Сочинение данко из повести старуха изергиль (характеристика и образ)

Сочинение Данко из повести Старуха Изергиль (характеристика и образ)

Перед вами сочинение по рассказу
А.М. Горького «Старуха Изергиль», написанному в 1894 годе. Тема сочинения – «Данко
и старуха Изергиль». Сочинение подходит для учеников 7 – 11 классов.

Данко и старуха Изергиль

Разоблачение буржуазной
морали и индивидуализма, как основной ее черты, является характерным для
творчества Горького в конце 90-х годов. В его произведениях этого времени
воспевается героический, подвиг во имя свободы и счастья, люди с «солнцем
в крови
«, сильные, гордые, красивые.

Рассказ «Старуха Изергиль«, написанный в
1894 году, является одним из таких произведений М. Горького. Рассказ состоит из
трех самостоятельных эпизодов. Первый — легенда о Ларре, человеке гордом и
независимом; второй — рассказ Изергиль о своей молодости; третий — легенда о
Данко.

Ларра полагал, что счастье в
гордом одиночестве, но его холодный ум без доброго молодого сердца не дает ему
силы и счастья. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для
этого.

Только лишь кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не
выдерживает испытания одиночеством. И величайшее благо — жизнь становится для
него безысходной мукой.

В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к
своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Во втором эпизоде рассказа
Изергиль повествует о собственной, по-своему значительной и красочной жизни.
Она знала и любовь, и подвиги, не раз жертвовала собой ради достойного, с
готовностью помогала хорошим людям. Ее рассказ — это не перечень любовных
похождений, это жизненный поиск счастья и свободы трепетной души.

Встречая
свободолюбивых мужественных людей на своем пути, Изергиль стремилась оставить
след в сердцах и воспоминаниях тех, кому дарила свою любовь. Не зная цели в
жизни, живя для себя, она ищет свой способ оставить след па земле. И пусть о
ней не сложена легенда, но ее мудрый жизненный вывод будит в ней высокие
стремления.

Она говорит:

«Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигу».

Уже в самом начале своего
рассказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства»
и «юных, которые любят«. Это очень важно и для автора. Яркие,
сильные люди всегда были привле­кательны для него.

Для Горького сила — в
стремлении вперед «к свободе, к свету«. Лишь
горячее сердце, любовь к людям, сильная воля и готовность пожертвовать собой
ради других помогут пройти этот путь.

Сложен он и доступен только истинным
героям.

Таким героем является Данко. Данко ведет свой народ на волю рабской жизни. На их пути необычайные трудности, непреодолимые препятствия. Изможденных и потерявших надежду людей спасает «молодой красавец» Данко. Он любит людей. В образ Данко Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все силы отдаст служению народу.

И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени, вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом горящего сердца, Данко смело повел их вперед.

И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха«.

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер».

Умирает Данко, гаснет его
смелое сердце, но образ юного героя жив, сохранилась огненная память о нем;
перед грозой в степи вспыхивали голубые искры растоптанного сердца героя.

Идею беззаветной любви к
людям, героического самопо­жертвования во имя счастья людей утверждает Горький
в легенде о Данко. Яркий подвиг Данко и «мятежная жизнь»
Изергиль — это разные проявления человеческой любви к людям.

Конечно, жизнь
Изергиль с ее исканиями, мучениями, иногда с эгоистическими мотивами не похожа
на подвиг смелого Данко. Но эти два образа объединяет горячее стремление к
свободе, любовь к людям, желание сделать что-то значительное для них, оставить
о себе память и след на земле.

Данко, жертвующий собой ради других, конечно,
сильнее Изергиль. Он герой. Он воплотил в себе высшее понимание красоты и
величия человека.

Ранние революционно-романтические
произведения М. Горь­кого, к которым относится и рассказ «Старуха Изергиль«, имели большое
значение в эпоху недовольства и ожидания решительных перемен в обществе.

Герои
этих произведений — люди «с солнцем в крови«, сильные,
гордые, красивые. Эти герои — мечта Горького.

Такой герой должен был «усилить
волю человека к жизни: возбудить в нем мятеж против действительности, против
всякого гнета ее
«.

Надеюсь, вам понравилось сочинение «Данко и старуха
Изергиль»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-danko-i-staruha-izergil-po-rasskazu-a-m-gorkogo/

Характеристика Данко из рассказа “Старуха Изергиль” – героя Горького — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

В рассказе “Старуха Изергиль” М. Горький воспевает сильных, храбрых и свободных людей.

Его герои наделены сверхчеловеческими характеристиками, они призваны подчеркнуть гуманистическую составляющую человеческой натуры.

Рассказчик узнаёт от старухи Изергиль про смельчака Данко, который пожертвовал собой ради блага других людей. В статье раскрывается характеристика Данко из рассказа “Старуха Изергиль”.

Содержание

  • Характеристика героя Данко
  • Романтические мотивы
  • Смысл легенды

Характеристика героя Данко

Отважный молодой юноша решил вывести свой народ из тьмы в лучшие земли. Они не могли оставаться в своей глуши, это означало стать рабами, умереть от смрада болот. Он принял на себя роль лидера, повёл людей за собой, не зная дороги, но веря в свои силы. “Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы”. Люди доверились ему потому, что он выделялся среди всех:

“Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

Долгая дорога утомила людей, они стали жаловаться, перестали верить в успех. Истощённые и измученные, люди обвинили Данко в том, что они погибнут посреди тёмного леса по его вине.

Тяжёлая участь – ответственность – для того, кто хочет нести бремя лидера. Чудовищная неблагодарность не сломила дух молодого человека. “Пылающий взор” своего проводника народ принял за злобу, люди перестали верить в него. Обессиленные соплеменники обвинили Данко в том, что он не в состоянии спасти их, они не пожелали признать собственную слабость.

Романтические мотивы

Легенда завершается красивейшей аллегорией: любовь Данко к людям была настолько сильна, что он разорвал собственную грудь и достал из неё сердце. Оно осветило путь соплеменников среди грозы и темноты.

Люди увидели, что лес закончился, обрадовались и забыли о своём избавителе. Он вывел их на свет и умер, не услышав ни слова благодарности. Кто-то из людей неосторожно наступил на пылающее сердце, и искры взметнулись в ночной мгле. Никто не заметил даже этого.

Но не ради благодарности был совершён этот подвиг, а ради любви к людям.

Смысл легенды

Образ Данко – символ всепоглощающей любви и веры в людей, чистой и бескорыстной.

Автор называет его “гордым смельчаком”, подчёркивая, что молодой человек совершил свой подвиг не только из-за человеколюбия, но и потому, что был уверен в своих силах и мужественен. Повествование учит идти до конца в своих стремлениях и начинаниях.

В каждом поступке должен быть смысл, мотивация, цель, которая приведёт к желаемому результату. Данко – образ сильной личности, победителя, человека с большой буквы.

В статье представлена подробная, цитатная характеристика образа Данко из рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20195-harakteristika-danko-iz-rasskaza-staryha-izergil-geroia-gorkogo.html

Сочинение на тему: Подвиг Данко в рассказе Старуха Изергиль, Горький

­Главная>Сочинения по произведению Старуха Изергиль

Подвиг Данко

Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был закончен автором осенью 1894 года. Это известное раннее произведение писателя имеет интересную композицию.

Рассказ состоит из трех частей, и, в соответствии с ними, разделен на главы. В каждой части излагается отдельная история.

В первой главе — это легенда о Ларре, во второй — исповедь Изергиль, а в третьей — легенда о великом подвиге Данко.

Данко — это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики.

Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником.

Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.

Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску».

Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого.

А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.

Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.

Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».

Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко — это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль — женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.

Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».

Читайте также:  Смысл жизни в романе обломов гончарова сочинение

Таким образом, для писателя Данко — это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Старуха Изергиль, Горький
  • Характеристики главных героев произведения Старуха Изергиль, Горький
  • Краткое содержание Старуха Изергиль, Горький
  • Краткая биография Максима Горького

Источник: https://www.sdamna5.ru/podvig_danko

Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

Необычные содержание и форма ранних произведений Максима Горького, относящихся к периоду неоромантизма в его творчестве, вызывают у читателей благородные эмоции, пробуждая в них желание стать самим выше.  Во многом это объясняется жанровым своеобразием, которое в некоторой степени можно объяснить влиянием фольклора.

Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.

«Старуха Изергиль» — настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».

Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.

Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям — самопожертвование.

События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений.

Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит  только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.

В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям.

Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы  легче им было схватить и убить Данко».

Им же владело только одно желание — побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.

Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня…. Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца…»

Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность.

Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые — всегда смелы».

Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.

Сам красавец-юноша — подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.

Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.

Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.

Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок — это подвиг.

Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение — словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
  • Максим Горький, краткая биография
  • По произведению: «Старуха Изергиль»
  • По писателю: Горький Максим

Источник: https://goldlit.ru/gorky/1055-obraz-danko

Сочинение: Образ Данко в рассказе "Старуха Изергиль"

(399 слов) Тема свободы является основной в произведении М.Горького «Старуха Изергиль». Автор ставит в центр внимания внутренние поиски человека, он старается разобраться в природе истинного счастья и понять, что же такое свобода.

Писатель акцентирует внимание на трёх персонажах, которые сильно рознятся между собой.

Повествование переходит от одного к другому, старуха рассказывает сначала легенду о Ларре, затем Изергиль посвящает писателя в секрет своего долголетия, а под конец мы знакомимся с благородным Данко, юноше, который самоотверженно спас целое племя людей.

В заключительной части рассказа Горький устами старухи повествует о племени изгнанников, оказавшемся в тёмном лесу. Люди совершенно упали духом, потеряв надежду на спасение. И лишь один герой своим запалом и стремлением к свободе возродил веру в сердцах людей.

Они поверили ему и пошли за Данко (именно так звали героя), который является полной противоположностью Ларре – этот персонаж ненавидел людей. Изергиль же считала себя выше многих, но «спустилась», чтобы впустить в своё сердце любовь. Таким образом, Данко – герой, который вместил в себе лучшие черты.

По мнению писателя, человек не должен отворачиваться от других, он должен служить своим принципам до конца. Отвернуться от чужих бед может только тот, кто слаб духом.

Горький вместе с тем понимает, что люди преисполнены пороков – он прописывает их в образе племени, которое обретает чувство стадности. Как только к ним приходит понимание неизбежности конца, они винят во всём Данко. Чувство злобы в них настолько сильно, что они готовы пойти на убийство того, кто добровольно идёт на жертву ради их спасения.

Герой идёт на жертву, чувство долга у Горького возведено в абсолют. Он несёт своё пылающее сердце, оно бьётся даже вырванное из груди только благодаря его вере в свободу. Получив желаемое, племя даже не вспомнило, какой ценой они нашли путь из лесного заточения, они бросили бездыханное тело, ни на миг не задержавшись возле него.

Никто не вспомнил о Данко. Ослеплённые свободой, они прошли мимо своего спасителя. Писатель в этой легенде показывает, что служить цели и долгу нужно до конца, несмотря на обстоятельства и вопреки безответности. Все три персонажа – Изергиль, Данко и Ларра остались в одиночестве.

Но один лишь Данко не поступил эгоистично, он служил людям, поэтому умер счастливым.

Если человеком движет корысть, то в конечном итоге человек не обретёт желаемое счастье. Свобода заключается в том, чтобы бескорыстно служить людям, делать это от чистого сердца. Персонаж Данко вместил в себе лучшие человеческие качества, по мнению Горького, он наделил его добротой и пылающим сердцем. Такие герои становятся настоящими символами борьбы за идею, свободу или жизнь.

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/374_obraz-danko-v-rasskaze-staruha-izergil/

Анализ легенды о Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»

    Рассказ «Старуха Изергиль» относится к раннему романтическому периоду творчества М.Горького. Центральным образом этого периода является романтический герой, готовый к самопожертвованию, к подвигу ради людей. Этим произведением писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. В горьковском романтизме отразилась вера в будущую победу, оптимистические настроения. 

    Сюжет рассказа построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и на легендах о Ларре и Данко. В легенде о Данко повествуется о смелом и красивом юноше. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужественен и бесстрашен, его влечет к подвигу. Он ставит перед собой благородную цель – быть полезным людям. 

    От глубокого сострадания к соплеменникам, живущим без солнца в болотах, потерявших волю и мужество, и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Эта искра превратилась в факел. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источником его подвига стала глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. 

    Горящее сердце символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастья активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Потому-то они и пошли за ним, что «верили в него».     Писатель наделяет человека почти божественной силой. Смысл деяний Данко – в установлении нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Потому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу и гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.     Образ Данко воплощает в себе идеал человека–гуманиста и личность большой духовной красоты. Этот образ в легенде построен на контрасте. Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига. Подвиг есть следствие огромной любви к человечеству. 

    Композиционно легенда о Данко стоит в заключении всего рассказа, что позволяет выдвинуть идею подвига, самопожертвования на первый план. Жанр истории о Данко можно определить как легенду, сказочную историю, то есть в повествовании существует момент условности.

Началом (экспозицией) легенды является рассказ о том, что в старину жили веселые люди, но затем их прогнали иные племена (развитие действия). Кульминационным моментом является: «и вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».

Развязкой становится повествование о том, что « … еще пылает рядом с трупом Данко его нежное сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце героя…».

Читайте также:  Сочинение сравнение татьяны и ольги лариной

    Легенда о Данко предваряется словами Изергиль о том, что она не видит больше сильных людей — в этих словах содержится пафос будущего повествования. Затем сюжет уже излагается в прямой хронологической последовательности. В повествовании отсутствуют внесюжетные элементы: вставные эпизоды, лирические отступления. 

    Образ Данко создается с помощью нескольких приемов: характеристика героя рассказчиком (косвенное выражение), речь самого Данко. Однако главным все же является характеристика героя посредством его поступков. Внутри же всего рассказа используется прием сопоставления и противопоставления. 

    Речь персонажей взволнованна и напориста. Прием сопоставления (противопоставления) используется также на уровне герой-толпа и выявляет главный идейный смысл произведения. Лейтмотивом характера Данко можно взять строки из другого горьковского произведения: «… безумству храбрых поем мы славу» («Песнь о соколе»).

    Художественное время и пространство легенды условно, а речевая и интонационная организация в целом однородна.

Лексический рисунок насыщен эпитетами («веселые, сильные люди»), метафорами («каменные деревья», «воздушные цветы»), эмоционально-оценочной лексикой («своротить», «душа», «тоска», «роптать»), олицетворениями («ветер бил», «страх родился», «ужас сковал»). Все эти приемы традиционны для романтических жанров и произведений устного народного творчества. 

    Легенда о Данко становится одним из главных произведений в процессе формирования Горьким своей концепции личности, в утверждении писателя, что в жизни есть место подвигам. И свобода человека понимается Горьким как способность к самопожертвованию.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/starukha-izergil/2818-analiz-legendy-o-danko-iz-ra

Образ и характеристика старухи Изергиль в рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького: описание, история жизни

Меню статьи:

  • Внешность Изергиль
  • Жизненный путь
  • Последняя любовь
  • Чему нас учит Изергиль

Конфликт между поколениями всегда выглядит закономерным и логичным. Со временем людям свойственно отказываться от юношеского максимализма, организовывать свою жизнь более практичным способом.

Молодым людям порой сложно представить, что старшее поколение было молодым и представителям этого поколения так же были родственны порывы влюбленности, страсти, смятения и тоски по причине отсутствия возможности или не знания как реализовать себя в обществе.

Рассказы о страстной любви из уст нынешних стариков и старух вызывают у нас улыбку, кажется, что у людей такого возраста может возникать только чувство глубокой симпатии, лишенных всяческих мыслей и действий по направлению похоти.

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» как раз о человеке, жизнь которого не лишена ни страсти, ни перемен в личной жизни.

Внешность Изергиль

Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.

Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.

Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.

Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.

Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.

Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей.

Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее.

Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».

По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.

Жизненный путь Изергиль

Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи.

Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре.

Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.

Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой.

Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись.

Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.

В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному.

Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку.

Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание.

Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.

Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету.

Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает.

Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил.

Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.

Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин.

Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила.

На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой.

И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится.

В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.

Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.

Его скорее всего убил некто влюбленный в нее. Изергиль тяжко вздыхает: « От любви людей гибнет не меньше, чем от чумы». Такой трагизм не действует на нее и не наводит хандру. К тому же в это время она смогла накопить должное количество денег и выкупить себя в жида, но, следовать намеченному плану, и возвращаться домой, не стала.

Последняя любовь

К тому времени возраст Изергиль был близок к 40 годам. Она была все еще привлекательной, хотя и не настолько как в молодые годы. В Польше она познакомилась с очень обаятельным и красивым шляхтичем, которого звали Аркадэк. Пан долго ее добивался, но когда получил желаемое – тут же бросил.

Это принесло женщине немало страданий. Впервые за всю жизнь она побывала на месте своих любовников – ее точно так же бросили, как она бросала влюбленных в нее. К несчастью, на этот раз любовный пыл Изергиль не так быстро иссяк. Она долго добивалась любви, но все было безрезультатно.

Новой трагедией для нее стало известие о том, что Аркадэк попал в плен. На этот раз Изергиль не стала безучастной наблюдательницей событий – она решилась освободить своего любимого.

Ее сил и смелости хватило, чтобы хладнокровно убить стражника, но вместо ожидаемой благодарности и признательности женщина получает насмешки – ее гордость была ущемлена, терпеть такого унижения женщина не стала и ушла от Аркадэка.

Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.

Читайте также:  Сочинение на тему взаимоотношения в семье

Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.

Чему нас учит Изергиль

Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.

Изергиль имела все возможности для реализации своего потенциала (воспользовалась она этим или нет – это уже другой вопрос), но женщина всегда делала выбор, руководствуясь исключительно своей, в некой мере, эгоцентрической позицией.

Это не значит, что она должна была всю жизнь прожить с одним человеком и так же ткать с утра до ночи ковры – но резкость ее поступков непростительна. Вопрос выбора – это еще одна проблема рассказа.

Какая жизненная позиция будет правильной? Всегда ли нужно поступать так, как поступают с тобой? Изергиль могла жить как угодно и остановится в любой момент, но желание любить и дарить любовь другим преобладало в ней до самой старости.

Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/maksim-gorkijj/staruha-izergil.html

М. Горький. Старуха Изергиль

Определите основную тему легенды о Данко.

Тема легенды о Данко — подвиг во имя спасения людей.

Найдите завязку легенды. Почему именно в этот момент читатель встречает главного героя ле­генды?

Завязка легенды о Данко — тот момент, когда люди, уже смирившиеся с рабством, вдруг услышали призыв Данко. И «тогда он повел» людей.

Охарактеризуйте кульминацию легенды.

Кульминация легенды — момент подви­га Данко:

«— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой…»

Каково ваше отношение к поступку Данко и поведению людей? Ответьте на вопрос письменно.

Любой читатель обычно высоко оце­нивает подвиг Данко. Но к поведению людей, которых он спас и которые оста­лись равнодушными к этому подвигу, многие относятся с удивлением и осужде­нием. В легенде осуждаются равнодушие, безразличие и пассивность людей. Вот один из вариантов очень короткого отве­та, подготовленного семиклассником:

«Поступок Данко — это подвиг. Он совершил свой подвиг ради людей, кото­рых он не знал, но которым страстно хо­тел помочь. Мы видим в характере героя легенды и смелость, и решительность, и активную доброту. Те равнодушные люди, которые даже не поняли, что Данко их спас, пожертвовав собой, заслуживают жалости».

Попытайтесь доказать, что перед нами не сказка о Данко, а легенда о Данко.

Когда мы говорим о сказке, то имеем в виду вымысел, намеренную фантас­тическую историю, которая вовсе не за­служивает доверия и оценивается нами как выдумка.

Легенда может иметь в ос­нове реальное событие, которое затем ви­доизменилось в фантастическую историю, у которой все же, как мы понимаем, когда-то были реальные корни. Так, подвиг вовсе не обязательно заключался в том, что герой вырвал свое сердце. Он мог быть более прозаическим.

Но он все же был подвигом во имя людей и поэтому приобрел такие красивые и даже роман­тические очертания, постепенно превра­тившись в легенду.

На этой странице искали :

  • определите основную тему легенды о данко
  • каково ваше отношение к поступку Данко и поведению людей
  • ОСНОВНАЯ ТЕМА ЛЕГЕНДЫ О ДАНКО
  • характеристика старухи изергиль
  • сочинение на тему старуха изергиль легенда о данко

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/m-gorkij-staruxa-izergil.html

Образ Данко «Старуха Изергиль»

В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье.

В то время, когда он писал свой рассказ, он еще не видел конкретного воплощения своей мечты, но позже, в партии большевиков, он нашел людей, бесстрашно ведущих народ по пути преобразования мира.

Горький сравнивал Ленина с «героем легенды, человеком, который вырвал из груди своей горящее сердце, чтобы огнем его осветить людям путь».

Образ Данко оказал громадное революционизирующее влияние на современников. Необходимо вспомнить, при каких обстоятельствах появляется в легенде имя Данко. Люди ослабели от страха.

«Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… По тут явился Данко и спас всех один».

Данко спас людей от примирения с рабством и повел их на борьбу «и свободу — вот революционный смысл рассказа «Старуха Изергиль», с восторгом воспринятый демократической молодежью 90-х годов.

Сам Горький в письме к Чехову высоко оценил свой рассказ: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Конечно, он был слишком строг к себе: им было создано еще немало замечательных произведений, но рассказ «Старуха Изергиль» действительно поражает стройностью и красотой.

Гармонична композиция рассказа. Реалистическое описание бурной жизни мятущейся Изергиль, женщины с сильным характером и отзывчивым сердцем, является естественной связью между легендами об эгоисте Ларре и беззаветном герое Данко. Отличительная черта рассказа «Старуха Изергиль» — резкая контрастность, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Противоположность двух главных героев, Ларры и Данко,- основа композиции рассказа.

Это подчеркивают художественные детали произведения г «глаза Ларры холодны и горды, как у царя птиц», а в глазах Данко «светилось много силы и живого огня»; легенду о Ларре изергиль вспоминает при виде тени от облаков, освещенных холодным голубым сиянием луны, а о Данко ей напоминают вспыхивающие в степной дали голубые языки огня. Жизнь Ларры, мучительная и никому не нужная, тянется бесконечно, а жизнь Данко обрывается, вспыхнув ярким факелом, но в его гибели заключено подлинное бессмертие: только не щадя своей жизни, можно оставить о себе достойную память.

Образ Данко «Старуха Изергиль»

  1. Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних…
  2. Легенда о Ларе в рассказе «Старуха Изергиль» Легенда о Ларре осуждает эгоизм и индивидуализм. Ларра «был ловок, хищен, силен, жесток», он презирал людей и думал, что может…
  3. Первые произведения Горького: «Старуха Изергиль» Первые произведения Горького «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» — сразу привлекли к себе внимание…
  4. Краткое содержание «Старухи Изергиль» Горького Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от…
  5. Твір по оповіданню Горького «Легенда про Данко» На реальному грунті створена й легенда про Данко. Не можна не помітити, що Изергиль у своїх судженнях про життя перегукується…
  6. Головна героїня оповідання «Баба Изергиль» Оповідання «Баба Изергиль» (1894) продовжує цикл романтичних добутків раннього Горького. Головна героїня оповідання — стара молдаванка Изергиль, що розповідає історію…
  7. Жадная старуха Жадная старуха Старуха — зарвавшаяся неудачница. Это воплощение наглости и жадности. Пример того, как некоторые люди, живушие в бедности и…
  8. Причины обращения Горького к романтической поэтике Горький называл «Старуху Изергиль» (пока не написал «Рождение человека») лучшим своим рассказом. Такая высокая оценка удивительна у писателя, беспощадно критически…
  9. Романтическое творчество Горького Время написания ранних романтических рассказов Горького — начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью…
  10. Сочинение «Подвиг» Подвиг Сочинение ЕГЭ. Проявление смелости, красоты души и силы духа — это подвиг. Его способен совершить каждый, но делают это…
  11. Старуха Кабанова, или, просто, Кабаниха Старуха Кабанова, или, как чаще ее называют, Кабаниха, несет в себе ту же стихию самодурства, замешанного на жажде власти над…
  12. Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина Сочинения ЕГЭ по русскому языку Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина —…
  13. Сатира Горького на мещанский образ жизни Тема ренегатствующей интеллигенции была очень злободневной. Она привлекала внимание предшественников Горького — Помяловского и Щедрина, была одной из магистральных в…
  14. Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках:…
  15. Современное отношение к творчеству М. Горького Максим Горький признавался: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего…
  16. Общее суждение о Горьком и его книгах Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в…
  17. Образ Гека Финна и образ Тома Сойера (сравнительная характеристика) В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена — «Приключения Тома Сойера «Приключения Тома Сойера»…
  18. Образ Софьи в комедии «Горе от ума» первый в литературе образ думающей женщины Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье «какую-то энергию характера» и удивился тому, что она, «не дорожа ничьим мнением», ведет…
  19. Образ Калибана и образ Просперо в трагедии Шекспира Носителем высшего, сознающего свои силы и возможности человеческого разума представляется Просперо. Его пытались отождествить с подлинно жившими деятелями Возрождения —…
  20. Тема урока — Образ отца в художественных произведениях Цель урока Осознание учащимися роли отца в воспитании сыновей. Материал для чтения 1.В. К. Железников «Солдат на посту». 2. Н….

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-danko-staruxa-izergil/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector