Сочинение основные темы и мотивы лирики пушкина

Библиотека произведений Александра Сергеевича Пушкина очень богата. Она содержит работы разных жанров и на разные темы. Все творчество поэта литературоведы делят на несколько периодов. Всего их пять и каждый из них связан с определенным событием в жизни Пушкина: окончание лицея, южная ссылка и другие.

На вопрос: «Что же стало предметом лирики Александра Сергеевича?»- нельзя ответить однозначно.

Он писал и о любви, и о дружбе, и о Родине, затрагивал в том числе и философские темы. Вполне можно сказать, что предметом его лирики стало все.

Но, наверное, главной и основной для поэта стала тема любви, которую он воспевал, а в самом начале своего творчества возвышал и возводил в ранг самых ценных человеческих чувств, как, например, в его стихотворении «Любовь одна- веселье жизни хладной»:

…Стократ блажен, кто в юности прелестной

  • Сей быстрый миг поймает на лету;
  • Кто к радостям и неге неизвестной
  • Стыдливую приклонит красоту!
  • Но постепенно с взрослением и развитием своего творчества, поэт переосмысляет данную тему. Он начинает уделять большое внимание чувствам и переживаниям женщины, а также наслаждаться даже грустью любви:

…Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Еще одним направлением в творчестве Пушкина является тема дружбы. Произведения на данную тему в основном посвящены друзьям лицейской поры поэта: И.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Пущину, А. Дельвигу, и В. Кюхельбекеру. Дружба в юности воплощала для Пушкина беззаботность и радость.

Тема дружбы, как и тема любви, постепенно эволюционирует. Писатель начинает видеть в ней трагичность, печаль, разочарование от потери близких друзей. Особо остро такие мотивы чувствуются в его произведении «Двенадцатое октября»:

Печален я: со мною друга нет…

…Я пью один, и на берегах Невы

Меня друзья сегодня именуют…

  1. Но многие ль и там из вас пируют?
  2. Еще кого не досчитались вы?
  3. Следующей важной и громкой темой в Пушкинской лирике стала тема свободы. Во многих произведениях поэта можно увидеть мотивы свободолюбия, желания ограничения абсолютной власти царя, например, в оде «Вольность»:

…Владыки! вам венец и трон

  • Дает закон- а не природа;
  • Стоите выше вы народа,
  • Но вечный выше вас Закон.
  • Александр Сергеевич в ней обращается к власти, в строках звучит явный призыв к ограничению полномочий царя Законом, то есть Конституцией.

Позже автор отходит от строго политического понимания свободы и проявляет интерес к свободе простого русского человека. То есть, данная тема тоже по- своему эволюционирует. Это хорошо заметно в стихотворении «Деревня»:

…Увижу ль, о друзья! народ угнетенный

И рабство, падшее по манию царя…

Апогеем гимна свободе, уже личной, становится произведение «Из Пиндемонти», где есть строка:

…Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…

Конечно, говоря о творчестве Пушкина, нельзя обойти одну из глубоких философских тем, тему поэта и поэзии. Александр Сергеевич осознавал, что поэт в обществе одинок и часто может быть не понят, что шум и похвала толпы лишь периодична и непостоянна, временна. Это очень ярко звучит в одном из его стихотворений:

…Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Еще одним из произведений на данную тему стал «Памятник». В нем звучит вера в то, что творчество поэта бессмертно, что оно останется в сердцах его почитателей и что сам поэт после смерти останется жив благодаря своим творениям, что подтверждают строки:

…Нет, весь я не умру- душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

Лирика великого Александра Сергеевича с течением лет не теряет своей актуальности, ведь автор затронул самые живые и насущные даже для наших дней темы, вечные темы, в каждой из которых наблюдается постепенная эволюция мыслей, чувств лирического героя. Творчество, лирика Пушкина развивались вместе с ним, с его духовным миром, его воззрением на все окружающее.

Полезный материал по теме:

Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/osnovnye-temy-i-motivy-pushkinskoj-liriki

Основные мотивы лирики Пушкина

Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей.

Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается его лично.

Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество — вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.

Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «вольности» — своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». Но какие бы политические страсти кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом.

Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время требует не только новых тем, но и нового их решения.

Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастности, которая была присуща только интимной лирике, например, стихотворение «К Чаадаеву».

Одна из главных тем творчества Пушкина — тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта по отношению к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отражена в стихотворении «Разговор книготорговца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

  • И так любовью утомленный,
  • Наскучит лепетом молвы,
  • Заране отказались вы
  • От вашей лиры вдохновенной.
  • Теперь, оставя шумный свет,
  • И муз, и ветреную моду,
  • Что ж изберете вы?
  • Поэт:
  • Свободу.

В стихотворении «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все происходящее на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии.

В начале стихотворения отражается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новую силу чувствам и способностям поэта.

Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:

  1. «И Бога глас ко мне воззвал:
  2. «Восстань, пророк, и виждь,
  3. и внемли, исполнись волею моей,
  4. и, обходя моря и земли,
  5. глаголом жги сердца людей ».

Любовная лирика Пушкина удивительно богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности.

Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержанию произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание).

Например, известное стихотворение «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

НоПушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм.

Гуманизм проявляется прежде всего в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже если этот выбор не в его пользу. Наиболее характерный пример — стихотворение «Я вас любил».

Его любовь — это прежде всего любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувства.

  • Любовь, с Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдания. Яркий пример такого взгляда на любовь — стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла …»:
  • И сердце вновь горит и любит — оттого,
  • Что не любить оно не может.
Читайте также:  Новогодняя ночь - сочинение (3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс)

Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследии поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, отражающая вечную течение жизни, неподвластную человека.

Увиршах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудра и справедлива, Пушкин склоняет голову перед самым чудом жизни, которое в его лирике прекрасна в любых проявлениях.

К философской лирики относятся и произведения, где Пушкин излагает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятие раб и властитель, в его воображении эти лица равноправны, поэтому возникают такие строки:

Но человека человек

Послал к Анчар властным взглядом …

Вина за то, что зло, которое воплощает Анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство — это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

Пушкин — первый русский писатель мирового значения, имевшего влияние не только на российский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

Источник: http://www.1kessay.ru/read/670

Лирика Пушкина (конспект лекции)

1. Тематика лирики А.С. Пушкина
2. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина
3. Тема дружбы
4. Любовная лирика
5. Тема поэта и поэзии

6. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

1. Тематика лирики А.С. Пушкина

А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:

  • ✓      свободы;
  • ✓      дружбы;
  • ✓      любви;
  • ✓      поэта и поэзии;
  • ✓      природы;
  • ✓      философские и др.

2. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:

  1. ✓      «К Чаадаеву» (1818), имеющее следующие особенности:
  2. •        написано в жанре дружеского послания;
  3. •        наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;
  4. •        развивается гражданская тема;
  5. •        присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;
  6. ✓      «Деревня» (1819), которое имеет следующие особенности:
  7. •        направлено против крепостного права и «барства дикого»;
  8. •        противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;
  9. •        описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:
  10. —        труд как непременное условие жизни в деревне;
  11. —        точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;
  12. —        динамика в изображении явлений;
  13. ✓      ''Узник» (1822), которое можно охарактеризовать следующим образом:
  14. •        отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;
  15. •        использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;
  16. •        усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. — центральной антитезы плен — свобода;
  17. ✓      «Анчар» (1828), имеющее следующие особенности:
  18. •        использование дерева как символа смерти и зла;
  19. •        осуждение рабства, деспотизма;
  20. •        утверждение свободы человеческой личности.

3. Тема дружбы

Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место — она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:

  • ✓      «Чаадаеву» (1821), имеющее следующие особенности:
  • •        ведущей темой послания является дружеская привязанность, что отличает его от послания «К Чаадаеву» (1818);
  • •        развивает мотив одиночества;
  • •        дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;
  • ✓      «19 октября» (1825), имеющее следующие особенности:
  • •        написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;

•        использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);

•        развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;

✓      стихи, посвященные Ивану Пущину.

4. Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

✓      «Я помню чудное мгновенье…» (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:

  1. •        рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;
  2. •        раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;
  3. •        имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

✓      «Не пой, красавица, при мне…» (1828), имеющее следующие особенности:

•        необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

•        жанр стихотворения — элегия — воспоминание;

✓      «Я Вас любил…» (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности:

  • •        раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;
  • •        выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;
  • •        описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;
  • •        имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;
  • •        используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;
  • •        кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

5. Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

  1. ✓      «Пророк» (1826), имеющее следующие особенности:
  2. •        отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;
  3. •        имеет мотивы декабристской поэзии;
  4. •        проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);
  5. •        включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;
  6. ✓      «Поэт» (1827), которое:
  7. •        перекликается с «Пророком»;

•        предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

  • •        описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;
  • •        указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;
  • •        носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;
  • ✓      «Поэт и толпа» (1828), имеющее следующие особенности:
  • •        раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой «черни»;
  • •        обличается невежество светской «черни» — толпы;
  • •        используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;
  • •        дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:
  • —        недопустимость дидактики и морализаторства;
  • —        воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;
  • —        свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.
Читайте также:  Сочинение звездное небо 2, 3, 4, 5, 6, 7 класс

6. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, рассмотренных ранее, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина. Данное стихотворение можно охарактеризовать следующим образом:

✓      продолжает устойчивую и в мировой, и в русской поэзии традицию разработки темы памятника, через которую выражалось поэтическое самосознание поэта, и к этой традиции обращались такие поэты, как В. Капнист, А. Востоков. С. Тучков, Г. Державин;

  1. ✓      испытывает сильное влияние стихотворения «Памятник» Г. Державина, и это выражается в следующем:
  2. •        сходство названия стихотворения;
  3. •        использование выражений, присутствующих в стихотворении Державина;
  4. •        определение сути своих поэтических заслуг и ценности творчества;
  5. •        композиционное, строфическое, ритмическое и лексическое сходство:
  6. —        шестистопный ямб;
  7. —        разделенность на пять строф;
  8. —        ритм александрийского стиха;
  9. —        цезура;
  10. ✓      отличается от державинского стихотворения следующими особенностями:
  11. •        соединение образа идеального памятника с реальными чертами;
  12. •        простота языка в некоторых строфах;
  13. •        сочетание традиционности и новизны языка, что выражается в присутствии фонетических архаизмов и библейского стиля («сущий», «всяк», «дикой») и одновременно выражений, несущих новый, непривычный смысл («друг степей калмык», «ныне дикой тунгус» и др.);
  14. •        своеобразие языка, когда некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, тем самым создавая богатый подтекст;
  15. •        богатство средств поэтической выразительности, к которым относятся:
  16. —        эпитеты («главой непокорной»);
  17. —        олицетворения («Веленью Божию, о Муза, будь послушна»);

—        метонимия («Что чувства добрые я лирой пробуждал…»);

—        синекдоха («И гордый внук славян…»);

  • ✓      имеет своеобразную композиционную структуру:
  • •        информативную часть (1 — 16 строки);
  • •        манифестирующую часть (17—20 строки);
  • •        развитие в каждой последующей строфе мотива предыдущей;
  • ✓      в жанровом отношении является одой, которая, будучи типичным жанром классицизма, у Пушкина приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующем:
  • •        срастается с жанром «поэтического размышления», имеющим ярко выраженные публицистические черты;
  • •        отвергает проставление империи и державной власти, тем самым разрушая саму суть жанра оды.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/lirika_pushkina_konspekt_lekcii/53-1-0-2236

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

Нет ни одной стороны жизни, которую не отразил бы А.С. Пуш­кин в своей поэзии. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Н.В. Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом». Лю­бовь и смерть, стремление к свободе и размышление о роли поэзии, природа и история — все гармонично и естественно вошло в стихи Пушкина.

Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина зарождаются еще в лицейские годы. В раннем стихотворении «К Лицинию» поэт предостерегает современников: «Свободой Рим возрос, а рабст­вом погублен».

Обличение самодержавия и крепостничества в оде «Вольность» и стихотворении «Деревня» отражало понимание Пушкиным свободы как личной независимости, свободы взглядов, свободы крестьян от крепостничества.

Настроения лучшей части дворян­ской молодежи, охваченной революционным романтизмом, выразил поэт в дружеском послании П.Я. Чаадаеву — участнику войны 1812 г., члену «Союза благоденствия» — организации бу­дущих декабристов, философу. В стихотворении «К Чаадаеву» сливаются интимные и гражданские мотивы.

Стихотворение про­низано высоким гражданским пафосом и оптимизмом: Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластьяНапишут наши имена!

После поражения декабристов Пушкин не отрекается от сво­их взглядов. В стихотворении «Арион» в аллегорической форме, используя античную легенду о знаменитом певце, поэт воссоз­дает события на Сенатской площади.

Пушкин не скрывает своей связи с декабристами: «Нас было много на челне… Пловцам я пел», но буря разметала всех по морю. Не многие устояли, не многие выплыли.

Но певец волею судеб остался жив и верен своим принципам: «Я гимны прежние пою».

Послание Пушкина «В Сибирь» было передано ссыльным де­кабристам с Марией Волконской, которая добровольно ехала к мужу на каторгу. Это стихотворение стало психологической под­держкой декабристам:

Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье.Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.

Поэт стремился вселить в декабристов уверенность в ненапрасности их дела, веру в грядущую победу и торжество свобо­ды, когда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут…». Это сти­хотворение было актом гражданского мужества Пушкина, не отрекшегося от опальных друзей.

Одно из самых ярких политических стихотворений Пушкина — «Анчар». Оно, как и «Арион», построено на аллегории.

Поэт ис­пользует полулегендарные сведения о растущем в пустыне ядо­витом дереве как аллегорию самодержавной политики. Среди «чахлой и сухой» пустыни, «как грозный часовой», стоит ан­чар, источающий яд.

Ни зверь, ни птица не приближаются к «древу смерти». Но в условиях деспотизма, когда нарушены за­коны естественного равенства людей,

… человека человекПослал к анчару властным взглядом.

Для владыки жизнь раба не имеет цены. Выполнив приказ, раб доставляет владыке яд и сам умирает. Судьба его трагична. Деспотизм несет гибель не только людям своей страны, но и «соседям в чуждые пределы». Он порождает войны, уничтоже­ние других людей.

Стремление к свободе, воле, независимости характеризует героев романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Цыганы». Герои этих поэм чувствуют свой разрыв с окружающей действительностью, ищут независимость, но представляют ее только вне общества, вне цивилизации. Та­кая свобода оказывается иллюзорной.

С вольнолюбивой лирикой тесно связана тема поэта и поэзии. Пушкин провозглашает задачу поэта и его творчества в стихотворении-декларации «Пророк».

Томимый духовной жаждой, поэт должен стать проповедником истины и добра.

В поэзии не­обходимо дать место всему многообразному миру, а не только прекрасному в нем, как утверждали некоторые поэты — совре­менники Пушкина. Поэт-пророк обязан видеть и низкое, и воз­вышенное:

И горний ангелов полет,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.

Он не может быть бестрепетным наблюдателем. Поэзия толь­ко тогда воздействует на других, когда прошла через сердце по­эта, которое «угль, пылающий огнем». Пушкин призывает поэта выполнить свою миссию:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.

Призывая поэта на гражданское служение, Пушкин пони­мал вместе с тем поэзию как божественный дар («Поэт», «По­эту»), которому в современном ему обществе уготована часто трагическая судьба, одиночество и непонимание читателями («Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа»).

Поэтиче­ским завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» К теме поэтического памятника обращались многие поэты еще со времен римского поэта Гора­ция, начало оды которого Пушкин поставил эпиграфом к сво­ему «Памятнику». В русской поэзии известны стихи М.В. Ломо­носова «Я знак бессмертия себе воздвигнул.

Превыше пирамид и крепче меди…» и Г.Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чу­десный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид…». В «Па­мятнике» Пушкина впервые прозвучала мысль о мировом зна­чении его как истинно русского национального поэта, к кото­рому «не зарастет народная тропа». Пушкин ценит поэтическую славу выше царской.

Читайте также:  Сочинение борис в пьесе гроза (образ и характеристика)

Он выполнил истинное назначение поэта тем, что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Пушкин уверен, что великая поэзия не знает границ, она близка всем людям «в подлунном мире».

В «Памятнике» Пушкин выдвинул идеи народности, граж­данственности, гуманизма поэзии как ее определяющих качеств.

Большое место в творчестве Пушкина занимает тема любви и дружбы. Пушкин преклонялся перед красотой женщины, воспе­вал ее. Многие стихи посвящены конкретным адресатам, на­пример «К Осиповой», «К Раевской». В некоторых имя зашиф­ровано, как в стихах «К К***», где отражены сложные пережи­вания отношений с А.П. Керн.

Для Пушкина героиня — олицетворение женственности, гра­ции, «гений чистой красоты». Можно сказать, что это не кон­кретная женщина в ее реальном телесном облике, а образ люб­ви вообще — «божество и вдохновенье».

В небольшом стихотворении дважды происходит смена инто­наций: восторженность от «чудного мгновенья» первой встречи сменяется горечью вынужденного одиночества, когда Материал с сайта //iEssay.ru

В глуши, во мраке заточеньяТянулись тихо дни моиБез божества, без вдохновенья,Без слез, без жизни, без любви.

Затем опять встреча с любимой пробуждает душу поэта, все­ляет в нее вдохновенье. Любовь преображает человека. Стихотво­рение звучит как гимн любви, гимн жизни.

Любовная лирика Пушкина очаровывает чистотой, возвышен­ностью переживаемых чувств, их глубиной. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Не пой, красавица, при мне…» напол­нены печалью от разлуки с любимой. Даже прекрасная природа Кавказа не может развеять грусть сердца, которое горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Стихи «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальной», «В последний раз твой образ милый» согреты безмерной нежностью, благородством. Поэт воспевает также неразделен­ную любовь.

В стихотворении «Я вас любил…» герой «то робо­стью, то ревностью томим», испытывает муки безответной любви. Несмотря на неразделенность чувства, поэт желает женщине счастья, поднимаясь над эгоизмом отвергнутого.

Подлинно бла­городны идущие от сердца слова:

Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам бог любимой быть другим.

Для Пушкина любовь — это всегда светлое чувство, вселяю­щее оптимизм, веру в жизнь даже в безответности. Любовь — это благо, Богом дар (человеку, возвышающее и облагораживаю­щее его).

На этой странице материал по темам:

  • основные мотивы лирики а.с пушкина
  • основные мотивы лирики пушкина сочинение краткое
  • чем близка лирика а.с. пушкина к современному читателю
  • гражданские мотивы в лирике пушкина деревня
  • сочинение на тему мотивы лирики пушкина

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/obshhie-temy/osnovnye-motivy-liriki-a.-s.-pushkina

Основные мотивы лирики Пушкина

Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина – это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.

Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество – вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.

Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода “Вольность” – своеобразное поэтическое выражение идей “Союза благоденствия”. Но какие бы политические страсти не кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом.

Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время нуждается не только в новых темах, но и новом их решении.

Одна из главных тем творчества Пушкина – тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом”. Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

  • И так любовью утомленный
  • Наскуча лепетом молвы
  • Заране отказались вы
  • Вот вашей лиры вдохновенной.
  • Теперь, оставя шумный свет
  • И муз, и ветреную моду
  • Что же изберете вы?
  • Поэт:
  • Свободу.

В поэзии “Пророк” поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии.

В начале стихотворения отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта.

Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:

  1. “И бога глас ко мнет воззвал:
  2. “Восстань, пророк, и виждь
  3. И внемли, исполнись волей моей
  4. И, обходя моря и земли
  5. Глаголом жги сердца людей!”

Любовная лирика Пушкина на удивление богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения.

Например, известная поэзия “К ***” , с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его почтенном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не на его пользу. Самый характерный пример – поэзия “Я вас любил”.

Его любовь – это в первую очередь любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувству.

Любовь, за Пушкиным, это не аномалия, это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимность, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь – поэзия “На холмах Грузии лежит ночная мгла.”:

И сердце вновь горит и любит – оттого

Что не любит оный не может.

Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта – философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластного человека.

В стихах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об укладе мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкин склоняет председателя перед самим чудом жизни, которое в его лирике прекрасное в любых проявлениях.

К философской лирике принадлежат и произведения, где Пушкин выкладывает свои взгляды на человеческое общество. Например, “Анчар”. Он не противопоставляет понятие раб и обладатель, в его воображении эти лица равноправные, потому возникают такие строки:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство – это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

Пушкин – первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература “вышла из Пушкина”. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

(2 votes, average: 3.50

Источник: https://goldsoch.info/osnovnye-motivy-liriki-pushkina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector