Сочинение плюшкин в мертвых душах (образ и характеристика)

Краткое сочинение: Мертвые души, образ Плюшкина для 9 класса

По замыслу Гоголя поэма была задумана в трех частях на манер «Божественной комедии» Данте. «Мертвые души» — это «Ад», где все герои, включая главного, по-своему порочны. В первую очередь, конечно же, это те самые пресловутые помещики, которые иерархично выстроены от легких пороков к одним из самых худших.

«Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»,- подтверждает эту мысль сам автор.

И самым пропащим из них, по мнению Гоголя, является Степан Плюшкин, корыстолюбивый скряга, «прореха на теле человечества», один из самых ярких и запоминающихся образов в поэме, описанный автором со скрупулезной точностью.

Как и у прочих помещиков, описание характера героя начинается с его имения. В случае с Плюшкиным это вдвойне важно, так как Гоголь рисует его портрет через детали интерьера. Этот прием действует по принципу «что снаружи, то и внутри», так как, например, аккуратный человек будет сам выглядеть достойно и так же содержать свое хозяйство.

Но с Плюшкиным все ровно наоборот. Чичиков, подъезжая к его деревне, сразу же заметил «какую-то особенную ветхость на всех деревенских строения», а позже увидел сам барский дом, который вблизи «показался теперь еще печальнее». Такой пейзаж уже наводит на мысль о характере и социальном положении помещика: небрежный, беспорядочный и бедный.

Но у Плюшкина было немало денег, душ и запасов, вся его бедность происходит изнутри. Это самый скупой скряга во всей русской литературе, имя которого стало нарицательным. Как только Чичиков входит в «печальный» дом, то мы только сильнее утверждаемся в этих мыслях.

«Он вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба»,- сравнение очень показательно, ведь издавна погребом называли место, где хранится различная утварь, которую приносят в дом по надобности. Плюшкин же видит надобность во всем: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.

На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

Сочинение Плюшкин в Мертвых душах (Образ и характеристика)

Позже Гоголь объясняет, что это нагромождение ненужных вещей в доме вызвано маниакальным собирательством помещика. У многих людей есть привычка не выбрасывать старые вещи или приобретать ненужные на случай, что «вдруг пригодится», но здесь эта черта возведена автором в гротескную форму.

Это даже не попытка обогащения, а привычка к накоплению. Хозяйство стало убыточным именно из-за этой черты характера Плюшкина: сено и хлеб никуда не применялись, отчего гнили в амбарах, мука в подвалах давно превратилась в камень.

Помещик не пользовался накопленным, он просто копил, это стало его смыслом жизни.

А ведь раньше он жил совсем по-другому: был женат, имел детей, прибыльное хозяйство. Эта «мудрая скупость» была обычной бережливостью.

Плюшкин был просто создан для бизнеса, он точно знал, как преумножить богатство, и ему нравилось этим заниматься: «Двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во все входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины».

Пока был «жив» Плюшкин, «жило» и его хозяйство. Умерла жена и «Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее». Все начало рушиться, он стал чахнуть. Многие ломаются перед тяжелыми обстоятельствами, и не всем выпадает возможность начать все заново.

И вся вина Плюшкина заключается в том, что у него был шанс перевоспитаться, которым он пренебрег. Его сбежавшая дочь приезжала к отцу, знакомила с внуками, даже подарила ему новый халат, но тот отверг её, еще сильней закутавшись в свой паучий кокон.

Он влачит свое жалкое существование: он только досаждает своим крестьянам большим оброком и не дает им спокойно жить. Такие люди не задумываются о ближних, подчиненных и прочих людях, зависящих от них. Плюшкины безразличные, скупые, глупые люди, существование которых абсолютно бессмысленно.

Наверное, поэтому Гоголь ставит его на последнюю ступеньку в своей иерархии пороков. Все остальные помещики при своей «пошлости» не приносят столько вреда, а эта «прореха» зияет на теле человечества и со временем становится только больше.

Никита Мигулин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-obraz-plyushkina-v-poeme-mertvye-dushi/

Характеристика Плюшкина (Мертвые души)

Фамилия героя стала нарицательной на века. Даже не читавший поэмы представляет скупого человека.

Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души» — это персонаж, обделенный человеческими чертами, потерявший смысл появления его свет.

Внешность персонажа

Помещику больше 60 лет. Он стар, но его нельзя назвать немощным и больным. Как описывает автор Плюшкина? Скупо, как и он сам:

  • Непонятный пол, спрятанный под странным тряпьем. Чичиков долго разбирается, кто пред ним: мужчина или женщина.
  • Жесткие седые волосы, торчащие как щетка.
  • Бесчувственное и пошлое лицо.
  • Одежда героя вызывает брезгливость, на нее совестно смотреть, стыдно за человека, одетого в подобие халата.
  • Отношения с людьми

    Степан Плюшкин упрекает своих крестьян в воровстве. Причин для этого нет. Они знают своего хозяина и понимают, что в поместье уже нечего брать. Все прибрано у Плюшкина, гниет и портиться. Запасы копятся, но использовать их никто не собирается.

    Много всего: дерева, посуды, тряпок. Постепенно запасы превращаются в груду грязи, лома. Кучу можно сравнить с помойкой, собираемой хозяином господского дома. Правды в словах помещика нет. Народ не успевает украсть, стать мошенником.

    Из-за невыносимых условий жизни, скупости и голода мужики убегают или умирают.

    В отношениях с людьми Плюшкин зол и брюзглив:

    Любит поругаться. Вздорит с мужиками, спорит, никогда сразу не воспринимает высказанные ему слова. Он бранится долго, говорит о вздорном поведении собеседника, хоты тот молчит в ответ.

    Плюшкин верит в Бога. Он благословляет в путь уезжающих от него, боится Божьего суда.

    Лицемерен. Плюшкин пытается изобразить заботу. На самом деле все заканчивается лицемерными действиями. Господин входит в кухню, он хочет проверить едят ли его придворные, но вместо этого съедает большую часть приготовленного. Хватит ли людям щей с кашей, его мало интересует, главное, что он сыт.

    Плюшкин не любит общения. Он сторониться гостей. Просчитав, сколько теряет при приеме его хозяйство, он начинает сторониться, отказывается от обычая ездить по гостям и принимать у себя. Сам объясняет, что его знакомые раззнакомились или перемерли, но вернее всего, что к такому жадному человеку просто никто не захотел заезжать.

    Характер героя

    Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.

    Какие черты можно выделить в характере персонажа:

    Неправильная самооценка. За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.

    Желание скрыть от других свое состояние. Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.

    Жестокость и равнодушие. Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.

    Подозрительность и беспокойство. Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью. Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.

    Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью. Все скрыто и спрятано. Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора.

    Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает. Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы.

    Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.

    Отношение к родным

    Помещик не меняется по отношению к родным. У него сын и дочь. Автор говорит, что в будущем его с радостью предадут земле зять и дочь. Равнодушие героя пугает. Сын просит отца дать ему денег на покупку обмундирования, но, как говорит автор, тот дает ему «шиш». Даже самые бедные родители не бросают своих детей.

    Сын, проигрался в карты и снова обратился к нему за помощью. Вместо этого он получил проклятие. Отец никогда, даже мысленно, не вспомнил о сыне. Он не интересуется о его жизни, судьбе. Плюшкин не думает, живо ли его потомство.

    Богатый помещик живет как нищий. Дочь, приехавшая к отцу за помощью, жалеет его и дарит новый халат. 800 душ поместья удивляют автора. Существование сравнимо с жизнью нищего пастуха.

    Мелочность персонажа возмущает. Автор не понимает, как человек, которому дано столько в жизни, смог снизойти до такого существования, стать ничтожным и гадким. Держит на коленях внуков и дает им вместо игрушки старую пуговицу.

    У Степана отсутствуют глубокие человеческие чувства. Как говорит автор, чувства, даже если они имели у него зачатки, «мелели ежеминутно».

    Помещик, живущий среди мусора, хлама, не становится исключением, выдуманным персонажем. Он отражает реальность российской действительности. Жадные скряги морили своих крестьян, превращались в полу животных, теряли человеческие черты, вызывали жалость и страх за будущее.

    Другие материалы по поэме «Мертвые души»

    • Краткое содержание
    • История создания
    • Краткая биография Чичикова
    • Образ и характеристика Чичикова
    • Образ и характеристика Ноздрева
    • Образ и характеристика Манилова
    • Образ и характеристика Собакевича
    • Образ и характеристика Плюшкина
    • Образ и характеристика Коробочки
    • Образы помещиков
    • Образ России в поэме
    • Образ и характеристика города NN
    • Крестьянская русь в поэме. Сочинение
    • Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

    Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1389-harakteristika-plyushkina-mertvye-dushi.html

    Образ и характеристика Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя

    В знаменитой поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека. Одним из таких выраженных слабостей является скупость и жадность.

    Эти две черты составляют основу образа Плюшкина.

    Плюшкин изображается, как запустивший не только себя, но и всю деревню, помещик. Его скупость оставила свой отпечаток на всем, в том числе и на обстановке дома. Когда Чичиков оказался в комнате Плюшкина, ему показалось, что она необитаема.

    На всем

    лежал большой слой пыли, стояли сломанные предметы, исписанные мелкие бумажки – все имело неопрятный вид. И в самом углу комнаты была большая куча с мусором. И вот эта куча как нельзя лучше отражает характер Плюшкина.

    Он туда складывал все, что ему попадалось, любую мелочь, которой он потом все равно не пользовался. Так ведут себя все скупцы – куча отражает то, что они копят различный хлам только лишь для того, чтобы он просто был. Так они ощущают себя богаче материально потому, что такие люди не обогащают свой внутренний мир, захламляя его ненужными вещами и мыслями.

    У Плюшкина не всегда была так сильно видна скупость: у него была семья, которая сдерживала эти черты характера.

    Когда он остался один, ему стало не о ком заботиться, стараться как-то развивать свой характер, и только лишь одна цель у него появилась – это как можно больше скопить что-либо.

    Скупым людям не важно, что копить – им все мало, скупость становится все больше, и они уже не смотрят на то, что копят. Таким образом, скупые пытаются восполнить нехватку в человеческих чувствах – любви, дружбе, понимании.

    Потому что, когда Плюшкин вспомнил про своего друга юности, выражение его лица преобразилось – он смог почувствовать те эмоции, которые у него были в детстве и юности. Но с такими людьми никто не хочет общаться, говорить с ними не о чем и поэтому они становятся все более жадными.

    Возможно, если бы у Плюшкина рядом был кто-нибудь из близких людей, который бы не говорил с ним о деньгах, а пытался развить его внутренний мир, то тогда он бы не был таким жадным, скупым.

    Потому что, когда к нему приходила дочь, то разговор все равно возвращался к деньгам.

    Получается, Плюшкин не интересовал никого как личность, и из-за этого он становится безразличным к чувствам других и ценит только материальное.

    Если бы с ним был человек, который стремился бы помогать ему, улучшить его характер, то Плюшкин был бы добрым и справедливым помещиком.

    Читайте также:  Очумелов в рассказе хамелеон чехова сочинение с характеристикой героя

    Вариант 2

    Читая поэму Гоголя, мы узнаем что Плюшкин, был последним помещиком, которого встретил Чичиков в своем путешествии. Писатель высмеивает своего персонажа, так как тот был очень жаден и скуп. Главный герой похож на паразита, который присасывается к своей жертве и пьет соки до последней капли, до последнего вздоха.

    Год назад он был совершенно другим человеком. Очень счастливым и добрым. У него была замечательная любящая семья, жена и дети. Плюшкин был прекрасным другом и товарищем.

    Его поместье процветало, он прекрасно руководил им. Рабочие с большим уважением относились к своему работодателю. Но внезапно умирает от болезни его жена. И это подкосило главного героя.

    Жена была для него главной опорой и музой. Ведь она вдохновляла Плюшкина на работу. Но собрал свои силы в крепкий мужской кулак, он еще как-то держался на плаву. Спустя время с родительского дома сбегает его любимая дочь.

    Да и с кем, с офицером, Плюшкин до смерти ненавидел армию. И это следующий удар в сердце главного героя. А сын отказывается от статской службы и уходит служить в полк.

    Плюшкин совсем опускает руки, но добивает его смерть его любимой младшей дочурки. И его существование окончено, он потерял смысл жизни, все его любимые люди умерли и предали. Если раньше он трудился на благо своей семьи, то сейчас Плюшкин сходит с ума. Теперь все свои силы он направил в одно русло, собирает все добро и делает склады.

    Ему больше не нужны его рабочие, работаю и хорошо. Он не обращает на них ни какого внимания.

    Когда Чичиков объезжал поместье Плюшкина, он был в ужасе от того как все медленно распадается и увядает. Покосившийся забор, домики вот-вот упадут. Но эти люди, жившие там, смирились с такой жизнью, а Плюшкин собирает с них дань полотном и хлебом. Люди обнищали, а Плюшкин собирает добро под своей крышей и никак им не пользуется.

    Люди со слезами на глазах смотрели, как все это пропадает и лежит мертвым грузом. У них пропало уважение к хозяину, но они так же работали на него. Но некоторые не выдержали такого издевательства над собой и около восьмидесяти человек сбежали от такого помещика. Плюшкин даже не стал их искать, так как ему было все равно на происходящее вокруг.

    Главная его цель, это завладеть добром, да как можно больше.

    Гоголь описал своего героя, как смерть, так как что попадет в руки помещику, сразу хоронятся во тьме. Из-за его безразличия и равнодушия поместье превратилось в огромную свалку добра. Свалка та принадлежит лишь одному человеку.

    Но люди надеются, что после смерти Плюшкина в родное гнездо вернутся его дочь и сын. Они поставят поместье на ноги, и жизнь польется новым ручьем.

    Сочинение Характеристика Плюшкина 9 класс

    В произведении Гоголя “Мертвые души” есть весьма интересный персонаж, зовут его Плюшкин Степан. К сожалению, в жизни, такие как он часто встречаются.

    И так это совсем еще не старый, высокий мужчина. Одет он, достаточно своеобразно, если не присматриваться, то можно подумать, что это пожилая женщина.

    Степан богатый помещик, у него огромная усадьба, много душ, но при первом взгляде на окружающую его обстановку можно подумать, что человек находится в стесненных обстоятельствах.

    Вокруг страшная разруха, одежду и самого барина и его слуг давно надо сменить на новую.

    Несмотря на богатые урожаи и забитые амбары он питается сухарями, что тогда говорить о слугах, которые умирают от голода, как мухи.

    Плюшкин не всегда был таким жадным и скупым. При жене он просто старался экономить, но после ее смерти, с каждым годом становился все подозрительнее, жадность и скопидомство все сильнее овладевало им. Теперь не просто экономил Степан, но и складывал деньги и не тратил их даже на необходимые нужды. Для него перестали существовать дети, и внуки только цель наживы двигала им.

    Стараясь, как больше накопить он просто выпал из жизни. Он уже и сам не понимал, зачем копит и для чего. Становясь старше, в нем все больше проявляется равнодушие к людям.

    Ни дочери, ни сыну денег не дает, в нем живет какая-то жестокость к собственным детям. Степан не просто стал мелочным и ничтожным человеком, а потерял чувство собственного достоинства и следом уважение соседей и своих крестьян.

    Есть вещи, о которых он совсем не заботится, хотя именно они требуют первостепенного внимания, зато строго следит за графином с наливкой. Плюшкин давно уже не живет, а доживает свой век в страшном унынии и желании нажиться еще сильнее. Правда проблески человечности еще бывают.

    Продав мертвые души он, изъявил желание помочь покупателю оформить купчую, что это проснувшееся доброта или понимание того что не только он занимается обогащением?

    Как важно когда в жизни случаются трагедии, чтобы кто-то был рядом. Поддержал не только деньгами, а морально. Многие, зациклившись на своем горе, как Плюшкин начинают деградировать.

    Степана Плюшкина надо пожалеть, а не презирать и осуждать.

    9 класс по литературе

    Источник: https://lit.ukrtvory.ru/obraz-i-xarakteristika-plyushkina-v-poeme-mertvye-dushi-gogolya/

    Сочинение: Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н. В. Гоголь) | Литрекон

    (382 слова) Образ Плюшкина в галерее помещиков, которых посещает Чичиков, занимает важное место. Изначально Н. В. Гоголь хотел создать поэму «Мертвые души», опираясь на «Божественную комедию» Данте, которая построена по принципу движения Ад-Чистилище-Рай. У автора была задумка преобразить героев и их нравы к концу произведения. Плюшкин олицетворял тот самый Ад.

    Когда Чичиков въехал в поместье Плюшкина, его внимание привлекли выразительные детали: «эти бревна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз», «многие крыши сквозили, как решето», «окна в избенках были без стекол».

    Ветхость, пустынность и упадок говорили о феноменальной скупости хозяина. Его крестьяне умирали особенно часто, потому что помещик ненавидел их и в каждом видел вора. Однако он был безразличен не только к судьбе крепостных, но и к себе. «Дряхлым инвалидом глядел сей странный замок», — отозвался ни о чьем-нибудь, а о господском доме Чичиков.

    Барин показывал полное равнодушие к собственному жилью. Задуманное в два этажа, здание местами было одноэтажным; окна, невостребованные, закрылись или оказались заколоченными. Заброшенный сад оставался тем единственным элементом, который несколько оживлял мрачную картину запустения.

    Все это выдает черты характера Плюшкина: чрезмерная экономность барина, жадность, скупость, подозрительность, корыстолюбие. Но эти пороки имеют обоснование. Степан Плюшкин, в прошлом рачительный хозяин, любил жену и детей, принимал гостей – всё находилось в изобилии, процветало. Но после смерти жены помещик стал подозрительнее, закрылся.

    Одна из дочерей убежала со штабс-ротмистром, сын вопреки воле отца ушел на службу и, наконец, вторую дочь постигла участь матери – она тоже умерла. Опускаясь все больше и больше, Плюшкин постепенно превратился в «заплатанного», как его называют крестьяне между собой, или «прорехой на человечестве». В его сердце не осталось любви, а в уме – интереса к чему-либо, кроме стяжательства.

    Старик был настолько жадным, что собирал даже мусор с дорог и прятал у себя. Эта крайняя степень человеческого падения спровоцирована подозрительностью и зацикленностью на материальных благах, которые так осуждает автор.

    Плюшкин неслучайно занял место последнего продавца мертвых душ. Это самый отвратительный, безнравственный и пропащий человек, с которым пришлось столкнуться Чичикову, но в то же время он должен был преобразиться в следующих томах поэмы.

    Считается, что Плюшкин — единственная, еще не умершая душа среди всех остальных помещиков, так как в его глазах мелькает огонек. Неслучайно же читатель видит подробную биографию героя (в отличие от остальных дворян).

    Кроме того, существует версия: для того чтобы подняться, нужно опуститься на самое дно (куда и стремится Плюшкин), чтобы было проще оттолкнуться и преобразиться.

    Многомудрый Литрекон рад предложить Вам краткое сочинение-рассуждение по литературе, но если Вам оно не подошло, напишите, пожалуйста, почему?

    Татьяна Стекольникова

    Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/obraz-plyushkina-v-poeme-mertvye-dushi-gogol/

    Характеристика Плюшкина из поэмы "Мертвые души" Гоголя с цитатами

    Чичиков долго не мог понять, какого пола была стоявшая перед ним фигура: баба или мужик. «Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».

    Со временем Чичиков признал в нем старика — как оказалось, ему шел седьмой десяток.

    «Лицо его не представляло ничего особенного один подбородок только выступал очень далеко вперед маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик».

    Дом Плюшкина: описание комнаты

    Даже Чичиков, видавший на своем веку всякие виды, был «поражен представшим беспорядком» в комнате, в которую пригласил его Плюшкин. «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».

    На бюро «лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек какая-то старинная книга лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая…»

    Картину дополняют «люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк» и наваленная на полу «куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах.

    Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога».

    Плюшкин владеет тысячей с лишним душ; хлебом в зерне, мукою и в кладях,холстом, сукном, овчиной, высушенной рыбой, овощами у него заполнены амбары и кладовые. На рабочем дворе было заготовлено всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся.

    «Не довольствуясь сим, он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — все тащил к себе и складывал в… кучу…

    “Вон уже рыболов пошел на охоту!” – говорили мужики, когда видели его идущего на добычу».

    Биография Плюшкина: история, жизнь, семья

    Но так было не всегда. У Плюшкина — единственного из помещиков — есть в поэме биография. Когда-то он был только бережливым хозяином, и соседи приезжали к нему учиться «хозяйству и мудрой скупости». Он был женат и семьянин: приветливая и говорливая хозяйка славилась хлебосольством, навстречу гостям выходили две миловидные дочери, выбегал сын.

    На антресолях жил учитель-француз и гувернантка-француженка. В доме были открыты все окна, все текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни, и везде во все входил зоркий взгляд хозяина, который в ту пору «являлся к столу в сюртуке хотя несколько поношенном, но опрятном…

    ».

    Но хозяйка умерла, к Плюшкину перешла часть забот, и он стал беспокойнее, подозрительнее и скупее. Старшая дочь скоро убежала со штабс-ротмистром и обвенчалась в какой-то деревенской церкви. Отец проклял ее.

    Были отпущены учителя; сын, посланный в город служить в палате, вместо этого определился в полк, скоро проигрался, отец проклял и его «и никогда уже не интересовался знать, существует ли он на свете, или нет». Наконец, умерла последняя дочь, находившаяся с ним в доме, и старик очутился сторожем, хранителем и владетелем своих богатств.

    Одинокая жизнь дала пищу скупости; человеческие чувства, которые никогда у него не были глубоки, мелели ежеминутно. «С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два, из которых одно…

    Читайте также:  Сочинение как стать успешным человеком 11 класс

    было заклеено бумагою; с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате…

    сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль.

    Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик. Должно сказать, что подобное явление редко попадается на Руси, где все любит скорее развернуться, нежели съежиться…»

    Приезжала два раза дочь с детьми, Плюшкин брал подарки, сам же не дарил ничего. Он стал неуступчивее к покупщикам, которые наконец от него отвернулись. Все у Плюшкина шло прахом, но доход в хозяйстве собирался по-прежнему, вновь становясь гнилью и прорехой, и сам он обратился наконец в какую-то «прореху на человечестве».

    В ответ на комплимент Чичикова касательно экономии и порядка Плюшкин пробормотал сквозь губы (зубов у него не было) что-то недружелюбное, но все же пригласил его садиться.

    Он известил Чичикова, что давно отобедал, а сена в хозяйстве — хоть бы клок, так что и лошадь гостя покормить нечем.

    Крестьян у него, по словам его, тоже мало — последние три года горячка выморила здоровенный куш мужиков, со дня подачи последней ревизии до 120 душ. Мужики, по его словам, ленивы, работать не любят.

    Плюшкин, его «души» и Чичиков

    Предложение Чичикова платить подати за умерших крестьян совершенно изумило Плюшкина, от радости он даже потерял дар речи. Но на его «деревянном лице» радость исчезла мгновенно: он озаботился тем, как это сделать, и стал опять вздыхать о расходах, связанных с оформлением купчей крепости.

    Услышав, что и это Чичиков берет на себя, Плюшкин подумал, что он служил в офицерах, потому что, по его мнению, они глупы.

    Это убеждение было у него давнее и неискоренимое: всех военных он считал «картежниками и мотишками»; не доверял Плюшкин и соседу-капитану, набивавшемуся в его родственники; своему зятю-офицеру: он только «мастер притопывать шпорой».

    Всех своих дворовых Плюшкин подозревает в воровстве; черты «великодушия»Чичикова тоже стали казаться ему невероятными, и он, к радости Чичикова, поспешил со сделкой. «Ведь черт его знает, может быть, он просто хвастун, как все эти мотишки; наврет, наврет, чтобы поговорить да напиться чаю, а потом и уедет!» – подумал Плюшкин

    От удовольствия, что так ладится продажа, Плюшкин решил угостить Чичикова«ликерчиком», в котором, было, «козявки и всякая дрянь… напичкались», но хозяин сор повынимал и теперь он годится к употреблению. Отказ Чичикова привел Плюшкина в еще более благостное настроение.

    «Пили уже и ели! – сказал Плюшкин. – Да, конечно, хорошего общества человека хоть где узнаешь: он не ест, а сыт; а как эдакой какой-нибудь воришка, да его сколько ни корми…

    Ведь вот капитан приедет: “Дядюшка, говорит, дайте чего-нибудь поесть!” А я ему такой же дядюшка, как он мне дедушка».

    Для окончательного завершения сделки потребовалось доверенное лицо в городе, потому что Плюшкин боялся оставить дом — «народ или вор, или мошенник».

    Оказалось, что сам председатель палаты — его «однокорытник» («вместе по заборам лазили»), и на этом деревянном лице «вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сестры кидают с берега веревку и ждут, не мелькнет ли вновь спина или утомленные бореньем руки, — появление было последнее. Глухо все, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и еще пошлее».

    Чичиков наблюдает, как Плюшкин распоряжается по хозяйству и въедливо упрекает своих дворовых Прошку и Мавру в воровстве: он уверен, что Прошка может что-нибудь стащить в кладовой, а Мавра — «подтибрить» листок бумаги, и стращает служанку («…на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками»).

    Отношение Чичикова к жадности Плюшкина

    Скупость Плюшкина вызвала брезгливость Чичикова — он поспешил отказаться от «ликерчика», из которого Плюшкин вынул сор; от чая, сухарь к которому было приказано очистить от плесени, а крошки снести в курятник. Назад отнести этот сухарь Плюшкин не доверил никому. На всех углах у него стояли сторожа, колотившие деревянными лопатками в пустой бочонок.

    Скупость его доходит до того, что он объедает в людской своих крепостных под видом того, чтобы попробовать, хорошо ли они едят.

    Когда он пишет письмо председателю палаты, то стремится выгадать: от листка оторвать часть. Получив от Чичикова деньги, Плюшкин торжественно относит их в бюро, где им суждено быть погребенными до самой смерти хозяина.

    «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» – восклицает автор.

    Он, однако, верит Чичикову, когда тот сокрушается, что Плюшкин терпит «по причине собственного добродушия», и цена 32 копейки за беглую душу кажется Плюшкину приемлемой. После отъезда Чичикова Плюшкин решил даже отблагодарить гостя за его великодушие и сделать ему подарок.

    «Я ему подарю, – подумал он про себя, – карманные часы: они ведь хорошие, серебряные часы, а не то чтобы какие-нибудь томпаковые или бронзовые; немножко поиспорчены, да ведь он себе переправит; он человек еще молодой,так ему нужны карманные часы, чтобы понравиться своей невесте! Или нет, – прибавил он после некоторого размышления, – лучше я оставлю их ему после моей смерти, в духовной, чтобы вспоминал обо мне».

    Материалы по теме:

    Источник: https://rustutors.ru/litgeroi/2222-harakteristika-pljushkina-iz-romana-mertvye-dushi-gogolja-s-citatami.html

    Портрет Плюшкина в поэме “Мертвые души” – описание внешности, портретная характеристика — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

    В поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” все герои имеют свои особенные портретные характеристики. Одним из важнейших персонажем является Степан Плюшкин. Его образ олицетворяет скряжничество, а фамилия стала нарицательной. Каков же портрет Плюшкина в поэме “Мертвые души”.

    Портретная характеристика Плюшкина

    Плюшкин – один из главных персонажей поэмы “Мертвые души”. В отличие от других героев Гоголь подробно описывает жизненный уклад, историю жизни, и события, которые привели его к нынешнему состоянию. В произведении он появляется последним, уже после Манилова, Собакевича и Коробочки.

    В сравнении с другими персонажами он сильно себя запустил: появился перед Чичиковым в лохмотьях, с настолько неопрятным внешним видом, что Чичиков долго не мог понять, мужчина перед ним или женщина. Казалось бы, богатый помещик с несколькими деревнями и тысячью крепостными, должен выглядеть представительно и соответствовать своему статусу.

    Однако Плюшкин больше похож на нищего, которому хочется подать милостыню.

    Внешность Плюшкина повергает в шок даже Чичикова, который видел много разных людей разного социального положения. Вот как происходит описание внешности Плюшкина: “Ему случалось видеть немало всякого рода людей […] но такого он еще не видывал…” (впечатление Чичикова о Плюшкине).

    Лицо у него было самое обычное, худое, небритое и совсем невзрачное. Нос был крючковатым, а несколько зубов отсутствовало.

    Кроме отталкивающей внешности у Плюшкина и одежда была старой и потрепанной, при одном взгляде на которую появлялось чувство брезгливости: “… никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук…”

    Характер Плюшкина

    Плюшкин – противоречивая фигура. Он богат, но живет, словно самый нищий из крестьян. В его доме полно еды, но он ее не ест, оставляя гнить в погребах. При встрече с ним трудно определить его пол. В этом человеке нет ни капли сострадания.

    Его крепостные умирают от голода и невыносимых бытовых условий. Плюшкин же, имея возможность им помочь, не прилагает никаких усилий. Его характер вздорен, он постоянно спорит с крестьянами и другими помещиками.

    При всем при этом он очень религиозен и богобоязнен.

    Однако обладал он таким скверным характером не всегда. В пору своей юности он имел обожаемую жену и троих детей. В какой-то момент в его жизни произошел перелом: жена умерла, а сын и дочь по собственной воле покинули дом отца. В душе Плюшкина погас огонь, он начал заполнять свою жизнь вещами, позабыв про людей.

    Плюшкин – мертвая душа

    Название поэмы очень символично. “Мертвыми душами” здесь являются не только умершие крепостные, но и чиновники и сами помещики. Плюшкин – типичный представитель своего класса.

    Это отрицательный герой, которому трудно симпатизировать. Не замечая ничего вокруг этот человек стремится только к накоплению.

    В его закромах полно еды, которой можно было бы накормить всю деревню, однако все эти дары природы лишь гниют, распространяя вокруг зловонный запах.

    И если других помещиков Н. В. Гоголь часто описывает в сатирическом ключе, то для описания портрета Плюшкина у автора не остается ни иронии, ни сарказма. Этот человек настолько безнадежен, что изменить его уже ничто не в силах. Плюшкин – действительно “мертвая душа”.

    Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “Портрет Плюшкина в поэме “Мертвые душе”. Данный текст раскрывает особенности характера персонажа, а также подробно описывает внешние характеристики Степана Плюшкина.

    ПредыдущаяСледующая

    Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20680-portret-plushkina-v-poeme-mertvye-dyshi-opisanie-vneshnosti-portretnaia-harakteristika.html

    Ответы Mail.ru: Характеристика Плюшкина(Мёртвые души)

    Плюшкин Степан – последний «продавец» мертвых душ. Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе П. автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Плюшкину плевать на запустение своего имения, зато он строго следит за уровнем наливки у него в графинчике.

    Портрет Плюшкина — (то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, закрытый платком, чтобы не заплевать. Маленькие, еще не потухшие глазки, бегающие как мыши, засаленный халат; тряпка на шее вместо платка) говорит о полном «выпадении» героя из образа богатого помещика да и из жизни вообще.

    Плюшкин имеет, единственный из всех помещиков, довольно подробную биографию. До смерти жены Плюшкин был рачительным и богатым хозяином. Он трепетно воспитывал своих детей. Но со смертью любимой жены что-то надломилось в нем, он стал подозрительнее и скупее.

    После неприятностей с детьми (сын проигрался в карты, старшая дочь сбежала, а младшая умерла) душа Плюшкина окончательно ожесточилась – «волчий голод скупости овладел им» . Но, как ни странно, жадность не до последнего предела овладела сердцем героя.

    Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Он вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. Это воспоминание внезапно оживляет героя: «…на этом деревянном лице… выразилось… бледное отражение чувства»…

    Он не жадный! Он экономный!

    поищи на www.litra.ru

    В мертвых душах характеристика героя полностью соответствует его фамилии. Плюшкин — все собирает «под себя», хочет ухватить кусок побольше и тд.

    Рачительный экономный хозяин.

    А про Собакевича с Ноздревым мона сразу писать? Или вопроса надо ждать?)))))

    Он не жадный! Он экономный!

    Пределом «одичалости» показан в поэме Плюшкин.
    Если жажда наживы, которая охватила Собакевича, получила свое выявление в характере твердом и практическом, то эта же жажда по-иному проявляется у Плюшкина. Когда-то умный человек, хороший семьянин, он под влиянием страсти к обогащению превращается в страшную «прореху на человечестве».

    Он забывает человеческое отношение к людям, безудержно устремляется к накоплению материальных ценностей и, в конце концов, теряет самое представление о действительной ценности вещей. Знаменитая куча, содержащая в себе высохший лимон, отломленную ручку кресла, кусочек где-то поднятой тряпки и т. п.

    вещи, красноречиво говорят о характере ее владельца, «нищего богача». «Дотакой ничтожности, мелочности, гадости могснизойти человек!» — горестно восклицает писатель. У Плюшкина «толстой скорлупой» закрыто все человеческое. Плюшкин больной душевно, патологический субъект, но болезнь его черпает свои силы в окружающей среде.

    Читайте также:  Сочинение на тему свобода

    В среде всеобщего мотовства и разорения, чем характеризуется помещичья жизнь времен Гоголя, в обществе Чичиковых и Маниловых, в обществе разоряющихся или хищников, или тех и других вместе, — человека мнительного и неглупого, каким был Плюшкин до развития его роковой страсти, невольно должен был охватить страх за свое благополучие, — страх тем более понятный при сознании, что он сам ничего не знает, ничего не может создать, что приобретают здесь только плутовством или страшной скупостью. Это качество прогрессировало в нем как болезнь. Плюшкин боялся будущего, он беспомощен перед ним как и любой русский человек. Плюшкин больше заботится о том, чтобы не выпустить из рук того, что в них попало, чем о наживе. В Плюшкине процесс распада помещичьего патриархального уклада жизни отражается, быть может, более, чем в каком бы то ни было другом герое «Мертвых душ».

    Плюшкин живет в ветхой усадьбе. В деревне, в которой он жил, люди находились в ужасной нищите. Дом его перешол в полное запустение.
    Плюшкин очень жадный человек, настолько, что подбирает каждую вещь, или даже ворует, и приносит в дом.

    Внешность Плюшкина настолько бедна, что его можно принять за нищего. Чичиков, узнав, что у этого человека восемьсот душ, был крайне удивлен.
    Раньше Плюшкин был хорошим и бережливым хозяином, но после смерти жены дети его разъехались и хозяйство пришло в упадок.

    В Плюшкине нет никаких человеческих чувств. Вещи для него дороже людей.

    Плюшкин экономный, но не еврей

    Возраст Плюшкина — за 60 лет:
    «… седьмой десяток живу!…»
    «… Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины …» «… Ой, баба! ой, нет! […] Конечно, баба! .

    .» (Чичиков о внешности Плюшкина)
    «… По висевшим у ней за поясом ключам и по тому, что она бранила мужика довольно поносными словами, Чичиков заключил, что это, верно, ключница…»
    У Плюшкина худое и небритое лицо с маленькими глазами:
    «… это был скорее ключник, чем ключница: […

    ] весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей…»
    «… такого он [Чичиков] еще не видывал.

    Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши …»
    У Плюшкина нет зубов:
    «…

    Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было «… Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть*, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага.

    На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук …» (* юфть – грубая кожа)
    «… если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош. Но пред ним стоял не нищий, пред ним стоял помещик …»
    Имя героя — Степан Плюшкин: «…

    На старшую дочь Александру Степановну он не мог во всем положиться…» (прим.: дочь Плюшкина носит отчество «Степановна», а значит, самого Плюшкина зовут Степаном)
    Ниже представлены цитаты с описание личности и характера Плюшкина:
    «… восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!…» (Собакевич о Плюшкине)
    «… Мошенник […] Такой скряга, какого вообразить трудно.

    В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом…» (Собакевич о Плюшкине) «… скрягу Плюшкина […] того, что плохо кормит людей?..» «… у него, точно, люди умирают в большом количестве? ..» (Чичиков)
    «… Я вам даже не советую дороги знать к этой собаке! – сказал Собакевич. – Извинительней сходить в какое-нибудь непристойное место, чем к нему…» «…

    не любит офицеров по странному предубеждению, будто бы все военные картежники и мотишки…»
    «… человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине…»
    «… С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец остались только два…» «… с каждым годом […

    ] мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате…»
    «… неуступчивее становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения…»
    «… это бес, а не человек…» (мнение покупателей о Плюшкине)
    «… слово «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»…» (Чичиков о Плюшкине)

    Плюшкин Степан
    Посещение Чичиковым Плюшкина. После Собакевича Чичиков отправляется к Плюшкину. Ему в глаза сразу бросается ветхость и бедность усадьбы. Несмотря на то, что деревня была большая и в ней жило 800 крестьян, Ч. отмечает, что все дома были старые и покосившиеся, люди жили в ужасной нищете. Дом тоже не отличался красотой.

    Возможно, раньше он был прекрасным и богатым строением, но прошли годы, за ним никто не следил, и он пришел в полное запустение. Хозяин пользовался только несколькими комнатами, остальные были заперты. Все окна, кроме двух, были закрыты или залеплены газетой. И дом, и усадьба пришли в полный упадок. В интерьере Ч.

    замечает огромные кучи хлама. Хозяин настолько жаден, что подбирает каждую вещь, и иногда доходит до того, что ворует у своих крестьян предметы, даже совершенно ему не нужные. Вся мебель была старой и ветхой, как и сам дом. На стенах висели неказистые картины. Видно было, что хозяин уже давно не покупал ничего нового.

    Внешность Плюшкина была настолько бедна и неопрятна, что Ч. сначала принял его за ключницу. Ожежда его была сильно поношена, лицо, казалось, никогда не могло выразить никаких чувств. Ч. говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего. Он удивлен и сначала не может поверить, что у этого человека 800 душ.

    Понять личность П-на помогает рассказанная автором история. Гоголь пишет, что раньше П-н был хорошим и бережливым хозяином. Но жена умерла, дети разъехались, и он остался один. Самая характерная черта П-на — это скупость и жадность. Он искренне рад, когда узнает о покупке душ Ч-вым, т. к. понимает, что для него это очень выгодно.

    На его лице даже «отражается слабое подобие чувства».

    А почему про Наздрёва так мало написано?

    1.Помещик Плюшкин владеет большой усадьбой. У него более 1000 крепостных крестьян. Деревенская мостовая напоминает фортепианные клавиши. «…Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето. … Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». Дом «глядел дряхлым инвалидом». Забитые окна, амбары, сараи, клади забиты портящимся товаром.

    Все было старым: 2. Господский дом Плюшкина так же стар и дряхл, как и сам Плюшкин. Возможно, раньше он был прекрасным и богатым строением, но прошли годы, за ним никто не следил, и он пришел в полное запустение. Хозяин пользовался несколькими комнатами, остальные были заперты. Все окна, кроме двух, были закрыты или залеплены газетой. И дом, и усадьба пришли в полный упадок. 3.

    Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Сначала «зеленые облака и неправильные купола разросшихся на свободе дерев». Затем величественные следы разрушения: «белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, подымался, как правильная мраморная колонна».

    Хмель своими «тонкими цепкими крючьями» глушит это буйство жизни, зеленой паутиной скрывает живое разнообразие природы. Следы разрушения и дикости, запустения по мере развертывания картины проступают все сильнее: «обрушенные перила, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы». И мрачные, с иссохшими листьями осины, поднимавшие вороньи гнезда, завершают описание. 4.

    Внешность Плюшкина была настолько бедна и неопрятна, что Чичиков сначала принял его за ключницу. Сам Плюшкин был худощавого телосложения. Лицо его не представляло ничего особенного, лишь подбородок выступал очень далеко вперёд и привлекали внимание маленькие глазки. Одежда его была сильно поношена, казалось, что лицо никогда не могло выразить никаких чувств.

    Чичиков говорит, что если бы увидел его у храма, то непременно принял бы за нищего. 5,9. В интерьере Плюшкина огромные кучи хлама. В еле озаренной светом комнате виден беспорядок, нагромождение мебели. Он настолько жаден, что подбирает каждую вещь, и иногда доходит до того, что ворует у своих крестьян предметы, даже совершенно ему не нужные.

    Вещи же в большинстве своем были абсолютно ненужными, сломанными, затхлыми, пожелтевшими от старости. Плюшкин абсолютно безразличен к своему жилищу, все обрастает плесенью, паутиной и пылью. Вся мебель была старой и ветхой, как и сам дом. На стенах висели неказистые картины. 6. Плюшкин вместо вкусного обеда предлагает Чичикову сухарь и старую наливку.

    Но Чичиков не стал дожидаться чая с сухарем, а вежливо отказался.
    7. Плюшкин, потерявший всякое представление о реальной ценности вещей, торгуется по мелочам, выклянчивая, как милостыню, к назначенным Чичиковым тридцати копейкам «пристегнуть еще хоть по две».

    От радости Плюшкин лишается на какую-то минутку дара речи, но уже в следующую мгновение к нему возвращаются привычные страх и забота 8. Своих крестьян Плюшкин считает тунеядцами и мошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут, «как мухи», спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы Плюшкина.

    Помещик Плюшкин-антипод богатых бизнесменов

    Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/35538158

    Характеристика Плюшкина (по поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя)

    Пределом морального падения человека является Плюшкин — «про­реха на человечестве».

    Все человеческое умерло в нем, это в полном смысле «мертвая душа». И к этому выводу последовательно и настойчиво ведет нас Гоголь, с самого начала и до конца главы развивая и углубляя, тему духовной гибели че­ловека.

    Выразительно описание села Плюшкина с его пришедшей в полную не­годность бревенчатой мостовой, с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который вы­глядел каким-то «дряхлым инвалидом». Один только сад был живописно красив, но эта красота — красота заброшенного кладбища.

    И на этом фоне перед Чичиковым предстала странная фигура: не то му­жик, не то баба. В «неопределенном платье, похожем очень на женский капот», таком рваном, засаленном и заношенном, что «если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, ве­роятно, дал бы ему медный грош».

    Но не нищий стоит перед Чичиковым, а богатый помещик, владелец ты­сячи душ, у которого кладовые, амбары и сушильни полны всякого добра. Однако все это добро гнило, портилось, превращалось в труху, так как без­раздельно охватившая Плюшкина алчная скупость вытравила у него пони­мание действительной ценности вещей, затмила практический ум когда-то опытного хозяина.

    Отношение Плюшкина к покупщикам, его хождения по селу и сбор вся­кой дряни, знаменитые кучи хлама на столе и на бюро выразительно говорят о том, как скряжничество приводит Плюшкина к бессмысленному накопи­тельству, приносящему его хозяйству одно разорение.

    Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятками числятся в бегах. Бессмысленная скупость Плюшкина порождает в нем подозрительность к людям, недоверие и враждебность ко всему окружаю­щему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным. Материал с сайта //iEssay.ru

    У Плюшкина нет никаких чувств, даже отцовских. Вещи для него до­роже людей, в которых он видит только мошенников и воров.

    «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти чело­век!», — восклицает Гоголь. В образе Плюшкина с исключительной силой и сатирической заостренностью воплощена позорная бессмысленность на­копительства и скупости, порождаемых собственническим обществом.

    На этой странице материал по темам:

    • характер плюшкина в поэме мертвые души
    • тропы пи описании плюшкина
    • отношение плюшкина к людям мертвые души
    • характеристику цитаты плюшкина из поэмы мертвые души
    • образ плюшкина в поэме мертвые души сочинение

    Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/g/gogol/sochineniya/mertvye-dushi/harakteristika-plyushkina-po-poeme-mertvye-dushi-n.-v.-gogolya

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector