Сочинение кутузов в романе толстого война и мир (образ и характеристика)

Произведение «Война и мир» является одним из величайших во всей русской литературе. В нем Л. Н. Толстой смог нарисовать широкую панораму жизни русского общества с 1805 по 1820 год.

И в центральной части этой панорамы находится разгром наполеоновских войск, которые до этого времени казались совершенно непобедимыми.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

На страницах своего романа Толстой развивает идею о том, какова роль народа и личности в развитии исторических событий.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Единение с народом

Образ Кутузова в романе «Война и мир» — один из самых благородных во всем произведении. Полководец был человеком, который ни одним своим действием или словом не изменил собственным убеждениям.

Он был примером настоящего самоотвержения, а также умения понимать будущее значение наступающих событий. Сложно представить себе такого человека, деятельность которого была направлена на достижение одной и той же цели на протяжении столь длительного времени.

И так же сложно представить себе более достойную задачу, чем была у Кутузова.

Кутузов был не только мудр, но и близок к народу, он ценил жизнь каждого солдата. И поэтому из остальных исторических личностей только Кутузов назван истинно великим человеком. Писатель поднимает образ полководца на самую высокую ступень чистоты духовных устремлений.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Добродушный и внимательный полководец

Описывая образ Кутузова в романе «Война и мир», необходимо подчеркнуть: полководец наделен Толстым чертами харизматичного лидера – у него есть авторитет, который основывается на его личных качествах. Это мудрость и героизм, и даже в некоторой степени святость.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение на тему истинная дружба

Оценим за полчаса!

Во время встреч с солдатами полководец умеет находить с ними общий язык, иногда даже пускает в ход интересную и забавную шутку. Можно услышать от Кутузова и «стариковское добродушное ругательство». Например, можно вспомнить, как солдаты делились впечатлением о Кутузове после смотра под Браунау. Один солдат говорит о том, что Кутузов «кривой, об одном глазу».

Другой вторит ему – «Вовсе кривой». Но на это следует ответ, что Кутузов все сумел увидеть — и сапоги, и подвертки.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Понимание духа войска

В 1812 году и полководец, и каждый простой солдат был наполнен патриотизмом. Описывая Бородинское сражение, Толстой подчеркивает: Кутузов понимал, что исход битвы решается не распоряжениями командующего войсками.

Давая описание образу Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может подчеркнуть: он понимал, что главную роль играет та неуловимая сила, которая носит название «дух войска». Полководец может лишь наблюдать за этой силой и руководить ею, но только в определенной степени.

К примеру, когда Кутузов получает новость о пленении Мюрата, он говорит, что еще пока рано радоваться. Однако вместе с тем он посылает адъютанта проехаться по войскам и рассказать всем это известие.

С этой же целью поддержания высокого духа в войске Кутузов в конце дня Бородинского сражения отдает распоряжение зачитать среди солдат приказ о завтрашнем наступлении. Когда простые солдаты услышали этот приказ, смысл которого проистекал из чувств главнокомандующего, они, хотя и измученные, ободрялись и утешались.

Образ Кутузова в романе «Война и мир» глубоко патриотичен. Это качество можно проследить не только в словах самого Кутузова, но и в тех словах, которыми характеризуют его другие герои.

Например, князь Андрей обретает спокойствие после того, как встретился с Кутузовым. Болконский размышляет о полководце в таком ключе: Кутузов ничего не придумает, однако все сможет выслушать и расставить на свои места.

Полезному он не станет мешать, а вредного не позволит.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Толстого: цели полководца

Приказ оставить Москву Кутузов отдает только с одной целью – добиться победы и изгнания вражеских войск во что бы то ни стало. Полководец не случайно постоянно повторяет одни и те же слова: «Я заставлю их есть лошадиное мясо». Все действия Кутузова направлены на три главных цели:

  • напряжение всех сил для триумфа над врагом;
  • одержание победы;
  • изгнание врага из пределов страны и облегчение, насколько это может быть возможным, последствий для народа и солдат.

И только после того как эти задачи были решены, полководец оставляет деятельность главнокомандующего войск. Как мог он достичь этих целей, ни разу не отступив от своих благородных задач? Он был способен сделать это по той причине, что в его душе было истинно великое народное чувство, непобедимое начало.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Фатализм или реализм в образе Кутузова?

Давая описание образа Кутузова в романе «Война и мир», учащийся может указать: в какой-то мере Л. Н. Толстой делает полководца фаталистом: ведь он подчиняется ходу событий истории. Писатель не говорит о том, каким образом Кутузов готовил солдат к столкновениям после оставления Москвы и каким образом он осуществлял свой план.

Будучи писателем-реалистом, Толстой все же стремился преодолеть философию фатализма, и во многих своих чертах Кутузов показан верно с исторической точки зрения: ему свойственно высокое стратегическое мастерство, он целыми ночами напролет размышляет о предстоящей военной кампании, выступает в качестве активного деятеля.

За кажущимся спокойствием Кутузова скрывается волевое напряжение.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Позиция полководца, которая привела к победе

Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» будут неполными без описания его морально-духовной позиции, источника мудрости этого военачальника.

Полководец всеми силами бережет своих солдат, ведет противостояние с царем, придворными генералами. Солдаты и офицеры его любят.

Кутузову известны законы войны, он вполне способен предусмотреть ход дальнейших событий, поскольку берет в расчет духовное состояние войска.

Основной источник его мудрости – это близость к народу. И наиболее ярко раскрывается образ полководца во время описания Бородинского сражения. Наполеон уже начинает нервничать, ведь к нему возвращаются толпы расстроенных и обессиленных солдат.

Кутузов же спокойно обдумывает, как может быть завершена битва. Об этом необходимо упомянуть в описании образа Кутузова в романе Л. Толстого «Война и мир». Ведь своим спокойствием он рождает уверенность и в солдатах.

Например, генералу Вольцогену, который полностью охвачен паникой, он говорит: «Победа!». Еще до окончания сражения Кутузов объявляет о том, что битва выиграна. Он понимает, что отдать Москву необходимо для того, чтобы сберечь страну.

Ведь французы в Москве начнут поддаваться моральному разложению, они станут мародерами, дисциплина их полностью иссякнет.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Характеристика Кутузова в романе «Война и мир»: полководец и его возраст

Во время первой войны Кутузов еще представлен как бравый генерал. Однако во время Отечественной войны полководец уже стар. И над этим позволяют себе посмеиваться его враги. Однако со стороны его войска возраст Кутузова только вызывает уважительное отношение. Кутузов – старик с белой головой, располневший.

Он обычно надевает белый сюртук и фуражку с красным околышем без козырька. Во время заседаний военного совета он засыпает. Полководцу тяжело сесть на лошадь и точно так же трудно ему спуститься. Также писатель подчеркивает, что Кутузов «слаб на слезы». Он может плакать, не только думая о судьбе своей страны, но даже и при виде раненых солдат.

Однако это его качество не принижает образ полководца.

Образ Наполеона

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир» в произведении противоположны друг другу. Они являются антиподами. Толстой говорит о неприятии французского полководца, его стратегии.

Все симпатии читателя, по задумке автора, должны быть на стороне Кутузова. Слава о Наполеоне распространилась по всему миру. Однако Толстой пишет о его армии, что она представляла собой «толпу мародеров».

Сам же Наполеон отличался жестокостью и вероломством.

Жизнь его армии была ему глубоко безразлична. Совершенно равнодушно наблюдает он за тем, как погибают его солдаты. Ведь они являются всего лишь орудием для достижения его сугубо личных целей.

Народное признание льстит французскому военачальнику. Однако благодарности Наполеон не испытывает. Ведь все были обязаны без каких-либо возражений подчиняться только его воле.

Толстой пишет о том, что миллионы людей были вынуждены убивать друг друга только по причине властолюбия Бонапарта.

Источник: https://www.syl.ru/article/365461/obraz-kutuzova-v-romane-voyna-i-mir-l-n-toltogo-opisanie-i-harakteristika

Образ и характеристика Кутузова в романе Льва Толстого Война и мир

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Внешность Кутузова

Михаил Илларионович был в преклонных годах. Он сильно располнел, лицо было одутловатым, пухлым. Шрамы на лице, отсутствие одного глаза свидетельствовали о давних боях, в которых он принимал непосредственное участие. У него был крупный орлиный нос, мягкая, теплая улыбка, свидетельствовавшая о его душевной доброте.

Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Талант полководца

Он был медлительным, отяжелевшим с годами человеком, но его мозг работал энергично, удерживая в поле зрения несколько моментов. И его мыслительная деятельность нередко отражалась на его лице, в выражении единственного глаза. Вот и солдат обратил внимание, что Кутузов своим единственным глазом все успел заметить.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Кутузов предвидел поражение под Аустерлицем. Это раздражало его, он становился желчным «…казался изнуренным и раздражительным».

На военном совете, где рассматривалась диспозиция к атаке неприятельской позиции позади Кобельница и Сокольница, Кутузов откровенно спал. А когда закончилось чтение, и офицеры попытались обсудить прочитанное, Главнокомандующий проснулся и прекратил дискуссию словами:

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

Несмотря на возраст, Кутузов сел на коня, чтобы самому вести четвертую колонну Милорадовича. В это утро он был раздражительным и желчным. Толстой показал это следующими словами:

  • Сердито сказал… генералу,
  • Желчно засмеялся,
  • смягчил злое и едкое выражение взгляда, желчно вскрикнул,

Понимая, что армию ждет поражение, он еще пытался уменьшить потери своих войск. Распорядился рассеять стрелков, оттягивал наступление.

Михаил Илларионович свободно владел французским и немецким языками, и с австрийским генералом изъяснялся на немецком. Он также свободно читал по-немецки, не требуя себе переводчика. На французском он мог изъясняться с противником. Хотя французским трудно было удивить кого либо в дворянской России.

Отношение к людям

Кутузов помнил лица солдат и офицеров по турецкой компании, и, делая смотр войскам, под Браунау, находил теплые слова каждому, кого знал, что характеризует его с хорошей стороны.

Когда Андрей Волконский попросил разрешения у Кутузова остаться в отряде князя Багратиона, Главнокомандующий отказал ему, ответив, что хорошие офицеры ему самому нужны. Михаил Илларионович прекрасно понимал, что творилось в душе князя Андрея, и потому сказал:

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

А до этого, прощаясь с Багратионом, Кутузов благословил князя, стремясь своим благословением защитить того от беды. Кутузов жалел людей. У него душа одинаково болела и за простых солдат и дворян-офицеров. А с другой стороны, он понимал, что на войне жертвы неизбежны.

Михаил Илларионович был человек с хитрецой. Хитрости его научила многолетнее общение с власть предержащими. Правда, надо отдать ему должное, он хитрил не для себя.

Он и под Аустерлицем пытался избежать ненужных стычек с врагом, предложил Мюрату ни к чему не обязывающую капитуляцию. Мюрат был готов принять ее, но Наполеон, которому Мюрат доложил о предложении русских, раскусил хитрость Кутузова и запретил давать согласие. Он требовал битвы.

А вот еще один пример кутузовской хитрости и дальновидности.

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика)

В общем, Лев Николаевич, изучив всю историю наполеоновских войн, в том числе Отечественной войны 1812 года, пришел к выводу, что

простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история

Источник: https://tvercult.ru/literatura/obraz-i-harakteristika-kutuzova-v-romane-voyna-i-mir

Образ Кутузова в романе Война и мир сочинение

В романе «Война и мир» гений Кутузова выделен особо. Кутузов – отец армии, он ближе всех высокопоставленных лиц к русскому народу. Он прост и хитёр одновременно, мудр и опытен в сражениях.

В первый раз мы отчётливо видим Кутузова на смотре под Браунау. Он вместе с австрийским генералом осматривает русскую пехоту, только что прибывшую на помощь союзнику. Кутузов хочет показать австрийцам, что русские не могут вступить в бой сейчас, что нужно отдохнуть, привести в порядок обмундирование. Особое внимание уделяется обуви: она сильнее всего пострадала при переходе.

Кутузов не просто так просил солдат предстать на смотре в самом худшем виде. Он понимает, что эта война не нужна России, что бои на чужой территории не воодушевляют войска. Опытный генерал старался отсрочить вступление русской армии в войну, чтобы сохранить жизнь солдат.

На этом смотре всё было просто: природа, пехота, сам Кутузов. Он по-отечески относился к солдатам, выделял знакомых офицеров, прошедших с ним не одну войну.

Сильнее всего талант Кутузова как полководца раскрывается на Бородинском поле. Почему после стольких немецких генералов, Вейротера, Пфуля, главнокомандующим назначают именно его? Потому что он единственный из них русский, знающий русских солдат. Так же, как и они, Кутузов защищает родную ему землю.

Особенную близость главнокомандующего к простым людям показывает момент, когда все молятся перед Бородинским сражением. Кутузов наравне с солдатами подходит к иконе, кланяется, крестится.

Л.Н. Толстой показывает большую разницу между Наполеоном и Кутузовым. Перед главным сражением Наполеон нервничает. Он принимает подарок, осуждает своего противника, пытается отвлечься. Кутузов же, напротив, очень спокоен. Он сидит на одном месте и ждёт.

Уже здесь мы видим превосходство русского генерала, которое возрастает по ходу битвы. Если Наполеон мечется, постоянно отдаёт распоряжения, которые не выполняются, то Кутузов понимает весь ход боя. Он не отдаёт никаких приказаний, а только соглашается или не соглашается с поступающими предложениями.

Главнокомандующий чувствует, что исход от него не зависит, что всё решается там, на месте битвы.

По окончании сражения Наполеон видит, что русские не наступают, его поздравляют с победой, но он чувствует, что проиграл. Кутузов принимает поздравления, он знает, что победил. Его походка уверенна, на лице улыбка. Он показал французу, что тот не всесилен, что русская армия способна дать отпор.

Решение об оставлении Москвы далось тяжело, многие в штабе были против Кутузова и всех его дальнейших действий. Никто не сумел понять того, что понял он. Кутузов предугадал, что уже не надо никаких боев, что дальше неприятель погибнет сам. Ему не нужны были награды, он заботился о своей армии.

Читайте также:  Сочинение любовная лирика тютчева 10 класс

Вторжение кончилось. Нет необходимости защищать Родину, нет необходимости и в Кутузове. Так и отошел на задний план отец армии, единственный полководец, понявший всю суть войны и способный развенчать миф о непобедимости Наполеона.

Образ и характеристика Кутузова в романе Война и мир очень кратко сочинение

Действие романа-эпопеи «Война и мир» начинается в довоенный период 19 века. Раскрывая перед нами героев, как вымышленных, так и реальных, Лев Николаевич Толстой рисует черты и образы людей светского общества 19 века.

Среди обилия персонажей романа, Лев Николаевич Толстой обращает внимание на выдающихся людей, сыгравших заметную роль в первой мировой войне. Речь, конечно же, идет о двух полководцах: Наполеоне Бонапарте и Михаиле Илларионовиче Кутузове.

Писатель не преследовал цель исторически правдивого и досконального описания полководцев. В образы героев Л. Н. Толстой вложил свое мироощущение и отношение к известным личностям.

Михаил Илларионович создает впечатления невидимого присутствия на страницах с боевыми баталиями. Кутузов – надежда для русской армии, от рядовых солдат до генералов русской армии. Полководец выступает в роли отца всей армии.

Лев Николаевич Толстой создает образ Кутузова через отношение главных героев к нему.

Любящая мать княгиня Друбецкая умоляет Василия Курагина пристроить ее сына непременно поближе к Кутузову. Дрожащая над благополучием и безопасностью своего сына, княгиня доверяет только Кутузову.

Полководец Михаил Илларионович выступает в качестве давнего друга князя Болконского. Болконский-отец в письме просит Кутузова взять Андрея к себе в адъютанты. Зная характер князя Болконского и его требования к самому себе и окружающим, читатели проникаются должным уважением к великому полководцу.

Лев Николаевич Толстой не уделяет внимание описанию внешности Кутузова, отношение читателей к герою формируется через его слова и отношение к нему других героев.

Михаил Кутузов испытывает отеческие чувства к своим офицерам и солдатам. Через описание героя читатель проникается симпатией к добродушному, внимательному и чуткому полководцу.

При смотре войска он не преминул сделать остановку и непременно сказать пару добрых слов офицерам или солдатам.

Сочинение рассуждение

Сочинение Кутузов в романе Толстого Война и мир (Образ и характеристика) Образ Кутузова в романе Война и мир

Сейчас читают:

  • Сочинение 100-летие со дня рождения А.И. Солженицына
    Имя Александра Исаакиевича Солженицына знает каждый еще со школы. В декабре 2018 года в связи с указанием президента будет празднование ста лет со дня рождения великого российского писателя и общественного деятеля. В этот день в библиотеках,
  • Сочинение Родная природа рассуждение
    Мы живем с вами в прекрасной стране где невероятные просторы, где можно найти красивейшие места, что аж захватывает дух. Как же хороша и прекрасна наша родная природа. Очень люблю путешествовать по стране и чаще всего провожу свое время в лесу.
  • Сочинение В гостях хорошо, а дома — лучше по пословице
    У меня очень много родственников и друзей. Мы часто ездим с родителями к бабушке и дедушке, к тетям, дядям. Я люблю такие поездки. Ведь могу повидаться со своими братьями и сестрами, поиграть новыми игрушками.
  • Образ и характеристика Тараса Бульбы 7 класс сочинение
    Николай Васильевич Гоголь, за свою жизнь создал множество литературных шедевров, которые имеют бешеную популярность и в наше время, так как каждый раз он поднимал довольно острые вопросы, которые касались нашего общества, государственности,
  • Сочинение Мой Лермонтов 9 класс (мой любимый поэт Лермонтов)
    Я люблю читать много разной литературы, у каждого читателя иметься свой любимый поэт. Я очень люблю творчество великого поэта мировой литературы писателя – Михаила Юрьевича Лермонтова. Когда я берусь за чтение его книг
  • История создания Кому на Руси жить хорошо сочинение
    «Кому на Руси жить хорошо?» именно такой вопрос ставит перед собой Николай Алексеевич Некрасов в одноименном произведении. У поэмы с лирическим названием «Кому на Руси жить хорошо» очень глубокая история, которая уходит в те времена,

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-kutuzova-v-romane-vojna-i-mir

Сочинение на тему: Образ Кутузова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой свято верил в то, что историю вершат не отдельные личности, пусть даже самые выдающиеся, а воля народа. И образ полководца, обеспечившего русской нации победу над французскими захватчиками в 1812 году, целиком подтверждает этот тезис.

Кутузов у Толстого – не столько великий полководец и вершитель истории, сколько носитель воли и силы народной. Он завоевал любовь и уважение русских солдат своим талантом тактика, отеческим отношением к подчиненным и готовностью в любой ситуации отстаивать свое мнение.

Читатели знакомятся с Михаилом Илларионовичем на смотре у Браунау, где русский полководец составляет разительный контраст с австрийским коллегой, наряженным в сверкающий белизной мундир.

Простой, выглядящий немного рассеянным, с тяжелой походкой, Кутузов походит не на героя, а на самого обыкновенного человека.

Писатель несколько раз отмечает улыбку, которая сияет на обезображенном лице Кутузова, когда тот обращается к воинам.

Русский полководец является действующим лицом в нескольких важных для композиции романа сценах – и во всех из них он поражает естественностью поведения.

Он никогда не смущается, если начинает дремать во время военного совета или с большим трудом взбирается в седло. Лицо Кутузова частенько оживляют то ласковая улыбка, то добрая насмешка. Бывалый солдат может на виду у всех всплакнуть или показать утомление.

И всегда Михаил Илларионович выглядит мудрым и спокойным, не забывающим об ответственности за Россию и ее народ.

Одна из самых значимых деталей образа Михаила Кутузова – его мудрые высказывания. «Горе земле, в которой подчиненные, начальники и суды, а не законы управляют гражданами и делами!» — подобные фразы очень емко дополняют образ и позволяют составить непредвзятое мнение о полководце как о человеке.

Особенно показательно поведение Кутузова во время военного совета перед Аустерлицкой битвой. Сначала он всем своим видом демонстрировал недовольство происходящим, а потом просто заснул. И это не показатель безразличия или безответственности – полководец просто знал, что битву не выиграть, какие бы планы ни строили остальные военачальники.

Не стал Кутузов спорить и с императором.

Когда Александр I посетил место, где после произошла битва, его уверенность в победе передалась всем вокруг, и только сердце Михаила Илларионовича сжималось от тяжести понимания того, что многие и многие русские солдаты отдадут здесь жизни совершенно бессмысленно. Но Кутузов приказывает наступать, потому что не может противиться воле самодержца. А последующий кошмар глубоко уязвляет даже готового к поражению бывалого воина.

В завершение хочется добавить, что образ Кутузова в романе Толстого – один из самых ярких и запоминающихся. Это образ человека настоящего, живого, образ величайшего полководца, который сумел одержать одну из грандиознейших побед в истории благодаря своему незаурядному уму и таланту, а также безусловной любви к Родине и вере в мужество русских солдат.

Название произведения: Толстой Л.Н. — Война и Мир manager Дата опубликования сочинения: 18.04.2016

Источник: http://po-literature.ru/sochinenie-na-temu-obraz-kutuzova-v-romane-l-n-tolstogo-voyna-i-mir.html

Сочинение: Образ Кутузова в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого | Литрекон

(486 слов) Создавая роман «Война и мир» и используя в качестве фона такую значимую для России и всего человечества эпоху, как Наполеоновские войны, Л.Н. Толстой не мог оставить без внимания реальных исторических личностей, живших в те времена.

Наполеон, Кутузов, Багратион, Сперанский, Александр II и великое множество других не менее ярких персоналий оставляют яркий след в повествовании.

Однако среди них именно великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов является самым значимым персонажем во всём романе.

Впервые мы встречаем этого легендарного военачальника во время австрийской компании русских войск. И образ, созданный Толстым, не может не отталкивать читателя. Старый, рыхлый, усталый, безразличный ко всему человек.

Он не раздаёт никаких важных решений, перекладывая это на своих подчинённых, его приказы до крайности общие и предсказуемые.

Апофеозом всего этого становится битва при Аустерлице, когда под нажимом со стороны императора Александра Кутузов, даже не пытаясь переубедить монарха, отдаёт самоубийственный для армии приказ наступать, который и приводит к позорному поражению русского оружия.

Казалось бы, Отечественная война двенадцатого года должна подкорректировать столь непритягательный образ, но этого не происходит. Такой же старый и толстый Кутузов безразлично руководит армией и спит на военных советах.

Практически осмеянием выглядит сцена во время Бородинского сражения, когда один из величайших русских полководцев, давясь курицей, кричит на адъютанта за то, что тот сообщил о бегстве русских войск. Можно подумать, что Толстой искренне ненавидит Кутузова, но это не так, и чтобы осознать глубокий смысл, который писатель вложил в его образ, требуется сначала понять отношение писателя к феноменам войны и народа.

Показывая нам русскую армию в Австрии, Толстой демонстрирует несознательность и низкий боевой дух русских, которые и становятся истинной причиной поражения. Он тонко чувствует настроение обычных солдат, и, будучи бесконечно преданным России, понимает неизбежность поражения в войне, которая не нужна простым людям.

Абсолютно другая ситуация складывается во время вторжения Наполеона на территорию Российской империи.

Кутузов понимает, что теперь, когда на карту поставлено само существование России как страны и русских как нации, пробуждается та народная сила, с которой не сравняться ни военный гений полководцев, ни государственная пропаганда, ни дворянские богатства.

Именно на эту народную силу и рассчитывает главнокомандующий, и, являясь настоящим патриотом, ни минуты не сомневается в победе России.

Поэтому он так возмущается из-за доклада адъютанта, который оказывается ошибочным, русский солдат не может поддаться панике, сражаясь за своё отечество. В таком контексте Бородинская битва воспринимается как неоспоримый триумф Кутузова над истеричным Наполеоном, который не понимает хода сражения и не может управлять им.

Характерно, что после победы русский народ снова бросают в бессмысленную мясорубку европейских походов. Кутузов, как символ народной войны, становится лишним и ненужным на празднике дипломатов, военачальников и правителей. Его смерть знаменует собой конец истинного единства русского народа и возвращение общества к тому пошлому образу жизни, который мы видели в начале романа.

Писатель, лишая своего героя пафосного ореола, созданного пропагандой, делает его обычным человеком. При этом идея, которую автор закладывает под этот образ, является одной из самых значимых во всём его творчестве. Кутузов у Толстого — не просто командующий армией, но само воплощение русского народа и его духа.

Характеристика Кутузова очень важна для понимания романа. Если она не подошла Вам, сообщите об этом Многомудрому Литрекону в х, и он поправит это краткое сочинение-рассуждение для Вас.

Михаил Щепин

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-kutuzova-v-romane-vojna-i-mir/

Образ Кутузова в романе «Война и мир» Толстого – характеристика и описание для сочинения — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Русские полководцы удостаивались большого внимания государей, политиков и писателей. Л.Н.Толстой написал образ Кутузова в романе «Война и мир». Он получился выдержанным, скромным, но сильным и великим.

Кутузов Михаил Иларионович (Толстой указывает отчество Кутузова с одной «л»). На страницах романа он встречается нам не так часто, как, например, французский император Наполеон Бонапарт.

Но его присутствие мы чувствуем: о нем говорят в свете, о нем думают солдаты, на него надеются русские генералы, на него злится император Александр.

Главнокомандующий Кутузов в романе Толстого «Война и мир» проходит красной нитью через сюжет всего романа – он надежда, он вера, он сила, он «отец» русской армии.

Отношение к Кутузову героев романа

Княгиня Друбецкая слезно просит князя Василия Курагина за своего сына Бориса, чтобы устроил его в Семеновский полк и непременно поближе к самому Кутузову.

Старый князь Болконский пишет письмо своему другу – Кутузову, где высказывает просьбу о назначении его сына Андрея к нему в адъютанты.

Солдаты за глаза называли Кутузова «Сам» и пели протяжную солдатскую песню, где были строки: «Кутузовым-отцом».

Андрей Болконский перед Шенграбенским сражением был в недоумении, как можно отправлять на верную смерть невинных людей. Но, посмотрев в глаза Кутузову, понял: «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!»

Портрет Кутузова

Л.Н.Толстой дает неполную характеристику Кутузову, есть только небольшое описание внешности, все остальное автор показывает нам через речь героя. Но именно эта характеристика Кутузова в романе «Война и мир» является основной и понятной. Мы видим, что он добр, улыбчив, ласков, неравнодушен к окружающим.

Его речь наполнена словами «голубчик», «дружок», «голубушка», «красавица», это подтверждает его чуткое отношение к людям. Особое отношение Кутузов проявлял к Андрею Болконскому.

Он искренне сожалел о смерти старого князя и плакал о потере друга, а Болконскому сказал: «…помни, дружок, что я тебе отец, другой отец…» Отношение Кутузова к своим солдатам дает нам понять, что для него не было славы для себя самого.

При смотре войск под Браунау Кутузов «прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам,.. а иногда и солдатам».

Вспомнил он и Тимохина, сказав ему: «Храбрый офицер!» Образ Кутузова в «Войне и мире» соткан Толстым из его человеческих качеств и характера полководца, истинного русского главнокомандующего. Он часто пишет о его душевном состоянии: «По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка», «Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг», сказал Кутузов, прощаясь с Багратионом. Слезы катились из его глаз».

Кутузов и Аустерлицкое сражение

В романе «Война и мир» образ Кутузова подаётся нам не только в его положительной оценке. Мы видим и отрицательное отношение к главнокомандующему, когда о нем говорят в насмешливом тоне: князь Василий, светское общество, военный совет. Да и сам император Александр был зол на Кутузова за Аустерлиц.

Кутузов говорил об Аустерлицком сражении: «Я думаю, что сражение будет проиграно…» Но никто не понимал значения его слов, а он чувствовал всем своим существованием, что это будет крах. Толстой дает нам в этот момент другой портрет Кутузова: «…казался изнуренным и раздражительным», «сердито сказал», «желчно вскрикнул», «злое и едкое выражение взгляда».

Он переживал за людей, за их жизни, ему не хотелось рисковать, потому что за ним стояли люди, живые люди. Когда приехал государь, «он принял вид подначальствующего, нерассуждающего человека», потому как знал, как относится к нему Александр. На вопрос государя, почему не начинаем, Кутузов отвечал: «…поджидаем…» Но усмешка государя дала ему знак – выступать.

Решение было принято насильно. Да и мог ли он перечить? Когда же увидел Кутузов, что происходит на самом деле, что французы у них под самым носом, а отступать некуда, он был уже ранен в щеку, но только сказал: «Рана не здесь, а вот где!» и показал на бегущих солдат.

Ему было больно от того, что все ожидания его и думы оправдались, но ничего не смог он изменить.

На военном совете перед Аустерлицким сражением Толстой показывает Кутузова «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал…». Состояние Кутузова можно объяснить – он понимал весь ход этого сражения, но никто не прислушался к нему, разговор генералов был ему неинтересен.

После бегства русских при Аустерлице о Кутузове никто не говорил, «некоторые шепотом бранили его, называя придворною вертушкою и старым сатиром».

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/21540-obraz-kytyzova-v-romane-voina-i-mir-tolstogo-harakteristika-i-opisanie-dlia-sochineniia.html

Характеристика Кутузова (Война и мир)

Император Александр I в 1805 году воевал против Наполеона на стороне Австрии. Если бы наступательные и оборонительные движения союзников были более организованными, то войны 1812 года можно было бы избежать.

Читайте также:  Сочинение смешной случай из жизни

Летом царь отправил в австрийские земли две своих армии и назначил главнокомандующим одной из них генерала Кутузова.

Образ и характеристика Кутузова в романе «Война и мир» Льва Толстого помогают увидеть причины поражения Русской армии в сражениях против французов.

Портрет Михаила Илларионовича Кутузова

Лицо фельдмаршала легко узнаваемо на исторических картинах, потому что ему пришлось потерять один глаз в турецких баталиях. Глубокий шрам придавал мужчине устрашающее выражение лица. Часто он носил черную повязку на изуродованной половине, чтобы не вызывать к себе сострадание невидящим глазом. Но шрам на виске от измайловской пули все равно оставался открытым.

Зато Кутузову свойственна была чуть заметная улыбка, превращающая его в заботливого старика. Лев Толстой часто упоминает об этой доброй, отеческой улыбке, располагающей к себе офицеров и простых солдат. Старческая одутловатость лица свидетельствовала о винных излияниях, необходимых для согрева и поднятия духа в полевых условиях.

Когда главнокомандующий прощается с Багратионом перед боем, по его щеке течет слеза из одинокого глаза. Лицо от влаги становиться мягким, выражает заботу и переживания. В конце Михаил Илларионович подставляет своему лучшему генералу щеку для поцелуя. Кутузов вел себя неприхотливо относительно быта, мог принимать генералов в расстегнутом мундире, потому что воротник жал его жирную шею.

Старик любит подремать в своем вольтеровском кресле, склонив на грудь голову, покрытую седыми волосами. Сутулость гнет его плечи книзу на седьмом десятке лет жизни, но он прекрасно держится в седле, как подобает командующему армией.

Человеческие достоинства и недостатки Кутузова

Михаилу Илларионовичу присуща доброта, он легко прощает капитана, разжалованного за хулиганство.

Генерал умен и внимательный к мелочам, способный заприметить, каждую деталь формы, стоящего перед ним адъютанта.

Всегда невозмутимый герой сохраняет спокойствие в критический момент в любой сложной ситуации. Всячески старается скрыть волнение и не выдать лихорадочно проносящихся мыслей в голове.

Главнокомандующий сдержан в ораторстве, особенно когда надо выступать перед всей армией. У него правильно поставлена речь, он изъясняется с изяществом, как и принято при дворе.

Простой персонаж, созданный автором на основе исторических свидетельств, читатель видит, прежде всего, обыкновенным человеком.

Маленькие радости интересуют его, неловкие слабости подчеркивают естественные недостатки характера.

Кутузов, как всякий любящий отец, писал письма своим детям. В свободное время он наслаждался хорошей художественной книгой и обожал скоротать вечер в обществе красивых женщин. Ему было свойственно отпускать шутки, чтобы разрядить обстановку. Шутил генерал одинаково задорно в обществе высших чинов, офицеров, солдат.

Самая важная черта характера Кутузова, по мнению автора, заключалась в том, что умел ласково разговаривать с солдатами. В его голосе звучало уважение, понимание и забота. Поглядывая на изношенные сапоги рядовых солдат, он так грустно покачивал головою, что каждому, наблюдая за стариком, становилось понятно, как тот огорчен.

В свое время генерал получил хорошее образование, его знание французского и немецкого языков вызывает уважение у Болконского. Командующий принял Андрея очень благожелательно, как сына своего старого друга, зная цену настоящей дружбе, проверенной в сражениях с врагом. Даже молодой князь хорошо знал о способности старика рыдать всхлипывая.

Кутузов часто крестился, как человек глубоко верующий полагался на силу господнюю, доверял крестному знамению.

Лев Толстой восхищается боевым умением полководца, через слова автора читатель узнает, каким умным, мудрым был Старый ли Севера, как его величали враги. Но власть состарившегося генерала над армией была весьма условной.

Ему приходилось в точности придерживаться предписаний, приходивших из Петербурга от военного руководства.

В создавшейся ситуации Кутузов предпочитал не вмешиваться в естественный ход событий, оставаясь при своем мнении, придерживаясь собственной точки зрения, но не имея возможности использовать свой опыт ведения сражений.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1352-harakteristika-kutuzova-voyna-i-mir.html

Реферат: Образ Кутузова в романе Толстого

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

ОБРАЗ
КУТУЗОВА

Сочиняя
“Войну и мир”, Л. Н. Толстой создавал
не просто роман, он создавал роман
исторический. Многие страницы в нем
посвящены специфически толстовскому
пониманию исторического процесса, его
философии истории.

В
связи с этим в романе действует множество
реальных истори­ческих персонажей,
так или иначе влиявших на состояние
европей­ского и российского общества
в начале
XIX
века.

Это император Александр
I
и Наполеон Бонапарт, генерал Багратион
и генерал Даву, Аракчеев и Сперанский.

А среди них персонаж-знак, обла­дающий
совершенно особой смысловой наполненностью,

гене­рал-фельдмаршал Кутузов Михаил
Илларионович, светлейший князь Смоленский

гениальный русский полководец, один из
образованнейших людей своего времени.

Кутузов,
изображенный в романе, разительно
отличается от ре­ального исторического
лица. Кутузов для Толстого

воплощение его исторических новаций.
Он

фигура особенная, личность, наде­ленная
инстинктом мудрости. Он подобен вектору,
направление действия которого определяет
сумма тысяч и миллионов причин и действий,
совершаемых в историческом пространстве.

“История,
то есть бессознательная, роевая, общая
жизнь человечества, всякой минутой
жизни царей пользуется для себя, как
орудием для своих целей”.

И
еще одна цитата: “Каждое действие… в
историческом смысле непроизвольно,
находится в связи со всем ходом истории
и опреде­лено предвечно”.

Такое
понимание истории делает всякую
историческую лич­ность личностью
фатальной, обессмысливает ее активность.
Она для Толстого в контексте истории
выступает страдательным зало­гом
общественного процесса. Только поняв
это, можно объяснить действия, а точнее,
не-действия Кутузова на страницах
романа.

В
Аустерлице, имея превосходящее количество
солдат, прекрас­ную диспозицию,
генералитет, тот самый, который он
выведет потом на Бородинское поле,
Кутузов меланхолически замечает князю
Андрею: “Я думаю, что сражение будет
проиграно, и я так сказал графу Толстому
и просил передать это государю”.

А
на заседании военного совета перед
сражением он просто, по-стариковски,
позволяет себе заснуть. Он уже все знает.
Ему все из­вестно заранее. Он несомненно
обладает тем “роевым” пониманием
жизни, о котором пишет автор.

Однако
Толстой не был бы Толстым, если бы не
показал фельд­маршала еще и живым
человеком, со страстями и слабостями,
со способностью к великодушию и злобе,
состраданию и жестокости.

Он
тяжело переживает кампанию
1812
года. “До чего… до чего довели!

проговорил вдруг Кутузов взволнованным
голосом, ясно представив положение,
в котором находилась Россия”.
И князь Андрей видит слезы на глазах
старика.

“Они
будут у меня конину жрать!”

грозит он французам. И выполняет свою
угрозу. Умел слово держать!

В
его бездействии воплощена коллективная
мудрость. Он совер­шает поступки не
на уровне их понимания, а на уровне
некоего врожденного инстинкта, так, как
знает крестьянин, когда надо па­хать,
а когда сеять.

Кутузов
не дает генерального сражения французам
не потому, что не хочет,

этого хочет государь, этого хочет весь
штаб,

а потому, что это противно естественному
ходу вещей, который он не в состоянии
выразить словами.

Когда
же это сражение происходит, автору не
понятно, почему из десятков похожих
полей Кутузов выбирает Бородинское,
ничем не лучше и не хуже других. Давая
и принимая сражение в Бороди­но,
Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно
и бессмысленно. Кутузов на Бородинском
поле не производит никаких распоряже­ний,
он только соглашается или не соглашается.

Он сосредоточен и спокоен. Он один все
понимает и знает, что по окончании
сражения зверь получил смертельную
рану. Но для того чтобы он умер, необ­ходимо
время. Единственное хрестоматийно-историческое
решение Кутузов принимает в Филях, Один
против всех. Его бессознатель­ный
народный разум побеждает сухую логику
воинской стратегии.

Оставив Москву, он
выигрывает войну,

Подчинив
себя, свой ум, свою волю стихии исторического
дви­жения, он стал этой стихией. Именно
в этом убеждает нас Лев Тол­стой:
“Личность есть раб истории”.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/47146/referat-obraz-kutuzova-romane-tolstogo-voyna.html

Образ Наполеона и Кутузова в романе «Война и мир» – Школьные сочинения

Роль образов Наполеона и Кутузова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Одним из главных вопросов в романе Толстого является философский вопрос о том, что такое великий человек. Автор отвечает на него в четвертом томе «Войны и мира» таким образом: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Для понимания авторской интерпретации «великого человека» крайне важны образы Кутузова и Наполеона, представленные в романе, так как они помогают максимально точно понять авторскую позицию и увидеть ответ самого автора на этот философский вопрос.

В образе Наполеона писатель постоянно подчеркивает неискренность и наигранность, которые проявляются в том, что Наполеон уделяет очень много внимания своему имиджу и заботе о том, как он будет выглядеть в глазах окружающих.

Толстой подчеркивает во французском полководце отсутствие простоты, описывая поведение императора накануне Бородинского сражения, когда он рассматривал подаренный ему портрет сына.

Наполеон рассуждает о том, какое выражение лица ему имеет смысл иметь при взгляде на портрет своего ребенка, то есть какую надо надеть маску: «Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, — есть история. И ему казалось, что лучшее, [.] чтобы он выказал, в противоположность этого величия, самую простую отеческую нежность».

Замечательное актерское чутье спасает Наполеона во многих ситуациях, когда, по его же собственным словам, «du sublime au ridicule il n’y a qu’un pas» («от великого до смешного один шаг»).

Говоря об этом, Толстой делает ироническое замечание «(он что-то sublime видит в себе)», то есть «он видит в себе что-то великое», тем самым ставя под сомнение это утверждение.

Также, рассуждая о величии, Толстой анализирует смысл слова «Grand» («великий»), которое приписывают многим историческим деятелям историки: ««C’est grand!» («Это величественно!») — говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand — хорошо, не grand — дурно.

Grand есть свойство, по их понятиям, каких-то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c’est grand, и душа его покойна».

Толстой, безусловно, согласен с наполеоновским афоризмом про великое и смешное, и это видно в сцене, где император стоит на Поклонной горе и ждет бояр с ключами от Москвы: «Речь его к боярам уже ясно сложилась в его воображении. Речь эта была исполнена достоинства и того величия, которое понимал Наполеон».

Но потом выяснилось, что «Москва пуста, что все уехали и ушли из нее», и главным вопросом в наполеоновском окружении стал «каким образом объявить о том императору, каким образом, не ставя его величество в то страшное, называемое французами ridicule («смешное» — Прим. ред.

) положение, объявить ему, что он напрасно ждал бояр так долго, что есть толпы пьяных, но никого больше».

В образе Кутузова Толстой, наоборот, подчеркивает естественность, доброту, великодушие и искренность, автор всячески подчеркивает, что главнокомандующий не заботится о своем имидже и старается общаться с солдатами на равных.

Например, в четвертом томе, после очередного удачного сражения, когда Кутузов обращается к солдатам с речью, Толстой пишет: «вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек».

В Наполеоне же Толстой не видит доброты. Это подчеркивается тем, что император обладает некими привычками, которые, по мнению автора, противоестественны, и даже гордится ими. Например, Наполеон «рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения».

Толстой пишет, как Болконский, лежа раненым на поле боя, видит Наполеона за этим занятием и отмечает, что князь Андрей «знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками». В этой сцене Наполеон теряет для Болконского свою значимость и представляется лишь песчинкой под этим огромным небом Аустерлица. Это правда жизни, которая открылась князю Андрею на грани жизни и смерти.

Кутузова Толстой изображает как мудрого и проницательного человека. На совете в Филях, где все генералы горячились, предлагая способы спасения Москвы, только Кутузов сохранил самообладание.

Толстой пишет, что часть участников дискуссии «как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена», а другие «понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско». В конце концов Кутузов ответил на поставленный столь высокопарным образом вопрос Бенигсена («Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?»), проявив при этом холодность и рассудительность. Толстой показывает, как нелегко главнокомандующему далось это решение: «Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я — приказываю отступление».

Крестьянская девочка Малаша, ставшая волею случая свидетельницей этого исторического события, сочувствует не «длиннополому» Бенигсену, а «дедушке» Кутузову — так Толстой хотел показать, что даже ребенок на каком-то интуитивном уровне чувствует простоту, доброту и искренность Кутузова, сохранившего трезвость рассудка перед лицом провокации.

Толстой в романе приводит еще одну деталь, характеризующую Кутузова как великодушного человека.

Главнокомандующий приезжает в полк осматривать знамена и пленных, но при взгляде на них ему становится их жалко, и он говорит: «пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». После этого на лицах солдат Кутузов «читал сочувствие своим словам».

Толстой пишет, что «сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, — это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком». Это значит, что Кутузов очень тонко чувствовал настроение своих солдат и выразил то, что уже давно понимали и они.

Показывая отношение Наполеона к военнопленным и к военным действиям вообще, Толстой дает ему точную характеристику, которая заключается во фразе самого полководца перед битвой: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра», то есть Наполеон сравнивает битву с шахматной партией, а людей, соответственно, с фигурами на доске, которыми игрок может распоряжаться согласно своим желаниям.

Кутузов же, по словам Болконского, «понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое», то есть понимает происходящее вокруг него совершенно иным образом.

Кутузов осознал всю полноту значения слов «Отечественная война» и таким образом снискал расположение простых солдат.

Толстой задается вопросом, как Кутузов «так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?», и сам на него отвечает: «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».

В романе Кутузов ставит на первое место гуманистическую идею о всеобщем благе, отказываясь при этом от личной славы. И в этом заключается главное отличие его от Наполеона, который достаточно часто задумывается на страницах романа о своем величии.

Образы этих двух исторических личностей на страницах романа позволяют Толстому выразить собственное видение того, каким имеет смысл быть человеку, которого можно назвать по-настоящему великим.

Источник: https://sochynenie.ru/obraz-napoleona-i-kutuzova-v-romane-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию