Сочинение между жизнью и смертью для 11 класса

Сочинение Между жизнью и смертью для 11 класса

Лев Николаевиҹ Толстой как писатель-реалист и как создатель ' романа-эпопеи, то есть романа о жизни целого народа, показывает эту жизнь в разлиҹных ее проявлениях: жизнь в исканиях, в желании приносить пользу окружающим, жизнь ради жизни, жизнь в смирении и бесполезную жизнь людей, мертвых духовно. И смерть у Толстого также неоднознаҹна: это и смерть как составляющая жизни, смерть ради продолжения жизни, смерть-гибель, бессмысленная и неестественная. Одной из целей автора романа Война и мир было показать войну как противоестественное ҹеловеҹеской природе событие, и потому необходимо было показать ужасающие картины гибели сотен, тысяҹ людей. Так погибает Петя Ростов, этот мальҹик, который привык есть ҹто-нибудь сладкое. Война для него была лишь игрой во взрослого. И он умело, самоотверженно играл в нее, преодолевая страх во время поездок в разведку к французам с Долоховым, стараясь показаться всем действительно взрослым и мужественным, стесняясь, но все же проявляя свою доброту, жалея пленного французского мальҹика Весеннего, по-детски сҹитая всех вокруг добрыми людьми. Но эта игра лишила его жизни. Поэтому его смерть так трагиҹна и нелепа. Толстой показывает нам жизнь и смерть людей из народа. Он изображает великую покорность и смирение простых людей. Они идут на смерть, подҹиняясь приказу, и убивают других, и погибают сами во время бессмысленной кампании 1805-1807 годов. Любая гибель людей, даже посвященная освобождению Отеҹества, противоестественна ҹеловеҹеской природе. Тем более люди, во власти которых находятся жизни тысяҹ людей, бесҹеловеҹны. Для них подҹиненные — лишь пушеҹное мясо. Именно так относится к своим солдатам Наполеон. Для него война ассоциируется всего лишь с шахматной партией. Шахматы расставлены, игра наҹнется завтра,- произносит он накануне кровопролитней-шего сражения. В своем романе Толстой любил мысль народную. Эта мысль наиболее ҹетко отражена в образе Платона Каратаева, круглого, доброго ҹеловека из народа, жизнь которого естественна, гармониҹна. Он ни к ҹему не стремится, радуясь каждой минуте. Но поҹему эта покорная, согласная со всеми обстоятельствами, естественная жизнь должна была неестественно прерваться? Ослабевшего от голода Платона пристреливает у дороги, в грязи, французский конвоир. Невольно возникает вопрос: за ҹто? Поҹему? Поҹему этот любимый, идеальный для Толстого герой так некрасиво, непоэтиҹно, будниҹно и поэтому так ужасно уходит из жизни? Такова война, во время которой все нормальные, естественные ҹеловеҹеские ҹувства извращены, вывернуты наизнанку, и ҹеловеҹеская жизнь перестает быть ценностью. Интересно, ҹто Толстой показывает крупным планом не только Платона Каратаева, но и другого представителя народа, убийство для которого стало нормальным, будниҹным делом. Это Тихон Щербатый, самый нужный ҹеловек в отряде Денисова. Его посылают на самые рискованные я опасные задания, он убивает врага, не задумываясь, даже за сапоги. Тихон приспособился к жестокости войны, став таким же жестоким. Жизнь и смерть дворян несколько отлиҹается от жизни и смерти простого народа по множеству приҹин. Помимо возможности жизни физиҹеской, Толстой наделяет их жизнью духовной. Но лишь луҹшие представители дворянства используют эту возможность жить духовно, мыслить, анализировать собственные поступки. И именно герои самосовершенствующиеся, ищущие, выглядят естественно, именно их Толстой сближает с народом. Таковы Наташа, пляшущая русский танец у дядюшки, Пьер, познающий настоящее сҹастье в жизни, близкой к жизни простого народа, когда просто надо жить, надо любить, надо верить. В Платоне Каратаеве Пьер принимает все, но, как. ҹеловек мыслящий, все же не соглашается с его смирением, ищет пути изменения жизни не столько своей, сколько жизни других людей, ҹто и должно его привести (по замыслу автора) на Сенатскую площадь. Духовно жил и князь Андрей. В своих поисках, в своем стремлении быть вполне хорошим он совершил немало ошибок, но мы прощаем их ему, потому ҹто сам он осуждает себя гораздо больше, ҹем это мог бы сделать кто-то другой. За это Толстой любит своего героя, он раскрывает перед нами последовательно процесс изменения отношения его к жизни, прослеживает диалектику души. Снаҹала на поле Аустерлица князь Андрей осознает все ниҹтожество своего стремления к славе, потом, после смерти жены, которой он хотел посвятить оставшуюся жизнь, он отҹаивается, а после встреҹи с Наташей в Отрадном вновь осознает необходимость жизни для других. Но жизнь его как бы подходит к логиҹескому завершению, когда, смертельно раненый, он понял, осознал, ҹто смысл жизни в божеской любви ко всем людям: к врагу, к Анатолю, к Наташе и к каждому ҹеловеку. Он как бы вновь полюбил Наташу другой, более ҹистой любовью… Внутри него как бы возникло противореҹие между жизнью и смертью, и потому, в отлиҹие от своего отца, умиравшего естественной смертью, ради продолжения жизни, ставшего более ласковым по отношению к доҹери, с которой всегда был сух и строг, князь Андрей ожестоҹился перед смертью, отдалился ото всех, он был уже не с живыми. Смерть в молодом возрасте постигла и Элен, но эта смерть не вызывает даже сожаления, потому ҹто, как дитя света, искусственного, лицемерного и лживого, и потому ненавистного Толстому, она была давно уже мертва духовно; на протяжении всего романа она ни разу не проявила ни одного ҹеловеҹеского ҹувства, оставаясь мраморно-холодной как внешне, так и внутренне. Всех своих положительных героев Толстой подвергает разлиҹным испытаниям. И одно из них — испытание смертью, приҹем не только смертью самого героя, но и смертью близких ему людей. После смерти жены князь Андрей ҹувствует себя виноватым и вновь задумывается о смысле жизни. Каждый раз, ҹувствуя смерть, он все более осознает смысл жизни. Наташа, ухаживая за князем Андреем и за матерью после смерти Пети, проявляет все свои луҹшие каҹества: она отдает свои жизненные силы близким, совершенно забывая о себе. Пьер присутствует при казни, и лишь слуҹайность спасает ему жизнь. В этот момент и он, и Даву поняли на короткий миг, ҹто они братья. Смерть Каратаева, с которым Пьер сроднился в плену, также заставляет его задуматься о смысле жизни, о своей духовной свободе. Но, зная, ҹто нехорошо радоваться смерти ҹеловека, он все же испытывает естественное ҹувство радости по поводу смерти Элен. Итак, жизнь и смерть представлены в романе Л. Н. Толстого Война и мир в разлиҹных формах. Основным авторским приемом на протяжении всего романа является антитеза. И главным противопоставлением является противопоставление жизни и смерти. Даже в заглавии романа это видно: война несет людям страдания, горе, смерть, а мир — радость жизни. Принято отождествлять войну со смертью, а мир с жизнью, но в реальной жизни все не так однознаҹно, и потому в своем романе автор противопоставляет также естественную смерть ради продолжения жизни и противоестественную ҹеловеҹеской природе смерть на войне; жизнь естественную простых людей и луҹших представителей дворянства жизни мертвых духовно людей света. Толстой выдвигает главный жизненный принцип: Надо жить, надо любить, надо верить.

Сочинение Между жизнью и смертью для 11 класса

Сочинение на тему Тема жизни и смерти в романеТолстой Л. Н. Стр. 1

Сочинение Между жизнью и смертью для 11 класса

Сочинение на тему Тема жизни и смерти в романеТолстой Л. Н. Стр. 2

Сочинение Между жизнью и смертью для 11 класса

Сочинение на тему Тема жизни и смерти в романеТолстой Л. Н. Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171tema-zhizni-i-smerti-v-romane187

Итоговое сочинение для 11 класса "Равнодушие", "Почему любовь сильнее смерти", "В чем состоит счастье"

Почему любовь сильнее смерти?

    Любовь… вспышка света и горсть звёздного сияния, наполняющая смыслом жизнь обыкновенного человека. Яркая, как раскалённое солнце. Нежная, как мерцающий лунный блик. Глубокая, как бездонный океан. Великая, как бескрайнее весеннее небо.  И все-таки любовь важнее, чем сама жизнь, чем смерть. Может, она сильнее смерти? Почему?

    Любовь–это сила, которая спасает не только человека,  но и всё человечество от нравственного вырождения. На такую любовь способны далеко не все. Она благословляет только лучших из людей, только людей неисчерпанной душой, с добрым, отзывчивым сердцем. Любовь—это не просто красивые слова.

Любовь — это великий труд: ежедневный, упорный, иногда даже слишком тяжелый.  Наверное, потому, что любящий человек способен на многое: он может свернуть горы, построить великолепные здания, совершить подвиг. Он полностью отдает самого себя этому чувству. У него меняются взгляды на жизнь.

     В литературе мы найдем немало примеров, доказывающих это. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой романа не признавал любовь как высшее чувство. Для него любовь-это инстинкт, рефлекс. Встреча с Одинцовой нарушает его внутреннее состояние, настроение. В герое нарастает «бунт» против самого себя.

Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому душевному кризису. Убеждения нигилизма вступают в противоречия с его человеческой сущностью. В этот момент герой больше не видит цели, смысла жить. Случайное заражение тифом привело к смерти его тела, но не души, душа в нем давно уже умерла, не сумев пройти испытание любовью.

 В своем романе И.С.Тургенев утверждает, что человеческая природа предназначена для того, чтобы любить, восхищаться, чувствовать, жить полной жизнью. Отрицая всё это, человек сам себя обрекает на смерть. А ведь именно И.С.Тургенев в своем стихотворении в прозе «Воробей» утверждает: «Любовь …. сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

    Тема любви, настоящей, возвышенной, идеальной, не требующей ответа и награды, звучит во многих произведениях А. И. Куприна. Именно любовь, по твердому убеждению писателя, делает человека сильным, решительным, смелым, благородным.

Она помогает преодолеть любые преграды и невзгоды, помогает сопротивляться несправедливости и жестокости, которые так часто встречаются в жизни, сопротивляться бездуховности окружающего мира, общепринятой обывательской морали  общества.

Сопротивляться и побеждать — пусть даже ценой собственной жизни. 

    Особенно впечатляет и волнует история романтической любви, описанная в рассказе «Гранатовый браслет».

Как обычно в произведениях Куприна, эта любовь заканчивается трагически — не найдя понимания в сердце любимой женщины — гордой и прекрасной княжны Веры, требующей «прекратить как можно скорее» навязчивые ухаживания, Желтков находит единственное возможное для себя решение — уходит из жизни. Уходя, этот человек говорит: «Да святится имя Твое».

Эти слова звучат как гимн любви, гимн величию человеческой души, гимн самой жизни. Герой умирает, но чувство его живо. До последней минуты Желтков остается сильным, безмерно любящим и благодарным жизни. Его любовь оказалась «сильна как смерть». Она оказалась даже сильнее смерти.

    Любовь способна превратить боль в радость; страдание – в счастье; презрение — в сострадание; тьму – в свет.. . И хочу верить, что мы обязательно найдем то, что ищем, когда найдем — испытаем, встретим ту единственную, настоящую, истинную любовь, которая способна победить все. Даже смерть! 

Сатдарова Илюся, ученица МБОУ «Татарско-Баганинская СОШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/03/01/itogovoe-sochinenie-dlya-11-klassa-ravnodushie

«Между жизнью и смертью». (Нравственный выбор человека на войне.)

Война…По словам Л.Н.Толстого, «противное человеческому разуму событие…» Она несет горе и страдания, разрушения и смерть…О войне писали наши классики: М.Лермонтов и Л.Толстой, М.Шолохов и И.

Бабель, В.Астафьев и К.

Воробьев…Как же много вопросов задает она, война, не только писателям и публицистам, но и всему человечеству! Главный из них: как выживают люди, находясь между жизнью и смертью?

Когда в жизнь мужчины врывается «ужасное, кровяное, как закат», слово «война» — это страшно. Неизмеримо страшнее, если оно вторгается в жизнь женщины. О судьбе одной из них повествует писатель Даниил Гранин в повести «Клавдия Вилор».

Необычность героини вижу во всем: в имени, в профессии, поведении в  бою и в плену. Начну с имени «Вилор», которое означало «Владимир Ильич Ленин — Организатор Революции». Это имя Клавдия придумала сама. Ей очень нравилось носить звучную революционную фамилию, да и дети будут гордиться!

Столь же необычно дело, которое исполняет Клавдия Денисовна в годы войны. Вилор – женщина-политрук пехотной роты, смелая и сильная, гордая и независимая.

Она не использовала никаких офицерских привилегий: вместе с друзьями – однополчанами Клавдия  делала все то, что делали солдаты и командиры рот и взводов на всех фронтах. Никто не стремился облегчить ее жизнь, да и Вилор не приняла бы никаких поблажек.

Она была как бы совестью солдат: под взглядом этой женщины они изо всех сил изображали бравых гусар. А где черпала силы она сама? В вере в свою страну, вере в победу!

 Сложна судьба Клавдии Денисовны и ее курсантов: раненная в обе ноги, попав в плен, она проходит страшные испытания, доказывает, что имеет право называться политруком и носить такую дорогую для нее фамилию.

Каждый день на войне и в плену  Вилор помнит о своем долге: она была политрук, а вокруг нее были люди, были бойцы, пусть военнопленные, но все равно бойцы. Командир – тот без своей части перестает быть командиром, а политрук всегда остается политруком.

Читайте также:  Сочинение по творчеству салтыкова-щедрина

Звание политрука давало силы, словно звало на борьбу.

Задумываюсь, могла ли Клавдия Денисовна спрятаться за спины своих бывших курсантов? Могла ли еле ковыляющая на ногах пленная попросить помощи? Конечно, могла! Но тогда она не была бы Клавдией Вилор! Окружавшие ее люди порой не понимали, зачем эта еле ходившая на простреленных ногах женщина, словно кликуша, дразня немцев и полицаев, выкрикивает: «А Сталинград-то держится!» Между жизнью и смертью Клавдия Денисовна была готова выбрать смерть, но не покорность фашистам! Ни удары, ни побои не смогли испугать Вилор, потому что стоящий насмерть Сталинград был ей опорой: в героизме защитников этого города она черпала свое мужество. И такое поведение женщины-политрука было ее выбором!

Страшна и велика судьба Клавдии Денисовны Вилор. Не какой- то один поступок, а вся судьба ее – дорога на Голгофу, страшная дорога между жизнью и смертью, которую стойкая женщина успешно преодолеет. И в этом ей помогут  совесть комиссара и стойкость русской женщины.

Даша

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-sochinenie/voprosy-zadannye-chelovechestvu-vojnoj/1443-mezhdu-zhiznyu-i-smertyu-nravstvennyj-vybor-cheloveka-na-vojne

Сочинение на тему О смысле жизни 11 класс

О смысле жизни во все времена задумывались философы, писатели, поэты. А. С. Пушкин в своём стихотворении задавал вопрос:

Дар напрасный, дар случайный

Жизнь, на что ты мне дана?

В этих строках мы слышим, как поэт пытается найти ответ на тот же вопрос, который всегда интересовал прогрессивное человечество. Сегодня нам известно, в чем заключался смысл жизни Пушкина. Конечно же, это великие произведения, которые живут в веках. Часто случается так, что то, что кажется совершенно непонятным, становится ясным лишь спустя годы, а то и столетия.

Поиск смысла жизни волнует каждого человека, кого-то раньше, кого-то позже. Разными бывают причины, вызывающие этот вопрос, да они, по сути, и не столь важны.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Гораздо важнее, какой ответ найдет человек на свой вопрос, ведь от этого будет очень многое зависеть.

В древние времена люди тоже искали смысл жизни. Много объяснений находили они, и все они были совершенно разными. Христиане видели смысл жизни в служении Богу, мудрецы античности — в служении родине.

А ещё совсем недавно правители считали, что смысл жизни заключается в общественно-полезном труде. Есть ли истина в этих утверждениях? Разумеется, доля истины содержится в каждом из этих суждений.

Но вопрос остается открытым до сих пор.

Возможно, жизнь дана нам для того, чтобы выполнить свою миссию, которая у каждого человека своя. Необходимый минимум заключается в простых вещах, известных с давних времен: строительство дома, посадка дерева и рождение сына.

В этом минимуме содержится великая мудрость, ведь каждое из этих дел позволяет осуществиться человеческому продолжению.

Так, дом – творение человека, которое будет напоминать о нем много лет спустя, в этом доме будут рождаться дети, расти новые поколения, начало которым будет положено человеком. Дерево тоже свидетельствует о жизни человека.

Под сенью его ветвей спокойно и комфортно, дерево будто охраняет мир и лад на земле. Сын же станет, в свою очередь, тем человеком, который тоже построит дом, посадит дерево и вырастит сына, то есть станет основателем нового поколения. И эта цепь будет неразрывна.

Немного пройдет времени, и новое поколение будет задавать себе вопрос: «С какой целью живу я на земле? Зачем мне жизнь дана?».

И каждый найдет свой ответ на этот вопрос. Наверное, в этом и есть глубокий смысл человеческого существования.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3535

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=3535

Сочинение на тему: ЖИЗНЬ ИЛИ СМЕРТЬ — ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО

Жизнь и смерть — начало и конец человеческого суще­ствования. Со временем седой древности народы мира со­храняют представления о том, что смерть — это мета­морфоза.

Паши далекие предки не верили в естественную неизбежность смерти. Они уподобляли смерть жизни. Вер­нее, смерть представлялась им своеобразной границей, за которой начиналась новая жизнь в ином мире.

А раз после смерти жизнь обязательно будет иметь продолжение, то человек не боялся смерти.

Земная жизнь представлялась нашим предкам одним из многих звеньев в длинной цепи всех умерших предков.

Они поддерживали постоянную связь с ними на протяжении своей жизни, а потому земная жизнь их самих имела для них иную ценность и иной смысл. Она представлялась как бы переходным периодом от рождения до смерти.

Наверное, именно поэтому наши предки серьезно верили в неотвра­тимость своего возвращения или, как говорят сейчас, пе­ревоплощения в новом облике.

По поводу жизни и смерти в русской литературе Д.

Мережковский однажды заметил: «Русская литература, которая в действительности вытекает из Пушкина и сознательно считает его своим родоначальником, измени­ла главному его завету: “Да здравствует солнце, да скро­ется тьма!”… Шестидесяти лет не прошло со дня кончины Пушкина — и все изменилось.

Безнадежный мистицизм Лермонтова и Гоголя; самоуглубление Достоевского, похо­жее на бездонный, черный колодец; бегство Тургенева от ужаса смерти в красоту, бегство Льва Толстого от ужаса смерти в жалость — только ряд ступеней, по которым мы сходили все ниже и ниже, в “страну тени смертной”».

Трудно не согласиться с Д. Мережковским в том, что А. Пушкин действительно самый светлый, жизнерадост­ный и оптимистичный русский писатель.

Простым, веселым и менее всего походившим на суро­вого философа описывает поэта русская мемуаристка и хозяйка литературного салона А. Смирнова. Она говорит, что А.

Пушкин — «маленький, подвижный, с безукоризнен­ным изяществом манер и сдержанностью светского, чело­века, с негритянским профилем, с голубыми глазами, кото­рые сразу меняли цвет, становились темными и глубокими в минуты вдохновенья».

Он любил обрывать смехом, шут­кой или эпиграммой тихие скучные беседы. Он умел зара­жать своим смехом всех.

Этим жизненным задором и веселостью проникнуты и сказки, и стихи, и эпиграммы, и письма к друзьям, и «Евгений Онегин».

Но истинная цена человеческой мудрости проверяется отношением к смерти. А о ней А. Пушкин говорит всегда спокойно — как обычно говорят люди, близкие к приро­де, живущие в согласии с природой:

  • День каждый, каждую годину Привык я думой провожать,
  • Грядущей смерти годовщину Меж них стараясь угадать.
  • Однако каждодневные мысли о смерти не вызывают в душе поэта горечи и печальной тоски, не нарушают душев­ной ясности.

Истинный патриот России, А. Пушкин и после смерти хотел бы остаться им, и почивать он хотел бы «ближе к милому пределу».

  1. При всем своем оптимизме и жизнерадостности поэт все же не склонен отрицать неизбежное. Он принимает смерть — но с непременным благоговением перед жизнью:
  2. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть,
  3. И равнодушная природа Красою вечною сиять.

На этой странице искали :

  • между жизнью и смертью сочинение
  • сочинение на тему между жизнью и смертью
  • сочинение между жизнью и смертью
  • сочинение на тему смерть
  • сочинение на тему жизнь и смерть

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-zhizn-ili-smert-tretego-ne-dano.html

Сочинение жизнь и смерть

Люди часто задается разными вопросами, но не всегда получают ответ. Например, нам в сочинении предстоит поразмышлять о жизни и смерти. Это извечные вопросы, волнующие не только философов, историков, литераторов, деятелей культуры, врачей и ученых.

Они интересуют и простых людей, поэтому они иногда задумаются об извечной триаде, представленной в формуле: жизнь — смерть — бессмертие. Всем хочется понять смысл существования, узнать, что нас ждет после смерти, есть ли бессмертие.

Люди стараются найти ответы, поэтому проблема жизни и смерти актуальна не только в сочинении, но и в жизни. В сочинении жизнь и смерть, мы также постараемся разобраться в этой теме.

Сочинение на тему жизнь и смерть

Какая философия жизни и смерти? Существует ли бессмертие? Есть ли жизнь после смерти? Это действительно сложные вопросы, и однозначного ответа здесь нет.

В нашем представлении жизнь и смерть — это соответственно начало и конец существования. Но, согласитесь, не каждому хочется, чтобы его жизнь закончилась, поэтому люди и стали задаваться вопросом, а существует ли бессмертие. И большинство в него верят. Многие считают, что после смерти жизнь только начинается, и мы попадаем в вечность.

Поэтому и звучат высказывания известных людей, Платоновская метафора, что жизнь это сон, или жизнь — настоящая бездна зла, как считали в Древнем Египте. Марк Аврелий говорил, что жизнь это путешествие по чужбине, а Шекспир и вовсе писал, что жизнь — это повести глупцов, они наполнены яростью и лишены смысла.

Возможно все они правы, но для меня жизнь бесценна и у нее есть смысл.

Ее драматизм в том, что рано или поздно наступает конец, но об этом лучше не думать. Нужно наслаждаться тем, что мы получили возможность жить здесь и сейчас, складывать по кирпичикам свою жизнь.

В чем ее смысл? Кто-то видит смысл в семье и детях, кто-то — в карьере и саморазвитии, для кого-то жизнь — это добрые и благотворительные дела. А как же смерть? Ведь ее избежать не получится, но и думать постоянно о ней не нужно, ведь так мы пропустим все яркие краски нашей жизни. Как сказал мудрец Эпикур, смерть нас не касается.

Пока мы живем, она в жизни не присутствует, а когда смерть будет присутствовать в нашей жизни, тогда мы уже не будем существовать.

Говоря о жизни и смерти, хочется затронуть в нашем сочинении и тему бессмертия. Есть ли оно? Неизвестно. Можно лишь верить в то, что наша душа попадает в иные миры, где ее жизнь продолжается. Я же верю в более практичные вещи, поэтому считаю, бессмертие заключено в тех вещах, которые мы оставляем после себя.

Например, мы можем построить дом, вырастить цветы, написать стихи или издать книгу. Когда другие поколения будут срывать фрукты в вашем саду в эту минуту вы будете живы.

Вот в этом и кроется наше бессмертие, и когда-то сам Пушкин озвучил эту мысль: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет… И славен буду я, доколь жив будет хоть один пиит.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-zhizn-i-smert.html

Примерные сочинения для 10-11 классов "5 сочинений"

  • В чем художественная роль капитана Тушина
  • в романе «Война и мир»?
  • «Война и мир», по мысли его автора Льва Николаевича Толстого, – в первую, народный роман ведь батальные сцены и описание полководцев также подчинены образной системе изображения обычных людей.

Главные герои – это люди из высшего сословия, но многие литературоведы считают, что простой русский народ, который сыграл немаловажную роль в ходе исторических событий, у Толстого – это главный персонаж полотна эпопеи.

Именно обычные люди такие, как капитан Тушин, защищали свою страну самозабвенно, справлялись с огромными армиями врагов. Исторические события, война в частности, это как катализатор лучших и худших качеств людей, и народ проявил себя героически, самоотверженно, стойко.

Скромных и ответственных людей из народа встречалось мне немало на страницах романа. Однако больше всего меня поразил капитан Тушин. Он был человеком войска, отзывчивый и добрый: «…глядел большими, умными и добрыми глазами…», «…доброе, умное лицо его было несколько бледно…».

Его любили солдаты, он мог обедать и спать с ними наравне, распевать боевые песни и сочинять бодрящие шутки. Капитан выполнял свой военный долг достойно, профессионально, преданно.

Во время Шенграбенского сражения капитан Тушин и его батарея оказываются под обстрелом французов. Но Тушин не бежит с поля боя: «…

Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов…» (в этом сражении Тушин потерял руку).

Он следовал по пути веры и силы духа и вел за собой солдат, это один из лучших примеров руководителя, воина и защитника России.

Почему, как вам кажется, всё же умирает «несмертельно» раненный князь Андрей

Князь Андрей умирает на руках Наташи, это горе ей под силу пережить и осознать, как и горе от смерти любимого брата и болезнь матери и многие беды войны.

Андрей Болконский представлен в романе как противоположность Наташе Ростовой, это идеалист, думает о возвышенном, о славе.

Читайте также:  Чудесный доктор - сочинение по произведению куприна 6 класс

В отличие от Наташи, он не чувствует характеры и настроения других людей, но тянется к чуткой и внимательной Наташе, влюбляется в ее непосредственность, ему не достает этой гармонии с миром, какая есть у героини.

Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах.

После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь.

И счастье есть только отсутствие двух этих зол», — утверждает герой.

Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть.

Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», — говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице.

Он умер счастливым человеком. Толстой не повернул сюжетную линию и не спас героя лишь потому, что герой достиг своего развития, совершенствования. Образ Андрея Болконского для меня важен: я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных обстоятельств, судеб других людей.

Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал Болконский.

Наташа Ростова и Марья Болконская: опыт сопоставления

Лев Николаевич Толстой – признанный гений жанра исторической эпопеи. Более всего миру запомнились его женские образы и милый идеал – Наташа Ростова. Когда вспоминаешь этот образ, на ум приходят слова-ассоциации «…что есть красота…сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» из стихотворения «Некрасивая девочка» Н.

Заболоцкого или русская поговорка «Не родись красивой, а родись счастливой». Тема духовной красоты проходит красной нитью в романе Толстого. Читая произведения, невольно начинаешь сравнивать себя и своих близких с героями этого творения Льва Николаевича.

Женский образ как идеал является лейтмотивной составляющей всей русской литературы, стоит вспомнить и Татьяну Пушкина, и русскую женщину Некрасова, и Наташу Ростову.

Она обворожительна… Именно так характеризует Пьер Безухов свою будущую жену.

И мы, читатели, не можем точно дать характеристику Наташи Ростовой, потому что она прекрасна в своей непосредственности, открытости, доброте.

Хотя в ее душе есть и темная сторона, но это просто забавные проступки, желание понять себя и свое место в жизни, вспомним, что Андрей Болконский говорил о Наталье: «Наталья, грациозный поэтический бесенок…».

Образ Наташи Ростовой является центральным, вокруг него зиждутся остальные образы, некоторые вместе с ней эволюционируют в своем духовном росте, некоторые противопоставляются по ряду нравственных признаков.

Мария Болконская дополняет образ Наташа Ростовой, так как обладает рядом качеств, схожих с главной героиней. Даже самые красивые платья не могли скрыть «некрасивость» героини: «нехорошо было не платье, но лицо и вся фигура княжны».

Из-за внешнего вида Марьи Болконской никто из девушек даже не думал соперничать с ней: «Ей уродовать себя нечего – и так дурна».

Несмотря на «некрасивость всего лица», княжна Марья имеет красивые, «большие, глубокие и лучистые» глаза, которые «делались привлекательнее красоты». В этих глазах, делающих все лицо «прекрасным», были «и любовь, и грусть».

Марья Болконская не умела кокетничать, как это делали другие девушки. Она не умела играть. Княжне Марье чуждо общество, в котором ценится лишь внешний облик, а на внутренние качества никто не обращает внимания.

Княжна Марья была «кроткой и робкой» девушкой, однако сразу казалась всем «старым другом». Для героини свойственно милосердие. Она заботится о своем племяннике, который так рано потерял своего отца.

Семья для княжны Марьи имеет большое значение, она всю жизнь заботилась об отце и мечтала о любящем муже и детях. То, о чем она мечтала, воплотилось в жизнь: она обрела счастье с Николаем Ростовым. Искренность – вот что подчеркивают другие люди, когда говорят о княжне.

Героиня не способна на обман и предательство. Мария религиозна и также патриотична, как Наташа.

Если Наташи – это радость и свет жизни, то Мария – спокойствие и благочистивость. Обе героини достойные женщины века и всей нации, лучшие образ Толстого и мировой литературы.

Если допустить, что человеческая жизнь может управляться разумом, то уничтожится возможность жизни?

«Если допустить, что человеческая жизнь может управляться разумом, то уничтожится возможность жизни»? – задается автор этим вопросом в финале романа.

В романе «Война и мир» показаны два вида героев – расчётливые и чувственные.

  Итак, если герои руководствовались только лишь разумом, то многого бы не произошло, они были бы лишены той жизни и не постигли бы того познания и саморазвития.

Если бы Наташа действовала только разумом, то она бы не была той жизнерадостной и озорной девушкой, которая так привлекла Болконского. Она бы не допустила даже мысли о побеге с Курагиным.

Толстой рисует нам образ нежный, страстный и противоречивый, используя пастельные тона и контраст кожи и волос, глаз, говоря постоянно о ее грациозности и смелости, решительности и желании любить и быть любимой – это и есть идеал русской женщины Льва Николаевича Толстого. В этом образе, как в других смесь разумности и чувств.

Если бы не было чувств, то не было бы и эволюции характеров героев, и их духовного роста. На примере главной героини, которая живет добром, сердцем, чувствами, Толстой убедил читателей, что сердце – это путь к разуму и гармонии.

В образе Наташи Толстой показал сложный путь становления истинной женщины. Этот путь был тернист, ведь столько соблазнов и неискренности было в нем. Но Натали Ростова справилась и осознала зерно жизни. Поняла, что действительно важно для нее и ее семьи, для ее Родины.

Эта непосредственная, полная жизни девушка удивительно тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусства, природы. Толстой связывает необычайность Наташи с влиянием на ее воспитание и развитие народной среды.

Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому и к простым людям, и к народным обычаям, песням, обрядам.

Наташа Ростова стала культовым, мировым образом литературы, наряду с Элизабет Беннет, Скарлетт О’Харой, госпожой Бовари.

Толстой возвел новый образ женщины, который и сегодня является самым идеальным для мужчин и таким необходимым для России.

Какой рассказ А.П. Чехова вам нравится больше всего и почему?

Антон Чехов – мастер жанра рассказа. Его произведения лаконичны, философичны и в то же время показывают обычные житейские истории, которые под час бывают на грани жизни и смерти.

Именно так вышло с главным героем рассказа «Смерть чиновника».

На мой взгляд, в современном социуме подобных бытовых историй можно встретить немало, этот рассказ учит быть бдительнее к себе, прислушиваться к своим страхам и осознавать их, анализировать свою жизни и приоритеты. Как часто многие забывают об этом и попадают в трагические обстоятельства, внезапно уходя из жизни, или случается смерть по неосторожности.

Идея рассказа в том, чтобы увидеть в себе симптом чинопочитания и извести его на корню – именно для этого Чехов преувеличивает многие важные детали в повествовании, использует иронию с гротеском. Проблемы общества, современного автору, выплыли наружу, остро и злободневно, в коротком жанре рассказа.

Не менее для меня были интересны и выразительные средства рассказа. Для усиления выразительности текста автор использует говорящие фамилии. Брюзжалов – от слова «брюзжать», то есть ворчать. Червяков – от слова «червь», то есть фамилия берет свое начало от ничтожного и слепого животного.

Значит, герой подразумевается автором, как жалкое, беспомощное насекомое.

Причиной смерти чиновника, наступившей от сильных переживаний после того, как он был выгнан статским генералом, стали его собственные душевные качества. Его природная трусость – это, по моему мнению, главное отрицательное качество, которое и сегодня мешает человеку развиваться и совершенствоваться.

Источник: https://infourok.ru/primernye-sochineniya-dlya-10-11-klassov-5-sochinenij-4037643.html

Тема жизни и смерти в прозе и. а. бунина

11 класс

Сочинения по русской литературе

Тема жизни и смерти в прозе и. а. бунина

Жизнь и смерть — вечные темы искусства, к ним возвращались и будут возвращаться писатели, особенно в кризисные, переходные эпохи, каким был рубеж Х1Х-ХХ веков в России. В прозаическом творчестве И. А. Бунина особенно напряженно звучат эти темы.

Всякое подлинное искусство утверждает, что жизнь прекрасна. Проза И. А. Бунина в этом плане не исключение. Жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, в каждой мелочи чувствуется биение ее пульса. Именно поэтому самое любимое бунинское слово — «свежесть».

Например, в рассказе «Антоновские яблоки» читаем: «свежее утро», «свежие озимые», «свежий лес». Свежесть означает прежде всего физическое здоровье. Плодоносящая, здоровая жизнь — вот высшее земное благо.

И «праздник осени» в «Антоновских яблоках» — это праздник всей жизни.

Однако в прозе И. А. Бунина жизнь и смерть не противоположны друг другу. Органичность, естественность жизни — залог достойной смерти. Например, рассказ «Сосны» повествует о смерти крестьянина — охотника Митрофана.

Все в нем рождает ощущение внутренней гармонии и нравственного здоровья: и коричневое лицо с бирюзовыми глазами, и то, как он входит в комнату, наполняя ее свежестью лесного воздуха. Перед смертью на предложение съездить в больницу он отвечает: «За траву не удержишься».

Его несуетность, внутренняя величавость сродни вечной природе. Он вышел из нее и ушел в нее, и могильный холм, укрывший его прах, видится писателю «думающим и чувствующим».

А в рассказе «Господин из Сан-Франциско» отношение к смерти становится критерием состоятельности жизни.

Смерть миллионера в сюжете рассказа — единственное важное событие, она описана очень детально, и главное ощущение, которое вызывает это описание, — безобразие.

Герой умирает, как животное, потому что у него нет внутренней готовности к концу. В отношении к смерти раскрываются и другие персонажи. Смерть воспринимается ими как досадное происшествие. По И. А.

Бунину, человек только тогда чувствует силу и богатство жизни, когда ощущает неизбежность смерти.

В прозе И. А. Бунина любовь становится точкой пересечения жизни и смерти. Писатель находит таинственную связь между ними. Чем пессимистичнее смотрит он на жизнь, тем чаще любовь в его изображении подводит человека к последней, роковой черте — к смерти.

Любовь и смерть соединяются в самой человеческой судьбе, где, по мысли писателя, происходит неизбежная расплата за счастье. Например, рассказ «Натали» обрывается неожиданной смертью героини, но надолго остаются в памяти ее слова: «Разве бывает несчастная любовь?..

Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» Жизнь и любовь побеждают смерть.

А. Твардовский назвал И. А. Бунина «по времени последним из классиков русской литературы». Это определение означает не только силу слова и гармонию формы, присущие писателю. Своим великим предшественникам он соответствовал глубоким философским осмыслением темы жизни и смерти, их неразрывной связи и непостижимой тайны.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/522.html

"Между жизнью и смертью" — сочинение (11 класс)

Метки:11 класс с аргументамивойнасмерть Школа №9 ученику Рейтинг 3.40 [10 Для школы] Что можно описать Метки:11 класс с аргументамивойнасмерть Школа №9 ученику Рейтинг 3.

40 [10 школьный портал] Что можно описать словосочетанием «между жизнью и смертью»? Мне кажется, оно как нельзя лучше отображает существование человека на войне Мeтки:

Оцeнитe сочинeниe: 1 1 1 1 1 Рeйтинг 3.40 [10 моя тема]

Что можно описaть словосочeтaниeм «мeжду жизнью и смeртью»? Мнe кaжeтся, оно кaк нeльзя лучшe отобрaжaeт сущeствовaниe чeловeкa нa войнe. К большому сожaлeнию, чeловeчeство прошло чeрeз множeство войн, были пролиты рeки крови и зaгублeно огромноe количeство жизнeй.

Писaтeль Ю. Бондaрeв, нaпримeр, нaзывaл войну нeeстeствeнным способом рeшeния конфликтов, и я склонeн с ним соглaситься. Люди нe должны убивaть друг другa, всeгдa сущeствуeт мирный путь, только eго нужно воврeмя рaзглядeть. Политики, к сожaлeнию, нe всeгдa могут это сдeлaть, что приводит к бeссмыслeнному кровопролитию.

Однaко стоит зaмeтить, что войнa чaсто открывaeт в людях скрытыe чeрты хaрaктeрa, о которых они и сaми нe догaдывaлись. В критичeскиe момeнты проявляются смeлость, доблeсть, отвaгa и сaмопожeртвовaниe.

Конeчно, нeкоторыe дeмонстрируют прямо противоположныe чeрты: прeдaтeльство и трусость. Но тaких людeй мeньшинство.

Когдa нaходишься мeжду жизнью и смeртью, у тeбя просто нeт иного выборa — приходится рaботaть нa износ и выдaвaть мaксимум, чтобы зaщитить то, что тeбe дорого: свой дом, свою зeмлю, своих близких.

Читайте также:  Какие качества раскрывает в человеке дружба? сочинение

Во врeмeнa Вeликой Отeчeствeнной Войны люди коллeктивно совeршили вeличaйший подвиг, покaзaв всeму миру нeвeроятную силу духa, упорство и стойкость. Сaмым ярким примeром сущeствовaния мeжду жизнью и смeртью, нa мой взгляд, являются житeли блокaдного Лeнингрaдa.

Они, дaжe умирaя от голодa и холодa, нe сдaлись, нe позволили врaгу взять город. Мaло что можeт срaвниться с нeвeроятным подвигом этих людeй. Когдa я читaл истории о блокaдe Лeнингрaдa, у мeня нeвольно нaворaчивaлись слeзы. В нaшe врeмя сложно прeдстaвить, кaк тaкоe возможно выдeржaть.

Однaко они нe только выдeржaли, но внeсли свой огромный вклaд в общую побeду.

Войнa – это всeгдa зло, горe и рaзрушeниe. Хужe всeго — что тe, кто рeшaeт ee рaзвязaть, обычно нe рискуют собствeнными жизнями, a отпрaвляют нa бойню других. Нaдeюсь, когдa-нибудь нaстaнeт дeнь и люди поймут, что мирноe сосущeствовaниe знaчитeльно лучшe конфликтов.

Источник: http://www.good-article.ru/11/328-mejdy-jiznu-i-smertu-sochinenie-11-klass

Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация Направления и темы сочинения 2015 Тазиева Л.Ш. — презентация

1 Тематические направления и формулировка тем нового сочинения 2015

2 Критерии оценивания сочинения крит ери я «зачет»«незачет» 1Соответствие теме Содержание сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (отвечает на вопрос, размышляет над проблемой, строит высказывание на основе тезисов, связанных с темой) Сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания 2Аргументация.

Привлечение литературного материала Оценивается умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции Сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или лит. Произведения лишь упоминаются

3 Критерии оценивания сочинения крит ери я «зачет»«незачет» 3Композиция и логика рассуждения Проверяется умение логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательством Грубые логические нарушения мешают пониманию сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть 4Качество письменной речи Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употребляет термины Низкое качество речи, в т.ч. речевые ошибки затрудняют понимание смысла сочинения 5Грамотность Оценка грамотности выпускника Грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки затрудняют чтение и понимание текста

4 Направления тем 1.»Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова). Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю.

Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. 2. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др.

аспектами взаимодействия человека и природы. 3.Вопросы, заданные человечеству войной. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). 4. Спор поколений: вместе и врозь.

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). 5.

Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы)

5 Темы по творчеству М.Ю. Лермонтова «Россия, Русь! Храни себя, храни…» Родина в творчестве М.Ю. Лермонтова «Зачем я жил? Для какой цели родился?» Трагедия судьбы Григория Печорина «И дай вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей » (по произведению М.

Лермонтова Герой нашего времени« «Не верят в мире многие любви…» (М. Ю. Лермонтов) Тема русской истории в поэзии М.Ю. Лермонтова «Беги, красней, презренный человек, тебя, как и других, к земле прижал наш век» (по стихотворению М. Ю.

Лермонтова «Дума») «Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской» (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…» (В. Г.

Белинский) «Печально я гляжу на наше поколенье!» Жизнь скучна без нравственной цели (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений М.Ю. Лермонтова)

6 Какие мотивы лирики Лермонтова я вижу в «Герое нашего времени« «Одинок я, нет отрады…» (По творчеству М.Ю. Лермонтова) Почему одиночество является сквозным мотивом для лирики М.Ю. Лермонтова? Стихийная, конфликтная личность в поэзии М.Ю.

Лермонтова Современное звучание романа «Герой нашего времени» Почему герои Лермонтова, как правило, одиноки? Кто настоящий герой по Лермонтову (на примере анализа романа «Герой нашего времени»)? «Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством». (В.П.

Ключевский). (По творчеству М.Ю. Лермонтова) Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? Пространство поступков в лирике Лермонтова Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Философские вопросы и их решение в поэме М.Ю.

Лермонтова «Демон Что такое для нас Лермонтов

7 Человек и природа в отечественной и мировой литературе «Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» ( Иоганн Вольфганг Гёте) «Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» ( В.

Швебель) «Природа — творец всех творцов» ( Иоганн Вольфганг Гёте) «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, не только не блага, но несомненное и очевидное зло» ( Л.Н.

Толстой) Красота природы Природа в жизни человека «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» ( Антуан де Сент- Экзюпери)

8 Человек и природа в отечественной и мировой литературе Поэзия родной природы Роль природы в жизни человека Благодарная природа и неблагодарный человек «Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» ( Иоганн Готфрид Зейме) Природа — главный помощник человека Борьба человека за чистоту окружающего мира «И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская) «Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)

9 Вопросы, заданные человечеству войной «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин) «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь » (Г.А.

Медынский) «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов) «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю.

Лермонтов) «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А. А. Бестужев-Марлинский)

10 Вопросы, заданные человечеству войной Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни… (по роману Л.Н. Толстого Война и мир) «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В. Г.

Белинский) Подвиг народа в Великой Отечественной войне Тема мужества на страницах русской литературы Любовь и война на страницах русской литературы «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К.

Рерих) «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин)

11 Спор поколений: вместе и врозь «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский). «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон). Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети.

От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский). «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Смысл названия романа «Отцы и дети»

12 Спор поколений: вместе и врозь «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

Дети и детство в русской литературе Современные проблемы детей Любовь и дети Роль семьи в жизни человека «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан)

13 Темы по направлению «Чем жив человек?» «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А.П. Чехов). «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно…» (А.С.Пушкин).

» Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский). «Поэзия — это форма любви» (М.М. Пришвин). «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский). «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).

«Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв)

14 «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский). «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин).

«Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак). «Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков». Нравственные проблемы современных людей. Проблема лени и безволия. «Сильные люди всегда просты» (Л.Н. Толстой).

Почему люди держатся за старое? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).

15 «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский). «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский). Современное понимание термина герой нашего времени. Человек в поисках смысла.

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев). «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский). Социальные проблемы в современной русской литературе. Профессия и призвание…

Могут ли они совпадать? Проблемы молодежи в современной литературе. Поиски счастья в русской литературе.

16 «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь). «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов). «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).

«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский). «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский). «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).

«Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский». «Нет счастья в бездействии…» (Ф. М. Достоевский). «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский). «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский).

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).

17 Список литературы для подготовки к итоговому сочинению Белозёрова Татьяна Юбилей М.Ю. Лермонтова «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Кавказский пленник». «Нет, я не Байрон, я другой…

», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Пророк», «И скучно и грустно». Вопросы, заданные человечеству войной «Слово о полку Игореве», Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Шолохов «Тихий Дон», В.С. Гроссман «Жизнь и судьба», М.А.

Шолохов «Судьба человека», В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание), В.В. Быков «Сотников» (предательство), В.О. Богомолов «Иван» (мужество), А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая», Человек и природа в отечественной и мировой литературе. «Слово о полку Игореве», И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася», А.И.

Куприн «Олеся», М.М. Пришвин «Кладовая солнца», М.А. Шолохов «Тихий Дон», В.П. Астафьев «Царь- рыба», В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой», В.П. Катаев «Белеет парус одинокий», Ч. Айтматов «Плаха», В.М. Шукшин «Заревой дождь». Спор поколений: вместе и врозь. А.С. Грибоедов «Горе от ума», Д.И. Фонвизин «Недоросль», И.С.

Тургенев «Отцы и дети», Л.Н. Толстой «Война и мир», А.Н. Островский «Гроза», А.П. Чехов «Вишневый сад», В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Чем люди живы? И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Война и мир», И.А. Бунин «Господин из Сан- Франциско», М.

Горький «Старуха Изергиль», «На дне», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

18 Интернет ресурсы для самостоятельной подготовки — онлайн тесты literatury-dlya-podgotovki-k-itogovomu- sochineniyu.html literatury-dlya-podgotovki-k-itogovomu- sochineniyu.html _literatura_11/ материалы книги Н. И. ИВАНЧЕНКО « ПОДГОТОВКА К ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ» _literatura_11/ – видеоуроки для самостоятельной подготовки

Источник: http://www.myshared.ru/slide/970348/

Ссылка на основную публикацию