Образы народных заступников в поэме кому на руси жить хорошо

Слайд 1Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоОписание слайда:

Образ народного заступника. Гриша Добросклонов в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Слайд 2Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоОписание слайда:

Художественный образ – это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.

Художественный образ – это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.

Слайд 3Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоОписание слайда:

Григорий Добросклонов — сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”, слезами солившей хлеб.

Голодное детство и суровая юность сблизили Григория с народом, определили жизненный путь его: Григорий Добросклонов — сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”, слезами солившей хлеб.

Голодное детство и суровая юность сблизили Григория с народом, определили жизненный путь его:      …лет пятнадцати 
    Григорий твердо знал уже, 
    Кому отдаст он жизнь свою 
    И за кого умрет.

Слайд 4Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоОписание слайда:

Черты характера Гриши Добросклонова: -способность к состраданию; -неприхотливость; -высокая работоспособность; -железная воля; -твердые убеждения; -образованность; -великолепный ум.

Слайд 5Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоСлайд 6Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоОписание слайда:

Крепь — крепостное право. Крепь — крепостное право. Набатные голоса — сильные, звучные, призывные голоса. Захудалый (разг.) — самый бедный. Каморочка (каморка) (разг.)- маленькая комнатка. И вся тут недолга — и больше ничего. Хапуга (прост.) – вор. Эконом – ведущий хозяйство. Ситник (разг.) – хлеб, испечённый из муки, просеянной сквозь сито.

Слайд 7Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоОписание слайда:

Вахлачина (разг.) – название беднейшей части крестьянства в крепостной России. Вахлачина (разг.) – название беднейшей части крестьянства в крепостной России.

Весь тратился на поиски – проводил всё время в поисках. Щепоть – небольшое количество чего-нибудь, что можно взять сложенными вместе тремя пальцами. Скривил роток – заплакал. Тужил (прост.) – грустил.

Дольний (устар.) – земной, человеческий.

Слайд 8Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоОписание слайда:

Выспренная цель — высокая, благородная цель. Выспренная цель — высокая, благородная цель. Любвеобильные (книжн.) – способные сильно любить.

Слайд 9Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоОписание слайда:

Песни Гриши Добросклонова Веселая Доля народа В минуту унынья, О родина – мать Бурлак Русь

Слайд 10Образы народных заступников в поэме Кому на Руси жить хорошоОписание слайда:

Гражданин : Гражданин : 1. Человек, который живет в каком-либо государстве, подчиняется его законам и пользуется всеми официальными правами. 2. Высок. Человек, который подчиняет свои личные интересы общественным, служит Родине, народу.

Слайд 11Описание слайда:

В чём сходство героев
Добросклонов Добролюбов происхождение (сын дьячка); перекличка фамилий; семинарское образование; общая болезнь (чахотка); склонность к поэтическому творчеству; судьба;

Слайд 12Описание слайда:

Илья Репин Арест пропагандиста

Слайд 13Описание слайда:

По мнению Н.А. Некрасова, тяжел путь Григория, но и славен, на него вступают лишь «души сильные, любвеобильные»; именно Григорий – счастливый человек в поэме, так как цель свою находит в том, «чтоб землякам моим и каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!»

Слайд 14Описание слайда:

Ваше мнение?

Источник: https://myslide.ru/presentation/skachat-obraz-narodnogo-zastupnika-grisha-dobrosklonov-v-poeme-na-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho

Соболев Лев | | Журнал «Литература» № 9/2005

Первый народный заступник, который появляется в поэме, — Ермил Гирин.

Читатель узнаёт о нём в связи с поисками счастливого (глава «Счастливые» первой части) от крестьянина Федосея: здесь важны несколько слов о том времени, как Ермил был писарем в конторе имения князя Юрлова (с говорящим названием Адовщина): “А он и посоветует, // И справку наведёт; // Где хватит силы — выручит, // Не спросит благодарности, // И дашь, так не возьмёт!” Ермил был выбран бурмистром: “В семь лет мирской копеечки // Под ноготь не зажал, // В семь лет не тронул правого, // Не попустил виновному, // Душой не покривил…” И здесь отметим очень важный момент — благостный рассказ крестьянина прерывает “какой-то попик седенький”, напоминающий Федосею проступок Гирина (тот “повыгородил меньшого брата из рекрутчины”). Казалось бы, проходной эпизод — но нет, здесь принципиальный для Некрасова мотив: мотив греха и потребности покаяния, очищения от греха — вспомните, как “тосковал-печалился” Ермил и чуть не повесился от тоски; ведь явно не случайно Достоевский в некрологе Некрасова упоминает слышанный им возле гроба поэта стих из Псалтыри: “Несть человек, иже не согрешит” (Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971. С. 482). Для Некрасова раскаявшийся грешник не ниже праведника — это один из важнейших мотивов его последней поэмы.

Характерно окончание “гиринского” сюжета — тот же попик стал рассказывать о бунте вотчины помещика Обрубкова: когда все меры, испробованные начальством, оказались бесполезными (“Хотели уж солдатикам // Скомандовать: пали!”), догадались позвать Ермилу Гирина, но что случилось далее, мы так и не узнаем — внимание слушателей (и читателей) отвлекла экзекуция над пьяным лакеем; мы успеваем узнать лишь то, что Гирин сидит в остроге… Нетрудно догадаться, что попал он туда из-за заступничества за крестьян деревни Столбняки, принадлежавших помещику Обрубкову, но подробностей нам узнать не дано.

Следующий персонаж, который заступился за своих братьев-крестьян и пострадал за это, — Савелий, богатырь святорусский (глава III из «Крестьянки»). Как рассказал сам Савелий, он вместе с восемью другими корёжскими крестьянами “в землю немца Фогеля // Христьяна Христианыча // Живого закопал”.

Но ни сам Савелий, ни автор поэмы не считают это грехом: “Клеймёный, да не раб!” — с гордостью говорит о себе Савелий. Грех, совершённый во имя народного мира, не грех вовсе — такова нравственная проблематика поэмы Некрасова.

А чтобы подчеркнуть, что дед вовсе не душегуб, поэт заставляет его совершить настоящий грех — просмотреть Дёмушку, которого заели свиньи — и тут уже Савелий отправляется замаливать свой грех в монастырь.

А в рассказе странника Ионы «О двух великих грешниках» разбойнику Кудеяру простятся его прошлые грехи после того, как он убьёт пана Глуховского, злейшего грешника, с усмешкой признавшегося: “Сколько холопов гублю, // Мучу, пытаю и вешаю…”

Истинный праведник, заступник народный появляется в Эпилоге «Пира на весь мир»; это Гриша Добросклонов. У него “С любовью к бедной матери // Любовь ко всей вахлачине // Слилась…” — “и лет пятнадцати // Григорий твёрдо знал уже, // Кому отдаст всю жизнь свою // И за кого умрёт”.

Эта предназначенность к подвигу напоминает житие святого — да, собственно, евангельские реминисценции обильно представлены в рассказе о Грише.

Здесь и “ангел милосердия”, который “души сильные // Зовёт на честный путь”, здесь и вариация евангельской притчи о торной дороге и узкой тропе для праведника.

Важно, что некрасовский праведник и заступник народный — поэт, автор песни «Русь», где есть такие слова: “Сила с неправдою // Не уживается, // Жертва неправдою // Не вызывается”. Вот истинно счастливый, по мнению Некрасова, герой: “Пел он воплощение счастия народного!”

Источник: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200500933

Народные заступники в поэме Кому на Руси жить хорошо

Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Некрасов Н.А.

В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы «новых людей», вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить его. Почет и любовь снискал он «строгой правдою, умом и добротой».

Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле, который попал в острог в тот момент, когда бунтовала деревня Столбняки уезда Недыханьева. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам народный заступник.

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:

… лет пятнадцати

  • Григорий твердо знал уже,
  • Что будет жить для счастия
  • Убогого и темного
  • Родного уголка
  • Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он — из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:
  • Немало Русь уж выслала
  • Сынов своих, отмеченных
  • Печатью дара Божьего,
  • На честные пути,

Немало их оплакала…

  1. Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:
  2. Как ни темна вахлачина,
  3. Как ни забита барщиной
  4. И рабством — и она,
  5. Благословясь, поставила
  6. В Григорье Добросклонове
  7. Такого посланца.

Путь Гриши — типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, «где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно», но где он много читал и много думал…

  • А дальше? Дальше известно:
  • Ему судьба готовила
  • Путь славный, Имя громкое
  • Народного заступника,
  • Чахотку и Сибирь.

И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой «такого посланца».

Читайте также:  Вред курения - сочинение

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов — поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.

В главу «Пир на весь мир» включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне «Русь»:

Рать подымается — Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!

В поэме есть образ еше одного народного заступника — автора. В первых частях поэмы мы еще не слышим его голоса непосредственно. Но в главе «Пир на весь мир» автор прямо обращается к читателям в лирических отступлениях.

В этой главе язык приобретает особую окраску: наряду с народной лексикой здесь встречается немало слов книжных, торжественных, романтически приподнятых («лучезарный», «выспренний», «карающий меч», «воплощение счастья народного», «рабство тяжкое», «Русь оживающая»).

Прямые авторские высказывания в поэме проникнуты светлым чувством, какое свойственно и песням Гриши. Все мысли автора — о народе, все его мечты — о народном счастье. Автор, как и Гриша, свято верит в «силу народную — силу могучую», в золотое народное сердце, в славное будущее народа:

Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь!

Поэт хочет вселить эту веру и в других, вдохновить своих современников на революционный подвиг:

Такая почва добрая — . Душа народа русского… О сеятель! приди!..

Источник: https://mirznanii.com/a/357529/narodnye-zastupniki-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-khorosho

Сочинение. Народные заступники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение

Народные заступники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

..

Тема “народного заступника” проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос “Что делать?”. Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении.

К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? — спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других.

Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ер-милы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом.

Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе:

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям.

  • Ермила Гирин — мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что
  • … он и посоветует
    И справку наведет;
    Где хватит силы — выручит,
    Не спросит благодарности,
  • И дашь, так не возьмет!

Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту.
“Седенький попик” так характеризует Ермилу:

Имел он все, что надобно
Для счастья и спокойствия,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою.

Умом и добротой.

Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета “правдой строгой”, “умом и добротой”. Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению.

Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.
Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. “Клейменый, да не раб” — говорит он о себе.

Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко — “наддай” — помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за “вотчину стояли хорошо”.

Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений.

Наиболее сознательным из “народных заступников” является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды, имеет образование.

Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым “судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”.

В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода

Прежде всего.

В минуту унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,

  1. Но ты не погибнешь, я знаю.
  2. В рабстве спасенное
    Сердце свободное —
    Золото, золото
  3. Сердце народное!
  4. Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь “народным заступником ”.

Скачать Сочинение.

..

..

gdzotvet | 03.10.2012

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/nekrasov/sochinenie-narodnye-zastupniki-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

«Народные заступники» (По поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

«Народные заступники». Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная поэма стала одной из цен­тральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала драма народа.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» народным «заступни­ком» предстал сам автор, который не только уже фактом соз­дания этого произведения выразил отнохпение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер.

Тема народного заступничества широко представлена в по­эме. Заступник — одно из ее ключевых слов.

Народный за­ступник — тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, дейст­виями и поступками подтверждая это.

Образ такого человека — не единственный в поэме. Его черты преломились в Ермиле Гирине, Савелии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме На­гом.

Так, Гирин выступил реальным защитником мирских инте­ресов: отстоял мельницу, которая была нужна всем.

Он ис­кренне, с чистыми помыслами обратился за помощью к народу, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми.

О его честности, бескорыстии говорит то, что «рубль лишний», который у него остался, он не присвоил себе, а, не найдя хозяи­на, отдал деньги слепым.

Как же завоевал Гирин почет и уважение почти всей окру­ги? Ответ короткий: только «правдою». Тянулись люди к нему и когда Ермил занимал должности писаря и бурмистра. Он «всему народу люб» был потому, что к нему всегда можно было обратиться за помощью и советом. И Ермил никогда не требо­вал награды:

  • Где хватит силы — выручит,
  • Не спросит благодарности,
  • И дать так не возьмет!

Только один раз произошел случай, когда герой, что назы­вается, «покривил душой» : «повыгородил» из рекрутчины своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти друго­му человеку.

Осознание того, что поступил он нечестно, не­справедливо, приводит Гирина чуть ли не к самоубийству. И только покаяние при всем народе освобождает его от мук со­вести.

Рассказ о Ермиле Гирине неожиданно обрывается, и мы узнаем, что он все же пострадал за народное дело, его посадили в острог.

Нельзя не отметить еще одного народного героя — Якима Нагого. Казалось бы, ничего необычного в его судьбе нет: ко­гда-то он жил в Питере, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму.

Затем вернулся на родину и стал пахарем. Лучше самого Не­красова не представить этот образ, ставший обобщенным образ русского крестьянина:

Грудь впалая, как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле…

Но в глазах людей Яким был особенным человеком: во вре­мя пожара он кинулся спасать не деньги, а картинки, которые любовно собирал для сына и сам завороженно смотрел на них. Рассказывая об этом своеобразном народном «коллекционе­ре», Некрасов также приоткрывает страницу жизни крестья­нина, в которой не только работа и «питье» могли быть главными.

Образ народного заступника ярко воплотился в Савелии, бо­гатыре святорусском. Уже в самом этом определении заложен смысл: богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской. Савелий обладает могучей физической силой.

Но Не­красов показывает, что не только на этом основано богатырст­во корежского крестьянина — Савелию присущи воля, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Этот герой — бунтарь, он способен к протесту. Однако его «заступ­ничество» выразилось не только в том, что он избавил Корежи- ну от немца, замучившего крестьян поборами.

Савелий еще и своеобразный народный философ, подвижник. Его религиоз­ность, способность к покаянию являются символами высокой народной нравственности. Главная молитва Савелия — о наро­де:

Читайте также:  Сочинение ахматова - мой любимый поэт серебряного века

За все страдное, русское Крестьянство я молюсь!

Гриша Добросклонов в поэме тоже является народным за­ступником. Еще в детстве он проникся острой жалостью и лю­бовью ко всей «вахлачине». Хотя Некрасов прямо не говорит, но представляется, что «заступничество» будет действенным, он действительно сможет изменить жизнь народа. Перед Гри­шей открыта дорога, по которой идут Лишь души сильные,

  1. Любвеобильные,
  2. На бой, на труд
  3. За обойденного,
  4. За угнетенного.

Этот герой отмечен «печатью божьего дара». По Некрасову, способен пострадать, пожертвовать жизнью для народа.

Таким образом, народный заступник в поэме представлен как человек исключительной судьбы. Это подвижник, то есть, по-моему, несущий действенное добро, и праведник. Он обяза­тельно выходец из народа, ему до мелочей знакома жизнь кре­стьян.

Человек, которого выбрали «заступником», умен, совестлив, в нем постоянно происходит душевная внутренняя работа.

А самое главное, он способен понять всю сложность, противоречивость души крестьянина и прожить жизнь чис­тую, простую вместе со своим народом.

Источник: https://prepodka.com/narodnyie-zastupniki-po-poeme-n-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho/

Образы народных заступников в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Поэт-гражданин, поэт революционной борьбы, Н. А.

Некрасов, написавший поразительные по силе и чувству стихи о своих соратниках Добролюбове, Чернышевском, Писареве, не мог не обратиться в своем творчестве к новому для русской литературы образу – образу народного заступника.

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” показано, что зреют в народе силы, способные встать на защиту чести и достоинства людей низкого звания. Поэт представляет сразу несколько характеров людей, готовых вступить в борьбу за униженный и оскорбленный русский народ,

находящийся в кабале. Среди них Савелий, богатырь святорусский, народный правдолюбец Яким Нагой, славящийся “строгой правдою, умом и добротой” Ермил Гирин, знающий, “кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет”, Гриша Добросклонов.

Как одного из тех, кто за “вотчину стояли хорошо”, рисует Некрасов Савелия-богатыря, видя в нем воплощение народной силы и мужества. Ни розги, ни каторга не смирили его со своей участью. “Клейменый, да не раб”, – говорит он о себе.

В нем сочетаются такие качества, как чувство собственного достоинства и ненависть к угнетателям, недюжинная сила и свободолюбие, любовь к

природе и стойкость. Читая строки, посвященные Савелию, мы понимаем, что только по-настоящему сильные и мужественные могут быть такими терпеливыми и великодушными, чтобы переносить те страдания, которые выпали на их долю. А потому терпели мы, Что мы – богатыри. В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка, Мужик – не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою – а богатырь! Говоря о народных богатырях мужицкого царства сермяжной Руси, Некрасов находит удивительные, поистине эпические сравнения: .. .

Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней – сломалися……И гнется, да не ломится, Не ломится, не валится…Ужли не богатырь? Любимое словечко народного мстителя Савелия – наддай – помогает увидеть в нем человека, способного не только подбодрить, но, главное, сплотить, увлечь и повести за собой. Это-то слово и определит судьбу гордого богатыря.

Вспоминая молодые годы, старик Савелий рассказывает о том, как восемнадцать лет терпели крестьяне произвол жестокого немца-управляющего, во власти которого фактически оказалась вся их жизнь. Постоянные издевательства с его стороны не могли не вызвать возмущения людей. И однажды они не выдержали и убили немца.

– Что ж дальше?”Дальше: дрянь! Кабак… острог в Буй-городе, Там я учился грамоте, Пока решили нас. Решенье вышло: каторга И плети предварительно……А жизнь была нелегкая. Лет двадцать строгой каторги, Лет двадцать поселения…” Рядом с Савелием в поэме встает еще один величавый образ русского крестьянина – деревенского праведника Ермила Гирина.

Само появление в мире рабства и разнузданного произвола таких, как он, служит для Некрасова основанием для веры в будущую победу народа и источником бодрого чувства, пронизывающего поэму: Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая! Не борьбой, как Савелий, а трудом и умением хочет изменить Ер-мил Гирин судьбу вечно угнетенного.

Грамотный, он становится писарем, а потом, благодаря человечному отношению к людям, избирается бурмистром. Честный, порядочный, умный, однажды Гирин, спасая брата от рекрутчины, совершает несправедливый поступок. И грех, взятый им на душу, не дает ему покоя. Не пьет, не ест; тем кончилось, Что в деннике с веревкою Застал его отец.

Тут сын отцу покаялся:”С тех пор, как сына Власьевны Поставил я не в очередь, Постыл мне белый свет!” Образ Ермилы Гирина, отказавшегося от должности, трагичен, но не может не вызвать уважения благородством, честностью, состраданием к людям. Окружающие Г ирина люди ценят его за это.

И как показывает эпизод с покупкой мельницы, народ в нужную минуту готов прийти ему на помощь, ответить добром на добро. Ситуация, описанная Некрасовым, возможно, не самая типичная, но она позволяет поэту сказать, что в единстве и взаимопомощи простого народа сокрыта великая сила. Яким Нагой – еще один мужик, с каким странники повстречались в своих поисках счастливого на Руси.

Казалось бы, какой из него защитник: …Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле;И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука – кора древесная, А волосы – песок. В первых же строках о нем сказано:Он до смерти работает, До полусмерти пьет.

Но есть в нем черточка, позволяющая и его причислить к народным заступникам: Яким Нагой защищает душу народную. Изможденный, потерявший силы и здоровье, во время пожара он спасает не накопленные тридцать пять целковых, а висящие в избе на стенке картинки, единственную радость его убогого и серого существования.

Картинки – это символ чего-то прекрасного, что таится в измученной народной душе, случай позволяет поэту сказать читателю о присущей трудовому народу душевной красоте, которая, как известно, “спасет мир”. И все же будущее России, уверен Некрасов, за такими, как Гриша Добросклонов: грамотными, наиболее сознательными людьми из народа, посвятившими свою жизнь борьбе за народ.

Образ семинариста Гриши Добросклонова, которому “судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”, отразил не только надежды поэта на светлое будущее, но и его жизненные идеалы. Быть гам, где “трудно дышится, где горе слышится”, – жизненная цель Добросклонова. В его песнях звучит даже не призыв к борьбе за освобождение, а констатация того, что борьба уже началась: Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Этот образ, по мысли поэта, заключал единственно возможный ответ на поставленный в поэме вопрос о возможности счастья в тогдашней России. Истинно счастливыми Некрасов считал лишь самоотверженных борцов за народное благо, тех, кто, как Гриша Добросклонов, слышал “в груди своей силы необъятные”, чей слух услаждали “звуки лучезарные гимна благородного” – “воплощение счастия народного”.

Как видим, и герой поэмы, и ее автор полны веры в то, что счастье человека – в революционном служении народу. Веры, основанной, как показала история, на достаточно утопичных идеях того времени, когда люди свято верили, что соберется с силами русский народ и научится быть гражданином.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/obrazy-narodnyx-zastupnikov-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Народные заступники в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

  Скачать сочинение

    В своей поэме Н.А.Некрасов создает образы «новых людей», вышедших из народной среды и ставших активными борцами за благо народа. Таков Ермил Гирин. В какой бы должности он ни был, чем бы ни занимался, он стремится быть полезным мужику, помочь ему, защитить его. Почет и любовь снискал он «строгой правдою, умом и добротой».

    Поэт внезапно обрывает рассказ о Ермиле, который попал в острог в тот момент, когда бунтовала деревня Столбняки уезда Недыханьева. Усмирители бунта, зная, что народ послушает Ермила, позвали его для увещевания восставших крестьян. Да, видно, не о смирении сказал крестьянам народный заступник.

    Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:
    …

лет пятнадцати     Григорий твердо знал уже,
     Что будет жить для счастия     Убогого и темного
     Родного уголка
    Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он — из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:
    Немало Русь уж выслала     Сынов своих, отмеченных     Печатью дара Божьего,     На честные пути,     Немало их оплакала…
    Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:
    Как ни темна вахлачина,     Как ни забита барщиной     И рабством — и она,     Благословясь, поставила     В Григорье Добросклонове     Такого посланца.
    Путь Гриши — типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, «где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно», но где он много читал и много думал…
    А дальше? Дальше известно:
    Ему судьба готовила
     Путь славный, Имя громкое
     Народного заступника,     Чахотку и Сибирь.
    И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой «такого посланца».
    В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов — поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.
    В главу «Пир на весь мир» включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне «Русь»:
    Рать подымается — Неисчислимая,     Сила в ней скажется Несокрушимая!
    В поэме есть образ еше одного народного заступника — автора. В первых частях поэмы мы еще не слышим его голоса непосредственно. Но в главе «Пир на весь мир» автор прямо обращается к читателям в лирических отступлениях. В этой главе язык приобретает особую окраску: наряду с народной лексикой здесь встречается немало слов книжных, торжественных, романтически приподнятых («лучезарный», «выспренний», «карающий меч», «воплощение счастья народного», «рабство тяжкое», «Русь оживающая»).
    Прямые авторские высказывания в поэме проникнуты светлым чувством, какое свойственно и песням Гриши. Все мысли автора — о народе, все его мечты — о народном счастье. Автор, как и Гриша, свято верит в «силу народную — силу могучую», в золотое народное сердце, в славное будущее народа:
    Еще народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь!
    Поэт хочет вселить эту веру и в других, вдохновить своих современников на революционный подвиг:

    Такая почва добрая — . Душа народа русского… О сеятель! приди!..

Читайте также:  Характеристика ивана (конек-горбунок)
26485 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00061301184864130179/

Образ народного заступника Гриши Добросклонова (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Тема: Кому на Руси жить хорошо

  • Чтоб землякам моим
  • И каждому крестьянину
  • Жилось вольготно-весело
  • На всей святой Руси!

Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного героя. Этот образ явился итогом раздумий Н. А. Некрасова о путях, ведущих к счастью русский народ. Правдиво, но очень по­этично поэт сумел отобразить лучшие черты характера Гриши — оптимистически настроенного борца, тесно свя­занного с народом и верящего в его великое и светлое будущее.

Рос Гриша в нищете. Его отец, Трифон, сельский дья­чок, жил «беднее захудалого последнего крестьянина», был вечно голоден. Мать Гриши, Домна, — «батрачка безответ­ная на каждого, кто чем-нибудь помог ей в черный день». Сам Гриша учится в семинарии, которая для него была «кормилицей». Как ни плохо кормили их в семинарии, юноша последним куском хлеба делился с матерью.

Рано задумался Гриша о жизни, и в пятнадцать лет он уже твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет». Перед собой, как и перед любым думающим чело­веком, он ясно видел лишь две дороги:

Одна просторнаяДорога — торная.Страстей раба…

По этому пути движется жадная к соблазну толпа, для которой смешна даже мысль «о жизни искренней». Это дорога бездушья и жестокости, поскольку «за блага брен­ные» там кипит «вечная, бесчеловечная вражда-война».

Но есть и вторая дорога:Другая — тесная,Дорога честная,По ней идут Лишь души сильные,Любвеобильные,На бой, на труд…

Григорий Добросклонов выбирает именно этот путь, поскольку видит свое место рядом с «униженными» и «оби­женными». Это дорога народных заступников, революцио­неров, и Гриша не одинок в своем выборе:

Немало Русь уж выслалаСынов своих, отмеченныхПечатью дара божьего,На честные пути…

Гриша обладает не только светлым умом и честным бунтующим сердцем, он наделен и даром красноречия. Он умеет убедить мужиков, которые прислушиваются к нему и верят его словам, утешить их, разъяснить, что в появле­нии таких людей, как Глеб-предатель, виноваты не они, а «крепь», которая родила и «грехи помещика», и грехи Гле­ба и «несчастного Якова». Материал с сайта //iEssay.ru

Нет крепи — Глеба новогоНе будет на Руси!

Григорий лучше, чем остальные, понимает великую силу слова, поскольку он — поэт. Его песни поднимают дух крестьянам, радуют вахлаков. Еще совсем юный Гриша может привлечь своими песнями внимание обездоленного народа к идее протеста и повести за собой. Он верит, что народная сила — это «совесть спокойная, правда живу­чая», поэтому ощущает «в груди своей силы необъятные».

Свое счастье Григорий Добросклонов находит в любви к родине и народу, в борьбе за его свободу, и этим он не только отвечает на вопрос странников о том, кто счастли­во живет на Руси, но и является олицетворением понима­ния Некрасовым истинного назначения своего творчества, своей жизни.

На этой странице материал по темам:

  • образ гриши добросклонова с цитатами
  • домна мать гриши добросклонова
  • ? в чём его сила как народного заступника?
  • сочинение григорий добросклонов народный заступник
  • путь выбранный гришей добросклоновым

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/n/nekrasov/sochineniya/komu-na-rusi-zhit-horosho/obraz-narodnogo-zastupnika-grishi-dobrosklonova-po-poeme-n.-a.-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho

Образы народных заступников в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство.

С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ. Однако «хождение в народ» не увенчалось успехом. Крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди народников.

Вопрос о том, как внести революционное сознание в народные массы, направить их на путь активной борьбы, в сложившейся ситуации встает особенно остро. В народнической среде в то время велись споры о формах и методах пропаганды в деревне. Образом Гриши Добросклонова автор тоже включается в этот спор.

Некрасов не усомнился в необходимости живой связи интеллигенции с народом и действенности революционной пропаганды среди крестьян даже тогда, когда «хождение в народ» потерпело неудачу. Таким борцом-агитатором, который идет вместе в народом, воздействуя на сознание крестьянства, является Гриша Добросклонов.

Он — сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб. Голодное детство и суровая юность сблизили его с народом, определили жизненный путь Григория.

  • …лет пятнадцати
  • Григорий твердо знал уже,
  • Что будет жить для счастия
  • Убогого и темного
  • Родного уголка.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов — борец за крестьянские интересы, за всех «обиженных» и «униженных».

Он хочет быть первым там, «…где трудно дышится, где горе слышится». Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии.

Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, «чтоб… каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!».

Григорий не одинок. На «честные» пути вышли уже сотни людей, подобных ему. Как и всем революционерам,

  1. Ему судьба готовила
  2. Путь славный, имя громкое
  3. Народного заступника,
  4. Чахотку и Сибирь.

Но Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

  • Рать подымается
  • Неисчислимая,
  • Сила в ней скажется
  • Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси.

Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.

Тяжел его путь, но и славен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных.

На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасов отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

  1. Быть бы нашим странникам под родною крышею,
  2. Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
  3. Слышал он в груди своей силы необъятные,
  4. Услаждали слух его звуки благодатные,
  5. Звуки лучезарные гимна благородного —
  6. Пел он воплощение счастия народного.

Судьбу народа поэт связывает с успешным соединением крестьянства и интеллигенции, предлагая свое решение вопроса о том, как установить контакт и взаимопонимание, как ликвидировать существующий между ними разрыв. Только совместные усилия революционеров и народа могут вывести крестьянство на широкую дорогу свободы и счастья. А пока русский народ еще только на пути к «пиру на весь мир».

Источник: https://school-essay.ru/obrazy-narodnyx-zastupnikov-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector