Сочинение онегин и печорин (9 класс)

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Роман в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин» и прозаическое произведение Лермонтова «Герой нашего времени» разделяет небольшой временной интервал. Первое произведение создано в 1823—1830 годах, второе – в 1938-40гг. А роман «Княгиня Лиговская», в котором также фигурирует Григорий Александрович Печорин, создан еще раньше. Можно считать главных литературных героев этих произведений – Онегина и Печорина современниками.

В этой статье попробуем провести сопоставление между этими литературными героями, в сравнительной характеристике Онегина и Печорина определить их сходные и различные черты.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Что общего между Печориным и Онегиным

Оба литературных героев принадлежат к дворянскому сословию. В описываемый момент они почти ровесники. Литературная критика причислила их к «лишним» людям. Что в отношении к Печорину не совсем справедливо. И у того, и у другого накоплен солидный опыт светской жизни, они чувствуют себя разочарованными, считают себя познавшими людей и свет. Пушкин пишет об Онегине:

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Печорин не лицемерил. Напротив, он был излишне прямолинейным, и тем наживал себе врагов.

Различия в жизненных условиях

Пушкин подробно описывает характер, занятия, образование Евгения Онегина, но ни словом не обмолвился о его внешности. Скорее всего, он был весьма привлекательной наружности. Не столь различны меж собой – это Пушкин говорит о Ленском.

Значит можно сделать вывод, что ростом, наружностью Онегин был схож с Ленским, о котором мы знаем, что у него были черные волнистые волосы. Онегин «острижен по последней моде» и тоже, скорее всего, был темноволосым и кареглазым мужчиной.

О внешности Печорина Лермонтов дал подробное описание:

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Любовная лирика пушкина сочинение 9, 10 класс

Оценим за полчаса!

Евгений Онегин родился в Санкт-Петербурге, получил домашнее образование. В своей семье он – единственный сын и наследник. Григорий Печорин родился и прожил до 19 лет в Москве.

У него есть сестра Варенька и мать Татьяна Петровна. Он обучался в пансионах и в Московском университете. Но ученик он был хоть и способный, но нерадивый.

Он не явился на выпускные экзамены, потому что в этот момент влюбился в Веру Р, на тот момент бывшую еще девицей.

Когда обе семьи — Печорины и Р. – получили приглашение общей родственницы приехать в подмосковное имение, Печорин обманул мать и пропустил экзамены. Родственники решили, что его следует отдать в юнкерскую школу, но Жорж уговорил маменьку отпустить его в Н-ский полк. Таким образом, различие между героями наблюдается в воспитании и образовании.

Онегин педантичен, по несколько раз меняет наряды, следит за своей внешностью

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Печорин не столь щепетилен к нарядам, но аккуратен и чистоплотен. Он служит, несмотря на наличие неплохого состояния. У его родителей в общей сложности 2 тысячи душ в трех губерниях: Саратовской, Воронежской и Калужской. По этой причине причислять его к лишним людям преждевременно. Он добросовестно выполняет свои обязанности. Он храбрый, ловкий. В 23 года он – офицер.

Отец Онегина при жизни жил на широкую ногу, и умер, оставив сыну одни долги. Но дядя Евгения оставил ему в наследство деревню, в которую он приехал, получив письмо от управляющего. В какой-то момент жизни в деревне показалась ему новой, необычной, но очень скоро он и здесь заскучал.

По складу ума Печорин был авантюристом, искателем приключений.Ему скучать некогда. Его жизнь наполнена опасностями. Хотя и он в какой-то степени чувствует себя пресыщенным. Печорин имел склонность к сатире. В «Княгине Лиговской» есть такое описание:

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Онегин никогда нигде не служил. Вся его жизнь до приезда в деревню заключалась в том, чтобы следить за собой, посещать светские мероприятия и кружить женщинам головы. Он плыл по течению жизни, не пытаясь что-то  коренным образом в ней изменить.

Его звали на балы, он ехал, ему написал управляющий, он приехал в деревню и там поселился. Вызов на дуэль он получил от более решительного друга. Он чувствовал, что дуэль эта полная нелепость, но у него не хватило духу ее остановить. Онегин стрелял, почти не целясь.

Гибель Ленского стала роковой случайностью.

Совсем иначе ведет себя на дуэли Печорин. Правда, в его ситуации обстоятельства были совсем иными. Он до последнего ждал, что Грушницкий извинится. Не дождался. Стрелял максимально прицельно, на поражение.

Сходство обоих литературных героев – и Онегина, и Печорина заключается в том, что оба они – манипуляторы. Они получают удовольствие от манипулирования людьми, не задумываясь о последствиях.

Онегин любил женщин, но как черт ладана боялся брака. Он понимал, что с Татьяной играть нельзя, подобно тому, как он заигрывал с женщинами замужними. Он не пытался влюбить в себя Татьяну. Это произошло независимо от него.

Но он поспешил отвергнуть ее любовь и больше в имение Лариных не ездил.

Печорин был более жестоким. Он влюблял в себя юных барышень. Подобно тому, как влюбил в себя Мери и потом жестоко отверг ее. Он влюбил в себя Беллу на спор.

Правда, Белла ему нравилась, но поступил он с нею, как с красивой игрушкой. Сначала подбил ее брата выкрасть ее из дома, соблазнил ее, но вскоре начал скучать рядом с нею.

И если Белла не погибла бы, скорее всего, он бы ее оставил, уехав «по делам служебным».

В жизни Печорина была любовь с юности. Это Вера. И похоже, что любовь к ней теплилась в его душе все время двух ее замужеств. У Онегина любовь оказалась поздняя.

Чем похожи Онегин и Печорин? Только тем, что дворяне, молоды, флиртуют с женщинами. Но так жила большая часть российского дворянства. Белинский считает Печорина Онегиным нашего времени. Сходные условия, похожие обстоятельства жизни порождают сходство характеров. Люди в похожих ситуациях в большинстве своем ведут себя одинаково.

Лермонтов ставит своего героя в более сложное положение. Действие Евгения Онегина развивается в спокойной деревне, где можно даже не общаться с соседями. Онегин плывет по течению.

Печорин постоянно оказывается в сложных, критических обстоятельствах, в опасности, угрожающей его жизни. В конце концов, Печорин погибает в Персии. Печорин пытается бороться с жизнью, плыть против течения.

Это также отличает его от пушкинского героя.

Источник: https://LermontovM.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/sravnenie-pechorina-i-onegina

TESTSOCH.RU

         В романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» показана драматическая судьба типичных представителей дворянской интеллигенции первой половины 19 века.

         Онегин живет в двадцатые годы 19 века, в период расцвета общественных движений, тайных обществ, надежд на революционные преобразования.  Печорин живет в тридцатые годы 19 века. Этот период отмечен упадком общественной активности.

         Образование Печорина было несколько поверхностно, но оно было  достойным  для того времени.

  Печорин, как и Онегин,  родился в аристократической семье, получил хорошее  образование и достойное воспитание. Печорин обладал острым умом и хорошей памятью.

Как и все дети, представлявшие высшее сословие своего времени, Онегин получил традиционное воспитание и домашнее образование, любил читать Адама Смита. 

         Онегина и Печорина объединяет эгоизм:  и для того, и для другого мнение других людей неважно, они пренебрегают чувствами, которые испытывают окружающие.  Онегин дорожит свободой, поэтому отказывается от любви Татьяны.  Желание проучить Ленского, привело к смерти друга.

  А Печорин  вообще не принимает дружбу, он считает: «из двух друзей всегда один раб другого».  Все те люди, которые близко общаются с Печориным: Бэла, Мери, Вера, Грушницкий, испытывают разочарование, их жизнь меняется после встречи с ним не в лучшую сторону.

  Отношения с женщинами он начинал, чтобы на время развлечься, а затем он охладевал к ним, причиняя им страдания.

         Печорин был среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение. Его походка была небрежна и ленива. В улыбке было что-то детское.

Его кожа имела какую-то женскую нежность, белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб. Несмотря на светлый цвет волос, усы и брови у него были черные. У него был немного вздернутый нос, зубы – ослепительной белизны и карие глаза.

О внешности Онегина автор пишет мало «Вот мой Онегин на свободе, острижен по последней моде, как денди лондонский одет». 

         Все, что увлекает Печорина, быстро ему надоедает, это и занятия, которые он выбирает, и женщины, и друзья.

Печорин влюбился в Бэлу и всеми силами пытался завоевать ее любовь, у него это получилось, и он остыл к ней, такая же история была с Мери.

Об отношении Евгения Онегина к женщинам автор пишет так: «В красавиц он уж не влюблялся. А волочился как-нибудь, откажут – мигом утешался, изменят – рад бы отдохнуть».

         Онегин и Печорин наблюдательны, хорошо разбираются в людях, оба способны на сильное чувство.  Онегин к концу романа понял, что любит Татьяну, готов ради нее на все, хотя бы,  чтобы увидеть ее. А Печорин, узнав об отъезде Веры, бросился вслед за ней, но не догнал ее, упал посреди дороги и заплакал, как ребенок.

         К героям, созданным Пушкиным и Лермонтовым общество относится противоречиво, их поведение непонятно им.

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Источник: https://testsoch.ru/geroj-nashego-vremeni/sochinenie-na-temu-pechorin-i-onegin-v-romane-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html

Печорин — «младший брат Онегина»- МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ — 9 класс — СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ — Лучшие ученические сочинения — Произведение

  • 9 класс
  • СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ
  • Печорин — «младший брат Онегина»
  • А, верно, она существовала и, верно,
  • было мне назначение высокое,
  • потому что я чувствую в душе
  • моей силы необъятные

М. Лєрмонтов. Герой нашего времени

«Герой нашего времени» — первый русский реалистический психологический роман в прозе.

В предисловии к «Журналу Печорина» Лєрмонтов пишет: «История души человеческой, даже самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Раскрыть эту «историю души человеческой» и поставил себе задачу Лєрмонтов в своем романе. Его особое внимание обращено на раскрытие сложного противоречивого характера главного героя романа.

Такое идейное задача автора обусловило и своеобразное построение романа. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий.

Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое название. Но главный герой объединяет все эти повести в единый роман.

Особое место в романе занимают последние три повести — это история жизни Печорина, написанная им самим. Эта история дается в виде дневника («Княжна Мэри»), а также в форме записок, которые герой составил уже позже.

Лєрмонтов подчеркивает, что исповедь Печорина вполне искренняя, что он (Печорин) был строгим судьей самому себе и «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего

времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорой». Герцен тоже назвал Печорина «младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Печориным и Онегиным? Оба они — представители высшего светского общества.

Немало общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем те же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг и охлаждения к ним, та же скука, что овладела ими.

Так же, как и Онегин, Печорин стоит по интеллектуальным уровнем выше, чем окружающая дворянское среду. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относятся к жизни и людям.

Но на этом сходство и кончается, Печорин — другая, чем Онегин, человек по своему духовному складу, он и живет в других социально-политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристы были разгромлены, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе.

Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишен такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он и по натуре своей одареннее и глубже Онегина.

Природная одаренность Печорина резко бросается в глаза читателю. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воли Печорина.

Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и себя самого. Характеристики, которые он дает людям, точные и меткие.

Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, потому что «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».

Печорин — сильная, волевая натура, жаждущая деятельности.

Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственным справедливым определением, — «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, внутреннее состояние человека. Рисуя портрет Печорина, автор настойчиво подчеркивает странности своего героя. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». Лєрмонтов товорить: «Это признак или свирепого нрава, или глубокой, постоянной грусти…».

«Взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен».

Походка Печорина «была небрежная и ленивая, но я заметил, что он не размахивал руками — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое телосложение», с другой стороны-«нервная слабость».

Печоріну где-то тридцать лет, а «в его улыбке есть что-то детское».

Максим Максимович тоже был поражен странностями Печорина, противоречиями его характера: «В дождик, в холод целый день на охоте; все замерзли, устали, — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер повеет, уверяет, что простудился; віконницею стукнет, он вздрогнет и побелеет, а при мне ходил на кабана один на один…».

Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени.

«Целая моя жизнь, — определяет сам Печорин, — было только цепью грустных и неудачных противоречий сердцу или разуму». В чем же они проявляются?

Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин — скептик, разочарована человек, который живет из любопытства, а с другой стороны, в нем огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нем борются бесстрастие с требованиями чувства, ум и сердце.

«Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но в Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу.

От столкновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, — говорит он, — какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отношении к женщинам.

Свое внимание к ним, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, которое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое желание, — говорит он далее, — подчинять моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?»

Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск…

Одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку…

При возможности потерять ее навеки, — пишет он, — Вера стала для меня дороже более всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!» Оставшись без коня в степи, «он упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал».

Эта противоречивость и не дает возможности Печоріну жить полной жизнью. С горьким чувством он расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.

Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошлую жизнь, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая, в своем дневнике он пишет: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Читайте также:  Сочинение-описание по картине детская спортивная школа сайкиной (7 класс)

Но Печорин не нашел этого своего «высокого предназначения», не нашел деятельности, достойной его «необъятных сил».

Он тратит немалые силы свои надежды, его недостойны: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери, отказывается от нее, убивает на дуэли Грушницького.

Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницький, несчастливые Вера и Мери, до глубины души огорчен Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.

Вот оно, самое страшное противоречие: «необъятные силы души» — и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» — и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений и мелкие чувства, владеющие душой; стремление полноты жизни — и полная безнадежность, сознание своей обреченности.

Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? На этот вопрос отвечает сам Печорин: «Во мне душа испорчена светом», то есть тем светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не имеет силу. «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Но дело здесь не только в дворянском обществе. В 20-е годы из него вышли декабристы. Дело в том, что Печорин — человек 30-х годов, типичный герой своего времени.

Своим романом «Герой нашего времени» Лєрмонтов проложил дорогу романам И. Тургенева и Л. Толстого. А. П. Чехов учился у автора «Тамани» мастерства короткого рассказа, точности, простоте и краткости построения фразы.

Источник: http://ukrlitra.com.ua/788-1.html

В чем сходства и различия онегина и печорина

«Евгений Онегин» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова являются основными произведениями в творчестве каждого из этих великих русских писателей. Оба автора ставили перед собой задачу передать портрет героя как образ современного человека с его характерными чертами. Пушкин и Лермонтов изобразили героев примерно одного времени, периода, исторически чрезвычайно важного для России.

  •         Интересно, что в начале этих романов герои являются совершенно разными, но как схожи их образы становятся в конце произведений! Онегин — петербуржский повеса, получивший традиционное воспитание и поверхностное образование:
  •     Он по-французски совершенно
  •     Мог изьясняться и писал;
  •     Легко мазурку танцевал
  •     И кланялся непринужденно
  •     Чего ж вам больше? Свет решил,
  •     Что он умен и очень мил, —

        Печорин же говорит о себе в своем дневнике, поверяя ему самые сокровенные тайны: «С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились». В этом монологе чувствуется некоторая картинность, однако Печорин совершенно искренен. Эта исповедь является попыткой объяснить окружающим свой характер, сделать шаг навстречу людям.

        Онегин же совсем иной. Привычный к жизни в свете, знающий его законы, он понимает, что чувства здесь неуместны. Это театр, в котором каждый играет свою роль, и Онегин знает законы этого маскарада.

Его «науки страсти нежной» вполне хватает для того, чтобы блистать, быть желанным гостем в светском обществе, однако эта суета, «постылой жизни мишура» убивает душу героя.

Онегин пытается найти себе занятие:

  1.     Онегин дома заперся,
  2.     Зевая за перо взялся,
  3.     Хотел писать — но труд упорный
  4.     Ему был тошен; ничего

    Не вышло из пера его… —

  •     а затем:
  •     Уселся он — с похвальной целью
  •     Себе присвоить ум чужой;
  •     Отрядом книгу ставил полку,

    Читал, читал, а все без толку… —

    Но тщетно.

        Печорин же страстно стремится вырваться из того жизненного круга, в котором он принужден жить. Из-за дуэли он оказывается на Кавказе, на «краю земли».

Здесь он ещё не устал от жизни, стремится найти свое счастье, всем интересуется, влюбляется, общается с людьми.

Он во все вмешивается, даже называет сам себя «камнем, брошенным в гладкий источник», тревожащим спокойствие в какой бы круг он ни влился.

        А вот Онегина довольно трудно представить в подобной ситуации: изначальное безразличие, равнодушие к окружающим является причиной полного отсутствия любопытства. В деревне он всячески старается отгородить себя от соседей. Пушкин, прекрасно понимая тип своего героя, оценивает его так:

    Мы почитаем всех нулями,

    А единицами — себя…

    Сноснее многих был Евгений;

    Хоть он людей, конечно, знал

    И вообще их презирал…

        Случайно сблизившись на почве общих интересов с Ленским, Онегин не пытается завести других знакомых. Он слишком умен, интеллигентен, чтобы слушать их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне.»

        Почти такое же отношение к дружбе мы видим и у Печорина: «Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…». Общаясь с Вернером, Печорин скорее говорит сам с собой, чем с доктором; они сблизились на основе общего для обоих скептицизма и неприятия окружающего их общества. Сам Печорин говорит: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями».

        Но вернемся к Онегину. Этот герой, хотя и всей душой презирает людей, вынужден однако считаться с их мнением. По этому глупому противоречию он убивает единственного приятеля, единственного человека, с которым делил деревенский досуг. Быть может, из-за этого Онегин потерял навсегда возможность быть счастливым.

        А Печорин, боящийся взять на себя какие-либо обязательства, хочет получать, при этом ничего не давая взамен, в жизни же так не бывает. Он мучает Веру, мучает себя самого и плачет как ребенок, когда, потеряв ее, осознает, что по-настоящему любил лишь ее одну.

        Похожее происходит и с Онегиным. Когда любовь Татьяны «была так возможна» он отказывается от нее, не придавая её влюбленности никакого значения.

Но, увидев Татьяну на балу, блистающую в светском обществе, замужем за князем, Онегин вдруг вспыхивает любовной страстью к Татьяне, стремится возродить из пепла ее былую любовь к нему, но…

Жизнь не дает ему второго шанса, убеждая героя в недосягаемости счастья.

        Онегин и Печорин близки друг другу тем, что оба, разочаровавшись в жизни, безрадостно ожидают ее конца. Вся трагичность, горестность их положения в фразе Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я родился?..

А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое… Но я не угадал этого назначения…

Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».

        Под этими строками мог бы вполне подписаться и Онегин. Совершенно разные герои, пришли в конце концов к одному итогу: им суждено было дополнить своими судьбами галерею «лишних людей» в истории русской литературы XIX века.

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/v_chem_skhodstva_i_razlichija_onegina_i_pechorina/2015-08-09-1343

Онегин и Печорин сочинение

Онегин и Печорин Вероятно, приступая к своему роману, Лермонтов думал о том, что главный герой станет напоминать читателям о существовании пуш­кинского Онегина.

Несомненное сходство образов Евгения Онегина и Григория Печорина отметил одним из первых В. Г. Белинский.

«Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печо­рою Печорин — это Онегин нашего времени», — писал критик.

Время жизни героев разное. Онегин жил в эпоху декабризма, вольнодумия, мятежей. Печорин — герой эпохи безвременья.

Общим для великих произведений Пушкина и Лермонтова является изобра­жение духовного кризиса дворянской интеллигенции.

Лучшие пред­ставители этого класса оказались не удовлетворены жизнью, отстра­нены от общественной деятельности. Им ничего не оставалось, как бесцельно растрачивать свои силы, превращаясь в «лишних людей».

Формирование характеров, условия воспитания Онегина и Печори­на, без сомнения, схожи. Это люди одного круга. Сходство героев и в том, что оба они прошли путь от согласия с обществом и самим собой до отрицания света и глубокой неудовлетворенности жизнью.

«Но рано чувства в нем остыли», — пишет Пушкин об Онегине, который «заболел» «русской хандрой. У Печорина тоже очень рано «… родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».

Это были начитанные и образованные люди, что ставило их выше остальных молодых людей их круга. Образованность и природная любоз­нательность Онегина обнаруживается в его спорах с Ленским. Один пе­речень тем чего стоит:

  • Племен минувших договоры,
  • Плоды наук, добро и зло,
  • И предрассудки вековые,
  • И гроба тайны роковые,
  • Судьба и жизнь…

Свидетельством высокой образованности Онегина является и его обширная личнай библиотека. Печорин же так говорил о себе: «Я стал читать, учиться — науки тоже надоели». Обладая недюжин­ными способностями, духовными запросами, оба не сумели реали­зовать себя в жизни и растратили ее по пустякам.

В юности оба героя увлекались беззаботной светской жизнью, оба преуспели в «науке страсти нежной», в знании «русских барышень».

Печорин говорит о себе: «… знакомясь с женщиной, я всегда безошибоч­но отгадывал, будет ли она меня любить… Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив, я всегда приобретал над их волей и сер­дцем непобедимую власть… Оттого ли я никогда ничем очень не доро­жу…» Ни любовь прекрасной Бэлы, ни серьезная увлеченность юной княжны Мери не смогли растопить холодности и рассудочности Печо­рина. Женщинам он приносит только несчастье.

Любовь неискушенной, наивной Татьяны Лариной также сначала оставляет равнодушным Онегина. Но впоследствии наш герой при но­вой встрече с Татьяной, теперь уже светской дамой и генеральшей, осоз­нает, что он потерял в лице этой необыкновенной женщины. Печорин, оказывается, вовсе не способен к большому чувству. По его мнению, «любовь — это пресыщенная гордыня».

  1. И Онегин, и Печорин дорожат своей свободой. Евгений в своем письме к Татьяне пишет:
  2. Свою постылую свободу Я потерять не захотел.
  3. Печорин же прямо заявляет: «… двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы моей не продам».

Присущее обоим равнодушие к людям, разочарованность и скука сказываются на их отношении к дружбе. Онегин дружит с Ленским «от делать нечего».

А Печорин говорит: «… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…» И он демонстрирует это в своем холодном отношении к Максиму Максимычу. Беспомощно звучат слова старого штабс-капитана: «Уж я всегда го­ворил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!..»

И Онегин, и Печорин, разочаровавшись в окружающей их жизни, критически относятся к пустой и праздной «светской черни». Но Оне­гин боится общественного мнения, принимая вызов Ленского на дуэль. Печорин же, стреляясь с Грушницким, мстит обществу за несбывшиеся надежды.

По существу, к дуэли привела героев одна и та же злая вы­ходка. Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить» за скучный вечер у Лариных. Печорин говорит следующее: «Я лгал, но мне хотелось его победить.

У меня врожденная страсть противоречить, целая моя жизнь была только дань грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку…»

  • Трагизм ощущения собственной ненужности углубляется у обоих пониманием бесполезности своей жизни. Об этом с горечью восклица­ет Пушкин:
  • Но грустно думать, что напрасно
  • Была нам молодость дана,
  • Что изменяли ей всечасно,
  • Что обманула нас она,
  • Что наши лучшие желанья,
  • Что наши свежие мечтанья
  • Истлели быстрой чередой,
  • Как листья осенью гнилой.
  • Ему как бы вторит герой Лермонтова: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои качества, боясь насмеш­ки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Узнав хорошо свет и пружины жизни, я сделался нравственным калекой».
  • Слова Пушкина об Онегине, когда
  • Убив на поединке друга,
  • Дожив без цели, без трудов
  • До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга, он «начал странствия без цели», можно отнести и к Печорину, который тоже убил бывшего «друга», и жизнь его продолжилась «без цели, без трудов». Печорин во время путешествия размышляет: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Ощущая «в душе силы необъятные», но совершенно попусту ра­страчивая их, Печорин ищет смерть и находит ее «от случайной пули на дорогах Персии». Онегин же в двадцать шесть лет также «безнадеж­но устал от жизни». Он восклицает:

Зачем не пулей я пронзенный,

Зачем не хилый я старик?..

Сравнивая описание жизни героев, можно убедиться, что Печо­рина — это более активная личность с чертами демонизма.

«Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никако­го положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» — говорит герой Лермонтова.

Как личность, Онегин ос­тается для нас загадкой. Недаром Пушкин так характеризует его: Чудак печальный и опасный,

  1. Созданье ада иль небес,
  2. Сей ангел, сей надменный бес,
  3. Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак?..

И Онегин, и Печорин — эгоистичные, но мыслящие и страдающие герои. Презирая праздное светское существование, они не находят пу­тей и возможностей свободно, творчески противостоять ему.

В трагичес­ких исходах индивидуальных судеб Онегина и Печорина сквозит трагедия “лишних людей”.

Трагедия же «лишнего человека», в какую бы эпоху он ни появлялся, это одновременно трагедия общества, породившего его.

Источник: https://prepodka.net/onegin-i-pechorin-sochinenie/

Сочинение на тему «Онегин и Печорин как герои своего времени»

«Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии. М.Ю. Лермонтов.

Герой нашего времени – это первый русский реалистический роман в прозе. Как Пушкин в «Евгении Онегине», так и Лермонтов в «Герое нашего времени» поставили перед собой задачу раскрытия «истории души человеческой», показать типичных героев в типичных ситуациях.«младшим братом Онегина».

В чем же сходство между Онегиным и Печориным?

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Оба героя — представители высшего светского общества.

Много общего у них было в том, как они проводили свою молодость: вначале герои бешено гонялись за светскими удовольствиями, затем были разочарованы в них. Оба пытались заниматься наукой, чтением литературы, но так же оба охладели к ним. И Печориным, и Онегиным быстро овладела скука.

Так же, как и Онегин, Печорин выделяется по интеллектуальному развитию из окружающей его дворянской среды. Оба героя являются типичными представителями здравомыслящих людей того времени, которые довольно критически относились к жизни и к людям.

Белинский обратил внимание читателей и на различие между героями. Онегин «является в романе человеком», «которому все пригляделось, все прилюбилось». Онегин скучает. «Не таков Печорин.

Этот человек не равнодушно, но апатически несет свое страдание», — пишет критик. И действительно: бешено гонится он за жизнью, ищет её; обвиняет сам себя в своих ошибках и заблуждениях.

Его тревожат внутренние вопросы, и он ищет их разрешения.

Печорин – эгоист. Но еще Онегина А.С. Пушкина Белинский назвал «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». То же самое можно было бы сказать и о Печорине. Об Онегине Белинский писал: «… силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца…».

Печорин другой человек по своему духовному складу, да и живет он в других социальных и политических условиях.

Онегин жил в 20-е годы 19-го века, ещё до восстания декабристов 1825-го года, во время общественно-поличитеского подъёма. Печорин же – человек 30-х годов. Это время реакции, когда декабристы были казнены или сосланы в Сибирь, а революционная демократия еще не заявила о себе как об общественной силе.

Онегин, возможно, мог примкнуть к декабристам, А вот Печорин совершенно был лишен такой возможности. Вот почему Белинский писал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина было более трагично, потому что он и по натуре своей был более одарён и глубок, чем Онегин.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что и у Лермонтова, и у Пушкина получились в чем-то схожие, в чем-то отличные, но типичные для своего времени герои.

Источник: https://sochinyalka.ru/2016/12/onegin-i-pechorin-kak-geroi-svoego-vremeni.html

Сравнительная характеристика онегина и печорина

  • 9 класс
  • Сочинения по русской литературе
  • Сравнительная характеристика онегина и печорина
Читайте также:  Сочинение описание внешности человека (друга 7 класс)

Со второй половины XIX века, в первую очередь благодаря художественной литературе, в обиход входит понятие «лишний человек» (впервые этот термин применил А. С. Пушкин в одном из своих черновых набросков к «Онегину»), Появляется целый ряд художественных произведений, герои которых объединены особым статусом, данным им в обществе, — «лишних людей», которые критически относились к заведенным порядкам и своей роли в общественном устройстве, общественное же мнение они не принимали. Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин — вот далеко не полный список персонажей, причисляемых критиками к «лишним людям». При этом критика отчетливо различает и индивидуальные черты этих героев.

Сравнивая Печорина с Онегиным, Чернышевский писал: «Печорин — человек совершенно другого характера и другой степени развития. У него душа действительно сильная, жаждущая старости; воля у него действительно твердая, способная к энергической деятельности, но он заботится о самом себе».

Большое внимание проблеме «лишних людей» уделил Герцен: «Онегины и Печорины были совершенно истинны, выражали действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни.

Печальный рок лишнего, потерянного человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах».

В творчестве Лермонтова образ Печорина не был случайным. В лирике поэта прослеживается тема «лишнего человека».

Почти одновременно с Пушкиным Лермонтов в драмах «Люди и страсти» , «Странный человек», а затем в «Двух братьях» , стремясь связать своего героя с окружающей его реальной русской действительностью, приходит к неутешительным выводам. Так, Ю.

Волин показан юношей, который прошел горестный путь разочарований и превратился в разуверившегося «странного» человека. Он говорит о себе другу: «Тот, который перед тобою, есть одна тень; человек полуживой, почти без настоящего и без будущего».

Печорин тоже характеризует себя как человека «полуживого», одна часть души которого похоронена навеки: «Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее обрезал и бросил».

С учетом того, что литература того времени была отражением действительности, царящих в обществе мыслей, порядков, основным средством формирования общественного мнения (в наше время эти функции выполняют телевидение, радио, печатные издания), следует отметить: проблема «лишних людей» в 20-40-е годы XIX века действительно стояла остро. Ведь и в Онегине, и в Печорине воплотилось целое поколение молодых людей — одаренных, мыслящих, жаждущих деятельности, но вынужденных бездействовать. Еще Белинский обратил внимание на параллельность звучания и значения фамилий Онегин и Печорин: «Печорин Лермонтова… это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою …В самом имени, которое истинный поэт дает своему герою, есть разумная необходимость, хотя, может быть, и не видимая самим поэтом». Можно предположить, что фамилией Печорина Лермонтов подчеркнул духовное родство своего героя с Онегиным, но Печорин — человек следующего десятилетия. Итак, героев объединяет их отчужденность от общества, невосприятие принятых в нем порядков и законов, скука от удовольствий, которые можно получить за деньги, желание искренних, открытых отношений и неверие в перспективу дружбы, любви, супружества.

Несходство Онегина и Печорина определяется не столько временным периодом их жизни, сколько отличиями в их характерах. Недаром Добролюбов писал: «…

Мы не могли не видеть разницы темперамента, например, у Печорина и Обломова, точно так же как не можем не найти ее у Печорина и Онегина…

Весьма вероятно, что при других условиях жизни, в другом обществе, Онегин был бы истинно добрым малым, Печорин и Рудин делали бы великие подвиги».

Печорин — это энергия, активная, целеустремленная, хотя, пожалуй, последнее определение является несколько преувеличенным. Действительно, Печорин готов, во-первых, сам создать себе трудности и препятствия, а во-вторых — с успехом их преодолеть.

Но при этом у него нет некой общей цели, которая придала бы смысл его земному существованию: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…»

Печорин признает, что не угадал этого назначения, разменяв его на пустые страсти, сожалеет о том, что «играл роль топора в руках судьбы».

Любовь его не принесла никому счастья, потому что он ничем не жертвовал для тех, кого любил. Ведь любилПечорин для собственного удовольствия: «…

я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться».

В противовес Печорину Онегин находит удовольствие в полном бездействии, самоустранении от всех жизненных проблем и страстей:

…рано чувства в нем остыли;

  1. Ему наскучил света шум;
  2. Красавицы не долго были
  3. Предмет его привычных дум;
  4. Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели…

Красавицы из высшего света с их фальшивыми улыбками, пустыми словами опостылели Онегину. Но любовь невинной, искренней Татьяны так же оставляет его равнодушным (так и Печорин постепенно разочаровывается в любви к Бэле). Отвергая любовь девушки, он ссылается на страх перед супружеством (впрочем, как и Печорин):

  • Поверьте (совесть в том порукой),
  • Супружество нам будет мукой.
  • Я, сколько ни любил бы вас,
  • Привыкнув, разлюблю тотчас.
  • Объединяет героев и страсть к путешествиям, постоянным перемещениям по миру — подальше от опостылевшего света, навстречу новым ощущениям (как мы знаем, Пушкин выпустил из своего романа целую главу, в которой было описано путешествие Онегина).

Интересно, что и Пушкин, и Лермонтов ставят возле главных героев контрастные фигуры — соответственно Ленского и Грушницкого. Контрастность между Онегиным и Ленским, Печориным и Грушницким, на первый взгляд, кажется незначительной.

Живут они, по-видимому, в кругу одних и тех же интересов, ощущают себя людьми одного и того же поколения, одной и той же культурной среды.

На деле же их кажущаяся близость является мнимой близостью: между ними скоро обнаруживается настоящая — психологическая, культурная, социальная — пропасть.

Грушницкий — восторженный, но несколько приземленный молодой человек. Он привык производить эффект (юнкерская шинель, так похожая на солдатскую, вычурные фразы и т. д.). Ленский — восторженный романтик, поэт.

При всем ироническом отношении к Ленскому, Пушкин отмечал его образованность, широкий круг интеллектуальных интересов, его горячие споры на философские темы с Онегиным.

Однако привычный путь восторженных романтиков в России — превращение в обывателя: «Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, иногда и тем и другим». Это слова Лермонтова, о подобном жизненном пути Ленского думал и Пушкин:

  1. Во многом он бы изменился,
  2. Расстался б с музами, женился,
  3. В деревне счастлив и рогат
  4. Носил бы стеганый халат.

Между тем жизненный путь этих романтиков был прерван «лишними людьми» — Онегиным и Печориным. Каждый из героев по-своему воспринимает предстоящую дуэль: Онегин сожалеет о том, «что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». И что общественное мнение заставляет его принять окончательное решение о дуэли.

Печорин так же долго размышлял о своем непреодолимом желании наказать наглеца Грушницкого, но, в конце концов, убеждает себя в своей правоте: «Господин Грушницкий! Ваша мистификация вам не удастся… Мы поменяемся ролями: теперь мне придется отыскивать на вашем бледном лице признаки тайного страха».

Объединяет героев и то, что до конца своих дней они так и не нашли ни успокоения, ни того высшего предназначения, о котором шептал им разум. Их жизнь может послужить хорошим примером того, как не надо жить.

На мой взгляд, не общественное устройство стало причиной душевных невзгод героев: только их же собственные усилия помогли бы им выйти из состояния конфликта с окружающей средой.

Согласимся, трудно быть свидетелем нравственного убожества других, но Онегин и Печорин, перед тем как ставить диагноз всему обществу, должны были разобрать по полочкам внутреннее содержание своей собственной души и разума.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/374.html

Печорин и Онегин

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин и Онегин

  Скачать сочинение

    Печорин и Онегин принадлежат к тому общественному типу двадцатых годов девятнадцатого века, которых называли «лишними» людьми. «Страдающие эгоисты», «умные ненужности» — так образно и точно определил сущность этого типа Белинский.

    Итак, чем похожи и в чем различны персонажи пушкинского и лермонтовского произведений?
    Прежде всего, герои обоих романов предстают перед нами как исторически и социально обусловленные человеческие характеры.

Общественно — политическая жизнь России двадцатых годов девятнадцатого века – усиление политической реакции, упадок духовных сил юного поколения – породила особый тип непонятного молодого человека того времени.
    Онегин и Печорин объединяют их происхождение, воспитание и образование: оба они – выходцы из богатых дворянских семей.

При этом оба героя не принимают многое из светских условностей, отрицательно относятся ко внешнему светскому блеску, лжи, лицемерию. Об этом свидетельствует, например, развернутый монолог Печорина о своей «бесцветной» молодости, которая «протекла в борьбе с собой и светом».

В результате этой борьбы он «сделался нравственным калекой», быстро пресытившись «всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги». То же определение вполне применимо и к пушкинскому герою: «забав и роскоши дитя», он быстро устал от светской суеты, и «русская хандра им овладела понемногу».

    Объединяет героев и духовное одиночество среди светской «пестрой толпы». «… Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное»,- горько замечает Печорин в разговоре с Максимом Максимычем. То же самое говорится и об Онегине: «… рано чувства в нем остыли; ему наскучил света шум».

    Отсюда в обоих произведениях возникает идея эскапизма — стремление обоих героев к уединению, их попытка отстранения от общества, мирской суеты. Это выражается как в буквальном уходе от цивилизации, так и в бегстве от общества в мир внутренних переживаний, «условий света свергнув бремя».

Объединяет Онегина и Печорина и общий мотив «странствия без цели», «охота к перемене мест»(скитания Печорина на Кавказе, бесплодные путешествия Онегина после дуэли с Ленским).
    Духовная свобода, которая понимается героями как независимость от людей и обстоятельств, является главной ценностью в системе мировоззрения обоих персонажей.

Так, например, Печорин объясняет отсутствие у него друзей тем, что дружба всегда ведет к потере личной свободы: «Из двух друзей один всегда раб другого». Сходство Онегина и Печорина проявляется и в их одинаковом отношении к любви, неспособности к глубокой привязанности:
    «Измены утомить успели;
    Друзья и дружба надоели».

    Подобное мировосприятие определяет особое значение поступков героев в жизни других людей: оба они, по разному выражению Печорина, играют роль «топоров в руках судьбы», причиняют страдания людям, с которыми сталкивает их судьба.

Гибнет на дуэли Ленский, страдает Татьяна; аналогично погибает Грушницкий, умирает Бэла, обижается добрый Максим Максимыч, разрушается уклад контрабандистов, несчастливы Мери и Вера.
    Героям Пушкина и Лермонтова почти в равной степени свойственно «принимать вид», «надевать маску».

    Еще одно сходство этих героев заключается в том, что они воплощают тип интеллектуального персонажа, которому свойственны неординарность суждений, неудовлетворенность собой, склонность к иронии – все то, что блестяще определяется Пушкиным как «резкий, охлажденный ум». В этом отношении существует прямая перекличка пушкинского и лермонтовского романов.

    Однако есть и явные отличия между характерами этих персонажей и средствами их художественного изображения в обоих романах.

    Так в чем же разница? Если Печорину свойственны безграничная потребность в свободе и постоянном стремлении «подчинять своей воле, что его окружает», «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха», то Онегин не стремится к постоянному самоутверждению за счет других людей, занимает более пассивную позицию.
    Мировосприятие Печорина отличается так же большим цинизмом, некоторым пренебрежением к людям.
    Онегину присуще душевная апатия, безразличие к окружающему миру. Он не способен к активному преобразованию действительности и, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, …ничем заняться не умел», «труд упорный ему был тошен». Этот герой в отличии от Печорина, менее последователен в своих принципах.
    Итак, при сопоставительном анализе пушкинского и лермонтовского произведений можно выделить как общее, так и различное в образах этих героев и способах их художественного воплощения. Онегин и Печорин – типичные герои своего времени и одновременно универсальные человеческие типы. Однако если Пушкина в большей степени интересует социально-исторический аспект проблемы «лишнего человека», то Лермонтова волнуют психологическая и философская стороны этого вопроса.

    Художественная эволюция «лишнего человека» в русской классической литературе продолжается прежде всего в образах Обломова и Рудина в одноименных романах Гончарова и Тургенева, которые отражают исторические изменения этого человеческого типа.

64816 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин и Онегин

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00099701184864149834/woid/00089901184773069424/

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (по романам А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Какой малый срок разделяет пушкинского Онегина и лермонтовского Печорина! Первая четверть и сороковые годы XIX века.

И все же это — две разные эпохи, разде­ленные незабываемым для русской истории событием — восстанием декабристов.

Пушкин и Лермонтов сумели со­здать произведения, отражающие дух этих эпох, произве­дения, в которых затрагивались проблемы судьбы молодой дворянской интеллигенции, не умеющей найти примене­ния своим силам.

Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина», так что же общего в этих людях и чем они отличаются?

Онегин, прежде чем стать «молодым повесой», получил традиционное воспитание и обширное, но достаточно по­верхностное образование. Из-за того, что в итоге он мог «совершенно» изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку и «кланяться непринужденно», «свет решил, что он умен и очень мил».

Однако, быстро пресытившись бес­плодной суетой светской жизни, Онегин начинает ею тяго­титься, но ничего не находит взамен. Понимая всю ник­чемность существования светских людей, Онегин начинает презирать их, уходит в себя, предается «русской хандре».

Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков. К моменту знакомства с ним Пуш­кин отмечал в Онегине «неподражательную странность», «резкий охлажденный ум», «мечтам невольную преданность», внутренний разрыв и непонимание между ним и окружа­ющими людьми.

Невзирая на глубокое презрение к «све­ту», Онегин остается зависимым от общественного мнения, и в результате убивает своего друга Ленского. Эгоизм при­водит «повесу пылкого» к тяжелой душевной драме и раз­ладу с самим собой.

О прошлом Печорина нам известно не так много, в основном — со страниц его собственного дневника, из его разговоров с другими людьми. Мы узнаем, что у Печорина «душа испорчена светом»: «С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились».

Теперь же окружа­ющие часто не понимают ни мыслей Печорина, ни его по­ступков, а он же (и часто весьма оправданно) считает себя на голову выше окружающих. В отличие от Онегина, Пе­чорин не сторонится людей, не избегает контактов с ними, а напротив, становится чрезвычайно тонким психологом, способным разобраться не только в чужих поступках и мыслях, но и чувствах.

К сожалению, общение с ним чаще всего приносит людям и даже ему самому лишь страдания и неудовлетворенность. В отличие от Онегина, Печорин еще не устал от жизни, он во все вмешивается, многим интересуется, но он не способен по-настоящему любить и дружить.

И если от любви к Онегину (а после — от люб­ви Онегина) у Пушкина страдает только Татьяна, то Печо­рин приносит несчастье всем женщинам, с которыми он сталкивается: Бэле, Вере, княжне Мери, даже подруге кон­трабандистов. Материал с сайта //iEssay.ru

Проблема Онегина — в неспособности сделать свою жизнь интересной, яркой, наполнить ее значительными со­бытиями. Печорина же волнует вопрос о цели собственной жизни, ее смысле.

Сознание потерянных возможностей постоянно преследует его, поскольку его вера в свое «на­значение высокое» не находит реального, подтверждения.

И один, и второй дорожат своей свободой, вольностью, но оказывается, что они слишком часто приносят ей в жерт­ву то, что им по-настоящему дорого.

Различия в судьбах и характерах героев объясняются различиями эпох: жизнь России накануне декабрьского восстания (Онегин) и тяжелая политическая реакция пос­ле поражения декабристов (Печорин).

И Онегин, и Печо­рин принадлежат к типу «лишних людей», т. е. таких лю­дей, для которых в окружавшем их обществе не находи­лось ни места, ни дела.

И все же, даже презирая окружение, Онегин и Печорин были детьми этого общества, то есть героями своего времени.

На этой странице материал по темам:

  • отличия печорина от онегина
  • онегин и печорин дорожат своей свободой, ни к чему не привязанностью
  • чем печорин отличается от онегина
  • отличие печорина от онегина
  • сравнительная характеристика онегина и печорина

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/evgenij-onegin/sravnitelnaya-harakteristika-onegina-i-pechorina-po-romanam-a.-s.-pushkina-evgenij-onegin-i-m.-yu.-l

Ссылка на основную публикацию