Смысл жизни в романе обломов гончарова сочинение

Смысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинениеМы все читали «Обломова» в школе, где преподносится, что это роман о русской лени. О том, как плохо быть ленивым, ведь из-за этого ты можешь в жизни потерять все. А когда перечитываешь роман, то другими глазами смотришь на самого Обломова. Обломов видится человеком, у которого хрустальная душа, он воспринимает время по-христиански, как то, что несет в себе образ вечности. Для него время — это особая реальность, в которой нужно постараться не совершить ошибок. Мы часто повторяем: кто не действует, тот и не ошибается. Но часто действие нами совершается без лада с самим собой и нашими ближними. Это деятельность ради деятельности, повергающая нас в суету и не приносящая нам никакого удовлетворения. «Обломов» заставляет об этом задуматься. Меня как философа особенно поразили мысли Гончарова о Другом. В романе есть сцена, где Обломов возмущается, что слуга сравнивает его с другим («я для тебя все равно, что “другой”?»), а потом и вправду решает, что другой давно уже сделал бы то, что он не может. Слово «Другой» употребляется Гончаровым практически как философское понятие. 100 лет спустя благодаря Э. Левинасу, П. Рикёру, Ж. Деррида возникнет целая философия «Другого» — с большой буквы. Перечитывание этой книги убеждает меня в том, что в русской литературной классике можно найти немало философских тем и смыслов, вполне нетривиальных и отнюдь не только моралистических.

Автор

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) — писатель и литературный критик.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Смысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинение

Время написания и история создания

В 1849 году в журнале «Современник» был напечатан большой фрагмент под названием «Сон Обломова», который Гончаров считал «увертюрой всего романа».

Полный текст произведения был опубликован через десять лет, в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

Критик Николай Добролюбова в статье «Что такое обломовщина?» («Современник», 1859) писал, что в романе Гончаров показал «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».

Содержание

Сюжетную основу романа составляет история драматической судьбы Ильи Ильича Обломова — дворянина и помещика — и его любви к Ольге Ильинской, девушке «цельного и одухотворенного характера». Их отношениям посвящены центральные вторая и третья романные части из четырех.

Смысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинение

О чем роман?

Ключевой темой в романе стала судьба героя, впавшего в жизненную апатию, несмотря на то, что он не чужд «высоких помыслов», обладает «пылкой головой» и «гуманным сердцем».

Обломов — это не просто ленивый помещик в старом халате, воспитанный в дворянско-помещичьей среде с присущими ей тишиной, неподвижностью, сном, под властью которых пребывают и барин, и слуги, и крепостные, и сама природа. В ходе работы над произведением Гончаров значительно углубляет образ главного персонажа. Характер Обломова постоянно развивается.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение-описание по картине детская спортивная школа сайкиной (7 класс)

Оценим за полчаса!

Он сам задается вопросом: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Говоря своему другу Андрею Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич объясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушал толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту…» Обломову противны «деятельные» страсти и сплетни, он не видит смысла в том, чтобы устраивать карьеру. Он ясно видит то, что происходит вокруг, — «не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…»

Гончаров нередко говорил о несовместимости этого идеала с нынешним «веком», где всех волнуют «казенные квартиры, удачная женитьба, модное сочинительство, накопительство и подобные страсти и цели». Все это — суета и бездуховность. Обломов восклицает: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?.. Все это мертвецы, спящие люди…»

Несмотря на «обломовскую бездонную лень, апатию, сон», Илья Ильич способен на сильное и глубокое чувство. Именно любовь преображает Обломова. Роль Ольги — это роль ангела в судьбе главного героя, которого она смогла расшевелить.

Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Илье Ильичу.

Она называет свою любовь долгом и говорит: «Мне как будто Бог послал ее… и велел любить!» Несмотря на несчастливое окончание любовной истории Ольги и Ильи Ильича, он навсегда сохранит в душе ее светлый образ, а она никогда не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.

А вот как о своем герое говорит сам Гончаров: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Именно такой в конце романа Илья Ильич. Штольц говорит, что «честное и верное сердце» Ильи Ильича — его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь…» Начало «в высшей степени идеалиста» действительно свойственно герою, и это позволяет ряду исследователей соотнести его с героями произведений мировой литературы — Гамлетом Шекспира и Дон Кихотом Сервантеса. Гамлетовским «быть или не быть» звучит для Обломова вопрос: идти вперед или остаться в состоянии покоя? С Дон Кихотом Илью Ильича объединяют не только чистота души и идеализм, но и отношения с его слугой Захаром. Он объединяет в себе и высокие устремления, и комизм, и трагизм этих великих «прототипов». Герой «Обломова» становится их «преемником», характером, одновременно принадлежащим как своей эпохе, так и вечности.

Интересные факты

Смысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинение

Фамилию Обломов можно соотносить не только с устаревшим словом облый (плотный, толстый, тучный), который в словаре В. И. Даля определяется как округлый (друг Обломова Андрей Штольц говорит Илье Ильичу: «Точно ком теста, свернулся и лежишь»). Обломов — это также намек на человека, обломанного жизнью. Он — обломок, чуждый своей среде и нравам.

Смысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинение

С 1852 года Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Писатель побывал в Англии, Южной Африке, Сингапуре, на острове Ява, в Японии, Китае. Творческим итогом путешествия стал двухтомный географический роман «Фрегат “Паллада”. Только завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову».

Смысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинениеСмысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинение

«Обломов» — центральное звено романной «трилогии О» Гончарова, куда также входят «Обыкновенная история» (1847) и «Обрыв» (1869). Три романа Гончаров мыслил как единую эпопею.

«Ни на ком здесь нет свежего, здорового лица…»

Отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов рассказывает своему другу Андрею Штольцу о том, каким ему представляется современное общество.

Смысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинение

— … Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь.

Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука!..

Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?

— Что-нибудь да должно же занимать свет и общество, — сказал Штольц, — у всякого свои интересы. На то жизнь…

— Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое.

Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят — за картами.

Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?

— Это все старое, об этом тысячу раз говорили, — заметил Штольц. — Нет ли чего поновее?

— А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! А посмотри, с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носят их имени и звания.

И воображают несчастные, что еще они выше толпы: «Мы-де служим, где, кроме нас, никто не служит; мы в первом ряду кресел, мы на бале у князя N, куда только нас пускают»… А сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие! Разве это живые, не спящие люди? Да не одна молодежь: посмотри на взрос­лых.

Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения! Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтоб похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому.

Третьего дня, за обедом, я не знал, куда смотреть, хоть под стол залезть, когда началось терзание репутаций отсутствующих: «Тот глуп, этот низок, другой вор, третий смешон» — настоящая травля! Говоря это, глядят друг на друга такими же глазами: «вот уйди только за дверь, и тебе то же будет»…

Зачем же они сходятся, если они таковы? Зачем так крепко жмут друг другу руки? Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии! Стараются залучить громкий чин, имя. «У меня был такой-то, а я был у такого-то», — хвастают потом… Что ж это за жизнь? Я не хочу ее. Чему я там научусь, что извлеку?.. Ты посмотри: ни на ком здесь нет свежего, здорового лица…

— Климат такой, — перебил Штольц. — Вон и у тебя лицо измято, а ты и не бегаешь, все лежишь.

— Ни у кого ясного, покойного взгляда, — продолжал Обломов, — все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим — нет, они бледнеют от успеха товарища.

У одного забота: завтра в присутственное место зайти, дело пятый год тянется, противная сторона одолевает, и он пять лет носит одну мысль в голове, одно желание: сбить с ног другого и на его падении выстроить здание своего благосостояния.

Пять лет ходить, сидеть и вздыхать в приемной — вот идеал и цель жизни! Другой мучится, что осужден ходить каждый день на службу и сидеть до пяти часов, а тот вздыхает тяжко, что нет ему такой благодати…

— Ты философ, Илья! — сказал Штольц. — Все хлопочут, только тебе ничего не нужно!

— …Как, всю жизнь обречь себя на ежедневное заряжанье всесветными новостями, кричать неделю, пока не выкричишься? Сегодня Мехмет-Али послал корабль в Константинополь, и он ломает себе голову: зачем? Завтра не удалось Дону Карлосу — и он в ужасной тревоге.

Там роют канал, тут отряд войска послали на Восток; батюшки, загорелось! лица нет, бежит, кричит, как будто на него самого войско идет.

Рассуждают, соображают вкривь и вкось, а самим скучно — не занимает это их; сквозь эти крики виден непробудный сон! Это им постороннее; они не в своей шапке ходят.

Дела-то своего нет, они и разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему! А избрать скромную, трудовую тропинку и идти по ней, прорывать глубокую колею — это скучно, незаметно; там всезнание не поможет и пыль в глаза пустить некому.

— Ну, мы с тобой не разбросались, Илья. Где же наша скромная, трудовая тропинка? — спросил Штольц.

Обломов вдруг смолк.

— Да вот я кончу только… план… — сказал он. — Да бог с ними! — с досадой прибавил потом. — Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…

— Какой же это идеал, норма жизни?

Обломов не отвечал.

— Ну, скажи мне, какую бы ты начертал себе жизнь? — продолжал спрашивать Штольц.

— Я уж начертал.

— Что ж это такое? Расскажи, пожалуйста, как?

— Как? — сказал Обломов, перевертываясь на спину и глядя в потолок. — Да как! Уехал бы в деревню.

Источник: https://foma.ru/oblomov-pochemu-vam-stoit-perechitat-etot-roman-dazhe-esli-len-eto-delat.html

Сочинение: смысл жизни и смерти Обломова

Рано или поздно все задумываются о смысле жизни. На этот философский вопрос обычно находится простой ответ. Все зависит от индивидуальных ценностей человека. В романе И. А. Гончарова тоже затронут смысл жизни и смерти Обломова. Изначально главный герой не вызывает даже легкой симпатии. Он ни к чему не стремится, бездеятелен, да и с большими проблемами не сталкивался.

Смысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинение

Причиной такого существования стала жизнь Обломова. Он по происхождению из барской семьи, с детства был окружен родительской заботой. Главный герой до сих пор существует спокойно и настолько привык к монотонности, что менять ее у него не возникает желания. При этом он не «пустышка». У Обломова богатое воображение и живая душа. Это и заинтересовало молодую женщину – Ильинскую Ольгу.

Однако обрести желанный покой Обломов смог лишь с женой Агафьей, которая окружила его заботой и любовью. В итоге главный герой вновь вернулся к обычному своему состоянию бездеятельности. Идеалы и принципы Обломова для многих непонятны. Он кажется ленивым, неинтересным.

Однако смысл жизни и смерти Обломова, кратко: заключается именно в покое, спокойствии. Это для него и есть счастье. Если смотреть масштабно, то для мира главный герой ничего не сделал, жизнь его протекала незаметно и недолго. Зато он испытал счастье и доживал свой век в кругу близких людей. После смерти героя его жена действительно искренне плакала по мужу.

Яркий пример противоположного характера Обломова, смысл жизни и смерти которого – в тишине и спокойствии, представляет Андрей Штольц. Это друг героя, который составляет резкий контраст. Андрей очень деятельный, стремится к самореализации, старается добиваться всего самостоятельно.

Обломову, наоборот, претит кипучая энергия повседневности. Он предпочитает комфорт и его вполне устраивает свой небольшой мирок в замкнутом пространстве. Обломову чужда суета и движение, он к ним равнодушен. Женившись на Пшеницыной, Илья Ильич обрел долгожданный покой и вновь надел любимый домашний халат.

Он запомнил «Обломовку» такой, какая она была в детстве и боится увидеть ее разоренную, погибающую. Это лишит героя последних иллюзий, за которые он хватается и чем живет. В результате он постепенно угасает.

В этом и заключается смысл смерти Обломова – умственное, физическое и моральное умирание. Нельзя удерживать прошлое, жертвуя ради него полноценной жизнью со всеми ее радостями и неприятностями.

Нельзя отказываться ради мечтаний и мифических идеалов от настоящего. Это трагическая история, для которого прошлое стало реальнее настоящего.

Нельзя останавливаться и нужно всегда двигаться вперед, расширяя границы своего комфорта.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-smysl-zhizni-i-smerti-oblomova.html

Жизнь в Обломовке в романе "Обломов" Гончарова: образ жизни обломовцев

Главная страницароман «Обломов»

Смысл жизни в романе Обломов Гончарова сочинение
Илюша Обломов и няня.
Художник П. Н. Пинкесевич

Деревня Обломовка играет важнейшую роль в жизни Ильи Обломова, главного героя знаменитого романа И. А. Гончарова «Обломов». В этой статье представлено описание жизни в Обломовке в романе «Обломов»: образ жизни обломовцев и т.д.
Деревня Обломовка является земным раем и идеалом жизни для Ильи Ильича Обломова:
«…в своем земном раю – в Обломовке…»В Обломовке ничего не меняется уже много лет. Родители Обломова мало занимаются своим имением и не развивают его. Когда хозяином становится сам Обломов, он тоже ничего не меняет в имении:
«…Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну…»

Обломовка расположена далеко от других населенных пунктов:

«…Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати…»

Жизнь в Обломовке протекает тихо, спокойно и предсказуемо. В этой местности не бывает грабежей, убийств и т.д.:

«…Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их…»«…Как все тихо, все сонно в трех‑четырех деревеньках, составляющих этот уголок!..»  «…Тихо и сонно все в деревне…» В Обломовке царит атмосфера лени и неподвижности:
«…все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью…» И хозяева, и крестьяне в Обломовке являются настоящими домоседами. Обломовцам нравится сидеть дома, а не «шататься» где-то:
«…В Обломовке мужики смирные, домоседы; что им шататься?..»

Крестьяне из Обломовки выезжают в люди очень редко — около 3 раз в год:

«…Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели…»Жители Обломовки не любят что-либо ремонтировать вовремя и откладывают ремонт до последнего. В результате этого господский дом и другие постройки в Обломовке выглядят старыми и запущенными:
«…родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и настройками и с запущенным садом…»Самой главной заботой в Обломовке является пища. Среди обломовцев царит настоящий «культ еды»:
«…Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!..»«…главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом…» Один из обязательных пунктов в распрядке дня обломовцев — это послеобеденный сон. Плотно пообедав, обломовцы дружно укладывается спать:«…И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна…»При этом послеобеденный сон является привычкой не только у хозяев, но и у крестьян:
«…И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне…»  «…Илья Ильич заглянул в людскую: в людской все легли вповалку, по лавкам, по полу и в сенях…»

В Обломовке не принято много трудиться. Обломовцы воспринимают труд как какое-то наказание:

«…Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным…»

Читайте также:  Сочинение владимир дубровский (образ и характеристика) (6 класс)

Образ жизни в Обломовке однообразен и скучен. Но обломовцам нравится эта монотонность. Каждый день здесь похож на предыдущий:

«…Их загрызет тоска, если завтра не будет похоже на сегодня, а послезавтра на завтра. Зачем им разнообразие, перемены, случайности, на которые напрашиваются другие? Пусть же другие и расхлебывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет…»Благодаря размеренному образу жизни, Обломовцы живут долго и болеют мало:
«…Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго…»
Это было описание жизни в Обломовке в романе «Обломов» Гончарова: образ жизни обломовцев, распорядок дня жителей.
Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/08/zhizn-v-oblomovke-roman-oblomov.html

Смысл романа Обломов Гончарова, смысл финала и анализ названия для урока по роману — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю.

Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим.

В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы.

Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь.

Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым.

Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности.

Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване.

Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов.

Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич.

Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному.

Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом.

Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания.

Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором.

Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели.

Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим.

Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21696-smysl-romana-oblomov-goncharova-smysl-finala-i-analiz-nazvaniia-dlia-yroka-po-romany.html

Размышления о смысле жизни над страницами романа Гончарова Обломов

Илья Ильич Обломов – человек, познавший когда-то светскую, деловую суету, но не ужившийся с людьми, которые потеряли простор чувств и воображения, которые мыкаются и дробятся, прогибаются под кого-то и зачем-то, но сами не зная: зачем? Он в некотором роде философ, по крайней мере, человек думающий, и думающий не о суете и сплетнях, а о вечном, главном. Но его природа не дает ему сделать нечто большее, нежели только мечты, планы и размышления. Обломов – ценитель жизни (как проявления очень красивого и гармоничного) и, может быть, он сам пытается отстранить себя от той грязи и пошлости (по большей части своей) вокруг себя, сохранить душу и достоинство, даже некую самобытность, оградившись стенами пыли и спокойствия; закутавшись в халат, Обломов наблюдает за всем со стороны сквозь призму гармонии Обломовки, он настолько отстраняется от внешнего, что в какой-то момент перестает замечать, что наличие живой энергии в нем самом уже почти иссякло…

Андрей Штольц – в нем преобладает та энергия и живость, которой так не хватает Обломову для достижения гармонии и воплощения мечтаний в реальность.

Штольц всегда, везде и во всем: за что бы ни взялся – делает исправно, при этом совершенно не задумываясь о том, каким образом и ради чего он трудится (как говорит сам Штольц, он трудится во имя труда, так как труд и есть проявление жизни, но эти размышления довольно скудны по сравнению с теми вопросами, которыми задается Обломов). Штольц всегда чем-то занят, много где бывает, общается с множеством интересных людей, но про Обломова не забывает. Ему как будто чего-то не хватает, но это нечто большее, нежели труд (это показывает странная дружба Обломова и Штольца).

«Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы … ехал посидеть на широком диване Обломова, и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу, и всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком». Те недостающие, для гармоничного существования, покой и умиротворенность Штольц находит в Обломове, что-то в этом деловом человеке тянется к простому, высокому и светлому. А это показывает, что и позиция Штольца не совсем верна. Трудом человек может заглушить в себе вечные вопросы, но не найти ответы на них.

Штольц живет так, как надо, как подобает такому человеку. Он как отлаженный механизм, нет чего-то поистине живого.

Ольга Ильинская – для нее жизнь – это дом. Она живет так, как ей кто-то когда-то сказал, так, как надо. Она подавляла свои чувства, желания и эмоции. Даже в любви Ольга выполняла «педагогическую миссию», она пыталась «переделать» Обломова под себя и под стандарты общества.

Главной задачей романа является решение вопроса: как и для чего жить? Жить так, как хочешь ты, или так, как живут все, как надо жить?! Обломов живет как хочет, он не растрачивает себя, живет во внутренней гармонии с самим собой, но в конце жизни он «укладывает себя в гроб».

Андрей и Ольга жили так, как надо, как того требовало время и общество, но Штольц нуждался в покое и душевности Обломова (их дружба), а Ольге в конце романа тоскливо и грустно, ей не хватает душевности и чувств, которые она в себе погубила. Она не прожила жизнь, а выполнила ее, и, как получается, не совсем удачно.*

Жить так, как надо – это всегда значит закончить, прожить неудачно, потому что никто и никогда не узнает, КАК ЖЕ надо жить.

Все люди разные, у всех разное «надо», и если ты будешь жить по чужому «надо», то в итоге свою-то жизнь ты погубишь, а в чужой ужиться не сможешь.

А для того, чтобы жить так, как хочешь ты, надо четко представлять, чего же ты хочешь, потому что иначе ты будешь лишь говорить, что живешь как хочешь, а на самом деле будешь лишь мыкаться по чужим «надо».

*И все же в конце концов Обломов умер тихо и спокойно (не каждому дается такая смерть!), но он ее заслужил. Он выбрал верный путь, пусть и не совсем удачно все сложилось, и оставил больший след в жизни людей (Ольги, Штольца, Агафьи), а его сын, отданный на воспитание Ольги и Штольца, может быть, вырастет тем самым человеком, который сможет прожить свою жизнь и проживет ее удачно!..

Источник: https://5uglov.ru/post/10967_razmishleniya_o_smisle_zhizni_nad_stranicami_romana_goncharova_oblomov

Смысл жизни в романе Обломов (И. Гончаров) | Литерагуру

(351 слово)

Иван Александрович Гончаров — русский писатель и литературный критик, чьи произведения не теряют актуальности и по сегодняшний день.

Достаточно вспомнить знаменитый роман «Обломов», который до сих пор будоражит сознание людей, заставляя их задуматься о собственном смысле бытия.

Противопоставляя Обломова и Штольца, автор как бы незаметно даёт читателю шанс осознать собственное предназначение в жизни.

С юных лет Обломова окружали лень и праздность существования. Родители всячески пытались сдерживать подвижного и любознательного мальчика, тем самым навсегда огородив его от внешнего мира стеной апатии.

Такая преграда вовсе не являлась его пределом, она лишь «защищала» его натуру от неожиданных поворотов судьбы, которые никак не вписывались в его планы лежать на диване целыми днями и звать своего слугу — Захара.

Казалось бы, человек попробовавший себя на «службе», но потерпевший неудачу, должен встать и идти вперёд! Однако Илья Ильич тащит себя назад, умирая духовно. Смысл его жизни заключался в комфортном существовании, только и всего.

Другое дело — позиция Андрея Ивановича Штольца. Целеустремлённость, отвага перед лицом жизненных преград — лишь новые ступени к достижению чего-то большего. Родители Штольца закладывали в его образование как любовь к труду, так и любовь к искусству.

И все же, здесь тоже не все идеально: Андрей живёт в будущем, не особо задумываясь о настоящем, что не даёт ему ни единого шанса остановиться и жить так, как он того хочет. Смысл его жизни в саморазвитии, которое не только возвышает его над остальными, но и губит.

Именно поэтому он не может стать «живым», он мертв, как машина. Об этом говорит и его отношение к Ольге Ильинской: она является его «ученицей», которая слушает его философские размышления. Его чувства — это механизм, который он заводит, как только видит в этом какую-то цель.

Но все его стремления направлены на достижение суетных и преходящих вещей, а не на постижение ценности и мудрости жизни, поэтому он не может достичь счастья.

Гончаров в своем романе не дает ответа, в чем заключается смысл жизни, ведь герои так его и не нашли. Обломов приковал себя к кровати, утратив способность к самореализации. Штольц же, занимаясь своим будущим преуспеянием, забыл о настоящем и утратил духовные ценности. И в том, и в другом положении истинное значение бытия утрачено и сведено к бесцельному существованию.

Алина Прошина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/smysl-zhizni-v-romane-oblomov-i-goncharov/

Сочинение на тему: Смысл жизни в романе Обломов, Гончаров

­Главная>Сочинения по произведению Обломов

Смысл жизни

Роман И. А. Гончарова «Обломов» невольно заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно более детально рассмотреть образ главного героя.

Илья Ильич Обломов — типичный представитель дворянства середины 19-го века. В период, описанный Гончаровым в книге, крепостное право пока еще не было отменено, но уже изживало себя.

В распоряжении главного героя было около 300 душ крестьян, которые все делали за него.

Его личный слуга Захар был таким же ленивым, как он сам. Оба любили ничего не делать, а только целыми днями лежать на диване, есть и спать. Все дни Ильи Ильича были лишены смысла и новых впечатлений.

Время от времени к нему захаживали друзья, бывшие коллеги и просто знакомые. Это и Волков, и Судьбинский, и Пенкин.

Послушав их, Илья Ильич делал для себя вывод, что их жизнь не интересна, ничем не примечательна, так зачем же куда-то торопиться и прилагать какие-то усилия.

Таким образом, Обломов не имел никаких целей, идеалов и стремлений. Ему легче было жить в пространных размышлениях и бесполезных мечтах. Эта лень и апатия к жизни были следствием его воспитания.

Герой родился и вырос в родовом имении Обломовке, где его освобождали от любых дел и с детства приучали ничего не делать. Таким он и вырос, таким и остался на всю жизнь инфантильным ребенком.

При этом герой не лишен разума, интересной и располагающей внешности.

С ним всегда интересно беседовать. Его размышления увлекают, заставляют задуматься. Автор подчеркивает, что у него золотое сердце и чистая душа. Однако это ни к чему хорошему не привело.

Он так и прожил всю жизнь зря, не достигнув ни одной достойной уважения цели. Пожалуй, единственным правильным шагом было завещать сына на воспитание Штольцу. Этот герой полный антипод Обломова.

Решительный, упорный, прагматичный, он знал, к чему стремился и знал, как достигать желаемого.

Штольцу всегда сопутствовал карьерный успех, а впоследствии он достиг счастья и в личной жизни, женившись на неординарной, умной и деятельной Ольге Ильинской. Обломов прекрасно понимал всю несостоятельность и слабость своего характера.

Читайте также:  Сочинение по картине в сельской библиотеке шевандроновой

Он знал, что Штольц смог бы воспитать из его сына настоящего мужчину, поэтому после своей смерти просил друга забрать Андрюшу к себе.

Следует отметить, что, несмотря на то, что жизнь Обломова была лишена смысла, гармонию, хоть и ненадолго, он нашел.

Последние годы жизни он провел рядом с Агафьей Пшеницыной — человеком, который полностью соответствовал его пониманию идеала.

Она для него готовила всякие яства, штопала халат, вела хозяйство, одним словом, помогала ему оставаться в своем мире грез и ничего не деланья. Невольно хочется сравнить этого героя с сорняком, ведь он жил как растение, без действий и впустую.

Единственной реальностью Обломова был тот самый диван, с которого он редко вставал. Тем временем, вся жизнь проходила мимо.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров
  • Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров
  • Краткое содержание Обломов, Гончаров
  • Краткая биография Ивана Гончарова

Источник: https://www.sdamna5.ru/smysl_zhizni_oblomov

Размышления о романе Гончарова «Обломов»

Евгения Кошечкина

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

В самом начале романа И.А.Гончарова «Обломов» автор раскрывает образ главного героя, но не только его внешность, манеры, привычки, но и чувства, мысли. Можно даже почувствовать сам исход романа после этого описания, бесконечно долго тянущегося введения читателей в жизнь Обломова: один только день его существования занимает четверть романа.

Так какой же этот Илья Ильич Обломов? Человек «приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Действительно, Обломов не имел никакой идеи, т.к. он даже и не трудился задавать себе такую сложную задачу. Ему было просто лень что-либо выдумывать.

Хотя Обломов не мог не мыслить, он часто мучил себя задачами: ехать или не ехать в Обломовку, встречаться ли с Ольгой, даже начать ли читать. Но он был настолько безвольным, беспечным и ленивым, что обычно просто не мог решить эти задачи: «Редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение».

Все кончалось тем, что он охал, вздыхал или просто засыпал. Вся жизнь текла медленно, однообразно и скучно для него.

Гости, посещающие Обломова, такие как Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, приглашают его на обед, на вечер, просто развлечься. Но они все равно не смогли сдвинуть его с места – у него даже «платье не готово».

Еще один гость, часто посещавший Обломова, — Михей Андреевич Тарантьев. Не даром, не просто так он заходит пообедать к Обломову, а из собственной выгоды, а позже даже ворует у него большие деньги. Это настоящий мошенник, только и умеющий поживиться с помощью хитрых выдумок да придуманных подвохов.

Хотя в детстве он был очень способным, у него не оказалось возможности применить эти способности в учебе, зато «теоретиком» он остался на всю жизнь. «Никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства».

Именно этой своей способностью он и воспользовался, чтобы заполучить оброк с Обломовки.

Обломов сначала хорошо относился к Тарантьеву, даже думал, что тот помогал ему, может быть, потому, что Тарантьев считал, что делает честь всякому своим посещением. Но позже, узнав о подлости, Обломов окончательно порвал с ним и выгнал его. Он сам понял, что Тарантьев – ничтожество (но не без влияния Штольца: они поссорились после его отъезда).

Почему Обломов и Штольц были такими близкими друзьями? Возможно, не только потому, что они росли вместе, а потому, что они были «столь различны меж собой». Штольц с его живым умом, жаждой действия, устремленностью к полноте жизни, и Обломов с его ленивостью, «голубиной нежностью» и «чистой душой».

Штольц прекрасно понимает Обломова, знает, что его необходимо расшевелить, может быть, даже силой заставить его уехать, поменять образ жизни, окружающую атмосферу. Штольц пытается все это предпринять, но бесполезно. Обломов каждый раз увиливает, находит отговорки (говорит, что приедет «попозже»).

Казалось, все потеряно, нет больше шансов.

Но появляется милый образ Ольги. И в уснувшей душе Обломова пробуждаются чувства. Но он боится понимать эти чувства, не знает, что в нем происходит.

Сама Ольга очень полюбила Обломова. Она видела в нем не только то, что видели все, но и то, что мало кто замечал: его нежность и чистоту, неумение лгать и делать подлости. Эти свойства души Обломова заметил и Штольц.

Возможно, потому, что Штольц и Ольга были очень похожи; у них были общие интересы, общие цели. Ольга надеялась пробудить в Обломове тягу к жизни, она думала, что он изменится благодаря ей, хотела передать ему свои интересы.

Но Обломов, как только возвращался от Ольги и переступал порог своего дома, попадал в атмосферу лени и бездеятельности: ни к чему привыкать не надо, обычная обстановка, обычные люди, обычные новости. Все вставало на свои обычные места. Из-за вымышленных страхов было неудобно и лень появляться дома у Ольги, было боязно встречаться с нею: а вдруг кто-нибудь подумает что-нибудь?

Обломову ничего не оставалось, кроме дремоты, мечтаний да никчемных раздумий. Хотя, послушай бы он Ольгу, все было бы иначе. Но этого не случилось.

Так и провел он всю свою оставшуюся жизнь. Что же так влияло на него, что давило своей непомерною тяжестью? – Обломовщина!

« Назад к списку

Источник: http://www.rhapsody.ru/compositions/razm_oblomov.html

Сочинение на тему «Мое отношение к Обломову»

Иван Александрович Гончаров в своем выдающемся романе «Обломов» описал действительность середины XIX века, отразил образы русского общества, характерные для той эпохи. Выхода романа в свет ждали долго.

В первой части своего романа Гончаров описывает обычный день из жизни обычного помещика России Ильи Ильича Обломова. Он не работает, не служит, избегает выхода в свет, ведет обычное, скучное существование, лежит все время на своем диване и размышляет о будущем, не имея определенных целей.

Вся его жизнь ограничивается рамками одной комнаты, которая служит ему спальней, кабинетом и приемной. Обстановка была удручающей. Лежанье было у него нормальным состоянием.

С первого взгляда кажется, что в Илье Ильиче нет ни капли воли, а если уж есть, то так мало, что ее хватает лишь на одно действие: чтобы хоть иногда вставать с постели. Он ничего не старается делать и не видит смысла в делах, так как не считает какую-либо деятельность настоящей целью человека.

Он не хочет карьеры чиновника, погруженного в бумагах, он не признает высший свет, ведь в нем, как он считает, нет искренних чувств и вольной мысли. Понятно, что у безвольного человека мало друзей. Все, кто к нему не приходил, делали это лишь для того, чтобы иметь какую-нибудь выгоду.

Но был у него один настоящий друг – Андрей Штольц. Только он вносил в мрак его сознания хоть какой-то луч жизни и хотя бы на время вытаскивал Обломова из того болота лени, безразличия и лежания, в котором тот завяз навсегда.

Андрей знакомит Обломова с девушкой Ольгой, надеясь, что чувства любви способны изменить его друга. Становится видно, что не все чувства в душе Обломова угасли. В герое просыпается любовь. Это чувство становится той долгожданной ниточкой, за какую Ольга старается вытянуть Илью Ильича из его душевного болота к счастью, радости, любви.

Но тот пугается своих чувств и отпускает ниточку. Обломов и Ольга – совершенно разные люди. И героиня романа вскоре поняла это. Желание не обременять себя лишними хлопотами берет верх над всеми хорошими душевными качествами, какими обладал Обломов. И жизнь опять теряет у него всякий смысл.

Можно сказать, что Илья Ильич постепенно, медленно, сам не осознавая этого, укладывается в гроб. Однако со временем к главному герою все-таки приходит настоящее, пусть и позднее, прозрение. Он признается своему другу Штольцу в том, что осознал: он гаснет. Хотя Обломов и остался прежним, он все же, пусть и запоздало, но признал все свои ошибки.

Беда героя в том, что он за всю свою жизнь не видел примера жизненного идеала, настоящего мужчины, а стать таким, как его друг Штольц, он не мог , так как его душа совсем другая.

Когда читаешь роман, то переживаешь все то, что переживал Обломов. Испытываешь радость и грусть, восхищение и разочарование. С одной стороны видно, что Илья Ильич – настоящий увалень и в нем не возможно найти ни капли стремления к жизни.

В тоже время, с другой стороны понимаешь, что таким его сделало общество, что вины его нет. С малых лет он был подвижный, озорной, в молодости стремился к высоким идеалам, думал о своей пользе человечеству. По-моему, он многого бы добился, если бы ничто ему не мешало.

Но встретив препятствия, Илья Ильич решил остановиться на достигнутом.

Я считаю, что автор романа, Гончаров, описывая это душевное падение своего героя, хотел показать читателям, как низко, ничтожно выглядит человек, который в душе Обломов. Из этого романа можно многое почерпнуть.

Каждый, читая это произведение, понимает, что без цели жить нельзя, и, если он не хочет стать похожим на Обломова, то должен ставить перед собой и пытаться достичь все новых, а потом и новых целей.

Человек должен стремиться к покорению своих вершин при любых обстоятельствах, какие бы жизненные трудности не возникали на пути, какие бы препятствия не приходилось преодолевать. Тогда на такого человека посмотрят с восхищением, и тогда он сможет сказать, что победил в душе обломовщину.

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/goncharov/oblomov/moe-otnoshenie-k-blomovu

Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным)

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным)

  Скачать сочинение

    Роман Гончарова “Обломов” заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Кто такой Илья Ильич Обломов? Обыкновенный лентяй или человек, не видящий абсолютно никакого смысла в жизни? Образ Обломова заслуживает пристального внимания хотя бы ради того, чтобы составить исчерпывающее мнение об этом человеке.
    Жизнь Обломова пуста и бессмысленна.

Да можно ли назвать его существование жизнью? У Ильи Ильича нет абсолютно никаких стремлений, каждый его день похож на предыдущий. Он пребывает в своем растительном существовании, не отвлекаясь ни на что.
    Обломов всячески противится тем, кто пытается его поднять с уютного дивана. Внешний мир представляется Обломову чуждым и враждебным.

Обломов ни болен, ни разочарован в жизни. Просто ему удобно жить так, как он живет, — в полном бездействии. Он целыми днями лежит в своем халате из персидской материи.

Причем “лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”.

    Как может быть бездействие нормальным состоянием человека? Жизнь человеческая — это постоянное движение, постоянный поиск чего-то нового, новых впечатлений, наслаждений, постоянное стремление что-то сделать, что-нибудь изменить. Можно сказать, что жизнь человеческая бессмысленна по своей сути.

Один человек не в состоянии изменить мир, к тому же далеко не каждому удается совершить что-то значительное. Но ведь смысл совсем не в том, чтобы совершить великое открытие или изменить мир.
    На долю каждою человека выпадает определенная необходимость справляться с повседневными делами. Без этого выполнения вся жизнь тускнеет, абсолютно утрачивая всяческий смысл.

Достаточно вспомнить неубранную и запущенную комнату Ильи Ильича, чтобы констатировать, что уважающий себя человек не должен допускать такого. “Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною…

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них…

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память… Ковры были в пятнах.

На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки”.
    Столь пространная цитата позволяет увидеть обстановку, в которой находится Илья Ильич Обломов.

Казалось бы, какое влияние комната может оказывать на него? Но тем не менее отсутствие должного внимания к своему жилью характеризует человека далеко не с лучшей стороны. Илья Ильич охотно упрекает Захара за лень и неряшливость.

И тот, в свою очередь, возражает: относительно пыли и грязи — “чего ее убирать, если она снова наберется” и что клопов и тараканов не он выдумал, они есть у всех. Илья Ильич не может заставить работать далее собственного слугу, разве под силу ему значительные изменения в своей родной деревне Обломовке? Конечно, нет.

И тем не менее Обломов, лежа на диване, постоянно строит радужные планы относительно переустройства в деревне. Все мечты и планы Обломова совершенно оторваны от жизни, он не может направить их на что-то конкретное, реальное. Можно ли назвать Обломова мечтателем? Конечно, можно. Все мечты Ильи Ильича согревают ему душу, но ни одна не является хоть как-то приближенной к жизни.

    Интересно понаблюдать за самим Обломовым, когда он находится в состоянии задумчивости: “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности…”.
    Несомненно, что Обломов на самом деле является удивительно беспечным человеком.

Он не задумывается о собственном благополучии, его устраивает абсолютно все. И вот именно это делает его счастливым. На мой взгляд, нельзя отрицать, что Обломов — по-настоящему счастливый человек. Он не приемлет суеты, светское общество утомляет его. Он живет в собственном мире, и, невзирая на его лень и безразличие к окружающей жизни, внутренний мир его достаточно богат.

Обломов интересуется искусством, он ценит хороших людей.
    Получается двойственная картина. С одной стороны, Обломова можно назвать счастливым человеком потому что счастье — это прежде всего гармония с собой и с окружающим миром. А жизнь Обломова очень гармонична. Он ни о чем не жалеет, не переживает о том, что у него не получается.

Он доволен своей жизнью, вполне доволен собой.
    С другой стороны, совершенно справедливо можно назвать Обломова несчастным человеком. Его жизнь пуста, его ничто не радует, он постоянно пребывает в полусне. Его не тревожат яркие чувства и переживания, он даже не проявляет каких-либо эмоций.
    Илья Ильич, в сущности, абсолютно беспомощен.

Он настолько привык к своему образу жизни, что не может даже представить себя в иной ситуации. Обломов привязан к своему слуге Захару. И в этой привычке также раскрываются такие его черты, как консерватизм и нежелание что-либо менять.

“Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильчи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним”.
    Обломов — это тип, характерный для своего времени. В нем присутствует абсолютное безразличие ко всему, что его окружает. Обломов инертен и апатичен, он не меняет свою жизнь, потому что она его полностью устраивает. Но если вдуматься, почему она его устраивает? Прежде всего Обломова устраивает абсолютно все именно потому, что он не знает другой жизни. Мимо него проходит бурный жизненный поток, череда дел, которые предпринимают окружающие, мимо него проходит любовь, возможность семейного счастья, возможность сделать блистательную карьеру, а он все лежит и лежит на своем диване, погруженный в свои заоблачные грезы.
    Трагедия Обломова заключается именно в этом нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира, чтобы увидеть большой и прекрасный мир внешний. Погруженность в себя, в свои мысли и мечты — безусловно, хорошее качество. Но одновременно его можно назвать бесперспективным и бесполезным. Обломов постепенно опускается, его внешний вид говорит сам за себя. Ему безразлично, как он выглядит, какое впечатление производит на окружающих. Ему безразлично, что было вчера и что будет завтра. Ему важно только, чтобы был уютный диван, чтобы никто его не тревожил и не заставлял ничего предпринимать.

    Постоянно пребывая в бездействии, человек опускается, деградирует. В жизни Обломова именно это и происходит. В его жизни постепенно не остается ничего, что можно было бы назвать словом “смысл”.

Полная бессмысленность существования — именно это мы и видим в романе. Постепенно пропадает всякое желание что-то делать, и человек катится по наклонной.

Роман Гончарова “Обломов” заставляет читателя понять, насколько тягостной может стать жизнь, если человек не видит в ней никакого смысла.

64671 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00083701184864045907

Ссылка на основную публикацию