Православие — религия Пасхи. Важно не только то, что Бог воплотился, но и зачем. Св. Ириней Лионский сказал: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Этот праздник указывает высоту, к которой должен стремиться человек.
Русская иконопись, а за ней и живопись, подчеркивали светоносность, преображенность Христа и его последователей.
В восточно-христианской традиции к теме Пасхи тесно примыкает сюжет Сошествия во ад, откуда Христос освободил праведников, что стало еще одним символом победы над смертью.
Источники репродукций: АrtLib, Арт-каталог, Исаакиевский собор, Неофит, Русская икона, Русская живопись, etnaa — русская живопись, Библиотека Якова Кротова, ArtScroll.RU, Галерикс
Сошествие во ад
Сошествие во ад. Оригинал для мозаики иконостаса храма Воскресения Христова. М. В. Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 146,5х93. Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Сошествие во ад. По оригиналу М. В. Нестерова Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Источник: блог Мозаика и не только
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сошествие во ад. В. М. Васнецов. 1896–1904 гг. Холст, масло. Запрестольный образ в правом приделе Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном. Картина демонстрировалась в 2010 г. на выставке в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург
Источник: Википедия
Воскресение Христа
- Казанский собор, Санкт-Петербург
- ***
- Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора
- ***
- Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
- ***
- Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
- Иисус Христос.
Иисус Христос. В.Е Маковский. 1893 г. Холст, масло, 79×45.
В.Е Маковский. 1894 г.
- ***
- Воскресение. Эскиз
А. А. Иванов
***
Воскресение Христа. Алексей Егоров. 1823–24 гг. Голубая бумага, бистр, перо,графит.28,1х43,8. Набросок для церкви штаба прусского короля в Кракове
Воскресение Христово.
Егоров А.Е. Иллюстрация для журнала «Нива»
***
Воскресение Христово.
Клавдий Васильевич Лебедев. 1901 г.
- Церковно-археологический кабинет МДА
- ***
- Воскресение Христово.
Билибин И. Я. Эскиз фрески для храма Успeния Богородицы в Ольшанах
- ***
- Воскресение Иисуса Христа.
- Валериан Степанович Крюков (1838-1916)
- ***
Воскресение. М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графит, карандаш. 22,5х35,5. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Киевский музей русского искусства
Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
М. А. Врубель. 1887 г.
***
Воскресение. Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора М. В. Нестеров. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40,9х34 Государственная Третьяковская галерея
Воскресение. М. В. Нестеров. 1890 г.
Воскресение Господне. Эскиз запрестольного образа левого придела Владимирского собора в Киеве М. В. Нестеров. Нач. 1890-х. Холст, масло. 88,5х110,5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Воскресение. Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г. Бумага на картоне, гуашь, золото. 40 x 34. Эскиз росписи алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора Государственная Третьяковская галерея http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14961 Воскресение. Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г. Роспись алтарной стены северного придела на хорах Владимирского собора http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15219
Воскресение. М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8х27,7 Государственный музей истории религии
Воскресение Христа. М. В. Нестеров. 1922 г. Дерево, масло. 120х77 Государственный музей истории религии
Воскресение. Оригинал для мозаики южного киота храма Воскресения Христова М. В. Нестеров. 1894 г. Холст, масло. 142х79 Государственный музей истории религии
Воскресение. Мозаика южного киота храма Воскресения Христова. М. В. Нестеров http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15088
Воскресение Христа. По оригиналу М. В. Нестерова Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Главная утверждающая тема – надежда и спасение – нашла отражение в мозаике М. В. Нестерова Воскресение Христа на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке.
Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он – воплощение торжества жизни над смертью. Справа – бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа.
Источник: блог Мозаика и не только
Воскресение Христово. Нестеров Михаил Васильевич. 1895 г. Эскиз мозаики северного фасада храма Воскресения Христова Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, гуашь, бронза. 37 x 63 см Государственный Русский музей http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15209
Воскресение Христово. Мозаика северного фасада храма Воскресения Христова. Нестеров Михаил Васильевич (1862 — 1942) http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15210
***
Воскресение Христово.
П. И. Бромирский. 1918 г.
Великое Воскресение. Василий Кандинский. 1911 г. Темпера, глазурь, серебро на стекле, 24×24.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Импрессия VI (Воскресенье)
Василий Кандинский. 1911 г. Холст, масло,107×95.
Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе
Жены-мироносицы у Гроба
- Мироносицы.
- Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893)
Жены-мироносицы. Мария Башкирцева. Эскиз. 1884 г. Холст, масло. 46х38,5. Саратовский музей им. Радищева
Вестники Воскресения.
Николай Николаевич Ге. 1867 г.
Жёны-мироносицы у Гроба Господня. А.Л. Витберг. 1811 г. Холст, масло. Из собрания Государственного музея истории религии
Жены-мироносицы. М. В. Нестеров. 1889 г. Холст, масло. 73х38. Эскиз одноименной картины, впоследствии уничтоженной автором Государственная Третьяковская галерея Инв. номер: 27820 Поступление: Приобр. в 1947 у Елизаровой
- Сумский художественный музей
Жены-мироносицы М. В. Нестеров. Холст, масло.
Воскресение (Утро Воскресения). Триптих. М.В. Нестеров 1908-1909 гг. Бумага, гуашь. 49 x 55. Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова Богородицы Государственная Третьяковская галерея http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15151
Воскресение. М. Нестеров. 1910 г. Роспись южной стены церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители
Ангел, сидящий на гробе. М. В. Нестеров. 1908 г. Фрагмент композиции Воскресение в Покровском храме Марфо-Мариинской обители в Москве
Жены-мироносицы у гроба Господня (Воскресение Христово). М. В. Нестеров. 1899-1900 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, бронза. 31×48. Эскиз росписи южной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского Государственный Русский музей http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15178
Ангел отваливает камень от гроба А. А. Иванов. 1850-е. 26х40. Государственная Третьяковская галерея, Москва
И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба, и сидел на нем. Евангелие от Матфея
Явление Христа Марии Магдалине. А. Е. Егоров. 1818 г.
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. А. А. Иванов. 1835 г. 242х321. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей. Евангелие от Иоанна
Картина повергла в восхищение Академию. «Какой стиль!» – изрек перед нею почтенный профессор Егоров. Больше ничего говорить и не надо было, все стояли в восхищении. Это был единственный общественный успех в жизни Иванова, доставивший ему известность. Ему было присуждено звание академика, что открывало блестящие возможности для карьеры. Неофит.ру
Иисус Воскресший и Мария Магдалина. Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА
Явление Христа Марии по Воскресении. Михаил Васильев (?). Втор.пол. XIX века. Масло, картон, 67,5×43. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Источник: Библиотека Якова Кротова
Христос и Мария Магдалина (Утро Воскресения). И. Е. Репин. 1920–1922 гг. Холст, масло, 212х141.
Частное собрание, Москва
Тему встречи Магдалины с воскресшим Христом трактовали десятки художников всех времен и стран, от мастеров Возрождения до Александра Иванова, но все их композиции в основном были построены на появлении Христа где-то вдали от своей гробницы, в прежнем виде и обычной одежде.
Не то у Репина, давшего новое, небывалое, смелое решение. У него действие происходит у самого склепа. Магдалина, по мысли художника, пошла на рассвете к дорогой для нее гробнице и тут-то и натолкнулась на Христа, только что отвалившего камень и вышедшего на волю.
Он еще весь укутан пеленами, движения его скованы, жесты не свободны, руки прижаты к телу.
Первоначально его левая рука была еще более прижата к груди, следы ее ясно видны. Голова Магдалины писана с Веры (дочь художника), но черты лица значительно утончены и облагорожены.
Взгляд чисто репинский, хорошо знакомый нам по мальчику в «Не ждали», по царевичу в «Иване Грозном», по юноше в «Николае Мирликийском», по раненому в «Дуэли». Этот экзальтированный взгляд у Магдалины излишне утрирован, да и глаз не сидит в орбите, что значительно снижает ценность картины.
Очень удалось Репину предрассветное небо с ползущим по нему розовым облаком. Оно прекрасно наблюдено и передано жизненно. Илья Репин
Весть о Воскресении. Н. Н. Ге. 1866 г. Холст, масло. 59×95. Киевский музей русского искусства
Возвестила радость плачущим. Из цикла картин «Из жизни Христа». В. Д. Поленов. 1899 г. Холст, масло. 141×80
Самарский художественный музей, Самара
Христос с учениками после Воскресения
Христос среди учеников после Воскресения. И. Е. Репин. 1886 г. Бумага, граф.карандаш. Эскиз композиции.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Явление воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус. К. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика. Изд. Москва, начало XX в.
Из собрания Государственного музея истории религии
Христос на пути в Эммаус. Алексей Егоров. 1820-е. Бумага синяя, сепия, кисть, карандаш, 25,8×18,2 Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Христос является ученикам на пути в Еммаус Егоров А.Е. Гравюра. 27,3×19,6
Явление Христа ученикам по Воскресении. А. А. Иванов. 1850-е гг.
Явление Христа на пути в Эммаус. Михаил Васильевич Нестеров. 1895 г. Бумага на картоне, темпера, бронза, графитный карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На пути в Эммаус Михаил Васильевич Нестеров. 1897 г. Холст, масло. 71,5х98,5.
Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова, Красноярск
Явление воскресшего Господа апостолу Фоме. К.В. Лебедев. Хромолитография. Бумага, графика. Изд. Москва, начало XX в. Из собрания Государственного музея истории религии
Источник: https://www.ippo.ru/christian-culture/praz/pasha/voskresenie-izo
Всемирный сюжет Иванова. О чем картина «Явление Христа народу»
Всемирный сюжет Иванова. О чем картина «Явление Христа народу»
7 фактов о работе художника, который посвятил себя мечте
Ради картины «Явление Христа народу» Александр Иванов отказался от семьи и на двадцать лет стал «римским затворником». Иванова называют художником одной картины, но гигантское полотно осталось незаконченным и многих разочаровало. О чем еще мечтал Александр Иванов и почему в конце жизни он забросил свой главный труд?
Портрет А. Иванова работы С. Постникова
Что нужно знать об Иванове, чтобы понимать его картину
Уехал в Италию на 33 года и посвятил себя мечте
В 24 года Императорская академия живописи отправила Александра Иванова в Италию. Он ходит по храмам и музеям, изучает мастеров Возрождения, увлекается религиозными сюжетами и особенно – чтением Нового Завета. Тогда у него появляется мечта – на огромном полотне написать первое явление Мессии народу. В качестве «тренировки» он написал менее масштабную работу – «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Успех – и в России, и в Италии. Иванов получает звание академика, его ждут в рядах преподавателей.
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835 год
Но отцу молодого художника, Андрею Ивановичу, пришло письмо:
“
Вы полагаете, что иметь жалование в 6–8 тысяч руб. по смерть, получить красивый угол в Академии с отопкой и освещением есть уже высокое блаженство для художника, а я думаю, что это есть совершенное его несчастие. Русский исторический живописец должен быть бездомен, совершенно свободен… никогда ничему не подчинен…
А. А. Иванов. Автопортрет. 1828 год
За границей Иванов планировал прожить три года, но остался на 33. В Россию он не приехал даже на похороны родителей.
Хотел преобразить человечество и отказался от семьи
В поиске сюжета Иванов хотел быть, как бы сейчас сказали, креативным. Для большого полотна он искал сюжет «всемирный», но еще никем не исполненный. На тот момент художники часто изображали либо проповедь Крестителя, либо крещение Иисуса Христа.
“
…На первых страницах увидел я сущность всего Евангелия – увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу! …Предмет сей никем еще не делан…
– Александр Иванов, письмо отцу из Рима
Идею никто не одобрил – ни Общество поощрения художников, которое могло поддерживать материально, ни отец, посчитавший ее слишком сложной. Но Иванов был одержим идеей мессианства. Он считал, что цель искусства – преобразить человечество. Так картина «Явление Христа народу» стала главной в его жизни. Одни называли его чудаком, другие – святым. О его работе знали все, но мастерская в Риме была закрыта для публики. Иванов бедствовал, так как не брал другие заказы, чтобы не отвлекаться. Отказался от семьи, чтобы не мешала работе.
Создал 600 подготовительных этюдов, многие из них – шедевры
Иванов готовился три года: изучил Евангелие, географические сведения о Палестине, объездил всю Италию в поисках подходящих видов – похожих на палестинские, обошел десятки храмов и синагог – искал образы иудеев. И только потом сел за холст.
Всего известно три эскиза картины:
Первый эскиз – «строгановский», 1830-е
В этом эскизе Иванов поместил над головой Христа мистическое сияние и голубя, но потом отказался от всякой символики в пользу историзма.
Второй эскиз 1836 года
Во втором варианте фигуры были в треть человеческого роста. Недовольный масштабом, Иванов продал эскиз коллекционеру Козьме Солдатенкову, сейчас он находится в собрании Русского музея.
Третий эскиз – «венецианский», 1839 год
Это итоговый эскиз. Иванов оставил холст для просушки и отправился по Италии. В Венеции он понял, какой видит картину, и написал ее.
Всего подготовительных этюдов было 600, на каждый персонаж приходится несколько десятков набросков. Многие считаются шедеврами реалистического искусства.
«Собрал» образ Христа из женского лица, головы Аполлона и палермской мозаики
Иванов исследует все: физиогномические типы, особенности разных состояний человека, ракурсы и повороты фигур. Окончательный образ персонажа создавался на основе синтеза разных лиц. Видимо, для удобства сравнения в какой-то момент Иванов стал писать небольшие парные этюды на одном холсте.
Иногда для корректировки образа он использует этюды со скульптурных античных голов и масок. Например, Христос «собран» из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики.
Утвердившаяся в мировом искусстве иконография Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, апостолов служила для Иванова только ориентиром.
Главное – изобразить многообразную реакцию персонажей на происходящее, по мысли Иванова, «весь ход обращенья человека ко Христу».
Голова улыбающегося Аполлона и голова Аполлона Бельведерского (с гипса)
Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем на темно-оливковом фоне, в повороте головы Христа
“
Я с моими этюдами только тогда расстанусь, когда очень дурно будут поставлены у меня дела. Ты не можешь себе представить, как грустно расставаться с теми произведениями, в которых запечатлено лучшее время жизни, они кроме своего достоинства еще напоминают и об юности и свежести прошедших сил.
– Александр Иванов в письме брату Сергею
Почему Иванов не дописал главную картину своей жизни
Летом 1858 года Иванов решает отправить картину в Петербург. Он упаковал свое полотно размером 540 на 750 сантиметров, уговорил капитана корабля оставить его на палубе – оно не входило ни в один трюм. Во время шторма, когда волны заливали палубу, он молился, чтобы картина не погибла. Иванов хотел, чтобы «Явление Мессии» приобрел Александр II. Когда-то он заходил в мастерскую художника и видел эскизы. Иванов просил 10 тысяч серебром. Через неделю после возвращения художник умер – заразился холерой. 28 июля ему исполнилось бы 52 года. Картину император купил за меньшую сумму. И в июле же «Явление Христа народу» впервые выставили в Петербургской академии художеств вместе с этюдами и эскизами. Но все были разочарованы – в те годы и академический стиль уже казался старомодным, и настроение было не то.
“
Мой труд – большая картина – все более и более понижается в глазах моих. Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях наших – так, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется.
– Александр Иванов в письме Александру Герцену
В Третьяковскую галерею картина поступила в 1932 году из Румянцевского музея. Для нее построили отдельный зал. В Великую Отечественную полотно находилось в Новосибирске.
Установка картины А.А. Иванова «Явление Христа народу». Конец 1944 — начало 1945 г. Источник: журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Картина осталась незаконченной. Первая причина – падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Иванов переписал фигуру, но отражения не смог.
Вторая причина – Иванов «утратил веру», как он говорил друзьям. Исследователи уточняют: речь о конфессиональной традиции.
И третья – может быть, еще более важная причина: Иванов переключился на другую работу.
Почему вершиной творчества Иванова считают вовсе не «Явление Христа народу»
После смерти Иванова его брат Сергей попросил знакомого, художника Михаила Боткина, у которого остановился Иванов в Петербурге, срочно отправить все вещи и альбомы Александра в Рим – Сергей тогда находился в Италии. А там были акварельные «Библейские эскизы» – вершина творчества Александра Иванова, по мнению многих специалистов. Иванов писал их последние десять лет своей жизни и из-за этого почти забросил «Явление Христа народу». Он мечтал создать цикл произведений из жизни Христа, включив туда библейские сюжеты и апокрифы. Работать с акварелью Иванов впервые начал в 40-е. Сделал несколько эскизов из итальянской жизни, загорелся идеей написать запрестольный образ «Воскресение» для храма Христа Спасителя в Москве. В эскизах он соединил «западную» и «восточную» иконографические традиции, и в окончательном варианте Христос в развевающихся одеждах идет навстречу воскресшим праведникам, над Ним парят ангелы с орудиями Его страданий, а под Ним – пустые гробы. Эта тема называется «Праведники парят над пустыми гробами».
Воскресение Христово. Первый эскиз. Праведники парят над пустыми гробами
Воскресение Христово. Изведение из гробов
Воскресение Христово
Эскиз запрестольного образа для храма Христа Спасителя
Но мечта Иванова не сбылась: заказ на работу получил Карл Брюллов. Иванов не отчаялся: он сделал графические сюжеты райской жизни Адама и Евы, их грехопадения и изгнания из рая. Написал серию небольших картин о днях творения – Бог и ангелы создают вселенную. Из этих работ получился бы декоративный фриз. Вскоре он познакомился с книгой немецкого писателя Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», после которой у Иванова появится еще одна мечта – создать настенные росписи общественного здания, которое художник называл «храмом человечества». Перед зрителем должна проходить вся история человечества, рассказанная в Библии. Проект был грандиозным: художник задумал около 500 сюжетов, 22 тематических цикла, основной стержень которых – жизнь Христа. Иванов исполнил двести работ, перед этим изучив искусство и историю Египта, Финикии, Ассирии, Вавилона, Древней Византии. Но все события он пытается увидеть своими глазами.
Архангел Гавриил поражает Захарию немотой
Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака
Христос в Гефсиманском саду. Явление Ангела
Женщины служат Христу имением своим
Народ израильский поклоняется Золотому тельцу
Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа
Богоматерь, ученики Христа и женщины, следующие за Ним, смотрят издали на распятие
При жизни Иванова «Библейские эскизы» были почти никому не известны. В своем завещании брат Иванова Сергей поручил их издание Русскому археологическому обществу, а сами эскизы подарил Московскому Румянцевскому музею. Так и случилось. После закрытия Румянцевского музея все наследие Александра Иванова перешло в Третьяковскую галерею.
Как Иванов повлиял на русское и мировое искусство
Многие русские художники второй половины XIX века пытались ответить на вопросы, которыми задавался Иванов, и обращались к его методам.
Молодой Николай Ге так же реалистично трактует евангельские сцены, в частности в «Тайной вечере».
В своем «Христе в пустыне» Иван Крамской пытался сделать образ Христа носителем мыслей и чувств современного человека; в подобном понимании евангельского сюжета он близок Иванову.
Пейзажные традиции Иванова продолжает и Василий Поленов. Он побывал в Палестине, куда стремился Иванов. Его картину «Христос и грешница» сложно представить без «Явления Христа народу».
То, чего Иванов достиг в библейских эскизах, нашло себе продолжение в опытах монументально-декоративной живописи Михаила Врубеля, например, в оформлении камина «Микула Селянинович и Вольга».
Василий Суриков осуществил мечту Иванова – перебрался из Петербурга в Москву, где создал живописную эпопею русского народа. Музейные старожилы рассказывают, как во время работы над «Боярыней Морозовой» художник часто приходил смотреть на «Явление».
Репин находил в «Явлении» академические условности, но признавал эту картину «самой гениальной и самой народной русской картиной». Он писал: «По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником…» В «Крестном ходе» Репин оценивает крестьянскую веру критически, с позиций революционных демократов – в этом его коренное отличие от Иванова. Но отдельные народные типы, вроде горбуна, некоторые искусствоведы сопоставляют с рабом Иванова. Молодые художники равнялись на Иванова как на борца и художника-труженика.
“
Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление.
– Есть мнение, что в повести «Портрет» Николай Гоголь писал именно о «Явлении Христа народу»
“
В сочинение или композицию он внес идею не произвола, а внутренней необходимости. То есть соображение о красоте линий отходило на последний план, а на первом месте стояло выражение мысли; красота же являлась сама собой, как следствие.
В рисунок – чрезвычайное разнообразие, то есть индивидуальность не только лица, но и всей фигуры по анатомическому построению, и искание – какое анатомическое строение должно отвечать задуманному характеру? В живопись – совершенно натуральное освещение всей картины, сообразно месту и времени, а во внешний вид картины – необходимость эпохи.
– Иван Крамской о влиянии Иванова на русскую реалистическую живопись
Но для исполнения своих масштабных замыслов Иванову не хватило ни полотна, ни всей жизни.
Литература:1. Александр Иванов. Явление Христа народу [Текст] / Светлана Степанова; Гос. Третьяковская галерея. – Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2014.2. А. Иванов.
«Из собрания Государственной Третьяковской галереи»: Акварель: Альбом / Авт.-сост. Е.Л. Плотникова. – Москва: Изобразительное искусство, 1984.3. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество / М.В. Алпатов . – М.
: Искусство, 1956.
Иллюстрации:
Источник: https://www.pravmir.ru/creative/vsemirnyiy-syuzhet-ivanova-o-chem-kartina-yavlenie-hrista-narodu/
Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения — Александр Иванов
Home ⇒ ????Иванов Александр ⇒ Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения — Александр Иванов
Знаменитый художник мифологических и библейских сюжетов Иванов Александр Андреевич перед созданием своей грандиозной незаконченной картины «Явление Христа народу» попробовал свои силы в написании полотна «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». И хотя эта картины была всего лишь так называемой репетицией, она все же заслуживает должного внимания. Именно благодаря ей автор получил звание академика, а картина получила огромный успех отправившись в Петербург.
Картина «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» отличается простотой и своим изяществом. На картине изображении всего две фигуры: Иисус Христос и Мария Магдалена. В сюжете лежит евангельский эпизод явления Христа Марии. Она первая увидела его воскресшего. На картине изображен момент, когда Мария спешит приблизиться к Христу, а он спокойным жестом ее останавливает.
В жесте можно прочесть строгость наполненную любовью. Автор хочет передать и эмоциональную картину. Лицо Марии излучает множество чувств одновременно. Это и скорбь, и восхищение, и волнение. А.
Иванову удалось передать всю сложность и искренность переживаний Марии. Одета она в ярко-красное платье. Христос без одежды, но он прикрылся белой простыней.
Покаявшаяся в своих грехах блудница поверила в силу Иисуса Христа и стала его последовательницей.
И хотя картина А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» не главное его достижение, именно она поставила художника в один ряд с лучшими живописцами страны. Глядя на эту картину, пробуждается вера в чудеса, а вспомнив историю, понимаешь, что даже самую заблудшую душу можно спасти.
(1
Источник: https://paintingplanet.ru/yavlenie-xrista-marii-magdaline-posle-voskreseniya-aleksandr-ivanov/
Описание картины Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине»
В 1835 году русский художник А.А. Иванов находился в Италии, куда был отправлен за средства художественного общества. Организация эта ждала обещанного от Иванова грандиозного полотна. Но художник к тому времени еще не созрел для его написания. Поэтому близко ознакомившись с творчеством знаменитых итальянских живописцев, Иванов приступил к работе над «репетиционным» полотном перед созданием «Явления Христа народу». Он изобразил на холсте две фигуры: Иисуса и Марии Магдалины.
Сюжет выбрал распространенный в ту пору среди европейских мастеров. О нем повествуется в Евангелии от Иоанна. Первой увидела воскресшего Учителя Магдалина и ринулась к нему. Но Христос останавливает ее словами и жестом: «не прикасайся — я еще не восшел к Отцу…». Именно этот момент 20-й главы писания иллюстрирует Иванов.
Композиция картины отличается одухотворенной простотой, фигуры персонажей скульптурные, канонически красивые, пластичные. Изображены Христос и Магдалина повернутыми фронтально, для удобства созерцания выражений лиц и передачи их душевных переживаний.
Фигура Христа написана в идеальных пропорциях, изящно проработаны складки белого одеяния. На Марии Магдалине пламенно красное платье. Таким противопоставлением художник выразил разность сфер, в которых пребывают человеческое существо и божественное. Белая ткань на теле Иисуса светится, переливается как жемчуг и перламутр, голубовато-золотистая, она напоминает о небесных заоблачных сферах.
Магдалина показана приземленной, одной ногой стоящей на коленке, протягивает руку к любимому Спасителю. Христос спокойным, но строгим жестом сдерживает сильный душевный порыв ученицы. Иванову удалось передать любовь Иисуса и смесь душевных переживаний Марии при встрече с ним: боль от его смерти, восторг от возвращения и надежда на скорое счастье.
За полотно живописцу подарили звание академика.
(3 votes, average: 5,00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-aleksandra-ivanova-yavlenie-xrista-marii-magdaline/
Явление Христа Марии Магдалене после воскресения — Православный журнал "Фома"
Александр Иванов, один из самых выдающихся русских художников-академистов, известен зрителю, в первую очередь, как создатель монументального полотна «Явление Христа народу».
Однако предтечей этой картины послужила другая — «Явление Христа Марии Магдалене после воскресенья», законченная художником в 1835 году и в настоящее время находящаяся в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге.
В основе картины — сюжет о первой встрече воскресшего Спасителя с Марией Магдалиной, когда (согласно Евангелию от Иоанна), Христос говорит ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему.
» В изобразительном искусстве этот мотив был всегда популярен и нашел свое отражение как в православной традиции — в иконографии под названием «Не прикасайся ко мне», так и в западной — в творчестве Джотто, Корреджо, Тициана, Гольбейна и других.
Полотно создавалось Александром Ивановым в Италии, куда он был направлен в качестве пенсионера Общества поощрения художников в 1830 году.
Когда картина была закончена, художник сначала показывал ее в своей мастерской в Риме и на выставке русских живописцев в Капитолийских музеях, где она заслужила множество лестных отзывов посетителей.
Так, поэт Алексей Васильевич Тимофеев писал: «Явление Спасителя по Воскресении Магдалине“, сюжет, над которым трудились многие живописцы: но что в этой картине особенно хорошего, — положение Спасителя, — Это — Бог! Величие, кротость, уверенность, благодать, святость, могущество. Картина эта прекрасна.»
Позже, в качестве отчета перед Обществом поощрения, работа была отправлена в Россию, в Санкт-Петербург. Здесь она тоже имела немалый успех.
Отец художника, тоже художник Андрей Иванов сообщал в письме сыну, что картина «производит сильное впечатление на душу зрителя по чувствам, в ней изображенным».
«Явление Христа Марии Магдалене» было подарена императору Николаю Первому на именины, а Иванов получил звание академика.
Работая над образом Христа, Александр Иванов вдохновлялся скульптурными произведениями датского мастера Бертеля Торвальдсена, с которых выполнил немало набросков и зарисовок.
А в качестве модели для фигуры он использовал другой образец — скульптуру Аполлона Бельведерского.
Подобный подход весьма типичен для академической школы начала 19 века, сочетавшей в себе огромный интерес к античному наследию с обращением к христианским сюжетам.
Для достоверного изображения Марии Магдалины художник выполнил множество этюдов с двух натурщиц-итальянок.
О работе с одной из них Иванов писал сестре следующее: «Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим лук самый крепкий, плакала; и в ту же минуту я её тешил и смешил так, что полные слёз глаза её с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса.»
Источник: https://foma.ru/yavlenie-hrista-marii-magdalene-posle-voskreseniya.html
Александр Андреевич Ивáнов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения
До начала работы над большой картиной «Явление Мессии» («Явление Христа народу») художник Александр Иванов приступает к написанию двухфигурной композиции, «чтобы изведать свои силы в Италии».
Дело в том, что Общество поощрения художников, на чьи средства Иванов был отправлен в Италию в 1830 году, не удовлетворялось его проектами и обещаниями исполнить грандиозную картину на оригинальный сюжет.
Оно ждало от него решения более скромных задач – написания полотна, которое могло бы подтвердить результаты заграничного пенсионерства и послужить гарантией дальнейших успехов. Поэтому Иванов избирает один из традиционных сюжетов европейской живописи – явление Христа Марии Магдалине.
Для Иванова, ищущего поворотных моментов в истории человечества, явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине было точкой, в которой сходились концы и начала христианской истории.
Порывистое движение восхищенной Марии останавливается величественным жестом Христа: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20: 17). Подобная композиционная завязка нередко встречается в работах старых итальянских мастеров.
Иванов сосредотачивает внимание на эмоциональной стороне происходящего, стремясь передать внутренний драматизм евангельского события.
А. А. Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1834. холст, масло
А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. (Иоан.20:11-17)
Христос пребывает на тонкой грани двух миров.
Пластическим выражением встречи несовместимых сфер (живого плотского и неосязаемого метафизического) стал контраст пламенеющего цвета красного платья Марии и белых пелен Христа с их прозрачными переливами холодных и теплых тонов.
Но, стремясь передать двойственную природу воскресшего Христа, Иванов испытывал творческие трудности, не находя пластического подобия этому образу ни в произведениях великих мастеров, ни в реальных впечатлениях.
Отправной точкой в поисках образа стали скульптура Христа, над которой работал датский скульптор Бертель Торвальдсен, и статуя Аполлона Бельведерского. Однако среди подготовительных рисунков Иванова мы встречаем не только зарисовки с работы Торвальдсена, но и фрагменты композиций Джотто, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Рафаэля, наброски с античной скульптуры.
Жарким летом 1834 года Иванов уезжает в окрестности Рима, в горы. В Тиволи пишет для картины этюды столетних кипарисов в парке виллы д’Эсте.
«Таким образом околичность у меня теперь кончена, и я принимаюсь за окончание фигур. Какая разница – писать большую картину или маленькую? Я в отчаянии от фигуры Христа.
Думаю, думаю, углубляюсь и в наблюдение великих мастеров, и в природу и никакого не нахожу пособия…» – вспоминал он.
Чтобы понять колористическое мастерство великих итальянских художников, он совершает в том же году путешествие на север Италии. «Написать истинно колоритно белое платье, закрывающее большую часть фигуры в естественную величину… право, нелегко, – признавался художник.
– Сами великие мастера, кажется, этого избегали. Я по крайней мере во всей Италии не нашел себе примера. Отец истинного колорита Тициан старался белое платье показывать каким-нибудь куском, смешавшимся с платьями других цветов или закрывающим только стыдливые места наготы.
Фрески не могут быть примером, ибо там белое платье суть только оттененные рисунки».
Представление об античной пластике нашло отражение в образе Христа, своим физическим совершенством напоминающего греческого бога, в утонченной красоте персонажей и выразительных ритмах движений, жестов и драпировок.
В письме отцу осенью 1834 года художник уточняет свою мысль: «…Платье… имеет цвет мистический, то есть голубоватый с золотыми звездами, как то представил его в своей превосходной композиции Рафаэль, если вы помните эстамп «Иисус поручает Петру пасти овцы Его».
А также преподобный Анжелико да Фиэзоле, родитель церковного стиля, представлял в такой одежде Иисуса или Матерь по отшествии Их от земли».
Явление Христа Марии Магдалине 1818 г. Работа А. Е. Егорова — преподавателя класса Петербургской Академии Художеств, в котором учился А. А. Иванов
В работе над образом Марии Магдалины особенно наглядно проявились творческий метод художника, его стремление достигнуть предельной наглядности, пластической достоверности поведения героев. Первой моделью для Марии Магдалины послужила знаменитая красавица из Альбано – Виттория Кальдони.
Второй – неизвестная натурщица, с которой художник писал голову и руки. Чтобы добиться убедительности женских эмоций, Иванов заставлял натурщицу резать лук и одновременно смешил ее, желая вызвать на ее лице улыбку сквозь слезы.
«Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим самый крепкий лук, плакала, и в ту же минуту я ее тешил и смешил так, что полные слез глаза ее с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса.
Я, однако ж, работал в то время не хладнокровно, сердце мое билось сильно при виде прекрасной головы, улыбающейся сквозь слезы».
Зимой 1835–1836 годов картина «Явление Христа Марии Магдалине» с успехом показывается зрителям сначала в мастерской художника, а затем в Капитолии. Отправив полотно в Петербург, Иванов крайне обеспокоен его приемом и экспонированием.
Он пишет отцу, что необходимо сделать золотую раму и «затянуть грубым зеленым полотном со всех сторон от рамы на аршин так, чтобы не беспокоили ее никакие картинки».
Просит слависта Виктора Григоровича, в доме которого экспонировалась картина, выбрать «полутонную» залу с высоким светом, чтобы он «помогал сюжету, то есть чтобы похож был на утреннюю глуботу или казался бы самым ранним утренним, в каковой час Спаситель явился Магдалине у гроба».
В ответ отец с радостью сообщает сыну о прибытии картины и первом впечатлении от ее просмотра: «Ты, любезный Александр, напрасно заботился о золотой раме, о помещении картины твоей на выгодном для ея месте и прочем, для такой картины, как твоя, ничего подобного не нужно, она берет собственною своею силою все, производит сильное впечатление на душу зрителя по чувствам, в ней изображенным». Учитель Александра Иванова Алексей Егоров отозвался о картине скупо, но точно: «Какой стиль!» Признание со стороны известного академического профессора было тем более значимо, что именно он в студенческие годы Александра Иванова сомневался в самостоятельности его первых работ, бросив однажды сакраментальное: «Не сам».
Картина принесла ее автору успех и звание академика, Общество поощрения художников преподнесло ее в дар императору Николаю I в день тезоименитства.
Это обстоятельство обрадовало и испугало Иванова, больше всего не желавшего скорого возвращения в Петербург.
Ведь сам художник видел в своем произведении лишь «начаток понятия о чем-то порядочном», охваченный идеями нового замысла, должного превзойти все, им до сих пор сделанное, – картины «Явление Мессии»
Галерея «Танаис» (www.tanais.info)
Источник: https://mariamagdalina.ru/?p=4867
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. Евангелие в искусстве — Евангельские места. Путеводитель
Картина представляет собой двухфигурную композицию, написанную в натуральную величину: слева — Мария Магдалина, а справа — Иисус Христос. Согласно евангельскому сюжету, изображён момент, когда Мария Магдалина узнаёт воскресшего Христа, который жестом правой руки останавливает её порыв, говоря ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему».
Фоном для картины Александр Иванов выбрал парк виллы д'Эсте в Тиволи — это место находилось недалеко от Рима.
В письме к своему отцу, художнику Андрею Иванову, он писал: «Письмо ваше я получил по приезде из Тиволи, где написал этюды столетних кипарисов, украшающих сад дука д'Эсте для картины моей „Иисус и Магдалина“; таким образом, околичность у меня теперь кончена, и я принимаюсь за окончание фигур».
При подготовке к созданию образа Христа на Иванова оказали существенное влияние два скульптурных произведения.
Одно из них — изображение Христа, созданное датским скульптором и художником Бертелем Торвальдсеном, который в то время жил и работал в Риме. Другое произведение — известная статуя Аполлона Бельведерского.
Кроме этого, Иванов делал зарисовки с других античных скульптур, а также с работ таких мастеров как Джотто ди Бондоне, Фра Анджелико, Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео и Рафаэль.
В альбомах Иванова, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее, есть несколько рисунков головы Христа, сделанных им с различных точек зрения на основе скульптуры Торвальдсена, над которой тот работал в 1820—1830-х годах. Полагают, что это послужило первоначальной схемой, избранной художником для изображения головы Христа на будущей картине.
Композицию полотна Александр Иванов подробно обсуждал в переписке со своим отцом, которому он летом 1834 года послал «чертежи» будущей картины.
Андрей Иванов писал ему, что «…мне кажется, что фигура Христа представляет слишком его спешащего…» и приводил мнение дочерей (сестёр Александра), одна из которых «нашла в фигуре Христовой, что он бежит от М. Магдалины».
Александр Иванов принял во внимание эти отзывы, и в последующих вариантах картины изображал движение Христа более замедленным.
Много труда затратил Иванов, чтобы понять, как лучше написать белую одежду Христа. Сам художник отмечал: «Написать истинно колоритно белое платье, закрывающее большую часть фигуры в естественную величину, каков мой Христос, — право, не легко. Сами великие мастера, кажется, этого избегали. Я по крайней мере во всей Италии не нашёл себе примера».
Для создания образа Марии Магдалины Иванову позировали две натурщицы. Одна из них — известная в то время «модель» Виттория Кальдони, которая впоследствии стала женой художника Григория Лапченко. Имя другой натурщицы, с которой Иванов писал голову и руки Марии Магдалины, осталось неизвестным.
Согласно традициям, господствовавшим в то время в Академии художеств, композиция картины была сделана похожей на скульптурную группу. Тем не менее, художнику удалось придать персонажам выразительность и показать их эмоции.
На лице Марии Магдалины виден переход от печали к радости, через удивление и испуг. Чтобы довести натурщицу до такого состояния, Иванов заставлял её вспомнить что-нибудь печальное, а затем смешил её, вызывая слёзы с помощью луковицы.
Сам художник так описывал это в письме к своей сестре:
«Ваши похвалы «Магдалине» моей выкликают меня помочь моей натурщице, с которой я работал голову и руки.
Она так была добра, что, припоминая все свои беды и раздробляя на части перед лицом своим лук самый крепкий, плакала; и в ту же минуту я её тешил и смешил так, что полные слёз глаза её с улыбкой на устах давали мне совершенное понятие о Магдалине, увидевшей Иисуса.
Я, однако же, работал в то время не хладнокровно, сердце мое билось сильно при виде прекрасной головы, улыбающейся сквозь слёзы. Я думаю, и моя физиономия была необыкновенная».
Отдавая дань высокому мастерству художника в изображении одежды и других деталей, критики, тем не менее, отмечали излишнюю статуарность персонажей, в особенности Христа, фигуру которого сравнивали с творениями скульптора Бертеля Торвальдсена.
В частности, художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал:
«Картина эта — «Явление Христа Магдалине» — действительно показала всё его умение в наготе и драпировках, от неё веет ледяным холодом.
Торвальдсеновский Христос, шагающий в застывшей театральной позе, засушенный, точно награвированный пейзаж, робкая живопись, огромный труд, потраченный на второстепенные вещи, вроде выписки складок, — вот что, во-первых, бросается в глаза, и лишь всматриваясь, видишь в голове Магдалины нечто такое, что показывает, до какого понимания трагического дошёл уже в то время Иванов, каким он стал сердцеведом, как глубоко мог перечувствовать до слёз умилительный рассказ Евангелия».
- Искусствовед Нина Дмитриева в своей работе «Библейские эскизы Александра Иванова» также отмечала, что «в выражении лица Магдалины, увидевшей живым того, кого она считала мёртвым, в её улыбке сквозь слёзы проступала тема радостного потрясения, блеснувшей надежды, доминирующая в психологическом решении задуманной большой картины».
- При этом, продолжала она, «фигура Христа, поставленная в позу Аполлона Бельведерского, трактована слишком академически, да и лицо незначительно».
- Несмотря на это, «„Явление Христа Магдалине“ всем очень понравилось и произвело фурор в Петербурге».
Источник: https://gospel-ru.touristgems.com/8922-yavlenie-xrista-marii-magdaline-posle-voskreseniya/
Александр Иванов — «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» /1835 г/
antiguo_hidalgoМагдалина3О путях твоих пытать не буду,Милая! — ведь всё сбылось.Я был бос, а ты меня обулаЛивнями волос —И — слёз.Не спрошу тебя, какой ценоюЭти куплены масла́.Я был наг, а ты меня волноюТела — как стеноюОбнесла.Наготу твою перстами тронуТише вод и ниже трав.Я был прям, а ты меня наклонуНежности наставила, припав.В волосах своих мне яму вырой,Спеленай меня без льна.— Мироносица! К чему мне миро?Ты меня омылаКак волна.
/Марина Цветаева/
В качестве пенсионера Общества поощрения художников (ОПХ) Александр Иванов в 1830 году уехал в Италию, с 1831 года жил и работал в Риме.
Известно, что в 1833 году у него уже появилась идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» — об этой идее он сообщал в своём письме в Общество поощрения художников.
Тем не менее, сперва художник решил попробовать написать более простую, двухфигурную композицию, и в начале 1834 года он приступил к работе над картиной «Явление Христа Марии Магдалине», которая тем самым послужила важным подготовительным этапом на пути к созданию будущего полотна «Явление Христа народу».К тому же эта картина должна была стать отчётной работой для Общества поощрения художников, на средства которого Иванов был послан в Италию.
Картина «Явление Христа Марии Магдалине» была закончена в декабре 1835 года и выставлена в мастерской художника. Одним из посетителей был А. В. Тимофеев, который так отозвался о картине:
«„Явление Спасителя по Воскресении Магдалине“, сюжет, над которым трудились многие живописцы: но что в этой картине особенно хорошего, — положение Спасителя, — Это — Бог! Величие, кротость, уверенность, благодать, святость, могущество. Картина эта прекрасна».В мастерской Иванова побывали и другие художники. В частности, Бертель Торвальдсен чрезвычайно высоко отозвался о картине и мастерстве её автора. В письме к своему отцу, художнику Андрею Иванову, Александр Иванов рассказывал:«На мою картину смотрели более художники. Торвальдсен в особенности объявил всем своё о ней довольство. Это лестно! Заслужить похвалу Торвальдсена нелегко. Купить её нельзя ни деньгами, ни подлостью».Похвалил картину и итальянский художник Винченцо Камуччини, который в целом не вполне доброжелательно относился к творчеству Иванова.В начале 1836 года картина демонстрировалась на выставке в Капитолийских музеях, где, кроме неё, также экспонировались работы русских живописцев Ореста Кипренского и Михаила Лебедева, а также немецких художников Августа Риделя и Франца Людвига Кателя.Как писал сам Иванов, «я подверг её вниманию публики, и тут, сколько можно было заметить, картина моя не терялась, стоя в ряду ярких пёстрых картинок tableaux de genre».В мае того же 1836 года полотно было отправлено в Петербург. Несмотря на хорошие отзывы, которые картина получила в Риме, Александр Иванов серьёзно беспокоился о том, как она будет принята в Петербурге.В частности, Иванов просил выставить её в «полутонной» зале, которая освещалась бы с высоты, чтобы этот свет «помогал сюжету, то есть чтобы похож был на утреннюю глуботу или казался бы самым ранним утренним, в каковой час Спаситель явился Магдалине у гроба».Своему отцу Андрею Иванову он советовал, что картину нужно вставить в золотую раму и «затянуть грубым зелёным полотном со всех сторон от рамы на аршин так, чтобы не беспокоили её никакие картинки».Опасения художника были напрасными — в Петербурге картина была оценена очень высоко. Отец писал ему, что он напрасно беспокоился о раме и прочих вещах — такая картина «берёт собственною своею силою всё, производит сильное впечатление на душу зрителя по чувствам, в ней изображённым». А художник Алексей Егоров, у которого Александр Иванов учился в Академии, похвалил её коротко, но ёмко: «Какой стиль!».За эту картину 24 сентября (6 октября) 1836 года Императорская Академия художеств присвоила Иванову звание академика. Сам художник, не стремившийся к подобным званиям, так прокомментировал это в письме к отцу:«Как жаль, что меня сделали академиком, моё намерение было никогда никакого не иметь чина. Но что делать, отказаться от удостоения значит обидеть удостоивших».
Общество поощрения художников преподнесло картину императору Николаю I, и она была помещена в Русскую галерею Эрмитажа. В 1897 году картина была передана из Эрмитажа в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор.
«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения»(1835). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Источник: https://antiguo-hidalgo.livejournal.com/337465.html