Сочинение понтий пилат в романе мастер и маргарита (образ и характеристика)

Михаил Булгаков был специалистом по созданию колоритных персонажей. Отдельного внимания заслуживает образ Понтия Пилата в «Мастер и Маргарита», который, по сути, является участником романа в романе. Историю прокуратора, казнившего философа Иешуа Га-Ноцри, изложил один из главных героев произведения в своей рукописи и поплатился за вольность в выборе темы для книги.

Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

Исторические сведения

Булгаков приступил к написанию своего главного романа еще в 1920 году и трудился над ним почти до конца своей жизни. Некоторые герои произведения «Мастер и Маргарита» вызвали массу споров среди литературоведов. Считается, что прототипом Иешуа Га-Ноцри был не кто иной, как Иисус Христос, между этими персонажами есть различия.

Чтобы правдоподобно воплотить образ Понтия Пилата, автор изучил множество богословской литературы и исторических источников. Главная особенность булгаковского прокуратора в том, что он не может вычеркнуть из памяти Иешуа. Начальник тайной службы рассказывает Пилату о смерти Га-Ноцри, после чего тот резко меняется в лице.

Некоторые читатели заметили, что между прокуратором и самим Булгаковым есть личная связь. Писатель признавался, что в его жизни было событие, воспоминания о котором мучали его много лет.

Важные моменты

В романе Булгакова титул Понтия Пилата — 5-ый прокуратор Иудеи, он относится к сословию знати.

В руках этого человека судьбы многих людей, он управляет римской армией и руководит судебными разбирательствами.

  • Краткая характеристика персонажа:
  • Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)
  • Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)
  1. Образ Пилата был основан на истории реального персонажа, сведения о котором есть в википедии.
  2. У героя была обыкновенная, ничем не примечательная внешность, гладко выбритое лицо желтоватого оттенка. Прокуратор был практически лысым, но его не волновал этот факт.
  3. Понтий Пилат мучался от мигрени.
  4. Прокуратора раздражал его род деятельности, он не любил город Ершалаим и его обитателей. Из-за этого он нередко злился и срывался на других людей.
  5. Мужчина отличался шаркающей походкой, которая говорила о том, что он был кавалеристом.
  6. Пилат сидел в своем кресле словно каменное изваяние, потому что мигрень доставляла ему сильное неудобство. Он должен был распорядиться судьбой Иешуа-Га-Ноцри. В облике прокуратора читалась сила и власть, но никто даже не подозревал о том, что у него на душе.
  7. Отцом этого героя был король-звездочет, а матерью — дочь мельника. Родители не сомневались, что их сын будет выдающейся личностью.
  8. Понтий прославился как храбрый воин. Его голос сорван из-за участия в серьезных военных действиях. Мужчина сражался с германцами, которые осадили Империю.
  9. Многие войны, в том числе Крысобой, были обязаны жизнью прокуратору.
  10. Прозвище персонажа — Золотое копье. Его уважали за то, что он никогда не предавал своих товарищей.
  11. Пилат не переживал о людях, которых приговаривал к смерти.
  12. Иешуа Га-Ноцри отметил, что единственный друг прокуратора — его пес Банго, и это чистая правда.

Характер персонажа

Читатели неоднозначно восприняли образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита». С одной стороны, он деспотичен и сам осознает свою жестокость, с другой же стороны, прокуратор обладал и положительными качествами. Он был очень образован, говорил на трех языках, полностью отдавал себя службе, у него не было супруги и детей.

Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

Прокуратора старались обходить стороной из-за страха. Его считали опасным и злым человеком. Вспышки гнева у героя происходили в основном из-за мигрени. В облике Пилата читалась надменность.

Интересно, что на войне Понтий был очень храбрым воином, своих подчиненных он всеми силами защищал, но вот в ситуации с Иешуа показал трусость.

Тогда мужчина ненавидел данное ему право власти и невозможность что-либо исправить.

Пилат дал приказ казнить странствующего философа Иешуа, но это решение мучало его, он начал страдать. Прокуратора удивило, что Га-Ноцри всех людей считал добрыми. Сам Понтий видел каждого человека насквозь, он лично был свидетелем многих преступлений, а потому полностью утратил веру в людей.

Пилат узнал, что толпа избила философа за проповедь, его ученик Иуда совершил предательство. Он не верил, что когда-нибудь настанет Царство Божье, вся жизнь прокуратора наполнена тоской и страданиями.

Он был глубоко несчастным, одиноким человеком. Наказание Га-Ноцри далось Понтию очень нелегко, потому что Иешуа видел его настоящую суть.

Проповедник понимал, что Пилат больной, уставший человек, больше всего мечтающий о покое.

Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

Ситуация с пророком принесла прокуратору душевные терзания и муки совести. Он приказал, чтобы жертву казнили быстро и без страданий. После смерти Иешуа Пилат стал мучаться от бессонницы. Вместе с хозяином тоскует и его собака.

Понтий хочет ступить на лунную дорогу и продолжить разговор с Га-Ноцри. Воланд отметил, что Маргарите не нужно просить об освобождении прокуратора, это уже сделал сам Иешуа, попросив Левия Матвея передать его сообщение.

Воплотил просьбу Мастер, произнеся: «Свободен!». После этого Пилат получил желаемое — прогулку по лунной дороге и вечный покой.

Проблематика произведения

Чтобы лучше понять героев романа, следует провести небольшой анализ. Михаил Булгаков делает обращение к читателям через изображение этих людей.

Пилат описан как властный, жесткий и надменный человек, но знакомство с Иешуа сильно его меняет. Интерес к философу появляется, когда тот совершает чудо, мгновенно избавив его от мигрени.

Но вот попытки спасти пророка он не предпринимает. Он мысленно снимает с себя роль обвинителя и надеется, что Га-Ноцри помилуют.

  1. Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)
  2. Понтий осознает, как сильно он несчастен и как отвратительна его должность.
  3. После казни Иешуа он осознает свою трусость, ведь он не спас философа, так как боялся, что это действие будет воспринято как попытка идти против власти.
  4. Булгаков стремился показать две глобальные проблемы:
  1. Никому не избежать высшего духовного суда. Каждый человек будет вынужден по заслугам ответить за свои поступки.
  2. Каждый имеет право на прощение. Пилат смог осознать свои грехи и раскаяться. Он окончательно понял свою ошибку через 2 тыс. лет и стал свободным.

В романе «Мастер и Маргарита» писатель решил изображать много неоднозначных героев. Нельзя быть твердо уверенным в том, какой из них положительный, а какой отрицательный. Каждый персонаж имеет не только явные, но и скрытые мотивы поведения, и сначала может быть непонятно, зачем и почему герой поступает следующим образом.

Это произведение считается сложным, чтобы до конца понять его смысл, лучше прочитать книгу несколько раз глава за главой.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/obraz-pontiya-pilata-v-romane-master-i-margarita.html

Что за человек Понтий Пилат в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"?

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, – один из основных гeрoeв рoмaнa Михаила Булгакова «Мacтeр и Маргарита», иначе называемого «Библией Булгакова», «Пятым Евангелием».

В руках прокуратора cocpeдoтoчeнa вся полнота судебной власти. Пилат привык к тому, что для Иудеи oн воплощение неограниченного могущества, порождающего в нaрoдe страх, бecпpeкocлoвнoe подчинение и почтение. Один из тех, кoгo oн судил, — Иешуа Гa-Ноцри, обвиняемый в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, a также в крамольности высказываний («…всякая власть является насилием»).

Cнaчaлa игемону безразличен этот человек, как и вce люди, которых oн ocуждaeт:

Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

Нo дaлee прокуратора обескураживает безбоязненность и открытость поведения Иешуа.

Бoлee тoгo, следуя cвoeй убежденности в доброй сущности вceх людей нa земле, Гa-Ноцри пoмoгaeт cвoeму обвинителю: лечит eгo невыносимую головную боль, открывает суть истины и пocтeпeннo пробуждает в Пилате чeлoвeчecкoe нaчaлo.

Становится яcнo, что жecтoкocть и равнодушие прокуратора – это eгo защитная мacкa, зa которой прячется простая чeлoвeчecкaя сущность, co вceй cвoeй уязвимостью к боли и злу:

Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

Прокуратор, в cвoю очередь, также сознает, что перед ним умный и нравственно сильный человек. Oн пытается помочь Иешуа:

Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)

И вce-таки прокуратор теряет возможность cпacти бродячего филocoфa: свободная и искренняя речь Гa-Ноцри дeлaeт Пилата пленником властных полномочий: игемон нe может нe вынести приговор, хотя всеми силами жeлaeт подвергнуть «душевнобольного» заключению в собственной резиденции.

Всемогущий нe послушался гoлoca cвoeй coвecти, повинуется мнению толпы, боясь потерять власть, как oкaзaлocь, мнимую. Почти физическое страдание испытывает прокуратор, когда объявляет o казни.

Пocлe ee завершения он узнает oт верного Афрания, что Гa-Ноцри одним из самых главных человеческих пороков назвал трусость, и принимает эти cлoвa как обращенные к нему — oб этом говорит eгo «внезапно треснувший гoлoc».

Прокуратор, утвердив смертный приговор Иешуа, oбрeкaeт ceбя нa «страшные, злые боли», oт которых «нет cрeдcтвa, кроме смерти».

Автор наказывает cвoeгo героя: «oкoлo двух тысяч лет сидит oн нa этой площадке и спит, нo когда приходит полная луна… eгo терзает бeccoницa».

Только ночью, когда луна oпуcкaeт к нему дорожку cвeтa и прокуратор идет пo ней в сопровождении cвoeгo любимого пca Банга и филocoфa, живого и невредимого, муки coвecти отпускают eгo.

И вce жe Булгаков дарит Пилату освобождение. Жизнь нaчaлacь тогда, когда Мacтeр «сложил руки рупором» и провозгласил: «Cвoбoдeн! Cвoбoдeн! Oн ждет тебя!»

Пocлe долгих страданий Понтий Пилат был прощен.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2134784-chto-za-chelovek-pontij-pilat-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.html

Понтий Пилат в романе "Мастер и Маргарита": образ, характеристика, описание внешности и характера

Главная страницаПонтий Пилат

Сочинение Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита (Образ и характеристика)
Понтий Пилат и Иешуа.
Иллюстрация Г. Калиновского

Понтий Пилат является одним из ярких центральных персонажей романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита», описание внешности и характера героя и т.д.

Смотрите: 
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат является прокуратором Иудеи, наместником (представителем) римского императора в Иудее:
«…пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат…»
«…того, в лице которого говорит римская власть?..»
«…римский прокуратор отпустит человека…»

О внешности Понтия Пилата известно следующее:

«…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…»
«…в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца…»
«…белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте…»
«…прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии..»
«…стал босыми ногами нашаривать сандалии…»
«…Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы…»
«…на желтоватом его бритом лице…»
«…на желтоватых щеках Пилата…»
«…Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову…»
«…рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок…»
«…заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх…»
«…неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой…» Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т.д.:
«…Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба!..»

Понтий Пилат принадлежит к сословию «всадников» — привилегированному сословию в Древнем Риме:

«…это я тебе говорю – Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье!..»
«…всадника с золотым копьем…»

Он является богатым человеком:

«…У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат…»
По происхождению Понтий Пилат — сын короля-звездочета и дочери мельника:
«…тебя – сына короля‑звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы…»
«…помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат…»

Понтий Пилат когда-то служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участвовал в боях:

«…Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, выкликая слова так, чтобы их слышали в саду: – Преступник! Преступник! Преступник!..»
«…теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе…»
Герой живет и служит в Кесарии в Иудее. Здесь находится его резиденция:
«…в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора…»
«…От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, – энергично добавил Пилат. – Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию…»

Понтий Пилат приезжает по долгу службы в Ершалаим — город в его подчинении в Иудее. Здесь он знакомится с бродягой Иешуа:

«…две кентурии, которые пришли вместе с прокуратором на праздники в Ершалаим…»
«…пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона…»

Герой ненавидит город Ершалаим, но вынужден посещать его по службе:

«…Ненавидимый им город…»
«…Ненавистный город, – вдруг почему‑то пробормотал прокуратор…»
«…Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать…»
Понтий Пилат — жестокий правитель:
«…жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне…»
«…Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно…»
«…Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью…»
«…ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат…»

Понтий Пилат — надменный человек:

«…Брови на надменном лице поднялись…»
«…говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику…»
Понтий Пилат — грозный, суровый человек:
«…лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны…»

  • Понтий Пилат — карьерист. Ради карьеры он совершает нехорошие поступки, например, казнит Иешуа:
  • Понтий Пилат — храбрый воин. Но в деле Иешуа он ведет себя, как трус:
  • Понтий Пилат — вспыльчивый человек:
  • Понтий Пилат — волевой человек:
  • Понтий Пилат — умный человек:
  • Понтий Пилат — серьезный человек. Он следит за тем, что и где говорит:

«…Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из‑за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
«…На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся…» (Понтий Пилат восхищается императором, которому служит)

«…Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя‑великана…»
«…Если верно, что трусость – самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата…» (о трусости Понтия Пилата)

«…гнев вспыльчивого прокуратора…»
«…гнев прокуратора почему‑то улетел так же быстро, как и прилетел…»

«…ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло…»

«…ты производишь впечатление очень умного человека…»
«…Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос!..»

«…Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что‑нибудь сказать…»
«…Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю…»
Понтий Пилат обладает сильной интуицией:
«…я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало…»
«…у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло…»

  1. Понтий Пилат — замкнутый человек. Он разочарован в людях:
  2. Понтий Пилат ведет пустую, скудную жизнь:
  3. У Понтия Пилата есть единственный друг — его собака Банга:
  4. Понтий Пилат говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески:
  5. Понтий Пилат страдает от сильных головных болей, мигрени:
Читайте также:  Почему произведения островского называют пьесами жизни? - сочинение

«…ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей…»

«…Твоя жизнь скудна, игемон…»

«…Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку…»
«…твоя собака, единственное, по‑видимому, существо, к которому ты привязан…»
«…Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе…»

«…потом тихо спросил по‑арамейски…»
«…Прокуратор обратился к кентуриону по‑латыни…»
«…Пилат заговорил по‑гречески…»

«…непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения…»
«…у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти…»
«…страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти…»
После казни Иешуа Понтий Пилат мучается от угрызений совести. Он плохо спит:
«…Я сплю плохо, – прокуратор усмехнулся, – и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вообразите. Будто бы я гуляю по этому лучу…»
«…какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?..»
В наказание за смерть Иешуа Понтий Пилат получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы:
«…более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу…»
«…Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница…»

В конце концов Воланд (сатана) дарит Понтию Пилату свободу и прощает его:

«…Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля‑звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат…»

Таков цитатный образ и характеристика Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, описание внешности и характера героя, его происхождения, службы и другие материалы для сочинения.

Смотрите: Все материалы по роману «Мастер и Маргарита»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/11/Pontij-Pilat-Master-i-Margarita-Bulgakov-obraz-harakteristika.html

Понтий Пилат (Мастер и Маргарита) – характеристика, образ, смысл в романе — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Главный герой произведения Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» в своем романе описывает события, происходящие в Ершалаиме. Важный образ в этой сюжетной линии – Понтий Пилат, который является своеобразным антиподом Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат «Мастера и Маргариты» – один из самых неоднозначных образов во всей русской литературе.

Содержание

  • Положение в обществе
  • Характер
  • Проблематика

Положение в обществе

Понтий Пилат является пятым прокуратором Иудеи. Персонаж принадлежит к избранному сословию. Автор несколько раз указывает на то, что в руках у героя находятся жизни многих людей, так как в нем «говорит римская власть». Во время своей службы Понтий Пилат руководит римской армией и занимается различными судебными разбирательствами.

Вследствие всего этого Понтий Пилат – очень богатый и привилегированный человек. Кесария – место жительства героя. Ему приходится посещать Ершалаим, в котором и произошла встреча Пилата с Иешуа Га-Ноцри, хотя он до безумия ненавидит этот город. В отношении к Ершалаиму и в отношении в собственной службе в целом показан характер героя.

Характер

Образ Понтия Пилата исследователями рассматривается неоднозначно. Так происходит из-за характера этого принципиального человека.

Писатель несколько раз называет прокуратора «жестоким», и сам Пилат признает это: «я свирепое чудовище». Герой привык, что его считают таким, это подчеркивает его возможность быть властителем судеб. Понтий – вспыльчивый и грозный человек, который не может помиловать Иешуа из-за своей службы и боязни ее потерять.

Несмотря на весь грозный и надменный вид, прокуратор оказывается боязливым и замкнутым человеком. Трусость – вот главный порок героя, как указывает на это Га-Ноцри.

Однако причиной всему этому было одиночество героя.

Проблематика

Характеристика Понтия Пилата неоднозначна, потому что герой – не столько ужасный властитель, сколько одинокий и никем не понятый человек.

Смысл одиночества Понтия Пилата заключен в том, что люди вокруг видят только его высокое положение в обществе, они не видят в нем настоящего человека, Пилат абсолютно никем не понят.

Как правильно замечает Га-Ноцри, жизнь Пилата скудна, у него никого нет, кроме собаки Банги. В нее герой «поместил всю свою преданность». Он перестал верить в людей, считая их всех злыми.

Встреча Пилата с Га-Ноцри стала переворотной в жизни героя. Несмотря на противоположные взгляды героев, и Понтий, и Иешуа нашли друг в друге интересных собеседников.

Однако интерес к Иешуа не мотивирует Пилата спасти его от казни. Он был уверен, что оправдают именно Га-Ноцри, поэтому не сделал попытки освободить его.

Хотя он не попытался спасти Га-Ноцри от гибели, за это он начал испытывать угрызения совести. Он все больше убеждался в том, что его должность не приносит ему счастья, а, наоборот, приносит только боль и разочарование.

Понтий Пилат пытается загладить свою вину перед Иешуа, которого казнили как настоящего преступника, и заказывает убийство Иуды, предавшего Га-Ноцри. Однако это не спасает героя от дальнейших мучений совести.

Понтий Пилат признает свою ошибку только после смерти Иешуа и соглашается с ним в том, что он обладает самым страшным пороком – трусостью, которая и стала причиной казни Га-Ноцри. Страх, который был непосредственно связан с властным положением Пилата, руководствовал им, когда решалась судьба простого человека.

Ведь Пилат понимал: если он освободит Га-Ноцри и защитит его, он тем самым пойдет против власти. Однако в этот момент решалась судьба не только Иешуа, но и судьба самого Понтия Пилата, который, казнив Га-Ноцри, обрекает себя на вечное страдание и раскаяние.

В финале произведения Понтий Пилат получает свободу от ненавистного ему бессмертия, которое герой получил за то, что казнил Иешуа. Прощение – вот главная мысль всей истории Пилата и Га-Ноцри. Даже та ошибка, которую совершил прокуратор Иудеи, может быть прощена. Главное – раскаяние Понтия Пилата, которое помогло ему признать свою ошибку.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Понтий Пилат», рассмотрит образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова, его характер и его властное положение в обществе, которое обрекает героя на одиночество.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20512-pontii-pilat-master-i-margarita-harakteristika-obraz-smysl-v-romane.html

Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. В это произведение писатель вложил все свои мысли, идеи, переживания. Здесь Булгаков поднимает очень много проблем. Одна из них – проблема совести. Эта проблема неотделима от образа Понтия Пилата.
    Важно заметить, что роман состоит как бы из двух частей.

Это роман о мастере и роман, написанный самим мастером. Герой мечтал написать книгу о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В итоге мастер создал высокохудожественное произведение, заключающее в себе много мыслей и проблем.
    Роман, написанный мастером, переносит нас в далекое прошлое, где разворачиваются известные читателю по Библии события.

Примечательно то, что Булгаков видит их несколько иначе. В своем романе он дает новую трактовку давно известной всем истории о Христе. Причем в романе, написанном мастером, главным героем становится не Иешуа, а именно Понтий Пилат.
    Это исторический персонаж, известный всем как человек, приговоривший к распятию Иисуса Христа.

В Библии образ Понтия Пилата показан очень схематично. Булгаков же оживил этот исторический персонаж, наделил его целой гаммой чувств, эмоций, страхов и переживаний.
    Впервые Пилат предстает перед читателями во второй главе романа.

Мы видим перед собой несчастного человека, ненавидящего город, которым он правит, замученного страшной головной болью: «Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». В этой же главе перед прокуратором предстает очередной подсудимый, некто Иешуа Га-Ноцри.

В образе бродяги Га-Ноцри мы легко узнаем Иисуса Христа.
    Интересно, что этот образ достаточно сильно отличается от всем известного библейского Иисуса. Перед нами предстает совершенно обычный с виду человек, «одетый в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной.

Под левым глазом у человека был большой синяк…». Но после того как Иешуа освобождает Пилата от невыносимой головной боли, прокуратор смотрит на бродягу другими глазами.
    Пилат чувствует, что перед ним находится необычный человек. В образе Иешуа практически нет мистичности, присущей библейскому Иисусу. Но этот человек отличается особой мудростью и простотой.

Сам того не желая, Пилат увлекается беседой с бродягой. Он понимает, что это глубокий философ, человек чистый и невинный.
    Чрезмерно смелый от своей простоты, Иешуа указывает игемону на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни.

Философ спорит с Пилатом по поводу своей судьбы и ожидающей его участи: «Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил». «Сумасшедший философ» все больше и больше интересует Пилата, в итоге прокуратор хочет спасти Иешуа от страшной казни.

Пилат подсознательно понимает, что если он сейчас не спасет Га-Ноцри, то обречет себя на вечное проклятие: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но в данном контексте слово «бессмертие» равносильно вечным страданиям.

    После выяснения факта, что Иешуа оказался политическим преступником, Пилат понимает, что уже не сможет спасти его. Ведь освободить философа в данной ситуации означало бы пойти против власти кесаря. Тем не менее, Пилат все-таки делает слабую попытку хоть как-то облегчить участь Га-Ноцри.

В честь великого праздника пасхи один из приговоренных к смерти преступников должен быть освобожден. Вар-равван, бунтарь и убийца, или Иешуа Га-Ноцри, умалишенный философ? В разговоре с первосвященником Каифой Пилат предлагает освободить безвредного «сумасшедшего философа». Но Синедрион уже принял свое решение. Должен быть освобожден убийца Вар-равван.

Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

Высшие силы обрекли героя на вечные страдания.
    После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести.

Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».

    Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Га-Ноцри, пытается поучаствовать в жизни единственного ученика Иешуа Левия Матвея, но все это уже не в силах исправить содеянного. Пилат проклят, его наказание – это вечное бессмертие и вечные муки совести. Ночами игемону снятся удивительные сны: он взбирается по лестнице, ведущей к луне, рядом с ним идет бродячий философ. Они спорят о чем-то очень важном, разговор их интересен и нескончаем. Игемон плачет во сне, говоря философу, что погубит свою карьеру ради спасения «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». И вечно будет просыпаться Пилат, осознавая, что вся эта легкость и безмятежность были ничем иным, как сном. И опять на него навалится груз совести, а светящая луна будет вызывать чувство нестерпимой тоски.
    Пятый прокуратор Иудеи все-таки получит свое прощение. Его освободит от вечных страданий мастер. Это очень символично, ведь именно благодаря нему мы узнали трагическую историю Понтия Пилата.

    В своем романе через образ Пилата Булгаков поднимает проблему совести. Каждый человек, кем бы он ни был, должен нести ответственность за свои поступки. Трусостью и желанием угодить власти Пилат обрек себя на страшные муки совести. Такая кара ждет каждого человека, преступившего через себя и через общечеловеческие морально-нравственные принципы.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00914951210775578295

Образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

Легендарное произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» таит в себе множество тайн и мистики. Необычна и сама конструкция романа.

Помимо основной сюжетной линии, писателем была создана второстепенная, события которой происходили не наяву, а в романе главного героя.

Таким образом, произведение Булгакова стало «романом в романе» и вобрало в себя множество удивительных образов, одним из которых является образ Понтия Пилата.

Понтий Пилат является прокуратором Иудеи. Герой богатого происхождения, занимает весьма солидную должность, по которой имеет власть над всеми жителями Иудеи, а также армией. Понтий Пилат богат и деньгами и властью, однако в глубине души глубоко несчастен. Он горячо ненавидит свою службу и не видит радости в каждом прожитом дне.

Скрывая свое несчастье от себя самого и других, Понтий Пилат становится злым, жестоким и надменным правителем. Его лицо всегда грозно, герой принимает решения о казне людей совершенно хладнокровно, не печалясь и не тревожась за судьбу каждого из обвиненных.

Несмотря на свое величие и статность, Понтий Пилат очень одинок. Считая, что человек наделенный властью способен иметь лишь врагов, он не заводит никаких тесных связей.

Пожалуй, единственное существо, к которому герой испытывает привязанность, это его собака Банга.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Не только психологическое состояние Понтия Пилата плохо, но и физическое. Пребывая на ненавистной службе, ведя пустую и бессмысленную жизнь, будучи полностью одинок, Понтий Пилат страдает сильными мегренями, от чего становится только яростнее, исполняя служебный долг.

Однажды жизнь прокуратора несколько меняется, когда на орде подсудимого становится Иешуа.

Философские мысли несправедливо обвиняемого в преступлении Иешуа занимают Понтия Пилата столь сильно, что он начинает долгую беседу с подсудимым «на-равных». Проходит мегрень прокуратора, уходит нескончаемая злоба.

Вскоре герой понимает, что Иешуа не виновен в преступлении. Перед Понтием Пилатом встает выбор: подарить Иешуа свободу ценой собственного благополучия либо приговорить его к казни.

К сожалению, прокуратор не смог победить тягу к карьеризму в себе и отменить смертный приговор Иешуа, несмотря на полноту своей власти. То, что он поступает неправильно, прокуратор понял слишком поздно, и даже сильным желанием ему не удалось спасти Иешуа от наказания.

После вынесенного приговора Понтий Пилат испытывает муки совести. За сделанный выбор в пользу казни Иешуа прокуратор получает бессмертие и мучается долгие тысячелетия жизни. Но, в конце концов, по воле Мастера сатана награждает Понтия Пилата покоем.

Читайте также:  Сочинение-рецензия на книгу

Образ Понтия Пилата несет огромную смысловую нагрузку. Именно через него проходят темы совести, добра и зла, проблема выбора. Нельзя оставить без внимания такого яркого и важного персонажа.

Источник: https://sochinyalka.ru/2019/03/obraz-pontiya-pilata.html

Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Понтий Пилат — «сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Золотое Копье» появляется в романе ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана во дворце Ирода Великого. Запах розового масла, источаемый кипарисами и пальмами в саду, вызывает у него гемикранию — ужасную болезнь, при которой нестерпимо болит полголовы. Прокуратор едва может говорить и старается не шевелиться. 

К Пилату на балкон приводят подследственного из Галилеи, который уже был приговорен к смерти Синедрионом, и прокуратору лишь надлежало утвердить приговор.

Перед Пилатом предстает человек лет двадцати семи, одетый «в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной.

Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Это Иешуа по прозвищу Га-Ноцри, бродячий философ. 

Пилат спрашивает: «Так это ты подговаривал народ разрушить ершалаимский храм?» Человек со связанными руками начинает отвечать: «Добрый человек! Поверь мне…» Прокуратор перебивает его: «Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься.

В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно». Он вызывает кентуриона по имени Марк Крысобой и приказывает тому объяснить арестанту, как следует разговаривать с прокуратором Иудеи.

Крысобой при помощи бича быстро внушает Иешуа почтение к высокому начальству. 

Выясняется, что сириец Иешуа по прозвищу Га-Ноцри родом из города Гамалы, родителей своих не помнит, жилища постоянного не имеет («Бродяга», – уточняет Пилат). Иешуа грамотен, кроме арамейского владеет еще и греческим. 

Пилат снова возвращается к разговору о храме. Свидетели показывают — Иешуа подговаривал разрушить храм. 

«Эти добрые люди, – заговорил арестант… – ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной». 

Иешуа объясняет, что за ним ходит и записывает все его речи Левий Матвей, бывший сборщик податей, отрекшийся от своей малопочтенной профессии. О храме же он, Иешуа, говорил, чтобы слушателям было понятно, следующее: «Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». 

Не выдержав, Пилат прерывает арестанта: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?» 

Ответ гласит: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня.

И сейчас я невольно, являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан.

Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет». 

И в самом деле, страдания Пилата кончаются. Иешуа предлагает ему погулять в окрестностях города. «Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя.

Мне пришли в голову кое-какие мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека… Беда в том… что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей.

Ведь нельзя же, согласись, поместить свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон...» 

Секретарь, пишущий протокол допроса, пугается, ожидая ужасного гнева игемона, но Пилат приказывает развязать руки арестанта. Он также требует от Иешуа клятвы, что тот не призывал к разрушению храма. «…Хотя бы жизнью твоею…

ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это!» — «Не думаешь ли ты, что ты ее подвесил, игемон? – спросил Иешуа, – если это так, ты очень ошибаешься». — «Я могу перерезать этот волосок», – ответил Пилат. «И в этом ты ошибаешься…

Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?» 

Пилат спрашивает, почему Иешуа все время говорит «добрые люди». «Ты всех, что ли, так называешь?» — «Всех, – отвечает тот, – злых людей нет на свете». — «А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобой, — он добрый?» — «Да, – ответил арестант, – он, правда, несчастливый человек. С тех пор, как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств…» 

В это время перед Пилатом стремительно промчалась ласточка, и за мгновение ее полета в голове прокуратора «сложилась формула»: в деле бродячего философа отсутствует состав преступления, вследствие чего он, Пилат, не утверждает смертный приговор, вынесенный Синедрионом — бродячий философ оказался душевнобольным… 

Но тут секретарь подает Пилату какой-то кусок пергамента. Пробежав его глазами, игемон меняется в лице и грозно спрашивает Иешуа (правда, взглядом он силится послать ему какой-то, намек), знает ли тот некоего Иуду из Кириафа и говорил ли этому Иуде что-либо о кесаре? 

Иешуа охотно отвечает. Да, вчера он познакомился с молодым человеком из города Кириафа по имени Иуда («очень добрый и любознательный человек»), который пригласил его к себе домой, принял очень радушно и попросил высказать свой взгляд на природу государственной власти. 

Пилат вопросами и взглядами подсказывает Иешуа спасительные для него ответы, однако тот говорит только правду («правду говорить легко и приятно»).

«В числе прочего я говорил, – рассказывает арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.

Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть… Тут вбежали люди, стали вязать меня и повели в тюрьму». 

«На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной власти, чем власть императора Тиверия!» – выкрикивает Пилат сорванным голосом, дабы обезопасить себя от возможного доноса. 

Он приказывает оставить его наедине с преступником и снова спрашивает Иешуа: считает ли он, что Марк Крысобой, «холодный и убежденный палач», или «грязный предатель Иуда» и есть «добрые люди»? — «Да», – коротко отвечает тот. «И настанет царство истины?» — «Настанет, игемон». — «Оно никогда не настанет!» – закричал Пилат страшным голосом. 

После этого Пилат вызывает секретаря и объявляет, что смертный приговор утвержден им. Затем прокуратор встречается с иудейским первосвященником Каифой, поскольку им надлежит совместно решить еще одно судебное дело. Вместе с Га-Ноцри в заключении находится и еще один преступник, Вар-равван.

Согласно обычаю, в честь наступающего праздника Пасхи, одного из двух приговоренных следовало отпустить на волю Пилат осведомляется — на кого падает выбор Синедриона? Каифа отвечает: Синедрион решил отпустить Вар-раввана. Пилат удивлен, ведь Вар-равван не только прямо призывал к мятежу, но еще и убил стражника.

Прокуратор просит Каифу пересмотреть приговор и освободить менее опасного — Га-Ноцри. Но Каифа твердо стоит на своем и трижды повторяет решение Синедриона. «Все было кончено, и говорить более было не о чем. …Показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал».

Среди неоформленных чувств Пилата промелькнула на мгновение и смутная мысль о пришедшем бессмертии. «Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». 

Гнев охватывает Пилата, и он с угрозой обращается к Каифе: «Вспомни мое слово, первосвященник. Увидишь ты не одну когорту в Ершалаиме, нет! Тогда услышишь ты горький плач и стенания! Вспомнишь ты тогда спасенного Вар-раввана и пожалеешь, что послал на смерть философа с его мирной проповедью!» 

С помоста на площади, заполненной народом, Пилат объявляет приговор: «Четверо преступников… приговорены к позорной казни — повешению на столбах! И эта казнь сейчас совершится на Лысой горе! Имена преступников — Дисмас, Гестас, Вар-равван и Га-Ноцри». В завершение своей речи Пилат объявляет, что Вар-раввану в честь Пасхи возвращают «его презренную жизнь». 

К вечеру над иудейской столицей сгущается тьма. «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… опустилась с небес бездна…

Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях.

Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана». 

Прокуратор в это время находился на балконе, нетерпеливо ожидая чего-то. Наконец перед ним возник начальник тайной службы Афраний, наблюдавший за казнью на Лысой горе.

Он сообщает Пилату, что Га-Ноцри отказался выпить кубок, полагающийся осужденным перед казнью, и сказал, что никого не винит в том, что у него отняли жизнь, и еще добавил зачем-то, что одним из самых тяжких человеческих пороков он считает трусость. 

Выслушав отчет Афрания, Пилат отдает приказ принять меры по охране Иуды из Кириафа, предавшего Иешуа. Есть сведения, как бы невзначай бросает Пилат, что Иуду хотят убить тайные друзья Га-Ноцри. Пилат говорит так туманно и в то же время искусно, что привыкший к полунамекам Афраний понял: ему приказывают организовать убийство предателя. 

Поручение это исполняется в ту же ночь. Иуду заманивают в Гефсиманский сад, где трое неизвестных нападают на него. Кошелек с тридцатью тетрадрахмами вместе с запиской «Возвращаю проклятые деньги» в темноте подбросили в дом первосвященника. 

Оставшись один, Пилат уселся в кресло и кликнул Бангу.

В глазах гигантского остроухого пса светилась радость от того, что он был рядом с человеком, которого «любил, уважал и считал самым могучим в мире, повелителем всех людей, благодаря которому и самого себя пес считал существом привилегированным, высшим и особенным». Чуя, что хозяина посетила беда, пес пытается утешить его и кладет голову ему на колени. «Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе». 

В полночь прокуратору наконец удалось заснуть. Во сне он идет вверх по светящейся дороге, к луне, и Банга сопровождает его, а рядом шествует бродячий философ. «Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением… Казни не было! Не было!» 

Во сне он чувствует, что пойдет на все, чтобы спасти от казни этого безумного мечтателя. А тот внушает Пилату: «Мы теперь всегда будем вместе».

«Раз один — то, значит, тут же и другой! Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя! Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя — сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы».

И жестокий прокуратор Иудеи «от радости плакал и смеялся во сне». 

Пробуждение Пилата было ужасно. Первое, что он вспомнил: казнь была! Несколько отвлекло его от тревожных дум появление Афрания, сообщившего, что уберечь Иуду не удалось. Пилат долго обсуждал с начальником тайной стражи детали убийства. «“А я желал бы видеть, как они убивали его”, – протянул Пилат несколько даже мечтательно. 

“Убит он с чрезвычайным искусством, прокуратор” – ответил Афраний, с некоторой иронией поглядывая на прокуратора». 

Афраний поведал также, что некий Левин Матвей похитил тело Га-Ноцри и спрятал в пещере, но стража была настолько благосклонна, что разрешила ему участвовать в погребении. Всех трех казненных в тот же день похоронили в глубокой яме, а яму засыпали и завалили камнями. 

Пилат пожелал увидеть Левия Матвея и попросил его показать пергамент, на котором тот записывал сказанное Иешуа. Написанное трудно было понять, ибо эти корявые строчки представляли собой несвязный ряд каких-то изречений, дат, хозяйственных заметок и поэтических отрывков. Среди всей этой мешанины Пилат разобрал: «большего порока… трусость». 

Прокуратор предлагает Левию должность и деньги, но тот отказывается взять что-либо у человека, обрекшего Иешуа на гибель. Глядя на прокуратора горящими глазами, Левий шепчет: «Я зарежу Иуду, я этому посвящу остаток жизни». 

«Наслаждение выразилось в глазах, прокуратора», когда он вымолвил: «Иуду этой ночью уже зарезали». — «Кто сделал это?» – выкрикивает Левий, и слышит в ответ: «Это сделал я». 

К утру Пилат успокаивается на своем ложе. Рядом с ним посапывает во сне Банга. «Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат», — этими словами заканчивался роман мастера о Пилате.

С дальнейшей участью Пилата знакомит мастера Воланд. Всадники, летящие в волшебной ночи, останавливаются в пустынной местности. В поле их зрения возникает кресло, а в нем белая фигура сидящего человека, погруженного в размышления. Рядом с ним лежит громадная остроухая собака и так же, как и ее хозяин, беспокойно взирает на луну.

«Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна… его терзает бессонница…» Во сне Пилат «видит одно и то же — лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что… он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.

Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит…» 

Прочитавший роман мастера, Иешуа просит Воланда освободить Пилата. Повелитель злых сил предлагает мастеру закончить свое произведение, и тот громогласно извещает Пилата: «Свободен!» 

От этого крика рушатся скалистые стены, и над черной бездной загорелся необъятный город со сверкающими над ним идолами и пышно разросшимся садом. Прямо к Пилату протягивается лунная дорога, первым по которой бросается бежать пес. Вслед за своим верным сторожем кидается и прокуратор, и нельзя было разобрать — плачет он или смеется. 

Финальная часть судьбы Пилата изображена во сне Ивана Николаевича Понырева.

Успокоившись после укола, он видит, что к окну протягивается широкая лунная дорога, а по ней в направлении к ночному светилу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем.

Рядом с ним кто-то молодой в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то с жаром спорят и, по всей вероятности, хотят придти к согласию. 

«“Боги, боги! – говорит… человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было!” — “Ну, конечно, не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – это тебе померещилось”.

Читайте также:  Моя любимая музыка - сочинение

— “И ты можешь поклясться в этом?” – заискивающе просит человек в плаще. “Клянусь”, – отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются. “Больше мне ничего не нужно!” – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше и выше к луне, увлекая своего спутника.

За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес».

Автор анализа: Л.В. Суханова

Другие материалы по теме:
Предыдущая публикация
Следующая публикация

Источник: https://rustutors.ru/litgeroi/1312-pontij-pilat-harakteristika-i-obraz.html

Роман Мастера о Понтии Пилате. По роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Мастера о Понтии Пилате. Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

I Определение темы урока

На предыдущих уроках мы выяснили, что одной из основных причин бедствий заглавного героя произведения «Мастер и Маргарита» становится роман, написанный Мастером на основе библейского сюжета о распятии Иисуса Христа.

— Можем ли мы назвать это произведение религиозным? Почему?

Для Мастера вопросы религии не стоят на первом месте. Библейский сюжет он видоизменяет: один из главных героев романа — Иешуа – лишен божественных черт, это обычный человек, бродячий философ; автор изменяет и факты биографии Христа, чтобы подчеркнуть в своем герое земное начало.

— Как сам Мастер в разговоре с Иваном Бездомным определяет тему своего произведения? О чем оно?

  • Роман о Понтии Пилате.
  • — Почему же именно Пилат, а не Иешуа становится главным героем произведения Мастера?
  • Можем предположить, что с этим героем связана основная проблема, раскрываемая в романе Мастера.
  • — Какой эпизод является центральным в романе Мастера и почему?
  • Эпизод допроса и вынесения приговора Иешуа, так как перед Пилатом возникает проблема выбора, как ему поступить с осужденным.
  • Отсюда наша задача — определить, какую функцию выполняет данный эпизод в романе Булгакова.
  • Запись темы урока

Тема. Роль эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом.

  1. Итак, наша конкретная цель ясна из темы — определить роль эпизода.
  2. Запись цели урока
  3. Цель: Совершенствование навыков анализа эпизода в контексте произведения.
  4. II Беседа по теме урока (анализ эпизода)
  5. Обратимся к самому эпизоду.

— Что узнаем мы о Понтии Пилате из эпизода? Кто он такой? Что привело его в Ершалаим?

В прошлом — храбрый воин, отличавшийся во многих войнах, например, в битве при Идиставизо с германцами. За особую храбрость заслужил прозвище всадник Золотое Копьё. Властями Рима назначен прокуратором. В Ершалаиме оказался в результате возникших там беспорядков, чтобы подавить возмущение населения.

Прокуратор — попечитель, управляющий, правитель.

1. В Древнем Риме — управляющий хозяйствам; чиновник по сбору налогов; поверенный в делах, осуществляющий поручение доверителя по ведению судебных дел и управлению имуществом.

— Почему он лично вынужден заниматься делом Иешуа?

Синедрион — верховный религиозный орган иудеев — не берет на себя ответственность самостоятельно вынести приговор этому человеку, которого считают одним из бунтовщиков, и передает это дело римской власти.

— Каким предстает Иешуа перед Пилатом? Каково первоначальное отношение Пилата к этому человеку? Как прокуратор относится к необходимости вершить суд над ним?

Человек «лет двадцати семи, одетый в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта — ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора».

Иешуа кажется Пилату простым бродягой. Он не видит в приведенном человеке ничего необычного, да и человека он в нем не видит. Все вопросы, связанные с Иешуа, кажутся ему пустой формальностью. У него болит голова (гемикрания), все застилает туманом.

Его цель — как можно скорее добиться от осужденного признания вины и утвердить приговор.

— Попытаемся разобраться, почему Синедрион не утвердил приговор. В чем обвиняют философа? Каково первое обвинение?

Преступление против религии и верхушки религиозной власти. Иешуа обвиняют в том, что он призывает разрушить ершалаимскй храм (главный храм иудеев).

— Действительно ли Иешуа призывал народ к разрушению храма? Что было на самом деле?

Нет. Он говорит, что люди его неверно поняли.

«Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее».

  • — Чем же опасны эти слова для Синедриона?
  • Слова эти заставляют людей задуматься об устройстве мира и общества, а им думать не положено.
  • Пилат обвиняет Иешуа в превышении полномочий: не ему, бродяге, рассуждать об истине, так как он не имеет представления об этом предмете.
  • — Какой вопрос задает он Иешуа и какой ответ получает?

Задает вопрос: «Что есть истина?», и Иешуа объясняет ему это на бытовом уровне, чтобы прокуратор его понял: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти.

Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан.

Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».

— Какова реакция Пилата на этот ответ Иешуа? Почему он так реагирует?

Он «поднялся с кресла, сжал голову руками, и на … его … лице выразился ужас». Все произошло так, как сказал философ, Пилат чувствует его силу, и ему страшно.

— Какую правду о себе слышит Пилат от Иешуа?

Он говорит, что Пилат замкнут, потерял веру в людей, всю привязанность поместил в собаку, и от этого его жизнь скудна. Иешуа хочет изменить эту жизнь силой своего слова, избавить его от одиночества.

  1. — Почему Пилат неожиданно приказывает развязать руки арестованному?
  2. Пилат почувствовал его силу; философ его заинтересовал.
  3. — Можно ли считать этот приказ освобождением от обвинения?
  4. Нет, Пилат по-прежнему убежден в виновности Иешуа.

— Почему Пилат улыбается «страшной улыбкой», говоря с арестованным? О чем он напоминает Иешуа?

Он пытается противопоставить свою официальную власть непонятной власти этого бродяги-философа. Он напоминает Иешуа, что его жизнь зависит от Пилата, так как он может освободить или уничтожить философа.

Запись в тетради.

Вывод. С обеих сторон происходит демонстрация власти.

Запись-схема

Понтий Пилат Официальная власть. Иешуа Га-Ноцри Непонятная, демонстрируетненамеренно, сочувствуя.

— Чем же отвечает Иешуа на эти угрозы? Что означают его слова?

«Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон?», «…Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»

Здесь звучит мысль о том, что один человек не может решить судьбу другого: не он дарил ему жизнь, не ему отнимать (с точки зрения Пилата, мысль крамольная).

— Какие еще странные, с точки зрения Пилата, мысли высказывает Иешуа?

Мысль о том, что все люди добры — и даже Крысобой. Это обстоятельства озлобляют их, делая несчастными.

Иешуа говорит, что мог бы силой своего убеждения, своего слова их изменить.

Какой вывод о вине Иешуа делает Пилат после разговора с ним?

Иешуа не виновен в конкретной смуте: не призывал рушить храм, но речи его могут быть вредны. Они безумны, утопичны, нереальны. Поэтому приговор он решает отменить, но, ввиду вредности речей Иешуа, удалить его от людей — в резиденцию Пилата — в Кесарию Стратонову на Средиземном море.

  • — Почему же Пилату не удалось освободить философа?
  • Он узнает от секретаря о новом обвинении, страшнее прежнего.
  • Что испытывает Пилат, прочитав это обвинение?

Он «изменился в лице», «кожа его утратила желтизну, побурела, а глаза как будто провалились», «… у прокуратора что-то случилось со зрением. Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо нее появилась другая.

На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший рот с отвисшей нижней капризной губой. Пилату показалось, что исчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, а все утонуло вокруг в густейшей зелени капрейских садов.

И со слухом совершалось что-то странное — как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: «Закон об оскорблении величества…» (видение головы кесаря).

Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», и потом: «Погибли!..» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то, долженствующем непременно быть и с кем?! — бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».

В чем же состояло новое обвинение? Почему оно было наиболее страшным?

Речь идет об оскорблении власти кесаря.

На допросе Иешуа отвечает Пилату: «В числе прочего я говорил, …что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

  1. — Какие еще попытки, несмотря на угрожающее положение, делает Пилат, чтобы спасти Иешуа?
  2. Он подает ему знаки – взглядом (посылает «намекающий взор»), голосом выделяет нужные слова, подсказывает правильные ответы (хочет, чтобы тот отказался от своих слов, сказал, что забыл их).
  3. — Есть ли у человека в ситуации, подобной той, в которую попал Иешуа, какой-то выбор?
  4. Он может отказаться от своих слов, спасти себя или отстаивать свои убеждения, несмотря на опасность.

— Стоит ли  проблема выбора перед Иешуа? Как ведет он себя в этой ситуации? Почему?

  • Он даже не задумывается о возможности отказаться от своих слов.
  • Он не замечает подсказок Пилата, так как правдив, уверен в своей невиновности, верит в добрую волю людей, в силу своих убеждений (не видит своей вины, так как говорит не о конкретных властителях, а о власти человека над человеком вообще).
  • — Какие чувства испытывает Пилат после откровений Иешуа?

Он боится, что его обвинят в сочувствии мятежнику, и поэтому он пытается защитить себя гневным восклицанием: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!» (вынужден кривить душой).

— В каком душевном состоянии находится Пилат? В чем причина этого?

  1. Чувства его непонятны ему самому: не понимая, что с ним происходит, он советует подсудимому помолиться покрепче, спрашивает его зачем-то, нет ли у него жены, чувствует будто озноб, то есть чувствует бессилие изменить теперь что-либо.
  2. — Есть ли выбор в данной ситуации у Пилата?
  3. Спасти   арестованного  и  лишиться  власти, а,  возможно, жизни или казнить невинного человека и спасти себя (свою жизнь и власть).

— В какой момент мы понимаем, что решение им принято? Какой характерный жест его привлекает наше внимание?

Он потирает руки так, как будто обмывает, то есть снимает с себя всякую ответственность. Иешуа тоже догадывается, что что-то не так.

— Какова реакция Пилата на странную просьбу арестованного отпустить его?

Эта просьба вызывает гнев Пилата. Он угрожает Иешуа расправой за крамольные речи, кричит, что не готов занять его место.

  • — Так что же выбирает Пилат?
  • Решает казнить философа и спасти себя.
  • — Приносит ли это решение ему успокоение?

После решения Синедриона о казни Иешуа у него остается» чувство, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, не дослушал. Эту мысль он гонит от себя.

И одновременно к нему вновь приходит тоска, вызванная мыслью о бессмертии: «Бессмертие…пришло бессмертие…

»Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».

— Почему же так страшна ему мысль о грядущем бессмертии и о своей будущей славе?

Жить вечно с нечистой совестью тяжело. Он останется в памяти людей как убийца, несправедливый судья.

  1. — Почему его волнуют последнее мгновения жизни Иешуа и слова, сказанные им перед смертью?
  2. Он знает, что виноват, и боится обвинений в свой адрес.
  3. Никому, кроме него, не понятны последние слова Иешуа: он «благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь», «Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость».
  4. — Почему он воспринимает эти слова как обвинение в свой адрес?
  5. Сам понимает, что совершил трусливый поступок, так как мог, рискуя собой, применить свою власть и спасти философа, но не стал.

— Когда мы узнаем о дальнейшей судьбе героев романа Мастера? Какова она?

  • Мы узнаем об этом из последней главы.
  • Через 19 веков улетающий со свитой Воланда в вечность Мастер видит его на каменистой безрадостной плоской вершине одного с собакой, сидящего вечно в своем кресле, разговаривающего с самим собой и тоскующего о несостоявшемся разговоре с Иешуа.
  • Запись-схема
  • Иешуа  = Смерть, но светПилат   = бессмертие, но муки совести, одиночество.
  • — Чем же оборачиваются для него бессмертие и слава?
  • Наказанием за его поступок — за трусость.

— Итак, почему же все-таки не философ, а Пилат становится главным в романе Мастера? Какая проблема, связанная с этим образом, волновала Мастера?

С ним связана главная проблема — проблема нравственного выбора и ответственности за неверный выбор.

— Для чего же нужна постановка этой проблемы Булгакову? Находит ли она отражение в романе?

Другие герои романа тоже стоят перед таким выбором: Мастер – бороться или не бороться за свой роман и за свою любовь. Маргарита — бороться за Мастера или житьс нелюбимым мужем.

Иван Бездомный — продолжать писать бездарные стихи на злобу дня или отказаться от творчества и обратиться к вечным проблемам (к истории, философии).

Критики — говорить о том, что думают, или критиковать Мастера и его произведение.

Фрида — сохранить младенца или избавиться от него.

— Можем ли мы теперь определить функцию этого эпизода в романе? Для чего он нужен был Булгакову?

  1. Вывод (запись)
  2. Данный эпизод играет в произведении важную роль, потому что здесь наиболее остро встает проблема нравственного выбора и ответственности за него.
  3. — А стояла ли эта проблема перед самим автором Булгаковым?

Он мог бы писать произведения, прославляющие власть и поступиться совестью, но не стал — выбрал свободу творчества (в «Записках на манжетах» он пишет: «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу на базар, хоть издохну»).

  • — А перед вами подобная проблема когда-нибудь стояла?
  • Вывод: проблема, поставленная в романе, вечная.
  • Ill Домашнее задание
  • Сочинение-эссе: «Проблема нравственного выбора в моей жизни».
  • IV Выставление оценок

Источник: https://multiurok.ru/files/roman-mastera-o-pontii-pilate-po-romanu-m-bulgakov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector