Сочинение по картине бриг меркурий, атакованный двумя турецкими судами айвазовского

?

АЙВАЗОВСКАЙ Иван Константинович (1817-1900)► «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями». 1892 г.Холст, масло. 221 х 339 см.Национальная картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия.► «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой». 1848 г.Холст, масло. 123 x 190 см.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.► «Бриг «Меркурий» лунной ночью». 1874 г.Дерево, масло. 15 x 21 см.

Частное собрание.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоСочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоОдин из ярчайших эпизодов русско-турецкой войны 1828-1829 годов, демонстрирующий силу духа, отвагу и мастерство русских моряков. Каждому, кто узнавал об этой победе, с трудом верилось, что небольшой бриг способен одержать победу в бою с двумя линейными кораблями противника.Военный бриг «Меркурий» был заложен на Севастопольской верфи 28 января (9 февраля) 1819 года и спущен на воду 7 (19) мая 1820 года. В отличие от других бригов русского флота, он имел малую осадку и был оснащён 14 веслами (гребли большими вёслами стоя). Также бриг «Меркурий» стал одним из первых русских бригов, при постройке которого применялась система набора по методу Сепингса – с диагональными креплениями, что существенно повышало прочность корпуса. На носу брига находилась фигура бога Меркурия. Строительство велось под руководством корабельного мастера Ивана Яковлевича ОСМИНИНА (?-1838).Бриг был вооружён восемнадцатью 24-х фунтовыми карронадами для ближнего боя, установленными на верхней палубе, и двумя переносными трёхфунтовыми пушкам для дальнего боя. Последние можно было использовать как кормовые орудия, так и носовые.Командиру брига капитан-лейтенанту Александру Ивановичу КАЗАРСКОМУ (1797-1833) удалось организовать сплочённую команду из людей разных по убеждениям, положению, происхождению и темпераменту. Так, флота лейтенант Фёдор НОВОСИЛЬСКИЙ происходил из аристократической среды, был либералом, но при этом – очень требовательным офицером. Флота лейтенант Сергей СКАРЯТИН был потомственным моряком и старался воспитать в подчинённых умелость, расторопность и исполнительность. Мичман Дмитрий ПРИТУПОВ происходил из барской семьи и имел соответствующее воспитание. Он специально выписал себе из деревни крепостного, плававшего с ним в качестве денщика, поскольку иметь казённого денщика мичману не полагалось. Поручик корпуса штурманов Иван ПРОКОФЬЕВ вышел из народа, поэтому нижние чины считали его своим покровителем. Ивану Петровичу удалось получить образование и звание офицера лишь благодаря упорству и таланту.14 (26) мая 1829 года бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра КАЗАРСКОГО одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями – 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем», чем увековечил своё имя и был награждён кормовым Георгиевским флагом. Слова Казарского: «Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают – они везут нам Георгия…»Во время патрулирования турецкого пролива Босфор в Чёрном море из-за слабого ветра «Меркурий» не смог уйти от погони и был настигнут двумя самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре. На одном из кораблей находился адмирал (капудан-паша) флота Османской империи. Российский бриг был вынужден вступить в бой, имея на борту 20 орудий против 184 орудий противника.Решение вступить в бой было принято на офицерском совете и было поддержано матросами брига. По традиции сначала высказался самый младший по званию – поручик Корпуса флотских штурманов И.П. ПРОКОФЬЕВ: «Боя не избежать, и бриг не должен достаться врагу не при каких обстоятельствах». После военного совета командир обратился к команде с речью, призывая не посрамить свою честь и честь Андреевского флага. Команда единогласно предпочла смерть капитуляции и плену. Было принято решение, что последний из оставшихся в живых взорвёт судно. Для этого положили заряженный пистолет перед входом в пороховой склад.«Меркурий» был крепок, но тяжеловат на ходу; прекрасно держал высокую волну, зато в штиль совершенно грузнел. Спасти его могли только искусство манёвра и меткость канониров. Во время противостояния, продолжавшегося два часа, «Меркурию» удалось своим огнём повредить мачты «Реал-бея» и «Селимие», турецкие суда один за другим потеряли ход, возможность маневрировать и вести бой. «Меркурий» получил очень тяжёлые повреждения (22 пробоины в корпусе, 133 в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 в такелаже), но при этом потерял всего 4 человека из экипажа. Потери с турецкой стороны неизвестны. Во время боя на борту «Реал-бея» находился пленённый капитан 2 ранга СТРОЙНИКОВ, который без боя несколькими днями ранее сдал свой корабль – фрегат «Рафаил».Бриг благополучно вернулся в Севастополь. «Меркурий» прослужил на Чёрном море до 9 ноября 1857 года, когда поступило распоряжение «о разборке его по совершенной ветхости». Однако имя его было приказано сохранить в русском флоте с передачей соответствующему кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: в 1865 г. – корвет, а в 1883 и 1907 – крейсера. Ходили под Андреевским флагом балтийский бриг «Казарский» и одноименный черноморский минный крейсер.АЙВАЗОВСКИЙ знал о морских сражениях не понаслышке – он принимал непосредственное участие в военных операциях на Чёрном море у берегов Кавказа в 1839 году. Исключительная храбрость и мужество русских моряков всегда привлекали художника. Отсюда – яркость образов и выраженный патриотический пафос его произведений.Полотно очень лаконично по своему композиционному решению. Художник расположил корабли по диагонали полотна, что даёт возможность целиком охватить взглядом поле сражения.Бриг зажат между двумя турецкими кораблями, и корабли идут курсом фордевинд, что является несомненным плюсом для линейных кораблей с их преимущественно прямыми парусами. Такой расклад вряд ли оставляет «Меркурию» какие-либо шансы на выживание, поэтому, согласно ряду мнений, не может быть исторически достоверным. Однако, возможно, что такое положение было выбрано художником для придания трагизма ситуации, для акцента именно на безнадёжности положения брига. На картинах других художников эти же корабли изображены идущими в бакштаг, что даёт бригу с бо́льшим процентом косых парусов выигрыш в манёвренности.Колористическое решение картины отличается сдержанностью. Сине-голубые оттенки моря великолепно гармонируют с серебристо-серыми тонами, которые использованы для написания облаков. Красиво выделяются на этом фоне жемчужные паруса боевых кораблей. Включения красного цвета (изображение полумесяцев на турецких флагах) оживляют картину, имеющую достаточно холодный колорит.

► ТКАЧЕНКО Михаил Степанович (1860-1916) «Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями 14 мая 1829 года». 1907 г.Холст, масло. 120 x 174 см.

  • Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург.
  • Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского

► КОЖИН Семён Леонидович (р. 1979) «Бой брига «Меркурий» с двумя турецкими кораблями». 2004 г.Холст, масло. 40 х 50 см.

  1. Собрание автора.
  2. Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского

Источник: https://the-morning-spb.livejournal.com/55802.html

Подвиг брига "Меркурий". 20 орудий против 184!

Шел 1829 год. Русско-турецкая война подходила к концу. После разгрома Турции в Наваринском сражении османский флот избегал открытого боя с русскими моряками, проводя большую часть времени в Босфоре, под прикрытием береговых батарей.

14 мая три русских корабля (фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий»), находясь в дозоре в 13 милях от входа в Босфор, неожиданно столкнулись с вышедшей в море турецкой эскадрой. Силы были не равны.

С флагманского корабля «Штандарт» поступил приказ – уходить, выбирая оптимальное направление для лучшей скорости хода. Надо было срочно сообщить командованию (основные силы русского флота базировались в Сизополе – Болгария) о присутствии в открытом море турецкого флота.

Быстроходные «Штандарт» и «Орфей» оторвались от преследования. «Меркурию», обладавшему меньшей скоростью, шансов уйти почти не оставалось. Казалось, что судьба брига, оставшегося один на один против турецкой эскадры, была предрешена…

 Немного истории
«Меркурий» был построен на севастопольской судоверфи и спущен на воду в мае 1820 года. Руководил строительством известный корабел Осьминин. Материал – крымский дуб. Был назван в честь катера «Меркурий», который прославился в войне 1788-1790 года со шведами. Бриг предназначался для охраны побережья и ведения разведывательных операций. Нос судна украшала выполненная по пояс фигура быстроногого римского бога торговли и путешественников. Это был двухмачтовый парусный корабль, вооруженный 18 карронадами (короткоствольные орудия ближнего боя), еще имелись две переносные пушки большей дальности. Особенностью корабля была низкая осадка и наличие весел – по семь с каждого борта. Гребли стоя. Конструктивные особенности портов для бортовой артиллерии и отверстий для весел не позволяли одновременно грести и стрелять. Бриг имел хорошую остойчивость, но не отличался высокой скоростью хода. Численность экипажа на май 1829 года составляла 115 человек, из них всего 5 офицеров вместе с командиром.

Столкновение русского брига с двумя турецкими линейными кораблями, во много раз превосходившими его в огневой мощи, закончилось тем, что турки вышли из боя, а израненный бриг продолжил плавание.

Эта история казалась настолько невероятной, что обросла мифами и легендами. Самым надежным источником остается рапорт командира брига Казарского адмиралу Грейгу.

Этот документ послужил основой для последующих описаний подвига русских моряков.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоИван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892

После того, как был получен сигнал уходить от преследования самостоятельно, бриг изменил курс, оставив два турецких корабля на юге от себя.

В погоню за русским кораблем отправились 110-пушечный трехдечный (три закрытые палубы с портами для орудий) «Селимие» под флагом капудан-паши (командующего турецким флотом) и оснащенный 74 орудиями двухдечный корабль младшего флагмана.

20 пушек против 184! Лучшие ходоки турецкого флота! Ситуация была безнадежная. Казарский собрал офицеров. Первому дали слово младшему по званию – поручику Ивану Прокофьеву. Он предложил принять бой, а при невозможности сблизиться с одним из турецких кораблей и взорвать бриг.

Читайте также:  Образ города в поэме медный всадник пушкина

Тот из офицеров, кто к этому моменту останется в живых, должен выстрелить в крюйт-камеру (пороховой склад), для чего на шпиле был оставлен пистолет. Остальные офицеры поддержали поручика. Казарский обратился к матросам, и те заверили его, что останутся верны долгу и присяге.

Командир корабля отдает приказы – отставить весла, приготовиться для стрельбы бортовыми орудиями. По настигавшим бриг туркам был открыт огонь из кормовых пушек. Вскоре «Селимие» предпринял маневр, пытаясь зайти справа, чтобы дать продольный залп бортовыми орудиями.

«Меркурий» уклонился, вынуждая противника использовать только погонные (носовые) орудия. Наступил момент, когда турецким кораблям почти удалось взять бриг в «клещи», и они сделали два залпа и криками на русском языке предложили спустить флаг. Моряки брига ответили артиллерийским и ружейным огнем.

На «Меркурий» обрушились ядра, зажигательные снаряды, книппели. Последние представляют собой два чугунных ядра или полуядра, скрепленные между собой, применяются для вывода из строя такелажа (тросы, канаты, обеспечивающие управление парусами). Бриг продолжал искусно маневрировать, русские артиллеристы вели огонь по турецким кораблям.

Им удалось перебить ватер-штаги (канаты, удерживающие бушприт – выдвинутый с носа корабля наклонный брус для улучшения маневренности) и повредить гротовый рангоут (горизонтальные реи самой высокой на корабле грот-мачты) одного из них. «Селимие» потерял ход и вышел из боя.

Второй корабль продолжал преследование, пока еще один точный выстрел русских моряков не перебил нок-фор-марс-рею (горизонтальное бревно, несущее парус на передней мачте), падение которой привело к прекращению погони…

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоИван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой (1848)

Русский корабль, увидеть который потеряли всякую надежду, оставил без хода турецкие линейные корабли, сумел оторваться от преследования и вернуться в базу. Его потери – четверо убитых, шестеро раненых, 22 «дырки» в корпусе и многочисленные повреждения такелажа.

***

Через 12 лет будет отмечаться двухсотлетие памятного события. И все это время люди самых разных профессий пытаются найти ответ на этот вопрос. Уж слишком фантастическим выглядел исход противостояния.

Среди причин можно выделить тактическое мастерство командира брига Александра Казарского, маневрирование которого «Меркурия» лишило турок возможности занять положение для нанесения решающего удара, и, конечно, высокая выучка, храбрость моряков и их решимость взорвать бриг вместе с турками.

Уровень подготовки и моральный дух турецкий флота в этот момент находились на низком уровне из-за тяжелых поражений на море. Высказывались также предположения, что, возможно, турки хотели не утопить корабль, а спокойно пленить его, как тремя днями раньше русский фрегат «Рафаил».

Это было естественным в сложившейся обстановке, и поэтому они не ожидали такой храбрости от русских моряков.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоНиколай Красовский. Бой брига «Меркурий»

Подвиг экипажа был оценен по заслугам. Все офицеры были награждены орденами, матросы наградой для нижних чинов – знаками отличия военного ордена. Всем была назначена пожизненная пенсия.

Офицерам было дано право внести в фамильный герб изображение пистолета, о назначении которого уже было сказано. Бриг получил Георгиевский флаг.

Николай I своим указом распорядился, чтобы отныне на флоте всегда был корабль «Меркурий», аналогичный легендарному бригу.

Рекомендуем
4 невероятные армии, которые одерживали победы

Моряки брига стали национальными героями. О подвиге слагали стихи (Денис Давыдов), писались книги (Тренев, Черкашин), снимались фильмы. Известные художники воплощали на своих холстах различные моменты боя.

Самым известным из них был маринист Айвазовский, к картине которого «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» некоторые исследователи даже предъявляли «претензии». Художника упрекали в недостоверности расположения брига, зажатого турецкими кораблями.

Как это нередко случается (штурм Зимнего дворца, восстание на броненосце «Потемкин»), «великая сила искусства» приводит к тому, что событие начинает интерпретироваться по художественным произведениям…

Два корабля, две судьбы

За три дня до описанных событий в похожем положении оказался новейший российский фрегат «Рафаил». Русский корабль спустил флаг и сдался врагу. Командовал им капитан-лейтенант Стройников.

Странные зигзаги судьбы… Оба командира – Стройников и Казарский были знакомы, Казарский сменил Стройникова на «Меркурии», оба были награждены за храбрость, проявленную в текущей компании. Офицеры соперничали между собой и даже добивались признания одной женщины.

Один покрыл себя позором, другой стал примером мужества для многих поколений.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоПамятник бригу «Меркурий» в Севастополе | источник

Подвиг русских моряков состоял в том, что в безвыходной ситуации они сделали свой выбор – предпочли смерть позорному плену и благодаря «духу экипажа и милости Божией» (А.И. Казарский) вышли из боя победителями. Такое под силу не всем – «Рафаил» тому подтверждение. «Меркурий» навсегда останется символом доблести и славы российского флота.

Источник: https://mydiscoveries.ru/podvig-briga-merkuriy-20-orudiy-protiv-184

Иван Айвазовский в Третьяковке

?

Categories:

  • Корабли
  • История
  • Искусство
  • Отзывы
  • Cancel

В рамках культурной среды — рассказ камрада amphre о выставке Айвазовского «Иван Айвазовский в Третьяковке», совмещенный с историей героического брига «Меркурий», вышедшего победителем из боя с двумя турецкими фрегатами…Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоПобывал на выставке Ивана Константиновича Айвазовского в Третьяковке на Крымском валу. Для тех, кто только планирует посетить выставку, напишу свои впечатления о ней и рекомендации в конце поста. А саму запись хочу посвятить одной картине, которая произвела на меня самое большое впечатление. И это — не «Девятый вал».

В 1841 году Иван Константинович написал картину «Бриг „Меркурий“ после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой».

Иван Айвазовский. «Бриг „Меркурий“ после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой», 1841. По клику — большое изображение.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоПеред походом на выставку я читал про Айвазовского, его творчество, смотрел репродукции. И среди прочих обратил внимание на эту картину. Она сразу привлекла мое внимание. Что-то в ней было странное и непохожее на другие полотна Айвазовского. Обычно он изображал своих героев на пике драматизма — буря, кораблекрушение, бой. Или наоборот, среди спокойной и расслабленной идиллии в теплых тонах. Здесь же нет накала страстей. Но и идиллии нет. Классическая композиция, холодные тона, море в легком волнении, суда на горизонте… И корабль с пробитыми парусами. Он явно не случайно помещен в визуальный центр картины и выделен подсвеченной вокруг него водой. Но и мрачность корабля, почти неотличимого от волн и неба, не случайна. Увиденное заинтриговало меня и я стал искать подробности боя русского брига с двумя турецкими кораблями. Оказалось, что это было героическое и совершенно невероятное сражение.

Цитирую из Википедии с небольшими сокращениями:

«Меркурий» — 18-пушечный военный бриг русского флота. Был спущен на воду в Севастополе в 1820 году. В мае 1829 года, во время Русско-турецкой войны бриг под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского одержал победу в неравном бою с двумя турецкими линейными кораблями.На май 1829 года команда «Меркурия» состояла из 115 человек. Из них пять офицеров: капитан — капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, лейтенант флота Федор Михайлович Новосильский, лейтенант флота Сергей Иосифович Скарятин, мичман Дмитрий Петрович Притупов, поручик корпуса штурманов Иван Петрович Прокофьев.Командиру брига Казарскому удалось организовать сплоченную команду из людей разных по убеждениям, положению, происхождению и темпераменту. Так, Федор Новосильский происходил из аристократической среды, был либералом, но при этом — очень требовательным офицером. Сергей Скарятин был потомственным моряком и старался воспитать в подчиненных умелость, расторопность и исполнительность. Мичман Дмитрий Притупов происходил из барской семьи и имел соответствующее воспитание. Он специально выписал себе из деревни крепостного, плававшего с ним в качестве денщика, поскольку иметь казенного денщика мичману не полагалось. Иван Прокофьев вышел из народа, поэтому нижние чины считали его своим покровителем. Ивану Петровичу удалось получить образование и звание офицера лишь благодаря упорству и таланту.14 мая 1829 года три русских военных корабля — фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» — крейсировали на траверзе Пендераклии, когда увидели приближающуюся к ним на горизонте турецкую эскадру, значительно превосходящую их по силам. Поскольку необходимости принимать неравный бой не было, командир «Штандарта» капитан-лейтенант Павел Яковлевич Сахновский дал сигнал «Взять курс, при котором судно имеет наилучший ход». Русские корабли повернули в сторону Севастополя. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони. Его настигли два самыми крупных и быстроходных корабля в турецкой эскадре — 110-пушечный «Селимие» и 74-пушечный «Реал-бей». На одном корабле находился адмирал (капудан-паша) турецкого флота, а другой шел под вымпелом контр-адмирала.Командир «Меркурия», обойдя по очереди всех офицеров, убедился в их единодушном желании принять бой, несмотря на явное неравенство сил. Первым высказался самый младший по чину — штурманский поручик И. Прокофьев (по возрасту он был самым старшим). Он предложил вступить в сражение с врагом, а когда будет сбит рангоут, откроется сильная течь или бриг будет лишен возможности сопротивляться, взорвать «Меркурий», сцепившись с одним из неприятельских кораблей. В итоге все офицеры единодушно приняли это предложение. Для исполнения этого решения капитан брига Казарский положил заряженный пистолет на шпиль перед входом в пороховой склад, а кормовой флаг, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не спустился, прибили к гафелю.Позже в своем донесении адмиралу Грейгу Казарский писал: «…Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйткамеру».В половине третьего пополудни турки приблизились на расстояние выстрела, и их снаряды стали попадать в паруса и такелаж «Меркурия», а один попал в весла, выбив гребцов с банок. В это время Казарский сидел на юте и не разрешал стрелять, чтобы не тратить напрасно заряды. Это вызвало замешательство команды. Казарский, видя это, сказал матросам ободряющие слова: «Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают — они везут нам Георгия…» Затем капитан приказал открыть ретирадные порты и сам, вместе с другими офицерами, чтобы не убирать весла и не отвлекать матросов от работы, открыл огонь из ретирадного орудия.Первым атаковал трехдечный «Селимие», имевший 110 пушек. Турецкий корабль попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп. Лишь тогда Казарский пробил боевую тревогу и «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику.

Читайте также:  Тема патриотизма в романе война и мир толстого

Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел двухдечный «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!» В ответ на это на бриге закричали «ура» и открыли огонь из всех орудий и ружей.

В результате туркам пришлось убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды. Помимо ядер в бриг летели книппели и брандскугели. Тем не менее, мачты оставались невредимыми и «Меркурий» сохранял подвижность.

Из-за обстрела на бриге трижды возникали пожары, которые, однако, матросы быстро ликвидировали.

В начале шестого часа удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось повредить ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», после чего его марсель и брамсель заполоскали и повисли. Благодаря этому попаданию корабль неприятеля немного отстал и привелся к ветру для ремонта. Тем не менее вслед «Меркурию» был дан полный залп, сбивший со станка одну из пушек.

Около шести часов было нанесено серьезное повреждение и второму неприятельскому кораблю, «Реал-бею» — «Меркурию» удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, который, падая, увлек за собой лисели. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек, а свертывание марселя лишило корабль возможности маневрировать. «Реал-бей» привелся в бейдевинд и лег в дрейф.

«Меркурий», получивший очень серьезные повреждения, потеряв 4 человека убитыми и 6 ранеными, около 17 часов следующего дня присоединился к флоту, вышедшему из Сизополя.В ходе боя корабль получил 22 пробоины в корпусе, 133 пробоины в парусах, 16 повреждений рангоута, 148 повреждений такелажа, все гребные суда на рострах оказались разбиты, повреждена одна карронада.

Убитых с турецкой стороны, по официальным данным, нет — команда «Меркурия» ставила своей основной целью повреждение рангоута и такелажа противника, куда и были направлены выстрелы.

Примечательно, что во время боя на «Реал-Бее» вместе со своей командой находился предыдущий командир «Меркурия» — пленный капитан 2 ранга Стройников, без боя сдавший несколькими днями ранее фрегат «Рафаил».

Вот неоднократно читал, что «Девятый вал» трактуют как оду героизму и борьбе со стихией. В каталоге выставки об этом полотне написано: «Отчаянная воля к спасению победит разбушевавшийся океан.

В картине прочитывается и иносказательный смысл, для многих поколений она обрела символическое значение — вселять веру в победу человека, человечества, самой жизни над любой грозной стихией».

Иван Айвазовский. «Девятый вал», 1850.

По клику — большое изображение.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоВ чем же здесь победа над стихией? Эти цепляющиеся за чудом оставшуюся на плаву мачту люди погибнут в открытом море без воды и еды. Это не отчаянная борьба, а борьба от отчаяния. Не победа над стихией, а обусловленность стихией.А героизм — совсем другой. Сдержанный, без надрыва. Осмысленный, уверенный, помноженный на профессионализм и полный достоинства.Позже Айвазовский написал картину «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями». Там и соотношение сил видно, и бой в разгаре. Однако картина скорее вызывает сочувствие к маленькому кораблику, зажатому между двумя исполинами, чем гордость за героизм и стойкость русских матросов и офицеров. На более ранней картине гамма чувств выражена гораздо сильнее. Радость моряков от встречи со своей эскадрой (они машут шапками с борта) смешивается с осознанием ненужности этой тающей в дымке армады (где была она и те два более быстроходных корабля во время боя?). Усталость израненного, но несломленного корабля подчеркивает море — взволнованное, но аккуратно несущее на своих плечах победителя. И в этом — бесконечное уважение к русскому героизму.

Иван Айвазовский. «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», 1892. По клику — большое изображение.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского

Конечно, картину нужно смотреть на выставке. Жаль, что висит она не очень удачно — в узком проходе, на противоположной стене которого большое полотно.

Все норовят отойти от него подальше и загораживают «Меркурий». Организаторы вообще к этому сюжету отнеслись равнодушно. Даже не включили картину в каталог (все-таки включили , под №195).

Для них гораздо ценнее открыточные виды зарубежных достопримечательностей.

Два слова тем, кто собирается на выставку. Билеты лучше купить заранее через интернет на определенную дату и время. Окно прохода по билету — 30 минут. С просроченным билетом не пустят. Живая очередь есть, но запускают малыми группами. Стоять утомительно, а выставка огромная, лучше быть свежим и полным энергии.

Я ходил больше двух часов и экспозицию на втором этаже о жизни художника и его графику практически не осилил. Выйти подкрепиться, а потом вернуться и досмотреть нельзя. Это большой минус. Рассчитывайте силы.Выставка идет до 20 ноября. Сейчас продаются билеты на 30 августа. Настоятельно рекомендую посетить.

P.S.

от Сухова

Я, кстати, тоже считаю, что лучшая картина Айвазовского — не девятый вал.

Источник: https://judgesuhov.livejournal.com/233979.html

Биография Айвазовского Ивана Константиновича. Описание картины "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями"

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами АйвазовскогоЕще в детстве у мальчика были замечены удивительные художественные способности, Иван рос, а талант раскрывался все больше и больше. Влиятельные люди помогли юному художнику зачислиться в Петербургскую академию художеств в 1833 году. Там Иван Айвазовский и встретил человека, который повлиял на все его будущее творчество. Это был француз Ф. Таннер, знаменитый в те годы маринист. Уже в 1836 году публика узнала имя молодого писателя, когда Айвазовский принял участие в академической выставке, представив 5 пейзажей с морской тематикой. А через год Ивану Константиновичу вручили Большую золотую медаль и статус художника. В 1840 году маринист уехал к итальянскому побережью, там он провел несколько плодотворных лет. В это время он успевал путешествовать по странам Европы, организовывал выставки. Яркость красок, живость и необычность его работ принесли художнику огромную славу. Через 5 лет он вернулся в родную Феодосию, где прожил всю свою жизнь.

Айвазовский был верен одной теме, он изображал море живым существом, очень разным, манящим, таинственным. Он чувствовал море, передавал его во всем великолепии. Именно он ввел в живопись вид стихийного пейзажа, где главным действующим лицом является бурлящая вода.

Айвазовский был очень трудолюбивым человеком, ведь на его счету около 6 тысяч картин! Он организовал своими трудами более 100 выставок. Писал он по памяти, изредка делал беглые наброски. Его картины до сих пор поражают своей внутренней силой и мощью.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского

 «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями».

Под влиянием войны 1828 года художник написал множество полотен на военную тематику. Сюжет этого произведения также взят из истории.

В середине мая 1829 года русский бриг «Меркурий» начал бой с двумя быстропарусными кораблями турецкого флота. Силы не были равны, но смелая команда легендарного коробля предпочла смерть.

Дух и воля принесла бригу «Меркурий» тяжелую победу. Корабль вышел победителем. Подвиг моряков был отмечен даже противниками.

Картина очень лаконична по своему цветовому решению. Глубокие синие оттенки волн сказочно гармонируют с серебристым блеском туч. Великолепно выделяются молочные паруса красивых кораблей. А контраст красных турецких флагов разбавляет колорит холодных и строгих оттенков.

Источник: https://gogetart.art/blog/11-biography/293-aivazovskij

Опиcание картины Бриг Меркурий атакованный двумя турецкими кораблями

Картина Ивана Айвазовского «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями» была написана за девять лет до смерти великого русского художника-баталиста и мариниста. Во время написания этого полотна, Айвазовский обращается к изображению эпизода отечественной истории.

В далеком 1829 году, в ходе одной из многочисленных русско-турецких войн, во время патруля пролива Босфор русский бриг «Меркурий» оказался вынужден вступить в бой с нервными противниками — большими и быстроходными кораблями турецкой эскадры. Несмотря на то, что силы были неравные, российский корабль одержал победу. На картине не изображено ни единой живой души.

Мы не видим ни моряков, ни их командиров, но, тем не менее, картина Айвазовского не оставляет художественного зрителя равнодушным к происходящему.

Когда предметом картин Ивана Айвазовского становится батальная сцена, с полотна исчезает мягкость. Даже изображая бури и крушения кораблей, художник тонко и подробно вырисовывает морскую гладь, не жалея сил и времени на оттенки и переливы, отражения и искры воды. Обычно, главный герой картин Ивана Айвазовского — это море в самых ярких и свободных его проявлениях: бури, шторма.

На картине «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями» море — это поле сражения, а не объект восхищения и любования.

Вода изображена достаточно (именно для кисти Айвазовского) однотонно, словно это не взволнованное кораблями море, а лёд. Главными героями картины на этот раз становятся три корабля, а не морские просторы.

Морская гладь кажется чем-то жестким и суровым, а не необъятной стихией.

Сочинение по картине Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими судами Айвазовского

Эстетика картины приближена уже не к романтизму, а к реализму — нет буйства природы и необычных оттенков, которые присущи некоторым более ранним работам художника. На полотне, наоборот, преобладают четкие линии, детальное изображение кораблей и даже холодность подачи происходящего. Иван Айвазовский подает происходящее правдиво, не приукрашивая события.

Размеры кораблей реальны, художник не играет с чувством гордости художественного зрителя. Полотно изображает неравный бой таким, каким он был в реальности — маленький корабль против сильнейших противников. Иван Айвазовский интересно работает с эмоцией зрителя.

Он не заставляет его чувствовать что-то определенное (гордость, жалость, стыд), а в реалистичной манере изображает события, предлагая зрителю рассуждать самому.

Источник: https://wpainting.ru/ajvazovskij/opisanie-kartiny-brig-merkurij-atakovannyj-dvumya-tureckimi-korablyami.html

Описание картины Ивана Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»

Известный российский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский автор множества полотен, на которых главными персонажами выступают огромные и величавые парусники, много моря и бескрайнего неба. Картина «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями написана художником в 1892 году, спустя много лет после событий изображенных на картине. Передний план полотна занимает пенящееся море, волны недостаточно большие для того, чтобы можно было говорить о буре, но и не слишком маленькие для штиля. В центре картины большое русское парусное судно под названием «Меркурий». В 1829 году «Меркурий» имевший в своем распоряжении 18 пушек и небольшую по численности команду вышел из порта в патруль по проливу Босфор.

Читайте также:  Сочинение по творчеству салтыкова-щедрина

Поскольку ветер был слабым, корабль передвигался крайне медленно и был замечен двумя скоростными турецкими кораблями, на борту у которых было не менее 200 пушек и большое количество людских ресурсов на случай абордажа.

Сцену поимки русского судна в ловушку и обмена первыми выстрелами и запечатлел на своей картине художник.

Два турецких корабля приготовились к легкой победе, которую сулит им положение русского судна, застрявшего и зажатого между ними.

Белые паруса кораблей, пушечные выстрелы, взволнованное море, внезапно сгустившиеся облака, сквозь которые проглядывается голубое небо – все это придает картине необъяснимого колорита, свойственного исключительно полотнам Айвазовского.

В тот день 14 мая 1829 года русский корабль выиграл бой, поочередно потопив суда противника и потеряв всего лишь 4 человек команды, но критики утверждают, что положение судна, придуманное художником, не может соответствовать истине, так как выиграть бой в нем практически невозможно. Впрочем, для красивой картины, несущей в себе героическую идею многое неважно, главное — сокрушительная победа русского духа.

(3 votes, average: 5,00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-ajvazovskogo-brig-merkurij-atakovannyj-dvumya-tureckimi-korablyami/

Разгром, который обернулся победой, — доблестный подвиг брига «Меркурий»

В мае 1820 года со стапелей кораблестроительной верфи Севастополя на воду был спущен восемнадцатипушечный военный бриг. Небольшое двухмачтовое судно должно было нести дозор на Черноморском побережье. В честь знаменитого катера, отличившегося в годы Русско-шведской войны, корабль решили назвать «Меркурием».

И. Айвазовский. Бриг «Меркурий» в лунном свете

Спустя девять лет и бриг, и его экипаж на деле доказали, что достойны имени славного предка.

Корабль и капитан

Судно было построено по передовым, для того времени, технологиям, но отличалось некоторой медлительностью, проигрывая по скорости даже более старым моделям.

Вооружение «Мерурия» состояло из девяти карронад (корабельное чугунное орудие) на обоих бортах и двух передвижных пушек. Последние можно было использовать как с носа судна, преследуя противника, так и с кормы, при вынужденном бегстве. Карронады отличались высоким темпом стрельбы, однако сильно уступали обычным корабельным пушкам в дальнобойности.

В 1828 году, когда началась война между Россией и Турцией, «Меркурий» вместе с другими кораблями сопровождал транспортные суда, участвовал в захвате прибрежных черноморских крепостей и атаках на морские конвои противника.

Спустя год предыдущий командир корабля пошел на повышение, капитаном брига был назначен Александр Иванович Казарский. Под его командованием 14 мая 1829 года «Меркурий» вместе с фрегатом «Штандарт» и бригом «Орфей» патрулировал акваторию Черного моря, когда на горизонте появилась турецкая эскадра.

Неизвестный художник. Александр Иванович Казарский

Против двоих

Силы были неравны, и флагман подал знак: уходить с попутным ветром в сторону Севастополя. «Меркурий», обладающий самыми слабыми ходовыми качествами, отстал, его стали настигать турецкие суда «Селимие» и «Реал-бей».

Вражеские линейные корабли превосходили русский бриг не только по скорости и массе, но и по огневой мощи. На борту «Селимие» размещалось сто десять орудий, а «Реал-бей» был вооружен семьюдесятью четырьмя пушками. Противник неотвратимо приближался к «Меркурию».

Не отступать и не сдаваться

Казарский обсудил с подчиненными сложившееся положение — они единодушно решили принять бой и сражаться до последнего. Поручик Прокофьев предложил план: когда судно неминуемо пойдет ко дну и сблизится с неприятелем — подорвать запас снарядов. Все согласились.

Капитан взвел пистолет, положил его возле входа в пороховой погреб. Последний оставшийся в живых должен был выстрелить и поджечь порох. После этого распоряжения капитан «Меркурия» с командой стали хладнокровно ждать приближающегося врага.

Морской бой

Через некоторое время до брига стали долетать отдельные ядра турецких пушек, а ближе к трем часам пополудни «Меркурий» смог открыть ответный огонь из установленных на корме орудий.

И. Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

Вскоре противники настигли корабль, бриг оказался зажатым между «Селимие» и «Реал-беем». Турки велели сдаваться, но ответом «Меркурия» был залп с двух бортов из всех имеющихся на судне стволов, включая ружья и пистолеты. Османы, приготовившиеся к абордажу, были вынуждены укрыться на палубе.

Вскоре противник снова открыл огонь, началась перестрелка, в результате которой на борту «Меркурия» неоднократно вспыхивали пожары. К счастью матросы успевали погасить возгорания. Маленький бриг отчаянно маневрировал, стараясь не попадать под залпы противника, и, как мог, отстреливался.

М. Ткаченко. Бой брига «Меркурий» с турецкими кораблями

Спасены!

Примерно через два часа перестрелки старания русских канониров увенчались успехом: им удалось серьезно повредить оснастку «Селимие» и часть парусов вражеского корабля вышла из строя. Турецкий флагман начал отставать, выбыв из преследования. У «Меркурия» появилась надежда на спасение.

Ближе к вечеру и вовсе случилось невероятное: меткий выстрел одной из карронад перебил парус на турецком «Реал-бее», противник лишился возможности маневрировать, сбросил скорость и лег в дрейф.

Изрядно поврежденный «Меркурий» сумел избежать, казалось, неминуемой гибели. Маленький бриг одолел два мощных корабля и вышел из боя победителем. Команда потеряла четырех человек, еще шестеро были ранены.

И. Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями

На следующий день бриг встретила русская эскадра. По приказу Николая I капитана Казарского и его команду наградили, а героический подвиг «Меркурия» был увековечен монументами в Севастополе и Москве.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a74a05057906a2d34a8acb0/5b7c5add9dbf1900a979b2ca

Сочиненин по картине Айвазовского “Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими судами”

Картина Айвазовского “Бриг “Меркурий”, атакованный двумя турецкими судами” посвящена реальным историческим событиям, произошедшим во время русско-турецкой войны 1828-1829гг.

14(26) мая 1829 года три русских корабля: фрегат “Штандарт” и 2 брига “Орфей” и “Меркурий” несли дозор в водах пролива Босфор.

Заметив турецкую эскадру, в разы превышавшую их по мощи и количеству кораблей, командующие приняли решение уходить, так как принимать неравный бой приказа не было.

  • Но в тот день был слишком слабый ветер, поэтому маленький
  • Бриг понес
  • Командир турецкого судна после боя написал: “Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок, должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы: оно называется капитан-лейтенант Казарский и бриг “Меркурий”.

бриг отстал от своих более быстроходных товарищей. И был настигнут двумя турецкими фрегатами, которые в разы превышали его по величине и мощи. У брига “Меркурий” – 18 пушек, а у линейных кораблей турецкой эскадры: “Реал-бей – 74 пушки, “Селимие” – 110 пушек. “Меркурию” пришлось принять это неравное противостояние. Александр Иванович Казарский – командир корабля и экипаж судна понимали, что бой неизбежен. Было решено, что крайней мерой будет – взорвать корабль вместе с турецким фрегатом, т. к. Капитуляция перед врагом – позор для русского моряка. большие потери, он был изрешечен вражескими снарядами, погибло несколько членов экипажа, но они выстояли. А турецкие корабли, получив серьезные повреждения, покинули место боя.

Именно это историческое событие вдохновило Айвазовского на написание этой картины. На картине мы видим два мощных турецких корабля и маленький русский бриг, зажатый между ними. Турецкие фрегаты настолько огромны, что на картине не сразу можно заметить крошечный бриг.

На картине видно как палят по бригу вражеские корабли, но при этом мы видим и мощные залпы наших орудий. Маневрируя между двумя махинами, юркий кораблик отбивает напор вражеских орудий. Стоит обратить внимание на цветовую гамму картины.

Мы видим синие, зеленые, бело-серые тона моря, жемчужно-серое небо, коричнево-серые корабли с белыми и молочного цвета парусами. Глубокая палитра синих оттенков моря великолепно гармонирует с серыми оттенками туч. На картине только два ярких пятна – это флаги турецких фрегатов.

Картина написана в сдержанных тонах, чтобы не отвлекать зрителя от событий, изображенных на картине. В отличие, от большинства картин художника, море здесь не является главным действующим персонажем, а становится местом битвы.

На заднем плане, если присмотреться, мы можем увидеть два легких силуэта кораблей, удаляющейся турецкой эскадры. На полотне заметно, что спокойное море начинает волноваться, усиливаются волны, море приобретает более мрачные цвета, будто, морская стихия недовольна происходящим.

Море на картинах Айвазовского всегда живое, оно волнуется, дышит, является полноправным участником событий. В правом верхнем углу видно, что и небо медленно приобретает штормовые оттенки. В левом нижнем углу мы видим подпись автора и год написания картины.

Расположение кораблей на картине часто оспаривается исследователями так как, будучи зажатым между двумя огромными кораблями у “Меркурия” нет шансов. Я думаю, автор специально выбрал такое композиционное решение для полотна, чтобы обострить ситуацию, акцентировать внимание на храбрости и патриотизме экипажа брига, которые смогли выстоять в очевидно неравном бою. Удивительно, но художнику было всего 12 лет, когда произошли эти события, а картина написана спустя 63 года.

Вот насколько затронул этот подвиг сердце мастера.

Айвазовский посвятил бригу “Меркурию” еще, как минимум, две картины: “Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой” (1848) и “Бриг “Меркурий” ведет бой с двумя турецкими судами”. Это неудивительно, ведь это символ самоотверженности, непокорности, мужественности русских моряков.

Эти картины заставляют восхищаться героизмом русского флота и русского народа в целом.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/sochinenin-po-kartine-ajvazovskogo-brig-merkurij-atakovannyj-dvumya-tureckimi-sudami/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector