Сочинение характер васютки из рассказа васюткино озеро (5 класс)

Главная страницаРассказ «Васюткино озеро» Астафьева

Сочинение Характер Васютки из рассказа Васюткино озеро (5 класс)
Васютка. «Васюткино озеро».
Художник В. Дугин

Мальчик Васютка является главным героем знаменитого рассказа «Васюткино озеро» Виктора Астафьева.

В этой статье представлена характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева: образ, описание характера и внешности героя, описание семьи мальчика и история о Васюткином озере.

Смотрите: 

Все материалы по «Васюткиному озеру»
Все материалы по творчеству В. Аставьева

Полное имя Васютки — Василий Шадрин:«…Да это я, Васька! Заблудился я!..»
«…Подплывая к стоянке бригадира Шадрина…»
Возраст Васютки — 13 лет:
«…Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал…»Внешность Васютки в рассказе описана так:«…Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка…» «…Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево…» «…Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить…» «…Расправив полы вaтнuкa, Васютка защитил от ветра кучу веток…» «…Васютка снял прохудившиеся сапоги, размотал грязные портянки Высушил сапоги и портянки, оторвал от кальсон тесёмки и подвязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога…» «…Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку, но ничего этого не замечал…»Васютка и его семья живут у реки Енисей в Заполярье (в районе города Игарка в Красноярском крае):
«…Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы…»
«…Заполярная тайга не страшна зверьём…»
Васютка родился и вырос в тайге. В жизни он видел только один город — Игарка:
«…Васютка дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку…»Васютка учится в школе в ближайшей деревне:
«…Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи…»
«…Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню…»
Васютка любит природу. Ему нравится бродить по лесам и собирать орехи:
«…Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт…»Васютка знает интересные факты о птицах:
«…Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра…»Васютка умеет различать диких птиц в лесу:
«…увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему ещё не доводилось…»Васютка умеет охотиться и стрелять из ружья:
«…Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками…»«…А что? Влёт ещё лучше, оказывается, стрелять: сразу вон несколько ухлопал!..»Васютка умеет определить по деревьям в лесу, где север, а где юг:
«…Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…»Васютка знает приметы о погоде:
«…поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:— Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём?..» «…Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!» — и на душе у него сделалось ещё тревожнее…»Васютка — шустрый мальчик:
«…Ох-хо-хо, парнишка-то был какой, парнишка-то, шустрый, востроглазый!..»Васютка в школе хулиганит на уроках и на переменах. Когда он теряется в лесу, он жалеет о том, что плохо себя вел в школе:«…Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил…»Васютка — любознательный мальчик. Он хочет многое узнать и увидеть в жизни:
«…А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги?..»Васютка — умный и наблюдательный мальчик. Он знает, что белая рыба водится в проточных озерах. И эти знания помогают Васютке спастись и добраться домой:
«…Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: «Откуда в озере столько белой рыбы?» Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными…»
Семья Васютки
Отец Васютки — Григорий Шадрин, начальник рыбацкой бригады:
«…Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца…»«…Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал…»Мать Васютки зовут Анна:
«…Анна! Анна! Нашёлся пескаришка-то! Анна! Где ты там? Скорее беги! Отыскался он…В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась Васюткина мать. Когда, она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку, ноги её подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну…»У Васютки также есть дедушка Афанасий:
«…Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий…» Однажды Васютка идет в лес за кедровыми орехами и теряет дорогу домой:«…И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!..»Несколько дней Васютка ищет дорогу домой. На пути он находит озеро, в котором водится много белой, ценной рыбы:
«…Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба!..»Васютка один проводит в тайге 4 дня:
«…Васютка, внук-то мой, потерялся. Пятый день ищем…»За 4 дня Васютка проходит 60 км пешком:
«…Да знаешь ли ты, дэ тебя вынесло? Шестьдесят километров ниже вашего стану…»Наконец, через 4 дня Васютку спасают люди на лодке и привозят домой:
«…Да это я, Васька! Заблудился я! Пристаньте, пожалуйста! Пристаньте скорее!..»Спустя 2 дня Васютка снова едет к озеру с отцом и другими рыбаками. Он показывает «свое» озеро. После этого на озере открывается рыбный промысел. А озеро называют в честь Васютки — Васюткиным озером:
«…Васютка сам нашёл его и людям показал…» «…Вот и озеро Васюткино…С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро…»   

Васюткино озеро на карте

Васюткино озеро на карте почти невозможно найти. Автор пишет, что озеро можно увидеть на картах района. Но на больших краевых и всероссийских картах озеро невозможно найти:«…

На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка.

 Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером…

«

Это была цитатная характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева: образ персонажа, описание характера и внешности героя, семьи Васютки, а также история о Васюткином озере.

Смотрите: 
Все материалы по «Васюткиному озеру»
Все материалы по творчеству В. Аставьева

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/02/Vasjutka-Vasjutkino-ozero-Astafev-opisanie-harakteristika.html

«Васюткино озеро» характер Васютки

Сочинение Характер Васютки из рассказа Васюткино озеро (5 класс)

«Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева.

Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро»

Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался один среди дикой природы. Когда он заблудился, ему помогло знание законов леса: у него было ружьё, спички, хлеб.

Он смог подстрелить птиц и приготовить их, переночевать в лесу, опознавать, где север, найти по признакам природы реку.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Васютка не раз проявлял смекалку. И когда побежал в сторону, обратную той, откуда слышался гудок теплохода, и когда вaтникoм защищал от ветра в сыром лесу разгорающийся костёр. И когда подвязал тесёмкой от кальсон оторвавшуюся подошву сапога.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Черты характера Васютки:

смелость:  «Трудно было мальчику преодолевать страх в ночном лесу. Ему казалось, что кто-то к нему крадётся, но он смог проявить смелость.»

Терпение: «Не раз к нему приходило отчаяние, но он был терпелив и снова и снова боролся за жизнь. Вышел к реке, и даже когда судно прошло мимо, не отчаялся. »

Заботливость. «Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»
Эмоциональность «Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»
Рассудительность: Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

  • «Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».
  • «…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»
  • «Та-ак…Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»
Самообладание: «Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»
Сообразительность.Смекалка. Находчивость. « Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

  1. «Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»
  2. Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»
  3. Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»
  4. «он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»
Воля. Мужество. Выносливость.  Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «…отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Источник: https://kratkoe.com/vasyutkino-ozero-harakter-vasyutki/

Образ Васютки

Центральное место в рассказе «Васюткино озеро» занимает образ Васютки, который характеризуется только положительно. Главный герой описывается Виктором Астафьевым как настоящий мужчина и истинный герой, сумевший выжить в сложных условиях.

Читайте также:  Лирические отступления в "мертвых душах" (9 класс)

Васютка – трудолюбивый мальчик. В свои 13 лет он уже ходит в лес на охоту, также он собирает орехи, чтобы порадовать рыбаков.

Желание собирать орехи связано еще с тем, что герой по-настоящему любит природу: «Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт». Мальчик очень любознателен: «А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много».

Герой знает много фактов о животных, птицах и природных явлениях. Именно эти знания помогают Васютке выжить в лесу, когда он потерялся.

Смелость и храбрость – одни из самых ярких качеств главного героя рассказа В. Астафьева. С помощью своих знаний и рассудительности Васютка смог выбраться из леса.

Васютка воспитывается в любящей семье. Мать героя искренне заботится о нем. Когда мальчик собирается в лес, она дает ему необходимые вещи, в том числе хлеб, который впоследствии поможет Васютке спастись от голода.

Советы отца и деда навсегда остаются в памяти главного героя, и во многом они помогли мальчику стать умнее и образованнее, что способствовало выживанию Васютки.

Когда мальчик пропадает, и отец, и мать, и дедушка не перестают искать Васютку. Известие о пропаже действительно повлияло на каждого персонажа. Когда же Васютка вернулся домой, никто не стал сердиться на него, наоборот, все не могли налюбоваться на пропавшего ранее мальчика.

Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро» наиболее полно представлена поступками героя. Они наполнены мужественностью и отвагой. Умение стрелять из ружья и способность готовить пищу на костре спасают героя от голода. Его знания живой природы приводят к неизвестному озеру, которое впоследствии будет названо его именем.

Когда Васютка понимает, что он заблудился, он сразу приходит к выводу, что он несет ответственность за свои действия, что рассчитывать нужно только на себя и что помочь ему сможет только он сам.

Вернувшись домой, главный герой не побоялся вернуться в то место, в котором он мог погибнуть. Васютка показывает озеро своему отцу-рыболову.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Васютки», рассмотрит внутренние качества главного героя рассказа В. Астафьева, его взаимоотношения с семьей и совершаемые поступки, наполненные смелостью и отвагой.

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/vasyutkino-ozero/obraz-vasyutki.html

Становление характера Васютки

Герой рассказа Виктора Астафьева “Васюткино озеро” родился и вырос в таежном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка.

Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя “переиначивать таежные законы”: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. В мудрости законов и в необходимости соблюдать их

Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают.

Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретенные навыки и умения разжечь костер даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря “драгоценный припас” – патроны. А главное – желание выжить во что бы то ни стало.

“Тайга хлипких не любит,”-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью.

Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нем водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.

Озеро, названное Васюткиным, – это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

(No Ratings Yet) Loading… Становление характера Васютки« Посвящается Ялте краткое содержаниеМетаморфозы характеристика образа Луция »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/stanovlenie-xaraktera-vasyutki/

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 5 классе по рассказу Астафьева "Васюткино озеро"

  • Методическая разработка
  • урока литературы в 5 классе
  • «Подготовка к сочинению-рассуждению

по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

Ставропольский край,

МБОУ СОШ № 2 г. Кисловодск,

Сыроватко Г.Ю.,

2015 г.

«Что помогло Васютке выжить в тайге»

по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

  1. Предмет: литература
  2. Класс: 5
  3. Цель урока: обучение написаниюсочинения-рассуждения по тексту художественного произведения.
  4. Задачи урока:
  5. 1) учебные: закрепить алгоритм построения сочинения-рассуждения, совершенствовать навык анализа текста, научить отбирать необходимый материал и строить письменное высказывание в соответствии с коммуникативными требованиями;
  6. 2) развивающие: сформировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения, находить в тексте убедительные доказательства, видеть недочеты и совершенствовать написанное;
  7. 3) воспитательные: воспитать в детях вдумчивое отношение к чтению, позитивное отношение к жизни, умение найти выход в трудной жизненной ситуации, стремление к самовоспитанию.
  8. Тип урока: комбинированный урок по развитию речи с применением ИКТ.
  9. Планируемые результаты:
  1. предметные: знать алгоритм написания сочинения-рассуждения, уметь анализировать текст и подбирать из текста аргументы к тезису, связно излагать свои мысли, строить высказывание в устной и письменной форме, адекватно использовать речевые средства, самостоятельно оценивать свое сочинение, внося по мере необходимости соответствующие коррективы;

  • 2) метапредметные: способность анализировать текст, извлекать нужную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения, строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;
  • 3) личностные: развивать чуткость к языку, художественный вкус и образное мышление, осознаватьроль сочинения данного типа в развитии интеллектуальных и творческих способностей, его значение в системе школьного обучения, стремиться к речевому самосовершенствованию.
  • Методы и формы обучения: создание проблемной ситуации, фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, учебник-хрестоматия по литературе под ред. В.Я. Коровиной, тетрадь.

  1. Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная преподавателем, цветные листья деревьев (клен, дуб, осина), корзина (либо её изображение на слайде).
  2. Основные понятия урока: сочинение – рассуждение, план, тема, тезис, аргументы.
  3. Ход урока

1.Организационный момент.

2.Мотивационный этап.

— Ребята, мы с вами закончили чтение замечательного автобиографического рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» о приключениях тринадцатилетнего паренька, заблудившегося в тайге. В тексте дается замечательное описание этого безбрежного лесного океана, таящего в себе множество опасностей (слайд 2).

Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем…

Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный лec обычно тянется по берегамреки), но кругом темнел сплошной хвойник.

Видно, Енисей и тот затерялся в глухой, угрюмой тайге.

— Так не хочется расставаться с этим мужественным и смелым мальчиком, который в течение пяти дней боролся в одиночку за свою жизнь в суровых условиях. На уроках мы волновались за его судьбу, все же надеясь на счастливый исход событий. А ведь в рассказе описан невероятно редкий случай, когда ребенку удалось самостоятельно выбраться из тайги, простирающейся на многие сотни километров.

3.Постановка учебного задания. Сообщение темы и цели урока.

— Ребята, мы с вами продолжаем работу над сочинением-рассуждением. Сегодня на уроке нам нужно будет попытаться ответить на вопрос: «Что помогло Васютке выжить в тайге» в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Это и будет темой нашего сочинения (слайд 3).

4.Актуализация знаний. Слово учителя.

— Начнем мы, пожалуй, с того, что вспомним структуру сочинения — рассуждения. Из каких трех основных частей оно состоит? (слайд 4)

Композиция сочинения-рассуждения

I.Вступление. II. Основная часть :1.Тезис. 2.Аргументы (доказательства):1)…2)…III. Заключение (вывод).

-Все правильно, а теперь давайте последовательно разберемся с каждым структурным элементом в отдельности. Я для вас подготовила небольшие рекомендации, которые будут полезны и в дальнейшей работе. Основные положения вы можете записать в свои тетради в качестве памятки. Начнем со вступления (слайд 5).

Вступление

Во вступлении можно сказать несколько слов о писателе, герое, об истории создания произведения, поразмышлять над темой сочинения. Эта часть не должна быть объемной. Вступление может состоять из 2-3 предложений.

Вступление является связующим звеном с основной частью, поэтому важно правильно его закончить. К примеру, логичным завершением вступления будут являться фразы «давайте поговорим об этом» или «давайте разберемся».

  • Небольшое по объему, оно обязательно должно иметь логичный и плавный переход к основной части.
  • -Теперь перейдем к основной части сочинения (слайд 6).
  • Основная часть

В основной части вам нужно будет выдвинуть тезис, то есть дать четкий ответ на поставленный вопрос, и привести два доказательства из текста художественного произведения.

По объему эта часть самая большая (2/3 всего сочинения). В сочинении вы можете использовать цитаты. Это точные выдержки из текста, которые необходимо взять в кавычки.

Если цитата большая, то ее можно сократить, обозначив место пропуска многоточием.

«С высоты она казалась огромным тёмным морем… Васютка отыскивал глазами жёлтую полоску лиственника среди неподвижного зелёного моря (лиственный л

ec обычно тянется по берегам реки), но кругом темнел сплошной хвойник».

— В своем сочинении вы должны будете привести не менее двух доказательств, подкрепив их текстом художественного произведения. Обратите внимание на вводные слова, которые помогут вам в оформлении мыслей, запишите их в тетрадь (слайд 7).

  1. 1) во- первых, …2) во-вторых, …3) например,…4) к примеру,…5) на мой взгляд,…6) я считаю,…
  2. 7) как мне кажется,…и другие
  3. — И заканчивается любое сочинение заключением (слайд 8).
  4. Заключение

Целью заключительной части является подведение итога. Нужно подтвердить те аргументы, которые вы привели в основной части. Заключение во многом повторяет вступление. Как и вступление, заключение не должно превышать объема основной части. Для концовки достаточно использовать несколько предложений.

— Здесь у нас тоже будут слова-помощники, без которых иногда просто невозможно обойтись в сочинении. Давайте тоже запишем их в тетрадь.

  • 1) следовательно, …2) итак, …3) таким образом, …4) в общем, …
  • 5) действительно,…

5.Работа над речью. Коллективная работа.

— Не забывайте следить не только за композицией сочинения, но и за его речевым оформлением. Я имею в виду так называемые речевые ошибки, которые достаточно часто встречаются в ваших работах. Давайте проверим, кто из вас быстрее всех найдет речевую ошибку на слайде и прокомментирует ее (слайд 9).

1) Герасим был дворником. Герасим очень любил свою собаку.2) Через приоткрытую настежь дверь был виден весь двор.3) Дело происходило в мае месяце.4) Костер все больше распалялся.

  1. 5) Этот человек ведет праздничную жизнь.
  2. — А теперь давайте сравним наши выводы с правильными ответами (слайд10).
  3. Проверь себя!
Читайте также:  Сочинения по картинам герасимова

1) Герасим был дворником. Он очень любил свою собаку.2) Через открытую настежь дверь был виден весь двор.3) Дело происходило в мае.4) Костер все больше разгорался.

5) Этот человек ведет праздную жизнь.

— Какими словами в сочинении можно будет заменить имя Васютка, чтобы избежать речевого повтора? (Мальчик, ребенок, паренек, подросток, герой рассказа, он). И в заключение я хочу вам дать несколько рекомендаций по предупреждению речевых ошибок в ваших работах (слайд 11).

Запомните!

1. Избегайте речевых повторов. Используйте синонимы.2. Вдумывайтесь в значение употребляемых слов.3. Старайтесь придерживаться литературного стиля. Исключайте разговорные обороты.4. Выражайте свои мысли ясно и четко, избегайте слишком длинных предложений .

5. Не увлекайтесь цитированием (не более 1/4 текста сочинения).

6.Первичное закрепление материала.

-Таким образом, мы с вами вспомнили структуру сочинения-рассуждения, поработали с речевыми ошибками. Теперь давайте обобщим весь материал в итоговой памятке работы над сочинением-рассуждением (слайд 12).

Последовательность работы над сочинением-рассуждением

1. Внимательно прочитайте вопрос.2. Сформулируйте тезис.3. Приступайте к доказательствам.4. Переходите к выводу.

  • 5. Перечитайте сочинение, обратив внимание на
  • — соответствие теме,
  • — абзацное членение, — «мостики»-связки между частями, — точность передачи мысли,
  • — грамотность письменной речи (соблюдение речевых, грамматических норм, орфографию, пунктуацию).

7.Физкультминутка.

— Ребята, мы с вами хорошо поработали и немного устали. Нам необходимо отдохнуть. Сегодня наша разминка будет тематической, связанной с рассказом «Васюткино озеро».

Сначала давайте попробуем изобразить глухаря, хлопающего крыльями (вытянутые руки отведены в стороны, движения вверх и вниз). А как Васютка смотрел по сторонам, пытаясь найти затеси (руки на поясе, повороты туловища вправо и влево). Покажите, как из стороны в сторону качались сосны (круговые движения корпуса, руки подняты вверх).

8.Работа с текстом. Фронтальная работа с классом.

— Теперь перейдем непосредственно к самому главному моменту нашего урока. Давайте попытаемся перечислить те качества, которые, на ваш взгляд, помогли Васютке не только выжить в лесу, но и найти спасительный путь к людям. Пожалуйста, выдвигайте ваши предположения, но не забывайте подкреплять свою точку зрения конкретным эпизодом из текста (обсуждение вариантов, предложенных учениками).

— Молодцы. А теперь давайте мысленно сложим в нашу корзину все перечисленные качества Васютки, которые ему помогли выжить в тайге. Перечислите их (слайд 13).

  1. Что помогло Васютке выжить в тайге:
  2. 1) знание леса и правил поведения в нем;2) смелость;3) упорство;4) терпение;5) наблюдательность;6) смекалка;
  3. 7) желание вернуться домой.

9. Актуализация субъектного опыта.

— А каких качеств, ребята, не хватает каждому из вас? Что бы вы хотели позаимствовать у Васютки из этой «корзинки желаний»? (слайд 14)

10. Знакомство с эталоном.

— Послушайте, как примерно может выглядеть ваше сочинение. Конечно, вы можете взять два других аргумента. Главное, чтобы они были подтверждены текстом (слайд 15). Обратите внимание на соотношение между частями сочинения и вводные слова, которые помогают сохранить структуру сочинения-рассуждения.

Васютка — главный герой автобиографического рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Тринадцатилетний мальчик в течение пяти дней блуждал один по суровому северному лесу, таящему в себе множество опасностей, и все-таки нашел дорогу к людям. Что же помогло Васютке выжить в тайге?

Я считаю, что Васютка смог выжить в тайге благодаря знаниям и своему характеру.

Во-первых, решающую роль сыграло знание мальчиком правил поведения в тайге. Все лето проводя с рыбаками на промысле, Васютка знал, как приготовить еду на огне и устроить место для ночлега.

Сориентировавшись по мху на деревьях, он смог выбрать правильное направление движения. По типу леса подросток нашел реку, а по закату определил предстоящую погоду.

Не зная, сколько дней ему придется провести в лесу, Васютка предусмотрительно экономил еду, патроны, спички.

Во-вторых, большое значение в спасении Васютки имели его личные качества: смелость и упорство в достижении цели. Безусловно, бывали моменты, когда ему хотелось плакать от отчаяния и страха.

Но мальчик смог перебороть себя, не поддаться панике, вспомнив слова отца и деда, что «тайга хлипких не любит».

Васютка понимал, что помощи ему ждать неоткуда, нужно рассчитывать только на свои силы, поэтому, собрав всю свою волю в кулак, все время шел вперед и вперед.

Таким образом, я считаю, что Васютка выжил в тайге благодаря своим личным качествам.

Можно только восхищаться умом, выдержкой и самообладанием подростка, на долю которого выпало такое серьезное жизненное испытание.

Но Васютка с честью выдержал эту проверку, доказав всем, что порой тринадцатилетний мальчик может сделать то, что не всякому взрослому человеку под силу. Я считаю его настоящим героем!

11. Обсуждение образца сочинения-рассуждения.

  • — Раскрыта ли тема сочинения?
  • — Соответствует ли сочинение структуре рассуждения?
  • — Есть ли переход между вступлением и основной частью?
  • — Назовите мне тезис.
  • — Сколько аргументов в сочинении?
  • — Подтверждаются ли аргументы примерами из текста?
  • — Прочитайте вывод.
  • — Какие вводные слова вы встретили в сочинении?

12. Закрепление и обобщение материала в устной речи.

Коллективная работа над устным вариантом сочинения (2-3 ученика составляют устное высказывание).

13.Творческая практическая деятельность учащихся.

-Теперь вы можете приступать к самостоятельной работе. До конца урока работайте над черновым вариантом своего сочинения, обращаясь ко мне за помощью в случае затруднения.

14. Домашнее задание.

-Допишите дома сочинение, по желанию можете нарисовать иллюстрации к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». (слайд 16).

15. Рефлексия деятельности (слайд 17).

— Понравился ли вам урок? Дайте оценку нашей работе. На столе у каждого из вас лежат разноцветные листочки деревьев. Положите в корзинку листок того цвета, который соответствует вашим впечатлениям и ощущениям от урока (слайд 18):

  1. Зеленый – я удовлетворен уроком, узнал много полезной информации,
  2. Желтый – урок был полезен в определенной степени, но понял не все,
  3. Красный – пользы от урока не получил, ничего не понял.
  4. (Дети складывают в корзину учителя листочки соответствующего цвета).
  5. — Все ли было понятно или остались вопросы?
  6. — Сможете ли вы после этого урока дома самостоятельно написать сочинение-рассуждение по тексту художественного произведения?
  7. — Те ученики, которые что-то не поняли, могут подойти ко мне на индивидуальную консультацию после уроков.

16.Спасибо за работу на уроке! До свидания! (слайд19)

Использованные ресурсы (слайд 19)

1.elhow. ru >Учеба >Литература > Как написать > sochinenie — rassuzhdenie

2.5klass. net > Posledovatelhost. rassuzhdenie. html

3. docme. ru > рассуждение

4. nsportal. ru > Начальная школа> Разное>raboty — nad-sochineniem

5. tuxtet- 1.ucoz.ru/doc/fgos /noo/ metod/ didakticheskie-priemy-obychenija.pdf

Источник: https://infourok.ru/podgotovka-k-napisaniyu-sochineniyarassuzhdeniya-v-klasse-po-rasskazu-astafeva-vasyutkino-ozero-3337152.html

«Становление характера Васютки» по рассказу «Васюткино озеро» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой.

Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

В этом рассказе автор описывает, как  главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами.

Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу.

Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю  и давая волю слезам.

Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность.

Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.

Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.

Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.

Источник: https://resoch.ru/stanovlenie-xaraktera-vasyutki-po-rasskazu-vasyutkino-ozero-sochinenie/

Характер Васютки (Васюткино озеро) – черты главного героя рассказа — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Рассказ “Васюткино озеро” рассказывает об эпизоде из жизни мальчика, который потерялся в тайге, но благодаря своей находчивости и знаниям, смог выбраться оттуда. Какова же характеристика главного героя?

Краткое содержание рассказа

Рассказ “Васюткино озеро” повествует о мальчике-подростке, который отправившись с рыбаками на Енисей, заблудился и был вынужден 5 суток выживать в условиях суровой тайги.

Васютка забыл о зарубках, которые он оставлял на деревьях, когда помчался за глухарем. В итоге он оказался в неизвестном месте совсем один. Пять дней он бродит по тайге, пытаясь найти дорогу домой.

Когда он нашел выход к реке, то увидел рыбацкое судно, которое его и спасло.

Скитаясь по тайге, Васютка наткнулся на озеро, полное рыбы. Сюда он привел отца и его команду, которые переключились с лесного лова на озерный. А озеро так и стали называть “Васюткиным”.

Как Васютка выживал в тайге

Любому неподготовленному человеку очень тяжело остаться с природной стихией один на один. Поэтому ситуацию, в которой оказался тринадцатилетний мальчик, можно назвать сложной и даже опасной. Как и любой ребенок, Васютка сначала расплакался и начал паниковать, но потом собрался с силами.

Он стал вспоминать, что рассказывал ему отец и другие рыбаки. С собой у него был хлеб, ружье и спички, которые положила ему мама. С помощью спичек мальчик разводил огонь, у которого грелся и готовил подстреленных уток и глухаря.

Хлеб мальчик предусмотрительно оставил напоследок и съел его, когда ему было совсем голодно.

Также Васютка умел ориентироваться на местности. Когда вместо мха под ногами он увидел островки травы, то понял, что где-то рядом находится озеро и направился туда. С оружием герой также был очень осторожен. Он знал, что патроны нельзя тратить впустую. Они могут помочь отгонять диких зверей и ловить дичь.

Читайте также:  Характеристика митрофана в комедии «недоросль» сочинение

Характер Васютки

Выжить в тайге помогли черты характера Васютки. Он всегда был любознательным и любил природу. Мальчик с удовольствием бродил по окрестностям, разговаривал с птицами и белками.

В данном рассказе автор дает читателю понять, что главный герой растет настоящим мужчиной. Да, он поначалу испугался и заплакал, но потом собрал всю силу воли, поняв, что слезами горю не поможешь. Мальчик очень рационально подошел к вопросу о своем спасении. Он не расходовал попусту спички, порционно делил еду, разводил на ночь костер.

Васютка был очень храбрым и не терял веру в себя, именно поэтому ему удалось выбраться из тайги целым и невредимым.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение “Характер Васютки (“Васюткино озеро”). Здесь описываются основные качества характера главного героя, и дается объяснение, почему мальчик смог спастись, абсолютно не пострадав.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20346-harakter-vasutki-vasutkino-ozero-cherty-glavnogo-geroia-rasskaza.html

Сочинение (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро") | Социальная сеть работников образования

  • Сочинение
  • «Как Васютка выжил в тайге «
  • (по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»)

На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: «Васюткино озеро». Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе.

Васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка.

Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.  В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки.

В такое положение попал и мальчик Васютка — как-то раз  он пошел в лес за кедровыми орешками   для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился. Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака.

А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. 

В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику.  Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Однако главный герой рассказа В. П.

Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение.

Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась. 

Героя рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро»  спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря «драгоценный припас» — патроны. А главное — желание выжить во что бы то ни стало.

«Тайга хлипких не любит,»-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил.  Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации.

Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью.

Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено.

Он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца.

 Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. 

Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем. С тех пор так и повелось. А вскоре это название появилось на карте. Среди голубых пятнышек в низовьях Енисея есть и то, которое называют Васюткиным озером. Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Ещё бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем!

          Я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика.

Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.

Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут помочь или помешать остаться Человеком.

Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем.     Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/12/17/sochinenie-po-rasskazu-v-astafeva-vasyutkino-ozero

Становление характера Васютки

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Астафьев В.П. / Васюткино озеро / Становление характера Васютки

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка.

Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.
     В мудрости законов и в необходимости соблюдать их Васютка убедился, когда заблудился. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге.

Он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. Но Васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря «драгоценный припас» — патроны. А главное — желание выжить во что бы то ни стало.

«Тайга хлипких не любит,»-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью.

Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.
     Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.

     Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

Добавил: MuWyTkA

128481 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Васюткино озеро»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00315001283618995757/woid/00122681189687103447/

Сочинение по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»

В рассказе Виктора Астафьева «Васюткино озеро» рассказывается о приключениях тринадцатилетнего мальчика Василия.

Его отец Григорий Афанасьевич Шадрин был бригадиром рыболовецкой артели. Васютка, его сын, готовится пойти первого сентября в школу, а пока занимается тем, что ходит в тайгу за кедровыми орехами.

Однажды, отправившись в очередной раз за орехами, мальчик встречает глухаря, которого очень тяжело поймать. Васе удается подстрелить птицу, однако глухарь увлекает за собой в тайгу мальчика. Васютка все же захватывает птицу, но тут понимает, что с ним приключилась беда: он потерялся.

Мальчик впадает в уныние, виня во всем птицу, которая завлекла его в глубь тайги. Однако вскоре Васютка берет себя в руки. Он начинает вспоминать течение реки Енисей, решив двинуться на север в поисках выхода из таежных зарослей. С наступлением ночи парнишка прекращает свой путь, готовит глухаря, зарыв его в угли костра.

Утром мальчик снова двигается в путь. Скитаясь по тайге, Василий выходит к озеру, на поверхности которого плавает очень много дичи в виде уток и гусей, а в водах видимо-невидимо белой рыбы.

Васина находка (озеро) была очень значимой не только для него самого, но и для артели его отца, которая испытывала недостаток в плане ловли рыбы из Енисея. Мальчик сообразил, что озеро проточное и рядом с ним может находиться какая-нибудь река, а возможно — и сам Енисей. Он принимается брести вдоль берега озера и скоро выходит к обрывистым берегам реки. Это Енисей!

Проходивший мимо пароход, к сожалению, не оказывается спасительным судном для Васи. «Серго Орджоникидзе» проходит мимо терпящего бедствия мальчика, его пассажиры, видимо, решили, что мальчишка является туристом, либо он отправился с кем-то на охоту.

Находит мальчика рыбосборочный катер-бот, которым командует знакомый Васиного отца Коляда. Капитан бота поспешил доставить к родителям мальчика, который ушел от дома на шестьдесят километров за пять дней.

Родные были в ужасе, понимая, что Вася может пропасть без вести в тайге, они очень обрадовались, когда мальчика привезли в артель. Вася поспешил рассказать отцу о своей находке.

Найденное мальчиком озеро дало возможность рыбакам начать озерный лов, который помог наловить много рыбы. Озеро так и назвали Васюткиным.

Бродя по тайге, Васютка не раз вспоминает своих родных: отца, мать и деда. Он вспоминает и учительницу, моменты, как она журила своих учеников за то, что они курят. Все это поддерживает его в трудные минуты.

Мальчик Васютка является смелым героем, он остался один в тайге, однако не испугался и не упал духом. Упорство и любовь к жизни и родным помогли мальчику выжить в тайге.

Источник: http://po-literature.ru/sochinenie-po-rasskazu-v-astafeva-vasyutkino-ozero.html

Ссылка на основную публикацию