Проблемы воспитания и образования в комедии недоросль фонвизина

Исходя из названия произведения становится понятно основной тематической направленностью комедии является проблема воспитания и образования молодого поколения.

Комедия является произведением классицизма, в котором структура персонажей выстраивается исходя из разделения героев на положительных, просвещенных, умных людей, и отрицательных, невоспитанных персонажей.

К первой группе героев писатель относит образы разумных персонажей в качестве Стародума, Правдина, Софьи, Милона.

Ко второй группе образов произведения автор причисляет семейство Простаковых в лице главы семьи, его супруги и сына Митрофанушки, а также Скотинина.

На примере второй группы героев писатель раскрывает традиционное существование дворянского общества, стремящегося лишь к личному достатку и удовлетворению личных интересов, не считающего основной жизненной ценностей положения в виде праведности, чести и образованности. Все это прослеживается в поведении и жизни семьи Простаковых, старшее поколение которого не имеет хорошего образования и должного воспитания и, соответственно, точно также растит собственного ребенка.

Противоположностью данным героям изображаются воспитанные персонажи в лице Правдина, являющегося справедливым, разумным человеком, Софьи, кроткой, робкой девушки, Милона, отличающегося честностью и благородством, а также мудрого Стародума. Все эти герои имеют отличное образование и обладают добродетельностью, пытаюсь достичь в жизни большего с целью дальнейшего просвещения своего государства.

Писатель описывает происходящие события с использованием юмора, утверждая в основе произведения необходимость получения молодыми людьми должного образования в качестве правильного будущего жизненного существования. Автор подчеркивает невозможность овладения знаниями при помощи педагогов, которыми выступают необразованные люди, как бывший конюх Вральман либо Кутейкин, неспособный закончить образование в семинарии.

В вопросе семейного воспитания писатель затрагивает тему о важности обучения ребенка истинным человеческим качествам в виде доброты, милосердия, сострадания, помощи, которые полностью отсутствуют в изображенном семействе Простаковых, презирающих окружающих жадных и злых личностей.

Поднимая в комедии тему воспитания и образования писатель раскрывает острую социальную проблему развития молодежи, разрешение которой необходимо для дальнейшего существования государства.

Сочинение 2

Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.

Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.

Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя.

Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.

Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».

Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их.

Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим.

Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.

Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.

Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.

По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.

Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема воспитания в комедии Недоросль

Проблемы воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина

Популярные сегодня темы

Как и во всех народных или авторских сказках в произведении Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце» заложен глубокий смысл. Волшебная история о сказочном олене, с которым в конце встретились люди,

Композитор Эдвард Григ отдыхал осенью в окрестностях Норвегии. Ему очень нравились прогулки по осеннему лесу. Однажды он встретил там девочку, собирающую в корзину еловые шишки.

Быстрая смена событий, большой объем информации, и всеобщая усталость дают о себе знать. Человек устает, стремится расслабиться и пытается убежать от реальности. Возможно, ли убежать от реальности?

Судьба главной героини рассказа А. Солженицына Матренин двор вызывает интерес не у всех. Тем, кто не заметил в ней бескорыстную душу, полную сострадания, сам близок к порокам общества. Женщина вобрала в себя только положительные качества

Василий Поленов – выдающийся российский художник девятнадцатого века. Его работы стали узнаваемы на весь мир, их узнают дети и взрослые не только в России, но и за её рубежом. Картина «Золотая осень» наиболее узнаваема

Сочинение Воспитание и образование в комедии Недоросль

Фонвизин в своих произведениях всегда был тем автором, который пытается донести до читателя гораздо больше, чем просто интересная история с колоритными персонажами. Напротив, в своих произведениях Фонвизин очень часто старался донести до читателя достаточно интересные темы, которые читатель должен был найти в произведении, и поразмыслить над ними.

Одной из подобных тем стало воспитание и образование подрастающего поколения. В его время, образование очень часто принижали, из-за чего он очень сильно переживал, думая о том, что новое поколение вырастет не только не подготовленным к жизни, но и не думающим своей головой, а лишь выполняющим указания окружающих.

Отличным примером подобного произведения станет “Недоросль”.

В произведении “Недоросль” недостаток образования является одной из центральных тем.

В нём автор повествует нам об обществе в его время, его невежественности, довольно сильной алчности и злости, от чего страдало будущее поколение, потому автор и решил написать данное произведение, именно с данной темой в центральных позициях.

Само же повествование рассказывает о небольшой семье, в которой достаточно хорошие и добрые отношения, однако они, как и всё общество в то время достаточно не широко мыслят, и потому замкнуты в своём консервативном мире, из которого они даже не ищут выхода.

Проблема же недостатка образование и воспитания прослеживается на протяжении всего произведения, и, так или иначе, отражается на характерах персонажей. Сначала мы видим всех членов семьи, в которой практически у каждого человека недостаёт ни образования, ни воспитания. Каждый из них считает верхом счастья просто материальные блага, чаще всего деньги.

Желание этих материальных благ и затуманивает их разум, и они стремятся только к получению денег и выгоды.

И таким образом такие люди, которые не имели образования и не желают его получить, обучают новое поколение точно таким же взглядам на жизнь, после чего те начинают вести точно такой же образ жизни, что, конечно же, ужасно, и о чём говорил сам автор произведения.

Таким образом, мы видим, что автор раскрыл достаточно сложную тему в своём произведении, просто используя образы персонажей и их поведение. Однако даже такие небольшие и несложные эффекты помогли донести до читателя все его мысли, которые впоследствии изменили умы многих людей.

Сочинение 2

Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.

  Проблемы в комедии Недоросль Фонвизина

Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать.

Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать.

Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.

Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи.

Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди.

Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.

Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.

Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам.

Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына.

Они его баловали и все позволяли.

Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги.

Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком.

Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.

Воспитание и образование в комедии Недоросль

Популярные сочинения

Каждое время года по-своему прекрасно и имеет свои прелести. Весной природа просыпается. Дни становятся теплее. Вокруг все постепенно одевается в зеленый цвет. Расцветают первые цветы.

В разные периоды люди рассуждали на тему денег и искали ответ на вопрос «что же это: добро ли зло?». Однако это очень спорный вопрос. С одной стороны, деньги могут помочь больным вылечиться, потому что на них можно закупит

Эту пословицу все знают с детства. Но мало кто задумывается над её глубоким смыслом. А ведь данное выражение заставляет нас задуматься над тем, что время является необыкновенной ценностью, к сожалению, быстротечной

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/sochineniya-po-proizvedeniyam-fonvizina/tema-vospitaniya-v-komedii-nedorosl-fonvizina-problemy-vospitaniya-i-obrazovaniya

Проблемы воспитания и образования в комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" — Сочинения по русскому языку и литературе для 1-11 классов

В своем произведении «Недоросль» Денис Иванович поднимает много социальных проблем, которые можно было встретить в русских семьях конца восемнадцатого века. Самыми острыми проблемами в этом произведении стали две: проблема воспитания и проблема образования.

На протяжении всех действий комедии мы видим жизнь помещичьей семьи Простаковых и их родственников. Верховодит в семействе мать Простакова. Ее мнение не обсуждается, ее побаивается муж. Их сын Митрофанушка ленивый и недалекий подросток. Он хочет только играть, есть, пить и жениться.

Читайте также:  Сочинение-описание по картине детская спортивная школа сайкиной (7 класс)

С самого начала пьесы становится понятно отношение Простаковой к учебе. Она ругает Тришку за то, что он плохо сшил кафтан для ее сына. Тришка пытается защищаться, говорит, что надо было кафтан у портного заказывать. Простакова его ругает, что он сам должен кафтан шить и учиться этому не надо.

Мать обожает сына, но не видит пользы от наук. Она ругает учителей Цыфиркина и Кутейкина за то, что они перегружают Митрофанушку науками. Когда приходит время заниматься, Митрофанушка старается увильнуть от занятий всеми возможными способами. У него нет желания учиться.

Когда матушка хочет показать образованность сына Стародуму, она просит учителей дать сыну задание. Митрофанушка же требует от Цыфиркина давать задания по пройденному материалу. Учитель говорит Митрофанушке о том, что нельзя повторять только старый материал, толку от этого мало.

Но даже задачи по пройденному материалу Митрофанушка решить не старается. Простакова заявляет, что задания глупые, нечего ребенку ломать над ними голову. Она даже не может понять, что без решения таких задач ее сын в будущем не сможет вести хозяйство.

Потом приходит очередь Кутейкина заниматься с Митрофанушкой чтением. Простакова снова мешает учителю, в чем ее активно поддерживает Вральман.

Вральман в прошлом служил кучером, а в семью Простаковых попал учителем французского языка и других наук. Произошло это из-за необразованности Простаковых, которые не смогли понять уровень знаний этого человека. Вральман конфликтует с Цыфиркиным и Кутейкиным. Он сам не способен ничему полезному научить Митрофанушку и им мешает.

В разговоре между собой учителя выказывают недовольство Адамом Адамовичем. Только они начинают занятия, он приходит и срывает их. Вральман постоянно напоминает о вреде учебы для здоровья. В разговоре с ним Простакова жалуется на то, что стало слишком много умных людей.

Вральман же советует ей не заставлять Митрофанушку учиться, убеждает в том, что необразованных людей намного больше и Митрофанушке лучше общаться с ними.

В противоположность этим персонажам в комедии есть образованные люди. Это учителя Цыфиркин и Кутейкин, чиновник Правдин, Стародум и его племянница, Милон. Эти персонажи понимают ценность образования, они видят всю недалекость семейства Простаковых и Скотинина. Им неприятна их необразованность и грубое поведение.

Учителя Цыфиркин и Кутейкин прекрасно понимают, что не могут обучить Митрофанушку своим наукам. Они жалуются друг другу на глупость ученика и козни Вральмана. В конце концов, они даже затевают драку с Вральманом, чтобы отомстить ему за его козни в обучении.

Стародум тоже ценит образованность, воспитанность и честность. Ему противно само общение с Простаковыми.

Вторая проблема, которую Фонвизин поднял в этой комедии, это проблема воспитания. Простаковы невоспитанны. Мать Простакова привыкла всеми командовать, бить слуг за любую провинность. У нее все вокруг виноваты, только сыночек непогрешим. Ее брат Скотинин тоже не отличается хорошими манерами, да и хорошим отношением к людям. Он готов силой взять Софью в жены. Он ценит свиней больше людей.

Когда Простаковы узнают о возвращении дяди Софьи, они пугаются. Простакова старается заискивать перед Стародумом, но только демонстрирует свою невоспитанность и глупость. Ради выгоды сына она готова идти на преступление.

Сын Простаковых Митрофанушка никого не любит и не уважает. Он издевается над отцом, руководит действиями матери, а в конце комедии отталкивает ее. Он дает матери понять, что они с отцом ему надоели, он ими не дорожит.

На мой взгляд, Фонвизин пытается донести до читателя мысль о том, что только образованный и воспитанный человек достоин уважения, и ценен для общества.

Поделись сочинением с друзьями!

Похожие сочинения:

Источник: https://alfasoch.ru/sochineniya-po-literature/fonvizin-nedorosl.html

Ответы Mail.ru: проблемы воспитания и образования в комедии фонвизина "недоросль"

Это правда ответ на «Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»). »
Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее.

Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Комические одежды образа забавны только на первый взгляд. В. О. Ключевский относил М. к породе существ, «родственных насекомым и микробам» , характеризуя этот тип неумолимой «размножаемостью» .

С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания.

Учителя Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметики маракует» , грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения» .

Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: «Без наук люди живут и жили» .
«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься» , предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растет деспот, невежественный и жестокий крепостник.
Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили.

Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, — проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни.

И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) , у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”.

Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора.. . двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны… ” настоящие дворяне: 1) “…

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”. 2) “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала”. 3) “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.

4) “Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”. 5) “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим.. .

Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство.. . погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”. Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.

Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки — его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии.

Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну.

При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу.

Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным.

Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А.

Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью» Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина.

Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры.

Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить» , «великий государь, есть государь премудрый» , «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает» . Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум» В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено» . И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования.

Митрофан, которому скоро 16 лет, учится в доме своих родителей. Главный воспитатель Митрофанушки — его собственная мать. В «Недоросле» показана зажиточная дворянская семья екатерининского времени в абсолютно хаотическом состоянии.

Все понятия здесь перевернуты вверх дном; все чувства вывернуты наизнанку; во всем гнет и произвол, ложь и обман, и круговое поголовное непонимание. Кто посильнее, гнетет; кто послабее, лжет и обманывает. Хозяйка дома Простакова — смесь наглости и низости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну.

Читайте также:  Конструктор лего сочинение 5 класс

При всем этом она абсолютно невежественна и необразованна, поэтому учителя, выбранные для сына, на самом деле, недоучившийся семинарист, отставной солдат и просто кучер. Чему могут научить они Митрофана? Однако для Простаковой это не имеет никакого значения. Даже портной у нее на самом деле нигде не учился портняжному делу.

Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает: достаточно только приказать, и ее портной сам научится мастерству. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и изворачиваться, поэтому результат воспитания в этой семье является закономерным.

Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры вырастили в нем изверга и домашнего учителя такого же, как собственная мать. В конце комедии Митрофан с большой легкостью отказывается от родной матери. Воспитание изуродовало его беззлобный, в сущности, характер. По мнению П. А.

Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью» Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина.

Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры.

Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить» , «великий государь, есть государь премудрый» , «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает» . Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум» В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Проблемы просвещения и образования очень остро стояли во времена Фонвизина. Ну а в наши дни, в век всеобщей грамотности существуют ли подобные проблемы? Насколько позволительно в наши дни покупать себе диплом вуза, имея неограниченный достаток в семье? Насколько снизился образовательный уровень детей абсолютно потерявших интерес к чтению, и может ли наше ущербное телевидение со своими сериалами и «боевиками» заменить полноценное образование? Разве нет проблемы в том, что основные знания дети получают из телевизионных игр: «Кто хочет стать миллионером» и «Слабое звено» . И это в то время, когда нас окружает сложнейшее оборудование и техника, требующие глубоких систематизированных знаний. Учебники становятся все проще, обучение все легче. Это и есть проблема современного образования

Комедия «Недоросль» была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — «говорящие» фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает «являющий свою мать». Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии.

Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого «… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься!..

» Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: «… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…» Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. «…Золотой болван — все болван…

» Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям.

А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его: — Поди ж дай позавтракать ребенку. — Он уж и так пять булочек скушал. — Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! извольте смотреть. «…

Митрофанушка, коли ученьетак опасно для твоей головушки, так по мне перестань…» Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой. Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучкми. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс.

Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. «… Не хочу учиться, хочу жениться…» Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.

В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством. «… Вот злонравия достойные плоды!» Эта реплика Стародума говрит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия «Недоросль». Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Митрофанушка ведёт праздный образ жизни. Ленивое и халатное отношение свойственно для всех сфер его жизни. Он предпочитает отлынивать от учёбы, хотя в дворянской усадьбе семьи Простаковых созданы все условия для получения образования.

За его нежелание учиться он удостаивается не наказаний и порицаний, а только похвалы и потакания. Это лишь усиливает его лень и праздную расслабленность. В отношениях с окружающими Митрофан отличается хитростью, высоким уровнем приспособляемости, грубостью.

Мнение отца он не учитывает, откровенно не уважая главу семейства. С матерью он старается вести себя любезно с целью получения выгоды из её хорошего отношения к нему. Крепостным и подчинённым недоросль грубит и хамит, не принимая их за людей. Образ Митрофана не был вымышлен Фонвизиным.

В то время в дворянских семьях действительно жили необразованные и корыстные молодые люди, ведущие праздный образ жизни и пользующиеся высоким положением своих родителей в обществе.

Митрофанушка ведёт праздный образ жизни. Ленивое и халатное отношение свойственно для всех сфер его жизни. Он предпочитает отлынивать от учёбы, хотя в дворянской усадьбе семьи Простаковых созданы все условия для получения образования.

За его нежелание учиться он удостаивается не наказаний и порицаний, а только похвалы и потакания. Это лишь усиливает его лень и праздную расслабленность. В отношениях с окружающими Митрофан отличается хитростью, высоким уровнем приспособляемости, грубостью.

Мнение отца он не учитывает, откровенно не уважая главу семейства. С матерью он старается вести себя любезно с целью получения выгоды из её хорошего отношения к нему. Крепостным и подчинённым недоросль грубит и хамит, не принимая их за людей. Образ Митрофана не был вымышлен Фонвизиным.

В то время в дворянских семьях действительно жили необразованные и корыстные молодые люди, ведущие праздный образ жизни и пользующиеся высоким положением своих родителей в обществе.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/15609853

Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

  • Государственное учреждение образования
  • “Гурновщинский учебно-педагогический комплекс
  • детский сад — базовая школа Клецкого района”
  • Урок русской литературы
  • в 9 классе

Тема: Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина “Недоросль”

  1. (с использованием мультимедийной презентации)
  2. Подготовила:
  3. учитель русского
  4. языка и литературы

Хавнская Н.В.

  • 2016
  • План-конспект урока русской литературы в 9 классе
  • _______________________

Тема: Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

  1. Цель и задачи:
  2. — создание условий для осмысления проблемы воспитания и образования героев произведения, расширения их кругозора, их жизненного опыта;
  3. — помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий;
  4. — содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем;
  5. — воспитывать у учащихся стремление к образованию и самовоспитанию.
  6. Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации
  7. Технология: развитие критического мышления (диалоговое обучение)
  8. Формы работы на уроке: работа в группах, в парах, индивидуальная
  9. Оборудование: мультимедийная презентация, записи на доске, раздаточный материал, словари, текст комедии, эпиграф:
  10. Вот злонравия достойные плоды!

Д.И.Фонвизин

Воспитание начинается с колыбели.

В.А.Жуковский

Оно (воспитание) и должно быть

залогом благосостояния государства.

Д.И.Фонвизин

Ход урока

1. Организационный момент. Введение

— Рада приветствовать сегодня на уроке тех, кто готов рассуждать и анализировать; тех, кто немножко волнуется; тех, кто подготовил дома задание пятого уровня; тех, кто небезразличен к проблемам других. Я надеюсь, что на уроке вы будете, как и прежде, работоспособны и креативны.

  • 2. Мотивация учебной деятельности
  • Презентация «Недоросль» Фонвизина в театре».
  • — Узнали, что это за произведение? (ответы учащихся)

— Правильно. Это комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль».

— Сценическая жизнь комедии началась с 1782 года, когда впервые была поставлена актерами придворного театра. И до сих пор пьеса не сходит со сцены и пользуется большой популярностью.

— Вы видите на слайдах сцены из спектакля Малого театра Г.Москвы. Каждый актер считает большой честью для себя сыграть в этом бессмертном творении Фонвизина.

— Как вы думаете, почему же пьеса, которая не сходит со сцены вот уже более 200 лет, до сих пор привлекает внимание современного зрителя и читателя?

— Задумались? Обратите внимание на эпиграфы, там вы найдёте подсказку! (ответы учащихся)

(В ней освещаются проблемы, актуальные и сегодня: воспитание, образование, проблемы отцов и детей).

3. Этап целеполагания

— Правильно, ребята. А как вы думаете, почему я сейчас у вас это спрашиваю? Да, именно проблема воспитания станет сегодня темой нашего урока, а точнее: «Проблема воспитания и образования в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

— Передовой человек своего времени, Фонвизин был убеждён в безграничных возможностях просвещения, веря, что с его помощью удастся переустроить общество на началах разума и справедливости. Одним из главных средств осуществления этой программы он считал развитие знаний в дворянской среде в сочетании с воспитанием юношества в духе патриотического служения своей стране.

— Ребята, нам уже известна тема нашего разговора. Давайте сейчас сформулируем цели нашего урока. (Ответы учащихся).

— Давайте опять обратимся к одному из наших эпиграфов «Вот злонравия достойные плоды!».

— Как вы понимаете эти слова, и вспомните, кто их сказал?

(Злой нрав госпожи Простаковой привел ее к краху, а сына она превратила в морального колеку. Стародум)

— Итак, рассмотрим сегодня на уроке, какие же плоды воспитания и образования получила Простакова. И что к этому привело.

4. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

— Проблема воспитания и образования – одна из центральных в пьесе. Но прежде чем мы выясним авторскую позицию, хотелось бы услышать ваше мнение, выяснить ваше отношение к этому вопросу.

Читайте также:  Сочинение по стихотворению лермонтова утес (6 класс)

— Как вы понимаете термины воспитание и образование? Дома вы работали с толковым словарем. Дайте толкование этим словам. (воспитание – целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе; образование – обучение, просвещение. Совокупность знаний, полученных специальным обучением.)

1) В ходе беседы все ответы фиксируются в таблице (раздаточный материал).

Работа в парах

Определение понятия «образование» Понятие «образованный человек» Преимущества образования, образованного человека Недостатки образования, образованного человека Взаимосвязь образования и воспитания
  1. — Какого человека можно назвать образованным?
  2. — Что даёт человеку образование?
  3. — В чём недостатки образования?

— Взаимосвязаны ли образование и воспитание? Какое качество важнее для человека и почему? (Ответы учащихся)

2) На пятый уровень вам было предложено выписать из реплик героев комедии цитаты о воспитании и просвещении. Давайте зачитаем, что у вас получилось.

5. Системная актуализация знаний. Работа с текстом комедии

— По сюжету и названию – пьеса о том, как обучали молодого дворянина, «недоросля».

— Давайте вспомним, кого в 18 веке называли недорослем?

— Как вы думаете, ребята, каковы составные воспитания и образования? Что нужно, чтобы получить образование?

  • (записать на доске:
  • Семья
  • окружение (среда, общество)
  • школа (образование, учителя)

— Недаром В.Жуковский говорил, что «воспитание начинается с колыбели». Это наш второй эпиграф. Как вы понимаете эти слова?

— Мне хочется ещё добавить, что для того, чтобы получить образование, нужно желание учиться и хорошие учителя.

— Давайте сейчас и рассмотрим с вами, как учится Митрофан.

— Вспомните, как отвечает Митрофан на заботливые уговоры Еремеевны поучиться «хоть немножко». (Отвечает грубостью, бранью: «Не хочу учиться, а хочу жениться».)

— А каких успехов в учёбе добился Митрофан? Зачитайте из текста. (Цифиркин третий год бьётся с Митрофаном, но тот и «трёх перечесть не умеет». Успехи в грамоте таковы, что «по сесть час, кроме задов, новой строчки не разберёт».)

— Каково отношение к образованию, учению у Простаковой, Скотининых? (Рассказ Простаковой о своих родителях: «прокляну робёнка, который что-нибудь переймёт у басурманов…».

Источник: https://multiurok.ru/files/probliema-vospitaniia-i-obrazovaniia-v-komiedii-d-.html

Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» Фонвизина

Д.И. Фонвизин – писатель эпохи Просвещения в России, начало которой было положено после реформ Петра Первого. В это время страна очень нуждалась в образованных и талантливых людях, которые бы способствовали развитию государства.

Идеалом человека становится гражданин, получивший хорошее образование и воспитание, любящий свою Родину и приносящий ей пользу. Все видные писатели и литераторы того времени в своих произведениях поддерживали благоприятные перемены.

В обновленной России теперь стали цениться не титул и родословная, не деньги и молва, а только талант и личность самого человека.

Комедия Фонвизина «Недоросль» вышла в свет в 1783 и произвела большой резонанс в обществе. В ней ярко, прямолинейно и без прикрас описывалось противоборство старой России, закостеневшей в своих предрассудках, и новой, желающей меняться и трудиться ради блага Родины.

В комедии очень четко проведена грань между положительными и отрицательными персонажами, а мерилом их деления стало отношение каждой из групп к образованию и просвещению. В пьесе автором поставлен остросоциальный вопрос: благо ли образование и воспитание в духе просвещения.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Госпожа Простакова, Митрофан, Скотинин прочно стоят на том, что образование вредно. Они боятся «связываться» с умными людьми. Считают, что много знаний в голове вредит здоровью и т.д.

Основным аргументов в поддержку своей позиции считают утверждение: жили раньше люди без наук, значит и сейчас прожить можно. Да к тому же не дворянское это дело – учиться. Для этого и слуги заведены. А дворянин только повелевай, чего хочет.

Мерилом успешности для них являются: сундук с деньгами да древний род.

Но госпожа Простакова и Митрофан не желают замечать, что время идет, в стране все меняется, и теперь ценятся уже совсем иные качества. Они по привычке хотят отсидеться в стороне, прожить за счет чужого труда. От себя же никакой пользы не приносят, а только развращают молодое поколение, превращая его в недорослей.

Совсем о другом говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Это положительные герои комедии. Они как резонеры передают авторскую позицию. Стародум – вот истинный деятель эпохи Просвещения! Сильный ум, могучая воля, твердый и справедливый характер, жажда действия, любовь к ближним, гуманизм. Он воспитал свою племянницу Софью совершенно иначе, чем госпожа Простакова воспитала Митрофана.

Стародум дает свободу выбора своей воспитаннице, призывает прежде чем дать ответ задуматься и сказать от своего сердца. Таким образом, он учит Софью принимать решение и быть за них ответственной. Госпожа Простакова же всю жизнь принимала решения за Митрофана, и не только за него. Ни о какой свободе выбора, ни об умении принимать решения и отвечать за свои поступки речи здесь быть не может.

Таким и вырос Митрофан – бездейственным, несамостоятельным, ничего не умеющим. Научился он только ругаться на слуг да льстить тем, кто больше его по титулу. Таких молодых людей, которые не хотели учиться, называли тогда недорослями, запрещали им занимать государственные посты и заключать брак.

Стране требовались умные и деятельные люди, а такие, как Митрофан, не смогли бы помочь в деле преобразований. Россия стремилась к росту и развитию, а старое, закостенелое дворянство тормозило этот рост. Образование очень ценилось.

Именно умным и образованным людям в то время открывалась широкая дорога к успеху.

Да и по сегодняшний день образование дает очень многое. Мне кажется, что это очень важно, что и сегодня люди ценятся больше по знаниям, чем по связям и богатству. Да, конечно, и без этого не обойтись, но все же.

Если до Петровской эпохи простой человек из низов даже помыслить не мог о том, чтобы стать кем-то значимым в жизни, добиться титула и т.д.

, то после Петровских реформ и до сегодняшнего времени каждый человек может достичь успеха в жизни, даже если он из самых низов, главное хотеть этого и не жалеть сил на образование и самообразование. Именно развитие и получение новых знаний способствуют успеху человека.

Источник: https://sochinyalka.ru/2018/11/problemy-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-komedii-nedorosl-fonvizina.html

Недоросль проблема образования

Поверхностно кажется: Простакова, Митрофан, Скотинин  – совершенно необразованны, даже читать не умеют, живут словно звери, по волчьим законам, а Стародум, Софья, Правдин, Милон – образованные люди, о многом думали и размышляли. Напрашивается вывод: вот кто необразован тот – скот по определению. Но это не совсем так, если не сказать, что совершенно не так.

В данной пьесе исключение составляет Еремеевна – кормилица Митрофанушки, обычная крестьянская баба, необразованная. Но совершенно не лукавит, помыслы её чисты и в мудрости не уступает со Стародумом (хотя она мало где говорит, но даже по небольшим фразам и действиям это можно понять).

И что же получается: образование не делает людей честными, милосердными или добрее. Образование дает знания и только. Человек же сам решает КАК использовать полученные знания или не использовать их вовсе. В данной пьесе один из центральных вопросов – это не проблема образования, а проблема отношения к образованию.

Если бы Митрофан действительно хотел бы познавать науки, научиться читать и писать, то он даже с такими плохими учителями чего-нибудь достиг. Кутейкин научил бы его читать, Цыфиркин считать, а вот Вральман действительно ничему бы не научил, так как сам ничего не знает.

Но сам Митрофанушка хотел «жениться, а не учиться» оттого-то его образование – это просто трата времени, оно становится бессмысленным. Сама Простакова не знает зачем ребенку учиться читать и писать, но наняла учителей ради одного: так модно.

У всех недорослей есть учителя по разным предметам, вот и госпожа Простакова взяла не репетиторство самых дешевых преподавателей из города (просто это очень современно – приглашать учителей из города в деревню, тем самым всем соседям кажется, что Простаковы серьезно занимаются образованием Митрофанушки и что Простаковы платят большие деньги). А оплата настолько низкая, что хватило Цыфиркину и Кутейкины только на новую обувь, а Вральману платили намного больше, он же немец! Иностранец! Как это модно!

Стародум, его племянница, Правдин и Милон имеют диаметрально противоположное мнение об образовании, для них важно воспитание: «Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время.

На все прочее мода: на умы мода, на знание мода». Воспитание – ключ не только к личному самосовершенствованию, но и ключ к осознанию образования. Образование –  есть средство служению Отечеству.

Вот так мыслят «воспитанные» герои пьесы Фонвизина.

Вот и получается, что отношение к образованию есть правильное воспитание. У Митрофана, также как и у Простаковой нет вообще никакого воспитания, оттого им и не нужно никакое просвещение, и оно им противно.

Источник: http://genpen.ru/nedorosl-problema-obrazovaniya/

Тема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

После указа Екатерины II «О вольности дворянства» помещики становятся особо жестокими и невежественными. В связи с этим просвещенные люди начинают беспокоиться о будущем страны, так как принципы воспитания дворянства сводятся к невежеству и самодурству. Из сложившейся ситуации Д.И. Фонвизин видит лишь один выход – возвращение к идеям просвещения – добра, чести и долга.

Тему воспитания можно считать центральной в пьесе Фонвизина «Недоросль». Автор раскрывает проблематику на примере воспитания сына Простаковой Митрофана и племянницы Стародума Софьи.

Влияние Простаковой на воспитание сына

Простакова оказывает несомненное влияние на развитие своего сына Митрофана. В переводе имя Митрофан обозначает «являющий свою мать», что полностью отражает его образ.

 Простакова, жестокая с крепостными, с членами своей семьи, руководствуется в жизни лишь собственными желаниями. Подобное поведение уничтожает в ней остатки достоинства и уважения. Так Фонвизин пытается донести до общества, что образ жизни современного поместного дворянства разрушителен.

Так Митрофан копирует манеру поведения матери, особенности ее общения с окружающими. Он без тени сомнения издевается над Еремеевной, относится пренебрежительно к собственным родителям, называя их дрянью.

Воспитание Митрофана

Митрофан избалован, невежествен, ленив и эгоистичен, его интересуют лишь собственные развлечения, ему чужд труд умственный и физический.

Нанятые для его обучения учителя не способны дать ему настоящих знаний, но и тот минимум, который они дают ему, Митрофан не способен усвоить.

Сквозь смех автора над невежеством недоросля Митрофанушки мы слышим отчетливое негодование и тревогу за будущее России – на таких людях будет основываться будущее страны.

Выражение авторской позиции по проблеме воспитания

Фонвизин вкладывает собственное представление о воспитании подрастающего поколения в уста Стародума, который передает личный опыт племяннице Софье. Именно в научении молодого поколения старшим Фонвизин видит идеал становления будущих вершителей судеб родного государства.

Стародум беседует с девушкой на самые разные темы – о благородстве дворянина, которое выражается в количестве совершенных им добрых дел, о богатстве, которым нужно делиться с теми, кто в этом нуждается больше тебя. Семейные отношения, по мнению героя, строятся по принципу: муж должен повиноваться рассудку, а жена мужу. А главное в жизни – ощущать себя достойным тех благ, которыми обладаешь.

Заключение

Проблема воспитания – центральная в комедии «Недоросль». Она неразрывно связана с мыслями о будущем России. Автора пугает, что поместное дворянство превращается в невежественную массу. Основной надеждой Фонвизина становится возвращение к принципам просвещения. Я думаю, что в форме пьесы Фонвизин излагает собственную программу воспитания молодого поколения.

Источник: https://spadilo.ru/tema-vospitaniya-nedorosl/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector