Сочинение детство обломова в романе обломов

Сочинение Детство Обломова в романе Обломов

Воспитанию принадлежит определяющая роль в формировании характера человека, его склонностей. Именно в детстве и юности закладываются основы нравственных качеств, отношение к труду, в родительском доме человек видит образец, которому следует при создании собственной семьи.

Стремясь нарисовать яркие, жизненные образы героев, русские писатели описывают детские годы своих персонажей, воспитание и образование. Узнавая об этом, читатель яснее понимает психологию героя, мотивы его поступков.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Жизнь в Обломовке

Илья Ильич Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Александровича Гончарова, в читательском восприятии является воплощением бездействия, пассивности, лени. В главе «Сон Обломова» писатель изображает детство героя. Именно с тех лет берут начало взгляды, склонности Ильи Ильича.

Герой видит во сне мир идиллии, которого не касаются житейские бури, где ничто не нарушает раз и навсегда заведенного жизненного уклада. Это край, где верят в самые невероятные мифы, где не пытаются вдуматься в смысл происходящего вокруг.

И хозяева, и слуги живут в полном согласии и доверии, а к Ильюше все относятся как к самой большой драгоценности. Здесь отсчитывают время по церковным праздникам, соблюдают старинные традиции, верят приметам, редко принимают гостей.

Это родительский дом Ильи Ильича, место, где прошли его годы детства, где он получил первые жизненные впечатления.

Какие лучшие, светлые качества были сформированы родительским воспитанием и какие пороки Обломова родом из детства? Попробуем разобраться.

Сочинение Детство Обломова в романе Обломов

Положительные стороны воспитания Обломова

  • В детстве и юности Ильюша был окружен материнской любовью и лаской. Он чувствовал себя любимым и самым нужным, на заботах о нем сосредотачивались усилия родных и многочисленных нянек и слуг. Это сформировало тесную эмоциональную связь с матушкой, которая так важна для ребенка.
  • Близкие особенно заботятся и пекутся о здоровье ребенка. Ради сохранения и поддержания хорошего самочувствия Ильи Ильича родители готовы жертвовать его учебными занятиями.
  • Родители стремятся дать Илье Ильичу достойное образование. В семье понимают, что дворянин должен быть грамотным, умным человеком, обладающим определенным кругом знаний.
  • Семейная среда, тепло и любовь в отношениях становятся для Обломова примером, идеалом семейной жизни. Именно так, неторопливо, в полном согласии, в совместных хлопотах по хозяйству, и должна, по мнению Ильи Ильича, проходить жизнь супругов. К такому идеалу семейной жизни приходит затем Обломов в доме Агафьи Пшеницыной.
  • Любое воспитание ставит своей целью формирование достойного члена общества, представителя определенной социальной среды. Те привычки и тот образ жизни, которые возникли у Обломова в родительском доме, можно сказать, были типичны для поместного дворянства XIX века. Точно так же, как и родители Обломова, тысячи русских помещиков чуждались труда, проводили дни в безделье и застольях, не имели никаких интеллектуальных, духовных интересов.

Сочинение Детство Обломова в романе Обломов

Недостатки в воспитании Обломова

Недостатки в воспитании Обломова являются обратной стороной тех самых лучших побуждений, которыми руководствуются его родители.

  • В атмосфере мертвого покоя, апатии не могут раскрыться заложенные в ребенке способности и таланты, угасает даже интерес к жизни, жажда познания. От многого его ограждают, чем-то пугают, и постепенно он всё больше погружается в то царство сна, бездействия, лени, в котором проводят свои дни взрослые.
  • Существенным недостатком в воспитании мальчика является отсутствие мужского, отцовского вклада в этот процесс. Хотя отец изображен в романе, но он не оказывает влияния на ребенка. Когда Илья Ильич еще мал, он видит отца в его кабинете, занятого какими-то делами. Но и потом, в возрасте 13-14 лет, Илья Ильич не может научиться у отца каким-то мужским качествам: выносливости, решительности, ответственности в принятии решений.
  • Лень, неумение и нежелание вникать в вопросы хозяйства приводят к тому, что Обломов не умеет вести дела как помещик, легко попадается на удочку мошенников и обманщиков. Родители не дали ему хотя бы азы экономических знаний, не научили перепроверять счета и налоги. Без помощи своего товарища Штольца Обломов был бы разорен.
  • С детства в ребенке закладывается представление о том, что труд – это наказание. Его желания предугадывают и мгновенно исполняют, ему не позволяют приложить ни малейшего усилия к достижению чего бы то ни было. Так вырастает человек с сознанием того, что все окружающие просто обязаны избавлять его от любых неудобств или трудностей, что максимальный комфорт, достаток закреплены за ним уже по праву рождения. В этом истоки паразитизма Обломова.
  • Чудесные сказки и волшебные истории, рассказанные няней, не просто формируют мечтательность Обломова, некоторую поэтичность его натуры, но и закладывают в нем представление о том, что прекрасному герою легко покорятся любые преграды и можно беспечно жить в праздности и довольстве, мечтая о красавице Милитрисе Кирбитьевне. Став уже взрослым, Обломов продолжает сожалеть о том, почему в жизни всё не достается так же легко, как в сказках.
  • К недостаткам воспитания героя можно отнести и тот факт, что с детских лет не была заложена привычка к чтению. Отец Ильи Ильича иногда в минуты досуга брал в руки книгу, но нельзя сказать, чтобы она увлекала его. Пример родителей повлиял и на ребенка: учение Ильюша считает мукой, ни к какой науке интереса не проявляет, не читает книг.
  • С одной стороны, родители Обломова заботятся о здоровье сына, с другой – здоровье они понимают только как сытные обеды и долгий сон и радуются, когда приехавший из пансиона домой сын за время каникул располнел. Ограничивая физическую активность ребенка и перекармливая его, они отнюдь не способствуют его здоровому росту.
Читайте также:  Письмо самому себе в будущее - сочинение для 5 класса

Сочинение Детство Обломова в романе Обломов

Вывод

Итак, в воспитании Ильи Ильича Обломова, как и в воспитании многих, были светлые стороны и недостатки. И характер главного героя романа А.И. Гончарова является результатом тех воздействий, которые он испытал в детстве.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Источник: https://plusiminusi.ru/osnovnye-plyusy-i-minusy-vospitaniya-oblomova/

Детство Обломова в романе “Обломов” Гончарова: описание, характеристика в цитатах, роль детства в жизни героя

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Штольца в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво.

Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны.

Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей. Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Рекомендуем ознакомиться с характеристикой Ольги Ильинской в поучительном произведении Ивана Гончарова “Обломов”.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины.

Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах.

Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Сочинение Детство Обломова в романе Обломов

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Читайте также:  Сравнение «пророка» пушкина и «пророка» лермонтова

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.

Сочинение Детство Обломова в романе Обломов

В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры.

Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.

Сочинение Детство Обломова в романе Обломов

Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

Последствия событий детства в жизни Ильи Ильича Обломова

Несомненно, что детство героя напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Илья Ильич в скором времени перенял манеру и стиль жизни своих родителей – он стал таким же ленивым и апатичным. Никакие доводы не могли повлиять на уже взрослого Обломова – он почти все время проводил лежа на диване, игнорируя даже самые необходимые дела и занятия.

Неприспособленность к жизни не позволила Обломову в дальнейшем стать успешным чиновником, помещиком и даже мужем. Из-за своей лени, которую в романе символически называют Обломовщиной, Илья Ильич потерял не только возможности, предоставляемые ему судьбой, но и все то, что у него уже было.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-goncharov/ilya-oblomov-harakteristika.html

Образ главного героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов — молодой дворянин, 33-х лет от роду, невысокого роста. На первый взгляд он производил впечатление довольно положительное, однако при более близком рассмотрении можно было заметить полное отсутствие мысли в его лице.

Стиль жизни

Жизнь он вел размеренную, апатичную. Большую часть времени проводил лежа на диване в своем засаленном халате в комнате с нависшей паутиной и с покрывшимися пылью зеркалами.

Перед читателями предстает неоднозначный персонаж. С одной стороны, порабощенный леностью, равнодушием и апатией, а с другой стороны выгодно выделяющийся на фоне своих лживых и лицемерных друзей. Тут уже мы видим его порядочность, доброту душевную, чистоту помыслов и честность.

С целью более полного раскрытия образа Обломова Гончаров сталкивает его с другими значимыми персонажами романа — Штольцем и Ольгой Ильинской.

Окружение

Андрей Штольц — друг детства главного героя — полная противоположность Обломова, его антипод. Он не может сидеть без дела, голова его полна планов и идей, он ценит кипение жизни вокруг, любит быть в центре событий. Такая разница обусловлена различием воспитания героев.

Обломов был единственным ребенком в семье, все его холили и лелеяли. Любое желание маленького Ильи незамедлительно исполнялось, капризам его потакали, оберегали от малейшей опасности и какой-либо деятельности.

Деревня Обломова стала, по словам Добролюбова, родиной такого понятия как «обломовщина».

Подобное отношение воспитало в нем апатичное отношение к жизни и сделало его нравственным калекой, боящимся перемен и неизвестности будущего.

Штольц же воспитывался одним отцом, рос самостоятельным и целеустремленным ребенком. Хорошее отношение Ильи к нему говорит о том, что Штольц способен оказать на него влияние, возродить к истинной жизни и уничтожить «обломовщину», царящую в душе главного героя. Именно такую цель поставил перед собой Андрей, считая своим долгом «спасти» друга.

Перевоспитание

Сочинение Детство Обломова в романе Обломов

Ольга вместе со Штольцем придумывают план действий, следуя которому Обломов должен активным, деятельным человеком. Она берет на себя роль луча света, указующего путь заблудившемуся Обломову. И Илья Ильич действительно начал преображаться, а вместе с ним хорошела и росла духовно Ольга. В конце концов, девушка влюбилась в своего подопечного, что сделало невозможным дальнейшее исполнение плана и обрекло тем самым их любовный союз на гибель.

Дело в том, что и Ольга, и Илья выставляют друг другу невыполнимые требования. Ольга ожидает видеть в Обломове преобразовавшегося человека, хотя бы отдаленно напоминающего Андрея Штольца, но при этом сохранившего в себе лучшие качества Ильи — честность, доброту, правдивость.

Илья же ожидает от Ольги абсолютной любви к себе такому, какой он есть. Но Ольга любит придуманный идеал, имеющий мало общего с настоящим Обломовым. На вопрос девушки :»Кто же проклял тебя?» — Илья отвечает с горечью: «Обломовщина».

Таким образом «обломовщина» побеждает лучшие качества героя окончательно.

Трагедия Обломова

Мне кажется, что главной трагедией Обломова является не «обломовщина» как таковая, а отсутствие в нем стремления бороться с ней. Илья Ильич ставил перед собой множество задач — путешествовать, произвести реформу в управлении имением, жениться, снять другую квартиру. Но сбыться им было не суждено, потому что ни любовь Ольги, ни дружба Штольца не смогли пробудить его от вечной дремоты.

Источник: https://spadilo.ru/obraz-oblomova/

Характеристика Обломова в романе "Обломов"

Роман «Обломов», который написал Иван Гончаров, стал одним из ключевых в литературе XIX века, и такое понятие, как «обломовщина», великолепно раскрытое Гончаровым в романе, отразило как нельзя лучше характер общества того времени. Когда мы рассмотрим характеристику Обломова Ильи Ильича, главного героя романа, понятие «обломовщины» станет еще более понятным.

Итак, Илья Обломов родился в семье помещика с ее укладом жизни и принятыми нормами. Рос мальчик, впитывая окружающую среду и дух быта помещиков. Своими приоритетами он стал считать то, чему научился от родителей, и, конечно, личность его сформировалась именно в таких обстоятельствах.

Краткая характеристика Обломова Ильи Ильича

Сочинение Детство Обломова в романе Обломов

Уже в начале романе автор знакомит нас с образом Обломова. Это испытывающий ко всему апатию интроверт, который предается своим мечтам и живет иллюзиями. Обломов настолько ярко и живо может нарисовать в своем воображении картину, выдумав ее, что сам зачастую плачет или от души радуется тем сценам, которых на самом деле не существует.

Внешность Обломова в романе «Обломов» как будто отражает его внутреннее состояние, его мягкие и чувственные черты характера. Можно сказать, что его телодвижения были плавными, грациозными и отдавали какой-то неприемлемой для мужчины нежностью.

Характеристика Обломова ярко выражена: он обладал мягкими плечами и маленькими пухлыми руками, давно уже обрюзг и вел малоактивный образ жизни.

А взгляд Обломова — всегда сонный, лишенный сосредоточенности — свидетельствует о нем ярче всего остального!

Обломов в быту

От рассмотрения образа Обломова мы переходим к описанию его быта, что немаловажно понимать, изучая характеристику главного героя.

Сперва, читая описание его комнаты, складывается впечатление, что она прекрасно убрана и уютна: там стоит и симпатичное деревянное бюро, и диваны с шелковой обивкой, и висят ковры с занавесами, и картины…

Но вот мы присматриваемся получше к убранству комнаты Обломова и видим паутину, пыль на зеркалах, грязь на ковре и даже неубранную тарелку, на которой лежит обглоданная косточка. На самом деле его жилье неухоженно, заброшено и неряшливо.

Почему в характеристике Обломова для нас так важно это описание и его анализ? Потому что мы делаем существенный вывод о главном герое: он не живет реальностью, он погрузился в мир иллюзий, и быт его мало волнует. Например, встречая знакомых, Обломов не только не приветствует их рукопожатием, но и не изволит даже встать с кровати.

Выводы о главном герое

Конечно, воспитание Ильи Ильича сыграло важную роль в становлении его образа, ведь родился он в далеком поместье Обломовка, которое славилось умиротворяющей жизнью.

Все там было спокойно и размеренно, начиная от погоды и заканчивая самим укладом жизни местных жителей. Это были ленивые люди, пребывающие постоянно в отдыхе и мечтающие о сытной еде с утра до вечера.

Но образ Обломова, который мы видим, начиная читать роман, сильно разнится с характеристикой Обломова в детстве.

Когда Илья был ребенком, он всем интересовался, много размышлял и представлял, активно жил. Например, он любил рассматривать окружающий мир с его многообразием, ходить на прогулки.

Но родители Ильи воспитывали его по принципу «тепличного растения», от всего его пытались оградить, даже от труда. Каким в итоге вырос этот мальчик? Что сеяли, то и выросло.

Обломов, будучи взрослым человеком, не уважал труд, не хотел ни с кем общаться, а трудности предпочитал решать вызовом слуги.

Обратившись к детству главного героя, становится понятно, почему образ Обломова сложился именно так, кто в этом виноват. Да из-за такого воспитания и натуры Ильи Ильича, которая и так сама по себе была очень чувственной с хорошим воображением, он практически оказался не способен решать проблемы и стремиться к чему-то высокому.

Можно ли сказать, что характеристика Обломова в романе «Обломов» однозначна? Нет. Иван Гончаров показывает не только отрицательную сторону его личности, а именно: ленивую и апатичную натуру с нежеланием принимать самостоятельные решения и саморазвиваться.

Мы видим и привлекательные стороны его характера: Обломов добр, нежен и умеет глубоко чувствовать, сопереживать и проявлять сочувствие. Несомненно, некоторые, прочитав роман «Обломов», будут симпатизировать главному герою и жалеть его, другие испытывать отвращение.

В этом прелесть и сила романа Гончарова «Обломов», ведь на примере Ильи Ильича автор показал сущность человека.

Возможно, вас также заинтересуют материалы по данной теме:

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-oblomova-v-romane-oblomov

Детство Обломова в романе «Обломов» Гончарова – сочинение по теме — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов», апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем.

Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов.

Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе «Сон Обломова», где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе «Обломов».

Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками.

Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только «людям», хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире, и он всячески стремился к этому познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром.

Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото «обломовщины».

Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг.

В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие «обломовской» жизни.

Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои. Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой.

Читайте также:  Какой поступок можно назвать благородным? - сочинение 6 класс

Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания.

Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.

Обломов и Штольц

Андрей Иванович Штольц – лучший друг Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Это яркий, деятельный мужчина, искренне переживающий за судьбу друга и всеми силами старающийся помочь ему реализовать себя в реальном мире и забыть об идеалах «обломовщины».

В произведении Андрей Иванович является антиподом Ильи Ильича, что просматривается уже при сравнении детства Обломова и Штольца в романе Гончарова.

В отличие от Ильи, маленький Андрей не был ограничен в действиях, а скорее был предоставлен самому себе – он мог несколько дней не появляться дома, изучая окружающий мир и знакомясь с разными людьми.

Позволяя сыну распоряжаться собственной судьбой, отец Штольца, немецкий бюргер, был достаточно строг с Андреем, воспитывая в мальчике любовь к труду, напористость и умение добиваться своих целей, что затем пригодилось ему при построении успешной карьеры.

Описания детства Штольца и Обломова позволяют увидеть, как разное воспитание может создать из достаточно похожих по натуре и характеру детей две совершенно разные личности – апатичного, ленивого, но добросердечного, нежного Илью Ильича и деятельного, активного, но совершенно непонимающего сферы чувств Андрея Ивановича.

Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Кроме лени, безвольности и полного отказа от социальной жизни Обломову была присуща такая неоднозначная черта, как чрезмерная мечтательность. Герой все дни проводил в мыслях о возможном будущем, придумывая множество вариантов счастливой жизни в Обломовщине.

Искренне переживая каждую свою мечту, Илья Ильич не понимал, что все его планы – только иллюзии, прекрасные сказки, подобные тем, которые в детстве ему рассказывала няня и которыми он был так восхищен, представляя себя то храбрым героем, то справедливым и сильным богатырем.

В сказках и легендах, рассказываемых няней, мир вне Обломовки был изображен как нечто пугающее и страшное, где его поджидают чудища и драконы, с которыми нужно бороться. И только в родной Обломовке можно жить спокойно, ничего не боясь и не опасаясь.

Постепенно герой перестает разграничивать мифическое и реальное: «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Герой, боясь неведомой, пугающей, неблагоприятной реальной жизни просто уходит от нее в мир иллюзий и мечтаний, боясь встретится с ней «один на один» и проиграть в неравном бою. Проводя все дни в мечтах об Обломовке, Илья Ильич пытается вернуться в тот безопасный мир детства, где его оберегали и заботились о нем, не понимая, что это невозможно.

В романе описание детства Ильи Обломова является ключом ко всей его жизни, позволяющим лучше понять характер и психологию героя, чье имя стало нарицательным для русской литературы и культуры. В «Обломове» Гончаров изобразил яркий типичный образ душевного, но безвольного русского человека, который остается интересным для читателей и сегодня.

Описание и анализ событий детских лет главного героя романа будут особенно интересны 10 классам перед подготовкой доклада или сочинения на тему «Детство Обломова в романе Ивана Гончарова «Обломов»».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21587-detstvo-oblomova-v-romane-oblomov-goncharova-sochinenie-po-teme.html

Детство Обломова

В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.

Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки». Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями. «Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет — уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания». Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице. «Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку». Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями». Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».

Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли». Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.«Главною заботою семейства была кухня и обед». Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп. Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли.

Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова.

Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.

«Печальный он приходил к матери. Та знала почему. Тайком вздыхала о разлуке с ним на целую неделю».

Родители поощряли каждую его просьбу. Они искали оправдание своему безвольному поведению. Причины, из-за которых паренек оставался в поместье были разнообразны.

Проблемой для них могла стать жара или холод, родительская суббота, праздник, предстоящее приготовление блинов. Мать с отцом не думали о негативных чертах подобного воспитания.

Взрослому Илье Обломову еще не раз придется столкнуться с последствием чрезмерной родительской любви.

Другие материалы по роману «Обломов»:

  • Краткое содержание
  • Подробное краткое содержание главы «Сон Обломова»
  • Образ и характеристика Штольца
  • Образ и характеристика Обломова
  • Образ и характеристика Ольги Ильинской
  • Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
  • Отношения Ольги и Обломова
  • Детство Обломова
  • Образ жизни Обломова
  • Женские образы в романе
  • Гости Обломова и цель их прихода
  • История создания романа

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1186-detstvo-oblomova.html

Сочинение по произведению Гончарова «Обломов». Часть 5

Обломов вспоминает во сне свою родовую усадьбу в Сосновке, детство, няню, материнские ласки, тот ребячески пытливый взгляд на мир, который так манит ко всему новому и неизведанному.

С воспоминаниями герой невольно погружается в атмосферу «живой радости». «Сон Обломова» — фрагмент романа, интересный с исторической точки зрения. Из него мы, как из романа И.С.

Шмелева «Лето господне», узнаем об обычной жизни крестьян и помещиков в XIX веке.

Погружаясь в череду детских воспоминаний, уже взрослый Илья Ильич, хотя и знает теперь, что нет на свете молочных рек и кисельных берегов, все равно грустит о том, что «сказка не жизнь, а жизнь не сказка». В рассказах няни о богатырях из русских былин Обломов видит иносказательное воплощение героических страниц реальной национальной истории.

С мягкой иронией пишет И.А. Гончаров о силе народных верований и примет в менталитете наших предков: «Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покой­ника головой, а не ногами из ворот; пожар — от того, что со­бака выла три ночи под окном; и они хлопотали, чтоб покой­ника выносили ногами из ворот, а ели все то же , по стольку же и спали по-прежнему на голой траве».

Таким образом, «Сон Обломова» — фрагмент, имеющий в сюжетном отношении вставной характер, одновременно мо­жет являться самоценным художественным произведением, написанным в жанре эссе, философского размышления о рус­ском народе, красоте национального фольклора и уникально­сти природы родной земли.

Вслед за детством Илья Ильич кратко вспоминает всю свою жизнь: учебу в пансионе Штоль­ца, где познакомился с Андреем, первую прочитанную книгу, детские размышления о жизни.

Именно тогда пришла Обло­мову в голову та жизненная модель, по которой добрые люди связывали идеальное счастье с покоем и бездействием, а труд воспринимали как наказание: «Жизнь, как покойная река, тек­ла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления».

Деньги обломовцы тратили неохотно, так как не любили их зарабатывать, поэтому и обстановку в доме Обломов не то­ропился обновлять. Характеризуя экономическое мышление простых сограждан, И.А.

Гончаров пишет: «Вообще они глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов, об усиленной про­изводительности и мене продуктов».

Создается понимание, почему капитализм так тяжело приживался на русской почве и так недолго просуществовал в России, рухнув в начале XX ве­ка, расшатанный эпохой русских революций.

На этой странице искали :

  • сочинение по рассказу обломов
  • обломов 5 глава краткое содержание
  • обломов часть 2 глава 5 краткое содержание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-proizvedeniyu-goncharova-oblomov-chast-5.html

Ссылка на основную публикацию