Сочинение иван кудряш в пьесе гроза (образ и характеристика)

Сочинение Иван Кудряш в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

Великий русский писатель Островский всегда обладал умением создавать интересных, непохожих на других персонажей для своих произведений. Стоит отметить, что создавая своих героев, он старался показать в них то, что люди порой бояться подчеркнуть в себе, и это было необычно.

Очень ярким примером становиться пьеса “Гроза”, в которой все герои являются самостоятельными личностями и совершенно не похожи друг на друга.

Конечно, в любом произведении главную роль играют центральные персонажи, однако нельзя забывать о том, что сюжет никогда не сможет быть полным, если в произведении будут отсутствовать второстепенные герои, роль которых порой становится важной и нужной.

Поэтому нельзя не брать во внимание таких героев, важно и нужно уделять им внимание. Одним из таких героев становиться Ваня Кудряшов.

Чтобы разобраться в этом герое нужно начать с его имени. Автор ведь не просто так дает своим героям имена и фамилия, под каждым скрыт определенный смысл и подтекст.

Данный герой является своеобразным человеком, который по сути своей обладает национальным характером, причем он всерьез гордиться этим.

Молодой человек предстает перед читателями сильным, умный, молодым, красивым, и хорошо сложенным парнем. Любое дело в его руках всегда удается, и просто горит.

Он всегда доводит начатое до конца, и гордиться этим не на шутку. На окружающий мир он смотрит исключительно с практичной точки зрения.

Очень положительным фактом является то, что несмотря на свое купеческое происхождение Иван не имеет в своем характере алчности и жажды наполнить свой личный карман за счет других людей.

Но, нельзя не заметить что ему так же чужда и непонятна красота природы, которой восхищаются другие герои данного произведения. Это видно практически с самого первого момента знакомства с этим героем.

Молодой человек по-настоящему ценит и уважает свободу и больше всего на свете боится потерять именно эту составляющую своей жизни.

По мнению критиков и специалистов в области литературы именно это могло стать основной причиной начала романтических отношений с Варварой. Долгое время они встречаются тайно, но при этом испытывают настоящее и светлое чувство, которое является искренним и взаимным.

Однако нельзя полностью идеализировать образ Вани в данном произведении, если приглядеться то в данном герое присутствуют и весьма отрицательные черты характера.

Характеристика Кудряша в пьесе Гроза сочинение

Знаменитый русский писатель Островский всегда умел создавать необычных, интересных и запоминающихся героев в каждом своем произведении.

В таком известном произведении данного автора, как “гроза” можно смело сказать, что яркие образы различных героев просто пестрят и это нельзя не заметить.

Более того,в каждом произведении важна не только роль главных героев, но и второстепенных. Одним из таких героев является Ваня Кудряшов, или как многие другие персонажи его называют Кудряш.

Но, нужно справедливо заметить, что в данном случае все эти эпитеты не подходят данному герою, так как он оказывается тем самым единственным человеком, который может противостоять и с легкостью ответить представителям темного царства, в частности другому герою произведения Дикому и его манере поведения и общения с окружающими людьми. Нужно сказать, что Ваню побаивались именно потому, что он отказывался слепо подчиняться тому, что происходит вокруг, мнению других людей, и всему с чем он был не согласен в своей жизни.

По своему характеру это был весёлый, добрый и открытый человек, который старался жить простой жизнью, не стремясь завоевать все богатства этого мира.

Он является человеком практичным и старается в любой ситуации оценивать происходящее холодной головой и отсутствием эмоций. Несмотря на то, что Ваня родился в купеческой семье с детства в нем нет алчности, желания обогатиться за счет других людей и так далее.

Самое главное, что ценить данный герой в этой жизни – это свобода. Именно её он боится потерять, поэтому собственно говоря и не желает кому-либо подчиняться.

Скорее всего именно это качество стало для него толчком для начала тайных отношений с Варварой.

Образ и характеристика Кудряша в пьесе Гроза

  • Сочинение на тему Васюткино Озеро 5 классВасютка — главный герой интереснейшего произведения Виктора Астафьева «Васюткино озеро». Это простой мальчик, живущий в семье, где основным промыслом является рыболовство. Проживает он в таёжном крае вместе со своими родителями и дедушкой,
  • Я лиру посвятил народу своему – сочинение НекрасовВ сегодняшнем сочинении мы поговорим об народном поэте Николае Алексеевиче Некрасове в его произведении хорошо по добрана, и совместима и как ярко он изобразил народ и жизнь в своих произведениях.
  • Образ и характеристика Мцыри в поэме Лермонтова сочинение 8 классХарактеризуя Мцыри, можно найти много похожих деталей во взглядах на жизнь литературного персонажа и самого М. Ю. Лермонтова. Главный герой, как и Михаил Юрьевич, готов отдать жизнь ради Отчизны, уважает историю, чтит память предков, ненавидит рабство.
  • Сочинение по картине Толстого Цветы фрукты птица 5 классВсем известно произведение, знаменитого художника Фёдора Толстого “Цветы.фрукты.птица” Что касается её наполнения, она безусловно относиться к натюрмортам. Немного из истории, натюрморт как стиль
  • Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Толстого После балаПерсонаж рассказа Толстого Иван Васильевич думал, что он не на что не способен и не хотел нигде служить. Его жизнь изменилась после одного эпизода когда он стал свидетелем одного конфликта, когда он вернулся по окончанию бала, ликующий и влюблённый,
  • Образ Воланда в романе Мастер и Маргарита с цитатамиОдной из важнейших фигур является Воланд – властитель ада. Сотканный из противоречий образ, создает необъятную основу

Источник:

Характеристика Кудряша (Гроза)

Сочинение Иван Кудряш в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

«Гроза» одно из самых известных произведений Островского. Пьеса написана автором в момент, когда общество притаилось в ожидании назревающих перемен.

