Образ руси в поэзии блока — сочинение 11 класс

  Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период, когда начинает ощущать внутреннюю опустошенность. Созданный им «страшный мир» города начинает подавлять поэта.

И вот на горизонте его творчества появился новый и прекрасный образ – образ России.     В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было создано в 1910 году.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Сам автор писал, что «это бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого: Катюша Маслова видит на маленькой станции в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Так, сразу вырисовывается главная тема – тема поруганной женской любви. У Блока жизнь покинутой молодой девушки кончается гибелью.

Она «раздавлена» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), а смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой раздавленной личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей.     Блок пытается раскрыть причину этой трагедии, обратившись к приему контраста.

С одной стороны, довольство, роскошь, с другой – боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения), помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире».

Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд – в нем тоже люди разделены на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет.

Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России.     Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине и красоту, и загадочное, чуждое, дикое начало, не доступное пониманию:

    Знала ли что? Или в Бога ты верила?

    Что там услышишь из песен твоих?    Чудь начудила, да Меря намерила    Гатей, дорог да столбов верстовых…    …Дико глядится лицо онемелое,    Очи татарские мечут огни…

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинения для 4 класса

Оценим за полчаса!

    Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять используя прием контраста, сталкивая в одном произведении пошлость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует поразительно реалистичную картину современной ему России:

    И под лампадой у иконы

    Пить чай, отщелкивая счет,    Потом переслюнить купоны,    Пузатый отворив комод…

    Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в болото косного существования. А душа человека ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:

    Да, и такой, моя Россия,

    Ты всех краев дороже мне.

    Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом». Он помогает увидеть величие России в ее исторических свершениях. Обратившись к событиям далекого исторического прошлого (XVI век), Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщенный смысл. Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки: «О, Русь моя! Жена моя!». 

    В стихотворениях этого цикла особую роль играет символика: клекот орлов, крики лебедей, бег коня создают великолепную картину древней Руси. Россия предстает перед нами то в образе степной кобылицы, которая «несется вскачь»», то в образе «светлой жены» русского воина.     В третьем стихотворении цикла возникает поразительная перекличка образа России с образом Прекрасной Дамы:

    В ночь, когда Мамай залег с ордою

    Степи и мосты    В темном поле были мы с Тобою, –    Разве знала Ты?    Перед Доном темным и зловещим,    Средь ночных полей,    Слышал я Твой голос сердцем вещим    В криках лебедей.

    Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворений циклов «Родина» и «На поле Куликовом». Опираясь на художественный опыт своих предшественников – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа Родины. 

    Метафорический образ России представлен им в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания. Россия не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты. Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний она выйдет духовно и физически окрепшей и закаленной.     Знать и понимать лирику Блока о России чрезвычайно важно, ведь его стихи о Родине вызывают у нас серьезные раздумья о судьбе России в наши дни.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/blok-a-a/raznoe/1175-obraz-rusi-v-poezii-a-a-bloka

Образ Руси в поэзии А. А. Блока

Образ Руси в поэзии А. А. Блока. Тема России четко выделена в творчестве А. Бло­ка. В 1908 г. он писал К. С. Станиславскому о роди­не: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвя­щаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К не- му-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…».

В творчестве Блока постепенно проявляется образ России, но чувство безоглядной любви к родине про­низывает все его произведения. Так, в конце стихот­ворения «Осенняя воля» Блок восклицает о родине: «Как и жить и плакать без тебя!» В ранних стихотво­рениях Блока много неясного в его отношении к Рос­сии и народу, в его произведениях прослеживаются романтические мотивы.

Так, в стихотворении «Русь» Россия Блока колдовская, таинственная. Она «и во сне необычайна», «дебрями окружена», в ней на­роды «ведут ночные хороводы», «ведуны с ворожея­ми / Чаруют злаки на полях». Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины.

В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: «зарево горящих сел», «ведьмы тешатся с чертями», «девушка на злого друга / Под снегом то­чит лезвее», «нищета страны родимой» и т. д. Несмо­тря на, это Блок чувствует кровное родство со всем русским, «и в лоскутах ее лохмотий / Души скрываю наготу», — говорит герой поэта.

Блок писал, что в России для него «жизнь или смерть, счастье или погибель». И наиболее полно эти чувства отраз­ились в цикле «Родина». Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине — нечто глубоко личное, как и у Лермонто­ва.

Блок обращается к родине: «О, нищая моя стра­на… О, бедная моя жена…» («Осенний день»). Чув­ство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только «прекрасные черты» и «разбойную красу», но и «избы серые», «лес да поле». Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызыва­ют у Блока «избы, крытые соломой».

Блоковская « Россия » начинается реалистичной картиной просе­лочной дороги, как и у Лермонтова: «вязнут спи­цы… в расхлябанные колеи». Облик России двоится в понимании Блока: это страна с «лесами да поля­ми», а также красавица крестьянка с «платком узорным до бровей» и «мгновенным взором из-под платка».

В теме России Блока присутствует и мотив воль­ности, бунта. Так, красота России, по Блоку, буйная, «разбойная». Но это положительная черта: «не про­падешь, не сгинешь ты» («Родина»).

Этот мотив не­успокоенности ярко прослеживается в цикле Блока «На поле Куликовом». Он пишет: «И вечный бой! По­кой нам только снится…» «Покоя нет!» «Не может сердце жить покоем…».

Читайте также:  Сочинение по повести белый пароход айтматова

Эти нотки романтизма близ­ки лермонтовским произведениям с их духом проте­ста, сопротивления, борения, мятежа.

И у Блока, как у Лермонтова, есть предсказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении «В огне и холоде тревог…». Оно пронизано верой в за­таенные силы родины, в ее могущество, в светлое бу­дущее. «Пусть день далек», но поэт верит, что «но­вый век взойдет».

От картин природы, от образа «Русь — жена» Блок переходит к конкретному восприятию действи­тельности, к воспеванию очистительного пожара ре­волюции. Блок верит в будущее, в то, что «страшный мир» погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: «…старый мир, как пес безродный, стоит…», «Мы на горе всем буржуям / Мировой пожар раздуем».

Эти мысли содержатся в поэме «Двенадцать». Сим­волику одухотворенного будущего в этом произведе­нии несет чистый образ Христа, так как истинной цен­ностью для Блока являются христианские идеалы.

Источник: https://prepodka.net/obraz-rusi-v-poezii-a-a-bloka/

Образ Руси в поэзии Блока

Поэзия А. А. Блока – это мир романтики, иллюзий, идеалов, и поэтому образ Родины в его стихах овеян мечтой, сказкой. Но реальность России начала 20 века, с войнами, потрясениями, революцией, далека от фантазий. Поэтому герой Блока покидает райские сады, и попадает в другой мир, тягостный, наполненный демонами.

Люди в этом мире “мертвы”, погрязли в пошлости.

Все мировоззрение поэта построено на противоречии, дуализме. С одной стороны, окрыляющая мечта, а с другой – жестокая реальность. Через данную призму он воспринимает и Россию.

В произведении “Грешить бесстыдно, непробудно” мы видим лавочника, человека ограниченного, подающего милостыню, но обманывающего покупателей. Здесь обличается порок всех русских людей. Несмотря на это Блок признается в любви к России, говорит, что и такой она всех ему дороже.

В 1906 году появилось произведение “Русь”. В нем русские просторы – сонное царство, погружающее душу в нравственную дремоту. В поэтическом цикле “Родина” говорится о России, как о таинственной стране, повелевает которой красавица – царевна.

В ” Железной дороге” затрагивается аспект тяжелой судьбы русской женщины.

В последних стихотворениях цикла, написанных около 1914 года, ощущается отчетливая нота надвигающейся войны, революции, катастрофы.

Но и до этого, в произведении ” На поле Куликовом” 1908 года звучит мотив трагического предзнаменования.

Сам Блок, склонный к мистицизму, верил, что Куликовская битва – знаковое событие для русского народа, и что подобная битва не последняя, она обязательно повторится.

Прошло более ста лет, с того момента, как впервые прозвучали преисполненные внутреннего драматизма стихи Блока. Но и в наши дни они звучат свежо и актуально, напоминая нам, как непросто любить свою родину в трудные для нее и всех нас времена.

Сочинение Русь в творчестве Блока 11 класс

В поэзии Блока Русь представлена весьма двойственно. Поэт видит красоту и чистоту своей Родины, но в то же время, и что-то чужое, недоступное для понимания заметно ему тоже. Он применяет прием контраста и в одном произведении сталкивает с одной стороны стремление народа к духовности, а с другой – низость мещанского быта.

Таким образом, Блоку удалось создать вполне реалистичной представление о Руси его времени.

Блок не выносил страшный мир царской России, но все равно искренне любил свою родную землю и продолжал надеяться и верить в лучшее. И именно эта любовь, эти надежды и вера в стойкость своей Родины и в величие ее будущего выливаются в форме стихотворных произведений.

Александр Блок, опираясь на опыт таких своих предшественников, как Пушкин, Некрасов и Лермонтов, нашел совершенно новые способы раскрыть образ России в своих стихотворениях. Поэт представил Русь в виде гордой и сильной духом прекрасной женщины, которой выпадает множество испытаний на ее пути. Но Блок был уверен, что она перенесет их все и станет еще сильнее и обретет еще больше величия.

Понимание поэзии Блока о России весьма важно, потому что именно его произведения побуждают размышлять о нынешнем положении своей Родины и ее дальнейшем развитии.

11 класс

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://soch.biographiya.com/obraz-rusi-v-poezii-bloka/

Тема России в поэзии Блока (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины.

Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны человеческой души.

     Тема родины, России всегда звучит в произведениях истинно русских писателей, но творчество Блока настолько неразрывно связано с этим образом, что, о чем бы ни думал поэт, о чем бы ни писал — о весне, природе, о любви, дружбе, об исторических событиях, страданиях народа или его героических победах, — его мысли всегда были о родной стране. «Это все — о России», — открыто заявлял о своем творчестве поэт. «Этой теме, — писал он, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь жизнь и смерть, счастье или погибель».

В России Блока можно часто встретить черты родины, воспетые Тютчевым, Некрасовым, Пушкиным, Толстым и другими прозаиками и поэтами, но все же Россия Блока — такая многогранная, неповторимая, изменчивая — во многом отличается от России других художников слова.

Это образ, сочетающий в себе и романтические, и реалистические черты, и радостные, светлые, грустные, порой трагические чувства. Это необъятная страна и в то же время — женщина, земля и возлюбленная невеста, мать и жена. Этот образ живет, меняется, взрослеет вместе с поэтом.

В самых ранних стихотворениях Блока мы видим сказочную Россию, с «золотыми да красными» заставками, с народными песнями и плясками, с легендами, преданьями старины, поверьями, шутками и прибаутками, с теремом Царевны. Она «опоясана реками и дебрями окружена, с болотами и журавлями, и с мутным взором колдуна».

Вместе с молодым поэтом мы восхищаемся ее необъятными просторами, «песнями ветровыми», тройками удалыми, далями туманными, дорогами дальними, где виден «неба осветленный край средь дымных пятен». Сказочные, чарующие мотивы встречаются и в более поздних стихотворениях поэта:

  • Где ведуны с ворожеями
  • Чаруют злаки на полях,
  • И ведьмы тешатся с чертями
  • В дорожных снеговых столбах.

Но здесь уже в тему бесконечного мирного российского простора с проблесками рябиновых кистей и голубыми лентами рек вплетаются «зарева горящих сел», дальние огни. Все чаще возникают символы «ветра», «метели», «бури»:

  • Дикий ветер
  • Стекла гнет,
  • Ставни с петель
  • Буйно рвет.

В этих образах-символах все сильнее чувствуется нарастание неукротимой народной силы, народной стихии. Теперь блоковская Россия — это страна назревающей революции.

И поэт твердо уверен, что его родине предстоит сыграть важную роль в истории всего человечества.

Этот этап в жизни родной страны не мог остаться незамеченным, не отразиться в произведениях Блока, в душе которого « было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда».

  • О, Русь моя! Жена моя!
  • До боли Нам ясен долгий путь!..

Да, перед страной лежит долгий путь, но в сердце поэта ни на минуту не возникает сомнений, что этот путь они пройдут вместе, — они неразрывно связаны, едины в горе и в радости. И только в таком единстве для человека станет «невозможное возможно».

  • Русь моя, жизнь моя, Вместе ль нам маяться?

спрашивает поэт, хотя точно знает ответ: Россия-мать никогда не оставит своего сына, так же, как и он ее. И все же Россия для Блока всегда была связана не столько с образом матери, сколько с образом жены, суженой, возлюбленной, молодой и прекрасной, которая любит и ждет, которая все поймет и простит: Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне». — И опять за травой колокольчик звенит…

  • Она сражается вместе с ним в бою, смело проходя «сквозь кровь и пыль»..Она сойдет «в одежде, свет струящей», блеснет «серебром волны на стальном мече», освежит на плече воина «пыльную кольчугу». И поэт бесконечно любит «мать, сестру и жену в едином лице Родины-России».

Блок видит родину всегда такой, какая она есть. Он не умаляет ее заслуг и достоинств, он осознает величие исторического прошлого России, которое начиная с самых древних времен было героическим, — защищалась ли она от половцев, сражалась ли с ордой хана Мамая, заслоняя Европу от нашествия татар.

Но видит он и беды, страдания, нищету, выпавшие на долю любимой России. И все же, как бы ни менялась в своем историческом развитии милая сердцу поэта родина, каким бы ни было его отношение к переменам в этой стране, вызывающим то восторг и восхищение, то жалость и боль, — неизменной оставалась его любовь к великой России.

Эта любовь всегда оставалась созвучной любви к женщине:

  • О, нищая моя страна.
  • Что ты для сердца значишь?
  • О, бедная моя жена,
  • О чем ты горько плачешь?

Он всегда испытывал к России самые трогательные чувства: любовь, нежность и сострадание. Именно эти чувства вдохновляли поэта на создание лучших произведений. Эта любовь к родине рождает веру — веру в светлое будущее России, в « новый век», несущий новые победы, новые великие и решающие события.

Именно этой светлой верой были продиктованы уверенные, оптимистические слова: «Все будет хорошо, Россия будет великой!» Да, образ России у Блока сложен и многогранен. Он совмещает в себе все: и радость, и горе, и отчаяние, и надежду.

Родина — единственная духовная опора, высшее начало в жизни человека и в жизни всего народа. Все в ней вызывает вдохновенный восторг и преклонение поэта. О чем бы ни писал А. Блок, все было проникнуто мыслями о родине, а значит, искренней, большой человеческой любовью.

И потому для нас его стихотворения — это величайшая поэзия, от которой перехватывает дыхание и замирает сердце.

Источник: https://resoch.ru/tema-rossii-v-poezii-bloka-sochinenie/

Образ Руси в поэзии А. А. Блока

Сочинение на тему Образ Руси в поэзии А. А. Блока
На данной странице представлено сочинение на тему , которое было добавлено 08.08.2015. Сочинение Образ Руси в поэзии А. А. Блока уже просмотрело человек, оценило 0 человек. Надеемся что сочинение на тему Образ Руси в поэзии А. А. Блока поможет вам. Если данное сочинение вам понравилось то вы можете поделиться им с друзьями. Рекомендуем вам ознакомиться с данным сочинением, прочитать комментарии и на основании полученной информации написать свое изумительное сочинение. Тема патриотизма традиционна в творчестве каждого русского писателя. Александр Блок, великий русский поэт, обращается к теме России в тот период, когда начинает ощущать внутреннюю опустошенность. Созданный им «страшный мир» города начинает подавлять поэта. И вот на горизонте его творчества появился новый и прекрасный образ – образ России.      В этот период поэт создает циклы стихов «Родина», «На поле Куликовом». Одно из ярчайших стихотворений первого цикла – «На железной дороге» («Под насыпью, во рву некошеном…»). Оно было создано в 1910 году. Сам автор писал, что «это бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого: Катюша Маслова видит на маленькой станции в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Так, сразу вырисовывается главная тема – тема поруганной женской любви. У Блока жизнь покинутой молодой девушки кончается гибелью. Она «раздавлена» жизнью («любовью, грязью иль колесами»), а смерть для нее предпочтительней смирения. Трагедия одинокой раздавленной личности происходит на глазах «сытых», равнодушных ко всему людей.      Блок пытается раскрыть причину этой трагедии, обратившись к приему контраста. С одной стороны, довольство, роскошь, с другой – боль, грязь, смерть. Художественные приемы, используемые Блоком в этом стихотворении (гиперболы, метафоры, олицетворения), помогают ярче раскрыть главную мысль поэта: гибель юности и красоты, невозможность и бессмысленность их существования в «страшном мире». Олицетворением равнодушной судьбы выступает поезд – в нем тоже люди разделены на богатых и бедных. Голодная и нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Фигура жандарма рядом с молодой, красивой девушкой, бросающей жадные взоры «в пустынные глаза вагонов», становится символическим выражением железного уклада, ограждающего человека от счастья, от полноты жизни. Судьба этой поруганной девушки сближается с судьбой России.      Образ России в лирике Блока двойственен. Он видит в своей Родине и красоту, и загадочное, чуждое, дикое начало, не доступное пониманию:     Знала ли что? Или в Бога ты верила?

  •     Что там услышишь из песен твоих?
  •     Чудь начудила, да Меря намерила
  •     Гатей, дорог да столбов верстовых…
  •     …Дико глядится лицо онемелое,
  •     Очи татарские мечут огни…
  •     Двойственное отношение к России особенно ярко воплощено в стихотворении 1914 года «Грешить бесстыдно, непробудно…» Опять используя прием контраста, сталкивая в одном произведении пошлость мещанского быта и стремление к высокой христианской духовности, Блок рисует поразительно реалистичную картину современной ему России:
  •     И под лампадой у иконы
  •     Пить чай, отщелкивая счет,
  •     Потом переслюнить купоны,
  •     Пузатый отворив комод…

    Тема этого стихотворения – неуправляемая, темная стихия народной жизни, которая подавляет человека, погружает его в болото косного существования. А душа человека ищет и не находит покаяния. Но заканчивается произведение словами:     Да, и такой, моя Россия,     Ты всех краев дороже мне.     Немного другой ракурс взял поэт в своем цикле «На поле Куликовом». Он помогает увидеть величие России в ее исторических свершениях. Обратившись к событиям далекого исторического прошлого (XVI век), Блок придал реальному эпизоду исторической хроники обобщенный смысл. Любовь к родной земле пробуждает в душе поэта вдохновенные строки: «О, Русь моя! Жена моя!». 
    В стихотворениях этого цикла особую роль играет символика: клекот орлов, крики лебедей, бег коня создают великолепную картину древней Руси. Россия предстает перед нами то в образе степной кобылицы, которая «несется вскачь»», то в образе «светлой жены» русского воина. 
    В третьем стихотворении цикла возникает поразительная перекличка образа России с образом Прекрасной Дамы:

  1.     В ночь, когда Мамай залег с ордою
  2.     Степи и мосты
  3.     В темном поле были мы с Тобою, –
  4.     Разве знала Ты?
  5.     Перед Доном темным и зловещим,
  6.     Средь ночных полей,
  7.     Слышал я Твой голос сердцем вещим
  8.     В криках лебедей.

    Любовь к России, непоколебимая вера в величие, силу и стойкость Родины, в ее светлое будущее находят выражение в страстных строках стихотворений циклов «Родина» и «На поле Куликовом». Опираясь на художественный опыт своих предшественников – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блок нашел новые грани раскрытия художественного образа Родины.

 
    Метафорический образ России представлен им в виде прекрасной женщины, доверчивой, но гордой и сильной духом, на долю которой выпадут многие испытания. Россия не пропадет, какой бы чародей ни завладел ею, как бы ни затуманились еще одной заботой ее прекрасные черты.

Таким иносказательным языком говорит поэт о возможных бедах России и тут же утверждает, что из всех испытаний она выйдет духовно и физически окрепшей и закаленной. 

    Знать и понимать лирику Блока о России чрезвычайно важно, ведь его стихи о Родине вызывают у нас серьезные раздумья о судьбе России в наши дни.

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/obraz_rusi_v_poehzii_a_a_bloka/2015-08-08-1044

Тема Родины – одна из вечных тем в поэзии – обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь ему довелось жить в переломную эпоху, в удивительное время, когда решалась судьба России, когда страна испытывала одно потрясение за другим.

Как русский поэт, Блок не мог не думать о своей стране, не мог не попытаться запечатлеть в стихах ее меняющийся облик. Со щемящей болью в душе поэт писал: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» И своими трепетными стихами о Родине давал ответ на этот вопрос.    Обращаясь к К. С.

Станиславскому, Блок писал 9 декабря 1906 года: «Стоит передо мной моя тема, тема России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей самостоятельной жизни…»    В ранней поэзии А.

Блока тема России еще не являлась ведущей, хотя поэт не раз обращался к русским пейзажам и фольклорным образам. В одном из стихотворений возникает такая поэтическая картина:      Все деревья стоят как в сияньи.

     Ночью холодом веет с земли;      Утром белая церковь вдали      И близка, и ясна очертаньем.

   Значительно чаще к теме Родины Блок начинает обращаться во второй период творчества. После первой русской революции патриотическое чувство поэта обострилось. В 1906 году Блок пишет стихотворение, которое он уже целиком связывает с Россией. Характерно, что оно и называется ее древним именем – «Русь».

Правда, поэт изображает здесь сказочную, заповедную страну – с колдунами, ведунами, гадателями эпохи седой старины. Блок вводит в свое стихотворение народное творчество и крестьянские поверья. А это ведь тоже достояние Родины. Отчизна предстает в этих стихах «дремучей», «колдовской», «почивающей в тайне».

Это ее состояние кажется поэту прекрасным:

     Ты и во сне необычайна.      Твоей одежды не коснусь.      Дремлю – и за дремотой тайна,      И в тайне – ты почиешь, Русь.    Но за этой сказочной красотой Блок прозревает и печальные картины: крестьянское «утлое жилье», «вихрь в голых прутьях», нищету. Пока эти социальные мотивы звучат робко. Но вскоре, в 1908 году, они получают свое развитие и находят воплощение в стихотворении «Россия»:      Россия, нищая Россия,      Мне избы серые твои,      Твои мне песни ветровые, –      Как слезы первые любви!

   Блок возвращается здесь к лермонтовской традиции. Нетрудно уловить в начальных строчках произведения перекличку с классической «Родиной» предшественника. Стихотворение вошло в блоковский цикл «Родина», один из важнейших в третьей книге его лирики.

   Патриотическая тема в этом разделе зазвучала громко и выразительно. Как показывает название, тема Родины является теперь для поэта главной, определяющей. Цикл начат евангельским мотивом: свою Отчизну поэт осеняет именем Христа. Стихотворение «В густой траве пропадешь с головой…» развивает фольклорные образы предшествующих произведений и настраивает читателя на восприятие «песен далеких сел» и звуков ямщицкого колокольчика. Образ любимой становится сращенным с обликом Родины, а сам герой преисполнен жажды подвига; он «просится в бой», потому что видит, как над страной его «тучи вдали встают». Эта лирическая пьеса прекрасно предваряет последующие стихотворения цикла «Родина». Любовь к Родине у Блока – переживание глубоко интимное. Поэтому, обращаясь к своей стране, поэт говорит о сердечной и душевной боли при виде «низких нищих деревень» и, в нарушение принятого обычая связывать образ родной земли с матерью, сопоставляет его с обликом жены.    Гармоничным соединением общего и частного в цикле объясняется тот факт, что в раздел оказалось включенным стихотворение «На железной дороге». Будничная драма молодой и красивой девушки в «цветном платке, на косы брошенном», мимо которой проносится поезд, этот символ жестокого равнодушия и ускользающего счастья, перекликается с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу…» и одновременно со сценой из толстовского «Воскресения». Участь девушки становится печальной страницей истории страны, трагедией тысяч молодых жизней («Так мчалась юность бесполезная…»), судьбой самой России.    Важнейшими в рассматриваемом цикле стали стихи Блока, составившие особый подцикл «На поле Куликовом». Написанные задолго до первой мировой войны (1908), они исполнены трагического предвидения. Сама Куликовская битва рассматривается поэтом в ряду символических событий русской истории. Блок смело сопоставляет прошлое, настоящее и будущее родной земли. Основой могущества России, ее всегдашней стойкости и силы являются, по убеждению поэта, неуспокоенность, движение, порыв вперед («И вечный бой! Покой нам только снится…»). Вот отчего в стихах возникает яркий, динамический образ «степной кобылицы», вновь напоминая о гоголевском образе летящей птицы-тройки.    Стихи цикла «Родина», отражающие события начавшейся мировой войны, также исполнены высокого смысла. В них слышится предвестие грядущей трагической участи России («Петроградское небо мутилось дождем…»). Себя и своих современников поэт называет «детьми страшных лет России», которые донесут до потомков свой кошмарный опыт «испепеляющих» лет. Поэт ясно видит нищету и бедность деревень, охваченных пожаром мятежей и войн, сложное, подчас парадоксальное сочетание европейского начала и азиатчины, «заплаканную» красу родной земли. И все отчетливее звучит его нежное признание Родине:      Да, и такой, моя Россия,      Ты всех краев дороже мне.

   В заключение можно добавить один яркий и, в общем, объясняющий все штрих: когда на одном из поэтических вечеров кто-то из слушателей попросил Блока, уже закончившего выступление, прочитать стихи о России, поэт ответил: «Это все о России».

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11828-obraz-rusi-v-poezii-a-a-bloka

Образ Руси в поэзии Блока

Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров — в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом,

она пробудила в нем чувство кровной связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. Его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты.

Россия народная, природная с ее историей, традициями, не раскрытым, но огромным, непредсказуемым духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение.

Никто до Блока не сказал тех пронзительно щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского; «Родина — это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…». Что-то древнее, языческое встает в прапамяти

художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как мать, сестру и жену в едином лице — России».

  • Стихотворение «Русь» было написано 24 сентября 1906 года. Родина здесь таинственная, сказочно прекрасная страна:
  • С болотами и журавлями,
  • И с мутным взором колдуна…

Это не только отголоски фольклора, старинных преданий, но и продолжение гоголевской традиции. Россия, как пани Катерина, во власти колдуна. Родина рисуется непонятной, зачарованной, застывшей в дремоте.

Это вполне реальная «нищая» страна с «утлым» жильем и ветром в «голых прутьях». В пейзажных деталях явно запечатлены картины средней России, Подмосковья, где природа необычайно красива. Блок показывает свою любовь к России. Рассказывает о ее народах, жилье, жизни.

Россию он представляет магической, с мистическим замыслом:

  1. Где ведуны с ворожеями
  2. Чаруют злаки на полях,
  3. И ведьмы тешатся с чертями
  4. В дорожных снеговых столбах.

В своем стихотворении Блок выражает веру в Россию, в торжество добра и свободы. Облик России он рисует через простор и волю. Неоглядные дали и свободолюбие — вольность людей, живущих на этой земле:

  • Где разноликие народы
  • Из края в край, из дола в дол
  • Ведут ночные хороводы
  • Под заревом горящих сел.
  • Блок обращается к России как к живому человеку, он разговаривает с ней ласково и нежно, в его словах Россия, словно женщина, необычайна и загадочна.
  • Она и в снах необычайна.
  • Ее одежды не коснусь.

Любовь к Родине звучит как что-то заветное, интимное. С Россией, как и с любимой, у Блока связано все — «жизнь или смерть, счастье или погибель». Образ ее одухотворен, высок. Блоковское понимание России, ее прошлого, настоящего и будущего — трагическое и очень личное, лирическое. «Bсe о России» — все для нее.

(No Ratings Yet) Образ Руси в поэзии Блока

Источник: https://home-task.com/obraz-rusi-v-poezii-bloka/

Ссылка на основную публикацию