Сочинение-описание степан разин сурикова по картине 6 класс

Выдающийся русский художник Василий Иванович Суриков неоднократно обращался к исторической и бытовой тематике. Внимательное отношение к деталям позволяло ему точно описывать события прошлого. Описание картины Сурикова «Степан Разин» возвращает зрителя в былые времена и помогает ближе познакомиться с историей страны.

Сочинение-описание Степан Разин Сурикова по картине 6 класс

Жанр и история создания

Полотно «Степан Разин» Сурикова является последней масштабной работой великого живописца. Известность художнику принесли работы исторической тематики:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!
  • «Утро стрелецкой казни»;
  • «Переход Суворова через Альпы»;
  • «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»;
  • «Боярыня Морозова».

Сочинение-описание Степан Разин Сурикова по картине 6 класс

Произведение посвящено любимому герою народных песен и былин, донскому казаку и атаману, поднявшему на Волге мятеж, который перерос в Крестьянскую войну.

С 1679 по 1671 год во власти казаков находились города Саратов, Астрахань, Самара. После придания православной церковью Разина анафеме, он был схвачен казацкими старшинами и передан властям.

В июне 1671 года Стеньку Разина публично казнили.

О создании картины, посвященной народному герою, художник задумывался давно, но работу начал только в 1900 году. Чтобы собрать образы, сделать зарисовки и этюды, живописец много путешествовал по Дону и Сибири. Прототипом главного персонажа стал ученый Иван Тимофеевич Савенков и его сын Тимофей.

Первоначальный эскиз картины был создан в 1887 году. На полотне Разин был изображен с персидской княжной, прообразом которой была жена Сурикова — Елизавета Августовна. Но после ее смерти художник изменил сюжет картины и написал казачьего атамана погруженным в раздумья.

Первый вариант знаменитого полотна был представлен зрителям на выставке художников-передвижников в 1906 году. Многие критики увидели в работе протестное начало в тяжелое для страны время после первой революции. Однако художник не стремился наполнить полотно бунтарским духом и не призывал к действиям. Его волновала судьба людей, выступивших против власти в переломный исторический момент.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение максим максимыч в романе герой нашего времени (образ и характеристика)

Оценим за полчаса!

Суриков не считал картину удачной. Автор несколько раз возвращался к работе над ней, вносил поправки. Только после того, как произведение было продано, живописец понял, что наиболее полно образ главного героя ему удалось раскрыть ранее в зарисовке «Степан Разин», выполненной тушью.

Описание полотна

По широкой и просторной Волге плывет большая ладья. Прохладный утренний ветер наполняет паруса, заставляя судно двигаться быстрее. Восходящее солнце окрасило речную гладь в розовато-синие оттенки. Кажется, что природа наполнена спокойствием и безмятежностью, но окружающая атмосфера дышит тревогой и беспокойством.

В ладье находится дружина, которая возвращается с набега. Казаки веселы и радостны. Они добыли много добра. Наполняются чарки, слышны песни, кругом царит разгул и веселье.

В центральной части полотна на богатых коврах, опершись рукой на красивое, расшитое золотом седло, возлежит атаман Степан Разин. На картине Сурикова он изображен напряженным и задумчивым. Художник показывает главного персонажа с необычной стороны. Его лицо серьезно и угрюмо.

Его не радует быстрый бег ладьи по волнам и награбленные богатства. Трудно понять, о чем он думает. На атамане надета богатая одежда, его окружает верная дружина, но в его позе и выражении лица чувствуется напряжение и тревога. Он не веселится вместе с казаками, а внимательно слушает песнь кобзаря.

Сочинение-описание Степан Разин Сурикова по картине 6 класс

На своем полотне Василий Иванович Суриков Степана Разина противопоставляет плененному персидскому княжичу, который знает, что его участь предрешена. В судьбе плененного знатного перса атаман видит свое будущее и неминуемый печальный исход.

Кроме Разина, на судне находятся казаки. Одни выпивают и веселятся, другие спят или играют на музыкальных инструментах. Эти персонажи олицетворяют казацкую вольницу и беззаботность.

Другие герои — это гребцы, сидящие на веслах. Они объединены общим делом. Казаки выглядят напряженными и настороженными. В их изображении нет ничего разбойничьего.

Перед зрителем предстают уставшие от своей горькой доли люди.

В лодке разбросаны богатые трофеи. Казаков не интересуют дорогие ковры и драгоценности, главное для них — воля. Только в чем она заключается, разбойники не знают. Может их атаман задумался о будущем, но в его думах оно безрадостно.

Широкая и полноводная река является символом простора и свободы. Впереди не видно земли. Вода уходит за горизонт и сливается с небом. Впереди героев ждет неизвестность, к которой их гонит наполняющий паруса ветер. Описание картины поможет записать идеи для собственного сочинения или сообщения о творчестве живописца.

Выразительные средства

Художник использует диагональную композицию. Быстро бегущая по водной глади ладья словно выплывает из нижнего угла полотна и движется верхнюю часть картины. Ее изображение символично.

Судно с раздутыми парусами и поднятыми вверх веслами напоминает большую летящую птицу — символ свободы.

Оно движется к несбыточной мечте о светлой и справедливой жизни, которая скрывается за линией горизонта.

В центре полотна размещена фигура атамана. Вокруг нее отсутствует детали, отвлекающие внимание зрителя. Степана Разина окружают небо и вода, скрытые утренним туманом.

Сочинение-описание Степан Разин Сурикова по картине 6 класс

Атмосферу тишины раннего утра автор передает с помощью отблесков солнечных лучей и белой дымки, покрывающей поверхность реки.

Картина написана в сдержанных, вызывающих чувство тревоги тонах:

  • зеленоватом;
  • красновато-коричневом;
  • золотисто-желтом.

Для описания неба, береговой линии и воды художник выбрал нежные, почти акварельные оттенки, которые наполняют полотно поэтичностью и ощущением простора.

Исторические полотна великого художника производят неизгладимое впечатление на зрителя. Они наполнены особым национальным содержанием, которое отличает полотна русских живописцев от произведений западного искусства.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/opisanie-i-istoriya-sozdaniya-kartiny-vasiliya-surikova-stepan-razin.html

Василий Иванович Суриков. "Степан Разин". 1906

Сочинение-описание Степан Разин Сурикова по картине 6 класс

Прожектор своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, борьбу классов и партий, героизм отдельных лиц. Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные ему общественные настроения, назревшие социальные запросы. Думается, в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс, их надвигающиеся выступления.

Василий Иванович наслушался и сам немало пропел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Никто, как новый Степан — весь народ — сбросит оковы в вольную Волгу.

Вечерняя тишина над ширью Волги. Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги.

Таков, как видно, был замысел картины.

И вот она написана и доставлена на выставку.

Вставили картину в огромную золоченую раму. Поместили ее в отдельной круглой комнате в башне Исторического музея. Подняли картину, стали ей давать наклон — больше, меньше… Автор не удовлетворен.

Здесь, в новых условиях, художник видит картину как бы впервые, и это первое, самое верное и решающее впечатление не удовлетворяет его.

Проклятое «не то» не произносится, но висит в воздухе, заражая и других зрителей.

Суриков заметался. Он ищет, чего недостает для выгодного впечатления, обращается к другим за помощью. Ему кажется, что рама светла, позолота сливается с тонами вечернего неба, разжижает картину. Раму перекрашивают в темную бронзу. Картина выиграла, стала лучше, но все же и теперь остается «не то».

И снова начинаются мучения, растерянность, неудовлетворенность, попытки исправить недочеты в картине, поиски живой воды.

Суриков запирает для публики двери своей комнаты. Каждое утро приходит он на выставку и пытается улучшить внешнюю обстановку картины. Вызываем маляра и пробуем перекрасить стены комнаты в более темные тона, чтобы вызвать вечерний свет в картине. Новая окраска стен тоже не удовлетворяет художника, она ему кажется слишком темной.

Маляр составляет заново краску, но теперь стены очень светлы. Снова пробуем тон клеевых красок. Суриков требует добавить мела, маляр уверяет, что опять будет светло, и сыплет сажу. Происходят жаркие споры. Но что за чудо? Маляр утемняет краску, а стены светлеют. Маляр жалуется, что тут подвох со стороны Василия Ивановича.

Оказалось, верно: входим мы случайно в комнату, а Суриков стоит, нагнувшись над ведром с краской, и сыплет туда мел.

  • — Вот от чего стены светлые и полосатые — почти кричит обиженный маляр, а растерявшийся Василий Иванович виновато оправдывается: «Я немножечко, ей-богу, немножечко!»
  • Маляр рассердился, отказался продолжать работу, ушел и попутно унес красные сафьяновые сапоги, специально сшитые для суриковского Степана Разина, с которых художник делал поправки в картине.
  • Василий Иванович переписывал некоторые детали в картине, звал меня: «Сегодня я лоб писал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем?»

Было ясно, что художнику не удалось вполне выразить свой замысел. Что-то запорошило утерянную им тропу, по которой двигалась разинская вольница. Как будто художник поддался настроению, утеряв образы живых людей.

Одна фигура Разина не могла выдержать огромного полотна, а остальные фигуры мало помогали картине. У них не было ни единства с главной фигурой, ни сильного контраста, который бы ярче выделял состояние Разина.

Для Сурикова, справлявшегося до сих пор с огромными замыслами и привыкшего уже пользоваться заслуженным большим успехом, и малое «не то» было очень тяжелым.

К тому же картину никто как будто не собирался приобрести. Для правительственного музея она не подходила по своему содержанию, а частному лицу была не под силу и по цене и по своим большим размерам.

Художник проработал долгое время как бы впустую.

Понятно было душевное состояние великого художника.

Суриков почувствовал себя обиженным чуть ли не всем светом и прежде всего Товариществом, несмотря на то, что передвижники относились к нему весьма доброжелательно и чутко, стараясь поддержать упавший дух своего боевого товарища.

И хотя картина в конце концов все же была приобретена в частную галерею, Василий Иванович приписывал свои неудачи тому обстоятельству, что он стоял в рядах передвижников, которых в то время уже не очень чтили. По этой причине, думалось ему (или ему так говорили), и картина его не пользовалась таким успехом, как прежние.

Он решил перейти в более молодое художественное общество — в «Союз русских художников». Однако он не порвал совсем с Товариществом и числился в его списках.

Яков Минченков. «Суриков Василий Иванович».

* * *

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916)

Источник: http://aria-art.ru/0/S/Surikov%20V.%20Stepan%20Razin.%201906/1.html

Степан Разин

Сочинение-описание Степан Разин Сурикова по картине 6 класс

Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — «Степан Разина». Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

Интересно, тчо в самом первом эскизе «Степана Разина» Суриков думал изобразить атамана и его созлюбленную — персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ичтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага.

Таким образом, в этом первом эскизе картины усматривается как бы возврат к трагической теме «Стрельцов». Эскиз этот помечен 1887 годом. Он очень красив и декоративен по замыслу.

Но от этого эскиза художник быстро отошел, считая, очевидно, что легендарный романтический эпиход с утоплением персидской княжны в Волге хотя и изображает иоральнцю победц Разина, но все же нечто убавляет от его цельной личности и не позволяет сосредоточить внимание на том, что было в нем, с точки зрения художника, самым значительным. А значительна в Разине была бунтарская мысль, мысль действенная и дальновидная, несокрушимая решительность.

В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним — музыканты. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Взмахи весел буровят воду. Золотистый свет струится с вечернего неба. Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно — молодого, с раскрытым воротом.ю мзображенного почти в профиль.

Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. О чем они? Вряд ли о себе и своей судьбе. Эти думы значительны, великие думы атамана. Выражение лица Разина составляло главную заботу  художника. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо.

Однажды, закончив работу, он сказал знакомому художнику: «Сегодня я лоб написал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем?»

Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов Сурикова. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей великой думой Суриков объемлет исторические судьбы своего народа, безгранино верит в его духовные силы, страдает вместе с ним.

«Степан Разин» — последнее большое  историческое полотно Сурикова.

Обсудить на форуме

Источник: https://art-on-web.ru/surikov/pictures/2721

Сочинение по картине Степан Разин — Василий Суриков

Сочинение-описание Степан Разин Сурикова по картине 6 класс

Огромное 6-метровое полотно — последняя историческая картина художника — изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.

Степан Разин — донской казак и атаман, поднявший на Волге в 1670 году крестьянское восстание, которое переросло в мощную крестьянскую войну, продолжавшуюся примерно год — с весны 1670 по апрель 1671 года. Во власти казаков находились Саратов, Самара, Астрахань. После того как московский патриарх придал Разина анафеме, атаман был захвачен казачьими старшинами и выдан властям.

Читайте также:  Великая отечественная война в литературе 20 века

В июне 1671 года в Москве публично казнен.

На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Она подчинена диагональной композиции — плывет из правого нижнего угла в левый верхний.

Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него — казаки: кто на веслах, кто спит, кто выпивает, кто играет на музыкальном инструменте.

Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу; на носу — гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие.

Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете.

Фигура Разина расположена в центре картины, поэтому привлекает к себе главное внимание зрителя; ничто не отвлекает от нее, вокруг только вода и небо. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и золотистого отблеска солнечного света, покрывающего гладь реки. Картина выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.

Первый вариант картины был показан публике в 1906 году, в период, названный впоследствии Первой русской революцией. «В самую революцию попал», замечал автор. Актуальна времени идейная суть картины — судьба людей, выступивших против власти. Это не призыв к действиям и не буйный протест, а размышления о судьбе народа в переломные исторические эпохи — на примере допетровского времени.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/surikov-vasilij/stepan-razin-vasilij-surikov/

XIII. «СТЕПАН РАЗИН»

24 декабря 1887 года Т. Л. Толстая писала Репину: «Суриков поселился около нас, и мы видимся довольно часто.

Он задумал картину, но она у него так разрослась, что не помещается у него в комнате, и поэтому он не может выполнить ее и на всю зиму обречен на портреты и этюды… Сюжет своей картины Суриков не рассказывает, только говорит, что пишет человека, которого всякий десятилетний ребенок знает».

Только спустя много лет современники Т. Л. Толстой и Репина узнали, кого в своей тесной комнате писал Суриков, кто был тот человек, «которого всякий десятилетний ребенок знает». Картина «Степан Разин» появилась на передвижной выставке в 1906 году.

От первого наброска до завершения художником работы над картиной прошло два десятилетия. Василий Иванович побывал и на Каме, и на Волге, и на Дону, и в Сибири, упорно ища натуру. На одни поиски натуры ушло почти шесть лет, и эти шесть лет — только подготовительный этап, за которым последовала дальнейшая работа над картиной.

Суриков сделал множество подготовительных этюдов к картине.

Сравнивая свои наброски с величественной природой, с раздольем самой Волги, не удовлетворенный своей работой, художник снова и снова искал те изобразительные средства, которые могли бы передать широкую водную гладь, вечернее небо над безграничными просторами могучей русской реки.

Снова и снова он переписывал ковер, постланный на дно лодки, фигуры гребцов, седло, на которое опирается Разин… Художник то и дело пересаживал свои персонажи и, наконец, выделил фигуру атамана: оставил Степана Разина, как выразился один из суриковских биографов, «наедине со своими думами».

Собирая исторические материалы и ища натуру для образа Разина и казаков, Суриков одновременно изучал фольклор — народные песни и сказания о крестьянском вожде. Таких песен существовало множество в народе. Фольклористы записали их в разных губерниях обширной Российской империи.

Эпические песни, в течение двух столетий переходившие из поколения в поколение, во всем величии отразили образ Разина и его сподвижников.

Подлинно исторические черты крестьянского вождя и его соратников слились в песне с фольклорно-сказочными представлениями о том, каким должен быть эпический герой.

  • Ты взойди, взойди, красно солнышко,
  • Над горой взойди, над высокою,
  • Над дубравушкой, над зеленою,
  • Над урочищем доброго молодца,
  • Что Степана свет Тимофеича.
  • По прозванью Степана Разина.
  • Ты взойди, взойди, красно солнышко,
  • Обогрей ты нас, людей бедных:
  • Мы не воры и не разбойнички,
  • Стеньки Разина мы работнички,
  • Есауловы все помощнички.
  • Мы веслом махнем — корабль возьмем,
  • Кистенем махнем — караван собьем,
  • Мы рукой махнем — девицу возьмем.

Но наряду с такими суровыми, глубоко поэтичными и подлинно народными произведениями о Разине существовали песни, созданные значительно позже, в которых образ Разина подвергся известной обработке.

Например, в популярной песне о Разине «Из-за острова на стрежень…», написанной Д. И.

Садовниковым (1847–1888), рассказывалось о том, что атаман, желая подтвердить свою верность народным интересам, бросает за борт персидскую княжну, как бы раз и навсегда расставаясь с тем, что служило помехой его делу.

Этот мотив борьбы и победы общественного над узко-личным, несомненно, отражал народное понимание истинного героизма. Но в песне мотив этот, не выраженный четко, звучал несколько мелодраматично. Обывательский публикой поступок Разина воспринимался лишь как отчаянный и романтический жест влюбленного.

«Когда у меня «Стенька» был выставлен, — рассказывал впоследствии Суриков, — публика справлялась: «Где же княжна?» А я говорю: «Вон круги-то по воде — только что бросил». А круги-то от весел. Ведь публика как смотрит: раз Иван Грозный, то сына убьет, раз Разин, то с княжной персидской».

Насмешливые иронические слова Сурикова имеют глубокий и принципиальный смысл. Передовых и чутких людей эпохи оскорбляло невыразимо пошлое, банально-рутинерское отношение обывательской, буржуазной публики и к искусству и к жизни.

Нечто мертвенно-застылое и автоматическое сквозило в мышлении, в оборотах речи, во вкусах и взглядах этой публики, которая от безделья и скуки появлялась на вернисажах художественных выставок, на премьерах в драматических и оперных театрах.

Это было время, когда, по выражению Горького, «жизнь стала бедна духом и темна умом».

  1. Идейная нечеткость, противоречивость образа Степана Разина в песне «Из-за острова…», к тому же искаженного плоским восприятием обывательской публики, и заставили насторожиться необычайно чуткого к исторической правде Сурикова.
  2. Известно, что Суриков по-настоящему приступил к работе над «Степаном Разиным» в 1901 году, значительно упростив первоначальную композицию, в которой, кроме Степана Разина и его сподвижников, как в популярной песне, была персидская княжна.
  3. И первоначальный эскиз с княжной написан выразительно и окрашен глубокой самобытной мыслью о подвиге Степана Разина и его трагической судьбе.

…Река — темная от большой, низко нависшей тучи. Плывут струги. Ветер надувает красные и желтые паруса. Разин сидит сумрачный, подперев кулаком голову. Слева — персидская княжна. С кормы на атамана смотрит рулевой.

И небо с тучей, и струги, и, главное, образы людей порождают в зрителе предчувствие трагического конца. Хотя Степан Разин изображен в дни своего победоносного движения по Волге, но эскиз всем своим колоритом, воем настроением создает в зрителе тревогу, заставляет задуматься о дальнейшей судьбе сидящих в стругах людей.

Проплывали два суденышка, третья лодочка,

  • И та лодка изукрашена,
  • Добрыми молодцами изусажена.
  • На корме сидит атаман с веслом,
  • На носу сидит есаул с ружьем…
  • …Атаманушке быть зарезану,
  • Есаулушке быть повешену,
  • Молодцам-гребцам во тюрьме сидеть…
  1. Суриков в своих творческих поисках правильного решения темы Разина не остановился на этом эскизе.
  2. Продолжая работать над картиной, Суриков не раз изменял композицию, претерпел изменения и облик самого Разина.
  3. * * *
  4. Но вот картина появилась на XXXV передвижной выставке. Все было народно-песенным в этом замечательном полотне: и уходящий вдаль сумрачно-серебристый простор реки, и образ погруженного в глубокую думу Разина, и мощные фигуры гребцов, при виде которых вспоминаются старинные, полные удали слова:

Мы веслом махнем — корабль возьмем,

Кистенем махнем — караван собьем…

Но остался ли удовлетворенным работой сам художник? Остановился ли он, наконец, после многих лет неустанных поисков на том образе Разина, который запечатлел в картине, выставленной на суд современников в 1906 году?

Нет!

Как рассказывают друзья художника, Василий Иванович страшно волновался, когда картину вставили в огромную золоченую раму и повесили в круглой комнате-башне Исторического музея. Художнику казалось, что картина не так повешена, сделан слишком большой наклон. От этого живопись ему казалась жидкой по краскам.

Суриков забраковал и слишком светлую раму — позолота сливалась с тонами вечернего неба. Раму перекрасили в темную бронзу. Стало лучше. Но недовольный мастер запер пока для публики дверь комнаты, где висела картина. Вызвали маляра перекрашивать башню в темный цвет, чтобы в «Стеньке Разине» вспыхнул вечерний свет. Василий Иванович посмотрел, нашел, что «перетемнили».

Маляр составил заново краску, но перестарался — стены получились слишком светлыми.

Художник принес с собой сафьяновые сапоги и, посматривая на них, стал поправлять сапоги Разина на картине. Многое не удовлетворяло Сурикова, и он пытался исправить.

В сущности это были не исправления, а все еще поиски образа. Эти поиски продолжались вот уже больше двадцати лет.

Почему же так затянулась работа над картиной «Степан Разин»?

Работа Сурикова над эскизами к картине «Степан Разин», поиски образа крестьянского вождя были не только размышлением художника о судьбе народного восстания, происходившего в далеком прошлом, но и раздумьем о революционной современности.

Не случайно самая интенсивная работа Сурикова над «Разиным» совпала с революцией 1905 года, когда русский рабочий класс от стихийных действий перешел к сознательной политической борьбе.

В то время, когда рабочие и крестьянские восстания сотрясали прогнивший строй, когда по улицам шли революционные демонстрации с красными знаменами, художник создавал могучий образ того, кто один из первых поднял восстание в защиту угнетенных крестьянских масс.

В эти дни и годы, как. никогда, работа Сурикова перекликалась с надеждами и чаяниями народа.

Вот этим-то и объясняется, что Суриков, став самым строгим судьей своего творчества, не мог удовлетвориться своей работой и, уже выставив картину для обозрения публики, продолжал перерабатывать образ Разина.

Характерно, что в 1906 году, работая над «Степаном Разиным», Суриков изобразил на листе бумаги три типичные фигуры: свирепого полицейскою со штыком, священника с кадилом и купца, написав под рисунком: «Основы самодержавия».

Острая и злободневная акварель эта рассказывает о чувствах, волновавших художника, когда он искал на полотне образ Разина. Несомненно, что образ народного героя и крестьянского вождя он хотел противопоставить самодержавию, желая как бы осуществить в этом образе ту революционную силу и мощь, которая таилась в народе.

Картина не удовлетворяла Сурикова. На этот раз дело было не в колорите и не в композиции. Созданный им образ Разина не соответствовал тому образу, который жил в его ищущих исторической истины мыслях.

И в этом случае, как и до того, Суриков — демократ и патриот — своим гениальным чутьем художника и глубоким знанием народа угадал, каким должен быть образ подлинного Разина. Этот образ нашел свое окончательное выражение, и не на холсте, а на листе бумаги.

«Усиливаю тип Разина, — писал Суриков В. А. Никольскому. — Я ездил в Сибирь, на родину, и там нашел осуществление мечты о нем».

В 1910 году тушью и карандашом Суриков создал удивительный по своей выразительной мощи образ Степана Разина. И хотя в лаконическом рисунке не оказалось ни Волги, ни стругов, ни беспредельного волжского неба, а только голова Разина, опершаяся на руку, но это было именно то, что искал художник в течение многих лет самоотверженной работы.

Несмотря на то, что это не огромное полотно, а всего лишь простой лист бумаги, — образ Разина поражает своей монументальностью и величием. На рисунке живет не только Разин, но и смелая, одухотворенная его мысль, устремленная в будущее.

Рисунок «Голова Разина» убеждает зрителя в том, что художник не напрасно затратил столько времени и усилий на поиски образа человека, «которого всякий десятилетний ребенок знает».

Только художник, постоянно наблюдавший за жизнью народа и за его психологией в годы революционного подъема и в последовавшие за ним годы реакции и декадентского безвременья, человек, постоянно размышлявший о том, каким должен быть вождь крестьянского восстания, мог создать такой монументальный и правдивый образ.

Изображая в годы темной реакции и декадентского засилья героическую личность Степана Разина, Суриков смело глядел в будущее и своим рисунком как бы предсказывал грядущую победу народа.

В могучем облике Разина, в очерке его головы, в выражении глаз художником была гениально схвачена сущность русского трудового человека, крестьянина или рабочего, охваченного революционной страстью и готового преодолеть все преграды. Ни один образ в произведениях Сурикова с такой силой не перекликался с современностью, как образ Разина на рисунке 1910 года.

Выражая надежду и чаяния своих революционных современников, создавая образ могучего русского человека, художник и в этот раз остался верным исторической действительности. Степан Разин на рисунке 1910 года — это прежде всего человек своей эпохи.

На рисунке, сделанном карандашом и тушью, хотя и в живописной, но чрезвычайно лаконической манере, нет никаких подробностей, которые бы подчеркивали, что изображен человек XVII века; одежда казака и высокая казацкая шапка едва обозначены быстро наброшенными штрихами, и однако каждый зритель, бросив взгляд на изображение, почувствует себя перенесенным в далекое время, когда струги Степана Тимофеевича Разина плыли по объятой крестьянским восстанием Волге. И в этот раз Суриков вышел победителем, решив труднейшую творческую задачу.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/196677

Как написать сочинение-описание картины Сурикова «Степан Разин»?

На этой картине изображен Степан Разин со своими соратниками. Они плывут на большой лодке по бескрайним речным просторам русской земли. В старину такие лодки называли ладьями. Мы видим, что художник четко прорисовывает каждого казака: часть из них гребут веслами, другие играют на музыкальных инструментах или отдыхают.

Подробнее: www.sochinika.ru

Прожектор своего искусства Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, борьбу классов и партий, героизм отдельных лиц.

Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные ему общественные настроения, назревшие социальные запросы.

Думается, в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс, их надвигающиеся выступления.

Первоначальным замыслом картины «Степан Разин» была легендарная романтическая история о том эпизоде из жизни мятежного атамана, когда он бросает за борт в набежавшую волну свою возлюбленную, персидскую княжну.

Демонстрация моральной победы вожака и предпочтение интересов возглавляемого войска над личными интересами, увлекала многих великих художников и поэтов.

Но Суриков отказался от воплощения этой традиционной идеи, сосредоточившись на внутреннем мире человека, думы которого охватывают проблемы более широко масштаба, несопоставимого с личными трагедиями отдельно взятых людей.

Подробнее: opisanie-kartin.com

Всем известна романтическая легенда о том, как предводитель крестьянского восстания атаман Степан Разин бросает в набежавшую волну свою возлюбленную — персидскую княжну.

Этим сюжетом заинтересовался Василий Суриков и решил на его основе написать картину. Темы превосходства общественного над личным касались многие художники и писатели.

Подумав, Суриков решил отказаться от традиционного изображения избитого сюжета и обратиться к внутреннему миру лихого атамана, чьи раздумья масштабны и грандиозны.

Подробнее: opisanie-kartin.ru

На этой картине изображен Степан Разин со своими соратниками. Они плывут на большой лодке по бескрайним речным просторам русской земли. В старину такие лодки называли ладьями. Мы видим, что художник четко прорисовывает каждого казака: часть из них гребут веслами, другие играют на музыкальных инструментах или отдыхают.

Тут говориться о том что очень важно, чтобы судья был очень качественным и никогда не ошибался. Ведь если он ошибёться и запятнает себя никто не будет ему больше верить и начнут творить самосуд. Оцени ответ

Не нашёл ответ?
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Обществознание.

Читайте также:  Влияние воспитания на формирование личности на примере онегина

Картина «Степан Разин» — последняя историческая картина В. Сурикова. Она писалась с 1903 по 1907 годы.

Личность Разина, выразителя дум и силы народа, — всегда привлекала внимание людей, на протяжении многих столетий он был героем народного фольклора – легенд и песен.

Возможно, с помощью образа мятежного атамана в картине «Степан Разин» Суриков хотел отобразить протестные настроения народных масс в России в годы перед революцией.

     На этой картине изображен Степан Разин со своими соратниками. Они плывут на большой лодке по бескрайним речным просторам русской земли. В старину такие лодки называли ладьями. Мы видим, что художник четко прорисовывает каждого казака: часть из них гребут веслами, другие играют на музыкальных инструментах или отдыхают.

Картина Степан Разин – очень печальное произведение искусств. На картине атаман казаков печален и уныл, его товарищи, в принципе, так же. Единственный, кто на данной картине не грустит – это казак, который угощает пленного перса вином. Из этого можно сделать вывод, что он пьян. Перс сдержанно отказывается от душевного шеста казака, его, как и других, одолевает печаль.

6 классобществознаниеописаниесочинениесуриков0Пожаловаться—>ОтветитьХороший вопрос? Ставь лайк! 0Больше лайков — больше ответов! Поделись вопросом с друзьями: ЗнайчикЗа каждый ответ — большое спасибо, +1 к рейтнгу и +100500 в карму! =)Ответов на вопрос: 0Хочу +5 к рейтингуНа эти вопросы никто не знает ответа. А знаете ли Вы?

Подробнее: aznaetelivy.ru

Суриков поистине народный художник, так как в его произведениях ярко выражены отдельные острые моменты жизни народа. Суриков при создании своих картин, как будто воспроизводит прошлое во всех его деталях. Он передает всю трагичность тех минувших дней и заставляет переживать их заново.

Подробнее: school-essay.ru

Труднее всего Сурикова далась его последняя работа – «Степан Разина». Разин – вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

Подробнее: schoolessay.ru

Перед нами одна из картин, которая была написана мастером исторического жанра, так как именно к этому направлению, принадлежит наш знаменитый Суриков, который прославился не только этой известной исторической картиной.

Суриков, постоянно изображал на своих полотнах очень известных исторических людей, которые сыграли огромную роль в истории России. В центре этого сюжета, мы наблюдаем Степана Разина, который плывет на своей ладье.

Здесь он не один, так как его окружают верные соратники, которые будут с ним до последнего.

Подробнее: uchim-klass.ru

Картина Степан Разин наполнена грустью. Казацкий атаман выглядит мрачным и задумчивым, его товарищи также серьезны и сосредоточены.

Единственный веселый персонаж — казак, предлагающий пленному персу чашу с вином. Скорее всего, он пьян, и оттого не тяготят его думы и не тревожат тяжелые мысли.

Пленник отказывается отвечать на гостеприимство весельчака. Так же как и остальных, его одолевает грусть.

Источник: http://snegohodow.ru/kak-napisat-sochinenie-opisanie-kartiny-surikova-stepan-razin-1069604/

Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»

Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — «Степан Разина». Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

Интересно, что в самом первом эскизе «Степана Разина» Суриков думал изобразить атамана и его возлюбленную — персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ничтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага.

Таким образом, в этом первом эскизе картины усматривается как бы возврат к трагической теме «Стрельцов «. Эскиз этот помечен 1887 годом. Он очень красив и декоративен по замыслу.

Но от этого эскиза художник быстро отошел, считая, очевидно, что легендарный романтический эпизод с утоплением персидской княжны в Волге хотя и изображает победу Разина, но все же нечто убавляет от его цельной личности и не позволяет сосредоточить внимание на том, что было в нем, с точки зрения художника, самым значительным. А значительна в Разине была бунтарская мысль, мысль действенная и дальновидная, несокрушимая решительность.

В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним — музыканты. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Взмахи весел буровят воду. Золотистый свет струится с вечернего неба.

Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно — молодого, с раскрытым воротом, изображенного почти в профиль. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. О чем они? Вряд ли о себе и своей судьбе.

Эти думы значительны, великие думы атамана.

Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Однажды, закончив работу, он сказал знакомому художнику: «Сегодня я лоб написал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем?»

Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов Сурикова. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей великой думой Суриков объемлет исторические судьбы своего народа, безгранно верит в его духовные силы, страдает вместе с ним.

«Степан Разин» — последнее большое историческое полотно Сурикова.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»« Анализ стихотворения Евтушенко «Когда взошло твое лицо. »Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный» »

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-surikova-stepan-razin/

Сочинение по картине Сурикова "Взятие снежного городка" 6 класс

  • МКОУ СОШ № 2
  • г.Нефтекумска Ставропольского края
  • КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Подготовка к сочинению по картине В. И. Сурикова

«Взятие снежного городка» (1891)

6 класс

УМК Львовой С.И.

  1. учитель русского языка и литературы
  2. Голышева Галина Эриевна
  3. 2015-2016 учебный год
  4. Цель: расширение знаний о традициях и обычаях русского казачества через овладение навыками искусствоведческого анализа.
  5. Задачи:
  • тренировать учащихся в использовании глагольных форм для описания действий,
  • обогащать словарный запас школьников,
  • учить создавать письменное высказывание на заданную тему,
  • воспитывать любовь к искусству..

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя (слайд 1).

Мы, жители юга, с трудом представляем себе настоящую сибирскую зиму.

А вот широта и отвага души казачества нам понятны, так как независимо от места поселения (Енисей, Дон, Кубань, Терек) казак всегда оставался вольным, преданным отечеству, сильным духом и красивым душой.

Именно таким людям и посвятил свою картину «Взятие снежного городка» (1891) известный русский художник Василий Иванович Суриков (1848 – 1916).

  1. Творческая история картины (слайд 2).

Рассмотрите картину. Прочитав информационную справку к упражнению (№ 496, но в разных изданиях варьируется), расскажите о сюжете картины.

Игра проводилась в Прощёное Воскресенье – последний день масленичной недели. На берегу Енисея изо льда и снега строили городок с зубчатыми стенами, снежными пушками, фигурами пеших и конных. Собиралось много играющих и зрителей. Было шумно, весело. «По обе стороны народ стоит, а посредине снежная стена.

Лошадей от неё отпугивают криками и хворостинами бьют: чей конь первый сквозь неё прорвётся», — рассказывал Василий Иванович об игре. Кульминацией покорения становился миг, когда самый смелый и удачливый наездник, ломая стену, врывался на коне в городок. Этот стремительный прорыв и запечатлён на холсте.

Удивительно, но эта жизнерадостная картина была создана в тяжёлый период жизни художника: у него умерла жена, он был в отчаянии, не мог работать и поехал к себе на родину – в Сибирь. Встреча с родиной как бы вновь вдохнула в него жизнь, вернула его к творчеству. И этой картиной он отдавал дань землякам, умеющим искренне радоваться, наслаждаться жизнью и заражать своим оптимизмом.

(Слайд 3) «В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый. И край-то какой у нас.

Сибирь западная – плоская, а за Енисеем у нас уже горы начинаются: к югу тайга, а к северу холмы, глинистые – розово-красные.

И Красноярск – отсюда имя; про нас говорят: “Краснояры – сердцем яры”», — писал Суриков. Сильные духом, ярые сердцем, щедрые на доброту люди составляли основу творчества художника.

О щедрости души говорит тот факт, что на учёбу в Императорской Академии художеств молодому таланту дал денег золотопромышленник П.И.Кузнецов.

3) Тема и идея картины (слайд 4).

Определите тему и идею картины, опираясь на слова В.И.Сурикова: «Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи».

  • 4) Знакомство с творческим наследием художника (слайды 5, 6, 7).
  • Тема удали и силы, широкой казачьей натуры будет звучать и в более поздних полотнах Сурикова: «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин».
  • 5) Погружение в мир картины.

(Слайд 8). Как организовано пространство? Сколько групп людей изображено на картине?

— Чему посвящёна центральная часть полотна? (Всадник, разбивающий снежную стену крепости. Перед нами победитель! Защитники остались позади.)

— Что мы видим справа? (В дорожных санях сидят знатные казаки и казачки, наблюдающие за забавой.)

— Кто изображён слева? (Толпа девушек, парней, замужних женщин с ребятишками.)

— Что объединяет персонажей картины? (Интерес к игре.) Подберите как можно больше определений, эпитетов к слову игра адорная, захватывающая, увлекательная).

  1. (Слайд 9) Опишите всадника (после ответов учащихся учитель на основе появившихся на слайде слов даёт образец искусствоведческого описания фрагмента картины).
  2. — Подберите синонимы, обозначающие главного героя картины (казак, победитель, противник).
  3. — Опишите его фигуру, позу (изображён в стремительном движении, его фигура слилась с конём, они разгорячились и охвачены азартом, всем телом подался вперёд, правой рукой сбивает ледяные фигуры, украшавшие крепость, левой напряжённо сдерживает коня), взгляд, глаза (горят удалым огнём, взгляд устремлён вперёд).
  4. (Слайд 10) Учащиеся по предыдущему образцу сами пытаются описать фрагмент, используя предложенные слова, но сначала проводится
  5. Словарная работа.
  6. Норовистый (прост.) – упрямый, с норовом (норов – 1 нрав, обычай;
  7. 2 упрямство, с причудами (о человеке));
  8. норовить (разг.) – настойчиво стремиться сделать
  9. что-нибудь или добиться чего-нибудь.
  10. Удила – приспособление из железных стержней, прикреплённых к ремням
  11. узды (уздечка – часть конской сбруи, одеваемая на голову
  12. лошади) и вкладываемых в рот лошади.
  13. Закусить удила – зажать их так, что они не действуют.

— Опишите фигуру коня (в мощном прыжке переносит всадника через преграду, передние копыта вскинуты, во все стороны из-под них летят комья снега).

Охарактеризуйте коня (молодой, норовистый, закусил удила, выдувает раздутыми ноздрями горячий воздух, сверкает огненными глазами, грива разметалась).

  • (Слайд 11)
  • — Опишите защитников, их действия и чувства (продолжают в азарте сражаться, размахивая хворостинами; на лицах отражена целая гамма чувств: одни от души веселятся, другие раздосадованы победой противника, третьи готовы продолжать сражаться).
  • — Опишите юношу, изображённого на ближнем плане (он стоит спиной к зрителю, в пылу сражения потеряв шапку, отклонился назад от сбивающего преграду коня, защищается рукой, не отпускающей хворостину) и подростка, стоящего поодаль (одет в светлую нарядную бекешу, смотрит вслед всаднику, у него весёлое, румяное лицо, поднял вверх руку с хворостиной, как будто приветствует противника).
  • Словарная работа.
  • Бекеша – мужское пальто в талию со сборками.
  • (Слайд 12)

— Как изображены зрители (их позы, лица, взгляды)? (В живых позах, увлечённо следят за зрелищем, развернувшись к всаднику, их весёлые, оживлённые взгляды прикованы к движениям коня и казака-победителя; сидят в кошеве, на спинку которой накинут чёрный ковёр, богато расшитый яркими букетами; богатое узорочье ковра, нарядно изукрашенная зелёная дуга, чистые оттенки снега и неба звучат весёлым «перезвоном».)

Словарная работа.

Кошева (сиб.) – розвальни, дорожные сани.

6) Осмысление глаголов действия.

(Слайд 13) Задание: распределить данные глаголы в соответствии с действиями персонажей картины.

Казак-победитель Конь Защитники Зрители

Располагаться, прорваться, стегать, пугать, разметаться, подбадривать, пробиться, нестись, ворваться, разбивать, хохотать, толпиться, сшибать, слиться, сверкать, разгорячиться, сбивать, сдерживать, лететь, закусить (удила), размахивать, успеть, перескакивать, следить, приветствовать, грозить, веселиться, сжимать, защищаться.

7) Коллективное обсуждение плана сочинения. (Слайд 14)

I. Вступление (сведения о художнике).

  1. II. Основная часть:
  2. а) тема, сюжет и композиция картины;
  3. б) бесстрашный всадник и конь;
  4. в) отважные защитники снежного городка;
  5. г) увлечённые зрители.

III. Заключение (идея картины, мои впечатления).

Библиография:

  1. И.П.Васильевых. Уроки русского языка. 6 класс. С. 144 – 145.

  2. В.Б.Розенвассер. В.И.Суриков. С. 3 – 6, 42 – 43.

3. Г.П.Перепёлкина. В.И.Суриков. С. 88 – 93.

5

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/sochinieniie-po-kartinie-surikova-vziatiie-sniezhn.html

Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»

Суриков поистине народный художник, так как в его произведениях ярко выражены отдельные острые моменты жизни народа. Суриков при создании своих картин, как будто воспроизводит прошлое во всех его деталях. Он передает всю трагичность тех минувших дней и заставляет переживать их заново.

Картина Сурикова «Степан Разин», была написана в период с 1903 по 1907 год. На картине изображены соратники Степана Разина и сам он. По водной глади плывет ладья, часть казаков в руках держат весла, обеспечивая движение. Остальные веселятся и куражатся и лишь сам атаман, либо дремлет, либо погружен в глубокие мысли, возможно о том, куда ведет их путь.

Волжская гладь тревожится набегающей волной, некоторые из казаков смотрят за борт. О чем думает Степан Разин остается только догадываться. Возможно о восточной княжне, брошенной за борт и безвозвратно поглощенной волной. Возможно сожалея о сделанном и сожалея о том, что нельзя было поступить иначе. Художник не дает полной ясности в картине, как бы оставляя домыслить зрителю.

По словам самого автора, картина долго дорабатывалась и из-за того, долго продавалась. Удалось ли автору передать характер того времени и тех событий? Несомненно, безграничное водное пространство отождествляется с полной свободой и меж тем, эта свобода лишь условная. Что ждет их в дальнейшем, определит время, а сейчас они довольны своей судьбой и предоставленной свободой.

Атаман расположился в центре ладьи, которая так легко бежит по водной глади. Вся картина пронизана яркостью солнечного света, паруса наполнены ветром, чувствуется свежесть воздуха и запах свободы. Властный характер Степана Разина художнику удалось передать, даже в спящем, или дремлющем состоянии.

Ликуют казаки, возможно возвращаясь из похода с хорошей добычей, рисуя заоблачные дали, хорошую райскую жизнь и возможно только атаман понимает, что ждет их впереди. Но пока и он чинно подчиняется солнечному теплу и свежему воздуху и отдается во власть дремоты, под шум набегающих волн и ликование хмельных казаков.

Когда-то Суриков о своей работе скажет, что ему так и не удалось передать образ атамана Степана Разина. Но истинные ценители творчества Сурикова считают совсем наоборот. Хотя этот образ нельзя охарактеризовать однозначно. Каждая эпоха рассматривает его со своей точки зрения.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-surikova-stepan-razin.html

Ссылка на основную публикацию