Сочинение смысл названия произведения горе от ума

Главная страницаГрибоедов

Сочинение Смысл названия произведения Горе от ума
Фамусов, Скалозуб и Чацкий.
Художник Йогансон, гравер Михайлов

Комедия «Горе от ума» является выдающимся произведением русской классической литературы XIX века. В этой статье представлены материалы о смысле названия комедии «Горе от ума» Грибоедова: мнение критиков и литераторов.
Смотрите: 
Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «Горе от ума» В. Н. Орлов:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

«Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема «ума» в грибоедовское время была весьма злободневной, и «ум» понимался широко, как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. 

С понятиями «умный», «умник» связывалось тогда представление о человеке не просто умном, но «вольнодумном», о человеке передовых политических убеждений, носителе новых идей и — еще определеннее — о члене тайного политического общества, будущем декабристе.Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие конфликта героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают его в преставлении окружающих сперва «чудаком», «странным человеком», а потом — просто безумцем.»
(В. Н. Орлов, статья в книге «Горе от ума», Москва, «Детгиз», 1949 г.)

М. О. Меньшиков:

«Грибоедов, называя комедию «Горем от ума», хотел дать картину мучений умного человека в обществе глупых. В названии пьесы автор подсказал ее общий смысл: это горе умного человека среди глупых. В письме к Катенину он говорит, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Суть драмы Грибоедова — появление в русском обществе не просто умной, а гениальной натуры… Умный человек в России благоденствует — страдает и гибнет гений. Чацкий — это оскорбленный гений русского общества, это лицо собирательное, под которым скрывается молодая наша умственная аристократия.»

(М. О. Меньшиков, статья «Оскорбленный гений», книга «Критические очерки», т. 1, 1899 г.)

А. В. Луначарский:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение вера николаевна шеина в повести гранатовый браслет (образ и характеристика)

Оценим за полчаса!

«Комедия названа «Горе от ума». Горе в комедии уму, — уму, который был провозглашен безумием; уму, от которого все отвернулись; уму, которому лучшая, красивейшая, наиболее умная, наиболее самостоятельная девушка из тех, которые фигурируют на сцене, предпочла лакейскую натуру. Комедия «Горе от ума» — драма о крушении ума человека в России, о ненужности ума в России, о скорби, которую испытал представитель ума в России.»

(А. В. Луначарский, «А. С. Грибоедов», стенограмма речи на торжественном заседании, посвященном памяти А. С. Грибоедова, 11 февраля 1929 г.)

В. В. Розанов: «Самое страдание его — быть объявленным сумасшедшим от глупцов, сумасшедшим из явное превосходство ума — конечно, есть тот вид страдания, который показался бы лакомой участью почти каждому из смертных. Все великое «горе» Чацкого и автора есть в сущности самый счастливый вид горя…»

(В. В. Розанов, «Литературные очерки», 1899 г.)

Это был анализ названия комедии «Горе от ума» Грибоедова — выдающегося драматического произведения русской литературы XIX века.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Горе от ума»

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/07/smysl-nazvanija-gore-ot-uma-griboedov.html

Смысл книги Горе от ума и его названия

Действие разворачивается в доме известного московского помещика Фамусова, в спальне его дочери Софьи, которая всю ночь провела, общаясь со своим возлюбленным, по совместительству секретарем своего отца, Молчалиным.

Софья узнает, что после долгого путешествия, в Москву вернулся Александр Андреевич Чацкий, воспитанник Фамусова, друг ее детства и бывший возлюбленный.

При первой встрече с Софьей Чацкий начинает расспрашивать ее об общих знакомых, попутно отпуская в их адрес саркастические замечания, не обходя своим вниманием и Молчалина, чем сильно задевает Софью.

По ходу пьесы в доме собираются гости, с которыми Чацкий общается на разные темы, активно вступая в споры. Софья, обиженная на друга детства, распускает слух о его психическом нездоровье, который моментально разносится среди гостей.

В финале вечера недоумевающий Чацкий случайно узнает, что Софья влюблена в Молчалина, а тот неравнодушен к служанке Лизе. Эту же информацию слышит Софья, которая выгоняет Молчалина. На шум сбегаются люди, и любовная история перестает быть тайной.

Фамусов вне себя, а Чацкий, оскорбленный и разочарованный, вновь отправляется путешествовать.

Смысл названия комедии Горе от ума

«Горе от ума» А.С. Грибоедова — нестареющая классика. Годы не властны над этой удивительной комедией. Персонажей произведения можно встретить в повседневной жизни. Почему же комедия приковывает внимание огромного количества читателей? В чем смысл названия «Горе от ума» А.С. Грибоедова?

Ум и глупость. Название комедии чётко отражает противопоставление крайне важных характеристик человека. С возрастом человек должен становиться мудрее, ведь год от года он набирается опыта. Но так ли это на самом деле?

Горе от ума — событие, которое может случиться с каждым образованным человеком. А.С. Грибоедов с помощью комедии показывает, что ум — это крайне опасное качество для многих людей.

Проблематика названия «Горе от ума»

Смех сквозь слезы. Горе от ума. Автор в смехотворной форме выражает проблематику общества. Нельзя серьёзно относиться к жизни. Невозможно все знать и уметь. А.С Грибоедов создал комедию, целью которой является не только разнообразить времяпрепровождение людей, но и рассказать, что волнует каждого из них.

Произведение начинается с парадоксального сочетания в названии. Что хотел этим сказать автор? Для многих ум главного героя выражается в безумии. Окружающие не воспринимают персонажа всерьёз. У героя со временем наступает прозрение. Он осознает, что общество его не слышит и не понимает.

Смысл названия произведения

Персонажи, которые описывает А.С. Грибоедов, живут среди нас. Название «Горе от ума» говорит само за себя. Есть люди, обладающие умом. А есть те, которых можно отнести категории глупцов. Но кто есть кто? Александр Сергеевич не говорит чётко, кто глуп, а кто наоборот.

Исходя из названия можно понять, что в произведении есть место конфликту противостояний ума и глупости. Но как определить умного человека? По каким критериям проявляется глупость? Где эталон, на который следует равняться?

Положительный герой пьесы поглощён внутренними противоречиями. Ему некомфортно в обществе, в котором он находится. Он противопоставляет себя всем. Герой ведёт борьбу за справедливость, честность, правду. Но выиграет ли он эту битву? А.С. Грибоедов показывает его как одинокого, никем не принятого, смешного. «Умный». Автор с усмешкой называет так героя.

А.С. Грибоедов уже в названии говорит, что умничать нехорошо. Не нужно постоянно спорить, ведь у каждого своя правда. И идеалы, и ценности у каждого свои. Нужно стремиться к достижению внутреннего комфорта, не навязывая насильно никому свою точку зрения. Даже мудрый, опытный человек может стать заложником своего ума.

Смысл произведения Горе от ума

Заглавие комедии Грибоедова выглядит как оксюморон, ведь принято считать, что чем умнее человек, тем лучше, но в том и заключается особый смысл названия. Высокий интеллект главного героя, его острые и дерзкие высказывания не находят понимания среди представителей старого света.

Но стремление к истине и желание доказать свою правоту не позволяют персонажу вовремя остановиться и перевести разговор в более привычное и примитивное для обывателей русло. Такая публичная демонстрация исключительного ума приводит к негативным последствиям для главного героя и не только для него.

В основе сюжета лежат два конфликта – любовный и общественный. И если любовная линия, это скорее следование канонам классицизма, то конфликт общественный, который красной чертой проходит сквозь все произведение, постоянно возникая в диалогах персонажей, призван раскрыть общий смысл комедии.

В «Горе от ума» четко прописаны основные пороки общества того времени: ложь, лицемерие, прислужничество, консерватизм, ханжество и, конечно, глупость.

Идеи Чацкого, как представителя нового времени, неприемлемы для закостенелого московского дворянства, они кажутся ненужными, нелепыми и даже опасными. Представителям старого времени проще поверить в безумие Чацкого, чем допустить, что его вольнодумство может нести какой-то смысл.

Образ Чацкого, это прототип романтического героя, одинокого борца с системой, чьи методы слишком радикальны для своего времени, а потому бессмысленны.

Грибоедов дает понять, что время просвещения в России еще не наступило, но уже начинает появляться новое поколение мыслящих людей, которые будут способны что-то изменить.

Смысл финала

В отличие от традиционного счастливого финала комедий эпохи классицизма, комедия Грибоедова, нарушившая все каноны жанра, оканчивается крахом всех надежд и иллюзий главных персонажей. Софья разочаровывается в любви, Молчалин теряет надежду на повышение по службе, а Фамусов обеспокоен потерей доброго имени.

Читайте также:  История моей семьи - сочинение

Но максимальный трагизм несут в себе разочарования Чацкого, у которого одновременно рухнули, непонятно откуда взявшиеся, иллюзии на продолжение взаимной любви с Софьей и испортились отношения со всеми, с кем он вырос и кого по-своему уважал.

Но самое горькое разочарование Чацкого, это осознание тщетности всех его усилий, направленных на изменение общества.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-knigi-gore-ot-uma/

Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе?
Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича:

   Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…

…А? как по-вашему? по-нашему — смышлен.

И сам Фамусов не менее «смышлен» в такого рода делах. Откровенно глуп и примитивен Скалозуб — фигура чисто фарсовая. Но и он отлично умеет устроиться: «И золотой мешок, и метит в генералы». Помните, как сам он формулирует свое жизненное кредо:

   …как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

«И славно судите»,- всецело одобряет его Фамусов. Не случайно заговорил Скалозуб о «философском» взгляде на жизнь: это и есть «философия» фамусовского общества. Ведь и Фамусов понимает философию так же:

  •    Куда как чуден создан свет!
    Пофилософствуй — ум вскружится;
    То бережешься, то обед:
  • Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного мужа!
Когда речь заходит об истинных философах, о мятежном духе проникновения в тайны мирозданья, московский свет заявляет устами Скалозуба: «Ученостью меня не обморочишь».

Более того, фамусовский мир переходит в наступление, атакует: «Ученость — вот чума», «Забрать все книги бы да сжечь». Таковы «тузы». Они не глупы, нет. Они умны — по-своему. Пьеса Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости, это было бы слишком слабо, слишком упрощенно для высокой комедии. Она строится на конфликте различных типов ума.

Великолепно формулирует эту идею Софья, сравнивая своего избранника Молчалина с Чацким:

  1.    Конечно, нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивит,
    Который свет ругает наповал,
    Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
  2. Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот она, суть противопоставления: ум — «гений», «который скор, блестящ», ум критический, «который свет, ругает наповал» — и ум «для себя», способный «семейство осчастливить». Софья приняла светскую мораль, согласно которой ценен, почетен второй тип ума.

Разумеется, с точки зрения фамусовского общества, критический, скорый, блестящий гений — «чума». Ум же «для семейства» приносит сплошные дивиденды: его обладатель всегда умеет «и награжденья брать, и весело пожить». Выгодный ум. Удобный.

И философствовать можно на уровне обеда и добыванья чинов — не выше… А что «гений»? «Ум, алчущий познаний», стремящийся к вечному самосовершенствованью и горько страдающий от несовершенства мира, как бы открытый вовне, бичующий пороки, ищущий новые пути… Он странен и страшен обществу.

Общество бежит такого гения, ощущая его органически чуждым. Общество защищается.

Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе?
Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича:

   Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб…

…А? как по-вашему? по-нашему — смышлен.

И сам Фамусов не менее «смышлен» в такого рода делах. Откровенно глуп и примитивен Скалозуб — фигура чисто фарсовая. Но и он отлично умеет устроиться: «И золотой мешок, и метит в генералы». Помните, как сам он формулирует свое жизненное кредо:

   …как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

«И славно судите»,- всецело одобряет его Фамусов. Не случайно заговорил Скалозуб о «философском» взгляде на жизнь: это и есть «философия» фамусовского общества. Ведь и Фамусов понимает философию так же:

  •    Куда как чуден создан свет!
    Пофилософствуй — ум вскружится;
    То бережешься, то обед:
  • Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений этого государственного мужа!
Когда речь заходит об истинных философах, о мятежном духе проникновения в тайны мирозданья, московский свет заявляет устами Скалозуба: «Ученостью меня не обморочишь».

Более того, фамусовский мир переходит в наступление, атакует: «Ученость — вот чума», «Забрать все книги бы да сжечь». Таковы «тузы». Они не глупы, нет. Они умны — по-своему. Пьеса Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости, это было бы слишком слабо, слишком упрощенно для высокой комедии. Она строится на конфликте различных типов ума.

Великолепно формулирует эту идею Софья, сравнивая своего избранника Молчалина с Чацким:

  1.    Конечно, нет в нем этого ума,
    Что гений для иных, а для иных чума,
    Который скор, блестящ и скоро опротивит,
    Который свет ругает наповал,
    Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;
  2. Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот она, суть противопоставления: ум — «гений», «который скор, блестящ», ум критический, «который свет, ругает наповал» — и ум «для себя», способный «семейство осчастливить». Софья приняла светскую мораль, согласно которой ценен, почетен второй тип ума.

Разумеется, с точки зрения фамусовского общества, критический, скорый, блестящий гений — «чума». Ум же «для семейства» приносит сплошные дивиденды: его обладатель всегда умеет «и награжденья брать, и весело пожить». Выгодный ум. Удобный.

И философствовать можно на уровне обеда и добыванья чинов — не выше… А что «гений»? «Ум, алчущий познаний», стремящийся к вечному самосовершенствованью и горько страдающий от несовершенства мира, как бы открытый вовне, бичующий пороки, ищущий новые пути… Он странен и страшен обществу.

Общество бежит такого гения, ощущая его органически чуждым. Общество защищается.

Тема ума в комедии «Горе от ума» ЗДЕСЬ

Источник: https://resoch.ru/smysl-nazvaniya-komedii-griboedova-gore-ot-uma-sochinenie/

Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «ГОРЕ ОТ УМА»

«Горе от ума» — первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое — Горе уму.

Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий — романтический герой Смысл названия комедии был бы так же ясен — горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает.

Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? — пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. — Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом».

Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно.

Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой — никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным.

Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит».

Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, — тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу.

У Молчалина цель жизни — медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья — еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал — «муж-мальчик», «муж слуга».

У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным. Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий  несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни.

Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь.

Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья — из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его.

Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, — не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни.

А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

Источник: https://bolshoy-beysug.ru/sochineniya/griboedov/144-smyslnazvaniyakomedii.html

Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинения по литературе: Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Александр Сергеевич Грибоедов — создатель гениальной комедии «Горе от ума», разлетевшейся на сотни «крылатых» фраз и внражений, ставшей как бы сборником афоризмов. Автор первоначально назвал комедию «Горе уму», обозначив главную причину неблагополучия человека в современном ему °бществе.

Это страшно, когда глупец слывет образом для под-но еще страшнее, когда «гонят» ум, индивидуаль-талант. то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: мы, например, или покойник дядя… Чацкий — умный человек, пылкая и страстная натура, щая настоящего дела, но не находящая себе применения, му что хочет служить «делу, а не лицам»…

Служить бы рад, прислуживаться тошно. Но в обществе, где он вынужден жить, ценится обратное -^ гордость, а вернее — спесь, почитание лиц только богатых, и не-важно, как достигалось благополучие — все средства хороши в добывании денег. А дядя! что твой князь? что граф? Суръезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб…

Читайте также:  Сочинение клещ в пьесе на дне (образ и характеристика)

Здесь все завидуют не уму, а удаче, чинам; не заслугам перед отечеством — главное: надо быть «у кормушки», «самому быть с ключом и сыну ключ доставить». Устами Фамусова автор расскажет об идеале этих людей. На все свои законы есть: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых,— Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат. На нас не подиви. Ведь только здесь еще и дорожат дворянством. Какое-то «очень изощренное» чувство собственного достоинства, если его оценивают деньгами.

Это продажное общество, все здесь покупается и продается, всему определена цена, только прикрывается этот торг красивыми и высокими фразами, а суть одна. Когда же находится человек, называющий все своими именами, желающий быть искренним и бескорыстным, ценящим науку, дружбу, любовь, то его вмиг окрестят сумасшедшим. А почему бы нет?! Ведь он не похож на окружающих.

У него в голове «завиральные идеи», все кругом ополчаются на одного. Он отличается от них, значит, он опасен, так как может изменить тот порядок, к какому они притерпелись, обвыкли.

Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут: Там упражняются в расколах и в безверьи Профессоры!! — у них учился наш родня, И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастеръи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник. Князь Федор, мой племянник.

тах этих людей тяга к наукам звучит как самое страш-тельство, а желание учиться — крамола, смертный грех. Н° а человек подличает, лжет, изворачивается — это в порядке и если же начинает вести разумный образ жизни, читает вв! Ц^ ' « ги то, по мнению окружающих, он сумасшедший. Прекрасный человек двоюродный ваш брат. Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать… Идеал этих людей — Скалозуб, который двух слов кряду сказать не может, но ловко движется по служебной лестнице. Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты; То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. Лукавые, лицемерные, низкопоклонники в чести у общества.

Молчалины блаженствуют на свете! А вот Чацкому и подобным ему нет места среди них. Невелика потеря скажут иные, но ведь человек не может жить один, изгоем. Он должен любить кого-то и быть любим, иметь друзей и заниматься нужным и интересным делом, а его «травят», гонят, как зверя, только за то, что он умнее всех, не разделяет со всеми их «завиральных идей».

Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Таким людям нет места в этом обществе и остается одно: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! ж! Время идет, а человеческое общество не меняется: не Кюят слишком умных, удачливых, неординарных. Оттого и по-А. С. Грибоедова «Горе от ума» остается актуальной и в время.

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно — категорию ума.

Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А. С.

Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В «Горе от ума» этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии.

Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен».

Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что «умное действующее лицо» в комедии — Грибоедов, а Чацкий — это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?

Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, — резонер в «Мизантропе» Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдив в «Недоросле» Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например).

Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а «речь его кипит умом, остроумием», как говорит И. А.

Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума.

«Горе от ума» — комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум.

Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: «Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме»; Софья: «Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко» и т. д.), но это высказывания разного ряда.

У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя.

«Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний» и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы». Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее («чувствителен, и весел, и остер», как говорит Лиза).

Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу»; описывая Молчали-на, он снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчали-не ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..

» Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!», т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя.

«Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме». «Горе от ума» Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством («У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен»), как говорит И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний», он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/smysl-nazvaniya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Сочинение: Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума.

Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом вообще всегда был очень важен и актуален для комедиографов, принадлежащих к школе классицизма.

Критики по-разному поняли смысл конфликта в комедии. Например, мнения Гончарова и Пушкина о Чацком и о том, кто же, по замыслу Грибоедова, является носителем ума в комедии, расходятся.

Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме… Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен».

Пушкин же считал, что в комедии только один умный человек – это сам Грибоедов, а Чацкий – это только «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Что же такое ум в комедии «Горе от ума» и кто является в ней умным человеком?

Ум является теоретической добродетелью. Для предшественников Грибоедова умом считалось только соблюдение меры. Таким умом в комедии обладает Молчалин, а не Чацкий.

Ум Молчалина служит его хозяину, помогает ему, Чацкому же его ум только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «мильон терзаний». Удобный ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже не борьба ума и глупости.

В комедии Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» – комедия, перешагнувшая классицизм.

Категория ума имеет отношение к философскому строю пьесы, невозможному в комедии классицизма, который был ориентирован на уже заданные абсолютные истины.

В произведении Грибоедова задается вопрос: что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. У каждого героя есть свое представление об уме.

Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, поэтому в ней нет и победителя.

«Комедия дает Чацкому только “мильон терзаний” и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, не говоря ничего о последствиях борьбы» (И. А. Гончаров).

Чацкий отличается от окружающих не тем, что он человечнее, чувствительнее. Для Чацкого существуют две несовпадающие категории: ум и чувство. Он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Описывая Молчалина, Чацкий снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?» Чувство оказывается выше ума светского: в конце комедии Чацкий убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству. «Горе от ума Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума светского, а чувством он привязан к свету. Кроме того, его ум сыграл не последнюю роль в его любовной драме: „Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, это подало Пушкину повод отказать ему в уме“. (И. А. Гончаров)

Название пьесы содержит в себе необычайно важный вопрос: что такое ум для Грибоедова. Ответа на этот вопрос писатель не дает. Назвав «умным» Чацкого, Грибоедов перевернул понятие ума осмеял старое его понимание.

Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, но наталкивающегося на нежелание понимать его, проистекающее именно из традиционных понятий «благоразумия», которые в «Горе от ума» связываются с определенной социальной и политической программой.

Комедия Грибоедова, начиная с названия, обращена не к Фамусовым, а к Чацким – смешным и одиноким (один умный человек на 25 глупцов), стремящимся изменить неизменяемый мир.

Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-smysl-nazvaniia-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию