Сочинение поп в поэме кому на руси жить хорошо (образ и характеристика)

Жизнь простых русских людей всегда глубоко волновала Некрасова. Поэт понимал и чувствовал их, сострадая им всей душой. В своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян, их быт и взаимоотношения он описал ярко и красочно. Тяжкая доля, бесправие, изнуряющий труд и безвыходность воспринимались им глубоко и искренне, поэтому его и называют народным поэтом.

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)

Что рассказал Некрасов читателям

После отмены крепостничества жизнь простых крестьян стала ненамного легче. Они оставались безграмотными и бесправными. Однако Некрасов прекрасно понимал, что, несмотря на все тяготы, нищету и страдания добрая душа и отзывчивость простых людей оставались отличительной чертой русского народа.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)

Великая поэма о крестьянстве «Кому на Руси жить хорошо» повествует, как семеро мужиков, временнообязанных крестьян, решили выяснить, «кому живётся весело, вольготно на Руси». Заспорив и даже подравшись, никто из них не сумел доказать остальным собственную правоту. Чтобы ответить на этот вопрос, они отправляются в путешествие.

Мужики твёрдо решили узнать, есть ли на Руси действительно счастливые люди. Почему это так заинтересовало их? Ведь у каждого из них был дом, хозяйство, бездельничать было некогда. И до этого времени они постоянно трудились от зари до зари, чтобы прокормить свои семьи, но, несмотря на это жили бедно, почти впроголодь. Никто из них не мог позволить себе терять время на пустое любопытство.

В тот день каждый из них вышел из дома не для развлечения или прогулки, а по делу. И случайно они встретились и разговорились. И им так захотелось увидеть, как живут другие люди, что они не удержались и направились искать ответ.

Народ и политические перемены

Согласно царскому указу, реформе 1861 года, крестьяне теперь уже не крепостные, а свободные. И никакой барин более не может заставлять их работать на себя, продавать или обменивать как вещь. Однако намного легче крестьянам не стало. Они по-прежнему вынуждены:

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)

  • трудиться до седьмого пота, надрываясь и теряя здоровье;
  • терпеть несправедливость представителей власти;
  • молчать и не выражать недовольства.

И всё же изменения в массовом сознании крестьян, несомненно, произошли. Среди них появляются мыслящие правдоискатели, которые задумываются, и стараются найти ответы на свои вопросы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Образ руси в поэзии блока - сочинение 11 класс

Оценим за полчаса!

Произведение о крестьянах описано простым, народным языком, которым автор владел безукоризненно.

Главные герои поэмы

Все они типичные представители крестьян того времени. Некрасов в своём сочинении не описывает каждого из них подробно, и всё же их образы предстают перед читателем отчётливо. Бедные и неприхотливые, привыкшие к своему бесправию и не знающие другой жизни. Им всем присущи такие черты как:

  • богатырская сила;
  • добродушие;
  • непосредственность и искренность.

Эти простые, неграмотные мужики сами толком не могли объяснить, что же именно означает для них жить хорошо. Что такое счастье, в чём оно заключается. Но любознательность заставляет их проделать длинный путь и размышлять о том, что их так заинтересовало.

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)

О чём задумались мужики

Каждый из них имеет своё представление, кто может быть счастливым на Руси и выдвигает собственную версию.

Роман считает, что довольны своей жизнью помещики, Демьян — чиновники, Лука — попы, Иван и Митродор Губины — что богатые купцы, старик Пахом — что государевы министры, а Пров счастливым называет царя.

Что характерно, ни один из героев не думает, что на Руси могут быть счастливы простые люди — крестьяне, солдаты и др. Ведь они сами из этой среды, и хорошо знают, как живёт народ.

За время своего путешествия герои поэмы повстречали много разных людей. Некрасов описывает разговор с деревенским священником, помещиком, бедными крестьянами. Им очень хотелось узнать, кто же может быть счастлив, и что делает его таким.

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)

Деревенский поп, который встретился им первым, поведал о своей жизни. И она оказалась вовсе не так легка и безоблачна, как представлялось Луке, одному из спорщиков. Священник рассказал им об отношении к нему жителей деревни, их неприязни, насмешках и недоброжелательстве. О необходимости созерцать людское горе, слёзы. О том, что привыкнуть к этому невозможно.

После разговора с ним мужики поняли, что не только бесконечный изматывающий труд, но и морально-нравственные страдания делают человека несчастным. А также и то, что даже простые бедные люди могут быть счастливы, если чувствуют свободу духа.

Описание крестьян

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» простые мужики представлены ярко. Рассказывая про крестьян, Некрасов далёк от идеализации и даёт им неоднозначную характеристику. Он показывает, что не все они готовы избавиться от своей покорности и холопства, описывает пороки, главный из которых — пьянство.

Привычная приниженность

Среди тех, с кем довелось пообщаться странникам, были настоящие рабы, которые и не желали перемен в своём положении. Именно таков верный прислужник князя Переметьева.

Он горд тем, что много лет находился подле своего хозяина, был ему верным холопом, допивал за ним «заморские вина», долизывал объедки и даже своей «благородной» болезнью — подагрой.

Такое положение не кажется ему зазорным, напротив, он считает себя счастливым.

Образ Якова верного «холопа примерного» также показан в рассказе Некрасова о крестьянах жалким и униженным. Этот человек, много лет служивший у барина Поливанова, терпел произвол.

И даже после всех издевательств не переставал заботиться о своём уже совсем больном хозяине. Но в итоге не выдерживает гнусных выходок Поливанова и наказывает его ценой собственной жизни: вешается на глазах у барина.

Яков даже не пытается бороться и защищать своё достоинство.

Клим, произведённый князем Утятиным в старосты, чувствует власть и начинает вести себя высокомерно, желая диктовать сельчанам собственную волю, чтобы ощущать свою значимость. Но они испытывают к нему не уважение и страх, а только презрение.

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)

Гордые и несогласные

Однако в поэме описаны и примеры неприятия деспотизма и несправедливости. Не все крестьяне готовы были терпеть самодурство господ и бесконечные унижения. И пытались бороться против несправедливости. Это такие герои:

  • Савелий;
  • Яким Нагой;
  • Ермила Гирин;
  • Агап;
  • Трофим.

Они представлены в поэме как настоящие бунтари. Эти крестьянские мужики высоко ценили собственное достоинство и выражали недовольство существующим укладом, мечтая избавить простых людей от рабского положения.

Каторжник Савелий

Савелий, измученный многолетним издевательством немца Фогеля, жестоко расправляется с ним, понимая, что за это его отправят на каторгу. Однако даже к старости сумел сохранить доброту и душевную чуткость.

Он мучительно страдает, когда из-за его недосмотра погибает малыш Дёмушка.

А также глубоко сочувствует Матрёне, измученной не только тяжёлым трудом, но и грубым, неблагодарным отношением домочадцев, и как может, поддерживает её.

Яким Нагой

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)

В попытке найти справедливость этот человек вступает в тяжбу с богатым купцом и проигрывает её. Вернувшись домой без гроша, вынужден много и тяжело работать. Но дух его не сломлен. Он не признаёт раболепства и угодничества. Стойко, без жалоб, переносит все удары судьбы. Этот внешне тщедушный, болезненный мужик отличается внутренней силой и твёрдостью.

Яким не стыдится своего простого происхождения, напротив, гордится им. Ведь большинство крестьян — честные труженики, их мозолистые руки не знают отдыха. И мизерные гроши, которые остаются самим работникам за такой тяжелейший труд — это не только огромная несправедливость, ещё и оскорбительно для людей с достоинством, какое есть у самого Якима.

Насмешливые замечания барина на сельской ярмарке о повальном пьянстве в крестьянской среде больно задевают его. Он и сам крепко выпивает. Однако проблема вовсе не так проста, как кажется весёлому помещику.

Ему невдомёк, что это единственный способ для крестьян хоть как-то отвлечься от тягот. Им больше ничего не доступно: возможность учиться, читать, развиваться — не для них, ведь они вынуждены работать без конца. Таков общественный порядок.

«Нет меры хмелю русскому. А горе наше мерили? Работе мера есть?».

Эти вопросы устами Якима Нагого Некрасов задаёт образованным представителям господствующих классов в ответ на насмешки. Ведь они не имеют представления о жизни бесправных бедняков. И главное: несмотря на пьянство, крестьяне продолжают работать не щадя себя и не получая почти ничего за свой тяжелейший труд.

Ермила Гирин

Этот персонаж также представлен в поэме добрым, порядочным и справедливым человеком, который открыто недоволен существующим порядком. Он старается поддержать людей, будучи бурмистром, чем только может.

Его честность и справедливость не позволяют ему поступать иначе. Лишь однажды он поступил не по совести и отправил в солдаты вместо своего брата сына бедной крестьянской женщины.

Но внутренние терзания не давали ему покоя до тех пор, пока он не исправил это и не восстановил справедливость.

Агап и Трофим

Оба они также отличаются гордым характером и не желают быть объектом насмешек или игрушкой в руках господ. Однако каждому из них пришлось собственной жизнью заплатить за это. Но люди такого склада своё человеческое достоинство ценят выше.

Женская доля

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)

Особенно подробно рассказывает Некрасов читателю о жизни русской крестьянки. Он с огромной любовью и симпатией описывает образ Матрёны Тимофеевны, которая рассказывает путешественникам о своей судьбе, полной невзгод и лишений. Счастье ей выпало лишь в девичестве. После замужества эта красивая, сильная женщина не видела никаких радостей.

В новой семье она работает за троих, но домочадцы не ценят её усилий. Ей пришлось похоронить своего первенца, испытать нищету, даже отправить любимых детей просить милостыню.

И она объясняет героям, что «не дело среди баб счастливую искать».

Однако все тяготы и непосильный труд не сломили её духа и не сделали покорной рабыней, она не очерствела душой даже после стольких бед.

Некрасов хорошо осознаёт, что народ — это сила и мощь. И в своей поэме ему удалось показать, как в нём постепенно «пробуждается» сознание. Простые люди всё больше понимают необходимость защищать собственные права и бороться за них, и обратного пути нет.

Источник: https://1001student.ru/literatura/sochineniya/obrazy-krestyan-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Поп в поэме "Кому на Руси жить хорошо": образ, характеристика, описание

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)
Поп и мужики.
Иллюстрация В. Нагаева

Поп является одним из ярких персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо», описание жизни героя в цитатах.

Смотрите: 
— Краткое содержание поэмы
— Все материалы по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Главные герои поэмы, семеро крестьян, встречают на своем пути попа и спрашивают его, хорошо ли ему живется на Руси. Священник рассказывает мужикам о своей нелегкой жизни.
Поп (священник) служит в сельской церкви: 
«…Навстречу едет поп…»
«…Священник поднял голову…»

Поп руководит большим приходом, то есть храмом, куда приходят местные жители:

«…Приход у нас большой…»

О внешности попа в поэме почти ничего не известно:

«…поп широкой шляпою / В лицо себе помахивал…»

«…Сняв шляпу, пастырь крестится…»

«…Лицо попово строгое / Явилось на бугре…»

У попа трудная, неспокойная жизнь:
«…Дороги наши трудные…»
«…Теперь подумайте. / Каков попу покой?..»

Поп вынужден приходить к людям в любое время суток и в любую погоду. Священника зовут в самых разных ситуациях (смерть, рождение ребенка, венчание и т.д.):

«…В жнитво и в сенокос, / В глухую ночь осеннюю, / Зимой, в морозы лютые, / И в половодье вешнее — / Иди куда зовут!..»

У попа болит душа за людей, которым он помогает:

«…Идешь безотговорочно. / И пусть бы только косточки / Ломалися одни, — / Нет! всякий раз намается, / Переболит душа…»

Поп не остается равнодушным к страданиям своих прихожан. Он каждый раз переживает, когда видит умирающего человека или сироту:

«…Не верьте, православные, / Привычке есть предел: / Нет сердца, выносящего / Без некоего трепета / Предсмертное хрипение, / Надгробное рыдание, / Сиротскую печаль!..»

Поп особенно сочувствует крестьянам, которые теряют кормильца: 

«…Случается, к недужному / Придешь: не умирающий, / Страшна семья крестьянская / В тот час, как ей приходится / Кормильца потерять!..»

Поп поддерживает своих прихожан, как может:
«…Напутствуешь усопшего / И поддержать в оставшихся / По мере сил стараешься / Дух бодр!..»

Поп не получает должного почета и уважения от крестьян. Священник жалуется на то, что крестьяне в целом относятся к попам пренебрежительно:

«…Теперь посмотрим, братия, / Каков попу почет?..»
«…Скажите, православные, / Кого вы называете / Породой жеребячьею?..»

Поп знает примету о том, что встретить попа — это якобы дурной знак. Попу обидно, что люди так относятся к священникам:

«…С кем встречи вы боитеся, / Идя путем-дорогою?..»

Попу неприятно, что крестьяне сочиняют непристойные песни и сказки о священниках:

«…О ком слагаете / Вы сказки балагурные, / И песни непристойные, / И всякую хулу?..»

Поп знает, что крестьяне шутят («чествуют») над женами и дочерьми священников, над семинаристами (будущими священниками). Попу это неприятно:

«…Мать-попадью степенную, / Попову дочь безвинную, / Семинариста всякого — / Как чествуете вы?..»
Последнее время поп мало зарабатывает потому, что богатые помещики больше не живут в деревнях и не дарят подарки священникам:
«…Перевелись помещики, / В усадьбах не живут они / И умирать на старости / Уже не едут к нам…»
«…Никто теперь подрясника / Попу не подарит!..»

  • Поп мало зарабатывает также и потому, что его прихожане являются бедными крестьянами, с которых нечего взять:
  • Поп понимает, что крестьяне отдают ему последние деньги за его службу:
  • Поп несет свой крест с терпением:
  • Поп — совестливый человек. Он не вымогает деньги у бедных крестьян и не старается поживиться за их счет:

«…Живи с одних крестьян Крестьянин сам нуждается, / И рад бы дать, да нечего…»

«…А тут к тебе / Старуха, мать покойника, / Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой. / Душа переворотится, / Как звякнут в этой рученьке / Два медных пятака!..»

«…Православные! / Роптать на Бога грех, / Несу мой крест с терпением…»

«…Деревни наши бедные, / А в них крестьяне хворые < …> С таких трудов копейками / Живиться тяжело!..»

Поп вынужден брать деньги у крестьян за свою работу, чтобы самому не умереть с голоду:
«…Не брать – так нечем жить. / Да слово утешения / Замрет на языке, / И словно как обиженный / Уйдешь домой…»

Читайте также:  Женщина на войне - сочинение

Это был цитатный образ и характеристика попа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, описание его жизни и службы в приходе.

Смотрите: Все материалы по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Источник: https://www.literaturus.ru/2015/11/pop-pojema-Komu-na-Rusi-zhit-horosho-Nekrasov.html

TESTSOCH.RU

         Н. А. Некрасов создал множество произведений, однако же знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо» считают его самым главным трудом.

        Не написать произведение подобного характера поэт, интересующийся судьбой простого народа, просто — напросто не мог.

В те годы, когда Некрасов кропотливо создавал свое детище, Российскую империю будоражил крестьянский вопрос. В своей поэме Некрасов решил отобразить тяжелую долю крестьянской жизни.

В качестве главных персонажей поэмы выступают народные заступники – люди, корни которых идут из этого самого народа.

        Поэт считал, что народу нужны вдохновители, которые помогут крестьянам справиться с житейскими проблемами. В своей поэме он создал образы Григория Добросклонова, Савелия Корчагина, Ярмилы Гирина и Якима Нагого.

        Гриша Добросклонов выделяется на общем фоне своих сотоварищей. Он представлен в виде сознательного человека, посвящающего всю свою жизнь борьбе за крестьянские идеалы. Он, сын полунищего дьячка и простой работницы-батрачки, живет сам в народе. Крестьяне помогают парню не умереть с голода, помогая ему. Он уже с пятнадцати лет знал,

  • Что будет жить для счастияУбого и темного
  • Родного уголка.

        Добросклонов не одинок в борьбе за крестьянскую правду — за ним стоят жители деревни, где он живет, они же и выдвинули парня в качестве идейного вдохновителя. Гришу автор представил поэтом-гражданином, отразив в нем не только образы декабристов, демократов-революционеров, но и добавив черты от самого себя.

        Савелия Корчагина Некрасов представил в образе богатыря святорусского. У читателя сразу же возникает образ защитника, ибо богатыри и выполняли данную функцию в старину. Савелий наделен невероятной физической силой, но в то же время он обладает огромной волей, терпением, упорством и прочими положительными сторонами характера.

        Данный персонаж по натуре своей – бунтарь, он идет напролом, чтобы освободить крестьян от поборов, но вместе с тем Савелий очень религиозен. Его главной молитвой являются слова о русском крестьянстве.

За все страдное, русскоеКрестьянство я молюсь.

        Некрасов показал, что Корчагина не смогла сломить даже отправка на каторгу. Такой человек во время крестьянских восстаний точно не будет стоять в стороне.

        Народного заступника Ярмилу Гирина народ выбрал бурмистором, отмечая его справедливость. Гирин – простой мужик из народа, к которому тянутся обделенные тяжелой судьбой крестьяне.

  1. Он посоветуетИ справку наведет;Где хватит силы, выручит,Не спросит благодарности.
  2. И дашь, так не возьмет!

        Выгородив от армии брата, Ярмила решил, что очернил себя в лице крестьянского народа. Он терзается совестью и решает покинуть предоставленный народом для него пост, наняв мельницу. Однако, несмотря на инцидент с братом, народ продолжал любить и уважать Ярмилу за его доброту и хорошее отношение к бедным людям.

        Яким Нагой является четвертым народным защитником. Этот человек живет в абсолютной нищете, так же как и многие окружающие его крестьяне, однако от всех крестьян его отличает непокорный нрав.

  •         Яким готов биться за свои личные права.
  • У каждого крестьянинаДуша, что туча черная,Гневна, грозна – и надо быГромам греметь оттудова,
  • Кровавым лить дождям.

        Народные заступники представлены в поэме в виде людей, имеющих каждый свою судьбу. Они готовы отстаивать права крестьянства, так как сами являются выходцами из народа и знают все проблемы изнутри.

Сочинение Поп в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)

Источник: https://testsoch.ru/komu-na-rusi/sochinenie-na-temu-narodnyie-zastupniki-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho.html

Образы помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

  Скачать сочинение

    В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):
    Какой-то барин кругленький,
    Усатенький, пузатенький,
    С сигарочкой во рту…

    Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человека.
    В крестьянской речи часто звучит издевка над барами.

    
    Мы, барщинные, выросли     Под рылом у помещика, —
    
    говорят крестьяне, и одного словечка «рыло» достаточно, чтобы понятно стало отношение их к своему господину.
    Идеал счастья, который воплощен в рассказе Оболта-Оболдуева, говорит о его духовном убожестве:
    Коптил я небо Божие,     Носил ливрею царскую,     Сорил казну народную     И думал век так жить.

..
    С нескрываемым торжеством рисует Некрасов крушение идеала помещичьего счастья в главе «Последыш». Глубокий смысл имеет само ее название. Речь идет не только о князе Утятине, но и о последнем помещике-крепостнике, и смерть его символизирует гибель крепостного строя. Недаром она вызывает такую радость крестьян.

В изображении Последыша Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:
    Нос клювом, как у ястреба.

    Усы седые, длинные
    И — разные глаза:
    Один здоровый — светится,
    А левый — мутный, пасмурный,
    Как оловянный грош!
    Но Последыш не только смешон — он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение.

    Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых — «неправедных судей», купцов, подрядчиков.
    К числу недругов народных относятся и попы. Даже добросердечный и сочувствующий крестьянам священник вынужден эксплуатировать их. Он сам жалуется:
    
    Живи с одних крестьян,     Сбирай мирские гривенки…

    
    Некрасов создает и иной образ попа — безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает. А выпив вместе со становыми, ругает крестьян:
    
    У нас народ — все голь да пьянь.
     За свадебку, за исповедь     Должают по годам.
    
    В поэме убедительно доказано: старая Русь меняет облик, но крепостники остались теми же. К счастью, постепенно начинают меняться их рабы. Народ пробуждается, и поэт надеется:
    Русь не шелохнется,     Русь — как убитая!
     А загорелась в ней

    Искра сокрытая…

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00091101184864130112

Кому на руси жить хорошо жизнь народа и образы крестьян в поэме

ПРОДОЛЖЕНИЕ  АНАЛИЗА ПОЭМЫ ЖИЗНЬ НАРОДА И ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В ПОЭМЕ КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

При всём многообразии типов, выведенных в Жизнь народа поэме, её главным героем является народ,  —  в поэме Правдиво изооражая тягостное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым?

Положение народа с предельной отчётливостью рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели. Они — «временно обязанные», «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».

Странствуя в поисках счастливого человека, мужики проходят через Испуганную, Подстреленную и Безграмотную губернии, встречаются с жителями деревень: Босово, Адовщина, Столбняки, Дымоглотово, Наготино и т. п. Эти названия говорят сами за себя.

На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. Деревни — «селенья незавидные, что ни изба — с подпоркою, как нищий с костылём; а с крыш солома скормлена скоту». У мужиков «запасы скудные», на крестьянских полях «всходы бедные», на которые «невесело глядеть». Немудрено, что целые селения «на попрошайство осенью, как на доходный промысел, идут».

Мужицкое «счастье», с горечью восклицает поэт, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Счастливых среди крестьян нет.

  • Жизнь народа красноречиво обрисована в песнях  «Барщинная», «Солдатская»
  • Реформа 1861 г. не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
  • Добра ты, царска грамота.
  • Да не про нас ты писана-

Как и прежде, крестьяне — люди, «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось только то, что теперь их «вместо барина драть будет волостной».

Безмерны народные страдания. Тяжёлый, изнурительный труд не спасает от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. Но «почва добрая душа народа русского», и как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт: трудолюбия, отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности к борьбе с ними.

  1. В рабстве спасённое
  2. Сердце свободное
  3. Золото, золото
  4. Сердце народное!

Только крестьяне помогают отставному солдату, которому «тошен свет», потому что у него «хлеба нет, крова нет». Они же выручают Ермила Гирина, который «бился» с купцом Алтынни-ковым. Крестьяне — «люди… великие» в работе; «привычка… к труду» никогда не покидает мужика.

Поэт показал, как недовольство народа своим положением начинает переходить в открытое возмущение:

…иногда пройдёт Команда.

  • Догадаешься:
  • Должно быть, взбунтовалося
  • В избытке благодарности
  • Селенье где-нибудь!
  • С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием.

Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда.

К тому же типу крестьян принадлежит и «непокорный» Aran, который на брань князя Утятина — «последыша» — ответил гневными словами:

Цыц! Нишкни!

  1. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
  2. Сегодня ты начальствуешь,
  3. А завтра мы последышу
  4. Пинка — и кончен бал.

Особое место в поэме занимают образы борцов за народное дело. Таковы Ермил Г и р и н, попавший в острог за защиту интересов крестьян, Савелий, богатырь святорусский, и разбойник Кудеяр.

Савелий — один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо». Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнётся, да не ломится, не ломится, не валится». Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «в землю немца Фогеля…

живого закопал». «Наши топоры лежали до поры!» — говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохранил твёрдость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, нравственное достоинство, гордость и благородство. «Клеймёный, да не раб»,-отвечает он домашним, которые «честят» его «клеймёным», «каторжным».

Савелий — олицетворение лучших черт характера народа: трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Его «слова любимые»: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть»; «Наддай! Наддай! Наддай!» — звучит призывом к борьбе за народное счастье.

Люди, подобные Савелию, достойны славы, и недаром Матрёне Тимофеевне памятник народному герою Ивану Сусанину напоминает Савелия:

  • Стоит из меди кованный.
  • Точь-в-точь Савелий дедушка,
  • Мужик на площади.

Борцом за униженных и бесправных является и разбойник Кудеяр. Убийство угнетателя, по мнению Некрасова,-святое дело; Кудеяру, убившему угнетателя, пана Глуховского, прощаются все грехи.

Кудеяр убивает пана «богатого, знатного, первого в той стороне».

В сказе «О двух великих грешниках» можно видеть замаскированный призыв не только к паноубийству, но и к цареубийству, ибо «первыми панами» страны были русские самодержцы.

Некрасов видел и теневые стороны крестьянской жизни: суеверие, невежество, пьянство. Они порождены «коепью» и исчезнут, когда исчезнут последние остатки крепостного права.

Не все крестьяне являются протестантами и бунтарями, есть и такие, которые свыклись со своим бесправным положением. Некрасовская муза была «музой мести и печали», и поэта не могло не возмущать долготерпение части народа.

Особенно много таких добровольных рабов среди дворовых:

Люди холопского звания

— Сущие псы иногда…

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

С негодованием рисует Некрасов таких холопов: в главе «Счастливые» — дворового князя Переметьева, в главе «Последыш» — Ипата, слугу князя Утятина. Первый «счастлив» тем, что у князя Переметьева он был «любимый раб». Этому «счастливцу» странники сурово заявляют:

  1. «Проваливай! У нас вино мужицкое,
  2. Простое, не заморское.
  3. Не по твоим губам!»

Образ Ипата, лакея князя Утятина, прекрасно раскрывается его собственными словами: «Я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!» Образ этого «чувствительного холуя», с восторгом вспоминающего об издевательствах барина над ним, вызывает отвращение поэта.

Ипат -один из тех, по выражению Герцена, «фанатиков рабства», о которых Ленин впоследствии писал: «Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» (В. И. Ленин, Сочинения, т.

13, стр.38).

С особенным гневом писал Некрасов о тех крестьянах, которые способны предать своих братьев по классу. Таков староста Глеб, из корысти согласившийся уничтожить вольную, данную его барином крестьянам:

На десятки лет, до недавних дней,

Восемь тысяч душ закрепил злодей…

«Иудин грех не прощается»,- говорит поэт. С удовлетворением отмечал Некрасов, что сам народ беспощадно расправляется с предателями и шпионами из собственной среды. Так, Егорку Шутова, шпиона, крестьяне, как сквозь строй, прогоняют через четырнадцать деревень. «Гнус-человек!» — говорят мужики о нём и добавляют: «Не бить его, так уж кого и бить?»

Еще по данной теме::

  • ЭЛЕГИЯ Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течени…
  • ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА   ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА Отличительной чертой поэзии Некрасова является то, что она служила …
  • ПОЭТ И ГРАЖДАНИН В том же году в глубоком по мыслям стихотворении «Поэт и гражданин», открывавшем…
  • ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» АНАЛИЗ   ПОЭМА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»  АНАЛИЗ Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) — вершин…
  • ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА   ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА Некрасовские стихи становились любимыми песнями молодёжи. «Песня Ер…

Источник: http://Russkay-Literatura.ru/analiz-tvorchestva/56-nekrasov-n-a-russkaya-literatura/295-komu-na-rusi-zhit-xorosho-zhizn-naroda-i-obrazy-krestyan-v-poeme.html

Женский образ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Образ русской женщины, ее судьба занимают осо­бое место в поэзии Некрасова. Женщина — всегда ос­новная носительница жизни, воплощение ее полноты и многообразия.

В поэме «Кому на Руси жить хоро­шо» осмыслению женской доли отведена самая боль­шая из всех глав — «Крестьянка». Образ Матрены Ти­мофеевны воплотил в себе черты всех русских жен­щин, связанных одной судьбой.

Тяжела, а порой и трагична бабья доля, но, не сгибаясь под ударами судьбы,   русская   женщина  остается   воплощением мудрости, доброты и любви.

Матрена Тимофеевна Корчагина немолода, и, на­верное, не случайно поэт вписал ее образ в самую зре­лую, самую благодатную пору природы — время сбора урожая. Ведь возрастная зрелость подразумевает под­ведение жизненных итогов, переосмысление прожи­тых лет — своеобразный сбор урожая.

  • Что же пожинает Матрена Тимофеевна? Некрасов показывает русскую крестьянку во всем ее величии:
  • Осанистая женщина,
  • Широкая и плотная,
  • Лет тридцати осьми.
  • Красива; волос с проседью,
  • Глаза большие, строгие
  • Ресницы богатейшие,
  • Сурова и смугла.

Именно ей — рассудительной и сильной поэт дове­рил рассказ о нелегкой женской доле. Эта часть по­эмы, единственная из всех, написана от первого лица. Но голос крестьянки — это голос всего народа, кото­рый привык выражать свои чувства песней. Поэтому Матрена Тимофеевна чаще не рассказывает, а поет.

Вся глава основана поэтом на народно-поэтических образах и мотивах. Мы видим традиционные обряды крестьянского сватовства, свадебные плачи и причи­тания. Слышим народные песни и личная судьба ге­роини представляется судьбой всего русского народа. Тяжелую жизнь прожила Матрена Тимофеевна.

Читайте также:  Сочинение на тему день народного единства 4 июня

Счастливая в девичестве, хлебнула она «горюшка», по­пав «с девичьей холи в ад». Как и всех ее современниц в новой семье ее ждали обиды, унижения, непосиль­ная работа. Одна радость была у этих женщин — их дети. Так и Демушка — «весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской». Но погиб Демушка, осиротела Матрена.

Умерли и другие близкие, муж оказался под угрозой рекрутчины. Отстояла его Мат­рена Тимофеевна, не стала солдаткой:

  1. Спасибо губернаторше
  2. Елене Александровне,
  3. Я столько благодарна ей,
  4. Как матери родной!
  5. С той поры, как вымолила свое счастье крестьянка, прозвали ее «губернаторшей», «ославили счастливи­цей».
  6. Что дальше? Домом правлю я,

Ращу детей… Не радость ли?

Недоумевают мужики: разве такого счастья они ис­кали. Но мужественная женщина Матрена Тимофеев­на не ропщет на свою судьбу, достойно отражая все ее удары. Не в стойкости ли характера ее счастье? Ведь слабый человек не может быть счастлив, он всегда не­доволен своей судьбой.

Некрасов один из немногих писателей восхищает­ся в женщине не ее «милой» слабостью, женственно­стью, а силой характера русской женщины, ее жизне­стойкостью, умением отстаивать свою правоту. Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной — один из самых ярких и емких образов поэмы, олицетворяющий судь­бу самой России.

Источник: http://5litra.ru/soch/135-zhenskiy-obraz-v-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Образ русской женщины в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Текст

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта — народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь — и в горе, и в «счастии».

Одним из самых ярких в поэме является образ Мат­рены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, об­раз, воплотивший в себе черты всех женщин матушки- Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой, но сумевших сохранить природный ум, доброту, любовь к ближним.

Образы крестьянских женщин, выведенные Некрасо­вым в произведениях, написанных до поэмы «Кому на Руси жить хорошо», несравнимы с образом Матрены Тимофеевны. Если раньше поэт изображал крестьянку как терпеливую, забитую («ты вся — воплощенный испуг, ты вся — вековая истома»), покорную («до гроба рабу покоряться»), то теперь он стремится показать за­рождение в русской женщине гнева, протеста против бесчеловечных условий, желания избавиться от смирения и покорности.

Во всем своем величии предстает перед нами Матрена Тимофеевна: она «сурова и смугла», «осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми». Некрасов с сер­дечной теплотой и любовью описывает красоту Матрены Тимофеевны: «…волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие…»

Крестьянка рассказывает странникам глубоко волную­щую повесть своей жизни. Семья у нее «была хорошая», непьющая, все ее любили, холили и баловали. Девушка росла веселой и работящей, она любила природу, не знала беды и горя.

Но после замужества Матрены судьба отвернулась от нее. Тяжел был Матренин путь: новая семья ее невзлю­била, каждый норовил ее обидеть, завалить работой, да и муж не баловал. Но вот родила она сына, Демушку, который согнал «весь гнев с души» матери.

Успокоилась Матрена: «Что ни велят — работаю, как ни бранят — молчу».

Но беда не ходит одна. Погиб любимый Демушка, умерли родители и дед Савелий — человек, духовно близкий Мат­рене, мужа чуть не забрали в армию.

Не осталась Матрена солдаткой, гордость проснулась в ней, гнев и обида на такую несправедливость. Своими силами добилась крестьянка возвращения мужа Филиппа, не покорилась судьбе.

После рассказа о перенесенных ею в жизни тягчайших испытаниях, Матрена Тимофеевна признается странникам: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу…»

Матрена Тимофеевна — достойная внучка деда Саве­лия, по мужеству и жизнестойкости она ни в чем ему не уступает. Она не терпит, а действует, ищет и находит вы­ход из самых сложных ситуаций.

Характер этой женщи­ны — новый тип в изображении крестьянства. И хотя не все пороки еще истреблены, здесь уже проступают новые, ранее не свойственные народу черты характера.

Появляет­ся тип крестьянина-бунтовщика, борца и патриота.

Я считаю, что образ Матрены. Тимофеевны углубляет понимание жизни простых людей, показывает их развитие, изначальное бесстрашие и смелость в сочетании с добро­той, лаской, самоотверженностью.

Образ Матрены Тимофеевны — это во многом новый тип русской крестьянки.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/136395

Сочинение Своеобразие народного характера в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» часто называют энциклопедией жизни русского крестьянства. Это самое крупное произведение поэта, которое выгодно выделяется на фоне других его произведений с остросоциальной темой и идеей благодаря красочности и при этом реалистичности изображения простой жизни.

Семеро мужиков, уставшие от бесконечной работы и нищеты, отправляются на поиски понимания счастья, они хотят узнать, а если на Руси тот, кто живет вольготно.

И в этом своем поиске они оказываются на вторых ролях, хотя и возникли перед читателем в самом начале поэмы, и создали впечатление главных героев, но после уступили место иным персонажам, которых можно объединить в большой и разнообразный образ народности.

Народ – главный герой поэмы. Некрасов размышляет в своем произведении о его состоянии, раскрывает его психологию, нормы взаимоотношений его представителей.

Поэма написана живым разговорным языком, понятным каждому. Языковое богатство произведения огромно —автор использует многочисленные просторечия, диалекты и архаизмы. Таким образом создается особый национальный колорит, украшающий поэму и придающий ей совершенно неподражаемый облик.

Новизна употребленного Некрасовым в данном случае жанра поэмы-эпопеи диктует фрагментарность поэмы, выстроенной из внутренне открытых главах. Она объединена образом-символом дороги. Вся поэма распадается на истории жизни, судьбы многих людей.

Каждая глава сама по себе могла бы стать сюжетом какого-нибудь фольклорного произведения. Все вместе они отображают судьбу всего русского народа, его тяжелый путь от рабства к свободе.

Именно поэтому только в последней главе возникает образ народного заступника Гришки Добросклонова – человека, готового вывести людей на волю.

Герои произведения созданы автором не только для того, чтобы отвечать на вопрос, заданный в заглавии поэмы, они отображают его позицию в понимании того, кто является настоящим русским.

Некрасов отрицательно относился к ситуации в стране, считал помещиков наряду с церковниками источниками всех бед крестьян. Поэтому читатель получает не лицеприятные портреты представителей данных социальных групп. Священник, описанный в произведении, это типичный представитель духовенства, который жил за счет своих прихожан. Так и создавалось впечатление, что церковники живут подаяниями.

Автор полагает, что настоящими носителями русского мировоззрения являются в большей степени простые люди низших слоев. Пытаясь доказать истинность своего мнения, он представляет читателю галерею положительных народных образов, центральное место в которых занимают Савелий и Матрена Тимофеевна.

Савелий показан Некрасовым русским былинным богатырем. Поступок, отправивший Савелия на каторгу, становится аналогом подвига, неким проявлением готовности отстоять свободу и погибнуть.

Матрена представлена как настоящая. Она ведет страшное сражение за собственную жизнь, это вечная борьба с возникающими обстоятельствами. Она была выдана замуж за чужака и отправлена на чужбину.

В семье мужа молодая женщина становится чужой и ненавистной, она не встречает ни сочувствия, ни понимания, ни уважения и тем более ни любви. После сын Матрены умирает, а ее мужа забирают незаконно в рекруты.

Кажется, что она вот-вот сломается, но она проявляет неописуемую твердость характера, и никакие невзгоды не могут ее извести.

Наряду с замечательными, заслуживающими уважения образами, не боится Некрасов показать и пьяниц, которые после народного празднования даже ползком не могут добраться до дома и засыпают в канавах.

Автор показывает грязь, разруху, нищету, неграмотность русского народа, которые зачастую являются результатом лени самих людей. «Кому на Руси жить хорошо» — кладезь народных характеров, культуры и традиций. Народность в ней показана двояко, с положительной и отрицательной сторон.

Поэт сделал то, чего не удавалось другим. Он создал настоящее народное произведение.

Источник: https://ensoch.ru/po-literature/sochinenie-svoeobrazie-narodnogo-haraktera-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-horosho.html

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — сочинения для 10 класса

  1. Введение
  2. Образ главных героев-странников
  3. Положительные образы крестьян
  4. Образы Матрены и Савелия
  5. Образ крестьян-холопов

Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов, но стоит вглядеться в них пристальнее – и нас поразит разнообразие и живость этих персонажей.

Образ главных героев-странников

Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси.
Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился.

И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик.

Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты.

Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.

В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает.

Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы.

В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.

Положительные образы крестьян

Яким Нагой – типичный представитель беднейшего крестьянства, и сам похожий на «землю-матушку», на «пласт, сохой отрезанный».
Всю свою жизнь он работает «до смерти», но при этом остается нищим.

Его печальная история: когда-то жил в Питере, но затеял тяжбу с купцом, очутился из-за нее в тюрьме и вернулся оттуда «как липочка ободранный» – ничем не удивляет слушателей.

Таких судеб в то время на Руси было множество… Несмотря на тяжелый труд, у Якима хватает сил заступиться за своих соотечественников: да, пьяных мужиков много, но трезвых – больше, они все великие люди «в работе и в гульбе». Любовь к правде, к честному труду, мечта о преобразовании жизни («надо бы громам греметь») – вот основные составляющие образа Якима.

Трофим и Агап в чем-то дополняют Якима, у каждого из них выделено по одной основной черте характера. В образе Трофима Некрасов показывает бесконечную силу и терпение русского народа – Трофим снес однажды четырнадцать пудов, а после едва живой вернулся домой.

Агап – правдолюбец. Он единственный отказывается участвовать в представлении для князя Утятина: «крестьянских душ владение окончено!». Когда же его заставляют, он на утро умирает: для мужика легче умереть, чем согнуться обратно под ярмо крепостного права.

Ермил Гирин наделен автором умом и неподкупной честностью, за это-то его и выбирают бургомистром.

Он «душой не покривил», а раз сбившись с верного пути, не смог жить не по правде, перед всем миром принес покаяние.

Но честность и любовь к своим соотечественникам не приносят крестьянам счастья: образ Ермила трагический. На момент повествования он сидит в остроге: так обернулась его помощь бунтующему селу.

Образы Матрены и Савелия

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны.

«Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца.

Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью.

Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?».

Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь.

Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Образ крестьян-холопов

Другой тип крестьян, изображенный в поэме – это холопы. Годы крепостного права искалечили души некоторых людей, которые привыкли пресмыкаться и уже не мыслят своей жизни без власти над собой помещика. Некрасов показывает это на примерах образов холопов Ипата и Якова, а также старосты Клима. Яков – это образ верного холопа.

Всю свою жизнь он потратил на выполнение прихотей своего барина: «Только и было у Якова радости: / Барина холить, беречь, ублажать». Однако нельзя жить с барином «ладком» – в награду за примерную службу Якова барин отдает в рекруты его племянника. Тогда-то у Якова и открылись глаза, и он решился отомстить своему обидчику.

Клим становится начальником благодаря милости князя Утятина. Скверный хозяин и ленивый работник, он, выделенный барином, расцветает от чувства собственной важности: «Горда свинья: чесалася / О барское крыльцо!». На примере старосты Клима Некрасов показывает, как страшен вчерашний холоп, попавший в начальники – это один из самых отвратительных человеческих типажей.

Но сложно провести честное крестьянское сердце – и в деревне Клима искренне презирают, а не боятся.

Итак, из различных образов крестьян «Кому на Руси жить хорошо» складывается цельная картина народа как огромной силы, уже начинающей понемногу восставать и осознавать свое могущество.

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – сочинение по теме | источник

Кому на Руси жить хорошо Н.А. Некрасов

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/obrazy-krestyan-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Ссылка на основную публикацию