Петербург в творчестве гоголя

  • Дом №46 по Гороховой улице стал первым местом обитания Гоголя в Петербурге, когда он переехал в столицу в 1828 году.
  • Писатель был недоволен небольшой однокомнатной квартирой, которую он снимал с другом, корреспондентом Александром Данилевским.
  • «Скажу ещё, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нём, также лживы», – писал Гоголь своей матери.
  • Где: Гороховая улица, 46

Петербург в творчестве Гоголя

citywalls.ru

 

Квартира на Казанской

 

На Казанскую улицу Гоголь переехал вскоре после квартиры на Гороховой. Там он провёл пару месяцев.

«Я живу на четвёртом этаже, но чувствую, что и здесь мне не очень выгодно. Когда ещё стоял я вместе с Данилевским, тогда ничего, а теперь очень ощутительно для кармана: что тогда платили пополам, за то самое я плачу теперь один», – жаловался писатель.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

По слухам, в доме Иохима обитали приведения. Разговоры местных жителей стали частью известной городской легенды.

Где: Казанская улица, 39

Петербург в творчестве Гоголя

citywalls.ru

 

Квартира на Грибоедова

 

Гоголь жил в доходном доме Зверкова с 1829 по 1831 год. В этот период он делал наброски книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Дом на Грибоедова, который был самой высокой жилой постройкой Петербурга, упоминается в «Записках сумасшедшего».

В первоначальном виде здание существовало до начала XX века. Затем его перестроили.

Где: набережная канала Грибоедова, 69

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение времена не выбирают 11 класс

Оценим за полчаса!

Петербург в творчестве Гоголя

citywalls.ru

 

«Палкинъ»

 

Ресторан на углу Невского и Владимирского проспектов был одним из самых популярных в истории Петербурга. Здесь собиралась творческая и научная интеллигенция, в том числе Гоголь, Достоевский, Менделеев, Чайковский.

В эпоху Николая Васильевича «Палкинъ» находился в доме на противоположной стороне Невского проспекта. В место, где он располагается и сейчас, ресторан переехал в 1874 году.

Где: Невский проспект, 47

Петербург в творчестве Гоголя

1901-1902 год. ателье Карла Буллы / pastvu.com

 

Петрикирхе

 

В прошлом в лютеранской церкви на Невском находилась книжная лавка. Её владельцем был известный книгоиздатель Александр Смирдин.

За литературой в Петрикирхе заходил не только Гоголь, но и другие знаменитые авторы XIX века. Здесь можно было встретить Пушкина или Жуковского.

Лавка также работала как литературный клуб, популярное место среди интеллектуалов города.

Где: Невский проспект, 22-24

Петербург в творчестве Гоголя

1957-1960 годы. Н.Н.Баранов / pastvu.com

 

Квартира на Малой Морской

 

В доме Кюзеля Гоголь провёл 1833-1836 годы. Его квартира состояла из двух небольших комнат. Одно из помещений, отделённое перегородкой от прихожей, было спальней. Более большая комната служила кабинетом.

В здании на Малой Морской (которая некоторая время называлась в честь Гоголя) Николай Васильевич написал несколько произведений. Здесь он работал над «Ревизором» и «Невским проспектом».

К себе домой Гоголь нередко приводил знакомых. Среди гостей был Александр Сергеевич Пушкин.

Где: Малая Морская улица, 17

Петербург в творчестве Гоголя

1950-1951 год. М. Альперт

 

Александринский театр

 

В 1836 году в театре на площади Островского впервые поставили пьесу «Ревизор». В подготовке постановки участвовал сам Гоголь, который когда-то мечтал выйти на эту сцену в качестве актёра.

Сейчас в Александринском театре есть Гоголевский зал. В нём частично воссоздан сценический мир писателя.

В зале можно увидеть экспозицию с костюмами и другими предметами из спектаклей по мотивам произведений Гоголя.

Где: площадь Островского, 6

Петербург в творчестве Гоголя

1869-1873 годы. Agence Rol / gallica.bnf.fr

 

Невский проспект

 

В честь главной улицы Петербурге у Гоголя была названа повесть. Для писателя Невский проспект был отражением всего города.

«Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде», – писал Гоголь в повести.

Петербург в творчестве Гоголя

1865-1870 годы. А. Лоренс / babs71.livejournal.com

 

Памятник Гоголю

 

Монумент в память о писателе хотели установить в Петербурге ещё в середине XX века. Предполагалось, что он появится на Манежной площади.

Однако памятник поставили лишь в 1997 году, когда Малая Конюшенная улица стала пешеходной зоной.

Автором скульптуры стал Михаил Белов. Он был учеником Михаила Аникушкина, создавшего памятник Пушкину на станции метро «Чёрная речка».

Где: Малая Конюшенная улица, 9

Петербург в творчестве Гоголя Петербург в творчестве Гоголя

Instagram / @olechka_yn, @marina_akhfil

 

Нос майора Ковалёва

 

Памятник персонажу одного из самых известных произведений Гоголя появился на Вознесенском проспекте в 1995 году. 

Однажды табличка, словно в повести Николая Васильевича, «ушла гулять» по Петербургу. Она пропала в 2002 году.

Найти «Нос» удалось через год. Его нашли в парадной одного из домов неподалёку.

Где: Вознесенский проспект, 36

Instagram / @rozhkovanadejda

 

Источник: https://saint-petersburg.ru/m/culture/britenkov/372095/

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина

Ни один российский город не привлекал столь пристального внимания писателей разных эпох, как Санкт-Петербург. Он стал образом-загадкой, образом-символом, образом-эпохой.

Петербург словно манит к себе, притягивает воображение писателей, перед его обаянием, подчас мрачным и мистическим, невозможно устоять. Его представляют как живое существо, как главного героя, как необузданную стихию, несущую лишь смерть и разрушение.

Неодинаковой видели и видят Северную Пальмиру писатели. Так, по-разному трактовался образ Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина.

Для Александра Сергеевича Петербург был оплотом самодержавия, гимном петровских реформ и отражением сущности эпохи, ее нравов, порядков и привычек. Ярко образ города представлен в одной из маленьких трагедий – «Медном всаднике», а также в «Пиковой даме», «Станционном смотрителе» из цикла «Повести Белкина» и ряде других произведений.

В «Медном всаднике» образ Петербурга для Пушкина слился с образом Петра и его политической деятельностью. Город стал воплощением самодержавия, это город Петра I, столица государства Российского.

Однако образ Петербурга отражает в себе не только величие и красоту петровской деятельности, но и беззащитность простых людей перед ее мощью и неотвратимостью. Подобная стихии, она захлестывает мир и забирает жизни. Так, погублена наводнением жизнь Евгения и его невесты.

Пушкин поднимает в трагедии вопрос о реформах Петра, которые, безусловно, многое изменили к лучшему в стране, но, однако же, не считались с интересами каждого отдельного человека. Это противоречие остается неразрешенным, а сам город становится символом этой дилеммы.

Гимн Петербургу

Знаковым стало Вступление трагедии «Медный всадник». Оно резко выделяется на фоне последующих глав произведения своей торжественностью, ликованием и яркостью.

Часто вступление рассматривают отдельно от всей трагедии и называют гимном Северной Пальмиры.

Принято сопоставлять с ним образ Петербурга в творчестве Гоголя, Достоевского и других русских писателей, который зачастую вступает в полемику с пушкинским.

Азартный и бездушный Петербург

Петербург в творчестве Гоголя

Одновременно с этим в моде были размышления о роли фатума, случая в судьбе человека. Такая философия прекрасно сочеталась с процветающими азартными играми. Это явно видно на примере Германа, который считает появившуюся возможность узнать тайну карт волею провидения, а наивысшей ценностью считает богатство и положение в обществе. Вот каким предстает Петербург в «Пиковой даме».

Похожий образ столицы рисует Пушкин в «Станционном смотрителе». Представитель высшего общества Петербурга – офицер Минский — предстает эгоистичным, лживым и жестоким человеком. В то время как Вырин – бедный и беззащитный, но нравственный человек, оказывается простым станционным смотрителем, который попадает в столицу единственно за тем, чтобы вернуть дочь.

Пушкин особенно акцентирует внимание на лживости Петербурга. Так, прилично одетый молодой человек забирает деньги Вырина. Создается образ города, где все не то, чем кажется, города с двойным дном.

В этих произведениях образ пушкинского Петербурга приобретает такие черты, как лживость, жестокость, бездушность.

Образ Петербурга в творчестве Гоголя

Петербург Гоголя и Пушкина имеет как различия, так и сходства. Мотивы мистицизма, бездушия, власти и царственности будут ключевыми и в гоголевском образе Северной Пальмиры, но поданы и изображены они совершенно по-другому.

Петербург в творчестве Гоголя

Петербург Гоголя – это фантастический таинственный мир, полный мрачной мистики. Мир, где правят власть и роскошь, а маленький человек не стоит ничего и может сгинуть, не оставив о себе и крупицы памяти. Петербург в произведениях Гоголя – место, где люди разговаривают сами с собой, носы сбегают от своих владельцев и занимают видное место в обществе, а вещи оживают.

Итак, образ Петербурга в творчестве Гоголя кратко можно описать как совокупность гиперболизаций, гротеска и сатиры.

Рождественский и реальный Петербург глазами Гоголя

Повесть «Ночь перед Рождеством» стала одной из первых, где появился Петербург Гоголя. Город предстает перед кузнецом Вакулой сказочно сияющим и звенящим миром.

Со всех сторон его окружает свет и множество звуков, невероятное движение на улицах ошеломляет, ожившие дома словно следят за ним.

В описании дворца императрицы также все необычно и сказочно: и картины, и лестницы, и замки на дверях; и сами обитатели облачены в яркие фантастические наряды. Город предстает в блеске и сказочной красоте.

Совершенно другой он в «Ревизоре». Это уже не сказочный, а реальный образ Петербурга в творчестве Гоголя. Город становится реальным прагматичным местом, где главное в человеке – благосостояние.

В комедии о Петербурге рассказывают два персонажа – Хлестаков и его слуга Осип. Глазами Хлестакова читатель видит город, где правят бал чины и роскошь. Предел мечтаний мелкого чиновника, желающего покутить или дослужиться до фельдмаршала.

Поэтому Хлестаков видит себя богатеем с высоким чином, которого боятся и уважают. Для Осипа Петербург совершенно другой. Это город глазами слуги, в котором нет роскоши, зато есть всевозможные развлечения: катание на извозчике, театр, танцующие собаки.

А нравится ему больше всего в этом городе вежливость людей в разговоре. Петербург Осипа намного реальнее и душевнее измышлений Хлестакова.

Петербург «Мертвых душ»

На протяжении всего писательского пути менялось отношение Николая Васильевича к Северной Пальмире. Но, даже постепенно трансформируясь, сохранял свои основные черты образ Петербурга в творчестве Гоголя. «Мертвые души» служат ярчайшей иллюстрацией этих изменений.

Петербург в творчестве ГоголяВ каждой главе поэмы Гоголь упоминает о Петербурге, не забывая сказать о нем какую-нибудь остроту. Так, как только Чичиков подъезжает к трактиру, автор иронически упоминает о странностях питания петербургских господ. Или возьмем, скажем, губернаторский бал. Гоголь отмечает, что многие из собравшихся здесь весьма похожи на столичных обитателей. На страницах поэмы часто встречается и ехидное замечание автора о высоких чинах Петербурга с наградами и благородной наружностью, от которых стоит ожидать лишь подлейшей гадости.

Как уже было отмечено, тема Петербурга в творчестве Гоголя является ключевой. И в «Мертвых душах» ярчайшим образом она проявилась в рассказе о капитане Копейкине.

Это история о герое войны 1812 года, инвалиде, который приезжает в Петербург в надежде на монаршую милость. Однако же в помощи ему отказывают.

Город предстает перед нами чинным и бездушным оплотом власти государя, где нет места беднякам и страждущим. Более того, к маленькому человеку он несправедлив, жесток и беспощаден.

Петербург в «Мертвых душах» — город на костях, призрак реального города. Вещи и люди в нем одинаково живые. Он словно центр земли, где собран весь мир. Начальство здесь имеет право распоряжаться людьми как вздумается. Здесь не найти правды и защиты, только холодный блеск роскоши да безразличие и черствость чиновников.

«Петербургские повести»

Образ Петербурга в творчестве Гоголя складывался во многом на основе тех впечатлений, которые писатель получал во время проживания в столице. Именно тогда он написал ряд рассказов («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего»), которые составили цикл «Петербургские повести». Эти произведения связаны рядом общностей, таких как:

  • Идейный пафос, заключенный в изображении силы денег, которая развращает людей, и обличении общественной системы, полной лжи и несправедливости.
  • Проблематика, отражающая губительность и безнаказанность власти денег и чинов.
  • Главный герой всех произведений – «маленький человек».

Петербург в повестях Гоголя — это город с социальными противоречиями и общественными проблемами.

Прогулка по «Невскому проспекту»

Петербург в творчестве Гоголя

Петербург в «Невском проспекте» Гоголя изображается утопающим в роскоши и блеске огней, ликующим и прекрасным. Но за этим скрываются равнодушие, хладнокровие и пустота, наиболее характеризующие истинный Невский проспект. Гоголь образ Петербурга продолжает наделять теми же иллюзорными и лживыми чертами, что и Пушкин. Наконец-то два великих писателя сошлись в едином мнении. Здесь Петербург Гоголя и Пушкина становится невероятно похож. Пушкинские мотивы из «Станционного смотрителя» продолжают жить в «Невском проспекте».

Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города.

Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.

«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга, а сущность его проявится в последующих повестях.

Другие «Петербургские повести»: «Нос», «Шинель», «Портрет»

Петербург в творчестве Гоголя

Причем нос не просто сбежал от владельца, но и превратился в статского советника и стал разгуливать по Петербургу. И Ковалев был вынужден ему кланяться, так как его чин был ниже, а в мире майора регалии решают все. Выводом же из этой истории стало то, что у столичного человека самое важное – нос, а без него они становятся ничем, пустым местом. Зато последний, облачившись в мундир, может стать важнее своего хозяина.

Читайте также:  Сочинение как стать успешным человеком 11 класс

Жизнь петербургского чиновника, таким образом, изображается бесцельной, пустой и иллюзорной.

Петербург «Шинели» — город, где существование человека напрямую зависит от его финансового и социального положения.

Город, где есть два мира: первый, наполненный яркими огнями, где обитают высшие чиновники, и второй, где помои могут быть вылиты на голову проходящего, где обитают «маленькие люди», существование которых обрывается незаметно, а жизнь протекает в нищете и страхе. Из этого второго мира взял своего героя Гоголь.

Акакий Акакиевич Башмачкин, представитель «маленьких людей», — это бедный раболепный человек, мечтающий только об одном – о новой шинели. И чтобы ее заказать, он вынужден экономить на всем: начиная от подметок и заканчивая свечами и едой.

Акакий Акакиевич духовно бедный человек. Единственное его занятие в жизни – служба, а заветная мечта – новая шинель. Но Гоголь изображает этого несчастного чиновника так, что он вызывает сострадание, жалость и сочувствие. И этот безобидный, никогда никого не трогавший человек трагически гибнет.

И в момент своей гибели в сердце «маленького человека» рождается желание бунтовать против такого мироустройства. Против общественного механизма, который перемалывает людей. Этого маленького забитого человека наделяет Гоголь способностью протестовать и сопротивляться несправедливости и беспощадности окружающей действительности.

В повести «Портрет» звучит тема творчества, созвучная теме безумия. Петербург здесь предстает чудовищем, калечащим души людей. Так, добившись желаемого – разбогатеть и заниматься только рисованием, главный герой, Чартков, оказывается одурманенным властью золота. Он становится известным художником, его богатство растет, но соразмерно с ним уменьшается талант.

Осознав, что безвозвратно утратил свои способности, Чартков тратит свое состояние на то, чтобы уничтожать предметы искусства. Постепенно его все больше и больше охватывает безумие, в конце он умирает в агонии и бреду.

Достоевский — продолжатель гоголевской традиции

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Достоевского практически одинаков. Федор Михайлович продолжил изображать город безразличным к чужим страданиям, полным безумия и сводящим с ума, перемалывающим незащищенных «маленьких людей».

Достоевский обогатил гоголевскую традицию описания Петербурга. И на созданной предшественниками основе сотворил свой миф о городе. Ему удалось больше всех узнать о той губительной силе Петербурга, которая воздействует на психику его жителей.

Гоголевские гротеск и фантастичность Петербурга проявились в творчестве Достоевского через видения и сны главных героев, через мистику событий. Благодаря этой невероятности стечений обстоятельств реализм писателя назвали «мистическим».

Петербург в творчестве Гоголя

В произведениях Достоевского остается лишь темная мрачная часть города, уже не прикрытая гоголевскими и пушкинскими огнями и красками. Писатель исследует смрад и грязь его закоулков, неправильные ломаные углы комнат, пыль мостовых. Все это давит на человека, сводит его с ума, калечит.

Выводы

Образ Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина, таким образом, имеет как множество схожих черт, так и серьезные различия.

Петербург в произведениях Гоголя изменчив и обманчив. Яркость огней в нем сочетается с бездушностью его обитателей. Наилучшим образом представлен Петербург в «Невском проспекте» Гоголя. В этой повести нашли отражения все основные мотивы, такие как двойственность петербургского мира, его безумие, лживость, разрушительное действие на своих обитателей, мистицизм и иллюзорность.

Пушкинский Петербург воплощает в себе дух Петровской эпохи. Город сочетает в себе как величие деяний Петра, так и весь их ужас – не зря он построен на костях и болотах.

Пушкин создает цельный образ, где воедино сливаются два начала. Не таков Петербург Гоголя, город словно двоится.

Его красота и великолепие – лишь лживая маска, под которой скрывается истинная сущность – мрачная, темная, безумная и губительная.

Для Пушкина и Гоголя было характерно, создавая образ Петербурга, выбирать главным героем «маленького человека», который оказывается не в состоянии сопротивляться городу, его устройству и его законам. Он бессильно гибнет, сломленный и растоптанный.

Развил и обогатил гоголевские традиции Достоевский, создав свой уникальный и неповторимый образ Петербурга. Города, способного лишь на разрушение человеческой жизни и человеческого рассудка.

Образ Петербурга оставался и остается притягательным для русских писателей. Так, классические традиции продолжили в своем творчестве А. Ахматова, А. Блок, А. Белый. И наверняка город на Неве будет продолжать привлекать своими загадками и тайнами столько, сколько будет существовать.

Источник: https://autogear.ru/article/159115/obraz-peterburga-v-tvorchestve-gogolya-i-pushkina-peterburg-v-nevskom-prospekte-gogolya/

Доклад на тему “Петербург в творчестве Н.В.Гоголя”

Каким бы ни изображался Петербург, всегда ощущалась зачарованность писателя этим городом. Оттого, наверное, он так многолик в литературе. Создавая его образ, писатель вкладывает в него свою душу, все свои идеалы и помыслы. Литература постепенно раскрывала читателям этот величественный город глазами мастеров пера.

И тут просто неоценима роль русской литературы именно потому, что она изображает город живым и целостным в его вечной изменчивости и противоречивости. Писатели всегда находят в нём что-то новое и неизведанное, каким бы город ни казался исхоженным и изученным.

К этому вопросу можно подойти по-разному в зависимости от того, какую основную идею избрать в качестве ориентира.

Очень интересны исследования писателя-историка Н.П.Анциферова в его книге «Душа Петербурга», где знаток города и литературы о нём раскрывает читателю Петербург, как город «трагического империализма и великой борьбы». Разумеется, будучи столицей на протяжении двух веков, Петербург является центром политических интриг.

Но есть и другая его сторона. Этот удивительный город – результат содружества русских и европейских талантов, сосредоточение сотрудничества в науке, образовании, промышленности. Все его противоречивые черты нашли своё отражение в произведениях русских писателей.

Но каждый из них представлял Петербург по-своему и жил в нём только своей жизнью.

Петербург – это особенный город. Хочется представить Вам его во всех красках, так как именно их одновременное сочетание и противоречивость создают ту неподражаемую атмосферу, которая свойственна только ему и которая непосредственно нашла отражение в гоголевском Петербурге.

Это очень колоритный город. Балтийское изменчивое небо то тяжело висит над головой, то легко вздымается.

Его цвет контрастирует от чёрного к белому, иногда создавая плавные переходы оранжевых, сиреневых или голубых тонов.

Перемены добавляет капризная погода с мокрым снегопадом в мае и холодным ливнем в декабре, с июньскими звёздными ночами, январскими оттепелями, мартовскими солнечными морозами.

Литературе невозможно было не заметить и не запечатлеть столь оригинальное лицо города. Но отражение всей этой красоты, к сожалению, не найти в произведениях Н.В.Гоголя. Н.П.Анциферов писал: «Перед нами город великой борьбы. Могуча сила народа, создавшего его, но и непомерно грандиозны задачи, лежащие перед ним, чувствуется борьба с надрывом.

Великая катастрофа веет над ним, как дух неумолимого рока». Суждения этого историка оригинальны и глубоки. Но совсем необязательно слепо соглашаться с ним. И не требуется ту или иную точку зрения принимать на веру. Каждый способен выработать свою позицию, но для этого необходимо проанализировать литературу, которая выражает отношение к Петербургу.

К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России.

Тема Петербурга, как особо важная философско-социальная тема, была впервые выдвинута в русской литературе как раз в 30-е годы А.С.Пушкиным. В «Домике в Коломне», «Пиковой даме», «Медном всаднике» А.С.

Пушкин осветил различные аспекты петербургской темы, уже затронув при этом некоторые из тех её сторон, которые оказались в центре внимания Н.В.Гоголя в его произведениях.

В пушкинском восприятии Петербурга ощущение его неповторимой красоты и великолепия было тесно связано с анализом исторических и социальных противоречий России. Намеченные поэтом образы новых для русской литературы героев – чиновника, городского бедняка – всё это во многом подготовило и определило пути дальнейшего развития темы большого города в повестях Н.В.Гоголя.

Целью моего реферата является изучение изображения Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

Задачи: выяснить, каким видел Н.В.Гоголь этот город, и что способствовало формированию именно такой точки зрения великого писателя; определить, что волновало его, и чем был Петербург для Н.В.Гоголя.

Обоснование выбора темы доклада.

В своё время я читал произведения Н.В.Гоголя, и мне было интересно видение Петербурга глазами Н.В.Гоголя. В Петербурге я живу сравнительно недавно, красота и самобытность города поразили, у меня возникло желание сравнить восприятия этого города мною и писателем XIX века. Сделать это я могу, изучая образ Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

Вновь перечитав их, я понял, что раньше многого не замечал в произведениях этого писателя. У него мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета. Они, можно сказать, олицетворяются. С вещами же связаны самые невероятные происшествия. Если Н.В.Гоголь даёт им душу, чтобы насмеяться над ними, то у людей он с такой же целью душу отнимает.

На протяжении своей жизни в Петербурге Н.В.Гоголь чувствовал себя одиноким. Ему казалось, что современники его не понимают. Писателя преследовали сплошные жизненные неудачи. В кружке аристократов Н.В.Гоголь был не свой, служебная карьера не сложилась, усилия стать актёром или художником закончились провалом, с профессорством не получилось.

Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя явился переломным моментом. Он два раза покидал этот город, уезжая в Гамбург и Рим, спасаясь от непонятной тоски.

Петербург разбил сердце писателя, и ирония в его произведениях воспринимается как средство самозащиты. Доминирует же не смех, а страх. Творчество Н.В.Гоголя поражает и удивляет: смешное переплетается с трагическим, фантастическое – с реальным.

Стоит обратить внимание и на художественные приёмы, которые использует писатель для усиления своих образов.

Интересно отметить, что мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета повестей Н.В.Гоголя. Они, можно сказать, олицетворяются, персонифицируются. С вещами же связаны самые невероятные происшествия.

Поэтому необходимо внимательно изучить произведения Н.В.Гоголя и познакомиться с высказываниями писателей и критиков того времени о нём и о его творчестве. Интересна переписка Н.В.Гоголя с матерью.

Читая её, мы легко обнаруживаем настроение писателя, также видим, откуда он взял образы многих своих петербургских героев и различные ситуации, происходящие с ними и взятые из личного жизненного опыта.

Он много пережил в большом северном городе.

ПЕТЕРБУРГ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.В.ГОГОЛЯ

ПЕТЕРБУРГ В ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ Н.В.ГОГОЛЯ

Когда же Н.В.Гоголь делает Петербург героем цикла своих повестей – «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос», «Портрет», «Шинель» –  этот образ поражает обольстительной призрачностью, которая таит в себе обман, губительный для человеческих душ.

Работа над темой Петербурга составила в творчестве писателя новый этап. В петербургских повестях сатирический пафос гоголевского творчества усилился, а его социальная проблематика значительно углубилась по сравнению с «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Реалистическое мастерство его в этом жанре достигло своей классической вершины.

Для более полного представления о северной столице Н.В.Гоголя хочется обратить внимание на небольшие наброски писателя к книге «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16-ой линии». Они были одними из звеньев в работе Н.В.Гоголя над его петербургскими повестями и носили уже весьма мистические названия: «Страшная рука» и «Фонарь умирал».

Перед читателем сразу предстаёт образ города в своей гнетущей таинственности. Его содержание у автора составляет преимущественно тяжёлый и прозаический быт, который изображён им очень остро и сочно. Город представлен ночным описанием «со страшным блеском на каменных домах» (7). Деревянные дома «превращаются в совершенно чёрные» (7).

Фонарь не просто слабо светит, а «умирает» (7) где-то на дальней улице. Кругом всё покрыто «густою  массою мрака» (7), мокрый блеск города теряется в дождевом холодном тумане под серо-дымным небом.

Тёмные переулки раскрывают свои «мрачные объятия» (7), нигде нет огней, всё кажется умершим, а свет из тонкой щели в ставне просачивается «огненной чертой» (7). Таинственность городской жизни, интимность и причудливость индивидуального существования – всё это надёжно укрыто стенами, перегородками, занавесками.

Отсюда мучительное желание героя отрывка заглянуть в щель оконных ставень. В описании сюжета мы попадаем только в мир каких-то вещей. Здесь нет людей, нет приятных лиц, вернее, их описание осуществляется через детали окружающей обстановки. Н.В.

Гоголь использует приёмы крайнего контраста и сильного преувеличения, придающие его образам нереальные характеры. Писатель убеждён, что истинный эффект заключается в резкой противоположности, но, тем не менее, его фантастика максимально приближена к жизни.

В отрывке «Фонарь умирал» на фоне страшной ночной картины окраины города читатель окунается в лирическое описание «голубой комнаты» и девушки «в божественном платье» с «обворожительными бархатными бровями». Но Н.В.Гоголь заканчивает свой небольшой писательский набросок появлением фигуры в чёрном фраке и со странным профилем. Интересно описание лица этого человека: оно просто никакое, тупое и глупое.

Как всё просто, обыкновенно и в то же время оригинально! На мой взгляд, уже в этих небольших заметках Н.В.Гоголь выразил своё отношение к Петербургу. Трагизм и безысходность наложили печать на образ этого города в произведениях писателя. Это началось с повести «Невский проспект».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. А.С.Пушкин видел в нём «гордый град Петров», Ф.М.Достоевский – проклятый город, случайно возникший над водной бездной. А.С.Пушкин одним из первых показал противоречивый облик столицы, «города пышного, города бедного».

Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой даме» мы сталкиваемся с прекрасным Петербургом и городом, ставшим трагедией для бедного Евгения. Также двулик и Петербург Н.В.

Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

Конечно, появление Петербурга Н.В.Гоголя было подготовлено Петербургом Пушкина. Однако писатель идёт дальше своего предшественника,  можно сказать, что не дальше, а по другому пути: Н.В.Гоголя уже не интересует архитектурная часть портрета города. Ему больше нравится показывать бытие, «двойное» бытие.

Суть гоголевского города обманчивая, как вид гражданина в сюртучке: «…всё дышит обманом». Н.В.

Гоголю важно показать «исход» личности из города: нет лиц – только «усы чудные», «талии», «дамские рукава»; нет лиц – только чины и звания: «старые коллежские секретари, титулярные советники, надворные советники», нет лиц – только «быстрая совершается на нём фантасмагория в течение одного только дня».

Петербург Н.В.Гоголя показан через героев его повестей. Вся их ничтожная жизнь есть следствие влияния города на их судьбу. Петербург глазами героев Н.В.Гоголя представлен серыми и чёрно-белыми тонами, контрастными вывесками на фоне неба, тёмными мостовыми и грязноватыми домами.

Читатель видит бледную Неву, тяжёлое пасмурное небо. Его пронизывает порывистый северный ветер, ему холодно и неуютно. Действительно, в изображении гоголевского Петербурга доминируют мотивы зимы и снега.

Многозначная тема северного холода сочетается у автора с темой сжигающих человека гибельных страстей и страданий.

Город не только и не столько географически место действия, сколько участник этого действия, всех метаморфоз, которые только в этом городе могут иметь место. «Гнетущая проза» Петербурга – это его чиновники, это его подворотни в двух шагах от Невского проспекта. «Чарующая фантастика» – это то, что выдумано автором и подсказано ему характером самого города.

Фантазия Н.В.Гоголя весьма разнообразна и отличается страшной силой. В русской литературе трудно найти более тесное сплетение фантастического с реальным. Эти термины одинаково применимы к жизни и творчеству писателя. Фантастическое и реальное Н.В.Гоголя сливаются воедино, потому что он не просто изображает жизнь, а раскрывает всё то, что есть в самом человеке и его окружении.

Мировоззрение Н.В.Гоголя в основе своей было глубоко религиозным и не изменялось на протяжении всего творческого пути. От матери писатель унаследовал тонкую душевную организацию и склонность к мистической созерцательности.

Он боится приближения к действительности, таящей в себе нечто неведомо-ужасное, так как она мрачна, отвратительна, заклеймена пороками, низостью и коварством.

Все произведения писателя охвачены личными переживаниями. Он болел оттого, что видел жизнь именно так. Отсюда возникал страх, ужас, бред, одиночество и стремление бежать от всего.

Роковая трещина пролегла во взглядах Н.В.Гоголя через понятие действительности, поэтому его переживания так драматичны.  Петербургское настроение писателя отражается в его письме к матери: «Я устал и душою, и телом… Никто не знает моих страданий… Я хотел бы убежать…»[3]

И это, естественно, нашло отражение в  творчестве. В этом плане очень интересны изобразительные приёмы Н.В.Гоголя.

Один из обычных его эффектов – нагромождение глаголов, которые усиливают и подчёркивают напряжённость действия: «купивши картины, приносил… на них кидался, рвал, разрывал, изрезывал в куски и топтал ногами»[4]; «музыка… погасала, и замирала, и опять вырывалась, визжала и гремела».[5] Так писатель передаёт своё эмоциональное состояние.

Описание города во многом представлено неодушевлёнными микрообразами. Характерно, что из многих источников света в петербургских повестях доминирует преимущественно городской фонарь, с его «капризным», «страшным» сиянием.

Всю гамму его оттенков можно проследить в «Невском проспекте», где он появляется четырежды, причём каждый раз он предстаёт перед нами в совершенно новой роли. А финальный его образ откровенно связывает таинственное, призрачное начало с действием демонической силы. На мой взгляд, только Н.В.

Гоголь может так фантастично вплести в развитие событий простой городской фонарь, дать ему роль своеобразного героя произведения.

Мне нравится искусное использование Н.В.Гоголем фантастики, как усилительного приёма для негативного восприятия поставленных проблем, для создания гнетущего, болезненного впечатления от затронутых им тем. Автор нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность, выводит образ за пределы вероятного.

Таким образом, гоголевский Петербург, нарисованный без внимания  к его архитектурным и пейзажным красотам, погружённый в пошлую, смешную, страшную обыденность, всё же не лишён своеобразного величия.

Оно проступает там, где божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением. Это противоборство приводит к гибели героев петербургских повестей Н.В.Гоголя – художника Пискарёва, художника Чарткова, чиновника Поприщина, чиновника Башмачкина.

Оно всё-таки освещает город ярче, чем лампы, которые на Невском проспекте зажигает сам демон.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/doklad-na-temu-peterburg-v-tvorchestve-n-v-gogolja/

«Какое место занимал Петербург в жизни и творчестве Гоголя?» – Яндекс.Кью

Петербург был главным городом в жизни Гоголя. Еще не побывав там, писатель мечтал о нем. Перебравшись в Питер, он был немного разочарован его серостью и тяжелой атмосферой. Но отчасти поэтому город и завораживал Гоголя.

Он упоминал о нем во многих своих произведениях («Мертвые души», «Вечера на хуторе»), и город представал в них одновременно прекрасным и безобразным, угрюмым, коррумпированным.

У Гоголя есть повесть «Невский проспект», которая посвящена Петербургу и раскрывает его противоположные стороны.

Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…

  ·  Можно сказать, что для Гоголя Петербург был вдохновением, его творческой музой, но только тогда, когда писатель был от него далеко, всякий раз, когда Гоголь посещал Петербург он был огорчен разницей между тем, как город воспевали другие творческие деятели и он сам, он видел бедные слои населения и власть, которая довела их до состояния, в котором нужно не жить, а… Читать далееНе перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…  ·  

Исследователи творчества Гоголя считают, что идея этого произведения родилась у Николая Васильевича, когда он услышал анекдот о мелком чиновнике, который мечтал купить ружье и долго на него копил. Когда же его мечта сбылась, он поплыл по Финскому заливу и уронил ружье в воду. Мужчина вернулся домой и с горя умер.

Первые сохранившиеся черновики «Шинели» датированы 1839 годом. По ним видно, что тогда повесть задумывалась юморестической, без особо глубокого мысла. Почти три года Гоголь доводил текст до совершенства, закончив лишь в 1841 году. К этому моменту из повести ушла почти вся комичность, зато добавились глубина и трагизм.

Прочитать ещё 2 ответаПисатель, автор романов «Почтовый ящик», «Обналичка и другие операции»  ·  

В Европе Пушкин не был. Но за границей был — в Турции. Читайте «Путешествие в Эрзрум». По дороге пил калмыцкий чай, встретил повозку с гробом Грибоедова и был в серных банях в Тифлисе.

Прочитать ещё 3 ответаПоэт, переводчик, литературный критик  ·  

Маяковский — хороший автор для того, чтобы читать его прямо «по хронологии».

Ранние стихи 1912–1917 годов, ранние поэмы (в первую очередь «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек»), затем — послереволюционные политические тексты: «Мистерия-буфф», стихи вроде «Истории про бублики и про бабу, не признающую республики» и параллельно любовные поэмы: «Люблю» и «Про это». Вы сможете увидеть трансформацию и трагедию этого пластичного дара: переход от по-настоящему революционных и по форме, и по смыслу, и по интроспекции поэм к филистерским фельетонным текстам вроде «Помпадур»; настоящую борьбу между (говоря языком классицизма) «долгом и чувством» в парижских стихах конца 1920-х. Ну и первое вступление к поэме «Во весь голос» как финальный выкрик.

Начинать с поэмы «Владимир Ильич Ленин» категорически не следует.

Прочитать ещё 2 ответамои ответы не являются «глубокомысленными» статьями для ЯДзен  ·  

Был? Он если и ушел, то недалеко.

Конец 80-ых, я хожу на работу как раз от станции метро Достоевская-Владимирская. И каждый раз прохожу мимо киоска, единственным товаром в котором были красноголовки — некая спиртосодержащая жидкость. Ежеутренне стояла в этот киоск очередь.

Те же годы — учеба на станции метро площадь Мира, Сенная площадь. Выходишь и пройти невозможно — толпа «желтый есть» — скупщики золотосодержащих деталей.

Оглянитесь в этих местах и сейчас — куда ни глянь — вокруг «Ломбарды» и «микрофинансовые организации» (кредиты 1000-30000 под бешенные подневные проценты).

Это, вы думаете, для благополучного среднего класса? Нет, это именно для героев Достоевского.

В эти же годы, после учебы идем с другом к нему домой. Его коммунальная! квартира располагалась в доме непосредственно рядом с Дворцовой площадью, около арки Главного штаба.

Делаешь от них шаг, открываешь дверь в парадную (да, отсюда наше петербургское «парадная» — парадный вход, а есть еще черный вход), там заходишь за лестницу где нет света, идешь в потемках и выходишь в тесный двор колодец, где окна одних жильцов смотрят в окна других. Проходишь к черной лестнице и поднимаешься в коммуналку.

Вы ещё помните что такое коммуналки? Это очередь в туалет и ванную комнату. Это пройти на кухню к своему столику мимо толстых соседок заполонивших проход. Да, его комната прекрасна, так как обжита его семьей — очень интересными людьми.

Теперь коммуналки, по отзывам других моих друзей, обрели новый колорит, в них, кроме пьяниц, теперь встречаются ещё наши гости из азиатских республик. Некоторых из них я даже люблю, но колорит особый отрицать мы не будем, правда?

Соберетесь в Мариининский театр, вдруг не на такси, а на метро, выйдите на Сенной, там в переходе, зимой, место где постоянно греются бездомные, это ли не герои Достоевского?

Прочитать ещё 1 ответ

Источник: https://yandex.ru/q/question/hw.literature/kakoe_mesto_zanimal_peterburg_v_zhizni_i_e2a4b809/?answer_id=8ad49079-6914-4c2e-8c87-03cecb88d1bb

Образ Петербурга в произведениях Николая Васильевича Гоголя

В Петербург Николай Гоголь приехал девятнадцатилетним юношей. Как провинциал, он ожидал от столицы особых чудес и красот. Отчасти это нашло свое отражение в первых повестях писателя «Ночь перед Рождеством» и «Пропавшая грамота». Для сельского кузнеца Вакулы Петербург – это нечто невозможное, удивительное и потрясающее.

Гоголь передает эмоции героя через свет и звук: стук, крики, громыхание, слепящие огни фонарей. Кузнец, прилетевший в столицу на черте, ощущает себя внутри стремительного водоворота людей и зданий: «мосты дрожали», «форейторы кричали», «кареты летали».

Великолепный дворец, роскошные одежды придворных, могущественная императрица, исполняющая желания – все это напоминает сказку.

Совсем иначе представлен Петербург в «Ревизоре». В пьесе четко прослеживаются два разных взгляда на город: описание столичной жизни слугой Осипом и фантазии Хлестакова. Петербург Осипа вполне реален. Катание на извозчике, цирковые представления, поход в театр, вежливое «галантерейное» обхождение очень нравятся непритязательному слуге.

В мечтаниях Хлестакова столица представлена как город роскоши, богатства и чинопочитания. Петербург отчасти идеализирован, иллюзорен, поскольку мошенник лишь воображает, как он хотел бы жить. Но в этих двух представлениях о Петербурге уже намечается контраст между городом богатых и городом бедных, который найдет развернутое воплощение в «Петербургских повестях».

Гоголь не собирал произведения о Петербурге в единый сборник. Такое название закрепилось позже. К «Петербургским повестям» литературоведы относят: «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Невский проспект».

В этих произведениях читатель четко видит две противоположные стороны города на Неве. Один Петербург – с яркими огнями проспектов, дорогими магазинами, нарядной публикой и щегольскими экипажами.

Второй – словно серая тень первого, нищий, грязный, обездоленный.

Город «значительных лиц», блестящий и богатый, скрывает под внешним лоском суету и бездуховность.

Автор описывает в «Невском проспекте», как по тротуару движутся шляпки, усы и сюртуки, словно у этих людей нет лиц. Здесь царят меркантильность и бюрократия.

Человек превращается в некий символ, основные признаки которого – деньги и чин. Красота и блеск фальшивые, показные, а за ними – пустота, порок, ложь.

«О, не верьте этому Невскому проспекту, – говорит писатель. – Все обман, все мечта, все не то…» Жизнь Петербурга похожа на призрачный сон. Город подавляет человека, лишает его души. Так, художник Чартков из повести «Портрет» меняет талант на деньги, а художник Пискарев из «Невского проспекта» кончает жизнь самоубийством.

Петербург «маленьких людей», искалеченных человеческих судеб наиболее ярко описан в «Шинели». «Вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин опустошен и унижен до крайности. Его главная мечта – шинель. Отняв ее у Башмачкина, равнодушный город лишает чиновника и смысла жизни. Никто не сочувствует несчастному, его смерть даже не замечают.

Разительно отличается образ Петербурга в раннем и позднем периодах творчества Гоголя. В «Мертвых душах» столица представлена как город дьявола.

Нагромождение вещей, столпотворение людей различных национальностей, угрюмая казенщина канцелярий, мрачные дома, висящие в воздухе мосты вызывают ассоциации с библейским Вавилоном.

Этот город нравственно калечит людей, а затем убивает их или превращает в преступников.

В Петербурге Гоголя возможно все: нос отправляется гулять по улицам, призрак Акакия Башмачкина снимает с прохожих шинели, а портрет изменяет судьбы людей. Но мы воспринимаем эти фантастические сюжеты как нечто вполне обычное. В них Петербург является таинственной каменной громадой, «полной всяческой чертовщины». Запредельное и реальное переплетаются так, что их нельзя разделить.

Образ многоликой изменчивой столицы, созданный Гоголем, удивителен и своеобразен. Он так точно отражает душу Петербурга, что остается лишь повторить вслед за Владимиром Набоковым: «Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России».

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • Гоголь Николай Васильевич, краткая биография
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • Образ маленького человека в произведениях Гоголя

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/692-obraz-peterburga

Тема Петербурга в творчестве Гоголя | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

В сознании Н. В. Гоголя всегда существовал образ идеального города, с прекрасной, «душевной» атмосферой. Городами его жизни были Петербург, а потом Рим. Еще в годы гимназии Гоголю и в мечтах, и во сне виделся Петербург.

Попав в город своих грез совсем юным, Гоголь испытал большие трудности, делая первые шаги на пути к писательству. После щедрой, солнечной Украины Петербург показался ему серым, тяжелым и мрачным городом, равнодушно взирающим на копошащихся в нем людей.

Через несколько лет у Гоголя уже сформировалось полное впечатление о Петербурге, с его тяжелой атмосферой, но величие города словно гипнотизировало писателя.

Великий Петербург стал важным мотивом в творчестве Гоголя. Упоминания о нем есть почти в каждом произведении писателя: в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», в комедии «Ревизор», в «Повести о капитане Копейкине» из «Мертвых душ», в цикле петербургских повестей.

Ярко и красочно выглядит Петербург в повести «Ночь перед Рождеством»: «…вдруг заблестел перед Вакулой Петербург… Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены. <…> Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели».

Это описание Петербурга передает мечты юного Гоголя о городе-сказке с невиданными чудесами, с роскошными дворцами и садами, где живет сама царица, исполняющая желания.

У Гоголя Петербург предстает как фантасмагорический, призрачный город, где все зыбко и странно смещено. Причудливо переплетаются реальное и фантастическое, величественное и низкое, прекрасное и безобразное. Здесь может произойти самое невероятное. Например, нос майора Ковалева живет отдельно от владельца и прекрасно себя чувствует.

Писатель изображает и реальный Петербург, город чиновников, живущих своей бюрократической жизнью. В этом случае Гоголь использует прием социальной сатиры.

Петр Первый построил этот город, он же своим повелением учредил огромную армию чиновников, которых разделил табелью о рангах на четырнадцать разрядов.

У Гоголя по улицам пышного, парадного Петербурга ходит несчастный, ограбленный, униженный чиновник четырнадцатого класса Акакий Башмачкин. Чиновничье-бюрократический город доводит героя до полнейшего отупения.

Это город контрастов: рядом с бьющей в глаза роскошью во много раз тяжелее голодать, чтобы скопить денег на шинель. Смерть Башмачкина происходит от столкновения с неким «значительным лицом», представляющим закон. Мелкого чиновника, «маленького человека» раздавила безжалостная, мертвая бюрократическая машина.

В повести «Невский проспект» Гоголь также пишет о двух ликах Петербурга. В начале повести писатель, как восторженный провинциал, восклицает: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге…». По улице движутся шляпки, усы, дамские рукава, сюртуки, а лиц нет.

Гоголь показывает суету бездуховного мира, из которого исчез живой человек. Красота и великолепие выставлены напоказ, а за ними скрыты грязные дворы, подвалы, где живет беднота, публичные дома, «где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь».

Петербург живет по законам трагедии и фарса. Заканчивая повествование, автор предупреждает: «О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы.

Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!»

Только пожив в Риме, Гоголь понял, что нашел, наконец, свой город мечты. Он писал: «Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр – все это мне снилось». В повести «Невский проспект» герой Гоголя, художник Пискарев, мечтавший найти идеал в погоне за призраком, с отчаянием восклицает: «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»

Тема Петербурга у Гоголя связана с властью мертвого над живым, с подавлением всего живого, с омертвением и обезличиванием человека, с призрачностью происходящего, с невозможностью отличить правду от лжи, явь от сна.

Источник: https://resoch.ru/tema-peterburga-v-tvorchestve-gogolya/

Ссылка на основную публикацию