Люди с горячими сердцами в пьесах островского гроза и бесприданница

Люди с горячими сердцами в пьесах Островского Гроза и Бесприданница

Перед вами – очередное сочинение по творчеству великого русского драматурга Островского А.Н. Оно посвящено поэтическому образу «горячего сердца». Сочинение подойдет ученикам 10 класса.

Тема «горячего сердца» в пьесе «бесприданница»

А.Н. Островский через все свои произведения проводит образ великой русской реки Волги как символ красоты, чистоты, силы и мощи родного края. В его пьесах нас обступают страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя красоту, чистоту и свет.

Волны Волги – единственно возможное место освобождения Катерины, два десятилетия спустя на берегу той же реки обрела смерть Лариса — героиня пьесы «Бесприданница».

Река Волга, как река жизни, вбирает в себя жизни отдельных людей — ее ручейков- притоков и полниться, чтобы в один прекрасный момент смыть всю грязь и нечисть, промыть окна в ‘‘темном царстве”, впустить “луч света”.

В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».

В «Беспридакнице» темное царство претерпело существенное изменение.

Здесь «значительные лица в городе» — европеи­зированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменили расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери, и “блестящий” барин-судовладелец Паратов.

За внешним лоском хозяев жизни — бессердечное дыхание мира купли-продажи, циничного торга, бесконечного накопительства. Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка для них – лишь товар, ее и ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку. Перед роковым выстрелом, Карандышев говорит:

«Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».

И героиня, преданная мнимыми друзьями и человеком, которого любила, наконец прозревает и видит свое место в этом обществе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…». Умирающая женщина благодарит своего убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Пылкая Лариса ищет любви: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — замечает Кнуров. Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Карандышев своим выстрелом дает ей избавление от страшной жизненной западни. Она уже была готова принять условия богача Кнурова:

«…Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты… Я не нашла любви, так буду искать золото».

Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

В «темном царстве» красота —всегда проклятие, красота — всегда гибель.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-tema-goryachego-serdtsa-v-pese-bespridannitsa/

Люди с горячими сердцами в пьесах Островского "Гроза" и "Бесприданница"

Александр Николаевич Островский – один из тех выдающихся писателей, которые оставили невероятно яркий, громадный по своему значению след в истории развития русской литературы. И если Александр Сергеевич Пушкин подарил нам всем поэзию, раскрывшуюся под его мастерским пером в наивысшей своей степени, то Островский стал достойным отцом русской национальной драматургии.

Читая пьесы Островского, невольно погружаешься в мир, созданный автором; чувствуешь то, что чувствуют герои, следишь за каждым их движением и словом. Герои словно оживают на страницах произведения.

Оживают, чтобы наставить, научить своего читателя, чтобы дать ему духовную пищу для размышлений, заставить задуматься и, если это будет необходимо, призвать к действию.

Так говорит с нами Катерина в пьесе «Гроза»; так взывает к нам Лариса со страниц «Бесприданницы».

Когда берешься за чтение того или иного произведения, неосознанно начинаешь искать в нём героя, наиболее близкого твоему сердцу. Начинаешь искать того, кто, быть может, отличается от всех других.

Если в чёрном ночном небе зажжется одна-единственная звезда, неужели мы устремим свой взор в мрак? Нет. Свет, исходящий от звезды, непременно заставит нас обратиться к нему.

Именно такой звездой, вдруг вспыхнувшей белоснежным, чистым огнем среди темноты, стала Катерина, главная героиня пьесы Островского «Гроза».

Что привлекает нас в Катерине еще с самых первых страниц? Она – обыкновенная девушка с обыкновенной, ничем не примечательной судьбой. Выйдя замуж, Катерина навсегда оставляет дом, где прошло всё её детство, и попадает в мир, чуждый ей – в «тёмное царство».

Здесь нет понятия любви и чести, доброты и понимания; всё это заменяют собой деньги; а где есть деньги, там есть власть, унижение, ложь, корысть. «…честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Там, куда по неизбежности судьбы попала Катерина, живут люди такие же тёмные, как и само царство. Это и Кабаниха, притворяющаяся благочестивой и набожной, а притом унижающая всякого, кого посчитает ниже самой себя; это Дикой, который, осознав полную свою власть и безнаказанность, «нападает» на слабых, оскорбляя и гнобя их: «Ты — червяк.

Захочу — помилую, захочу — раздавлю». А между тем, никто из жителей города не решается противостоять им, не осмеливается дать отпор «самодурству». Тихон, сын Кабанихи, прогибается под матерью, как колос под ветром.

Он – яркий пример слабости, малодушия и ничтожества, неспособности постоять за себя, а тем более – за окружающих: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где уж мне своей волей жить!». Не уступает в безволии Тихону и Борис, возлюбленный Катерины, испугавшийся назревающей «грозы» и бросивший девушку в полном одиночестве, без поддержки и опоры.

Единственный человек, помимо Катерины, которому удается вырваться из рук Кабановой – её дочь Варвара. Тем не менее, ошибочно утверждать, что Варвара пошла против устоев «тёмного царства» — она двинулась в обход. Ей чужды муки совести и стыда за содеянные грехи. Девиз Варвары: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Можно ли сказать тоже самое о Катерине? Отнюдь. Катерина – образ чистый и светлый. В отличие от людей, окружающих её, девушка не чувствует себя счастливой в мире, где нет ни любви, ни свободы. Её душа жаждет света, потому что сама преисполнена им.

Катерина искренняя и честная, в ее благочестивом сердце нет и не может быть никакого обмана: «Обманывать-то я не умею… Скрыть-то ничего не могу…» Катерина умеет мечтать. Легко ли сохранить это бесценное умение, будучи запертой в «тёмном царстве» ?..

«Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…»

Катерина не видит другого выхода из темноты, кроме как посредством смерти. Смерть в ее понимании – освобождение. Она не способна, подобно Варваре, всю жизнь лгать и притворяться. Обман не приносит ей счастья – он гнетет её. И Катерина решается. Не смотря на свою искреннюю веру в Бога, она не боится и того, что ждёт ее после смерти.

Катерина знает, что идет на тяжкий грех, но это не пугает её. «Грех? Молиться не будут? Кто любит, тот и будет молиться». В её сознательном решении расстаться с жизнью нет проявления слабости и малодушия. Напротив, сделав этот нелегкий шаг, Катерина предстает перед нами как личность сильная, решительная и, самое главное, способная бороться.

Бороться против того, что не принимает её чистая душа.

Еще одним ярким примером живой человеческой души, попавшей в мир бездушия, является Лариса Огудалова, главная героиня драмы Островского «Бесприданница», которая сталкивается уже не с «тёмным царством», как было в «Грозе», а с холодным, жестоким миром буржуазных отношений.

На смену грубому, даже дикому Дикою, которого не интересует ровным счетом ничего, кроме денег, приходит образованный, интеллигентный Кнуров, планирующий «в Париж прокатиться на выставку».

Вместо Кабанихи, топчущей и уничтожающей всё на своем пути – Харита Игнатьевна, хитрая, «проворная», как выразился Вожеватов, стремящаяся извлечь выгоду из всего, над чем имеет власть: «Без хитрости на свете не прожи­вешь».

Не исчез из душ человеческих и обман. Ярким примером тому является Паратов, который, вдоволь «наигравшись» с влюбленной в него девушкой, просто-напросто бросает её. Не лучше Паратова и Карандышев.

Пускай последний и не оставил Ларису, твёрдо решившись жениться на ней, но и в нём нет истинной и подлинной любви, какой требует сердце девушки.

Любовь Карандышева – лицемерие, удовлетворение собственного чувства достоинства и эгоизма; Лариса же для него – дорогая вещь, которая, как он думает, превозносит его над другими, дает право гордиться собой. В его чувствах нет чистоты, возвышенности, искренности – всё в нем низко и недостойно.

Лариса вынуждена жить в мире, где всё можно купить и продать. В мире, где нет ничего высокого, бесценного – всему назначена своя цена; имея деньги, можно получить всё, что угодно. Всё, что угодно, можно и продать. Кнуров и Вожеватов, не в силах решить спор, разыгрывают Ларису в орлянку, как обыкновенную вещь.

«За удовольствия платить надо…» — произносит Вожеватов в разговоре с Мокием Порменычем. Сложно, не зная контекста, даже подумать, что речь здесь ведется о настоящем, живом человеке, а не о каком-то предмете роскоши. В мире, изображенном Островским в «Бесприданнице», обесценивается, уничтожается человеческая личность.

То, что действительно имеет ценность, невозможно купить или продать; однако ни Кнуров, ни Вожеватов, ни Паратов, ни Харита Огудалова так не считают.

Не такая Лариса. Она, в отличие от других, сохранила то человеческое, что должно быть в каждой живой душе. Лариса умеет любить, и любить по-настоящему, до конца. Поэтическая натура девушки как бы поднимается над порочным миром. Недаром ее имя в переводе с греческого обозначает «Чайка».

Лариса без устали твердит матери, что желает выбраться в село, где сможет отдохнуть душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, звуки подхватывают ее и уносят прочь от всех неприятностей. В ее тонкой, чуткой и музыкальной душе звучит и русский романс, и цыганская песня, стихотворения Лермонтова и Баратынского.

Ларисын внутренний мир бесконечно богат, в отличие от Кнуровых и Вожеватовых. 

Лариса, как и Катерина, находит освобождение в смерти. Она не осмелилась убить себя собственными руками – слишком любит она жизнь, слишком дорог ей этот мир, пускай бесчувственный и серый. Выстрел Карандышева подарил свободу душе, в которой еще теплилось настоящее чувство.

Кто знает, быть может, оставшись в живых, Лариса стала бы точно такой же, как и люди, окружающие ее. Быть может, она потеряла бы то, что забрала с собой в вечность сейчас. В смерти Ларисы нет трагедии — настоящей трагедией можно назвать ее жизнь. «Я любви искала и не нашла.

На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова.

А ведь так жить холодно…» Так же, как наполненная светом душа Катерины не смогла вынести постоянно мрака, так и горячее сердце Ларисы не нашло счастья в мире цинизма и холодного расчета.

Лариса и Катерина – два светлых, чистых образа, представленные в пьесах Островского «Бесприданница» и «Гроза». Именно к ним, как к двум ярким звёздам, тянется наше сознание с первых до последних страниц произведений.

Помыслы, наполненные светом, но заключенные во мрак; души, полные жаждой свободы, но принужденные к заточению; горячие сердца, кострами вспыхнувшие в холодном мире и на недолгое время озарившие собой окружающую их тьму.

И если костры эти навсегда погасли на страницах пьес, то в сердцах читателей, в наших сердцах, они будут сиять вовеки, не позволяя смиряться, падать перед низостью и пороком, побуждая бороться, бороться за свободу, чего бы она не стоила.

Читайте также:  Описание картины весна. большая вода левитана сочинение

Маша Иванова

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Источник: https://sochinyai.ru/a-n-ostrovskij/340-lyudi-s-goryachimi-serdtsami-v-pesakh-ostrovskogo-groza-i-bespridannitsa

Драма «Горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» — вариант 2

    Островский пишет свою драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесу «Гроза» и многие другие произведения, среди которых и «Горячее сердце».

Эти три произведения писателя объединены одной темой — темой «горячего сердца». Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице», а затем и Купава в «Снегурочке» — все они относятся к одному типу женщин, женщин с «горячим сердцем».

Но, несмотря на то, что все они переживают из-за любви, то есть ее недостатка, у каждой из них своя драма.

    Раньше Островским образ женщины пылкого и чистого сердца, не принимающей и не желающей принять ужасный мир, ищущей и не могущей найти человека, достойного большой любви, противопоставлялась галерея страшных фигур «темного царства». Теперь драматург сталкивает Ларису Огудалову с жестоким миром буржуазных отношений.

    Главная тема пьесы — драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. Чья же это драма? И в чем она заключается? 

    Лариса Дмитриевна — очень хорошо воспитанная и добрая девушка. Отсюда — ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери. Но нам становится жаль девушку, уже когда мы видим ее мать.

Огудалова во всем ищет выгоду, хочет найти своей дочери богатого жениха. Для этого она учит Ларису хитростям, которые та должна применять в жизни.

Мать Ларисы — более приземленная натура, чем дочь, довольно практичная. 

    Это непонимание между дочерью и матерью, это разительное отличие их характеров сразу бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов, который ведет ей мать.

    Таким образом, уже сама жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена царившим вокруг нее непониманием и постоянным унижением. Мать Ларисы говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». 

    Самая главная же драма Ларисы — это ее душевная, сердечная драма. Разочарование в любви и предательство уже познала эта бедная девушка, когда «Сергей Сергеевич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда».

    И теперь героине ничего не остается, как выйти замуж за Карандышева. Конечно, в ее представлении он не идет ни в какое сравнение с Паратовым. Лариса верит в идеальность, в достоинства Сергея Сергеича даже после его исчезновения.

Она, несомненно, любила и любит только его, любит по-настоящему. Забыть его девушка надеется в заботах семейной жизни с Карандышевым.

Но она видит всю ничтожность Юлия Капитоныча, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих 

    От всех бед, от стыда она ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в деревню: «Я, по крайней мере, душой отдохну»,

    Душа Ларисы отдыхает и когда она поет, полностью отдается во власть чарующих звуков. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Этот мир не такой, как мир Кнуровых и Вожеватовых.

    Поэтическая натура Ларисы (ее имя в переводе с греческого означает «чайка») летит над миром на крыльях музыки, прекрасного. И когда Паратов возвращается, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов, а принадлежит к миру музыки, любви и поэзии.

    Еще до его приезда из слов самой Ларисы мы видим всю власть Паратова над нею. И он пользуется этим, увозя героиню на Волгу, снова очаровывая ее. Но нужно ли ему это? Да, Сергей Сергеич хочет весело провести время, свои последние холостые денечки.

Конечно, он очарован Ларисой искренне, но, в конце концов, почти обманывает ее. А девушка совсем не такая, как он. Она ничего от него не скрывает от «богатого барина», эта правдивость ее замечается всеми персонажами пьесы.

Но главное в отношениях Ларисы и Паратова — это то, что тут-то и проявляется ее «горячее сердце». 

    Она открыта с Сергеем Сергеевичем. В их первый разговор после разлуки на его вопрос, любит ли она его, Лариса отвечает утвердительно. Она рассказывает Паратову о причинах своего замужества. Его самолюбию льстит, что кто-то его до сих пор любит.

И с его стороны, я думаю, довольно жестоко было говорить Ларисе, что «в любви равенства нет», что «в любви приходится иногда и поплакать» женщине. Все это находит подтверждение и в их истории.

Лариса любит, плачет, страдает, а Сергей Сергеевич спокойно принимает неравную любовь.

    Самое главное для Ларисы — любовь к человеку и любовь в человеке. Она говорит Паратову об одном достоинстве Карандышева — он любит ее. Ее сердце жаждет любви, ее сердце может и хочет любить и быть любимым.

Но не любого: не такого, как Карандышев или Кнуров, а такого, каким она видела Паратова. Думая, что Паратов в ее жизни больше не появится, Лариса говорит Карандышеву, что не любит и не полюбит никого.

Но тут появляется он, ее повелитель. 

    Он видит ее красоту и прелесть, обещает ей: «Я брошу все расчеты, и уже никакая сила не вырвет вас у меня, разве вместе с моей жизнью», и зовет девушку на Волгу. Лариса же видит решительность ПАратова, видит любовь в этих словах и отдается своему счастью, а главное, она верит ему.

    Однако Кнуров и Вожеватов знают этого барина лучше. Они догадываются, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», что, «должно быть, обещания был и определенные и серьезные». Но знают они и то, что Паратов не променяет на бесприданницу миллионершу.

    Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по Волге. Лариса ждет, чтоб ее герой вот-вот сделает ей предложение, иначе для чего все эти прекрасные слова, все время, проведенное с нею. Она даже не может дождаться этого и сама просит, чтобы Паратов признал ее невестой.

Но герой обвиняет ее в необоснованной, неправомерной требовательности, даже трусит и хочет отложить разговор. И, наконец, говорит ей страшные слова: «Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны».

И буквально добивает Ларису признанием, что обручен.

    Разве это не драма? Что может быть хуже? Что теперь Ларисе ждать от жизни? Даже брак с Карандышевым не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки спасает героиню: выстрелив, он совершает «благодеяние».

    Лариса всю жизнь ждала своего единственного — честного, любящего ее. Она ждала, да не того. И ждать-то ей больше некого. А тот еще слова Карандышева, бросившего ей, что она «вещь».

А тут еще и Кнуров с Вожеватовым, разыгрывающие ее, действительно, как вещь. Это ли не драма «горячего сердца»? Лариса всю жизнь искала настоящей любви, а дождалась лишь предложения Кнурова поехать в Париж.

Все ее чувства оказались попранными, отвергнутыми и обманутыми 

    В «Грозе» горячее сердце Катерины искало любви, но в мире Кабанихи живые чувства запретны. И героиня входит в противоречие с мрачными условиями подневольного существования.

В комедии «Горячее сердце» жаждущая любви Параша находит лишь человека с отшибленными чувствами. В «Бесприданнице» Лариса никого уже найти не может, тщетны порывы ее горячего сердца в мире торжества денег.

Она сама становится вещью, принадлежностью.

    Смертью своей бросает Катерина вызов миру лабазников. Блаженными причитаниями завершаются поиски Параши. А Лариса? «Я не нашла любви, так буду искать золота» — говорит она. Золото — то же омут, и в него кинулась Лариса.

Так жестокая власть торгашеского мира обесчестила и горячее сердце женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств. Так и самая оптимистическая вера великого драматурга, вера в «горячее сердце», оказалась поруганной.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/ostrovskij-a-n/bespridannitsa/5362-drama-goryachego-serdtsa-v-pese-a-n-ostrovskogo-bespridannitsa-variant-2

А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью.В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах.

Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса «Бесприданница» , сюжет которой во многом напоминает сюжет «Грозы», но гораздо сложнее, шире и современнее. На смену невежественным диким и кабановым приходят промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами.

Бурлацкие песни на Волге сменяются пронзительными гудками пароходов. В мире наступило «торжество буржуазии», где в моде театр, выставки, романсы. «… Теперь искусство на вес золота».Более «цивилизованными», «европеизированными», степенными стали герои. Но это только внешне.

На самом же деле, если проникнуть в глубину этого «блистающего» мира, можно увидеть ту же пошлость, низость, подлость, что и раньше. За показным спокойствием таятся грубые денежные расчеты, корыстные стремления, нешуточные страсти.

Откровенный, бессовестный цинизм, холодная расчетливость, нагло идущая в наступление, уверенная в абсолютной и непререкаемой власти банкнот и чековых книжек, определяют психологию героев «Бесприданницы».

В этой удушливой обстановке эгоизма, отсутствия истинных чувств, в этом бездушном мире, в котором кипят борьба самолюбий и мелкие желания, оказывается главная героиня пьесы, Лариса Огудалова — девушка чуткая и впечатлительная, наделенная неповторимым характером, «горячим сердцем» и стремлением к настоящей жизни и любви: «Я вас всех люблю…», «Когда же меня любить будут?»

Лариса чувствует себя неуютно в этом продажном мире, где ее окружают люди, постоянно готовые или покупать, или продаваться. Ее собственная мать, озабоченная лишь тем, как бы выгоднее пристроить дочерей, не задумываясь, берет деньги у купцов. Девушка не хочет повторить судьбу своих сестер, «проданных» родной матерью. Она устала от «цыганского табора» в доме.

И потому, стремясь хоть каким-то образом сохранить человеческое достоинство, соглашается выйти замуж за Карандышева и уговаривает его уехать в деревню, не рисковать своим хрупким счастьем. Однако ее жених отравлен тем же цинизмом, что и остальные герои. Его любовь оказывается на деле лишь жаждой самоутверждения.

Потому и затевает он званый вечер, на котором собирает бывших поклонников Ларисы.

Устремленная к высокому романтическому идеалу, мечтающая о достойной человеческой жизни и стремящаяся вырваться из давящей на нее пошлой повседневности, героиня Островского рвется «за Волгу», «на ту сторону», «в лес» или «в деревню», где она сможет найти душевное спокойствие. Но все ее попытки порвать с окружающим миром: сватовство Карандышева, «дружба» с Вожеватовым, «любовь» Паратова или «содержание» у Кнурова приводят ее к тупику. Все эти «прорывы» замкнутого вокруг Ларисы круга не могут дать ей счастья и не могут изменить ее судьбу.

Героиня пьесы, человек с богатой душой, цельная натура, наполненная музыкой и лиризмом, даже в этой невыносимой «рыночной» обстановке, в этом прозаическом мире все же сохраняет способность любить, одухотворенность, искренность. Она свято верит в свой идеал мужчины — мужественного человека широкого размаха и сильных страстей.

Таким идеалом для нее становится Паратов. Лариса слепо доверяет ему и, спрашивая: «Я — жена ваша?», ничуть не сомневается в его честности. Когда же она понимает, как жестоко ошиблась, когда ей открывается истинное отношение к ней ее избранника, подлинная натура Паратова, живущего по принципу «Другие дела, другие расчеты…

» или «Найду выгоду, так все продам», — рушится вера героини в высокий идеал, ее жизнь теряет смысл.

Для нее наступает момент трагического прозрения: она разыграна в орлянку и вынуждена признать правоту жестоких слов Карандышева: «Они не смотрят на вас как на женщину, как на человека, — человек сам располагает своей судьбой; они смотрят на вас как на вещь». Лариса окончательно теряет почву под ногами.

Читайте также:  Поэт в россии - больше, чем поэт - сочинение

И все-таки она не принимает правил этого эгоистичного мира. Отправляясь на заведомо скандальную прогулку на катере с Паратовым, она говорит матери: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге».

Смерть для героини — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, единственная возможность освободиться и сохранить душу чистой и незапятнанной. А восклицание Ларисы: «Если быть вещью, то очень дорогой», — это лишь крик отчаяния. Она ни за что не согласится быть вещью, даже дорогой, она никогда не продаст свою душу.

Именно потому выстрел Карандышева не случаен. Он дает героине эту единственную возможность сохранить себя. И за это Лариса благодарит убийцу. Теперь она смягчена и успокоена, она всех прощает и счастлива, потому что вырвалась из тисков удушливого, пошлого мира. А еще потому, что наконец-то вызвала вспышку настоящего чувства — безрассудный, лишенный какого-либо расчета поступок Карандышева, освободивший ее от страшной жизни содержанки.

В пьесе «Бесприданница» перед нами раскрывается драма незаурядной женской натуры, отвергнувшей законы несправедливого мира и нашедшей в смерти свое освобождение от неволи. Финал произведения Островского трагичен. Но иначе и не могло быть.

Нет иного выхода для человека, жаждущего любви в «безлюбовном мире», который несет в душе музыку, живя в прозаичном окружении, который стремится сохранить живую, пылкую душу, находясь в среде, где человек воспринимается как вещь, в лучшем случае дорогая, подобная ценному бриллианту, заслуживающему соответствующей оправы.

Создавая образы таких людей, как Катерина из «Грозы», Лариса из «Бесприданницы», героиня сказки «Снегурочка» и многие другие, А. Н.

Островский стремился вскрыть перед нами все язвы жестокого общества, основанного на жажде наживы и власти, лишенного света, тепла, чистоты, правды; общества, где люди забыли, что такое любовь, дружба, достоинство, настоящая яркая жизнь.

Автор показал, насколько губительным оказывается такой мир для любого, кто несёт в себе хоть маленькую частичку того, что называют справедливостью, для любого, в чьем сердце горит огонь добра и света, для любого, кто стремится жить и быть счастливым. Поднятые писателем вопросы и проблемы остаются актуальными во все времена и поэтому сохраняют свое огромное художественное значение для нашей современности.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/sochineniya-10-klass/12059-drama-goryachego-serdtsa-v-pese-a-n-ostrovskogo-bespridannitsa

Драма "горячего сердца" в пьесе А. Н. Островского "Бесприданница"

Островский описывает свою драму “Бесприданница” в 1879 году, то есть в последний, третий срок своего творчества. До этого драматург уже создал свою пьесу “Гроза” и многие другие пьесы. Среди которых и “Горячее сердце”.

Эти три произведения писателя объединены одной темой – темой “горячего сердца”. Катерина в “Грозе”, Параша в “Горячем сердце”, Лариса в “Бесприданнице”, а потом и Купава в “Снегурочке” • все они относятся к одному типу женщин, женщин с “горячим сердцем”.

Но, несмотря на то, что все они переживают из-за любви, ее недостатка, у каждой из них своя драма. –

Раньше островский образ женщины пылкого и чистого сердца, не принимающий и не стремящийся принять ужасный мир, ищущей и не могущей найти человека, достойного большой любви, противопоставлялась галерея страшных фигур “темного царства”. Теперь Островский сталкивает Ларису Огудалову с жестоким миром буржуазных отношений.

Главная тема пьесы – драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. Чья же это драма? И в чем она заключается?

Лариса Дмитриевна – девица очень хорошо воспитанная и добрая. Отсюда и ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери, которое ничем непоколебимо. Нам становится жаль девушку, уже когда мы видим ее мать. Она во всем ищет выгоду, хочет найти своей дочери богатого жениха. Для этого она учит дочка хитростям, которые та должна применять в жизни.

Мать Ларисы более приземленная натура, чем дочка, довольная практичная. Это непонимание между дочерью и матерью, это разительное отличие их характеров бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее.

Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов, который ведет ей мать.

Таким образом, уже сама жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена царившим в доме непониманием и постоянным унижением. Мать Ларисы говорит: “Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”.

Самая главная же драма Ларисы – это ее душевная, сердечная драма. Разочарование в любви и предательство уже познала эта бедная девица, когда “Сергей Сергеевич Паратов в прошлом году появился, наглядеться на него не могла, а он месяца два поездил, женихов всех отбил, да и след его простыл, исчез неизвестно куда”.

И теперь ей надоело унижаться, а потому ничего не остается, как вылезти замуж за Карандышева. Конечно, у нее он е сравнение не идет. Она верит в идеальность, в достоинства Сергея Сергеича более того после его исчезновения.

Она, несомненно, любила и любит только его, любит по-настоящему. Забыть его она надеется в заботах семейной жизни с Карандышевым.

Но она видит всю ничтожность Юлия Капитоныча, более того стыдится его “высокомерия”, ведь он ничто для всех окружающих.

От всех бед, от стыда она ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет выйти в деревню: “Я, по крайней мере, душой отдохну”.

Ее личность отдыхает и когда она поет, полностью отдается во верх чарующих звуков. В ее музыкально чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Этот мир не такой, как мир Кнуровых и Вожеватовых.

Поэтическая натура Ларисы (ее имя в переводе с греческого означает “чайка”) летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках.

И когда Паратов возвращается, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов, а принадлежит к миру музыки, любви и поэзии.

Еще до его приезда из слова самой Ларисы мы видим всю верх его над нею. И он пользуется этим, увозя ее на Волгу, снова очаровывая ее. Но нужно ли ему это? Да, он хочет весело провести пора, весело проводить свои последние холостые денечки.

Конечно, он очарован ею от души, но в конце концов почти обманывает ее. А она совсем не такая, как он. Она ничего от него не скрывает, эта правдивость ее замечается всеми персонажами пьесы.

Но главное в отношениях Ларисы и Паратова – это то, что тут-то и проявляется ее “горячее сердце”.

Она открыта с Сергеем Сергеевичем. В их первый разговор после разлуки на его вопрос, любит ли она его, она отвечает утвердительно. Она рассовывает ему о причинах своего замужества.

Его самолюбию льстит, что кто-то его до сих пор любит. И с его стороны, я думаю, довольно жестоко было изрекать Ларисе, что “в любви равенства нет”, что “в любви приходится порой и поплакать” женщине.

Все это находит подтве

Источник: https://www.getsoch.net/drama-quot-goryachego-serdca-quot-v-pese-a-n-ostrovskogo-quot-bespridannica-quot/

Тема "Горячего сердца" в творчестве А.Н. Островского

    Островский 
с мастерством раскрывает  тему угнетенной, униженной женщины, и не только женщины, а всех тех, кто вынужден находиться под гнетом власть имущих, кто находится в плену «темного царства». Человек, обладающий деньгами, имеет власть, и от того, каков этот человек, зависит судьба окружающих. В пьесе «Лес» Иван Восьмибратов и Раиса Павловна препятствуют счастью Петра и Аксюши.

    В отличие от «Грозы», которая по своему жанру является драмой, «Лес» – комедия, следовательно, развязкой в пьесе должно быть торжество добра над злом, но Островский не наказывает своих героев: Раиса Гурмыжская воплощает в жизнь свое задуманное, она выходит замуж за Буланова, Восьмибратов получает приданое за Аксюшу, а влюбленным ничто не мешает быть счастливыми. Здесь можно было бы поставить точку, если бы Островский не преследовал иной цели. Писатель не ставит задачи наказать героев, а желает показать нравственное торжество над «темным царством».

    ««Лес» 
– дебри, звериный быт, невежество» (символично название усадьбы – «Пеньки», как символ разорения и разворовывания, приобретающих национальные масштабы) (Штейн 1973: 88). «Тут все в порядке… как в лесу быть следует.

Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец, – говорит Несчастливцев, – зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр — дремучий бор? Зачем мы спугнули сов и филинов? Что им мешать?» (Островский 1974: 3; 337).

    Пьеса заканчивается монологом Несчастливцева, обличающего «темное царство». «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы.

Мы коль и любим, так уж любим; коль и не любим, так ссоримся или деремся; коль и помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству.

А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы» (Островский 1974: 3; 338).

  •     В комедии проявились основные черты 
    драматургии Островского: умение через 
    семейно-бытовой конфликт показать важные общероссийские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры. 
          
          
     
  •                             Глава третья
  •                        Победа «горячего сердца»

    В «Горячем сердце» Островский соединил две жанровые разновидности комедии: народную и сатирическую. Хотя многие критики приняли пьесу в штыки, причисляя ее к неудавшимся и даже запоздалым пьесам про «темное царство», однако «Горячее сердце» – это пьеса особая, не похожая на другие пьесы при заметных внешних сходствах.

Станиславский отметил, что в основе поэтики «Горячего сердца» лежит реалистический гротеск (Журавлева 1981). Драматург сознательно заострил условность изображения жизни в этой пьесе, вовсе не стремясь к бытовому правдоподобию.

При создании комедии задача Островского состояла в том, чтобы показать столкновение «горячего сердца» с сатирически осмеянным миром зла и, конечно же, победу героини в этой борьбе.

    В «Горячем сердце» в отличие от «Грозы» все более упрощено, но это условлено тем, что жанром пьесы является комедия.

    Наряду с героями старого, домостроевского мышления, в «Горячем сердце» появляется герой, который является человеком нового времени. Это богатый подрядчик Тарас Тарасыч Хлынов.

Но его пьяные выдумки, его хамская самоуверенность и сознание полной безнаказанности также восходят к традиционным в драматургии Островского чертам типа самодура и хозяина жизни. Он своим мышлением и поступками недалеко ушел от Дикого.

Вероятно, этим Островский хотел показать, что буржуазия, приходящая на смену развратному дворянству, ничем не лучше и также не оправдала надежды писателя. Драматург сатирически и насмешливо обличает самодурство, но уже в новом обличии. Таким же самодуром является Курослепов, отец Параши.

Курослепов – ничего не делающий, всего, что только ему надо, достигший, погруженный во сны, олицетворяет животное начало в человеке. Он дошел до последних ступеней потери человеческого образа. Нелепость его существования подчеркивается полной путаницей в представлениях о яви и сне, потерей реального ощущения времени и паническим страхом светопреставления.

    Мотив светопреставления присутствует и в пьесе «Гроза» (вспомним случай с Катериной на бульваре) Но если в «Грозе» ад для Катерины был символом наказания за измену, то у Курослепова – это просто животный, бессмысленный и неосознанный страх.

    Однако образы Хлынова и Курослепова – это не только «достопримечательности» глухого калиновского быта. Их фигуры имеют не только местное, провинциальное значение.  Они воплощают в себе всю дикость и косную отсталость отечественной буржуазии.

Задачей Островского было не просто продемонстрировать эту плеяду калиновских самодуров, «его поэтический сюжет состоял в том, чтобы показать победу горячего сердца над всей жестокостью и неправдой этой жизни.

Именно с этой целью калиновским самодурам противостоят положительные герои пьесы» (Журавлева 1981).

    Параша, пожалуй, самая дерзкая из героинь с горячим сердцем в пьесах Островского: бунт героини несет открытый характер, это, действительно, борьба за свою свободу. «И ты говоришь: покорись? Ну, изволь… Я покорюсь.

Читайте также:  Сочинение великодушие и доброта

Я покорюсь, только вот я тебе при отце говорю – это в последний раз, – запомни ты мои слова! Вперед я, когда хочу и куда хочу, туда и пойду.

А коль и ты меня станешь останавливать, так докажу я вам, что значит у девки волю отнимать», – заявляет Параша своей мачехе Матрене, этим доказывая, что она готова на все, чтобы быть свободной, но, конечно же, в пределах нравственной дозволенности, потому что героини Островского тем и особенны, что единственным законом для них является именно закон совести и нравственности (Островский 1974: 3; 96). Характер Параши корнями уходит в народное творчество: она полностью соответствует главному герою сказки, который борется за освобождение своей любимой из темного царства Кощея Бессмертного, только здесь, наоборот, девушка следует за своим любимым, которого забрали в рекруты.

     
«Эта сказка именно о героине, 
девушке с горячим сердцем, 
потому что ей принадлежит 
активная роль в столкновении 
со злом, в защите воли, которая 
и есть здесь главным объектом 
борьбы, именно воля, а не любовь.

Любовь же героини, бесстрашная 
и не останавливающаяся ни перед какими преградами – это уже, так сказать, способ ее борьбы, проявление ее горячего сердца», – пишет Журавлева (Журавлева 1981).

Вообще вся пьеса «Горячее сердце» пронизана фольклорными мотивами: «отношения мачехи и падчерицы, наговор мачехи на падчерицу – линия Матрены и Параши; сдача жениха в солдаты – Вася и Параша; треугольник – муж жена и работник – Курослепов, Матрена и Наркис; исполнение всех желаний – хлыновская линия» (Журавлева 1981).

Но «Горячее сердце» не просто инсценировка сказки, здесь все перенесено на реальную почву, чуждую фольклору (например, хлыновские чудеса объясняются его миллионами). Но иногда в комедии мы находим характеристику персонажей не такую, как в сказках: например, в сказках кроткая и покорная падчерица  принимает все обиды, а Параша не желает уступать Матрене и вступает с ней в борьбу.

    Протест Параши не конкретизирован, ее вольнолюбие 
несет неопределенный, абстрактный 
характер. «Сяду я да подумаю, как люди на воле живут, счастливые. Эх, да много счастливых-то? Уж не то чтобы счастья, а хоть бы жить-то по-людски… вон звездочка падает.

Куда это она? А где-то моя звездочка, что-то с ней будет? Неужто ж опять терпеть? Где это человек столько терпенья берет? (Задумывается, потом запевает): Ах ты, воля, моя воля, воля дорогая/Воля дорогая, девка молодая/Девка по торгу гуляла… » (Островский 1974: 98).

Песни в пьесе – это выражение желаний и грез героини, именно песнями она поэтически уточняет свои монологи о свободе.

    Островский 
настолько цельно изобразил характер Параши, что на ее фоне другие кажутся несовершенными. «Максимализм Параши в требованиях к людям тоже не бытовой, а песенный и не может быть истолкован в бытовом значении», – поясняет Журавлева. (Журавлева 1981).

Хорошо это видно в той сцене с Васей, где она уговаривает его проситься на Кавказ. В ответ на его опасения, что там его могут убить, Параша возражает: «Ну, что ж: один раз умирать-то, по крайности мне будет плакать о чем. Настоящее у меня горе-то будет, самое святое» (Островский 1974: 3; 124).

Звучит это довольно странно, а вот в сказке или в песне по-другому и быть не может. И то, что Вася не проявил энтузиазма на предложение Параши проситься на Кавказ, и то, что он пошел в шуты к Хлынову, – все это окончательно роняет его в глазах Параши.

Вася в конце пьесы требует, чтоб отдали все то, что якобы принадлежит ему: «Да уж теперь я строго, потому не смей он порочить! Я с него за бесчестье… Он меня в солдаты, а я по его милости, должен был в кабалу идти. Уж я теперь за все это его дочь могу требовать смело.

Мы хоть люди маленькие, а нас тоже марать-то зачем же! Нет, уж теперь  дочь подавай. Все знают, что я к ней через забор лазил, в  городе-то не утаишь» (Островский 1974: 3; 158).

    Эти слова окончательно раскрывают глаза 
Параше, и она видит, насколько этот человек ничтожен, а Гаврилу, которого она в течение всей пьесы не замечала, оценивает по достоинству.

Разочаровавшись в любви к Васе Шустрову, Параша выходит замуж за Гаврилу, с трудом заслужив право на выбор. «Чтобы у нас брани не было! Отдавай меня за того, кого я сама полюблю.

А уж ты меня не неволь! А то ежели я выйду против воли да с моим сердцем, так добра не жди», – говорит она Курослепову (Островский 1974: 3; 162).

    «Горячее 
сердце» – это, несомненно, одна из самых оптимистических пьес Островского, где, как в сказке, добро побеждает зло, где в финале читатель не чувствует разочарования и неудовлетворенности.

Здесь все расставлено по своим местам: злодеи Матрена и Наркис наказаны, предатель Вася Шустров отвержен любимой за свое малодушие, а главная героиня пьесы Параша воссоединилась с человеком достойным ее, с приказчиком Гаврилой.

Как ни странно, Островский в «Горячем сердце» вознаграждает героиню за стойкость характера и силу духа. Даже в комедии «Лес» дальнейшее счастье Аксюши и Петра кажется сомнительным, а здесь все имеет свою идейную завершенность.

    А.Н.

Островский утверждал в своих произведениях высокие нравственные принципы, искал в русской жизни силы, которые хотя бы в моральном отношении могли бы противостоять стихии безудержного хищничества, унижения человеческого достоинства.

В своих произведениях драматург ориентировался на людей добрых, отзывчивых, наделенных нравственной стойкостью и душевной твердостью. Таковы Параша («Горячее сердце»), Мелузов («Таланты и поклонники»), Аксюша («Лес»).

    Комедия «Лес» (1870) подводит итог первому пореформенному десятилетию. В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой: постепенное разорение «дворянского гнезда», духовный упадок их владельцев и те нравственные столкновения, в которые оказываются вовлечены люди в условиях нового времени.   
      
   

                                               Глава четвертая

    Попытки протеста и поражение «горячего 
сердца»

    В пьесах 70-80-ых годов тема «горячего сердца», разоблачающего «темное царство», занимает также важное место.

Здесь уже «темное царство» представлено не отсталым, живущим по домостроевским законам купечеством, а уже европеизированной буржуазией.

Купцы нового времени уже не невежественные представители «темного царства», а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

    Помимо 
«народной трагедии» («Гроза»), сатирической комедии («Лес»), Островский на позднем этапе своего творчества создает произведения в жанре психологической драмы. Одним из лучших примеров этого жанра по праву считается пьеса «Бесприданница». Ее нередко сопоставляют с «Грозой», и, в известной мере, это справедливо.

Между «Грозой» и «Бесприданницей» двадцать лет, и их разделяет одно из самых важных исторических событий России – реформа по отмене крепостного права. «Гроза» – главное произведение дореформенной драматургии Островского, «Бесприданница» же вбирает в себя многие мотивы пореформенного творчества драматурга.

Похожи эти пьесы и тем, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Важно и то, что в обеих пьесах существенную роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.

Но различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира «Грозы» и «Бесприданницы».

    «Бесприданница» — драма буржуазной эпохи, и это 
решающим образом влияет на ее проблематику. Если душа Катерины в «Грозе» вырастает 
из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова – человек нового времени, порвавшего связи с вековыми народными традициями и освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести.

    Лариса — девушка незаурядная, с чистой душой, хотя она и является частью того мира, который ее окружает.

    Некоторые считают, что Лариса уступает Катерине в цельности характера, и одной из причин является то, что она отравлена блеском золота и не хочет прозябать с жалким, бедным мужем. Но это можно объяснить тем, что Катерина никогда не имела нужды в деньгах, а Лариса выросла в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший, где без хитрости и обмана существовать невозможно.

    И все же Лариса не утратила простоты и чистоты души. «Не глупа, а 
хитрости нет, не в матушку.

У той все хитрость, да лесть, а эта вдруг, ни с того, ни с сего, и скажет, что не надо», – говорит о Ларисе Вожеватов (Островский 1974: 5; 15).

Ее «простоватость», как кажется Вожеватову, это дорогие Островскому искренность и способность самозабвенно любить: «А уж как она его (Паратова) любила, чуть не умерла с горя… Бросилась догонять» (Островский 1975: 5; 15).

    Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны, водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Изящество и благородство для нее является не нормальным состоянием семьи, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей.

Для Хариты Огудаловой льстивость и хитрость – основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом.

Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха: «И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь», — советует дочери Харита Игнатьевна (Островский 1975: 5; 33).

Источник: https://www.turboreferat.ru/literature/tema-goryachego-serdca-v-tvorchestve/73142-374177-page3.html

Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница»

Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края.

Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «горячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.

В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Катерина, почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки

обрела смерть Лариса, человек «горячего сердца» из пьесы «Бесприданница». В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии: жестокая реалистическая стихия «темного царства» и романтическая, просветленная взволнованность «горячего сердца».

Мир диких и кабаних в «Бесприданнице» претерпел существенные изменения. Здесь «значительные лица в городе» — европеизированные дельцы Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов; невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харита Игнатьевна, мать Ларисы Огудаловой, ловко торгующая красотой дочери. Здесь блистает барин — судовладелец Сергей Сергеевич Паратов.

Но за внешним лоском этих хозяев жизни — тяжкое дыхание бессердечного мира купли-продажи, циничного торга, беспощадного приобретательства. И Кнурову и Вожеватову безразлично то, что происходит в душе Ларисы, девушка-бесприданница для них является лишь товаром, ее красоту они попросту разыгрывают в орлянку.

Карандышев перед роковым выстрелом говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека… они смотрят на вас, как на вещь».

И героиня соглашается, она наконец прозревает и понимает свое место в этом обществе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек…» Смертельно раненная женщина благодарит убийцу, она не хочет жить в мире, в котором «ни от кого… не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно».

Женщина пылкого сердца, Лариса ищет любви, в ней нет никакого расчета, пошлости: «Ведь в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет», — замечает Кнуров.

Но ее любовь поругана, для Паратова она лишь развлечение, вид спорта: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву». Выстрел Карандышева приносит ей избавление от страшной жизненной западни: ведь она уже была готова принять условия богача Кнурова: «…Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты… Я не нашла любви, так буду искать золото».

Золото — тот же омут, и в него уже была готова кинуться Лариса. Так циничная и жестокая власть торгашеского мира убивает «горячее сердце» женщины, не нашедшей человека, достойного высоких чувств.

В этом «темном царстве» красота — проклятие, красота — гибель, или физическая, или духовная.

(No Ratings Yet) Драма «горячего сердца» в пьесе Островского «Бесприданница»

Источник: https://home-task.com/drama-goryachego-serdca-v-pese-ostrovskogo-bespridannica/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector