Сочинение по творчеству блока

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

Page 2

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

Page 3

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

Page 4

/ Полные произведения / Блок А.А. / Скифы

  Скачать полное произведение

    Панмонголизм! Хоть имя дико,
     Но мне ласкает слух оно.
     Владимир Соловьев Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
     Попробуйте, сразитесь с нами!
    Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
     С раскосыми и жадными очами!
    Для вас — века, для нас — единый час.

     Мы, как послушные холопы,
    Держали щит меж двух враждебных рас
     Монголов и Европы!
    Века, века ваш старый горн ковал
     И заглушал грома' лавины,
    И дикой сказкой был для вас провал
     И Лиссабона, и Мессины!
    Вы сотни лет глядели на Восток,
     Копя и плавя наши перлы,
    И вы, глумясь, считали только срок,
     Когда наставить пушек жерла!
    Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
     И каждый день обиды множит,
    И день придет — не будет и следа
     От ваших Пестумов, быть может!
    О старый мир! Пока ты не погиб,
     Пока томишься мукой сладкой,
    Остановись, премудрый, как Эдип,
     Пред Сфинксом с древнею загадкой!
    Россия — Сфинкс! Ликуя и скорбя,
     И обливаясь черной кровью,
    Она глядит, глядит, глядит в тебя
     И с ненавистью, и с любовью!..
    Да, так любить, как любит наша кровь,
     Никто из вас давно не любит!
    Забыли вы, что в мире есть любовь,
     Которая и жжет, и губит!
    Мы любим всё — и жар холодных числ,
     И дар божественных видений,
    Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
     И сумрачный германский гений…
    Мы помним всё — парижских улиц ад,
     И венецьянские прохлады,
    Лимонных рощ далекий аромат,
     И Кельна дымные громады…
    Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
     И душный, смертный плоти запах…
    Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
     В тяжелых, нежных наших лапах?
    Привыкли мы, хватая под уздцы
     Играющих коней ретивых,
    Ломать коням тяжелые крестцы
     И усмирять рабынь строптивых…
    Придите к нам! От ужасов войны
     Придите в мирные объятья!
    Пока не поздно — старый меч в ножны,
     Товарищи! Мы станем — братья!
    А если нет — нам нечего терять,
     И нам доступно вероломство!
    Века, века — вас будет проклинать
     Больное позднее потомство!
    Мы широко по дебрям и лесам
     Перед Европою пригожей
    Расступимся! Мы обернемся к вам
     Своею азиатской рожей!
    Идите все, идите на Урал!
     Мы очищаем место бою
    Стальных машин, где дышит интеграл,
     С монгольской дикою ордою!
    Но сами мы — отныне вам не щит,
     Отныне в бой не вступим сами,
    Мы поглядим, как смертный бой кипит,
     Своими узкими глазами.
    Не сдвинемся, когда свирепый гунн
     В карманах трупов будет шарить,
    Жечь города, и в церковь гнать табун,
     И мясо белых братьев жарить!..
    В последний раз — опомнись, старый мир!
     На братский пир труда и мира,
    В последний раз на светлый братский пир
     Сзывает варварская лира!

    30 января 1918

Источник: http://www.litra.ru/composition/work/woid/00072401184773069385

Творчество Блока. Сочинение | Инфошкола

Короткая жизнь Александра Александровича Блока (1880-1921) отделена от нас уже десятилетиями. И каждое из этих десятилетий наполнена событиями большого исторического значения.

Но, чем дальше уходим мы во времени от Блока, тем ближе к нам основное, главное в его творчестве, которое освобождено от всего временного, внезапного, наносного, тем яснее чувствуешь его живую связь с духовной жизнью человека нашего времени.

Настоящее искусство живет вечно. Его сила и значение в том, что создавая образы людей и картины действительности, оно включает нас в бесконечно разный и сложный процесс жизни, превращает нас в его участников, помогая выйти за пределы своего непосредственного опыта.

  • Это правда жизни, эта человечность, которая заключается в произведениях искусства, сохраняют силу действия далеко за пределами тех эпох, в которые они создаются, перерастая воззрения самих художников, которые связаны и ограничены во взглядах на мир предрассудками своего класса и своего времени.
  • Поэтому и живет для нас творчество Александра Блока.
  • У него есть стихотворение, которое могло быть эпиграфом ко всему  его творчеству:
  • О, я хочу безумно жить!
  • Все сущее — увековечить,
  • Безличное — вочеловечить,
  • Несбывшееся — воплотить!
  • Пусть душит жизни сон тяжелый,
  • Пусть задыхаюсь в этом сне;
  • Быть может, юноша веселый
  • В грядущем скажет обо мне:
  • Простым угрюмство — разве это
  • Сокрытый двигатель его?
  • Он весь — дитя добра и света,
  • Он весь — свободы торжество!
  • 5 февраля 1914 г.
  • Но мечта о счастливом и свободном человеке столкнулась с неизжитой и безжалостной реальностью, и это нерешенное противоречие определяло трагическую контрастность творчества Блока; образ веселого парня вытеснялся в его поэзии образом мертвеца, который ходит среди людей.
  • Через всю лирику проходит образ одинокого, умирающего человека, и за этим трагическим характером читатель видит склад жизни, который привел человека к падению и гибели в старом мире.
  • Я пригвожден к трактирной стойке.

Я пьян давно. Мне все — равно.

  1. Вон счастие мое — на тройке
  2. В серебристый дым внесены …
  3. 26 октября 1908 г.

Но Блок не был бы великим поэтом, если бы он остался в стороне от мощного подъема освободительной борьбы в России. Тема Родины все большей полнотой входит в его творчество, его стихи о России звучат с некрасовской силой и простотой.

  • В голодной и больной неволе
  • И день не в день, и год не в год.
  • Когда же всколосится поле,
  • Вздохнет Униженные народ?
  • 15 февраля 1915 г.
  • Какие бы не были прочные связи с его старым миром (семья, среда, воспитание, литературные связи), он рвался вперед, к другому, новому миру человеческих отношений.
  • «Прошлое смотрит в будущее», — так говорил он о смысле поэтического творчества, и это вернее всего определяет его поэзию.
  • Вот почему Блок сразу стал на сторону Октябрьской революции и создал поэму «Двенадцать», которая стоит в начале советской поэзии.

Конфликт Блока с жизнью, с окружающим его общественным укладом, со всей его средой был глубоко трагическим. Издалека, ошибаясь, шел к народу, к родине, к революции. Но человеческая трагедия, но смерть человека может быть гарантией будущей победы, если смерть эта свидетельствует о повышении других величин человеческого духа.

Это величие и сближает Блока, его творчество с нашим временем. Лирический герой его поэзии — это человек в полном смысле этого слова. Константин Федин сохранил слова М.Горького о Блоке: «Особенно советую познакомиться с Александром Блоком. Обязательно познакомьтесь. Это … Это …

Горький молчит, ища правильное слово. Но слово не находится. Он с нетерпением, но почти безмолвно барабанит пальцами по столу. Вдруг поднимается и выпрямляется — очень высокий, худой — медленно проводит рукой сверху вниз, от головы до ног.

  1. — Человек, — произнес он тихо и на мгновение стоит не двигаясь «.
  2. Величие Блока как художника состоит в том, что он сумел почувствовать основные противоречия своей эпохи и с большой художественной силой перевести их на язык лирики, то есть показать, как отображались они в самых глубинах человеческого сознания.
  3. В эпоху бурь и тревог, — говорил он, — нежнешие и интимнишие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой «.
  4. Вот почему история души поэта, росказана в его стихах, с откровенностью выступает перед нами как история его эпохи.

Источник: https://info-shkola.ru/tvorchestvo-bloka-sochinenie/

Сочинение: Россия в лирике А. Блока | Литрекон

Самый Зелёный · 24.06.2019

(399 слов) Судьба Александра Блока сложилась непросто. В родной России он пережил монархию, революции, первые годы существования советской власти. Жизнь его была недолгой – всего сорок один год. Но ни на миг он не изменил Родине, воспетой им во множестве стихотворений.

Образ России в творчестве поэта многогранен, одухотворен. Строки, посвященные Родине, наполнены искренней любовью и болью чистого, отзывчивого сердца.

Россия в творчестве Блока – это Русь историческая, земля предков, где пролита кровь миллионов людей, где самоотверженность и любовь к отчизне сильнее страха смерти. В стихотворении « На поле Куликовом» А. Блок пишет:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…

Поэт, ни на секунду не сомневаясь, соединяет свою судьбу, свой путь – с жизнью Руси, с ее будущим и настоящим, хотя путь этот непрост и полон тоски:

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!

Всем сердцем лирический герой ощущает свою связь с родной землей, разделяя ее горести и страдания:

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…

Для него Россия – жена, и невозможно бросить ее, оставить в трудный момент  перед лицом враг:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

Но Россия – это не только земля предков, храм великой истории. Россия – мистический край, полный загадок и тайн.

«Ты и во сне необычайна» — пишет Блок о России, рисуя место, где ведуны и ворожеи «чаруют злаки на полях» и вихрь «поет преданья старины».

В том же стихотворении «Русь» он замечает, что в своей мистической таинственной прелести Россия не запятнала своей «первоначальной чистоты», своей «нагой души». Он восхищается силой и красотой родного простора.

С образом мистической и загадочной Руси связана в сознании поэта и Русь православная:

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,

Пройти сторонкой в божий храм.

Без «божьего храма» невозможно представить Россию, где сам лирический герой становится «невоскресшим Христом» («Ты отошла, и я в пустыне…»). Хотя начало двадцатого века отмечено существованием самых различных представлений о святости и Боге, но в глазах Блока Русь неизменно священна и благодатна.

Конечно, Россия – это земля свободы, где вольные поля залиты солнцем, где «недоступны неба своды». Она принимает всех своих детей, как Мать, как Жена, как Подруга. 

Читайте также:  Сочинения по картинам герасимова

Всем этим стала для Блока Русь, печальный образ которой чист и непорочен в сердце писателя. Множество образов родной земли сменяют друг друга перед нами, когда мы читаем стихотворения Блока. Это, порой, очень горькие, полные слез строки, но навек запомнится русским людям «нищая Россия» Александра Блока.

Екатерина Озаровская

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/rossiya-v-lirike-a-bloka/

Тема России в поэзии Блока (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины.

Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны человеческой души.

     Тема родины, России всегда звучит в произведениях истинно русских писателей, но творчество Блока настолько неразрывно связано с этим образом, что, о чем бы ни думал поэт, о чем бы ни писал — о весне, природе, о любви, дружбе, об исторических событиях, страданиях народа или его героических победах, — его мысли всегда были о родной стране. «Это все — о России», — открыто заявлял о своем творчестве поэт. «Этой теме, — писал он, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь жизнь и смерть, счастье или погибель».

В России Блока можно часто встретить черты родины, воспетые Тютчевым, Некрасовым, Пушкиным, Толстым и другими прозаиками и поэтами, но все же Россия Блока — такая многогранная, неповторимая, изменчивая — во многом отличается от России других художников слова.

Это образ, сочетающий в себе и романтические, и реалистические черты, и радостные, светлые, грустные, порой трагические чувства. Это необъятная страна и в то же время — женщина, земля и возлюбленная невеста, мать и жена. Этот образ живет, меняется, взрослеет вместе с поэтом.

В самых ранних стихотворениях Блока мы видим сказочную Россию, с «золотыми да красными» заставками, с народными песнями и плясками, с легендами, преданьями старины, поверьями, шутками и прибаутками, с теремом Царевны. Она «опоясана реками и дебрями окружена, с болотами и журавлями, и с мутным взором колдуна».

Вместе с молодым поэтом мы восхищаемся ее необъятными просторами, «песнями ветровыми», тройками удалыми, далями туманными, дорогами дальними, где виден «неба осветленный край средь дымных пятен». Сказочные, чарующие мотивы встречаются и в более поздних стихотворениях поэта:

  • Где ведуны с ворожеями
  • Чаруют злаки на полях,
  • И ведьмы тешатся с чертями
  • В дорожных снеговых столбах.

Но здесь уже в тему бесконечного мирного российского простора с проблесками рябиновых кистей и голубыми лентами рек вплетаются «зарева горящих сел», дальние огни. Все чаще возникают символы «ветра», «метели», «бури»:

  • Дикий ветер
  • Стекла гнет,
  • Ставни с петель
  • Буйно рвет.

В этих образах-символах все сильнее чувствуется нарастание неукротимой народной силы, народной стихии. Теперь блоковская Россия — это страна назревающей революции.

И поэт твердо уверен, что его родине предстоит сыграть важную роль в истории всего человечества.

Этот этап в жизни родной страны не мог остаться незамеченным, не отразиться в произведениях Блока, в душе которого « было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда».

  • О, Русь моя! Жена моя!
  • До боли Нам ясен долгий путь!..

Да, перед страной лежит долгий путь, но в сердце поэта ни на минуту не возникает сомнений, что этот путь они пройдут вместе, — они неразрывно связаны, едины в горе и в радости. И только в таком единстве для человека станет «невозможное возможно».

  • Русь моя, жизнь моя, Вместе ль нам маяться?

спрашивает поэт, хотя точно знает ответ: Россия-мать никогда не оставит своего сына, так же, как и он ее. И все же Россия для Блока всегда была связана не столько с образом матери, сколько с образом жены, суженой, возлюбленной, молодой и прекрасной, которая любит и ждет, которая все поймет и простит: Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне». — И опять за травой колокольчик звенит…

  • Она сражается вместе с ним в бою, смело проходя «сквозь кровь и пыль»..Она сойдет «в одежде, свет струящей», блеснет «серебром волны на стальном мече», освежит на плече воина «пыльную кольчугу». И поэт бесконечно любит «мать, сестру и жену в едином лице Родины-России».

Блок видит родину всегда такой, какая она есть. Он не умаляет ее заслуг и достоинств, он осознает величие исторического прошлого России, которое начиная с самых древних времен было героическим, — защищалась ли она от половцев, сражалась ли с ордой хана Мамая, заслоняя Европу от нашествия татар.

Но видит он и беды, страдания, нищету, выпавшие на долю любимой России. И все же, как бы ни менялась в своем историческом развитии милая сердцу поэта родина, каким бы ни было его отношение к переменам в этой стране, вызывающим то восторг и восхищение, то жалость и боль, — неизменной оставалась его любовь к великой России.

Эта любовь всегда оставалась созвучной любви к женщине:

  • О, нищая моя страна.
  • Что ты для сердца значишь?
  • О, бедная моя жена,
  • О чем ты горько плачешь?

Он всегда испытывал к России самые трогательные чувства: любовь, нежность и сострадание. Именно эти чувства вдохновляли поэта на создание лучших произведений. Эта любовь к родине рождает веру — веру в светлое будущее России, в « новый век», несущий новые победы, новые великие и решающие события.

Именно этой светлой верой были продиктованы уверенные, оптимистические слова: «Все будет хорошо, Россия будет великой!» Да, образ России у Блока сложен и многогранен. Он совмещает в себе все: и радость, и горе, и отчаяние, и надежду.

Родина — единственная духовная опора, высшее начало в жизни человека и в жизни всего народа. Все в ней вызывает вдохновенный восторг и преклонение поэта. О чем бы ни писал А. Блок, все было проникнуто мыслями о родине, а значит, искренней, большой человеческой любовью.

И потому для нас его стихотворения — это величайшая поэзия, от которой перехватывает дыхание и замирает сердце.

Источник: https://resoch.ru/tema-rossii-v-poezii-bloka-sochinenie/

«Величайший поэт современной эпохи» (Сочинение по творчеству Блока))

Об Александре Блоке, одном из самых значительных поэтов «серебряного века», говорили и писали многие. А. Ахматова утверждала, что Блок — «трагический тенор эпохи», А. Белый — «первый поэт земли русской», В. Маяковский считал, что поэзия Блока — «целая поэтическая эпоха».

Удивительные чувства вызывала личность А. Блока у современников: «Никогда: ни раньше ни потом, — свидетельствовал К. Чуковский, — я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм… поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».

Что же давало Блоку такую власть над людьми? Чем притягивал он их к себе?

Каждый человек, а тем более поэт, входит в мир по-своему. Начало века было трудным, противоречивым, не поддающимся однозначной оценке. Отсюда разноголосица, противоположность мнений, подчас не просто далеких друг от друга, но уничижительных, злобных.

Блок же пришел в мир не с недовольством и недоверием, а с любовью. Его поэзия была «живой водой», источником, испив из которого, человек очищался и становился Человеком. Вспоминаю первое стихотворение, «приворожившее» меня у Блока:

  • Девушка пела в церковном хоре
  • О всех усталых в чужом краю,
  • О всех кораблях, ушедших в море,
  • О всех, забывших радость свою.
  • Я вижу нежный профиль, длинную косу, темнеющую на белом платье, силуэт в лучах света… Мне становятся понятны чувства современников поэта:
  • И всем казалось, что радость будет,
  • Что в тихой заводи все корабли,
  • Что на чужбине усталые люди
  • Светлую жизнь себе обрели.
  • Палитра чувств, ощущений, переживаний лирического героя поэзии Блока была необыкновенно широкой. Настроение его поэзии было именно тем, к которому тянулись, в котором нуждались люди, обремененные серостью действительности,
  • И голос был сладок, и луч был тонок,
  • И только высоко у царских врат,
  • Причастный тайнам, — плакал ребенок
  • О том, что никто не придет назад.
  • Сегодняшнего читателя, как и современников поэта, поражает у Блока, с одной стороны, глубина, страстность, чистота духа, а с другой — высокое поэтическое мастерство, богатство художественной выразительности.
  • По мнению Блока (в то время он находился под влиянием философии Вл. Соловьева), миром должна править идея Вечной Любви; именно она должна восторжествовать и сделать людей лучше, Но не путем вражды и ненависти, а бескровным путем, через Любовь, связывающую людей друг с другом и поэта со всем миром,
  • Блок пришел в русскую литературу со «Стихами о Прекрасной Даме», Прекрасная Дама — это воплощение идеала красоты, Вечной Женственности. Лирический герой, рыцарь Прекрасной Дамы, ожидает грядущих преобразований:
  • Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
  • Все в облике одном предчувствую Тебя.
  • Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
  • И молча жду, — тоскуя и любя.
  • Одиночество, тоска, жажда встречи с Ней, боязнь, что Она окажется не такой, какой представляется ему, переполняют душу лирического героя:
  • Безотрадному сну я не верю,
  • Погрузив мое сердце в покой-
  • Скоро жизнь мою бурно измерю
  • Пред неведомой встречей с тобой…
  • В стихотворениях этого цикла Блок, вглядываясь в себя и мир, окружающий его, ставит вопросы, волнующие людей во все времена: о назначении человека, о его пути, о стремлении к совершенству.

Но образ Прекрасной Дамы не может оградить лирического героя Блока от реальной жизни.

Страшная действительность врывается в его мир, и появляются стихи, отражающие то, что окружает его на самом деле: «Фабрика», «Сытые», «На железной дороге».

Но в них Блок затрагивает не только темы народного страдания, угнетения (об этом писали и другие), но прежде всего тему унижения личности существующим порядком отношений: «этих нищих — провели», А в результате:

  1. Как тяжело ходить среди людей
  2. И притворяться непогибшим,
  3. И об игре трагической страстей
  4. Повествовать еще не жившим.
  5. Особенно ярко трагизм состояния лирического героя показан в стихотворении «Незнакомка»: «сытые», «заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами», все заволакивает мутный туман пьянства и скуки… Лирический герой «Незнакомки», казалось бы, ничем не отличается от других: пьет вино, рассеянно созерцает окружающее. Но это только внешняя сторона жизни:
  6. И каждый вечер, в час назначенный
  7. (Иль это только снится мне?),
  8. Девичий стан, шелками схваченный,
  9. В туманном движется окне…
  10. И странной близостью закованный,
  11. Смотрю за темную вуаль,
  12. И вижу берег очарованный
  13. И очарованную даль.
  14. Незнакомка, загадочная, таинственная, — это мечта, желание вырваться из суеты и серого однообразия. Но беспомощность, невозможность выйти из замкнутого круга бесполезного существования побеждают:
  15. …Ты право, пьяное чудовище!
  16. Я знаю: истина в вине.
Читайте также:  Сочинение судьба крестьянства в произведениях шолохова

Лирический герой «пригвожден к трактирной стойке»; так же, как героиня стихотворения «На железной дороге» раздавлена «любовью, грязью иль колесами», он раздавлен реальностью бездуховной жизни. Как много общего в его состоянии и состоянии наших современников!

Преодолеть отчуждение, оторванность от мира помогают думы о Родине. Стихи Блока о России близки нам. Они как бы оживляют нас, возвращают душевные силы.

Как для Пушкина («Мы ждем с томленьем упованья/ Минуты вольности святой,/ Как ждет любовник молодой/ Минуты верного свиданья…»), так и для Блока тема Родины — личная, интимная тема («О, Русь моя! Жена моя! До боли/ Нам ясен долгий путь!»).

Как Лермонтову дороги «дрожащие огни печальных деревень», так Блоку дорога «даль дорожная» России:

  • Россия, нищая Россия,
  • Мне избы серые твои,
  • Твои мне песни ветровые —
  • Как слезы первые любви!
  • Вместе с лирическим героем стихотворения «Русь» нам хочется затеряться, раствориться в ее просторах, но, как у Тютчева:
  • Умом Россию не понять,
  • Аршином общим не измерить:
  • У ней особенная стать —
  • В Россию можно только верить.
  • так и у Блока:
  • Наш путь — степной, наш путь —
  • в тоске безбрежной,
  • В твоей тоске, о, Русь! …

…И вечный бой! Покой нам только снится.

Как и поэта, меня переполняют, с одной стороны, чувство тоски и сострадания, а с другой — вера в будущее Родины, желание изменить жизнь.

Трудным для современников Блока, да и, наверное, для многих из нас, оказалось восприятие поэмы «Двенадцать».

Как не похожа она на все, написанное поэтом до нее! Пытаясь разобраться в феномене «Двенадцати», необходимо искать ответ на вопрос: почему появилась поэма? «Дело художника, обязанность художника — видеть то, что задумано. Что же задумано? Переделать все.

Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью…» Вот почему появилась поэма «Двенадцать». Сумеет ли человек выстоять под ветрами истории? Вспомним строки есенинского «Письма к женщине»:

  1. Не звали вы,
  2. Что я в сплошном дыму,
  3. В развороченном бурей быте
  4. С того и мучаюсь, что не пойму —
  5. Куда несет нас рок событий…
  6. Земля — корабль!
  7. Но кто-то вдруг
  8. За новой жизнью, новой славой
  9. В прямую гущу бурь и вьюг
  10. Ее направил величаво.
  11. Но кто ж из нас на палубе большой
  12. Не падал, не блевал и не ругался?
  13. Их мало, с опытной душой,
  14. Кто крепким в качке оставался…

Можно ли превратить сегодняшний хаос в гармонию? Именно это волнует лирического героя поэмы «Двенадцать», поэтому, вопреки разгулу страстей, убийств, ужасов действительности поэт призывает всех слушать «музыку революции».

  • Веру в освобожденную Россию — оплот счастливого будущего человечества — ощущаем мы в блоковских «Скифах»:
  • О, старый мир!
  • Пока ты не погиб,
  • Пока томишься мукой сладкой,
  • Остановись, премудрый, как Эдип,
  • Пред Сфинксом с древнею загадкой!
  • Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
  • И обливаясь черной кровью,
  • Она глядит, глядит, глядит в тебя
  • И с ненавистью, и с любовью! …

По прошествии стольких лет мы, люди конца XX века, должны выделить для себя главное в наследии А. Блока. Для меня важно то, что:

  1. Он весь — дитя добра и света,
  2. Он весь — свободы торжество!
  3. Важно то, как он умел видеть жизнь:
  4. Сотри случайные черты —
  5. И ты увидишь: мир прекрасен.

Источник: https://school-essay.ru/velichajshij-poet-sovremennoj-epoxi.html

Творчество Блока

Блок! Без него я не могу представить нашу большую литературу. Владимир Маяковский писал: “Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха”.

  • Блок как бы соединяет два века русской культуры.
  • В ранних стихах он продолжает традиции интимной лирики Жуковского, Фета, затем в его поэзии появляются мотивы, родственные стихам Лермонтова:
  • Я, отрок, зажигаю свечи,
  • Огонь кадильный берегу,
  • Она без мысли и без речи
  • На том смеется берегу.
  • Последние произведения перекликаются с творчеством Маяковского и знаменуют начало новой поэзии:
  • Встану я в утро туманное,
  • Солнце ударит в лицо.
  • Ты ли, подруга желанная,
  • Входишь ко мне на крыльцо?
  • Настежь ворота тяжелые!
  • Ветром пахнуло в окно!
  • Песни такие веселые
  • Нераздавалисъ давно.
  • Подъем революционного движения на грани двух веков вдохнул в Блока новые творческие силы. Все чаще и чаще поэт обращается к социальным проблемам:
  • Еще прекрасно серое небо,
  • Еще безнадежна серая даль,
  • Еще несчастных, просящих хлеба, Никому не жаль, никому не жаль!

Царское самодержавие в образе памятника Петру I противопоставлено музыке народного протеста. Блок верит в революцию, присматривается к народу.

  1. Я верю: новый век взойдет
  2. Средь всех несчастных поколений.
  3. Он говорит: “Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, жадно смотрит в глаза другой”.
  4. В эти годы поэт широко ставит проблему человека, пишет – о судьбах народа:
  5. В голодной и большой неволе:
  6. И день не в день, и год не в год.
  7. Когда же всколосится поле,
  8. Вздохнет униженный народ?

Здесь звучат некрасовские нотки, некрасовская боль за судьбу обездоленного народа. Александр Блок не призывает к открытой борьбе, но вопрос, поставленный в категорической форме, воспринимается как призыв. Все просто, ясно, понятно.

В своей поэзии Блок следует от земного к возвышенному. В стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…” поэт пишет о земной любви, о реальной женщине, ушедшей от любимого. Любимая вызывает у лирического героя не гнев, не разочарование, а тревогу за ее судьбу.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

В стихотворном цикле “Вольные мысли” Блок пишет о большом чувстве человека, слитого воедино с окружающим миром, с природой. Это слияние с миром, несмотря на грусть в стихах, искало выхода в будущем. “Если вы любите мои стихи, – писал поэт, – преодолейте в них яд, прочтите в них о будущем”.

  • Земное сердце стынет вновь
  • Но стужу я встречаю грудью.
  • Храню я к людям…
  • Неразделенную любовь.
  • Но за любовью – зреет гнев,
  • Растет презренье и желанье
  • Читать в глазах мужей и дев
  • Печать забвенья…
  • В годы, когда жил Блок, в России происходили большие исторические преобразования. Тонкий художник, остро реагирующий на окружающую жизнь, Блок не мог не обратиться к теме Родины:
  • Русь опоясана реками
  • И дебрями окружена,
  • С болотами и журавлями,
  • И с мутным взором колдуна.
  • Обращаясь к России, поэт выражает уверенность: “Не пропадешь, не сгинешь ты”.

Александр Блок – лирик. Поэтому и осмысление Родины у него своеобразное, лирическое. Он не наблюдает за ней со стороны, а сам является ее частицей, ощущает ее боль, радуется вместе с ней:

  1. Россия, нищая Россия,
  2. Мне избы серые твои,
  3. Твои мне песни ветровые –
  4. Как слезы первые любви.
  5. Лирический герой, слившийся воедино с Родиной, оглядывается на прошлое, живет ее будущим: “Все, что было, все, что будет, обступило меня: точно эти дни живу я жизнью всех времен, живу музыками моей Родины”.

Блок видел Россию в постоянном движении. “Россия – буря”, – говорил он.

  • Закат в крови
  • Из сердца кровь струится.
  • Плачь, сердце, плачь…
  • Покоя нет! Степная кобылица
  • Несется вскачь!

Тема Родины проходит через все его творчество. Грусть, уныние, пессимистические ноты в поэзии Блока были вызваны осознанием тупика, в который зашел старый мир. Когда поэт осмыслил содержание грядущих перемен, в его поэзии зазвучали жизнеутверждающие ноты, которые переросли в гимн Родине.

  1. Поэт всегда верил в мир “прекрасный и человечески простой”. Он был уверен, что “трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день”:
  2. Пусть душит жизни сон тяжелый,
  3. Пустъ задыхаюсъ в этом сие, –
  4. Быть может, юноша веселый
  5. В грядущем скажет обо мне:
  6. Простим угрюмство – разве это
  7. Сокрытый двигатель его?
  8. Он весь – дитя добра и света,
  9. Он весь – свободы торжество!
  10. Таким Александра Блока воспринимает ныне весь читающий мир.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://goldsoch.info/tvorchestvo-bloka/

Сочинение по Блоку/Есенину

Тема Родины у Блока и Есенина

Тема Родины в творчестве Блока и Есенина занимает одно из ведущих мест. Оба поэта безумно любят свою Россию, им не жить без нее. Стихи о Родине пронизаны глубоким уважением, беззаветной любовью и преклонением перед ней.

Блок любит свою Родину, свою Россию за красоту, таинственность, неразгаданность ее облика. Не случайно он пишет: «Ты и во сне необычайна». Его Родина — это сторона с «дымными окраинами», с «разбойной красой». У блоковской Руси проявляются ее прекрасные черты, облаченную в стихотворную форму:

А ты все та же — лес да поле,

Да плат узорный до бровей.

В раннем творчестве Есенина представлены типичные российские пейзажи:

  • Положили гурьбой
  • Золотые снопы,
  • На гумне вперебой
  • Зазвенели цепы.

Ему дорог родной край, пусть бедный, пусть нищий. Поэта «мучила и жгла» люовь к своей земле:

  1. Если крикнет рать святая:
  2. «Кинь ты Русь, живи в раю!»
  3. Я скажу: «Не надо рая,
  4. Дайте родину мою».

Чувства к Родине перекликаются с чувствами к женщине, природе, жизни:

  • Шагане ты моя, Шагане!
  • Потому, что я с севера, что ли,
  • Я готов рассказать тебе поле
  • Про волнистую рожь при луне.

Блок же идет дальше, восклицая: «Русь моя! Жена моя!»

  1. В этом мне видится неразрывная связь поэтов с самым дорогим, что есть у них — с Родиной.
  2. Родина «открывается» Есенину прежде всего через природу: «белый перезвон берез», через «розовую воду» озер, через единение с ней.
  3. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
  4. Блок воспевает ширь и необъятность своей земли. Он убежден, что жизнь в такой стране должна быть прекрасна, но он с горечью осознает обратное:

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю.

Поэт готов быть со своей Родиной до конца. Он не изменит ей, ему не жить без нее.

Есенин также не упускает из виду бедственное положение народа. Но ему свойственен свой, особый подход к этой теме. Крестьянство — вот кто наиболее близок ему. Выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть» присутствуют в его стихах.

Читайте также:  Люди с горячими сердцами в пьесах островского гроза и бесприданница

У Блока слышится протест против условий, унижающих человека:

До коле матери тужить,

До коле коршуну кружить?

Через все творчество Блока «проходит» надежда на то, что он воспрянет и станет свободным.

Эта страна, по мнению Блока, наделена необыкновенным народом, который идет своим путем. И во всех испытаниях верен себе. Родина сильна этим народом.

Русь пережила многие тяжелые времена. И, наверное, долго будет больна, бедна. Блока до слез трогает ее нищета, ее разорение:

  • Россия, нищая Россия,
  • Мне избы серые твои,
  • Твои мне песни ветровые —
  • Как слезы первые любви.

Россия для Блока — путеводная звезда, и он не может не верить в ее силы:

  1. Пускай заманит и обманет
  2. Не пропадешь, не сгинешь ты.
  3. И лишь забота затуманит
  4. Твои прекрасные черты.

Блок патриот, доказательством тому служат его стихи.

Есенин гордится мощью своей страны, ее необъятностью:

  • Я буду воспевать
  • Всем существом в поэте
  • Шестую часть земли
  • С названьем кратким — Русь.

Но он стоит перед выбором: новое и старое, патриархальное. Понимание необходимости и неизбежности перемен соединялось в нем с болью за то, что уходит в прошлое, что дорого ему:

  1. Полевая Россия!
  2. Довольно волочиться
  3. Сохой по полям!

Вместе с

Неживые чужие ладони,

Этим песням при вас не жить.

Умом он с новым, но душа, душа зовет назад. И беспомощность перед новым звучит в его стихах: «Стальная конница победила живых коней».

Отношение к Родине Блока и Есенина роднит их. У них много общего, но есть и различия. Понимание Родины Блоком глубокое, философское. Есенин же пришел от малой Родины к Большой не сразу, постепенно.

Тем не менее, мне кажется, что их позиции близки. С моей точки зрения, трудно найти поэтов, чьи позиции по отношению к Родине были бы так схожи.

Поэт и его Родина — это единое целое. Приходят на память строки Н.А. Некрасова: «Природа-мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру…» Тогда б скуден был наш мир. Такие люди несут свет в нашу жизнь. Это мое мнение.

Впрочем, я думаю, со мной согласятся многие. Стихи Блока и Есенина принадлежат не только им. Они являются большой частью российской литературы двадцатого века. Их стихи учат любить Родину, пробуждают сознание людей.

Это поэты с Россией в сердце, граждане своей Родины.

Источник: http://alek-sei.narod.ru/bles.htm

Готовые школьные сочинения

июня
20 2011

Жизнь и творчество А. Блока

Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье.

Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом.

Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына.

Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском “ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов, — профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, в доме отчима — офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении Шахматово.

В либеральной и “народолюбивой” семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков.

Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. “Список ее трудов громаден”, — вспоминал позднее внук.

Литературной работой систематически занимались и ее дочери — мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой, до нас дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте.

Однако серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его в 1906 году).

Лирика Блока — явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих — она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом “пути”. На эту ее особенность указывал и сам Блок.

Повторимся, что в 1910 – 1911 годах, подготавливая к изданию свое первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 г. и 1918 – 1921 гг.), хотя внутри томов автор и внес существенные изменения.

В окончательном виде три тома включают в себя 18 лирических циклов (“стран души”, по выражению поэта). В предисловии к первому изданию “Собрания стихотворений” Блок подчеркивал единство своего замысла: “Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т. е.

цикла); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”.

А через несколько месяцев в письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: “таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе — “трилогия вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятиям, “возмездию” и — к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру)”.

В первый том (1898 – 1903 гг.) вошли три цикла. Первый из них — “Ante lucem” (“До света”) — как бы предварение будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого поэта к жизни.

На одном полюсе — мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши: “Я стар душой. Какой-то жребий черный — // Мой долгий путь”. Или: “Смеюсь над жалкою толпою // И вздохов ей не отдаю”.

Зато на другом — тяга к жизни, приятие ее:

  • Я стремлюсь к роскошной воле,
  • Мчусь к прекрасной стороне,
  • Где в широком чистом поле
  • Хорошо, как в чудном сне,
  • — и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:
  • Но к цели близится поэт,
  • Стремится, истиной влекомый,
  • И вдруг провидит новый свет
  • За далью, прежде незнакомой

Центральный цикл первого тома — “Стихи о Прекрасной Даме”. Это и есть то “мгновение слишком яркого света”, о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева.

Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить “землю” и “небо” и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.

Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Соловьевские идеи “двоемирия”, сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов, многоплановый облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, “земная” женщина. “Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова”.

Герой видит ее “каждый день издалека”. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ “Девы”, “Зари”, “Величавой Вечной жены”, “Святой”. “Ясной”, “Непостижимой”. То же можно сказать и о герое цикла. “Я и молод, и свеж, и влюблен”, — вполне “земная” самохарактеристика.

А далее он же “безрадостный и темный инок” или “отрок”, зажигающий свечи.

Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как “призрачные”, “неведомые тени” или “неведомые звуки”, “надежды нездешние” или “нездешние видения”, “красота неизреченная”, “непостижимая тайна”, “грусть несказанных намеков” и т. п.

Таким образом, история земной и вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф. У него своя фабула и свой сюжет.

Основа фабулы — противопоставление “земного” (лирический герой) “небесному” (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, “встрече”, в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу.

От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды — и сомнения в них, ожидание любви — и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы — и допущение того, что он может быть искажен (“Но страшно мне: изменишь облик Ты”).

Драматическая напряженность присуща и завершающему первый том циклу с многозначительным названием “Распутья”.

Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с “повседневностью”, внимание к людскому горю, социальная проблематика (“Фабрика”, “Из газет”, “По берегу плелся больной человек” и др.). “Распутья” намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

Лирика второго тома (1904 – 1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта.

Он навсегда остался для него той “тезой”, от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления.

Он воспринимает их как динамичное начало, “стихию”, вступающую в конфликт с “несмутимой” Душой Мира, как “антитезу”, противостоящую “тезе”, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

Своеобразный пролог ко второму тому — цикл “Пузыри земли”. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению “низменной” природы: “вечности болот”, “ржавых кочек и пней”, фантастических сказочных тварей, их населяющих. Он мог бы сказать вместе со своим добрейшим “болотным попиком”:

  1. Душа моя рада
  2. Всякому гаду
  3. И всякому зверю
  4. И о всякой вере,
  5. — признавая закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить “своего полевого Христа”.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Жизнь и творчество А. Блока . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/zhizn-i-tvorchestvo-a-bloka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector