Образ города в поэме медный всадник пушкина

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

А.С.Пушкин

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

Медный всадник

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

Тема урока

  • Образы Петра и Петербурга в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

Нам предстоит выявить, что нового привнес А.С.Пушкин в осмысление темы

  • «Человек и история»,
  • «Личность и эпоха»,
  • «Человек и власть».
  • Мы займемся исследованием, т.е. глубоким изучением обозначенной проблемы через анализ текста

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

Создание поэмы

  • Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 г. Полностью эта «петербургская повесть» не была разрешена Николаем I к печати, и лишь ее начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы».

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

В стихотворении «Стансы» у Пушкина есть строки

  • То академик, то герой,
  • То мореплаватель, то плотник,
  • Он всеобъемлющей душой
  • На троне вечный был работник
  • А каким предстает перед нами Петр в поэме «Полтава» и «Медный всадник»?

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

  • Петр Великий принадлежал к числу любимейших героев Пушкина. Он внимательно изучал его жизнь, посвящал ему восторженные строфы, вводил как действующее лицо в свои произведения.

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

  • Пушкин всегда видел в нём и крайнее проявление самовластия, деспотизма.

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

   На берегу пустынных волн Стоял он , дум великих полн, И вдаль глядел

  • И думал он:
  • Отсель грозить мы будем шведу,
  • Здесь будет город заложен
  • Назло надменному соседу.
  • Природой здесь нам суждено
  • В Европу прорубить окно

Образ города в поэме Медный всадник Пушкина

  • . Чтобы окончательно сделать своего героя чистым воплощением самодержавия, чтобы и во внешнем облике отличить его от живых людей, Пушкин переносит действие своей повести на сто лет вперед («Прошло сто лет…») и заменяет самого Петра – его памятником, «горделивым истуканом».

Открытие памятника Петру i

Транспортировка «Гром-камня»

Это был первый конный памятник русскому царю

  • Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770.
  • Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло.
  • Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев.
  • Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году.
  • Сравните, как представлен образ Петра Первого в поэмах «Полтава»и «Медный всадник»
  • Образ Петра Первого в поэме «Полтава»
  • Образ Петра Первого в поэме «Медный всадник»
  1. Петр Первый в поэме «Полтава»
  2. Петр Первый в поэме «Медный всадник»
  3. 1 отрывок «Петр перед началом боя»
  4. «толпой любимцев окруженный»,
  5. «его глаза сияют », « лик его ужасен »,
  6. «он прекрасен », «он весь как божия гроза »
  7. 2 отрывок «Пир Петра»
  8. «и горд, и ясен», «пир его прекрасен»,
  9. «он угощает своих вождей, вождей чужих»,
  10. «славных пленников ласкает»
  11. «стоял он , дум великих полн»,
  12. «И думал он : отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу»
  13. « кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне», «Всадник Медный с тяжелым топотом скакал»

В «Медном Всаднике» мощь и самовластие императора доведены до крайних пределов .

  • О, мощный властелин Судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?

Даже сам поэт, охвачен страхом перед сверхчеловеческой мощью и неколебимостью:

  • Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта!
  • Пушкин позаботился, чтобы второй его герой, «бедный, бедный… Евгений», был полной ему противоположностью. Это ничтожный коломенский чиновник, который «где-то служит».

Уж было поздно и темно; Сердито бился дождь в окно, И ветер дул, печально воя. В то время из гостей домой Пришел Евгений молодой….

Плеская шумною волной В края своей ограды стройной, Нева металась, как больной В своей постеле беспокойной.

  • «Народ зрит божий гнев и казни ждет.// Увы! все гибнет…»

Нева взбунтовалась

  • И всплыл Петрополь как тритон, По пояс в воду погружен.

C реди этого всеобщего смятения есть один, кто остается спокоен. Это «Медный всадник», державец полумира, чудотворный строитель этого города:

  • C реди этого всеобщего смятения есть один, кто остается спокоен. Это «Медный всадник», державец полумира, чудотворный строитель этого города:

В неколебимой вышине, Над возмущенною Невою, Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне .

Случай сделал так, что они остались наедине, двое на пустой площади, над водой, «завоевавшей все вокруг

  • Вдруг на Евгения находит некоторое прозрение: в «кумире» он внезапно признает виновника своих несчастий.
  • «Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!»

И «кумир» не может с тем же презрением отнестись к угрозам «бедного безумца». Его лицо возгорается гневом, он покидает свое место и гонится за бедным Евгением.

  • И он по площади пустой Бежит и слышит за собой —Как будто грома грохотанье —Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой.

«Медный всадник» преследует его, чтобы заставить смириться, забыть все, что мелькнуло в его уме в тот час, когда «прояснились в нем страшно мысли»:

  • И, озарен луною бледной, Простерши руку в вышине, За ним несется Всадник Медный На звонко-скачущем коне;
  • И во всю ночь, безумец бедный Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал.

Медный Всадник достигает своей цели: Евгений смиряется. Второй мятеж побежден, как и первый.

  • Итак,«гиганту
  • действительн
  • «нет дела
  • до гибели
  • неведомых».
  • Как после буйства Невы «в порядок прежний все вошло», Евгений снова стал ничтожнейшим из ничтожных, и весною его труп, труп бродяги, рыбаки похоронили на пустынном острове «ради бога».

Задание . Найдите и запишите все упоминания о Петре I в тексте поэмы

  • Он
  • кумир на бронзовом коне
  • властелин судьбы
  • державец полумира
  • горделивый истукан
  • грозный царь
  • Всадник Медный

Задание . Определите значение слов по словарю В.И.Даля

  • «кумир»,
  • «властелин»,
  • «истукан»

В.В.Даль

  • Властитель, властелин – владелец, владетель, кто держит власть, право и силу над чем, кто повелевает, управляет, владеет.
  • Истукан (истюкать, изсечь тюкая) – статуя, изваянный образ, изображение, болван, идол, кумир, языческий божок круглой работы, не плоской резьбы.
  • Кумир – изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван.// Предмет бестолковой любви, слепой привязанности.
  1. Сравните описание Петербурга во вступлении к поэме и первой части поэмы «Медный всадник».
  2. Город во Вступлении
  3. Город в 1 части
  • Прошло сто лет, и юный град,
  • Полнощных стран краса и диво,
  • Из тьмы лесов, из топи блат
  • Вознесся пышно, горделиво

Набережная Невы

  • По оживлённым берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен…

Ее оград узор чугунный

  • и светла
  • Адмиралтейская игла
  • И перед младшею столицей Померкла старая Москва

Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом.

  • Петербург во Вступлении
  • Петербург в первой части поэмы
  • «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид»
  • «Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом»
  1. Петербург
  2. Город дворцов
  3. и башен
  4. Город
  5. великолепный
  6. Город
  7. страшный
  8. Город нищеты
  9. и трущоб

Образ города

  • Задание : выпишите из текста все упоминания о Петербурге .

Образ города

  • Город
  • юный град (краса и диво)
  • младшая столица
  • Петра творенье
  • град Петров
  • омраченный Петроград
  • Петрополь

Имена города

  • В 1914 году Санкт-Петербург переименовали в Петроград.
  • С 1918 года Санкт-Петербург лишился столичного статуса,
  • с 1924 года город стал называться Ленинградом
  • Через всю поэму, через весь ее образный строй проходит двоение лиц, картин и смыслов:
  • два Петра (Петр живой, мыслящий, «мощный властелин судьбы» и его превращение Медный всадник, застывшее изваяние),
  • два Евгения (мелкий чиновник, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на «строителя чудотворного»),
  • две Невы (украшение города, «державное теченье» и главная угроза жизни людей и городу),
  • два Петербурга («Петра творенье», «юный град» и город углов и подвалов бедноты, город-убийца).
  • В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, по и главная философская мысль Пушкина Мысль о человеке, его самоценности.
  • «Медный всадник» это и героическая поэма о созидательной деятельности Петра I, и трагическая повесть о бедном петербургском чиновнике, жертве «исторической необходимости»

Задание. Попробуйте определить авторскую позицию.

  • На чьей стороне — бедного Евгения или «державца полумира» Петра Великого — создатель поэмы?

Источник: https://multiurok.ru/files/obrazy-petra-i-peterburga-v-poeme-a-s-pushkina-med.html

Образ города в поэме «Медный всадник» (А. С. Пушкин) | Литерагуру

(379 слов) В произведении А.С. Пушкина «Медный всадник» Петербург изображён с двух сторон. С одной стороны, автор восхищается красотой и величием нового города, его неповторимостью. А с другой, он отражает мертвую архитектуру Петрограда, показывает коварство его стихии. Как бы там ни было, знаменитый критик Белинский отметил, что настоящим героем книги Пушкина является именно город.

Столица глазами Пушкина – город для господ, но не для народа. Богатство убранства центральных улиц, прекрасные поместья и замки – все это достояние элиты, которая спокойно пережила наводнение. А вот простой народ, у которого не было башен и балконов, стал жертвой гнева Невы, убранной в тесное каменное одеяние.

Автор демонстрирует антитезу: сначала он воздает хвалу Петру и его творению, а потом показывает равнодушие и холодность этого правителя по отношению к горю и страданию маленького человека. Суровый климат здешних мест и каменные сердца представителей власти предопределили печальную судьбу жителей Петербурга.

Причем, события, описанные автором, ясно дали понять, что северная стихия осталась непокоренной. Нева громит и крушит доспехи города, вспоминая былую свободу своих вод. Но ее злоба разбилась о неприступную «бесчувственность» горожан. По обломкам домов и трупам с размытых кладбищ уже шагают чиновники на службу. Город быстро приходит в себя и ни единой черточкой не выдает смятения.

Жертвы трагедии быстро забываются, улицы расчищаются, и жизнь идет своим чередом. Так поэт показал ледяное равнодушие большого города по отношению к маленьким людям.

История строительства столицы объясняет этот феномен. Поэт удивляется тому, что всего за сто лет болото превратилось в огромную громаду зданий, где функционировал прекрасный порт, где развивался российский флот.

И читатель невольно задумывается о цене этого завоевания: сколько простых людей погибли, строя мосты и дворцы, проспекты и портовые сооружения? Быстрые темпы обусловлены тем, что никто не считал денег и рабочих, погребенных под мощными сваями и длинными балками, на которых держался триумф градостроителя Петра.

Город с самого начала требовал жертв и в очередной раз собрал кровавую жатву на наводнении. Но местным обитателям не в первый раз пришлось украсить алтарь свежими жертвами, поэтому они не остановили привычный ритм жизни, чтобы почтить память павших в борьбе со стихией.

Таким образом, поэту удалось запечатлеть уникальный образ Петербурга – северного города с бесстрастным выражением ледяного спокойствия, которое не поколебать никакими бедствиями. Его холодная красота пленяет взор, могущество опьяняет, но за всем этим слепящим великолепием кроется уродливая изнанка – трагедия маленького человека в большом городе, который строился на его костях.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-goroda-v-poeme-mednyj-vsadnik-a-s-pushkin/

Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина

Имя города Санкт-Петербурга запечатлено в российской истории. Но не только на жизнь русского народа он повлиял, но оставил и глубокий след в русской литературе.

Бурлящая и грозная река, которую сковали в гранит, стала прекрасной темой для многих произведений талантливых писателей: Батюшкова, Державина, Гоголя и других. Все они пытались раскрыть этот город, показать его силу и мощь. Но только А.

Пушкин смог в своей поэме «Медный всадник» раскрыть более полно образ этого города, показав его духовное и природное развитие.

Жизнь Петербурга в изображении поэта различна: то она спокойная, молчаливая и очень тихая, но потом вдруг может резко закипеть и стать некой неуправляемой стихией, которая проявляется в виде бедствий и страшных наводнений.

Петербург — это творение Петра I, которое было построено на костях, но оно оказалось не только величественным, но и ужасным. Поэтому так грозно и торжествующе возвышается город надо всем. У этого города есть и своя повседневная и мирная жизнь.

Но когда начинается стихия, то с ней никто, даже царь, не может с ней справиться.

Читайте также:  Сочинение моя будущая профессия (врач)

Из истории известно, что именно Петербург — «окно в Европу». Поэтому поэма «Медный всадник» имеет и историческое значение. С самого начала своего произведения Александр Сергеевич упоминает нам о том, как этот город создавался.

Некогда на этом месте гуляли лишь только ветер, да быстрая вода несла свои шумные волны. Однако царь Петр I, увидев это место, решил заложить здесь новый город, побеждая силы стихии.

И как бы природа не сопротивлялась, но все равно гордый и пышный город величаво вырос на берегах Невы.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Местность сильно меняется: природный хаос заменяется порядком и гранитными оковами. Петербург становится неким символом торжества человека над природными силами. Но это впечатление неправильное, так как нужно смотреть глубже.

Наводнение показывает, что человек не победитель, становится не только жертвой этой стихии, но и ее сообщником. Вода — это тоже стихия, но в Петербурге она представлена покоренной рекой Невой.

Это мнение о покоренной стихии обманчиво, так как эта же вода в поэме врывается в жизнь людей и самого города, нарушая их спокойствия и принося смерть.

Пушкин сравнивает разливающуюся реку с больным, который мечется, пытаясь найти себе покой и утешение.

Но уже скоро это сравнение сменяется следующим: разбушевавшиеся река, как разбойник, несется по улицам города, уничтожая, словно зверь, все, что ей попадается по дороге.

И все, что натворила Нева, беспомощно и жестоко, можно сравнить с теми последствиями, которые обычно остаются после бунта. Автор использует для описания последствий много разных глаголов: ломит, режет, крушит, грабит и другие.

Теперь судьба людей, живущих в Петербурге, оказываются зависимы от стихии. Главный герой поэмы при наводнении теряет свою любимую девушку, которой собирался делать предложение.

Так Евгений теряет свою цель в жизни и поэтому его жизнь становится пустой, и он начинает опускаться на самое дно жизни. Молодой человек перестает воспринимать действительность, он просто сходит с ума.

Судьба Евгения — это судьба в России «маленьких людей», жизнь которых бесценна и она сильно зависит от властей и от того, каковы цели самодержавной власти.

Когда возводился Петербург, то царь думал лишь о том, что будет основан новый город, и что его появление буде полезно для всего народа, но вот конкретно о каждом человеке, его судьбе Петр Великий думать не мог. Поэтому тема Петербурга тесно связана с темой «маленького человека», которого в этом городе унижает и уничтожает даже сама природа.

Образ города на Неве связан и с темой Петра Великого. О нем автор начинает говорить уже во вступлении к поэме. Поэтому, возведя этот город, царь — самодержавец соединил навеки свою судьбу с ним. Когда происходит наводнение, то царь Петр тоже здесь присутствует. Он — медный всадник, который возвышается над городом и внимательно смотрит на то, что происходит.

Пушкин описывает этот памятник, называя Петра кумиром, который восседает над городом на коне из бронзы. Но автор поэмы старательно обходит имя своего кумира, понимая, что его поэтический образ мрачен и зловещ. Так, во вступлении, когда идет прославление дел Петра, автор использует местоимение «он».

При описании наводнения, то это уже и кумир на коне, сильный властелин судеб, всадник из меди. Вспомнил автор и те легенды, которые связаны с этим великолепным городом на Неве: миф о появлении призрака Павла Первого в одном из городских замков.

И этот миф автор использует для того, чтобы показать помутнение сознания главного героя, у которого в голове тоже появляется призрак Петра, который его и преследует.

Памятник Медному кумиру — это воплощение власти, которая не только не имеет границ, но и беспощадна. Следовательно, Петербург — это город, который подавляет волю человека, губит их жизнь, подавляет человека.

Но с другой стороны город на Неве – это место, где таится много тайн и загадок, где бушуют стихии и неожиданно оживают памятники.

Образ Петра в поэме — это грозное божество, которое окутано святым покрывалом и его высота недосягаема.

Петербург в изображении поэта имеет двойственную характеристику: положительную и зловещую. Положительная характеристика: прекрасный город, величественный град с изящными формами. Зловещее описание: бушует стихия как тиран, которую невозможно успокоить. Читатель видит не только очарование и великолепие этого города, но и его нищету.

Пушкин описывает, что заборы некрашеные, а домики «ветхие». Но ведь в этом городе построены огромные башни и дворцы, корабли со всего мира сюда съезжаются, а река обрамлена гранитом, прекрасные мосты были возведены над нею. Описывает с восхищением автор и северные ночи, используя эпитеты: задумчивые, прозрачные, безлунные. Чтобы описать всю красоту белых ночей поэт использует сравнения.

Поэма Пушкина — это гимн городу Петербургу, который, как признается сам автор, вошел и в его жизнь, и не любить его невозможно. Город у автора показывается не только в разные времена года, но и все его потаенные местечки.

Источник: https://sochinyalka.ru/2016/11/obraz-peterburga-v-pojeme-mednyj-vsadnik-pushkin.html

Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Петербург – удивительный город, оставивший значительный след в русской истории. Как сильно и многообразно повлиял он на наше общество, на нашу жизнь! И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе.

Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей.

Такие гении, как Ломоносов, Державин, Батюшков, Гоголь, Лермонтов и многие другие, раскрывали образ Петербурга, но именно Пушкин создал целостный и завершенный образ города, описал духовное начало Петербурга, придал городу силу самостоятельного бытия, живущего своей жизнью, то тихой и спокойной, то полной наводнений и бедствий. Величественное, ужасающее творение, построенное на болоте и на костях, раскинулось грозно и прекрасно. Город живет своей жизнью. И никто не может бороться со стихией – даже самодержцы: «с Божией стихией царям не совладеть».

Важность темы Петербурга в русской литературе определяется центральной ролью города в отечественной истории: именно этот город стал для России «окном в Европу». Поэма «Медный всадник» начинается с истории создания города. На месте, где он был построен, царствовали стихии: ветер и вода, но именно здесь царь Петр решает заложить новую столицу.

Назло природе город возносится «пышно, горделиво». Казалось бы, ничто уже не напомнит о царившем здесь когда-то хаосе: «в гранит оделася Нева», «мосты повисли над водами». Все вокруг говорит о торжестве человека над силами природы, но это впечатление обманчиво: во время наводнений Петербург предстает не победителем, а своеобразным сообщником стихий.

Одна из них, вода, персонифицированная в образе Невы, врывается и нарушает спокойствие, явившись одной из сил «побеждаемой стихии». Сначала автор сравнивает ее с больным: «Нева металась, как больной». Но потом она предстает в образе разбойника, даже зверя: река крушит, сметает все подряд на своем пути.

Последствия разрушений похожи на последствия бунта, «бессмысленного и беспощадного»:

  • …Так злодей,
  • С свирепой шайкою своей
  • В село ворвавшись, ломит, режет,
  • Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой!..

Судьбы людей оказываются зависимы от сил и буйства стихии. Наводнение с его слепой неразборчивостью отнимает у Евгения самого близкого человека, и жизнь героя лишается смысла. Разум Евгения теряет свою силу, молодой человек не выдерживает несчастья и сходит с ума.

Судьба Евгения отразила закономерность и роковую обреченность судеб «маленьких людей»: их жизнь зависит от власти и геополитических устремлений царей. В момент основания города Петр думал о государстве и о народе вообще, но не о конкретном человеке.

Таким образом, в теме Петербурга появляется одна из ее составляющих – «маленький человек», возможная униженность и зависимость его положения. (Впоследствии в гоголевской «Шинели» история Акакия Акакиевича тоже разворачивается на фоне города.)

Образ Петербурга тесно связан с образом Петра I.

Во вступлении автор не называет царя по имени, пользуясь местоимением он: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн…» Именно по единоличной воле Петра трудом огромного количества безымянных работников, «на костях» был построен город.

И образ Петра все время присутствует на страницах поэмы, переплетаясь с образом города. Во время наводнения Медный всадник как будто стоит и смотрит на вытворяемые Невой бесчинства, словно одобряя их:

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Не случайно Пушкин и в названии памятника опускает имя царя. Автор называет его «мощным властелином судьбы», «кумиром на бронзовом коне», «медным всадником», поэтому образ основателя Петербурга становится мрачным, зловещим и даже ужасающим.

При создании поэмы Пушкин использовал различные легенды, связанные с Петербургом: например, существовал миф о появлении в Михайловском замке привидения Павла I. И в помрачневшем мозгу Евгения тоже является призрак царя, Петра I. Герой бросает вызов грозному владыке: «Ужо тебе!», и грозный царь начинает его преследовать.

(Вообще, мотив ожившей статуи характерен для творчества Пушкина и встречается еще в «Маленьких трагедиях».) Памятник оказывается воплощением беспредельной власти, беспощадной и неумолимой воли.

Таким образом, в поэме «Медный всадник» Санкт-Петербург предстает городом, который губит людей и подавляет их волю, загадочным и таинственным, городом оживших статуй и проснувшихся стихий. А царь Петр – это непостижимое и недосягаемое божество, грозное и могучее, окутанное «священным покровом „основателя города“».

Петербург двойствен, он предстает в поэме и в положительном, и в зловещем ореоле. Это величественный, красивый град, полный изящных форм и очертаний, и в то же время бушующий тиран, неугомонная стихия, закованная в цепи «владыки полумира».

Город поражает нищетой и великолепием одновременно. С одной стороны, это город бедный: «забор некрашеный, да ива и ветхий домик…».

  1. С другой стороны, Петербург величественно прекрасен своими холодными грациозными очертаниями:
  2. По оживленным берегам
  3. Громады стройные теснятся
  4. Дворцов и башен; корабли
  5. Толпой со всех концов земли
  6. К богатым пристаням стремятся;
  7. В гранит оделася Нева;
  8. Мосты повисли над водами…
  9. Среди многочисленных характеристик неповторимых особенностей Петербурга как северного города можно отметить удивительные по совершенству отточенного слова описания белых ночей:
  10. Твоих задумчивых ночей
  11. Прозрачный сумрак, блеск безлунный…

Этот образ неразрывно связан с Северной столицей. Для того чтобы описать белую северную ночь, Пушкин нашел слова, неповторимые по отчетливости сравнений. Надо признать, что во времена Пушкина архитектурный облик Петербурга был куда более совершенен.

И повезло же пушкинским современникам, которые не только видели своими глазами таинственный и прекрасный облик нашего города, но и узнавали его воссозданным, претворенным в совершенных стихах, только что вышедших из-под пера Пушкина.

Для нас же прежний образ утонул в «преданьях старины», и только пушкинские творения служат путеводителем по тому городу, каким он был при поэте и каким мы захотели бы его увидеть снова.

Конечно же, современникам Пушкина было легче утверждать, что поэту удалось воссоздать облик любимого ими города на Неве ярче, чем это могли сделать за него многие другие поэты. Но, вглядываясь в наследие поэта, мы сможем понять его величие на тех страницах, которые посвящены Петербургу.

Все, что описано в «Медном всаднике», является истинным бытием Северной столицы. Гений Пушкина отразил всю духовную и материальную жизнь города в непревзойденных стихах, которые и по сей день являются лучшим гимном нашему городу. Многогранный Петербург предстает разнообразно прекрасным:

  • Люблю тебя, Петра творенье,
  • Люблю твой строгий, стройный вид,
  • Невы державное теченье,
  • Береговой ее гранит…
Читайте также:  Сочинение по капитанской дочке пушкина

Все олицетворяет близкие образы нашего города: прекрасные «громады дворцов и башен», «чугунная ограда» Невы, «Адмиралтейская игла», чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И всегда присутствует Нева как неразделимое целое, как сердце Северной Пальмиры.

Поэма «Медный всадник» тесно связана с самим Петербургом. Без нее не было бы духовного завершения образа города, который показан в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях.

Здесь можно найти различные черты города: бедного и богатого, безмолвного и бушующего, прекрасного и угрожающего.

Вообще, весь образ Петербурга говорит о трудности его рождения, о деспотическом характере Петра, создавшего его, о рабстве народа. Поистине Петербург – город на костях человеческих.

Все эти особенности, характерные черты города нашего отразил Пушкин в своей гениальной поэме «Медный всадник». И закончить свое сочинение я бы хотел словами Н. П. Анциферова: «Пушкин создал из Петербурга целый мир.

С наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://lit.wikireading.ru/49154

Образ Петербурга в поэме Пушкина “Медный всадник”

Поэма “Медный всадник” – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют друг с другом.

Историю и современностью поэт объясняет через емкий и символический образ Петербурга.

Поэма открывается “Вступлением”, в котором образ города занимает господствующее место. Петербург здесь – глубоко символический памятник плодотворности единства миллионов людей.

Эта плодотворность в том, что был создан город, нужный для России, город для людей, город, отдающий добро, заложенное в нем его строителями.

Поэтому в описание Петербурга нередко вторгается автор с выражением своей любви к нему:

Люблю тебя, Петра творенье…

Петру принадлежит сама идея создания этого города, идея в масштабе целой России, а построил его народ для людей. Все в нем прекрасно, гармонично, преисполнено величия, красоты и добра. “Человечность” города раскрывается в утверждении благоприятствования Петербурга творчеству:

  • …Твоих задумчивых ночей
  • Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
  • Когда я в комнате моей
  • Пишу, читаю без лампады…

В дальнейшем описание читателю открываются все новые и новые стороны города. Перед нами предстает славный города, новая столица могучей России, которую любит поэт. И он увлекает читателя своей приверженностью к дорогим ему местам Петербурга.

Но чем больше поэт говорит о пышной красоте города, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Поэт видит “спящие громады пустынных улиц”, слышит “шипенье пенистых бокалов”, но людей на улицах нет, как нет и их лиц на фоне бокалов.

Во “Вступлении” намечен главный принцип изображения города, реализованный в двух частях “петербургской повести”, – контраст. В первой части облик Петербурга меняется, это уже не пышный “юный град”, а “омраченный Петроград”. Город превращается в крепость, осажденную Невой.

  1. Нева – тоже часть города, и это стоит отметить. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:
  2. Лотки под мокрой пеленой,
  3. Обломки хижин, бревны, кровли,
  4. Товар запасливой торговли,
  5. Пожитки бледной нищеты,
  6. Грозой снесенные мосты,
  7. Гробы с размытого кладбища
  8. Плывут по улицам!

И только теперь появляется на улицах народ, “теснится кучами” на берегах Невы. Бушующая Нева сложно соотнесена со стихией народного возмущения: она то мечется, “как больной в своей постеле беспокойной”, то рвется “к морю против бури” и, встретив преграду, бунтует, то ропщет “пени…как челобитчик у дверей”.

Вся первая часть – картина народного бедствия, и именно в этот момент впервые появляется фигура “кумира на бронзовом коне”, который невозмутим, в отличие от живого царя, бессильного противостоять стихии.

После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились.

Петербургская окраина, куда устремился Евгений, напоминает “поле боевое”, смытый бурной стихией домик возлюбленной Евгения Параши является олицетворением всеобщей трагедии; но уже на следующее утро все возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Вновь он становится городом торговцев, чиновников и “злых детей”, бросающих камни в безумного Евгения.

Петербург предстает как твердыня русского самовластья, как центр самодержавия, и он враждебен человеку. Столица России, созданная народом, обернулась враждебной силой для него самого и для отдельного человека.

Пушкин как бы подчеркивает, что город, не возникший постепенно, не выросший из деревни, как подавляющее большинство других городов, а насильно построенный на этом месте вопреки плавному течению истории, если и будет стоять, то жителям его придется расплачиваться за то, что основатель практически пошел против законов природы.

В центре города – памятник его основателю, а сам Петербург является огромным памятником личности Петра; и противоречия города отражают противоречия его основателя.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/obraz-peterburga-v-poeme-pushkina-mednyj-vsadnik/

Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»: изображение города

Образ города, по мнению В. Г. Белинского, является центральным в поэме «Медный всадник».

Это даже не великое творение Петра, а главный герой произведения, имеющий собственный характер, меняющийся и развивающийся, подобно другим литературным персонажам.

Город предстает живым, выходит на передний план, оставляя императора, его создавшего, далеко позади.

Как говорил Белинский, повествование «петербургской поэмы» не о Петре Первом и даже не о бедном сумасшедшем чиновнике Евгении, а о самом Петербурге.

И вот почему.

Во-первых, произведение определено самим автором как «петербургская поэма». На этом сделан акцент, который нельзя оставить без внимания.

  • Речь идет не просто о трагедии, случившейся в северной Пальмире, а непосредственно о городе – о его рождении, красоте и меняющемся характере.
  • Во-вторых, поэма начинается с описания образа императора, задумавшего возвести среди топей и болот новую столицу, ничем не уступающую европейским:
  • На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
  • И вдаль глядел.

Петр Первый смотрит вдаль, окидывает бескрайные просторы, и вот какие мысли посещают его:

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

Грандиозная задумка осуществлена. На месте болот, в сыром, мрачном краю построен красавец-город, северная Пальмира, прекрасное «Петра творенье».

Он предстает восхищенному взору читателя, описанный Пушкиным с особенными чувствами. Все мы знаем, как трепетно и искренне великий русский поэт любил этот город. Родившийся в Москве, он всегда считал столицей Петербург.

  1. Итак, город построен, прошло уже сто лет, и вот он предстает перед нами во всей красе:
  2. Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит,
    Твоих оград узор чугунный,
    Твоих задумчивых ночей
    Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
    Когда я в комнате моей
    Пишу, читаю без лампады,
    И ясны спящие громады
    Пустынных улиц, и светла
  3. Адмиралтейская игла…

Петербург прекрасен, горделив, величав и спокоен. Есть в нем некая романтичность: тихие белые ночи, когда так светло, что можно читать, не зажигая лампадок.

  • Однако, как и любой другой литературный герой, Петербург развивается, показывая разные черты своего характера.
  • Наступает ноябрь 1824 года. Мы видим уже совсем иной город:
  • Над омраченным Петроградом
    Дышал ноябрь осенним хладом.
    Плеская шумною волной
    В края своей ограды стройной,
    Нева металась, как больной
  • В своей постели беспокойной.

Мечется Нева, словно больной человек, и вся атмосфера какая-то серая, болезненная. Смутно ощущается опасность, нависшая над петербуржцами. И это ощущение оправдано: дожди переполняют реку, Нева разливается.

Город обуяла стихия, он уже опасен и страшен. Разбушевавшиеся воды приносят не только разорение, но и гибель: именно в этом наводнении утонула возлюбленная Евгения.

Такое впечатление, что Северная Пальмира явила людям темную сторону своего характера. Построенная средь болот, новая столица оказалась не только прекрасной, но и опасной.

Город, действительно, является главным героем «Петербургской поэмы», недаром его название вынесено в заглавие повествования. Он предстает перед нами в разных образах, меняя жизнь и судьбу бедного Евгения.

Но примечательно, что, хотя Петербург полноценный герой поэмы, автор ни разу не упоминает его настоящего названия. Оно мелькает только единожды, и то как прилагательное: «петербургская». Больше этого слова нет нигде в тексте произведения.

Пушкин использует другие названия, определяющие, о каком именно городе идет речь: «Петра творенье», Петроград, Петрополь, «град Петров».

До сих пор остается большой загадкой для исследователей, почему автор, сделав северную столицу героем своего произведения, ни разу не назвал ее истинного имени.

Источник: http://hronika.su/peterburg-v-poeme-pushkina-mednyj-vsadnik-izobrazhenie-goroda/

1. Петербург Пушкина в поэме «Медный всадник» и романе «Евгений Онегин»

Петербург
– новая столица России, которая сзывает,
притягивает к себе молодые таланты.
Окончив Лицей, сюда приезжает и юный
А.С. Пушкин. Он поселяется в стороне
от шумного, блестящего центра столицы,
так как жить в центре города было не по
средствам. Но он не остаётся в стороне
от светского общества. Иван Пущин
вспоминал, что А.С. Пушкин «кружился
в большом свете». [3, с. 15]

Да!
Он любит балы, развлечения, влюбляется
в светских дам, посвящает им стихи, но
и, кроме того, всегда стремится к участию
в литературных делах. А.С. Пушкин
часто бывает у братьев Тургеневых, в
старинном доме князя Голицына на
Фонтанке. Оттуда поэт подолгу смотрит

На
грозно спящий средь тумана

Пустынный
памятник тирана,

Забвенью
брошенный дворец. [4, c.
5]

Такое
неприятие вызывает Михайловский замок,
в котором убили Павла I. А вот памятник
«Медный всадник» Пушкин увидел вблизи
и был поражён блеском красоты и гордости
того, кто был на нём изображён.

Создавая
свой конный памятник, Э.М. Фальконе
говорил, что важнее всего личность
созидателя, а не полководческие заслуги.
А.С. Пушкин вслед за М.В. Ломоносовым,
Г.Р. Державиным прославляет строителя
Петербурга:

  • То
    академик, то герой,
  • То
    мореплаватель, то плотник,
  • Он
    всеобъемлющей душой
  • На
    троне вечный был работник.
  • («Пир
    Петра Первого»)

Такие
гении, как Ломоносов, Державин, Батюшков,
Гоголь, Лермонтов и многие другие,
раскрывали образ Петербурга, но именно
Пушкин в поэме
«Медный всадник»

создал целостный и завершенный образ
города, описал духовное начало Петербурга,
придал городу силу самостоятельного
бытия, живущего своей жизнью, то тихой
и спокойной, то полной наводнений и
бедствий. Величественное, ужасающее
творение, построенное на болоте и на
костях, раскинулось грозно и прекрасно.
Город живет своей жизнью. И никто не
может бороться со стихией – даже
самодержцы: «С Божией стихией царям не
совладеть».

Важность
темы Петербурга в русской литературе
определяется центральной ролью города
в отечественной истории: именно этот
город стал для России «окном в Европу».

Поэма
«Медный всадник» начинается с истории
создания города. На месте, где он был
построен, царствовали стихии: ветер и
вода, но именно здесь царь Петр решает
заложить новую столицу. Назло природе
город возносится «пышно, горделиво».

Казалось бы, ничто уже не напомнит о
царившем здесь когда-то хаосе: «в гранит
оделася Нева», «мосты повисли над
водами». Все вокруг говорит о торжестве
человека над силами природы, но это
впечатление обманчиво: во время наводнений
Петербург предстает не победителем, а
своеобразным сообщником стихий.

Одна
из них, вода, персонифицированная в
образе Невы, врывается и нарушает
спокойствие, явившись одной из сил
«побеждаемой стихии». Сначала автор
сравнивает ее с больным: «Нева металась,
как больной». Но потом она предстает в
образе разбойника, даже зверя: река
крушит, сметает все подряд на своем
пути.

Читайте также:  Запорожская сечь в повести тарас бульба гоголя

Последствия разрушений похожи на
последствия бунта, «бессмысленного и
беспощадного»:

  1. …Так
    злодей,
  2. С
    свирепой шайкою своей
  3. В
    село ворвавшись, ломит, режет,
  4. Крушит
    и грабит; вопли, скрежет,

Насилье,
брань, тревога, вой!.

петербург
пушкин достоевский гоголь

Судьбы
людей оказываются зависимы от сил и
буйства стихии. Наводнение с его слепой
неразборчивостью отнимает у Евгения
самого близкого человека, и жизнь героя
лишается смысла.

Разум Евгения теряет
свою силу, молодой человек не выдерживает
несчастья и сходит с ума. Судьба Евгения
отразила закономерность и роковую
обреченность судеб «маленьких людей»:
их жизнь зависит от власти и геополитических
устремлений царей.

В момент основания
города Петр думал о государстве и о
народе вообще, но не о конкретном
человеке.

При
создании поэмы Пушкин использовал
различные легенды, связанные с Петербургом:
например, существовал миф о появлении
в Михайловском замке привидения Павла
I. И в помрачневшем мозгу Евгения тоже
является призрак царя, Петра I. Герой
бросает вызов грозному владыке: «Ужо
тебе!», и грозный царь начинает его
преследовать.

(Вообще, мотив ожившей
статуи характерен для творчества Пушкина
и встречается еще в «Маленьких трагедиях».)
Памятник оказывается воплощением
беспредельной власти, беспощадной и
неумолимой воли.

Автор называет Петра
«мощным властелином судьбы», «кумиром
на бронзовом коне», «медным всадником»,
поэтому образ основателя Петербурга
становится мрачным, зловещим и даже
ужасающим. [6]

Таким
образом, в теме Петербурга появляется
одна из ее составляющих – «маленький
человек», возможная униженность и
зависимость его положения.

Петербург
двойствен, он предстает в поэме и в
положительном, и в зловещем ореоле. Это
величественный, красивый град, полный
изящных форм и очертаний, и в то же время
бушующий тиран, неугомонная стихия,
закованная в цепи «владыки полумира».

Город
поражает нищетой и великолепием
одновременно. С одной стороны, это город
бедный: «забор некрашеный, да ива и
ветхий домик…».

  • С
    другой стороны, Петербург величественно
    прекрасен своими холодными грациозными
    очертаниями:
  • По
    оживленным берегам
  • Громады
    стройные теснятся
  • Дворцов
    и башен; корабли
  • Толпой
    со всех концов земли
  • К
    богатым пристаням стремятся;
  • Среди
    многочисленных характеристик неповторимых
    особенностей Петербурга как северного
    города можно отметить удивительные по
    совершенству отточенного слова описания
    белых ночей:
  • Твоих
    задумчивых ночей
  • Прозрачный
    сумрак, блеск безлунный…

Этот
образ неразрывно связан с Северной
столицей. Для того чтобы описать белую
северную ночь, Пушкин нашел слова,
неповторимые по отчетливости сравнений.
Надо признать, что во времена Пушкина
архитектурный облик Петербурга был
куда более совершенен.

И повезло же
пушкинским современникам, которые не
только видели своими глазами таинственный
и прекрасный облик города, но и узнавали
его воссозданным, претворенным в
совершенных стихах, только что вышедших
из-под пера Пушкина.

Для нас же прежний
образ утонул в «преданьях старины», и
только пушкинские творения служат
путеводителем по тому городу, каким он
был при поэте и каким мы захотели бы его
увидеть снова.

Конечно же, современникам
Пушкина было легче утверждать, что поэту
удалось воссоздать облик любимого ими
города на Неве ярче, чем это могли сделать
за него многие другие поэты. Но, вглядываясь
в наследие поэта, мы сможем понять его
величие на тех страницах, которые
посвящены Петербургу.

  1. Гений
    Пушкина отразил всю духовную и материальную
    жизнь города в непревзойденных стихах,
    которые и по сей день являются лучшим
    гимном городу. Многогранный Петербург
    предстает разнообразно прекрасным:
  2. Люблю
    тебя, Петра творенье,
  3. Люблю
    твой строгий, стройный вид,
  4. Невы
    державное теченье,
  5. Береговой
    ее гранит…

Все
олицетворяет близкие образы города:
прекрасные «громады дворцов и башен»,
«чугунная ограда» Невы, «Адмиралтейская
игла», чугунные узоры дивных решеток
Летнего сада, Казанского собора. И всегда
присутствует Нева как неразделимое
целое, как сердце Северной Пальмиры.

Поэма «Медный всадник» тесно связана
с самим Петербургом. Без нее не было бы
духовного завершения образа города,
который показан в различное время года,
дня, в разнообразных своих частях: в
центре и предместьях.

Здесь можно найти
различные черты города: бедного и
богатого, безмолвного и бушующего,
прекрасного и угрожающего. [6]

Вообще,
весь образ Петербурга говорит о трудности
его рождения, о деспотическом характере
Петра, создавшего его, о рабстве народа.
Поистине Петербург – город на костях
человеческих. Все эти особенности,
характерные черты города нашего отразил
Пушкин в своей гениальной поэме «Медный
всадник».

Тему
города продолжает А.С. Пушкин
в «Евгении Онегине».

В
романе изображается широкая
историко-культурная панорама жизни
русского дворянства и русского общества.

Для
этого воссоздаются два важнейших
историко-культурных пространства –
две столицы, Москва и Петербург. Мир
автора и героев неотделим от этих мест,
каждому городу уделено большое внимание,
в том числе в лирических отступлениях.
Важна роль Петербурга и Москвы, сменяющих
друг друга, в судьбах героев, в развитии
сюжета.

В
Петербурге начинается и завершается
сюжет, ему отводится опорная роль в
композиции. Санкт-Петербург – город,
преимущественно связанный с главным
героем романа, Онегиным.

Знакомясь с
героем, читатель с самого начала видит
лишь край изгороди его сада, куда мосье
водит гулять маленького Евгения.

Позднее автор показывает лучшие
и любимые Онегиным места столицы –
рестораны, театры, бальные залы, бульвар.

  • В
    первой главе воссоздаются быт и нравы
    петербургского дворянства. Преобладающие
    здесь мотивы – новизна, мода, современность:
  • Вот
    мой Онегин
  • Острижен
    по последней моде.

В
кабинете у героя «янтарь на трубках
Цареграда, фарфор и бронза на столе,
духи в граненом хрустале». [4, c.
58]

Петербург
– центр современной жизни, средоточие
новых веяний, здесь наиболее сильно
проявляется европеизация русского
дворянства. В этой главе часто встречаются
слова «модный», «современный». Необходимо
обратить внимание на авторское отношение
к западноевропейским веяниям. В романе
нет грибоедовской злой иронии в адрес
подражателей французам, можно говорить
только о мягком юморе:

  1. …Все,
    что в Париже вкус голодный,
  2. Полезный
    промысел избрав,
  3. Изобретает
    для забав,
  4. Для
    роскоши, для неги модной, –
  5. Все
    украшало кабинет
  6. Философа
    в осьмнадцать лет.
  7. … Но
    панталоны, фрак, жилет,
  8. Всех
    этих слов на русском нет…

В
Петербурге время стремительно бежит,
для измерения времени используется
брегет.
Вся глава посвящена быту высшего
петербургского общества.

 В ней описаны
петербургские франты в «широких
боливарах
»,
разгуливающие по бульварам, и ресторан
Талон с его изысканной «французской
кухней
»,
и «великолепный
дом
»,
усеянный «плошками
кругом
»,
с «мраморными
ступенями
»,
и «уединенный
кабинет
»
со всеми причудами скучающего денди.

И
этому блестящему, но пустому Петербургу
большого света противопоставлен там
же, в первой главе «Евгения Онегина»,
другой Петербург – деловой город, жизнь
которого начинается тогда, когда стихает
праздная ночная суета в «великолепных
домах».

Его
неугомонный Петербург оживает под
барабанный стук военных, спешат
разносчики, «с кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит», «трубный
дым Столбом восходит голубым…», пекарь
«немец аккуратный» открывает свою лавку
(«васисдас», как называет ее Пушкин).
Это трудовой Петербург. [7]

Таким
образом, на протяжении всей первой
главы образ Петербурга возникает перед
читателем в картинах быта и в описании
праздных занятий дворян. Так день
главного героя Евгения Онегина –
воплощение суеты.

Бывало
он еще в постели:

К
нему записочки несут,

Что?
Приглашенья? В самом деле,

  • Три
    дома на вечер зовут…
  • Существенно
    различаются «Петербург Онегина» и
    «Петербург автора». Можно противопоставить
    их как «поэтический» и «прозаический»
    образы Петербурга на примере фрагментов,
    посвященных театру:
  • «Петербург
    Пушкина»:
  • Волшебный
    край! Там в стары годы,
  • Сатиры
    смелый властелин,
  • Блистал
    Фонвизин, друг свободы,
  • И
    переимчивый Княжнин;
  • Там
    Озеров невольны дани
  • Народных
    слез, рукоплесканий
  • С
    младой Семеновой делил…
  • …Там,
    там под сению кулис
  • Младые
    дни мои неслись…
  • «Петербург
    Онегина»:
  • Всё
    хлопает. Онегин входит,
  • Идёт
    меж кресел по ногам,
  • Двойной
    лорнет скосясь наводит
  • На
    ложи незнакомых дам…
  • …потом
    на сцену
  • В
    большом рассеянье взглянул,
  • Отворотился
    – и зевнул…
  • В
    первой главе «Евгения Онегина» несколько
    строк посвящены невской панораме.
    Описывая встречу автора со своим героем,
    Пушкин говорит об их прогулке белой
    ночью по Дворцовой набережной:
  • Когда
    прозрачно и светло
  • Ночное
    небо над Невою…
  • Друзья,
    погруженные в воспоминания, стояли на
    набережной, опершись о гранит.
  • Все
    было тихо; лишь ночные
  • Перекликались
    часовые;
  • Да
    дрожек отдаленный стук
  • С
    Мильонной раздавался вдруг;
  • Лишь
    лодка, веслами махая,
  • Плыла
    по дремлющей реке:
  • И
    нас пленяли вдалеке
  • Рожок
    и песня удалая…
  • Пушкин
    невольно любуется Петербургом, для
    каждого явления он находит красивые
    слова, словно художник краски:
  • …прозрачно
    и светло Ночное небо над Невою,…
  • Дыханьем
    ночи благосклонной Безмолвно упивались
    мы…
  • Образ
    Венеции
     завершается
    загадкой об «адриатической серебряной
    волне», о плавании на лодке с венецианкой
    «в тайной молчаливой гондоле…» и
    волшебных строфах Петрарки…
  • Для
    автора Италия – это образ овеянной
    мечтой свободы, как и море. Здесь, в
    холодном Петербурге, поэт мечтает о
    другом море – теплом, свободном, И все
    же, исполняя гимн яркому, шумному,
    красивому Петербургу, Пушкин вспомнит
    другие места и заметит:
  • Я
    был рожден для жизни мирной,
  • Для
    деревенской тишины:
  • В
    глуши звучнее голос лирный,
  • Живее
    творческие сны. [9]

Но
главное в образе Петербурга первой
четверти XIX века – это царившая в воздухе
атмосфера приподнятости, ожидания
грядущих перемен и «вольности святой».

Отсюда и лексика того времени, которой
насыщено произведение: «вольность»,
«гражданин», «томленье жизнью»,
«охлажденный ум», буря, море, свобода,
также значимы и имена: Адам Смит, Руссо
(«защитник вольности и прав»), Байрон,
Каверин, Чаадаев.

На самом деле, Петербург
в первой половине романа – это город
декабристов и, следовательно, город
высокой духовности, город красоты и
добра, помогающий найти путь к свободе.
[9]

  1. В
    последней главе романа мы видим Петербург
    глазами Татьяны, уездной барышни,
    превратившейся из наивной девочки в
    величавую княгиню, которая стоит на
    равных с «Клеопатрой Невы» Ниной
    Воронскою:
  2. Тут
    был, однако, цвет столицы,
  3. И
    знать, и моды образцы,
  4. Везде
    встречаемые лица,
  5. Необходимые
    глупцы…

Описывая
светское общество, Пушкин характеризует
его достаточно зло, говоря, что в этой
среде можно «ожесточиться, очерстветь
и, наконец, окаменеть». Отношение автора
к кругу этих людей ясно уже с первых
страниц романа. Пушкин с иронией описывает
образец «прекрасного человека» с точки
зрения света:

  • Блажен,
    кто смолоду был молод,
  • Блажен,
    кто вовремя созрел…
  • Кто
    в двадцать лет был франт иль хват,
  • А
    в тридцать выгодно женат;
  • Кто
    в пятьдесят освободился
  • От
    частных и других долгов,
  • О
    ком твердили целый век:

N.N.
прекрасный человек.

В
то же время показаны (или, по крайней
мере, упомянуты) весьма достойные
представители великосветского дворянства
(например, П.А. Вяземский). Заметной
фигурой в аристократическом обществе
теперь уже является и Татьяна, глубоко
симпатичная повествователю (в Татьяне
сосредоточено все достойное и красивое,
что есть в светском обществе).

Итак,
образ Петербурга в романе отличается
не только многоплановостью, контрастностью,
но и гармонической целостностью. Автору
«Евгения Онегина» и «Медного всадника»
холодность, жестокость, призрачность
великолепия Петербурга известны.
Но А.С. Пушкин видит здесь и другое.

Его муза любуется «шумной теснотою,
мельканьем платьев, и речей, явленьем
медленным гостей».

Достоинство,
отточенность форм, напоминающая высшие
образы искусства («И темной рамою мужчин
вкруг дам, как около картин»), сдержанность
аристократизма, отсутствие вульгарности,
стройность упорядоченности и ума, синий
лед Невы, на котором играет солнце, –
поэт и в Петербурге видит то, что позволяет
его любить.

Таким
образом, А.С. Пушкин все-таки предстает
перед нами державником, его покоряет
энергичность Петербурга, вдохновение,
которым насыщена была жизнь и деятельность
Петра – и сам А.С. Пушкин в известной
мере тот же Петр – только в иной области,
иного покоя.

Источник: https://studfile.net/preview/8115605/page:2/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector