Родион раскольников и соня мармеладова — сочинение

Главная страницаСоня Мармеладова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - сочинение
Родион Раскольников и Соня Мармеладова являются главными героями знаменитого романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Заочное «знакомство» Раскольникова и Сони

Однажды бедный студент Раскольников заходит перекусить в харчевню, где знакомится с пьяным чиновником Мармеладовым. В беседе с Раскольниковым Мармеладов рассказывает о своей дочери Соне и ее непростой судьбе. Таким образом Раскольников заочно знакомится с Соней Мармеладовой. Это происходит незадолго до совершения Раскольниковым преступления (часть 1 глава II).
Личное знакомство Раскольникова и Сони
На восьмой день действия романа, уже после преступления, Раскольников впервые лично видит Соню. Как это происходит? В этот день Раскольников видит на улице раздавленного лошадьми пьяного Мармеладова. Молодой человек помогает отнести умирающего домой. Узнав о случившемся, в комнату Мармеладовых прибегает испуганная Соня. В этот момент Раскольников впервые лично видит ее. Через несколько мгновений Мармеладов умирает на руках у дочери. В эту встречу Раскольников и Соня не беседуют лично. Молодой человек уходит, оставив Мармеладовым деньги на похороны. (часть 2 глава VII)

Соня приходит поблагодарить Раскольникова

На следующий день после смерти Мармеладова Соня приходит к Раскольникову в его каморку и благодарит его за деньги, оставленные на похороны. В этот момент в каморке Раскольникова также находятся его мать и сестра Раскольникова. Молодой человек представляет им Соню, и те вежливо приветствуют девушку. (часть 3 глава IV)

Раскольников приходит к Соне

В тот же день Раскольников приходит к Соне в ее комнату, чтобы поговорить. В эту встречу отношения Сони и Раскольникова становятся более доверительными. Раскольников говорит Соне, что позже придет рассказать ей, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. (часть 4 глава IV)

Соня и Раскольников на поминках Мармеладова

На следующий день Раскольников приходит на поминки чиновника Мармеладова. Среди собравшихся на поминальном обеде присутствует и Соня. Во время обеда в комнату Мармеладовых входит господин Лужин и обвиняет Соню в воровстве. К счастью, на сторону Сони встает один из жильцов дома — господин Лебезятников, который разоблачает подлость Лужина. После этого скандала Соня убегает в слезах к себе домой. (часть 5 глава III)

Раскольников признается Соне в преступлении

В тот же день, после поминок, Раскольников снова приходит к Соне. В эту встречу отношения Раскольникова и Сони переходят на новый уровень доверия и глубины. Раскольников рассказывает Соне о своем преступлении. В это время их беседу за стеной подслушивает Свидригайлов признание Раскольникова. Соня выслушивает признание друга, но не осуждает его. Она, напротив, сочувствует и разделяет его мучения. Соня советует Раскольникову покаяться и явиться с повинной, но тот не готов к этому шагу (часть 5 глава IV). В этот же день мачеха Сони, Катерина Ивановна, падает на улице, после чего умирает.

Подготовка к похоронам

После смерти Катерины Ивановны Соня и Раскольников несколько раз встречаются по поводу организации похорон. Однако молодые люди в эти дни едва разговаривают друг с другом. Об этих встречах автор говорит очень мало. 

Раскольников у Сони и явка с повинной

Через несколько дней Раскольников наконец решает совершить явку с повинной. Перед тем как идти в полицию, он приходит к Соне. Девушка надевает ему на шею крест и тайком идет за ним следом. Раскольников отправляется на перекресток и молча становится на колени перед народом, после чего он идет в полицию.

Соня незаметно следует за ним, но Раскольников догадывается, что она где-то рядом. Придя в контору, Раскольников сначала трусит и уходит, так и не признавшись в преступлении.

Выйдя на улицу, он видит бледную и испуганную Соню и снова поднимается в контору, где наконец и признается в убийстве (часть 6 глава VIII).

Раскольников и Соня на каторге («Эпилог»)

После суда над Раскольниковым Соня следует за ним в Сибирь. Там, на каторге, Раскольников ведет себя холодно и довольно безразлично к Соне, но девушка продолжает поддерживать его. В конце концов Раскольников осознает, насколько она дорога ему. С этого момента отношения героев меняются. Молодые люди понимают, что им предстоит долгое ожидание, но они надеятся, что в конце концов смогут вместе начать новую жизнь. Такова история отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Смотрите:  

Все материалы о Соне Мармеладовой
Все материалы о Раскольникове
Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Источник: https://www.alldostoevsky.ru/2015/04/raskolnikov-i-sonja-marmeladova-otnoshenija-dostoevskij.html

Сочинение на тему “Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников – «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей.

Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении».

Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали.

«Высшие» – это  «новые  законодатели»  для  серой  массы.  Для  Раскольникова  главный  пример  такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт. Сам Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков совсем другого масштаба.

О Соне и ее жизненных обстоятельствах мы впервые узнаем из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет.

Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка.

Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье».

Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

Раскольников с Соней находятся на одном и том же бедственном жизненном уровне.

«Будущий Наполеон» обитает на чердаке в убогой каморке, которую автор описывает такими словами: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». Родион Романович дошел до крайней черты бедности, но в этом положении ему чудится странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».

Простым выходом из тяжелого финансового положения Родион Романович считает убийство. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно

«переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.

Жертвой этого морального эксперимента была выбрана злая старуха-процентщица Алена Ивановна. Ее Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Но, зарубив Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми.

Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям».

Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы.

При этом Раскольников по-прежнему способен время от времени отвлекаться от своей богатой внутренней жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым – пьяный чиновник попадает под лошадь.

В сцене исповедования раздавленного и доживающего последние минуты Мармеладова автор дает первое описание Софьи Семеновны: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках.

Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

Это мирное мероприятие не обходится без скандала: Соню несправедливо обвиняют в краже. Несмотря на благополучный исход дела, Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель.

Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее  власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина.

Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Несмотря на чуждые ему убеждения, Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Он ищет у нее сочувствия, поскольку понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Теперь Родион Романович предается извращенному удовольствию самоуничижения.

Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания.

Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном.

Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Важная черта для характеристики обоих персонажей: каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором»

– не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.

Закономерный вывод из взаимоотношений этой пары центральных героев романа: без жизненных идеалов Сони путь Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению.

Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостную, логически завершенную систему образов. Взгляд на происходящее с двух существенно отличающихся точек зрения придает действию дополнительный объем и убедительность.

Великому русскому писателю удалось не только вдохнуть в своих героев жизнь, но и привести их к благополучному разрешению самых тяжелых коллизий. Эта художественная завершенность ставит роман

«Преступление и наказание» в один ряд с величайшими романами мировой литературы.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-rodion-raskolnikov-i-sonya-marmeladova-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»: сочинение, характеристика, анализ образа жизни

Если вам нужно написать сочинение на тему «Образ Сони Мармеладовой», то в этой статье вы сможете найти несколько вариантов подобных творений, с характеристикой и описанием образа и смысла жизни.

Читайте также:  Сочинение-рецензия на книгу

Многие персонажи из русской литературы бессмертны, и живут рядом с нами на протяжении многих поколений. Таким оказался образ Сони Мармеладовой.

Она учит нас доброте и милосердию, а также преданно любить и стремиться к обретению других лучших качеств. В школах ученики пишут сочинения по этому образу, начиная с 9 класса.

Ниже вы найдете несколько творений на подобную тему с цитатами, характеристикой и описанием образа данного персонажа. Читайте далее.

Описание образа Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение, характеристика кратко, анализ образа жизни, цитаты

Образ Сони Мармеладовой

Знакомство с Сонечкой Мармеладовой происходит не сразу. Героиня появляется тогда, когда Раскольников уже погубил свою душу.

Вначале читатель узнает о ней из рассказа пьяного Мармеладова. Он рассказывает, что его семья голодает.

Вот сочинение с описанием образа Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» и анализом образа жизни:

Соня – сирота. В свое время ее мачеха очень старалась, чтобы дети не умерли от голодной смерти, выбивалась из сил. А сам Мармеладов только пил и совершенно не хотел помогать семье. В результате девушке ничего не оставалось делать, как начать продавать свое тело. Благо, за это занятие всегда платили хорошо.

Но героиня совершенно не похожа на путан в привычном понимании. Она очень добрая, совестливая, жертвенная, смиренная, ответственная. Нетрудно догадаться, что если бы не обстоятельства, она никогда бы не стала зарабатывать деньги подобным способом.

Проституция для Сони – не попытка найти острые ощущения, не желание иметь множество разных мужчин и наслаждаться процессом, а средство выживания. По всему видно, что ей самой противно это занятие. Но Соня ничего не может поделать. Именно этот факт и пробудил в израненной душе Раскольникова теплые чувства.

Внешне Сонечка неказиста. Ей 17 лет, она невысокого роста, худенькая, но милая внешне. Блондинка, имеет голубые глаза. По натуре она кроткая и слабая, но постоянно корит себя как отъявленную грешницу. Мало того, самоистязание настолько губит ее, что она даже стесняется сидеть рядом с матерью Родиона, мотивируя это тем, что ей негоже сидеть рядом с порядочными женщинами.

Мармеладова также очень ранима – по сути, ее может обидеть и унизить кто угодно. Перед осуждением и чьей-то грубостью она беззащитна. Потому терпит издевательства вместо того, чтобы постоять за себя.

Но нерешительность в ней граничит с душевной силой. Она решается сопровождать Родиона на каторге. Также ее характеризуют доброта и умение прощать. По крайней мере, Соня не злится на мачеху за то, что она испортила ей жизнь, не серчает на отца за его пьянство.

Она даже прощает Раскольникова за убийство.

«Нет никого несчастнее тебя в целом свете» (Соня – Раскольникову).

Соня любит людей. Об этом говорит ее жертвенность и умение прощать. Мало того, девушка верит в Бога и стремится начать новую, более счастливую жизнь. Хрупкая, униженная Соня обладает достаточной стойкостью.

Соня Мармеладова — краткая характеристика:

  • Дочь чиновника Семена Мармеладова, который спился.
  • Ей 17-18 лет, худенькая, бледная блондинка маленького росточка.
  • Ее главные черты – кротость, смирение, ответственность за семью.
  • Соня – проститутка, но не «по призванию», а по воле обстоятельств. Она мечтает о нормальной жизни.
  • Соня верит в Бога и надеется, что он поможет ей изменить жизнь.

Цитаты, описывающие персонажа:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Застенчивая Соня всегда боится новых встреч и не любит знакомиться с людьми:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Выносливая, много терпит и почти безропотная личность:

  • «Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести».

Соня – добрая, в ней много самоотверженности, благородства — так считает ее мачеха:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Соня – доверчивая личность. Она наивная и верит, что господин Лужин хочет ей предоставить помощь деньгами от души:

  • «Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда!»

Соня – безграмотная девушка. Она сможет прочитать, но у нее отсутствуют знания в конкретных науках:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Девушка росла без матери. Из кровных родственников у нее только отец. Когда ей было 14 лет, ее отец повторно женился на другой даме, Катерине Ивановне, взяв ее с тремя отпрысками от первого брака:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского, смирение, правда и его философский смысл: доклад

Образ Сони Мармеладовой

Если нужно написать доклад по какому-то персонажу из литературы, то сообщение должно быть краткое, но емкое. Это может понадобиться для школы, в университет. Вот доклад про образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского — смирение, правда и его философский смысл:

Соня приходит в жизнь Раскольникова тогда, когда ему, заблудшему по жизни молодому человеку нужен тот «лучик истины», который заставит переосмыслить свою эгоистичную доктрину, поверить в лучшее.

Девушке удается поменять мировоззрение героя, благодаря чему он понимает, что на крови никогда не построить счастья.

Мармеладова показывает Родиону, что самое главное, это вера в Господа, смирение и добро.

Именно на примере ее непростой судьбы, парень понимает, что вся его «правильная» доктрина это, по сути, чистый эгоизм. А что же касается Сони, она даже не зла на отца и мачеху за то, что ей приходится продавать свое тело (причем, пошлость ее характеру совершенно не свойственна).

  • Девушка мучается, но прощает всех, мотивируя несчастья тем, что «на все воля Божья». Именно это она старается донести Родину.
  • Как только человек перестанет влачить за собой обиды и агрессию, как только станет выше негатива и злобы на людей, как только станет смиренным и духовно полноценным – тогда у него, появится право на достижение личного счастья.

Ранее Родион Раскольников думал, что сможет изменить несправедливость мира. Он посчитал, что он имеет право самолично решать, кому жить, а кому умирать. И пусть умрет тот, кто поступил с ним неподобающе. Но Соня и есть то чистое, непорочное (даже при ее образе жизни) существо, которое приблизило его к Богу, заставило посмотреть на жизнь иначе.

Правда Сони лежит в умении прощать, принимать несправедливость, но не мстить врагам своим, а подставлять вторую щеку. Она убеждает Раскольникова изменить свой взгляд на мир, в результате чего он начинает мыслить в более христианском ключе.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе Достоевского — символичен он: что символизирует этот женский образ, воплощением чего является (гордости, пошлости)?

Образ Сони Мармеладовой

Символичен ли образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского? Что он символизирует, воплощением чего является (гордости, пошлости)? Такие вопросы могут задаваться преподавателями в учебном заведении студентам или ученикам в школах. Конечно, чтобы на них ответить, необходимо, прочитать полностью произведение. Но что делать, если нет времени это делать? Ниже вы найдете описание образа и ответы на эти вопросы. Вот значение такого типа женщин для общества и для отдельных людей:

Образ Сони Мармеладовой является символом смирения. Несмотря на то, что девушка видела в жизни мало хорошего, она верит в Бога, искренне любит его и безропотно принимает все удары судьбы. Конечно же, в глубине души ей больно и обидно, но она не позволяет себе распоряжаться чужими судьбами (как Раскольников), поскольку считает, что не имеет на то морального права.

Соне свойственны жертвенность и доброта. Несмотря на свою не вполне приличную деятельность, ее можно назвать настоящей христианкой. В ее вере нет поводов сомневаться. Главное для героини – это ответственность перед Господом. Человек должен прожить свою жизнь, по возможности так, чтобы на смертном одре ему не было стыдно за свои поступки.

Тот факт, что профессия девушки достаточно вульгарна, заставляет сомневаться и в ее способности оказаться в раю. Но есть и иное смягчающее обстоятельство – она занимается этим для того, чтобы прокормить семью.

Доктрина Сони заключается в смирении и всепрощении по отношению к обидчикам и жестокой судьбе. В то время как Раскольников был преисполнен жестокости, обиды и мести, которая вырвалась наружу и привела к кровавой трагедии.

Но тот факт, что убийство ничего никому не доказало, заставляет сомневаться в его правилах и рассматривать теорию Сони как более верную.

Образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой: сравните

Образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой

Образы героев чем-то похожи. С одной стороны, оба грешники. Но с другой, оба старались сделать этот мир лучше, а жизнь счастливее.

В то время как Соня продавала себя, чтобы прокормить родных, Родион решился на убийство скверной старухи, которая постоянно донимала его и мешала жить.

Вот сравнение образов Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой: 

Что же касается основного различия, оно заключается в том, что Соня видит смысл в терпимости и вере в Бога, а Раскольников считал, что человек сам себе Бог, что он может казнить и миловать. Увы, его теория потерпела крах. Ведь за любым преступлением рано или поздно следует наказание. Также героев объединяют бедность, великодушие и тяга к справедливости.

Таблица со сравнением образов этих персонажей:

Характеристика Раскольников Соня
Семья Парень не имеет отца. У него имеется мама и младшая сестра У девушки умерла мама. Имеются пьющий отец, мачеха, сводный брат и две сестренки.  Именно для того, чтобы дети не голодали, ей приходится заниматься непристойными вещами.
Воспитание и происхождение Мещанин. Бывший студент – юрист, который многого добился бы на этом поприще, если бы не бросил университет. Знает немецкий. Исходя из мировоззрения был отчислен со старших курсов (начиная с 3-го). Мещанка, но в университетах не обучалась. Тем не менее, любит читать
Возраст 23 18
Финансы Очень бедный молодой человек Девушка бедная, но честная
Образ Симпатичный молодой человек, стройный, темные глаза, темные волосы Невысокая блондинка с голубыми глазами, худенькая
Рост Немного выше среднего (от 180) Невысокий рост (от 150-160)
Манера говорить Громко и решительно. Исключение составляют случаи, когда он болен Тихий голос, шепот
Одежда Бедная, почти лохмотья Аналогично
Жилище Сравнивается с гробом или каютой Сравнивается с сараем
Способности, таланты имеет Не имеет
Доброта, великодушие есть есть
Гордость, высокомерие есть нет
Смелость смелый робкая
Умение постоять за себя Умеет дать отпор, требует уважения Все терпит
Терпение нет есть
Отношение к обществу людей Не любит находиться среди людей Боится людей
Вера в Бога атеист верующая
Преступление Совершил убийство Совершила моральное преступление против самой себя
Страдание Пережил много  Много пережила
Отношение к себе Считает себя подлецом, недостойным любви Считает себя великой грешницей, недостойной находиться в приличном обществе

Как можно заметить, у Раскольникова и Сони имеются как общие черты, так и диаметрально противоположные. Тем не менее, присутствие девушки в жизни Раскольникова не напрасно. Ведь она заставляет его сменить мировоззрение, в результате чего он понимает, что вся его теория – это одно огромное заблуждение.

Семья Мармеладовых: описание собирательного образа

Семья Мармеладовых

Семья Мармеладовых может расцениваться как собирательный образ хотя бы потому, что на нее отчасти похожа практически каждая бедная российская семья.

Отец пьет и не помогает детям, усилий одной только мачехи не хватает, из-за чего старшая дочь жертвует своими принципами и идет на панель. В результате непристойной работы дети, наконец, перестают голодать.

Вот еще продолжение описания собирательного образа семьи Мармеладовых:

Казалось бы, в семье все должно быть сообща. Но в данном случае читатель видит несколько людей, живущих под одной крышей, которые идут к счастью разными путями. Вследствие этого, семья не становится счастливее. Каждый ее член глубоко несчастен.

Читайте также:  Сочинение на тему правила дорожного движения (2, 3, 4, 5, 7, 9 класс)

Состав:

  • Семен Захарович Мармеладов (отец семейства) средних лет, спившийся чиновник. Теряет хорошую должность из-за того, что пристрастился к выпивке. Семья осталась без средств. Умер от того, что попал пьяным под лошадь.
  • Катерина Ивановна Мармеладова (его жена) – ей 30 лет. Некогда она была замужем. Теперь у нее трое маленьких детей. Это сводные брат и сестры Сони. Женщина страдает от нищеты, заболевает чахоткой, после чего детей отдают в детский дом.
  • Софья Семеновна Мармеладова (дочь Мармеладова от первого брака) — 17 лет. Старшая дочь Мармеладова. Честная и добрая девушка. Раньше работала швеей. Но потом, чтобы прокормить детей, начала заниматься проституцией.

Трое детей Катерины Ивановны от первого брака:

  • Дочь 10 лет — Поленька
  • Сын  7 лет — Коленька
  • Дочь 6 лет — Лидочка (также зовется Ленечкой)

Что касается младших детей, в них (в силу возраста) нет ничего примечательного. Они просто хотят жить в семье, быть сытыми, счастливыми, в любви и достатке. Увы, судьба лишает их такой возможности.

Видео: Литература 10 класс. «Их воскресила любовь». Образ Сони Мармеладовой

Прочитайте по теме:

Источник: https://heaclub.ru/obraz-soni-marmeladovoj-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-sochinenie-harakteristika-analiz-obraza-zhizni

Раскольников и Соня в «Преступлении и наказании» – сочинение «Их воскресила любовь» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых.

Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь».

Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве.

В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении.

Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании.

«Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику.

Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться.

Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя.

Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях.

Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М.

Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21502-raskolnikov-i-sonia-v-prestyplenii-i-nakazanii-sochinenie-ih-voskresila-lubov.html

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Роман “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского – во многом необычное произведение, одной из его особенностей является то, что он написан Достоевским после возвращения с каторги, когда у него преобладали религиозные настроения и чувства.

Это нашло свое отражение в том, что обличение жизненных несправедливостей и мечта о “счастье человечества” сочетаются в душе писателя с недоверием к попыткам силового изменения мира.

Достоевский не принимает революционный путь изменения и перерождения общества.

Он считает, что изначально все зло, которое сопровождает человека, заключено в его душе, а потому при любом устройстве общества не избежать зла, и человеческая душа остается той же самой.

Выход из сложившейся ситуации и путь нравственного совершенствования человека он видит только в православной вере в Христа.

Подобное мировоззрение Достоевского накладывает свой отпечаток и на главных героев – Родиона Раскольникова и Соню Мармеладову.

Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа “Преступление и наказание”. Важность образа Сони Мармеладовой трудно переоценить, она олицетворяет собой нравственную правду Достоевского. Если бы пришлось охарактеризовать образ и сущность Сони одним словом, то это слово было бы “любящая”.

Образ Сони практически идеален, такой ее делает душевная чуткость к чужой боли и деятельная любовь к ближнему. Посредством этого светлого общества выражается авторская позиция в романе и произносится приговор. Для автора, как и для его героини, все люди одинаково имеют право на жизнь. Никому не дозволено получать счастье путем преступления, через чью-то беду.

Цель не оправдывает средства, и преступление не перестает им быть, кто бы и во имя чего бы его не совершил. Нельзя ставить личное счастье превыше всего. По мнению автора, человек должен смиренно терпеть все, что выпало на его долю, и только через страдания он становится выше и достигает подлинного, не эгоистического счастья.

В эпилоге романа Достоевский сказал: “Их воскресила любовь… ” Нравственный человек всегда чувствует ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло и несправедливость, которые встречаются на его пути.

Так и Соня в душе ощущает и свою вину в преступлении Раскольникова, поэтому она принимает так близко к сердцу его поступок и пытается вместе с “преступившим” разделить его судьбу.

Важно, что все лучшие качества Сони, ее кротость, сочувствие и сострадание всем униженным, воспитала в ней сама жизнь. Не будь Соня такой, какая она есть, Раскольников не сумел бы раскрыть ей свою страшную тайну.

То, что Соня любит Раскольникова, помогает по-настоящему воскресить его к новой жизни, это событие очень символически описывается в романе.

По просьбе Родиона Соня читает ему евангельскую сцену воскрешения Лазаря из “Нового завета”, которую Родион соотносит с собой.

Встретив подлинное сочувствие, Раскольников и второй раз “идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснять ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом”.

Именно Соня, по мнению автора, должны была осудить Раскольникова за его презрение к людям. То, что женщина, “преступившая” и загубившая душу, человек высокого духа, одного разряда с Раскольниковым, не принимает его “бунта”, его “топора”, которым, как казалось Раскольникову, был поднят и за ее, оказывает сильнейшее воздействие на Родиона. Для Сони гораздо страшнее смерти разврат.

Поэтому такую большую роль в отношениях Сони И Родиона играет взаимная сердечная деликатность и искреннее уважение, которые так не похожи на привычные нравы того общества.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/rodion-raskolnikov-i-sonya-marmeladova/

Раскольников и Соня Мармеладова. О самопожертвовании и воскрешении в романе «Преступление и наказание»

Почему это так? Разве Соня не спасает Родиона? Разве не сила любви в итоге (уже в эпилоге романа) заставляет героя вновь почувствовать себя живым, воскреснуть духовно и даже обрести некую надежду на будущее, которое прежде виделось ему совершенно темным, страшным и безрадостным? Все это так — любовь к Соне спасает Родиона, является той самой силой, способной воскресить умершую душу героя, прошедшую через осознание своей сути сквозь призму теории «об обыкновенных и необыкновенных людях».

Но дело в том, что не только Раскольников является преступником. Соня тоже (по словам Родиона же) переступила, она тоже — страшная грешница.

И, несмотря на то, что исходя из характера, поведения этой героини и ее образа в романе в целом, многие читатели склонны обелять Соню, выставляя ее лишь невинной жертвой обстоятельств, суть преступления этой героини безапелляционно ставит ее рядом с Раскольниковым за ту черту, где они оба – переступившие через мораль и заповеди преступник и блудница, «странно сошедшиеся» за чтением Евангелия. И они оба нуждаются в спасении, оба находятся на грани смерти. Эпилог романа показывает нам, что воскресает отнюдь не только Раскольников, воскресает и Соня, также спасающаяся только силой его любви. Вот что пишет об этом исследователь Борис Тихомиров в своей книге «Лазарь! Гряди вон».

Авторскую концепцию «Преступления и наказания» часто понимают так: ложному, преступному пути Раскольникова писатель противопоставляет истинный, жертвенный путь Сони Мармеладовой. Это очень серьезное огрубление авторской художественной концепции. На последней странице романа Достоевский говорит о героях: «Их воскресила любовь» (Эпилог, 2).

Не Раскольникова только воскресила любовь Сони, но «их [обоих] воскресила любовь». Сонечка у Достоевского в такой же степени нуждается в воскресении, как и Раскольников. Ее «путь» без него — это тоже тупик, как и его «путь» без нее. Они в равной степени необходимы друг другу.

Соня и Раскольников — не свет и тьма, не истина и ложь; они — два «полюса» смысловой структуры «Преступления и наказания», «центростремительное» и «центробежное» начала романа. Коснемся в этой связи, хотя бы кратко, «проблемы жертвы» в «Преступлении и наказании». Путь Сонечки Мармеладовой в романе — это путь самопожертвования.

Читайте также:  Почему некоторые книги люди перечитывают? - сочинение

Но вот как его оценивает Раскольников: «Еще бы не ужас, — говорит он ей, — что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама (только стоит глаза раскрыть), что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» (IV, 4). Суждение героя здесь сродни лужинской «притче о разорванном кафтане».

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее», — сказал Христос (Мк. 8: 35). Принося себя в жертву близким, Соня прежде всего спасает себя, свою живую душу. Но, действительно, спасает ли она отца? Спасает ли Катерину Ивановну?
………………………………………………………………………………………………..

Общепризнанно, что чтение Сонечкой по просьбе Раскольникова сцены воскресения Лазаря из Евангелия от Иоанна — это символический «фокус» всего романа. Чаще исследователи указывают, что евангельский эпизод символически прообразует возможность грядущего воскресения главного героя, пишут о Раскольникове, как «новом Лазаре».

И гораздо реже акцентируют глубоко личный характер чтения героини, которая через евангельское слово выражает свою «настоящую и уже давнишнюю тайну», «выдавая и обличая все свое» (IV, 4). «Тайна» эта наиболее отчетливо артикулирована в черновом наброске к эпизоду, где Сонечка восклицает: «Я сама была Лазарь умерший, и Христос воскресил меня» (Д.

7; 192), — реплика, по-видимому, снятая потому, что «полное воскресение в новую жизнь» (Эпилог, 2) и у героини еще впереди.

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» (IV, 4), — читаем в финале эпизода. В этих словах: «странно сошедшихся» — великое откровение художника.

Раскольников и Сонечка потому и «сходятся» у Достоевского за чтением евангельского рассказа о «величайшем чуде» воскресения, воспринимая его (пусть и существенно по-разному) как непосредственно относящееся к их личности, их судьбе, что, самоопределяясь в трагедийной ситуации диаметрально противоположно — один на путях преступления, другая на путях христианской жертвы, они оба равно мучительно переживают…»

Чувства этих героев друг к другу, безусловно, можно называть любовью, но Достоевский не был бы великим гением, если бы по своему обыкновению он не внес в эту любовь некоторые черты, периодически наводящие читателей на размышления относительно истинных чувств героев. Так ближе к финалу романа, накануне своей явки с повинной, Раскольников, думая о Соне, испытывает неоднозначные чувства к этой героине.

«Ну для чего, ну зачем я приходил к ней теперь? Я ей сказал: за делом; за каким же делом? Никакого совсем и не было дела! Объявить, что иду; так что же? Экая надобность! Люблю, что ли, я ее? Ведь нет, нет? Ведь вот отогнал ее теперь, как собаку. Крестов, что ли, мне в самом деле от нее понадобилось? О, как низко упал я! Нет, — мне слез ее надобно было, мне испуг ее видеть надобно было, смотреть, как сердце ее болит и терзается! Надо было хоть обо что-нибудь зацепиться, помедлить, на человека посмотреть! И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»

Да и на каторге Родион поначалу будет холоден с Соней, их отношения не войдут в плоскость, в которой один кается, а другой его прощает и утешает. Соня не будет лезть к Родиону с христианскими истинами и Евангелием, а он не будет вопрошать о спасении.

Совсем иные мысли станут гнездиться в голове этого героя. Не будет в нем ни капли раскаяния в совершенных убийствах и никаких мук совести, кроме лишь страдания из-за того, что он своим глупым признанием загубил собственную жизнь.

И все вплоть до момента того самого духовного воскрешения.

Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и всё лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она всё поняла.

В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…
Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах.

Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.

Они положили ждать и терпеть.

Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она — она ведь и жила только одною его жизнью!

Обратим наш взор и на то, какой была любовь со стороны Сони. Говоря об этой героине, заметим странности в ее поведении и психике, на которые писатель неоднократно делает акцент (в том числе, и в сцене с Евангелием).

Соня доходит в своем чтении до исступления, до изнеможения, восторг ее в финале не знает предела, она поглощена чтением полностью, живет им, дышит им, ее зацикленность на религии действительно переходит здоровые рамки и превращается для девушки в форму защитной реакции (и форму, близкую к помешательству).

Не зря Родион несколько раз говорит о том, что Соня помешанная, что они оба безумны.

Таким образом, любовь Сони проистекает именно из христианской идеи самопожертвования и спасения заблудшей души, и именно эта же любовь подвигает ее идти за Родионом на каторгу. У Достоевского данная идея касательно женских персонажей вообще имеет колоссальное значение.

В том же романе Дуня Раскольникова также одержима идеей самопожертвования ради спасения заблудшего грешника или страждущего.

Причем, распространяется эта одержимость не только на Родиона (когда Дуня решает выйти за Лужина ради спасения брата), но и на Свидригайлова, о чем герой сам говорит, когда дает меткую характеристику Дуне.

Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами.

Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять, а не дай ей этой муки, так она, пожалуй, и в окно выскочит.

Мы видим, что любовь Сони (как и Дуни) во многом опирается именно на концепцию самопожертвования и распространяется это не только на мужчин, но и вообще на всех окружающих этих женщин людей.

Так Соня жертвует собой ради спасения Катерины Ивановны и ее детей, но в итоге (и роман превосходно показывает это) ее действия никого не спасают (что справедливо отмечает и Родион), а лишь усугубляют общее положение, провоцируя Мармеладова на самоубийство, а Катерину Ивановну на сумасшествие.

Жертва Сони, ее преступление оказываются по сути бесполезными, так как все равно неспособны решить проблему кардинально, а лишь продлевают мучения всех героев и даже усугубляют их. Это понимает и Родион. Быть может, потому он и страшится любви Сони, не будучи уверенным в том, что ее любовь к нему — не очередная бесполезная спасительная жертва.

Только в финале романа оба героя воскресают в истинном порыве любви, отрешившись: Раскольников — от своего заблуждения в том, что он «необыкновенный», а Соня — от навязывания Родиону христианских истин.

Мы понимаем, что Соня не является спасительницей для Раскольникова, а спасают они друг друга вместе, именно как блудница и убийца, странно сошедшиеся на дороге жизни у самого ее рокового порога, взявшиеся за руки в последней попытке обретения любви, спасения своих душ и жизней.

Именно поэтому глубоко ложно воспринимать Соню как мученически положительную героиню, чей спасительный потенциал способен был вытащить Раскольникова из пучины отчаяния и заблуждений. Их обоих спасает любовь, любовь в ее высшем смысле.

Источник: https://www.livelib.ru/readers-blog/post/28953-raskolnikov-i-sonya-marmeladova-o-samopozhertvovanii-i-voskreshenii-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова — Преступление и наказание — Достоевский Федор Михайлович

Очевидно, что Родион Раскольников является главным героем романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Однако все остальные люди, которые окружали Раскольникова, имели непосредственное влияние на него.

Под действием их мыслей, поступков и главный герой вел себя тем или иным образом.

Наверное, самую большую роль в судьбе Раскольникова сыграла Соня Мармеладова, несчастная девочка из бедной семьи, которой пришлось продавать себя для того, чтобы прокормить семью.

Достоевский попытался отразить в Соне самые лучшие качества человека. Автор хочет показать, что люди должны быть такими, как эта бедная девушка. В ней есть и любовь, и нежность, честность – все то, что редко можно найти в современном мире.

Для Сони не имеет значения, богат ты или беден, чиновник или дворник, она полагает, что все имеют право на жизнь. А это значит, что никто не может добиваться чего-либо с помощью преступления, никто не имеет права отбирать жизнь, которую дал Бог.

Раскольников показан нам в другом свете. Он – бунтарь, его юношеский максимализм требует действовать, что-то делать, только бы не сидеть на месте. Родион не намерен мириться с той несправедливостью, которая существует в мире. Он готов даже пойти на преступление ради того, чтобы добиться справедливости (как он ее понимает).

На первый взгляд, Соня Мармеладова и Родион Раскольников – две противоположные личности, не имеющие ничего общего. Однако если взглянуть между строк, то можно увидеть, насколько эти молодые люди походят друг другу.

Прочитав «Преступление и наказание», некоторые говорят о том, что если бы не было Сони, Раскольников никогда бы не сознался в совершении преступления. Есть такое мнение, что эта девушка негативно повлияла на будущее Родиона. Однако это ошибочное суждение, если посмотреть на весь роман, проникнуться в него всеми своими мыслями и душой.

Именно Соня Мармеладова, а не другая девушка, стала той, кому Раскольников открыл свою ужасную тайну. Она полюбила главного героя, она вернула ему смысл жизни. И хоть Родион отправится в тюрьму, его душа будет спасена. Без Сони он бы точно умер, не физически, но духовно.

Любовь Сони повлияла на главного героя самым прямым образом. Она была готова помочь ему, где бы он ни был. Она была способна отозваться на чужую боль.

Поэтому, несмотря на свою «профессию», девушка представлена в романе как положительный герой, который и сам становится лучше с каждым днем, и помогает это сделать другим. Любовь девушки не требует чего-то взамен, она не завистлива и не ревнива.

Это настоящая любовь, которая проявляется не в словах, а в поступках. Благодаря такому истинному чувству девушки, ее уважают, перед ней преклоняются. А Раскольников, в конце концов, и сам понимает, что не может жить без нее.

Можно сделать вывод, что Соня Мармеладова спасла главного героя от неминуемой смерти, она подарила ему жизнь, исцелила от душевных ран. Положительную роль этой девушки в судьбе Раскольникова трудно переоценить.

Источник: https://rus-liter.ru/publ/dostoevskij_fedor_mikhajlovich/prestuplenie_i_nakazanie/rol_soni_marmeladovoj_v_sudbe_raskolnikova/8-1-0-4

Ссылка на основную публикацию