Сочинение-описание по картине пушкин на лицейском экзамене репина (7 класс)

Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс)

1911 г. Масло, холст.

 Описание картины Репина И.Е. «Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года»

Картина была заказана Репину к 100-летию Императорского Лицея в Царском Селе по инициативе Лицейского общества. По воспоминаниям современников, художник стал настоящим «пушкинистом» в период подготовки написания картины, потому что прочел массу литературы о лицейском этапе биографии Пушкина.

Композиция картины реалистична. Большой Зал Лицея с колоннами, рельефами и портретом императора на заднем плане переполнен. В несколько рядов сидят и стоят зрители – представители дворянских родов России, что видно по их богатым одеждам (белым манишкам, бальным платьям). Среди них чиновники, военные, духовенство, вельможи.

На переднем плане изображен юный Пушкин в характерной театральной позе – в разгар экзамена, в момент чтения своего знаменитого стихотворения «Воспоминания о Царском Селе». Слева стоит стол, покрытый красным сукном, за ним – судьи. В том числе – поэт Г. Державин.

Восхищенный талантом 15-летнего Пушкина, он приподнялся, чтобы лучше слышать то, что тот читает.

Композиционное решение – в духе классики. Применен закон «золотого сечения». Фигура Пушкина размещена в правой части картины по линии золотого сечения.

Левая область тоже разделена в идеальной пропорции – от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины.

Расстояние от головы Державина до правого края картины поделено на 2 равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

Центр композиции – фигура юного поэта. Он стоит на относительно открытом пространстве, в необычной позе. Ни у кого из расположенных сзади и по бокам людей нет такого светлого лица. Бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке.

Над образом Пушкина Репин трудился много лет, нарисовал не менее сотни портретов – то с одним поворотом головы, то с другим, то над вечерней рекой, то над утренней, то в одном сюртуке, то в другом, то с элегической, то с патетической улыбкой – и все-таки был недоволен. По воспоминаниям К. Чуковского, только в этой картине он «переменил такое множество лиц, постоянно варьируя их, что их вполне хватило бы, чтобы заселить целый город».

Лучшие картины Репина И.Е.

Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс) Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс) Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс) Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс)
Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс) Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс) Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс) Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс)
Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс)

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/repin/repin-i-e-a-s-pushkin-na-akte-v-licee-8-yanvarya-1815-goda/

Репин И.Е. Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года

    В январе 1815 года в Лицее состоялся первый торжественный публичный экзамен, который воспитанники держали при переходе с первого на второй курс. В актовом зале собрались почётные гости, профессора, родители лицеистов. На экзамен был приглашён и знаменитый поэт Г.Р.Державин.

Он приехал 8 января, когда лицеисты экзаменовались по русской словесности, французскому и латинскому языкам, математике и физике. В экзамен по русской словесности входило и чтение собственных сочинений.
    К 100-летию Императорского Лицея его профессора и воспитанники заказали художнику И.Е.Репину картину «Пушкин на лицейском экзамене».

Причем для наилучшего воплощения замысла художником лицеисты устроили специально для него инсценировку знаменитого лицейского экзамена 8 января 1815 года.

Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс)

     …На лицейском экзамене присутствуют вельможи, крупные чиновники, военные, представители высшего духовенства, столичная знать. За столом, в центре, прославленный поэт Г.Р.Державин. Ему 72 года. Он превозмогает усталость. Экзамен тянется долго. Все утомлены. Державин начал дремать.      – Александр Пушкин! – вызывается следующий лицеист.

     Живой курчавый юноша бойко подходит к столу, просит разрешения прочитать свои стихи «Воспоминания в Царском Селе». Ему разрешают. И юный поэт вдохновенно читает:

      …Страшись, о рать иноплеменных!
               России двинулись сыны;
  Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.

          Сердца их мщеньем зажжены…

      – Прекрасно, великолепно, – проносится среди присутствующих. Державин приподнимает седую голову.       – Господа, да это истинная поэзия! – слышится его голос. И он со всей страстью поэтической души ловит каждое слово, весь во власти пленительных стихов.

      А юный поэт продолжает:

        …Еще военный гром грохочет в отдаленье,
  Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
        А он несет врагу не гибель, но спасенье

                 И благотворный мир земле…

      Все восхищены. Державин приподнимается. Он хочет расцеловать Пушкина – своего достойного преемника, восходящее «солнце русской поэзии».       Этот волнующий момент в жизни Пушкина и запечатлел гениальный Репин. Об этом незабываемом дне благодарный поэт позже в романе «Евгений Онегин» писал:

        Моя студенческая келья         Вдруг озарилась: муза в ней
        Открыла пир младых затей…
        И свет ее улыбкой встретил;
        Успех нас первый окрылил;
        Старик Державин нас заметил

        И, в гроб сходя, благословил.

      Теплое воспоминание о лицейском экзамене Пушкина оставил его друг И.И.Пущин: «На публичном нашем экзамене Державин, державным своим благословением, увенчал юного нашего поэта. Мы все, друзья-товарищи его, гордились этим торжеством. Пушкин тогда читал свои «Воспоминания в Царском Селе». В этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца.

Читал Пушкин с необыкновенным оживлением» («Записки о Пушкине»).       Это необыкновенное оживление поэта как раз и передано в произведении Репина. В картине много солнца, света, ярких красок. Вся она полна движения. А образ юного поэта дан в такой стремительной динамике, так насыщен волнением и страстью, что невольно веришь: у этого юноши необыкновенное будущее…

Из книги: Щиряков Н.Н. Изобразительное искусство на уроках литературы. – Минск.: Издательство «Народная асвета», 1968

      Репин глубоко изучал материал для каждой своей картины. Когда он писал эту картину, то для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную гротовскую «Жизнь Державина», и обширные «Записки» поэта, и многотомное собрание его сочинений. К.И.

Чуковский пишет об этом периоде жизни Репина: «Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать и «Фелицу», и «Водопад», и «На взятие Измаила», и «Цирцею», и «Деву за арфою», и оду «Бог», и многое другое.

В ту пору у него в Пенатах стали часто бывать пушкинисты, особенно Семен Афанасьевич Венгеров и Николай Осипович Лернер, снабжавшие его грудами книг, и он по прошествии нескольких месяцев приобрел такую эрудицию во всем, что относится к лицейскому периоду биографии Пушкина, что, слушая его беседы с учеными, можно было счесть и его пушкинистом.» (К.Чуковский. Репин.– М.: Искусство, 1969, с.53)

Источник: http://literatura5.narod.ru/licej_repin.html

Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского "Пушкин у моря" ("Прощание Пушкина с Чёрным морем")

Не так уж часто случается, что одно произведение искусства создаётся сразу несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у моря» иначе «Прощание Пушкина с Чёрным мо­рем», созданная в соавторстве двумя выдающимися художниками — И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.

Илья Ефимович Репин (1844-1930), по его соб­ственным словам, писал картины, сюжеты для кото­рых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических ситуаций, выразительных характеров.

Пожалуй, самая известная его работа — картина «Бурлаки на Волге», ставшая своего рода символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские пейзажи (та­ких художников называют маринистами).

Вероятно, это во многом связано с впечатлениями детства, прове­дённого вблизи моря, в Феодосии, где жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте непосредственных боевых действий.

Айвазовский написал несколько тысяч работ и достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание контр-адмирала.

Айвазовский был ещё студентом Академии ху­дожеств, когда Пушкин обратил внимание на его пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был очень растроган по­хвалой великого поэта, перед талантом которого он преклонялся.

В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта произвёл на будущего ху­дожника большое впечатление. В 1836 г. состоялось знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта.

Эта встреча сыграла боль­шую роль в творчестве Айвазовского, который впо­следствии создал целый цикл картин, посвящённых Пушкину.

Читайте также:  Сочинение сравнительная характеристика челкаша и гаврилы

На картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из известнейших работ Репина.

  • Совместная работа Айвазовского и Репина, без­условно, перекликается со стихотворением Пушкина «К морю»:
  • Прощай, свободная стихия!
  • В последний раз передо мной
  • Ты катишь волны голубые
  • И блещешь гордою красой.
  • Как друга ропот заунывный,
  • Как зов его в прощальный час,
  • Твой грустный шум, твой шум призывный
  • Услышал я в последний раз.

Это стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода южной ссыл­ки поэта. Строки это стихотворения появились ещё в Одессе, но завершено оно было в Михайловском.

На картине Айвазовского и Репина Пушкин изоб­ражён на фоне сурового романтического пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в бесформенную кучу рукой ве­ликана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина помещена почти в центр картины. Поэт в чёрной одежде, которая контрастирует с фоном, выполнен­ным в серых и белёсых тонах.

Левой рукой поэт опирается о скалу, в правой руке держит шляпу. Пра­вая руку отведена в сторону — поэт словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт вдох­новенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки стихотворения.

Сумрачность пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчёркивает его величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море ВЫПОЛ­нены в сходных красках, только оттенки пенящейся воды более .холодные, голубоватые, а небо просвечива­ет розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.

Море возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту — тёмное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета, их грани, трещины на них чётко выпи­саны Айвазовским. Другой земли, кроме этих скал, на картине нет.

Это создаёт ощущение, что поэт не принадлежит земле, а небо и море — стихии, подоб­ные загадочной стихии творчества. Стихии свободны, как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.

Картина написана в 1897 г., 60 лет прошло со смер­ти Пушкина, но искусство художников показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что истинный талант — бессмертен.

В настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта (Пушкин — бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее.

Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс)

Источник: https://shollklass.ru/sochineniya-po-kartinam/2692-sochinenie-po-kartine-i-e-repina-i-i-k-ajvazovskogo-pushkin-u-morya-proshchanie-pushkina-s-chjornym-morem

Пушкин в произведениях живописи. Урок развития речи в 6 классе. Сочинение по картине И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Категория: Литература.

Пушкин в произведениях живописи. Урок развития речи в 6 классе. Сочинение по картине И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

Цель:

– воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление метапредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к личности А. Пушкина и Г. Р. Державина

– формирование эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина;

– развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи;

– активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

  • Перспективное дом. задание: учащиеся заранее заучивают отрывки из произведения Пушкина «Воспоминания в царском селе»
  • Ход урока
  • ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ЦВЕТНЫЕ ФИШКИ (ОПРЕДЕЛЯЕМ свое НАСТРОЕНИЕ)

1. Организационный момент Вступительное слово учителя. Играет музыка Римского –Корсакова

Слово учителя: Ребята, сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Я сейчас буду считать до пяти. Когда перестану считать, откройте глаза. Сегодня вы все должны получить оценки «5».

2. Разминка. Учитель читает стих

А. С. Пушкин

  1. В альбом Пущину. 1817
  2. Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
  3. Исписанный когда-то мною,
  4. На время улети в лицейский уголок
  5. Всесильной радостной мечтою.
  6. Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
  7. Неволю мирною, шесть лет соединенья,
  8. Печали, радости, мечты души твоей,
  9. Размолвки дружества и сладость примиренья, —

Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок? (творчеству и жизни Пушкина в лицее. Знакомство с планом урока (слайд 2)

2. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи. Беседа.

– Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Расскажите, что больше вам запомнилось о жизни Пушкина в лицее?

Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Режим дня. Номер комнаты– 14. Друзья Пушкина. Как обзывали Пушкина. Произведения в лицейские годы.

– Что говорили современники Пушкина о его таланте?

В. А. Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с Пушкиным, писал: «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Милое живое творение! Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

Учитель

Мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», который изобразил событие, описанное Пушкиным.

  • Беседа:
  • – Какое стихотворение читал Пушкин на лицейском экзамене? («Воспоминания в царском селе»)
  • – Что писал Пушкин о том экзамене?

Пушкин вспоминает об этом так: «Когда узнали мы, что Державин будет к нам, все мы волновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел, подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности.

Наконец, вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Не помню, как я кончил свое чтение, – не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал. Хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли».

Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава.

– Сколько лет было тогда Пушкину ? (15 лет)

– Ребята, расскажите о Г. Р. Державине?

(В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием. )

ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ ФИЛЬМА «Юность Пушкина» режиссер Абрам Народицкий

ФИЗМИНУТКА. Прочтите отрывок из стиха, передавая движения Пушкина? (перспективная домашняя работа: подготовить инсценировку по картине «Пушкин на лицейском экзамене»)

3. Анализ картины.

  1. Прежде чем приступим к работе над картиной художника «Пушкин на лицейском экзамене» поговорим о творце этого произведения.
  2. Беседа об Илье Ефимовиче Репине (с просмотром презентации к уроку о художнике)
  3. -ПРОСМОТР СЛАЙДА О КАРТИНАХ РЕПИНА (во время просмотра дети вспоминают ранее виденные картины Репина)
  4. – Какие сведения о художнике вы получили? (заранее подготовленный ученик)

Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи.

Читайте также:  Сочинение любовная лирика тютчева 10 класс

Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником.

Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью.

– Расскажите об истории создания картины? (заранее подготовленный ученик)

В 1910 году по заказу Лицейского общества Илья Ефимович Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне.

Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге).

А первый вариант картины, считающийся эскизом, тоже стал самостоятельным произведением и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно – «А. С.

Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе». Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в частную коллекцию в Прагу.

Дополнения учителя (для разностороннего развития. Слайд 3)

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И. Е. Репина «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».

(приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

А теперь смотрим и сравниваем полотна!

И. Е. Репин «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1910, Эскиз, Холст, масло. 43×60. 7 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (слайд 4).

И. Е. Репин «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1911, Холст, масло. 123,7×195,5 см, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург(слайд 5)

И. Е. Репин «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе»». 1911 Холст, масло. 203×398 см Частное собрание, Прага (слайд 6)

·Анализ произведения живописи ( попутные записи в тетради)

– Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Пушкин на лицейском экзамене» и попробуйте войти в картину.

– Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта. )

– Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина?

(Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему. )

– О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

(В Большом зале Лицея 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»)

Дополнение учителя:

( «Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина.

Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову…Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли. Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом.

Голос его звенел металлом. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала.

Среди гостей прокатился гул». )

Словарно-орфографическая работа (слайд7)

Эполе*ты -(франц. , ед. ч. épaulette, от épaule – плечо), наплечные знаки различия военнослужащих, преимущественно офицеров, генералов и адмиралов в русской и иностранной армиях и флотах.

Ве*нзель -от польск, węzeł – узел), начальные буквы собственных имён (имени, фамилии), обычно переплетённые между собой и образующие своеобразный узор.

Ботфо*рты -фр. bottes fortes) – кавалерийские сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено.

Фрак —[нем. Frack] Верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.

Обшлаг —голл. opslag] Отворот на конце рукава; нижняя пришивная часть рукава.

  • Подбор синонимов (слайд 8)
  • Иллюстрация – репродукция, картина
  • Автор –художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист
  • Герой – Пушкин, Державин, стихотворец,
  • Красный –алый
  • Молодой –юный
  • Гости –собравшиеся, родители, родственники
  • Взгляд –взор
  • Восхищение –радость, воодушевление
  • Внимание – забота, почтение
  • (Картина) чудесная – замечательная, прекрасная, безукоризненная, безупречная, бесподобная, бесценная, блистательная
  • (Настроение) восторженное – вдохновенное, взволнованное, возбужденное, воодушевленное, трепетное, упоенное
  • Триумф – победа, праздник, хвала

Составление опорных словосочетаний и предложений. С данными словами составить словосочетания (слова в таблице). Таблицы раздаются каждому

Картина Репродукция (картины), иллюстрация (картины), исторически достоверная картина
Экзамен Переводной
Возраст поэта Юный, Пушкину 15 лет,
Лицо Светлое лицо, лицо торжественное,
Голос Голос уверенный и звонкий,
Что делает Пушкин Пушкин читает стих «Воспоминание в Царском селе»
Одежда поэта Белые панталоны, черные ботфорты
Поза поэта Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову, с гордо поднятой головой, рука направлена вверх,
Комиссия Экзаменационная комиссия в восторге от чтения
Окружающие люди Присутствующие внимательно слушают, довольные лица, некоторые гордо подняли головы , лица торжественные и отчаянные
Державин Державин приподнялся, приставил руку к левому уху, в красном сюртуке, воодушевился, прокатилась слеза по щеке во время чтения стиха Пушкиным, протянул руки к Пушкину,

Ответы на вопросы, требующие размышления и доказательства:

– Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?

– Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т. д. )

  1. – Что привлекает внимание в облике Державина? (сначала засыпал потом оживился, приставил руку к левому уху, заплакал)
  2. – Какова реакция окружающих на происходящее?(все сидят с гордыми лицами, довольными)
  3. – Какие чувства и мысли она вызывает? (гордость за русского поэта)

Работа по готовому плану. Запись на доске (план с пропусками, заполнить недостающие пункты. Слайд 9)

1. Слово о живописце

2. Экзамен в Лицее.

3. ……………………………………. .

  • 4. ……………………………………
  • 5. Восхищение Державина (музы*ка, второй Державин)
  • 6. ……………………………………
  • ПРИМЕРНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Илья Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге.

Читайте также:  Сочинение на тему правила дорожного движения (2, 3, 4, 5, 7, 9 класс)

Свою картину «Пушкин на лицейском экзамене» Репин создал в 1911 году.

Сюжет картины исторически конкретен и достоверен. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в «окончательный курс» состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. За столом сидят лицейские начальники и профессора в парадных формах. Все собравшиеся стеной стоят и сидят вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них торжественные и отчаянные. Спрашивают Пушкина. Поэт стоит перед экзаменатором Галичем.

В состава экзаменационной комиссии входил великий поэт Державин. Он приподнялся из– за стола, приставил к левому уху руку , удивленно смотрит на Пушкина. Гавриила Романович одет в красный сюртук.

Кажется , что голос молодого поэта звенит металлом. Правая рука Пушкина вытянута вверх, растрепанная голова с черными курдрями закинута назад. Лицо поэта торжественное и гордое. Пушкин одет в черный сюртук с красными обшлагами, белые панталоны и черные сапоги.

После прочтения стиха Державин прослезился от радости и протянул руки к Пушкину.

Мне нравится картина Репина, потому что художник достоверно передал исторические события, показал свою любовь к молодому гению.

Закрепление знаний. Обобщение. Вывод урока. Оценки.

Использованная литература:

1. П. К. Боголепов, Н. В. Верховская, М. И. Сосницкая «Тропа к Пушкину» 2 издание, Москва, «Детская литература»,1974 год.

2. В. В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, «детская литература». 1993 год.

3. В. Воеводин. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, «Лениздат»,1955 год.

4. В. С. Рождественский «Читая Пушкина», Ленинград, «Детская литература», 1966 год.

5. А. Терц, А. Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.

6. Из материалов сайта «Газета 1 сентября». Сочинение по картине И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Мирсаева Альбина Айратовна, учитель русского языка и литературы.

7. Ходасевич Владислав Фелицианович «Державин» Библиотека Мошкова. 1916 год.

Интернет –ресурсы:

1. http://www. rtkbak. ru/

2. http://family-history. ru/

3. http://tenth-kingdom. ya. ru/

4. http://feb-web. ru/

5. http://ru. wikipedia. org/wiki/

М. Н. Cередкина, школа – интернат 13, г. Челябинск

Источник: https://www.infobraz.ru/library/literature/id05889

Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене

В современном мире очень трудно найти человека, который не был бы знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Как известно, свое первое образование он получил в лицеи, который находился в Царском Селе. За время своей учебы будущий поэт зарекомендовал себя, как способный и талантливый мальчик.

Когда пришло время сдавать выпускные экзамены, то юноша был полностью подготовлен. Именно этот момент и запечатлел в своей картине известный русский живописец Илья Репин.

Все то, что показал художник имело место быть, так как это исторический факт. В картине очень тонко и точно показано восхищение всех присутствующих от таланта будущего поэта. События 8 января 1815 года вошли в историю, как первое публичное выступление Пушкина.

Художник очень точно подметил реакцию Державина на стихи молодого Пушкина, и запечатлел на своем холсте его выражение лица.

Пушкин на экзамене

Вся картина написана в очень торжественном стиле, так как отображает всю важность происходящего события в жизни лицеистов. Именно с этого момента наш поэт начинает свой творческий путь в литературе. Репин, как и Пушкин, оставил нам вечную и очень ценную память о юности известного на весь мир дарования, которым еще не одно поколение будет восхищаться.

6 класс.

Сочинение по картине Репина Пушкин на лицейском экзамене

  1. Сочинение по картине Репина Бурлаки на волге «Бурлаки на Волге» — это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть…
  2. Описание по картине И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» «Репин был не просто известным художником, а художником-гражданином…» — так отозвался о Репине другой Художник — И. Грабарь. Смотрю на…
  3. Описание картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Предлагаю осуществить мысленную экскурсию в мастерскую художника Репина и ознакомиться с историей создания картины. Над картиной Репин работал около 13…
  4. Сочинение по картине СИРЕНЬ В КОРЗИНЕ Сочинение по картине » Сирень в корзине» — это сочинение по картине известного русского художника П. П. Кончаловского. Автору сочинения…
  5. Сочинение по картине Богданова-Бельского Виртуоз Передо мной потрясающая картина Н. П. Богданова-Бельского «Виртуоз». На этой картине изображено пятеро детей, четыре маленьких мальчика и одна девочка….
  6. Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь» Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь» — это описание известнейшей картины знаменитого русского художника. И. Э. Грабарю удалось реалистично изобразить…
  7. Сочинение по картине БорисоваМусатова Осенняя песня Картина В. Э Борисова-Мусатова «Осенняя песня» — это невероятный шедевр. Глядя на картину, с первого взгляда можно сказать, что художник…
  8. Сочинение по картине «Зимний вечер» Сочинение по картине «Зимний вечер» — это вариант сочинения-описания картины Н. П. Крымова, темой которой является зимний вечер в сельской…
  9. Сочинение по картине «Первые зрители» Екатерина Васильевна Сыромятникова Сочинение по картине «Первые зрители» — это вариант Сочинения по картине, репродукция которой помещена в учебник русского языка. Однако автору…
  10. Сочинение по картине Перова Голубятник Картина Голубятня, написанная в 1874 году прекрасным художником Василием Григорьевичем Перовым — настоящее произведение русского искусства. Это произведение на данный…
  11. В. Пукирев. «Неравный брак»; (сочинение по картине) 7 класс Сочинения на свободную тему В. Пукирев. «Неравный брак» (сочинение по картине) Василий Владимирович Пукирев — известный русский живописец, прославившийся жанровой картиной «Неравный брак», написанной…
  12. Сочинение по картине Тихого Аисты Картина художника Ивана Антоновича Тихого изображает отрывок из летнего дня. Этот художник был поклонником Украинской природы. Весь фон окружен красивой…
  13. Сочинение по картине «Первые зрители» Сочинение по картине «Первые зрители» — это сочинение-описание одного из полотен, выставленных в Третьяковской галерее. Автор Сочинения считает, что главными…
  14. Описание по картине Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» В село Михайловское, удаленное на много верст от Москвы и Петербурга, А. С. Пушкин был сослан за смелые стихи о…
  15. Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем На картине уникального русского художника И. И. Шишкина изображен величественный сосновый лес. Лесная поляна залита ярким, солнечным светом, который проникает…
  16. Сочинение по картине Левитана Март На этом полотне художника предстает то время, когда во всем ощущается скорый приход весны. Это первый календарный весенний месяц —…
  17. Сочинение по картине Вести с фронта Ватолиной Нина Николаевна Ватолина стала очень известной благодаря своему труду, терпению в 1943 году. Именно в этом году была написана картина…
  18. Сочинение по картине Шевандроновой На террасе Картина Ирины Васильевны Шевандровой «На террасе», как и большинство ее картин просвещена детству и юности. Ведь даже при жизни Ирину…
  19. Сочинение-описание по картине Н. Крымова «Зимний вечер» Рассматривая картину Николая Крымова «Зимний вечер», можно сразу понять, что автор изобразил зимний вечер. Об этом говорят темные, но теплые…
  20. Сочинение по картине Комарова НАВОДНЕНИЕ Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение» — это сочинение, описывающие восприятие неравнодушного юного зрителя. А. Н. Комаров показал на…

Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-po-kartine-repina-pushkin-na-licejskom-ekzamene/

Ссылка на основную публикацию