Очумелов в рассказе хамелеон чехова сочинение с характеристикой героя

Господин Очумелов в рассказе Чехова «Хамелеон» является центральным персонажем. Фамилия Очумелов полностью отображает характер и поведение главного героя.

Очумелов работает в полиции и ведет расследование одного происшествия. Неприятная ситуация произошла с одним ювелиром по фамилии Хрюнин и его собакой. Даже название своему произведению писатель дал непросто так. Очумелов по своей натуре является ни кем иным как «хамелеон».

Он истинный лицемер, постоянно меняющий свое мнение в зависимости от ситуации. Он всегда и во всем ищет для себя выгоду. Так и в своем расследовании, когда Очумелов узнал, что собачка может принадлежать одному генералу, резко меняет свое мнение по отношению к животному и приказывает его пощадить.

Но ту же, ситуация меняется и лицемерный полицейский говорит, что собака больше неугодна.

Очумелов всегда и во всем пытается найти себе выгоду. Если с простыми людьми, ниже его по социальному положению Очумелов ведет себя грубо, а порой и жестоко, то с теми, кто выше него по чину или статусу, он старается заискивать и во всем угодить.

Он старается быть вежливым и услужливым, например, с генералом или его братом. Надменно Очумелов ведет себя и со своим подчиненным по фамилии Елдырин. Он относиться к нему не лучше чем к прислуге.

Господина Хрюкина, не стесняясь в своих выражениях он называет «свиньей».

Судя по описанию его характера и поведению, Очумелов еще и не честный полицейский, который не руководствуется правилами своей службы. Он старается действовать не по уставу, а в угоду себе и своему положению. Он принимает решения, только в пользу себя, чтобы ему было впоследствии хорошо и удобно. Особенно ярко это выражается в ситуации с собакой.

Очумелов, не стесняясь, пользуется своим положением, работая в полиции. Он и его подчиненный, не боясь осуждений со стороны конфисковывают у местных жителей крыжовник.

Он старается как можно лучше выслужиться перед генералом Жигаловым, показать себя с лучшей стороны. Когда Очумелов узнал, что эта собака генерала, он приказывает отвести животное хозяину.

И самое главное, чтобы не забыли сказать, что это Очумелов спас ее.

Делая вывод из общей характеристики героя можно сказать, что Очумелов – бездушный и лицемерный человек. Его не волнует мнение и чувства других людей, он стремится быть хорошим только для тех, кто важней и выше его по статусу. Даже на сегодняшний день, такие люди как Очумелов не редкость и они считают своем поведение нормой.

2 вариант

В произведении А. П. Чехова “Хамелеон” есть много героев, как хороших, так и плохих. Очумелов, чья фамилия говорит сама за себя, является главным героем произведения Антона Павловича, в котором содержится вся суть “хамелеона”.

Очумелов является ключевой фигурой в произведении, так как на нём строится весь сюжет. Он, работая полицейским надзирателем в совсем небольшом городке, должен расследовать происшествие, которое произошло с некой собакой и рабочим-ювелиром Хрюкиным. Название рассказа — “Хамелеон”, оно такое неспроста.

Основной характеристикой Очумелова является лицемерие, он — “хамелеон”, который постоянно может поменять своё мнение, и уже пропагандировать другое, он пытается везде найти выгоду. Как раз так и всё происходит. Когда Очумелов узнает, что собака принадлежит местному генералу, он сразу меняет своё мнение, и говорит не убивать собаку.

А когда происходит обратное, он уже говорит: “Такая собака здесь не надобна”.

Пока сюжет проявляется, Очумелов во время всего произведения относится к людям, которые ниже его по статусу, очень грубо и не прилично, как будто он не полицейский, а бандит, показывая всем свою негативную черту характера.

Прочитав всё произведение до конца, можно выбрать главные черты главного героя: подхалимство и заискивание перед теми, кто выше его по чину, а также жестокость  к тем, кто ниже его по “званию”.

  В таком случае можно подумать, что Очумелов ни в чём себе не отказывает, ему всё ровно на мнение других, если это конечно не касается людей, которые старше данного полицейского надзирателя.

Также, если вчитаться в произведение, можно узнать, что Очумелов не всегда соблюдает поставленные законы на выданном ему посту. Когда он принимает решения, он не советуется с другими, а доверяет лишь своим инстинктам, Очумелому всё ровно, чья это собака, он сам решается избавиться от неё.

Так, можно сделать вывод, что Очумелов, это тот человек, который всегда доверяет себе и не имеет симпатии к другим. Он, в частности, стремиться работать на более важных людей, чтобы показать им, что он надёжный, доверенный слуга.

В произведении он всё время пытается выслуживаться перед генералом. “Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал…” — говорит Очумелов своему городовому Елдырину, чтобы показать генералу Жигалову, что именно Очумелов нашёл и спас собаку.

Сам же Елдырин у Очумелова городовой, помощник, хотя Очумелов относится к нему, как к прислуге. Чехов пытается высмеивать Очумелова перед всеми, создавая сатирический рассказ, который в надежде оценит публика, и у Чехова данная цель успешно получилась.

Таких как Очумелов в нынешнее время очень много, и “очумеловщина” сейчас очень актуальна.

Очумелов в рассказе Хамелеон Чехова сочинение с характеристикой героя

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/ochumelov-v-rasskaze-hameleon-harakteristika-geroya

«Хамелеон» главные герои

Рассказ Чехова – своеобразный анекдот в художественной переработке. Перенасыщенное иронией, гротеском, символичными деталями и яркими образами, произведение стало визитной карточкой писателя.

Описание “расследования” полицейского Очумелова полно перепадов настроения и резких изменений взглядов правосудия на ситуацию.

Приспособленчество, угодничество власть имущим, отсутствие принципов, привычка прогибаться и угождать высшим чинам – это характеристика тех, кто занимается правопорядком в городе. Именно таким мы видим главного героя “Хамелеон” полицейского надзирателя по фамилии Очумелов.

Очумелов в рассказе Хамелеон Чехова сочинение с характеристикой героя

Ювелир, любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки. Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе. Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.
Говорящая фамилия этого персонажа полностью характеризует его образ. Совершенно беспринципный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина. Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.
Городовой, безлик и глуп. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова. В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекают городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о “тяжёлой” работе одного и второго представителя власти. В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.
Брат генерала, уважаемый человек.
Повар, работающий у генерала. Простой, бесхитростный человек. Проезжает мимо площади в тот, момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.
Лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и сказать нечего.

В рассказе “Хамелеон” герои не наделены индивидуальными чертами, никаких описаний внешности практически не присутствует. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и даже каждый из нас в какой-то степени хамелеон.

Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема остра и злободневна. Особенно интересен образ самой собаки, которая является “главным подозреваемым” в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует то в образе бродячей “скотины” и “подлости”, то становится чудной “собачонкой” и “нежной тварью”.

Её несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге – полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком. Юмористический подтекст, динамичность ситуации, колоритная речь персонажей – всё это делает произведение интересным и оригинальным.

Характеристика героев рассказа будет полезна для читательского дневника, написания тестов или творческих работ по произведению.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/hameleon/glavnye-geroi-harakteristika.html

Сочинение по произведению Хамелеон Чехова

А. П. Чехов – удивительный писатель, мастерски сочетающий в своих произведениях мягкий юмор с сатирой. При этом его творения имеют большое философское звучание.

Прочитав «Хамелеона», невозможно забыть этот рассказ. Он настолько интересно читается, что остается в памяти надолго. И это не удивительно: проблемы, затронутые в произведении, к сожалению, волнуют и современное общество.

Рассказ был создан в 1884 году. Однако и сегодня проблема хамелеонства процветает во многих сферах жизни, и оттого рассказ сохраняет свою актуальность.

Главным героем является Очумелов. Он полицейский надзиратель. В образе этого человека собраны такие пороки, как подхалимство, чинопоклонство. Он обладает способностью мгновенно менять свое мнение.

Именно это качество и позволило автору назвать его хамелеоном.

Подобно ящеру с таким же названием, Очумелов приспосабливается к внешним факторам во избежание непредвиденных, неприятных для него последствий.

Его двуличие ошеломляет. Не стесняясь окружающих, он заявляет о том, что собаку следует «истребить», чтобы простому человеку не мешала. То вдруг, задыхаясь от жары, просит городового Елдырина скинуть с него шинель, потому что песик может принадлежать генералу. Такую собачку он рвется защищать, взывая к силе закона и сознательности.

Чехов настолько мастерски изобразил двойственность поведения надзирателя, что у читателя даже не возникает вопроса о том, действительно ли интересно ему состояние «пострадавшего».

Совершенно очевидно, что самочувствие Хрюкина вовсе не интересует Очумелова.

Выбранная им линия поведения убеждает читателя в том, что надзирателем руководит лишь одно – стремление не навредить генералу, а следовательно, себе.

При создании образов Чехов прибегает к приему говорящих фамилий. Полицейский, как очумелый, бросается то в одну, то в другую сторону, стремясь найти удобную для него правду.

Хрюкин, демонстрирующий свой палец, а также собака, ставшая жертвой человеческой непорядочности, не представляют для Очумелова совершенно никакого интереса. Единственное, чем озабочен надзиратель – это его должность, которой он в случае чего может легко лишиться.

Произведение читается легко, непринужденно. Для создания комического Чехов прибегает к использованию просторечной лексики.

Рассказ «Хамелеон» очень поучителен. Он учит тому, чтобы человек в любой ситуации оставался самим собой, умея дорожить независимостью своих взглядов.

2 вариант

Чехов в своем рассказе поднимает главные вопросы человеческого бытия. Автор представляет спокойный город, в котором проходит ничем не примечательная, неинтересная жизнедеятельность. Население обыденное, в основном равнодушные рядовые. Покой разладила одна история:

Пострадавшему причинила боль собака укусившего его за палец. Очумелов пытается понять и найти виновного. Но «Следствие» колеблется в соответствии, кому принадлежит животное. Главное – чей же пес и кто его хозяин, до жалоб Хрюкина ему дела нет. Выяснение обстоятельств воссоздается раз за разом, при каждом предположении меняется результат, меняется позиция рядового.

Изначально полицейский ставит себя как человека жесткого и властного. Изначально принимает решение наказать, и наложить штраф хозяина собаки. Но тут некто из толпы заявляет, пес генерала Жигалова, и вдруг Очумелов недолго думая меняет свое мнение, с точностью наоборот. В итоге выясняется, что собака все таки брата Жигалова.

Пса забирают, Очумелов, боясь последствий со стороны генерала, не решается сделать что-то против него. Бедный пострадавший Хрюкин колеблется от пострадавшего до виновника всех событий. Что удивительно, меняется и положение всей толпы, которая собралась в ожидании хоть какого то развлечения.

Складывается вопрос: Почему полицейский не может навести порядок в городе? Очумелов боится начальства, потерять свое место, которое ему дает неплохую прибыль.

Полицейский не вызывает никакого уважения и почтения. Он маленький «человечек», не прочь пересматривать решение, в пользу себя и генерала.

Героя сравнивают с хамелеоном, который меняет свой цвет в зависимости от окружающей среды, такая способность животного может вызывать у нас восхищение мудростью природы, но человека, это не очень красит, его сложно назвать порядочным и достойным.

Таким же поведением обладает Очумелов, такое поведение ассоциируется с презрением, трусостью, низостью, готовностью пресмыкаться, унижаться, и плясать под чужую дудку перед высшими чинами. Помыкает низшими слоями, преследуя корыстные цели.

Такие люди очень страшные на самом деле, так как они служат закону и порядку, можно сделать вывод из ситуации, в которую попадает наш герой, становится ясно, что он из себя представляет, и как на самом деле справляется с обязанностями. К сожалению, в наше время такие люди существуют, хочется, чтоб таких людей стало намного меньше, а лучше совсем не было.

Читайте также:  Сочинение образ петербурга в романе евгений онегин пушкина

Сочинение по рассказу 3

Чехов — мастер иронических рассказов, в «Хамелеоне» как всегда, лаконичен. В коротком рассказе ему удалось раскрыть яркий образ человека-хамелеона.

Рассказ «Хамелеон» начинается с обхода территории полицейским по фамилии Очумелов. На улице все тихо и спокойно, но неожиданно идиллия прерывается криком ювелира Хрюкина. Щенок укусил Хрюкина за палец, и мастер стал громко возмущаться. Возле нетрезвого ювелира собралась целая толпа.

Он обратился к Очумелову за помощью, жалуясь на то, что пораненным пальцем невозможно выполнять тонкую работу. Полицейский решил найти хозяина собаки и наказать его штрафом. В толпе кто-то заметил, что пес принадлежит генералу Жигалову.

Очумелов быстро поменял свое решение, попеняв Хрюкину, будто он сам поранил палец гвоздем, и не заметил. Кто-то из толпы сказал, что у генерала нет таких собак, как эта. На что Очумелов ответил желанием истребить бесхозную собаку. В роли хамелеона выступает Очумелов – меняющий свое мнение в зависимости от того, кому принадлежит собака.

Впоследствии он еще не раз «сменит свою окраску». Он не ищет справедливости, а только пытается выяснить, кому нужно выразить уважение – генералу или Хрюкину.

Проходящий мимо генеральский повар решает судьбу песика – он сообщает всем, что собачка принадлежит брату генерала, который приехал сюда в гости. Услышав эту новость Очумелов расплылся в улыбке и наконец подытожил – Хрюкин сам виновен в этом происшествии, потому, что дразнил собаку сигаретой.

Чехов дал своим героям говорящие фамилии. Фамилия Хрюкин – выражает всю сущность любителя напиться и вести себя по-свински. Фамилия Очумелов говорит о том, что он одержим властью, и поэтому готов лебезить даже перед генеральским псом.

Для него важна только карьера и благополучие, он стремится получше приспособиться, как хамелеон. И в сущности ему все равно как поступить в этой ситуации: ему не жаль несчастного пса или покалеченной руки мастера по золоту. Для него главное не попасть впросак перед вышестоящими.

Выходит, что служитель закона готов идти против всех законов если речь идет о собаке генерала.

Юмористический рассказ поднимает серьезную тему продажности чиновников.  Чехов высмеивает трусость, и желание выслужиться.

Порок Очумелова вряд ли является частью его натуры, в те времена подобное поведение навязывалось обществом. Если бы Очумелов решил вопрос по справедливости, то мог лишиться хорошей должности.

Поэтому заостренную Чеховым проблему «хамелеонов» стоит рассматривать глобально.

Вариант 4

“Хамелеон”-небольшое юмористическое произведение с двумя главными героями и несколькими второстепенными героями. Его автор, Антон Павлович Чехов, в начале своего творческого пути любил писать подобные рассказы, используя различные литературные приёмы.

В указанном выше произведении был использован приём, когда фамилия героя показывает какими чертами или характером обладает герой, что он него можно ожидать.

Что может сказать фамилия -Очумелов? Наверно, что человек не всегда понимает, что он делает и говорит. А ведь с этим персонажем мы знакомимся с самого начала произведения. Он является полицейским надзирателем. Здесь мы видим несоответствие фамилии и должности персонажа, и это делает произведение более комичным.

Другой примечательный персонаж -Хрюкин. Его полупьяный внешний вид отлично дополняется фамилией. Гоняясь за собакой по улице, он собрал вокруг себя толпу народа, чем и привлёк внимание надзирателя.

Толпа в рассказе тоже персонаж. Она даёт подсказки надзирателю и городничему, смотрит, как проходит разбирательство и поиск виновного в случившейся истории. В итоге, выносит свой приговор: толпа в конце произведения хохочет над этой историей.

Речь героев также особенна. В ней много простых и жаргонных слов, которые добавляют комичности сюжету и описывают надзирателя, как человека с низким культурным уровнем.

В основе сюжета идёт занимательная история. Значительную её часть занимает диалог между надзирателем, мастером и городничим. Сам рассказ забавный и похож на анекдот. А надзиратель кажется добросовестным служащим. Однако ситуация меняется, когда он узнаёт, что собака, не бездомная, а принадлежит генералу или его брату.

Надзиратель сразу меняет своё мнение и уже готов наказать мастера Хрюкина за то, что тот ходит по улице и машет руками. Эти метания продолжаются не один раз.  Хамелеон меняет свою окраску, а Очумелов своё мнение, в зависимости от ситуации, которая может быть выгодна для него.

Он даже шинель скидывает, что ещё больше усиливает их схожесть.

Рассказ заканчивается на базарной площади, где Очумелов, грозит расправой Хрюкину и унижается перед собакой брата генерала. А это уже не похоже на юмористическую историю и очень печально.

← Анализ пьесы Дядя Ваня
← Анализ пьесы Три сестры↑ ЧеховАнализ рассказа Пересолил →
Старые и новые хозяева вишневого сада →

Очумелов в рассказе Хамелеон Чехова сочинение с характеристикой героя

  • Характеристика 3 братьев из сказки Конек-горбунок
    В сказке у отца три сына. Они занимаются выращиванием пшеницы и продажей её в столице. С некоторого времени у хлеборобов кто-то стал красть урожай с поля. Братья решили охранять пшеницу.
  • Анализ сказки Заюшкина избушка
    Русскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.
  • Сочинение Самый памятный день в школе 1 сентября
    Для меня, как и для многих других, самым памятным днём школьной жизни является первое сентября первого класса. Этот день – определённый рубеж: ты становишься чуть дальше от детства и чуть ближе к взрослой жизни
  • Сочинение по картине Перова Последний кабак у заставы
    Картина Василия Перова «Последний кабак у заставы», была написана в 1868 году, ее создание пришлось на предреволюционный период, именно в то время начинались первые сдвиги
  • Сочинение Вид из моего окна зимой 6, 5 класс
    Наступает зима, и за окошком меняется, преображается мир. Я люблю первый снег, робко заметающий желтые осенние листья, кружащий в воздухе, легкий и колючий.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/po-proizvedeniyu-hameleon

Главный герой рассказа Чехова «Хамелеон»

Очумелов в рассказе Хамелеон Чехова сочинение с характеристикой героя

Главный герой рассказа Чехова «Хамелеон» — Очумелов, полицейский надзиратель.

Главный герой «Хамелеона» Очумелов постоянно меняет свои взгляды не из беспринципности. Напротив, в основе его поведения лежит очень устойчивый принцип, заключающийся в превосходстве «генеральского» над «прочим».

ОЧУМЕЛОВ — главный герой Чехова «Хамелеон». Образ Очумелова представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет.

Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О., полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О.

мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен.

«Да разве братец ихний приехали?» — заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»

Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя.

Например, узнав о том, что, вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина, принадлежит генералу Жигалову, Очумелову становится невыносимо жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!». Здесь снимаемое пальто — символ нервозности героя.

Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает её: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнес.

И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов.

В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем.

Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа. Художественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа.

Рассказ «Хамелеон» поначалу кажется очень забавным. Очумелов хочет создать видимость добросовестной службы, когда идет через базарную площадь. «За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Полицейский надзиратель пытается разобраться в «запутанном деле Хрюкина».

«Он сотрясает» воздух, грозит «мерзавцам» штрафом, но вскоре узнает, что возмутитель спокойствия — жалкая собачонка •— принадлежит генералу Жигалову. Тут же Очумелов меняет тон, обвиняя полупьяного Хрюкина во всех грехах.

Очумелов ещё не раз поменяет свою точку зрения, а читатели догадаются о внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя, по короткой фразе: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» или: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…» Рассказ держится на живой речи, преобладает диалог, своей речью персонажи выдают свой характер.

Постепенно чувствуешь, что смех заменяется грустью: как же унижен человек, если он лебезит даже не перед генералом, а перед его собачонкой! Заканчивается рассказ, как и начинается: Очумелов продолжает свой путь по базарной площади, только теперь он грозит не неизвестному хозяину собачонки, а Хрюкину: «Я ещё доберусь до тебя!» Кольцевая композиция рассказа помогает автору подчеркнуть основную мысль рассказа — для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. От них зависит его карьера и благополучие, больше его ничего не волнует. Но и Хрюкин не вызывает симпатии и сочувствия читателя. Развлечение этого полупьяного человека совершенно не подходящее к его возрасту. Скуки ради он издевается над беззащитным щенком. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!»

Источник: https://ktoikak.com/glavnyiy-geroy-rasskaza-chehova-hameleon/

Характеристика Очумелова из рассказа Чехова "Хамелеон"

ГАЛИНА Высший разум (1816330) 2 года назад Поскольку на небольшом пространстве рассказа автор ограничен в возможности дать персонажам развернутыехарактеристики имя, фамилия приобретают особый вес: они сразу и полностью представляют тех, о ком идет речь.

«Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке»-это и есть его полное, создающее комический эффект имя, потому что без шинели (символа власти) он невозможен,как и без «узелка в руке (символа его корыстолюбия).

И Очумелов, и Елдырин именуются только по фамилии, что характеризует их как лиц сугубо официальных и само по себе уже свидетельствует об отстранении автора от этих своих персонажей.Главное средство характеристики героя это сюжет.

Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине детская спортивная школа сайкиной (7 класс)

Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, Очумелов мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?).

Шесть раз!!! меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.Момент, когда Очумелов узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали?» заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». Очумелов, кажется, даже в росте уменьшился, стал совсем маленький и уже смотрит на собаку снизу вверх. Забыты недавние грозные слова, теперь полицейский надзиратель прибегает к словам с положительной эмоциональной окраской.Он буквально сюсюкает: «собачка, собачонка ничего себе… Шустрая такая…

цуцик этакий».

Main Userr Ученик (143) 5 лет назад ОЧУМЕЛОВ — герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали? » — заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто кричал? »

Источник: www.litra.ru/characters/get/chid/00812121244711626631/

Гастиниц Ученик (201) 3 года назад ОЧУМЕЛОВ — герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали? » — заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто

кричал? »

Дарья Смирнова Ученик (222) 3 года назад ОЧУМЕЛОВ — герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О.представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основныечерты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами ипренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальнойлестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет. Авторописывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказаобрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю,обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего егощенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновеннопереходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству взависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, -генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент,когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, оченьпоказателен. «Да разве братец ихний приехали? » — заискивающе спрашиваетОчумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкойумиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный.Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто

кричал? »

сергей молчанов Ученик (134) 2 года назад ОЧУМЕЛОВ — герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О.представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основныечерты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами ипренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальнойлестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет. Авторописывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказаобрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю,обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего егощенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновеннопереходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству взависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, -генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент,когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, оченьпоказателен. «Да разве братец ихний приехали? » — заискивающе спрашиваетОчумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкойумиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный.Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто

кричал? »

Лиханов Владимир Ученик (239) 2 года назад ОЧУМЕЛОВ — герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О., полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали?» — заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Настя Луговая Ученик (111) 2 года назад ОЧУМЕЛОВ — герой рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» — подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя — это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О. , полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, — генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали? » — заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления» . Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: «Чему здесь? Это ты зачем палец?. .Кто

кричал? »

Источник: https://otvet.mail.ru/question/171823443

Чехов, Хамелеон. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?

Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де­ятельности полицейского надзирателя Очумелова? В самом начале рассказа, в его экспози­ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь.

У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го­родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание — практиче­ски портрет мелкого взяточника, в изо­бражении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами­лия, которая не предполагает разумных решений.

Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел­кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.
Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика? Речь Очумелова подчеркивает удовлет­воренность своим положением.

Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер­шенными репликами: «По какому это случаю тут?..»; «Почему тут? Это ты зачем палец?..»; «Кто кричал?».

С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто­ропности Очумелова и его нежелании за­няться делом.

Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо­бого чиновничьего красноречия: «Чья со­бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со­баки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер­жать?!.»

Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

Решения Очумелова стремительно сме­няют друг друга, и название рассказа на­прямую связано с этим калейдоскопом.

Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.

Самая первая деталь, на которую обра­щает внимание читатель, — новая ши­нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч­но, не ягоды или овощи — такие предме­ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест­вует по базарной площади.

Далее, на про­тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про­должает свой путь по базарной площади ».

Так шинель (пальто) четыре раза включа­ется в события на базарной площади.

Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?

Первое решение — «А собаку истребить надо».

Второе («собака генерала Жигало­ва») — «…как она могла тебя укусить?».

Третье («нет, не генеральская») — «На­до проучить!».

Четвертое («может быть, и генераль­ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».

Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».

Шестое (повар продолжает: «Брат их­ний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».

Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена­ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав­тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».

Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ним.

Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар­ной площади, и все передвижения участ­ников происходят только в ее границах.

На Хрюкине ситцевая крахмальная ру­баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон­ка его укусила: Хрюкин решил пораз­влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».

Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.

В рассказе много как безымянных уча­стников, так и действующих лиц, кото­рых мы так и не увидим на базарной пло­щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу.

Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле­жит дровяной склад… Хотя они и не по­являются на базарной площади, происхо­дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит.

Читайте также:  Сочинение по капитанской дочке пушкина

Так что спор происходит не столько меж­ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп­ределяет развитие сюжета.

Какую роль в рассказе играют городовой, ге­неральский повар Прохор, толпа?

Это свидетели событий и отчасти источ­ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та­ки хозяин собачки. Эти герои одновремен­но являются фоном событий и участника­ми того, что происходит на базарной пло­щади.

Сколько хамелеонов видите вы в этом расска­зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре­шения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очуме­лов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе­тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най­дете четвертое решение?

В большинстве классов ученики выби­рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе­дителю». Четвертое решение предполага­ет назвать хамелионами тех героев, кото­рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора.

Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?

В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти.

Все на площади боятся полицейс­кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе­ней — генерал, который так и не появил­ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

На этой странице искали :

  • характеристика очумелова из рассказа хамелеон
  • сколько раз очумелов меняет свое решение
  • характеристика очумелова
  • Речевая характеристика Очумелова
  • описание очумелова из рассказа хамелеон

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/chexov-xameleon-kak-oblik-ochumelova-dopolnyaet-ego-rechevaya-xarakteristika.html

Анализ рассказа «Хамелеон» (А. П. Чехов) | Литрекон

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами.

Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов.

Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни.

В 1976 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета.

Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1984 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Идя по Базарной площади, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин, видят, как золотых дел мастер Хрюкин гонится за белым борзым щенком. Начинается разбирательство. Хрюкин сообщает, что собака ни с того, ни сего укусила его за палец.

Реакция надзирателя однозначна – собаку убить, а хозяина оштрафовать. Однако внезапно из толпы слышен крик, что щенок принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи.

Кто-то из толпы начинает утверждать, что Хрюкин сам ткнул собаке в морду цигаркой.

В этот момент ситуация снова меняется коренным образом, когда Елдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов уже снова намерен убить собаку, но городовой, рассуждая о том, что собака всё-таки может быть генеральской, снова сеет в его сердце сомнения. Надзиратель накидывает на себя пальто, а после приказывает отвести собаку к генералу и спросить у него.

В этот момент на площади появляется генеральский повар Прохор, который заявляет, что собака точно принадлежит не генералу.

Очумелов снова заявляет, что собаку необходимо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, заехавшему в гости.

Толпа хохочет над Хрюкиным, а надзиратель рассыпается в любезностях, отпускает собаку и, погрозив напоследок мастеровому, идёт дальше по своим делам. Краткий пересказ произведения для читательского дневника Вы можете найти по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Очумелов полицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона.
Хрюкин Хрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека.

Темы

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в х.

  1. Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
  2. Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
  3. Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в х. 

  1. Нравственные пороки – за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей.
  2. Духовное рабство— толпа безропотно внемлет Очумелову и этим одобряет его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств. 
  3. Трусость — русские люди настолько запуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за случай с собакой. Поэтому Очумелов перестраховывается и стремится обезопасить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерная примета времени.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков.

Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы.

Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать.

Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в русской литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/hameleon-chehov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector