Сочинение по стихотворению тютчева листья 3, 6 класс

Произведение Фёдора Тютчева «Листья» было написано в 1830 году, и относится к периоду раннего творчества поэта. Эта работа имеет место в жанре и пейзажной и к философской лирике.

Помимо описания природы в стихотворении также встречаются философские мысли поэта о жизни. Основой стихотворения стали олицетворения. Тютчев выражает свое отношение к листьям, как к живым существам, которое думает и чувствует.

Всё повествование идет в форме «монолога» листьев. Стихотворение состоит из четырех строф по восемь строчек.

В первой части идет речь о зимнем лесе. В ней автор передает настроение леса, его грусть и смиренность. Иглы хвойных деревьев автор сравнивает с людьми, которые не научились жить ярко и свободно. Во второй строфе читатель погружается в мир, где у листьев своя жизнь. Присутствует противопоставление с первой строфой благодаря антитезе.

Листья сравниваются с людьми, которые живут страстно и поддаются всем чувствам. Эта строфа отличается особым настроение, при этом автор вводит множество эпитетов, олицетворений, при помощи аллитераций автор показывает духовность.

Глаголы в стихотворении показывают, как быстро пролетает время и жизнь, в первой части перед нами глаголы в настоящем времени, а уже во второй-в прошедшем.

Анализ стихотворения «Листья»

Сочинение по стихотворению Тютчева Листья 3, 6 класс

Прежде чем начинать анализ стихотворения «Листья» Федора Тютчева, остановимся на стройной композиции произведения. Каждая строфа стихотворения имеет восемь строк, всего строф четыре, число знаменательных слов в каждой из строф примерно равное. Каждую строфу составляют две полустрофы, обозначенных четверостишиями-предложениями.

Первая строфа посвящена зиме, в первом четверостишии второй строфы речь идет о наступлении короткого лета. Первая полустрофа третьей строфы погружает нас в настроение осени, вторая полустрофа – в неопределенное позднеосеннее межсезонье, порождающие вечные вопросы: что делать — улетать или продолжать желтеть на ветке?

Четвертая строфа течение предзимнего времени ускоряет, что как бы подталкивает к выбору варианта бегства. Однако природа циклична, и после зимы непременно наступит весна, поэтому четвертая строфа произведения снова сменяется первой, на наших глазах свершается круг!

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Формально стихотворение следует отнести к пейзажной лирике, поскольку автор описывает в нем укрытый обильными снегами зимний лес.

Но мы сразу же замечаем необычность описания – в нем нет ни умиления, ни восхищения красотами природы. Более того, автор обращает наше внимание на жалкий, мертвый вид зелени елей и сосен на фоне роскошной белизны снега.

Гораздо рациональнее и честнее, по его мнению, поступают деревья, скидывающие на зиму свою листву.

Во второй части стихотворения Тютчев проводит как бы сравнительный анализ сущности человека и природы. Несмотря на юный возраст, автор ощущает себя глубоким старцем, себя и своих ровесников именует «легким племенем», дни которого кратковременны.

Человек радуется росе, ветру и солнечным лучам словно листок, однако цветы отцветают, птицы умолкают, что в ситуации с человеком означает, что молодость быстротечна, зрелые годы полны разочарований, а старость – осознания никчемности и болезней.

Такое состояние автор сравнивает с бесполезно желтеющим поздним листком.

Невозможно избежать старости и преодолеть немощность, поэтому старческая жизнь лишена не только привлекательности, но и всякого смысла, — утверждает автор. Юный поэт еще не осознал, что с каждым прожитым годом к человеку приходит мудрость и питает его богатой пищей для размышлений.

В конце любой жизни Тютчев видит лишь мрак разочарования, пытается противиться неизбежному и с присущим молодости максимализмом обращается к ветру с призывом как можно скорее сорвать бесполезные листья с веток.

Пусть они скорее заканчивают свою земную жизнь, отправляются в бесконечное путешествие и не досаждают близким своими нравоучениями, болезнями и капризами.

Анализ стихотворения «Листья» недвусмысленно открывает перед нами душу молодого поэта, который ничего не желает знать о бесполезной, по его мнению, старости, уверен, что умрет молодым, более того – видит в этом единственно разумный и рациональный исход. Лирический герой стихотворения призывает ветер поскорее сорвать бесполезные листья. Молодой Тютчев боится старости, рассчитывает, что его собственная жизнь оборвется внезапно, словно жизнь неожиданно сорванного с ветки листка.

Ещё больше интересного

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Листья»

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Листья» является образцом его изначальных взглядов на русскую литературу, которое было написано поэтом в весьма юном, семнадцатилетнем возрасте. Именно тогда, в 1830 году молодой поэт не по годам серьезно размышляет о человеческой природе и быстротечности жизни.

Произведение «Листья» можно было бы разделить на части, которые имеют разные оси. Начало произведения можно обозначить пейзажной лирикой. С первых слов перед читателями вырастает хвойный лес, дремлющий под снежным покровом и при этом остающийся всегда зеленым.

При этом автор не прибегает к ожидаемому восхищению родными пейзажами. Напротив, Тютчеву кажется, что эта вечная молодость фальшива и, не смотря на то, что ели и сосны никогда не желтеют, они никогда не смогут быть истинно молодыми и постоянно возрождаться весной, подобно остальным деревьям.

«Их тощая зелень»,- говорит автор и подчеркивает тем самым, что даже когда вечно зеленая хвоя укутана снегом, она все равно остается жалкой. Однако в этом созерцании автор закладывает значительно больший смысл и на примере сосен указывает на тех людей, которые живут без исканий, пресекают любые порывы.

Их жизнь скучна и однообразна, при этом они не ощущают опустошения («ввек не желтеет»), а потому их жизнь нельзя назвать полноценной.

Вслед за этим, во второй строфе автор противопоставляет описанным ранее людям тех, кто живет, не подавляя своих чувств, и имеет страсть к жизни. Именно такие люди сравниваются с настоящими листьями. При этом с помощью смены времен глаголов в первой и второй строфах автору удается сделать акцент на том, что жизнь листьев быстротечна и мимолетна.

С третьей строфой связаны перемены, которые наступают в жизни листьев, когда приходит осень. Здесь нет ярких эпитетов, а олицетворения направлены на обозначение угасания: «отпели», «отцвели», «побледнели».

Однако уже далее автор ставит риторический вопрос: «Так что же нам даром висеть и желтеть?», что ставит под сомнение неизменность данного положения и сразу же находится решение – отправиться вслед за тем, что уже ушло.

В завершении стихотворения, повелительными наклонениями «сорвите», «умчите», «летите» автор говорит о том, что, по его мнению, стареть, оставаться на одном месте и влачить существование, меняя один безликий день на другой не возможно. Так Тютчев определяет свое отношение к жизни и желание умереть молодым. Последняя строка «Мы с вами летим!» является победой, в которой сбывается мечта.

Пейзажно-философское произведение «Листья» говорит о необходимости каждый день наполнять свою жизнь радостью, приносить добро и гармонию и не мириться с серым потоком будней.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Листья»

Сочинение по стихотворению Тютчева Листья 3, 6 класс

Ранний период творчества Федора Тютчева уже отличался гармоническим сочетанием мыслей и чувств поэта. Не исключением стало стихотворное произведение «Листья», которое он написал в семнадцатилетнем возрасте. Поэзия относится к пейзажной лирике, однако в нее очень тонко вплетены философские мотивы.

Тема поэзии – изображение листьев, как живые существ, умеющих мыслить и мечтать. Все содержание стихотворения можно разделить на две части. В первой поэт описывает лес зимой, когда деревья спят «…в снега и метели закутавшись…» Однако зимний пейзаж не вызывает умиления, а сами деревья выглядят жалкими.

Во второй части поэзии «Листья» автор делает сравнение человеческой сущности с самой природой. Воображение автора рисует картину, в которой листья ведут своеобразный «монолог», при этом умея чувствовать и думать. Так что такой стилистический прием, как персонификация, лег в основу поэтического шедевра.

Идея стихотворения – акцентирование на том, что все ведущее к разрушению без отважных взлетов, – недопустимо и ужасно.

Композиционно стихотворение состоит из четырех строф, что являются восьмистишием. Строфы делятся на две полустрофы, каждая из которых – законченное предложение из четырех строк.

В первой строфе, описывая лес в снежных сугробах, автор дает понять, что хвойные иголки – символ, ведь на самом деле это люди, которые не умеют жить полноценно. В мир, что воспринимается как настоящая жизнь, поэт вводит нас во второй строфе. В третьей – грядут перемены: наступает осень. В 4 строфе звучат нотки победы, что мечты сбываются («Мы с вами летим!»).

Стихотворный размер произведения – двухстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная, рифма женская (на предпоследний слог падает ударение).

Тютчевское произведение «Листья» насквозь пронизано художественными приемами. К примеру, в первой строфе встречается повтор («ввек не желтеет», «ввек не свежа»). Во всем произведении присутствует контрастный параллелизм (грусть – радость).

Просматривается в стихотворении и аллитерация (повторы шипящих «с», «ш», «щ» и сонорных «м», «л», а также ассонанс (повторяются гласные «о», «у», «е»). Присутствуют здесь эпитеты: «легкое племя», «докучливых ветвей», «красное лето», «буйные ветры», сравнение («как иглы ежа») и олицетворения «цветем», «блестим».

Отличается стих также богатым синтаксисом. Риторический вопрос: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» имеет молниеносное решение – улететь с теплыми ветрами юга. Насыщена поэзия восклицательными предложениям («Летите, летите! Мы с вами летим!»). В 3 строфе ярко выражен синтаксический параллелизм.

Анализируя поэзию, читатель приоткрывает своему взору душу юного поэта, которому не хочется ведать что-либо о старости, он боится того, что жизнь может закончиться неожиданно. Так что нельзя жить во смирении с серыми будничными днями, а стремиться внести в новый прожитый день радость, добро и красоту.

«Листья», анализ стихотворения Тютчева

Сочинение по стихотворению Тютчева Листья 3, 6 класс

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.

В основе поэтической пьесы лежит олицетворение. Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме «монолога» листьев («мы ж легкое племя». «мы были в красе». «мы с вами летим» ).

Композиция стихотворения включает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.

Произведение построено на контрастах. грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицей «пусть» и стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа ). В повествовании отсутствует динамика.

Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы («тощая зелень» ). Повтор лексемы«ввек» подчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зелень «ввек не желтеет» ), но и не ощущают всей полноты жизни («ввек не свежа» ).

Эти ощущения усиливает аллитерация свистящих и шипящих звуков «с», «ш», «щ».

Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитеза «ввек — кратко» и частица «ж». Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами.

Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводит эпитеты«красное лето». «легкое племя». олицетворения«цветем». «блестим». Аллитерация сонорных согласных «м» и «л» подчеркивает одухотворенность такой жизни.

Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй – употреблены в прошедшем времени (купались, играли ).

Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени. Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли ).

Читайте также:  Сочинения по картинам тутунова

Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени. Во второй части строфы с помощью риторического вопроса. усиленного эмоционально окрашенным словом «даром».

выражено сомнение: «Так что же нам даром висеть и желтеть?». Здесь же предлагается решение проблемы – улететь с южными теплыми ветрами.

В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите ) или в настоящем времени (мы… летим ). Поэт использует яркие эпитеты («буйные ветры». «докучливых ветвей» ).

Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке («Мы с вами летим!» ) звучат победные интонации сбывшейся мечты.

Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощи аллитерации звука «с» и ассонанса гласных «о», «у», «е».

«Листья» отличает богатство поэтического синтаксиса.

риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе («Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли» ).

Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается также сравнение (как иглы ежа ). Произведение написано двухстопным амфибрахием. трехсложной стопой с ударением на втором слоге.

Стихотворение «Листья» напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.

Послушайте стихотворение Тютчева Листья

Темы соседних сочинений

← Листок↑ ТютчевМайская ночь →

Сочинение по стихотворению Тютчева Листья 3, 6 класс

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/listya

Анализ стихотворения Тютчева Листья 6 класс

Стихотворение «Листья» Тютчев написал в 1830 году. Тогда будущему великому поэту только исполнилось семнадцать лет. У него был юношеский максимализм, и это видно по стихотворению. Оно страстное, пылкое, и в нём пока ещё не просвечивается житейская мудрость. Тютчев был молод и не хотел дожить до старости.

Герои этого произведения – листья на дереве. Они рассказывают читателю свои мысли. Вот стоят сосны и ели, они зелёные всю зиму. Их хвоя не теряет ни свежести, ни красок. Но она, хоть никогда не желтеет, никогда и не является свежей. Какую свежесть можно найти в этих тощих зелёных иголках?

Они же, листья – совсем другое дело. Они себя называют лёгким племенем. Листья свежие, красивые, блестящие. И на ветках им не круглый год торчать. Летом они купаются в росе, греются под солнечными лучами. А когда наступает осень, когда птицы прекращают петь, цветы перестают цвести и ветра становятся совсем другими, их срывает с веток и уносит вдаль.

И вправду, зачем быть привязанными к своему дому, когда уже нет ни красок, ни свежести? Листья хотят улететь далеко-далеко, вслед за птицами. И не дождутся этого момента. Их терзает нетерпеливость. Они просят ветра скорее сорвать их и унести в другие края. Потому что им не хочется стариться.

Не хотелось стариться и Тютчеву. В семнадцать лет его пугала старость. Для него это было время не мудрости, но слабости. Болезни, жалобы на жизнь и своё здоровье, угасание… Всё это приводило юного Тютчева в ужас. Он хотел умереть молодым, чтобы не испытать мучений старости. Эти мысли и были вложены в стихотворение «Листья».

Тогда Тютчев ещё не сформировался как поэт. Зрелые произведения пойдут, начиная с 50-х годов. Пока он пылкий и не слишком много думает. Но удалось ли ему исполнить свою мечту умереть молодым? Нет.

Тютчев всё-таки состарился. Потом у него пойдут другие стихотворения, где он описывает эту пору жизни, но он всегда был против жалоб и недовольства стариков.

И тем не менее, жаловаться на жизнь ему пришлось.

Когда второй инсульт парализовал его, Тютчев до конца своих дней роптал на бессилие своего тела. Он не смирился с тем, что оно уже неподвластно ему. Желание быть молодым не покинуло его и перед смертью. И дряхлый листок наконец сорвало с дерева.

Анализ стихотворения Листья Тютчева

Стихотворение Ф. И. Тютчева написано в жанре пейзажно-философской лирики. Композиция произведения включает в себя четыре строфы из восьми строк.

В первой части произведения описывается зимний лес, покрытый снегом. В описании пейзажа акцент делается закутанной в снежную шапку зелени. Природа в первой строфе выглядит унылой и увядающей.

Во второй строфе речь идет о коротком лете, в то время как в третьей описывается осень. В тексте прослеживается контраст между ностальгической грустью и теплыми воспоминаниями о прошлом. Также автор противопоставляет жизнь и смерть, яркую юность и унылую старость.

Стихотворение, написанное двустопным амфибрахием, отличается богатством речи. В тексте встречается множество эпитетов, метафор и аллитераций, передающих читателю шелест листвы.

Основой произведения являются олицетворения, при этом стихотворение написано в форме монолога. Листок, являющийся лирическим героем стихотворения, сравнивается с человеком, желающим умереть молодым.

Он просит ветер побыстрее сорвать его, потому что не хочет увядать. Вместе с тем автор пытается донести для читателя необходимость наслаждаться молодостью и стремиться наполнять каждый день радостью и новыми впечатлениями.

Ведь наша жизнь проходит слишком быстро, поэтому каждый ее момент должен быть запоминающимся.

По мнению автора, на закате лет жизнь становится лишенной не только былых красок, но и смысла.

Поэт, которому на момент написания произведения едва исполнилось 17 лет, мечтал умереть в юности, чтобы не испытывать старческой немощи и сожаления о скоротечности жизни и не обременять своих родных.

Однако, его надеждам было не суждено исполниться. Ф.И. Тютчев умер в возрасте 70 лет от инсульта, из-за которого полгода пробыл в парализованном состоянии.

Вариант №3

Произведение «Листья» — образец первоначальной точки зрения поэта на литературу, написавшего это стихотворение будучи юношей в семнадцать лет, в 1830 году. В тот период времени автор глубоко философствует о человеческой сущности и скоротечном беге жизни.

Стихотворение смело делится на элементы, имеющие различные направления. Начало стихотворения можно смело назвать чувственностью пейзажа. С самых первых строчек пред нами предстает красивый хвойный лес, покрытый густым ковром из снега, но остающимся под ним вечнозеленым.

Тютчев не восторгается пейзажами родины. Наоборот, поэт дает четкое представление, что их вечная молодость неискренняя, ведь несмотря ни на что хвойный лес вечнозелен, но он не может быть молодым и зацвести весной, как другие деревья.

«Но ввек не свежа»,- обращается к нам автор и заостряет внимание на том, что даже тогда, когда вечнозеленые деревья укрыты снегом, в этом чувствуется неискренность. Таким образом, поэт хочет указать на такой тип людей, живущих без приключений, пресекающих разные побуждения.

На их неинтересную и лишенную всяких приключений жизнь.

Вдогонку поэт ставит в противоположность консервативному типу людей, другой типаж — людей горячо любящих жизнь. Именно они сопоставимы с листьями. Не без помощи перемены времен глаголов в первой и во второй строфах поэт акцентирует нашу заинтересованность на скоротечности мгновений листочков.

С третьей строфой непосредственно имеют связь те метаморфозы, ворвавшиеся в размеренное существование листьев, с наступлением осени. Здесь без каких-либо красивых описаний, поэт тонко дает понять их момент угасания: «отпели», «отцвели», «побледнели». Впоследствии поэт задается вопросом: «Так что же нам даром висеть и желтеть?» так и не удостоив его ответом.

Стихотворный размер данного стихотворения – двухстопный амфибрахий.

В конце произведения, его величеством глагола повелительного наклонения «сорвите», «умчите», «летите» поэт хочет сказать нам, что жить унылыми буднями, стареть и проживать день за днем монотонно, это неправильно. В его словах чувствуется порыв – умереть молодым. Именно заключительная строка «Мы с вами летим!» — это пик достижения поставленной цели.

Данное произведение прямым текстом указывает нам на то, что нельзя проживать новый день безотрадно и уныло, нужно радоваться каждым мелочам в этой жизни, ведь она так быстротечна и может оборваться в любой момент… Поэтому важно привнести в новый день добро, любовь, красоту.

Анализ стиха Листья Тютчева 6 класс

Главными героями стихотворения Федора Ивановича Тютчева выступают непосредственно листья. Их век контрастен, ярок, однако, весьма недолог. Тютчев сравнивает их с хвойными иголками. Лист меняет твой цвет в зависимости от времени года, хвоя же зимой и летом одного цвета. Но автор, все-таки, принимает сторону короткой, но яркой жизни.

Стихотворение самобытно, потому что многие слова уже сейчас являются архаизмами. Так, например, Тютчев использует слово «зефиры», которым раньше поэты называли теплые ветра.

Возникает главный вопрос всего произведения. Если сравнивать жизнь людей и листьев, что лучше? Жить ярко и быстро или же принять сторону размерной и спокойной жизни. Зачастую, жизнь поэтов и писателей сродни судьбе листьев, в то время, как большая часть общества живет в стиле иголок.

Одушевленные листья именуют себя «легким пламенем». Они глаголят о легкой и веселой жизнедеятельности, цветут и играют красками, будто гости на ветках деревьев. Летом они купаются в утренней росе, напоминая молодежь, которая полна сил и желания жить.

Но вот в стихотворении автор переходит к осени. Юность листьев закончилась, цветы отцвели и птички улетели в теплые края. Подобно людям, и желто-багровые листья вспоминают о счастливых теплых деньках.

Во второй половине стихотворения перед читателем изображаются скудные картины завершающейся прекрасной поры и печаль от приближающейся зимы. Именно в этот момент листья просят сорвать их с деревьев как можно скорее.

Приближение метелей и снегов кажется печальной авантюрой. Именно в этом мы слышим нотки уверенности и страсти.

Отрадно заметить, что стихотворение было написано Федором Ивановичем в семнадцатилетнем возрасте. Но юноше удалось поставить себя на место человека в возрасте и взглянуть сверху на молодые годы, приняв на душу все тяготы старчества. Это лирическое и немного философское произведение.

Кратко по плану 6 класс

Сочинение по стихотворению Тютчева Листья 3, 6 класс

  • Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова
    Николай Алексеевич Некрасов вырос в родовой усадьбе, в окружении природы. Поэт любил природу, восхищался её красотой. Там же, в усадьбе, будущий поэт ежедневно наблюдал за суровой жизнью крепостных.
  • Анализ стихотворения Северянина Это было у моря
    Игорь Северянин удивительный писатель начала двадцатого века, его творчество начиналось в период рождения такого литературного направления как футуризм и стихотворения имели много общего с этим специфическим направлением.
  • Анализ стихотворения Анненского Два паруса лодки одной
    Иннокентий Анненский – один из самых значимых русских поэтов XIX века. Начиная заниматься творчеством, для своих произведений он избрал направление символизм. Именно поэтому его поэзия проникнута
  • Анализ стихотворения Пастернака Август
    В этом стихотворении Борис Леонидович описывает августовское утро, когда последние тёплые лучики света так приятно освещают комнату и напомнили писателю о празднике. Пастернак пишет, что когда он проснулся,
  • Анализ стихотворения Цветаевой В раю
    С самого детства, Марина Цветаева, верила о загробной жизни и мире, в котором находятся уже умершие родственники, но с возрастом эта мысль ей, уже не казалась правдоподобной. Но однажды Валерий Брюсов пригласил молодых поэтов

Источник: https://analiz-stihov.ru/tyutchev/listya-6-klass

«Листья», анализ стихотворения Тютчева

Сочинение по стихотворению Тютчева Листья 3, 6 класс

  • Федор Иванович Тютчев
  • Листья
  • Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят, –Их тощая зелень,Как иглы ежа,Хоть ввек не желтеет,Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестимИ краткое времяНа сучьях гостим.Всё красное летоМы были в красе –Играли с лучами,Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,Лучи побледнели,Зефиры ушли.Так что же нам даромВисеть и желтеть?Не лучше ль за нимиИ нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!Скорей нас сорвитеС докучных ветвей!Сорвите, умчите,Мы ждать не хотим,Летите, летите!Мы с вами летим!..

«Листья», анализ стихотворения Тютчева

Читайте также:  Сочинение по картине в сельской библиотеке шевандроновой

Стихотворение «Листья», созданное в 1830 году, относится к раннему периоду творчества Ф. Тютчева. Оно входит в число пейзажно-философских произведений поэта. Наряду с изображением леса в нем нашли отражение философские размышления поэта о смысле жизни, о том, что можно считать подлинной жизнью.В основе поэтической пьесы лежит олицетворение.

Листья рассматриваются как живые существа, чувствующие и думающие. Все повествование построено в форме «монолога» листьев («мы ж легкое племя», «мы были в красе», «мы с вами летим»).Композиция стихотворения включает четыре строфы-восьмистишия, при этом каждую из них составляют обозначенные четверостишиями-предложениями две полустрофы.

Произведение построено на контрастах: грусти и радости воспоминаний, статики и динамики, смерти и жизни. Первая строфа описывает зимний лес. В ней звучат настроения смирения и тоски, усиленные частицей «пусть» и стилистически сниженной лексикой (торчат, тощая зелень, не свежа). В повествовании отсутствует динамика.

Иглы сосен и елей символизируют людей, не умеющих ярко, полноценно жить. Они лишены порывов и исканий, а их эмоции и чувства бедны и тусклы («тощая зелень»). Повтор лексемы «ввек» подчеркивает неизменность их скучной и однообразной жизни. Такие люди не чувствуют опустошения (зелень «ввек не желтеет»), но и не ощущают всей полноты жизни («ввек не свежа»).

Эти ощущения усиливает аллитерация свистящих и шипящих звуков «с», «ш», «щ».Вторая строфа погружает в мир, воспринимаемый листьями как подлинная жизнь. Противопоставление с первой строфой усиливают антитеза «ввек — кратко» и частица «ж». Листья символизируют людей, проживающих свою жизнь страстно, всеми чувствами.

Эту часть произведения отличает приподнятое настроение, созданное с помощью богатого образного строя: автор вводит эпитеты «красное лето», «легкое племя», олицетворения «цветем», «блестим». Аллитерация сонорных согласных «м» и «л» подчеркивает одухотворенность такой жизни.

Быстротечность и мимолетность жизни листьев передается сменой времени глаголов: в первой части строфы глаголы имеют настоящее время, а во второй – употреблены в прошедшем времени (купались, играли).Третья строфа изображает перемены, которые приносит в жизнь листьев приход осени.

Грустное настроение создается отсутствием ярких эпитетов, использованием олицетворений, обозначающих угасание (отпели, отцвели, побледнели, ушли). Первое четверостишие имеет вид бессоюзного нераспространенного предложения, при этом глаголы в нем употреблены в прошедшем времени.

Во второй части строфы с помощью риторического вопроса, усиленного эмоционально окрашенным словом «даром», выражено сомнение: «Так что же нам даром висеть и желтеть?». Здесь же предлагается решение проблемы – улететь с южными теплыми ветрами.

В четвертой строфе темп ускоряется, что достигается за счет патетических интонаций, обилия повторов и восклицательных предложений. Олицетворения выражены глаголами в повелительном наклонении (сорвите, умчите, летите) или в настоящем времени (мы… летим). Поэт использует яркие эпитеты («буйные ветры», «докучливых ветвей»).

Листья стремятся улететь с ветром, не желая мириться со скучным и бессмысленным существованием. В последней строке («Мы с вами летим!») звучат победные интонации сбывшейся мечты. Ощущение свиста ветра и ощущение полета создается Тютчевым при помощи аллитерации звука «с» и ассонанса гласных «о», «у», «е».

«Листья» отличает богатство поэтического синтаксиса: риторический вопрос, насыщенность восклицательными предложениями, синтаксический параллелизм в третьей строфе («Птички отпели//, Цветы отцвели//, Лучи побледнели//, Зефиры ушли»). Стихотворение насыщено олицетворениями, эпитетами, встречается также сравнение (как иглы ежа). Произведение написано двухстопным амфибрахием, трехсложной стопой с ударением на втором слоге.

Стихотворение «Листья» напоминает, что в быстротечном течении жизни не нужно мириться с серостью будней, нужно стремиться наполнить каждый прожитый день радостью, принося в мир красоту, гармонию и добро.


Д. Н. Мамин-СибирякПриваловские миллионыВ уездном уральском городке Узле событие: после длительного отсутствия возвращается молодой миллионер Сергей Александрович Привалов. Его приезд вносит заметное разнообразие и в жизнь местной свахи — Хионии Алексеевны Заплатиной, «дамы неопределенных лет с выцветшим лицом». Она видит в Привалове выгодного жениха и поначалу сватает за него Надежду, старшую дочь крупного золотопромышленника Василья Назарыча Бахарева, в семье которого воспитывался и Сергей.Покойный отец Сергея Александр Привалов когда-то работал с Бахаревым на приисках. Он был известным заво
Мы все глядим в наполеоны,Двуногих тварей миллионыДля нас орудие одно…А. С. ПушкинКаждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами.Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона — маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты ему подобных, затем усушил эту революцию и под конец сам короновал себя.Одни отождествляли его с гид
Как же проявили они себя в этом испытании? Обратимся сначала к образу Андрия, так как образ Остапа позволяет нам обратиться к новой проблеме — проблеме подвига, которая в дальнейшем объединит н две следующие темы: гибель Тараса и собирательный образ казачества. На каких эпизодах битвы под Дубно нужно остановиться, чтобы до конца понять Андрия, понять ту идею, которая воплощена в его образе автором, определить ее связь с общей концепцией повести? Какое впечатление производит Андрий в бою? Чем он привлекает? Что в нем настораживает? Все говорят об удали Андрия, об его умении забыть себя, отдатьс
Стихотворение «Дума» было опубликовано в январском номере «Отечественных записок» за 1839 год. Основная его мысль — размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.      Время написания стихотворения — одно из наиболее мрачных в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум.      Стихотворение не зря названо
Сочинение 11 класс.Б. Л. Пастернак — один из самых сложных и своеобразных русских поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков. Это время в истории России было кризисным, переломным. Поэзия рубежа веков обращалась к осмыслению первоначал бытия, вечных основ.Свойственно такое стремление и Б. Л. Пастернаку.Смысл бытия, назначение человека, сущность мира — вот вопросы, волновавшие Б. Л. Пастернака на протяжении всего его творчества. В одном из поздних стихотворений он писал: Во всем мне хочется дойтиДо самой сути:В работе, в поисках пути,В сердечной смуте. Склонность к философскому осмысливанию жизни, стремление п
Сейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

Источник: https://retsept-goda.ru/analiz-stikhotvoreniya/5835-listya-analiz-stikhotvoreniya-tyutcheva.html

Сочинение по стихотворению тютчева листья

Ника1313

Осеннее чтение

Осень…
Начинают желтеть и срываться с тихим шелестом листья, летят паутинки, прозрачный осенний воздух кружит голову.
Вновь журавли протрубили отбой.
Снова по золоту ходим с тобой.
Снова по золоту, пышному золоту,
Бедному золоту ходим с тобой.

Золото кленов и лип, и берез,
Золото радости, золото слез…
Осенью хочется читать стихи, пить чай, заваренный душистой травой, собранной летом, и каждое утро замечать, как неуловимо, но неумолимо меняется все вокруг…

Осенние книги занимают место на самом верху стопок читаемых книг, перечитываются заключительные… Читать далее →

Ромашка

Тысяча лучших произведений мировой литературы

Я вычеркнула всего около 60 строчек, многих произведений здесь нет. Много читала в студенчестве. Сейчас редко. Вчера решила зайти в библиотеку, где не была лет 10. А вы любите читать? Что сейчас читаете? А Абрамов Ф. А. Алька
Абрамов Ф. А.

Две зимы и три
Абрамов Ф. А. Деревянные кони
Абэ Кобо. Женщина в песках / пер. В. Гривнина (Япония)
Аввакум Петров, протопоп. Житие
Аверченко А. Т. Караси и щуки : цикл рассказов
Аверченко А. Т. Молодняк : сб.
Адамов…

Читать далее →

Miroslava

Мое чтиво

Как известно, «Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»
Дени Дидро Решила поставить себе цель прочитать Тысячу лучших произведений мировой литературы .

И читала из этого мало, и то что читала-забыла((Поэтому,все что из этого читала в годы учебы хочется перечитать заново.

Очень радует, что некоторые из лучших произведений мы уже можем читать вместе с детьми!А пока буду вести отчетность о прочитанном здесь! Читать далее →

Осень (материал)

Природа осенью. Сентябрь Сентябрь-Хмурень. Погода начинает хмуриться, от того и имя такое у месяца — Хмурень. Неспешными шагами подходит осень. Еще много будет солнечных дней, но временами затягивает дождь.

Верхушки деревьев покрывает легкая позолота, опадают пожелтевшие листья и наступает славная пора теплых деньков — бабье лето.
Сентябрь: первые краски
Описание природы осени (I — II неделя)
Как-то незаметно украдкой подошла принцесса осень. Нельзя сказать, что ее не ждали.

После долгого сезона роста, к приходу осени, природа запыхалась. Растения устали виться… Читать далее →

Детские книги

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

Светлана

Моя любимая книга (боюсь потерять,сохраню)

Константин Сергиенко
Дни поздней осени
(Дневник Маши Молчановой) ОТ АВТОРА       Не знаю, в какой мере могу назвать себя автором. Эта книга появилась на свет не без моего участия, но большая часть строк принадлежит не моему перу. Читать далее →

1000 лучших произведений мировой художественной литературы

Перепост от Алинка http://www.babyblog.ru/user/MamaAlishka/1634206 . А то скопировала куда-то в файл и уже потеряла. Тут останется… Читать далее →

*Алинка*

1000 лучших произведений

 
Взято у Алиса (DagnyTaggart)
М Ева
1000 лучших произведений мировой художественной литературы в русских переводах, рекомендованных для комплектования школьной библиотеки. Тут самой есть что прочитать! Читать далее →

˙·•๑ Надежда ๑•·˙

1000 лучших произведений мировой художественной литературы в русских переводах

1000 лучших произведений мировой художественной литературы в русских переводах, рекомендованных для комплектования школьной библиотеки. Читать далее →

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/sochinenie-po-stihotvoreniyu-tyutcheva-listya

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят, –
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Всё красное лето
Мы были в красе –
Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Октябрь 1830

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья»

Ф. И. Тютчев – непревзойденный мастер пейзажной лирики. Его строки о природе редко повествуют лишь о погодных явлениях. Всегда присутствует философский подтекст. Жизнь поэта была наполнена любовью, яркими переживаниями, но не всегда позитивной окраски.

Федор Иванович – человек со сложной судьбой. Половину жизни он провел вдали от Родины, которую очень любил. И скучал по русским просторам. Поэтому в каждом пейзажном стихотворении звучит неприкрытая тоска. Но самыми пронзительными рождались осенние строки.

Ранняя поэзия Тютчева была архаичной, напоминала стихи прошлого века. Стиль написания походил на возвышенную лирику кумиров юности: Жуковского, Дмитриева, Державина.

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, когда в лирике Федора Ивановича стал появляться собственный, уникальный стиль. Это был относительно спокойный период его жизни.

Мюнхен подарил молодому мужчине весь спектр любовных переживаний. А в 1830 году наконец был оформлен юридически брак с Элеонорой Петтерсон. Тревоги, сомнения остались позади.

А несчастья, которое разрушит семейное счастье, пока нет даже на горизонте.

Произведение будет опубликовано лишь в 1879 году. Эта работа занимает свое законное место, как в пейзажной, так и в философской лирике поэта. В описании природы достаточно четко просматривается философский подтекст.

Читайте также:  Сочинение митька коршунов в романе тихий дон шолохова (образ и характеристика)

Стихотворение построено на олицетворениях. Своеобразна структура произведения. По сути это монолог, песня осенних листьев, которые стремятся в полет. От их лица ведется все повествование. Они занимают место лирического героя и рассказчика. Автор вместе с читателем становятся сторонними наблюдателями происходящего.

Листья думают, чувствуют, живут. Они выражают мысли автора о собственной жизни. Это яркий пример художественного параллелизма в отечественной поэзии. Когда лирический герой приравнен к силам природы. А его настроения выражены погодными явлениями.

Стихотворение принадлежит романтическому стилю, состоит из четырех строф, в каждой по восемь строчек. Первый катрен описывает зимний лес, своеобразная работа на перспективу.

Здесь нет красивого описания снежных шапок деревьев. Автор говорит о вечной зелени сосен, елей. Они не теряют своего цвета круглый год, но хвоя не свежа.

Ей противопоставлено описание ярких осенних листьев, которым суждено облететь. Листья рады своей участи.

Просматривается авторская мысль, что лучше жить недолго, но ярко, ни перед кем не склоняться. Чем всю жизнь пресмыкаться, тонуть в серости, скуке, обыденности.

Скучное однообразие существования «тощей зелени» непривлекательно. Иглы хвойных деревьев – символ людей, не умеющих жить ярко, свободно, открыто выражать свое мнение.

И снова звучит параллель между природными явлениями и человеческой жизнью.

Стихотворение построено на контрасте. «Легкое племя» листьев живет недолго. Лишь одно лето «гостит на сучьях». Напоминание о том, что «все мы гости в этом мире». Зато проводит отпущенный срок весело, беззаботно, ярко, насыщенно. Ранней весной они рождаются. Греются на солнышке летом, питаемые теплым дождиком, а потом исчезают с веток в начале осени.

Они не увидят грязи поздней осени, первых ноябрьских заморозков и лютой зимы. Идеальная жизнь, по рассуждениям автора. Тютчев на тот момент достиг уже зрелого возраста, обзавелся семьей. Его затянул быт. Звучит тоска по беззаботной молодости, мысли о неотвратимой старости.

В последней строфе ускоряется темп стихотворения. Создается иллюзия полета. Листья спешат, торопят ветер взять их с собой. Важную роль в восприятии стихотворения играет аллитерация. Повторяются одни и те же согласные, создавая особую звуковую канву, придавая выразительности тексту.

Источник: https://NatWorld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/analiz-stihotvorenija-f-i-tjutcheva-listja

Листья

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят,—
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе—
Играли с лучами,

Купались в poce!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

Федор Тютчев как поэт, проповедующий идеи романтизма, сформировался примерно к середине 19 века. Однако первые стихи им были написаны еще до путешествия за границу, которое полностью изменило взгляды Тютчева на современную русскую литературу. К раннему периоду творчества относится и стихотворение «Листья», которое было написано в 1830 году, когда его автору едва исполнилось 17 лет.

С первых строк это произведение можно отнести к пейзажной лирике, так как поэт описывает зимний лес, укрытый шапками снега. Однако это описание кажется весьма странным. В нем нет восхищения или же умиления красотой природы.

Наоборот, Тютчев отмечает, что иголки сосен и елей хоть и не утратили своей зелени, однако на фоне снежных сугробов выглядят жалкими и мертвыми. Гораздо честнее, на его взгляд, поступают березы и осины, листья которых, отмирая, падают на землю.

И лишь некоторые из них даже зимой проглядывают из-за снежных шапок, являя собой весьма печальное и удручающее зрелище.

Вторая часть стихотворения «Листья» посвящена сравнительному анализу сущности природы и человека. Автор, несмотря на очевидную молодость, ощущает себя в душе глубоким старцем, поэтому пишет о том, что он и его ровесники – «легкое племя», жизнь которого кратковременна.

Люди, словно листья, радуются солнечным лучам, ветру и росе. «Но птички отпели, цветы отцвели», — отмечает автор, намекая на то, что молодость проходит очень быстро, зрелость приносит разочарование, а старость – болезни и осознание собственной никчемности.

«Так что же нам даром висеть и желтеть?», — вопрошает автор.

По его мнению, старость и немощность невозможно побороть, однако жизнь в пожилом возрасте теряет не только свою привлекательность, но и смысл.

Еще не осознав того, что каждый прожитый год делает человека мудрее и дает ему богатую пищу для размышлений, Тютчев видит в финале любой жизни лишь разочарование и всячески противится тому, чтобы на личном опыте его испытать.

Именно поэтому с юношеским максимализмом он призывает ветер сорвать с веток пожелтевшие листья, подразумевая, что старикам гораздо разумнее закончить свой земной путь и отправиться в вечное путешествие, чем досаждать окружающим своими капризами, болезнями и нравоучениями.

«Сорвите, умчите, мы ждать не хотим, летите, летите! Мы с вами летим!», — именно так юный Тютчев формулирует свое отношение к старости.

Создавая это стихотворение, поэт убежден, что умрет достаточно молодым, и ему не доведется испытать те чувства, которые свойственны людям пожилого возраста на пороге естественной смерти.

Автор рассчитывает на то, что его жизнь оборвется внезапно, и у него не будет времени на сожаления о том, что она оказалась столь скоротечной.

Правда, сбыться юношеским надеждам Тютчева было не суждено, так как последние полгода перед смертью он провел в постели, полностью парализованный и зависимый от близких ему людей.

Тем не менее, в какой-то степени стихотворение «Листья» оказалось пророческим, так как Тютчев до самых последних дней своей жизни не смог смириться с тем, что его тело отказывается выполнять команды мозга, дряхлеет и утрачивает жизненную силу.

Именно поэтому, пережив свой первый инсульт в декабре 1872 года, поэт не захотел прислушиваться к увещеваниям врачей, и уже 1 января отправился с дружеским визитом к знакомым.

Это решение стало для поэта роковым, так как во время прогулки с ним случился повторный инсульт, после которого Тютчев уже не смог оправиться. Равно как и не сумел опровергнуть истину о том, что у каждого человека – своя судьба, и попытки ее изменить, подстроив под собственные желания, лишь в исключительных случаях могут увенчаться успехом.

Источник: https://shkolnaiapora.ru/literaturnoe-chtenie/tyutchev-fyodor-ivanovich/listya.html

Урок литературы в 6 классе. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева " Листья"

Ф.И.Тютчев «Листья»

  • Класс: 6
  • Тип урока:Урок «открытия» нового знания.
  • Цели урока.

Образовательные: продолжить знакомство обучающихся с творчеством Ф. И. Тютчева; выявление художественно значимых изобразительно – выразительных средств языка; формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.

  1. Развивающие:развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; развивать умение анализировать стихотворный текст, создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся,
  2. Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, людям;
  3. Личностные УУД:Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
  4. Коммуникативные УУД: Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
  5. Регулятивные УУД: Планировать необходимые действия ; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
  6. Познавательные УУД: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;извлекать информацию, представленную в разных формах

Ход урока:

I. Организация начала урока.

— Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

  • Рады слышать мы звонок
  • Начинается урок
  • Интересно нам читать,
  • Думать, спорить, размышлять

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

  1. II.Актуализация знаний:
  2. 1.Чтение наизусть
  3. 2. Фронтальный опрос
  4. — Каким настроением проникнуто стихотворение?
  5. — О чём размышляет поэт?
  6. III. Мотивация учебной деятельности:
  7. Стадия «Вызов»
  8. Продолжите, пожалуйста, строки уже изученных прежде стихотворений:
  9. «Есть в осени первоначальной…» (короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера)
  10. «Чародейкою зимою…» (околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он блестит)
  11. «Зима недаром злиться…» (прошла её пора. Весна в окно стучится и гонит со двора)

«Ещё в полях белеет снег…» (а воды уж весной шумят, бегут и будят сонный брег, бегут и блещут и гласят..)

«Люблю грозу в начале мая…» (когда весенний первый гром как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом)

— Кто автор этих стихотворений?

(Ф.И.Тютчев)

-Правильно, это русский поэт 19 века Фёдор Иванович Тютчев.

— Попробуйте сформулировать тему и задачи урока.

IV. Усвоение новых знаний.

  • 1. Слово учителя
  • – Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада облетают с деревьев листья.
  • – Что вам напоминает их полет?

– А вот какой разговор листьев «услышал» Федор Иванович. Хотите и вы послушать его?

2. Выразительное чтение стихотворения ( листья — символический образ яркой, но краткой жизни).

 3. Словарная работа.

Зефuры – легкие, теплые ветры. Буйные ветры – сильные, стремительные ветры.С докyчных ветвей – с надоевших ветвей (от глагола докучaть – надоедать).

4. Беседа.

  1. – Какими вам показались листья?
  2. – О чем они мечтают?
  3. – Почему они хотят улететь вместе с ветрами?
  4. – Какие слова помогают лучше представить характер листьев?
  5. – Если мы заменим слова, подобранные поэтом, другими словами, близкими по смыслу, словами-синонимами, изменится ли смысл стихотворения?
  6. – Действительно,  слово  в  художественном  произведении  емко  и  незаменимо.
  7. 5. Работа в парах:
  8. — выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся (эпитеты), сделать вывод о том, какую роль играют эпитеты в стихотворении;
  9. — выписать глаголы, сделать вывод о том, какую роль играют глаголы в этом стихотворении.
  10. V. Работа с таблицей
Композиция, план событий Динамичность (глаголы) Художественные средства, создающие образы Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)
1 строфа.
2 строфа.
3 строфа.
4 строфа.

VI. Выразительное чтение стихотворения обучающимися.

1. Определение размера в этом стихотворении.

(Двустопный амфибрахийсоздает впечатление стремительного вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении “Листьев” постарается передать особый, как бы кружащийся ритм).

2. Устное словесное рисование.

Расскажите, какие картинки вы вообразили себе после чтения и анализа стихотворений?

VI. Рефлексия.

  • – Что особенно запомнилось?
  • – Чему научились на уроке?
  • -В завершении урока я хочу узнать, с каким настроением мы завершаем урок?
  • На ваших столах лежат картинки: тучки и солнышко.
  • Выберите и поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению.
  • Синквейн.
  • Листок:

VI. Информация о домашнем задании: подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева, доработать таблицу; написать мини-сочинение на тему «О чем рассказал мне сорвавшийся листок».

Работа с таблицей

Композиция, план событий Динамичность (глаголы) Художественные средства, создающие образы Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)
1 строфа.
2 строфа.
3 строфа.
4 строфа.

Работа с таблицей

Композиция, план событий Динамичность (глаголы) Художественные средства, создающие образы Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)
1 строфа.
2 строфа.
3 строфа.
4 строфа.

Работа с таблицей

Композиция, план событий Динамичность (глаголы) Художественные средства, создающие образы Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)
1 строфа.
2 строфа.
3 строфа.
4 строфа.

Работа с таблицей

Композиция, план событий Динамичность (глаголы) Художественные средства, создающие образы Звукопись (какие звуки повторяются в строфе)
1 строфа.
2 строфа.
3 строфа.
4 строфа.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-litieratury-v-6-klassie-analiz-stikhotvorieniia-f-i-tiutchieva-list-ia.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector