложного патриотизма.

Олицетворение чистого патриотизма

Война коснулась всех слоев общества. Многие стараются внести свой вклад в дело общей победы. Купцы и крестьяне раздают свое имущество лишь для того, чтобы оно не досталось врагам, жители Москвы и Смоленска уходят из своих домов, не желая жить под вражеским гнетом.

Толстой с особой гордостью и с особым проникновением создает образы русских солдат. Они продемонстрировали настоящий героизм и отвагу в эпизодах боев по Шенграбеном, Асутерлицем, Смоленском и на Бородинском сражении.

Именно там и проявилось несравненное мужество солдат, их стойкость, любовь к Родине, готовность принести в жертву свою жизнь ради Отечества и свободы. Эти люди не стремятся выглядеть героями, каким-то образом подчеркнуть собственную удаль на фоне остальных, они просто стараются доказать свою преданность и любовь к Отчизне.

Невольно в романе читается идея о том, что настоящий патриотизм никак не может быть позерским и показным.

Одним из наиболее ярких персонажей, являющимся олицетворением истинного патриотизма, в романе Л. Н. Толстого выступает Михаил Кутузов. Он, назначенный главнокомандующим русскими войсками вопреки императорской воле, сумел оправдать столь высокое доверие, возложенное на него.

Замечание 2

Логичность назначения Кутузова лучше всего объясняют слова Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».

Одно из сложнейших решений, которое пришлось принять полководцу во время Отечественной войны 1812 года – это приказ об отступлении. И лишь исключительно дальновидный, опытный и глубоко патриотичный полководец мог обременить себя ответственностью за подобное решение.

Кутузов, как настоящий патриот, принимает сложное решение в пользу всего государства. Свою любовь к народу, свой патриотизм великий полководец демонстрирует и после изгнания французских захватчиков.

Кутузов отказывается воевать за пределами своего государства, он считает, что русский народ сполна исполнил свой долг перед Родиной, и считает бессмысленным дальше проливать его кровь.

Особую роль писатель в романе отводит партизанам. Их Л. Н. Толстой сравнивает с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозно и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие».

Дух искренней и настоящей любви к своей родной земле, к своему государству, характерен не только для военных, но и для мирного населения. Например, купцы бесплатно раздавали свой товар, чтобы ничего не досталось захватчикам.

А семья Ростовых, несмотря на близившееся разорение, оказывает помощь раненым. Пьер Безухов вкладывает свои средства в формирование полка и даже, невзирая на последствия, предпринимает попытку убить Наполеона.

Истинные патриотические чувства также характерны и многим представителям дворянства.

Ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Но искренние чувства любви к Отчизне, разделение народного горя свойственны не всем героям романа. Толстой настоящим борцам с врагами противопоставляет ложных патриотов, продолжавших вести шикарную жизнь в салонах, посещать балы и говорить на языке захватчика.

Читайте также:  Сочинение первый раз на катке

К таким лжепатриотам Толстой относит не только светское общество, но и большую часть офицерского состава русской армии. Большинство из них рассматривают войну как способ получения наград и возможность карьерного роста.

В романе обличается та часть офицерства, которая сидит в штабах и не принимает участия в битвах, прикрываясь рядовыми солдатами.

Прием противопоставления в изображении истинного и настоящего патриотизма – одна из идейных линий произведения. Автор считает, что чувство любви к своей Родине продемонстрировали представители простого народа и проникнутые его духом дворяне.

Те, кто в минуты всеобщего горя не находит покоя, и отражают настоящую любовь к Родине. Такая идея является одной из ключевых в романе «Война и мир». это убеждение Толстой изображает через мысли Пьера Безухова.

Молодой человек осознает, что истинное счастье – это быть в единстве со своим народом.

К лжепатриотам автор относит следующих героев:

  • Анатоля Кургаина;
  • Элен Курагину;
  • Анну Павловну Шерер.

Все сопереживание родной стране у этих людей проявляется в отказе от французского языка и французской кухни, которые были чрезвычайно популярны в то время.

Офицеры же боятся ответственности, и именно из-за этого Бородинское сражение закончилось не так, как должно было. Офицеры накануне сражения обсуждали не тактику ведения боя, а свои награды.

В таких случаях решения принимать приходится «маленьким людям», таким, как капитан Тушин.

Автор показывает, что единственной силой, способной победить врага, является русский народ, который жертвует собой ради благополучия Родины.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/chistyy_i_lozhnyy_patriotizm_v_romane_voyna_i_mir/

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» сочинение по теме — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Колоссальное прозаическое полотно «Война и мир», отразившее с невероятной искренностью и правдивостью реальные картины жизни народа в пучине сложных событий первых десятилетий XIX века, стало одним из важнейших произведений в отечественной литературе. Свое высокое значение роман заслужил благодаря серьезности проблематики. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» – одна из центральных идей, актуальность которой не проходит спустя более 200 лет.

Война – испытание характера личности

Несмотря на развернутую систему персонажей произведения, его главным героем является русский народ. Как известно, свои истинные качества люди проявляют, оказавшись в сложных жизненных ситуациях. Нет ничего более страшного и ответственного как для отдельно человека, так и для нации в целом, чем война.

Она подобно волшебному зеркалу способна отразить истинное лицо каждого, сорвав маски притворства и псевдопатриотизма одних, подчеркнуть героизм, готовность к самопожертвованию ради гражданского долга других. Война становится своеобразным испытанием для личности.

В романе русский народ изображен в процессе преодоления этого испытания в виде Отечественной войны 1812 года.

Художественный прием сравнения

В ходе изображения войны автор прибегает к приему сравнительного сопоставления настроений и поведения как военных, так и светского общества, сравнивая 1805–1807 годы, когда бои происходили за пределами Российской Империи, с 1812-м – периодом вторжения французов на территорию государства, заставившим народ подняться на защиту Отечества.

Главным художественным приемом, которым автор мастерски оперирует в произведении, является антитеза.

Метод противопоставления автор использует и в оглавлении романа-эпопеи, и в параллельном ведении сюжетных линий, и в создании персонажей.

Герои произведения противопоставляются друг другу не только своими моральными качествами и поступками, но и своим отношением к гражданскому долгу, проявлением истинного и ложного патриотизма.

Олицетворение истинного патриотизма

Война коснулась различных слоев населения. И многие стараются внести свою лепту в дело общей победы. Крестьяне и купцы сжигают или раздают свое имущество только для того, чтобы оно не досталось захватчикам, москвичи и жители Смоленска покидают свои дома, не желая находиться под гнетом врага.

С особым проникновением и гордостью создает Лев Николаевич образы русских солдат. Героизм и отвагу они продемонстрировали в эпизодах боевых действий под Аустерлицем, Шенграбеном, Смоленском и, конечно же, на Бородинском сражении.

Именно там проявилось несравненное мужество простых солдат, их любовь к Родине и стойкость, готовность пожертвовать собственной жизнью ради свободы и Отечества. Они не пытаются выглядеть героями, подчеркнуть свою удаль на фоне других, а лишь стараются доказать свою любовь и преданность Отчизне.

Невольно в произведении читается идея о том, что истинный патриотизм не может быть показным и позерским.

Одним из самых ярких персонажей, олицетворяющим истинный патриотизм в романе «Война и мир», является Михаил Кутузов.

Назначенный главнокомандующим русским войском вопреки царской воле он сумел оправдать возложенное на него доверие.

Логичность его назначения лучше всего объясняется словами Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».

Одно из самых сложных решений, которое довелось принять Кутузову во время войны, – это приказ об отступлении. Только дальновидный, опытный и глубоко патриотичный полководец мог взять на себя ответственность за такое решение. На одной чаше весов была Москва, а на другой – вся Россия.

Как истинный патриот, Кутузов принимает решение в пользу всего государства. Свой патриотизм и любовь к народу продемонстрировал великий полководец и после изгнания захватчиков.

Он отказывается воевать за пределами страны, считая, что русский народ выполнил свой долг перед Отчизной, и больше нет смысла проливать его кровь.

Особая роль в произведении отведена партизанам, которых автор сравнивает с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозно и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие».

Дух искренней любви к родной земле и государству свойствен не только военным, но и мирному населению. Купцы раздавали свой товар бесплатно, чтобы захватчикам ничего не досталось.

Семья Ростовых, несмотря на близившееся разорение, оказывает помощь раненым. Пьер Безухов вкладывает свои средства в формирования полка и даже предпринимает попытку убить Наполеона, невзирая на последствия.

Патриотические чувства свойственны и многим представителям дворянского сословия.

Ложный патриотизм в произведении

Однако не всем героям произведения знакомы искренние чувства любви к Родине и разделение народного горя. Настоящим борцам с захватчиками Толстой противопоставляет ложных патриотов, которые продолжали шикарную жизнь в салонах, посещали балы и говорили на языке захватчика.

К лжепатриотам относит автор не только светское общество, но и большинство офицерского состава русской армии. Многие из них рады войне как способу получения орденов и карьерного роста.

Автор обличает большую часть офицерства, которое ютится в штабах и не участвует в битвах, прикрываясь простыми солдатами.

Прием антитезы в изображении наигранного и настоящего патриотизма является одной из идейных линий романа-эпопеи «Война и мир». По мнению автора, истинные чувства любви к родной земле продемонстрировали представители простого народа, а также те дворяне, которые проникнуты его духом.

Те, кому нет покоя в минуты общего горя, и отражают искреннюю любовь к Родине. Эта идея является одной из основных в произведении, а также в сочинении на тему «Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир».

Данное убеждение автор изображает через мысли Пьера Безухова, который осознает, что настоящее счастье в единстве со своим народом.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21481-istinnyi-i-lojnyi-patriotizm-v-romane-voina-i-mir-sochinenie-po-teme.html

Проявление истинного и ложного патриотизма в романе «Война и мир» Л. Толстого

На страницах романа «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает патриотизм народных масс, противопос­тавляя ему полное равнодушие к судьбе своей страны и народа представителей высшего света.

Война не из­менила роскошной и спокойной жизни столичного дворянства, которая шла по-старому, была насыщена сложной борьбой различных партий, заглушаемой, «как всегда, трубением придворных трутней». «…

И из-за хода этой жизни надо было делать большие уси­лия, чтобы сознавать опасность и то трудное положе­ние, в котором находился русский народ».

Толстой разоблачает крикливый патриотизм «растопчинских афишек», написанных псевдонародным языком, лжепатриотизм петербургских салонов, по­сетители которых, воспитанные на французской культуре и утерявшие свой национальный облик, в связи с войной срочно решили не ездить во француз­ский театр, отказаться от французской кухни и пе­рейти на русские щи.

Светское общество было далеко от осмысления уг­розы, нависшей над Россией, оно продолжало жить собственными мелкими интересами: все та же борьба за власть и деньги, все те же интриги и легкий флирт.

Писатель создает яркую картину заседания в Сло­бодском дворце, где «подслеповатые, беззубые, пле­шивые» старики-дворяне, далекие от политической жизни, оторванные от народа, по-настоящему не осве­домленные о состоянии дел, были призваны спасать отечество. Ораторы же из молодых дворян упивались собственным красноречием. Все это очень не похоже на подлинный политический порыв.

Но были среди дворян и настоящие патриоты, та­кие как старик Болконский, энергично собирающий ополчение для борьбы с французами. Его разбивает паралич. Умирающий, он рыдает, оплакивая поги­бель России.

Основная мысль Толстого заключается в том, что близость к народу обогащает, наполняет содержани­ем духовную жизнь. В то время как отдаленность дво­рянского сословия от народных масс свидетельствует о скудности души его представителей, об отсутствии моральных принципов.

Чаще всего это лживые и на­сквозь фальшивые придворные типа князя Василия или карьеристы вроде Бориса Друбецкого, желающе­го «устроить себе наилучшее положение, в особенно­сти положение адъютанта при важном лице, казав­шееся ему особенно заманчивым в армии», или особо неприятные персоны лифляндских немцев наподобие Берга, который в минуту всеобщего горя не упускает возможности поживиться и занят покупкой шифонь­ерки и туалета «с аглицким секретом».

Читайте также:  Сочинение-описание по картине явление христа марии магдалине после воскресения иванова

Истинных патриотов, близких к народу, мы видим в лице Пьера, князя Андрея, Наташи. «Народная вой­на» 1812 года несла в себе огромную силу, способст­вующую очищению и нравственному перерождению любимых героев Толстого, благодаря чему они расста­лись с сословными предрассудками, стали человечнее и благороднее.

Князь Андрей, оставив свою гордыню, сблизился с простыми солдатами, понял, что главное предназначение человека состоит в служении родине, народу. Смерть обрывает его духовные искания, но сын Николенька продолжает благое дело своего отца. Нравственное обновление Пьера тоже происходит че­рез сближение с солдатами.

Показывая эволюцию этого героя, Толстой описал его увлечение европей­ской политикой, масонством, благотворительностью, философией. Но ничто не дало ему такого морального удовлетворения, как обретенная через общение с про­стым народом истина, что цель жизни — в самой жиз­ни: «Пока есть жизнь, есть и счастье».

Многих героев романа война приблизила к основам общенационального единства, приобщила к мыслям и чувствам общегосударственного масштаба, благода­ря чему они открыли в своей душе новый мир, обрели свежие, облагораживающие силы.

Примечательна в этом отношении сцена отъезда Ростовых из Москвы, прекрасна Наташа, в патриоти­ческом порыве принявшая решение вывезти раненых на семейных подводах, оставив на поругание врага до­машнее имущество.

Говоря об истинном и ложном патриотизме, нельзя не отметить разоблачение писателем «русского пат­риотизма» немцев. Это, как уже было сказано, и низкое поведение Берга, и презрительные слова Наташи, произнесенные в ответ на распоряжение матери не разгружать подвод для раненых: «…

По-моему, это та­кая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю. Разве мы немцы какие-нибудь?..» И в других эпизодах при­сутствует обличение тупого солдафонства немцев, со­стоящих на русской службе, отмечается их презри­тельное и высокомерное отношение к людям, стране, в которой они живут.

И в этом не только отражение го­рячих патриотических чувств Толстого, но и страст­ная борьба за основы русской национальной культу­ры, ее традиций, переживания за влияние на нее ино­странных веяний, ослабляющих сознательность определенных слоев общества, несущих в себе разру­шительную силу.

Ведь только знание своих истоков, истории культуры страны и ее народа делает человека истинным патриотом своей родины.

Источник: http://5litra.ru/soch/172-proyavlenie-istinnogo-i-lozhnogo-patriotizma-v-romane-voyna-i-mir-l-tolstogo.html

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Истинный и ложный патриотизм в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Роман Льва Николаевича Толстого посвящён трагическим страницам истории нашей Родины -войне с Наполеоном.

Непобедимая, казалось, армия императора шла победоносным маршем по Европе в 1805 — 1807 годах. Россия, заступаясь за своих союзников, неоднократно терпела поражение.

И вот наконец после лицемерно заключенного мира, в 1812 году Наполеон внезапно нападает на нашу страну.

       Теперь настроение русских значительно меняется, ведь война идёт не за какие-то неведомые чужие страны, а за свою Родину, за Россию. Эту мысль высказывает князь Андрей в беседе с Пьером перед Бородинским сражением. Князь Андрей осознаёт народную природу войны и говорит об этом своему другу. 

       Действительно, на страницах романа мы встречаем множество случаев, когда обычные солдаты проявляли истинный патриотизм, гибли, защищая родину на батареях, где Пьер наблюдает за сражением, в ужасе видя гибель солдат, с которыми за несколько минут до этого разговаривал. Писатель с восхищением говорит о партизанах или описывает поступок купца Ферапонтова, отдавшего все товары из своей лавки солдатам, поясняя, что если что-то останется, он это сожжет, лишь бы только не досталось французам.

       Уезжая из Москвы, многие люди уничтожали свои дома. Семейство Ростовых отдало все подводы для перевозки раненых, хотя граф и его жена, безусловно, понимали, что это означает для семьи полное разорение.

       Истинный патриотизм проявляют князь Андрей, Пьер Безухов, Николай Ростов, Петя, который мог не участвовать в сражении, но очень хотел послужить Отечеству. Эти герои противопоставлены в романе другим, которым свойственны совершенно иные чувства. На словах многие из них тоже патриоты, но на деле думают о себе и своем удобстве, а не о том, чтобы защитить родину.

Это и посетители модных салонов, которые в знак протеста пытаются разговаривать не по-французски, а по-русски, полагая, что эта жертва и есть высшее проявление патриотизма. Писатель с осуждением изображает Берга, который нашел для себя «уютное и покойное» местечко в штабе. Его абсолютно не беспокоит судьба России.

Хотя он и пытается выступать с патриотической речью, но она дается ему с трудом. Берг всё время теряет нить, не вовремя, как ему самому кажется, бьет себя в грудь, пытаясь изобразить сильное чувство. Совсем иначе он разговаривает о «шифоньерочке», которая так приглянулась ему.

Тут речь Берга делается гладкой и по-настоящему эмоциональной, потому что к красивой вещице у него гораздо более выраженное нежное чувство, нежели к своему Отечеству.

       Смельчак Долохов тоже ведет себя совсем недостойно; он и в самом деле храбро сражался и достоин похвалы и награды, но при этом долго в так явно стремится эту награду получить, так тщательно перечисляет все свои заслуги и даже демонстрируют рану, которую он получил во время сражения, что читателю сразу становится ясно: всё, что Долохов делает, он делает не ради России, а ради самого себя, ради почестей и наград. В начале произведения князь Андрей тоже мечтал о славе и подвигах, но он одумался и перерос это детское стремление, потому что для князя Андрея всё-таки важнее было служить Родине и людям. Долохов же, который от природы очень эгоистичен, избалован, так и не смог изменить своего отношения и перестать тщеславиться. 

       Своим произведением Лев Толстой стремится показать истинный патриотизм простых людей, которые совершают подвиги так же просто и скромно, как они живут. Не зря писатель делает вывод, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В ложном патриотизме всего этого нет. А значит, нет никакого величия.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/627-sochinenie-na-temu-istinnyj-i-lozhnyj-patriotizm-v-romane-lva-nikolaevicha-tolstogo-vojna-i-mir.html

Истинный и ложный патриотизм в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" | Литература для всех

Скачать файл

Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры.

В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой, кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья».

Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые — патриоты по сути — отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю.

В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов».

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. «Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

    Гневно обличает Толстой московского генерал-губернатора и главнокомандующего Московским гарнизоном графа Ростопчина, из-за своего высокомерия и трусости не сумевшего организовать пополнения для героически сражавшейся армии Кутузова.

По распоряжению графа Растопчина, по Москве расклеиваются глупые «афишки», призывающие  жителей города не оставлять столицы, а затем, Растопчин, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

С возмущением рассказывает писатель о карьеристах — иностранных генералах типа Вольцогена. Они отдали Наполеону всю Европу и «приехали нас учить — славные учителя!»

Среди штабистов Толстой выделяет группу людей, желающих только одного: «…наибольших для себя выгод и удовольствий… Трутневое население армии». К числу таких людей относятся Несвицкий, Друбецкой, Берг, Жерков и другие.

Берг в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках.

Борис Друбецкой, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».

Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением воз­буждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти ».

Читайте также:  Фамусовское общество - сочинение для 9 класса

О каких «других» лицах идет речь? Разумеется, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо.

Перед Бородинским сражением ополченцы надевают белые рубахи, готовясь стоять насмерть. Защитники батареи Раевского погибают все, но никто не отступил, никто не бросил позиции. Полк князя Андрея Болконского восемь часов стоял под артиллерийским огнем, две трети солдат и офицеров погибло, но они до конца проявляли выдержку и мужество.

Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот.

«Тащи все, ребята, не оставляй французам!» — кричит он русским солдатам. А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк.

И что заставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны, желание помочь в общем горе.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в опасности». А его сестра Наташа освобождает подводы для раненых, хотя без семейного добра она останется бесприданницей.

Истинные патриоты в романе Толстого не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины. 

Источник: https://xn--80aaxunszl.xn--p1ai/articles/writers/tolstoy/istinnyj_i_lozhnyj_patriotizm_v_romane_l_n_tolstogo_vojna_i_mir/

Читать реферат по литературе: "Истинный и ложный патриотизм в романе "Война и мир""

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
десяти тысяч чернового текста. Некоторые из частей эпопеи переписывались много раз, отдельные сцены переделывались, по словам Толстого, “до бесконечности”.

Но в итоге неутомимой и напряженной роботы автора явился роман, составивший целую эпоху в истории русской культуры.

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчиваются в 1821-м, в эпилоге); в романе действуют свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, даже купечество.

Один из основных вопросов, который волнует Толстого — это вопрос о патриотизме и героизме русского народа, он рассмотрен в романе очень глубоко. При этом Толстой не впадает в ложно-патриотический тон повествования, а смотрит на события сурово и объективно, как писатель-реалист. Автор говорит о своем романе и о верных сынах Отечества, готовых отдать свою жизнь за спасение Родины, о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях. Таким решением патриотической темы Лев Николаевич отразил подлинную историческую действительность. Она заключается в изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своём романе и о верных сынах Отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своих корыстных целях.

В романе “Война и мир” Толстой создал объёмную и многогранную картину войны. Но в этом произведении читатель видит не скачущих воинов с развернутыми полотнищами знамён, не парад и блеск побед, а обычные военные будни. На страницах романа мы встречаемся с рядовыми солдатами, видим их нелёгкий, тяжелый труд.

Писатель вводит нас во внутренний мир обыкновенного на первый взгляд человека. Но он показывает нам, что и такие неприметные люди могут быть интересны и привлекательны своей душевной красотой. Автор раскрывает нам, читателям, поэзию духовной жизни героя.

Часто трудно разглядеть истинное лицо человека под наслоениями суеты повседневной жизни. Писатель показывает, что нужно уметь видеть в каждом человеческое достоинство, ту божественную искру, которая не позволит совершить человеку по-настоящему подлый поступок.

В экстремальных ситуациях, в моменты великих потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутреннюю сущность, те или иные качества своей натуры.

В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой — кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья».

Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, а вторые являются ими и отдают жизнь во имя общей победы или оставляют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали,

Источник: https://referat.co/ref/380874/read?p=3

Истинный и ложный патриотизм и героизм в понимании Л. Н. Толстого в романе “Война и мир» – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Замысел «Войны и мира» восходит к роману Толстого «Декабристы», над которым писатель начал работать в 1856 году. Героем произведения должен был стать декабрист, возвращающийся с женой и детьми из ссылки.

Однако постепенно временные границы романа расширяются, заставляя автора все больше погружаться в исследование исторических событий и жизни русского общества в целом. Да и само произведение перестало быть просто романом, став, как предпочитал называть его сам писатель, книгой.

«Это не роман, — говорил Толстой, — еще менее поэма, еще менее историческая хроника». В «Войне и мире» отражены все стороны русской действительности того времени, все ее положительные и отрицательные черты.

А настоящим нравственным испытанием для героев становится испытание войной. Именно при столкновении с масштабной, всеобъемлющей трагедией проявляются истинные душевные качества и раскрывается человеческая сущность. Именно в этих условиях и становится понятно, кто настоящий патриот, а для кого патриотизм был лишь маской. На протяжении всего романа ведущей является «мысль народная».

Именно с народом писатель связывает все положительное, истинное. Потому что народ проявляет неподдельную заботу о будущем своей страны, без напускного хвастовства, решительно встает на защиту Родины, преследуя благородную цель: пусть даже ценой собственной жизни отстоять Россию, не уступить ее врагу.

Народ понимал, что решается судьба отечества, и предстоящее сражение считал общим делом. В этом едином народном воинстве, охваченном общей идеей, автор прорисовывает образы отдельных героев.

Мы видим Василия Денисова, боевого гусарского офицера, храброго, мужественного, готового на дерзкие действия и решительные поступки.

Видим Тихона Щербатого, крестьянина, вооруженного пикой, топором и мушкетоном, который умеет «сгребать» противника, брать языка и «залезать в самую середину французов».

Этот самый храбрый человек в партии Денисова, он более всех других побил неприятеля, а помогают ему в этом смекалка, ловкость и ум.

«Скрытая теплота патриотизма» проявляется и в семье Ростовых, и в семье Болконских, и во взглядах Пьера Безухова, и даже у Катишь, которая говорит: «Какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу». В своем произведении Толстой решительно «срывает маски».

Показывая призрачную жизнь высшего общества, он раскрывает и то, каким неестественным, наигранным является на самом деле их патриотизм.

Так, Берг, у которого вообще не было ничего святого, который в самое тяжелое время мог думать о приобретении «прелестной шифоньерочки», с наигранным пафосом восклицал: «Армия горит духом геройства… такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они выказали в этой битве…

нет никаких слов достойных, чтобы их описать…». Бросая красивые слова, посетители аристократических салонов обнаруживают все то же равнодушие ко всему, кроме своих корыстных интересов. Сословными интересами проникнуты и «патриотические» настроения дворянской Москвы.

Идея народного ополчения вызывает в них опасение, что крестьяне наберутся вольного духа. Дного ополчения вызывает в них опасение, что крестьяне наберутся вольного духа. «Лучше еще набор…

а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, только один разврат», — говорил один из дворян, собравшихся в Слободском дворце.

У другого оратора, «нехорошего игрока в карты», «патриотизм» проявляется в исступленном крике: «Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию». Отсутствует дух единения и царя с народом в сцене встречи в Кремле.

В толстовском изображении Александра отчетливо проступают черты позерства, двуличия, жеманства.

В последних двух частях романа Толстой воспроизводит широкую и величественную картину народного сопротивления французскому нашествию.

Исход войны решило «возбуждение ненависти к врагу в русском народе», вылившееся в партизанское движение.

И хотя Наполеон жаловался Кутузову и императору на нарушение обычных правил военных действий, партизаны делали свое благородное дело. Они «уничтожали великую армию по частям…

были партии… мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов».

Здесь сказалась вся мощь народа, который вилами и топорами уничтожал, по выражению Тихона Щербатого, «шаромыжников» и «миродеров». В борьбе с врагом у отрядов Долохова и Денисова проявились неподдельный энтузиазм и неистовство. Это была, по меткому выражению автора, настоящая «дубина народной войны».

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/istinnyj-i-lozhnyj-patriotizm-i-geroizm-v-ponimanii-l-n-tolstogo-v-romane-vojna-i-mir-sochinenie-po-vojna-i-mir-tolstoj-l-n/

Ссылка на основную публикацию