Сочинение философская лирика тютчева

  • Сочинение Философская лирика Тютчева
  •                                                                                                                             Мы зависим от дней и ночей,
  •                                                                                                                             От вещей, от людей и погоды.
  •                                                                                                                             Мы в разлуке с душою своей,
  •                                                                                                                             С ней не видимся долгие годы.
  •                                                                                                                             Мы бряцаем металлом цепей,
  •                                                                                                                             Мы заходим под темные своды.
  •                                                                                                                             Мы из целой природы, из всей,
  •                                                                                                                             Взяли рабство, не взявши свободы.
  •                                                                                                                                                              К. Бальмонт

Лирику Федора Ивановича Тютчева в отечественном литературоведении и критике принято называть философской. Такое ее определение давно стало аксиомой. И действительно, многие лирические произведения поэта представляют собой как бы маленькие философские трактаты, в которых он в чрезвычайно сжатой форме дает ответы на «вечные» вопросы человеческого бытия. Однако по поводу отношения мировоззрения Тютчева к тому или иному философскому направлению среди исследователей его творчества имеются значительные разночтения. Так, одни считают его последователем Шеллинга, другие – пантеистом, кто-то – натурфилософом, а некоторые – мистиком. Кроме того, существуют мнения о наличии в лирике Тютчева славянофильских и христианских мотивов.

Такое разнообразие мнений объясняется, на мой взгляд, двумя основными причинами.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Во-первых, каждый из исследователей воспринимал творчество Тютчева через призму собственного мировоззрения и миропонимания, а, во-вторых, восприятие это было, как мне кажется, очень фрагментарно.

Однако ничего удивительного в этом нет: творчество Тютчева настолько глубоко и своеобразно, что для полного его понимания (если это вообще возможно) потребуется еще много лет и много исследовательских работ.

В данной статье я попытаюсь обнаружить и выявить генеральную идею в лирике Тютчева, представляющую собой основу его поэтического мировоззрения. Кроме того, я постараюсь обратить внимание на те нюансы в лирике поэта, которые ускользнули от внимания других исследователей.

Следует заметить, что русская философская поэзия XIX века была живым, реальным и значительным фактом, оказавшим огромное влияние на развитие литературы того времени. В философской лирике этого периода представлена совершенно особая картина мира.

Данный период интересен тем, что деятели русской культуры начинают ощущать кризис своего времени. И, прежде всего, это выражается в поэзии как самом субъективном виде творчества. Нужно отметить и тот факт, что после смерти Пушкина и Лермонтова в русской литературе преобладают в основном прозаические произведения.

Что касается поэзии, то она представлена крайне скупо, но именно в ней отразился дух эпохи.

  1. Одним из первых, по-настоящему зрелых произведений Тютчева, является стихотворение «Проблеск», написанное, скорее всего, в 1825 году.
  2. Слыхал ли в сумраке глубоком
  3. Воздушной арфы легкий звон,
  4. Когда полуночь, ненароком,

Дремавших струн встревожит сон?..

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Проблема отцов и детей - сочинение-рассуждение

Оценим за полчаса!
  • То потрясающие звуки,
  • То замирающие вдруг…
  • Как бы последний ропот муки,
  • В них отозвавшихся потух!
  • Дыханье каждое Зефира
  • Взрывает скорбь в ее струнах…
  • Ты скажешь: ангельская лира
  • Грустит, в пыли, по небесах!
  • О, как тогда с земного круга
  • Душой к бессмертному летим!
  • Минувшее, как призрак друга,
  • Прижать к груди своей хотим.
  • Как верим верою живою,
  • Как сердцу радостно, светло!
  • Как бы эфирною струею
  • По жилам небо протекло!
  • Но, ах! не нам его судили;
  • Мы в небе скоро устаем, —
  • И не дано ничтожной пыли
  • Дышать божественным огнем.
  • Едва усилием минутным
  • Прервем на час волшебный сон
  • И взором трепетным и смутным,
  • Привстав, окинем небосклон, —
  • И отягченною главою,
  • Одним лучом ослеплены,
  • Вновь упадаем не к покою,
  • Но в утомительные сны.

Главной идеей «Проблеска» является причастность человека двум мирам – духовному и физическому. Именно эта двойственность человека и порождает тот чудовищный разрыв в его сознании и бытии, преодолеть который чрезвычайно сложно. Автор не уточняет, кто виноват в возникновении этого раскола, но дает понять, что «виновник» все-таки существует:

  1. Но, ах! не нам его судили;
  2. Мы в небе скоро устаем, —
  3. И не дано ничтожной пыли
  4. Дышать божественным огнем.

Кто-то «не судил», кем-то «не дано». Здесь явно просматривается мысль о существовании какой-то роковой силы, не позволяющей человеку выйти за пределы своего земного мира. Очевидна, на мой взгляд, связь данного стихотворения с христианской идеологией.

Об этом говорят присутствующие в тексте словосочетания «ангельская лира», «божественный огонь», а также сравнение человека с «пылью».

Об этом же свидетельствует и общее пессимистическое настроение стихотворения, воспринимающее человеческий мир в качестве юдоли страданий и бед.

  • Эту же мысль о неведомой неотвратимой силе, ограничивающей свободу и возможности человека, Тютчев развивает в другом своем произведении – «Фонтан», датированным 1836 годом.
  • Смотри, как облаком живым
  •  Фонтан сияющий клубится;
  • Как пламенеет, как дробится
  • Его на солнце влажный дым.
  • Лучом поднявшись к небу, он
  • Коснулся высоты заветной –
  • И снова пылью огнецветной
  • Ниспасть на землю осужден.
  • О смертной мысли водомет,
  • О водомет неистощимый!
  • Какой закон непостижимый
  • Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!..

  1. Но длань незримо-роковая
  2. Твой луч упорный преломляя,
  3. Свергает в брызгах с высоты.[100, 119]
  4. Все та же «незримо-роковая длань» присутствует, как мы видим, и здесь.

Итак, человеку не дано подняться, возвыситься над своим земным существованием. Но еще страшнее то, что и здесь, на земле, он тоже полностью зависит от какой-то внешней силы. Это Тютчев наглядно показывает в стихотворении «Из края в край, из града в град…».

  • Из края в край, из града в град
  • Судьба, как вихрь, людей мятет,
  • И рад ли ты, или не рад,

Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

  1. Знакомый звук нам ветр принес:
  2. Любви последнее прости…
  3. За нами много, много слез,

Туман, безвестность впереди!..

«О, оглянися, о, постой,

Куда бежать, зачем бежать?..

  • Любовь осталась за тобой,
  • Где ж в мире лучшего сыскать?
  • Любовь осталась за тобой,
  • В слезах, с отчаяньем в груди…
  • О, сжалься над своей тоской,
  • Свое блаженство пощади!
  • Блаженство стольких, стольких дней
  • Себе на память приведи…
  • Все милое душе твоей

Ты покидаешь на пути!..»

  1. Не время выкликать теней:
  2. И так уж этот мрачен час.
  3. Усопших образ тем страшней,
  4. Чем в жизни был милей для нас.
  5. Из края в край, из града в град
  6. Могучий вихрь людей мятет,
  7. И рад ли ты, или не рад,
  8. Не спросит он…Вперед, вперед!

Стихотворение написано между 1834 г. и апрелем 1836 г. Оно поражает чувством безысходности и отчаяния. Явно выраженных христианских мотивов в нем мы уже не найдем, зато можно обнаружить некоторую его связь с философией Шопенгауэра.

Мы видим здесь картину противостояния одинокого и бессильного человека могущественной силе этого жестоко мира. И обреченности человека всегда этой силе подчиняться.

Даже такое, казалось бы, катастрофичное стихотворение, как «Последний катаклизм», не производит столь тяжелого впечатления:

  • Когда пробьет последний час природы,
  • Состав частей разрушится земных:
  • Все зримое опять покроют воды,
  • И божий лик изобразится в них!

Данное стихотворение напрямую связано с христианской эсхатологией. Учение о Конце Света подано поэтом в предельно сжатой и доступной форме.

Присутствие христианских идей в некоторых стихотворениях Тютчева дало основание некоторым исследователям утверждать, что его лирический пантеизм – не вне-, а внутрихристианская ступень восхождения к богу. С чем вряд ли можно согласиться.

Зато нельзя не согласиться с Владимиром Кантором в том, что «изображение конца света поражает своим эпическим спокойствием, оно дано как некая констатация факта, как своего рода знание космической судьбы Земли».

Другие литературоведы утверждают, что мотивы неуверенности, разочарования в жизни, непрочности бытия являются определяющими в творчестве Тютчева. «Мысль о непрочности всего в жизни – один из лейтмотивов поэзии Тютчева». Бухштабу вторит Л.А.

Озеров: «Предчувствие «роковых минут» было в Тютчеве так велико, что оно наполняет и пронизывает всю его лирику, от политической до пейзажной…». Несмотря на то, что это мнение высказано столь авторитетными литературоведами, хотелось бы с ним не согласиться.

Да, в творческом наследии Тютчева присутствует некоторое количество стихотворений подобных тем, что были приведены выше, однако совсем не они определяют генеральную линию мировоззрения и творчества великого поэта.

  1. Следует заметить, что в поэзии Тютчева христианские мотивы встречаются нередко. Вот один из примеров:
  2. Над этой темною толпой
  3. Непробужденного народа
  4. Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

  • Блеснет твой луч и оживит,
  • И сон разгонит и туманы…
  • Но старые, гнилые раны,
  • Рубцы насилий и обид,
  • Растленье душ и пустота,
  • Что гложет ум и в сердце ноет, —

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа…

  1. Другое похожее стихотворение – «Наш век»:
  2. Не плоть, а дух растлился в наши дни,
  3. И человек отчаянно тоскует…
  4. Он к свету рвется из ночной тени
  5. И, свет обретши, ропщет и бунтует.
  6. Безверием палим и иссушен,
  7. Невыносимое он днесь выносит…
  8. И сознает свою погибель он,
  9. И жаждет веры… но о ней не просит.
  10. Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
  11. Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! – Я верю, боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..».

  • Правда большинство произведений, в которых наблюдается связь с христианским вероучением, достаточно сильно политизировано:
  • Не в первый раз кричит петух;
  • Кричит он живо, бодро, смело;
  • Уж месяц на небе потух,
  • Струя в Босфоре заалела.
  • Еще молчат колокола,
  • А уж восток заря румянит;
  • Ночь бесконечная прошла,
  • И скоро светлый день настанет.

Вставай же, Русь! Уж близок час!

  1. Вставай Христовой службы ради!
  2. Уж не пора ль, перекрестясь,
  3. Ударить в колокол в Царьграде?
  4. Раздайся благовестный звон,
  5. И весь Восток им огласися!
  6. Тебя зовет и будит он, —
  7. Вставай, мужайся, ополчися!
  8. В доспехи веры грудь одень,

И с богом, исполин державный!..

О Русь, велик грядущий день,

Вселенский день и православный! («Рассвет»).

В свое время немало было сказано о принадлежности творчества Тютчева к романтическому направлению. Подобное мнение основывалось не только на связи мировоззрения поэта с философией Шеллинга, но и на характерном для романтиков образе двоемирья, изредка встречающемся в его стихотворениях. Вот один из примеров:

  • Сентябрь холодный бушевал,
  • С деревьев ржавый лист валился,
  • День потухающий дымился,
  • Сходила ночь, туман вставал.
  • И все для сердца и для глаз
  • Так было холодно бесцветно,
  • Так было грустно-безответно, —
  • Но чья-то песнь вдруг раздалась…
  • И вот каким-то обаяньем,
  • Туман, свернувшись, улетел,
  • Небесный свод поголубел
  • И вновь подернулся сияньем…
  • И все опять зазеленело,
  • Все обратилося к весне…
  • И эта греза снилась мне,

Пока мне птичка ваша пела. («Н.И. Кролю»).

Это мнение не кажется достаточно убедительным. На мой взгляд, поэзия Тютчева так же отличается от произведений романтиков (Жуковского, например), как и от творчества авангардистов. Кроме того, не всегда следует принимать за образ «двоемирья» воспоминания автора о прежних, лучших, временах:

  1. Здесь некогда, могучий и прекрасный,
  2. Шумел и зеленел волшебный лес, —
  3. Не лес, а целый мир разнообразный,
  4. Исполненный видений и чудес.
  5. Лучи сквозили, трепетали тени;
  6. Не умокал в деревьях птичий гам;
  7. Мелькали в чаще быстрые олени,
  8. И ловчий рог взывал по временам.
  9. На перекрестках, с речью и приветом,
  10. Навстречу нам, из полутьмы лесной,
  11. Обвеянный каким-то чудным светом,
  12. Знакомых лиц слетался целый рой.
  13. Какая жизнь, какое обаянье,
  14. Какой для чувств роскошный светлый пир!
  15. Нам чудились нездешние созданья,
  16. Но близок был нам этот дивный мир.
  17. И вот опять к таинственному лесу
  18. Мы с прежнею любовью подошли.
  19. Но где же он? Кто опустил завесу,
  20. Спустил ее от неба до земли?

Что это? Призрак, чары ли какие?

Где мы? И верить ли глазам своим?

  • Здесь дым один, как пятая стихия,
  • Дым – безотрадный, бесконечный дым!
  • Кой-где насквозь торчат по обнаженным
  • Пожарищам уродливые пни,
  • И бегают по сучьям обожженным
  • С зловещим треском белые огни…
  • Нет, это сон! Нет, ветерок повеет
  • И дымный призрак унесет с собой…
  • И вот опять наш лес зазеленеет,
  • Все тот же лес, волшебный и родной. («Лес»)       

Некоторые исследователи также отмечают сходство определенных образов и даже целых произведений Тютчева с поэзией символистов. Естественно, имеется в виду, что символисты заимствовали у Тютчева темы, близкие их мировоззрению. И действительно, такое, например, стихотворение, как «Еще шумел веселый день…», очень похоже на некоторые произведения Блока.

  1. Еще шумел веселый день,
  2. Толпами улица блистала –
  3. И облаков вечерних тень
  4. По светлым кровлям пролетала –
  5. И доносилися порой
  6. Все звуки жизни благодатной, —
  7. И все в один сливались строй,
  8. Стозвучный, шумный – и невнятный.
  9. Весенней негой утомлен,
  10. Я впал в невольное забвенье…
  11. Не знаю, долог ли был сон,
  12. Но странно было пробужденье…
  13. Затих повсюду шум и гам
  14. И воцарилося молчанье –
  15. Ходили тени по стенам
  16. И полусонное мерцанье…
  17. Украдкою в мое окно
  18. Глядело бедное светило,
  19. И мне казалось, что оно
  20. Мою дремоту сторожило.
  21. И мне казалось, что меня
  22. Какой-то миротворный гений
  23. Из пышно-золотого дня
  24. Увлек, незримый, в царство теней.
  25. Кроме того, образы хаоса, бездны, полумрака, тьмы являются основными в творчестве многих символистов.
Читайте также:  Сочинение на тему летний дождь

Суммируя все сказанное ранее, можно сделать вывод, что в поэзии Тютчева обнаруживается множество разнообразных идей, мотивов и образов: от античных до современных ему.

Однако это совсем не означает, что все они имеют одинаковую значимость для его творчества.

Наиболее значительные произведения поэта, а также их взаимосвязь с определенными философскими течениями и доктринами будут рассмотрены в следующих статьях — здесь и здесь.

Дмитрий Варапаев

Кроме того, читайте мои статьи о лирике А.А. Фета (здесь и здесь) и акмеизме.

Источник: https://www.varapaev.ru/index.php/literatura/55-o-filosofskoj-lirike-tyutcheva

Философская лирика Ф. И. Тютчева

    При мысли о классике и классиках прежде всего невольно вспоминаются «премногие тома». А за одним из самых великих классиков русской поэзии — Федором Тютчевым — числится лишь «книжка небольшая». Но это, на мой взгляд, только подчеркивает заключенную в ней мощь духа и предельную поэтическую утонченность.

    Тютчев начал свой творческий путь в ту эпоху, которую принято называть «пушкинской». Но этот художник слова создал совершенно иной тип поэзии. Не отрицая всего, что было открыто его гениальным предшественником, Тютчев указал русской литературе еще один путь. Если для Пушкина поэзия – способ познания мира, то для Тютчева – возможность прислушаться к непознаваемому через познание мира. 

    Он продолжает традиции русской философской поэзии 18 века. Но возвышенным у Тютчева оказывается само содержание жизни, ее общий пафос, а не принципы официальной веры, которыми воодушевлялись «старые» поэты.

    Тютчев, в отличие от многих, не воспринимал Пространство и Время как нечто естественное, то есть попросту незамечаемое. Ему было присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных понятий:

    Впросонках слышу я – и не могу

    Вообразить такое сочетанье,    А слышу свист полозьев на снегу    И ласточки весенней щебетанье.

    В основе этой миниатюры Тютчева – новый образ, совершенно нехарактерный для поэзии 19 века, но освоенный поэзией века 20. В этом стихотворении совместились два временных пласта. Можно сказать, что поэт использует прием, который сейчас использует кино, — смену кадров. 

    Тютчев – открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб его поэтических ассоциаций поразителен:

    Как океан объемлет шар земной,

    Земная жизнь кругом объята снами…    ………………………………………..    Небесный свод, горящий славой звездной,    Таинственно глядит из глубины, —    И мы плывем, пылающей бездной    Со всех сторон окружены.    «Как океан объемлет шар земной…».

    Один из основных мотивов поэзии Тютчева – мотив хрупкости, «призрачности» бытия. «Призрак» — обычный эпитет прошлого у Тютчева: «Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим», «О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья». 

    Символ призрачности жизни – радуга. Она прекрасна, но это лишь «виденье»:

    Смотри – оно уже бледнело,

    Еще минута, две – и что ж?    Ушло, как то уйдет всецело,    Чем ты дышишь и живешь.

    Резко выражено ощущение призрачности мира в таком стихотворении, как «День и ночь». В нем весь внешний мир осознан как призрачный «покров, накинутый над бездной»:

    Но меркнет день – настала ночь;

    Пришла, и с мира рокового    Ткань благодатную покрова    Сорвав, отбрасывает прочь…    И бездна нам обнажена    С своими страхами и мглами,    И нет преград меж ней и нами –     Вот отчего нам ночь страшна!

    Связь образов ночи и хаоса, мысль о ночной стороне подчеркивает чувство одиночества, оторванности от мира, глубокого неверия. Поэт использует прием антитезы: день – ночь. Он говорит о призрачности мира дневного и о могуществе ночи. Постичь ночь лирический герой не в состоянии, но он осознает, что этот непостижимый мир есть не что иное, как отражение его собственной души.

    Стихотворения Тютчева проникнуты философско-стоическим отношением к жизни. Мотив одиночества звучит в стихах поэта о бездомном, чуждом миру страннике («Странник», «Пошли, господь, свою отраду…»), о жизни прошлым и отказе от настоящего («Душа моя – элизиум теней») и других.

    Философский поиск приводил Тютчева к поискам человеческих идеалов и счастья. Эти мысли находили выражение в философских размышлениях поэта, пейзажно-философской лирике и, конечно же, в любовной. 

    Интересно, что мотив поиска прослеживается во всем творчестве Тютчева. При этом поэт не дает рецептов всеобщего благоденствия и счастья, часто его философские обобщения выглядят как размышления. Однако это не снижает уровень глубины и точности стихотворений поэта. Отсюда – определенная двойственность поэзии Тютчева как ее характерная черта.

    Философская идея о непознаваемости мира, о человеке как частице Вселенной связана у поэта с еще одной парой понятий — «сон — смерть»:

    Есть близнецы – для земнородных

    Два божества – то смерть и сон,    Как брат с сестрою дивно сходных –     Она угрюмей, кротче он…

    Тютчев четко понимал, что истинная жизнь человека – жизнь его души. Эта мысль тесно переплетается с мотивом «невыразимого» в стихотворении «Silentium». Однако поэт не мог не верить в гармонию земного и небесного, в союз души с душой родной, в свою способность выразить невыразимое:

    Когда сочувственно на наше слово

    Одна душа отозвалась –     Не нужно нам возмездия иного,    Довольно с нас, довольно с нас…

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tyutchev-f-i/9269-filosofskaya-lirika-f-i-tyutcheva

Философская лирика Тютчева

Тютчев – мастер философской лирики Философские мотивы в лирике Тютчева Тема космоса и хаоса Вечность мира и временность человека Природа как часть целого Философское звучание любовной лирики Философский характер лирики Тютчева

Тютчев – мастер философской лирики

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.

Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем,

что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И. Тургенев, говоря, что любое стихотворение “начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления;

вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно”.

Тема космоса и хаоса

“Нераздельно и неразрывно” связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день “блистательным покровом”, другом “человека и богов”, и исцелением “души болящей”, описывая ночь как обнажающую бездну “с своими страхами и мглами” в человеческой душе. В то же время, в стихотворении “О чем ты воешь, ветр ночной?”, обращаясь к ветру, просит:

  • О, страшных песен сих не пой
  • Про древний хаос, про родимый!
  • Как жадно мир души ночной
  • Внимает повести любимой!
  • Из смертной рвется он груди,
  • Он с беспредельным жаждет слиться!
  • О, бурь заснувших не буди –
  • Под ними хаос шевелится!

Хаос для поэта “родимый”, прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

  1. Но с новым летом – новый злак
  2. И лист иной.
  3. И снова будет все, что есть,
  4. И снова розы будут цвесть,
  5. И терны тож, –

Читаем в стихотворении “Сижу задумчив и один…”

Вечность мира и временность человека

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении “Певучесть есть в морских волнах…” о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в “призрачной свободе”.

  • Откуда, как разлад возник?
  • И отчего же в общем хоре
  • Душа не то поет, что, море,
  • И ропщет мыслящий тростник?
  1. Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. “Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…”
  2. В стихотворении “Наш век” поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, “ропщет и бунтует”, и так, мятущийся, “невыносимое он днесь выносит…”
  3. В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:
  • Мы в небе скоро устаем, –
  • И не дано ничтожной пыли
  • Дышать божественным огнем

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

  1. Поочередно всех своих детей,
  2. Свершающих свой подвиг бесполезный,
  3. Она равно приветствует своей
  4. Всепоглощающей и миротворной бездной.
  • В небольшом стихотворении “Дума за думой, волна за волной…” Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им “сродство природы и духа или даже их тождество”:
  • Дума за думой, волна за волной –
  • Два проявленья стихии одной:
  • В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
  • Здесь – в заключении, там – на просторе, –
  • Тот же все вечный прибой и отбой,
  • Тот же все призрак тревожно-пустой.

Природа как часть целого

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем.

Поэт, по его наблюдениям, “направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе”.

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли “пишет” художник слова в своих строках, “шум от стаи журавлиной”, “всеобъемлющее” море, “опрометчиво-безумно” надвигающуюся грозу, “лучистую на зное” реку, “полураздетый лес” весенний день или осенний вечер.

Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек.

Наблюдая в стихотворении “Смотри, как на речном просторе…” за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они “к одной мете” и рано или поздно “все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!” Картина природы вызывает размышления и о сути “человеческого Я”:

Не таково ль твое значенье,

Не такова ль судьба твоя?..

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении “В деревне”, описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который “смутил покой величавый” стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя “в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой”,

  1. Так современных проявлений
  2. Смысл иногда и бестолков… –
  3. …Иной, ты скажешь, просто лает,
  4. А он свершает высший долг –
  5. Он, осмысляя, развивает
  6. Утиный и гусиный толк.

Философское звучание любовной лирики

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил.

Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В “буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!” – восклицает поэт в стихотворении “О, как убийственно мы любим..”.

И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в “Предопределении”:

  • Любовь, любовь – гласит преданье –
  • Союз души с душой родной –
  • Их съединенье, сочетанье,
  • И роковое их слиянье,
  • И… поединок роковой…

Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально.

Возвышенное чувство, “луч солнца”, изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, “роковая страсть”, разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях “Я помню время золотое…”, “Я встретил вас – и все былое…”, “Весна” и многих других.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А. Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Поэт, критик, философ Д.

Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к “живой колеснице мирозданья”, всю жизнь глубоко чувствовал “порог двойного бытия” души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

Проведенный на примерах анализ философской лирики Федора Ивановича Тютчева может быть использован учащимися 10 классов при подготовке уроку литературы или написании к сочинению на тему “Философская лирика Тютчева”.

Источник: https://ege-essay.ru/filosofskaya-lirika-tyutcheva/

Философская лирика Ф. И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев – первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются “предельные основания бытия”, общие вопросы мироустройства.

Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся “проклятыми”, не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии: Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Тютчев “последовательно противоречив” в своей философской позиции относительно сущности природной) бытия – прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку.

С одной стороны, автор указывает на наличие в природном бытии высших духовных начал: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи “гласят” и “предвещают”, родник “шепчет”, вершины берез “бредят”, море “ходит” и “дышит”, поле “отдыхает”. С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям. Сравним стихотворение Тютчева “От жизни той, что бушевала здесь…” с философской элегией Пушкина “Вновь я посетил…”.

Как и Тютчев, Пушкин пишет о неумолимом беге отведенного человеку времени , о величественной неспешности природы .

Но у Пушкина с образами деревьев связывается идея преемственности поколений и связанная с ней идея бессмертия всякой) бытия – и природного, и человеческого: как дерево продолжает себя в других деревьях , так и человек не умирает в своих потомках.

Отсюда философский оптимизм заключительной части стихотворения: Здравствуй, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий, поздний возраст… Тютчевские деревья олицетворяют бесстрастность, самодостаточность природы, се равнодушие к духовной жизни людей: “Красуются, шумят, – и нет им дела, / Чей прах, чью память роют корни их”. Природа не просто лишена души, памяти, любви – она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения: …перед ней мы смутно сознаем Себя самих – лишь грезою природы.

Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны – один из ключевых мотивов тютчевской лирики.

В стихотворении “От жизни той, что бушевала здесь…” бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира: Природа знать не знает о былом… Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной, – с жутковатой иронией пишет поэт.

В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира .

Такова знаменитая “Весенняя гроза”, наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.

Читайте также:  Двойники раскольникова - сочинение

Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как “Видение” , “Бессонница” , “Как океан объемлет шар земной” , “Сои па море” . В “Бессоннице” Тютчев рисует образ времени.

В начале стихотворения “часов однообразный бой” осмыслен как “глухие стенания” времени, как его язык, “равно чужой и внятный каждому”; в конце – как “металла голос погребальный”.

Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя стоящим “на краю земли”, ощущать свое бытийное одиночество в мире . “…Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены”, – говорит Тютчев в стихотворении “Как океан объемлет шар земной”.

Путь жизни есть путь в никуда; небытие – последнее пристанище и человека, и мира природы.

Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре “Последний катаклизм”: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

Источник: https://studentguide.ru/shkolnye-sochineniya/filosofskaya-lirika-f-i-tyutcheva-2.html

Философская лирика Тютчева

  • Нам не дано предугадать,
  • Как слово наше отзовется, –
  • И нам сочувствие дается,
  • Как нам дается благодать…

Ф. И. Тютчев

Лирика Тютчева – одна из вершин русской философской поэзии. В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским мировоззрением. Глубина и сила его лучших произведений сравнима с поэзией Пушкина.

Уже в конце 1820-х – начале 1830-х годов Тютчев создает стихотворения, главным содержанием которых является философская мысль. “Герой” этих произведений – человеческий разум, жаждущий познания. Стихотворение “Последний катаклизм”, казалось бы, рисует картину гибели мира:

Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных:Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них!

Но смысл этого произведения – не в мрачном пророчестве, а в стремлении поэта познать первооснову всего сущего, то есть Бога.

Тютчева отличало не только живое и верное изображение природы, но и ее глубокое философское постижение. Природа интересовала его в своих стихийных и космических проявлениях – в грозу, в ночи, в буре, в весеннем наплыве и цветении, в грозных порывах ветра, свете солнца или при лунном сиянии.

Символом чистоты и истины в стихах Тютчева является небо. Без этой атмосферы высоты и вечности нет тютчевской поэзии. Он сам говорит об этом в стихотворении “Поэзия”:

Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном, пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам – Небесная к земным сынам…

Картины мира, нарисованные Тютчевым, как правило, лишены строгих и точных примет времени и места действия. Это характерно для философской поэзии вообще – она носит внебытовой характер. Так, тютчевская ночь грандиозна, величественна и трагедийна. Она оставляет человека наедине с самим собой и со страшными загадками мироздания:

  1. …И бездна нам обнаженаС своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – Вот отчего нам ночь страшна!
  2. Именно в этом космическом, трагическом одиночестве человеку дано познать мир и самого себя:
  3. …В душе своей, как в бездне, погружен, И нет извне опоры, ни предела…И чудится давно минувшим сномЕму теперь все светлое, живое…И в чуждом, неразгаданном, ночномОн узнает наследье родовое.
  4. Лирическим сюжетом стихотворения “Фонтан” становится томление разума, стремящегося к мгновенному прозрению и осознающего ограниченность своих возможностей:

О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимыйТебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты! Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Сверкает в брызгах с высоты.

  • Иногда поэт словно бы устает от собственной сосредоточенности на глубинах познания. В стихотворении “Нет, моего к тебе пристрастья…” Тютчев освобождается от груза дум, от сложной духовной жизни и возвращается к земной жизни с ее простыми радостями:
  • Бродить без дела и без целиИ ненароком, на лету, Набресть на свежий дух синелиИли на светлую мечту…
  • В стихотворении “Певучесть есть в морских волнах…” звучит протест человека, не способного примириться со своей участью смертной пылинки, противопоставленной Вселенной:
  • Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе, – Лишь в нашей призрачной свободеРазлад мы с нею сознаем.
  • Тютчев осознает, что перевод философских идей на язык поэзии необыкновенно сложен, ибо это – переход в другое измерение, где мысль подчинена образу, рифме, ритму. Об этой сложности поэт говорит в стихотворении “Silentium”:

…Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.

Это стихотворение – еще и о человеческой разобщенности, о невозможности до конца объяснить себя даже близкому по духу человеку.

В своей философской лирике Тютчев не просто размышляет. Он в волнении и муках произносит свое вещее слово, совершает открытия, переживает взлеты и падения. Поэт заражает нас своим чувством и своей мыслью. И мы ощущаем волнение Тютчева, страстность его раздумий, постигаем беспокойную мудрость его стихов:

О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!..

Источник: https://rusochineniya.ru/filosofskaya-lirika-tyutcheva/

Философская лирика Ф. И. Тютчева

Среди всего стихотворного наследия, созданного знаменитым русским поэтом девятнадцатого века Федором Ивановичем Тютчевым, можно выделить особый пласт стихотворений, называемых философской лирикой. Название это не случайно: как и многие передовые люди своего времени, поэт задумывался над вечными вопросами, пытался найти решение проблем, относящихся по праву к философии.

Причина обращения Тютчева к подобным проблемам заключалась в том, что расцвет его творчества пришелся на конец девятнадцатого века, то есть эпоху, когда любимое им отечество находилось на пороге новой эпохи. В такие годы каждый мыслящий человек неизбежно задумывается над тем, как построить свою жизнь дальше, пытается обозначить свое место в происходящем, найти смысл жизни.

  • В русской литературе у Тютчева был современник со столь же обостренным ощущением катастрофичности бытия – Достоевский. В 1921 году Андрей Белый написал, заглянув на четверть века вперед:
  • Мир – рвался в опытах Кюри
  • Атомной, лопнувшею бомбой
  • На электронные струи
  • Невоплощенной гекатомбой.
  • Но почти за век до этого похожую картину увидел своим внутренним взором молодой русский дипломат, живший в Мюнхене, и как поэт за пределами самого тесного круга совершенно неизвестный, – Федор Тютчев:
  • Когда пробьет последний час природы,
  • Состав частей разрушится земных;
  • Все зримое опять покроют воды,
  • И Божий лик изобразиться в них!

Любовь в этом мире для Тютчева – проклятие, она несет гибель.

Жизненный опыт поэта – не освященная браком любовь к молодой женщине, которая принесла страдания и смерть ей, неизбывные страдания ему – дал богатую пищу для трагических стихов.

Страдания таковы, что они разрушают последние уцелевшие обломки поэтического мира, так что его пространственно-временные координаты перестают различаться:

Минувшее не веет легкой тенью,

А по землей, как труп, лежит оно.

Минувшее здесь – могучее чувство к Е. Денисьевой, ее ответное беззаветное чувство, ее смерть, его вина… Минувшее – это прошлая жизнь, прошедшее время. И вот оказывается, что прошлое кануло не в бездну времени, а в бездну пространства, в могилу пространства: оно, это прошедшее время, лежит под землей, как труп.

Одно из стихотворений, посвященных философской проблематике, носит название “Бессонница”. В нем Тютчев задумывается над проблемой хода времени, смены эпох и кризиса, который эту смену сопровождает. Вот наиболее характерные строки, говорящие об этом:

  1. И наша жизнь стоит пред нами,
  2. Как призрак, на краю земли,
  3. И с нашим веком и друзьями
  4. Бледнеет в сумрачной дали…
  5. В этом же стихотворении мы можем найти обращение к проблеме человека, находящегося перед лицом природы и испытывающего чувство ничтожности и беспомощности перед ее мощью:
  6. И мы, в борьбе, природой целой

Покинуты на нас самих..

Проблема одиночества человека перед лицом природы – одна из наиболее широко обсуждаемых в философии. Многие мыслители, пытавшиеся разрешить ее, пришли к мнению, что даже в обществе, даже в окружении друзей и близких человек всегда остается одиноким, до конца непонятым, остро чувствует и тяжело переживает свое одиночество. Иным и не может быть положение человека среди вселенского хаоса.

  • Но час настал, пробил… молитесь Богу,
  • В последний час молитесь вы теперь.
  • В другом стихотворении, “Видение”, Тютчев пишет о том, как именно он приходит к необходимости размышлять на философские темы:
  • Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
  • И в оный час явлений и чудес
  • Живая колесница мирозданья
  • Открыто катится в святилище небес.
  • Именно в ночные часы, когда воспаленный разум человека начинает усиленно работать, возникают вереницы идей и образов, создаются произведения искусства, рождаются самые прекрасные стихи и музыка.

Тютчев – могучий лирик, его стихотворения создавались не как философские конструкции, а как вдохновенные импровизации. В его стихах заключено бесконечное количество переходов, при которых одно и то же слово в зависимости от контекста может приобретать не только разные, но и противоположные значения.

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://goldsoch.info/filosofskaya-lirika-f-i-tyutcheva/

Философская лирика Тютчева

  • Нам не дано предугадать,
  • Как слово наше отзовется, —
  • И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Ф. И. Тютчев

Лирика Тютчева — одна из вершин русской философской поэзии. В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским мировоззрением. Глу­бина и сила его лучших произведений сравнима с поэзией Пушкина.

Уже в конце 1820-х — начале 1830-х годов Тютчев создает стихотворения, глав­ным содержанием которых является философская мысль. «Герой» этих произведе­ний — человеческий разум, жаждущий познания. Стихотворение «Последний ка­таклизм», казалось бы, рисует картину гибели мира:

Когда пробьет последний час природы,Состав частей разрушится земных:Все зримое опять покроют воды,И божий лик изобразится в них!

Но смысл этого произведения — не в мрачном пророчестве, а в стремлении по­эта познать первооснову всего сущего, то есть Бога.

Тютчева отличало не только живое и верное изображение природы, но и ее глу­бокое философское постижение. Природа интересовала его в своих стихийных и космических проявлениях — в грозу, в ночи, в буре, в весеннем наплыве и цвете­нии, в грозных порывах ветра, свете солнца или при лунном сиянии.

Символом чистоты и истины в стихах Тютчева является небо. Без этой атмосфе­ры высоты и вечности нет тютчевской поэзии. Он сам говорит об этом в стихотво­рении «Поэзия»:

Среди громов, среди огней,Среди клокочущих страстей,В стихийном, пламенном раздоре,Она с небес слетает к нам —Небесная к земным сынам…

Картины мира, нарисованные Тютчевым, как правило, лишены строгих и точ­ных примет времени и места действия. Это характерно для философской поэзии вообще — она носит внебытовой характер. Так, тютчевская ночь грандиозна, вели­чественна и трагедийна. Она оставляет человека наедине с самим собой и со страш­ными загадками мироздания:

…И бездна нам обнаженаС своими страхами и мглами,И нет преград меж ей и нами —Вот отчего нам ночь страшна!

Именно в этом космическом, трагическом одиночестве человеку дано познать мир и самого себя:

…В душе своей, как в бездне, погружен,И нет извне опоры, ни предела…И чудится давно минувшим сномЕму теперь все светлое, живое…И в чуждом, неразгаданном, ночномОн узнает наследье родовое.

Лирическим сюжетом стихотворения «Фонтан» становится томление разума, стремящегося к мгновенному прозрению и осознающего ограниченность своих воз­можностей:

О смертной мысли водомет,О водомет неистощимый!Какой закон непостижимыйТебя стремит, тебя мятет?Как жадно к небу рвешься ты!Но длань незримо-роковая,Твой луч упорный преломляя,Сверкает в брызгах с высоты.

Иногда поэт словно бы устает от собственной сосредоточенности на глубинах познания. В стихотворении «Нет, моего к тебе пристрастья…» Тютчев освобожда­ется от груза дум, от сложной духовной жизни и возвращается к земной жизни с ее простыми радостями:

Бродить без дела и без целиИ ненароком, на лету,Набресть на свежий дух синелиИли на светлую мечту…

В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» звучит протест челове­ка, не способного примириться со своей участью смертной пылинки, противопос­тавленной Вселенной: Материал с сайта //iEssay.ru

Невозмутимый строй во всем,Созвучье полное в природе, —Лишь в нашей призрачной свободеРазлад мы с нею сознаем.

Тютчев осознает, что перевод философских идей на язык поэзии необыкновенно сложен, ибо это — переход в другое измерение, где мысль подчинена образу, риф­ме, ритму. Об этой сложности поэт говорит в стихотворении «Silentium»:

…Как сердцу высказать себя?Другому как понять тебя?Поймет ли он, чем ты живешь?Мысль изреченная есть ложь.

Это стихотворение — еще и о человеческой разобщенности, о невозможности до конца объяснить себя даже близкому по духу человеку.

В своей философской лирике Тютчев не просто размышляет. Он в волнении и муках произносит свое вещее слово, совершает открытия, пережива­ет взлеты и падения. Поэт заражает нас своим чувством и своей мыслью. И мы ощущаем волнение Тютчева, страстность его раздумий, постигаем беспокойную мудрость его стихов:

О вещая душа моя!О сердце, полное тревоги,О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!.. На этой странице материал по темам:

  • краткое содержание биографии тютчева
  • философская лирика тютчева
  • философская тема в лирике тютчева
  • философская тема в стихах тютчева
  • тютчев филосовская лирика

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tyutchev/sochineniya/obshhie-temy/filosofskaya-lirika-tyutcheva

Сочинение на тему Философская лирика Ф. И. Тютчева

Литературное наследие его невелико: несколько публицистических статей и около 50 переводных и 250 оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных.

Зато среди остальных есть жемчужины философской лирики, бессмертные и недосягаемые по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Как поэт Тютчев сложился на рубеже 1820–1830 х гг.

К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессонница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Весенние воды», «Осенний вечер» и др.

Проникнутая страстной, напряженной мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика Тютчева художественно выразила сложность и противоречивость действительности. Философские взгляды Тютчева формировались под воздействием натурфилософских взглядов Ф. Шеллинга.

Лирика Тютчева пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил.

Человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Особое тяготение проявляет поэт к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе.

Образы природы в поздней лирике окрашиваются прежде отсутствующим в них национально русским колоритом. Тютчев наряду с Е.

А. Баратынским – крупнейший представитель русской философской лирики XIX в. Художественный метод Тютчева отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму.

Дарование Тютчева, который охотно обращался к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное. Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной.

Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду».

Пределы, поставленные человеческому познанию, ограниченность знания «человеческого Я», слияния человека с жизнью природы, описания природы, нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви – таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.

Но есть еще один мотив – это мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то, наверное, самым сильным во всей поэтической литературе». В этом мотиве отражается вся поэзия Тютчева.

Стихотворения «Святая ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной», «О, вещая душа моя», «Как океан объемлет шар земной», «Ночные голоса», «Ночное небо», «День и ночь», «Безумие» и другие представляют собой единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия. И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим сознанием: за всем этим скрывается их роковая сущность, таинственная, отрицательная и страшная. Поэтому его философское раздумье всегда пронизано грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком.

Лишь политическая поэзия Тютчева запечатлена бодростью, силой и надеждами, которые иногда обманывали поэта. Политические стихотворения Тютчева уступают его философской лирике.

Чтобы быть настоящим поэтом того направления, в котором писал Тютчев, надо было любить искренне Россию, знать ее, верить в нее. Этого, по собственным признаниям Тютчева, у него не было.

Пробыв с 18 до 40 лет за границей, поэт не знал родины и в целом ряде стихотворений («На возвратном пути», «Вновь твои я вижу очи», «Итак, опять увидел я», «Глядел я, стоя над Невой») признавался, что родина ему не мила и не была «для души его родимым краем».

Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: он, ученик Пушкина, стал учителем лириков послепушкинского периода. Его оценили раньше других Некрасов и Тургенев.

Как и предсказывал Тургенев, Тютчев остался до сих пор поэтом немногих ценителей; волна общественной реакции лишь временно расширяла его известность, представляя его певцом своих настроений. Тютчев вошел в историю русской литературы как могучий, бессмертный представитель философской лирики, учитель поэзии для поэтов.

Источник: http://www.nitpa.org/sochinenie-na-temu-filosofskaya-lirika-f-i-tyutcheva/

Ссылка на основную публикацию