Сочинение мильон терзаний чацкого (9 класс)

*«Мильон терзаний» — так называется статья И. А. Гончарова (литературного критика), посвященная образу Чацкого, да и всему произведению Грибоедова «Горе от ума» в целом. 

Сочинение Мильон терзаний Чацкого (9 класс)

ТЕКСТ СОЧИНЕНИЯ.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

В комедии «Горе от ума» Грибоедов одним из первых обратился к проблемам молодого человека. В этом произведении, типичный для классических пьес, любовный конфликт перерастает в социальный и идеологический. В этих конфликтах и раскрываются терзания Чацкого, его трагедия.

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Комедия «Горе от ума» будет современным и животрепещущим произведенном до тех пор, пока живы карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет своего труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживать.

Вечное несовершенство людей и мира описано в комедии Грибоедова «Горе от ума». Автор создал целую галерею нарицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты современного им общества.

Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий противопоставлен всем этим героям. «Из дальних странствий возвратясь» он приезжает в некогда родной и любимый дом Фамусова ради Софьи, которую любит.

Но, вернувшись, он обна­руживает сильные перемены в душе Софьи Павловны: Софья холодна, высокомерна, раздражительна. Воспитываясь без матери, Софья брала уроки жизни у светских дам, живущих в Москве.

Эта, с позволения сказать школа, притупила ее чувства, подменила чувственность молодой девочки “житейскими” мудростями обывательского общества, она больше не любит Чацкого. Иметь такого мужа, с умом, «алчущим познаний», жаждущего действия, очень хлопотно.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение митрофанушка в пьесе фонвизина недоросль (образ и характеристика)

Оценим за полчаса!

В соответствии с тем кругом жизни, который воспитал ее, ей нужен «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей», «высокий идеал московских всех мужей». Софья предпочла Чацкому недалекого, услужливого Молчалина, у которого и есть-то только два таланта: «умеренность» и «аккуратность».

Чацкий переживает потому, что Софья, умная девушка, поддалась настроению московского дворянства и сделала целью своей жизни власть над будущим мужем — тихим и скромным.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить прихоть барина; когда людей меняют на «борзые три собаки».

Любовная неудача усугубляет и без того острый социальный конфликт Чацкого и окружающего его общества. Он видит, что у власти стоят люди, «грабительством богаты», «разливающиеся в пирах и мотовстве», которых вовсе не волнуют проблемы народа и государства.

И конечно, в таком обществе, в котором господствует «страсть к мундиру», в котором славится тот, «чья чаще гнулась шея», в котором совершаются подлости «под личиной усердия к царю», блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить», «там в пору карточку втереть».

А если вдруг найдется молодой человек, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным, — они тотчас: разбой! пожар!». Идеи Чацкого, его страдания остаются не понятыми в этом обществе, он находится в вакууме.

Понимая свое положение, Чацкий видит, что светское общество, забыв национальные традиции, преклоняется перед всем иностранным, он хочет честно служить отечеству, а не прислуживаться — все это причиняет ему боль и страдания. Но все эти воззрения расходятся с общепринятыми взглядами.

Пытаясь найти ответ на свои чувства, главный герой обращается к Софье — прежней любви, которая до его отъезда тоже любила его, но все напрасно. Все его попытки пробудить, вернуть прежнюю Софью терпят неудачу. Все его пылкие речи и воспоминания Софья считает ребячеством.

Личная драма юноши, перерастает в столкновение живого, влюбленного человека и всего фамусовского общества. Чацкий один выступает против  армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим хозяином дома — Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и смысла жизни, но все тщетно — идеалом признается жизнь дядюшки хозяина:

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам Фамусов не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает, и не хочет понимать Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам». Социальный и любовный конфликты объединяются, становясь единым целым.

Для героя личная драма, усугубляется отношением общества к нему, а общественная осложняется не разделенной любовью. Это выматывает Чацкого и, в результате, «мильон терзаний» обрушиваются на него со всех сторон по меткому выражению Гончарова.

Невостребованность в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:

  • Нет, нынче свет уж не таков…
  • Вольнее всякий дышит
  • И не спешит вписаться в полк шутов,
  • У покровителей зевать на потолок.
  • Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
  • Подставить стул, поднесть платок …

Однако уже на балу в доме Фамусова Чацкий выглядит подавленным. Он выставляет себя посмешищем, но, одновременно, его образ очень трагичен: его монолог — горечь несчастной любви и невостребованность обществом его мыслей и чувств, убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Тяжесть жизненных обстоятельств ломает Чацкого, его высказывания начинают противоречить здравой логике. Все это возбуждает совершенно невероятные слухи:

  1. С ума сошел, ей кажется, вот на!
  2. Недаром? Стало быть…
  3. С чего б взяла она!

Чацкий сам того не ведая подтверждает слухи, устраивая сцену на балу, а потом сцену прощания с Софьей и разоблачения  Молчалина:

  • Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
  • Кто с вами час побыть успеет,
  • Подышит воздухом одним,
  • И в ком рассудок уцелеет.
  • Вон из Москвы!
  • Сюда я больше не ездок,
  • Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету
  • Где оскорбленному есть чувству уголок!

Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии, чем еще более усугубляет свое положение. Развязка конфликта в комедии — объявление Чацкого сумасшедшим. Мысли и взгляды его настолько неприемлемы для обитателей московских гостиных, что данное заключение является единственным логическим разрешением конфликта.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа.

Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни.

И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем быстрее уйдут из нашей жизни посредственность, чинопочитание и подлость.

Сочинение Мильон терзаний Чацкого (9 класс)

Все сочинения по комедии «Горе от ума»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-milon-terzaniy-chatskogo/

«Миллион терзаний» Чацкого

Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» раскрывает важную проблему – гуманизм. На этом основан конфликт произведения, конфликт между Чацким и фамусовским обществом.

С одной стороны, может показаться странным – искать проблему гуманизма в таком резком противопоставлении главного героя произведения Грибоедова с обществом Москвы. Но ведь все скрыто во взглядах и убеждениях Чацкого и Фамусова с его окружением.

Согласимся с Гончаровым, что у Чацкого есть сердце и что он честен. От себя же добавим, что этот человек преисполнен благородства, ему присущ высокий ум и, главное, любовь к людям.

Проблема гуманизма была актуальна в эпоху Возрождения. Вспомним Гамлета с его мучительными терзаниями.

В русской литературе девятнадцатого века внимание читателя приковано к личности, иначе Грибоедов не использовал бы прием противопоставления.

Личность Александра Андреевича Чацкого с его внутренними противоречиями находится в центре комедии. Поэтому автор представил перед читателями человека своей эпохи, своего времени.

Но зачем Грибоедову понадобилось противопоставлять героев как носителей мировоззрения разных эпох? Затем, чтобы отдать современности «миллион терзаний». Автор хотел сказать: «Не пришло то время, когда жил покойник дядя Максим Петрович, такие люди, как Чацкий, всегда будут отдавать обществу свою любовь, а взамен получать терзания».

И проблема даже не в том, что Чацкий одинок. Ни Софья не отвечает ему взаимностью, ни Молчалин не понимает его, ни множество гостей дома Фамусова не отдают дань уважения Чацкому. Более того, распространяется слух о его сумасшествии.

Ну, совсем как у Шекспира! Что оставалось делать молодому человеку, преисполненному стремлением служить делу, а не прислуживать мелким и ничтожным людям? Единственно правильный выход из этого положения – уехать далеко, что, собственно, Чацкий и сделал. Примириться с этим лицемерным миром он не смог бы.

Слишком высоко Александр Андреевич находится над ними. Хотя в комедии все время говориться о падении. Чацкий рассказывает, как падал много раз, Скалозуб вспоминает о наезднице-вдове, княгине Ласовой, Репетилов вспоминает, как переступал через порог и упал. Наконец, Молчалин свалился с лошади. Вот оно – «падшее» общество.

Одному лишь Александру Андреевичу Чацкому удалось подняться на ноги, сохранить равновесие и, не найдя ни в ком «сочувствия живого», уехать, увозя с собой миллион терзаний. Как точно выразился критик и публицист Иван Гончаров!

Роль Чацких неизменна. Вновь и вновь будут они сталкиваться с жизненными противоречиями. А причина их несчастий проста – высокий ум, и гордое стремление, и, может быть, глубокий гуманизм. Когда уже все это будет жить в обществе?

Источник: https://best-language.ru/sochineniya/griboedov/gore-ot-uma/million-terzanij-chackogo

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Мильон терзаний Чацкого»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

Читайте также:  Герой нашего времени - история создания романа лермонтова

       Александр Андреевич Чацкий – это центральный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Интересно, что и героя, и автора произведения зовут одинаково. Это наводит на мысли, что присутствует в Чацком и что-то от самого Грибоедова, а какая-то доля из «мильона терзаний» пришлась и на самого писателя. Но обо всем по порядку.

       Итак, кто такой Александр Алексеевич Чацкий? Молодой дворянин, представитель высшего сословия российского общества тех времен, образованный мужчина, многие годы проведший за пределами родной страны. Он познал европейскую жизнь, окунулся в их вольнодумие и относительную свободу мысли.

Ведь Россия в то время считалась отнюдь не передовой страной в плане развития демократических идей. Конечно, это не могло не повлиять на молодого мыслящего человека, который жаждет знаний.  И вот в таком настроении он возвращается обратно.

И, как с корабля на бал, сразу же к своей любимой – Софье Фамусовой.

       Чацкий предвкушает эту встречу, и, видимо, не просто так. Из дальнейшего развития событий мы узнаем, что ранее между этой парой были чувства, и вроде бы все дело шло к свадьбе, и вроде бы молодой человек вовсе не напрасно рассчитывает на нежную встречу. Но все происходит иначе.

И эта холодность возлюбленной, и все ее поведение сразу возвращают Чацкого с его собственных небес на нашу общую землю. Вот в этих двух обстоятельствах – возвращении из свободной Европы и холодной встречи любимой девушкой – и заключается сам корень «мильона терзаний» Александра Чацкого.

       Родная страна тут же встречает предательством, и, более того, настоящим нервным потрясением.

Софья не просто холодна, она решительно отвергает бывшего возлюбленного, бросая ему в лицо «Не человек, змея!» О таком ли грезил молодой человек, спеша к родному дому? Но все становится еще трагичнее, когда Чацкий с ужасом узнает: Софья влюблена! И в кого? В тихого и незаметного Молчалина, секретаря своего отца. Этот человек как раз из той категории людей, которым прислуживаться вовсе не тошно. Это выводит Чацкого из себя, буквально выбивает почву из-под ног, переворачивает землю.

       Но и дальше все становится только хуже. В разговоре с самим Фамусовым молодой бунтарь выдает свои прогрессивные взгляды.

Он так и заявляет несостоявшемуся тестю: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» И вот тут, в этих словах, и вся боль, и вся тоска, и весь миллион терзаний: сам-то он прислуживаться не хочет и не станет, а вот Россия, родина, полна такими людьми.

Более того, один из них – это жених любимой девушки, той, к которой так спешил Чацкий.  И все это выливается в полный горечи и сожаления монолог Чацкого:

А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где, укажите нам, отечества отцы, 

Которых мы должны принять за образцы?

       Вот такая Россия, вот такие тут люди. И, не в силах больше все это видеть, не желая принимать такое положение вещей, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» покидает это общество, крича напоследок: «Карету мне, карету!»

       Но так ли все на самом деле трагично? Я думаю, что нет. Иначе произведение не относилось бы к жанру комедии. То, что случилось с Чацким, — это лишь единичный случай.

Российское общество уже начало исподволь, пока тихо, но все же неудержимо готовиться к изменениям. Вслед за Чацким придут другие, с таким же взглядами, и, в конце концов, они обязательно одержат победу.

А такие, как Фамусов, Софья и Молчалин останутся где-то далеко, на периферии новой, интересной и гораздо более свободной жизни.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/297-sochinenie-na-temu-milon-terzanij-chatskogo.html

"Мильон терзаний" Чацкого

По мнению многих литературных критиков, произведение А. С.

Грибоедова «Р“РѕСЂРµ РѕС‚ СѓРјР°» является  комплексным творением, РіРґРµ подняты РІСЃРµ актуальные проблемы человечества Рё рассмотрены весьма РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ. Потому пьесу заслуженно считают бессмертным творением автора.

Действие пьесы РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ РґРѕРјР° барина Фамусова, РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ барина, РєСѓРґР° приезжает главный  герои произведения, Чацкий.

После длительного пребывания Р·Р° границей РѕРЅ приезжает РІ РњРѕСЃРєРІСѓ Рё сразу же отправляется Рє своей любимой, Софье Фамусовой. РћРЅ хочет узнать, сильные ли ее  чувства Рє нему так, как прежде.

� после его приезда как раз и начинается основное действие.

Герой узнает, что девушка к нему остыла и полюбила секретаря отца, Молчалина.

Попадая в мир лицемерия и лжи, Александр Андреевич Чацкий сразу же начинает отстаивать свою позицию, пытаясь найти правду и искоренить несправедливость.

Однако между ним и существующим общественным стандартом лежит неизмеримая пропасть.

Являясь РїРѕ своей сути человеком принципиальным Рё непримиримым, герой постоянно вступает РІ жаркие СЃРїРѕСЂС‹ СЃ Фамусовым, главой семейства, РЅР° фоне которых читатель Рё начинает понимать РІСЃСЋ  гнилостность существующих традиций Рё предпочтений «СЃРёР»СЊРЅС‹С… РјРёСЂР° сего» Рё общественных ценностей РІ целом.

Чацкий терзаем всеми существующими проблемами государства, РІ частности, существованием крепостного права,  РІ рамках существования которого РІСЃСЏРєРёРµ «РЅРµСѓРіРѕРґРЅС‹Рµ» взгляды обречены РЅР° жалкое существование лишь РІ молчаливой форме Рё РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ быть реализованы даже словесно. РћРЅ РІРёРґРёС‚, что власть РЅРµ готова Рє реформированию государства, потому что любые изменения РІ ситуации РјРѕРіСѓС‚ повлечь Р·Р° СЃРѕР±РѕР№  зарождение свободолюбия Рё свободомыслия. Равнение РЅР° заграницу – яркая проблема, которая героем поднимается неоднократно.  «Рђ СЃСѓРґСЊРё кто?», — РіРѕРІРѕСЂРёС‚ герой РІ своем знаменитом монологе, утверждая тем самым, что никто РёР· существующих правительственных «РјСѓР¶РµР№» РЅРµ может правильно Рё честно решит глобальный РІРѕРїСЂРѕСЃ.

Деньги Рё власть, укорененные идеалы Рё существующая закостенелая политика желающих наживы  правителей – РІРѕС‚ проблемы, которые так ранят Рё терзают героя, Р°, РІ его лице, Рё весь народ. РћРЅ старается найти людей, близких ему РїРѕ РґСѓС…Сѓ Рё мышлению, которые Р±С‹ поддерживали его идеи, РЅРѕ РІСЃРµ его намерения терпят фиаско. Никто РІ РґРѕРјРµ Фамусова, Р°, соответственно, Рё РІРѕ всем так называемом цивилизованном Рё привилегированном  обществе его РЅРµ только РЅРµ поддерживают, РЅРѕ попросту РЅРµ понимают.

Гонимый всеми Рё РЅРµ принимаемый никем, Чацкий понимает, что РЅРµ властен здесь, РІ обществе каменных идеалов Рё нерушимых правил, потому что прогрессивному человеку,  СЃ новыми взглядами Рё требованиям попросту нет места РІ клоаке, РіРґРµ РєРѕСЂРЅРё СѓС…РѕРґСЏС‚ глубоко РІ древность, РІ мышления предков.

Единственная его надежда – Софья – оказывается таким же звеном существующей крепкой цепи лжи Рё преклонения, которую нельзя разорвать. Потерпев крах Рё впав РІ отчаяние, герой уезжает, РЅРµ РІ состоянии изменить систему.

Чацкий – герой РЅРѕРІРѕРіРѕ времени, которые всегда есть Рё всегда Р±СѓРґСѓС‚.

В его уста автор вложил всю свою жизненную позицию и пытался рассказать обществу о том, что замалчивалось веками: жизнь требует перемен, которые начинаются с умов каждого из нас.

«РњРёР»Р»РёРѕРЅ терзаний» — это несогласие здравого смысла СЃ общественным болотом, законы которого нерушимы. Выступив против системы, ее можно поломать. РќРѕ РѕРґРёРЅ РІ РїРѕР» – РЅРµ РІРѕРёРЅ.

Поражение все же, по мнению автора, является временным. � в будущем все встанет на свои места, и мир желаний обретен свою реализацию в действительности.

Источник: http://MyDomashka.ru/essays/-milon-terzaniy-chackogo-1.html

— Чацкий и его «мильон терзаний»

                          Чацкий и его «мильон терзаний»

                                    (по
комедии А.С. Грибоедова «Горе от Ума»)

«Более умный всегда
уступает». Именно эта мысль
объясняет,почему в мире господствует глупость».
                                                            Мария Эшенбах.

Кому живётся лучше:
глупому или умному человеку? Почему когда умы хотят донести до глупцов на самом
деле настоящее, ценностное ,неразумные не могут и не пытаются понять смысла
этого.

Ведь глуп тот человек, который никогда
не меняет своего мнения. Зачем что-то понимать и думать, если жизнь-это звания,
деньги и выгодные знакомства.

Именно эта проблема общества отражена в комедии
Александа Сергеевича Грибоедова «Горе от ума».

Действительно ли
бывают страдания из-за интеллекта и здравого смысла? Почему некоторые думают,
что главное и разумное в жизни- получение
знаний, настоящая , искренняя любовь, либеральные предпочтения , а другие
придерживаются консервативным взглядам, «выгодным чувствам» и непросвещённости
ума?

Главный ,и
,наверное, единственный положительный герой комедии «Горе от ума» Александр Андреевич
Чацкий.

Он возвращается из-за границы, после учёбы, к своей возлюбленной —
Софье Павловне Фамусовой-подруге детства ,с которой не виделся 3 года. Но, как оказалось, Софья
больше не заинтересована своим старым другом.

Фамусов, отец девушки, ярый
консерватор, не блещет знаниями и вовсе является противником книг и
образованности будущего поколения.

Чацкий не боится
высказывать своё мнение, хочет что-то
менять, совершенствовать, критически относится к произволу помещиков над
крепостными, борется за справедливость в обществе. Он противопоставлен
консервативному фамусовскому обществу.

Противоположные обществу предпочтения,
свойства, интересы героя, делают его в представлении окружающих -безумцем. Ум
Чацкого является не просто отличительным среди героев комедии, но и
положительно адекватным. Не только эрудированность отличает Александра
Андреевича -он умеет по настоящему чувствовать, любить свою возлюбленную.

Он
готов помочь ей в любую минуту , но
Софья не хочет воспринимать его заботу.

Чацкий и правда
является героем того времени- не боится идти против всех, не теряет своего
достоинства и индивидуальности, несмотря на давление. В конце комедии он решает покинуть «толпу
мучителей» , увезя с собой «мильон терзаний»: от «ума», а ещё более от
«оскорблённого чувства» , чтобы остаться в здравом уме и по настоящему не сойти
с ума.

Общество вычеркивает
индивидульность из человека. Если
человек отличается своими взглядами, то почему он сразу становится безумным ?
Ответ прост : люди чувствуют и понимают, что человек является благоразумнее их
и просто бояться этого. Им страшно осознавать свою бездарность и беспомощность,
необразованность и аморальность.

« Чацкий начинает новый век -и в этом всё его значение
и весь ум». 
                                                                                           И.А.Гончаров.

Источник: https://galactikka.com/news-5ae5d39fbd04706e438b49df

Сочинение по литературе. Мильон терзаний чацкого

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию «Горе от ума» нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С.

Пушкина «Евгением Онегиным», так как «Евгений Онегин» стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества.

Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии

— Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: «Ребячество!».

С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества.

Главный герой один выступает против армии старых «воинов», начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки: Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего «службы делу, а не лицам». Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым.

Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями.

Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается «мильон терзаний» по меткому выражению Гончарова.

Читайте также:  Крылатые выражения героев горе от ума (по персонажам)

Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет, нынче свет уж не таков… Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью «мильона терзаний» он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть… С чего б взяла она!

Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина:

Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час пробыть успеет, Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет… Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда — правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам — яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1254.html

Сочинение на тему "Миллион терзаний Чацкого"

  • «Мильон терзаний» Чацкого.
  • Из огня тот выйдет невредим,
  • Кто с вами день пробыть успеет,
  • Подышет воздухом одним,
  • И в нём рассудок уцелеет.

А.С. Грибоедов.

По мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А.

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.

» И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с «веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему.

Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу.

Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого.

Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

  1. Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:
  2. Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
  3. Великолепные соорудя палаты,
  4. Где разливаются в пирах и мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения.

Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу.

Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье.

Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе.

На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло.

Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам».

Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает.

Такая игра для него противоестественна и неприемлема:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

  • Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
  • Где оскоблённому есть чувству уголок.
  • Карету мне, карету!

По словам И.А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей…Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум.»

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-million-terzaniy-chackogo.html

«Мильон терзаний» А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Мильон терзаний» А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комедия А. С, Грибоедова «Горе от ума» сыграла значительную роль в нравственном и общественно-политическом воспитании нескольких поколений людей.

Она пробудила в них стремление бороться с насилием, подлостью и безнравственностью. Главная роль в произведении принадлежит Чацкому, без которого, по сло­вам И. А.

Гончарова, «не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов».

В образе главного героя автор изобразил передового человека своего времени, воодушевленного возвышенными идеями, вое- ставшего на борьбу против реакционного общества в защиту сво­боды, ума и культуры, ищущего новые, более совершенные фор­мы жизни.

Чацкий — единственный положительный герой в ко­медии Грибоедова.

Он один из тех молодых людей, которые стре­мятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечта­ют «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышен­ной любви, перед которой целый мир… — прах и суета», которые стремятся служить, а не «прислуживаться», «делу, а не лицам».

Из всех героев пьесы это наиболее живая личность, по словам самого автора, «немного повыше прочих», сильнее и глубже дру­гих. Он молод, но уже много успел в жизни. Он путешествовал, учился, читал, был в связях с министрами и разошелся.

Он многое повидал и обо всем составил свое собственное мнение.

С момента своего появления в пьесе он участвует почти во всех сценах и везде противопоставляется другим действующим лицам, являясь «воз­мутителем спокойствия» размеренной, устоявшейся жизни фаму­совского общества.

Но, в то же время, Чацкий — не «железный» борец за «истину и благо, долг и честь», он живой человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Пылкость натуры часто мешает ему сохранить душевное равновесие и хладнокровие («Ум с сердцем не в ладу», говорит герой сам о себе).

Он — благородный сумасброд, яркая личность, мятущийся мыслитель, его сердце «не терпит немоты», и эти ка­чества проявляются во всем, и особенно втом, как он любит и как ненавидит.

Так, например, любовь Чацкого к Софье — чувство искреннее, горячее, в нем нет скрытности и фальши («И все-таки я вас без памяти люблю», — признается он при первом же появле­нии). Узнав о том, что Софья предпочла ему Молчалина, Чацкий искренне негодует:

Но естьли в нем та страсть ?то чувство ?пылкость та ?

Чтоб, кроме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

В нем самом есть и чувство, и пылкость, и страсть, но, несмот­ря на это, его постигло разочарование в любви.

Софья, которая при своих хороших душевных задатках все же принадлежит к фа- мусовскому обществу, не может полюбить Чацкого, который скла­дом своего ума и души противостоитэтомумиру.

Ноличная драма не сломила нашего героя, а только усложнила общественную дра­му, ожесточив его против всей дворянской Москвы.

Чацкий пламенно любил родину, но он любил Россию народ­ную, а не государство царей, помещиков и чиновников. И эталю- бовь к родине пробуждала в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Он резко отличается от всего московского общества, над жизнью и времяпрепровождением которого посмеивается:

  • Не эти ли грабительством богаты ?
  • Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
  • Великолепные соорудя палаты,
  • Где разливаются в пирах и мотовстве…
  • Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы ?
  • Он презирает все пошлое и отжившее, людей, чей идеал «уме­ренность и аккуратность», ненавидит рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество и низкопоклонство, способность
  • У покровителей зевать на потолок,
  • Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
  • Подставить стул, поднять платок.

Речь его полна остроумия: в разговоре он так и сыплет острота­ми, подмечая изъяны и недостатки в людях и обществе. Но остает­ся непонятым. Та же Софья, в которой он видел единомышленни­цу, задает ему вопрос:

Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?

Ошибкою ? добро о ком-нибудь сказали ? .

А Фамусов — главный противник Чацкого, ярый защитник са­модержавно-крепостнических порядков, и вовсе объявил его опас­ным человеком, записал в карбонарии: «Он вольность хочет про­поведать!..

властей не признает!.. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам».

Против таких кре­постников, как Фамусов, и направляет Чацкий свой удар в знаме­нитом монологе «А судьи кто?..».

Но он не понят и почти одинок. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить их привычный жизненный уклад. Любимая девушка, предпочтя ему другого, ра­нит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Чацкий вытолкнут из фамусовского общества.

Не найдя ни в ком «сочувствия живого», ему остается только уехать, увозя с собой лишь «мильон терзаний». Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как поражение героя. Хотя он похож на лиш­него человека, одинокого протестанта, мечтателя, все же его ум, его убеждения сильны.

Высказав их горячо и страстно, Чацкий на­носит жесткий удар фамусовскому обществу, поэтому он — побе­дитель, а не побежденный.

Роль Чацкого, по определению И.

А Гончарова, безусловно «страдательная», но в то же время, «победительная», «…Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смер­тельный удар качеством силы свежей».

Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи, его образ будетжить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет «начинать новый век».

Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту све­жую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была непреодолима.

Источник: https://prepodka.com/milon-terzaniy-a-chatskogo-v-komedii/

Ссылка на основную публикацию