Сочинение образ бесприданницы в пьесе островского

1001student.ru > Литература > Сочинения > Образ и характеристика Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы»

В известном сочинении А. Н. Островского «Бесприданница» главным персонажем представлена молодая девушка Лариса Огудалова. Это умная и образованная личность с очень непростой судьбой.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Имея чуткую и романтическую натуру, она находится в постоянном поиске большой любви, но сталкивается с жестокой реальностью.

И в своём произведении драматург затронул тему трагичности жизни мятежных женщин, обладающих чертами, сходными с характеристикой Ларисы Огудаловой.

Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского

Происхождение и семья

Из пьесы читатель узнаёт, что семья Ларисы Дмитриевны Огудаловой порядочная, но довольно бедная. Возраст героини автор «Бесприданницы» определяет как «на выданье» (цитата). Оставшись без отца — Дмитрия Огудалова (Агудалова), девушка живёт вместе с матерью.

Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского

Две же старшие сестры Ларисы на момент происходящих событий успели выйти замуж, но их браки назвать счастливыми или удачными никак нельзя. Одна из них стала женой кавказского князя, но так и не доехала до нового дома — горец из ревности зарезал её в дороге. Вторая вышла замуж за иностранца, но семейного счастья также не обрела. Супруг оказался шулером.

Желая выдать младшую дочь замуж, мать главной героини Харита Игнатьевна устраивает в доме частые приёмы. На них девушка вынуждена развлекать гостей, среди которых присутствовали и потенциальные женихи, танцами, шутками и своими романсами. Но это не доставляет ей особой радости.

Ларису тяготит общество на подобных приёмах, так как людей здесь интересовали только её красота и развлечения, а не богатый внутренний мир. Она же мечтает о настоящей любви.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение-описание картины боярыня морозова сурикова 7 класс

Оценим за полчаса!

Характер и внешность

Образ Ларисы в «Бесприданнице» довольно яркий и очень хорошо запоминающийся, несмотря на то, что у автора описание внешности персонажа довольно кратко и скупо.

Читатель в основном получает информацию об облике Огудаловой из речевых характеристик других героев. Она представляется как скромно одетая красивая барышня, окружённая поклонниками.

К достоинствам личности героини можно отнести хорошее пение и умение играть на нескольких музыкальных инструментах.

Писатель наделяет свой главный персонаж нежностью и тонкой душевной организацией. Лариса Дмитриевна обворожительна и обладает очень богатым внутренним миром. Эти качества дают ей возможность глубоко чувствовать и способность очень сильно любить.

По ходу пьесы открываются черты характера Огудаловой:

Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского

  • честность;
  • порядочность;
  • скромность;
  • открытость.

Также нужно отметить романтичность в характеристике Ларисы из «Бесприданницы «и её способность ухода в мечтах от жестокой реальности в прекрасный мир иллюзий.

Но окружающих привлекает только внешняя красота главной героини и мало кого интересует внутренние переживания и чувства. Даже родная мать в своём желании скорого замужества дочери не понимает, что характер героини не позволяет ей лгать и заниматься притворством. Однажды Лариса с возмущением заявляет: «Опять притворяться! Опять лгать!» (цитатное высказывание).

Будучи превосходно воспитанной девушкой Огудалова, не принимая позиции собственной матери о выгодном замужестве, не смеет ей перечить. Она подчиняется желаниям родительницы и послушно развлекает гостей на устраиваемых приёмах, понимая, что не вольна полностью распоряжаться своей судьбой.

Взаимоотношения с другими персонажами

В своей жизни Лариса Огудалова успела столкнуться с людьми, которые пытались использовать её в своих интересах, игнорируя в ней качества настоящей личности. В итоге это и привело к трагичному исходу в пьесе.

К таким персонажам можно отнести образы:

  • Сергея Сергеевича Паратова;
  • Карандышева Юлия Капитоновича;
  • Мокия Пармёныча Кнурова;
  • Вожеватого Василия Данилыча.

Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского

Привлекательный делец из судовладельцев, Паратов кажется Ларисе Огудаловой идеалом мужчины. В её представлении Сергей Сергеевич именно тот человек, который может изменить жизнь героини к лучшему. И в нём Лариса ошибочно видит образ из романтических произведений, близких её мечтательному сердцу.

Персонаж Карандышева Юлия Капитоновича представляет собой небогатого чиновника, имеющего определённые чувства к Огудаловой.

Но брак с Ларисой ему необходим больше для самоутверждения в среде состоятельных людей и укрепления своего общественного положения.

Островский изображает Карандышева как мелочного человека, пытающегося любыми способами попасть в касту, где он совершенно чужой. А своими жалкими попытками сравняться с Паратовым он окончательно теряет лицо в глазах Ларисы Огудаловой.

Примером подлости и бессердечности является в пьесе «Бесприданница» образ Мокия Пармёныча Кнурова. Будучи пожилым, но очень состоятельным женатым человеком он питает надежду, что Лариса Дмитриевна будет его содержанкой. Он не может понять, что для Огудаловой такое предложение неприемлемо, так как понятие чести для неё — непустой звук.

Сочинение Образ бесприданницы в пьесе Островского

Ещё один потенциальный жених в глазах матери главной героини — Василий Данилыч Вожеватов. Друг детства Ларисы Дмитревны представляет солидную торговую фирму.

Его она считает практически родным и полностью доверяет свои секреты. Но на поверку, Вожеватов оказывается хитрым и безнравственным человеком, равнодушно относящимся к бедственному положению подруги.

Личная выгода для него превыше чести и порядочности.

Трагичность судьбы Ларисы Дмитриевны Огудаловой в том, что, являясь очень тонкой натурой, она вынуждена приспосабливаться к жестокому окружению, где материальные блага преобладают над духовностью.

Автор «Бесприданницы» затронул тему противостояния высоких человеческих и холодной расчётливости. Он показал на примере главной героини, как может закончиться жизнь чувственной личности, столкнувшейся с жестокостью.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/obraz-i-harakteristika-larisy-ogudalovoj-iz-bespridannitsy.html

Судьба бесприданницы (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница"). Сочинение

Человек сам располагает своей судьбой.
А. Н. Островский

Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма «Бесприданница». Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. Лучшие актеры столичных театров — М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская взялись за исполнение роли Ларисы Огудаловой. Чем же так пленила их эта героиня?

Героиня Островского отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из «Грозы». По словам Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне «хитрости нет». С героиней «Грозы» сближает ее и высокая поэтичность. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее простором.

Кнуров замечает, что в Ларисе «земного, этого житейского нет». И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни. Да и сама она похожа на птицу.

Не случайно зовут ее Лариса, что в переводе с греческого означает «чайка».

Меня привлекает в героине Островского ее музыкальность.

Она играет на фортепьяно и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глубоко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей.

Ей близки цыгане, в которых она ценит жажду воли и склонность к волнующей песне. Островский так изобразил в своей пьесе Ларису, что в сознании читателя ее образ неразрывно сливается с романсом:

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей!
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!

Лариса, правда, еще далеко не разочарована (это придет к ней позже), но «обольщений», «искушений» у нее множество. Она, по ее словам, «стоит на распутье», находится перед «выбором».

Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный «цыганский табор», чтобы создать видимость красоты и блеска жизни.

И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется.

И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее «базара», где немало «всякого сброду», чтобы увез подальше, за Волгу.

Однако Лариса — бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску.

Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива. Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не хочет видеть и — довольно долго — не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины.

Отказываясь от стиля жизни матери,» она существует среди пошлых поклонников.

Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но «любезничать надо было: маменька приказывает». Потом «набегал» разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный.

Ларисе не до него, но в доме и его принимают: «положение ее незавидное». Затем «появился» некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Этот отбил всех, да недолго покуражился.

Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Лариса ему явно симпатизирует, тем более, что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством.

Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: «В лета войдет — такой же идол будет». На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзоном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими. А пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису,
ссылаясь на своё гнусное купеческое слово.

Нет, не выберет героиня Островского этого кавалера, у которого вдобавок и любви-то к ней совсем не замечается.

А вот перед ней Кнуров. Этот намного богаче, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен. А главное — он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует.

Но уж больно нелюдимый и молчаливый он. Ну о чем она говорить с ним будет, что будет петь, когда он всяких сантиментов начисто лишен? Не зря называют его «идолом». А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит».

Она еще не знает, что он только что выиграл ее в орлянку. И еще не ведает, что это он, Кнуров, давно ведет игру и весь спектакль, рассматривая ее как «дорогой бриллиант», который оправы требует, ювелира и покупателя. Не зная всего, Лариса все же отказывается от этого выбора.

В своем монологе у решетки она отвергает «роскошь, блеск» и «разврат», трижды повторяя слово «нет».

Лариса всем существом своим тянется к идеалу. Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкретном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. Но отвечает ли он ее представлениям об идеале?

Паратов — богатый столичный барин, пустившийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает размах, блеск, любовь к шику. Он ценит песню и «волюшку», щедр и дерзок. Цыгане в нем дущи не чают. Любит его и Лариса.

Она наглядеться на него не может, на его мужскую красоту и удаль. Вожеватов восклицает: «А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!.. Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила».

Вот на нем было и остановила свой выбор Лариса.

Но Паратов совсем не такой, каким он ей кажется. Всех ее женихов отбил, «да и след его простыл». А потом вернулся, снова обманывает, забавляясь и развлекаясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благородство и широта натуры показные.

За ними — развратный и циничный кутила, который не забывает в своем мотовстве о выгодных продажах судов и богатой невесте с золотыми приисками. И когда в очередной раз Лариса оказывается обманутой, она делает свой отчаянный выбор. Она принимает предложение Карандышева, который давно вертелся у нее в доме.

Лариса идет за него замуж, страдая, мучаясь, не любя и презирая этого случайного жениха.

Кто же такой Карандышев? Это мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезненно самолюбивым человеком, претендует на самоутверждение и даже значительность.

И вот теперь этот мещанин хочет женитьбой на красавице Ларисе одержать «победу» над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться в люди. Его и жалко, как унижаемого бедняка, но он и презрение вызывает, как мелкий завистник, жалкий мститель и надутый «пузырь».

Возможно, он и любит Ларису, но оценить ее по достоинству он не может. Для этого нет у него ни таланта, ни души, ни вкуса. Нет у него человечности и поэтичности, о которых мечтает героиня. Что же делать? Приходится ей довольствоваться этим заурядным избранником.

Читайте также:  Женщина на войне - сочинение

Может быть, он все-таки создаст ей тихую жизнь? Но все больше ее отвращают его мелочность, злобность и шутовство. Сама любовь его стала какой-то дикой и нелепой, превратившись в самодурство. Поэтому, когда он падает перед Ларисой на колени и клянется в своем чувстве, она произносит: «Лжете. Я любви искала и не нашла…

» Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он остается самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.

Но и сама Лариса только что узнала об обмане Паратова, пережила новое надругательство над нею. Оказывается, что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу.

Что же делать? Может быть, согласиться с предложением Кнурова? Она посылает за ним. Сам он ей, конечно, не нужен. Но, может, предпочесть золото? «Каждой вещи своя цена есть, — горько иронизирует она.

— Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты». Раз она не нашла любви, она будет искать золота. Ведь мог же Паратов найти золотые прииски. Иного выбора уже не существует^ Но нет, и от этого исхода Лариса отказывается.

Пьеса завершается вовсе не дорогой оправой для бриллианта.

Уход из этого мира — вот истинный выход. Лариса пытается сначала сама покончить с жизнью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее предрешена. Она подготовлена всей пьесой. В начале ее раздается выстрел с пристани (его пугается Лариса).

Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о «равнодушном выстреле» Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама она думает о том, что здесь на каждом сучке «удавиться можно», а в Волге «везде утопиться легко». Робинзон говорит о возможном убийстве.

Наконец, Лариса мечтает: «Кабы теперь меня убил кто-нибудь?»

Гибель героини становится неизбежной. И она настает. Карандышев убивает ее в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.

Комедийное шутовство актера Робинзона и цыганский хор в конце пьесы словно бы оттеняют трагизм происшедшего, вводя одновременно народное мнение о случившейся катастрофе. Грозя кулаком, заезжий автор произносит: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»

Эту необыкновенную пьесу попытался перенести на экран Э. Рязанов. В своей книге «Неподведенные итоги» он пишет о работе над фильмом «Жестокий романс», говорит о «трагизме ситуации» пьесы, о введение в картину тумана, который усугубил «трагизм происходившего», о «безжалостной истории» в драме.

Но поставил свой фильм режиссер как мелодраму и этим, мне кажется, исказил смысл пьесы. Просчет, на мой взгляд, таится уже в намерении придать сценарию «романную форму». Уже это обрекло картину на исчезновение из нее трагизма. А тут еще явный перебор с романсами.

К тому же мелодраматически одноцветны персонажи: чрезмерно обольстителен «белоснежный» Паратов и слишком омерзителен «серый» Карандышев.

Непонятно, чем могла очаровать всех героев такая бесцветная, непоэтичная Лариса? И зачем несколько песен поет сам Паратов? Хотелось бы спросить, почему героиня фильма отправляется за кнуровским золотом и отчего Карандышев стреляет ей в спину? Ведь этим снимается тема благодеяния и отказ Ларисы от выбора в духе Кнурова. И последнее — зачем так весело и лихо отплясывают цыгане в момент, когда погибает героиня? Это уже не хор, не народное мнение, а дикое кощунство в угоду внешней красивости. Отказ от трагедии, раскрытой в пьесе, на мой взгляд, не оправдан.

«Бесприданница» великого русского драматурга А. Н. Островского — это драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это пьеса о трагедии обычной бесприданницы с горячим сердцем.

Источник: https://www.kostyor.ru/student/?n=279

Сочинение на тему образ ларисы огудаловой в пьесе бесприданница

Замечательной пьесой позднего периода творчества А. Н. Островского является драма “Бесприданница”. Задуманная в 1874 году, она была завершена в 1878-м и в том же году поставлена в Москве и Петербурге. Лучшие актеры столичных театров — М. Ермолова, М. Савина, а позднее В. Комиссаржевская взялись за исполнение роли Ларисы Огудаловой.

Чем же так пленила их эта героиня?
Героиня Островского отличается правдивостью, искренностью, прямотой характера. В этом отношении она чем-то напоминает Катерину из “Грозы”. По словам Вожеватого, в Ларисе Дмитриевне “хитрости нет”. С героиней “Грозы” сближает ее и высокая поэтичность. Ее влекут заволжская даль, леса за рекой, манит сама Волга с ее простором.

Кнуров замечает, что в Ларисе “земного, этого житейского нет”. И в самом деле: она вся словно приподнята над грязью действительности, над пошлостью и низостью жизни. В глубине души ее, словно птица, бьется мечта о красивой и благородной, честной и тихой жизни. Да и сама она похожа на птицу. Не случайно зовут ее Лариса, что в переводе с греческого означает “чайка”.

Меня привлекает в героине Островского ее музыкальность. Она играет на фортепьяно и на гитаре, к тому же она великолепно поет, глубоко переживает исполняемое, так что приводит в трепет и восторг своих слушателей. Ей близки цыгане, в которых она ценит жажду воли и склонность к волнующей песне.

Островский так изобразил в своей пьесе Ларису, что в сознании читателя ее образ неразрывно сливается с романсом:
Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей!
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней!
Лариса, правда, еще далеко не разочарована (это придет к ней позже), но “обольщений”, “искушений” у нее множество.

Она, по ее словам, “стоит на распутье”, находится перед “выбором”.
Не предпочесть ли стиль жизни матери? Харита Игнатьевна, оставшаяся вдовой с тремя дочерьми, постоянно ловчит и хитрит, льстит и заискивает, попрошайничает у богатых и принимает их подачки. Она устроила в своем доме настоящий шумный “цыганский табор”, чтобы создать видимость красоты и блеска жизни.

И все это для того, чтобы под прикрытием этой мишуры промышлять живым товаром. Двух дочек она уже загубила, теперь пришла очередь торговать третьей. Но Лариса не может принять такого образа жизни матери, он чужд ей. Мать велит дочери улыбаться, а той плакать хочется.

И она просит жениха, чтобы он вырвал ее из этого окружающего ее “базара”, где немало “всякого сброду”, чтобы увез подальше, за Волгу.
Однако Лариса — бесприданница, бедная, безденежная невеста. Ей приходится с этим считаться. К тому же она сама успела заразиться тягой к внешнему блеску. Лариса лишена цельности характера, ее душевная жизнь довольно противоречива.

Пошлость и цинизм окружающих ее людей она не хочет видеть и — довольно долго — не может разглядеть. Это все отличает ее от Катерины. Отказываясь от стиля жизни матери,” она существует среди пошлых поклонников.
Сначала в доме появился старик с подагрой. Лариса явно не хочет этого неравного брака, но “любезничать надо было: маменька приказывает”.

Потом “набегал” разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный. Ларисе не до него, но в доме и его принимают: “положение ее незавидное”. Затем “появился” некий кассир, засыпавший Хариту Игнатьевну деньгами. Этот отбил всех, да недолго покуражился. Обстоятельства тут помогли невесте: у них в доме его со скандалом арестовали.

Но вот на сцене появляется в качестве поклонника Вожеватов. Лариса ему явно симпатизирует, тем более, что он друг ее детства. Он приветлив, молод, весел, богат. Но может ли Лариса остановить на нем выбор? Конечно, нет. Сердцем ощущает героиня, что этот молодой купчик далеко пойдет со своей жадностью, расчетливостью и самодовольством.

Правильно сравнивает его Гаврила с Кнуровым: “В лета войдет — такой же идол будет”. На глазах черствеет его сердце. Это хорошо видно в его издевательствах над Робинзоном. Вожеватов уже и сейчас каким-то жалким выглядит рядом с другими. А пройдет немного времени, и он предаст погибающую Ларису,
ссылаясь на своё гнусное купеческое слово.

Нет, не выберет героиня Островского этого кавалера, у которого вдобавок и любви-то к ней совсем не замечается.
А вот перед ней Кнуров. Этот намного богаче, он ворочает большими делами, читает французскую газету и готовится ехать в Париж, на промышленную выставку. Он умен, не суетлив, как Вася Вожеватов, обстоятелен.

А главное — он сильно увлечен Ларисой, страстно любит ее и готов многое положить к ее ногам. Она это видит и чувствует. Но уж больно нелюдимый и молчаливый он. Ну о чем она говорить с ним будет, что будет петь, когда он всяких сантиментов начисто лишен? Не зря называют его “идолом”.

А тут еще он ей цинично предлагает стать содержанкой, то есть попросту покупает ее, убеждая: “Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит”. Она еще не знает, что он только что выиграл ее в орлянку.

И еще не ведает, что это он, Кнуров, давно ведет игру и весь спектакль, рассматривая ее как “дорогой бриллиант”, который оправы требует, ювелира и покупателя. Не зная всего, Лариса все же отказывается от этого выбора. В своем монологе у решетки она отвергает “роскошь, блеск” и “разврат”, трижды повторяя слово “нет”.
Лариса всем существом своим тянется к идеалу.

Она ищет его, устремляется к нему, не отдавая себе большого отчета в том, каков он в ее конкретном случае. Таким идеалом ей видится Паратов. Но отвечает ли он ее представлениям об идеале?
Паратов — богатый столичный барин, пустившийся в предпринимательство в судоходном деле. На первый взгляд, он необычен. Его отличает размах, блеск, любовь к шику.

Он ценит песню и “волюшку”, щедр и дерзок. Цыгане в нем дущи не чают. Любит его и Лариса. Она наглядеться на него не может, на его мужскую красоту и удаль. Вожеватов восклицает: “А уж как она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!.. Бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила”. Вот на нем было и остановила свой выбор Лариса.

Но Паратов совсем не такой, каким он ей кажется. Всех ее женихов отбил, “да и след его простыл”. А потом вернулся, снова обманывает, забавляясь и развлекаясь ею. Лариса становится игрушкой в его руках. А сам он расчетлив, коварен и жесток. Его благородство и широта натуры показные.

За ними — развратный и циничный кутила, который не забывает в своем мотовстве о выгодных продажах судов и богатой невесте с золотыми приисками. И когда в очередной раз Лариса оказывается обманутой, она делает свой отчаянный выбор. Она принимает предложение Карандышева, который давно вертелся у нее в доме.

Лариса идет за него замуж, страдая, мучаясь, не любя и презирая этого случайного жениха.
Кто же такой Карандышев? Это мелкий чиновник, над которым в циничном обществе все издеваются и смеются. Но он не смирился и, будучи завистливым и болезненно самолюбивым человеком, претендует на самоутверждение и даже значительность.

И вот теперь этот мещанин хочет женитьбой на красавице Ларисе одержать “победу” над богачами, посмеяться над ними и, может быть, выбиться в люди. Его и жалко, как унижаемого бедняка, но он и презрение вызывает, как мелкий завистник, жалкий мститель и надутый “пузырь”. Возможно, он и любит Ларису, но оценить ее по достоинству он не может.

Для этого нет у него ни таланта, ни души, ни вкуса. Нет у него человечности и поэтичности, о которых мечтает героиня. Что же делать? Приходится ей довольствоваться этим заурядным избранником. Может быть, он все-таки создаст ей тихую жизнь? Но все больше ее отвращают его мелочность, злобность и шутовство. Сама любовь его стала какой-то дикой и нелепой, превратившись в самодурство.

Поэтому, когда он падает перед Ларисой на колени и клянется в своем чувстве, она произносит: “Лжете. Я любви искала и не нашла…” Измена Ларисы и осознание того, что ее разыгрывают, как вещь, просветляют Карандышева, отрезвляют его, что-то меняют в нем. Но он остается самим собой и мстит героине, не пожелавшей достаться ему, сообщая ей жестокую правду.

Но и сама Лариса только что узнала об обмане Паратова, пережила новое надругательство над нею. Оказывается, что она вещь. Ей все время казалось, что она выбирает, а выходит, что выбирают ее. И не просто выбирают, а передают друг другу, передвигают, как марионетку, бросают, как куклу.
Что же делать? Может быть, согласиться с предложением Кнурова? Она посылает за ним.

Сам он ей, конечно, не нужен. Но, может, предпочесть золото? “Каждой вещи своя цена есть, — горько иронизирует она. — Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты”. Раз она не нашла любви, она будет искать золота. Ведь мог же Паратов найти золотые прииски. Иного выбора уже не существует^ Но нет, и от этого исхода Лариса отказывается.

Пьеса завершается вовсе не дорогой оправой для бриллианта.
Уход из этого мира — вот истинный выход. Лариса пытается сначала сама покончить с жизнью. Она подходит к обрыву и смотрит вниз, но в отличие от Катерины, у нее не хватило решимости и сил на самоубийство. Тем не менее гибель ее предрешена. Она подготовлена всей пьесой.

В начале ее раздается выстрел с пристани (его пугается Лариса). Потом упоминается топор в руках Карандышева. Верной смертью называет он падение с обрыва. Лариса рассказывает о “равнодушном выстреле” Паратова в монету, которую она держала в руках. Сама она думает о том, что здесь на каждом сучке “удавиться можно”, а в Волге “везде утопиться легко”.

Робинзон говорит о возможном убийстве. Наконец, Лариса мечтает: “Кабы теперь меня убил кто-нибудь?”
Гибель героини становится неизбежной. И она настает. Карандышев убивает ее в безумном припадке собственника, совершая для нее великое благодеяние. Таков последний невольный выбор бесприданницы. Так завершается ее трагедия.

Комедийное шутовство актера Робинзона и цыганский хор в конце пьесы словно бы оттеняют трагизм происшедшего, вводя одновременно народное мнение о случившейся катастрофе. Грозя кулаком, заезжий автор произносит: “О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!”
Эту необыкновенную пьесу попытался перенести на экран Э. Рязанов. В своей книге “Неподведенные итоги” он пишет о работе над фильмом “Жестокий романс”, говорит о “трагизме ситуации” пьесы, о введение в картину тумана, который усугубил “трагизм происходившего”, о “безжалостной истории” в драме. Но поставил свой фильм режиссер как мелодраму и этим, мне кажется, исказил смысл пьесы. Просчет, на мой взгляд, таится уже в намерении придать сценарию “романную форму”. Уже это обрекло картину на исчезновение из нее трагизма. А тут еще явный перебор с романсами. К тому же мелодраматически одноцветны персонажи: чрезмерно обольстителен “белоснежный” Паратов и слишком омерзителен “серый” Карандышев.
Непонятно, чем могла очаровать всех героев такая бесцветная, непоэтичная Лариса? И зачем несколько песен поет сам Паратов? Хотелось бы спросить, почему героиня фильма отправляется за кнуровским золотом и отчего Карандышев стреляет ей в спину? Ведь этим снимается тема благодеяния и отказ Ларисы от выбора в духе Кнурова. И последнее — зачем так весело и лихо отплясывают цыгане в момент, когда погибает героиня? Это уже не хор, не народное мнение, а дикое кощунство в угоду внешней красивости. Отказ от трагедии, раскрытой в пьесе, на мой взгляд, не оправдан.

Читайте также:  Сочинение молчалин в комедии горе от ума (образ и характеристика)

“Бесприданница” великого русского драматурга А. Н. Островского — это драма о катастрофе личности в бесчеловечном мире. Это пьеса о трагедии обычной бесприданницы с горячим сердцем.

Островский А. Гроза. Драма
“Жестокие нравы” города Калинова (по драме А. Н. Островского “Гроза”). Сочинение
Живая душа в “темном царстве” (по драме А. Н. Островского “Гроза”). Сочинение
Проблематика пьесы Островского “Гроза”
Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского “Бесприданница”). Сочинение

Судьба бесприданницы (по пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”). Сочинение

Источник: https://alphacat.ru/sochinenie-na-temu-obraz-larisy-ogudalovoj-v-pese-bespridannicza.html

Система образов в пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского

Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из «Грозы». Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке.

Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает своим разговором. Поэтому приезд Паратова так обрадовал его: «Все-таки будет с кем хоть слово за обедом молвить».

Кнурова называют

идолом; он и есть идол, осознающий свою несокрушимую силу, открыто презирающий почти всех окружающих. Но Лариса его поражает — очевидно, по контрасту. Он, меряющий все на деньги, вдруг увидел человека, для которого деньги ничего не значат.

С удивлением и даже восхищением он говорит, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет». Лариса ему действительно очень нравится. Так проявляется значительность его натуры. Это не мелкий и ничтожный пакостник, в нем ощущается сильный характер.

Вряд ли он лукавит, когда признается Ларисе, что готов был бы жениться на ней, если бы был свободен. Однако же слова

«любовь» в его речах нет. Он говорит о женитьбе, о деньгах, но не о любви.

Как показательно, что и в решающем разговоре с Ларисой он бессердечен даже по стилю разговора.

Создается впечатление, что он заводит речь о каком-то коммерческом предприятии и старается уговорить будущего компаньона.

Ни слова о чувствах, только четкие деловые предложения: «Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку?» Он обнаруживает циническое презрение и к общественному мнению, и к общепринятым нормам.

Характерная черта другого дельца, Вожеватова,-равнодушие. Равнодушен он и к человеческому страданию, и к человеческому горю. Его смешит бедный Карандышев, он с великим удовольствием издевается над беззащитным Робинзоном. Что же касается отношения Вожеватова к Ларисе, то здесь трудно подобрать другое слово, кроме «предательства».

Они с детства знакомы, почти родные, но это не мешает Вожеватову развращать «понемножку» молодую девушку. Отвечая на замечание Кнурова, он небрежно бросает: «Да мне что! Я ведь насильно не навязываю… Что ж мне об ее нравственности заботиться! Я ей — не опекун».

И в самую тяжелую минуту в жизни Ларисы Вожеватов предательски отказывает ей не только в помощи, но и в элементарной жалости.

Предательство окружает Ларису со всех сторон. Предает ее родная мать, друг детства, любимый человек.

В перечне действующих лиц Паратов охарактеризован как «блестящий барин, из судохозяев». Великолепная формулировка, ранее совершенно немыслимая. Блестящий барин — это одна поведенческая модель, судохозяин — совершенно другая.

Но в Паратове обе эти линии соединяются, придавая его облику сугубо индивидуальные, неповторимые черты, связанные, однако, с определенной исторической эпохой. Это человек своеобразный, яркий, неординарный. Не случайно его идеализирует Лариса, чем-то он привлекает цыган, ямщиков, трактирных слуг. Надо думать, дело не только в его щедрости.

Чувствуется в нем некий размах, удаль — но в то же самое время и опасное хладнокровие, нередко граничащее с жестокостью, страсть к сильным ощущениям.

Паратов очень умело и продуманно играет свою роль. Драматург же постоянно подсказывает, что верить ему ни в коем случае нельзя.

Реальные дела Паратова разительным образом противоречат его же напыщенным речам, на которые он большой мастер. «Я, Лариса Дмитриевна, — говорит он, — человек с правилами, брак для меня — дело святое.

Я этого вольнодумства терпеть не могу». Тем не менее он же делает все, чтобы разрушить предстоящий брак Ларисы с Карандашевым.

Паратов не упускает случая внушить окружающим представление о себе как о человеке без сословных предрассудков, о своем презрении к мелочным расчетам.

С явным удовольствием рассказывает он о столкновении с пароходным механиком, который цифры какие-то на бумажке выводил, давление рассчитывал: «Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то!».

Любопытно, что демонстративное пренебрежение к «арифметике» декларирует тот самый Паратов, который чуть дальше откровенно заявит: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно»,-сравниваясь этим с Кнуровым, Вожеватовым и им подобными.

Выгода, а не «широкая натура» — вот что, в конечном счете, определяет суть Паратова, хотя роль свою он играет настолько талантливо, что начинаешь понимать, почему Лариса им увлечена.

(No Ratings Yet) Система образов в пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского

Источник: https://home-task.com/sistema-obrazov-v-pese-bespridannica-a-n-ostrovskogo/

Художественные средства создания социальных типов в драме А. Н. Островского «Бесприданница»

«Бесприданница» — одна из наиболее значимых пьес А. Н. Островского. Над ее созданием он работал очень долго, стараясь «отделать самым тщательным образом».

Островский хотел изобразить не просто типы, а углубиться до создания характера, личности. И это ему удалось.

В 1878 году пьеса «Бесприданница» была представлена на сцене в Малом театре, а в 1879 году напечатана в журнале «Отечественные записки».

В семидесятые годы в социальной системе России наблюдались значительные перемены. Они, конечно, не могли не отразиться и на купеческой среде, которая была для Островского неисчерпаемым кладезем тем для его пьес.

Патриархальное купечество с его принципами, особыми понятиями о чести, устоями и традициями, уходило в прошлое. На смену ему стали приходить новые дельцы, для которых погоня за прибылью оправдывала любые средства.

В обществе стала происходить переоценка ценностей, которая очень тревожила передовых писателей того времени, так как эта переоценка была направлена не в лучшую сторону.

На фоне этих событий очень оправдано появление такого реалистического произведения, как «Бесприданница». Будучи реалистом, Островский сумел уловить веяния времени и пути развития различных типических характеров эпохи. Более того, он сумел воссоздать их в своей драме с удивительной художественной и психологической точностью.

«Бесприданницу» можно назвать социально-психологической драмой. В теме поднята проблема взаимоотношений в обществе, пронизанном отношениями купли-продажи, где у «каждой вещи своя цена есть». Психологизм же заключается в том, что в такой исковерканной шкале ценностей «вещью» может стать и человек, личность. А нежелание личности быть вещью и приводит к возникновению драматического конфликта.

Лариса Огудалова, главная героиня пьесы, оказывается в двойственной ситуации: обладая прекрасной внешностью, умом, музыкальным талантом и нравственными добродетелями, она сталкивается с ситуацией, когда все эти качества перечеркиваются отсутствием у нее приданого.

Перед Ларисой два пути — или выбрать жениха из «маленьких людей», или стать содержанкой «больших дельцов». Лариса же, обманывая саму себя, отчаянно пытается схватиться за последнюю надежду. Она хочет выйти и за любимого, и за красивого, и за богатого Сергея Паратова. Но нельзя ее упрекать в расчетливости или наглости.

Это было вполне естественным желанием девушки быть счастливой. Лариса искренне любила … но как оказалось, не Паратова, а созданный ею романтический образ любимого. В реальности погоня за несуществующей мечтой приводит к трагическому финалу — смерти Огудаловой.

И эта смерть становится для девушки «благодеянием», потому что она самостоятельно не могла справиться, в принципе, с вполне банальной жизненной ситуацией.

Динамично развивающееся драматургическое действие (события происходят в течение одного дня) позволяет зрителю и читателю понять, насколько мучительно было душевное состояние героини, насколько остро она переживала сложившуюся ситуацию и как глубоко она ее обдумала.

Нарастанию душевного напряжения помогают и композиционные особенности пьесы. Композиция «Бесприданницы» организована классически строго. Первый акт — экспозиция и завязка, второй — развитие действия, третий акт (званый обед у Карандышева) — кульминация, четвертый акт — развязка (окончательное прозрение и гибель Ларисы).

Линейная композиция драмы позволяет Островскому подчеркнуть мотивированность действий героев.

Читателю становится ясно, что характеры и поступки персонажей обусловлены не только психологическими особенностями, но и социальной средой, теми «больными мозолями», которые каждый человек натирает, пытаясь карабкаться по социальной лестнице.

Система образов пьесы тоже весьма своеобразна. И это заметно уже в афише драмы. Островский выбирает для героев «говорящие» имена. Возвышенная натура — Лариса — по-гречески «чайка». Ушлый Паратов — от «паратый», т. е. хищный зверь. «Крупный делец» Кнуров — кнур, т. е. боров, кабан.

Харита Игнатьевна от цыганского «прелестная». Оксюморонное имя жениха Ларисы — Юлий Карандышев (Юлий — имя императора, карандаш — значит коротышка) — указывает на несоответствие амбиций и возможностей персонажа.

Значения всех этих имен находят логическое продолжение при раскрытии социально-психологических особенностей героев Островским.

Примечателен в системе образов герой Робинзон. Это единственный персонаж, которого автор не снабдил ремаркой. Это подчеркивает, что Робинзон метафорически давно уже превратился в вещь, которую один хозяин передает другому, не считая нужным считаться с ее человеческим достоинством.

Вообще авторские ремарки играют в «Бесприданнице» огромную роль. Они позволяют четче представить и внешность героев, и духовно-психологические особенности персонажей, и окружающую обстановку. Вспомним сцену приветствия в чайной Кнурова, который «не вставая с места… слегка кивает Карандышеву», не протягивая ему руки.

Магическим свойством обладает ремарка в начале драмы: «Действие происходит в настоящее время». И действительно, современность пьесы девятнадцатого века не утрачивается и в двадцать первом.

Поразительна по своей напряженности финальная ремарка: «Громкий хор цыган». Зритель буквально физически ощущает одиночество Ларисы на чужом празднике жизни.

Но самое большое влияние на сознание и эмоции зрителей и читателей оказывает речь героев, их откровенные высказывания о себе. Лариса считает Паратова «идеалом мужчины», а тот заявляет, что в нем «ничего заветного нет».

Лариса просит о дружеской поддержке Вожеватова, а тот уже дал «купеческое слово» (от слова купить). Лариса хочет сбежать от фальши, а Карандышев, так сказать, «истинное золото», отчаянно пытается влезть в светскую мишуру.

Конфликт в каждом диалоге, в душе героини, в сознании читателей и зрителей — и все для того, чтобы достучаться до общества, заставить его задуматься об истинных ценностях и приоритетах.

Даже смысл названия пьесы — «Бесприданница» — направлен на это.

Островский ставит перед читателем вопрос: действительно ли настолько цепко любое социальное клеймо? Ведь заложницей социальных штампов становится не только Лариса, но и другие герои пьесы.

Лариса не может выйти замуж за любимого, потому что она бесприданница. Но и богачи Кнуров, Вожеватов, Паратов не могут оторваться от своих клейм и жениться по любви! Они не могут получить в «приданое» истинную любовь и человеческое тепло.

Таким образом, по силе своего эмоционального воздействия, по масштабу тематики, по злободневности затронутых проблем и бесспорности художественной ценности, драма «Бесприданница» занимает достойное место в мировой литературе.

Эта пьеса А. Н. Островского не утратит своей актуальности.

Каждое новое поколение читателей непременно будет совершать для себя все новые и новые духовно-нравственные открытия, смотреть на мир сквозь призму творчества бессмертного драматурга.

Литература:

  1. az.lib.ru›Островский›text_0190.shtml

Источник: https://moluch.ru/archive/102/23495/

Женские образы пьес а. н. островского (“гроза”, “бесприданница”)

Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы “Гроза”. Первый – это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини.

Второй – это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов – свобода. Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, по-своему, не из-под палки, и власти старших покорялась так же.

По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех страшный, но Катерина пошла на это.

Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, – это воплощенная доброта и прощение.

Катерина – истинно трагическая героиня. Ибо герой трагедии – всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением.

За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и не думала протестовать против порядков и мира, в котором жила (и что безосновательно приписал ей Добролюбов).

Но свободно отдавшись впервые посетившему ее чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность окружающего мира. Конфликта с этим миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт.

Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине взорвался сам, изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь.

В сорока оригинальных пьесах Островского, охвативших современную ему жизнь, практически нет героев-мужчин, то есть положительных персонажей, занимающих центральное место. Вместо них у Островского героини – любящие, страдающие души. Катерина Кабанова – лишь одна из них.

Ее часто сравнивают с Ларисой Огудаловой из “Бесприданницы”. Основания для этого есть: любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути Катерина и Лариса, скорее, антиподы.

Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, – цельности характера, способности на решительный, энергический, как говорил Н. А. Добролюбов, поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет.

Но мир “Бесприданницы” иной, нежели тот, что описан в “Грозе”: в 1878 году, когда появилась пьеса, в России утвердился капитализм.

В “Грозе” же купечество только становится буржуазией, традиционные патриархальные отношения отживают, мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к свободе, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые не приемлет Катерина. Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.

Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-прекрасную любовь, стремится к изящно-красивой жизни. Для этого, несомненно, ей нужно богатство. Конечно, ее жених Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже.

Неопытность и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, подобно бабочке, летящей на пламя свечи. А сильным характером, цельностью натуры она не обладает. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить протест в отличие от Катерины. Но нет, она проявляет слабость во всех отношениях.

Слабость не только в ее решении убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но и в ее нежелании противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках.

Прекрасная, как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во втором акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом, Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холода, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/zhenskie-obrazy-pes-a-n-ostrovskogo-groza-bespridannica/

Ссылка на основную публикацию