Сочинение по стихотворению лермонтова тучи 6 класс

Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю. Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне. В этих небесных созданиях автор видит сходство в отношении занимаемого ими положения и своего.

В первой строфе односторонний диалог определяет статус изгнанника как для туч, так и для лирического героя. Кроме того, указывает направление движения туч «с милого севера» в южную сторону. Здесь определяется характеристика авторской позиции, который намекает на нежеланное посещение чужбины.

Во второй строфе риторические вопросы о цели перемещения небесных тел раскрывают причины изменений в жизни автора. Он пытается понять, может ли его свободолюбие являться столь серьезной причиной для изгнания. Или это люди, которых он считал друзьями, совершили подлый шаг.

Поэт чувствует безысходность своего положения. Мотив одиночества вытекает из мировоззрения поэта в отношении существующего гнета, вытеснения справедливости, противоборства разных классов. На свои вопросы Лермонтов дает ответ в третьей строфе.

Путем сопоставления первого и третьего четверостиший вырисовывается позиция автора, который остается навсегда преданным Родине. Поэтому тучи, свободно перемещающиеся «степью лазурною», не похожи на него.

Поэт по опыту знает, что такое страдание, ложь и заточение.

Отсутствие свободы угнетает его, так как автор стремится мыслить, действовать и доносить свои идеи окружающим независимо от мнения окружающих.

С помощью пейзажа М. Ю. Лермонтов выражает боль души, отсутствие покоя. Сливаясь с природой воедино, с одной стороны, он все же отстраняется от них, с другой, так как является человеком мыслящим, с ранимой душой, любящим своих друзей и край родной. Тучи же, поддаваясь потоку ветра, мчатся согласно закону природы.

Восклицание последней строки стихотворения содержит вывод поэта о том, что он счастлив быть единомышленником тех, кто защищает Родину, приносит в жертву свою свободу. Он может по-настоящему проявлять чувства, а не растрачивать силы, плыть по течению.

Не скрывая своего отношения к происходящим событиям, поэт придает эмоциональность и положительным, и отрицательным понятиям с помощью ярких эпитетов: «клевета ядовитая», «милый север».

В стихотворении имеет место сравнение автора с тучами, хотя в конце его позиция меняется, когда выясняется, что сам поэт и созданный им образ туч можно назвать странниками. Но в отличие от них автор способен переживать, быть изгнанником, его свобода ограничена.

Таким образом, благодаря природе автор подчеркнул свою привязанность, верность Родине.

Анализ стиха Тучи Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в апреле далекого 1840 года. Случилось это перед отъездом в уже вторую, в его жизни ссылку. 

В те времена, ссыльными чаще всего были поэты, художники и обычные люди которые боролись за справедливость. Для власти такое считалось неприемлемым, а для того, чтобы обезвредит  тех, кто выступали против, не нашли ничего лучше, как ссылать их.

В своем стихотворении поэт сравнивает себя с тучами, которые плывут по небу. Ему было очень грустно от того, что он уедет на долгое время, от привычных мест, своего дома, друзей, коллег, родных и близких.

В первом четверостишии М.Ю.Лермонтов говорит о тучах, считает их изгнанникам, которых выгнали против их воли, и они вечно плывут по небу, не находя себе места.

Во втором четверостишии поэт говорит о людях, об их недостатках, но использует в  лице туч. Используя эпитеты «злоба ль открытая», «зависть ли тайная», «клевета ядовитая» он обосновывает свои слова, о пороках людей. По мнению многих, именно эти строки стали причиной для отправки в ссылку.

В концовке стихотворения – третьем четверостишии, расположение стихотворца изменилось. Он начал показывать свою оппозицию по отношению к тучам, говоря, что  «чужды вам страсти и чужды страдания», в тот момент, когда он недомогает, из-за того, что он будет на Кавказе чужим, будет один. Он будет очень скучать по родным краям.

Для полноты выражения чувств автор использует средства выразительности такие как: эпитет, олицетворение и метафору.

Стихотворный размер произведения – дактиль. Философская лирика является жанром произведения.

Вариант №3

Это стихотворение пришлось практически на конец творчества М. Ю. Лермонтова – апрель 1840 года.

Чуть позже писателя отправят уже во вторую ссылку на Кавказ из-за дуэли с де Баранта, который был сыном одного французского посла.

Если верить словам очевидцев, то «Тучи» автор написал в свой день отъезда, находясь в кругу близких и родных. Засмотревшись на проплывающие мимо тучи, у него родились замечательные строки, ставшие завершением его сборника.

Само стихотворение посвящено, конечно же, теме одиночества. Именно в этот период Лермонтов всеми силами старался преодолеть грань между собственным душевным состоянием и окружающим его миром. Поэтому его строки отражают всю муку и страдания лирического героя, которого не по собственной воли сделали изгнанником.

«Тучи» состоят из трех строф-четверостиший и построены на композиционном сравнении. «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники» — автор сравнивает себя с тучами, ощущая внутреннее родство с ними и их одиночеством.

Образ туч очень глубоко западает в душу читателям, ведь эти «вечные странники» никогда не останавливают своего движения, вечно двигаясь в собственном изгнании.

Вот и Лермонтов видит себя между этих темных рядов, бредущего по жизненному пути и страдающего от одиночества.

Помимо этого можно разглядеть еще одну направленность – «лишние люди». Поэт считал, что его поколение ничем не отличается от темных, холодных туч. Такие же безучастные, не имеющие собственных желаний, каких-либо чувств и привязанности к родному дому.

Злость общества к своей личности Лермонтов показывает такими эпитетами, как «тайная зависть», «открытая злоба» и другие, что только подчеркивает отсутствие у него друзей, он в вечном изгнании.

«Чужды вам страсти и чужды страдания» — здесь можно наблюдать противопоставление душевному состоянию автору. Тучи плывут сами по себе, им нет никакого дела до людских проблем. А вот Лермонтов постоянно страдает, сердце разрывается от тоски и грусти.

Четырехстопный дактиль, трехсложная стопа с постоянным ударением на первый слог и перекрестная рифма добавляют стихотворению лирики и позволяют читателю проникнуться душевными муками писателя. Не мало встречается и эпитетов: милый север, жемчужная цепь, лазурная степь и другие.

Философская мысль этого стихотворения заключается в том, что люди так и не научились жить в единстве с природой. Извечные обиды, неоправданные желания и страсти не позволяют человеку самосовершенствоваться. Человек не способен, подобно туче, отречься от ненужной мирской суеты.

6, 7, 9 класс, по плану кратко

Сочинение по стихотворению Лермонтова Тучи 6 класс

  • Анализ стихотворения Блока Летний вечер
    Каждое явление окружающей природы во все времена вызывало особый интерес у писателей русской литературы. Привлекая внимание своей таинственностью и безграничной красотой, они становились источником вдохновения.
  • Анализ стихотворения Пушкина Подражание корану
    Александр Сергеевич получил свою известность благодаря вольности и мятежному характеру. Он не мог скрывать свои мысли и мнение, поэтому так трепетно изливал их на бумагу. Его тяжелый характер только спровоцировал образование врагов вокруг
  • Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825
    Именно в этот памятный день в 1811г. Впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, первым выпускником которого стал Пушкин. В числе сокурсников поэта были другие не менее яркие личности: и издатели, и государственные деятели,
  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой
    Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.
  • Анализ стихотворения Фета У камина
    Афанасий Фет создавал свои шедевры в период смены Золотого Века Серебряным. Стихотворения Афанасия Афанасьевича всегда выделялись высоким уровнем культуры, мастерством и литературными изумительными изображениями.

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/tuchi-6-7-9-klass

«Тучи» Лермонтова — анализ стихотворения

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.

Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.

Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность.

Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи» в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.

Жанр произведения

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы

Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.

В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».

Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).

В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».

Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.

Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.

Лермонтов еще не готов на такой решительный и бесповоротный шаг. Последний удар по его надеждам будет нанесен через год, когда император отклонит все его настойчивые просьбы об отставке. Пессимистическая мысль, появившаяся в «Тучах», резко выразится в стихотворении «Прощай, немытая Россия» — самом остром политическом произведении поэта.

Размер и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение «тучек» с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Выразительные средства

Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч («небесные»,»лазурною», «жемчужною»), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь («клевета ядовитая», «нивы бесплодные»). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям («странники», «изгнанники») и олицетворениям («кто же вас гонит», «вам наскучили», «чужды вам»).

Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов («чужды», «вечно», «нет у вас», «нет вам»).

Основная идея произведения

Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в «тучки», которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.

Источник: https://spadilo.ru/tuchi-lermontova-analiz-stixotvoreniya/

Ответы Mail.ru: Сочинение на тему М. А. Лермонтова "Тучи"

/ Ученик (184) 8 лет назад Лермонтов «Тучи» — сочинение «Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» » Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой.

Читайте также:  Сочинения по картинам крымова

Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ — сильным и счастливым. Поэт бесконечно любит свою родину. В стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сравнивает себя с тучками («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники») , а потом противопоставляет себя им («чужды вам страсти и чужды страдания») .

У туч нет родины, а поэту очень жаль расставаться с «милым севером» , с местами, где остаются его друзья и единомышленники. В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека.

Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме «судьбы решения» , Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное — клевета: * Кто же вас гонит: судьбы ли решение? * Зависть ли тайная? злоба ль открытая? * Или на вас тяготит преступление? * Или друзей клевета ядовитая? Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово «нет» : * Нет, вам наскучили нивы бесплодные… * Чужды вам страсти и чужды страдания; * Вечно холодные, вечно свободные, * Нет у вас родины, нет вам изгнания. В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание. Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Тучи — символ свободы и вечного поиска. Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов.

Чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи» . Татьяна Воеводина Знаток (334) 4 года назад doc zak Знаток (277) 3 года назад Elena kalenka Ученик (112) 3 года назад Одно из первых стихотворений Лермонтова, которое я прочел еще в детстве – это стихотворение «Парус». Еще тогда оно произвело на меня неизгладимое впечатление своей поэтической красотой, образностью, чувствами, мыслями и глубокими переживаниями, которые в нем отразились.Со временем я прочел немало произведений этого прекрасного поэта, но все-таки не встретил стихотворения, которое смогло бы превзойти в моей душе «Парус». Оно и сейчас продолжает восхищать меня мелодичностью, правдивым образом, точностью и лаконичностью, а еще неизмеримой грустью.Это стихотворение, в отличие от «Бородино», «Смерть поэта», «Дума» совсем невелико, но образ в нем предельно ярок и гармоничен. Читая этот стих, представляешь себе картину, нарисованную поэтом, и словно заглядываешь в душу автора, ведь в образе паруса предстает его ищущее сердце.Точнее всего суть произведения и настроение автора отображают эпитеты «мятежный» и «одинокий». Ведь даже если у него есть все необходимое для благополучия, он не может успокоиться и «просит бури». При этом никакие «лазурные струи» и «золотые лучи солнца» не смогут удержать жаждущую свободных бурь душу.Все стихотворение подчинено мысли о том, что в стремлении своем Лермонтов одинок, ведь мало найдется желающих покинуть свою привычную, уютную бухту. Вот она — душа выдающегося поэта — перед нами, в трех четверостишьях юношеского стиха. Сколько красоты в ней, грусти и мудрости. Он не думает о людях, не понимающих стремления паруса и остающихся на берегу навеки. Его удел — преодолевать на своем пути преграды и тут же искать новые, идти к победам, без которых для него не может быть настоящей жизни.

Именно эта идея близка мне больше всего, за это я его и люблю. Мне кажется, это одно из лучших творений Михаила Юрьевича.

миха богданов Ученик (199) 3 года назад evgen Vetrov Ученик (133) 2 года назад Тоска и смятение, печаль и одиночество — частые гости в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот и стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать лирический герой, многое испытать. Он видит свое внутреннее родство с тучами, бегущими по небу: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Человеку тяжело жить вдали от родного края, тем более если он — поэт. Вот почему такой глубокой грустью наполнены воспоминания героя о любимом севере. Не по доброй воле он покинул родину, стал изгнанником. Что же послужило тому причиной? Этот же вопрос задает он и тучам: Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Горечью и скрытым гневом наполнены слова поэта. Видно, что его судьбу изменили несправедливость и ложь, зависть и злоба. Но не имея возможности противостоять решению судьбы, герой не собирается смиряться внутренне, в душе он горд и независим, хотя и бесконечно одинок. Что же могут ответить изгнаннику тучи? Безмолвно проплывают они по небу, не зная куда, не ведая откуда: Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Я думаю, ни за какие сокровища мира не согласится поэт принять такую свободу — без друзей и врагов, без родины. И в этой мысли, я уверена, поэт найдет утешение своему одиночеству.

