Сочинение темные аллеи бунина (разум и чувство и тема любви)

Сочинение Темные аллеи Бунина (разум и чувство и тема любви)

 Любовь. Удивительное чувство, которое испытывает человек. Любовь делает его счастливым, вдохновляет на совершение порой немыслимых поступков, придаёт силы и уверенности, делает сильным. Как не пропустить это чувство, заметить, понять, что оно – навсегда, на всю жизнь, что оно является самым важным в жизни? К сожалению, не каждому дано такое понимание. Ошибка порой стоит счастья всей жизни.

Герой новеллы А. Бунина «Тёмные аллеи» Николай Алексеевич в молодости считал, что жизнь так длинна, что впереди ещё столько любви, что не понял, как важна была встреча в деревне с Надеждой.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Крепостная крестьянка вызвала интерес в нём, определённые эмоции, но он даже и не думал связывать свою жизнь с ней. Мимолётное увлечение – не более. Именно так представлял в молодости герой отношения с Надеждой и быстро забыл обо всём.

Однако именно эти чувства были в его жизни настоящими, искренними, именно они были залогом его счастья. Поздно понял герой об этом, только перешагнув своё шестидесятилетие. А жизнь-то почти прожита.

Семейные отношения не сложились, взаимопонимания ни с женой («изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя»), ни с сыном не было (сын был «без сердца, без чести, без совести».). Не было любви, а значит, и счастья.

Какой сильной по сравнению с героем выглядит Надежда! Она сумела встать на ноги, освободиться от крепостной зависимости, стать хозяйкой постоялого двора. Дела у неё идут хорошо. Героиня способна на сильное чувство. Пусть её любовь к Николаю безответна, но она согревает её душу, воспоминания о счастливых минутах наполняют смыслом жизнь.

Была у неё любовь, была и есть! А это главное. Даже Николая Алексеевича поразило то, что Надежда через всю жизнь пронесла любовь к нему: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!». «Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила»,- отвечает ему женщина, и это была правда.

Хотя Надежда так и не простила героя, его предательства (…простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»).

А её любимый даже в момент последней встречи оказался слабым, словно сбегал с постоялого двора, сославшись на спешку – больно ему было принять случившееся, осознать до конца, что во всём виноват только он сам.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Сочинение философская лирика тютчева

Оценим за полчаса!

Как грустно и безнадежно звучат слова Николая Алексеевич: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.» В душе каждого человека есть «тёмные аллеи» — такие её уголки, в которые заглядывает лишь он сам.

Одним воспоминания, хранящиеся там, приносят радость, хотя с некоторой грустью (как Надежде); другим же – боль от осознания того, что столько пропущено в жизни, не понято, не замечено вовремя, что столько сделано ошибок, а вернуть уже ничего нельзя (как Николаю Алексеевичу).

  • Любовь нужно беречь, ценить те мгновения, которые приносят радость ЕЙ и ЕМУ.
  • Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/1840-ege-2020-literatura-sochinenie-v-dekabre-on-i-ona-material-k-sochineniyu-argument-i-a-bunin-tjomnye-allei

"Темные аллеи": грамматика любви в творчестве Бунина

Новелла – это небольшая повесть, рассказ.

Любовь в произведениях Бунина

Бунин, как и многие писатели, не обошел стороной тему любви. Он старался показать ее во всех проявлениях и состояниях. Наиболее остро тема любви проявилась у Бунина в эмигрантский период.

Именно в эти годы медленного забвенья и одиночества он описал самые лучшие, самые нежные человеческие чувства. Писатель проявил все свои творческие способности, сумел проникнуть в самые сокровенные глубины сердца.

Для писателя истинная любовь схожа с вечной красотой природы.

Именно так раскрывается любовь в рассказе «Грамматика любви», в котором главный герой произведения Ивлев размышляет о любви. Ивлев заехал в дом недавно скончавшегося помещика Хвощинского, который когда-то был страстно в люблен в горничную Лушку, которая была «совсем нехороша собой», но при этом была необычайной девушкой.

Неожиданная смерть Лушки изменила Хвощинского – он затворился в доме, в комнате Лушки, и больше двадцати лет просидел на ее кровати. Как можно понять такое поведение человека – непонимание реальности или же помешательство? Писатель не дает на этот вопрос однозначного ответа.

Жизнь Хвощинского завораживает Ивлева, он понимает, что у этого человека появилось сложное чувство, вроде того чувства, которое довелось ему испытать при взгляде на святую реликвию.

Эти переживания побуждают главного героя купить книжку под названием «Грамматика любви», рассказы из которой раскрывают тайну этого великого и непостижимого чувства – всепоглощающей любви.

Сочинение Темные аллеи Бунина (разум и чувство и тема любви)

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Бунин в своих произведениях говорит о том, что такая необычайная любовь иногда кроме радости приносит и муки, и разочарования. По мнению писателя, любовь и смерть стоят где-то рядом. Такую трагическую историю он поведал в рассказе «Солнечный удар».

В произведении Бунин старается развить собственную философию любви. Любовь способна изменить течение жизни человека, внутренне его перевернуть, направить в другое направление. Он отмечает, что любовь – это трагедия уже в своей основе.

Цикл «Темные аллеи» является своеобразной энциклопедией любви. В эту книгу Бунин попытался вложить всю палитру сложных отношений между любящими и влюбленными героями. Различные оттенки чувств испытывающего это чувства человека поглощают и самого писателя, и его героев.

«Темные аллеи»: краткий анализ

Рассказ «Темные аллеи» был написан в 1938 году. Это произведение вошло в цикл рассказов «Темные аллеи». На момент написания этого произведения Бунин находился в оккупированном немцами небольшом французском городке Грасс. Именно здесь были созданы все лучшие произведения писателя. В эти страшные времена были созданы самые тонкие, самые пронзительные рассказы о любви.

В душе каждого есть такие места, куда человек заглядывает не так часто, но при этом испытывая особый трепет. В этих уголках души хранятся самые дорогие переживания, самые светлые воспоминания. Такие уголки души Бунин и называет «темными аллеями», когда дает название своему рассказу и одноименной книге.

«Темные аллеи» впервые был опубликован в 1943 году в нью-йоркском издании «Новая земля».

Ведущей темой произведения является тема любви. На этом прекрасном чувстве основаны все произведения цикла «Темные аллеи». Писатель был твердо убежден в том, что самое лучшее, что дано в жизни человеку – это любовь. Она является началом, сутью, смыслом всего, неважно, счастливая это история или трагическая. Если человек испытал это чувство, значит, жизнь его прожита не зря.

Ведущими мотивами рассказа Бунина являются:

  • Безвозвратность событий;
  • Человеческие судьбы;
  • Выбор, о котором пришлось пожалеть.

Замечание 1

Идея произведения заключается в том, что тот, кто любит, живет и дышит своей любовью, всегда будет в выигрыше. Любовь дает человеку силы идти дальше.

Герой рассказа Николай Алексеевич, который однажды сделал выбор в пользу здравого смысла, лишь в шестидесятилетнем возрасте понимает, что лучшим событием в его жизни была любовь к Надежде.

В сюжете рассказа ярко раскрывается тема выбора и его последствий. Человек всю свою жизнь прожил не с теми людьми и остался несчастлив.

Предательство и обман, которые он в молодости допустил по отношению к девушке, судьба возвращает ему бумерангом.

Интересным является факт, что в произведениях И. А. Бунина любовь и брак почти несовместимы. Он убежден, что там, где царит любовь, не имеет значения социальный статус, любовь уравнивает людей, стирает значимость чинов и сословий. У любви свои законы и приоритеты.

Замечание 2

«Темные аллеи» относятся к жанру рассказа. Ряд исследователей считают их новеллами.

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  • Приезд главного героя на постоялый двор;
  • Встреча с бывшей возлюбленной;
  • Отъезд героя из постоялого двора.

Главным героем рассказа «Темные аллеи» является Николай Алексеевич, высокий, стройный мужчина. Ему за шестьдесят. В молодости он был влюблен в крепостную женщину, однако женился на даме своего круга. Автор показывает его уставшим, нерешительным, несчастливым.

Герой пытается оправдаться, он хочет узнать, смогла ли простить его Надежда или нет. Он рассказывает женщине о своем неудавшемся браке и о том, что она – самое лучшее, самое светлое, что было в его жизни.

даже в поведении пожилого героя есть доля незрелости и трусости – сославшись на спешку, он сбегает с постоялого двора.

Надежда – умная, хозяйственная, работящая женщина 48 лет. Она честная, справедливая, предприимчивая. Надежда, для которой юношеская любовь стала смыслом жизни, так и не вышла замуж.

Женщина обладает сильной, волевой натурой. Простить бывшего возлюбленного Николая она не смогла. Образ Надежды вызывает у читателя симпатию.

Она не стыдится своей жизни, откровенная и прямолинейна, не увиливает, не уходит от ответов.

К второстепенным персонажам относятся:

  • Жена Николая Алексеевича – изменила, предала супруга, любившего ее, разрушила семью;
  • Кучер Клим, местный работник. Везет генерала к поезду. Он рассказывает о хозяйке постоялого двора;
  • Сын генерала – подлец, транжира, бестолковый сын, не имеющий ни чести, ни совести, ни уважения к старшим.

Тема любви, трагичность и драматизм сюжетов, неожиданные концовки – все это является характерным для произведений Бунина. В рассказе много лиризма – прошлое, эмоции, душевные искания и переживания. Отличительной особенностью рассказа является общая лирическая направленность.

Автор использует разнообразные художественные средства – яркие метафоры, точные эпитеты, олицетворения и сравнения. Прием параллелизма подчеркивает душевное состояние персонажей.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/temnye_allei_grammatika_lyubvi_v_tvorchestve_bunina/

Тема любви в рассказах И.А.Бунина «Солнечный удар» и «Темные аллеи»

Сочинение Темные аллеи Бунина (разум и чувство и тема любви)Признанный мастер художественного слова Иван Алексеевич Бунин в произведениях о любви предстает перед нами как психолог, умеющий удивительно тонко передать состояние раненной этим прекрасным чувством души. Обладающий редким талантом, способностью любить, писатель в своем творчестве исповедует собственную философию любви.

Читая рассказы И.А. Бунина, мы замечаем, что у автора любовь существует не в браке и семье и его не привлекает тихое семейное счастье.

Для него важна не столько долгая и безоблачная любовь, сколько кратковременная, как зарница, вспыхнувшая в темноте и погасшая, но оставившая в душе свой глубокий след.

Читайте также:  Сочинение идеальная школа

Любовь в рассказах писателя – трагедия, сумасшествие, катастрофа, огромное чувство, способное возвысить или уничтожить человека. Внезапная «вспышка» любви может случиться с каждым человеком и в любой момент.

Любовь – это страсть. К такому выводу мы приходим после знакомства с рассказом «Солнечный удар», героев которого вдруг настигла любовь. Любовь, у которой нет прошлого и будущего — есть только настоящее, только «сейчас». Женщина и мужчина не имеют даже имен – просто Она и Он. Для автора (да и читателя) это совсем не важно.

Не рассказывая о переживаниях героини после отъезда, писатель подробно описывает душевное состояние героя.

Случайная встреча с «прелестным, легким, маленьким созданием», неожиданное сильное чувство, нелепое расставание… А потом непонимание и душевная мука… «… совсем новое чувство…, которого совсем не было, когда они были вместе», появилось в душе поручика после этого, как он сначала думал, «забавного знакомства». То, что некоторые люди познают за годы, ему довелось пережить за одни сутки.

Возможно, этот день оказался одним из самых трудных в жизни главного героя. Огромная сила любви, словно солнечный удар, внезапно «сразила» его. Уезжает поручик из города словно другим человеком. В душе уже нет ни страсти, ни ненависти, ни любви, но, испытав смятение, ужас, отчаяние, он чувствует себя теперь «постаревшим на десять лет».

«Истинно волшебные» минуты жизни дарит человеку любовь, согревает душу светлыми воспоминаниями. Но есть в любви и свои «темные аллеи», поэтому она часто обрекает героев Бунина на страдания, не приводит их к счастью.

Не состоялось счастье главной героини новеллы «Темные аллеи». Безграничная любовь Надежды к своему барину навсегда сделала ее одинокой. Сохранившая еще и сейчас былую красоту женщина помнит о прошлом, живет воспоминаниями о нем.

Не погасла за долгие годы любовь в ее душе. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — признается она равнодушно оставившему ее тридцать лет назад Николаю Алексеевичу.

«Не было…ничего дороже…на свете в ту пору, так и потом» для Надежды, поэтому «никогда не могла» простить она своего обидчика.

Несмотря на то что нерешительному и тщеславному, склонному к сословным предрассудкам Николаю Алексеевичу трудно представить Надежду, содержательницу постоялой горницы, своей женой, грустно становится на его душе после неожиданной встречи с ней.

Шестидесятилетний военный понимает: лучшие мгновения жизни подарила ему эта когда-то стройная юная красавица. Вероятно, впервые он задумался о счастье, об ответственности за совершенные поступки.

Жизнь, от которой Николай Алексеевич давно отказался, останется теперь у него только в воспоминаниях.

Любовь у И.А.Бунина – то призрачное счастье, к которому человек стремится, но, к сожалению, очень часто упускает. В ней, как и в жизни, всегда противостоят светлые и темные начала. Но автор, подаривший нам замечательные произведения о любви, был убежден: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема Родины в творчестве С.Есенина

Источник: http://xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai/tema-lyubvi-v-rasskazah-bunina/

Тема любви в рассказе И. Бунина «Темные аллеи»

О любви можно говорить бесконечно. В центре вни­мания И. А. Бунина во всех рассказах цикла «Темные аллеи» — любовь мужчины и женщины. Но в каждом рассказе автор показывает разные оттенки этого чув­ства: это и платоническая любовь, и неуемная страсть, и измена, предательство, и любовь-самопо­жертвование,   и  любовь-вспышка и  многое-многое другое.

Один из самых лиричных рассказов цикла — рас­сказ «Темные аллеи», которым и открывается сбор­ник. Сюжет его незатейлив и прост. Николай Алек­сеевич, герой рассказа, называет произошедшее с ним пошлой, обыкновенной историей. Так ли это?

Теперь уже старик — военный, мужчина лет шес­тидесяти, он останавливается на постоялом дворе «от­дохнуть или переночевать, пообедать или спросить са­мовар». Николай Алексеевич еще не утратил своего обаяния и красоты, но автор подмечает его усталый взгляд.

Хозяйкой постоялого двора неожиданно для него оказывается его бывшая возлюбленная. Она ис­правно держит хозяйство, в горнице у нее «тепло, сухо и опрятно». Надежда «деньги дает в рост», бога­теет. Нравом крута, но справедлива.

Она тоже еще красива и привлекательна.

Герои не виделись тридцать лет, многое измени­лось в их жизни за эти годы. Надежда стала крепкой хозяйственницей, в быту у нее все ладится. А вот в личной жизни… Надежда одинока.

При встрече между героями состоялся не очень приятный для Николая Алексеевича разговор. Не­приятный, потому что тогда, тридцать лет назад, он бросил Надежду. Сама встреча со старой любовью ста­ла для героя потрясением. Тридцать лет назад герои­ня жила при господах, была крепостною. Она полюби­ла «Николеньку» и доверила ему свою «горячку». Что же имела героиня в ответ? Предательство.

Любила она всей душой, глубоко и страстно, как любят только раз в жизни, потому и теперь Надежда все еще одна. Ни забыть, ни простить Николая Алек­сеевича героиня не смогла.

Он же о содеянном, види­мо, долго не вспоминал. Женился, жену «без памяти любил. А та изменила, бросила».

Сын, которого герой «обожал» и на которого возлагал надежды, вырос «не­годяем, мотом, подлецом, без сердца, без чести, без со­вести».

Все в жизни возвращается человеку, и хорошее, и плохое. Вернулось и Николаю Алексеевичу. Никогда в жизни он не был счастлив и признает, что именно Надежда дала ему «лучшие минуты жизни», « и не лучшие, а истинно волшебные». В Надежде герой по­терял «самое дорогое, что имел в жизни».

А ведь счастье было так возможно! Но кажется ли оно возможным герою? Уезжая с постоялого двора, он пытается представить Надежду хозяйкой своего петер­бургского дома, матерью своих детей. Судя по тепе­решнему образу жизни героини, эта роль ей удалась бы. Но Николай Алексеевич, «закрывая глаза, качал головой».

Нет, он и теперь, осознавая, что жизнь про­шла впустую, не может побороть в себе те социальные предрассудки, которые тридцать лет назад помешали ему сделать правильный выбор. Он сломал чужую судьбу, сломал и собственную.

«Да, пеняй на себя»,— говорит герой себе, понимая, что винить в сложившей­ся ситуации ему некого, и тем не менее, он и сегодня, повторись прежняя история, поступил бы так же.

Характера Надежды, ее духовной сущности, Нико­лай Алексеевич так и не понял, ей, через всю жизнь пронесшей свое страдание, он говорит, что «с годами все проходит», «все забывается», что между ними произошла всего-навсего «история пошлая, обыкно­венная».

Источник: http://5litra.ru/soch/235-tema-lyubvi-v-rasskaze-i-bunina-temnye-allei.html

Тема любви в рассказах И. А. Бунина. Сочинение

Сочинение по творчеству И. А. Бунина на примерах рассказов “Холодная осень” и “Солнечный удар”.

Тема любви в рассказах И. А. Бунина

Любовь во все времена занимала ключевую позицию в творчестве многих писателе. Так это было и у И. А. Бунина.

В его произведениях ей отведена особая роль: любовь всегда трагична, она обнажает сокровенное, даже то, что человек хотел бы скрыть ото всех.

Об этом удивительном чувстве, способном принести как великое счастье, так и сильнейшие страдания, И. А. Бунин написал цикл рассказов “Темные аллеи”, каждый из которых понимание Бунинской любви с разных сторон.

В рассказе “Холодная осень” главная героиня полюбила мужчину, который вскоре погиб на войне. Он знал, что это может случиться, и советовал возлюбленной жить без него, порадоваться на свете, пока он будет ждать её на другой стороне.

Героиня живет, выходит замуж, заботится о племяннике своего мужа, но на собственном закате понимает, что время, прошедшее со смерти её истинной любви, жизнью назвать нельзя, это лишь существование.

Героиня спрашивает себя: “Да, и что же все таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер”. Она готова умереть, потому что смерть лучше жизни без любви. Рассказ заканчивается очень сильной фразой: “Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду”.

Она не боится смерти , она ждет её как спасения, возможности наконец быть с любимым, пусть и не в этой жизни.

Также явно трагичность любви в восприятии И. А. Бунина показана в его отдельном рассказе “Солнечный удар”. Это история двух уже зрелых людей, встретивших друг друга именно в тот жизненный момент, когда эта встреча была им необходима. В творчестве Бунина нет случайностей, это была судьба.

Но герои не подростки, женщина связана обязательствами, и, хотя читатель видит, что это истинная любовь, эта встреча не ведет абсолютно ни к чему.

Герои сходят с парома, чтобы хоть несколько часов быть вместе, однако, расставаясь с той, кого уже успел полюбить, поручик уже не знает, что делать в этом городе. “Все это было так глупо, так нелепо, что он бежал с базара”. Больше ни в чем нет смысла.

“Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет”. Любовь героев взаимна, их чувства искренние, однако их встреча ни к чему не ведет, оставляя в сердце сладкую горечь пережитых ими чувств.

“Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – говорит И. А. Бунин. В его понимании любовь чувство стихийное, человек не может его контролировать, но без него жизнь пуста и бессмысленна. Лучше сгореть от любви, разбить себе сердце, но полюбить, чем не испытать этого чувства вовсе!

Источник: https://otvetto.ru/notes/3975

Тема любви в рассказе и. а. бунина «темные аллеи»

ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА. Есть в литературе темы, которые считаются вечными. Они при­сутствуют в творчестве всех писателей и никогда не оставляли и не оставят равнодушным ни одного читателя. Эти темы волнуют каждо­го из нас, ставят перед нами вопросы, ответы на которые многие про­должают искать всю свою жизнь.

Одной из таких тем является тема любви.

Сколько чудесных строк, сколько великих произведений по­священо этому волшебному чувству! Сколько споров, раздумий вы­зывает оно! Сколько счастья дарит и сколько страданий приносит человеку! Тема любви стала центральной и в творчестве Ивана Алек­сеевича Бунина — одного из наиболее чутких художников слова.

Цикл «Темные аллеи» — последнее творение Бунина-прозаика, завершившее его шестидесятилетний творческий путь.

Сам писа­тель называл «Темные аллеи» книгой о любви и часто говорил о том, что для любви нет преград, что и в семнадцать, и в семьдесят лю­бят одинаково, что любовь, страдание и разлука связаны неразрыв­но.

Несовершенство жизни, сословные предрассудки, даже случай­ности определяют трагедийность любовных коллизий в его произ­ведениях. И все же писателю каждый раз удается остановить «пре­красное мгновенье». Не является исключением и рассказ «Темные аллеи», давший название целому циклу. Толчком к созданию этого

рассказа стала, по признанию автора, прямая ассоциация со стихот­ворением Огарева «Обыкновенная осень», строки из которого вспо­минает главный герой: «Кругом шиповник алый цвел, стояли тем­ных лип аллеи…»

Мы становимся свидетелями случайной встречи двух когда-то (тридцать лет назад) любивших друг друга людей — уже немоло­дого, но еще бравого офицера и красавицы-хозяйки постоялого дво­ра, тогда молодого барина и дворовой крестьянки.

Но если в стихот­ворении Огарева первая любовь давно забыта и совершенно не меша­ет обычному течению жизни героев, их «хладнокровным» встречам, то в рассказе Бунина все иначе. С самых первых строк возникает какое-то сложное чувство, словно предчувствие тягостного разоча­рования.

Это грустное настроение усиливают пейзажные зарисовки и тщательно подобранные выразительные детали: «холодное осен­нее ненастье», дорога, залитая дождями и изрезанная «многими черными колеями», «закиданный грязью тарантас», «тройка довольно простых лошадей, с подвязанными от слякоти хвостами». На этом невеселом фоне происходит знакомство с главным героем.

Николай Алексеевич — убеленный сединами, но еще чернобровый и моложа­вый «старик-военный»: стройная не по годам фигура, высокий рост, офицерская выправка, «красивое удлиненное лицо с темными гла­зами», обрамленное седыми слегка вьющимися у висков волосами и такими же белыми усами и бакенбардами.

Николай Алексеевич производит впечатление красавца-аристок- рата, «хозяина жизни»,способного противостоять окружающей бес­приютности.

Это чувство подчеркивается сходством с Александром II, которое было распространено среди военных в пору его царство­вания. Одно только выдает героя — его «строгий и вместе с тем усталый взгляд».

Надежда — «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина».

Простая чистая горница постоялого двора, где встретились Ни­колай Алексеевич и Надежда, как бы отгорожена от внешнего мира с его осенней непогодой, тревогами и волнениями.

В этой уютной комнатке, где было «тепло, сухо и опрятно» и так «сладко пахло щами», где приятно было отдохнуть с дороги, забыв на время о хо­лоде и ненастье, именно в этой горнице разыгрался последний акт жизненной драмы героев.

Много лет назад они были молоды, прекрасны душой и телом. Невзирая на разницу в социальном положении, они полюбили друг друга, полюбили пылко и страстно, как это бывает в юности. Нико- ленька, как Надежда тогда называла его, был пленен ее волшебной красотой. «Ах, как хороша ты была! — вспоминает он. — Как горя­ча, как прекрасна! Какой стан, какие глаза! Помнишь…»

Конечно, она все помнит. Да и как она могла забыть, ведь он был так «отменно» хорош собой, такие прекрасные стихи ей читал про «томные аллеи»… Это ему она отдала и «свою красоту», и «свою горячку», а он ее так «бессердечно» бросил. «Сколько раз… хотела руки на себя наложить от обиды одной, уж не говоря обо всем прошлом». «Как же можно такое забыть», — вздыхает Надежда.

Всего несколько торопливых реплик, несколько взглядов, а пе­ред нами проносятся вся жизнь героини. Вскоре после разлуки с любимым Надежда получила вольную. При ее красоте, молодости, обретенной свободе она могла выйти замуж, нарожать детей, найти свое счастье с другим. Но не сделала этого, «не могла». «Отчего не могла? — изумляется Николай Алексеевич.

— Что ты хочешь ска­пать?» — «Что ж тут объяснять? Небось, помните, как я вас люби­ла», — звучит ответ. Эти простые слова заставили Николая Алексе­евича покраснеть, почувствовать давно забытое волнение, задумать­ся о прожитой жизни. «…Он покраснел до слез, нахмурясь, опять зашагал… — Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все.

Читайте также:  Любовь к природе - сочинение-рассуждение

История пошлая, обыкновенная.

С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». — «Что кому Бог дает, Нико­лай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело».

Он поднял голову, остановившись, болезненно усмехнулся: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» — «Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила.

Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…»

В образах и взволнованных речах героев перед нами предстают неисповедимые пути любви, самой жизни и человеческой души, с лабиринтами их бессознательных движений и «темных аллей».

Герои рассказа давно расстались, но Надежда, сохранившая лю­бовь в своем сердце, сумела сберечь себя как личность и жизнь про­жить достойную. Она содержит постоялый двор, «деньги в рост дает», «богатеет», но живет по совести, строга и справедлива, за это люди ее уважают.

Николай Алексеевич, «оскорбительно» бросивший ее из-за пред­рассудков общества, напротив, наказан жизнью сполна. «Никогда я не был счастлив, — признается он бывшей возлюбленной. — Жену без памяти любил, а она обманула, изменила, бросила».

Сын, которого обожал и на которого возлагал большие надежды, вырос негодяем, наглецом, «без сердца, без чести, без совести». Ни­колай Алексеевич совершенно искренне признается Надежде: «Ду­маю, что… потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни». « …Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила».

Но Надежда не про­стила его, не смогла забыть нанесенную обиду именно потому, что старая любовь и поныне жива в ее сердце: как в юности у нее не было никого дороже Николеньки, «так и потом не было» и никогда не будет.

И именно потому, что все еще любила, она подошла и на прощание «поцеловала у него руку, а он поцеловал у нее…».

Когда тройка навсегда уносила Николая Алексеевича прочь от постоялого двора и от Надежды, он пребывал в смятении.

Toхмуро думал: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!», то со сты­дом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у нее руку, и тут же стыдился своего стыда.

«Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?.. Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!.. »

Но не случайно в самом начале рассказа мы испытывали грусть от предстоящего разочарования. «…Боже мой, что же было бы даль­ше? — спрашивает себя герой.

— Что, если бы я не бросил ее? Ка­кой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой гос­тиницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей? И, закрывая глаза, качал головой».

А Надежда еще долго стояла у окна, провожая взглядом свою любовь, свое несостоявшееся счастье.

В новеллах цикла «Темные аллеи» как бы сталкиваются и спорят между собой два голоса: один утверждает, что любовь, как и все остальное на свете, проходит, другой же — что любовь остает­ся в душе навсегда. В заглавном рассказе цикла эти два голоса осо­бенно слышны. Мы стали свидетелями не эпизода из «обыкновен­ной» «пошлой» истории, а события, всколыхнувшего души героев.

Случайная встреча пробудила у Надежды воспоминания остав­ленной, но всю жизнь продолжавшей любить женщины, у Николая Алексеевича, когда-то бессердечно ее бросившего и теперь неожи­данно для себя признавшегося, что он потерял в ней «самое дорогое, что имел в жизни», — горестное сожаление о безвозвратно утерян­ном счастье. Герои «Темных аллей», хочет сказать нам автор, не вла­стны над собой, как и любой человек не волен в своей любви, они не могли контролировать свои чувства, а потому теперь так несчастны. Ведь жизнь души неподвластна разуму, она неизъяснима.

Источник: https://prepodka.com/tema-lyubvi-v-rasskaze-i-a-bunina-temn/

Лики любви…(По рассказу И. А. Бунина "Темные аллеи")

   А вы никогда не задумывались, сколько бывает ликов у любви? Ведь она предстает всегда в новом обличие: счастливая и единственная, безвозмездная и увлекающая,  смешная и слепая, необходимая и жестокая. Любовь у всех разная, но у каждого своя.

Не могли определить, что такое это чувство и  многие знаменитые философы, писатели, поэты, не могли потому, что « у любви, — по словам К. Г. Паустовского, — тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание».

Тысячи аспектов и есть лики любви!

 Слова К. Г. Паустовского перекликаются со строчкой из рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи»: «  Всякая любовь — великое счастье, даже если она и не разделена». В этом произведении рассказывается, как молодой барин Николай Алексеевич бросает девушку Надежду. Для него эта история пошлая и обыкновенная, а для нее – глубокое чувство: ведь она любила его «весь век».

У автора любовь не переходит в семейное русло, не разрешается  счастьем и покоем. Герой рассказа не может связать себя семейными узами с крестьянкой, но, женившись на женщине своего круга по большой любви, он не обретает семейного счастья. Жена изменит и бросит его еще оскорбительнее, чем он когда-то бросил Надежду.

А сын, на которого он возлагал столько надежд,  вырастет негодяем, наглецом без чести и совести. 

Девушка-крестьянка, получив от родителей Николая вольную, станет хозяйкой теплой, сухой, опрятной гостиницы, куда однажды в осенний ненастный день, спустя 30 лет после их расставания, на своем тарантасе приедет ее бывший возлюбленный.  Он  даже подумать не мог, что встретит в этой гостинице, куда завернул поесть и отдохнуть, Надежду.

Увидев ее, узнав, Николай Алексеевич начнет  задавать хозяйке вопросы. Услышав, что она так и не вышла замуж,  потому что  уж очень его любила, растерявшись от неожиданности, этот статный военный вдруг пробормочет: «Все проходит, мой друг. Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит».

У других, может быть, и проходит, но не у неё. Надежда жила той своей любовью всю жизнь. Знала, что давно нет его прежнего, что для него словно бы ничего и не было, а все равно любила. Поздно теперь укорять, но как бессердечно он её тогда бросил… Сколько раз женщина хотела руки на себя наложить! Но чувство к барину, память о нем давали силы жить дальше.

Как приговор легкомысленному мужчине, звучат слова Надежды: 

— Все проходит, да не все забывается. 

-Уходи, — скажет он, отворачиваясь и подходя к окну. — Уходи, пожалуйста. Прижав платок к глазам, он прибавит: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Нет, она его не простила, и простить никогда не могла. Нельзя ей его простить… 

» Темные аллеи»- это рассказ о безответной и несчастной любви, по глубокому убеждению автора, любви, которая есть  «великое счастье»…Любви, которая предстает в своем лике перед читателем вот уже несколько десятилетий…(447 слов)

 Даша

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-2016/lyubov/2230-liki-lyubvi

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»

Сборник рассказов «Темные аллеи», созданный в годы второй мировой войны в эмиграции, Бунин считал самым лучшим, что написал в жизни. Чистым родником душевного подъема был он для писателя в это непростое время.

Тема любви объединяет все новеллы цикла. Часто это чувство трагично. Оно не приносит ни «счастья», ни «несчастья». Но катастрофичность — в самой природе любви, по мысли И. А. Бунина.

Что такое неразделенная любовь? Можно ли задержать, продлить, вернуть ее?

Автор не дает ответа на такие вопросы. Любовь — неподвластное разуму чувство, ее нельзя поймать, остановить. Это дар, недоступный анализу.

  • Рассказ «Темные аллеи», давший название сборнику, был написан, по признанию самого Бунина, «очень легко, неожиданно».
  • Писатель вспоминает: «Перечитывал стихи Огарева и остановился на известном стихотворении:
  • Была чудесная пора
    Они на берегу сидели,
    Во цвете лет была она,
    Его усы едва чернели…
    Кругом шиповник алый цвел,
  • Стояла темных лип аллея…»

Так возникает образ «темный аллей», его первоначальное значение. Впоследствии приходит мысль о «темных аллеях» человеческой души, ее непостижимости.

История отношений Надежды и Николая Алексеевича, героев рассказа «Темные аллеи», проста, как сама жизнь. Через тридцать лет встретились люди, когда-то очень любившие друг друга.

Она — хозяйка «частной горницы» при почтовой станции, он — «стройный старик-военный», остановившийся в осеннее ненастье отдохнуть и пообедать.

Владелицей теплой и опрятной горницы оказалась Надежда, «красивая не по возрасту женщина», темноволосая, «с темным пушком на верхней губе».

Она узнала бывшего возлюбленного сразу, сказала, что замуж не выходила, потому что любила всю жизнь его, несмотря на то что «бессердечно» он ее бросил. Простить же так и не смогла. Николай Алексеевич женился, как ему казалось, по любви, но счастлив не был: оставила жена, изменив тому, который ее «без памяти любил», сын вырос «негодяем» и «мотом».

Вот, кажется, и вся история, в которой поправить ничего нельзя. Да и надо ли что-то менять? Есть ли в этом смысл? На такие вопросы Бунин не дает ответов. Мы же не знаем, что было в прежней жизни наших героев.

Однако думается, что легким флиртом казались тогда Николаю Алексеевичу отношения с крепостной красавицей Надеждой.

Он и теперь недоумевает: «Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

У Надежды же ничего не осталось в жизни, кроме воспоминаний о первой любви, хотя она крепко живет, «деньги в рост дает». Ее уважают за справедливость, за прямоту, за ум. Бывшая крепостная осталась нравственно цельной, заставила уважать себя.

Николай Алексеевич уехал, не справившись с нахлынувшими чувствами, вспоминая волшебные стихи, которые когда-то читал любимой: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…»

Значит, след в душе остался достаточно глубокий, не отступали воспоминания. Да и кому не лестно быть единственным в жизни? Заноза в сердце засела крепко, теперь уже навсегда. А как же иначе? Ведь выяснилось, что больше любви и не случилось. Шанс дается только один раз.

Им нужно было воспользоваться, пережив, возможно, разрыв с родными, непонимание и осуждение друзей, а может, и отказавшись от карьеры. Все это по плечу настоящему Мужчине, способному любить и защищать свою Женщину.

Для такого нет сословных различий, он не принимает закон общества как обязательный, а бросает ему вызов.

Но наш герой не может ни понять, ни оценить своих поступков, поэтому покаяния не происходит. Зато любовь живет в сердце Надежды, которая не опускается до упреков, жалоб, угроз. Она полна человеческого достоинства и благодарна судьбе, подарившей ей на закате дней встречу с тем, которого она когда-то «Николенькой звала», которому отдала «свою красоту, свою горячку».

Истинная любовь ничего не требует взамен, ничего не просит. «Любовь прекрасна», ибо только любовью можно ответить на любовь…

Источник: https://sochineniya-na5.ru/tema-lyubvi-v-rasskaze-i-a-bunina-temnye-allei/

Сочинения на Getsoch.ru

Любовь как духовное возрождение в рассказах И.А. Бунина (цикл «Темные аллеи»)

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Главным достижением своего творчества И.А. Бунин всегда считал цикл рассказов «Темные аллеи». Здесь писатель затронул тему любви, которая была занимала особое место на протяжении всей жизни. 

      Мне хотелось бы подробнее рассказать о специфике любви в произведениях Ивана Алексеевича. Автор изображал высокое чувство с огромной художественной силой, которая, безусловно, подчинялась неведомым законам души человека.

Любовь дано испытать отнюдь не всем, а лишь тем, кто способен открыть тайны своего сердца. В понимании И.А. Бунина, синонимом слову «любовь» является слово «трагедия».

Писатель ничуть не сомневался в своей так называемой теории, доказывал её на примере своих произведений. 

       Рассмотрим вышесказанное на примере рассказа «Тёмные аллеи», в котором конкретно обозначаются тема и проблема сборника в целом. И.А. Бунин пытается донести до читателя мысль о том, что жизнь быстротечна, всё окружающее развивается, преобразуется в новые формы мироздания. Кроме того, каждый из нас не в силах изменить свою судьбу, так как это попросту невозможно.

       Но, несмотря на всё вышесказанное, любовь также рассматривается автором как духовное возрождение человека. Она способна преобразить людей, сделать их намного чувственней. Ярким примером этому является рассказ «Чистый понедельник», в котором рассматриваются отношения между мужчиной и женщиной.

Молодой человек, влюбленный в девушку, считал, что её прельщает лишь весёлая, богатая светская жизнь. Вместе с тем, она, будучи крайне образованной, проводила свободное время среди книг.

Но порой девушка уходила глубоко в себя, оставалась наедине со своими мыслями: “похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом”.

Казалось бы, как такая противоречивая натура могла привлечь молодого человека, который восторгался возлюбленной, видел в ней идеал женщины? Скорее всего, всему виной искреннее чувство. В конце произведения мы узнаем, что девушка обращается к религии, вере в Бога.

Такой исход событий, пожалуй, никто не мог даже предположить. Н мой взгляд, это может говорить о том, что каждый человек таит в себе совсем другой мир, полный загадок и тайн. Душа и любовь всегда стоят на одной ступени, дополняют друг друга. Ведь, не имея души, мы не в состоянии искренне, беззаветно любить. 

      В заключение, хочу сказать, что цикл рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи» оказывает большое влияние на читателя. Здесь любовь очень многогранна: это одновременно и трагедия, и возрождение человеческой души.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/144-lyubov-kak-dukhovnoe-vozrozhdenie-v-rasskazakh-i-a-bunina-tsikl-temnye-allei.html

Ссылка на основную публикацию