Вырисовывался явный конфликт между консерваторами, живущих по старым законам и миром молодого поколения, представляющего собой прогрессивную силу. Об одном из таких представителей молодежи, не боящегося перемен и идущего им навстречу, пойдет речь.

Образ и характеристика Вани Кудряша в пьесе «Гроза» не настолько ярки, как у главных героев. Он второстепенный персонаж, но без него произведение не получилось бы таким целостным. Доброта и искренность Ивана привлекают читателя с первых минут.

Он борец по жизни, несмотря на простоватую внешность, так противоречащую характеру.

Иван Кудряш – молодой парень. Возлюбленный Варвары Кабановой, дочери Кабанихи.

Образ и характеристика

Иван молодой, статный и сильный юноша. Работает на Дикого конторщиком.

Единственный, кто не боится и может дать отпор купцу, держащему в страхе городское население.

«…Чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею…»Грубый. Иван не из тех, кто пресмыкается и лебезит. Ответит, так ответит, мало не покажется. Речь его без изысков, зато понятна каждому.

«Я грубиян считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».Дикого все устраивает. На грубость Ивана помещик закрывает глаза, не обращая внимания на амбициозного парня. Все прощает. Не наказывает, не прогоняет. Видимо оба нуждаются друг в друге.

Кудряшу это на руку, не приходится проявлять героизм, пытаясь что-то доказать.

Бойкий. Бесстрашный. Ивана ничем не запугать. Страх ему несвойственен. Даст отпор любому, кто попробует на него голос повысить. За словом в карман не лезет.

«Он – слово, я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним раболепствовать не стану».«Я за свою…да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!».Талантлив. Иван музыкально одарен.

Парень не выпускает гитару из рук, постоянно наигрывая какие-то мелодии и что-то напевая себе под нос.«…Берет несколько аккордов на гитаре».

С таким талантом ему самое место в музыкальной консерватории, а вместо настоящих ценителей музыки приходится развлекать местную публику.

Ветреный. Несмотря на то, что у Ивана есть девушка, парень все равно заглядывается на других. Знает эту слабость, но ничего поделать не может. Против природы не попрешь.

«Больно лих я на девок-то…».Простоват. Кудряш отличается простотой, что думает, то и говорит. Выражает чувства откровенно, без фальши и притворства.

Свободолюбив. Самое страшное для Ивана потерять свободу, которую парень очень ценит. Все его нутро протестует против рабства и слепого подчинения.

Целеустремленный. Доводит начатое до конца. Не пасует перед обстоятельствами. Идет вперед навстречу мечте.

Отношения с Варварой. Иван и Варвара встречаются давно. Насколько серьезны их чувства непонятно. Может это баловство, может в дальнейшем пара создаст семью. Время покажет.

Некоторая холодность присутствует на их тайных свиданиях. На Варю постоянно нападает зевота от скуки. Парень тоже сдержан. Проявление чувств ему не свойственно. Он ко всему относится с долей холодного равнодушия.

Иван в разговоре с Варей не церемонится, бывая груб.

«Ты что так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!».Они больше похожи на закадычных друзей, чем на сгорающих от страсти влюбленных. В финале произведения молодые сбегают из дома вместе. Иван не бросил Варвару, как поступил Борис. Еще раз доказав, что способен на поступки и привык подтверждать слова делом.

Совестливый. Кудряш шибко переживал, узнав, что Борис увлекся Катериной. Женщиной, состоящей в браке. Он считал, что это не по-людски.

«Эх… бросить надоть! Ведь это значит, вы ее совесть губить хотите, Борис Григорьевич…ведь здесь какой народ, сами знаете. Съедят, в гроб вколотят».Жалко ему ребят от души. После долгих раздумий, невзирая на угрызения совести в итоге идет навстречу, вместе с Варварой участвуя в организации свидания молодых.

Источник:

Сочинение на тему Образ Дикого в пьесе Островского «Гроза»

Сочинение Иван Кудряш в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

Речь Дикого характеризует его как крайне грубого и невежественного человека. Он ничего не хочет знать о науке, культуре, изобретениях, улучшающих жизнь. Предложение Кулигина поставить громоотвод приводит его в бешенство. Своим поведением он полностью оправдывает данную ему фамилию. «Как с цепи сорвался!» характеризует его Кудряш.

Но Дикой воюет только с теми, кто боится его или полностью находится в его руках. Трусость как характерную черту самодурства Добролюбов отмечал еще в статье «Темное царство»: «Только покажись где-нибудь сильный и решительный отпор, сила самодура падает, он начинает трусить и теряться».

И действительно, Дикой не переставая ругает Бориса, своих домашних, мужиков, даже совершенно постороннего ему кроткого Кулигина, но от своего приказчика Кудряша получает достойный отпор. «…Он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»,- юворит Кудряш.

Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» – Кабаниха.

В облике Дикого, несмотря на всю его воинственность, есть черты комического: слишком нелепо выглядит противоречие его поведения разуму, болезненное нежелание расставаться с деньгами. Кабаниха же, с ее хитростью, лицемерием, холодной, неумолимой жестокостью, страшна по-настоящему. Она внешне спокойна, хорошо владеет собой.

Размеренно, монотонно, не повышая голоса, она изматывает домашних своими бесконечными нравоучениями. Если Дикой стремится грубо утвердить свою власть, то Кабаниха действует под личиной благочестия. Она не устает повторять, что заботится не о себе, а о детях: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится».

Но ее «любовь» – только лицемерная маска для утверждения личной власти. От ее «заботы» доходит до полного отупения Тихон, бежит из дома Варвара. Ее методичная, постоянная. тирания измучила Катерину, привела ее к гибели. «Кабы не свекровь!..-говорит Катерина.- Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны». Кабаниха – жестокий, бессердечный палач.

Даже при виде вытащенного из Волги тела Катерины она сохраняет ледяное спокойствие

Но если Тихон с детства приучен к беспрекословному повиновению и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно покоряется самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости.

Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что .любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: «Не застали бы нас здесь!» Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса.

Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

В характере Кудряша есть черты, роднящие .его с лихим разбойником из русских народных былин и песен. Они проявляются и в стиле его речи: «…Я свою голову дешево не продам»; «Пойдем, Шапкин, в разгул!».

Особенно лихой русский характер Кудряша. раскрывается в его песнях, гармонически сочетающихся с волжским пейзажем и придающих поэтическое звучание сцене первого свидания Катерины с Борисом.

Читайте также:  Причины преступления раскольникова

«Точно я сон какой вижу!  Эта ночь,  песни, свидания!  Х

Смела и решительна, под стать Кудряшу, Варвара. Она не суеверна, не боится грозы, что для женщины того времени было редкостью. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своем. положению она не может открыто выступить в защи:у своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слов:! Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать.

Варвара отвечает: «Ну, а ведь 6*ез этого нельзя! Ты вспомни, где. ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Воспитанная на лживой, показной морали. Варвара придерживается правила: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она сочувствуем Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери.

  • Но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Источник: https://school-10.ru/obrazy/sochinenie-kudryash-v-pese-groza-ostrovskogo.html

Описание и характеристика героев повести Александра Островского «Гроза»

Меню статьи:

Пьеса Александра Островского «Гроза» – настоящее наследие для будущих поколений. Несмотря на то, что она была написана почти два века назад, ее сюжет затрагивает насущные проблемы нашего неспокойного времени.

Те же проблемы невестки и свекрови, мужа и жены, матери и детей… События произведения происходят на побережье реки под названием Волга, в вымышленном городе Калинове. Там, в этом, на первый взгляд, тихом месте развивается настоящая драма, виной которой – обыкновенные люди.

Но чтобы понять, что произошло, нужно познакомиться с героями пьесы и определить ту роль, которую каждый из них играет в произведении.

Местный механик-самоучка Кулигин

Этот герой фигурирует с самого начала пьесы. Он механик-самоучка, который является своеобразным экскурсоводом. По натуре Кулигин – добрый человек, который привык поступать соответственно устоявшимся правилам.

Говоря о других и оценивая их нравы, он очень точен в своих суждениях. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о громоотводе, о перпету-мобиле, о честном труде, однако, увы, его заветным желаниям не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – возлюбленный Вари

Это второстепенный персонаж, которого автор обрисовал как доброго и искреннего. Несмотря на простую внешность, Ваня является борцом по жизни и всегда доводит начатое до конца. Любое дело в его руках спорится. По характеру Иван не романтик, а практик, с этой точки зрения он смотрит на жизнь.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “кратким содержанием пьесы “Бедность не порок” А. Островского по действиям и явлениям.

Он – сильный, умный, хорошо сложенный парень, которого любит Варвара Кабанова. Между ними возникает светлое и доброе чувство, хотя чтобы избежать скандалов со стороны матери Варвары, эти отношения приходится тщательно скрывать.

Борис – племянник Дикого

Борис является племянником Савла Прокопьича Дикого, человека властного, жестокого и алчного.

Этого героя автор наделил противоречивым характером, с одной стороны описав его молодым, образованным, начитанным, модным, с другой – трусливым и слабохарактерным, который так и не научился отстаивать собственную точку зрения вопреки внешним обстоятельствам. Зная, что его наследство в руках у дяди Савла Дикого, Борис во всем пытается угодить ему, несмотря на упреки и насмешки.

  • Влюбившись в Катю Кабанову, которая испытывает к этому парню взаимное чувство, молодой человек не дорожит этими отношениями, и в то время, когда возникают малейшие проблемы, не пытается защитить девушку, но сразу идет на попятную, боясь, что их отношения будут преданы огласке.
  • Сочинение Иван Кудряш в пьесе Гроза (Образ и характеристика)
  • Таким образом, можно сделать вывод, что Борис – не столько положительный, сколько отрицательный персонаж пьесы Александра Островского «Гроза».

Дикой – представитель «темного царства»

Савл Прокофьевич Дикой – богатый купец, который является самым уважаемым и влиятельным человеком в городе. Тем не менее, он придирчивый, злой, невежественный и жестокий. Этот набор отрицательных качеств сильно перевешивает внешнюю значимость Дикого, фамилия которого тоже говорит сама за себя – все его поведение является диким, неестественным.

Ему не важно что думают другие по поводу того или иного вопроса, Дикой считает единственно правильным собственное мнение. Он ни перед чем не останавливается, нагло отбирая нахрапом то, что нажито непосильным трудом. Со всеми ругаясь, бранясь, этот герой получает удовольствие.

Он кричит на своих работников, которые приходят за положенным жалованием, повышает голос на членов семьи, которым больше всего достается от характера Савла Прокофьича.

Зная, что судьба племянника в его руках, он злоупотребляет своими полномочиями в отношении Бориса, ведь тот ради получения наследства готов исполнить любые его требования. На равных Дикой может общаться только с Марфой Игнатьевной Кабановой, которая, к удивлению, понимает его натуру.

Савл Прокопьич олицетворяет нравы маленького провинциального городка. С помощью этого образа автор хотел показать читателю необходимость перемен во взглядах и поведении общества в то время.

Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы

Образ Марфы Игнатьевны Кабановой представлен в пьесе как один из самых отрицательных. Это богатая купчиха, вдова. Деспотичная и своенравная женщина, она держит в страхе весь дом, обижая как своих родных сына и дочь, так и невестку, которая страдает больше всего.

«Должен исполнять, что мать говорит» – приказывает она безвольному сыну Тихону, и он подчиняется требованиям деспотичной родительницы. Добиваясь порядка до мелочей, Кабаниха действует насильственными методами, заставляя всех бояться ее. Тебя не станет бояться, меня и подавно.

Какой же это порядок-то в доме будет?..” – недоумевает она.

Сочинение Иван Кудряш в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

Кроме того, Марфа Игнатьевна – лицемерная и хладнокровная старуха, которая любит читать морали своим детям, при этом не исполняя того, что советует сама.

Кабанова привыкла добиваться своего не иначе, как упреками и угрозами, ей неведомы такие чувства как любовь и сострадание. Она ошибочно считает, что дети должны настолько почитать родителей, что их мнение не берется в расчет.

Косвенно Кабанова становится главной причиной страшной гибели ее невестки Катерины, но не осознает этого.

Тихон, сын Кабановой

Есть такое выражение «маменькин сынок». Оно как нельзя лучше подходит к Тихону Кабанову, сыну Марфы Игнатьевны.

С детства привыкший жить в полном подчинении строгой матери, он вырос слабовольным и бесхарактерным.

Это проявляется во всей его жизни. Не имеющий собственного мнения, Тихон не может принимать даже самые простые решения, панически боясь осуждения своей строгой матери, которая, сама того не понимая, воспитала в сыне инфантильного неудачника, распускавшего нюни при малейшей опасности – и самое страшное, они жили убеждением, что подобное воспитание единственно правильное.

Предлагаем ознакомиться с образом и характеристикой Кабанихи” в пьесе А. Островского “Гроза”

Только один раз, в конце пьесы, когда произошла трагедия с его супругой Катериной, Тихон воскликнул, упрекая мать: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» И здесь показано, что даже загнанный в тупик человек способен отстаивать свою позицию. Только жаль, поздно он понял, какой драгоценностью и сокровищем для него была жена.

Варвара – сестра Тихона

Варвара Кабанова – сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Знакомясь с пьесой, читатель может заметить, какой контраст представляют собой брат и сестра.

Она, в отличие от безынициативного Тихона, – бойкая и смелая, умеющая принимать решения самостоятельно.

Варя сумела, в отличие от брата, приспособиться к характеру чрезмерно требовательной и своенравной матери; научилась врать, лицемерить, изворачиваться, где нужно, игнорировать ее приказы.

Чтобы устранить препятствия для встреч с любимым, Варвара просто поменяла замок. Таким образом, она обезопасила себя от лишних всплесков гнева матери. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.

Эта девушка, во-первых, практична, во-вторых, жизнелюбива, в-третьих, умна и проницательна. Кроме того, она единственная в семье, кто поддерживает Катерину и дает ей дельные советы. В произведении установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в образе Варвары.

Катерина – главная героиня пьесы

В пьесе А. Островского «Гроза» образ Катерины является ключевым. Эта девушка переживает сложную судьбу, и, к сожалению, ее жизнь заканчивается трагически. Но чтобы понять характер героини, нужно проследить сюжетную линию автора с самого начала.

Сочинение Иван Кудряш в пьесе Гроза (Образ и характеристика)

Счастливым для Катерины было только детство, когда она, как губка, впитывала в себя то доброе, что прививалось любящими родителями, с большой радостью ходила в церковь.

А затем в жизни девушки грянула гроза. Она вышла замуж. К сожалению, неудачно. За безвольного и бесхарактерного человека, для которого мамины приказы важнее нормальных и здоровых отношений в собственной семье.

Все мечты о счастливой и крепкой семье рухнули, жизнь пошла под откос.

Лютая свекровь Марфа Игнатьевна стала действовать с девушкой по своим, уже проверенным методам насилия и бесконечных упреков, которые были неприемлемы для Катерины.

Как ни старалась невестка сгладить ситуацию, сложившуюся в ее семье, ничего не получалось. Свекровь продолжала пилить по поводу и без повода, а безвольный муж все также подчинялся маменьке.

Катерина всей душой внутренне противится такому лицемерно-бессмысленному поведению, это противоречит ее светлой и искренней натуре, но девушка не может противостать порядкам, установленным в семье Кабановой. Мужа она не любит, но жалеет, а этого недостаточно для создания крепкой семьи. И тогда Катерина предается чувству любви к другому – племяннику Дикого, Борису.

И с тех пор начинаются еще большие проблемы – муки совести, не дающие покоя ни днем, ни ночью, постоянный вопрос в душе: «Не сознаться ли в своей вине?» «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет, – рассказывает сестра мужа Варвара о состоянии Катерины. – Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает.

Батюшки мои! что мне с ней делать?»

И, наконец, Катерина делает решительный шаг, рассказав свекрови и мужу о своем грехе по отношению к Борису: «Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все десять ночей я гуляла с Борисом Григорьевичем».

После этого разыгрывается настоящая трагедия: упреки и ругань свекрови, которая науськивает сына побить невестку, невыносимая душевная боль и, наконец, роковое решение – броситься в Волгу. Увы, жизнь Катерины оборвалась в молодом возрасте.

Некоторые понимают и не осуждают ее за этот поступок, некоторые, напротив, считают, что совершить самоубийство мог лишь слабовольный человек.

Но, как бы там ни было, Катерина останется в глазах многих читателей положительной героиней, то есть самой лучшей из всех персонажей пьесы.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/groza-opisanie-geroev-pesy.html

Образ и характеристика Кудряша в пьесе "Гроза" Островского (отношения Кудряша и Варвары)

Главная страницапьеса Гроза

Сочинение Иван Кудряш в пьесе Гроза (Образ и характеристика)
Кудряш. Эскиз костюма.
Художник А. Головин

Ваня Кудряш — один из второстепенных персонажей драмы «Гроза» Островского. В этой статье представлен образ и характеристика Кудряша в пьесе «Гроза», описание отношений Кудряша и Варвары.


Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Кудряш — сильный, крепкий парень. Ваня Кудряш — грубиян и парень с характером. Он не боится купца Дикого, которого в городе боятся все.

Кудряш и Варвара Кабанова тайно встречаются за спиной у Кабанихи, матери Варвары. В конце пьесы Варвара убегает с Кудряшом из дома.

Образ и характеристика Кудряша в пьесе «Гроза»

Кудряш — это молодой человек:Кудряш — статный, сильный мужчина:
«…Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили…»Кудряш — парень с характером. Он не боится вздорного купца Дикого и умеет дать ему отпор:
«…

он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею…»Ваня Кудряш — грубиян:
«…Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…

«Ваня Кудряш — бойкий парень, который за словом в карман не полезет. Он не хочет рабствовать перед Диким, которого все боятся:
«…Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану…» «…

Я за свою… да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!..»

Кудряш любит играть на гитаре и петь:

«…Кудряш берет несколько аккордов на гитаре…» «…(входит с гитарой).  Да со скуки песенку споем. (Поет.)…»

Кудряш — непостоянный, ветреный парень, «лихой на девок»: 

Читайте также:  Сочинение по картине после дождя куинджи

«…Тебе это, может быть, все равно: ты одну бросишь, а другую найдешь…» (Борис о Кудряше) «…Больно лих я на девок-то!..» (Кудряш о себе)

Кудряш и Варвара долгое время тайно встречаются за спиной у Кабанихи:

«…Показываются Кудряш и Варвара. Целуются…»

Кудряш довольно грубо разговаривает с Варварой:

«…Ты что ж так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю!..» (упрекает Варвару, что та опоздала)Варвара холодно ведет себя с Кудряшом, как с давно знакомым:
«…Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.) Завтра, смотрите, приходите пораньше!..»В конце концов Варвара убегает с Кудряшом из дома — подальше от злой матери Кабанихи:
«…Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут…» (Тихон Кабанов о Варваре)

«…Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.
…простотою отличается и Кудряш, выражающий свои чувства вполне откровенно: заподозрив Бориса в ухаживании за Варварой, он, полный негодования, угрожает перервать ему за это горло; но с жалостью и человеколюбием относится к тому же Борису, когда узнает, что тот полюбил замужнюю…»
(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Кудряша в пьесе «Гроза» Островского, описание отношений Кудряша и Варвары в цитатах из драмы. 

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/08/obraz-harakteristika-kudrjash-groza.html

Варвара и Кудряш в пьесе Гроза сочинение

Главная › Сочинения по произведениям Островского

Варвара и Кудряш – «жертвы» самодуров, но не пассивные, потому что занимают активную позицию.

Варвара – дочь купеческой вдовы Марфы Игнатьевны Кабановой. Девушка не противостоит открыто своей матери, когда та читает наставления и точит своих домашних, как ржа железо. Варвара только делает вид, что слушает свою мать, а сама поступает по-своему.

Например, когда семейство Кабановых гуляет по бульвару и Марфа Игнатьевна сетует на то, что «не очень-то нынче старших уважают», Варвара говорит про себя: «Не уважишь тебя, как же!» Она не спорит с матерью, когда заходит разговор, «близкий сердцу», лишь снова про себя ворчит: «Нашла место наставления читать».

Легкомысленная, весёлая и беззаботная девушка не отличается болезненной совестливостью и сосредоточенностью на серьёзных нравственных вопросах, не утруждает себя размышлениями о грехе, как это делает Катерина.

Жена брата с её нравственными метаниями кажется Варваре «мудрёной».

Жизненная философия дочери Кабанихи проста: «…делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Она приспосабливается к тем обстоятельствам, в которых находится, утверждая, что весь дом на обмане держится, значит, без обмана не проживёшь.

Ваня Кудряш такой же весёлый и беззаботный, как и его подруга Варвара. Он работает конторщиком у Дикого и очень гордится тем, что не даёт спуску этому «ругателю»: «…он – слово, а я – десять; плюнет да и пойдёт».

На чём же основывается уверенность Кудряша, что он, Ваня Кудряш, ни за что не станет «рабствовать» перед своим начальником? Иван знает, что богатый купец нуждается в нём, как в конторщике, грамотном человеке.

Однако когда мещанин Шапкин предлагает отойти в сторону, чтобы «пронзительный мужик» не привязался, Ваня Кудряш благоразумно соглашается.

Таким образом, и Варвара, и Ваня Кудряш умеют вовремя «отойти в сторону», чтобы избежать «грозы». Это не очень сложные характеры, не склонные драматизировать ситуацию и умеющие приспособиться к обстоятельствам. Любовная линия этих героев развивается параллельно истории взаимоотношений Катерины и Бориса.

Если любовь Катерины к Борису – это и сильная страсть, и трагедия, то связь Кудряша и Варвары напоминает взаимоотношения супругов, которые уже давно привыкли друг к другу. Создаётся впечатление, что они проводят вместе время от скуки. На это указывают авторские ремарки: «Варвара прилегла к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет».

Прощаясь с любимым, Варвара «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого».

Если любовная история Катерины и Бориса заканчивается трагически, то Варвару и Кудряша ожидает довольно-таки благополучная развязка: они вместе бегут из города. Об этом мы узнаём из рассказа Тихона Кулигину: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела да и была такова – взяла да ушла… Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут».

И Варвара, и Кудряш, при всей бесшабашности характера, по-своему добры, способны понять другого человека и посочувствовать ему. Например, дочь Кабанихи понимает, что Катерина не любит своего мужа, догадывается, что невестка влюблена в Бориса.

Но легкомысленная девушка не может постичь глубины характера Катерины, её высокой совестливости. Устраивая своей невестке свидание с Борисом, она не задумывается, что подталкивает её к гибели. Девушка живёт одним днём, в отличие от Катерины, не боится грозы как наказания за грехи.

Она не осуждает жену своего брата за «незаконную» любовь, признаваясь ей: «Я хуже тебя». Варвара убеждает Катерину в том, что ничего страшного нет, если та увидится с Борисом: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся.

Так какая ж неволя себя мучить-то!» Легкомысленная Варвара не понимает, что её жизненная позиция совершенно неприемлема и даже губительна для Катерины.

Кудряш же, напротив, предостерегает Бориса от встреч с замужней женщиной: «Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьевич!»

Варвара и Ваня Кудряш – второстепенные персонажи пьесы. Какую же роль они играют в «Грозе»?

Драматург проявляет мастерство в создании различных психологических типов. Не все «жертвы» «тёмного царства» одинаковы, не все пассивно несут гнёт «самодуров». Кудряш и Варвара – активные натуры.

Конечно, они не обладают силой и глубиной характера Катерины, они не вступают в открытый конфликт с хозяевами города, а предпочитают приспосабливаться к обстоятельствам.

Но их побег из Калинова свидетельствует о том, что «дети» не собираются терпеть давление и гнёт «отцов», они отстаивают свою свободу и независимость.

Кроме того, бесшабашная связь Варвары и Кудряша оттеняет трагичность любви Катерины к Борису. Эти пары соотносятся по принципу «простота – сложность», «лёгкость – драматизм» отношений.

Мастерство А. Н. Островского заключается в том, что он создал яркие, психологически достоверные характеры.

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/sochineniya-po-proizvedeniyam-ostrovskogo/varvara-i-kudryash-v-pese-groza-sochinenie

Характеристика Кудряша в пьесе “Гроза”

Островский умел создавать интересных и запоминающихся персонажей. Пожалуй, одними из самых известных его пьес являются “Бесприданница” и ” Гроза “. В каждой из них по-своему отображена проблема ограниченности общества, его материальности и бездуховности.

На последней хотелось бы остановиться более подробно. Список действующих лиц этой драмы пестрит яркими образами.

На страницах произведения можно встретить купцов-самодуров и несчастную мечтательную девушку, полоумную барыню и механика-самоучку, лицемерного юношу и трусливого

купеческого сына. Главные. Герои выполняют сюжетообразующую функцию, а какова же роль второстепенных персонажей? Например, Вани Кудряша? Это сочинение будет посвящено характеристике Кудряша в пьесе “Гроза”.

Начать следует с имени. Автор не просто так выбирает своим персонажам те или иные имена. Также нужно помнить о некой традиции, которая сложилась в русской литературе ХІХ века. Говорящими была фамилия Простаковых в “Недоросле” Фонвизина, наименование города Глупова в романе Щедрина, даже Раскольников и Девушкин Достоевского вписываются в эту парадигму. В “Грозе” действуют Дикой, Кабаниха

и Тихон – тоже говорящие имена. При этом характер персонажа неразрывно связан с его именем. Так, о характере Кудряша можно судить зная его имя и фамилию. Имя “Иван” широко распространено в былинах и сказках.

Постепенно образ Ивана-дурака отделялся от образа другого Ивана, предприимчивого молодого человека, который найдет выход из любого положения и сможет обмануть самого черта. Так и здесь Ваня оказывается единственным человеком, который может ответить Дикому в его же манере.

При этом Дикой побаивается Ваню именно потому, что у Кудряша отсутствует слепое подчинение и раболепие перед купцом.

Фамилия персонажа, Кудряш, также связана с этим образом, ведь у Иванов из сказок кудрявые волосы. К тому же это подчеркивает молодецкую удаль и доброту характера.

Ваня Кудряш – носитель национального характера. Он сильный, добрый, веселый и удалой. Дело в его руках горит. Иван практичен и здраво смотрит на вещи. Несмотря на то что он тоже принадлежит к купеческой среде, в нем нет алчности и жажды наживы. Кудряшу чужда красота природы.

Это видно из первой сцены – разговора Кудряша с Кулигиным. Ваня ценит свободу и боится ее потерять. Скорее всего, именно это стало основным поводом для отношений с Варварой. Их чувства искренни. Они долгое время встречаются тайно. И Варвара, и Иван ценят эти отношения, оба этих персонажа остаются внутренне свободными.

Во время ночных прогулок Варвара и Иван шутят, поют и веселятся. Благодаря этой паре стали возможными тайные свидания Бориса и Катерины. Нужно упомянуть, что изначально Кудряш отговаривал Бориса от общения с Катей, узнав, что возлюбленная Бориса замужем. В отличие от Бориса, Кудряш в “Грозе” борется за свою любовь.

Он не бросает любимую, как Борис, а убегает вместе с ней.

Однако не стоит идеализировать образ Кудряша в пьесе “Гроза”. В характере Кудряша много отрицательных черт. Иван сам признается, что “уж больно лих на девок”.

А значит, никто не может гарантировать того, что Варвара будет с ним счастлива. К его положительным качествам характера обязательно нужно добавить отрицательные: стремление к власти, самолюбование, хвастовство.

Он тоже является представителем “темного царства”, но хочет быть хозяином, а не рабом.

Наиболее ярко дополняют этот образ цитаты Кудряша:

“Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать отучили!”

“Я грубиян считаюсь.”

“Да не спускаю и я: он – слово, я – десять… Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.”

(варваре) “ты что ж так долго? Ждать вас еще! Знаешь, что не люблю.”

(1

Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-kudryasha-v-pese-groza/

Характеристика Кудряша

Ваня Кудряш — 
герой пьесы «Гроза» А.Островского,
молодой человек, конторщик Дикого.
Кудряш предстаёт в начале пьесы и
знакомит читателей с нравами и укладом
жизни города Калинова. Этот молодой
человек достаточно смел и весел, обладает
определённой самоуверенностью, отстаивает
свои права.

Сам рассказывает о том, что
противостоит своему начальнику Дикому,
на его грубость и нахальство отвечает
тем же. Кудряш является  представителем
молодежи Калинова, которая больше не
хочет покорятся патриархальным порядкам
и устоям.

Вместе с Варварой, они, хотя
внешне и соблюдают заведённый уклад
жизни, на самом деле живут по собственным
правилам. По вечерам они с Варварой
тайно встречаются, способствуют встречам
Катерины и Бориса. В отличие от Бориса
Кудряш борется за свою любовь. Он не
бросает Варвару, а убегает с ней вместе.

Если Кудряш поставил перед собой цель,
то он ее обязательно выполнит.

Характеристика Бориса

Борис Григорьевич
— герой пьесы «Гроза» А.Островского,
племянник Дикого, молодой человек,
порядочно образованный. Про себя Борис
рассказывает, что он с сестрой 
воспитывался и вырос в Москве, был любим
в семье, получил превосходное образование.

После смерти родителей, из-за наследства
был вынужден переехать к дяде Дикому,
самодуру и грубияну.  По завещанию
дядя должен был выплатить часть наследства
племянникам, при условии, что они будут
с ним почтительны. Однако Борис понимает,
что дядя слишком жаден и никогда не
отдаст наследства.

Но даже осознавая
это, он продолжает жить с дядей и сносить
его  упреки.

Молодой человек
влюбляется в Катерину и ищет с ней
встреч. Он не задумывается о том, что
Катерина замужняя женщина, и сколько
несчастья это может ей принести.

Но
Борис достаточно эгоистичен и думает
только о счастье, которое приносят ему
встречи с Катериной. Будущее его не
интересует. Он не понимает глубину души
и моральных принципов возлюбленной, не
пытается помочь ей в её горе.

В многом
безответственность и эгоизм Бориса
приводят к трагической гибели Катерины.

Марфа Игнатьевна
Кабанова
 
— одна из главных персонажей пьесы
Островского «Гроза». Кабаниха – богатая
купчиха, упрямая, своенравная женщина
преклонных лет.

В произведении представляет
собой главного антагониста Катерины.
Она показывает себя ярым поборником
старой патриархальной морали и обычаев.

Кабаниха является явной главой семьи,
всех домашних упрекает в несоблюдении
традиций, пресекает всякую возможности
непокорности:

«Поверила бы я тебе,
мой друг, кабы своими глазами не видала
да своими ушами не слыхала, каково теперь
стало почтение родителям от детей-то!
Хоть бы то-то помнили, сколько матери
болезней от детей переносят».

Изматывая домашних
она постоянно насаждает свою волю,
убивает всякую возможность к сопротивлению.
Ей постоянно кажется что дети выходят
из повиновения старших, не уважают
старость и жизненный опыт. Она чувствует,
что настает конец старому укладу жизни,
постоянно жалуется на неисполнительность,
невежество и неуважение молодёжи.

«Ничего-то не знают,
никакого порядка. Проститься-то путем
не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие
есть, ими дом-то и держится, пока живы.
А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят,
а выдут на волю-то, так и путаются на
покор да смех добрым людям. Конечно, кто
и пожалеет, а больше все смеются».

Читайте также:  Образ и характеристика василия денисова в романе война и мир

Её деспотизм особенно
распространяется на сына Тихона и его
жену Катерину. Сына она корит за
бесхарактерность и постоянное потакание
жене, неумение поставить жену на
положенное ей «место»:

«Что ты сиротой-то
прикидываешься! Что ты нюни-то распустил?
Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя!
Станет ли тебя жена бояться после этого?»

В Катерине же она
вообще видит противника, постоянно
упрекает её за её поведение и несоблюдение
общепринятых правил:

«Что на шею-то
виснешь, бесстыдница! Не с любовником
прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль
порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

При этом Кабаниха
очень религиозна, во всем видит грех,
чувствует наступление апокалипсиса.
Она постоянно стращает всех адовыми
муками за грехи. Кабаниха ненавидит все
новое, верит всем нелепым выдумкам. Она
внимательно слушает россказни странницы
Феклуши, страшится всего неизведанного.

Итог произведения
печален. Кабаниха задушила все живое
вокруг себя. Тихона она сделала безвольным
калекой, не способным на самостоятельные
поступки, Катерину довела  до гибели,
а Варвару вынудила убежать из дома.

ХОЗЯЕВА И ЖЕРТВЫ
«ТЕМНОГО ЦАРСТВА»
Действие
драмы «Гроза» происходит в
провинциальном городе Калинове,
расположенном на берегу Волги. Жители
Калинова живут той замкнутой и чуждой
общественных интересов жизнью, какая
характеризовала быт глухих провинциальных
городков в старые, дореформенные времена
(пьеса написана в 1859 г.).

Они живут в
полном неведении того, что совершается
на белом свете. Но за внешним спокойствием
жизни кроются суровые, мрачные нравы.
Центральными фигурами этого «темного
царства» невежества и произвола
являются в драме Дикой и Кабаниха.Дикой
— купец-самодур. Он привык к беспрекословному
повиновению окружающих, которые идут
на что угодно, лишь бы не прогневить
его.

Особенно тяжело приходится домашним,
которые, спасаясь от его ярости, целыми
днями прячутся на чердаках и в чуланах.
Вконец затравил Дикой своего племянника,
Бориса, зная, что тот находится от него
в полной материальной зависимости.
Благодаря деньгам он держит в своих
руках всю бесправную массу обывателей
и издевается над ними.

Сдерживает свой
нрав он лишь перед теми, в ком он видит
ровню себе, в том числе и перед Кабанихой.
Деспотизм, необузданный произвол,
невежество, грубость — вот те черты
«жестоких нравов», которые
характеризуют образ самодура Дикого,
типичного представителя «темного
царства».Кабаниха прежде всего ханжа.

Она прикрывает и оправдывает все свои
действия идеалами патриархальной,
церковной, домостроевской старины. Всех
она хочет заставить жить по-старинке и
не терпит ни в ком из окружающих проявления
«своей воли». Деспотизм ее в домашнем
быту еще тяжелее, чем деспотизм Дикого.
Кабаниха мучает, преследует свои жертвы
изо дня в день, истязая их хладнокровно,
назойливо.

Семью она доводит до полного
развала. Она свела в могилу Катерину,
из-за нее ушла из дому Варвара, аТихон,
в сущности добрый, хоть и безвольный,
человек, потерял всякую способность
думать и жить самостоятельно.Кабаниха,
наряду с Диким, является суровой
охранительницей устоев «темного
царства».Центральным в драме «Гроза»
является образ Катерины.

Натура
поэтически-мечтательная, впечатлительная,
с характером по преимуществу «любящим,
идеальным», по определению Добролюбова,
Катерина обладает в то же время пылкой
и страстной душой. Она борется между
двумя чувствами: любовью к Борису и
сознанием «незаконности» этой
любви. Катерина способна не только на
смелые поступки, но и на полный разрыв
с опостылевшей ей средой и жизнью.

После
родительского домашнего рая Катерина
попадает в обстановку, от которой веет
мертвящим холодом и бездушием.
ПопыткиКатерины найти отзыв в сердце
мужа разбиваются о рабскую приниженность
и недалекость Тихона. Любовь к Борису
стала единственным смыслом ее
существования.

Катерина готова на все
для любимого человека, переступая даже
те понятия о грехе и добродетели, которые
были для нее священными. Внутренняя
чистота и правдивость не позволяют ей
лгать в любви, обманывать. Катерина не
хочет и не может таить своего «греха».
Она публично, на городском бульваре,
кается перед мужем и кончает жизнь
самоубийством, бросаясь в воду.

Этим
она проявила свой отчаянный, хоть и
бессильный протест против «темного
царства». По словам Добролюбова, в ее
трагическом конце «дан страшный вызов
самодурной силе…»Светлым лучом в
«темном царстве» можно назвать и
Кулигина. Это бедный часовщик,
механик-самоучка, мечтающий о том, чтобы
найти вечный двигатель.

Кулигин думает
не о своей личной выгоде, а о благоустройстве
родного города, о положении бедняков и
т. п.. Кулигин, поэт, романтик, одинок в
городе со своим восторженным отношением
к природе. Кулигин и Катерина, каждый
по-своему, освещают тяжелый мрак над
мертвым «темным царством».К жертвам
«темного царства» в пьесе относятся
Тихон и Борис.

Тихон с детства привык
во всем повиноваться своей матери.
Единственное заветное желание Тихона
— это вырваться, хотя бы ненадолго, из-под
ее опеки, загулять так, чтобы на целый
год отгуляться. Тихон по-своему любит
жену. Он от всей души жалеет ее и желает
облегчить ее тяжелое положение. Но
человек он не только безвольный, но и
ограниченный, простоватый.

Душевный
мир Катерины для него слишком высок и
непонятен.Отказав ей в поддержке в самый
критический момент ее жизни, он невольно
становится одним из виновников ее
гибели.Борис искренно, по-настоящему
любит Катерину, готов пострадать за
нее, облегчить ее муки. Он единственный
среди всех действительно понимает
Катерину, но у него недостает решимости
отстоять свою любовь, он не в силах
помочь ей. Так «темное царство»,
превратившее их в безвольных, забитых
людей, не способных бороться за свое
счастье, обрекло обоих на то, чтобы «жить
да мучиться».В своей пьесе Островский
поставил один из важнейших вопросов
того времени -освобождение женщины от
семейного рабства, ее раскрепощение.

Источник: https://studfile.net/preview/6063593/page:2/

Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»

Феклуша рассказывает жителям города о других странах. Они ее слушают, заостряют своё внимание только на этом. В это же время она незаметно для других говорит правду о людях. Но они этого не слышат, потому что не хотят слышать. Феклуша восхваляет город Калинов, тихую жизнь в нём. Люди радуются тому, что их город такой великолепный, больше им ничего не надо.

Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе.

Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета «самодуров».

Дикой и Кабанова — люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их «самодурами», так как главный закон для всех — их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха — в своей семье.

Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было».

Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной «грозой». Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: «Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится.

И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…

» — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Он тоже приспособился к самодурству Дикого.

Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.

В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами «темного царства». Так муж Катерины Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей.

Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене.

Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери.

Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона.

Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.

Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его — разве что в отсутствии жены.

Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать «идеологом» «темного царства». Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе.

Калинов же для нее — благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение «темного царства»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие…

У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…» Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества.

Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться».

Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к «темному царству», смирился с такой жизнью.

И наконец, последний персонаж — полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины.

Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя — грех больший, чем самоубийство.
Второстепенные персонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины.

Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ — деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку «темного царства» и неготовность большинства людей к борьбе.

Источник: https://sochineniya-na5.ru/xarakteristika-obraza-feklushi-v-s-pese-groza/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector