Сочинение капитан тушин в романе война и мир (образ и характеристика)

Интересная статья уважаемого Андрея Фирсова, которая, думаю, заинтересует коллег.

…»Войну и мир» читал. Действительно книга.
Потому что писал не обормот какой, а артиллерийский офицер.
Вот писатель был, граф Толстой, артиллерии поручик! 

(с) Булгаков, Дни Турбиных

Запись уважаемого k_lvk в Виртуальный музей русской архитектуры: приложение: «уникальная подача информации позволяют составить подробный портрет эпохи и лучше понять, как жили герои в указанном времени.

Первым произведением, доступным в приложении «Живые страницы», стал роман Л. Н. Толстого «Война и мир».

переключила триггеры на мысль, что чтобы понимать, «как жили герои», надо бы там хотя бы немного пожить… А мы как смело когда-то писали про это сочинения ????

Жанр школьного сочинения никогда терпеть не мог: что можно написать с низости своего опыта и знаний ученик 9-го класса по книге, представляющей мировую классику? Банальность? Не, если это не «Слово о полку Игореве»… Вот мой школьный товарищ grdash , иногда почему-то сидевший со мной за одной партой (обычно последние два года учебы на уроках всё время играл в Го с другим другом), мог написать половину сочинения в стихах, получая то «5», то «2» в зависимости от того, насколько его вольный полет мыслей совпадал с мнением нашего учителя литературы – директора школы, который сам по себе был сильно не дурак (так Григорий остался без золотой медали, а серебряную в тот год отменили). Но, когда с введением ЕГЭ, из школьной программы исчезло само понятие «сочинение», стало чего-то не хватать… В прошлом году, правда, частично ввели… 150 слов! Для небольшой накрутки баллов. Кому-то и это помогло…

Главной проблемой школьного сочинения тогда виделось то, что многие темы вызвали стойкий диссонанс с прочитанным (или увиденным :-). Например, врезалась в память тема по роману Толстого «Война и мир»: «Капитан Тушин – образ истинного героя». С одной стороны вроде оно как верно, но с другой…

Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Что в образе капитана Тушина героического? В атаку он не ходил, лично не колол – не рубил. Да, ему (в том числе) обязан успех боя. И хорошо помню по роману эту реакцию Багратиона: ни одобрения, не говоря уж о наградах, «наклонил голову и сказал Тушину, что он может идти».

При этом Тушин еще и оправдывается перед Болконским, за то, что поставил его в неудобное положение «объясняющего-просящего». То есть сам Тушин чувствует себя скорее виноватым и отнюдь не победителем.

И это реакция на героический поступок? Героем его называет только князь Болконский, но «все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

И лишь спустя много лет приходит понимание, что Толстой описывает «Истинного героя» (с) со своей профессиональной точки зрения – артиллерийского офицера.

Тот гиперреализм («Все писатели пишут из головы, а он – прямо из жизни» (с) Чехов), которого Толстой старается добиться от своих произведений, не допускает никаких домыслов и вольностей.

Обратите внимание, что Толстой описывает ход ключевых батальных сцен романа именно с точки зрения артиллериста, где действующей сценой является или батарея Тушина при Шёнграбене, или батарея Раевского при Бородино.

Даже при Аустерлице последнее, что видит Болконский – рукопашная схватка на батарее. Толстой пишет о том, что хорошо знает и то, что видел сам при обороне Севастополя.

Да, это реалистично.

Но есть и оборотная сторона медали: как часто бывает, профессионал, рассказывая о делах, связанных со своей деятельностью, не утруждается объяснять «элементарные» с его точки зрения вещи, термины, логику поступков, особенно если они впитаны в данном случае буквально с юнкерских кровей. Есть в этом и определенный снобизм – «кто ж этого не знает», который, что уж говорить, Толстому был присущ в полной мере. Вспомните начало романа с диалогами на французском – автор не считал нужным их переводить!

То есть, чтобы понять, в чем подвиг Тушина, нужно взглянуть на него глазами артиллериста Александровской эпохи. Вернее сказать Александровско-Павловской, ибо именно Павел за свое недолгое, но весьма «плодотворческое» царство заложил основы новой эпохи, порвав с «Золотым веком» своей матери.

Одним из многочисленных нововведений, принятых «Царем-рыцарем», было уравнивание моральной ценности артиллерийских орудий со знаменами – потеря пушек теперь рассматривалась как потеря чести командующим. В этом поддержал отца и сын: «Тех командиров артиллерийских рот, у которых в сражении потеряны будут орудия, ни к каким награждениям не представлять!» — Александр I.

Как это отразилось на действиях армии можно оценить, если ознакомиться с тактикой действия артиллерии в Наполеоновских войнах.

Обычно артиллерийские орудия открывали огонь ядрами с дистанции всего 1000 м – дальше прицельно стрелять было бесполезно. С 600 по противнику можно было стрелять уже крупной, тяжелой картечью, а наиболее эффективный огонь по пехоте и кавалерии противника открывался с 300-200 м – мелкой картечью.

Учитывая дистанцию эффективного огня, можно легко оценить, что пехоте противника требовалось всего несколько минут, чтобы под огнем орудий достигнуть позиций артиллеристов.

Соответственно вероятность захвата орудий, когда дело доходило до мелкой картечи (да, то самое – «пора добраться до картечи») была очень высокой.

Поэтому артиллерийские позиции старались всегда прикрывать пехотными подразделениями, которые защищали батарею или давали ей время покинуть позиции в случае угрозы захвата.

Это как раз и было то самое «прикрытие», о котором постоянно упоминается в рассказе о Шёнграбенском бое батареи Тушина. Его, как помните, не было и в помине.

Как тогда поступал артиллерийский командир русской армии? – При малейшей угрозе непосредственной атаки на батарею, он снимал орудия и отводил в тыл. Честь мундира ставилось выше твердости в обороне.

Такая «тактика» стала причиной многих неудач русской армии в боях Наполеоновских войн вплоть до 1812 г., когда перед сражением при Бородино командующий артиллерии русской армии Кутайсов отдал знаменитый приказ: «…Чтоб … с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки… последний картечный выстрел выпустите в упор»!

Но под Шёнграбеном было по-другому, и Тушин ради успеха сражения фактически нарушил общепринятые правила действия артиллерии.

В результате, после потери двух третей своих людей, он был вынужден оставить пару орудий, то есть совершить серьезный проступок согласно царским указам.

Поэтому максимально, чем мог «наградить» его Багратион за успех боя – это не наложить взыскание «в лучших армейских традициях». Все всё понимали, но для большинства традиционно страх перед начальством – больше страха перед врагом.

Но возможно, это случай? В горячке боя, когда адреналин «стучит» в висках, и часто забывается все, даже чувство самосохранения? Но хладнокровное и неспешное поведение Тушина в бою этому мало соответствует – «Смел без запальчивости»(с).

Вспомните еще и следующий эпизод с Тушиным: отходящая артиллерийская рота встречает контуженного Ростова. «Прикажите посадить, ради бога». – Посадите, посадите, – сказал Тушин».

Что не так в этом эпизоде? Дело в том, что по уставу кого-либо сажать на орудия или зарядные ящики, и даже самих артиллеристов было запрещено: «Видно было, что юнкер этот уже не раз просился где-нибудь сесть и везде получил отказы». Только после Смоленского сражения 1812 г.

по воспоминаниям Дениса Давыдова последует команда: «Сесть на пушки!». И тут Тушин опять идет на прямое нарушение уставных положений.

Можно предположить, что Тушин просто не знает, как устроена «жизнь» артиллериста или просто недалекий человек, никогда толком устава-то не читавший, которых в армии порой хватает? Однако вспомните эпизод появления Тушина в романе: артиллерийский капитан рассуждает о «небесном электричестве». Для начала XIX века, когда молниеотводов-то не было, это все равно, что сейчас офицер бы рассуждал о «темной материи». Нет, Тушин не дурак. Его действия осмысленны – «Деятелен без легкомыслия» (с). Он четко понимает разницу между «прописными положениями» и реальным их исполнением. Он не боится ни противника, ни начальника. Успех дела и чувство подлинного товарищества, даже в том, чтобы не «сдать» подставившего его с прикрытием начальника – для него выше уставных положений, которые, конечно, не могут охватить всю многовариантность военной жизни.

Характерно, что Тушин появляется в романе ровно столько раз, сколько нужно, чтобы полностью очертить образ «истинного героя»-военного с точки зрения Толстого: смел, хладнокровен, умен и хороший товарищ.

Фактически Тушин играет тут ту же роль, что и Рохметов в романе Чернышевского «Что делать».

Чернышевский вводит образ «настоящего революционера», чтобы читатели, не дай бог, не приняли главных героев романа за революционеров.

После создания образа «истинного героя» Тушин навсегда покидает страницы «Войны и мира». Война 1812 г. – война народная… Образ настоящего военного, который действительно может сказать «Я дерусь по тому, что дерусь», становится исчезающе мал на общем фоне событий, мотивации всенародного движения и прочего. В нем уже нет надобности.

PS. Далее по тексту можно добавить про всякую там «истинную, народную, героическую, богатырскую действительность» и прочее, что писали в школьных сочинениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Как-то, давно, в другом веке, один из макро-шефов «с изменившимся лицом» попросил выполнить работу: скопировать художественный альбом. Заказ упал откуда-то сильно сверху.

«А че, там «сверху» нет таких возможностей?» — Нет. Причина внимания к нам оказалась в том, что формат альбома был А3+, и ни в какой копировальный аппарат он не лез.

Да и сейчас сомневаюсь, что такие есть в разумных пределах доступности.

Теоретически задача казалась не сложной, но «клеить» и ворочить полноцветные файлы А3+ на 486-м было весьма не быстро – на лист уходил день… А сканировать? Форзац альбома был из слоновьей бумаги, которая, если взять лист одной рукой, рвалась под собственным весом.

Хороший был удар по глазам, да и всю текучку пришлось отложить. Через месяц копии альбома распечатали в нескольких экземплярах. Переплели, сделали тиснение «под» шрифт на самом альбоме: когда «владелец» увидел, его чуть не хватил Кондратий – решил, что мы сделали новый переплет на оригинал :-).

Привели в себя, отпоили чаем, сдали альбом и копии: «Привет!»

От работы остался только диск магнитооптики на 1 Гб картинок — надо будет, всегда можно распечатать. Да-с.

Но лет через несколько магнитооптический дисковод с коробкой дисков у нас сперли – какой-то идиот решил поживиться как раз в момент, когда магнитооптика уже уступала место сидюкам, оставив нам сказевую плату и шнур от него (которые фиг где в Москве было найти… Идиот!). Так е-версия альбома ушла в гиперпространство…

  • И вот осталось только несколько листов – брак, на которых отрабатывали цветопередачу…
  • Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
  • Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
  • Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
  • Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
  • Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
  • Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
  • Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
  • источники:

Источник: http://alternathistory.com/opyt-shkolnogo-sochineniya-ili-alternativnyj-vzglyad-na-kapitana-tushina/

Тушин — образ и характеристика капитана в романе «Война и мир»

Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)
Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Батарея Тушина

Отряд Багратиона принимал участие в сражении вблизи деревни под названием Шенграбен, выступая против армии Мюрата.

Непосредственной целью этой битвы выступило обеспечение оперативного отступления русской армии, на которую наступали французские силы, значительно превосходящие по численности.

Действие происходило осенним утром 1805 года, Багратионом создана линия огня, посреди которой располагались пушки.

Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Командование артиллеристами осуществлялось капитаном Тушиным. Несколькими днями ранее он получил порицание от генерала за сушку обуви в непристойном питейном заведении.

После отданного приказа относительно отступления несколько раз Жерков отсылался к месту непосредственного расположения. Однако адъютанту не удалось достичь поставленной цели из-за страха смерти.

Далее в самом разгаре битвы все забыли про орудие с солдатами.

Тушин утратил связь со своим командованием, поэтому самостоятельно взялся вести бой, выбрав цель. В ходе массового отступления артиллеристы не оставили свои пушки, направив их на деревню Шенграбен. Этот ход привел в растерянность французов с расстроенными рядами. На некоторое время пришлось прибегнуть к отступлению, чтобы выиграть время и продумать сложившуюся ситуацию.

Состав русских солдат представлялся 4 орудиями, но вскоре одно из них разрушил снаряд противника. Однако оставшимися пушками артиллерия смогла сдержать наступление многочисленных французов.

Внешность капитана

Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)

  • Портрет Тушина можно было узнать по курительной трубке и невысокому росту.
  • Писатель прозвал силуэт героя комичной фигуркой с нелепой походкой, в которой не прослеживалось ничего военного.
  • Но он любит капитана, находит его даже привлекательным, несмотря на характерную:
  • неловкость;
  • сутулость;
  • крючковатость.

Отважный вояка худощав и с небольшими руками, в глазах же всегда просматривалась доброта. В голосе присутствовала угадываемая молодцеватость, но среди залпов орудий звучал достаточно слабо. Болконский также благосклонно относился к капитану, сравнивая его с философом.

Характеристика сражения

После отступления отряда, который прикрывал батарею, французы в неравном бою дважды атаковали, ошибочно полагая, что ведут бой с главной армией Багратиона. В ярком содержании произведения артиллеристы показали дерзкую и смелую защиту, картечный огонь заставил неприятеля отступать. Противник даже не подозревал, что такой бой ведется одиночными пушками.

Читайте также:  Сочинение-рецензия на книгу

Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Деревня загорелась и исчезла в клубах дыма, началась суета, кто-то пытался бороться с огнем. В сторону Тушина враг направил 10 орудий, намереваясь прорвать противостояние. Солдаты не успели порадоваться пожару в деревне, как в непосредственной близости начали разрываться снаряды. Ранение получил ящичный вожатый, убиты две лошади.

Капитан удивился тому, как его солдаты вошли в настоящий кураж, ощутив опасность поблизости. Все их действия оказались:

  • организованными;
  • дружными;
  • слаженными.

Около двух десятков человек возле пушек погибли, но энтузиазм и храбрость вояк не иссякала, что сыграло большую роль в ходе боя. При опасном приближении французов Тушин командовал заряжать снаряды, что артиллерию даже радовало и бодрило.

Капитан постоянно просил денщика поджечь курительную трубку, подбадривал солдат, называя их ребятами и всякий раз помогая передвигать колеса, вывинчивать винты, находясь под огнем врага. Он всякий раз перебегал от одного орудия к другому, наводя прицелы на французов, давал приказы относительно раненых и убитых.

Крупные и габаритные по телосложению солдаты выглядели комично, подчиняясь низкорослому командиру, невинно заглядывали ему в глаза и безропотно выполняли все команды. Все это просматривалось в их взглядах.

Тушин ни на минуту не показывал страх от шедшего сражения, гоня прочь мысли о ранении или даже гибели, каков он был смел и отважен.

Залпы противника участились, все происходящее перед глазами солдат мелькало картинками и казалось уже не реальностью, а вымыслом.

Описание отступления

Тушин из «Войны и мира» растерянно всматривался в старшего офицера, который надрывающимся голосом давал приказы к отступлению уже не в первый раз. Главный герой не мог понять своей вины, солдаты же начали смеяться над всем происходящим. Спустя некоторое время прибыл Болконский с той целью, чтобы помочь батарее Тушина собраться к отступлению.

Сочинение Капитан Тушин в романе Война и мир (Образ и характеристика)

Капитан с Андреем оперативно подготовили 2 уцелевшие пушки к передвижению, и вся батарея активно выдвинулась в гору. Тушин душевно прощался с Болконским, выразив благодарность за предоставленную помощь теплыми словами.

Уже в пути был подобран раненый корнет Николай Ростов, он получил контузию и не мог самостоятельно передвигаться. Уже вечером Багратион выразил неудовольствие по поводу оставленных на месте боя разбитых пушек.

На все это капитан благоразумно промолчал, не высказавшись, что для перемещения такого груза просто не хватило солдат, также не было надлежащего прикрытия.

Он не стал под гнев командования подставлять других людей, какой же солдат так поступит.

Тушин вспоминается Львом Толстым в кратком фрагменте как любимый герой после громкого Фридланского боя, Шенграбенского сражения. Капитан получил ранение, после чего последовала ампутация части руки. Это его не сломило, и судя по анализу произведения, в глазах читателя он по-прежнему предстает улыбающимся и с курительной трубкой во рту.

Источник: https://nauka.club/literatura/kharakteristika-tushina.html

Характеристика Капитана Тушина (Война и мир)

Лев Толстой преклонялся перед героизмом простого солдата, воспевал профессиональные воинские качества. Природу подвига можно изучить и описать только на примере конкретных людей, которые были прототипами героев, созданных писателем.

Образ и характеристика Тушина в романе «Война и мир» формировалась автором на основе биографических данных артиллериста Якова Судакова, награжденного орденом Святого Владимира.

Подвиг батареи Тушина

Под деревней Шенгребен состоялось сражение отряда Багратиона с регулярной армией Мюрата. Цель битвы – обеспечить отступление русской армии, по пятам которой двигались преобладающие численностью французские силы. Стояло прохладное осеннее утро 1805 года, Багратион выстроил линию огня, в центре поставил пушки.

Артиллеристами командовал капитан Тушин, который накануне получил от генерала устное порицание за то, что сушил обувь в питейном заведении. Когда генерал отдал приказание об отступлении, в место расположения батареи два раза посылали Жеркова. Страх гибели овладел душой и телом адъютанта, он не достиг цели, а потом о солдатах и орудиях забыли в пекле битвы.

Тушин, оказавшись без связи с командованием, сам выбирал цель и вел бой. Когда началось массовое отступление, артиллеристам даже в голову не пришла мысль бросить пушки. Огонь был направлен на деревню Шангребен. Французы всполошились, их ряды были расстроены, пришлось временно отступить назад, чтобы обдумать ситуацию.

Русская артиллерия состояла из четырех орудий, одно из которых скоро разрушил снаряд противника. Тремя пушками доблестные русские солдаты сдерживали натиск многочисленных сил врага. О них вспомнили только тогда, когда невольно образовалась скорбная тишина поражения, которую нарушали их одинокие орудийные залпы.

Внешность героического капитана

Тушин был маленького роста, всегда держал во рту трубку. Его силуэт Толстой называет фигуркой, отмечая, что в ней нет ничего военного, а, наоборот, нечто комическое, особенное угадывается в теле и походке. Писатель любит героя, называет его чрезвычайно привлекательным, не смотря на сутулость и неловкость.

Штабс-капитан имел маленькие руки, был худым, глаза выглядели умными и добрыми. Голос артиллериста отличался нарочитой молодцеватостью, иногда звучал тонко и слабо среди взрывов снарядов. Этот человек нравился князю Болконскому, он видел в нем философа.

Описание боя

Отряд, прикрывавший батарею, давно отступил. Французы два раза шли в атаку, думая, что имеют дело с главными силами Багратиона. Дерзко защищались артиллеристы. Неприятель отступал под натиском картечного огня, не предполагая, что перед ними одинокие четыре пушки.

Шенгребен горел, дым клубами подымался над деревней, рядом образовалась суета, кому-то пришлось тушить огонь. Против батареи Тушина враг выставил десять орудий, пытаясь наказать поджигателей, сдерживающих наступление. Пока артиллеристы, как дети, радовались пожару, французские снаряды разорвались рядом. Погибло две лошади, ящичного вожатого ранило.

Тушин наблюдал, как его бойцы, почувствовав близкую опасность, вошли в кураж, действовали дружно и организовано. Капитан насчитал уже семнадцать человек из прислуги орудий убитыми, но боевой дух оставшихся в живых не иссякал. Когда французы подходили близко, Тушин приказывал заряжать пушки картечью, всем становилось весело.

Капитан часто требовал к себе денщика, чтобы тот поджег трубку, называл солдат ребятами, в свободную минуту помогал вывинчивать винт или двигать колесо, вздрагивал от разрыва снарядов. Его бурная деятельность заключалась в том, чтобы бегать от пушки к пушке, помогать прицелиться, распоряжаться про убитых и раненых, менять лошадей.

Большие солдаты верили в своего маленького командира, по-детски внимательно смотрели ему в глаза. На их лицах отображалось то, что они там прочитали. А Тушину в день сражения не ведом был страх.

Мыслям о ранении или гибели не было времени, чтобы морочить светлую голову. Становилось жарко, с каждым залпом веселее.

Солдаты вошли в то состояние, когда происходящие вокруг события мелькают, как в бреду.

Отступление

Тушин, растерянно хлопал глазами, смотрел в лицо орущего старшего офицера, в третий раз приказывающего отступать. Капитан не понимал, в чем он провинился. Солдаты смеялись. Появился князь Болконский, наконец, присланный Багратионом, чтобы помочь батарее собраться.

Молча, со знанием дела, аккуратно и быстро, Андрей с капитаном надели две уцелевшие пушки на передки. Батарея двинулась в гору. Когда артиллерист прощался с Болконским, слезы стояли в его глазах. «Прощайте, голубчик!» Так тепло выразил свою благодарность Тушин.

По дороге подобрали раненого корнета, который с контузией не мог идти, это был Николай Ростов. Вечером Багратион вызвал Тушина к себе, негодовал, что оставили разбитые орудия. Капитан умолчал, что у батареи не было людей, потому что на месте не оказалось прикрытия. Опытный боец боялся подставить под гнев командования кого-то другого.

Лев Толстой в последний раз вспоминает любимого героя после Фридланского сражения. Тушин был ранен, ему ампутировали часть руки, но капитан продолжал держать во рту трубку и весело улыбался.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1402-harakteristika-tushina-voyna-i-mir.html

Сочинение на тему “Образ капитана Тушина в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Читать этот роман — как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра — новелла о капитане Тушине.

Портрет Тушина совсем негероический: «Маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй от штаб-офицера.

Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который «еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».

Второй раз на страницах романа капитан появляется во время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами «Забытая батарея».

При начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана: «Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой». Доброе и умное лицо его несколько бледно. И далее Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой.

Фигурку эту со всех сторон окружают, автор подчеркивает, огромные, широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь и, «выглядывая из-под маленькой ручки», командует.

«— Еще две линии прибавь, как раз будет, — закричал он тоненьким голоском».

Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального и так мало громкого и героического.

Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, «к которому он имел большое уважение», заслуживают решительного”»Хорошо!» князя Багратиона. Труднее помыслить награду выше этой.

И вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который сжег Шенграбен.

«Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку… выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».

Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти.

Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове Тушина.

Неприятельские пушки — это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик: «Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди». Видимо, и сам Тушин представляется себе в истинном своем образе — таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики. ‘

Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана: «Вот спасибо, выручил, голубчик».

В эпилоге романа Толстой меланхолически обмолвился: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей». Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонам историческим и государственным.

Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и душевная простота мудрости.

Несомненно, это один из самых ярких героев книги.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-obraz-kapitana-tushina-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Война и мир Тушин – подвиг батареи капитана в романе — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

«Война и мир» – главное произведение Л. Н. Толстого. Эпопея вошла в золотой фонд русской и мировой литературы.

Один из положительных второстепенных персонажей произведения «Война и мир» Тушин – офицер, штабс-капитан артиллерии.

Рассматривая его характеристику, можно наблюдать, что на войне, как и в жизни, есть место честным, отважным людям, которым не чужды слова «честь», «достоинство», «сострадание».

Содержание

  • Внешность персонажа
  • Характер Тушина
  • Подвиг Тушина
  • Прототип Тушина

Внешность персонажа

Тушин – небольшой, несколько сутулый человек, который командовал батареей. Толстой описывает его как худого человека, с маленькими руками, маленьким ростом. Он постоянно курит трубку, закусывая ее набок. В его фигуре было нечто особенное, что мало имело отношения к войне.

В нем было что-то комическое, но при этом не отталкивающее, а наоборот – привлекательное, делающее его особенным. Его движения были неловкими, слабыми. Его возраст не описан в книге точно, но, вероятнее всего, это человек среднего возраста – не слишком молодой, но и не слишком старый. Тушин имел большие и добрые глаза, в которых выражался ум.

Его голос был тонким и даже нерешительным, но очень приятным, запоминающимся. В одном из боев Тушин теряет руку.

Характер Тушина

Тушин характеризуется как умный и добрый человек. Это выражается в его поведении и в его внешности. Он относился к солдатам с сочувствием и состраданием, старался помочь им в сложных ситуациях. Это – робкий, скромный человек.

Читайте также:  Какие качества раскрывает в человеке дружба? сочинение

Для него характерна скромность, при виде начальства он конфузится, стесняется. Тушин жалостливый, отзывчивый, чуткий. Он с уважением относится к здоровью солдат, ухаживает за ранеными, следит за их здоровьем и состоянием.

Но при этом в боях Тушин проявляет себя как решительный, разумный руководитель, способный на подвиги.

Подвиг Тушина

Во время Шенграбенского сражения Тушин совершает настоящий подвиг. Батарея Тушина в романе «Война и мир» оказывается под пулями врага. Капитан проявляет смелость и решительность, принимая решение оставаться на месте и стрелять по французам, а не бежать с поля боя.

Он действует не по приказу начальства, но его решение – взвешенное, смелое и героическое. Штабс-капитан поджигает деревню Шенграбен, тем самым значительно задерживая французов, так как они начинают тушить свою пожар на этой территории. Русские войска имеют возможность в это время отступить.

Получается, что своим подвигом Тушин спасает множество жизней русских солдат, гибель которых была рядом.

Подвиг Тушина подкрепляется тем, что против 10 пушек французов батарея Тушина имела всего 4. По ходу сражения в батарее Тушина погибает 17 солдат и 1 офицер. Но все артиллеристы остались целы, они были оживлены и сохраняли веселое положение духа.

Сам Тушин тоже не падает духом, несмотря ни на что продолжает обстрел. В то время, когда идут сражения, про батарею Тушина начальство просто напросто забыло. Приказ об отступлении последовал только тогда, когда сражение уже практически подошло к концу.

В то время как Тушин выводит свою батарею, он лично помогает раненым, даже разрешает им сесть на пушки.

После того, как сражение закончилось, начальство оставляет подвиг Тушина незамеченным. Начальство и адъютанты делали ему лишь замечания, он услышал от них только упреки и указания, что делать и куда идти.

Несмотря на то, что среди высокого начальства подвиг Тушина остался незамеченным Андрей Болконский вступается за него, называет его героем Шенграбенского сражения.

Тем не менее, Багратион молча выслушивает Болконского и отпускает Тушина, даже не поблагодарив его.

Прототип Тушина

Толстой не придумал Тушина, у персонажа был реальный прототип: это Яков Иванович Судаков. В самом романе не указано, был ли Тушин приставлен к награде, но известно, что Судаков был награжден орденом Святого Владимира.

Героизм не проявляют только атлеты и люди с явной героической внешностью. Чаще всего бывает наоборот – пустозвоны, кричащие о своих подвигах, оказываются неспособными на поступки, а тихие и скромные люди, такие как Тушин, оказываются настоящими героями.

Данная статья поможет написать сочинение «Тушин в «Войне и мире», подробно описать персонажа и его подвиг.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20117-voina-i-mir-tyshin-podvig-batarei-kapitana-v-romane.html

Сочинение: Тушин в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой) | Литрекон

(348 слов) В истории всегда остаются имена полководцев, правителей, общественных деятелей. Их роль в социально-политических процессах часто называют решающей. По-иному смотрит на личность в истории Л.Н.

Толстой. В своём романе «Война и мир» он показывает важность «общей жизни нации» в истории, а также изображает смелых, честных, скромных представителей простого народа, подвиги которых остаются неизвестными.

 

Один из таких герое — капитан Тушин. Толстой изображает его как маленького, неловкого в движениях военного человека с «большими, умными и добрыми глазами».

Скромный по натуре, Тушин теряется перед начальством, поэтому ему приходится выслушивать насмешки сослуживцев и выговор от штаб-офицера за отсутствие сапог. Однако этот неуклюжий и комичный герой совершенно меняется на поле боя.

Тушин самоотверженно бросается в бой впереди Багратиона, уверенно отдаёт команды. Находясь в гуще сражения, батарея Тушина представляет наибольшую опасность для французов, которые полагали, что именно там сосредоточены основные силы русских.

Но неприятель и вообразить не мог, что стрельба ведётся четырьмя никем не защищёнными пушками. Отбиваясь от значительной части французских сил, на поле боя Тушин чувствует себя уверенно: 

«…требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку… выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».

Герой чувствует себя по-житейски уютно на своей батарее, ласково называя старинную пушку «Матвевной». Вражеское войско он представлял муравьями, а себя «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

Таким видит его князь Андрей в пылу сражения, будучи уверенным в том, что Тушина вознаградят по заслугам. Но на собрании генералов над капитаном батареи посмеиваются и отчитывают за оставленное орудие.

Тушин смотрел на Багратиона, «как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору», и никак не мог оправдаться. Тогда за него вступился князь Андрей, заявивший, что успехом дня «обязаны мы более всего действию этой батареи, и геройской стойкости капитана Тушина».

Капитан был смущён и благодарен Болконскому. Князю Андрею же «было грустно и тяжело» видеть такую несправедливость. 

С помощью этого эпизода Толстой показывает настоящий, не показной патриотизм Тушина. Этот герой вобрал народную простоту и мудрость, былинные мотивы и русскую реальность. Это собирательный образ народа, который играет важнейшую, по мысли писателя, роль в исторических событиях, но о котором так часто забывают. 

Ксения Яблокова

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/tushin-v-romane-vojna-i-mir-l-n-tolstoj/

Образ Тушина в романе Толстого «Война и мир»

Создавая на страницах романа «Война и мир» потрясающие картины недавнего прошлого, Толстой хотел показать на какие подвиги для спасения родины готовы тысячи совершенно разных, а, иногда, и незнакомых людей.

Читая этот роман, понимаешь, насколько его герои одухотворённые и возвышенные люди. Лица простые и прекрасные, величавые и не совсем. Автор показывает портреты бытовые и парадные.

В романе есть удивительная и мастерски написанная миниатюра — о капитане Тушине.

Портрет капитана Тушина отнюдь не героический: «Худой, маленький и грязный офицер артиллеристских войск в одних чулках и без сапог», за что, практически, он и получает постоянно нагоняй от начальства.

Толстой показывает нам образ Тушина, так как его видит князь Андрей. В нём есть что-то особенное, абсолютно невоенное, несколько забавное, но очень привлекательное».
2-ой раз в романе капитан представлен читателям во время Шенграбенской схватки. Этот эпизод был назван литературоведами как «забытая батарея».

Князь Андрей в начале сражения характеризует капитана так: «Маленький Тушин, с трубочкой закушенной набок». Лицо его умное и доброе, но чуть- чуть бледное. Далее уже сам Толстой откровенно любуется сногсшибательной фигурой Тушина, которую окружают со всех сторон, как подчеркивает автор, широкоплечие и огромные богатыри.

Даже сам Багратион когда объезжает позиции своих войск, находится рядом.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Тушин, не видя генерала, вырывается вперед своей батареи, там где опаснее всего, и, «выглядывая из-под маленькой ручки», подаёт команды. Тушин перед своим начальством и старшими офицерами робеет. Его поведение и повадки напоминают сельских священников или земских медиков. В нем так много печального и так мало героического и громкого.

Но тактические решения, которые принимает Тушин с фельдфебелем Захарченко на военном совете заслуживают большого уважения князя Багратиона.

Французы ошибочно полагают, что именно здесь, в центре, сконцентрированы главные силы армии союзников. Они не могли себе представить, что абсолютно без всякого прикрытия четыре пушки, которыми командует маленький капитан Тушин, уничтожат Шенграбен.

Толстой обрисовывает реальную, героическую, народную и богатырскую действительность. Непосредственно отсюда это карнавальное отношение к смерти и врагам, а так же этот весёлый былинный жест. Толстой рисует с наслаждением особый мир сказочных представлений, которые установились в сознании Тушина. Пушки неприятеля Тушин видит, как трубки, которые курит большой невидимый курильщик.

По замыслу автора лишь князь Андрей способен увидеть и понять, то сильное и героическое, что присуще капитану. Болконский вступается за него на военном совете. Он убеждает Багратиона признать, что победой в этом сражении обязаны героическим действиям Тушина. Несомненно, образ Тушина является одним из самых ярких в этом романе.

Источник: https://sochinyalka.ru/2015/03/obraz-tushina-v-romane-tolstogo-voina-i-mir.html

Сочинение: Образ капитана Тушина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Образ капитана Тушина в романе Л.Н.
Толстого «Война и мир»

Воссоздавая
на страницах «Войны и мира» грандиозные картины сравнительно
недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения
родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых
друг другу людей.

Читать
этот роман — как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах
развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и
одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не
очень. Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная,
сделанная рукой мастера миниатюра — новелла о капитане Тушине.

Портрет
Тушина совсем не героический: «Маленький, грязный худой артиллерийский
офицер без сапог, в одних чулках». За что, собственно, и получает нагоняй
от штаб-офицера. Толстой показывает его нам глазами князя Андрея, который
«еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное,
совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно
привлекательное».

Второй раз на страницах романа капитан появляется во
время Шенграбенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами
«забытая батарея». При начале Шенграбенского сражения князь Андрей
снова видит капитана: «Маленький Тушин, с закушенной набок
трубочкой». Доброе и умное лицо его несколько бледно.

И далее Толстой уже
сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой.

Фигурку
эту со всех сторон окружают, автор подчеркивает, огромные широкоплечие
богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. Однако Тушин, не
замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь и, «выглядывая
из-под маленькой ручки», командует.

«Еще две линии прибавь, как раз
будет, — закричал он тоненьким голоском». Тушин робеет перед всеми: перед
начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о
земских врачах или сельских священниках.

В нем так много чеховского, доброго и
печального, и так мало громкого и героического. Однако тактические решения,
принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко, «к которому
он имел большое уважение», заслуживают решительного «Хорошо!»
князя Багратиона.

Труднее помыслить награду выше этой.

И
вот уже французы думают, что здесь в центре сосредоточены основные силы союзной
армии. Им и в страшном сне не могло присниться комическое видение о четырех
пушечках без прикрытия и о маленьком капитане с трубочкой-носогрейкой, который
сжег Шенграбен.

«Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями,
требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку… выбегал вперед и из-под
маленькой ручки смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам
подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».

Толстой
описывает истинную, народную, героическую, богатырскую действительность. Именно
отсюда этот былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти.
Толстой с наслаждением рисует особый мифический мир, установившийся в голове
Тушина.

Неприятельские пушки — это не пушки, а трубки, которые курит огромный
невидимый курильщик: — Вишь, пыхнул опять… теперь мячик жди. Видимо, и сам
Тушин представляется себе в истинном своем образе — таким же огромным и
сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.

Только князь Андрей способен
понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане.

Вступаясь за
него, Болконский на военном совете не убеждает князя Багратиона, что успехом
дня «обязаны мы более всего действию этой батареи, и геройской стойкости
капитана Тушина», но заслуживает смущенную благодарность самого капитана:
«Вот спасибо, выручил, голубчик».

В
эпилоге романа Толстой меланхолически обмолвился: «Жизнь народов не
вмещается в жизнь нескольких людей». Вполне возможно, что подобное
замечание справедливо по отношению к персонам историческим и государственным.

Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего
портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность,
былинная, песенная глубина и душевная простота мудрости.

Несомненно — это один
из самых ярких героев книги.

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Лев Николаевич Толстой
(1828-1910) Ю.В.Лебедев «Довольно мне знать, что если все то, чем я живу, сложилось из жизни живших прежде меня и давно умерших людей и что поэтому …
По преданию, и фамилию свою они получили от великого князя Василия Васильевича Темного, давшего одно-(*77)му из предков писателя Андрею Харитоновичу прозвище Толстой.
Смертельно раненный князь Андрей в героическую минуту «вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг …
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: доклад
Читайте также:  Сочинение настя в рассказе кладовая солнца пришвина (образ и характеристика)
Толстой Лев Николаевич
М. Юнович Толстой Лев Николаевич (1828-1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т …
Для работы над источниками романа и наблюдением за печатанием его Толстой несколько раз ездил в Москву, а в сентябре 1867 выезжал в Бородино для изучения Бородинского поля в связи …
Цари и полководцы и солдатская масса, герои и масса, девочка и девушка Наташа, с ее ограниченным, исполненным очарования молодости, счастливым личным миром, и Андрей Болконский …
Раздел: Биографии Тип: курсовая работа
Неомифологизм в структуре романов В. Пелевина
Введение Виктор Пелевин — сложившийся современный писатель. Анализ поэтики его текстов позволил большинству критиков отнести В. Пелевина к прозаикам …
«Пелевин часто работает обманутыми ожиданиями, — пишет о его творчестве Андрей Немзер».
Как это принято у пелевинского повествователя, интересный ему эпизод актуализируется в другом фрагменте романа (примером может служить тождество образов муравьиного льва из драмы …
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: дипломная работа
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого
Экзаменационная работа по литературе (реферат) Творческий путь Л. Н. Толстого Новиковой Елены, 9 «в». Москва, 1999 г. План Введение. Обоснование …
И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Коновницын …
«Круши, Медведев!» -не слабеет оттого, что Тушин «пропищал» его, как не тускнеет вся его героическая фигура от несколько комической внешности.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого
МОУ школа № 10 Проект по литературе Тема: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого«. Выполнили: Ученицы 10 класса Казанцева Ю. Штыкова А. Проверила: Балдина …
Прадед Льва ТолстогоАндрей Иванович — был внуком Петра Андреевича Толстого, одного из главных зачинщиков стрелецкого бунта при царевне Софье.
Не случайно в финале романа «Война и мир» вновь возрождается память о князе Андрее.
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: курсовая работа

Источник: http://5rik.ru/better/article-14900.php

Готовые школьные сочинения

Апр
12 2010

Характеристика образа капитана Тушина в романе «Война и мир»

Тушин в бою нисколько не меняется: он по-прежнему склонен размышлять, движения его неловки, он вздрагивает от звуков выстрелов, но здесь его мысли приобретают другой характер. Он уже не думает о смерти: «мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову».

Но «у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту».

Французские пушки представляются ему трубками, снаряды — мячиками, французы — муравьями; свою большую пушку он называет Матвеевной, а самого себя он видит «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра».

Так что же такое героизм и что это значит: мужество, если героем оказывается маленький, пугливый, слабый человек, только воображающий себя сильным мужчиной? Толстой прошел осаду Севастополя и знал войну. Он знал: те лгут, кто говорит, что ничего не боится.

Боятся все, но не все умеют победить свой страх, а мужество в том и заключается, чтобы, вздрагивая от выстрелов, не бежать оттуда, где опасно, но делать свое дело.

Всегда очень обидно читать, как накидывается на Тушина штаб-офицер, добравшийся, наконец, до него с приказом отступать: «Что вы, с ума сошли?…» Не потому обидно, что он кричит на Тушина, а потому, что Тушин пугается его и не может победить этого своего страха.

  • «- Ну, за что они меня?.. — думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
  • — Я… ничего… — проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. — Я-»

К счастью, в это время близко пролетело! ядро штаб-офицер поворотил лошадь и поскакал; прочь, а вместо него приехал князь Андрей. «Он передал приказание и не уехал с батареи». Тушин вздрагивает от выстрелов — и делает свое дело. Князь Андрей тоже «почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине.

Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», — подумал он и медленно слез с лошади между орудиями».  Они очень разные, Тушин и князь Болконский.

В мирной жизни между ними нет ничего общего, и гордый князь, может быть, не снизошел бы до разговора с артиллерийским капитаном, да и негде было бы им встретиться. Но здесь, сведенные вместе войной, они молча делают свое дело: «Оба были так заняты, что, казалось, и не видели друг друга».

Здесь они похожи тем главным, чего требует война от человека, осознанной князем Андреем и не осознанной Тушиным мыслью: «Я не могу бояться», умением победить свой страх.

И Тушин чувствует это единство. Когда все кончилось и князь Андрей протянул ему руку, Тушин говорит те же слова, какие сказал бы своему фельдфебелю Захарченко.

«- До свидания, голубчик, — сказал Тушин, — милая душа! прощайте, голубчик, — сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза». Слезы эти понятны.

Кончился взлет страшного напряжения, кончился его Тулон, больше не нужно быть героем, и он опять превратился в маленького робкого человека.

Таким он и стоит перед Багратионом в тесной избе, где собралось все начальство; на бедного капитана устремлено столько глаз — немудрено, что он споткнулся о древко взятого сегодня французского знамени и вызвал смех, причем «громче всех слышался голос Жеркова».

Читать эту сцену горько, и стыдно, и страшно: почему же так? Почему трус Жерков сидит здесь и смеется громче всех, а герой Тушин, дрожа, стоит перед Багратионом, едва имея силы выговорить: «Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство».

Невольно вспоминается еще один герой Шенграбенско-го сражения, знакомый нам со смотра в Браунау. Здесь он появился в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали…

«Все казалось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки.

Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов.

Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». (Курсив мой. — Н. Д.)

  • Только благодаря Тимохину русские имели время опомниться: «Бегущие возвратились, батальоны собрались…»
  • Так вел себя в бою тот самый Тимохин, который на смотре в Браунау «все больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видея теперь свое спасение».
  • Так что же такое мужество, если храбрец, которого еще е Измаила запомнил Кутузов, оставаясь храбрецом в бою, вытягивается перед начальством, дрожа от страха, и капитан Тушин, не думавший об опасности под вражескими ядрами, теряет дар речи, стоя перед Багратионом?

Мужество разнообразно. И есть немало людей, безудержно храбрьга в бою, теряющих свою храбрость в будничной жизни. Их поведение не всегда можно назвать трусостью; тут другое. На поле боя человек знает, как он должен себя вести и что от него требуется.

В обычной жизни случается иное” именно то, что человек должен сделать, повинуясь своей совести, может вызвать недовольство других людей. Вот чье мужество в бою и в штабе одинаково — это князь Андрей.

Он и здесь может приказать себе: «Я не могу бояться»; он одно знает: как отступить в бою, так и промолчать перед начальством — значит унизить свое человеческое достоинство, потому и заступается за Тушина.

«- Вот спасибо, выручил, голубчик, — сказал ему Тушин», и князю Андрею стало грустно и тяжело, как грустно и тяжело было нам читать о вызове  Тушина к Багратиону.

Мы еще раз встретимся с Тушиным в госпитале, где он выйдет нам навстречу с пустым рукавом, потому что потеряет руку в одной из следующих битв.

Больше мы уже не увидим его на страницах романа, но навсегда запомним то, чему он научил нас: если хочешь стать храбрым, задача не в том, чтобы не бояться.

Нужно только знать: бояться стыдно, на это я не имею права; я должен преодолеть свой страх, я не могу поступить иначе. Вот эта невозможность поступить иначе и называется мужеством.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Характеристика образа капитана Тушина в романе «Война и мир» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-kapitana-tushina-v-romane-vojna-i-mir/

Образ капитана Тушина в романе Л. Толстого “Война и мир”

Воссоздавая на страницах» Войны и мира» грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во воплощение в жизнь присяги и задолженности, способны тысячи разных, порою незнакомых товарищ другу людей.

Читать тот самый роман — как листать семейный альбом или прогуливаться по галерее, на стенах которой развешаны портреты десятков и сотен людей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень.

Есть портреты парадные, есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра — рассказ о капитане Тушине.

Портрет Тушина совсем не героический:» Маленький, чумазый, худой артиллерийский офицер без сапог, в одних чулках», за что, собственно, он и получает нагоняй от штаб-офицера.

Толстой показывает нам Тушина глазами князя Андрея, который» еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное».

Второй раз на страницах романа капитан появляется во пора Шенгра-бенского сражения, в эпизоде, названном литературоведами» забытая батарея».

В начале Шенграбенского сражения князь Андрей снова видит капитана:» Маленький Тушин, с закушенной набок трубочкой». Доброе и умное лицо его несколько бледно.

И дальше Толстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой удивительной фигуркой, которую со всех сторон окружают, подчеркивает автор, огромные широкоплечие богатыри. Сам Багратион, объезжая позиции, пребывает рядом.

Однако Тушин, не замечая генерала, выбегает вперед батареи, под самый огонь, и,» выглядывая из-под маленькой ручки», командует:» Еще две линии прибавь, как раз будет».

Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Его повадки и поведение напоминают нам о земских врачах или сельских священниках. В нем так много чеховского, доброго и печального, и так мало громкого и героического.

Однако тактические решения, принятые Тушиным на военном совете с фельдфебелем Захарченко,» к которому он имел большое уважение», заслуживают решительного» хорошо!» князя Багратиона. Трудно помыслить награду выше этой.

И вот уже Французы думают, что в этом месте, в центре, сосредоточены основные силы союзной армии. Им и в страшном сне не могло присниться, что четыре пушечки без прикрытия и маленький капитан с трубочкой-носогрейкой сожгут Шенграбен.

«Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика ещё трубочку: выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов. — Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колеса и вывинчивал винты».

Толстой описывает истинную, народную, героическую, богатырскую реальность. Именно отсюда тот самый былинный жест и веселое, карнавальное отношение к врагам и смерти.

Толстой с наслаждением рисует особый мир мифических представлений, установившийся в сознании Тушина. Неприятельские пушки — это не пушки, а трубки, которые курит огромный невидимый курильщик:» Вишь, пыхнул опять: теперь мячик жди».

Видимо, и сам Тушин представляется себе таким же огромным и сильным, швыряющим за горизонт чугунные мячики.

Только князь Андрей способен понять и увидеть то героическое и сильное, что есть в капитане. Вступаясь за него, Болконский на военном совете убеждает князя Багратиона, что успехом дня» обязаны мы более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина», чем заслуживает смущенную благодарность самого капитана:» Вот спасибо, выручил, голубчик».

В эпилоге романа Толстой обмолвился:» Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей». Вполне быть может, что подобное замечание справедливо по отношению к персонажам историческим и государственным.

Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и задушевная простота мудрости.

Несомненно, это один из самых ярких героев книги.

Источник: https://www.slavkrug.org/obraz-kapitana-tushina-v-romane-l-tolstogo-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector