Сочинение онегин и печорин (9 класс)

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Роман в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин» и прозаическое произведение Лермонтова «Герой нашего времени» разделяет небольшой временной интервал. Первое произведение создано в 1823—1830 годах, второе – в 1938-40гг. А роман «Княгиня Лиговская», в котором также фигурирует Григорий Александрович Печорин, создан еще раньше. Можно считать главных литературных героев этих произведений – Онегина и Печорина современниками.

В этой статье попробуем провести сопоставление между этими литературными героями, в сравнительной характеристике Онегина и Печорина определить их сходные и различные черты.

Что общего между Печориным и Онегиным

Оба литературных героев принадлежат к дворянскому сословию. В описываемый момент они почти ровесники. Литературная критика причислила их к «лишним» людям. Что в отношении к Печорину не совсем справедливо. И у того, и у другого накоплен солидный опыт светской жизни, они чувствуют себя разочарованными, считают себя познавшими людей и свет. Пушкин пишет об Онегине:

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Печорин не лицемерил. Напротив, он был излишне прямолинейным, и тем наживал себе врагов.

Различия в жизненных условиях

Пушкин подробно описывает характер, занятия, образование Евгения Онегина, но ни словом не обмолвился о его внешности. Скорее всего, он был весьма привлекательной наружности. Не столь различны меж собой – это Пушкин говорит о Ленском.

Значит можно сделать вывод, что ростом, наружностью Онегин был схож с Ленским, о котором мы знаем, что у него были черные волнистые волосы. Онегин «острижен по последней моде» и тоже, скорее всего, был темноволосым и кареглазым мужчиной.

О внешности Печорина Лермонтов дал подробное описание:

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Евгений Онегин родился в Санкт-Петербурге, получил домашнее образование. В своей семье он – единственный сын и наследник. Григорий Печорин родился и прожил до 19 лет в Москве.

У него есть сестра Варенька и мать Татьяна Петровна. Он обучался в пансионах и в Московском университете. Но ученик он был хоть и способный, но нерадивый.

Он не явился на выпускные экзамены, потому что в этот момент влюбился в Веру Р, на тот момент бывшую еще девицей.

Когда обе семьи — Печорины и Р. – получили приглашение общей родственницы приехать в подмосковное имение, Печорин обманул мать и пропустил экзамены. Родственники решили, что его следует отдать в юнкерскую школу, но Жорж уговорил маменьку отпустить его в Н-ский полк. Таким образом, различие между героями наблюдается в воспитании и образовании.

Онегин педантичен, по несколько раз меняет наряды, следит за своей внешностью

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Печорин не столь щепетилен к нарядам, но аккуратен и чистоплотен. Он служит, несмотря на наличие неплохого состояния. У его родителей в общей сложности 2 тысячи душ в трех губерниях: Саратовской, Воронежской и Калужской. По этой причине причислять его к лишним людям преждевременно. Он добросовестно выполняет свои обязанности. Он храбрый, ловкий. В 23 года он – офицер.

Отец Онегина при жизни жил на широкую ногу, и умер, оставив сыну одни долги. Но дядя Евгения оставил ему в наследство деревню, в которую он приехал, получив письмо от управляющего. В какой-то момент жизни в деревне показалась ему новой, необычной, но очень скоро он и здесь заскучал.

По складу ума Печорин был авантюристом, искателем приключений.Ему скучать некогда. Его жизнь наполнена опасностями. Хотя и он в какой-то степени чувствует себя пресыщенным. Печорин имел склонность к сатире. В «Княгине Лиговской» есть такое описание:

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Онегин никогда нигде не служил. Вся его жизнь до приезда в деревню заключалась в том, чтобы следить за собой, посещать светские мероприятия и кружить женщинам головы. Он плыл по течению жизни, не пытаясь что-то  коренным образом в ней изменить.

Его звали на балы, он ехал, ему написал управляющий, он приехал в деревню и там поселился. Вызов на дуэль он получил от более решительного друга. Он чувствовал, что дуэль эта полная нелепость, но у него не хватило духу ее остановить. Онегин стрелял, почти не целясь.

Гибель Ленского стала роковой случайностью.

Совсем иначе ведет себя на дуэли Печорин. Правда, в его ситуации обстоятельства были совсем иными. Он до последнего ждал, что Грушницкий извинится. Не дождался. Стрелял максимально прицельно, на поражение.

Сходство обоих литературных героев – и Онегина, и Печорина заключается в том, что оба они – манипуляторы. Они получают удовольствие от манипулирования людьми, не задумываясь о последствиях.

Онегин любил женщин, но как черт ладана боялся брака. Он понимал, что с Татьяной играть нельзя, подобно тому, как он заигрывал с женщинами замужними. Он не пытался влюбить в себя Татьяну. Это произошло независимо от него.

Но он поспешил отвергнуть ее любовь и больше в имение Лариных не ездил.

Печорин был более жестоким. Он влюблял в себя юных барышень. Подобно тому, как влюбил в себя Мери и потом жестоко отверг ее. Он влюбил в себя Беллу на спор.

Правда, Белла ему нравилась, но поступил он с нею, как с красивой игрушкой. Сначала подбил ее брата выкрасть ее из дома, соблазнил ее, но вскоре начал скучать рядом с нею.

И если Белла не погибла бы, скорее всего, он бы ее оставил, уехав «по делам служебным».

В жизни Печорина была любовь с юности. Это Вера. И похоже, что любовь к ней теплилась в его душе все время двух ее замужеств. У Онегина любовь оказалась поздняя.

Чем похожи Онегин и Печорин? Только тем, что дворяне, молоды, флиртуют с женщинами. Но так жила большая часть российского дворянства. Белинский считает Печорина Онегиным нашего времени. Сходные условия, похожие обстоятельства жизни порождают сходство характеров. Люди в похожих ситуациях в большинстве своем ведут себя одинаково.

Лермонтов ставит своего героя в более сложное положение. Действие Евгения Онегина развивается в спокойной деревне, где можно даже не общаться с соседями. Онегин плывет по течению.

Печорин постоянно оказывается в сложных, критических обстоятельствах, в опасности, угрожающей его жизни. В конце концов, Печорин погибает в Персии. Печорин пытается бороться с жизнью, плыть против течения.

Это также отличает его от пушкинского героя.

Источник: https://LermontovM.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/sravnenie-pechorina-i-onegina

TESTSOCH.RU

         В романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины 19 века.

         Онегин живет в двадцатые годы 19 века, в период расцвета общественных движений, тайных обществ, надежд на революционные преобразования.  Печорин живет в тридцатые годы 19 века. Этот период отмечен упадком общественной активности.

         Образование Печорина было несколько поверхностно, но оно было  достойным  для того времени.

  Печорин, как и Онегин,  родился в аристократической семье, получил хорошее  образование и достойное воспитание. Печорин обладал острым умом и хорошей памятью.

Как и все дети, представлявшие высшее сословие своего времени, Онегин получил традиционное воспитание и домашнее образование, любил читать Адама Смита. 

         Онегина и Печорина объединяет эгоизм:  и для того, и для другого мнение других людей неважно, они пренебрегают чувствами, которые испытывают окружающие.  Онегин дорожит свободой, поэтому отказывается от любви Татьяны.  Желание проучить Ленского, привело к смерти друга.

  А Печорин  вообще не принимает дружбу, он считает: «из двух друзей всегда один раб другого».  Все те люди, которые близко общаются с Печориным: Бэла, Мери, Вера, Грушницкий, испытывают разочарование, их жизнь меняется после встречи с ним не в лучшую сторону.

  Отношения с женщинами он начинал, чтобы на время развлечься, а затем он охладевал к ним, причиняя им страдания.

         Печорин был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение. Его походка была небрежна и ленива. В улыбке было что-то детское.

Его кожа имела какую-то женскую нежность, белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб. Несмотря на светлый цвет волос, усы и брови у него были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы – ослепительной белизны и карие глаза.

О внешности Онегина автор пишет мало «Вот мой Онегин на свободе, острижен по последней моде, как денди лондонский одет». 

         Все, что увлекает Печорина, быстро ему надоедает, это и занятия, которые он выбирает, и женщины, и друзья.

Печорин влюбился в Бэлу и всеми силами пытался завоевать ее любовь, у него это получилось, и он остыл к ней, такая же история была с Мери.

Об отношении Евгения Онегина к женщинам автор пишет так: «В красавиц он уж не влюблялся. А волочился как-нибудь, откажут – мигом утешался, изменят – рад бы отдохнуть».

         Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях, оба способны на сильное чувство.  Онегин к концу романа понял, что любит Татьяну, готов ради нее на все, хотя бы,  чтобы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, бросился вслед за ней, но не догнал ее, упал посреди дороги и заплакал, как ребенок.

         К героям, созданным Пушкиным и Лермонтовым общество относится противоречиво, их поведение непонятно им.

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Источник: https://testsoch.ru/geroj-nashego-vremeni/sochinenie-na-temu-pechorin-i-onegin-v-romane-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html

Печорин — «младший брат Онегина»- МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ — 9 класс — СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ — Лучшие ученические сочинения — Произведение

  • 9 класс
  • СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ
  • Печорин — «младший брат Онегина»
  • А, верно, она существовала и, верно,
  • было мне назначение высокое,
  • потому что я чувствую в душе
  • моей силы необъятные

М. Лєрмонтов. Герой нашего времени

«Герой нашего времени» — первый русский реалистический психологический роман в прозе.

В предисловии к «Журналу Печорина» Лєрмонтов пишет: «История души человеческой, даже самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Раскрыть эту «историю души человеческой» и поставил себе задачу Лєрмонтов в своем романе. Его особое внимание обращено на раскрытие сложного противоречивого характера главного героя романа.

Такое идейное задача автора обусловило и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.

Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое название. Но главный герой объединяет все эти повести в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается в виде дневника («Княжна Мэри»), а также в форме записок, которые герой составил уже позже.

Лєрмонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего

времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорой». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они — представители высшего светского общества.

Немало общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем те же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждения к ним, та же скука, что овладела ими.

Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальным уровнем выше, чем окружающая дворянское среду. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относятся к жизни и людям.

Но на этом сходство и кончается, Печорин — другая, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он и живет в других социально-политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе.

Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он и по натуре своей одареннее и глубже Онегина.

Природная одаренность Печорина резко бросается в глаза читателю. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воли Печорина.

Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и себя самого. Характеристики, которые он дает людям, точные и меткие.

Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, потому что «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».

Печорин — сильная, волевая натура, жаждущая деятельности.

Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственным справедливым определением, — «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутреннее состояние человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Лєрмонтов товорить: «Это признак или свирепого нрава, или глубокой, постоянной грусти…».

Читайте также:  Почему некоторые книги люди перечитывают? - сочинение

«Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен».

Походка Печорина «была небрежная и ленивая, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое телосложение», с другой стороны-«нервная слабость».

Печоріну где-то тридцать лет, а «в его улыбке есть что-то детское».

Максим Максимович тоже был поражен странностями Печорина, противоречиями его характера: «В дождик, в холод целый день на охоте; все замерзли, устали, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер повеет, уверяет, что простудился; віконницею стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один…».

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени.

«Целая моя жизнь, — определяет сам Печорин, — было только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу или разуму». В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарована человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нем борются бесстрастие с требованиями чувства, ум и сердце.

«Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но в Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу.

От столкновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, — говорит он, — какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам.

Свое внимание к ним, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое желание, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск…

Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку…

При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже более всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Эта противоречивость и не дает возможности Печоріну жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошлую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, в своем дневнике он пишет: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Но Печорин не нашел этого своего «высокого предназначения», не нашел деятельности, достойной его «необъятных сил».

Он тратит немалые силы свои надежды, его недостойны: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницького.

Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницький, несчастливые Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; стремление полноты жизни — и полная безнадежность, сознание своей обреченности.

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не имеет силу. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из него вышли декабристы. Дело в том, что Печорин — человек 30-х годов, типичный герой своего времени.

Своим романом «Герой нашего времени» Лєрмонтов проложил дорогу романам И. Тургенева и Л. Толстого. А. П. Чехов учился у автора «Тамани» мастерства короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.

Источник: http://ukrlitra.com.ua/788-1.html

В чем сходства и различия онегина и печорина

«Евгений Онегин» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова являются основными произведениями в творчестве каждого из этих великих русских писателей. Оба автора ставили перед собой задачу передать портрет героя как образ современного человека с его характерными чертами. Пушкин и Лермонтов изобразили героев примерно одного времени, периода, исторически чрезвычайно важного для России.

  •         Интересно, что в начале этих романов герои являются совершенно разными, но как схожи их образы становятся в конце произведений! Онегин — петербуржский повеса, получивший традиционное воспитание и поверхностное образование:
  •     Он по-французски совершенно
  •     Мог изьясняться и писал;
  •     Легко мазурку танцевал
  •     И кланялся непринужденно
  •     Чего ж вам больше? Свет решил,
  •     Что он умен и очень мил, —

        Печорин же говорит о себе в своем дневнике, поверяя ему самые сокровенные тайны: «С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились». В этом монологе чувствуется некоторая картинность, однако Печорин совершенно искренен. Эта исповедь является попыткой объяснить окружающим свой характер, сделать шаг навстречу людям.

        Онегин же совсем иной. Привычный к жизни в свете, знающий его законы, он понимает, что чувства здесь неуместны. Это театр, в котором каждый играет свою роль, и Онегин знает законы этого маскарада.

Его «науки страсти нежной» вполне хватает для того, чтобы блистать, быть желанным гостем в светском обществе, однако эта суета, «постылой жизни мишура» убивает душу героя.

Онегин пытается найти себе занятие:

  1.     Онегин дома заперся,
  2.     Зевая за перо взялся,
  3.     Хотел писать — но труд упорный
  4.     Ему был тошен; ничего

    Не вышло из пера его… —

  •     а затем:
  •     Уселся он — с похвальной целью
  •     Себе присвоить ум чужой;
  •     Отрядом книгу ставил полку,

    Читал, читал, а все без толку… —

    Но тщетно.

        Печорин же страстно стремится вырваться из того жизненного круга, в котором он принужден жить. Из-за дуэли он оказывается на Кавказе, на «краю земли».

Здесь он ещё не устал от жизни, стремится найти свое счастье, всем интересуется, влюбляется, общается с людьми.

Он во все вмешивается, даже называет сам себя «камнем, брошенным в гладкий источник», тревожащим спокойствие в какой бы круг он ни влился.

        А вот Онегина довольно трудно представить в подобной ситуации: изначальное безразличие, равнодушие к окружающим является причиной полного отсутствия любопытства. В деревне он всячески старается отгородить себя от соседей. Пушкин, прекрасно понимая тип своего героя, оценивает его так:

    Мы почитаем всех нулями,

    А единицами — себя…

    Сноснее многих был Евгений;

    Хоть он людей, конечно, знал

    И вообще их презирал…

        Случайно сблизившись на почве общих интересов с Ленским, Онегин не пытается завести других знакомых. Он слишком умен, интеллигентен, чтобы слушать их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне.»

        Почти такое же отношение к дружбе мы видим и у Печорина: «Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…». Общаясь с Вернером, Печорин скорее говорит сам с собой, чем с доктором; они сблизились на основе общего для обоих скептицизма и неприятия окружающего их общества. Сам Печорин говорит: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями».

        Но вернемся к Онегину. Этот герой, хотя и всей душой презирает людей, вынужден однако считаться с их мнением. По этому глупому противоречию он убивает единственного приятеля, единственного человека, с которым делил деревенский досуг. Быть может, из-за этого Онегин потерял навсегда возможность быть счастливым.

        А Печорин, боящийся взять на себя какие-либо обязательства, хочет получать, при этом ничего не давая взамен, в жизни же так не бывает. Он мучает Веру, мучает себя самого и плачет как ребенок, когда, потеряв ее, осознает, что по-настоящему любил лишь ее одну.

        Похожее происходит и с Онегиным. Когда любовь Татьяны «была так возможна» он отказывается от нее, не придавая её влюбленности никакого значения.

Но, увидев Татьяну на балу, блистающую в светском обществе, замужем за князем, Онегин вдруг вспыхивает любовной страстью к Татьяне, стремится возродить из пепла ее былую любовь к нему, но…

Жизнь не дает ему второго шанса, убеждая героя в недосягаемости счастья.

        Онегин и Печорин близки друг другу тем, что оба, разочаровавшись в жизни, безрадостно ожидают ее конца. Вся трагичность, горестность их положения в фразе Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я родился?..

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое… Но я не угадал этого назначения…

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».

        Под этими строками мог бы вполне подписаться и Онегин. Совершенно разные герои, пришли в конце концов к одному итогу: им суждено было дополнить своими судьбами галерею «лишних людей» в истории русской литературы XIX века.

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/v_chem_skhodstva_i_razlichija_onegina_i_pechorina/2015-08-09-1343

Онегин и Печорин сочинение

Онегин и Печорин Вероятно, приступая к своему роману, Лермонтов думал о том, что главный герой станет напоминать читателям о существовании пуш­кинского Онегина.

Несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина отметил одним из первых В. Г. Белинский.

«Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печо­рою Печорин — это Онегин нашего времени», — писал критик.

Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, мятежей. Печорин — герой эпохи безвременья.

Общим для великих произведений Пушкина и Лермонтова является изобра­жение духовного кризиса дворянской интеллигенции.

Лучшие пред­ставители этого класса оказались не удовлетворены жизнью, отстра­нены от общественной деятельности. Им ничего не оставалось, как бесцельно растрачивать свои силы, превращаясь в «лишних людей».

Формирование характеров, условия воспитания Онегина и Печори­на, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.

«Но рано чувства в нем остыли», — пишет Пушкин об Онегине, который «заболел» «русской хандрой. У Печорина тоже очень рано «… родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».

Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Образованность и природная любоз­нательность Онегина обнаруживается в его спорах с Ленским. Один пе­речень тем чего стоит:

  • Племен минувших договоры,
  • Плоды наук, добро и зло,
  • И предрассудки вековые,
  • И гроба тайны роковые,
  • Судьба и жизнь…
Читайте также:  Сочинение на тему мой любимый учитель (2, 4, 5, 6, 8, 9, 11)

Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личнай библиотека. Печорин же так говорил о себе: «Я стал читать, учиться — науки тоже надоели». Обладая недюжин­ными способностями, духовными запросами, оба не сумели реали­зовать себя в жизни и растратили ее по пустякам.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в «науке страсти нежной», в знании «русских барышень».

Печорин говорит о себе: «… знакомясь с женщиной, я всегда безошибоч­но отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сер­дцем непобедимую власть… Оттого ли я никогда ничем очень не доро­жу…» Ни любовь прекрасной Бэлы, ни серьезная увлеченность юной княжны Мери не смогли растопить холодности и рассудочности Печо­рина. Женщинам он приносит только несчастье.

Любовь неискушенной, наивной Татьяны Лариной также сначала оставляет равнодушным Онегина. Но впоследствии наш герой при но­вой встрече с Татьяной, теперь уже светской дамой и генеральшей, осоз­нает, что он потерял в лице этой необыкновенной женщины. Печорин, оказывается, вовсе не способен к большому чувству. По его мнению, «любовь — это пресыщенная гордыня».

  1. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Евгений в своем письме к Татьяне пишет:
  2. Свою постылую свободу Я потерять не захотел.
  3. Печорин же прямо заявляет: «… двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».

Присущее обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским «от делать нечего».

А Печорин говорит: «… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» И он демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: «Уж я всегда го­ворил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..»

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной «светской черни». Но Оне­гин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.

По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая вы­ходка. Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить» за скучный вечер у Лариных. Печорин говорит следующее: «Я лгал, но мне хотелось его победить.

У меня врожденная страсть противоречить, целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку…»

  • Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется у обоих пониманием бесполезности своей жизни. Об этом с горечью восклица­ет Пушкин:
  • Но грустно думать, что напрасно
  • Была нам молодость дана,
  • Что изменяли ей всечасно,
  • Что обманула нас она,
  • Что наши лучшие желанья,
  • Что наши свежие мечтанья
  • Истлели быстрой чередой,
  • Как листья осенью гнилой.
  • Ему как бы вторит герой Лермонтова: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои качества, боясь насмеш­ки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Узнав хорошо свет и пружины жизни, я сделался нравственным калекой».
  • Слова Пушкина об Онегине, когда
  • Убив на поединке друга,
  • Дожив без цели, без трудов
  • До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга, он «начал странствия без цели», можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего «друга», и жизнь его продолжилась «без цели, без трудов». Печорин во время путешествия размышляет: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Ощущая «в душе силы необъятные», но совершенно попусту ра­страчивая их, Печорин ищет смерть и находит ее «от случайной пули на дорогах Персии». Онегин же в двадцать шесть лет также «безнадеж­но устал от жизни». Он восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,

Зачем не хилый я старик?..

Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печо­рина — это более активная личность с чертами демонизма.

«Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никако­го положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» — говорит герой Лермонтова.

Как личность, Онегин ос­тается для нас загадкой. Недаром Пушкин так характеризует его: Чудак печальный и опасный,

  1. Созданье ада иль небес,
  2. Сей ангел, сей надменный бес,
  3. Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак?..

И Онегин, и Печорин — эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Презирая праздное светское существование, они не находят пу­тей и возможностей свободно, творчески противостоять ему.

В трагичес­ких исходах индивидуальных судеб Онегина и Печорина сквозит трагедия “лишних людей”.

Трагедия же «лишнего человека», в какую бы эпоху он ни появлялся, это одновременно трагедия общества, породившего его.

Источник: https://prepodka.net/onegin-i-pechorin-sochinenie/

Сочинение на тему «Онегин и Печорин как герои своего времени»

«Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии. М.Ю. Лермонтов.

Герой нашего времени – это первый русский реалистический роман в прозе. Как Пушкин в «Евгении Онегине», так и Лермонтов в «Герое нашего времени» поставили перед собой задачу раскрытия «истории души человеческой», показать типичных героев в типичных ситуациях.«младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Онегиным и Печориным?

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Оба героя — представители высшего светского общества.

Много общего у них было в том, как они проводили свою молодость: вначале герои бешено гонялись за светскими удовольствиями, затем были разочарованы в них. Оба пытались заниматься наукой, чтением литературы, но так же оба охладели к ним. И Печориным, и Онегиным быстро овладела скука.

Так же, как и Онегин, Печорин выделяется по интеллектуальному развитию из окружающей его дворянской среды. Оба героя являются типичными представителями здравомыслящих людей того времени, которые довольно критически относились к жизни и к людям.

Белинский обратил внимание читателей и на различие между героями. Онегин «является в романе человеком», «которому все пригляделось, все прилюбилось». Онегин скучает. «Не таков Печорин.

Этот человек не равнодушно, но апатически несет свое страдание», — пишет критик. И действительно: бешено гонится он за жизнью, ищет её; обвиняет сам себя в своих ошибках и заблуждениях.

Его тревожат внутренние вопросы, и он ищет их разрешения.

Печорин – эгоист. Но еще Онегина А.С. Пушкина Белинский назвал «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно было бы сказать и о Печорине. Об Онегине Белинский писал: «… силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца…».

Печорин другой человек по своему духовному складу, да и живет он в других социальных и политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы 19-го века, ещё до восстания декабристов 1825-го года, во время общественно-поличитеского подъёма. Печорин же – человек 30-х годов. Это время реакции, когда декабристы были казнены или сосланы в Сибирь, а революционная демократия еще не заявила о себе как об общественной силе.

Онегин, возможно, мог примкнуть к декабристам, А вот Печорин совершенно был лишен такой возможности. Вот почему Белинский писал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина было более трагично, потому что он и по натуре своей был более одарён и глубок, чем Онегин.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что и у Лермонтова, и у Пушкина получились в чем-то схожие, в чем-то отличные, но типичные для своего времени герои.

Источник: https://sochinyalka.ru/2016/12/onegin-i-pechorin-kak-geroi-svoego-vremeni.html

Сравнительная характеристика онегина и печорина

  • 9 класс
  • Сочинения по русской литературе
  • Сравнительная характеристика онегина и печорина

Со второй половины XIX века, в первую очередь благодаря художественной литературе, в обиход входит понятие «лишний человек» (впервые этот термин применил А. С. Пушкин в одном из своих черновых набросков к «Онегину»), Появляется целый ряд художественных произведений, герои которых объединены особым статусом, данным им в обществе, — «лишних людей», которые критически относились к заведенным порядкам и своей роли в общественном устройстве, общественное же мнение они не принимали. Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин — вот далеко не полный список персонажей, причисляемых критиками к «лишним людям». При этом критика отчетливо различает и индивидуальные черты этих героев.

Сравнивая Печорина с Онегиным, Чернышевский писал: «Печорин — человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно сильная, жаждущая старости; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботится о самом себе».

Большое внимание проблеме «лишних людей» уделил Герцен: «Онегины и Печорины были совершенно истинны, выражали действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни.

Печальный рок лишнего, потерянного человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах».

В творчестве Лермонтова образ Печорина не был случайным. В лирике поэта прослеживается тема «лишнего человека».

Почти одновременно с Пушкиным Лермонтов в драмах «Люди и страсти» , «Странный человек», а затем в «Двух братьях» , стремясь связать своего героя с окружающей его реальной русской действительностью, приходит к неутешительным выводам. Так, Ю.

Волин показан юношей, который прошел горестный путь разочарований и превратился в разуверившегося «странного» человека. Он говорит о себе другу: «Тот, который перед тобою, есть одна тень; человек полуживой, почти без настоящего и без будущего».

Печорин тоже характеризует себя как человека «полуживого», одна часть души которого похоронена навеки: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее обрезал и бросил».

С учетом того, что литература того времени была отражением действительности, царящих в обществе мыслей, порядков, основным средством формирования общественного мнения (в наше время эти функции выполняют телевидение, радио, печатные издания), следует отметить: проблема «лишних людей» в 20-40-е годы XIX века действительно стояла остро. Ведь и в Онегине, и в Печорине воплотилось целое поколение молодых людей — одаренных, мыслящих, жаждущих деятельности, но вынужденных бездействовать. Еще Белинский обратил внимание на параллельность звучания и значения фамилий Онегин и Печорин: «Печорин Лермонтова… это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою …В самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и не видимая самим поэтом». Можно предположить, что фамилией Печорина Лермонтов подчеркнул духовное родство своего героя с Онегиным, но Печорин — человек следующего десятилетия. Итак, героев объединяет их отчужденность от общества, невосприятие принятых в нем порядков и законов, скука от удовольствий, которые можно получить за деньги, желание искренних, открытых отношений и неверие в перспективу дружбы, любви, супружества.

Несходство Онегина и Печорина определяется не столько временным периодом их жизни, сколько отличиями в их характерах. Недаром Добролюбов писал: «…

Мы не могли не видеть разницы темперамента, например, у Печорина и Обломова, точно так же как не можем не найти ее у Печорина и Онегина…

Весьма вероятно, что при других условиях жизни, в другом обществе, Онегин был бы истинно добрым малым, Печорин и Рудин делали бы великие подвиги».

Печорин — это энергия, активная, целеустремленная, хотя, пожалуй, последнее определение является несколько преувеличенным. Действительно, Печорин готов, во-первых, сам создать себе трудности и препятствия, а во-вторых — с успехом их преодолеть.

Но при этом у него нет некой общей цели, которая придала бы смысл его земному существованию: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»

Печорин признает, что не угадал этого назначения, разменяв его на пустые страсти, сожалеет о том, что «играл роль топора в руках судьбы».

Любовь его не принесла никому счастья, потому что он ничем не жертвовал для тех, кого любил. Ведь любилПечорин для собственного удовольствия: «…

Читайте также:  Образ города в поэме медный всадник пушкина

я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться».

В противовес Печорину Онегин находит удовольствие в полном бездействии, самоустранении от всех жизненных проблем и страстей:

…рано чувства в нем остыли;

  1. Ему наскучил света шум;
  2. Красавицы не долго были
  3. Предмет его привычных дум;
  4. Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Красавицы из высшего света с их фальшивыми улыбками, пустыми словами опостылели Онегину. Но любовь невинной, искренней Татьяны так же оставляет его равнодушным (так и Печорин постепенно разочаровывается в любви к Бэле). Отвергая любовь девушки, он ссылается на страх перед супружеством (впрочем, как и Печорин):

  • Поверьте (совесть в том порукой),
  • Супружество нам будет мукой.
  • Я, сколько ни любил бы вас,
  • Привыкнув, разлюблю тотчас.
  • Объединяет героев и страсть к путешествиям, постоянным перемещениям по миру — подальше от опостылевшего света, навстречу новым ощущениям (как мы знаем, Пушкин выпустил из своего романа целую главу, в которой было описано путешествие Онегина).

Интересно, что и Пушкин, и Лермонтов ставят возле главных героев контрастные фигуры — соответственно Ленского и Грушницкого. Контрастность между Онегиным и Ленским, Печориным и Грушницким, на первый взгляд, кажется незначительной.

Живут они, по-видимому, в кругу одних и тех же интересов, ощущают себя людьми одного и того же поколения, одной и той же культурной среды.

На деле же их кажущаяся близость является мнимой близостью: между ними скоро обнаруживается настоящая — психологическая, культурная, социальная — пропасть.

Грушницкий — восторженный, но несколько приземленный молодой человек. Он привык производить эффект (юнкерская шинель, так похожая на солдатскую, вычурные фразы и т. д.). Ленский — восторженный романтик, поэт.

При всем ироническом отношении к Ленскому, Пушкин отмечал его образованность, широкий круг интеллектуальных интересов, его горячие споры на философские темы с Онегиным.

Однако привычный путь восторженных романтиков в России — превращение в обывателя: «Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда и тем и другим». Это слова Лермонтова, о подобном жизненном пути Ленского думал и Пушкин:

  1. Во многом он бы изменился,
  2. Расстался б с музами, женился,
  3. В деревне счастлив и рогат
  4. Носил бы стеганый халат.

Между тем жизненный путь этих романтиков был прерван «лишними людьми» — Онегиным и Печориным. Каждый из героев по-своему воспринимает предстоящую дуэль: Онегин сожалеет о том, «что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». И что общественное мнение заставляет его принять окончательное решение о дуэли.

Печорин так же долго размышлял о своем непреодолимом желании наказать наглеца Грушницкого, но, в конце концов, убеждает себя в своей правоте: «Господин Грушницкий! Ваша мистификация вам не удастся… Мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха».

Объединяет героев и то, что до конца своих дней они так и не нашли ни успокоения, ни того высшего предназначения, о котором шептал им разум. Их жизнь может послужить хорошим примером того, как не надо жить.

На мой взгляд, не общественное устройство стало причиной душевных невзгод героев: только их же собственные усилия помогли бы им выйти из состояния конфликта с окружающей средой.

Согласимся, трудно быть свидетелем нравственного убожества других, но Онегин и Печорин, перед тем как ставить диагноз всему обществу, должны были разобрать по полочкам внутреннее содержание своей собственной души и разума.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/374.html

Печорин и Онегин

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин и Онегин

  Скачать сочинение

    Печорин и Онегин принадлежат к тому общественному типу двадцатых годов девятнадцатого века, которых называли «лишними» людьми. «Страдающие эгоисты», «умные ненужности» — так образно и точно определил сущность этого типа Белинский.

    Итак, чем похожи и в чем различны персонажи пушкинского и лермонтовского произведений?
    Прежде всего, герои обоих романов предстают перед нами как исторически и социально обусловленные человеческие характеры.

Общественно — политическая жизнь России двадцатых годов девятнадцатого века – усиление политической реакции, упадок духовных сил юного поколения – породила особый тип непонятного молодого человека того времени.
    Онегин и Печорин объединяют их происхождение, воспитание и образование: оба они – выходцы из богатых дворянских семей.

При этом оба героя не принимают многое из светских условностей, отрицательно относятся ко внешнему светскому блеску, лжи, лицемерию. Об этом свидетельствует, например, развернутый монолог Печорина о своей «бесцветной» молодости, которая «протекла в борьбе с собой и светом».

В результате этой борьбы он «сделался нравственным калекой», быстро пресытившись «всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги». То же определение вполне применимо и к пушкинскому герою: «забав и роскоши дитя», он быстро устал от светской суеты, и «русская хандра им овладела понемногу».

    Объединяет героев и духовное одиночество среди светской «пестрой толпы». «… Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное»,- горько замечает Печорин в разговоре с Максимом Максимычем. То же самое говорится и об Онегине: «… рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум».

    Отсюда в обоих произведениях возникает идея эскапизма — стремление обоих героев к уединению, их попытка отстранения от общества, мирской суеты. Это выражается как в буквальном уходе от цивилизации, так и в бегстве от общества в мир внутренних переживаний, «условий света свергнув бремя».

Объединяет Онегина и Печорина и общий мотив «странствия без цели», «охота к перемене мест»(скитания Печорина на Кавказе, бесплодные путешествия Онегина после дуэли с Ленским).
    Духовная свобода, которая понимается героями как независимость от людей и обстоятельств, является главной ценностью в системе мировоззрения обоих персонажей.

Так, например, Печорин объясняет отсутствие у него друзей тем, что дружба всегда ведет к потере личной свободы: «Из двух друзей один всегда раб другого». Сходство Онегина и Печорина проявляется и в их одинаковом отношении к любви, неспособности к глубокой привязанности:
    «Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели».

    Подобное мировосприятие определяет особое значение поступков героев в жизни других людей: оба они, по разному выражению Печорина, играют роль «топоров в руках судьбы», причиняют страдания людям, с которыми сталкивает их судьба.

Гибнет на дуэли Ленский, страдает Татьяна; аналогично погибает Грушницкий, умирает Бэла, обижается добрый Максим Максимыч, разрушается уклад контрабандистов, несчастливы Мери и Вера.
    Героям Пушкина и Лермонтова почти в равной степени свойственно «принимать вид», «надевать маску».

    Еще одно сходство этих героев заключается в том, что они воплощают тип интеллектуального персонажа, которому свойственны неординарность суждений, неудовлетворенность собой, склонность к иронии – все то, что блестяще определяется Пушкиным как «резкий, охлажденный ум». В этом отношении существует прямая перекличка пушкинского и лермонтовского романов.

    Однако есть и явные отличия между характерами этих персонажей и средствами их художественного изображения в обоих романах.

    Так в чем же разница? Если Печорину свойственны безграничная потребность в свободе и постоянном стремлении «подчинять своей воле, что его окружает», «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха», то Онегин не стремится к постоянному самоутверждению за счет других людей, занимает более пассивную позицию.
    Мировосприятие Печорина отличается так же большим цинизмом, некоторым пренебрежением к людям.
    Онегину присуще душевная апатия, безразличие к окружающему миру. Он не способен к активному преобразованию действительности и, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, …ничем заняться не умел», «труд упорный ему был тошен». Этот герой в отличии от Печорина, менее последователен в своих принципах.
    Итак, при сопоставительном анализе пушкинского и лермонтовского произведений можно выделить как общее, так и различное в образах этих героев и способах их художественного воплощения. Онегин и Печорин – типичные герои своего времени и одновременно универсальные человеческие типы. Однако если Пушкина в большей степени интересует социально-исторический аспект проблемы «лишнего человека», то Лермонтова волнуют психологическая и философская стороны этого вопроса.

    Художественная эволюция «лишнего человека» в русской классической литературе продолжается прежде всего в образах Обломова и Рудина в одноименных романах Гончарова и Тургенева, которые отражают исторические изменения этого человеческого типа.

64816 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин и Онегин

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00099701184864149834/woid/00089901184773069424/

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (по романам А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Какой малый срок разделяет пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина! Первая четверть и сороковые годы XIX века.

И все же это — две разные эпохи, разде­ленные незабываемым для русской истории событием — восстанием декабристов.

Пушкин и Лермонтов сумели со­здать произведения, отражающие дух этих эпох, произве­дения, в которых затрагивались проблемы судьбы молодой дворянской интеллигенции, не умеющей найти примене­ния своим силам.

Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина», так что же общего в этих людях и чем они отличаются?

Онегин, прежде чем стать «молодым повесой», получил традиционное воспитание и обширное, но достаточно по­верхностное образование. Из-за того, что в итоге он мог «совершенно» изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку и «кланяться непринужденно», «свет решил, что он умен и очень мил».

Однако, быстро пресытившись бес­плодной суетой светской жизни, Онегин начинает ею тяго­титься, но ничего не находит взамен. Понимая всю ник­чемность существования светских людей, Онегин начинает презирать их, уходит в себя, предается «русской хандре».

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков. К моменту знакомства с ним Пуш­кин отмечал в Онегине «неподражательную странность», «резкий охлажденный ум», «мечтам невольную преданность», внутренний разрыв и непонимание между ним и окружа­ющими людьми.

Невзирая на глубокое презрение к «све­ту», Онегин остается зависимым от общественного мнения, и в результате убивает своего друга Ленского. Эгоизм при­водит «повесу пылкого» к тяжелой душевной драме и раз­ладу с самим собой.

О прошлом Печорина нам известно не так много, в основном — со страниц его собственного дневника, из его разговоров с другими людьми. Мы узнаем, что у Печорина «душа испорчена светом»: «С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились».

Теперь же окружа­ющие часто не понимают ни мыслей Печорина, ни его по­ступков, а он же (и часто весьма оправданно) считает себя на голову выше окружающих. В отличие от Онегина, Пе­чорин не сторонится людей, не избегает контактов с ними, а напротив, становится чрезвычайно тонким психологом, способным разобраться не только в чужих поступках и мыслях, но и чувствах.

К сожалению, общение с ним чаще всего приносит людям и даже ему самому лишь страдания и неудовлетворенность. В отличие от Онегина, Печорин еще не устал от жизни, он во все вмешивается, многим интересуется, но он не способен по-настоящему любить и дружить.

И если от любви к Онегину (а после — от люб­ви Онегина) у Пушкина страдает только Татьяна, то Печо­рин приносит несчастье всем женщинам, с которыми он сталкивается: Бэле, Вере, княжне Мери, даже подруге кон­трабандистов. Материал с сайта //iEssay.ru

Проблема Онегина — в неспособности сделать свою жизнь интересной, яркой, наполнить ее значительными со­бытиями. Печорина же волнует вопрос о цели собственной жизни, ее смысле.

Сознание потерянных возможностей постоянно преследует его, поскольку его вера в свое «на­значение высокое» не находит реального, подтверждения.

И один, и второй дорожат своей свободой, вольностью, но оказывается, что они слишком часто приносят ей в жерт­ву то, что им по-настоящему дорого.

Различия в судьбах и характерах героев объясняются различиями эпох: жизнь России накануне декабрьского восстания (Онегин) и тяжелая политическая реакция пос­ле поражения декабристов (Печорин).

И Онегин, и Печо­рин принадлежат к типу «лишних людей», т. е. таких лю­дей, для которых в окружавшем их обществе не находи­лось ни места, ни дела.

И все же, даже презирая окружение, Онегин и Печорин были детьми этого общества, то есть героями своего времени.

На этой странице материал по темам:

  • отличия печорина от онегина
  • онегин и печорин дорожат своей свободой, ни к чему не привязанностью
  • чем печорин отличается от онегина
  • отличие печорина от онегина
  • сравнительная характеристика онегина и печорина

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/evgenij-onegin/sravnitelnaya-harakteristika-onegina-i-pechorina-po-romanam-a.-s.-pushkina-evgenij-onegin-i-m.-yu.-l

Ссылка на основную публикацию