Основные мотивы лирики лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова

Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Непосредственно одиночеству посвящены стихотворения «И скучно, и грустно», «Одиночество» (Как страшно жизни сей оковы), «Пусть я кого-нибудь люблю…», «На севере диком стоит одиноко» и др.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Гражданская лирика

Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

Основные мотивы лирики Лермонтова

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение про благородство

Оценим за полчаса!

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Смешанные мотивы

У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми  встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине.

Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север.  Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят.

Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.

Источник: https://LermontovM.ru/zhizn-i-tvorchestvo/osnovnye-motivy-liriki-lermontova

Сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»

Основные мотивы лирики Лермонтова 10 класс / 11 класс / 9 класс

Перед вами отличное сочинение по лирике Лермонтова. В данном сочинении автор останавливается на анализу следующих стихотворений:

  • Дума
  • Смерть поэта
  • Как часто пестрою толпою окружен…
  • Безумец я! Вы правы!…
  • И скучно, и грустно
  • Поэт
  • Я к вам пишу: случайно, право…
  • Бородино

Другие сочинения по лирическим произведениям этого автора можно найти здесь.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Являясь духовным приемником Пушкина, М.Ю. Лермонтов поведал нам в своих произведениях о своем поколении, о времени, о родине и о себе.

Стихи поэта рожденные «из пламя и света» — написаны в годы реакции, проникнуты горечью одиночества, осознанием того, что бесцельное существование стало правилом для большей части общества. Об этом стихотворение «Дума».

Говоря, что будущее «иль пусто, иль темно», Лермонтов уточняет: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». Тяжел вывод поэта, ведь отцы — это декабристы.

Отсутствие идеалов, отказ от всяких стремлений позорны, их дети, которые «в начале поприща… вянут без борьбы», не могут быть полезны Родине. Лермонтов говорит о них — «толпа угрюмая», сожалея, что гибнут лучшие силы современников, не возрожденные в новых поколениях. Осуждая их бездействие, он предрекает им бесславную кончину и презрение потомков.

Но Лермонтов видит и трагедию передовой мыслящей личности, он понимает те трудности и лишения, которые ждут борющегося, честного человека.

В стихотворении «Смерть поэта» он обличает строй и общество, страстный протест, негодование, бушующий гнев, обращенный против убийц, хладнокровно травящих «свободный, смелый дар».

Одновременно здесь и безутешная скорбь друзей, не защитивших «сердца вольного», не разглядевших опасность, и страстный приговор «свободы, гения и славы палачам».

Очень близко по теме и настроению другое стихотворение —«Как часто, пестрою толпою окружен…».

Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица —это «приличьем стянутые маски». Чувствует себя одиноким среди них, возвращаясь мыслями к детству, поэт как бы отдыхает душой.

Но ему не миновать пробуждения, тем страшнее, тем яростнее и непримиримее становится он и его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих вокруг.

В постоянном конфликте находится поэт с обществом. Борьба рождает его стихотворения-отповеди («Безумец я! Вы правы!…»), размышления о смысле жизни («И скучно, и грустно»), о месте поэта «Поэт»).

Лермонтов пишет и о войне. В стихотворении «Я к вам пишу: случайно, право…» герой размышляет над бесцельностью, нелепостью жертв на войне, «под небом места много всем». Это раздумья о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение.

В стихотворении «Бородино» от лица простого солдата, он с любовью описывает обыкновенных солдат, русских людей, объединенных единым желанием — победить! Лермонтов не мог не подчеркнуть решающей роли простого народа в победе над французами. «Бородино» — истинный поэтический памятник русским солдатам.

Лермонтов посвятил много стихотворений теме Родины, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтал увидеть страну цветущей, народ свободным. Остро воспринимает Лермонтов судьбу Родины. Он бесконечно любит ее и ненавидит одновременно.

Итогом многолетних раздумий стало стихотворение «Родина». Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Восприятие Родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Герои Лермонтова счастлив своей малой Родиной, являющейся частью большой Родины — России!

  • «степей холодное молчание»,
  • «лесов безбрежных колыханье»,
  • «разливы рек ее, подобные морям»,
  • «И на холме средь желтой нивы
  • Чету белеющих берез».

Поэт рад, вместе со своим героем, показать нам «полное гумно» —знак крестьянского благополучия, предметы быта, «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно», — из всего этого складывается образ Родины.

Таковы мотивы лирики Лермонтова. Выраженные в стихах, они будили мысль в людях его поколения, воспитывали истинных патриотов Родины.

Надеюсь, вам понравилось сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-osnovnyie-motivyi-liriki-m-yu-lermontova/

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике.

В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными.

В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него.

Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению.

Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика.

Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример.

Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя.

В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства.

К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное.

Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы.

С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления.

Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое.

Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели.

В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ.

Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей.

Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады.

Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Источник: https://sochinyshka.ru/lirika-lermontova-osnovnye-temy-i-motivy.html

9 класс Урок №29-30. Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

Творчество М.Ю.

Лермонтова выражает идеи и настроения русского общества, пережившего разгром декабристов, и передаёт пафос времени, отличавшегося, по словам Белинского, «безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства». Беспокойная и мятежная, поэзия Лермонтова противостояла духовной неподвижности, попранию человеческого достоинства, социальной трусости.

Творческий путь Лермонтова можно разделить на 2 этапа, рубежом между которыми является 1837 год. Поэзия раннего Лермонтова складывалась под влиянием произведений Пушкина, Шиллера, Байрона и представляет собой своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой.

Лирический герой открыто противостоит враждебному внешнему миру.

Образ «гонимого миром странника» проходит через все произведения поэта и отличается романтическими чертами: он приподнят над действительностью и обнаруживает деятельный, гордый и волевой характер (например, в стихотворениях «Парус», «Нет, я не Байрон», «Желанье»).

  • Пафос вольности и протеста в поэзии Лермонтова часто находит выражение в образе узника, рвущегося к свободе:
  • Отворите мне темницу,
  • Дайте мне сиянье дня…

В этом стихотворении мотив неволи, сохраняя фольклорные интонации, содержит и приметы психологической конкретности.

Так, например, в третьей строфе стихотворения «Узник» вместо постоянных эпитетов – прозаически точные, богатые сложными оттенками определения: «голые стены», «умирающий огонь» лампады, «звучномерные шаги» «безответного часового».

И всё же лермонтовский герой всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Чем сильнее напор внешнего мира, тем бескомпромисснее его ощущение и глубже пропасть между миром и личностью.

В ряде ярких аллегорических образов воплощены мысли поэта об одиночестве. Сосна «стоит одиноко на голой вершине», утёс одиноко «тихонько плачет… в пустыне», дубовый листок, выросший «в отчизне суровой, Один и без цели носится по свету».

В лирике Лермонтова явственно слышится тоска по родной, понимающей душе, по сочувствию в минуту душевной невзгоды. Мысли об одиночестве человека среди людей, поэта среди толпы разрастаются до осознания одиночества человека в мире.

Читайте также:  Сочинение мой маленький друг (3 класс)

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» тема одинокой участи развивается на фоне величественного пейзажа мироздания:

  1. …Сквозь туман кремнистый путь блестит;
  2. Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
  3. И звезда с звездою говорит.

Эта картина покоя и гармонии природы оттеняет порывы беспокойного человеческого духа. Поэту «больно и … трудно» оттого, что нет «свободы и покоя».

Взволнованные вопросы обнажают душевные переживания героя, но он любит жизнь с её страданиями и радостями и мечтает о слиянии с гармонической жизнью природы.

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», написанное Лермонтовым незадолго до смерти, Белинский отнёс «без всякого сомнения, к эпохе полного развития могучего таланта…»

В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в трагическом облике. Герой его лирики переживает сильное, страстное, но безответное чувство. В любовной лирике звучат интонации обиды и ревности («Я не унижусь пред тобою»), слышится неутолённая мечта об идеале («Она не гордой красотою»). Стихи Лермонтова о любви отражают личность поэта во всей её живой и конкретной полноте.

Важной чертой лермонтовской лирики является сочетание в ней гражданского, философского и личного содержания. Поэтому в тридцатые годы поэзия Лермонтова стала художественным отражением раздумий русской интеллигенции над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе.

В стихотворении «Дума» поэт даёт психологический и политический портрет своего поколения, осуждая общественную инертность и духовную апатию. Нравственный облик поколения поэт рисует аналитически беспощадно: «к добру и злу постыдно равнодушны», «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

Путь нынешнего поколения – это «ровный путь без цели». Поэт выступает судьёй своего поколения и прежде всего обвиняет его в бездействии.

Но трагедию поколения Лермонтов осмысляет и как личную трагедию, лирическое «я» объединяется с «мы», и эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта, придают стихотворению особую пронзительность и горечь.

Поэзия Лермонтова – яркое свидетельство гражданской активности и бесстрашного вызова обществу.

В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён…» обличается бездушие и фальшь «большого света» – «пёстрой толпы» маскарада жизни.

Подлинная жизнь – воображаемое прошлое в «родных местах»; противоречие между мечтой и действительностью вызывает вспышку энергии, желание бросить «им в глаза железный стих. Облитый горечью и злостью!»

Противоречивым и выстраданным создаётся в лирике Лермонтова образ Родины. Боль и гнев слышится в стихотворении «Прощай, немытая Россия», где рисуется отвратительный лик жандармской империи с «господами» и «рабами» и «послушным им народом». Но если здесь слово «прощай» сказано с вызовом, то в стихотворении «Тучи» разлука с родиной печальна, поэт ощущает себя изгнанником.

Глубокий патриотизм, проявившийся в лирике Лермонтова, отличается от великодержавного патриотизма официальной императорской России. В стихотворении «Родина» поэт полемизирует с теми, кто стремится к «славе, купленной кровью».

Лермонтовская Россия – это Россия, великая в своей простоте, в своей естественной поэзии и моральной чистоте, Россия крестьянская, деревенская, солдатская.

В «Бородине» он доверяет солдату – повествователю суд над современным поколением и создаёт монументальный собирательный образ русого народа – героя Отечественной войны 1812 года.

С юности у Лермонтова сложилось твёрдое убеждение в общественном назначении поэзии. Лермонтов-романтик видел в поэте одинокого избранника с гордою душой, с мечтами и страданиями, недоступными толпе. Конфликт поэта и светской толпы, гонителей свободного, смелого дара разрешается трагически.

В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, а выразителя вопросов общества. Поэзия для него несёт высокое предназначение и призвана объединять людей, звучать, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Сближая образы кинжала и поэта, Лермонтов открыл в русской лирике традицию высокого раздумья о нравственном долге, достоинстве художника.

Мысль о трагичности «осмеянного пророка» получила развитие в стихотворении «Пророк».

В отличие от пушкинского, лермонтовский пророк читает в глазах людей «страницы злобы и порока», он гоним людьми, а общество не способно понять «любви и правды чистые ученья».

Сочетание библейского стиля и простоты интонации и слога, высоты предназначения и бытовых, человеческих потребностей в портрете героя придёт стихотворению злободневный смысл и символическую многозначность.

Таким образом, основными темами творчества Лермонтова можно назвать следующие:

  • тема одиночества
  • тема родины
  • тема любви
  • тема назначения поэта и поэзии

Источник: https://multiurok.ru/files/9-klass-urok-29-30-osnovnyie-motivy-liriki-m-iu-li.html

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Уже в ранних стихах Лермонтова проявляется, а затем стано­вится все более очевидным мотив бунтарства, «жажды» свобо­ды, стремления к борьбе.

Поэт создает образ лирического героя, неудовлетворенного жизнью, мечтающего о настоящей деятель­ности. «Жизнь скучна: когда боренья нет…» — провозглашает Лермонтов в стихотворении «1831-го июня 11 дня».

Идеалом поэта-борца для него становится Байрон, но Лермонтов осозна­ет свою национальную принадлежность, свой особый путь:

  • Нет, я не Байрон, я другой,
  • Еще неведомый избранник,
  • Как он, гонимый миром странник,
  • Но только с русскою душой.

В вольнолюбивой, по сути своей, лирике Лермонтова воспе­вается подвиг во имя свободы, возникает образ величественно­го героя с «возвышенным челом», который несет возмездие уг­нетателям свободы («Настанет год. России черный год»).

Романтический образ ищущего, мятущегося героя, жажду­щего свободы, создает поэт в стихотворениях «Парус», «Плен­ный рыцарь». Лермонтов противопоставляет тирании свободу, и ее символом выступает одинокий парус.

Байронический мотив одиночества, разочарования, изгнан­ничества проходит через всю поэзию Лермонтова, но особенно ярко проявляется в стихотворениях «Выхожу один я на доро­гу…», «И скучно, и грустно…», «Утес», «На севере диком…».

У Лермонтова нет пейзажных стихов, в которых изобража­лась бы статичная, застывшая природа. Природа всегда законом мирозданья связана с человеком и соответствует его душевному состоянию или, наоборот, контрастна ему.

В стихотворении «Вы­хожу один я на дорогу…» величие ночи, тишина и покой пора­жают героя. Природа — божественная гармония, не знающая противоречий. Однако мысль поэта обращается к жизни людей, где нет «свободы и покоя», где бушуют страсти.

Поэту тяжело и грустно, мелькает мысль «уснуть холодным сном могилы», но жизнь еще дорога поэту.

У Лермонтова почти нет стихов, где природа давалась бы вне связи с человеком. В стихотворений «Тучи» изгнанничество ге­роя находит отражение в движении туч «с милого севера в сто­рону южную».

Каждое психологическое состояние человека, пе­ребирающего причины изгнанничества («судьбы ли лишения? зависть ли тайная? злоба ль открытая?»), соответствует состоя­нию природы.

Но тучи лишены человеческих страстей и страда­ний, и их летучий образ наводит поэта на мысль о счастье зем­ных привязанностей, о ценности несвободы от Родины.

Патриотические мотивы пронизывают всю поэзию Лермон­това. Любовью к родине наполнены многие стихи поэта («Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина»). В стихотворении «Ро­дина» Лермонтов называет свою любовь к Отчизне «странной». «Странность» эта происходит от двойственности чувств поэта в отношении к Родине. Он любит красоту русской природы, лю­бит русский народ.

При этом рассудок поэта не может победить ненависти к России крепостнической, самодержавной. Лермон­тов отделяет подлинный патриотизм от казенного, официаль­ного патриотизма николаевской России.

В стихотворении «Роди­на» проявляется национальное самосознание поэта, которое нашло отражение в «Бородино», в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни­кова».

«Песня…» основана на историческом материале времен Ива­на Грозного, написана в народно-поэтическом стиле. Однако народна здесь не только форма, но и сама этическая позиция.

Молодой купец Степан Калашников, не убоявшись гнева царя, постоял за честь своей жены и убил царского опричника Кири­беевича. Калашников стоял «за правду до последнева». В «Пес­не…» столкнулись народная правда и своеволие власти.

Смысл произведения был очень актуален — в условиях деспотизма че­ловек должен защищать свою честь и достоинство любой ценой.

«Песня…» прочитывалась как призыв к свободе. По словам Бе­линского, в «Песне…» проявилось «кровное родство духа» поэта с «духом народным».

  1. Любовь к России народной сочеталась в поэзии Лермонтова с презрением и ненавистью к угнетателям. В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» поэт одной фразой дает убий­ственную характеристику светскому обществу:
  2. … образы бездушные людей,
  3. Приличьем стянутые маски.

Лермонтов видит пустоту, умственное и моральное ничтоже­ство этой толпы, слышит «затверженные речи», лишенные жи­вого чувства, порыва. Поэту чужда эта среда, в которой он вы­нужден жить.

Размышления о современниках, о судьбе его поколения со­ставляют содержание трагического по пафосу стихотворения «Дума». Поэт не отделяет себя от своего поколения и с горечью дает далеко не положительную его характеристику.

Бездействие, равнодушие, безверие, рабство — черты поколения, живущего «ошибками отцов и поздним их умом», т.е. идейным наследием декабристов.

Отсутствие цели, бесплодные занятия наукой, от­сутствие сильных чувств превращают современников в «тощий плод, до времени созрелый».

  • И ненавидим мы, и любим мы случайно,
  • Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
  • Нравственно опустошенные, лишенные цельности,
  • Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа…

Поэт осуждает пассивность, призывает к пробуждению гра­жданской совести, к действию. Критический пафос стихотворе­ния заключен в форму элегии, исповедальной и сатирической одновременно.

Постоянной темой поэзии Лермонтова, волновавшей его всю жизнь, была тема поэта и его предназначения, взаимоотноше­ния поэта с обществом.

«Смерть поэта» — стихотворение, в котором гибель Пушкина осознается как огромная национальная трагедия и как личная ут­рата. Со смертью «дивного гения», «невольника чести» «умолкли звуки чудных песен».

Скорбная песнь о погибшем поэте сменяется гневным обращением к тем, кто «жадною толпой» стоит у трона, кто является истинным виновником смерти великого поэта. Лер­монтов бесстрашно называет их «палачами свободы, гения и сла­вы».

Он обвиняет придворную чернь в гонениях на поэта, в умыш­ленной травле его. Лермонтов грозит им суровым и справедливым судом потомков, которые отомстят за гибель гения.

Несколько иначе тема «поэт и толпа» раскрывается в стихо­творении Лермонтова «Поэт». Это стихотворение построено на развернутом сравнении: поэзия сравнивается с кинжалом, ко­торый может быть или грозным оружием, или висящей на ковре золотой игрушкой.

Лермонтов осуждает поэтов, чьи голоса за­тихли, кто на злато променял возможность владеть сердцами и умами людей. Даже толпа презирает поэта, забывшего свое пред­назначенье. В заключение Лермонтов призывает «осмеянного пророка» проснуться для новых песен.

Образ поэта-пророка символизирует гражданственность по­эзии. Стихотворение «Пророк» Лермонтова как бы продолжает тему с того момента, на котором остановился в своем «Проро­ке» Пушкин.

  1. Пушкин показывал сотворение Пророка высшим Творцом и призывал:
  2. Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
  3. Исполнись волею моей.
  4. И, обходя моря и земли,
  5. Глаголом жги сердца людей.
  6. Лермонтовский Пророк пробовал нести свои слова людям. Но толпа не верит ему, не понимает его:
  7. В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Толпа встречает Пророка насмешками, презрением, оскорб­лениями. Роль поэта и его положение в обществе печальны.

Любовная лирика Лермонтова отмечена некоторыми особен­ностями, характерными для всей его поэзии. В ней мало свет­лых, радостных, «чудных» мгновений, которыми пронизана вся интимная лирика Пушкина. Лермонтов с горечью признавался:

Пусть я кого-нибудь люблю:

Любовь не красит жизнь мою.

Для Лермонтова любовь — это «страсть сильнейшая», глубо­кая, но неудовлетворенная, не приносящая счастья. Потому любовь окрашена трагизмом, в признание в любви вплетены размышления о скоротечности жизни, о смерти. Разлад между мечтой и действительностью, определяющий романтический характер, свойственен герою любовной лирики Лермонтова.

Его искренние чувства не вызывают ответной любви, он обманыва­ется в своих надеждах. Мотив неразделенной любви, измены, обмана постоянен в любовной лирике поэта. Лирический герой ищет в женщине друга, способного понять и оценить его чувст­ва («Я к вам пишу», «Не смейся над моей пророческой тос­кой»), но наталкивается на непонимание.

Он стремится к полноте любви, но властвующая в жизни дисгармония разрушает чувст­ва («Стансы»), Любовные посвящения Лермонтова имели кон­кретные реальные адресаты. В этих стихах созданы портретные миниатюры, только слегка индивидуализированные. В целом же женский идеал Лермонтова носит отвлеченный характер.

Поэт сравнивает любимую с ангелом, с мадоннами Рафаэля, созда­вая некий абстрактный идеальный образ, или рисует собира­тельный образ светской женщины. Лермонтов набрасывает ее внешний облик эскизно, но стремится раскрыть более полно внутренний мир.

Как характерные черты светской красавицы поэт выделяет лукавство, притворство, ложь, скрытые за светскими манерами («Портрет. Светская женщина»).

О чем бы ни писал Лермонтов, его поэзия всегда была не только поэзией чувства, но и поэзией мысли. Любой мотив, любая тема подавалась поэтом в философском ключе — в соотнесении отдельного явления со всеобщим мирозданием.

Источник: http://vsesochineniya.ru/osnovnye-motivy-liriki-m-yu-lermontova.html

Основные мотивы лирики Лермонтова

Творчество М. Ю. Лермонтова необычайно широко и многообразно, как тематически, так и с точки зрения идейного наполнения. Это тем более удивительно, если учесть, что прожил он всего двадцать семь лет В лирике Лермонтова исследователи выделяют более тридцати мотивов.

Основными из них являются мотив свободы, мотив борьбы и мотив одиночества. 30-е годы XIX века, когда творил поэт, были временем реакции, застоя как в государственной, так и общественной жизни.

Основная трагедия лирического героя Лермонтова — это разлад между желаемым и действительным, стремлением осуществиться на каком-либо поприще, реализовать свои силы, и невозможностью это сделать в период «всеобщей апатии». Мотив свободы — один из центральных в творчестве Лермонтова.

С особой силой он звучит в произведениях, в которых отразились связь с эпохой и наследием декабризма, протест против самодержавия и крепостничества. Многие из этих произведений имеют яркую политическую окраску. Например, стихотворение «Новгород», посвященное декабристам:

  • Сыны снегов, сыны славян,
  • Зачем вы мужеством упали?
  • Зачем? Погибнет ваш тиран,
  • Как все тираны погибали.
  • До наших дней при имени свободы

Трепещет ваше сердце и кипит!. .

Свобода является основой не только для внутреннего самоуважения и таких понятий, как честь и долг, но и необходимым условием творчества:

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один. . .

— напишет Лермонтов в стихотворении «1 января». Обличительный пафос и представление о свободе как о необходимом условии творчества сливаются воедино в стихотворении «Смерть поэта», посвященном трагической гибели Пушкина. По Лермонтову, смерть величайшего русского поэта — вовсе не амурная история, завершившаяся дуэлью.

Он обвиняет светское общество в том, что оно разжигало «пожар» в душе поэта, специально подталкивало его к роковому шагу. Мотиву свободы (по принципу контраста) у Лермонтова противостоит мотив неволи, узничества. Особо остро он звучит в стихотворении «Прощай, немытая Россия. . .

» и в так называемом «Тюремном цикле» (стихи «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»).

Не дождаться мне, видно, свободы,

А тюремные дни будто годы. . .

— напишет Лермонтов в стихотворении «Соседка» Лирический герой Лермонтова мечтает о свободе от «мнений света», от тех законов, которые насаждает светская чернь. Он мечтает вырваться из той тюрьмы, какой для него стала жизнь «высшего общества».

Как вполне логический выход из этого возникает мотив бегства, ухода от общества. Его искусственности, косности, приверженности низменным страстям поэт противопоставляет картины природы, вольную жизнь.

Так в стихотворении «Желание» Лермонтов рисует картину бурного, мятежного проявления страстей:

  1. Я тогда пущуся в море,
  2. Беззаботен и один,
  3. Разгуляюсь на просторе
  4. И потешусь в буйном споре
  5. С дикой прихотью пучин.

Для романтического героя Лермонтова нет жизни без борьбы. И в первую очередь это борьба не с кем-то или чем-то, но игра избыточных жизненных сил, способ почувствовать полноту, сконцентрированность бытия.

«Так жизнь скучна, когда боренья нет», — скажет поэт в стихотворении «1831, июня 11 дня».

Протест против общества и порядков, в нем царящих, — лишь следствие посягательств общества на индивидуальную свободу личности.

Мотив борьбы раскрывается, например, в стихотворении «Парус», где мятежность лирического героя выражается не только в уходе от общества («парус одинокий»), но и в его жажде бури («а он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»).

Мотиву борьбы (также по принципу контраста) противостоит мотив трагического бездействия поколения Лермонтова. Это отразилось в стихотворениях «Бородино», «Выхожу один я на дорогу», но наиболее ярко — в стихотворении «Дума».

  • К добру и злу постыдно равнодушны,
  • В начале поприща мы вянем без борьбы;
  • Перед опасностью позорно-малодушны,
Читайте также:  Рассказы мальчиков (истории мальчиков из рассказа бежин луг)

И перед властию — презренные рабы. . .

  1. Там же:
  2. Толпой угрюмою и скоро позабытой,
  3. Над миром мы пройдем без шума и следа,
  4. Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
  5. Ни гением начатого труда.
  6. В своем стремлении к идеалу, к жизни в полную силу, к искренним, не омраченным злобой, завистью, корыстью, взаимоотношениям лирический герой Лермонтова оказывается трагически одинок.

Первоначально, в ранний период, тема одиночества раскрывается Лермонтовым во многом традиционно для романтической поэзии. Подражая Байрону, юный поэт противопоставляет своего лирического героя серой, бездушной толпе. Но вот уже в 1830 году в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:

  • Я к одиночеству привык,
  • Я б не умел ужиться с другом;
  • Я б с ним препровожденный миг

Прочел потерянным досугом. . .

  1. На светлый запад удалюсь,
  2. Вид моря грусть мою рассеет.
  3. Ни с кем в отчизне не прощусь —

Никто о мне не пожалеет!. .

Оказывается, одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни друг, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Бездомье героя — его мучение, но и его единственный путь.

Отсюда непонимание окружающим миром становится не клеймом проклятия, но знаком высокого избранничества:

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду, как свободой. . .

Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

Романтический герой Лермонтова всегда странник. Он скитается по свету в поисках применения своих необъятных сил. Однако мятежной душе все же свойственно стремиться к человеческим чувствам. Душа лирического героя жаждет любви, дружбы.

Однако его непокорная сущность делает связи с людьми недолговечными, непрочными. Он слишком не похож на других. Например, в стихотворении «Дубовый листок оторвался от ветки родимой. . .

» в образе дубового листка с особенной яркостью воплотился мотив одиночества:

  • — На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
  • Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
  • Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Но даже встреча с родной душой не приносит желаемого облегчения. Расставание неизбежно. Слишком разными оказываются эти на первый взгляд «родные души». Наиболее ярко это отобразилось в стихотворении «Утес».

Тучка золотая, которая «ночевала на груди утеса-великана», уже утром покидает его.

Выбор столь различных по своей физической сути героев в стихотворении не случаен (утес и тучка) — он подчеркивает их несовместимость, является своего рода предпосылкой расставания.

Одиночество в мире Лермонтова становится фатальным. Любая нить, связывающая лирического героя с другими людьми обречена порваться, любая связь приводит к разлуке.

Стремление обрести действительно родную душу становится несбыточной мечтой, неким неосуществимым идеалом, который можно увидеть лишь во сне.

Только во сне утес и тучка могут быть вместе навеки, только во сне сосна и пальма могут обрести совместное счастье.

  1. И снится ей все, что в пустыне далекой —
  2. В том крае, где солнца восход,
  3. Одна и грустна на утесе горючем
  4. Прекрасная пальма растет.

Итак, в лирике Лермонтова можно выделить достаточно большое количество различных мотивов. Главными среди них, вокруг которых группируются остальные, можно считать мотивы свободы, борьбы и одиночества.

Поэзия Лермонтова оказала огромное влияние не только на тех поэтов, которые шли вслед за ним, но и на всю русскую литературу. Его лиризм, глубина и невиданное до того проникновение в психологию лирического героя являются одним из самых значительных «открытий» всего XIX века.

Источник: https://studwood.ru/1277781/literatura/osnovnye_motivy_liriki_lermontova

Реферат: Основные мотивы в лирике Лермонтова. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

  • Основные
    мотивы в лирике Лермонтова
  • Где
    не погибло слово,
  • там
    и дело еще не погибло.

Поколение
Лермонтова вступившее в жизнь после
поражения восстания декабристов, было
обречено на бесплодную растрату сил в
условиях николаевской реакции.

Большинство
произведений Лермонтова написано именно
в это время, поэтому многие из них
пронизаны горечью и одиночеством, с
сознанием того, что его современники
живут бесцельно. Об этом автор пишет в
стихотворении “Дума”.

На мой взгляд,
это поэтическая исповедь, чистосердечная
и печальная. В самом начале стихотворения
автор высказывает свои общие суждения
о поколении 30х годов:

  1. Печально
    и гляжу на наше поколенье!
  2. Его
    грядущее — иль пусто, иль темно,
  3. Меж
    тем, под бременем познанья и сомненья,
  4. В
    бездействии состарится оно.

Поэта
огорчает то, что многие его современники
живут “ ошибками отцов и поздним их
умом ”. Я полагаю, что речь здесь идет
об идейном наследии декабристов, потому
что многие участники восстания на
Сенатской площади примирились с
самодержавием и признали революционную
борьбу бесполезной.

Лермонтов
же убежден в том, что свобода не придет
сама собой. За нее надо бороться, страдать,
идти на каторгу и даже умирать. С горечью
и болью поэт говорит о том, что у его
современников нет ни высоких сильных
чувств, ни прочных привязанностей, ни
твердых убеждений. Стихотворение
заканчивается убийственным выводом,
подготовленным всем ходом авторских
рассуждений:

  • Толпой
    угрюмою и скоро позабытой,
  • Над
    миром мы пройдем без шума и следа,
  • Не
    бросивши векам ни мысли плодовитой,
  • Ни
    гением начатого труда.

Лермонтов
и негодует и грустит одновременно. Автор
выступает от лица прогрессивной
интеллигенции, которая не хотела мириться
с николаевским режимом, но при сложившихся
обстоятельствах ничего не могла
предпринять. Мне представляется “ Дума
” как призыв к активной интеллигенции,
к пробуждению гражданской совести у
своего поколения.

Однако
Лермонтов видит и других людей. Он
понимает, что борющегося человека ждут
трудности и лишения. В стихотворении “
Смерть поэта ” и отражена трагедия
передовой мыслящей личности.

Первая
его часть напоминает элегию. Едва
чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны
приглушенные рыдания. Негодование
прорывается лишь в тех фразах, где
говорится о Дантесе.

Поэт намеками
говорит о тех, кто направлял пистолет
Дантеса:

  1. Не
    вы ль сперва так злобно гнали
  2. Его
    свободный смелый дар
  3. И
    для потехи раздували
  4. Чуть
    затаившийся пожар?

Нетрудно
догадаться, кого имел ввиду автор. Они
— это придворная знать , продажные
журналисты , идейные защитники самодержавия
. Вначале Лермонтов только намекает на
тех , кто был замешан в трагических
событиях. Во второй части стихотворения
он открыто называет истинных виновников
гибели Пушкина. Его погубили “ надменные
потомки известной подлостью прославленных
отцов”.

В этой толпе царедворцев узнали
себя представители придворной знати,
оказавшие услугу Николаю Второму в его
кровавой расправе с декабристами. Именно
они таятся “ под сенью закона”. Поэт
громко и открыто заклеймил высокопоставленных
преступников. С тех пор всем, кому дорого
русское слово, стало известно имя
Лермонтова , преемника традиций Пушкина.

Стихотворению “Смерть поэта ” очень
близко по теме и настроению другое —
“Как часто пестрою толпою окружен” .
Беспощадно и презрительно характеризует
Лермонтов завсегдатаев светских салонов
. Поэт чувствует себя одиноко среди них
. Возвращаясь мыслями к детству , он как
бы отдыхает душой . Стихотворение волнует
нас не только потому , что в нем обличается
высший свет .

Нас пленит духовный мир
самого поэта , его мысли и чувства .

Лермонтов
очень любил свою родину , поэтому в его
произведениях родина — предмет любви ,
поэтического осмысления ее судьбы . Уже
в ранних творениях поэта можно встретить
его размышления о судьбе России .

В
Стихотворении “ Предсказание ” 16ти
летний Лермонтов предрекает неминуемую
гибель самодержавия : “ …царей корона
упадет ” .

Возникает резонный вопрос :
что принесет падение царской власти ?
По мнению Лермонтова , отнюдь не
процветание и благоденствие . Прежде
всего должен быть уничтожен закон :

Когда
детей , когда невинных жен

Низвергнутый
не защитит закон .

Россия
представлялась поэту как “ страна рабов
, страна господ ” . Ненависть и презрения
к такой отчизне звучит в стихотворении
“ Прощай , немытая Россия … ” Это , по
— моему , одно из самых громких и ярких
заявлений Лермонтова .

В этом произведении
прозвучало оскорбительно — дерзкое , и
вместе с тем проникнутое глубокой
душевной болью определение родной
страны — “ немытая Россия ” . Такого
русская литература еще не произносила
! Лермонтов , свободный и гордый человек
, не может жить в “ стране рабов , стране
господ ” , быть под постоянным надзором
властей .

И в то же время , он ненавидит
Россию безропотную , покорную , где царят
беззаконие и произвол . Любит Лермонтов
и тонко чувствует красоту родной природы
. Однако , мне кажется что в лирике
Лермонтова “ чистый ” пейзаж отсутствует
. Поэт говорит о тех мыслях и чувствах
, которые вызывает у него природа .

Доказательством этому служит стихотворение
“ Родина ” . Реакционные писатели
прославляли самодержавную и крепостническую
Россию . Это , своего рода , казенный
патриотизм . Поэт признает его ложным
. Уже в первой строфе автор называет
свою любовь к родине странной . В чем же
заключается эта странность ? Вероятно
, в двойственном отношении к родине .

Мы
видим признаки сельского пейзажа со
следами крестьянского труда и быта .
Поэт любуется полным гумном , избами с
резными ставнями на окнах . А вот так
называемый официальный патриотизм его
не трогает . Лермонтов категорически
отвергает сложившиеся веками устои
крепостнической России и желает видеть
русский народ свободным и просвещенным
.

Он восстает против политического гнета
и пламенно призывает современников к
борьбе за свободу и счастье русского
человека . И мне кажется , что его стихи
согреты чувством великой любви к народу
.

Все
таки, я думаю, Лермонтов был очень одинок
. Эти мотивы одиночества находят
воплощение в ряде основных образов его
лирики : одинокий парус , одинокая сосна
, одинокая пальма, одинокий утес. Поэт
безнадежно одинок . Он не верит в
возможность взаимопонимания между
людьми.

Разлад между мечтой и
действительностью проникает и в
прекрасное чувство — любовь. В его
любовной лирике нет ни строки о счастливой
, взаимной любви. Она приносит не радость
и счастье, а грусть и страдания. Лермонтов
грустит , причем искренне, о том, что в
жизни все так ничтожно . Да и сама жизнь
— пустая и глупая шутка .

Как ни странно
, ощущение постоянного одиночества не
отрывает поэта от жизни , не уводит его
в мир мечтаний и грез . Полагаю,
стихотворение “ Выхожу один я на дорогу
” принадлежит к лучшим его творениям.
Вместе с автором мы видим величие ночи,
очарование торжественной тишины и покоя
.

Это гимн красоте гармонии природы,
которая не знает противоречий. Далее,
от ночного пейзажа мысль переходит к
человеческому обществу, в котором бушуют
страсти и душевный тревоги . В этом
стихотворении взгляд поэта в большей
степени сосредоточен на душевных
переживаниях человека .

Лермонтов —
глубокий и тонкий психолог , который
чутко раскрывает психологию своих
героев , их мгновенные настроения и
переживания .

Лермонтов
— поэт настоящего , но чтобы хорошо знать
настоящее , надо иметь хорошее представление
о прошедшем . Лермонтов не был историком
, однако , в своем творчестве нередко
использовал исторические сюжеты .

Как
истинно русский человек , как гражданин
— патриот , он не мог не любить своей
истории . Как поэт пристально ни
всматривался в окружавшее его общество,
стараясь найти людей способных вывести
отечество из кризиса , его усилия были
тщетны. Таких людей он не нашел.

Лермонтов
пишет стихотворения, в которых слышится
тоска о нравственной силе ушедших
поколений.

  • В
    “Бородине” впервые в русской истории,
    историческое событие было увидено
    глазами русского народа, Бородинская
    битва пережита и осмыслена рядовым и
    основным ее участником — русским солдатом,
    от имени которого говорит Лермонтов.
    Читая, живо представляешь себе простого
    русского солдата:
  • Забил
    заряд я в пушку туго
  • И
    думал: угощу я друга!
  • Постой-ка,
    брат, мусью!
  • Что
    тут хитрить, пожалуй к бою;
  • Уж
    мы пойдем ломить стеною,
  • Уж
    постоим мы головою
  • За
    родину свою.

“Бородино”
— глубоко русское произведение. В нем
автор воскресил великие понятия родины
и народа, чести и долга в их первоначальном
значении.

Мы всегда останемся благодарны
поэту за то, что в скорбные дни национальной
трагедии, когда пол — России топтали
сапоги немецких оккупантов, его строки
будили в нас чувство долга.

Тогда все
войска оборонявшие Москву, повторяли
крылатые строки: “Ребята! Не Москва ль
за нами? Умремте ж под Москвой…”

В
литературном наследии Лермонтова немало
произведений, посвященных русской
истории. Поэма “ Последний сын вольности
” — это красочный рассказ о жизни
новгородских славян 9го века и их борьбе
за свою вольность. В поэме “Боярин
Орша”, поэт обращается к временам Ивана
Грозного.

Лермонтова
привлекали богатырская сила и широкий
размах чувства, свойственные поколению
старого времени. Именно о таких людях
он говорит в песне про купца Калашникова.
Автор уходит в глубину веков и создает
жизненную правдоподобную ситуацию,
которая требует от главного героя
свершения подвига во имя чести и долга.

Мне кажется, что обращение Лермонтова
к истории страны было продиктовано
чувством национальной гордости за дела
своих предков, желанием пробудить у
современников интерес к славным страницам
русской истории, и тем самым поднять их
гражданский дух в мрачные годы николаевской
реакции. И я согласен со словами В. Г.

Белинского, сказавшего, что он “ вопрошал
и допрашивал прошедшее, чтобы оно
объяснило ему настоящее и намекнуло о
будущем”.

М.
Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать
себя поэтом. Он много размышлял о
назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских
стихотворениях “К другу”, “Монолог”,
“Молитва”, он говорит о трагической
судьбе поэта. Стихи о поэте и поэзии
занимают в творчестве Лермонтова особое
место.

Ведь в них — отношение поэта к
родине, к миру, ко времени, осознание
поэтом своего места в обществе. В его
стихах я ощущаю чувство одиночества,
чувство внутреннего разлада с миром. В
стихотворениях “Поэт”, “Кинжал”,
“Журналист, читатель и писатель”,
“Пророк”, он высказывает свое поэтическое
кредо, свою идейно-художественную
программу.

Трагедия поэта уже
рассматривается в связи с общественными
условиями. В стихотворении “Журналист,
читатель и писатель” ведется разговор
трех людей, представляющих основные
движущие силы литературы того времени.
Я считаю, что центральной фигурой этого
стихотворения, отражающей точку зрения
автора, является читатель, требующий
от поэта правды и силы.

Читатель задает
твердый и жесткий вопрос, обращенный и
к тем временам, и ко всем нам, когда же,

  1. Расставшись
    с сложной мишурой,
  2. Мысль
    обретет язык простой,
  3. И
    страсти голос благородный?

В
стихотворении “Пророк”, Пушкин говорит
о великом общественном значении поэзии
— “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтов
же, в одноименном стихотворении говорит
о падении роли поэта в современном ему
обществе. Такое различие позиций двух
великих русских поэтов объясняется
различием эпох, в которых они формировались.

Пушкин — в период патриотического подъема
Отечественной войны 1812 года; Лермонтов
— в период беспросветной николаевской
реакции. Поэт, наделенный божественным
даром, осознает всю тяжесть своего
предназначения. Он понимает, как трудно
выполнять “веленье Божие”.

Трудно
потому, что люди, которым он говорит о
любви и правде, не верят ему, насмехаются
над ним, и даже презирают. Но поэт не
отказывается от своей высокой миссии.
Он возвращается в пустыню, где слушают
его звезды да тварь земная. И хотя он
остался один, поэт продолжает свое дело.

Я думаю, что это стихотворение прекрасно
отражает мироощущение Лермонтова,
одинокого, отвергнутого, видящего вокруг
себя лишь пороки и злобу:

  • С
    тех пор, как вечный судия
  • Мне
    дал всеведенье пророка,
  • В
    очах людей читаю я
  • Страницы
    злобы и порока.

Век
Лермонтова — эпоха, которой была чужда
поэзия.

Лермонтов, предчувствовавший
свое время, писал об утрате поэзией
своего высокого назначения, о его
обреченности на непонимание и презрение
людьми, равнодушными к вольной проповеди
свободы и правды.

Я думаю, что Лермонтов
определил судьбу поэта таким образом
не только в России, но и в любом государстве,
подавляется всякая общественная мысль,
царит произвол и насилие.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/47189/referat-osnovnye-motivy-lirike-lermontova.html

Ссылка на основную публикацию