В эпоху Средневековья как никогда верили во Второе пришествие, поэтому почти в каждой церкви висело изображение Христа, — Грозного Судии, милостивого и карающего.
Ганс Мемлинг. Страшный Суд. Алтарь Якопо Тани. 1473.
«Страшный суд» в интерпретации представителя Северного Возрождения Ганса Мемлинга напоминает каждому верующему о неизбежности Страшного суда. Картина призывает оценить свою земную жизнь и определить свое место в день Второго пришествия: либо рай, изображенный на картине слева, либо же ад,- в правой стороне.
В картинах Страшного суда всегда присутствуют два противоположных полюса: Царство Света — врата, ведущие в рай, куда войдут праведники, и Царство Тьмы — пасть адова, где будут обречены на вечные страдания грешники.
В центре архангел Михаил, отделяющих души праведников от тех, кто погряз в грехах.
Рогир Ван дер Вейден. Страшный суд. 1446- 1452. Капелла госпиталя, Бон.
В интерпретации Рогира Вейдена, живописца Северного Возрождения, предстают ошеломляющие подробности Страшного суда. Композиция делится на два яруса.
В верхней части, охваченной огнём, восседает Христос Судия. Правой рукой он благословляет праведников, левой — отстраняет грешников.
Ниже — Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся о спасении душ.
В центре архангел Михаил, он отделяет праведников от грешников.
У Микеланджело «Страшный суд» изображен в лучших традициях итальянского Ренессанса. Огромная фреска, покрывшая всю стену за алтарем Сикстинской капеллы в Ватикане.
Микеланджело. Страшный суд. 1537- 1541. Сикстинская капелла, Ватикан.
Условно композицию можно поделить на три части: Верхняя часть — летящие ангела, с атрибутами Страстей Христовых. Центральная часть — Дева Мария и Христос между блаженными. Нижняя часть — воскрешение мертвых.
Христос и Дева Мария в центре композиции
Христос на фоне белых облаков, без красной мантии, в образе обнаженного героя, обладающего физической красотой и мощью.
Фигуру Христа Микеланджело писал 10 дней. Его нагота вызвала осуждение. Более того, Микеланджело вопреки традиции изображает Христа безбородым.
В картине русского живописца Виктора Васнецова, представителя классицизма, «Страшный суд» обнаруживает в себе смягчающиеся черты, подчеркивающие веру и надежду на Божье прощение.
Васнецов. Страшный суд. 1885-1896. Третьяковская галерея, Москва.
«Страшный суд» был написан Васнецовым для оформления Владимирского Собора в Киеве. На небесах расположен Христос, лицо которого озарено гневом, рядом с ним Богоматерь и Иоанн Богослов. В центре архангел Михаил, наделенный Васнецовым роковым черным цветом, как символ неминуемого суда.
Перед Богом все равны, — показывает Васнецов, демонстрируя одинаковые условия для суда как Царей, так и бедных крестьян.
*Текст в блоге моего авторства. Публикация данной статьи без моего разрешения запрещена.
Источник: https://for-artaddicted.livejournal.com/4597.html
Православные работы русского художника Виктора Васнецова
?
Православные работы русского художника Виктора Васнецоваalloiziusbam wrote in history_of_artJuly 29th, 2014Оригинал взят у radiant_kristal в Православные работы русского художника Виктора ВаснецоваХристос-Вседержитель, 1885-1896Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907
Бог Саваоф. 1885-1896
Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича ВаснецоваЕдинородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора
Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
Богородица Владимирского собораБогородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895 Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургБогоматерь с младенцемБогоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-КровиМозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.Блаженство рая. 1885-1896Искушение Евы змием. 1885-1896Вход Господень в ИерусалимСпаситель в терновом венце, 1906Распятие Христа. 1902Распятый Иисус Христос. 1885-1896Распятие ХристаСнятие с креста. 1888-1901Плащаница, 1901Сошествие во ад, 1896-1904ВоскресениеМария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899Мария МагдалинаВсадники Апокалипсиса, 1887Страшный суд. 1885-1896Страшный суд, 1904Архангел Михаил повергает дьявола, 1914Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893Святой Ангел со светильником, 1885-1896Ангел Божий, 1908СерафимСерафимыЭскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.Русские святые, 1885-1896Святой Георгий Победоносец, 1919Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.Святой Алипий Живописец, 1885-1893Княгиня Евдокия, 1885-1893Святая княгиня Ольга, 1885-1893Святой Нестор-летописец, 1885-1893Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896Святой Александр Невский, 1885-1893Сергий Радонежский, 1882Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)Памятник великому князю Сергею Александровичу.(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)Книга русской скорби (обложка, 1910)
Источник: https://history-of-art.livejournal.com/860897.html
Сочинение по картине Страшный суд — Виктор Васнецов
Полотно «Страшный суд» создавалось в 1896 — 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю. С. Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но «Страшный суд» должен был занять центральное место в соборе.
Художник сделал к картине большое количество эскизов, поэтому знакомые и друзья, видевшие эти эскизы в мастерской Васнецова, заранее проявляли к картине огромный интерес.
Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Тем не менее такая выставка состоялась в феврале 1904 года в Историческом музее в Москве.
Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные.
Позднее картина вместе с другими, выполненными для собора, выставлялась еще дважды: в залах Академии художеств в Петербурге и вновь в Историческом музее в Москве.
Наконец, в 1910 году картины были доставлены по месту назначения и укреплены на стенах Георгиевского собора, где они ненадолго обрели покой.
А вскоре после Октябрьской революции служба в соборе была прекращена.
В феврале 1923 года власти вынесли решение: «…пустующее помещение Георгиевского собора передать культурно-просветительному учреждению…»В первое же воскресенье были устроены в помещении храма танцы, играл духовой оркестр… Устраивались диспуты на тему:»Есть ли бог?» В дальнейшем собор использовали то под мастерские, то под кинотеатр.
Тем временем картины были вывезены во владимирский Успенский собор. Вывозили как придется, без соблюдения осторожности. Более того, картину «Страшный суд» накатали на большую жердь, разорвав внизу и наскоро зашив бечевкой.
А до этого он был сложен несколько раз и на сгибах потерся.
В 80-х годах прошлого века было решено вновь восстановить Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, а также вернуть на прежнее место картины Васнецова.
«Страшный суд» был в тяжелом состоянии. Поэтому его поручили реставрировать бригаде ленинградских реставраторов под руководством крупнейшего специалиста А. Я. Казакова, известного по восстановлению росписей Исаакиевского собора, Петергофа и Царского Села. Колоссальные размеры требовали большого помещения, поэтому реставрировали полотно в Екатерининском дворце г. Пушкина.
Работа, проведенная специалистами, была уникальной по объему и сложности.
Цельный холст размером 700X680 сантиметров оказался проколотым более, чем в 70-и местах, имелись многочисленные разрывы краев, прорывы.
Холст был серьезно деформирован, в результате образовались осыпи, отслаивания краски. Около года велась напряженная работа. И вот специальная комиссия приняла работу с оценкой «отлично».
В 1983 году картина заняла свое место в Георгиевском соборе.
Художник воплотил в картине идею свободного нравственного выбора человека между добром и злом. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета.. Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда.
Пришедшие в собор люди должны были задуматься и сделать «свободной волей» свой выбор «пути в жизни». Васнецов красноречиво дает понять, что весы в руке ангела приходят в действие не только в момент Страшного суда.
Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма… «Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным…», писал художник.
Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. Среди праведников различимы фигуры византийских императоров Константина и Елены, княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Сергия Радонежского. Среди грешников — император Нерон, завоеватель Батый, восточные деспоты и римские кардиналы…
Одновременно введено много персонажей-аллегорий: Вера, Надежда, Любовь, София, Милосердие и другие — с одной стороны, а с другой — Алчность, Пьянство, Разбой, Гнев ит. д. Активно использованы тексты и надписи.
Религия, история, фольклор здесь сложно переплетены. Так, скупец проглатывает золотые монеты — он похож чем-то на репинского Ивана Грозного… Среди праведников изображены старик со старухой, словно перенесенные на Суд из русской народной сказки, а блудницы, помещенные за спиной Дьявола, напоминают персонажей салонной живописи…
Один из критиков много лет назад писал так:»Страшный суд» — ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это — страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которые стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».
И он был прав…
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/vasnecov-viktor/strashnyj-sud-viktor-vasnecov/
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Страшный Суд»
Одной из фресок на религиозную тему является работа В.М. Васнецова «Страшный суд». Она расположена у входа в храм Святого Владимира. Для того чтобы воссоздать это историческое событие, автор, в отличие от предыдущих работ на тему религии, применял мрачные, темные оттенки. Очень много красных красок, с разными примесями.
Такие цвета настраивают зрителя на серьезность происходящего.
Автор использовал различные цветовые пятна, включая белое. Ведь именно этот цвет является символом божественности. Васнецов применил прием зрительного разделения картины на земную и небесную тему, совместив, в одной работе практически невозможное.
Небесную тему отражает Господь. В руках у него крест и Евангелие. Он разгневан на грешников. Это отчетливо видно по выражению его лица. Рядом с ним Васнецов показал Богоматерь и Иоанна Предтечи, а вокруг разместил апостолов и ангелов.
Весы, изображенные на картине, являются символом справедливости, равенства всех перед Всевышним, но темные силы пытаются перетянуть одну из чаш в свою сторону. Несмотря на это, им не удастся повлиять на решения суда и они останутся неизменными и справедливыми.
Справа внизу художник изобразил праведников.
Они усердно молятся, обращая свои молитвы и взгляд к небесам. На картине изображены люди разных возрастов: от молодых до стариков. Они очень сильно напуганы всем происходящим, надеются на пощаду Всевышнего. Слева внизу изображены грешники, падающие в огонь.
Автор хотел показать равенство всех перед Господом Богом, для этого он изобразил среди грешников и царей, и представителей духовенства. Внизу их ожидает Змий. Две сюжетные линии объединяют вестники Апокалипсиса, которые показаны трубящими ангелами.
Автор в данной работе использовал очень разнообразную палитру цветов, основывался на их контрасте и у него получилось в одной картине показать столько разных судеб.
Вы еще не знаете где можно Бруклин 9-9 смотреть онлайн в хорошем качестве? В таком случае следует обратиться по адресу http://www.brooklyn99.net
История о том, что происходит, когда у детектива, не воспринимающего ничего серьезно, появляется новый руководитель, который хочет, чтобы он рос и с уважением относился к своей должности.
Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/sochinenie-po-kartine-v-m-vasnetsova-strashnyiy-sud/
Описание картины Виктора Васнецова «Страшный суд»
Художник Виктор Васнецов создал немало фресок религиозной тематики. Для оформления Георгиевского собора Васнецовым в 1896-1904 годах была написана картина-фреска «Страшный суд», первая вариация которого была написана им в 1885-1896 годах для Владимирского собора в Киеве. Мы поговорим в большей степени о первой и оригинальной версии автора, хотя сюжет всех трех вариантов неизменен.
Красочные сцены крещения Руси на стенах храма были уравновешены мрачной композицией «Страшного суда». Темные тона с множеством оттенков красного, что заставляет зрителя относиться к картине как к серьезному произведению и добавляет трагичности изображению. Отрицая существующие каноны, Васнецов написал фрески в стиле древнем и несколько театральном.
Сюжет картины построен на основе Библейского понятия о Судном дне, когда совершается разделение людей на праведников и грешников. Первые оказываются награждены, а вторые, соответственно, наказаны за свои деяния.
В центре находится ангел с весами, вокруг которого строится композиция: внизу, на земле, вершится суд, на котором слева от зрителя находятся праведники, обращенные к небесам с молитвой, а справа – грешники, горящие в адском огне.
На небесах находится Господь, держащий Евангелие и крест, а рядом с ним мы видим Иоанна Богослова и Богоматерь, а также ангелов и апостолов.
Лицо Бога озарено гневом на грешников, которым по сюжету картины предстоит гореть в Геенне огненной, где так и вьется Змий. «Перед Богом все равны» хочет сказать Васнецов, показывая одинаковые условия для суда Царей и бедных крестьян.
Вестники судного дня – трубящие ангелы, объединяют небесную сферу с земной, паря в воздухе между ними.
Автор картины играет на контрастах и строит свои элементы таким образом, что произведение начинает вызывать ощущения мистичности. И благодаря мастерски построенной композиции и великолепной рисовке иллюстрации «Страшного суда» Васнецова получили множество восторженных отзывов.
(4 votes, average: 5,00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-viktora-vasnecova-strashnyj-sud/
Сочинение по картине В. М. Васнецова “Страшный Суд”
Одной из фресок на религиозную тему является работа В. М. Васнецова “Страшный суд”. Она расположена у входа в храм Святого Владимира. Для того чтобы воссоздать это историческое событие, автор, в отличие от предыдущих работ на тему религии, применял мрачные, темные оттенки.
Очень много красных красок, с разными примесями. Такие цвета настраивают зрителя на серьезность происходящего.
Автор использовал различные цветовые пятна, включая белое. Ведь именно этот цвет является символом божественности. Васнецов применил прием зрительного
разделения картины на земную и небесную тему, совместив, в одной работе практически невозможное.
Небесную тему отражает Господь. В руках у него крест и Евангелие. Он разгневан на грешников.
Это отчетливо видно по выражению его лица. Рядом с ним Васнецов показал Богоматерь и Иоанна Предтечи, а вокруг разместил апостолов и ангелов.
Весы, изображенные на картине, являются символом справедливости, равенства всех перед Всевышним, но темные силы пытаются перетянуть одну из чаш в свою сторону.
Несмотря на это, им не удастся повлиять на решения суда и они останутся неизменными и справедливыми.
Справа внизу художник изобразил праведников. Они усердно молятся, обращая свои молитвы и взгляд к небесам. На картине изображены люди разных возрастов: от молодых до стариков. Они очень сильно напуганы всем происходящим, надеются на пощаду Всевышнего.
Слева внизу изображены грешники, падающие в огонь. Автор хотел показать равенство всех перед Господом Богом, для этого он изобразил среди грешников и царей, и представителей духовенства. Внизу их ожидает Змий.
Две сюжетные линии объединяют вестники Апокалипсиса, которые показаны трубящими ангелами.
Автор в данной работе использовал очень разнообразную палитру цветов, основывался на их контрасте и у него получилось в одной картине показать столько разных судеб.
(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине В. М. Васнецова “Страшный Суд”« Литературная игра по роману А. С. Пушкина “Дубровский”Китай во второй половине хх века »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-v-m-vasnecova-strashnyj-sud/
Картина страшного суда васнецова
Вольная тема – «О». Сочинения на вольную тему – Описание по картине В. М. Васнецова «Правитель Иван Васильевич Суровый»
В один прекрасный момент, когда мы обучались в 5-ом классе, на щите в кабинете литературы я узрела портрет Ивана Сурового. Мне стало как-то не по для себя, а ежели честно — даже страшновато.
С тех пор прошло три года, но мне по-прежнему жутковато у этой картины.
Жезл в его руке (верхняя конечность человека, опорно двигательного аппарата, одна из главнейших частей тела) не лишь подчеркивает вертикаль, но и увеличивает, удлиняет ее.
И правитель, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, напротив, нисходит оттуда. Ведь он — правитель, наместник Бога на земле.
А раз так — ему все можно: казнить и миловать по распоряжению выше и собственному усмотрению.
В его руках — единоличная власть над всеми. Сиим он и ужасен.
Правитель полностью оправдывает отданное ему имя — Суровый. Как ужасен его взор! Он просверливает, пронизывает тебя, не оставляя надежд на королевскую милость. Молить о пощаде бесполезно, даже ежели ты ни в чем не виноват.
Но и они — как бы под ногами правителя, а он — над ними, над Москвой и над всей Наша родиной XVI века. В его руках власть и опричники.
Вот почему и фон картины красный, сумрачный, как эра, в которую жил и правил суровый правитель. От картины как будто пахнет кровью — даже сейчас.
opisanie-po-kartine-v-m-vasnecova-car-ivan-vasilevich-groznyjописание по картине в. м. васнецова «правитель иван васильевич суровый»
В один прекрасный момент, когда мы обучались в 5-ом классе, на щите в кабинете литературы я узрела портрет Ивана Сурового. Мне стало как-то не по для себя, а ежели честно — даже страшновато.
С тех пор прошло три года, но мне по-прежнему жутковато у этой картины.
Жезл в его руке не лишь подчеркивает вертикаль, но и увеличивает, удлиняет ее. И правитель (Правительница — лицо, которое правит по своему усмотрению государством), кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, напротив, нисходит оттуда. Ведь он — правитель, наместник Бога на земле. А раз так — ему все можно: казнить и миловать по распоряжению выше и собственному усмотрению.
В его руках — единоличная власть над всеми. Сиим он и ужасен.
Правитель полностью оправдывает отданное ему имя — Суровый. Как ужасен его взор! Он просверливает, пронизывает тебя, не оставляя надежд на королевскую милость. Молить о пощаде бесполезно, даже ежели ты ни в чем не виноват.
Но и они — как бы под ногами правителя, а он — над ними, над Москвой и над всей Наша родиной XVI века. В его руках власть и опричники.
Вот почему и фон картины красный, сумрачный, как эра, в которую жил и правил суровый правитель. От картины как будто пахнет кровью — даже сейчас.
Источник: http://www.school-essays.info/opisanie-po-kartine-v-m-vasnecova-car-ivan-vasilevich-groznyj/
Источник: https://dezschelkovo.ru/zakon/kartina-strashnogo-suda-vasneczova/
Картина страшный суд васнецов
Свободная тема – «О». Сочинения на свободную тему – Описание по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»
Однажды, когда мы учились в пятом классе, на стенде в кабинете литературы я увидела портрет Ивана Грозного. Мне стало как-то не по себе, а если честно — даже страшновато.
С тех пор прошло три года, но мне по-прежнему жутковато у этой картины.
Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда. Ведь он — царь, наместник Бога на земле. А раз так — ему все можно: казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению.
В его руках — единоличная власть над всеми. Этим он и страшен.
Царь вполне оправдывает данное ему имя — Грозный. Как страшен его взгляд! Он просверливает, пронизывает тебя, не оставляя надежд на царскую милость. Молить о пощаде бесполезно, даже если ты ни в чем не виноват.
Но и они — как бы под ногами царя, а он — над ними, над Москвой и над всей Россией XVI века. В его руках власть и опричники.
Вот почему и фон картины темно-красный, мрачный, как эпоха, в которую жил и правил грозный царь. От картины будто пахнет кровью — даже сегодня.
opisanie-po-kartine-v-m-vasnecova-car-ivan-vasilevich-groznyjописание по картине в. м. васнецова «царь иван васильевич грозный»
Однажды, когда мы учились в пятом классе, на стенде в кабинете литературы я увидела портрет Ивана Грозного. Мне стало как-то не по себе, а если честно — даже страшновато.
С тех пор прошло три года, но мне по-прежнему жутковато у этой картины.
Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда. Ведь он — царь, наместник Бога на земле. А раз так — ему все можно: казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению.
В его руках — единоличная власть над всеми. Этим он и страшен.
Царь вполне оправдывает данное ему имя — Грозный. Как страшен его взгляд! Он просверливает, пронизывает тебя, не оставляя надежд на царскую милость. Молить о пощаде бесполезно, даже если ты ни в чем не виноват.
Но и они — как бы под ногами царя, а он — над ними, над Москвой и над всей Россией XVI века. В его руках власть и опричники.
Вот почему и фон картины темно-красный, мрачный, как эпоха, в которую жил и правил грозный царь. От картины будто пахнет кровью — даже сегодня.
Источник: http://www.school-essays.info/opisanie-po-kartine-v-m-vasnecova-car-ivan-vasilevich-groznyj/
Источник: https://vzyskanie.okd1.ru/zakon/kartina-strashnyj-sud-vasneczov/
Описание картины "После побоища Игоря Святославича с половцами" Васнецов для сочинения
«Эта тема, навеянная «Словом о полку Игореве» и нашедшая выражение в картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», потребовала от Васнецова серьезной, углубленной подготовки. Для русской передовой культуры этого времени характерен интерес к истории народа, к его устному творчеству, как поэтическому отражению исторических черт его жизни и характера.
Увлечение великим памятником героического русского эпоса присуще было широким кругам русского общества того времени. Васнецов не только тонко воспринимал древнерусское народное творчество, он был чуток и к вопросам русской действительности.
…
он откликнулся своей картиной на волновавшие русское общество военные события 1877—1878 годов, но откликнулся своеобразно, не так как на них отозвались В. В. Верещагин…
Васнецов показал присущую русскому народу беззаветную готовность мужественно отдать свою жизнь за родину, за правое дело. Великий патриотизм пронизывает древнерусскую поэму, и он был созвучен настроениям русских людей в годы русско-турецкой войны.
В прекрасной древней воинской повести, проникнутой печалью, — «Слово о полку Игореве» — Васнецов воспринял те мысли, чувства и образы, которые были созвучны его времени. Народное творчество вдохновило его на создание поэтического произведения во славу мужества народа.
Не случайно Васнецов изобразил поле после битвы. В трагическом пафосе смерти Васнецов хотел выразить величие и беззаветность чувств, которые руководили воинами; размещением фигур павших художник показал, что русские сражались до последнего вздоха и падали последними на трупы своих врагов, другие, умирая, раскидывали широко свои могучие руки, как бы желая и мертвым телом прикрыть, защитить родную землю. Васнецов сосредоточил внимание на той части «Слова», в которой оно воспевает и возвеличивает князя Игоря и его воинов. Ему созвучно было в «Слове» полное мужества обращение князя Игоря к дружине, когда он «возбудил ум крепостью и поострил (его) мужеством своего сердца; исполнившись воинственного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую… И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем плененным». Образ Игоря был близок и дорог художнику, потому что в нем он чувствовал исключительную силу мужественного русского духа; силу, пронизывающую всю повесть даже в тех строфах, в которых с эпической проникновенностью оплакивается гибель храброй дружины Игоря. Его картина — не изображение битвы со всеми ужасами войны, не воспроизведение страшного смертоносного события, а эпически величественное и просветленно поэтическое произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев.
Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов — русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Художник стремился выразить эпическую значительность события.
Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзенный стрелой в сердце. В глубине поля, справа, торжественно спокойно, как бы заснув, лежит убитый богатырь, в руке его остался зажатым лук.
Эти образы определяют идею картины — величие, благородство и красоту совершенного патриотического подвига.
По всему полю рядом с русскими полегли поверженные половцы. Они гибли в судорогах страданий и лежат ничком, на боку, на спине, мучительно изогнувшись. В воздухе бьются орлы. На переднем плане слева орел чистит перья. Синими тучами закрыт горизонт, темная тень от них легла на край степи, из-за туч выходит тусклая, красная, как бы омытая в крови луна. На степь ложится сумрак.
Как богатырская застава, встали Игоревы полки на границе своей земли и полегли за ее честь и неприкосновенность — таково содержание картины, эпически величавой и глубоко лиричной.
Создавая картину, Васнецов стремился выразить преклонение перед павшими воинами. Он украсил их последнее ложе печально склонившимися к телам полевыми цветами — колокольчиками и ромашками, воплощая в своем произведении поэтический образ «Слова».
От этого поэтического образа печали, тончайшими нитями связанного с народной поэзией, и шел Васнецов, творчески претворяя мотивы древней повести в своей композиции.
…картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» не является иллюстрацией какого-либо отдельного эпизода «Слова о полку Игореве»… Васнецов воплощал самую сущность образов «Слова».
Васнецовым все опоэтизировано, все облечено в напевно-звучные, эпические образы.
Для картины Васнецов использовал также и то, что раскрылось перед его творческой фантазией при непосредственном ознакомлении с хранилищами исторических реликвий, древних доспехов, вооружения и одежд, покрытых богатым народным орнаментом. Здесь он проявил себя не только знатоком археологии и воссоздателем старины, но и чутким поэтом-художником, для которого имели особое, художественно-поэтическое значение древние доспехи, булатное оружие, мечи, копья, луки, шлемы, вся их тонкая чеканка, все их детали. Сохранив и используя их формы, узорчатость и орнаментацию, Васнецов заставил все это звучать как красивые добавочные мотивы декоративной композиции. Большую роль в картине «После побоища» играет пейзаж. Он поэтичен и эпически глубок. В нем воплощено величественное представление о патетико-возвышенных образах сказания, воспевавшего героическую кончину витязей Игоревой дружины.
Весь тон пейзажа с мрачными грозовыми тучами, тяжелой синей пеленой, надвигающимися на поле битвы, царящая мертвая неподвижность, которую не нарушают сцепившиеся в схватке орлы, тревожно-сумрачный облик восходящей кроваво-красной луны выражают вдохновенный образ «Слова».
Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» была для Васнецова не просто новым по теме и крупным по размерам произведением, но и боевым выступлением, утверждающим особые художественные принципы в исторической живописи — возможность поэтической интерпретации исторического сюжета.
Васнецов хотел доказать не только допустимость, но и законность подобного рода исторических произведений. Сознание, что он способен сказать свое слово в области русской исторической живописи, будило в нем творческую энергию.
Новая и сложная проблема встала перед художником во всей серьезности. Васнецов не предполагал ограничиваться иллюстрированием одного из эпизодов «Слова». Он взялся за интерпретацию повести в целом, за перевоплощение образов поэзии в образы живописи, поэтического ритма в линейные ритмы, словесного и звукового в зрительное.
Весь строй картины и ее живописное решение поэтично и выразительно. Оно идет от образности и настроения «Слова». Степная даль и синие тучи, несущие печальную весть земле русской, задуманы в соответствии с повестью.
Блеклые, приглушенные тона темно-зеленого ложа погибших воинов объединяют другие оттенки: стальной брони и доспехов, багряных щитов, сине-голубых одежд и узоров орнамента, желтой и оранжевой кожи, поблескивающих шлемов.
Только фигура юноши-воина слишком светла.
Цветовое решение носит декоративный характер. Симметричное расположение крупных цветовых пятен гармонирует с общим композиционным ритмом. На темно-зеленом фоне луга напряженно звучит кровавый тон щитов. Сквозь синие тучи выходит красный диск луны. На переднем плане ему созвучен тон красных сапогов витязя. Коричневые пятна бьющихся орлов в центре, головы павшего половца справа и сидящего на земле орла слева поддерживают композиционное равновесие. Голубые и желтые пятна одежд дополняют колорит. Мелкая цветовая россыпь орнаментов и полевых цветов вносит узорчатость в картину.
Живописное решение эпически-лирической темы несло в себе декоративное начало, которое близко народному изобразительному искусству, с его любовью к яркому выразительному пятну. Красочность образов, свойственная народной поэзии, сказавшаяся в эпитетах и образах интерпретировавшегося поэтического произведения, нашла у Васнецова отражение в его красочной гамме, в самом звучании цвета.
Являясь новатором поэтической трактовки исторического сюжета, Васнецов откликнулся в своем произведении и на новую тенденцию развития русского искусства 70-х годов — создания положительного образа народа. В его картине прозвучали, как отражение событий современности, не только трагическое, но и сила, величие и героизм народа.
…картина была написана в предельно короткий срок. Трудности заключались и в том, что до этого Васнецов не стоял ни разу перед холстом такого большого размера и такого ответственного и сложного содержания.
Как только картина была закончена и представлена на VIII Передвижную выставку в марте 1880 года, она принесла автору много огорчений. Прежде всего в самой среде Товарищества сна не встретила единодушного и полного признания. Были художники, не только не понимавшие произведения, но и решительно протестовавшие против принятия картины на выставку.
Итак, картина эта, вызвавшая большие споры, возражения, одновременно привлекла к художнику доброжелателей, нашедшихся среди посетителей передвижных выставок в Петербурге и Москве. Она укрепила также и материальное положение его.
Картину хотел приобрести президент Академии художеств вел. кн. Владимир Александрович. Но Васнецов охотно согласился на предложение П. М. Третьякова, ценя включение картины в широко известное уже тогда его собрание, тем более что Третьяков уже приобрел в 1873 и в 1876 годах жанровые произведения художника.
Что же нового внес Васнецов своей картиной в русское искусство? Чем были вызваны горячие споры вокруг нее и почему многие чуткие знатоки искусства второй половины XIX века не могли прийти к единому мнению в оценке этого произведения? Васнецова не удовлетворял только археологический бытовизм, снижавший идейность исторической живописи, лишавший ее силы и действенности. Ему было чуждо и превращение картин в «прозаические протоколы», лишенные обобщения и поэзии. Васнецов пленился содержанием «Слова», полным любви к родине, проникнутым печалью от сознания поражения князей в результате феодальной розни, вдохновился призывом к единству, к борьбе за народное дело. Вместе с тем он первый из художников XIX века оказался способным вдохновиться своеобразием стиля «Слова», его красотой. Картина Васнецова показала путь историческим живописцам к родникам народного творчества и выразила, пусть еще и неполно, тот «дух истории», которого недоставало многим произведениям русской исторической живописи 70-х годов. Она явилась решительным шагом вперед по пути глубокого художественного воплощения исторического прошлого русского народа и поэтической интерпретации родной старины в образах реалистического изобразительного искусства. Этот путь был нов, и по нему смело пошел Васнецов, тем самым расширив границы идейного реализма. «После побоища Игоря Святославича с половцами» — картина не во всем технически безупречная. Но при наличии некоторых ее слабых сторон она явилась все же первым произведением, в котором была провозглашена новая художественная программа, была поставлена и для своего времени смело решена задача воплощения национальной красоты и героизма в образах монументальной реалистической живописи. Характерно, что никто из критиков, даже отрицательно относившихся к этому произведению, не мог обойти вопроса о ярко выраженном в нем национальном начале и новаторстве Васнецова в этом отношении.»
(Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н. «Васнецов Виктор Михайлович» («Русские художники. Монографии»), 1962 г.)
Это было описание картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецов для сочинения.
Смотрите: Описание других картин
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-posle-poboishha-igorja-svjatoslavicha-s-polovcami-vasnecov-sochinenie.html
Сочинение: описание картины В. М. Васнецова “Алёнушка”
Картина «Аленушка» (Васнецов Виктор) была написана по мотиву русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И по праву считается самой известной работой художника Васнецова.
Хотя он создавал образ известной героини русской народной сказки, нельзя сказать, что это в точности ее портрет. Это не просто иллюстрация, а самостоятельный девичий образ, который живет своей жизнью.
Сочинение по картине «Аленушка»
Вариант 1
Картина «Алёнушка» В. М. Васнецова, является одной из известнейших работ автора. Она написана по сюжету к русской народной сказке «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке».
Как говорит сам автор, этот образ давно был в его воображении, однако глубину печали в выражении образа девушки он случайно увидел в Ахтырке, встретив одну сельскую простоволосою девушку.
«Каким-то особым русским духом веяло от нее» — так охарактеризовал ее сам художник. Картина «Елёнушка» написана маслом, в 1881 году.
В центре картины изображена прекрасная юная девушка, которая сидит на камне у заросшего озера. От изнеможения и глубокой грусти она опустила голову на колени, а в выражении ее глаз можно прочитать, что силы уже на исходе и она вот-вот расплачется. В ее грустных глазах изображена вся глубина неимоверной печали.
Ее длинные растрепанные волосы свисают в разные стороны. А ситцевый сарафан изорван. Видимо ей пришлось очень много и не жалея себя бродить по дремучему лесу в поисках своего пропавшего брата.
Босые ноги еще больше усиливают понимание того, что она забыла о себе и вообще, обо всем на свете и ей сейчас важно только одно – найти своего братца Иванушку.
На картине запечатлена минута отдыха и умиротворения, даже сама природа в этом солидарна. Ровная гладь озера, совершенно спокойные деревья, даже верхушки их не шелохнутся. Время года, изображенное на картине – позднее лето.
Еще стоит совершенно зеленый камыш на краю озера, на втором плане картины изображены зеленые молодые березки и осины. А в глубине леса виднеются молодые елки с хорошо отросшими за лето верхушками.
Однако на глади озера уже лежат первые опавшие листочки, значит скоро осень.
Картина «Алёнушка» навевает грусть, очень жаль бедную девушку. Мастер изобразил событие очень проникновенно и реалистично. Полотно написано, в основном в зеленых красках. Картина настолько яркая что, кажется, вот-вот оживет и предстанет в реальности и девушка, и лес, и озеро. Критики того времени называли эту работу В. М. Васнецова одной из лучших картин русской школы.
Вариант 2
Картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка», встречается мне далеко не впервые.
Эту иллюстрацию я помню с младенческого возраста, когда родители читали мне увлекательные сказки и показывали картинки из книжек.
Это изображение я лицезрела на многих выставках на ряду с работами мирового значения. Картина «Аленушка» была частым гостем в книгах с русскими сказками, она стала настоящим символом русской народной сказки.
Такая популярность не вызывает особого удивления, ведь полотно написано выдающимся мастером, который определенно заслужил такую популярность.
Виктор Михайлович Васнецов, родился 15 мая 1848 года в семье с говорящей, древне русской фамилией.
Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств.
Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти.
Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку.
Получилось прекрасное, сказочное полотно.
На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени.
На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду.
О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке? Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку.
Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром.
- Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух.
- Картину «Снегурочка» художник писал в качестве декорации для постановки пьесы Островского «Снегурочка», в основе которой лежит народная сказка.
- Вариант 3
Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая.
У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой – над омутом. Печалится, думает всякое.
Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут.
Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать.
По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды (с микробами) вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется – «стал козлёнком».
А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного.
Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!
На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья – елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет!
Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать?
Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его!
А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды.
Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй!
Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком.
Вариант 4
Картина «Алёнушка» написана известным художником В. М. Васнецовым в 1881 году. Она была сделана по сюжету русской народной сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Художник часто в своем творчестве обращался к народным мотивам и хорошо мог их передавать.
В середине композиции сидит молодая красивая девушка, а рядом мутное и заросшее озеро. Девушка сидит на камне, с печальным видом, склонив голову на колени. В глазах ее грусть и она вот-вот расплачется. Но не смотря на всю грусть, у красавицы очень доброе и нежное лицо.
У нее длинные растрепанные волнистые волосы, которые свисают к ногам. А сарафан из ситца – разорван. Она очень долго бродила по непроходимому лесу, чтобы найти своего младшего братца Иванушку.
Босые ноги подчеркивают то, что она направила все силы на поиск пропавшего брата и совсем забыла о себе.
Мы видим на картине момент отдыха Алёнушки, так как она устала в дороге. А в озере видно отражение девушки. Время года, которое изображено на картине – ранняя осень.
Должное место нужно отвести природе на картине. Природа вокруг, как и сама девушка, находится в умиротворении. Спокойное озеро и бесшумные деревья. Стоит зеленый камыш, а позади девушки — зеленые березки и ели. Но на поверхности озера плавают опавшие листочки с деревьев. Серое небо, как бы подчеркивает всю печаль события.
Эта знаменитая картина навевает грусть и вызывает сочувствие к девушке. Нам становится ее жаль. Васнецов показал это событие очень чувственно и реалистично. Картина написана маслом. В основном, используются зеленые цвета, так как на полотне изображены лес, деревья, мутное озеро.
Неспроста художник изобразил прекрасную Алёнушку. Девушка обладает такими замечательными качествами человека, как : доброта, забота о ближнем, трудолюбие, умение любить, сопереживание и терпение.
Вариант 5
«Аленушку» В. Васнецова каждый знает с детства. Взглянув на картину один раз, в нее невозможно не влюбиться: все в ней такое родное, русское, «наше».
И стройные березки, и гибкие осинки, и молодые елки с длинными отросшими верхушками, и пруд, обитель «нечистой»… Но главное, как ярко, с какой точностью мастер сумел передать неоднозначный русский характер в образе главной героини сюжета.
Персонаж был написан с лица простой девочки из села Ахтырка. Многие считают, что «Аленушка» была создана к сюжету известной сказки. Быть может и так. Но вовсе не сказочная жизнь у девушки.
В ее глазах – неимоверная печаль, тоска на границе с отчаяньем. Неубранные волосы цвета темной меди, карие глаза, легкий детский румянец – во всем легко узнается образ ребенка с тяжелой судьбой. Нет у нее, ни отца, ни матери – сиротинушка она одинокая.
Некому одеть, обуть ее как надо: длинный черный сарафан давно уж порвался, лапотки – лишь в мечтах, босиком ходит. Руки, ноги Аленушки натружены – горькая доля досталась ей. Пришла она к пруду с осокою, присела на камень могучий, склонила к коленям головушку горемычную, излила грусть свою недетскую омуту тихому.
Но молчит ей в ответ тихий пруд, ни осока, ни лес не шевелятся, лишь листочки березовые пожелтевшие на черную водяную гладь падают. Дело к осени приближается…
И вдруг: «Не плачь, не плачь, Аленушка! Придет, твое счастье, не задержится! Встретишь молодца доброго, парня удалого, хорошего»… Жаль, не слышит Аленушка ласточек, щебетанье совсем не понятно ей.
А они то, вестники добрые, совсем близко – над головою, на веточке. Так и сидит она, горемычная, погрузившись в печаль свою, разговор ведет с подругою верною – отраженьем своим в тихом омуте.
А над ними – лишь небо хмурится…
Картина выполнена маслом, в зеленых тонах. В ней все уравновешено: темный пейзаж оттеняет детский румянец, начало осенней поры контрастирует с яркими цветами на сарафане девушки. Ласточки, вестники добра и счастья, гармонируют с печальным образом героини, посылая надежду на счастливое завершение сказочного сюжета.
Безумно люблю эту композицию. В настоящее время «Аленушка» является достоянием народа. Экспонат хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Описание картины «Аленушка»
Картина Васнецова Аленушка, навеяна лирически сказочным образом, по всем известной русской сказке Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, хотя прототипом к написанию этой картины была действительно реальная девушка, художник приметил в усадьбе Ахтырка, решив написать именно ее в своей задуманной картине.
Образ этой простой русской девушки с несколько печально тоскливым взглядом, побудило Васнецова к созданию картины Аленушка, претворив в задуманной картине свой творческий окрас и лирическую сказочную взаимосвязь, от которой веет чисто русским духом.
Сестрица Аленушка уставшая от поисков потерявшегося братца Иванушки, она в сиротливой позе сидит на на большом камне, грустно облокотившись наклоня голову на колено у мрачного пруда, в дремучем хвойном лесу, она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая, в ее глазах отражается грусть и печаль. “Где же ты мой братец Иванушка, может злая Баба Яга превратила братца в козленочка” — все время не покидают Аленушку эти тревожные мысли, что не уследила за единственным братцем, даже сама природа грустит вместе с ней.
В картине Васнецова Аленушка великолепно написан пейзаж в котором Аленушка тесно взаимосвязана с природой, которая тоже опечалена, как и наша героиня Аленушка. В картине Аленушка ни один фрагмет не отвлекает зрителя от главного, в то же время каждая деталь картины это материал для задумчивых размышлений.
В те времена много сказок было сочинено народом и написано различными русскими писателями, но все эти сказки представлялись только мысленно в умах народа.
В картине Аленушка художник сумел зрительно выразить живописными средствами свое произведение, как и во многих других его сказочных работах, насыщенных русской былинностью и русским духом.
Сам Васнецов так отзывался о своей картине: «Аленушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё.
Работа была закончена зимой 1881 года в Москве, после чего Васнецов отправил её на Передвижную выставку. Оригинал картины хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Источник: https://litfest.ru/pokartine/vasnetsov-alyonushka.html