Наталья Соколова Профи (783) 2 года назад Лермонтов «Тучи» — сочинение «Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» » Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ — сильным и счастливым. Поэт бесконечно любит свою родину. В стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сравнивает себя с тучками («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники») , а потом противопоставляет себя им («чужды вам страсти и чужды страдания») .

У туч нет родины, а поэту очень жаль расставаться с «милым севером» , с местами, где остаются его друзья и единомышленники. В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека.

Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме «судьбы решения» , Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное — клевета: * Кто же вас гонит: судьбы ли решение? * Зависть ли тайная? злоба ль открытая? * Или на вас тяготит преступление? * Или друзей клевета ядовитая? Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово «нет» : * Нет, вам наскучили нивы бесплодные… * Чужды вам страсти и чужды страдания; * Вечно холодные, вечно свободные, * Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание.

Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Тучи — символ свободы и вечного поиска. Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов.

Чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи» .

иваненок Знаток (264) 2 года назад Габриэлла Исаева Ученик (99) 2 года назад Dima Fetisov Ученик (104) 2 года назад Лермонтов «Тучи» — сочинение «Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» » Много стихотворений посвятил М. Ю. Лермонтов теме родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни прославляли народ и его победы над врагами своей отчизны, другие восхищались ее природой. Лермонтов, продолжая развивать идеи Радищева и Пушкина, мечтал увидеть свою страну цветущей и свободной, народ — сильным и счастливым. Поэт бесконечно любит свою родину. В стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сравнивает себя с тучками («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники») , а потом противопоставляет себя им («чужды вам страсти и чужды страдания») .

У туч нет родины, а поэту очень жаль расставаться с «милым севером» , с местами, где остаются его друзья и единомышленники. В стихотворении Лермонтов называет причины возможного гонения человека.

Что может вынудить лирического героя покинуть милый край? Среди причин, кроме «судьбы решения» , Лермонтов называет все то, что исходит от человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное — клевета: * Кто же вас гонит: судьбы ли решение? * Зависть ли тайная? злоба ль открытая? * Или на вас тяготит преступление? * Или друзей клевета ядовитая? Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт не дает ответа, а в заключительной строфе звучит слово «нет» : * Нет, вам наскучили нивы бесплодные… * Чужды вам страсти и чужды страдания; * Вечно холодные, вечно свободные, * Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В стихотворении выражена мысль о разобщенности природы и человека. Эта мысль раскрывается в ряде намеков, недоговоренных противопоставлений: свободная природа — скованный властью поэт-изгнанник, холодность — пламенность, бесчувствие — страдание.

Через все стихотворение проходит мысль, что поэт не отдал бы своих страданий за безмятежность, не променял бы тяжкую участь изгнанника на холодное блаженство. Тучи — символ свободы и вечного поиска. Поэт изображает страдания лирического героя, вынужденного стать изгнанником. Мотив изгнания передает драму целого поколения передовых людей 1840-х годов.

Чувство личной несвободы, чувство одиночества — вот что с особой силой звучит в финале стихотворения «Тучи» .

Источник: https://otvet.mail.ru/question/67221520

«Тучи» анализ стихотворения Лермонтова по плану для 6 класса – композиция, эпитеты, сравнение, тема — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Относящееся к позднему творческому наследию стихотворение “Тучи” написано в сложный для Лермонтова жизненный период и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ “Тучи” по плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскроет смысл произведения. Материал используется на уроке литературы и как основной, и как дополнительный.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

  • Тема стихотворения – несвобода и одиночество.
  • Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.
  • Жанр – философская лирика.
  • Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с богатой рифмой.
  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

История создания

В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.

Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращался в поэтический строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.

Напечатаны впервые “Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием “Стихотворения”.

Тема

Произведение посвящено достаточно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нем звучит мотив изгнания, который был частью драматического образа “лишнего человека” того времени.

Основной конфликт произведения имеет в своей основе мысль, что лирический герой чувствует себя изгнанником, причем это не является его добровольным решением. С учетом того, что написано оно в то время, когда Михаил Юрьевич стремился к преодоледнию старого конфликта между собой и окружающим миром, он представляется еще более драматичным.

Еще одна тема, поднятая автором, – любовь к Родине.

Композиция

Композиция состоящего из трех четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: он тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек – тоже странствует, несчастный, обреченный одиноко брести по жизненной дороге.

Читайте также:  Сочинение маргарита в романе мастер и маргарита (образ и характеристика)

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своем одиночестве и невозможности принимать решения за себя.

Жанр

Это стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею о том, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэта-изгнанника, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы.

Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люде не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой.

Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с перекрестной рифмовкой. Особо стоит отметить, что в нем использована богатая рифма.

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38381-tychi-analiz-stihotvoreniia-lermontova-po-plany-dlia-6-klassa-kompoziciia-epitety-sravnenie-tema.html

Анализ стихотворения Лермонтова "Тучи"

Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее.

Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей.

Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили.

Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка.

Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание.

Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад.

В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную.

По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить.

Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя.

Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту.

И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать.

А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».

Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании.

И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли.

Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/lermontov/analiz_stikhotvorenija_lermontova_quot_tuchi_quot/32-1-0-1856

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» по плану

1. История создания

Стихотворение «Тучи» написано Лермонтовым в Петербурге в 1840-м году перед второй кавказской ссылкой.

Предчувствуя неизбежность разлуки, поэт задумчиво смотрит в окно гостиной и наблюдает за перемещением облаков над Летним садом. Образы низкого северного неба наводят его на печальные размышления.

В том же 1840-м году вышел единственный сборник стихотворений Лермонтова, напечатанный при его жизни. Стихотворение «Тучи» будет опубликовано в нём.

2. Литературное направление

Стихотворение «Тучи» — яркий пример романтической лирики.

3. Род

На то, что перед нами лирическое произведение, указывает манера изложения от первого лица, слиянность героя с миром природы, размышления о внутренних противоречиях и отчуждении от мира людей.

4. Жанр

Стихотворение «Тучи» — это элегия с присущими ей особенностями: философичностью, интонацией печали и сожаления, наличием скрытой жалобы.

5. Проблематика

В данном произведении Лермонтов затрагивает проблему оторванности человека от родины, родной для него среды.

6. Тематика

Здесь звучит тема одиночества, одна из основных в творчестве поэта.

7. Идея

Идея произведения в том, что его одиночество также естественно, как вечные странствия небесных туч, не имеющих родины на земле. Перемещения из одного города в другой – лишь вершина огромного айсберга, которым является глубинное одиночество Лермонтова. Поэт понимает, что у него нет родины в мире людей.

8. Пафос

В стихотворении слышится тоска человека, теряющего связь со всем, что ему дорого. Пытаясь отстраниться от конкретной жизненной ситуации, лирический герой выходит на уровень вселенской печали о человеческом одиночестве.

9. Система образов

Основной образ произведения – это тучи, проплывающие по лазурному небу.

Лермонтов ласково именует их «тучками», он жалеет их, любуется переливчатой игрой света, рисунком их очертаний. Поэт гадает о причинах их перемещений, относится к тучам, словно к живым собеседникам, способным понять его печаль.

Мало кто другой может разделить его чувства. Жить вдали от родных и близких, не имея опоры под ногами, могут только жители неба, а человек страдает, как бы высок душой он ни был.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: сам поэт и тучи над его головой.

Так как монолог автора адресован им, можно сделать вывод, что для поэта они равноценны живым существам. Их объединяет слово «изгнанники». Тучи плывут к югу по воле стихии, а поэта влечёт туда воля монарха.

11. Лирический герой

Лирический герой так одинок, что обращается с горестными размышлениями не к людям, а к тучам – обитателям небосвода.

Используя приём отождествления, он сравнивает их судьбу со своей и делает собственный вывод: «Нет у вас родины – нет вам изгнания». Он видит преимущество туч в том, что они «вечно свободные». У него же, увы, нет подобной свободы.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения можно описать так. Герой обращается к небесным тучам с вопросом о том, почему они обречены на вечное странствие. Он сравнивает их судьбу со своей, ведь, подобно тучам, он вскоре последует с севера на юг, в чужие края.

Отвечая самому себе на поставленный вопрос, поэт делает вывод о том, что тучам «наскучили нивы бесплодные», «что им чужды» человеческие страдания. Тучи лишены чувства родины, свободны от всех привязанностей, а потому холодны и бесстрастны. Их не пугает изгнание.

13. Композиция

  • Композиция произведения линейная.
  • Мысль автора движется от завязки (1-я строфа) к развитию действия (2 строфа).
  • В третьей строфе звучит кульминация («Нет, им наскучили нивы бесплодные…») и развязка, выраженная в трёх последних строках.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует образными определениями. Тучи опоэтизированы и выделены цветом: они мчатся «степью лазурною, цепью жемчужною».

Синтаксис произведения характеризуют ряды однородных членов, вопросно-ответные конструкции. Они передают напряжённость авторского монолога, которому так и не удалось стать диалогом.

Обращает на себя внимание особая интонация, напоминающая заунывное пение, плач. Поэт словно прощается с лучшей порой жизни, друзьями и близкими, окончательно признавая, что его судьба складывается особым, не совсем человеческим, образом.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано дактилем, соответственно используется дактилическая рифма (когда ударение падает на третий от конца слог).

Этот ритм соответствует интонации причитания, ассоциируется с древними традициями похоронного обряда. В каком-то смысле Лермонтов хоронит надежды юности, отправляясь в очередную ссылку.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 3 строфы, которые представляют собой классические катрены.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении встречаются эпитеты: «цепью жемчужною», «с милого севера», «нивы бесплодные», «вечно холодные», «вечно свободные».

Метафора «лазурная степь», за которой скрывается образ неба, переносит читателя в плоскость человеческих отношений. Тучи скитаются по небу, а самому поэту предстоит дорога на юг, через бескрайние русские степи.
Себя поэт сравнивает с тучами. Это сравнение построено на мотиве изгнанничества.

Олицетворение «мчитесь вы» подчёркивает особое восприятие поэтом явлений природы. Также поэт персонифицирует человеческие чувства и пороки (зависть, злобу, клевету), которые могут гнать тучи прочь с привычного им места.

На смену олицетворения приходит овеществление: «Чужды вам страсти и чужды страдания». В конце Лермонтов вспоминает, что тучи – не живые. У них нет родины, значит, изгнание для них не существует.

На этом контрасте отчётливее становится трагедия героя, живого, чуткого, привязанного к милым сердцу местам.

С помощью аллитераций («чк», «нб», «ст») поэт передаёт неровное дыхание, будто спотыкающийся ход своих мыслей. В этих сочетаниях звуков слышится неестественность, передающая абсурдность всего, происходящего с героем. Это впечатление усиливают ассонансы («и», «э», «у»), звучащие, словно жалоба.

17. Значение произведения

Стихотворение «Тучи» — шедевр «позднего» периода лермонтовской лирики. В нём мысль о человеческом одиночестве доведена до абсолюта. Страшнее всего не быть изгнанным, а не иметь родины вообще.

18. Актуальность

Произведение Лермонтова не потеряло актуальности. В трудные минуты жизни человеку необходима поддержка. Оставаясь в одиночестве, он чувствует себя покинутым, чуждым всему земному.

У одиночества несколько уровней глубины. Лермонтов касается самого сокровенного из них, и об этом одиночестве, данном нам от рождения, люди будут помнить столько же, сколько существует мир.

Читайте также:  Сочинение образ бесприданницы в пьесе островского

19. Моё отношение

Стихотворение «Тучи» наводит на грустные размышления. Мне жаль молодого поэта, рано оставшегося без родителей, а затем вынужденного скитаться из края в край. Он, как никто, чувствовал одиночество и воспел его в своих стихах. Не хотелось бы испытать подобные чувства.

20. Чему учит

Лермонтов учит нас быть внимательнее и добрее друг к другу. Чтобы избавиться от тоски, нужно окружать заботой своих близких. Если думать только о своём страдании, рядом никого не останется.

Источник: http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-lermontova-tuchi-po-planu/

Конспект урока по литературе в 6 классе «М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Мотив одиночества и изгнания в стихотворении «Тучи», ФГОС

Конспект урока по литературе в 6 классе

Тема:

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

Мотив одиночества и изгнания в стихотворении «Тучи»

Цель урока:

вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова; научить анализировать художественный текст, применять полученные теоретические знания;

    • развивать умения анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства. прививать любовь к родной поэзии, способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.

Тип урока: урок изучения новой темы. Урок с использованием элементов технологии критического мышления.

  • Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентация, аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику.
  • Ход урока
  • Организационный момент.
  • Мотивация.

Легко ли быть человеку одному? Что он испытывает, когда рядом нет близких людей, их поддержки, понимания? Попробуем в этом разобраться.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Формулировка целей и задач урока

Ребята, сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству М. Ю. Лермонтова, стихотворения которого вы знаете с детства. Вы уже знакомы с биографией и творчеством этого замечательного поэта из курса литературного чтения начальной школы и 5 класса.

Сегодня предлагаю вам продолжить разговор о поэте и его творчестве, рассмотреть мотив одиночества и изгнания в стихотворении «Тучи».

-Как вы думаете, какая цель стоит перед нами при изучении этой темы в 6 классе?

Правильно, мы должны повторить известные факты биографии поэта, дополнить их новыми сведениями, познакомиться со стихотворениями М.Ю. Лермонтова, проанализировать их с учетом полученных знаний и работать над техникой выразительного чтения стихотворений.

  1. Записать тему в тетрадь
  2. Актуализация прежних знаний
  3. Работа над портретом.

Посмотрите на портрет М.Ю. Лермонтова. Что вы можете сказать об этом человеке? (Молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный)

— Обратите внимание на годы жизни поэта. Что вы можете сказать?

(Прожил недолгую жизнь. В 2014 году исполнится 200 лет со дня рождения М.Ю. Л.)

— В 5 классе мы познакомились с очень известным произведением Л. Каким? (Бородино)

  • — Какому важному историческому событию посвящено стих-е? (Бородинской битве)
  • В 2012 году мы праздновали 200летие со дня Бородинского сражения.
  • — Кто помнит строки из стих-я?

Учитель: М.Ю.Л. очень любил свою Родину, постоянно думал о ней. Но сам провел жизнь вдалеке от своего дома.

Слово учителя о биографии и жизни поэта

— Посмотрите на эпиграф: «Я сын страдания» Почему Л. Так написал о себе?

Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю.

Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов.

Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира.  На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Судьба этого поэта трагична. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Но вскоре молодая семья  переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки — помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы — край  лермонтовского  детства и отрочества.

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика, Юрий Петрович Лермонтов, был капитаном в отставке. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным.

Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла.

После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив сына у любимицы  бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь.   Она старалась не расставаться с внуком.

Наблюдала за каждым его шагом,  боялась его малейшего нездоровья.

Лермонтов получил прекрасное образование, изучал   географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал. Он  много читал, лепил, рисовал акварелью. Именно в Тарханах он научился думать, размышлять, искать ответы на волнующие его вопросы.

В 1827 году Елизавета Алексеевна  переезжает в Москву, чтобы определить   его в  учебное заведение. 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14  лет.

  1.                      Листья в поле пожелтели,
  2.                      И кружатся, и летят.
  3.                      Лишь в бору поникши ели
  4.                      Зелень мрачную хранят.

Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его покойная жизнь ломается.

Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Трудным был этот перелом. Поэт скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова.

Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен в ссылку на Кавказ.

  В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал,  что     его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли,  как и А. С. Пушкин.

  • Свободное письменное задание
  • Письменно в тетради ответить на вопрос (2 минуты)
  • -Какая жизнь была у Лермонтова? (грустная, невеселая, печальная, несчастная)
  • Чтение и анализ стихотворения «Тучи»
  • Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Тучи» и  постараемся понять, что общего в судьбе поэта и туч?

Работа с учебником. Откройте учебники на стр. 149. Прочитаем историю создания стих-я «Тучи».

Несмотря на то, что стих-е было написано очень быстро, оно сразу получило высокую оценку современников поэта.

Прослушивание стих-я из фонохрестоматии. Закройте глаза!

ПАУЗА!

Составление словарика к тексту стих-я. Выступление творческой группы.

Странник – 1. Странствующий ч-к (обычно голодный или бездомный). 2. Ч-к, идущий

  1. пешком на богомолье.
  2. Лазурный – цвета лазури, светло-синий.
  3.        Жемчуг – драгоценное украшение.
  4.        Изгнанник – ч-к, который изгнан откуда-нибудь.
  5. Преступление – общественно-опасное действие, нарушающее закон.
  6. Клевета – порочащая кого-нибудь или что-нибудь ложь.
  7. Тяготить – быть в тягость кому-нибудь, обременять.
  8. Проверка восприятия текста:
  9. -Что вы мысленно приставили, когда слушали стихотворение?
  10. (Устное рисование)
  11. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
  12. Расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”. 

Зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. 3 раза!

  • Чтение учителем первой строфы.
  • Тучки небесные, вечные странники!
  • Степью лазурною, цепью жемчужною
  • Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
  • С милого севера в сторону южную.
  • — Что представляется в вашем воображении, когда вы читаете 1 строфу и особенно ее 2 строчку?

— Подберите прилагательные к слову “тучки” (легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые, веселые…)

— Какие слова-ассоциации можно подобрать к этому слову? (небо, лето, солнце, радуга…)

— Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое? (беззаботное, легкое, игривое…)

Учитель: Прекрасная картина, замечательные краски: лазурный, жемчужный; поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» — с уменьшительно-ласкательным суффиксом; слово «милый».

— Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)

  1. — С каким словом оно рифмуется? («странники»)
  2. — Кого называют изгнанником? (ч-к, который изгнан откуда-нибудь)
  3. — Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

– С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка).

— Почему вы так решили? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? (союзы «как», «будто»).

В стихотворении слово “странники” приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: “Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники…”; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с “милым севером”.

  • Запись в тетрадь определения:
  • Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения, сопоставления его с другими.
  • Итак, мы познакомились с еще одним приемом в литературе.
  • -Почему холодный и суровый север Лермонтов называет «милым», а теплый, ласковый юг у поэта всего лишь «южная сторона»?
  • Такое противопоставление называется «антитезой» (вспомните определение).
  • (Антитеза – противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи).
  • Отработка выразительного чтения.
  • Прочитайте четверостишие так, чтобы открыть нежность, красоту природы и в то же время грусть, тоску поэта-изгнанника.
  • Чтение учителем второй строфы.
  • Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

  1. Или на вас тяготит преступление?
  2. Или друзей клевета ядовитая?
  3. — Из каких предложений по цели высказывания состоит вторая строфа?
  4. -Кому задает поэт эти вопросы?
  5. -Ждет ли он ответа на них?
  6. Риторические вопросы! (Вопрос, на который не ожидается ответа, называется риторическим)
  7. — Почему поэт должен расстаться с родиной?
  8. — А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая; друзья как враги)

— Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

  • Отработка выразительного чтения.
  • Прочитайте четверостишие, стараясь передать вопросительную интонацию
  • Чтение учителем третьей строфы.
  • Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
  • Чужды вам страсти и чужды страдания;
  • Вечно холодные, вечно свободные,
  • Нет у вас родины, нет вам изгнания.

— С каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи? Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

-Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?

— Каков же ответ: есть ли сходство в их судьбах?

В третьей строфе отвергается возникшее вначале сравнение “будто как я же, изгнанники”. Она начинается прямым отрицанием: “Нет…” Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий,  они — “вечно холодные” не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.

  1. Отработка выразительного чтения.
  2. Прочитайте четверостишие, стараясь передать его основное настроение
  3. Работа в парах.
  4. Найти и записать примеры изобразительно-выразительных средств в стих-ии
  5. -Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную — эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)
Эпитеты Метафоры Сравнения
  • Небесные
  • Степь лазурная
  • Цепь жемчужная
  • Милый север
  • Сторону южную
  • Зависть тайная
  • Злоба открытая
  • Друзей клевета ядовитая
  • Нивы бесплодные
  • Вечно холодные
  • Вечно свободные
  1. Вечные странники
  2. Судьбы ли решение
  3. Тяготит преступление
  4. Чужды вам страсти
  5. Чужды страдания
  6. Нет у вас родины
  7. Нет вам изгнания
Как я, изгнанники

Подведение итогов по анализу ст-я. Какова основная мысль ст-я?

Взаимоопрос (обсуждение в парах)

ВЫВОД: В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.  

  • Итоговое выразительное чтение стих-я уч-ся
  • РЕФЛЕКСИЯ
  • Составить синквейн к стих-ю:
  • 1 –тема (сущ-е)
  • 2 – описание (2 прилаг-х)
  • 3 – действие (3 глагола)
  • 4 – фраза из 4х слов, показывающая отношение к теме
  • 5 – синоним темы (1 сущ-е)  
  • Тучи
  • Небесные, холодные
  • Мчитесь, гонит, тяготит
  • Нет у вас родины
  • Свобода
  • Закончи предложения:
  • Самым интересным для меня на занятии было…
  • Сегодня на уроке трудным для меня было…
  • Урок заставил задуматься меня о…
  • Д/з: выучить стих-е наизусть
  • рисунок (по желанию)
  • Итоги урока

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_po_literature_v_6_klasse_myu_lermo_220132.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector