Сочинение соня мармеладова (характеристика и образ) в романе преступление и наказание

Меню статьи: 

Творчество Достоевского отличается массой персонажей, которые заняли место в рядах бессмертных героев литературы. Среди таких фигур – и образ Сони Мармеладовой. Писатель использует персонажей как контуры, которые наполняет абстрактным, глубоким смыслом: нравственные качества, жизненный опыт, уроки, которые читатели должны усвоить.

Встреча с Соней Мармеладовой

Соня – героиня, которая появляется в романе не сразу. Читатель знакомится с девушкой постепенно, медленно: незаметно героиня входит в произведение и остается в книге, как и в памяти читателя, навсегда. Девушка – это огонь надежды.

Сонечка Мармеладова вступает в повествование в момент, когда убийство уже свершилось, а Раскольников попал в ловушку софистических заблуждений. Родион лишил жизни двух людей и кажется, что герой оказался на дне, из которого не может выбраться.

Однако Соня – это мост, спасительная веревка или лестница, с помощью которой Родион возвращает себе целостность.

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание остросюжетной повести “Записки из мертвого дома” Федора Достоевского. 

Впервые читатель узнает о Соне из рассказа отца девушки. В этот день Семен Мармеладов выпил слишком много и в пьяном разговоре упомянул о старшей дочери.

Сонечка приходилась Мармеладову единственной родной дочерью, остальные же трое детей – приемные воспитанники Мармеладова, прибывшие вместе во второй женой бывшего чиновника – Катериной Ивановной. Отец женился во второй раз, когда Сонечке было 14 лет.

Катерина тяжело работала, чтобы прокормить семью, детей, постоянно недоедающих и страдающих от алкоголизма главы семейства.

Мы тоже любим Достоевского! Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с кратким содержанием повести “Сон смешного человека” Федора Достоевского

В какой-то момент больная чахоткой женщина больше не могла работать. Спасать семью пришлось Соне. Катерина Ивановна, казалось, выказывала Соне одну только неблагодарность.

Но несчастная девушка понимает боль и природу раздражения мачехи, не держа на Катерину зла. На скандальное поведение, скряжничество женщину толкало отчаянье и безвыходное положение семьи. Тогда Сонечка приняла решение, что должна помочь семье.

Проституция – единственное дело, на которое был спрос и которым Соня могла заниматься.

Соне всегда отличалась трудолюбием. Девушка подрабатывала швеей, впрочем, это занятие приносило слишком малый доход, чтобы повлиять на благополучие семьи и улучшить бедственное положение Мармеладовых. Доверчивость Сонечки приводила к тому, что порой девушке не платили за сделанную работу.

Получив «желтый билет», то есть занявшись ремеслом продажных женщин, Сонечка, от стыда и общественного осуждения, жила отдельно, чтобы не порочить репутацию семьи.

Живя в арендованной комнате, с «перегородкой», у некоего господина Капернаумова, Соня содержит отца, мачеху, троих детей Катерины Ивановны.

Раскольников, узнав, что кроме старшей дочери бывшего чиновника, в семье Мармеладовых нет источников дохода, осуждает позицию родственников Сони. Родион считает, что те пользуются девушкой, как «колодцем».

Раскольников услышал историю Сони из уст Мармеладова. Этот рассказ глубоко врезался в душу юноши.

Однако история все равно заканчивается плохо, вопреки жертвам Сонечки. Отец девушки погибает, сбитый лошадью извозчика на улице. Вдова Мармеладова – Катерина – вскоре скончается от туберкулеза. Троих же детей покойницы заберут в сиротский дом.

Детали биографии Сони

Семен Мармеладов – бывший чиновник, который, потеряв должность, нашел утешение в стакане спиртного. Соня – дочь Семена. Писатель сообщает возраст девушки: Сонечке исполнилось 18 лет.

Мать девушки умерла, а отец женился во второй раз. Вскоре Семен Мармеладов умирает, а мачеха Сони – Катерина – убеждает падчерицу внести свой вклад в дело выживания семьи.

Поэтому Соня жертвует собой и выходит на улицу, чтобы выручить немного средств продажей тела.

Внешность героини

Достоевский уделяет значительное внимание описанию внешности Сони. Облик девушки – это выражение душевных качеств и внутреннего мира. Писатель дарит Мармеладовой белокурые локоны, утонченные черты лица и белую кожу. Рост девушки – небольшой.

Автор говорит, что на лице Сони – всегда испуганная маска, а голубоватые глаза полнятся ужасом. Рот от удивления и страха приоткрыт. Вопреки худощавости и утонченности лица, оно – ассиметричное и острое.

Первое, что привлекает внимание к лицу девушки, – безмерная доброта, добродушие, которое исходит от облика Сони.

Сочинение Соня Мармеладова (Характеристика и образ) в романе Преступление и наказание

Соня выглядит, как ангел. Белые волосы, голубые глаза – это образ, который стереотипно ассоциируется с целомудренностью, наивностью. Писатель подчеркивает, что героиня – чиста и невинна, что парадоксально, если учитывать род деятельности девушки. Достоевский так и говорит, что миниатюрность Сонечки заставляла думать, что девушка – совсем ребенок.

Занятие Сони выдает наряд: Достоевский называет такую одежду «уличной». Это платье – дешевое и старое, но яркое, цветастое, сделанное в колористике улицы и моды этого круга. Одежда Сони говорит о том, с какой целью девушка находится здесь, на грязной петербургской улице.

Писатель часто подчеркивает неуместность наряда девушки там, где Соня появляется: например, в доме отца. Платье – слишком яркое, видно, что одежда эта перекуплена из сотых рук.

Кринолин загораживает все пространство, а в руке девушка держит смехотворный соломенный головной убор, украшенный яркими перьями.

Сочинение Соня Мармеладова (Характеристика и образ) в романе Преступление и наказание

Удивительно, что читатель узнает о внешности героини, как и самой девушке, не сразу: поначалу Сонечка Мармеладова существует на страницах книги, подобно призраку, контуру, эскизу.

С течением времени и с развитием событий, образ Сонечки постепенно приобретает четкие черты. Внешность девушки впервые описывается автором при трагических обстоятельствах: отец героини, Семен Мармеладов, попал под карету извозчика.

Соня появляется в доме скончавшегося отца. Героиня стесняется заходить в дом, наряженная в пошлое и вульгарное платье. Совесть – это постоянная черта характера девушки.

Совесть толкнула Мармеладову на занятие проституцией, совесть заставляет героиню считать себя порочной и падшей женщиной. У читателя, знакомого с библейскими рассказами, в воображении невольно возникает образ Марии Магдалины.

Душевные и нравственные качества героини

У Сони нет каких-то выразительных талантов, как у Раскольникова. Между тем, героиню отличает трудолюбие, простота, искренность. Тяжелый и непотребный труд не испортили Соню, не привнесли черноту в душу героини. В каком-то смысле, Соня оказалась натурой более стойкой, чем Родион, ведь жизненные трудности не сломали девушку.

Соня не строит иллюзий: девушка понимает, что честный труд не принесет большой прибыли. Кротость, робость, терпение помогают Соне выстоять в непростое время. Также героине свойственна безответность: Соня жертвует собой, чтобы прокормить детей мачехи, болеющей туберкулезом, но не получает отдачи.

Так же Мармеладова не получает ответа от Раскольникова, ведь юноша остается холоден к чувствам девушки и лишь со временем начинает осознавать, что Соня духовно близка ему. Соня любит Раскольникова, но чувства героя к девушке нельзя назвать любовью. Это благодарность, нежность, забота.

Здесь читатель видит, что, действительно, безответность – это рок Сони Мармеладовой.

Соня не умеет постоять за себя, поэтому обидеть девушку легко. Безропотность, самоотверженность, доброта остаются неотъемлемыми характерными чертами образа Сони Мармеладовой, вопреки обидам, пинкам и превратностям судьбы.

Соне не жалко отдать последнее платье и последние деньги, чтобы помочь тому, что нуждается в помощи или находится в беде.

Специфика жизненного уклада девушки не отняла у Сони доверчивости: например, героиня искренне считает, что Лужин чист в своих намерениях помочь деньгами.

Доверчивость иногда сочетается с глупостью. Частично это связано с тем, что Соня лишена образования, в девушке чувствуется недостаток знаний. Жизненные трудности не позволили девушке освоить какую-либо науку или профессию.

Воспитания Соня не получила – так же, как и образования. Однако у Сони есть склонность к быстрому усваиванию информации.

Достоевский сообщает, что героиня с интересом читает книги, если имеет такую возможность: например, она прочла «“Физиологию” Льюиса».

Роль религии и веры в жизни Сони Мармеладовой

Девушке свойственная глубокая вера в Бога. Несмотря на обстоятельства собственной жизни, Соня считает, что Бог видит все происходящее и не допустит плохого конца.

Раскольников открывается Соне, признаваясь в совершенном преступлении. Ожидая осуждения, герой удивляется, что подруга ощущает жалость и боль.

Соня считает, что Родион искусился соблазном дьявола, но возвращение к Богу, к христианским идеалам и ценностям вернуть целостность душе возлюбленного.

Сочинение Соня Мармеладова (Характеристика и образ) в романе Преступление и наказание

Соня – воплощение истинных христианских идей. Жертвенность, милосердие, отсутствие малейшей крупицы зла в душе девушки делают ее святой. Соня не чувствует осуждения по отношению к отцу или к Катерине Ивановне, которые используют старшую дочь для пропитания. Сонечка даже дает отцу деньги, которые тот спускает на выпивку в трактире.

Литературные критики неоднократно отмечали, что «Преступление и наказание» – это кладезь противоречий. Читатель становится свидетелем того, что мир перевернут с ног на голову. Социальные конвенции приводят к тому, что маленькая, худенькая девушка, вынужденная использовать для выживания «желтый билет» считает себя грязной и недостойно находится в компании других женщин.

Сонечка Мармеладова, опустив голову, заходит в дом родного отца, когда тот погибает под копытами лошади, но не осмеливается подать руку находящимся там. Так же девушка стесняется присесть около Пульхерии – матери Родиона, поздороваться с Дуней – сестрой Раскольникова, пожав той руку. Соня считает, что такие действия оскорбят этих приличных женщин, ведь Соня – проститутка.

Образ героини тоже полон противоречий. С одной стороны, Соне свойственная хрупкость, беззащитность, наивность. С другой стороны, девушка наделена огромной душевной силой, волей, способностью сохранить внутреннюю чистоту. Внешность Сони – красноречива, но поступки героини не менее содержательны.

Отношения Сони и Раскольникова

Достоевский, безусловно, выделяет Соню из сонма остальных персонажей. Читатель заметит, что Соня Мармеладова – любимица писателя, которые восхищается девушкой как нравственным идеалов, образом собственной правды.

Христианские ценности обосновывают, что счастье не достигает через совершение преступления. Соня придерживается этих ориентиров в собственной жизни и убеждает Раскольникова, что единственный путь искупления, избавления от мук совести – это покаяние.

Любовь Сонечки Мармеладовой знаменует духовный ренессанс Раскольникова. Герои – очень разные. Родион – образованный, интеллектуальный, начитанный юноша, которому свойственны цинизм и нигилизм.

Раскольников не верит в Бога, имея собственные взгляды на социальную справедливость, мир и людей. Соня же – это источник надежды, веры в чудо. Соня переживает не менее сложное время, чем Раскольников. Возможно, Родион увидел в Соне такую же страдающую душу, как и он.

Но девушка не потеряла веру – в Бога и людей, а Родион – замкнулся в себе, обозлившись на мир.

Самоубийство: взгляды Сони и Раскольникова

Внимательное прочтение романа Достоевского позволит заметить, что героев преследуют похожие события, испытания и мысли. Одно из таких испытаний – мысль о самоубийстве. Суицид – это легкий выход из трудных жизненных ситуаций. Нищета, безвыходность и отчаянье заставляют задуматься о таком решении.

Раскольников и Соня отказываются от самоубийства. Логика размышлений такова: суицид – это выход, который выбирают эгоистичные натуры. Смерть избавляет от мук совести, от дна, в котором легко оказаться в условиях нужды и бедности. Но позор и мучения продолжаются в тех, за кого мы ответственны. Поэтому самоубийство было отброшено героями, как недостойный выход из ситуации.

Христианское смирение удержало девушку от самоубийства, несмотря на то что смерть для Сони – вариант более приемлемый, чем грех и прелюбодеяние. Решение Сони остаться в живых демонстрирует читателям и Раскольникову силу воли, решимости, стойкость духа хрупкой Сонечки Мармеладовой.

Каторга

Соня убедила Раскольникова признаться в убийстве старушек и сдаться с повинной. Раскольникова осудили на каторжные работы. Девушка не оставила возлюбленного, отправившись с Родионом отбывать наказание. В Сибири Мармеладова забывает о своей жизни, живя только Раскольниковым и желанием помочь возлюбленному выбраться из нравственной ямы, в которую тот угодил через убийство.

Раскольников не сразу принимает Соню. Поначалу девушка раздражает Родиона, но настойчивость, смиренность и терпение девушки побеждают холод души Раскольникова.

В итоге Родион признается, что тоскует, когда Соня – из-за болезни – не могла навещать его. Пока Раскольников находится в ссылке, Сонечка устраивается швеей, чтобы прокормить себя.

Жизнь улыбается девушке и вскоре Мармеладова – уже популярная модистка.

Отдельная тема – это отношение каторжан к Соне. Достоевский пишет, что к Раскольникову заключенные не выражали особой симпатии, между тем как Соня вызывала у каторжан уважение и любовь. Для Раскольникова такое отношение к девушке – загадка.

Юноша задается вопросов, отчего же Соня вызывала любовь у окружающих. Девушка не ждала к себе симпатии, не заискивала перед заключенными, не оказывала им услуг. Но доброе отношение, бескорыстность, понимание и милосердие сыграли свою роль.

В конце романа Раскольников окончательно принимает Соню: герои решают строить новую, совместную жизнь с чистого листа. Сонечка Мармеладова – неотъемлемый, обязательный образ в произведении Достоевского. Главный герой – это, конечно, Родион Раскольников, но образ Сони помогает читателю осознать, что такое логика наказания и преступления. Роман латентно автобиографический.

Читайте также:  Сочинить сказку о животных

Автор показывает, что социально-философские концепции – вещь тленная и глупая – на фоне вечности религиозных идеалов. Образ Сони – простой, но глубокой девушки, высоконравственной, твердой, принципиальной, благодаря наличию духовного, внутреннего стержня – веры.

Этого стержня нет у Раскольникова, что и приводит юношу к падению, к нравственной болезни, излечиться от которой помогает герою Сонечка.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/sonya-marmeladova-obraz.html

Сочинение: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» | Литерагуру

Сочинение-характеристика по литературе на тему «Преступление и наказание»: Соня Мармеладова (с цитатами). Правда и духовный подвиг Сони Мармеладовой. Мое отношение к героине 

«Преступление и наказание» является самым известным романом Федора Достоевского, как и в России, так и за рубежом. Писателю удавалось уловить тонкую организацию человеческой души, раскрыть ее и увидеть причины, которые побуждают человека совершать те или иные поступки.

Образ Сонечки Мармеладовой в романе является воплощением духовной чистоты и доброты.  Узнает о ней читатель со слов ее отца Семена Мармеладова, который давно потерял веру в улучшение своего положения и в собственное исправление. Он — бывший титульный советник, лишивший себя благ и людского уважения, скатившийся до нищеты и ежедневной попойки.

У него есть дети и жена, пораженная страшной болезнью — чахоткой. Мармеладов отзывается о Сонечке со всей отцовской теплотой, благодарностью и простой человеческой жалостью.

Соня — его единственная родная дочь, которая безропотно терпит притеснения со стороны мачехи, и под конец решается на отчаянный шаг — становится публичной женщиной, чтобы хоть как-то обеспечить нужды семьи.

Вот какой рисует Соню Мармеладову автор: «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком.

Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».

Нелегкая судьба Сони Мармеладовой отразилась в ее грустном облике.

В начале повествования у читателя возникает искреннее сочувствие к девушке, чья участь состояла из страданий и унижений. Соня выставила на продажу свое тело, этот поступок покрыл ее позором в глазах благородных и благополучных людей, которые видели в ней лишь уличную женщину.

Но только родные и близкие знали настоящую Соню Мармеладову, и после ее узнает Родион Раскольников, главный герой романа. И вот теперь перед читателями предстает не только приниженная и бедная девушка, а сильная и стойкая душа. Душа, которая под гнетом обстоятельств не потеряла веру в людей и в жизнь.

Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова очень важна: именно она подтолкнула его к раскаянию и осознанию своей вины. Вместе с ней он приходит к Богу.

Соня любит и жалеет своего отца, не держит зла на больную мачеху, ведь она понимает, что они все несчастны, как и она сама. Девушка не осуждает Раскольникова за преступление, а просит его обратиться к Богу и покаяться.

Маленькая и робкая Соня не поселила в своем сердце ненависть к миру, который так жестоко с ней обошелся. Ее могут обидеть, оскорбить, ведь героиня романа — скромная и безответная девушка, ей сложно постоять за себя.

Но она находит силы жить дальше, сочувствовать и помогать ближним, не требуя ничего взамен, не теряя человечности и доброты.

Источник духовной стойкости Сони кроется в жаркой и искренней вере в Бога. Вера не оставляла героиню на протяжении всего романа, она вселяла в несчастную душу силы для встречи нового дня.

Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в самоотречении ради семьи. Весьма символично, что она в первый раз продает себя за 30 рублей, то же число серебренников получил Иуда, продав Христа.

Как и Сын Божий, героиня принесла себя в жертву ради людей. Мотив самопожертвования Сони пронизывает весь роман.

Вместо того чтобы бросить вызов и вступить в борьбу со своим жалким существованием, ответить всем тем, кто попирал и унижал, собрать все обиды, что так долго таило сердце, — Соня Мармеладова выбрала иной путь. Путь, который проложен самим Богом, — честность, доброта, сострадание и любовь.

Вот поэтому Раскольников выбрал ее для излияния своих душевных мук, проникаясь к ней истинным уважением. Ведь маленький и слабый с виду человек способен на большие и благородные поступки.

Значение образа Сони Мармеладовой в том, что она своим примером показала Родиону, как спасти человечество без ритуальных убийств: сильной и преданной любовью до самоотречения.

Гульназ Камалова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-obraz-soni-marmeladovoj-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»: сочинение, характеристика, анализ образа жизни

Если вам нужно написать сочинение на тему «Образ Сони Мармеладовой», то в этой статье вы сможете найти несколько вариантов подобных творений, с характеристикой и описанием образа и смысла жизни.

Многие персонажи из русской литературы бессмертны, и живут рядом с нами на протяжении многих поколений. Таким оказался образ Сони Мармеладовой.

Она учит нас доброте и милосердию, а также преданно любить и стремиться к обретению других лучших качеств. В школах ученики пишут сочинения по этому образу, начиная с 9 класса.

Ниже вы найдете несколько творений на подобную тему с цитатами, характеристикой и описанием образа данного персонажа. Читайте далее.

Описание образа Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение, характеристика кратко, анализ образа жизни, цитаты

Образ Сони Мармеладовой

Знакомство с Сонечкой Мармеладовой происходит не сразу. Героиня появляется тогда, когда Раскольников уже погубил свою душу.

Вначале читатель узнает о ней из рассказа пьяного Мармеладова. Он рассказывает, что его семья голодает.

Вот сочинение с описанием образа Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» и анализом образа жизни:

Соня – сирота. В свое время ее мачеха очень старалась, чтобы дети не умерли от голодной смерти, выбивалась из сил. А сам Мармеладов только пил и совершенно не хотел помогать семье. В результате девушке ничего не оставалось делать, как начать продавать свое тело. Благо, за это занятие всегда платили хорошо.

Но героиня совершенно не похожа на путан в привычном понимании. Она очень добрая, совестливая, жертвенная, смиренная, ответственная. Нетрудно догадаться, что если бы не обстоятельства, она никогда бы не стала зарабатывать деньги подобным способом.

Проституция для Сони – не попытка найти острые ощущения, не желание иметь множество разных мужчин и наслаждаться процессом, а средство выживания. По всему видно, что ей самой противно это занятие. Но Соня ничего не может поделать. Именно этот факт и пробудил в израненной душе Раскольникова теплые чувства.

Внешне Сонечка неказиста. Ей 17 лет, она невысокого роста, худенькая, но милая внешне. Блондинка, имеет голубые глаза. По натуре она кроткая и слабая, но постоянно корит себя как отъявленную грешницу. Мало того, самоистязание настолько губит ее, что она даже стесняется сидеть рядом с матерью Родиона, мотивируя это тем, что ей негоже сидеть рядом с порядочными женщинами.

Мармеладова также очень ранима – по сути, ее может обидеть и унизить кто угодно. Перед осуждением и чьей-то грубостью она беззащитна. Потому терпит издевательства вместо того, чтобы постоять за себя.

Но нерешительность в ней граничит с душевной силой. Она решается сопровождать Родиона на каторге. Также ее характеризуют доброта и умение прощать. По крайней мере, Соня не злится на мачеху за то, что она испортила ей жизнь, не серчает на отца за его пьянство.

Она даже прощает Раскольникова за убийство.

«Нет никого несчастнее тебя в целом свете» (Соня – Раскольникову).

Соня любит людей. Об этом говорит ее жертвенность и умение прощать. Мало того, девушка верит в Бога и стремится начать новую, более счастливую жизнь. Хрупкая, униженная Соня обладает достаточной стойкостью.

Соня Мармеладова — краткая характеристика:

  • Дочь чиновника Семена Мармеладова, который спился.
  • Ей 17-18 лет, худенькая, бледная блондинка маленького росточка.
  • Ее главные черты – кротость, смирение, ответственность за семью.
  • Соня – проститутка, но не «по призванию», а по воле обстоятельств. Она мечтает о нормальной жизни.
  • Соня верит в Бога и надеется, что он поможет ей изменить жизнь.

Цитаты, описывающие персонажа:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Застенчивая Соня всегда боится новых встреч и не любит знакомиться с людьми:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Выносливая, много терпит и почти безропотная личность:

  • «Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести».

Соня – добрая, в ней много самоотверженности, благородства — так считает ее мачеха:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Соня – доверчивая личность. Она наивная и верит, что господин Лужин хочет ей предоставить помощь деньгами от души:

  • «Соня! Как ты смела брать от него десять рублей! О, глупая! Подай сюда!»

Соня – безграмотная девушка. Она сможет прочитать, но у нее отсутствуют знания в конкретных науках:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Девушка росла без матери. Из кровных родственников у нее только отец. Когда ей было 14 лет, ее отец повторно женился на другой даме, Катерине Ивановне, взяв ее с тремя отпрысками от первого брака:

Цитаты, описывающие образ Сони Мармеладовой

Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского, смирение, правда и его философский смысл: доклад

Образ Сони Мармеладовой

Если нужно написать доклад по какому-то персонажу из литературы, то сообщение должно быть краткое, но емкое. Это может понадобиться для школы, в университет. Вот доклад про образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского — смирение, правда и его философский смысл:

Соня приходит в жизнь Раскольникова тогда, когда ему, заблудшему по жизни молодому человеку нужен тот «лучик истины», который заставит переосмыслить свою эгоистичную доктрину, поверить в лучшее.

Девушке удается поменять мировоззрение героя, благодаря чему он понимает, что на крови никогда не построить счастья.

Мармеладова показывает Родиону, что самое главное, это вера в Господа, смирение и добро.

Именно на примере ее непростой судьбы, парень понимает, что вся его «правильная» доктрина это, по сути, чистый эгоизм. А что же касается Сони, она даже не зла на отца и мачеху за то, что ей приходится продавать свое тело (причем, пошлость ее характеру совершенно не свойственна).

  • Девушка мучается, но прощает всех, мотивируя несчастья тем, что «на все воля Божья». Именно это она старается донести Родину.
  • Как только человек перестанет влачить за собой обиды и агрессию, как только станет выше негатива и злобы на людей, как только станет смиренным и духовно полноценным – тогда у него, появится право на достижение личного счастья.

Ранее Родион Раскольников думал, что сможет изменить несправедливость мира. Он посчитал, что он имеет право самолично решать, кому жить, а кому умирать. И пусть умрет тот, кто поступил с ним неподобающе. Но Соня и есть то чистое, непорочное (даже при ее образе жизни) существо, которое приблизило его к Богу, заставило посмотреть на жизнь иначе.

Правда Сони лежит в умении прощать, принимать несправедливость, но не мстить врагам своим, а подставлять вторую щеку. Она убеждает Раскольникова изменить свой взгляд на мир, в результате чего он начинает мыслить в более христианском ключе.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе Достоевского — символичен он: что символизирует этот женский образ, воплощением чего является (гордости, пошлости)?

Образ Сони Мармеладовой

Символичен ли образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского? Что он символизирует, воплощением чего является (гордости, пошлости)? Такие вопросы могут задаваться преподавателями в учебном заведении студентам или ученикам в школах. Конечно, чтобы на них ответить, необходимо, прочитать полностью произведение. Но что делать, если нет времени это делать? Ниже вы найдете описание образа и ответы на эти вопросы. Вот значение такого типа женщин для общества и для отдельных людей:

Образ Сони Мармеладовой является символом смирения. Несмотря на то, что девушка видела в жизни мало хорошего, она верит в Бога, искренне любит его и безропотно принимает все удары судьбы. Конечно же, в глубине души ей больно и обидно, но она не позволяет себе распоряжаться чужими судьбами (как Раскольников), поскольку считает, что не имеет на то морального права.

Соне свойственны жертвенность и доброта. Несмотря на свою не вполне приличную деятельность, ее можно назвать настоящей христианкой. В ее вере нет поводов сомневаться. Главное для героини – это ответственность перед Господом. Человек должен прожить свою жизнь, по возможности так, чтобы на смертном одре ему не было стыдно за свои поступки.

Тот факт, что профессия девушки достаточно вульгарна, заставляет сомневаться и в ее способности оказаться в раю. Но есть и иное смягчающее обстоятельство – она занимается этим для того, чтобы прокормить семью.

Доктрина Сони заключается в смирении и всепрощении по отношению к обидчикам и жестокой судьбе. В то время как Раскольников был преисполнен жестокости, обиды и мести, которая вырвалась наружу и привела к кровавой трагедии.

Но тот факт, что убийство ничего никому не доказало, заставляет сомневаться в его правилах и рассматривать теорию Сони как более верную.

Читайте также:  Сочинение по картине девушка, освещенная солнцем серова (6 класс)

Образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой: сравните

Образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой

Образы героев чем-то похожи. С одной стороны, оба грешники. Но с другой, оба старались сделать этот мир лучше, а жизнь счастливее.

В то время как Соня продавала себя, чтобы прокормить родных, Родион решился на убийство скверной старухи, которая постоянно донимала его и мешала жить.

Вот сравнение образов Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой: 

Что же касается основного различия, оно заключается в том, что Соня видит смысл в терпимости и вере в Бога, а Раскольников считал, что человек сам себе Бог, что он может казнить и миловать. Увы, его теория потерпела крах. Ведь за любым преступлением рано или поздно следует наказание. Также героев объединяют бедность, великодушие и тяга к справедливости.

Таблица со сравнением образов этих персонажей:

Характеристика Раскольников Соня
Семья Парень не имеет отца. У него имеется мама и младшая сестра У девушки умерла мама. Имеются пьющий отец, мачеха, сводный брат и две сестренки.  Именно для того, чтобы дети не голодали, ей приходится заниматься непристойными вещами.
Воспитание и происхождение Мещанин. Бывший студент – юрист, который многого добился бы на этом поприще, если бы не бросил университет. Знает немецкий. Исходя из мировоззрения был отчислен со старших курсов (начиная с 3-го). Мещанка, но в университетах не обучалась. Тем не менее, любит читать
Возраст 23 18
Финансы Очень бедный молодой человек Девушка бедная, но честная
Образ Симпатичный молодой человек, стройный, темные глаза, темные волосы Невысокая блондинка с голубыми глазами, худенькая
Рост Немного выше среднего (от 180) Невысокий рост (от 150-160)
Манера говорить Громко и решительно. Исключение составляют случаи, когда он болен Тихий голос, шепот
Одежда Бедная, почти лохмотья Аналогично
Жилище Сравнивается с гробом или каютой Сравнивается с сараем
Способности, таланты имеет Не имеет
Доброта, великодушие есть есть
Гордость, высокомерие есть нет
Смелость смелый робкая
Умение постоять за себя Умеет дать отпор, требует уважения Все терпит
Терпение нет есть
Отношение к обществу людей Не любит находиться среди людей Боится людей
Вера в Бога атеист верующая
Преступление Совершил убийство Совершила моральное преступление против самой себя
Страдание Пережил много  Много пережила
Отношение к себе Считает себя подлецом, недостойным любви Считает себя великой грешницей, недостойной находиться в приличном обществе

Как можно заметить, у Раскольникова и Сони имеются как общие черты, так и диаметрально противоположные. Тем не менее, присутствие девушки в жизни Раскольникова не напрасно. Ведь она заставляет его сменить мировоззрение, в результате чего он понимает, что вся его теория – это одно огромное заблуждение.

Семья Мармеладовых: описание собирательного образа

Семья Мармеладовых

Семья Мармеладовых может расцениваться как собирательный образ хотя бы потому, что на нее отчасти похожа практически каждая бедная российская семья.

Отец пьет и не помогает детям, усилий одной только мачехи не хватает, из-за чего старшая дочь жертвует своими принципами и идет на панель. В результате непристойной работы дети, наконец, перестают голодать.

Вот еще продолжение описания собирательного образа семьи Мармеладовых:

Казалось бы, в семье все должно быть сообща. Но в данном случае читатель видит несколько людей, живущих под одной крышей, которые идут к счастью разными путями. Вследствие этого, семья не становится счастливее. Каждый ее член глубоко несчастен.

Состав:

  • Семен Захарович Мармеладов (отец семейства) средних лет, спившийся чиновник. Теряет хорошую должность из-за того, что пристрастился к выпивке. Семья осталась без средств. Умер от того, что попал пьяным под лошадь.
  • Катерина Ивановна Мармеладова (его жена) – ей 30 лет. Некогда она была замужем. Теперь у нее трое маленьких детей. Это сводные брат и сестры Сони. Женщина страдает от нищеты, заболевает чахоткой, после чего детей отдают в детский дом.
  • Софья Семеновна Мармеладова (дочь Мармеладова от первого брака) — 17 лет. Старшая дочь Мармеладова. Честная и добрая девушка. Раньше работала швеей. Но потом, чтобы прокормить детей, начала заниматься проституцией.

Трое детей Катерины Ивановны от первого брака:

  • Дочь 10 лет — Поленька
  • Сын  7 лет — Коленька
  • Дочь 6 лет — Лидочка (также зовется Ленечкой)

Что касается младших детей, в них (в силу возраста) нет ничего примечательного. Они просто хотят жить в семье, быть сытыми, счастливыми, в любви и достатке. Увы, судьба лишает их такой возможности.

Видео: Литература 10 класс. «Их воскресила любовь». Образ Сони Мармеладовой

Прочитайте по теме:

Источник: https://heaclub.ru/obraz-soni-marmeladovoj-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-sochinenie-harakteristika-analiz-obraza-zhizni

Сочинение на тему “Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире

«по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка.

Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье».

Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей

«рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках.

Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес.

Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики.

Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно.

Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».

После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина.

Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала».

У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном.

Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню.

Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить.

Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.

Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому

«продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

Источник: https://NauchnieStati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-obraz-soni-marmeladovoj-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»: сочинение, характеристика, анализ образа жизни

Меню статьи:

  • Встреча с Соней Мармеладовой
  • Детали биографии Сони
  • Внешность героини
  • Душевные и нравственные качества героини
  • Роль религии и веры в жизни Сони Мармеладовой
  • Отношения Сони и Раскольникова
  • Самоубийство: взгляды Сони и Раскольникова
  • Каторга

Творчество Достоевского отличается массой персонажей, которые заняли место в рядах бессмертных героев литературы. Среди таких фигур – и образ Сони Мармеладовой. Писатель использует персонажей как контуры, которые наполняет абстрактным, глубоким смыслом: нравственные качества, жизненный опыт, уроки, которые читатели должны усвоить.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его внутреннее состояние — постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион – человек, который одержим своей идеей. Все его мысли — о том, что люди делятся на два типа.

Первый тип – это «высшее» общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип – это «твари дрожащие». Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется «О преступлении».

Из статьи становится понятно, что «высшие» имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать «тварей дрожащих» для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях.

Новыми законодателями, которые будут управлять серой массой, можно считать «высших», Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к «высшим» совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович – алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, отец пьет. Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру «по желтому билету».

Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она «пьет, ест и теплом пользуется», то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых.

Правда Сони Мармеладовой в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, «из кожи вон лезет», чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом.

Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег «на похмелье». Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Характеристика

Падшие женщины в обществе вызывают презрение. Этой участи не избежала и Соня Мармеладова. То, что проституция для нее стала единственным возможным способом прокормить отца, мачеху и их малых детей, никого не интересует.

Да и мало кто способен постичь глубину чужого страдания. Для этого нужно иметь либо отстраненный идеализм Раскольникова, либо любящее сердце отца. Сестра главного героя также проникается к Соне сочувствием.

Однако такие неприглядные личности, как Лужин и Лебезятников, способны лишь на осуждение. И следует сказать, что персонажи эти являются собирательными образами. Подобных личностей предостаточно во все времена.

Но и те и другие, а также и сама Соня Мармеладова, понимают, что она совершила величайший грех, преступила закон нравственности. И смыть с себя следы страшного порока ей будет непросто.

Читайте также:  Сочинение по творчеству блока

Трагедия героини

Судьба Сони Мармеладовой схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно.

Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен.

Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным.

Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее «справедливой, ребенком», несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца.

Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

описание комнаты героев романа преступление и наказание

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, единственная отдававшаяся от Капернаумовых, запертая дверь к которым находилась в стене слева.

Она снимает комнату в «доме на канаве» в квартире портного Капернаумова (квартира № 9).

На противоположной стороне, в стене справа, была еще другая дверь, всегда запертая наглухо. Там уже была другая, соседняя квартира, под другим нумером.

Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой.

Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул.

По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия.

Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот «высший свет», который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми.

Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение.

Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что «нет в мире никого беспощаднее теперь».

Значение образов в романе Достоевского

Семья Мармеладовых — это собирательный образ «низов общества», влачащих нищенское существование в Петербурге. Их трагедия состоит в типичности таких судеб.

Все они в разной степени оказывают влияние на главного героя. Для Раскольникова, находящегося под влиянием философской идеи о «сверхчеловеке», встреча с Семеном Захаровичем и Катериной Ивановной подтверждает необходимость убийства процентщицы для блага таких людей. Но Соня Мармеладова сумела доказать несостоятельность этой теории.

Встреча с этой девушкой, сумевшей в страшной обстановке сохранить чистоту и человечность, становится лучом света для главного героя. Благодаря ее самоотверженной любви он смог возродиться духовно.

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати.

Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. Отец умер на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки.

Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть.

Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ.

Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала».

Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким – это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась.

Здесь правда Сони Мармеладовой — в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни.

Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Вера

Соня верит в Бога, верит в чудо. Родион, напротив, считает, что никакого Всевышнего нет и чудес тоже не бывает. Он пытается раскрыть перед девушкой, насколько смешны и иллюзорны ее представления, доказывает, что страдания ее бесполезны, а жертвы безрезультатны.

Раскольников судит ее со своей точки зрения, говорит, что грешной ее делает не профессия, а напрасные жертвы и подвиги. Однако мировоззрение Сони непоколебимо, даже будучи загнанной в угол, она перед лицом смерти пытается что-то сделать. Девушка даже после всех унижений и страданий не потеряла веру в людей, в доброту их душ.

Ей не нужны примеры, она просто верит, что все заслужили светлую долю.

Соню не смущают ни физические уродства, ни уродства судьбы, она способна к состраданию, может проникнуть в суть человеческой души и не хочет осуждать, ведь чувствует, что любое зло совершается человеком по какой-то неизвестной, внутренней и непонятной другим причине.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему.

Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело «топор за пазухой носить». Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их.

Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Нравственные качества

Соня Мармеладова в романе воплощает лучшее, что может быть в человеке: веру, любовь, целомудрие, готовность пожертвовать собой.

Ей приходилось заниматься проституцией, но, окруженная пороком, она сохранила душу чистой и продолжала верить в людей и в то, что счастье достигается только ценой страдания.

Соня, так же как и Раскольников, преступившая евангельские заповеди, тем не менее осуждает Родиона за презрение к людям, не разделяет его бунтарских настроений.

Автор попытался через нее отразить всю суть народного начала и русской души, показать природное смирение и терпение, любовь к ближнему и Богу. Мировоззрения двух героев романа противопоставляются друг другу и, постоянно сталкиваясь, показывают и противоречия в душе Достоевского.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа.

Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его жизненный путь закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой.

За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению.

Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит «Преступление и Наказание» рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.

Источник: https://memblog.ru/stihotvoreniya/sonya-marmeladova-harakteristika.html

Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Благодаря этому образу читатели задумываются о лучших человеческих качествах: самопожертвовании, милосердии, умению преданной любви и искренней веры в Бога.

Идеи и образ Сони

Соня – юная девушка в возрасте около восемнадцати лет, худенькая, голубоглазая и светловолосая. Она — дочь бывшего чиновника Мармеладова. После потери места на службе он начал беспрестанно пить, из-за чего его жена Катерина с детьми ведут нищенское существование и голодают.

Девушка жертвует чистотой своего тела ради того, чтобы обеспечить пропитание семьи, однако она не винит в этом Катерину Ивановну, которая заставила ее пойти на панель, а просто смиряется со своей судьбой.

Соня идет на грех ради семьи, но ей очень стыдно перед собой и перед Богом, в которого она глубоко верит.

Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит.

Каждый поступок кроткой и скромной девушки совершается не ради нее самой, а ради кого-то; несмотря на род своих занятий Соня предстает перед читателями как истинная христианка и праведница. В основе всех совершаемых девушкой действий лежит бесконечная, христианская любовь к ближним: из-за любви к отцу она дает ему деньги на выпивку, из-за любви к Раскольникову помогает ему очистить душу и едет с ним на каторгу.

Соня как путь к искуплению

Образ Сони Мармеладовой и ее идеи являются своеобразной противоположностью образу Родиона Раскольникова с его теорией. Девушка во всем руководствуется законом Божьим и поэтому не понимает идей молодого человека; для нее все люди – равны, и никто не может возвышаться над всеми и тем более отнимать чью-то жизнь.

Именно Соне Раскольников рассказывает о совершенном преступлении, и благодаря девушке он смог раскаяться и признаться в этом и следствию. Соня готова отправиться на каторгу вместе с ним, ведь она тоже переступила библейские заповеди и считает, что должна пострадать ради очищения.

“Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, — говорит ей Родион Раскольников. Сокаторжники молодого человека ощутили доброту и любовь ко всему окружающему, исходящие от Сони, относящейся ко всем с уважением, и потому полюбили ее.

Благодаря Соне Раскольников впоследствии смог раскаяться в своем поступке по-настоящему, обратиться к Богу и начать новую жизнь с новыми убеждениями.

Любимый герой Достоевского

Соня Мармеладова была одной из любимых героинь Федора Михайловича Достоевского. Через образ и убеждения девушки писатель открывает свои собственные мысли и идеи относительно веры в добро и в Бога, любви к людям и справедливости.

Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»

Источник: https://spadilo.ru/obraz-soni-marmeladovoj-prestuplenie-i-nakazanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector