Сочинение-описание по картине запорожцы, пишущие письмо турецкому султану репина

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Как появилась картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

Илья Ефимович Репин (1844-1930 гг.) родился в с. Чугуев (Харьковская обл.). С самого юного возраста мальчик стремился как можно лучше узнать свою страну, её историю и обычаи.

А помогала ему в этом мать – активная и деятельная женщина. Она даже организовала небольшой кружок, где занималась с детьми односельчан.

Неудивительно, что юноша проникся искренней любовью к украинской культуре, воспевая её в своих полотнах.

И одной из наиболее прославленных работ живописца, где переплелись легенды и современность, стала картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Мастер трудился над масштабным шедевром (203*358 см) с 1880 по 1891 г., находясь в г.

Днепре, Санкт-Петербурге и на Кубани, а ещё гостя в имении Качановка Черниговской губернии. Прежде чем взяться за кисти и краски, он создал множество эскизов углём, продумывая композицию.

В Харьковском художественном музее также сохранились наброски с лицами натурщиков – Репин тщательно подбирал людей с колоритной внешностью, чтобы передать атмосферу вольницы, свободы и равенства, царивших в Сечи.

Сочетание незаурядного мастерства живописца и экспрессивности самой сцены и сделало полотно столь выразительным и красноречивым. Такому впечатлению способствует и проработанный антураж – все детали картины, вплоть до одежды казаков, их оружия и боевых стягов, в точности повторяют настоящие. Более того, сама ситуация, запечатлённая Ильёй Ефимовичем, также имеет реальные корни.

Эскиз картины древесным углем (1878). Третьяковская галерея и частная коллекция
Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина
Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Историческая подоплека – переписка султана и казаков

И. Е. Репин активно участвовал в общественной жизни украинцев – вёл беседы со многими выдающимися личностями, интересовался достижениями науки и техники, а также новейшими открытиями в разных областях.

Так художник и узнал о некоем документе, который обнаружил археолог и фольклорист Я. П. Новицкий. Этот учёный более 30 лет исследовал руины всех Запорожских Сечей, собрав коллекцию артефактов – казацких икон, трубок, знамён и других предметов. Среди них имелась и датированная XVIII ст.

копия черновика письма, автором которого был кошевой атаман Иван Сирко.

Илья Репин Запорожцы. 1880—1891гг. Холст, масло. 203 × 358 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

В XIV-XVII ст. казаки занимали важное место на международной политической арене, участвуя как в боях, так и в переговорах. С ними считались даже столь могущественные государства, как Речь Посполитая и Османская империя. Это доказывает распоряжение, отправленное Мехмедом IV в 1676 г. Вот чего требовал турецкий правитель:

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.»

А вот каким был ответ, зачитанный в качестве забавного курьёза на приёме у Дмитрия Ивановича Яворницкого, где среди гостей был и будущий автор картины:

«Ти, султан, чорт турецький, i проклятого чорта син і брат, самого Люцеферя секретарь. Якiй ты в чорта лицар, коли голою с****ю ежака не вбъешь?! Чорт ти, ви****а твоя морда.

Hе будешь ты, с***н син, синiв христіянських пiд собой мати, твойого вiйска мы не боїмося, землею i водою будем биться з тобою, враже ти розпроклятий сину! Распроно**б твою мать! Вавилоньский ты жихась, Макэдоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого і Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида онук, а нашего х** крюк. Свиняча ти морда, кобыляча с***а, рiзницька собака, нехрещений лоб, ну и **** **** ***. От так тобi Запоріжцi видказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанських пасти. Теперь кончаємо, бо числа не знаємо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзі, а день такий у нас, який i у вас, за це поцилуй в с***у нас!..

Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм».

Впрочем, вряд ли подобное письмо намеревались отправлять – скорее всего, наши предки просто «отвели душу», сочиняя нахальный ответ, а султану отвезли другой документ.

Однако это не помешало ему получить всемирную известность! Остроумные строки перевели на большинство европейских языков, им посвятил стихи французский поэт Гийом Аполлинер и оперу – русский композитор Дмитрий Шостакович.

Репродукция из янтаря картины Репина
Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Прототипы и характеры – кто послужил натурщиком для полотна?

Картина Репина знаменита не только из-за своей красочности и многоплановости – не менее интересны и её персонажи. Мастер изобразил как своих современников, так и простых людей – он искал необычные типажи везде, порой зарисовывая лица прямо в пути. Итак, кто показан на панно?

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина Внешность хохочущего мужчины в шапке и с длинными усами заимствована у Яна Францевича Циоглинского – преподавателя рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Несмотря на то, что этот участник петербургского творческого объединения был поляком, он органично вписался в общество запорожцев.
Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина Молодой красавец в тёмном кунтуше и чёрной шапке с белым околышем – сын баронессы Варвары Икскуль-Гильденбандт и внучатый племянник композитора М. И. Глинки. Тогда он был камер-пажем при царском дворе – вероятно, Репин встретил его во время одного из императорских приёмов.
Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина Стоящий рядом с юношей казак с перевязанной головой – Николай Дмитриевич Кузнецов. Грек по национальности, он руководил классом батальной живописи в Академии художеств, учредил Одесское литературно-артистическое общество и Товарищество южнорусских художников. А ещё мужчина прославился своей необыкновенной силой и любовью к розыгрышам. По замыслу Ильи Ефимовича, вместе с предыдущим персонажем он олицетворяет образы Андрия и Остапа – сыновей Тараса Бульбы.
А главного героя повести Н. В. Гоголя можно увидеть в правой части картины – это высокий мужчина в алом кафтане и подбитой светлым мехом шапке. Его прототипом является профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец – сын польских шляхтичей. Он чудесно играл на бандуре, а также собрал более 6 тыс. народных песен, былин и дум.
Из-за Тараса выглядывает унылый худой казак с длинными усами. Это солист Мариинского театра Фёдор Игнатьевич Стравинский (отец великого композитора). Любопытно, что в юности он долго колебался между карьерой музыканта и художника.
Хмурый запорожец в жёлтой накидке и высокой чёрной шапке – коллекционер и меценат Василий Тарновский (младший). Ему принадлежало имение Качановка, где летом 1880 г. жил И. Е. Репин, зарисовывая лучшие раритеты собрания – саблю Богдана Хмельницкого, гетманские универсалы, клейноды, личные вещи И. Мазепы, П. Полуботка и К. Разумовского.
Кроме того, там живописец набросал эскиз ещё одного героя – одноглазого мужчины с выбитым зубом, наряженного в рваную одежду. Таким прототипом казака Голоты послужил кучер В. Тарновского – Никишка. Художник успел запечатлеть нетрезвого слугу, пока они переправлялись на пароме через Днепр.
Описание картины было бы неполным без упоминания центрального персонажа – Ивана Дмитриевича Сирка. Мастер написал его с генерал-адъютанта, а впоследствии – киевского, подольского и волынского генерал-губернатора Михаила Ивановича Драгомирова. Он прославился как ведущий военный педагог своего времени и автор блестящего «Учебника тактики». А ещё мужчина часто становился героем баек – в частности, он отправил императору Александру III телеграмму «Третий день пьём за здоровье Вашего Величества», а солдат именовал не иначе как «святой скотиной».
Рядом с ним виден молодой бурсак, подстриженный «под макитру». Это график, фольклорист и этнограф Порфирий Денисович Мартынович. В 1873-1881 гг. он обучался в Петербургской Императорской Академии художеств, не окончив курс из-за тяжёлой болезни. Но на одном из практических занятий с улыбающегося юноши сняли гипсовую маску – именно ею и руководствовался Репин, рисуя своего казака.
Лысый запорожец на переднем плане, сидящий спиной к зрителю – предводитель дворянства Екатеринославской губернии и обер-гофмейстер двора Его Императорского Величества, Георгий Петрович Алексеев. Узнав, кто автор картины, он согласился позировать, но когда помещику объяснили, в каком виде требуется предстать на полотне, он с возмущением отверг предложение художника. Тогда Илья Ефимович прибег к хитрости – он зарисовал мужчину, пока тот рассматривал принадлежащую Д. И. Яворницкому коллекцию монет. Доверчивый нумизмат раскусил подвох лишь тогда, когда произведение представили публике, и очень обиделся на заговорщиков.
Кстати, Дмитрий Иванович Яворницкий тоже есть на картине – он показан в обличье писаря. Подобный выбор не случаен, ведь именно знаменитый историк был главным консультантом и вдохновителем живописца. Но при создании эскиза не обошлось без трудностей – когда мужчина приехал в мастерскую художника, он был чрезвычайно угрюмым. Репин смог вызвать у него улыбку, только вручив журнал с карикатурами.
Полуголый казак с картами в руках – учитель народной школы Константин Дмитриевич Белоновский. Рисуя его в таком виде, мастер подчёркивал честность игрока – ведь без рубашки нельзя спрятать туз в пазуху или рукав.
Татарин в тюбетейке написан со студента соответствующей национальности. А его широкую улыбку художник позаимствовал у… черепа запорожца, извлечённого из археологического раскопа близ Сечи.
А вот кем был старичок с трубкой в беззубых дёснах, исследователям так и не удалось установить. Известно лишь, что Репин встретил его на пристани г. Запорожье.

Как сложилась судьба произведения «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?

История создания картины была достаточно необычной, но на этом её приключения не завершились.

Сначала шедевр критиковали (в том числе и за «историческую недостоверность»), что не помешало ему заслужить успех на выставках в России, Венгрии, Германии, Швеции и США. А в 1892 г.

полотно приобрёл сам Александр III за баснословную сумму в 35 тысяч рублей! В царской коллекции оно находилось до 1917 г., а после свержения правителя произведение поместили в Русский музей.

Читайте также:  Сочинение сравнение татьяны и ольги лариной
Вторая версия картины 1889 года, хранящаяся в Харьковском художественном музее

Существует и второй вариант картины, уступающий оригиналу в размерах – И. Е Репин работал над ним в 1889 г., но так и не окончил. Сейчас полотно хранится в художественном музее г. Харьков.

И, разумеется, Вы всегда можете купить самоцветную репродукцию шедевра, воспользовавшись услугами интернет-магазина «Янтарь Полесья»!

Источник: https://UkrBurshtyn.com/blog/vse-o-velikom-polotne-i-e-repina.html

Описание запорожцы пишут письмо турецкому султану | инфошкола

Известный русский живописец Илья Репин писал одну из своих самых известных картин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» очень долго.Считается, что этим полотном он выразил стремление своего народа к свободе и воле. На мой взгляд, талантливый художник не только воспевал в своей работе стремление к свободе, но и прославленные традиции казачества и несокрушимый народный дух.

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

К Запорожской Сечи поступило письмо, в котором турецкий султан обратился к запорожцам с предложением идти к нему на службу. Это письмо очень возмутило вольных казаков и они решили отправить в Турцию гневную отповедь, в которой не поскупились на крепкие слова.

В центральной части полотна И. Е. Репин изобразил писаря, который сидит за крепким большим столом. Скорее всего, писарь очень доволен возложенным на него делом. Он внимательно прислушивается к тому, что говорят ему друзья и едва успевает все записывать.

Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта».

 Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом.

Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе.

 Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, поэтому положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак.

 Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха. По казацкой традиции казаки, прежде, чем играть в карты, должны были раздеваться до пояса. Это делалось для того, чтобы некуда было спрятать карты.

 Скорее всего, полуголого казака написание письма так заинтересовало, что он оставил игру в карты и даже забыл одеться.

К большому столу, за которым казаки пишут письмо, кто-то прижал домру, традиционный музыкальный инструмент запорожских казаков. На ней, наверное, кто-то из воинов в свое свободное время наигрывал мелодии и пел песни о родной Украине, о храбрости и свободолюбие ее народа, о стремлении к свободе его лучших представителей — запорожских казаков.

Картина И. Е.

Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы.

Фрагменты картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Фрагмент картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Фрагмент картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану 1

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Фрагмент картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану 2

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Фрагмент картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану 3

Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-opisanie-kartiny-repina-zaporozhcy-pishut-pismo-tureckomu-sultanu/

DOCTOR-RF › Блог › «Запорожцы» Ильи Репина: почему на картине один казак без рубашки и полная доставерная версия "О чем писали запорожцы турецкому султану 330 лет назад"

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Илья Репин.

Пожалуй, большинство видели картину Репина «Запорожцы» (также известную под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») много раз. Но мало кто задумывался, почему человек на переднем плане изображён без рубашки. На самом деле ответ на этот вопрос кроется в самой картине.

Художник Илья Репин известен удивительно тщательным подходом к созданию своих картин — на его полоднах всё выверено до мелочек и каждая деталь имеет значение. Идеи свои будущих творений он вынашивал подолгу.

Так, над картиной «Запорожцы» Репин работал 13 лет. И результат стоит того! Об истории создания этой картины можно было бы написать книгу, а рассматривать ей можно часами.

Но сегодня мы сосредоточимся всего на одной весьма занимательной детали.

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Одна любопытная деталь.

Глядя на картину сложно не заметить сидящего слева от писаря казака с обнажённым торсом. Почему же один он из всей братии, изображённой на картине, не одет. Чтобы правильно ответить на вопрос, достаточно внимательно рассмотреть увеличенный фрагмент картины.

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Рассмотрите внимательно этот фрагмент.

Заметили колоду карт? В ней и кроется правильный ответ.

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

Заметили колоду карт?

Человек, изображённый обнажённым, никто другой, как банкомет — тот, кто раздаёт карты. Поэтому игральная колода рядом с ним нарисована неслучайно. Такие люди во времена Запорожской Сечи традиционно снимали верхнюю одежду, чтобы не было сомнений в их честности — ведь в этом случае не было возможности спрятать карту в рукав.

  • P/S
  • Когда-то нашел историю этого письма…
  • «О чем писали запорожцы турецкому султану 330 лет назад»В начале лета 1673 года повелитель огромной империи, раздраженный постоянными набегами на его владения, продиктовал своему секретарю текст послания:

«Султан Мохаммед IV — запорожским казакам.

Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств — Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан Мохаммед IV».

Следует отметить необычную мягкость и осторожность грозного султана, который против обыкновения не угрожал казакам страшными карами, а всего лишь предлагал им замириться.

Обычный стиль и тон посланий османских владык — как предшественников, так и наследников Мохаммеда IV — был не таков.

Вот, например, как автор послания запорожцам написал в Вену императору Священной Римской империи Леопольду I:

«Я объявляю тебе, что стану твоим господином. Я решил, не теряя времени, сделать с Германской империей то, что мне угодно, и оставить в этой империи память о моем ужасном мече. Мне будет угодно установить мою религию и преследовать твоего распятого бога.

В соответствии со своей волей и удовольствием я запашу твоих священников и обнажу груди твоих женщин для пастей собак и других зверей. Довольно сказано тебе, чтобы ты понял, что я сделаю с тобой, — если у тебя хватит разума понять все это. Султан Мохаммед IV».

Совершенно очевидно, что походных куреней Запорожской Сечи султан опасался куда более регулярной армии Священной Римской империи. И поделом.

Кошевой атаман Иван Сирко собрал ближний войсковой круг, и ветераны многих сражений «з бiсурменами» составили текст, который должен был подтвердить в глазах султана их реноме.

Мы приводим его на языке оригинала, поскольку он особенно хорош “бэз перекладу”:

«Отвiт запорожцiв Магомету IV. Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в черта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае.

Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распро… твою мать.

Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х… крюк.

Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзя, а день такий у нас, якиi i у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Пiдписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всiм кошем Запорiжськiм».

Содержание письма было доложено султану на турецком языке, поэтому он вряд ли смог оценить его метафоричность, внутренние рифмы и утонченность особого эпистолярного стиля «поцелуй в сраку нас».»

Источник: https://www.drive2.ru/b/464654164727694336/

Сочинение «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану Репина

На центральное место в своем полотне, насыщенном людьми и красками, автор картины поместил писаря, на которого смелые и отважные воины, бывавшие во множества битвах и боев, возложили ответственную миссию — писать ответ. Глядя на лицо этого человека, понимаешь, что он очень доволен тем, что теперь и он выполняет важную и ответственную работу, что его дар тоже приходился. Писарь внимательно слушает все речи, старается запомнить фразы и основные мысли из речи каждого боевого товарища, и ему едва удается все это записать, ведь казаки говорят наперебой. Видно, что каждый из запорожцев старается оскорбить и посмеяться над турецким султаном, который предложил им, верным сынам своей Родины, предать ее, стать рабами невольными и несвободными.

Иногда звучат и сильные оскорбления, а иногда смешные. Художник показывает, как один из казаков не выдерживает, и, услышав что-то смешное, больше уже не может сдерживаться и просто валиться набок, на бочку. Но все-таки самым сильным и могущественным образом этого художественного полотна является атаман запорожцем.

Он красив и статен. Атаман Сирко ведет себя спокойно и уверенно. Привлекает внимание на картине Ильи Репина и старый и высохший старик. Его художник разместил в правом углу своего полотна. Ярко-красная его одежда ступает в контраст с головным убором белого цвета. На поясе у него висит мощный и изящный меч.

Читайте также:  Сочинение ноздрев в поэме мертвые души (образ и характеристика)

Старик тоже смеется от души.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Пожилой и опытный казак положил свою сильную и мужественную руку на плечо соседа. Они вместе прошли ни один бой и всегда выручали друг друга, поэтому их дружба и товарищество проверено смертью и кровью.

Лицо второго казака не видно, но по его позе можно определить, что ему тоже очень весело и что он доволен всем тем, что сейчас происходит. Все казаки время от времени смеются, особенно тогда, когда кто-то скажет острое словцо.

Может быть, еще вчера они вместе ходили в бой, готовые умереть, теряли товарищей, выручали и прикрывали друг друга в бою, а теперь потешаются над ответным письмом турецкому султану.

Один их героев картины Ильи Репина обнажился до пояса. Скорее всего, этот казак является картежным ловкачом. Это можно определить по тому, что он разделся.

Известно, что в Запорожской Сечи казаки любили играть в карты, но игра могла лишь состояться в том случае, если они снимали одежду до пояса.

Это объяснялось тем, что казаки, которые ведут себя смело и честно в бою, в игру в карты могут в складках одежды прятать одну из карт, выигрывая подобным образом.

Но не только играми в карты развлекаются запорожские казаки в то время, когда нет битв и боев. Так на картине отчетливо видна домра, которую плотно прислонили к столу. Известно, что домра — это музыкальный инструмент, на котором в последнее время мало кто пытается научиться играть, а в старину он был очень распространен.

Вот и кто-то из казаков, у которых есть слух, в свободное время наигрывает на этом старинном и мелодичном инструменте красивую мелодию, а кто-то из его товарищей-казаков начинает в это время петь затяжную и трогательную песню об Украине, ее красоте и о народе, храбром и смелом.

В такой песне прославляется и сама Запорожская Сечь.

Картина Ильи Репина красочная, веселая, от нее идет прекрасное и задорное настроение. Все герои на полотне радуются и веселятся.

Но, не смотря на это веселье, картина художника поражает своей исторической правдой, умело переданными образами казаков, которые умеют не только сражаться, проявляя мужество, товарищество и взаимовыручку в боях и сражениях, но и свободное время они проводят вместе и сплоченно.

Каждый из героев картины Репина является героем, мужественным и сильным. Они сильны не только своими боевыми способностями, но и силой духа. С них нужно брать пример.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/05/sochinenie-zaporozhcy-pishut-pismo-tureckomu-sultanu.html

Кто есть кто на картине Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану."(Продолжение) | Волшебная сила искусства

Сочинение-описание по картине Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану РепинаНатурой для персонажей картины Репину служили реальные люди. Его друзья, знакомые, а порой и просто случайные встречные. Например, загорелый усатый казак, радостно отклонившийся от стола срисован с художника Яна Францевича Ционглинского, преподавателя рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, активного участника питерского творческого объединения «Мир искусства». Кстати родился он в Варшаве, и по национальности был поляком (клятым ляхом), однако, все-таки составил компанию запорожцам.А этот красивый юноша с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — внучатый племянник известного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. А нашел Репин молодого человека в Петербурге — в те времена Глинка был камер-пажем. На картине юноша представлял собой образ Андрия — младшего сына Тараса Бульбы, предавшего отца и Родину из за любви к прекрасной польской девушкеА вот этот огромный раненый в голову казак — это одесский художник Николай Дмитриевич Кузнецов (Он же Микола). Шутник, силач, академик Академии художеств, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии. Кузнецов водил дружбу со всей Одессой, был учредителем Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Кстати, несмотря на одесское происхождение и русскую фамилию — по национальности он был греком.Микола Кузнецов — это старшый сын Тараса Бульбы — Остап. Я его представлял немного иначе… но Репин видел его таким.. 

Ну а напротив сыновей застыл и сам Тарас. Его проще всего узнать и смеется он от души…

Прототипом его оказался профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец. Несмотря на то, что Александр Иванович жил и работал в Питере, родом он был из Стародуба, являлся потомком польского шляхетского рода.

Рубец был талантливым музыкантом и педагогом, прекрасно играл на многих инструментах, включая фортепиано и бандуру.

Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч!) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать… 

Не могу не отметить — образ ненависника ляхов Тараса Бульбы Репин рисовал с человека польского происхождения….Из-за Рубца-Бульбы уныло выглядывает худой, высокий длинноусый казак. Это солист Мариинского театра, Федор Игнатьевич Стравинский. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского. Между прочим, Ф.И.

Стравинский был еще и неплохим художником, и в свое время долго колебался — куда поступать: в консерваторию, или в Академию художеств. Любовь к музыке победила….Беззубый сморщеный дедок с люлькой был зарисован Репиным со случайного попутчика на пристани города Александровска (нынче Запорожье).

Имени его история не сохранила, но его образ запечатлен художником на долгие годы существования картины. Типичный бурсак, подстриженный под макитру (под горшок), и не успевший еще отрастить усов — художник Порфирий Демьянович Мартынович.

Обучался в Академии художеств, владел, кстати, филигранной графикой, но из-за болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. А персонажа «Запорожцев» он писал не с живого Мартыновича, а с гипсовой маски, снятой с лица молодого художника.

И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого!) снимали маску, усмехнулся, и усмешка так и осталась на маске. Так ее Репин и срисовал. А для этого хмурого типа с сумеречным взором позировал ни кто иной, какВасилий Васильевич Тарновский, украинский коллекционр и меценат, владелец известного имения Качановка.

Был, кстати, по совместительству предводителем дворянства Борзнянского и Нежинского уездов Черниговской губернии. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея.

 На картину попал не только В.В.Тарновский, но и его кучер, Никишка. Здесь он являет собой образ казака Голоты. Репин, будучи восхищен Никишкиными щербатостью, одноглазостью, нетрезвостью и смешливостью, успел его зарисовать, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме.

 Ну, а вот и сам атаман — тогдашний кошевой Сечи, Иван Дмитриевич Сирко — одна из центральных фигур картины. Историчесеий персонаж

Художник долго искал для него походящий образ, остановившись, в конце концов, на генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, тогдашнем командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии — киевском генерал-губернаторе.

Герой русско-турецкой войны, шутник, весельчак и балагур, М.И.Драгомиров был необыкновенно популярен среди киевлян. О нем ходили легенды, самая известная из которых — классическая история с телеграммой, посланной самолично императору Александру: «Третий день пьем здоровье Вашего Величества». В общем, генерал, как и И.Д.Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра…

О Иване Дмитриевиче СиркоА вот персонаж, изображающий татарина, рисовался, действительно, со студента-татарина. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Прекрасные белые зубы были «позаимствованы» художником с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи….

Ну, в эта обширная лысина и трехэтажный затылок — они, как не удивительно, тоже имеют «владельца». Это Георгий Петрович Алексеев. Личность, надо сказать, уникальная.

Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину.

Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Однако Алексеев с негодованием отверг предложение художника позировать ему в столь неприглядной позиции. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий.

Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади, и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Георгий Петрович, узнав себя уже в Третьяковке, был очень обижен на обоих, но делать было нечего…

 Полуголый запорожский вояка (заодно и картежник) — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Впрочем, картежником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни.

Кстати, именно потому, что сей персонаж должен являть собой образ не только воина, но и любителя азартных игр, он изображен с голым торсом — при серьезной игре казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава. Ну и, наконец, еще один центральный персонаж картины: писарь, он же Дмитрий Иванович Яворницкий, собственной персоной.

Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга! Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал большую часть амуниции, оружия и прочей казацкой атрибутики.

И, как уже было сказано, первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Между прочим, усмешку, которая запечатлена на картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Но у Репина кстати нашелся журнал с карикатурами, который он подсунул Яворницкому. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался, и в таком виде попал в окончательный вариант картины. 

Читайте также:  Сочинение по картине оборона севастополя дейнеки (4, 6 класс)

Так же Репину позировали для картины такие личности, как Гиляровский, и Мясоедов, и Мамин-Сибиряк, а может, и еще кто-либо из известных людей. Попали они в окончательный вариант картины, или нет — это вопрос, который еще ждет своего ответа.  

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/1612296

Сочинение по картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Художественное искусство — это мир, который дарит зрителю чувство прекрасного. Благодаря пейзажной живописи, мы в который раз убеждаемся в красоте нашей природы.

Картины бытового жанра знакомят с прошлым нашего народа, с жизнью и бытом людей, что жили в совершенно другую эпоху, которая не похожа на нашу.

К тому же часто художники затрагивали историю и изображали на своих полотнах реальные исторические события, позволяющие зрителям погружаться в историческое прошлое страны и в прошлую жизнь наших пращуров.

И. Репин: Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Так, Репин, работая над разными темами, решил написать картину на основе реальных событий. Таким образом он создал полотно, ставшее значительной исторической работой художника. Называлась картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Чтобы понять сюжетную линию, предлагаем рассмотреть картину Репина и сделать ее описание.

Описание картины

Перед нами находится репродукция картины Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Она отображает сюжетную линию оригинала и позволяет рассмотреть персонажей в мельчайших подробностях. На картине невозможно выделить главного героя. Здесь каждый казак исполняет важную роль и становится дополнением сюжета. Что мы видим на полотне?

На картине поле, где под открытым небом вокруг деревянного стола собрались запорожские казаки. Присмотревшись, можно увидеть карты на столе. Скорее всего за этим столом казаки часто играли после трудного дня.

Может и в этот раз планировали сыграть партию, о чем свидетельствует образ полураздетого казака. Как известно, казаки всегда снимали рубахи перед игрой, чтобы их не обвиняли в жульничестве. Однако сегодня запорожские казаки собрались по более важному вопросу.

Совсем недавно они получили нелестное письмо от турецкого султана и тут же принялись писать ему ответ.

По довольным лицам казаков мы сразу понимаем содержание их ответа. Казаки не могут удержаться от хохота, придумывая все новые предложения, адресованные султану. Каждое острое словечко записывает писарь, который находится в окружении своих боевых товарищей.

Представляя реакцию султана, казаки безудержно смеются и это показывает насколько бесстрашными они были. Поражает точность деталей в одежде казаков, в их вооружении и предметах быта. На картине мы видим дружную толпу, что говорит о сплоченности и боевой силе товарищества.

А то, что казаки пишут нелестное и насмешливое письмо говорит о том, что эти бесстрашные воины не склонятся ни перед кем, в том числе и перед султаном Махмудом 4. На картине мы видим, как молодых казаков, так и уже зрелых мужчин, которые успели повидать многое.

Несмотря на возрастную категорию, от каждого из них исходит сила и мужество, смелость и отвага.

Рассматривая задний фон картины, мы видим дым от костров, повозки и разбитый в степи палаточный городок.

История создания

История картины Запорожцы пишут письмо турецкому султану начинается в 1878 году. Именно тогда Илья Репин начал работу над знаменитым полотном. Через тринадцать лет, в 1891 году, художник завершает свою работу. Над ее созданием автор трудился длительный период.

В качестве сюжета берется историческое событие 1676 года, когда в 1676 году казаки получают гневную письменную тираду от султана Махмуда Четвертого, в которой он приказывает всем сдаться и стать его подданными. Казаки же написали ответное письмо турецкому султану.

Существует версия, что Репину удалось познакомиться с содержанием послания, после чего художнику захотелось отобразить это на своем полотне. Имеется и другая версия появления картины.

Согласно ей художник написал полотно, опираясь на сюжет знаменитой работы Гоголя Тарас Бульба.

Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-kartine-repina-zaporozhcy-pishut-pismo-tureckomu-sultanu.html

Описание картины Ильи Репина «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану»

Основой картины Репина стало историческое событие 1676 года. Тогда Казаки вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма. Ну и написали свой, весьма едкий ответ султану.

Картина вышла динамичной, однако её композиция при этом кажется уравновешенной. На переднем плане полотна – запорожские казаки, которые собрались за столом, сколоченным на скорую руку. Часть фигур художник как бы «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» панораму картины. На заднем плане видны костры и палаточный городок.

В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.

Великолепно прорисованы их оружие, костюмы, трубки и фляги для вина, обращает на себя внимание украинская бандура… И, конечно, такая картина не может обойтись без народного юмора! Храбрые казаки от души хохочут, предвкушая, как султан будет читать их письмо, как впадёт в ярость от их удалой выходки! И что им эти звания султана, если они не раз уже громили его войска.

Дружно сочиняют товарищи по оружию своё послание. Писарь же ехидно улыбается и, прищуриваясь, выводит на бумаге весёлые словечки, которые наперебой подсказывают ему другие казаки, радуясь своим же метким выражениям.

Эмоции, испытываемые персонажами картины, словно выплескиваются на зрителя. Кажется, что полотно искрится безудержным весельем. И в каждом из персонажей можно угадать и удаль, и героический дух, и независимость.

В этом и состоит великая сплоченность и сила товарищества казаков.

(17 votes, average: 4,65

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ili-repina-zaporozhcy-pishushhie-pismo-tureckomu-sultanu/

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану, описание картины

Картину «Запорожцы» Репин писал дольше, чем какую-либо иную. Идея возникла на светском приеме, куда были одновременно приглашены Илья Репин и историк Дмитрий Яворницкий. У Яворницкого оказалась при себе копия письма, написанного в 1676 году атаманом Иваном Серко (Сирко) вместе с казаками султану Махмуду IV.

Возмущенный тем, что казаки истребили его 15-тысячное войско, турецкий владыка предложил Сечи перейти в его подчинение, а в случае отказа грозил полным уничтожением.

По выражениям лиц казаков понятно, какой ответ они сочинили. «Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь!» – читал Яворницкий под громкий хохот.

А Репин мысленно представлял себе картину, которую напишет по мотивам этого эпистолярного происшествия.

В 1880-е годы Репин специально отправился в Украину, чтобы собирать материал для картины.

Помогал ему и Яворницкий, предоставив свободный доступ к своим материалам и старинным атрибутам казаков – одежде, трубкам, обуви, оружию.

Репин написал множество эскизов, прежде чем приступить к работе над главной картиной (1, 2, 3). К слову, в поездке Репина сопровождал его юный ученик Валентин Серов — он тоже делал кое-какие наброски.

В 1888 году Репин еще раз проехал по местам казачьей славы, добрался до станции Пашковской, а главное – уловил казачий дух неуемной свободы.

«Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства», – восхищался он украинскими казаками.

Безусловно, одним из источников, вдохновивших художника, была повесть Гоголя «Тарас Бульба». Собственно, ее герои здесь присутствуют.

Тарас Бульба – могучий хохочущий казак в белой папахе, написан с профессора Петербургской консерватории. Его сын Андрий – интеллигентный юноша слева, с тонкой улыбкой и мягкими чертами лица, прототипом его стал родственник композитора Михаила Глинки. Рядом с ним – суровый казак с повязкой на голове, он в роли старшего брата, Остапа Бульбы.

А что же сам Иван Серко? Атаман с лихо закрученными усами смотрит лукавым пронзительным взглядом, явно наслаждаясь метко сказанной фразой. Его прототип – командующий Киевским военным округом генерал Михаил Драгомиров. Не забыл Репин и главного консультанта и вдохновителя – Дмитрий Яворницкий запечатлен в образе писаря.

Чтобы добиться от него нужной усмешки, Репин развлекал свою модель карикатурными журналами.

Обнаженная мощная фигура казака на переднем плане – это не только иллюстрация мощи и силы запорожской вольницы. Возле него карты – а в Сечи любителям азартных игр предписывалось играть без рубахи, чтобы не иметь возможность спрятать карту в рукав или за пазуху. Круговая композиция создает ощущение торнадо, набирающего силу урагана, который уже если раскрутится, мало не покажется никому.

Отдельно стоит отметить, что Репину удалось в этой картине представить целую энциклопедию смеха. Кажется, перед нами вообще все оттенки веселья, для которых существуют обозначения: тут и заливистый смех, и тонкая улыбка, и саркастическая ухмылка, и смех-оскал, от которого мороз по коже пробирает, и заразительный хохот, и хихиканье, и гогот, и зубоскальство.

При этом не забываем, что в рамках бытовых, жанровых изображений Репину тесно, его лучшие работы становятся грандиозным обобщением, приобретая черты монументальности, отчасти даже былинности, мифологичности. И здесь перед нами не просто группа казаков и исторический забавный момент – мы видим и ощущаем сам дух Запорожской Сечи, квинтэссенцию непокорного, свободолюбивого казачества.

Репин постоянно сомневался в своем таланте, нередко называл себя «заурядной личностью», а в общении мог показаться чрезмерно любезным. Но это обманчивая видимость мягкотелости. Если он был в чем-то уверен, то не существовало авторитетов, которые бы его переубедили.

Когда «Запорожцы» были практически закончены, он внезапно «прикрыл» одну из самых колоритных фигур повернутым спиной казаком в длинной кирее (сравните с поздним вариантом картины). «Серым больничным халатом» называли это одеяние недовольные критики и упрекали художника в том, что он собственными руками загубил шедевр.

Однако Репин был непоколебим: «Я знаю, что я в продолжение многих лет, и прилежных, довел наконец свою картину до полной гармонии в самой себе, что редко бывает, — и совершенно спокоен. Как бы она кому ни казалась — мне все равно».

Алена Эсаулова

Источник: https://artchive.ru/ilyarepin/works/295005~Zaporozhtsy_Zaporozhtsy_pishut_pis%27mo_turetskomu_sultanu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector