Сочинение на тему маленький человек в литературе

Сочинение на тему Маленький человек в литературе

Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный художник, гуманист и демократ, как исследователь человеческих душ. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отражение глубинных процессов исторического развития общества. С трагической мощью писатель показал, как калечит души людей социальная несправедливость, какой невыносимый гнет и отчаяние испытывает человек, борющийся за гуманное отношение между людьми, страдающий за униженных и оскорбленных. Романы Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба “маленького человека” в обществе. Над этой темой задумывались Пушкин, Гоголь. Этой мучительной темой пронизан и роман Достоевского “Преступление и наказание”. Персонажи Достоевского обычно предстают перед читателем с уже сложившимися убеждениями и выражают определенную идею. Не составляют исключения и герои “Преступления и наказания”. В романе и “маленькие люди” наделены определенной философской идеей. Это люди мыслящие, но задавленные жизнью. Например, Семен Захарыч Мармеладов. Его разговор с Раскольниковым, разговор спившегося чиновника, по существу, монолог Мармеладова. Он стоит на одной идее, идее самоуничтожения. Ему и побои в наслаждение, и на отношение к нему окружающих как к шуту гороховому он приучает себя не обращать внимания, и ночевать он привык где придется. Мармеладов не способен бороться за жизнь, за семью. Ему наплевать на семью, общество, да и на Раскольникова. Награда за все это — встающая картина “страшного суда”, когда Всевышний примет Мармеладова и ему подобных “свиней” в царствие небесное именно за то, что ни единый из них “сам не считал себя достойным сего”. “И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: „Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: „Свиньи вы! образа звериного и печати его; но придите и вы!»… И прострет к нам руце свои и мы припадем…” Достоевский описывает безвольного пьянчугу, который довел жену до чахотки, пустил дочь по “желтому билету”, но осуждая его, писатель одновременно взывает к людям.чо люди, возымейте к нему хоть каплю жалости, приглядитесь к нему, так ли уж он плох. Ведь он несчастной женщине с тремя детьми “руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание”; впервые места лишился не по своей вине. Он больше всего мучается от сознания вины перед детьми. Так ли он плох этот “маленький человек”? Можно сказать, что его сделало таким общество, более равнодушное и жестокое, чем он сам в своем пьянстве. С супругой Мармеладова Катериной Ивановной Раскольников встречается всего четыре раза. Но все четыре раза он наблюдает ее после сильных душевных потрясений. Сам он не вступал с нею в пространные речи, да и слушал-то вполуха. Но он уловил, что в ее речах звучит возмущение поведением окружающих, крик отчаяния, крик человека, которому некуда больше идти, но внезапно вскипает тщеславие, стремление подняться в собственных глазах, в глазах Раскольникова. Если с Мар-меладовым связана идея самоуничтожения, то с Катериной Ивановной связана идея самоутверждения. Мы видим, чем безнадежнее положение, тем безудержнее фантазия. Она рассказывает об истории своей жизни с тщеславным преувеличением, видит себя в мечтах хозяйкой пансиона для благородных девиц. После того как ее выгоняют на улицу, она продолжает рассказывать всем о том, что ее дети с самыми аристократическими связями. А сама заставляет их побирушничать. Мы видим, что любая попытка внутренне выстоять в тех условиях, на которые обречены люди, не удается. Не помогает ни самоуничижение, ни самоутверждение, пусть даже с помощью вранья. Человек неизбежно разрушается морально, а затем гибнет физически. Но самоутверждение Катерины Ивановны перекликается с мыслью Раскольникова о праве избранных на особое положение, о власти над всеми людьми. Дело в том, что супруга Мармеладова не избранный человек. Она показана Достоевским пародийно. Путь непомерной гордыни приводит ее на улицу. Она просто тот “маленький человек”, о котором мы говорим сегодня. И мания величия Катерины Ивановны не снижает ее трагизма. Безусловно, писатель говорит о ее судьбе с большой горечью. Еще один персонаж романа входит в число “маленьких людей”. Это Петр Петрович Лужин. Этот тип не способен на самоуничижение, на безмерное самоутверждение путем гордыни, он не способен на убийство, он не исповедует никаких демократических идей. Лужин, наоборот, за господство эгоистических отношений, отношений чисто буржуазных, нечеловеческих. Идеи Лужина ведут к медленному убийству людей, к отказу от добра и света в их душе. Раскольников хорошо понимает это: “… правда ль, что вы сказали вашей невесте… в тот самый час, когда от нее согласие получили, что всего больше рады тому… что она нищая… потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать… и попрекать тем, что она вами облагодетельствована?..” Только собственная выгода, карьера, успех в свете волнуют Лужина. Он готов унижаться, унижать, отдавать все и всех за свое благополучие, забирать последнее ради своей выгоды. Но он не будет убивать, он найдет массу способов, трусливых и подлых, чтобы раздавить человека безнаказанно. Во всей полноте это проявляется в сцене поминок. Такой персонаж выведен Достоевским как олицетворение того мира, который ненавистен Рас-кольникову. Именно лужины толкают на гибель мармеладовых, заставляют идти на панель молодых девушек. Тип лужиных, тип подлых и низких “маленьких людей”, которым никогда не будет места ни в одном обществе. Федор Михайлович Достоевский создал широкое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально вглядываясь в душу так называемого “маленького человека”. Он открыл в нем не только страдания, но и подлость, трусость и жажду наживы, как у господина Лужина. Он открыл в нем безнадежность и самоуничтожение, как у Мармеладова, и безмерную пагубную гордыню, как у Катерины Ивановны. Миропонимание Достоевского основывается на одной непреходящей фундаментальной ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека. И все искания писателя направлены на создание лучших, достойных звания человека условий жизни.

Сочинение на тему Маленький человек в литературе

Сочинение на тему Тема «Маленького человека» в романеДостоевский Ф.М.Стр. 1

Сочинение на тему Маленький человек в литературе

Сочинение на тему Тема «Маленького человека» в романеДостоевский Ф.М.Стр. 2

Сочинение на тему Маленький человек в литературе

Сочинение на тему Тема «Маленького человека» в романеДостоевский Ф.М.Стр. 3

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171tema-malenkogo-cheloveka-v-romane187

Сочинение на тему: "«Маленький человек» в русской литературе"

Разное

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Уже в рассказах сентименталистов, особенно у Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), был показан «маленький человек». Это был идеализированный образ, мало реалистический.

Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца.

Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций.

«Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти.

О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия. «Добро, строитель чудотворный! —//Шепнул он, злобно задрожав, —//Ужо тебе!..»

Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский, Чехов.

В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку», которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.

Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг.

Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте.

Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье.

Вот он заказывает себе новую шинель, «…существование его сделалось как-то полнее…» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть.

Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица».

Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство».

Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (в поэме Гоголя «Мертвые души»).

Читайте также:  Сочинение яшка - верный товарищ (тихое утро казакова 7 класс)

Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию… Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом: предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей.

Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем.

Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее.

Итак, Достоевский, сложнейший и противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой — высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

Жертвой в обществе произвола и беззакония оказывается Мармеладов из романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».

Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета — порок», ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами.

О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина.

Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робок и замкнут. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», — он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, движущееся вперед, пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь.

Увидев однажды свою невесту на велосипеде, он был очень удивлен и отправился для объяснения к ее брату, считая, что женщине не к лицу кататься на велосипеде. Итогом разговора была ссора Беликова с Коваленко, после которой учитель умер.

С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души

страхом.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением.

С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства.

Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации.

Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина — дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

«Маленькие люди» — люди низших сословий, и язык их — народный, в нем встречаются просторечие («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать». Для усиления эмоционального звучания образа писатели используют несобственно-прямую речь (например, рассказ о горе старого смотрителя ведется от третьего лица, хотя он сам рассказывает о случившемся).

Чехов для более полной обрисовки героя использует прием рассказа в рассказе. О герое говорит другой человек, знающий его и дающий оценку его действиям (учитель Буркин в рассказе «Человек в футляре», ветеринарный врач Иван Иванович в рассказе «Крыжовник»). Все приемы обрисовки героев направлены на более глубокое раскрытие образов «маленьких людей».

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким.

В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое — красоту хорошего человека.

Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.

Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-malenykiy-chelovek-v-russkoy-literature

"Маленький человек" в русской литературе

Сегодня День русского языка, по-другому называемый Пушкинским днем, потому что именно 6 июня 1799 года родился наш любимый Александр Сергеевич. Сегодня одиннадцатиклассники написали ЕГЭ по русскому языку, с чем мы их и поздравляем! Впереди – литература (20 июня). И мы с вами продолжаем готовиться к экзамену.

Как-то, говоря о «лишних людях», я обещала написать еще об одном типе литературного героя – «маленьком человеке». Символично вспомнить о нем именно сегодня, потому что первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести Пушкина «Станционный смотритель».

Маленький человек стал возможен в реалистических произведениях: здесь писатели обращали свое внимание на простых людей невысокого социального положения и происхождения, зачастую бедных, ничего из себя не представляющих. Литература «отвернулась» от героев-героев и обратила свой взор на обычных людей, в жизни которых тоже случаются трагедии. Именно в реализме стало возможным появление подобного типа литературного героя.

Маленькие люди обычно незлобивые и безобидные люди. А вот их обидеть очень легко – и этим пользуются те, кто стоит выше по социальной лестнице, а таких большинство. Маленькие люди всей душой желают справедливости, но не могут (или боятся) ее добиться.

1. Евгений из «Медного всадника» А.С. Пушкина

А.Н. Бенуа. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

По словам Валерия Брюсова, в поэме Пушкина говорится «о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблен в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья». Даже здесь мы видим уничижительные эпитеты: «ничтожный», «неумный», «неоригинальный»… Пусть это так, но даже такой человек все-таки является человеком, и он хочет счастья и любви. А это простое желание разрушено стихией: наводнение становится причиной гибели возлюбленной героя.

Евгений, сходя с ума от горя, все-таки понимает, кто является главным виновником случившегося – это Петр I. Именно он решил построить город в совершенно не подходящем для этого месте, зато выгодном с точки зрения политики и экономики.

Наводнения – бич Петербурга на протяжении нескольких веков. Маленький человек ничего не может с этим поделать: за него решили, где удобнее расположить столицу, сколько человек должно умереть для этого.

Но наш Евгений все-таки решается на бунт:

Вскипела кровь. Он мрачен сталПред горделивым истуканомИ, зубы стиснув, пальцы сжав,Как обуянный силой черной,»Добро, строитель чудотворный! -Шепнул он, злобно задрожав, -Ужо тебе!..» И вдруг стремглавБежать пустился.

Вот так выглядит «бунт» маленького человека: показать кулак памятнику Петра и не договорить своего возмущения. Это тот максимум, на который способен герой.

Но даже этого становится достаточным для того, чтобы сойти с ума: как вообще маленький человек посмел усомниться в правильности действий власти?! В финале поэмы мы узнаем, что Евгений умер.

2. Башмачкин из «Шинели» Н.В. Гоголя

Ю. Норштейн. Иллюстрация к «Шинели» Н.В. Гоголя

Достоевский как-то сказал: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели». Это означает, что тип литературного героя, выведенный Гоголем на страницах своей повести, оказал огромное влияние на последующих писателей, в первую очередь, конечно, на самого Достоевского.

Акакий Акакиевич Башмачкин – самый известный маленький человек в русской литературе. Его имя говорящее: кроме того, что «башмак» – это обувь бедняков (в отличие, например, от сапога) и соприкасается с землей (ниже быть уже невозможно), имя «Акакий» переводится с греческого «не делающий зла, незлобный», а так как имя героя повторяет имя отца, получается, что Башмачкин незлобив «вдвойне».

Пусть Башмачкин не очень приятен внешне и не блещет умом, зато у него есть своя страсть, своя любовь:

«Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой…»

То есть переписывание бумаг было делом всей его жизни, и делал он его с любовью. За одно это можно уважать человека.

Однако окружающие только издевались над Башмачкиным, втаптывая его еще больше в грязь, причем не за какое-нибудь дело, а просто так, потому что он, как маленький человек, является для этого отличной мишенью.

Акакий Акакиевич, человек, как мы помним, незлобный, обычно просто грустно отвечал всего одной фразой:

«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Здесь уже чувствуются библейские мотивы: Христос часто обращался к незнакомым людям, называя их братьями. Все люди – братья.

Второй страстью для Башмачкина стала шинель. Мы видим, каким трудом он добивался своей цели и как радовался ее покупке. Это настоящее счастье для маленького человека! Но не тут-то было: шинель крадут, искать вора никто не торопится, а «значительное лицо», к которому Акакий Акакиевич пришел за помощью, просто наслаждается своей властью над подобными людьми:

«Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения. А значительное лицо, довольный тем, что эффект превзошел даже ожидание, и совершенно упоенный мыслью, что слово его может лишить даже чувств человека…»

Читайте также:  Сочинение как я провела лето? для девочек (5 класс)

Наш герой (так же, как Евгений из «Медного всадника») посмел попробовать защитить свои права, обратиться к вышестоящему… И он так же умирает в конце произведения. Гоголь сглаживает печальный финал фантастикой: став призраком, Башмачкин наконец добивается справедливости. Таким образом, писатель показывает, что на этом свете у маленьких людей такой возможности нет.

3. Червяков из «Смерти чиновника» А.П. Чехова

А.Д. Базилевич. Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника»

Вновь говорящая фамилия – Червяков. Мелкий чиновник, экзекутор (т.е. человек, наблюдающий за порядком в канцелярии) настолько привык к своему подчиненному положению, что свой случайный чих в театре считает катастрофой: он побеспокоил генерала!

Далее следует череда лакейских и подобострастных извинений перед Бризжаловым, который уже и думать забыл об этом инциденте. Но нет, наш маленький человек всё воспринимает слишком серьезно: как он, червяк, посмел побеспокоить такого великого человека, как генерал?!

Бризжалов так же, как «значительное лицо» в «Шинели», в итоге, не выдержав, накричал на Червякова:

— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

Маленький человек после этого пришел домой, лег на диван и умер. Символично, что Червяков сначала дошел до своего дома: ведь не пристало побеспокоить генерала еще и своей смертью. Таким образом, он за всю жизнь не сделал ничего плохого и не навредил никому, кроме самого себя.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a983d4f799d9dbfb510dc6e/5b17d12d55876b04b08e3599

Сочинение «Маленький человек в литературе»

Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А. С. Пушкин в повести «Станционный смотритель». Продолжателями этой темы стали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и многие другие.

Что же обозначает выражение «маленький человек»? Какой смысл придается слову «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало или вовсе незаметно.

Человек считается «маленьким» еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. С темой «маленького человека» в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции.

Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на счастье, на собственный взгляд на жизнь.

Так, Гоголь в повести «Шинель» характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов.

Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы.

Вот почему, когда ему предлагают задание, требующее проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Накопление денег для покупки новой шинели становится для него целью и смыслом жизни.

Кража долгожданной обновки, которая была приобретена путем лишений и страданий, становится для него катастрофой. И все же Акакий Акакиевич не выглядит в сознании читателя пустой, неинтересной личностью.

Мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей. Гоголь призывал общество взглянуть на них с пониманием и жалостью.

Косвенно это демонстрирует фамилия главного героя: уменьшительно-ласкательный суффикс — чк — (Башмачкин) придает ей соответствующий оттенок. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» — напишет автор.

И действительно, некоторые обидчики Башмачкина вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести.

Один молодой служащий, который решил подшутить над героем, остановился, пораженный его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечность общества.

В качестве возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является проходим и отбирает у них шинели и шубы.

Он успокаивается только тогда, когда отнимает верхнюю одежду у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни «маленького человека».

В рассказе Чехова «Смерть чиновника» мы видим рабскую душу чиновника, чье понимание мира полностью искажено. Здесь не приходится говорить о человеческом достоинстве. Автор дает своему герою чудную фамилию: Червяков.

Описывая мелкие, незначительные события его жизни, Чехов как будто смотрит на мир червяковскими глазами, и события эти становятся огромными. Так, Червяков был на спектакле и «чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… чихнул». Оглядевшись, как «вежливый человек», герой с ужасом обнаружил, что обрызгал статского генерала.

Червяков начинает извиняться, но этого ему показалось мало, и герой просит прощения вновь и вновь, изо дня в день…

Таких маленьких чиновников, знающих только свой мирок, очень много и не удивительно, что их переживания складываются из подобных мелких ситуаций. Автор передает всю сущность души чиновника, как будто рассматривает ее под микроскопом. Не выдержав крика в ответ на извинения, Червяков идет домой и умирает. Эта страшная катастрофа его жизни — катастрофа его ограниченности.

Кроме этих писателей, к теме «маленького человека» обращался в своем творчестве и Достоевский.

Главные герои романа «Бедные люди» — Макар Девушкин — полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька — девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия.

Как и Гоголь в «Шинели», Достоевский обратился к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей внутренней жизнью в условиях, попирающих достоинство человека. Автор сочувствует своим бедным героям, показывает красоту их души.

Тема «бедных людей» развивается писателем и в романе «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека.

Местом действия произведения становится Петербург, причем самый бедный район города.

Достоевский создает полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, проницательно вглядывается в душу «маленького человека», открывает в нем залежи огромного духовного богатства. Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых.

Это люди, задавленные реальностью. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти». Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.

Тяжела и судьба семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богатого Лужина, к которому она чувствует отвращение.

Сам же Раскольников задумывает преступление, корни которого, отчасти, лежат в сфере социальных отношений в обществе. Созданные Достоевским образы «маленьких людей» проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человек и верой в его высокое призвание.

Души «бедных» могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, но сломлены тяжелейшими условиями жизни.

В большинстве случаев любой писатель изображает в своих книгах окружающую его действительность. Гоголь, Чехов и Достоевский жили и творили примерно в одно время, и все они затрагивали в своем творчестве тему «маленького человека».

Я считаю, что их произведения выполнили свою гуманистическую роль: они обратили внимание на это явление общественной жизни, заставили людей задуматься над этим. Даже сейчас, спустя полтора столетия, можно встретить «маленьких людей», но мы не должны делать вид, что не замечаем их. Мы должны быть гуманны, именно к этом нас призывают произведения великих писателей.

Вместо того, чтобы «обижать» Башмачкиных, Червяковых и Мармеладовых, нужно попытаться понять строй их души и принять такими, какие они есть.

(2

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-malenkij-chelovek-v-literature/

Сочинение: Маленький человек в русской литературе

Разное

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В «Повестях Белкина», законченных в 1830 году, писатель рисует не только картины дворянско-уездного быта («Барышня-крестьянка»), но и останавливает внимание читателей на судьбе «маленького человека».

Уже в рассказах сентименталистов, особенно у Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), был показан «маленький человек». Это был идеализированный образ, мало реалистический.

Пушкин делает первую попытку объективно, правдиво изобразить «маленького человека». Герою повести «Станционный смотритель» чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни.

Стоит где-то на перекрестке проезжих дорог небольшая почтовая станция. Здесь живут чиновник 14-го класса Самсон Вырин и его дочь Дуня — единственная радость, скрашивающая нелегкую жизнь смотрителя, полную покрикиваний и проклятий проезжающих. И вдруг ее увозят в Петербург, увозят тайно от отца.

Самое страшное то, что Дуня уехала с гусаром по своей воле. Переступив порог новой, богатой жизни, она отказалась от отца. Самсон Вырин едет в Петербург, чтобы «вернуть заблудшую овечку», но его выгоняют из дома Дуни, и в конце концов за свою дочь он получает несколько ассигнаций.

«Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел…» Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти.

О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия. «Добро, строитель чудотворный! —//Шепнул он, злобно задрожав, —//Ужо тебе!..»

Традиции Пушкина продолжили и развили Гоголь, Достоевский, Чехов.

В повести «Шинель» идея гуманного отношения к «маленькому человеку», которая скрыто присутствует во всех гоголевских произведениях, выражается прямо и решительно.

Акакий Акакиевич Башмачкин — «вечный титулярный советник». Бессмысленная канцелярская служба убила в нем всякую живую мысль. Единственное наслаждение находит он в переписке бумаг.

Он любовно выводил буквы чистым, ровным почерком и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и нужду, и заботы о пище и уюте.

Даже дома он думал лишь о том, что «что-то бог пошлет переписывать завтра».

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась цель жизни — новая шинель. «Он сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность…» Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье.

Вот он заказывает себе новую шинель, «…существование его сделалось как-то полнее…» Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость и грусть.

Читайте также:  Конструктор лего сочинение 5 класс

Вводя нас в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким счастьем было для Башмачкина приобретение шинели и в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич, когда портной принес ему шинель. Но радость его была непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили. И никто из окружающих не принимает участия в несчастливом чиновнике. Напрасно Башмачкин искал помощи у «значительного лица».

Его даже обвинили в бунте против начальников и «высших». Расстроенный Акакий Акакиевич простужается и умирает. В финале маленький, несмелый человек, доведенный миром сильных до отчаяния, протестует против этого мира. Умирая, он «сквернохульничает», произносит самые страшные слова, следовавшие за словами «ваше превосходительство».

Это был бунт, хотя и в предсмертном бреду.

Не из-за шинели умирает «маленький человек». Он становится жертвой бюрократического «бесчеловечья» и «свирепой грубости», которая, как утверждал Гоголь, таится под маской «утонченной, образованной светскости». В этом глубочайший смысл повести.

Преступное равнодушие проявляет высшее петербургское общество к капитану Копейкину (в поэме Гоголя «Мертвые души»).

Оно оказалось черствым, бездушным не просто к маленькому человеку, но защитнику Родины, герою войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся всяких средств к существованию…

Недаром дальнейшая судьба капитана Копейкина связывается с бунтом: предупреждение о том, что терпение забитых и униженных когда-нибудь кончится, что всему есть предел. А уж если широкая русская душа взбунтовалась, то горе тем, кто притеснял и обижал бедного человека.

Духом гоголевской «Шинели» проникнут роман Достоевского «Бедные люди». Это рассказ о судьбе того же «маленького человека», раздавленного горем, отчаянием и социальным бесправием. Переписка бедного чиновника Макара Девушкина с Варенькой, потерявшей родителей и преследуемой сводней, раскрывает глубокий драматизм жизни этих людей.

Макар и Варенька готовы ради друг друга на любые лишения. Макар, живя в крайней нужде, помогает Варе. И Варя, узнав о положении Макара, приходит ему на помощь. Но герои романа беззащитны. Их бунт — «бунт на коленях». Никто не может помочь им. Варю увозят на верную гибель, а Макар остается один со своим горем.

Разбита, искалечена жизнь двух прекрасных людей, разбита жестокой действительностью.

Достоевский раскрывает глубокие и сильные переживания «маленьких людей».

Любопытно отметить, что Макар Девушкин читает «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинель» Гоголя. Он с сочувствием относится к Самсону Вырину и неприязненно к Башмачкину. Наверное, потому, что видит в нем свое будущее.

Итак, Достоевский, сложнейший и противоречивейший художник-реалист, с одной стороны, показывает «униженного и оскорбленного» человека, и сердце писателя переполняется любовью, состраданием и жалостью к этому человеку и ненавистью к сытым, пошлякам и развратникам, а с другой — высказывается за смирение, покорность, призывая: «Смирись, гордый человек!»

Жертвой в обществе произвола и беззакония оказывается Мармеладов из романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот спившийся отставной чиновник говорит Раскольникову: «В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».

Мармеладов поясняет свою мысль: «Бедность не порок, нищета — порок», ибо в бедности еще не извращается в самом бедняке чувство человеческого достоинства; нищий же перестает быть человеком, перестает уважать себя, сам себя унижает, достигая последней степени нравственного падения.

Далее в развитии образа «маленького человека» намечается тенденция «раздвоения». С одной стороны, из среды «маленьких людей» появляются разночинцы-демократы, а их дети становятся революционерами.

О Добролюбове скажет Некрасов: «Какой светильник разума угас!» С другой стороны, «маленький человек» опускается, превращаясь в ограниченного мещанина.

Наиболее отчетливо мы наблюдаем этот процесс в рассказах Чехова «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре».

Учитель Беликов — человек не злой по характеру, но робок и замкнут. В условиях, когда действовала формула: «Раз не разрешает циркуляр, то и нельзя», — он становится страшной фигурой в городе.

Все живое, движущееся вперед, пугало Беликова, во всем он видел «элемент сомнительности». Не мог Беликов устроить и личную жизнь.

Увидев однажды свою невесту на велосипеде, он был очень удивлен и отправился для объяснения к ее брату, считая, что женщине не к лицу кататься на велосипеде. Итогом разговора была ссора Беликова с Коваленко, после которой учитель умер.

С радостью хоронили горожане Беликова, но и после его смерти печать «беликовщины» осталась на жителях города. Беликов продолжал жить в их сознании, он пропитал насквозь их души

страхом.

С течением времени «маленький человек», лишенный собственного достоинства, «униженный и оскорбленный», вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. «Скучно вы живете, господа», — сказал Чехов своим творчеством «маленькому человеку», смирившемуся со своим положением.

С тонким юмором высмеивает писатель кончину Ивана Червякова, с уст которого всю жизнь не сходит лакейское «Вашество». В тот же год, что и «Смерть чиновника», появляется рассказ «Толстый и тонкий». Чехов вновь выступает против обывательщины, против лакейства.

Хихикает, «как китаец», склонившись в подобострастном поклоне, коллежский служака Порфирий, встретив своего бывшего друга, который имеет высокий чин. Забыто чувство дружбы, связывавшее этих двух людей.

Рисуя образы «маленьких людей», писатели обычно подчеркивали их слабый протест, забитость, что впоследствии приводит «маленького человека» к деградации.

Но у каждого из этих героев есть что-то в жизни, что помогает ему переносить существование: у Самсона Вырина — дочь, радость жизни, у Акакия Акакиевича — шинель, у Макара Девушкина и Вареньки — их любовь и забота друг о друге. Потеряв эту цель, они гибнут, не сумев пережить утраты.

«Маленькие люди» — люди низших сословий, и язык их — народный, в нем встречаются просторечие («прибрать, старый дурак»), канцелярские слова («циркуль»), выражение «я имею кое-что сказать». Для усиления эмоционального звучания образа писатели используют несобственно-прямую речь (например, рассказ о горе старого смотрителя ведется от третьего лица, хотя он сам рассказывает о случившемся).

Чехов для более полной обрисовки героя использует прием рассказа в рассказе. О герое говорит другой человек, знающий его и дающий оценку его действиям (учитель Буркин в рассказе «Человек в футляре», ветеринарный врач Иван Иванович в рассказе «Крыжовник»). Все приемы обрисовки героев направлены на более глубокое раскрытие образов «маленьких людей».

В заключение хочется сказать, что человек не должен быть маленьким.

В одном из писем к сестре Чехов восклицал: «Боже мой, как богата Россия хорошими людьми!» Зоркий глаз художника, подмечая пошлость, лицемерие, тупость, видел и другое — красоту хорошего человека.

Таков, например, доктор Дымов, герой рассказа «Попрыгунья», человек, который живет для счастья других, скромный врач, с добрым сердцем, красивой душой. Дымов умирает, спасая ребенка от болезни.

Вот и получается, что не так уж мал этот «маленький человек».

Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-malenkii-chelovek-v-russkoi-literature.html

Тема "маленького человека" в творчестве Достоевского (сочинение)

Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М.

Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель».

Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского.

Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам.

Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города.

Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «…бедность не порок, это истина…

Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто.

За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки».

Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью.

Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского.

Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя.

К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/tema_malenkogo_cheloveka_v_tvorchestve_dostoevskogo_sochinenie/66-1-0-1809

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector