Библиотека произведений Александра Сергеевича Пушкина очень богата. Она содержит работы разных жанров и на разные темы. Все творчество поэта литературоведы делят на несколько периодов. Всего их пять и каждый из них связан с определенным событием в жизни Пушкина: окончание лицея, южная ссылка и другие.
На вопрос: «Что же стало предметом лирики Александра Сергеевича?»- нельзя ответить однозначно.
Он писал и о любви, и о дружбе, и о Родине, затрагивал в том числе и философские темы. Вполне можно сказать, что предметом его лирики стало все.
Но, наверное, главной и основной для поэта стала тема любви, которую он воспевал, а в самом начале своего творчества возвышал и возводил в ранг самых ценных человеческих чувств, как, например, в его стихотворении «Любовь одна- веселье жизни хладной»:
…Стократ блажен, кто в юности прелестной
- Сей быстрый миг поймает на лету;
- Кто к радостям и неге неизвестной
- Стыдливую приклонит красоту!
- Но постепенно с взрослением и развитием своего творчества, поэт переосмысляет данную тему. Он начинает уделять большое внимание чувствам и переживаниям женщины, а также наслаждаться даже грустью любви:
…Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Еще одним направлением в творчестве Пушкина является тема дружбы. Произведения на данную тему в основном посвящены друзьям лицейской поры поэта: И.
Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Пущину, А. Дельвигу, и В. Кюхельбекеру. Дружба в юности воплощала для Пушкина беззаботность и радость.
Тема дружбы, как и тема любви, постепенно эволюционирует. Писатель начинает видеть в ней трагичность, печаль, разочарование от потери близких друзей. Особо остро такие мотивы чувствуются в его произведении «Двенадцатое октября»:
Печален я: со мною друга нет…
…Я пью один, и на берегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
- Но многие ль и там из вас пируют?
- Еще кого не досчитались вы?
- Следующей важной и громкой темой в Пушкинской лирике стала тема свободы. Во многих произведениях поэта можно увидеть мотивы свободолюбия, желания ограничения абсолютной власти царя, например, в оде «Вольность»:
…Владыки! вам венец и трон
- Дает закон- а не природа;
- Стоите выше вы народа,
- Но вечный выше вас Закон.
- Александр Сергеевич в ней обращается к власти, в строках звучит явный призыв к ограничению полномочий царя Законом, то есть Конституцией.
Позже автор отходит от строго политического понимания свободы и проявляет интерес к свободе простого русского человека. То есть, данная тема тоже по- своему эволюционирует. Это хорошо заметно в стихотворении «Деревня»:
…Увижу ль, о друзья! народ угнетенный
И рабство, падшее по манию царя…
Апогеем гимна свободе, уже личной, становится произведение «Из Пиндемонти», где есть строка:
…Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…
Конечно, говоря о творчестве Пушкина, нельзя обойти одну из глубоких философских тем, тему поэта и поэзии. Александр Сергеевич осознавал, что поэт в обществе одинок и часто может быть не понят, что шум и похвала толпы лишь периодична и непостоянна, временна. Это очень ярко звучит в одном из его стихотворений:
…Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Еще одним из произведений на данную тему стал «Памятник». В нем звучит вера в то, что творчество поэта бессмертно, что оно останется в сердцах его почитателей и что сам поэт после смерти останется жив благодаря своим творениям, что подтверждают строки:
…Нет, весь я не умру- душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит…
Лирика великого Александра Сергеевича с течением лет не теряет своей актуальности, ведь автор затронул самые живые и насущные даже для наших дней темы, вечные темы, в каждой из которых наблюдается постепенная эволюция мыслей, чувств лирического героя. Творчество, лирика Пушкина развивались вместе с ним, с его духовным миром, его воззрением на все окружающее.
Полезный материал по теме:
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/osnovnye-temy-i-motivy-pushkinskoj-liriki
Основные мотивы лирики Пушкина
Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей.
Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается его лично.
Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество — вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.
Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «вольности» — своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». Но какие бы политические страсти кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом.
Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время требует не только новых тем, но и нового их решения.
Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастности, которая была присуща только интимной лирике, например, стихотворение «К Чаадаеву».
Одна из главных тем творчества Пушкина — тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта по отношению к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отражена в стихотворении «Разговор книготорговца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:
- И так любовью утомленный,
- Наскучит лепетом молвы,
- Заране отказались вы
- От вашей лиры вдохновенной.
- Теперь, оставя шумный свет,
- И муз, и ветреную моду,
- Что ж изберете вы?
- Поэт:
- Свободу.
В стихотворении «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все происходящее на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии.
В начале стихотворения отражается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новую силу чувствам и способностям поэта.
Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:
- «И Бога глас ко мне воззвал:
- «Восстань, пророк, и виждь,
- и внемли, исполнись волею моей,
- и, обходя моря и земли,
- глаголом жги сердца людей ».
Любовная лирика Пушкина удивительно богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности.
Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержанию произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание).
Например, известное стихотворение «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.
НоПушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм.
Гуманизм проявляется прежде всего в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже если этот выбор не в его пользу. Наиболее характерный пример — стихотворение «Я вас любил».
Его любовь — это прежде всего любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувства.
- Любовь, с Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдания. Яркий пример такого взгляда на любовь — стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла …»:
- И сердце вновь горит и любит — оттого,
- Что не любить оно не может.
Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследии поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, отражающая вечную течение жизни, неподвластную человека.
Увиршах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудра и справедлива, Пушкин склоняет голову перед самым чудом жизни, которое в его лирике прекрасна в любых проявлениях.
К философской лирики относятся и произведения, где Пушкин излагает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятие раб и властитель, в его воображении эти лица равноправны, поэтому возникают такие строки:
Но человека человек
Послал к Анчар властным взглядом …
Вина за то, что зло, которое воплощает Анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство — это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.
Пушкин — первый русский писатель мирового значения, имевшего влияние не только на российский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.
Источник: http://www.1kessay.ru/read/670
Лирика Пушкина (конспект лекции)
1. Тематика лирики А.С. Пушкина
2. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина
3. Тема дружбы
4. Любовная лирика
5. Тема поэта и поэзии
6. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
1. Тематика лирики А.С. Пушкина
А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:
- ✓ свободы;
- ✓ дружбы;
- ✓ любви;
- ✓ поэта и поэзии;
- ✓ природы;
- ✓ философские и др.
2. Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина
Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:
- ✓ «К Чаадаеву» (1818), имеющее следующие особенности:
- • написано в жанре дружеского послания;
- • наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;
- • развивается гражданская тема;
- • присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;
- ✓ «Деревня» (1819), которое имеет следующие особенности:
- • направлено против крепостного права и «барства дикого»;
- • противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;
- • описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:
- — труд как непременное условие жизни в деревне;
- — точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;
- — динамика в изображении явлений;
- ✓ ''Узник» (1822), которое можно охарактеризовать следующим образом:
- • отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;
- • использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;
- • усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. — центральной антитезы плен — свобода;
- ✓ «Анчар» (1828), имеющее следующие особенности:
- • использование дерева как символа смерти и зла;
- • осуждение рабства, деспотизма;
- • утверждение свободы человеческой личности.
3. Тема дружбы
Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место — она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:
- ✓ «Чаадаеву» (1821), имеющее следующие особенности:
- • ведущей темой послания является дружеская привязанность, что отличает его от послания «К Чаадаеву» (1818);
- • развивает мотив одиночества;
- • дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;
- ✓ «19 октября» (1825), имеющее следующие особенности:
- • написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;
• использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);
• развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;
✓ стихи, посвященные Ивану Пущину.
4. Любовная лирика
Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:
✓ «Я помню чудное мгновенье…» (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:
- • рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;
- • раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;
- • имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;
✓ «Не пой, красавица, при мне…» (1828), имеющее следующие особенности:
• необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;
• жанр стихотворения — элегия — воспоминание;
✓ «Я Вас любил…» (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности:
- • раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;
- • выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;
- • описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;
- • имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;
- • используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;
- • кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.
5. Тема поэта и поэзии
Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:
- ✓ «Пророк» (1826), имеющее следующие особенности:
- • отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;
- • имеет мотивы декабристской поэзии;
- • проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);
- • включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;
- ✓ «Поэт» (1827), которое:
- • перекликается с «Пророком»;
• предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;
- • описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;
- • указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;
- • носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;
- ✓ «Поэт и толпа» (1828), имеющее следующие особенности:
- • раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой «черни»;
- • обличается невежество светской «черни» — толпы;
- • используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;
- • дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:
- — недопустимость дидактики и морализаторства;
- — воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;
- — свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.
6. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) представляет собой синтез многих тем и мотивов лирики Пушкина, рассмотренных ранее, и имеет тесную связь с русской поэзией второй половины XVIII в., в частности с поэзией Державина. Данное стихотворение можно охарактеризовать следующим образом:
✓ продолжает устойчивую и в мировой, и в русской поэзии традицию разработки темы памятника, через которую выражалось поэтическое самосознание поэта, и к этой традиции обращались такие поэты, как В. Капнист, А. Востоков. С. Тучков, Г. Державин;
- ✓ испытывает сильное влияние стихотворения «Памятник» Г. Державина, и это выражается в следующем:
- • сходство названия стихотворения;
- • использование выражений, присутствующих в стихотворении Державина;
- • определение сути своих поэтических заслуг и ценности творчества;
- • композиционное, строфическое, ритмическое и лексическое сходство:
- — шестистопный ямб;
- — разделенность на пять строф;
- — ритм александрийского стиха;
- — цезура;
- ✓ отличается от державинского стихотворения следующими особенностями:
- • соединение образа идеального памятника с реальными чертами;
- • простота языка в некоторых строфах;
- • сочетание традиционности и новизны языка, что выражается в присутствии фонетических архаизмов и библейского стиля («сущий», «всяк», «дикой») и одновременно выражений, несущих новый, непривычный смысл («друг степей калмык», «ныне дикой тунгус» и др.);
- • своеобразие языка, когда некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, тем самым создавая богатый подтекст;
- • богатство средств поэтической выразительности, к которым относятся:
- — эпитеты («главой непокорной»);
- — олицетворения («Веленью Божию, о Муза, будь послушна»);
— метонимия («Что чувства добрые я лирой пробуждал…»);
— синекдоха («И гордый внук славян…»);
- ✓ имеет своеобразную композиционную структуру:
- • информативную часть (1 — 16 строки);
- • манифестирующую часть (17—20 строки);
- • развитие в каждой последующей строфе мотива предыдущей;
- ✓ в жанровом отношении является одой, которая, будучи типичным жанром классицизма, у Пушкина приобретает определенные особенности, заключающиеся в следующем:
- • срастается с жанром «поэтического размышления», имеющим ярко выраженные публицистические черты;
- • отвергает проставление империи и державной власти, тем самым разрушая саму суть жанра оды.
Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. — М.: А-Приор, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/lirika_pushkina_konspekt_lekcii/53-1-0-2236
Основные мотивы лирики А. С. Пушкина
Нет ни одной стороны жизни, которую не отразил бы А.С. Пушкин в своей поэзии. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Н.В. Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом». Любовь и смерть, стремление к свободе и размышление о роли поэзии, природа и история — все гармонично и естественно вошло в стихи Пушкина.
Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина зарождаются еще в лицейские годы. В раннем стихотворении «К Лицинию» поэт предостерегает современников: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».
Обличение самодержавия и крепостничества в оде «Вольность» и стихотворении «Деревня» отражало понимание Пушкиным свободы как личной независимости, свободы взглядов, свободы крестьян от крепостничества.
Настроения лучшей части дворянской молодежи, охваченной революционным романтизмом, выразил поэт в дружеском послании П.Я. Чаадаеву — участнику войны 1812 г., члену «Союза благоденствия» — организации будущих декабристов, философу. В стихотворении «К Чаадаеву» сливаются интимные и гражданские мотивы.
Стихотворение пронизано высоким гражданским пафосом и оптимизмом: Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,Россия вспрянет ото сна,И на обломках самовластьяНапишут наши имена!
После поражения декабристов Пушкин не отрекается от своих взглядов. В стихотворении «Арион» в аллегорической форме, используя античную легенду о знаменитом певце, поэт воссоздает события на Сенатской площади.
Пушкин не скрывает своей связи с декабристами: «Нас было много на челне… Пловцам я пел», но буря разметала всех по морю. Не многие устояли, не многие выплыли.
Но певец волею судеб остался жив и верен своим принципам: «Я гимны прежние пою».
Послание Пушкина «В Сибирь» было передано ссыльным декабристам с Марией Волконской, которая добровольно ехала к мужу на каторгу. Это стихотворение стало психологической поддержкой декабристам:
Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье.Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.
Поэт стремился вселить в декабристов уверенность в ненапрасности их дела, веру в грядущую победу и торжество свободы, когда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут…». Это стихотворение было актом гражданского мужества Пушкина, не отрекшегося от опальных друзей.
Одно из самых ярких политических стихотворений Пушкина — «Анчар». Оно, как и «Арион», построено на аллегории.
Поэт использует полулегендарные сведения о растущем в пустыне ядовитом дереве как аллегорию самодержавной политики. Среди «чахлой и сухой» пустыни, «как грозный часовой», стоит анчар, источающий яд.
Ни зверь, ни птица не приближаются к «древу смерти». Но в условиях деспотизма, когда нарушены законы естественного равенства людей,
… человека человекПослал к анчару властным взглядом.
Для владыки жизнь раба не имеет цены. Выполнив приказ, раб доставляет владыке яд и сам умирает. Судьба его трагична. Деспотизм несет гибель не только людям своей страны, но и «соседям в чуждые пределы». Он порождает войны, уничтожение других людей.
Стремление к свободе, воле, независимости характеризует героев романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Цыганы». Герои этих поэм чувствуют свой разрыв с окружающей действительностью, ищут независимость, но представляют ее только вне общества, вне цивилизации. Такая свобода оказывается иллюзорной.
С вольнолюбивой лирикой тесно связана тема поэта и поэзии. Пушкин провозглашает задачу поэта и его творчества в стихотворении-декларации «Пророк».
Томимый духовной жаждой, поэт должен стать проповедником истины и добра.
В поэзии необходимо дать место всему многообразному миру, а не только прекрасному в нем, как утверждали некоторые поэты — современники Пушкина. Поэт-пророк обязан видеть и низкое, и возвышенное:
И горний ангелов полет,И гад морских подводный ход,И дольней лозы прозябанье.
Он не может быть бестрепетным наблюдателем. Поэзия только тогда воздействует на других, когда прошла через сердце поэта, которое «угль, пылающий огнем». Пушкин призывает поэта выполнить свою миссию:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей.И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.
Призывая поэта на гражданское служение, Пушкин понимал вместе с тем поэзию как божественный дар («Поэт», «Поэту»), которому в современном ему обществе уготована часто трагическая судьба, одиночество и непонимание читателями («Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа»).
Поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» К теме поэтического памятника обращались многие поэты еще со времен римского поэта Горация, начало оды которого Пушкин поставил эпиграфом к своему «Памятнику». В русской поэзии известны стихи М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул.
Превыше пирамид и крепче меди…» и Г.Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид…». В «Памятнике» Пушкина впервые прозвучала мысль о мировом значении его как истинно русского национального поэта, к которому «не зарастет народная тропа». Пушкин ценит поэтическую славу выше царской.
Он выполнил истинное назначение поэта тем, что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Пушкин уверен, что великая поэзия не знает границ, она близка всем людям «в подлунном мире».
В «Памятнике» Пушкин выдвинул идеи народности, гражданственности, гуманизма поэзии как ее определяющих качеств.
Большое место в творчестве Пушкина занимает тема любви и дружбы. Пушкин преклонялся перед красотой женщины, воспевал ее. Многие стихи посвящены конкретным адресатам, например «К Осиповой», «К Раевской». В некоторых имя зашифровано, как в стихах «К К***», где отражены сложные переживания отношений с А.П. Керн.
Для Пушкина героиня — олицетворение женственности, грации, «гений чистой красоты». Можно сказать, что это не конкретная женщина в ее реальном телесном облике, а образ любви вообще — «божество и вдохновенье».
В небольшом стихотворении дважды происходит смена интонаций: восторженность от «чудного мгновенья» первой встречи сменяется горечью вынужденного одиночества, когда Материал с сайта //iEssay.ru
В глуши, во мраке заточеньяТянулись тихо дни моиБез божества, без вдохновенья,Без слез, без жизни, без любви.
Затем опять встреча с любимой пробуждает душу поэта, вселяет в нее вдохновенье. Любовь преображает человека. Стихотворение звучит как гимн любви, гимн жизни.
Любовная лирика Пушкина очаровывает чистотой, возвышенностью переживаемых чувств, их глубиной. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Не пой, красавица, при мне…» наполнены печалью от разлуки с любимой. Даже прекрасная природа Кавказа не может развеять грусть сердца, которое горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Стихи «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальной», «В последний раз твой образ милый» согреты безмерной нежностью, благородством. Поэт воспевает также неразделенную любовь.
В стихотворении «Я вас любил…» герой «то робостью, то ревностью томим», испытывает муки безответной любви. Несмотря на неразделенность чувства, поэт желает женщине счастья, поднимаясь над эгоизмом отвергнутого.
Подлинно благородны идущие от сердца слова:
Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам бог любимой быть другим.
Для Пушкина любовь — это всегда светлое чувство, вселяющее оптимизм, веру в жизнь даже в безответности. Любовь — это благо, Богом дар (человеку, возвышающее и облагораживающее его).
На этой странице материал по темам:
- основные мотивы лирики а.с пушкина
- основные мотивы лирики пушкина сочинение краткое
- чем близка лирика а.с. пушкина к современному читателю
- гражданские мотивы в лирике пушкина деревня
- сочинение на тему мотивы лирики пушкина
Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/obshhie-temy/osnovnye-motivy-liriki-a.-s.-pushkina
Основные мотивы лирики Пушкина
Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина – это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично.
Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество – вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.
Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода “Вольность” – своеобразное поэтическое выражение идей “Союза благоденствия”. Но какие бы политические страсти не кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом.
Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время нуждается не только в новых темах, но и новом их решении.
Одна из главных тем творчества Пушкина – тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом”. Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:
- И так любовью утомленный
- Наскуча лепетом молвы
- Заране отказались вы
- Вот вашей лиры вдохновенной.
- Теперь, оставя шумный свет
- И муз, и ветреную моду
- Что же изберете вы?
- Поэт:
- Свободу.
В поэзии “Пророк” поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии.
В начале стихотворения отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта.
Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:
- “И бога глас ко мнет воззвал:
- “Восстань, пророк, и виждь
- И внемли, исполнись волей моей
- И, обходя моря и земли
- Глаголом жги сердца людей!”
Любовная лирика Пушкина на удивление богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения.
Например, известная поэзия “К ***” , с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.
Но Пушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его почтенном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не на его пользу. Самый характерный пример – поэзия “Я вас любил”.
Его любовь – это в первую очередь любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувству.
Любовь, за Пушкиным, это не аномалия, это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимность, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь – поэзия “На холмах Грузии лежит ночная мгла.”:
И сердце вновь горит и любит – оттого
Что не любит оный не может.
Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта – философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластного человека.
В стихах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об укладе мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкин склоняет председателя перед самим чудом жизни, которое в его лирике прекрасное в любых проявлениях.
К философской лирике принадлежат и произведения, где Пушкин выкладывает свои взгляды на человеческое общество. Например, “Анчар”. Он не противопоставляет понятие раб и обладатель, в его воображении эти лица равноправные, потому возникают такие строки:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом.
Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство – это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.
Пушкин – первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература “вышла из Пушкина”. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.
(2 votes, average: 3.50
Источник: https://goldsoch.info/osnovnye-motivy-liriki-pushkina/