Нравственный выбор — сочинение-рассуждение 9 класс

  • Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
  • «Острожская средняя общеобразовательная школа»
  • Проект урока
  • русского языка в 9 классе
  • Что такое «нравственный выбор»?
  • или
  • «Обучение сочинению-рассуждению 15.3 – одному из альтернативных заданий на ОГЭ по русскому языку»

Подготовила Петрова Е.Ю.,

  1. учитель русского языка и литературы
  2. высшей категории
  3. с. Острожка,2015

Нравственный выбор - сочинение-рассуждение 9 класс

ТЕМА УРОКА: Что такое «нравственный выбор»?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Цель урока: Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 15.3 части 3 экзаменационной работы.

  • Задачи:
  • образовательные: повторение знаний обучающихся о типах речи, об особенностях сочинения-рассуждения;
  • развивающие:развитие речемыслительных способностей учащихся, коммуникативных навыков, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ предложенного текста из ОБЗ, отбирать необходимый материал для создания собственного текста публицистического характера;
  • воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся;
  • Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
  • Организационные формы: беседа, групповая работа, самостоятельная работа,практикум;
  • Средства обучения: компьютер, экран, презентация, буклет, разные виды словарей (Толковый, орфографический)
  • Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Использование цифровых образовательных ресурсов: текст ОБЗ,иллюстративные материалы интернет — ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства — Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку Беспаловой Т.В., учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3 г. Мыски Кемеровской обл.

Ход урока

1.Актуализация знаний.

— Приходилось ли вам в жизни делать выбор?

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Анализ произведения отцы и дети тургенева

Оценим за полчаса!

— Знаете ли вы, что такое нравственный выбор?

Найти ответ на этот вопрос иподготовиться к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему 15.3 части 3 экзаменационной работы поможет наш урок.

2. Повторение.

— Какие типы речи вы знаете?

— Каковы особенности сочинения-рассуждения?

Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?

— Какова схема построения сочинения-рассуждения?

3. Работа над созданием сочинения – рассуждения 15.3.

1) Просмотр презентации Беспаловой Татьяны Васильевны, учителя русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3 г. Мыски Кемеровской обл.о требованиях к созданию этого вида сочинения (15.3).

2) Чтение текста из Открытого банка заданий учителем или заранее подготовленным учеником.

Нравственный выбор - сочинение-рассуждение 9 класс

  1. 3)Анализ содержания прочитанного текста
  2. — Какое впечатление произвёл на вас данный текс?
  3. — Какова тема этого текста?
  4. — Какова его основная мысль?
  5. 4) А теперь прочитаем, как сформулировано задание к этому тексту:
    1. Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

      Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

      Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  • Учитель: это задание и будет алгоритмом дальнейших действий по созданию собственного текста сочинения-рассуждения.

4.Практикум по созданию собственного текста сочинения-рассуждения.

( Используем в помощь буклет. Автор-составитель Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 3 г. Мыски Кемеровской обл.)

1) Выдвижение тезиса.

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова нравственный выбор.

— Слов здесь два. Как определить лексическое значение целого выражения?

  1. Самостоятельная работа:
  2. 1 группа — работа со словарём;
  3. 2 группа — готовые определения из Интернет;
  4. 3 группа – самостоятельно сформулированное определение;
  5. Отчёты групп о работе.
  6.           Из Интернет:

Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: подчиниться или остаться самим собой, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, жизненными ценностями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике. 

  • 2) Комментарий к тезису.
  • Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
  • В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах человек может совершать нравственный выбор.
  • Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
  • 3)Аргументы + примеры.
  • 1-й аргумент — из прочитанного текста (цитата или № предложения).
  • (Поиск аргументов в тексте,
  • защита собственного мнения)
  • Задание: найдите в буклете речевые клише, которые помогут от тезиса перейти к 1 аргументу.
  • 2-й аргумент — из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; истории из жизни известных людей или ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из литературных произведений и СМИ и т.п.).

  1. (обсуждение в группе и представление
  2. другим группам аргументов из личного опыта)
  3. Привели примеры:
  4. -Подвиг С.Солнечникова;

-Подвиг человеческий и героический А.Соколова из рассказа «Судьба человека» и др.

Задание: найдите в буклете речевые клише, которые помогут от 1 аргумента перейти ко 2 аргументу.

4) Вывод.

Вывод в сочинении – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Задание: найдите в буклете речевые клише, которые помогут сформулировать вывод.

5)Знакомство с образцом готового сочинения из Интернет и оценка его по критериям:

         Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: подчиниться или остаться самим собой, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять.

Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, жизненными ценностями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

Обратимся к тексту Э.Ю.Шима. Герой текста Гоша на первый взгляд безвольный, застенчивый и боязливый мальчик.

Но в критической ситуации он, не раздумывая, делает свой выбор и совершает настоящий подвиг: плашмя, животом, падает на горящую ракету, чтобы спасти девочку, которая ему нравится.

Героический поступок мальчика говорит о том, что он настоящий мужчина, готовый ценой собственной жизни спасти жизнь другого человека.

Свой нравственный выбор сделал и герой рассказа Ирины Крамшиной «Попрыгунья-стрекоза». Когда Макс узнал, что у его матери больная почка и ей срочно требуется операция, он принимает осознанное решение стать для неё донором.

Этот выбор свидетельствует о том, что, несмотря на все разногласия и ссоры, сын любит свою мать и желает ей только добра.          Таким образом, делая нравственный выбор, человек показывает окружающим своё истинное лицо.

(174 слова)

(оценка по критериям идёт в группах)

5. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Сможете ли применить полученные знания?

Слово учителя: Конечно, наша жизнь так устроена, что часто мы оказываемся в ситуации выбора, нравственного выбора. Что это такое, вы теперь знаете. Помните, чтоделая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, жизненными ценностями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике.

6. Задание на дом.

1)Используя буклет, составить собственный шаблон к сочинению;

2)написать сочинение – рассуждение на тему 15.3: «Что такое нравственный выбор?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2(два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-v-9-klassie-chto-takoie-nravstviennyi-vybor.html

Что такое нравственный выбор?

Нравственный выбор — это выбор человека, сделанный на основе его жизненных убеждений. Три варианта сочинений с аргументацией и примерами помогут лучше Вам понять данную тему как для ОГЭ, так и для общего развития.

Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…»)

Нравственный выбор - сочинение-рассуждение 9 классОпределение понятия

Нравственный выбор – совокупность действий и поступков, слов и мыслей в зависимости от морального и нравственного опыта человека. Другими словами, это правила, которые каждый человек устанавливает сам для себя, и применяет их в различных жизненных ситуациях.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте А.Г. Алексина повествуется о становлении характера людей в юные годы, о разном отношении к жизни двух школьников – Вани и Сени Голубкина.

На противопоставлении этих образов автор пытается показать, что некоторые люди не постесняются обвинить других во всех своих несчастьях, способны при этом пойти нечестной дорогой. Таков Сенька. Ваня же обладает более глубокой душевной организацией.

В порыве сочувствия он берет на себя вину одноклассника, но тот отвечает ему презрением вместо благодарности. Однако вера в людей в душе Ваньки настолько сильна, что он осознает: по одному только человеку нельзя судить о качествах всего человечества.

Аргумент из личного опыта

Все мы знаем, что в одной и той же ситуации люди способны повести себя абсолютно по-разному. Наглядный пример – отношение к бездомным животным. Одни способны приютить грязного, дрожащего на морозе котенка, обогреть его, накормить, вымыть. А другие могут просто не обратить внимания на истошно кричащий серый комочек и пройти мимо.

Заключение

Нельзя думать только о себе, о собственном благополучии. Каждый из нас несет определенную ответственность за все, что происходит с окружающими людьми. Порой одно вовремя сказанное слово способно полностью изменить судьбу человека. В жизни очень важно делать правильный нравственный выбор.

Второй вариант сочинения (по тексту Э.Ю. Шима «Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение…»)

Определение понятия

Нравственный выбор – то, на что способен решиться человек во имя других людей, знакомых или чужих, родных или незнакомцев. Некоторые обладают настолько чуткими сердцами и глубокими душами, что готовы рискнуть собственной жизнью во имя спасения рядом стоящего человека, путь он и ведет себя не позволительно грубо, легкомысленно.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте Э.Ю. Шима рассмотрена ситуация нравственного выбора молодого человека, который долгое время терпит от девочки, которая ему нравится, всевозможные издевательства. Она то просит его тайно принести духи матери, то поджигает самодельную ракету его товарищей.

Автор уверен, что таким образом она пользуется любовью мальчика, его первыми настоящими чувствами. От этого она становится жестокой, переходит границы дозволенного. Но как только жизнь Верочки оказалась в опасности, Гоша, не задумываясь, бросился на подожжённый снаряд.

И кто знает, чем закончилась эта жестокая шалость девочки…

Аргумент из личного опыта

Часто люди готовы жертвовать своей жизнью и здоровьем во имя других. Известно множество случаев, когда мужчины или женщины без страха бросались в горящий дом и выносили оттуда детей и животных. В тот момент они с легкостью совершали свой нравственный выбор – лучше рискнуть собой, чем позволить кому-то погибнуть.

Заключение

Думаю, что не все способны на такие подвиги. Очень часто люди стараются оставаться в стороне от происходящих катастроф. Но мы не вправе судить их, у каждого есть свои причины поступать так или иначе. Просто это другой нравственный выбор.

Третий вариант сочинения (на примере текста В.К. Железникова «Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет…»)

Определение понятия

Нравственный выбор – способность человека предпринимать те или иные действия, не взирая на общепринятые нормы и понятия. Тут все зависит только от него самого, от его воспитания, понятий, жизненного опыта, внутреннего самосознания.

Аргумент из прочитанного текста

Так, в рассказе В.К. Железникова описана банальная жизненная ситуация. Папа подарил маме букет цветов на 8 Марта, и мама предложила сыну взять с с собой несколько веточек мимозы, чтобы делать приятное его соседке по парте – Лене Поповой.

Когда оказалось так, что он оказался единственным, кто подарил цветы девочке из всего класса, его начали высмеивать. Дети часто жестоки.

Витя, став предметом насмешек одноклассников, так расстроился и разозлился на мать, что даже не смог почувствовать, какой поступок он совершил – теперь Лена навсегда запомнит этот день, и эти цветы, и Витю. Возможно, впоследствии он поймет, что делать людям приятное – не стыдно.

Аргумент из личного опыта

Действительно, часто в жизни приходится делать свой нравственный выбор, основываясь на мнении окружающих. К примеру, если коллектив выбрал кого-то для битья, то общаться с ним сможет не каждый. А тот, кто на это решится – сам станет объектом издевательств одноклассников. Вот только если мы будем принимать решения, основываясь на мнении большинства, то это будет уже не наш выбор.

Заключение

Очень важно принимать в жизни правильные решения. Нужно стараться не обращать внимания на тех, кто считает, что проявлении симпатии или просто доброго отношения к окружающим – это постыдно. Нельзя заключать сделки с совестью, ведь с тем нравственным выбором, который мы совершаем, жить только нам.

Источник: https://spadilo.ru/chto-takoe-nravstvennyj-vybor/

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку — примеры сочинений

Нравственный выбор - сочинение-рассуждение 9 класс

Люди ежедневно сталкиваются с жизненными обстоятельствами, когда необходимо принять трудное для себя решение, выбрав между добром и злом, равнодушием и состраданием, истиной и ложью. Как поступить? Какими принципами руководствоваться? Именно этот вопрос нравственного выбора волнует и автора текста Е. Гришковца.

Раскрывая проблему, писатель рисует обычную жизненную ситуацию. Молодой человек по имени Костя, потерявший работу и нуждавшийся в деньгах, случайно находит чужой бумажник.

Автор показывает, какая борьба чувств происходит в герое после того, как он кладёт бумажник в карман: сначала «сердце страшно стучало», «он чувствовал, что весь вспотел».

Несмотря на своё затруднительное материальное положение, герой принимает решение: он заходит в гостиницу, чтобы найти владельца «большого бумажника». Костя поступает честно, он не может присвоить себе чужое. Таков его выбор.

В поступке героя рассказа, на мой взгляд, отражена позиция автора: Е. Гришковец пытается донести до читателей мысль о том, что человек должен всегда поступать по совести, жить честно и достойно и не поддаваться минутным соблазнам.

Невозможно не согласиться с мыслями писателя. Совесть человека всегда останется чистой, если он будет стремиться к справедливости, добру, искренности, если будет готов пожертвовать своим комфортом и удовольствием ради других людей. С проблемой нравственного выбора сталкиваются и многие литературные герои.

Вспомним, например, как Раскольников, герой романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, познакомившись в трактире с Мармеладовым, идёт его провожать.

Затем Родион, нищий и задавленный бедностью, отдаёт своему новому знакомому последние гроши, сердится на себя это, хочет вернуться, но в то же время осознаёт, что всё равно отдал бы эти деньги.

Несмотря на противоречивость поведения героя, мы видим, что он способен сочувствовать, помогать обездоленным.

Неправильный выбор заставляет совестливых людей страдать, размышлять над причинами своих плохих поступков и пытаться как-то найти выход. Так, Петр Гринев, герой повести А.

Пушкина «Капитанская дочка», вырвавшись из-под опеки родителей, сразу же в Симбирске проиграл Зурину сто рублей. Чтобы расплатиться, он просит деньги у Савельича, при этом оскорбляет его, грубит ему.

Потом герой раскаивается, чувствует себя виноватым, просит прощения у старика.

Таким образом, люди всегда должны осознавать последствия своих поступков, прежде чем принять какое-то важное решение. Выбор будет правильным тогда, когда тебе не придётся испытывать муки совести и чувство стыда.

Исходный текст

Источник: https://saharina.ru/metod/ege/essays/?name=essay31

Нравственный выбор — сочинение ОГЭ

Примеры сочинений — показать сразу »»

Одна из тем сочинения ОГЭ — Нравственный выбор (задание 9.3). Учащимся предстоит написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Как вы понимаете нравственный выбор?»

Рекомендации по написанию сочинения

  • Дайте свое определение понятия «нравственный выбор».
  • Объясните, почему именно так вы определяете это понятие.
  • Приведите два примера в качестве аргументов вашего рассуждения.
  • Один пример должен быть из литературного текста, второй пример может быть из жизни.

Среди текстов могут быть произведения Куприна, Зощенко, Булгакова («Мастер и Маргарита»), Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина («Капитанская дочка», Гринев и Швабрин).

Что такое нравственный выбор — рассуждения с аргументами

Нравственный выбор — это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения. Это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой.

Каждому человеку не раз приходилось принимать важные решения, как поступить.

Не всегда легко разобраться, какой поступок будет более правильным, но в любом случае человек, делая выбор, должен опираться на нормы морали.

В тексте Ю. Яковлева есть пример, подтверждающий мои мысли. В нём каждый из героев сделал свой нравственный выбор. Шофёр, не задумываясь, бросился в ледяную воду спасать другого человека. Актриса Сергеева не чувствует себя благодарной за спасение своей жизни и отказывается приютить у себя больного человека всего лишь на неделю, потому что ей это неудобно. Девочка Алиса ведёт незнакомого человека к себе домой, потому что ему нужна помощь. Каждый из них поступает в соответствие со своими личностными качествами.

В доказательство своих мыслей приведу ещё один пример. В повести «Капитанская дочка» Петруша Гринев, невзирая на смертельную опасность, отказывается присягать Пугачёву и присоединяться к мятежникам. Рискуя жизнью, он спасает Машу Миронову, не называет на суде её имя, несмотря на то что это могло бы помочь ему избежать обвинений в измене.

Таким образом, нравственный выбор определяется личностными качествами человека, его моральными убеждениями и взглядами на жизнь.

Нравственный выбор — это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения. Это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. Каждому человеку не раз приходилось принимать важные решения, как поступить.

Не всегда легко разобраться, какой поступок будет более правильным, но в любом случае человек, делая выбор, должен опираться на нормы морали.

В тексте Ю. Домбровского есть пример, подтверждающий мои мысли. Мальчик поймал краба и хотел сделать из него сувенир. Он посадил его под кровать и ждал, когда краб умрёт, чтобы его засушить.

Но потом мальчик понял, что он не может больше смотреть, как в мучениях умирает живое существо, и выпустил краба на волю. «У каждого скотства есть какой-то естественный предел.

А я перешёл его», — говорит он, объясняя свой поступок.

В доказательство своих мыслей приведу ещё один пример. В повести «Капитанская дочка» Петруша Гринев, невзирая на смертельную опасность, отказывается присягать Пугачёву и присоединяться к мятежникам. Рискуя жизнью, он спасает Машу Миронову, не называет на суде её имя, несмотря на то что это могло бы помочь ему избежать обвинений в измене.

Таким образом, нравственный выбор определяется личностными качествами человека, его моральными убеждениями и взглядами на жизнь.

Нравственный выбор — это ситуация, в которой человеку приходится принимать трудные для себя решения во благо других, ориентируясь на свою совесть и представления о морали. Чаще всего подобный выбор происходит, когда человеку приходится делать в непростых жизненных ситуациях, поэтому часто приходится выбирать между смелостью и малодушием.

С таким же нравственным выбором сталкивается герой из текста Александра Куприна Буланин. Он по своей воле позволил «старичкам» оторвать пуговицы, которые его мама старательно пришивала.

Это осознание приводит Буланина к выводу, что «он совершил против неё нехороший, низкий и трусливый поступок», тем самым проявив малодушие.

Данный пример показывает, что, совершая нравственный выбор, нужно думать о последствиях.

Другой пример можно найти в произведении Александра Пушкина «Капитанская дочка». Приятель главного героя — Швабрин при захвате Белогорской крепости также сталкивается с нравственным выбором: защищать крепость до конца или примкнуть к Пугачёву.

Он проявляет малодушие и присоединяется к бунтовщикам. В итоге, Швабрин предстаёт перед читателем в цепях, как один из изменников Родины. К тому же, он обвиняет Гринёва в измене, из-за чего того тоже судят.

Тем самым Швабрин проявляет ещё большее малодушие.

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственный выбор — это самый сложный выбор в жизни человека. Когда его совершаешь, очень важно прислушиваться к голосу совести, не поддаваясь малодушию.

Показать весь список сочинений по русскому.

Источник: https://school-mosreg.ru.com/sochinenie-oge/nravstvennyj-vybor/

Что такое нравственный выбор? Сочинение-рассуждение на тему 15.2 и 15.3

   Я думаю, автор, говоря, что

хотел показать, как мальчик расстроен тем, что ему приходится обманывать родителей.
   Гоша понимает, что поступает неправильно, и пытается избежать совершения некрасивого поступка.  Все его поведение говорит об этом. «Но как же я… Вера, мне же… Ну, неудобно…

», — говорит он. В предложениях 33-34 наглядно показано, как Гоша не хочет выполнять приказ Верочки («беспомощно смотрит», «плетётся» в квартиру).
   Но тихому, застенчивому мальчику очень хочется нравиться девочке, и он выносит духи.

Однако Гоша остро чувствует свою вину, поэтому, чтобы скрыть свои чувства, сердито и свысока разговаривает с Верой.

   В заключение хочется сказать, что Э.

Шим своим рассказом показывает нам, как тяжело делать выбор и как совесть нередко заставляет раскаиваться сразу по совершении проступка.

   Нравственный выбор – выбор, совершаемый человеком в соответствии с его морально-этическими представлениями. 
   Мы сталкиваемся с подобной дилеммой каждый день: солгать или сказать правду, помочь или пройти мимо и т.д. Каждый решает для себя, у многих различное мнение на этот счёт. Сказать однозначно, что верно, довольно сложно. Мы следуем своим правилам, и на наше поведение в этом плане влияет многое из далекого детства. Обычно ребенка учат делиться, говорить правду, различать добро и зло в самых примитивных ситуациях. По мере взросления задачи усложняются, однозначно положительные или отрицательные персонажи почти не встречаются. Нередко один нравственный выбор влияет на всю оставшуюся жизнь. 
   В качестве аргумента для сказанного можно привести пример выбора мальчика Гоши из рассказа Эдуарда Шима. Мы видим, как Гоша ворует духи своей матери для того, чтобы понравиться девочке Вере. Уже в момент преступления он чувствует угрызения совести, потому что понимает, как этим он огорчит родителей. Его надменность в отношении с Верочкой демонстрирует недовольство её жизненной позицией, а также обиду на самого себя, на свою трусость. Видя раскаяние мальчика, мы прощаем Гоше его проступок.
   Еще одним примером, доказывающим, что нравственный выбор нередко влияет на судьбу человека, может служить образ главного героя из рассказа Л.Н. Толстого «После бала». После увиденного кошмара, связанного с наказанием солдата, герой отказывается от возлюбленной, от дальнейшей государственной службы, хотя он и мог сделать блестящую карьеру, дабы не причинить вреда людям, даже случайно.

   Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что нравственный выбор – важнейшая часть жизни каждого. Он учит нас быть ответственными за свои поступки, он определяет в людях степень человечности.

Перейти к исходному тексту

Перейти к сочинениям по заданиям 15.2 и 15.3

Ликвидация безграмотности плюс…

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

(Шарль Луи Монтескье)

Источник: https://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-oge/chto-takoe-nravstvennyy-vybor-sochinenie/

Сочинение 9.3 «Нравственный выбор»

(1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон.

(3)Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу.

(5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе.

(10)Он пользовался ею расчётливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.

(12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.

(17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью.

(23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
(По Ю.

Трифонову)*
* Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

Готовое сочинение 9.3 «НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР»

          Часто в жизни нам приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации: сказать правду или солгать, помочь или остаться равнодушным, устоять или поддаться искушению. Такого рода решения называются нравственным выбором. Делая его, человек руководствуется моралью, совестью, представлениями о жизни.

Докажу это примерами из жизненного опыта и прочитанного текста.
         В тексте Юрия Трифонова мальчик Глебов имел авторитет в классе благодаря тому, что его мать работала билетёршей в кинотеатре. За счет этого ему удавалось ходить на просмотры фильмов без билета, а иногда и одноклассников проводить.

Но проводил он далеко не всех, а только тех, в дружбе с кем был заинтересован, от которых что-то можно было взять взамен (предложение 10). Это и есть нравственный выбор Глебова: корыстное общение ради собственной выгоды, а не ради дружбы.
         В комедии А. С.

Грибоедова «Горе от ума» нам показан секретарь Фамусова Алексей Молчалин, который делает свой нравственный выбор в пользу карьеры, «теплого местечка». Для этого он лицемерит, обманывает, льстит и отказывается от собственного мнения.

         Таким образом, мы пришли к выводу, что нравственный выбор – это решение человека о том, как ему поступить в той или иной ситуации: хорошо или плохо, правильно или неправильно, корыстно или бескорыстно. Это решение каждый принимает самостоятельно, опираясь на жизненный опыт, совесть и моральные принципы.

Источник: http://sdam-rus.ru/nravstvennyj-vybor/

Сочинение-рассуждение на тему "Нравственный выбор"

Нравственный выбор — это выбор между добром и злом, плохим и хорошим, положительным и отрицательным. Как правило нравственный выбор зависит от того, каких взглядов придерживается человек, его мировоззрения, воспитания, отношения к самой ситуации, в которой он оказался.

Каждый из нас хоть раз сталкивался с нравственным выбором. И даже гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Даже бытовые задачи порой содержат в себе проблему выбора: солгать или признаться, оказать помощь или проигнорировать?

Что бы мы не выбрали между хорошим и плохим, так или иначе всё влияет на нашу жизнь и жизнь общества. Творя добро, мы приумножаем его уровень через других людей. Творя зло, общество приходит к естественному разложению. Люди становятся злее, уровень доверия падает, общество перестает существовать вместе, всё больший приоритет приобретает эгоизм.

К сожалению, в наше время всё весьма плачевно. Мир больше не основывается на взаимопомощи и поддержке. Люди перестали ценить друг друга. И как бы это цинично не звучало, миром правят деньги и власть.

Однако это вовсе не значит, что нам пора забыть о морали и нравственности. Совсем наоборот. Какая запущенная бы ситуация не была, мы всегда можем изменить мир к лучшему.

Достаточно просто сделать правильный выбор.

Но и в реальной жизни не без проблемы. Например, идёте вы по улице и видите котёнка. Он худой, маленький, грязный, дрожащий от холода, насквозь мокрый из-за недавно прошедшего дождя.

Жалобно мяукает, смотря на вас умоляющими глазами.

Что же вы выберете? Сделаете вид, что очень спешите, или остановитесь? Возьмёте котёнка к себе домой, пригреете, отмоете и накормите, позже найдёте хозяина или оставите себе? Здесь тоже дело нравственного выбора.

Лучше всего моральные качества раскрываются в экстренных ситуациях, когда человеку даётся минимальное количество времени на раздумья. В такие моменты у человека нет возможности думать о своей выгоде и о выгоде других, о том, что ему даст то или иное действие.

Мозгу приходится принимать решение быстро, основываясь лишь на ранних принципах и убеждениях человека. И такое решение может быть весьма неожиданным, способно поразить даже самого человека и окружающих.

И тут одни проявят с себя с хорошей стороны, а другие раскроют свою истинную натуру, какой бы она не являлась на первый взгляд.

Принципы и убеждения прежде всего зависят от окружения человека. Поэтому важно серьёзно подойти к выбору друзей, приятелей, компании и даже рабочего коллектива. Люди вокруг нас формируют наши взгляды, привычки, позиции, моральные устои и принципы.

Находясь в компании местного быдла, вы вряд ли когда-нибудь начнёте стремиться к высокому. Если ваши друзья — целеустремлённые и разносторонние личности, то вы скорее всего начнёте им соответствовать. У вас начнут формироваться правильные взгляды.

Следовательно, и моральный выбор будет склоняться в лучшую сторону.

Наши убеждения действительно сильно влияют на наше будущее. Выбирая добро, мы обрекаем себя на уважение среди нужных и правильных людей, на новые знакомства и дальнейшие связи. Выбирая зло, мы рискуем стать навечно одинокими и ненужными.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/writing/sochinenie-rassuzhdenie-na-temu-nravstvennyj-vybor/

Что такое нравственный выбор?(По тексту Э.Шима.)

   Каждый день людям приходится делать нравственный выбор: что предпочесть, как поступить? Есть особые ситуации, в которых от принятого решения зависит не только твое удовлетворение или разочарование, но и чья-то жизнь. Человек, оказавшийся в ситуации выбора, должен принять трудные для себя решения во благо другой личности, решить, готов ли он пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием, а иногда и жизнью.

 В тексте Э. Шима рассказывается о том, как в ситуации нравственного выбора оказался застенчивый и боязливый мальчик Гоша. Когда его взбалмошная подружка Верка поджигает хвост ракеты и склоняется над ней, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом,  «вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету». Вот она, минута подвига!

Как вести себя в ситуации нравственного выбора каждый год, по подсчетам сотрудников МЧС, оказываются около 10 детей нашей страны.

Кто они эти мальчики и девочки, совершившие недетские поступки? Один слыл в школе отстающим, никогда не был лидером в классе, а потом взял, да и спас, рискуя жизнью, четверых детей.

Другой мальчик спас друга от смерти, когда ему было всего пять лет. Маленькая девочка вынесла из горящего дома младшего брата…

Таким образом, как литературные герои, так и мои современники уже в детские годы испытали себя на прочность, оказавшись в ситуации нравственного выбора.

Евгений 

Текст 11.2 (из повести Э. Ю. Шима «Ребята с нашего двора»)

           (1)Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение. (2)Остался один Гоша. (3)Дежурит у подъезда и ждёт кого-то…

(4)Вот наконец она появилась. (5)Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6)Верочка.

– (7)Привет, – говорит Верочка и поёживается. – (8)Холодно ещё… (9)Дай куртку.

(10)Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками. 

– (11)Тебе отец из Англии чего-нибудь привёз?

– (12)Ага. (13)Вот, смотри, транзистор.

– (14)А матери привёз чего-нибудь? (15)Духи, например? (16)Принеси посмотреть.

– (17)Но как же я… (18)Вера, мне же… (19)Ну, неудобно…

– (20)Тогда становись на голову. (21)Ну?!

– (22)Брось, Верк… (23)Не надо…

– (24)Сейчас же встань на голову!

– (25)Ну, пожалуйста… 

(26)Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку. (27)Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

– (28)Кто главный? – спрашивает она.

– (29)Ну, ты…

– (30)Перевернись. (31)И тащи духи. (32)А то заставлю стоять на голове целый день!

(33)Вытирая ладони о свою майку, Гоша топчется беспомощно, моргает, но Верочка неумолима. (34)И тогда, отдав ей транзистор, Гоша плетётся к себе в квартиру.

(35)Торопливые шаги на лестнице, голоса: выбегают на двор Серёжка и Павлик, одноклассники Гоши, с удочками и с какой-то картонной, но грозного вида трубой.

– (36)Это ракета, – сообщает Серёжка внушительно. – (37)В лесу запустим.

(38)Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. 

(39)Дождавшись, когда мальчишки скрылись на лестнице, выходит на двор Гоша. (40)Оглядывается, протягивает Верочке голубой блестящий флакон.

(41)Гоша немного сердит: он не хотел брать этот флакон, выносить его потихоньку, но Верочка заставила. (42)Ей, видите ли, своя прихоть дороже. (43)И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: (44)«На, смотри, если хочется…»

(45)Верочка понимает его состояние. (46)И ей не нравится, что Гоша разговаривает свысока. (47)Лицо у Верочки становится задумчивое. (48)Она склоняет голову набок, прищуривается. (49)Прежде, года три назад, с таким выражением Верочка кидалась драться (и дралась почище мальчишек). (50)Теперь она не дерётся. (51)Есть другие способы.

(52)Она нехотя берёт голубой флакон.

– (53)Так, понятно… (54)А спички у тебя есть?

– (55)Спички?.. (56)Ну, в куртке… посмотри в кармане.

– (57)Ага. (58)Теперь поджигай этот хвост! – (59)Верочка показывает на оставленную мальчишками ракету.

– (60)Зачем?.. – ничего не соображая, бормочет Гоша. – (61)Что это?

– (62)Бомба. (63)Пусть бабахнет. 

– (64)Ну!.. – растерянно бормочет Гоша. – (65)Это…

– (66)Кто главный?

– (67)Верка, перестань! 

– (68)Ах так? – (69)Вера чиркает спичкой и подносит огонёк к ракетному хвосту. (70)Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке…

– (71)Верка! (72)Отойди!..

(73)Верочка демонстративно стоит над чадящей картонной трубой. (74)И тут я вижу начало подвига, его свершение и конец. (75)Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.          (По Э. Шиму)*

* Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/chto-takoe-nravstvennyj-vybor/2501-chto-takoe-nravstvennyj-vybor-po-tekstu-e-shima

Сочинение Что такое нравственный выбор рассуждение 9 класс 15.3 ОГЭ

Выбор – это всегда тяжело. Никогда не знаешь, чему лучше отдать предпочтение, какие последствия даст тот или иной вариант, в какую сторону лучше качнуть чашу весов. Лучше всего рассматривать варианты не только со стороны разума, но и со стороны нравственности, совести.

Нравственный выбор – это не просто выбор, сделанный сердцем, а выбор, правильный со стороны морали и этики. Это выбор добра или зла.

Порой нравственный выбор выпадает перед человеком в самых мелких, но подчас и в самых критических ситуациях: поднять или нет деньги, на ваших глазах случайно выпавшие из кармана прохожего, вступиться или нет за человека, которого обижают хулиганы, иногда это даже касается вопросов жизни и смерти.

Нравственность и совесть – это то, что делает человека человеком, его внутренние моральные установки и правила, которые не позволяют ему перейти черту, грань между добром и злом.

Иногда даже совестливому человеку трудно правильно сделать нравственный выбор, ведь часто темная сторона выбора завлекает человека своим искушением, соблазном. Конечно, любой выбор нужно делать с умом, но разум часто ищет выгоду, а из-за выгоды часто приходится переступать черту нравственности.

Нравственность помогает человеку не совершать в своей жизни корыстных, подлых и неправильных поступков, ориентирует его в жизни. Часто нравственность идет вместе с человеком с самого детства, во многом он получает ее от религии, в которой говорится о наказании за грехи. В основном, именно это останавливает человека от неблагонадежных действий.

Даже детские стихи, наподобие “Что такое хорошо и что такое плохо?” с малых лет приучают человека отделять добро от зла, черное от белого.

Нравственный человек обладает такими качествами как умение прощать, доброта, щедрость, понимание, умение любить и дружить, смелость, самоотверженность. Ему чужды жадность, эгоизм, злость, равнодушие, ненависть.

Я считаю, что нравственный выбор часто, действительно, не очень прост. Чтобы облегчить его, нужно стремиться к самосовершенствованию в моральном плане: учиться любить, прощать, воспитывать в себе самые лучшие и правильные качества.

Сочинение рассуждение Что такое нравственный выбор

Нравственный выбор сопровождает каждого человека по всей его жизни. Рано или поздно приходится делать выбор между тем, как лучше поступить, какие блага на данном этапе важнее, можно ли закрыть глаза на что-то ради желанной цели.

Нравственный выбор зависит от воспитания человека, ведь именно родители учат своего ребенка тому, что такое добро и что такое зло, что такое дружба и любовь, они учат, что всегда нужно говорить правду, делиться и помогать нуждающимся.

Если в детстве все кажется гораздо проще и выбор между тем сказать правду или солгать, сделать просто, то по мере взросления задача значительно усложняется, однозначное добро и зло перестают существовать, сплетаясь друг с другом, а вместе с ними и не существует единственно правильной формулы, которая позволит сделать правильный нравственный выбор, потому каждый выбирает сам для себя в соответствии со своими жизненными установками, принципами и представлениями о морали и этике.

Нравственный выбор достаточно часто влияет на то, какое человек будет занимать место в обществе, как его будут воспринимать близкие и коллеги, как сложится его судьба.

Даже, казалось, маленькая диллема может перевернуть жизнь с ног на голову.

Волевые и сильные люди, которые не хотят идти вразрез своим принципам, делая нравственный выбор, готовы пожертвовать всем, что у них есть и это имеет невероятное влияние на их судьбу.

Так, рассказ Льва Толстого “После бала” повествует о сложном жизненном выборе, который пришлось сделать герою.

Он был без ума влюблен в девушку и ради нее был готов пожертвовать всем, но однажды увидев то, как жестоко наказывают солдата-дезертира, принял решение порвать отношения с возлюбленной и оставить службу, так как она предполагала безоговорочное выполнение приказов руководства, а делать кому-то больно герой не хотел, потому выбрал другую судьбу, сделав сложный для себя нравственный выбор.

Очень важно, чтобы нравственный выбор был сделан по совести, потому что жить вопреки своим желаниям и убеждениям сложно. При этом нужно помнить и об интересах других людей, нельзя обижать своих близких и оставаться безразличным к их судьбе. Только тогда выбор будет сделан правильно и стыдно за свой поступок не будет.

Нравственный выбор многому учит человека. Сделав ошибку один раз, человек обретет бесценный опыт и уже в следующий раз будет больше думать о том, как ему правильно поступить.

Также он учит ответственности, часто молодые люди легкомысленно принимают решения, ставят свои интересы выше других, но когда приходит черед отвечать за свои поступки, понимают, насколько они были неправы и что нужно было делать по-другому.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/sochinenie-chto-takoe-nravstvennyj-vybor-rassuzhdenie-9-klass-15-3-oge.html

Сочинение 15.3: Что такое нравственный выбор? (по тексту Паустовского)

Представляем вашему вниманию несколько вариантов сочинения-рассуждения на эту тему:

Вариант 1

В жизни люди постоянно сталкиваются с выбором.

Что поделать вечером? Подготовить ли домашнее задание на завтра? Сказать правду или соврать? Бывает, что от этого выбора могут пострадать другие, бывает, что выбор способен спасти жизни.

Каждый, кто становится перед выбором, должен решить для себя, будет ли он действовать ради своей личной выгоды или приносить пользу другим, жертвуя своим благополучием.

Мать главного героя текста К. Паустовского делает выбор в пользу других: она помогает Лизе и бедному шарманщику, при этом даже не думая о том, чтобы хвастаться перед всеми, выставлять своё милосердие напоказ, явиться к бедным людям в дорогой одежде, как всемогущая покровительница.

Нет, она одевает самые простые и неприметные вещи, чтобы нищим было легче видеть в ней человека, а не какое-то высшее существо.

Её выбор был сделан ради людей, которым в жизни повезло меньше неё, и благодаря этому выбору она смогла преодолеть своё собственное желание казаться выше других.

В положении определяющего нравственного выбора время от времени оказываются даже дети. И порой, ещё даже не повзрослев, многие из них становятся настоящими героями.

Вот мальчик, он учится на тройки и четвёрки, в классе незаметен и тих… но однажды спас жизни четверых детей. Другой сохранил жизнь друга, вовремя вызвав скорую помощь.

Третья в горящем доме отыскала младшего брата и на руках вынесла его из пожара.

С нравственным выбором рано или поздно сталкивается каждый человек, и сделать его правильно очень нелегко. Это всегда испытание твёрдости характера, силы духа, ответственности и смелости.

Вариант 2

Нравственный выбор — это самостоятельное решение, которое принимает человек, опираясь на свой моральный опыт, ценности и совесть. Каждый день люди сталкиваются с проблемой нравственного выбора, результат которого может оказать влияние не только на их собственную жизнь, но и на жизнедеятельность людей, окружающих их.

По тексту Паустовского мама главного героя является богатой женщиной. Но, несмотря на свои богатства, она решает оказать помощь двум бедным людям: шарманщику и Лизочке.

При этом она не стала красоваться перед ними своими роскошными нарядами, а оделась на встречу с ними, как простая женщина: «На этот раз она даже не натянула на руки свои элегантные лайковые перчатки».

Она сделала настоящий нравственный выбор между «богатой» высокомерностью и жалостью к нуждающимся.

Еще одним примером, доказывающим мою позицию, является произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Перед главным героем повести встает выбор между женитьбой по обещанию и из-за денег. Он дал слово крестьянской девушке, что заключит с ней брак.

Но во время своей воинской службы Эраст сильно задолжался, поэтому, чтобы не остаться нищим, он решается на выгодный брак с богатой вдовой. Когда крестьянка Лиза узнает об этом, она лишает себя жизни, не сумев смириться с таким поступком Эраста.

Главный герой после смерти прежней возлюбленной еще долго не мог прийти в себя, так как понимал, что виной этому его безнравственный выбор.

Таким образом, люди постоянно попадают в ситуацию нравственного выбора. От его правильности зависит судьба не только самого человека, но и других людей, связанных с его жизнью. Люди, поступающие правильно, беспокоящиеся о будущем других, могут считаться благородными. Те, кто выбирают иной путь, считаются безнравственными и бесчеловечными.

Дополнительные аргументы по теме:

  1. Из литературы: Обратимся к произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой романа стал участником дули из-за своей нравственной ошибки. Его хорошему знакомому показалось, что Евгений флиртовал с его невестой во время безобидного общения. Это и было причиной дуэли. Но Онегин понимал, что его общение с Ольгой — это всего лишь обычная, повседневная и шуточная беседа. Однако, Евгений не может признаться в этом своему другу и уронить своё достоинство в глазах окружающего общества, поэтому он соглашается на дуэль. Сделав неверный нравственный выбор, Онегин убил своего хорошего друга, но показал обществу, что он может постоять за свою честь.
  2. Из истории: Уматгирей Артаганович Барханоев был участником обороны Брестской крепости. Все его сослуживцы были убиты, а он один остался в живых. Он не сдался в плен, не отступать к своим, а продолжал убивать нацистов в одиночку. Когда наступала ночь, он совершил вылазки из своего убежища и нападал на немецких солдат. Однако, вскоре его поймали. Немцы были поражены отвагой, смелостью и силой духа этого солдата, поэтому, убив, похоронили его с почестями. Нравственный выбор Барханоева был сделан в пользу защиты своей Родины от врага, а не в пользу своего самосохранения.

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/480_sochinenije-15-3-na-temu-chto-takoje-nravstvennyj-vybor-po-tekstu-paustovskogo/

Ссылка на основную публикацию