Сочинение григорий мелехов в поисках правды

«Тихий Дон» — известный роман М. А. Шолохова, охватывающий довольно большой временной промежуток истории России. Главным героем произведения является Григорий Мелехов, через которого Шолохов продолжает традицию русской литературы – изображение правдоискателя.

Григорий Мелехов в начале романа предстает перед нами как неопытный юноша, веселый парень, который даже не догадывается о том, что ждет его впереди. На протяжении всего романа можно наблюдать за становлением его личности, взрослением, изменением характера, судьбой.

Григорий Мелехов – настоящий казак, получивший от предков любовь к труду и земле, мужество, храбрость, доброту, гордость.

Но Григорий отличается от остальных тем, что пытается сам разобраться в происходящих событиях, стремится найти свою правду, ради которой ему стоило жить.

Поиски истины идут на протяжении всей его жизни. Первым крупным событием в судьбе Мелехова становится Первая Мировая война. Она показана автором с того «ракурса», к которому редко прибегали в литературе.

Шолохов рассказывает о «неприглядной» стороне войны, о том, какая она на самом деле – бессмысленная, кровавая, ожесточающая. А на фоне ужасных событий ярко раскрывается личность Григория – человечная и сострадающая.

Он старается обойтись «малой кровью», обличает жестокость, пытается защитить мирное население, рискуя жизнью, вытаскивает на себе раненого офицера.

На фронте Мелехов убеждается в том, что война никому не нужна и полностью разочаровывается в ней. Ярко показаны поиски истины Григорием во время Гражданской войны. Он мечется между красными и белыми, пытаясь обрести свою правду, но не находит ее. В личной жизни Григория такая же сумятица.

С юных лет он был влюблен в замужнюю Аксинью Астахову, которая однажды ответила ему взаимностью. С тех пор началась их связь, прекратить которую глава семейства Мелеховых решил женитьбой Григория на другой девушке. В итоге, всю жизнь Григорий метался между женой и любовницей.

Жена Наталья «вошла в душу Григория через детей», однако, младший Мелехов не мог забыть Аксинью и после смерти супруги решился сбежать с возлюбленной на Кубань к счастливой жизни. Но на пути к мечте Аксинья была смертельно ранена, так Григорий потерял обоих дорогих ему женщин.

Шолохов сочувствует своему герою, автор понимает, что в метаниях Григория виноват не он, а время в котором, тот жил.

На примере Мелехова показана вся трагедия того времени. Люди метались, потому что не знали, на чьей стороне правда. Они, как и Григорий, хотели работать на земле, жить в собственном доме, иметь семью, любимое дело — хотели простой мирной жизни.

Вариант 2

Мелехов Григорий является основным героем произведения «Тихий Дон». Его можно охарактеризовать как натурального донского казака, трудоголика и хозяйственный человека. В довоенное время он был весельчаком, юным и беззаботным парнем.

Мелехов часто поступал необдуманно, так как его натура была непослушной и неугомонной. Для примера можно взять тот момент, когда он встречается с Аксиньей (жена соседа), в которую он влюблен по уши.

Однако он легко согласился жениться на Наталье Коршуновой (молодой и красивой дочке состоятельных родителей).

В начале произведения автор показывает его как беспечного человека, так как он сделал несчастными двух женщин. С каждым годом он осознает свои проступки. Но также ему самому плохо из-за такого двоякого положения.

С проблемой выбора он также сталкивается на фронте, так как не может выбрать к кому присоединиться или к белым, или к красным.

Вообще ему неприятна тема войны и бестолкового кровопролития, но это трудное положение в стране ставит любого перед выбором.

Григорий на протяжении длинного отрезка времени ищет правду и справедливости, которые в конечном итоге не находит, так как он ставит под сомнение свой выбор, нежели его брат или друзья.

Но благодаря войне его личность раскрывается во всех красках. Таким образом, с самого начала службы становится понятно, что Мелехов гуманен и не жесток.

Его мучает бессонница из-за убитого австрийца, храбро заступается за юную горничную, также показывает замашки зверя Чубатого.

Постепенно он становится сильнее не только физически, но и психически. С течением времени границы между добром и злом размываются. Однако, он не перестает быть честным, справедливым и любящим парнем к концу произведения.

Размывающиеся границы не дают найти ему правду, которую он так усердно ищет, хотя его мировоззрение складывается из наблюдения за жизнью и людьми.

Он присоединяется и к красным, и к белым, но ему не удается найти то, что необходимо.

Со временем положение на фронте и личной жизнью, начинает раздражать Мелехова. Его даже зависть берет за тех, кто верит только в свою правду и отстаивает свои взгляды.

Поняв бестолковость войны, он идет к своей любви, однако в любви его ждет трагедия. Аксинью подстрелил красногвардеец и она умерла на глазах и руках Григория.

Вскоре он возвращается домой, где у него есть единственный сын — человек, который роднит его со всем миром.

Автор подчеркнул важность семьи и дома, показав в романе и предков героя и его сына. Может быть он искал именно такую «правду» жизни. Скитания Мелехова являются путем всего народа 20 века. Людей, которые не нашли себя в революционное и послереволюционное время.

← История создания романа Тихий Дон
← Анализ рассказа Чужая кровь↑ ШолоховПо произведению Они сражались за Родину →
План рассказа Судьба человека →

Сочинение Григорий Мелехов в поисках правды

  • Сочинение Где заканчивается мечта и начинается цель?
    В современном мире люди часто путают понятия мечта и цель. Отсюда возникают проблемы. Чем различаются эти понятия? Где же конец мечты и начало цели? Разберемся с этим.
  • Образы Слова о полку Игореве
    Много знаний об образах исторических личностей доносит до нынешнего времени сказания и легенды. Они охватывают многие события из истории русского народа.
  • Аргументы и примеры дружбы из литературы для сочинения
    Тема дружбы всегда занимала особое место в литературе. Авторы рассматривали дружбу с разных сторон, таким образом подчеркивая ее значимость в жизни человека, ее многообразие.
  • Сочинение Какие качества присущи великодушному человеку?
    Считается, что великодушным человеком является тот, кто всегда готов прийти на помощь, однако не всегда за желанием сделать что-то хорошее для человека, стоит великодушие. В современном мире проявить благодетель может даже очень
  • Сочинение Чем опасно равнодушие?
    Часто мы слышим о равнодушии современных людей ко всему, что происходит в мире. Равнодушие – это чувство безразличия к происходящему, нежелание реагировать на него. Равнодушных людей не заботят глобальные

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/sholohov/grigorij-melekhov-v-poiskah-pravdy-tihij-don

Сочинение: Григорий Мелехов в поисках правды в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов) | Литрекон

(496 слов) Главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон», Григорий Мелехов на протяжении всего повествования находится в поисках «своей борозды».

Он относится к широко распространенному типажу героев-правдоискателей, как, например, Пьер Безухов из «Войны и мира» или Константин Левин из «Анны Карениной».

Однако ему, в отличие от упомянутых мною персонажей, не удалось найти свою правду вовремя. 

Григорий возмужал в трудное время. Его,молодого и неопытного, призвали на войну с австрийцами, которая растянулась на несколько лет и породила в народе жгучее недовольство властью. Именно на фронте, где казаков кормили щами с червями вместо мяса, герой понял, что ему незачем воевать.

Но главным моментом его прозрения можно считать встречу с большевиком Гаранжой, который объяснил соседу по палате, что их мир устроен так: «Купец с барышом, казак нагишом». Исправить социальную несправедливость можно только революционными методами, о которых Григорий обещал рассказать однополчанам.

Социалистическая правда Гаранжи заразила измученного солдата, поэтому после развала фронта и революции Мелехов вступил в ряды Красной армии. На этой стороне он искал мир, справедливость и равенство, но после хладнокровной расправы над белогвардейскими пленными герой стал отделяться от товарищей.

Свою лепту внесла и обстановка в семье: отец и брат были наотрез против большевизма. Казаков пугали, что красные отберут землю и раздадут мужикам, поэтому многие землевладельцы защищали свое добро до последнего.

Среди них оказался и Григорий: когда на хутор пришли белые и стали принудительно мобилизовать казаков, красные разделились: из хутора ушли Валет и Кошевой, а вот Мелехов и Христоня остались. Это был принципиальный разрыв: казаки побогаче отказались бросать свое добро, а вот бедняки пошли за идеей, не жалея того, чего и так не было. 

Григорий вновь осознал правильность своего курса и лишился сомнений, когда пошел слух, что красные грабят народ и сажают стариков.

Отчасти это было правдой, ведь именно старики подстрекали народ на бунт, но казаки восприняли аресты как первое покушение на их нацию, о котором давно говорили белые. Мелехов оседлал коня и помчался рубить красных, понимая, что это и есть ЕГО дорога.

Однако чем дальше он шел по ней, тем лучше понимал, что его симпатии все равно на стороне большевиков. Офицеры не приняли его, несмотря на боевые заслуги. Для них он так и оставался выскочкой-хлеборобом.  

После капитуляции белой армии и бегства на пароходах, на которых Григорию не нашлось места, Мелехов попробовал заслужить прощение в Красной армии, честно служил, но все равно был отправлен домой как неблагонадежный человек, когда надобность в нем отпала. Чтобы избежать ареста, герой бежит из хутора и примыкает в банде Фомина, становясь, по сути, грабителем. Их сил не хватало для полноценного переворота, и вскоре даже казачество отвернулось от тех, кто его «защищал» от большевиков.   

Григорий не смог найти правду ни у белогвардейцев, ни у красноармейцев, ведь все они шли на брата с оружием. Истинные ценности в жизни Шолохов показывает на последних страницах произведения. Они заключаются в семье.

Свою правду Григорий Мелехов нашёл именно в сыне, в любви. Это было единственное, что еще связывало героя с этим миром. Это было единственное, ради чего стоило жить на Земле.

Правда, понял это он слишком поздно, когда от семьи почти никого не осталось.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/grigorij-melehov-v-poiskah-pravdy-v-romane-tihij-don/

Сочинение на тему: Григорий Мелехов в поисках правды в романе Тихий Дон, Шолохов

Григорий Мелехов в поисках правды

Григорий Мелехов – центральный персонаж романа “Тихий Дон”, истинный донской казак, трудолюбивый и хозяйственный человек. До начала войны он был веселым, беззаботным и неопытным юношей. Будучи беспокойным и строптивым по натуре, он часто совершал необдуманные поступки.

Так, например, он встречался с женой соседа Аксиньей, в которую был безумно влюблен. Несмотря на это, он легко согласился жениться на другой девушке – юной красавице, дочке зажиточных родителей Наталье Коршуновой. Таким образом,

он сделал несчастными сразу двух женщин.

Таким беспечным предстает Григорий в начале романа.

С возрастом он начинает чаще задумываться над своими поступками. Он сам мучается не меньше Натальи с Аксиньи из-за такого двоякого положения. С проблемой трудного выбора он сталкивается и на фронте, не зная к кому примкнуть: к “красным” или “белым”. Ему не нравится вся идея войны и бессмысленного кровопролития, однако сложившееся в стране положение ставит каждого перед дилеммой.

Григорий не так уверен в своем выборе, как его брат или друзья. Он долго размышляет в поисках правды и справедливости, но так ее и не находит. На фоне этой войны во всех красках раскрывается личность главного героя.

Так, с первых же дней службы становится ясно, что Григорий не склонен к жестокости и даже гуманен. Он отчаянно заступается за молодую горничную Франю, не может спать по ночам после убийства австрийца, обличает зверские замашки Чубатого. Однако со временем и его характер закаляется, а границы между добром и злом постепенно размываются.

Несмотря на это, Григорий до конца романа остается честным, порядочным и любящим человеком. Его представления о происходящем складываются из наблюдений за жизнью и окружающими людьми, но те самые “размытые границы” не дают ему приблизиться к правде, которую он ищет. Герой принимают сторону то “красных”, то “белых”, но нигде не находит то, что ему нужно.

Двоякое положение на фронте и в личной жизни начинает постепенно угнетать Григория. Он даже невольно завидует тем, кто слепо верит только в одну “правду” и уверенно борется за свои взгляды. Осознав бессмысленность войны, он бежит в объятия своей любви, но и здесь его ждет трагический удел.

Аксинья умирает прямо на его руках, раненная красногвардейской шальной пулей. В отчаянии он решает вернуться домой, в “родные” места, где у него остался один только сын – единственный человек, роднящий его с огромным миром. Начав свой роман с предков Григория и, закончив его сыном, М. А. Шолохов хотел подчеркнуть важность домашнего очага и семьи.

Возможно, это и была “правда” жизни, которую Григорий так долго и тщетно искал.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-grigorij-melexov-v-poiskax-pravdy-v-romane-tixij-don-sholoxov/

Сочинение Григорий Мелехов в поисках правды

В образе Мелехова автор изобразил донского казака, участвующего в Гражданской войне не из корыстных побуждений, а переходящего с одной стороны на другую, в поисках тех, кто по-настоящему прав и может обеспечить нормальную жизнь народу.

До Первой мировой войны Мелехов был обычным казаком, которого интересовала его личная жизнь, а представления о политике и существующем строе были стандартны. Он был вполне лоялен царю и готов сражаться за него, а также веру и Отечество. Кружок Штокмана – большевика, ведущего антиправительственную агитацию Мелехова нисколько не интересовал.

Перелом произошел во время Первой мировой войны. Мелехов испытал странные чувства, похожие на сожаление, убив австрийца в бою. Жестокость, царившая повсеместно, вызывала у него отвращение. В силу этого, казак с интересом слушает раненного Гаранжу, антивоенные и антиправительственные разговоры которого разрушают его привычные представления о власти.

Неприязненно относясь к войне и отрицая лояльность прежней власти Григорий переходит к большевикам, обязанным своим успехом именно антивоенной пропаганде и обещаниям справедливого мироустройства. Став командиром казачьей сотни у красных Мелехов видит еще большее насилие, включая казни пленных и у него появляются сомнения по поводу новой власти.

Когда часть казаков выступает против красных и формирует свои отряды, главный герой романа присоединяется к ним. Воюя вместе с белыми, он уверен, что отстаивает права казачества. Однако и там он видит жестокость и расправы, причем еще хуже, чем у красных.

Ожесточение Гражданской войны охватывает и Мелехова. Он мстит за смерть брата, расправляясь с пленными. Однако в его душе все больше чувствуется опустошение, все больше он погружается в процветающее у них пьянство. После одного из боев у Григория происходит даже нервный срыв.

Разочаровавшись в белом казачестве, видя некоторые положительные стороны красных Григорий все же не принимает сторону тех и других.

Он попадает в банду Фомина, занимающуюся, по сути, только грабежом, хотя ее предводитель и говорит о войне за счастье трудового народа.

Видя это, Мелехов тайно уходит от них и примкнув на некоторое время к дезертирам, возвращается на родной хутор, так и не приняв правду тех или других.

Читайте также:  Сочинение мой маленький друг (3 класс)

Автор не дает окончательного ответа по поводу судьбы Мелехова или его размышлений о правде, предоставляя читателям возможность подумать об этом самостоятельно.

`

Популярные сочинения

Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/sholohov/grigorij-melekhov-v-poiskah-pravdy

Тема поиска правды Григорием Мелеховым

    В романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон» Дон является своеобразным стержнем, на который нанизывается большинство происходящих в произведении событий. Главный герой романа Григорий Мелехов — человек, находящийся на протяжении всего повествования в поисках правды. 

    Григорий – представитель среднего казачества. Он вырос в семье, обладавшей крепким хозяйством, всегда жившей в достатке, но никогда не пользовавшейся наемным трудом. Тяжелый крестьянский труд был для семьи Мелеховых привычным делом.

Личными качествами – недюжинным природным умом, храбростью, ловкостью, силой воли, глубиной чувств, бурной, неукротимой натурой – Григорий резко выделялся среди земляков. Личностными чертами героя являются и духовные искания.

При всей остроте ума Григорий не смог самостоятельно разобраться в сложном переплетении общественных противоречий, а обстоятельства жизни не свели его с надежным политическим руководителем. Поэтому главный герой так беспомощен в спорах с белыми офицерами.

Сколько раз бывало, что он смутно чувствовал правду, но не умел ее доказать и вынужден был подчиниться тому, с чем внутренне был не согласен. «Я, брат, чую, что тут ты неправильно гутаришь, — говорит он своему начальнику штаба, офицеру Копылову, — а вот припереть тебя не умею… Давай бросим об этом. Не мучай меня, я и без тебя запутанный!»

    Когда Григорий лежал в госпитале, сосед по койке, большевик Гаранжа, раскрыл ему глаза на истинный смысл империалистической войны. И Мелехов возненавидел войну, рушились его прежние представления о царе, о казачьем воинском долге.

Но, вернувшись с фронта домой, оказавшись в обстановке родного казацкого быта, Григорий заколебался в своих новых, недостаточно прочно усвоенных взглядах. К тому же, старина явилась перед ним замаскированной в новое одеяние: Изварин опутывает его идеей создания самостоятельного казачьего государства.

Правда, герой не верит клевете Изварина на большевиков, но опровергнуть ее не умеет и, в ответ на его речи, говорит: «…Ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться…Блуждаю я, как метель в степи…» Через месяц встретился Григорий с большевиком Федором Подтелковым и услышал, что казачья автономия – это та же власть белых генералов.

Примкнул он к красным, командовал сотней, затем дивизионом. Во время атаки, в результате которой было разбито большое соединение белых, Григорий Мелехов был ранен. Пролежав неделю в лазарете, он поехал домой.

Когда в хуторе белые объявили мобилизацию, Григорий отклонил предложение Кошевого бежать к красным: «Я-то, воевал, пущай другие спробуют», — ответил он, надеясь отсидеться дома. Но это ему не удалось. Нехотя, в последнем ряду сформированного на хуторе отряда, ехал Мелехов на войну против красных. В бою он услышал донесшиеся от красноармейской цепи звуки «Интернационала» и «почуял, как, сорвавшись, резко, с перебоем стукнуло его сердце…»

    Григорий оказался для всех чужим. Казаки не доверяли ему, потому что он был раньше красным командиром, а когда он самовольно покинул белый фронт, пришедшие в хутор красные тоже не доверяли ему, потому что он был белым офицером. Двойное прошлое, как проклятие, ходило за главным героем. 

    Во время контрреволюционного мятежа казаков Григорий командовал повстанческой дивизией. Ему казалось, что он воюет за свое родное дело, но пришла белая армия, пытающаяся восстановить дореволюционные порядки, и Мелехов понял, как жестоко он ошибся.

Офицерская среда была ему по-прежнему чужда и ненавистна, и офицеры, несмотря на его высокий чин и несомненный военный талант, смотрели на него как на простого, необразованного казака.

«В вопросах приличия и грамотности ты просто пробка!» — говорит ему Копылов, на что Григорий отвечает: «Это я у вас пробка, а вот погоди, дай срок, перейду к красным, так у них я буду тяжелей свинца. Уж тогда не попадайтесь мне приличные и образованные дармоеды. Душу буду вынать прямо с потрохом!»

    Переходя то к белым, то к красным, Мелехов не может найти свое настоящее место. Он хочет вырваться из водоворота военных событий: вместе с Аксиньей бежит из родного хутора на Кубань, чтобы начать там новую жизнь. Но в пути девушка погибает, и Григорий, совершенно надломленный, возвращается домой.

Многое изменилось в хуторе, изменился и сам герой. Из живого, вспыльчивого паренька превратился в сдержанного, седого мужчину, думающего только об одном — о покое в стенах родного куреня: «… Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.

Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни…»

    Пожалуй, это и есть та правда, которую искал всю свою жизнь Григорий Мелехов.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/sholokhov-m-a/tikhij-don/9967-tema-poiska-pravdy-grigoriem-melekhovym

Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав­ственной правды, к которой он стремится.

Григорий верен казачьим традициям, внушаемым ему с самого рождения. Но при этом он отдается во власть буйной страсти, способной нарушить общепри­нятые нормы и правила. Ни грозный отец, ни грязные слухи и насмешки не в силах остановить Григория в его страстном порыве.

Мелехова отличает удивительная способность лю­бить. Невольно при этом он причиняет боль близким людям. Григорий и сам мучается, страдает не меньше, чем Наталья, Аксинья, родители.

Герой оказывается словно между двумя полюсами: любовью-долгом и любовью-страстью. Совершая дурные с точки зрения общественной морали поступки и встречаясь с замуж­ней женщиной, Григорий остается до конца честным и искренним.

«И жалко тебя,— говорит он Наталье,— кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто».

Бурные исторические события закрутили Григо­рия в своем вихре. Но чем больше он углубляется в во­енные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему часто снится степь. Сердцем он всегда с люби­мой, далекой женщиной, с родным хутором, куренем.

Новый поворот в истории возвращает Мелехова к земле, к любимой, к семье. Григорий встречается с до­мом, с хутором после долгой разлуки. Лоно семьи воз­вращает его в мир пошатнувшихся привычных пред­ставлений о смысле жизни, о казачьем долге.

Воюя, «крепко берег Григорий казачью честь, ло­вил случай выказать беззаветную храбрость, риско­вал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к авст­рийцам, снимал без крови заставы». Со временем ге­рой меняется.

Он чувствует, что «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело…». Меняется и первоначальный портрет Григория: «…

ввалились у него глаза и остро торчат скулы».

Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множест­венные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором.

Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своем пути поиска сталкивается с разны­ми людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее.

Так сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевика­ми, он убежден в особой судьбе и предназначении ка­зачества и выступает за самостоятельную, автоном­ную жизнь Донской области. Он сепаратист.

Григо­рий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин лег­ко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.

Иные истины внушает Мелехову Подтелков, счи­тающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариа­том. Подтелков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедитель­но и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить.

По­сле разговора с Подтелковым герой «мучительно ста­рался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмот­ном и политически неподкованном, несмотря на раз­ные внушения, все же активно пульсирует стремле­ние найти свою правду, свое место в жизни, то, чему действительно стоит служить.

Окружающие предла­гают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».

Наступает момент, когда Мелехов всей душой ста­новится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны.

Мелехова шокиру­ет поведение Чернецова и Подтелкова в сцене распра­вы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защи­тить безоружного врага от беспощадной кровавой рас­правы.

Не за неприятеля вступается Григорий — в ка­ждом из врагов он видит прежде всего человека.

Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво гово­рит эпизод убийства матросов. Однако Григорию не­легко дается такая бесчеловечность.

Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушел от того, для чего был рожден и за что сражался.

«Неправиль­ный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.

Неотступной истиной, непоколебимой ценно­стью всегда остается для героя родное гнездо. В са­мые тяжелые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти вос­поминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.

Григорий становится одним из руководителей Вешенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что вос­стание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных.

Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих по­ходах; казачество — лишь надежное средство в дости­жении их целей.

Возмутительно для Григория хам­ское отношение к нему генерала Фицхелаурова, нена­вистны и отвратительны иностранные оккупанты.

Мучительно перенося все происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рас­суждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.

Очередным переходным этапом, спасением для Григория снова становится возврат к земле, к Акси­нье, к детям. Он неожиданно проникается необыкно­венным теплом и любовью к детям, осознает, что в них смысл его существования.

Привычный уклад жизни, обстановка родного дома порождают в герое стремление уйти от борьбы. Григорий, пройдя долгий и трудный путь, теряет веру и в белых, и в красных. Дом и семья — подлинные ценности, настоящая опо­ра.

Насилие, многократно виденное и познанное, вы­зывает в нем отвращение. Не раз совершает он благо­родные поступки под воздействием ненависти к нему.

Григорий отпускает из тюрьмы родственников крас­ных казаков, загоняет до смерти лошадь, чтобы ус­петь спасти от гибели Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, уходит с площади, не желая быть свидете­лем казни подтелковцев.

Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не дает Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждет расстрел. У Мелехова нет выхо­да, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.

Немногое остается у Григория к концу романа. Дети, родная земля и любовь к Аксинье. Но героя ждут новые потери.

Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы ис­кать себя дальше: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети.

Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла ка­кую-то ценность для него и для других».

Григорий большую часть жизни проводит в плену разрывающей мир ненависти, смерти, ожесточаясь и впадая в отчаяние. Останавливаясь на пути, он с от­вращением обнаруживает, что ненавидя насилие, не­сет смерть. Он глава и опора семьи, но ему некогда быть дома, среди любящих его людей.

Все попытки героя найти себя — это путь хождения по мукам. Мелехов идет вперед с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Он ищет цельности, под­линных и неоспоримых истин, во всем хочет дойти до самой сути. Искания его страстны, душа горит. Его мучит неутоленный нравственный голод.

Григорий жаждет самоопределения, он не лишен при этом само­осуждения. Корень ошибок Мелехов ищет в том числе и в себе самом, в своих деяниях. Но о прошедшем че­рез многие тернии герое можно с уверенностью ска­зать, что его душа, вопреки всему, жива, она не загублена тяжелейшими жизненными обстоятельствами.

Свидетельство этого — стремление Григория к миру, к покою, к земле, желание вернуться домой. Не дож­давшись амнистии, возвращается Мелехов домой. Им владеет единственное желание — желание покоя. Его цель — растить своего сына, щедрую награду за все жизненные муки.

Мишатка — надежда Григория на будущее, в нем возможность продолжения рода Меле­ховых. Эти мысли Григория — подтверждение того, что он надломлен войной, но не сломлен ею.

Путь Григория Мелехова к правде — это трагиче­ский путь скитаний человека, обретений, ошибок и потерь, свидетельство тесной связи личности и исто­рии. Этот сложный путь был пройден русским наро­дом в XX веке.

Критик Ю. Лукин писал о романе: «Значение фигу­ры Григория Мелехова… расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашед­шего своего пути в годы революции».

Источник: http://5litra.ru/soch/283-grigoriy-melehov-poiski-pravdy-po-romanu-m-sholohova-tihiy-don.html

Григорий Мелехов в поисках правды

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Григорий Мелехов в поисках правды

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    С Григорием Мелеховым мы знакомимся во времена его юности. На первых страницах романа «Тихий Дон» Михаил Шолохов представляет нашему вниманию ещё совсем неопытного, беспокойного юношу, который не подозревает о том, что ждёт его впереди.
    Прочитав первый том мне было сложно выразить своё отношение к Григорию, понять чего в нем больше – добра или зла.

Казалось бы, разве может добрый человек рушить чужую семью, так безучастно смотреть на страдания женщины, которая привязана к нему узами брака, заставлять отца стыдиться за своего сына. Но скоро становится понятно, что это были лишь неловкие проявления молодой казаческой натуры, а может быть и личности ищущей свободы и правды.

    Война показана Шолоховым с самой ужасной стороны и на её фоне раскрыта личность Григория. Больше не остаётся сомнений, что Григорий человечен и гуманен. Он мучается из-за того, что убил австрийца, пытается спасти служанку Франю, обличает Чубатого и его жестокость, спасает Степана Астахова.

Однако и он ожесточается, мы видим уже сформированную личность, для которой границы добра и зла всё же размыты.
    Начинается сознательная жизнь Григория. Он следит за жизнью и людьми и из этого складывается его представление об окружающем. Однако те самые «размытые границы» и мешают ему поскорее приблизиться к правде, которую он ищет.

    Григорий воюет то на стороне красных, то на стороне белых, но нигде он не видит того, что ему нужно. Каждая сторона проливает кровь, часто бессмысленно. Двойное прошлое Григория не даёт ему спокойно жить, он оказывается среди двух огней и начинает завидовать людям, которые слепо верили одной из сторон и бились за «свои» взгляды.

Читайте также:  Сравнение «пророка» пушкина и «пророка» лермонтова

    Осознание того, что война – это не способ поиска правды, Григорий пытается бежать от всех этих ужасов с любовью своей жизни – Аксиньей, но и здесь его ждёт трагедия. Гибель Аксиньи доводит Григория до отчаяния и последнее, что он желает сделать – это побывать «дома», в родных местах, увидеть сына.

    Чаще всего, когда человек рождается, его окружает всё, что ему необходимо: дом, семья, вскоре работа, любимое дело.

Основываясь на этом, думаю, можно сказать, что Григорий пришёл к тому, чего он искал, к смыслу и правде жизни, пусть и немного поздно. Странно, но так часто и случается, что человек ищет то, от чего когда-то сам сбежал.

Шолохов начал роман с истории предков Григория Мелехова, окончил сыном Григория. Мне кажется, этим он хотел подчеркнуть важность родимого дома, очага, семьи.

Добавил: Elipsis

91078 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00477701303858245966/woid/00087501184773070724/

Григорий Мелехов в поисках правды

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Сочинение*

Код 358447
Дата создания 12 апреля 2013
Страниц 4
Мы сможем обработать ваш заказ 1 апреля в 10:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Сочинение оригинальное по литературе, оценка 5 …

11 класс

сочинение

Главный герой – Григорий Мелехов – трагический тип. Это герой-правдоискатель. Жизненный путь его связан с поиском истины и справедливости. Причем этот поиск касается не только его самого, но и всех остальных. Это народный герой, который ищет народную правду, отражающую мечту о мире, в котором человек находится в гармонии со своим народом, с человечеством, с природой. Народная правда предполагает органичное единение человека и мира. С этой точки зрения очень важна система ценностей, выступающих критериями оценки событий, героев, их поступков. Такими ценностями служат земля, Дон-батюшка, дом, любовь. Именно любовь, красота родной природы, спокойствие и тишина определяют понятие гармонии. Гармонии природы противостоит дисгармония человеческой жизни. Этот дисбаланс нашел наиболее яркое выражение в судьбе Григория Мелехова. Он – настоящий донской казак, хозяйственный, трудолюбивый. Вся его жизнь – это поиск правды, истины. Но, будучи по своей натуре героем практических действий, этот поиск выражается не в отвлеченных рассуждениях, а в поведении, в конкретных шагах, поступках, действиях. Поиск правды осуществляется Григорием в нескольких направлениях. Так, в первой книге он ведется в личном плане: герой постигает любовь. При этом любовь понимается им очень широко: это и любовь к женщине, и к родной земле, и к природе, и к особому миру казачества. Принадлежность к донскому казачеству определяет и характер ценностей героя. Суть казачества – воля. Казаки – дети природы. Понятие свободы для них является одним из главных наряду с честью. Мир, который они создают, является относительным миром демократии и свободы: при всей ценности такого понятия, как воля, казаки находятся в подчинении у традиций и обычаев. Тема свободы и несвободы личности, которая связана с вопросами о роли традиции и обычаев, позволяет уже в первой книге понять всю сложность поиска истины героем. С одной стороны, традиции – это нравственный фундамент личности, но с другой – они сковывают личную свободу. Так, Григорий Мелехов не позволяет своему глубокому чувству к Аксинье одержать верх над властью традиций. Он подчиняется воли отца и женится на Наталье. Но Мелехов – это прежде всего яркая, незаурядная личность, способная сделать свободный выбор. И в конечном итоге он уходит из дома, покидает хутор и ради любви к Аксинье оказывается в совершенно новом – унизительном для него – положении слуги в помещичьей усадьбе Листницких. По мере развития действия герой выходит из замкнутого мира родных людей, привычных обычаев в пространство большой истории. Поиск правды теперь осуществляется не только в личном, но и в социальном плане. На фоне войны личность Григория раскрывается в полной мере. При всех своих грехах он глубоко нравственная личность. Он отличатся от остальных. Оказавшись на полях сражений, он не может смириться с обязанностью убивать. Он не хочет крови. Вся его сущность против того, чтобы убивать, против того, что вся его жизнь, все его таланты, вся молодость уходят в опасное ремесло убивания людей. И это еще раз подчеркивает гуманность, человечность Мелехова. Однако закон войны жесток, и человек постепенно привыкает к делу убийства, но, убивая другого, Григорий убивает частичку собственной души. И он осознает это. Он понимает как опасность, так и бессмысленность происходящего. Но он вынужденно вовлечен в эту грязь и в это насилие. Оказавшись в госпитале после ранения, Григорий знакомится с революционером Гаранжой, который оказывает на него большое влияние. Гаранжа объясняет Мелехову суть происходящего достаточно рационально. Он говорит, что нужно скинуть власть, из-за которой и идут все войны, во всем мире установить власть рабочих. Тогда уйдет злоба и настанет «червона жизнь». Слова Гаранжи глубоко въелись в душу Григория, заставив его коренным образом пересмотреть все свои взгляды. Мелехов сразу же реагирует на новую, открывшуюся ему правду. Ему кажется, что он наконец-то нашел ответы на мучившие его вопросы. Григория привлекла большевистская идея всеобщего братства. Но он вновь ошибся, так как пытался отличить правду по внешним признакам, не вникая в суть. Сначала он сражался за красных, но убийство безоружных пленных отталкивает его. А когда большевики приходят в его родной хутор, творя грабежи и насилие, он с яростью вступает в борьбу с ними. Вновь побеждает правда казацкая: власть традиций оказывается сильнее. И снова он не знает, что делать и как поступить. Оказавшись перед выбором, Григорий сначала сражается на стороне красных, но, разочаровавшись, переходит на сторону казачьего восстания. Фактически это означало выбор «белой» правды. Однако применительно к Григорию не совсем верно говорить о конкретном и однозначном выборе. Ведь в конечном итоге и правда белых оказывается для Григория чуждой. Он понимает, что вновь ошибся. И самое страшное для него то, что люди убивают друг друга: человек убивает человека. Мир раскололся, середины нет. Трагедия Мелехова в том, что он ищет всечеловеческой правды, но для нее нет места в этом жестоком мире. В этом не только трагедия героя, но и трагедия времени, трагедия человечества. У Григория еще остается надежда на особую казацкую правду. Это и толкает его к участию в Вешенском восстании. По сути, восстание было протестом казаков против политики советской власти. Мелехов участвует в нем с радостью. Ему кажется, что это и есть особый – третий путь. Самый верный, правильный. Но именно на этом пути его ожидают самые страшные ошибки и разочарования. Он видит море крови. И в результате – душевная опустошенность. Он понимает, что путь особой правды не может быть истинным, так как он не для всех.

по роману Шолохова «Тихий Дон»

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Другие сочинения

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/358447/sochinenie-grigoriy-melehov-poiskah-pravdy.html

Сочинение на тему “Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”

В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости.

Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса.

На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.

Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: «Милая ты моя… говядинка!» Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас.

Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: «Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще.

Казаки падали и кони».

Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи.

«И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!»

Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей.

Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь.

Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть.

Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.

Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.

Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого.

Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга.

Он слышит слова своего же казака: «Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию». Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни.

Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.

Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: «детву и ту не жалею».

Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей.

В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью.

Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана:

«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…» Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-sudba-grigoriya-melehova-kak-put-poiska-pravdy-zhizni-v-romane-m-a-sholohova-tihij-don/

Григорий Мелехов в поисках правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • Народная пословица
  • Драматические судьбы основных действующих лиц, же­стокие уроки судьбы Григория Мелехова, главного героя романа, отражают в романе Шолохова «Тихий Дон» мучи­тельные поиски исторической правды на пути строитель­ства народом новой жизни.

Григорий Мелехов — настоящий донской казак, хозяй­ственный и трудолюбивый, замечательный охотник, наезд­ник, рыболов. До войны и революции он вполне счастлив и беззаботен. Горячая приверженность к воинской службе, славе выручает его в первых испытаниях, на полях крова­вых сражений в 1914 году.

Но Григорий не хочет крови и этим отличается от остальных. Он не желает и войны, но постепенно заме­чает, что все его таланты, его жизнь, молодость уходят в опасное ремесло убивания людей. Мелехову некогда побыть дома, нет времени и возможности уделить внима­ния семье, любящим его людям. Окружающая его жес­токость, грязь, насилие заставили Григория по-новому посмотреть на жизнь.

В госпитале, где Мелехов находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды у него появляется сомнение относительно правильности сохранения вернос­ти царю, воинскому долгу.

1917 год застал Григория в беспорядочных и мучи­тельных попытках определиться в это «смутное время». Но его ошибка в том, что он пытается отличить правду по внешним признакам, не вникая в суть.

Сначала Мелехов сражается за красных, но убийство ими безоружных плен­ных отталкивает его, и когда большевики приходят в его родной хутор, творя грабежи и насилие, он с холодной яро­стью вступает в борьбу с ними.

Читайте также:  Роль искусства в жизни человека - сочинение-рассуждение

И снова не знает, что де­лать и как поступить.

Глубинные сомнения отталкивают Мелехова и от крас­ных, и от белых: «Все они одинаковы… Все они — ярмо на шее казачества». В это время мучительных раздумий Григорий узнает о восстании казаков против большевиков в верховьях Дона и выступает на стороне восставших.

Он думает: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боро­лись люди и будут бороться.

Надо биться с тем, кто хочет отбить жизнь, право на нее; надо биться крепко, не кача­ясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость дает борьба».

Разжалование, смерть жены и многие другие болезнен­ные удары судьбы впоследствии доводят Григория Меле­хова до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного, героически воюет с поляка­ми, желая очиститься этим перед большевиками.

Но для Григория нет спасения в советской действи­тельности, где даже нейтралитет считается преступлени­ем. И он завидует белогвардейцам, думая, что им с самого начала было все ясно, «а мне и доселе все неясное. У них прямые дороги… а я с 17-го хожу по вилюжинам как пьяный, качаясь».

Пытаясь избавиться от сомнений, Григорий бежит с род­ного хутора, но после долгих скитаний, тоски по детям, по Аксинье, тайно возвращается, чтобы забрать любимую жен­щину. Он хочет начать новую жизнь в надежде пробрать­ся на Кубань. Но счастье длится недолго: в дороге их настигает конная застава, Аксинья погибает. Григорию больше некуда и незачем торопиться. Материал с сайта //iEssay.ru

Неделями скрываясь в лесной чаще, Григорий испы­тывает нестерпимое желание «походить… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать».

Мелехов возвращается в родной хутор. «Вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей, со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

В образе Григория Мелехова М. Шолохов воплотил бес­конечные поиски простым народом исторической правды, позволяющей построить честный, светлый, справедливый и счастливый мир для большинства.

На этой странице материал по темам:

  • Григорий Мелехов в поисках правды
  • а мне и доселе все неясное.
  • поиски правда григорием мелеховым сочинение
  • григорий мелехов в госпитале (кн. 1. финал).
  • уроки по роману шолохова тихий дон

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/sh/sholohov/sochineniya/tihij-don/grigorij-melehov-v-poiskah-pravdy-po-romanu-m.-sholohova-tihij-don

Григорий Мелехов в поисках правды

Григорий Мелехов в поисках правды

В «Тихом Доне» отражена эпоха великих потрясений начала XX века, оказавшая своё влияние на судьбы многих людей, повлиявшая также и на судьбу донского казачества.

Притеснения со стороны чиновников, помещиков, более зажиточной части населения, а также неумение власти решать конфликтные ситуации и справедливо обустраивать жизнь народа, приводили к народным возмущениям, бунтам, к революции, которая переросла в гражданскую войну. Кроме того, донское казачество восстало и против новой власти, сражалось с красноармейцами.

Банды казаков расправлялись с той же беднотой, с мужиками, которые, как и казаки, хотели трудиться на своей земле. Тяжёлое, смутное было время, когда брат шёл против брата, а отец мог оказаться убийцей сына.

В романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» отражена переломная эпоха войн и революций, показаны события, повлиявшие на ход истории. Писатель отобразил вековые традиции донского казачества и особенности их жизни, систему их нравственных принципов и трудовых навыков, сформировавших национальный характер, который наиболее полно воплощён автором в образе Григория Мелехова.

Путь Григория Мелехова — совершенно особенный, отличный от исканий героев предыдущих эпох, так как Шолохов показал, во-первых, историю простого казака, хуторского парня с небольшим образованием, не умудрённого опытом, не разбирающегося в вопросах политики. Во-вторых, автор отразил тяжелейшее время потрясений и бурь для всего Европейского континента и для России в особенности.

В образе Григория Мелехова представлена личность глубоко трагическая, судьба которой всецело связана с драматическими событиями, происходящими в стране. Характер героя может быть понят только при анализе его жизненного пути, начиная с истоков. Необходимо помнить, что в генах казака примешана была горячая кровь бабки-турчанки.

Семья Мелеховых, в связи с этим, отличалась своими генетическими качествами: наряду с трудолюбием, упорством, любовью к земле заметны были у Григория, например, гордый нрав, смелость, своеволие. Уже в юности он убеждённо и твёрдо возражал Аксинье, звавшей его в чужие края: «От земли я никуда не тронусь.

Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?» Григорий думал, что его жизнь навсегда связана с мирным трудом хуторянина в собственном хозяйстве. Главные ценности для него — земля, степь, казачья служба и семья.

Но он и предположить не мог, как обернётся для него верность казацкому делу, когда лучшие годы нужно будет отдать войне, убийству людей, мытарству по фронтам, и многое придётся пережить, испытав различные потрясения.

Григорий был воспитан в духе преданности казацким традициям, от службы не уклонялся, собираясь с честью выполнить воинский долг и вернуться в хутор.

Он, как и положено казаку, проявлял храбрость в боях во время первой мировой войны, «рисковал, сумасбродничал», но очень скоро понял, что нелегко освободиться от боли по человеку, которую он иногда чувствовал. Особенно тяжело перенёс Григорий бессмысленное убийство убегавшего от него австрийца.

Он даже, «сам не зная для чего, подошёл к зарубленному им австрийскому солдату». А потом, когда отходил от трупа, «путано-тяжек был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу».

После первого ранения, находясь в госпитале, Григорий узнал новые истины, слушая, как раненый солдат Гаранжа «разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть». Казаку было трудно принять эти новые понятия о царе, родине, о воинском долге: «прахом задымились все те устои, на которых покоилось сознание».

Но после побывки в родном хуторе он снова ушёл на фронт, оставаясь добрым казаком: «Крепко берёг Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость…». Это было время, когда ожесточилось и огрубело его сердце.

Однако, оставаясь мужественным и даже отчаянным в бою, внутренне Григорий переменился: не мог он смеяться беззаботно и весело, глаза ввалились, скулы обострились, и трудно стало глядеть в ясные глаза ребёнка.

«С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, …четыре Георгиевских креста, четыре медали выслужил», но не удалось ему избежать беспощадно опустошающего воздействия войны. Однако личность Григория всё-таки не разрушена войной: не очерствела до конца душа, не смог смириться полностью с необходимостью убивать людей (пусть даже врагов).

В 1917 году после ранения и лазарета, находясь дома в отпуске, чувствовал Григорий усталость, «нажитую войной». «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво».

Не было твёрдой почвы под ногами, и не было уверенности, по какой тропе идти: «Тянуло к большевикам — шёл, других за собой вёл, а потом брало раздумье, холодел сердцем». На хуторе казаку захотелось вернуться к делам по хозяйству и остаться с семьей. Но успокоиться ему не дадут, потому что долго ещё в стране покоя не будет.

И мечется Мелехов между «красными» и «белыми».

Трудно ему найти политическую истину, когда стремительно меняются в мире человеческие ценности, и суть событий неискушённому человеку понять сложно: «К кому же прислониться?» Метания Григория связаны были не с политическими его настроениями, а с непониманием ситуации в стране, когда власть поочерёдно захватывали многочисленные участники враждующих сил.

Мелехов готов был сражаться в рядах Красной Армии, но война есть война, без жестокости не обходилось, да и «пропитание» красноармейцам добровольно отдавать зажиточные казаки не хотели. Чувствовал Мелехов недоверие большевиков, их неприязнь к нему, как к бывшему воину царской армии.

И сам Григорий не мог понять бескомпромиссную и безжалостную деятельность продотрядов, забирающих зерно. Особенно же отталкивали от коммунистической идеи фанатизм и озлобленность Михаила Кошевого, и появлялось желание уйти от невыносимой неразберихи. Хотелось понять и осмыслить всё, найти свою, «настоящую правду», но, видимо, одной правды для всех не бывает: «За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боролись люди…». И Григорий решил, что «надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на неё…».

Жестокость и насилие проявлялись всеми враждующими сторонами: белогвардейцами, восставшими казаками, разными бандами. Мелехов не хотел к ним присоединяться, но воевать против большевиков Григорию пришлось. Не по убеждению, а по вынужденным обстоятельствам, когда казаков по хуторам собирали в отряды противники новой власти. Он тяжело переживал зверства казаков, их неукротимую мстительность.

Находясь в отряде Фомина, Григорий стал свидетелем расстрела молодого беспартийного красноармейца, преданно служившего народной власти. Парень отказался перейти на сторону бандитов (так он назвал казачий отряд), и его тут же решили «пустить в расход». «Короткий у нас суд?» — говорит Фомин, обращаясь к Григорию, который избегал смотреть в глаза главарю, потому что сам он был против таких «судов».

И родители Григория солидарны с сыном в вопросах неприятия жестокости, вражды между людьми. Пантелей Прокофьевич выгоняет Митьку Коршунова, так как не хочет в своём доме видеть палача, который убил женщину с детьми, чтобы отомстить коммунисту Кошевому.

Ильинична, мать Григория, говорит Наталье: «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу красные могли бы порубить, а ить не порубили же, поимели милость».

Мудрые слова произносит также старый хуторянин Чумаков, когда спрашивает Мелехова: «Замиряться-то с Советской властью скоро будете? С черкесами воевали, с турком воевали, и то замирение вышло, а вы все свои люди и никак промеж собой не столкуетесь».

Жизнь Григория осложнялась также его неустойчивым положением всюду и во всём: он постоянно находился в состоянии поиска, решал вопрос «куда прислониться». Ещё до службы в казацком войске Мелехову не удалось выбрать спутницу жизни по любви, так как Аксинья была замужем, а на Наталье его женил отец.

И всю свою недолгую жизнь находился он в положении «между», когда и в семью тянуло, к жене и детям, но и к любимой звало сердце. Не меньше рвало душу желание хозяйствовать на земле, хотя никто не освобождал и от воинского долга.

Положение честного, порядочного человека между новым и старым, между миром и войной, между большевизмом и народничеством Изварина и, наконец, между Натальей и Аксиньей только усугубляло, увеличивало накал его метаний.

Необходимость выбора очень изматывала, и, возможно, не всегда решения казака были правильными, но кто мог тогда рассудить людей, вынести справедливый приговор? Истово сражался Г.

Мелехов в коннице Буденного и думал, что верной службой заслужил прощение у большевиков за прежние дела, однако в годы гражданской войны были случаи скорой расправы с теми, кто или преданности советской власти не проявлял, или метался из стороны в сторону.

И в банде Фомина, уже воюя против большевиков, не видел выхода Григорий, как решить свою проблему, как вернуться к мирной жизни и не быть врагом никому.

Григорий ушёл из казачьего отряда Фомина, и, опасаясь наказания уже со стороны советской власти, а то и самосуда с любой стороны, так как всем стал будто бы врагом, он пытается вместе с Аксиньей скрыться, сбежать куда-либо подальше от родного хутора. Однако спасения ему эта попытка не принесла: случайная встреча с красноармейцами из продотряда, бегство, погоня, выстрелы вслед — и трагическая смерть Аксиньи остановила метания Григория навсегда. Некуда стало спешить, не к кому торопиться.

К судьбе главного своего героя автор далеко не безразличен. Он с горечью пишет о том, что из-за тоски по дому не может больше скитаться Григорий и, не дожидаясь амнистии, рискует снова, возвращается в хутор Татарский: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…».

Шолохов не заканчивает роман сообщением о дальнейшей судьбе Г.Мелехова, наверное, потому, что сочувствует ему и хотел бы наконец-то дать уставшему от битв человеку немного душевного покоя, чтобы мог он жить и трудиться на своей земле, но трудно сказать, возможно ли это.

Заслуга писателя также в том, что авторское отношение к героям, его умение понимать людей, ценить честность и порядочность тех, кто искренне стремился разобраться в путанице мятежных событий и найти истину, — это желание автора передать движение души человека на фоне драматических изменений в стране высоко оценили и критики, и читатели. Один из бывших предводителей мятежных казаков, эмигрант П.Кудинов написал шолоховеду К.Прийме: «Тихий Дон» потряс наши души и заставил всё передумать заново, и тоска наша по России стала ещё острее, а в голове посветлело». И те, кто, находясь в эмиграции, прочитал роман М.А.Шолохова «Тихий Дон», «кто рыдал над его страницами и рвал свои седые волосы, — эти люди в 1941-м году воевать против Советской России не могли и не пошли». Следует добавить: не все, конечно, но многие из них.

Мастерство Шолохова как художника также трудно переоценить: мы имеем редчайший образец, почти исторический документ, рисующий культуру казачества, быт, традиции и особенности речи. Невозможно было бы создать яркие образы (а читателю — их представить), если бы Григорий, Аксинья и другие герои говорили нейтрально, на стилизованном языке, приближённом к литературному.

Это было бы уже не донское казачество, если убрать их веками складывающиеся особенности речи, собственный их диалект: «вилюжинки», «скрозь», «расхорош ты мой». В то же время представители командного состава казачьих войск, имеющие образование и опыт общения с людьми других территорий России, говорят привычным для россиян языком.

И Шолохов объективно показывает это различие, поэтому картина получается достоверной.

Следует отметить способность автора сочетать эпическое изображение исторических событий с лиричностью повествования, особенно тех моментов, в которых сообщается о личных переживаниях героев. Писатель использует приём психологизма, раскрывая внутреннее состояние человека, показывая душевные движения личности.

Одна из особенностей данного приёма — умение дать индивидуальную характеристику героя, сочетая с внешними данными, с портретом.

Так, например, очень запоминающимися выглядят изменения, произошедшие с Григорием в результате его службы, участия в боях: «…он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы…».

Сопереживание автора героям произведения чувствуется во всём, и читательское мнение совпадает со словами Я.Ивашкевича о том, что роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» имеет «глубокое внутреннее содержание — а содержанием его является любовь к человеку».

шолохов дон мелехов роман

Источники

  • 1. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • 2. Учебник литературы за 10-11 класс

Источник: https://studwood.ru/1274240/literatura/grigoriy_melehov_v_poiskah_pravdy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector