Сочинение коробочка в поэме мертвые души (образ и характеристика)

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Образ Коробочки в поэме «Мертвые души» заключает в себе многое для понимания не только смыслового содержания персонажа Чичикова, но и главной мысли поэмы.

Неслучайно ему отведена столь важная композиционная роль – приезд вдовицы в город навлек катастрофу на голову гоголевского коммерсанта.

Характеристика и описание Коробочки в поэме «Мертвые души»

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

В народе в подобных случаях говорили «Бес попутал!». И действительно, в символике эпизода с Коробочкой много дьявольского.

Прибывший в поместье в два часа ночи, Чичиков свернулся «кренделем» в пуховых перинах где-то в три утра – час сатаны, по народным поверьям.

А предложение «почесать пятки»? Эта часть тела во многих легендах является местом наибольшей уязвимости у хтонических чудовищ – в этом же художественном пространстве сокрушать зло никто не собирается, его наоборот лелеют. Чичиков, конечно, не змееподобное чудище, но уж точно нечисть – сама хозяйка его тут же отождествила со «своим покойником» (умершим мужем).

Уставшему с дороги новоприбывшему простительно заснуть мертвым сном. Но эта деталь у Гоголя выглядит очень символичной, равно как и многочисленные мухи, облепившие наутро отдыхающего (в христианской культуре муха – знак присутствия сатаны).

Имя коллежской секретарши Настасья с греческого переводится «бессмертная», «воскресающая».

  Вот она, мессия мертвых душ, посланница вечной смерти на земле! Не поэтому ли в интерьере, окружившем Чичикова, так много птиц? Это и портреты, и несметное количество куриц, уток и индюшек, населяющих тесный дворик, тучи ворон. Дело не только в домашней изолированности и расхлябанности, туповатости и ограниченности.

Вообще-то, образ птицы символизирует в фольклоре духовность, связь земли и неба, вечно возрождающуюся жизнь и материнскую защиту. Только пернатые несушки слишком уж приземленные создания: выше собственной головы не взлетают – куда уж там высшие сферы.

Окружающая помещицу «всякая домашняя тварь» символизирует власть земли, материи, предметности, а значит – смерти.

Вот и по батюшке даму величают Петровна (от греческого слова, обозначающего «камень», «скала») – и это не комплимент духовной стойкости носителя имени.

А уж как упоминания черта боится! Потому что он-то в этом доме – подлинная духовная реальность (трепать имя всуе не следует), хоть в грозу и зажигается суеверно лампадка перед иконой.

И ведь гадала же вдовушка за три дня до приезда неожиданных визитеров и пришел ведь в ответ на воззвания о будущем к своей покорной слуге сам рогатый.

Не о Чичикове ли предупреждал? И не единожды странствующий коммерсант, не сдержавшись, в переговорах с нею помянул черта.

Только перед Настасьей Петровной не бросился Чичиков прятать святую святых – свою шкатулку.

  Емкость эта прямо магнитом притянула Коробочку: подобное тянется к подобному! А в чичиковском ящичке – все необходимое для заключения договора на душу с сатаной: перо, чернила, бумага, бритвы (по преданию, кровью подобные соглашения пишутся), деньги и мыло – чтобы руки после нехорошего дела умыть, скрыв видимые следы.

Внешность Коробочки

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Портрета как такового нет, но есть авторское ощущение от подобных «матушек», держащих голову чуть вбок на манер курицы, выпучивающей в страхе на что-то новое глаза и открывающих в замешательстве рот.

Такие мелкие помещицы всласть наплачутся на неурожаи и убытки, а сами методично и любовно копят в ящичках комодов денежки среди всякого вещевого хлама. Кажется, и сами вещи любят таких бережливых старушек – не изнашиваются и служат вечно.

На утреннем чаепитии с Чичиковым секретарша опять сидит в темном платье, без чепца, но с обмотанной шеей – деталь многозначительная, если учесть что шея ассоциируется в организме с подвижностью, гибкостью сознания.

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Отношение к окружающим

Отсутствует! Из эмоций тетушки – только страх на непривычное и горячие «забранки». Даже о возможном профите размышление ведется бездушно, без интонации, потирания рук.

Муж – «покойник», соседей – знает только самых ближайших и своего достатка, крепостные денежный эквивалент, руки-доходы. Народившиеся у крестьян ребятишки – не люди, а «мелюзга»: не работают, не приносят дохода – так даже и не человеческие дети.

Описание усадьбы

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Комната, где ночевал Чичиков, оклеена старыми полосатыми обоями, с зеркалами и картинками птиц – куриное царство, где только два петуха (два мужских портрета – Кутузов и обладатель мундира павловских времен). В ней идут часы – шипящие как клубок гадюк и натужно хрипящие, когда приходит пора бить.

В маленьком дворе усадьбы копошится всяческая домашняя живность, целые тучи ворон перелетают от одного фруктового дерева на другое. А пасут это стадо несколько чучел с растопыренными пальцами (все в помещицу – будто норовят схватить что-то, на одном даже хозяйский ночной чепец).

Крестьянские домики поставлены врассыпную, без четких улиц: мир языческого хаоса, неодухотворенная сама себя стихийно организующая материя. Но Чичиков замечает признаки материального довольства: старый тес на крышах заменен новым, дома справные, ворота крепкие, в некоторых дворах – новые телеги.

Жизненные цели

Копить деньги и вещи, чтобы потом завещать распоротый салоп какой-нибудь родственнице. Даже души мертвых крестьян начинает под влиянием момента держать про запас: «А может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся…».

В разговоре с гостем в голове Коробочки быстро нарисовался план договориться о подряде на поставки в государственную казну меда, пеньки и свиного сала, муки и скотины.

Почему Коробочка «мертвая душа»

Никакого духовного содержания в помещице нет – даже имитации. Все поступки, мысли и высказывания персонажа обусловлены коммерческим подходом ко всему и всем.

Апофеоз формы: в поместье-ларец постоянно вкладывается что-то, просто потому что пустота требует заполнения. Коробочка – зияющая бесконечная пустота, которая сама себя заполняет, затягивая в себя вещи и деньги. Последние – изначально живущий своей жизнью эквивалент человеческого труда – не тратятся, а хоронятся в ящиках, делаются хламом.

Смерть всему духовному живет в этом поместье. Не случайно Чичикову здесь так вольготно отдыхалось и богато угощалось. И особенно хороши были блинцы с припеками – ритуальная еда!

Первое впечатление о помещице

Заезжий сразу признал в ней «матушку»-помещицу: полновластного демиурга домашнего мирка. Гостю-дворянину оказывает гостеприимный прием: настойчиво пытается напоить чаем, распорядилась просушить и почистить одежду, предоставила роскошную пуховую перину, на которую без стула не заберешься.

Отношение Чичикова к Коробочке

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Сделка по продаже мертвых душ оказалась для господина неожиданно трудной. Баба оказалась не то что «крепколобой» – «дубинноголовой».

Чичиков считает «проклятую старуху» настолько незначительной, что не считает нужным сдерживать свой подлинный темперамент – ругается, сулит ей черта, проклинает вместе с ее деревней. Походя дает ничего не значащие обещания о заключении договора подряда и от «гастрономической» взятки не отказывается.

Отношение к хозяйству Коробочки

Всепоглощающее и лишенное каких-либо эмоций. Без заминки сообщает, что в крепости у нее человек без малого восемьдесят. Помнит кто и когда умер, наизусть диктует как звали каждого покойного.

Заручившись обещаниями с Чичикова, тут же на крыльце принялась наблюдать за хозяйственными делами: кто и что куда понес.

Коробочка – говорящий и двигающийся предмет своего изолированного, живущего натуральным производством мирка. То же огородное чучело – только с другой функцией: охранять от внешних разорений и притягивать вещи и деньги из пространства за воротами поместья.

Заключение

Говоря кратко: старуха-помещица – дама сердца Чичикова, его женский двойник, матушка-Богиня. Оба одинаково мертвы даже друг для друга – не видят один другого в упор за коммерческими устремлениями.

Почувствуй заезжий делец Коробочке родственное начало – мог бы и предвидеть роковой для него поступок чертовой бабушки. Страх продешевить погонит ее в город для выяснения «установленных» цен на мертвые души. Так и вскроется авантюра господина Чичикова.

Источник: https://tvercult.ru/literatura/obraz-korobochki-v-poeme-mertvyie-dushi

Характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах

Меню статьи:

Образ помещицы Настасьи Петровны Коробочки удачно дополняет коллаж характерных типов помещиков. Нельзя сказать, что она наделена отрицательными качествами, но и причислить ее к приятным личностям нельзя.

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Несмотря на всю сложность ее личности, на фоне всех остальных помещиков она выглядит одной из самых привлекательных в плане ведения хозяйства и отношения к крепостным.

Характеристика личности

О том, кокой была Коробочка в молодости, мы не знаем, в повести Гоголь ограничивается эпизодическим описанием ее характера на определенном временном срезе, минуя весь процесс его становления.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете прочитать о семье Ноздрева, описанной в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Коробочка заметно отличается бережливостью и склонностью к порядку. В ее имении все в исправности – правда, вещи, используемые как в быту, так и в интерьере помещицы не отличаются новизной, но это не смущает старуху.

С особым наслаждением она жалуется на все на свете – плохие урожаи, безденежье, хотя, на самом деле, все обстоит не столь плачевно: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

Настасья Петровна не отличается незаурядным умом – окружающие ее аристократы, считают ее глупой старухой. Это соответствует действительности – Коробочка действительно глупая и необразованная женщина. Помещица с недоверием относится ко всему новому – в первую очередь в действии людей она стремится увидеть какой-то подвох – таким способом она «спасает» себя от неприятностей в дальнейшем.

Читайте также:  Сочинение образ дуни в повести станционный смотритель пушкина (характеристика героя 7 класс)

Коробочка отличается особым упрямством, она относится к тем людям, кто «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Настасья Петровна противоречивая натура – с одной стороны она привязана к религии (верит в существование Бога и черта, молится и крестится), но при этом же не пренебрегает гаданиями и на картах, что не поощряется религией.

Семья

О семье Коробочки говорить что-то сложно – Гоголь подает слишком мало информации по этому поводу. Достоверно известно, что Настасья Петровна была замужем, но ее муж умер и на момент повествования она вдова.

Вполне вероятно, что у нее есть дети, скорее всего, в виду возраста помещицы и отсутствие воспоминаний Чичикова о присутствии детей в доме, они уже взрослые и живут отдельно. Их имена, возраст и пол в тексте не уточняются.

Единственное упоминание о них встречается совместно с упоминанием о сестре Коробочки, живущей в Москве: «сестра моя привезла оттуда теплые сапожки для детей: такой прочный товар, до сих пор носится».

Усадьба Коробочки

Усадьба и дом Коробочки – как ни странно, среди всех домов помещиков выглядит одним из самых привлекательных. Следует уточнить, что такая оценка касается не эстетического вида, а состояния усадьбы.

Деревня Коробочки заметно отличается ухоженными домами и постройками: ветхие элементы крестьянских домов были заменены на новые, ворота в поместье также были отремонтированы.

Дома и постройки не выглядят настолько массивными, как у Собакевича, но и особой эстетической ценности не представляют. Во владении Коробочки около 80 крепостных.

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)

Это количество заметно уступают богатым помещикам уезда, как, например, Плюшкина, но это значительно не влияет на доход поместья. Чичиков был приятно удивлен состоянием деревни: «У вас, матушка, хорошая деревенька».

Хозяйство Коробочки также приятно удивляет своим разнообразием и ухоженностью. Коробочка удачно продает овощи и фрукты. У нее «огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья».

Также можно наблюдать разнообразие выращиваемых круп. Кроме этого, Коробочка уверенно занимается животноводством – у нее есть и различные птицы («Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух» и свиньи. Коробочка занимается пчеловодством и выращивает пеньку для продажи для производства веревок и канатов.

Дом Коробочки

Дом Коробочки не отличается помпезностью или изяществом. Дом охраняют свора псов, которые бурно реагируют на всех посторонних, так, например, когда приехал Чичиков, собаки «заливались всеми возможными голосами».

Он небольшого размера, окна его выходят во двор, поэтому полюбоваться видом из окна невозможно. Крыша дома – деревянная, Чичиков, приехавший к Коробочке в дождь, отметил, что капли дождя звонко стучат по его крыше.

Возле стока была поставлена бочка, в которую собиралась дождевая вода.

Так как Чичиков приехал в поместье Коробочки вечером, к тому же еще и в непогоду, то узнать о нюансах внешнего вида помещицкого дома было невозможно.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Собакевича в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Внутри дом не был привлекательным. Обои там были старые, впрочем, как и вся мебель. На стенах висели картины – «на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче».

Обстановку дополняли зеркала, «с темными рамками в виде свернувшихся листьев», за которыми были положены всякие нужные мелочи в виде письма или чулка. Особое впечатление производили часы – они также не отличались новизной, а звуки, издаваемые ими, были похожи на шипение змей.

Били часы не менее неприятно: «как бы кто колотил палкой по разбитому горшку».

Отношение к крестьянам

Количество крепостных Коробочки не столь велико – приблизительно 80 человек. Помещица знает их всех поименно.

Коробочка всегда активно занимается делами своего имения и принимает непосредственное участие во всех работах.

Описания отношения к крестьянам в тексте найти невозможно, но то, как помещица описывает свои мертвые души, наталкивает на мысль, что Коробочка не отличается плохим отношением к крепостным.

За время после проведения последней переписи у нее набралось 18 «мертвых душ». По словам помещицы, это были хорошие люди, они исправно выполняли свою работу и изрядно трудились. Коробочке искренне жаль, что они умерли. Особенно Коваля, который сгорел на днях от алкоголя – он был хорошим работником.

Сочинение Коробочка в поэме Мертвые души (Образ и характеристика) По внешнему виду крестьяне Коробочки также заметно отличаются – все мужчины, которых удалось увидеть Чичикову, были крепкого телосложения, коренастые и наделены непомерной силой.

Образ Настасьи Петровны Коробочки, один из самых привлекательных и противоречивых. С одной стороны, она заботливая хозяйка своего поместья. Коробочка в меру разумного, заботится о своих крестьянах.

Все постройки в ее имении, хоть и не новые, но качественно отремонтированные, а крепостные не выглядят забитыми.

С другой же стороны, старуха обладает не самым приятным характером – она глупа и ограничена, любит постоянно жаловаться, чем утомляет своего собеседника.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/mertvye-dushi-korobochka.html

Сочинение: Характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь)

(384 слова) Н.В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души» демонстрирует все недостатки и пороки российских помещиков и чиновников середины девятнадцатого века. С точки зрения темы, на которую направлены мысли автора, мёртвые души – это вовсе не крестьяне, которых покупает Чичиков, а их безнравственные, сухие и жестокие владельцы.

Очень ярким портретом в той «галерее помещиков», которую Чичиков посещает вместе с читателем, является, несомненно, образ Коробочки. Это пожилая, небогатая помещица, владеющая всего несколькими десятками крепостных.

Гоголь не заостряет внимания на её внешности, но зато гораздо ярче и обстоятельнее описывает дом Коробочки, и особенно комнату, в которой ночевал Чичиков. Все стены украшены дешёвыми картинами с птицами, увешаны многочисленными зеркалами, на которых лежат абсолютно ненужные, бесполезные вещи.

Помещица постоянно жалуется на свою бедность, но в её многочисленных шкафах и комодахполным-полно кошелёчков и мешочков с деньгами «на чёрный день». Но эта страсть к накопительству не только не мешает, но даже и помогает Коробочке отлично вести хозяйство.

Она точно знает, какие товары производятся в её деревне, сколько в ней живёт крестьян, чем они занимаются. Более того, она помнит имя каждого своего крепостного наизусть и о каждом может сказать несколько слов.

Вся жизнь Коробочки целиком и полностью направлена на получение денег, пусть даже небольших. Она стремится во всём найти выгоду, и, проживая в деревне, постоянно справляется о том, какие цены в городе, на что там спрос, когда лучше привезти тот или иной товар.

Её одержимость прибылью как наивысшим счастьем порой граничит с сумасшествием: Чичиков, предложив помещице продать ему мёртвые души, сталкивается с твердолобостью и упорством Коробочки, уверенной в том, что покупать умерших крестьян стало выгодно, а её просто пытаются одурачить.

Лишь когда Чичиков соглашается купить других товаров помимо мёртвых душ, помещица соглашается.

Коробочка – это человек, которого перестало интересовать что-либо за пределами его крохотного мирка.

Она не старается узнавать что-то новое, не стремится к саморазвитию, и поэтому подозрительно и враждебно относится ко всему незнакомому.

Из-за нежелания учиться она так и осталась до самой старости невежественной, полуобразованной женщиной, верящей и в Бога, и в чёрта. Воплощением стагнации в жизни Коробочки являются мухи, которых полон весь её дом.

Читателю сначала кажется, что Коробочка, её образ жизни и мыслей – это нечто уникальное, экстраординарное, характерное лишь для деревенской глуши. В действительности же в нашей жизни есть много людей, сильно на неё похожих. В любое время, в любом обществе полным-полно Коробочек, глупых, недалёких, ведущих бессмысленную жизнь, целиком посвящённую мелкой цели.

Денис Мартынов

Источник: http://koreniz.ru/spravochnik/529_harakteristika-korobochki-v-poeme-mertvye-dushi-gogol/

Образ Коробочки из «Мертвых душ» — внешность, повадки

Образ Коробочки в поэме Гоголя «Мертвые души» раскрывается как женщины преклонного возраста – человека жадного и убогого.

Автор о персонажах поэмы

Гоголь показывает нам тяжелое положение народа и, в противоположность им, жизнь нескольких помещиков.

Все происходящие в поэме Гоголя события развернулись вокруг похождения Чичикова – мошенника и хитреца. Он долго разъезжал по российским губерниям в поисках мертвых душ, которые пригодились бы ему в его хозяйстве.

  • Одним из ярчайших героев произведения автор знакомит на с Коробочкой.
  • Об этом персонаже мы узнает впервые в третьей главе поэмы.
  • Сам образ Коробочки показывает нам жизнь и быт людей из глубинки России.

Встреча Чичикова с Коробочкой

Чичиков встречается с помещицей совершенно случайно во время его поездки от Манилова к Собакевичу.

Была плохая погода, день уже заканчивался. Охотник до «мертвых душ» начинает плутать, пока не добирается до ближайшего незнакомого поместья. Здесь проживает одинокая вдова, помещица Настасья Петровна – коллежская секретарша. Чичикову пришлось попроситься переночевать в имении у Коробочки, представившись дворянином.

Коробочку это подкупило, и она приняла гостя у себя в доме радушно и гостеприимно.

Так происходит их встреча и знакомство.

Других биографических данных автор читателю не предоставил. Мы никогда не узнаем, были ли у Коробочки дети, семья. Узнаем только, что есть сестра, проживающая в столице.

У старушки во владении есть совсем маленькое хозяйство. Крестьян около 80 душ всего.

Гоголь во всех подробностях описывает жизнь Коробочки и мужиков, проживающих в деревне.

Краткий образ Коробочки в поэме «Мертвые души»

Личность Настасьи Петровны Коробочки сложная и противоречивая. Она умело управляется со своим хозяйством, внимательно относится к своим крестьянам. Эти черты помещицы привлекательны для читателя.

Но главная цель жизни у нее простое накопительство, и это делает ее жизнь бессмысленной и пустой. Можно предположить, что автор хотел символически причислить и Коробочку к «мертвым душам».

Читайте также:  Сочинение остап из повести тарас бульба (образ и характеристика) 7 класс

Что касается внешности женщины, то перед нами образ, не отличающийся каким-то обаянием, но ее радушие оставляет о ней приятные чувства.

Ни пышных нарядов, ни другого изыска, а даже наоборот, какой-то странноватый запах в одежде, странные лохмотья, обмотанные вокруг шеи, не понятно для чего – все это лишь отталкивает от внешнего ее вида.

Старуха Коробочка не обладает каким-то отменным здоровьем, а даже наоборот имеет с этим некоторые проблемы. Она плохо спит по ночам. От плохой погоды же у нее ломит суставы и поясницу. Все свои болячки помещица лечит по-старинке – народными средствами. В этом ей почти нет равных.

Несмотря на то внешне небрежное обличие, Настасья Петровна очень скрупулезно относится ко всему, что ее окружает. Она заботится о чистоте и порядке в доме. Мебель старенькая, но крепкая. А все, что есть в доме Коробочки, как бы напихано и утрамбовано.

Весь дом напоминает самую настоящую коробочку, набитую старинными, почти ненужными хозяйке вещами, о многих из которых Коробочка уже и думать почти забыла.

Настасья Петровна имела склонность всегда преувеличивать свои проблемы, жаловаться на трудную долю – неурожай ли это или другие убытки. При этом втихую складывала монетку за монеткой по мешочкам, которые бережно раскладывала по ящикам комодов.

Но порядок в сбережениях у помещицы был отменный, как и во всем, что ее окружало. Каждая монетка откладывалась в мешочек к себе подобным – целковички к целковичкам, четвертачки к четвертачкам, а полтиннички в мешочек к полтинничкам.

Ежедневно старушка с превеликим удовольствием пересчитывала свои денежки. Копить без цели и каких-то планов, куда их потратить, вот что нравилось Коробочке.

А так как родственников у помещицы не было, то скопленное богатство девать-то ей в принципе было некуда. Если бы было возможным, то свои мешочки с монетами Коробочка была готова забрать с собой в могилу.

Перед Чичиковым же старуха здорово прибеднялась, пытаясь впарить ему товар по завышенной цене.

Как воспринимается Коробочка обществом?

Тот круг, в котором вращалась Коробочка изредка, воспринимал ее как необразованную и глупую женщину. Красиво говорить она не умела. Казаться более-менее образованной – желания у нее тоже не возникало.

По натуре женщина была простой и прямолинейной. Все новое и современное казалось ей чуждым.

В людях же Коробочка пыталась найти всегда что-то отрицательное, на положительные же черты окружающих она просто закрывала глаза.

В характере была какое-то упрямство, что и мешало принимать ей правильные решения. Свое мнение она очень уважала, а к мнению других не прислушивалась.

Противоречивость характера

В поэме Настасья Петровна представлена как персонаж довольно противоречивый. С одной стороны, она хозяйственная и заботливая по отношению к своим крепостным. С другой стороны, как отмечал Гоголь, она убогая. Постоянные жалобы старухи, как отпечаток её преклонного возраста, убивают желание общаться с ней.

О противоречивости характера Коробочки можно судить по тому факту, что часто она крестилась и молилась, как бы веря во Всевышнего, но в разговоре упоминала наравне с Богом и черта.

После молитвы же позволяла себе раскинуть карты и погадать. Крепка была ее вера в том, что после карт снятся вещие сны. Такая суеверность отмечала невежество помещицы.

Гоголь в поэме ловко использует символические приемы, подчеркивающие мистичность образа Коробочки в полной мере. А дом на отшибе,  устрашающий интерьер, постоянные причитания старухи и ее странная одежда придают образу какую-то сказочность.

Усадьба и хозяйство Коробочки

Усадьба Коробочки по сравнению с другими домами была самой практичной. Небольшая постройка без каких-либо излишеств и декораций выглядела довольно скромно. Даже дождевая вода не пропадала даром, а стекала по водостокам в специальную бочку и затем использовалась в разных нуждах.

Дом охранялся собаками, так что незаметно зайти во двор никак не получилось бы. Чичикова собаки встретила довольно агрессивно.

Изнутри дом был обставлен старенькой мебелью. Ремонта в доме не было уже длительное время.

  1. На стенах развешены масляные картины, среди которых красовалась картина с изображением Кутузова с каким-то обмундированным стариком.
  2. Повсюду в доме зеркала с приклеенными к ним бумажками и безделушками.
  3. На фоне всей этой мрачности выделялись часы с неприятными звуками наподобие эхо из прошлой жизни.
  4. Вся домашняя обстановка мрачная и безжизненная как будто застыла в древности.
  5. Дома крестьян также ухожены и отремонтированы, ни одной ветхой избы.

Во владении у Коробочки около 80 крепостных. С них старуха получает стабильно доход. Порядок в деревне придавал некий уют, что удивило Чичикова немало.

Хозяйство у Коробочки довольно большое. Она держит домашнюю птицу, разводит свиней, в саду выращивает разные фрукты, а в огороде – множество овощных культур.

На своем хозяйстве помещица имеет доход, также зарабатывает на разведении пчел и выращивании манильской пеньки.

Настасью Петровну в ее жизни все устраивает и изменений она не планирует.

Каждого крепостного помещица знает по имени. Она всегда знает, что происходит в имении. Умеет налаживать выгодные знакомства, никому не дает себя в обиду. По любому поводу обращается в суд.

Странное предложение о продаже «мертвых душ»

На предложение Чичикова отвечает согласием, что готова уступить ему 18 «мертвых душ», о каждом из которых вспоминает с благодарностью. Она ценит их труд и человеческие качества.

Во время разговора с Чичиковым Коробочка всякий раз упоминает о собственных интересах и выгоде. Гостю удалось увидеть некоторых из крепостных Коробочки. Тела их были крепкие и ладно сложенные, что произвело большое впечатление на Чичикова.

Несмотря на то, что своего гостя Настасья Петровна увидела совсем недавно, но окружила его заботой, как старого приятеля. Она всячески пыталась угодить с угощением, а прислуге приказала почистить чичиковскую одежду.

Хотя гость прибыл очень поздно, но хозяйка смогла подготовить ночлег в лучшем виде.

Когда Чичиков сообщил о цели своего визита и покупке «мертвых душ», Петровна не сильно удивилась. Мысли в ее голове начали путаться – зачем ему это, как продать такой странный товар. Ей даже показалось, что ее умерших крепостных кто-то собирается выкапывать из могил.

Однако она не упускает мысли, что могла бы на этом заиметь выгоду. Желание заполучить деньги за несуществующих людей терзало ее не меньше чем недоверие к Чичикову «... Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят…».

Помещица начинает вбивать себе мысли, что умершие могут сколько-то ведь и стоить, поэтому, возможно, стоило бы немного подождать, и даже слегка набить им цену.

Она даже подумывает поехать в город, чтобы разузнать, сколько может на самом деле стоить столь необычный товар.

Такие её дурачества выводят Чичикова из себя. Он увидел, насколько глупа помещица на самом деле.

Чтобы уж очень не смущать старуху, Чичиков пообещал, что купит у нее продукты питания. Это смягчило позицию Коробочки, и она, мысленно посчитав свой доход, с удовольствием согласилась на сделку.

Чичиков, видя предприимчивость старушки, признает, что она барышня деловая.

Источник: https://LitraGramm.ru/literatura/korobochka-harakteristika

Образ Коробочки в поэме «Мёртвые души»

Коробочка Настасья Петровна — помещик, одна из «продавщиков» мертвых душ в романе «Мёртвые души» Николая Гоголя. Ее образу посвящена третья глава поэмы.

Вдову Настасью Гоголь относит к тем помещикам, которые постоянно жалуются на убытки тогда, когда понемногу наполняют ящики комода монетами. Во всём облике Настасьи автор подчеркнул весьма незатейливую простоту. Она совсем не претендент на высокую культуру.

Гоголь подчеркнул это внешне: он указал на её затрёпанный вид. В ее жизни главной целью является увеличение своего богатства, постоянное накопительство. Она не видит отличия между такими вещами, как одушевлённое и неодушевлённое. Предложение Чичикова вспугнуло её перспективой пропустить то, что можно выручить взамен на «Мёртвые души».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Конечно же, она не будет уступать их дёшево Чичикову. За такие черты Гоголь наградил Настасью эпитетом «дубинноголовая».

В окончании третьей главы Николай Гоголь говорит o том, насколько образ Коробочки типичный, он не находит малейшего отличия между ней и любой другой женщиной аристократического происхождения. Ее образ уже лишен «привлекательных» черт, которые отличают ее от Манилова.

Все, что происходит в собственном мире Коробочки отражается её хозяйством, которым она занимается и конечно тем, что она торгует всем, что только в нём есть: салом, крепостными крестьянами, птичьим пером. В этом хозяйстве все аккуратно и надежно: как дом, так и двор.

Далее автор рассказывает об интерьере комнат, которые изображаются скромными и очень старыми, но с огромным количеством картин с птицами. Старые обои в полоску, часы, постоянно шипящие, зеркала с мрачными, темными обрамлениями — все эти вещи позволяют охарактеризовать саму хозяйку — она все бережет и собирает «во имя» выгоды.

Вот только одна проблема — очень много мух — повсюду. Это олицетворяет мир героини, застывший, остановившейся.

Но все же такое «замирание» куда лучше полностью «вневременного» мира помещика Манилова. У Коробочки по крайней мере есть прошлое (ее муж и прочие вещи, которые их связывают).

Но Коробочка «туповата»: когда она приезжает в город для того, чтобы узнать цену мертвых душ, тем самым разоблачая Чичикова.

Даже тот факт, где находится деревня (в стороне от столбовой дороги, что значит в стороне от настоящей жизни) указывает на то, что ее невозможно исправить или возродить. Этим она весьма похожа на Манилова и поэтому она занимает одно из самых низких мест в «иерархии» персонажей.

Источник: https://sochinyalka.ru/2014/01/obraz-korobochki.html

Характеристика Манилова и Коробочки в поэме “Мертвые души” — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Галерею образов помещиков открывает «сладкий, как сахар», Манилов, вслед за которым автор описывает «дубинноголовую» помещицу Коробочку. Характеристика Манилова и Коробочки важна для понимания общего замысла Н. В. Гоголя: показать постепенное «омертвление душ».

Читайте также:  Сочинение философская лирика тютчева

Содержание

  • Образ Манилова
  • Образ Коробочки
  • Сходства и различия

Образ Манилова

Манилов – праздный человек, любящий разгульный образ жизни. Внешне описывая героя, автор показывает типичный образ «любимца» всех женщин: голубоглазый блондин. Манилов слащав до невозможности.

Его фамилия, как и весь образ, как бы «манит» всех окружающих.

И действительно, на первый взгляд он вызывает у человека только приятные чувства, однако спустя несколько минут можно понять, что Манилов «черт знает что такое», потому что общение с ним не приносит никакого удовольствия.

Герой абсолютно не занимается хозяйством, его он скинул на плечи пьяницы-приказчика. Не удивительно, что деревня полностью пришла в упадок. И Манилов хочет что-то исправить, но дальше мечтаний ничего не идет. Герой пребывает в своих грезах о будущем, но места делу в его жизни совершенно нет. Лень и бездействие – вот главные качества данного героя.

Образом Манилова автор хотел показать ничем не заинтересованных людей-мечтателей, которых можно описать только так: «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Образ Коробочки

Настасья Петровна Коробочка описана в поэме «Мертвые души» как женщина довольно хозяйственная. Она полностью посвятила свою жизнь ведению домашнего хозяйства.

В усадьбе есть и курятник, и огород, на котором выращиваются различные продукты. Для нее крестьяне – люди важные, потому что именно они являются ее рабочей силой.

Условия жизни народа довольно хороши: новые крыши, где-то даже новые телеги.

Но что не так с этим образом хорошей хозяйки? Автор показал, что ее ничего более не интересует. Коробочка глупа и необразованна. Она полностью зациклена на хозяйстве, на продажах, поэтому готова продать все, что только можно.

Коробочка – это первая стадия скряжничества, которое автор покажет более полно и широко в образе Плюшкина.

Сходства и различия

Примечательно, что автор ставит рядом героев, которые даже не знакомы друг с другом: «Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь, или нехозяйственная — мимо их!».

Именно в этом и проявилось главное различие героев: отношению к хозяйству. Коробочка полностью отдается его ведению, а Манилов, наоборот, полностью забрасывает.

Следовательно, различен и образ жизни героев. Мечтательность Манилова противопоставлена деятельности Коробочки. Отсюда и разное отношение героев к предложению Чичикова. Манилов без размышлений бесплатно отдает мертвые души, а Коробочку главному герою пришлось долго уговаривать, чтобы она их продала за 15 ассигнаций.

Как мы видим, характеристика Манилова и Коробочки в поэме «Мертвые души» различна. Казалось бы, два абсолютно непохожих друг на друга образа. Есть ли что-то, что их объединяет? Оказывается, сходств между образами вполне достаточно.

Описывая Манилова, автор еще дает герою лицо, однако оно расплывчато и быстро забываемое. Внешность Коробочки абсолютно ничем не примечательна, Н. В. Гоголь указывает буквально пару штрихов.

Делает он это для того, чтобы показать типичность образов. Это люди «ни то, ни се» и люди, которые «плачутся на неурожаи», но «набирают понемногу деньжонок».

Людей, подобных Манилову и Коробочке, слишком много в современном Н. В. Гоголю обществе.

Как мечтательная и бездеятельная жизнь Манилова, жизнь Коробочки пуста и бессмысленна. Подчеркнута ограниченность этих двух персонажей, они самостоятельно поставили рамки, которые мешают им полноценно жить и радоваться этой жизни.

Оба героя внутренне мертвы, в них нет ничего живого.

Данная статья поможет кратко рассмотреть образ Манилова и образ Коробочки, сопоставить данных персонажей, а также написать сочинение «Характеристика Манилова и Коробочки».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20657-harakteristika-manilova-i-korobochki-v-poeme-mertvye-dyshi.html

Характеристика и образ Коробочки в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Коробочка Настасья Петровна 

С коллежской секретаршей Коробочкой Чичиков встретился нечаянно — он заблудился на пути к Собакевичу и ночью, в дождь, наткнулся на ее усадьбу. Впустили гостя не сразу, а лишь после долгих расспросов. 

Прислуга наконец проводила Чичикова в дом. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…» 

Хозяйка вышла к гостю в спальном чепце, утром выйдет и без него, но на шее по-прежнему будет что-то навязано. Похожий чепец Чичиков утром обнаружит на огородном чучеле для отпугивания птиц.

Коробочка — «женщина пожилых лет , одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».

В комодах хранится белье, ночные кофточки, нитяные моточки, распоротый салоп, который бережливая помещица предназначает на платье. Но не износится платье, и салоп достанется по духовному завещанию племяннице внучатой сестры вместе со всяким другим хламом. 

На вопрос гостя о Собакевиче Коробочка ответила, что не слыхала такого имени и что такого помещика вовсе нет. Ее соседи — помещики небогатые, имеющие по двадцать- тридцать душ. 

Гостеприимная хозяйка предлагает Чичикову чаю с дороги, снадобье натереть спину, наконец, почесать пятки, но усталый путешественник просит только постель. Постель мастерица Фетинья взбила чуть не до потолка, одежду просушила и вычистила; утром постель была убрана и в комнате наведен порядок. 

Хозяйство Коробочки немаленькое: большой птичий двор, огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и прочим.

В огороде находились также яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев.

Крестьянские избы «показывали довольство обитателей, ибо были поддерживаемы как следует: изветшавший тес на крышах везде был заменен новым; ворота нигде не покосились», а в сараях стояли даже запасные телеги. 

Утром за чаем Коробочка сказала, что у нее почти восемьдесят душ; она знает также точное число умерших крестьян — восемнадцать — и их имена, очень их жалеет и хвалит. «И умер такой все славный народ, всё работники.

После того, правда, народилось, да что в них: всё такая мелюзга; а заседатель подъехал — подать, говорит, уплачивать с души. Народ мертвый, а плати как за живого.

На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал , и теперь мне выехать не на чем: некому лошадей подковать». 

«Крепколобой», «дубинноголовой» назвал ее про себя Чичиков потому, что Коробочка никак не могла взять в толк, как можно покупать мертвые души. Она недавно продавала купцам мед, а сегодня предлагает Чичикову, которого приняла за «покупщика», пеньку, ржаную и гречневую муку, крупу, битую скотину, свиное сало, птичьи перья. 

Чичиков, видя ее упорство, ее желание сначала прицениться, выждать, да и испугавшись, как бы она не подумала, что он собирается выкапывать мертвых, стал ее уговаривать и стыдить, но без особого успеха. «“Эк ее, дубинноголовая какая! – сказал, про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения.

– Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!” Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка.

Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены». Наконец посулил он ей черта.

Черта Коробочка боялась — он ей недавно снился; боится она и грома — в ночь приезда у нее перед образом горела свеча; боится прогадать и в продаже «странного товара» — такое ее «вдовье дело». 

Подействовали на нее «казенные подряды», которые якобы ведет Чичиков, и за пятнадцать рублей ассигнациями и купчей за счет Чичикова она согласилась расстаться с умершими мужиками.

Ее доверенное лицо в городе — протопопов сын, который служит в палате, к нему Коробочка и подписала письмо, сочиненное Чичиковым, выпросив при этом лист гербовой бумаги. «Хорошо было бы, – подумала между тем про себя Коробочка, – если бы он забирал у меня в казну муку и скотину.

Нужно его задобрить: теста со вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов; хорошо бы также загнуть пирог пресный с яйцом, у меня его славно загибают…» 

Обед поразил гостя разнообразием: «грибки, порожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками», пресный пирог с яйцом, причем все было вкусное. 

С отъездом Чичикова Коробочк вся погрузилась в хозяйственную деятельность, но спустя некоторое время, мучимая сомнениями, не продешевила ли она, сгорая от желания узнать, почем ходят мертвые души, поехала в город.

Экипаж, в котором почтенная помещица выехала, «не был похож ни на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а был скорее похож на толстощекий выпуклый арбуз, поставленный на колеса.

Щёки этого арбуза, то есть дверцы, носившие следы желтой краски, затворялись очень плохо по причине плохого состояния ручек и замков, кое-как связанных веревками.

Арбуз был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов, валиков и просто подушек, напичкан мешками с хлебами, калачами, кокурками, скородумками и кренделями из заварного теста. Пирог-курник и пирог-рассольник выглядывали даже наверх». Остановилась она в доме протопопши, и ее распросы о цене на мертвые души имели для героя поэмы самые неприятные последствия. 

Отвечая на вопросы чиновников, Коробочка поведала, что Чичиков у нее мертвые души «купил-де за пятнадцать рублей, и птичьи перья тоже покупает, и много всего обещался накупить, в казну сало тоже ставит, и потому, наверное, плут, ибо уж был один такой, который покупал птичьи перья и в казну сало поставлял, да обманул всех и протопопшу надул более чем на сто рублей».

Автор анализа: В.В. Шапошникова

Материалы по теме:

Источник: https://rustutors.ru/litgeroi/2255-harakteristika-i-obraz-korobochki-v-pojeme-nv-gogolja-mertvye-dushi.html

Ссылка на основную публикацию